Пример женской исповеди. Исповедь в церкви, что говорить — образец

Простые правила для исповеди

Исповедь, особенно, если она связана с постом, милостыней, усердной молитвой, возвращает человека в состояние, в котором пребывал Адам до грехопадения.

Исповедоваться можно в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме — во время богослужения или в специально назначенное священником время. Исповедующийся должен быть крещёным, членом Православной церкви, признающим все основы православного вероучения и раскаивающимся в своих грехах.

При подготовке к исповеди церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила — нужны вера и покаяние. Однако рекомендуется почитать покаянные молитвы, возможен и пост.

Кающийся должен исповедать свои грехи. Нужно показать общее осознание своей греховности, особо выделяя наиболее свойственные ему страсти и немощи (например: маловерие, сребролюбие, гневливость и тому подобное); а также назвать те конкретные грехи, которые он за собой видит, и особенно те, которые наиболее тяготят совесть.

ВОСЕМЬ ГЛАВНЫХ СТРАСТЕЙ

(подумай: не отягощают ли тебя эти грехи)

1 . Чревообъядение: Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности Богу, Церкви, добро-детели и людям.

2. Любодеяние: Блудное разжжение, блудные ощущения и положения души и серд-ца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Не-хранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляю-щая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные.

3. Сребролюбие: Любление денег, вообще любление имущества движимого и не-движимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах к обо-гащению. Мечтание о богатстве. Опасение старости, нечаянной ни-щеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на Его Промысл. Пристрастия или болезненная, из-лишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу сво-боды. Увлечение суетными попечениями. Любления подарков. При-своение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

4. Гнев: Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и от-мщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума; непри-стойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

5. Печаль: Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обето-ваниях Божиих, неблагодарение Бога за все случающееся, малоду-шие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

6. Уныние: Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непре-станной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспеш-ность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излиш-нее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехожде-ние с места на место. Частые выходы из кельи, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и про-чих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточе-ние. Нечувствие. Отчаяние.

7. Тщеславие: Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, прият-ности голоса и прочим качествам тела. Расположение к гибнущим наукам и искусствам сего века, искание успеть в них для приобрете-ния временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Сокры-тие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

8. Гордость: Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омра-чение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, раз-вратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души. Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Краткий перечень грехов.

  • Нужно каяться в грехах, совершенных делом, словом, в помыслах.
  • Вспоминайте грехи за время, прошедшее после предыдущей исповеди или, если никогда не исповедовались, за время, прошедшее после крещения.
  • Если вас крестили во младенчестве, старайтесь вспоминать лет с шести.
  • «Поминутно» и в подробностях вспоминать и рассказывать не нужно. Достаточно сказать, что такой-то грех, так или иначе, случался в жизни. Делом, словом, в помыслах.
  • На исповеди не оправдывайтесь, а только кайтесь.
  • Исповедуясь, старайтесь говорить по делу, не отвлекаясь на посторонние темы.
  • Не утаивайте грехов. Это делает исповедь не действительной и удваивает греховную тяжесть на душе.
  • Не пытайтесь «быстро отделаться» сказав: «Грешен во всём!» . Нужно обязательно разобраться, в чём именно, чтобы выявить свои духовные болезни - причины жизненных проблем, и осознанно начать их врачевание.
  • Пост, в смысле приёма пищи, перед исповедью не обязателен.
  • Если вы уже исповедовали какой-то грех и более его не совершали, повторяться не надо.
  • Грешно продолжать терзаться о том, в чём вы уже покаялись на исповеди. Это проявление маловерия.
  • Неверие, маловерие, сомнения в существовании Бога, в истинности православной веры.
  • Не соблюдение Закона Божия.
  • Обида на Бога.
  • Оскорбление Бога, Пресвятой Богородицы, святых, святой Церкви. Упоминание Имени Божиего напрасно, без благоговения.
  • Осуждение священнослужителей.
  • Забота только о земной жизни.
  • Несоблюдение молитвенного правила, постов и других церковных установлений.
  • Непосещение или редкое посещение храма.
  • Некрещение детей. Воспитание детей вне православной веры.
  • Неисполнение обещаний, данных Богу.
  • Работа в воскресенье и в дни больших церковных праздников.
  • Неоказание молитвенной помощи ближним. Живым и усопшим.
  • Неприобщение или редкое приобщение к таинствам покаяния, причащения, соборования.
  • Отсутствие христианской любви.
  • Недостаток добрых дел. Неоказание посильной помощи Церкви.
  • Совершение уголовных преступлений.
  • Человекоубийство, аборты. Покушение на убийство или самоубийство.
  • Гордость. Осуждение. Обида, не желание примириться, простить. Злопамятность.
  • Зависть . Злоба, ненависть.
  • Ложь, обман.
  • Злословие, сплетни. Ругань, сквернословие. Причинение вреда, ущерба. Оскорбление, нанесение обид.
  • Неисполнение родительского долга. Неисполнение долга перед родителями
  • Любая недобросовестность.
  • Отсутствие милосердия, неоказание помощи нуждающимся.

Скупость, корыстолюбие, стяжательство, взяточничество.

  • Расточительность.
  • Ошибочные суждения о жизни, распространение своих заблуждений.
  • Соблазнение на любой грех. Приобщение, в любой форме, к заблуждениям и лжеучениям:

разные философские системы; расколы, ереси и секты в христианстве;

другие верования — иудаизм, ислам, буддизм, индуизм и их ответвления;

про. секты - сатанизм, дианетика (сайентология), мармоны, свидетели Иеговы, йога, медитация, и т.п., «оздоровительные» системы, ложные направления в психологии и

- Суеверие. Вера в приметы, толкование снов, соблюдение языческих обрядов и праздников.

  • Вступление в прямое общение с нечистой силой. Гадания, колдовство, заговоры, привороты, магия.
  • Любые игры и действия с картами.
  • Пьянство, наркомания, курение.
  • Блуд. (Удовлетворение половой потребности незаконно, то есть, вне брака или в извращенной форме.)
  • Несохранение брака. Развод.
  • Уныние, печаль. Чревоугодие. Лень. Самооправдание.
  • Нежелание трудиться для своего спасения.

По окончании исповеди можно сказать так: согрешил(а) делом, словом, в помыслах, всеми чувствами души и тела. Не перечислить всех моих грехов, по множеству их. Но во всех своих грехах, как в высказанных, так и в забытых я раскаиваюсь.

Боже! Милостив буди мне грешному (грешной)

Таинство исповеди - испытание для души. Она состоит из желания покаяться, словесного исповедания, раскаяния в прегрешениях. Когда человек идет против законов Божьих, он постепенно разрушает свою духовную и физическую оболочку. Раскаяние помогает очиститься. Оно примиряет человека с Богом. Душа исцеляется и получает силы для борьбы с грехом.

Исповедь позволяет рассказать о своих проступках и получить прощение. В волнении и страхе можно забыть то, в чем хотелось покаяться. Список грехов для исповедислужит напоминанием, подсказкой. Его можно зачитать полностью или использовать как план. Главное, чтобы исповедь была искренней и правдивой.

Таинство

Исповедь - главная составная покаяния. Это возможность попросить прощения за свои грехи, очиститься от них. Исповедь придает духовные силы для противостояния злу. Грех - это расхождение в мыслях, словах, поступках с Божьим соизволением.

Исповедь - искреннее осознание нечестивых поступков, желание избавиться от них. Как бы ни было трудно и неприятно о них вспоминать, следует подробно рассказать о своих грехах священнослужителю.

Для этого таинства необходима полная взаимосвязь чувств и слов, потому что будничное перечисление своих грехов не принесет истинного очищения. Чувства без слов так же безрезультатны, как и слова без чувств.

Существует список грехов для исповеди. Это большой перечень всех непотребных действий или слов. В его основе лежат 7 смертных грехов и 10 заповедей. Жизнь человека слишком многообразна, чтобы быть абсолютно праведной. Поэтому исповедь - возможность раскаяться в грехах и постараться не допустить их в будущем.

Как подготовиться к исповеди?

За несколько дней должна проходить подготовка к исповеди. Список греховможно написать на листке бумаги. Следует почитать специальную литературу о таинствах исповеди и причащения.

Не следует искать оправдания грехам, нужно осознавать их нечестивость. Лучше всего анализировать каждый свой день, разбирая, что было хорошо, а что плохо. Такая ежедневная привычка поможет внимательнее относиться к мыслям, действиям.

До исповеди следует помириться со всеми, кто был обижен. Простить тех, кто обидел. До исповеди необходимо усилить молитвенное правило. Добавить к ежевечернему прочтению Покаянный канон, каноны Богородице.

Следует разделять личное покаяние (когда человек мысленно раскаивается в своих поступках) и таинство исповеди (когда человек рассказывает о своих грехах в желании очиститься от них).

Присутствие стороннего лица требует морального усилия для осознания глубины проступка, заставит через преодоление стыда более глубоко взглянуть на неправые действия. Поэтому так необходим список грехов для исповеди в православии.Он поможет выявить то, что было забыто или хотелось скрыть.

Если возникли затруднения в составлении перечня греховных действий, можно приобрести книгу «Полная исповедь». Она есть в каждой церковной лавке. Там подробно расписан полный список грехов для исповеди,особенности таинства. Опубликованы образцы исповеди и материалы для подготовки к ней.

Правила

Есть тяжесть на душе, хочется выговориться, попросить прощения? После исповеди становится гораздо легче. Это открытое, искреннее признание и раскаяние в совершенных проступках. До 3-х раз в неделю можно ходить на исповедь. Желание очиститься от грехов поможет преодолеть чувство скованности и неловкости.

Чем реже исповедь, тем сложнее упомнить все события, мысли. Оптимальный вариант для проведения таинства - один раз в месяц. Помощь в исповеди - список грехов -подскажет необходимые слова. Главное, чтобы священнику стала понятна суть проступка. Тогда наказание за грех будет оправданным.

После исповеди священник накладывает в сложных случаях епитимью. Это наказание, отлучение от святых таинств и Божьей благодати. Его длительность определяет священник. В большинстве случаев кающемуся предстоят нравственно-исправительные работы. Например, пост, чтение молитв, канонов, акафистов.

Иногда список грехов для исповеди зачитывает батюшка. Можно самостоятельно написать перечень того, что было совершено. Лучше приходить на исповедь после вечерней службы или утром, перед литургией.

Как проходит таинство

В некоторых ситуациях следует пригласить батюшку для исповеди на дом. Это делается в том случае, если человек серьезно болен или находится при смерти.

Войдя в храм, необходимо занять очередь для исповеди. Во все время таинства на аналое лежат крест и Евангелие. Это символизирует незримое присутствие Спасителя.

До начала исповеди батюшка может начать задавать вопросы. Например, о том, как часто произносятся молитвы, соблюдаются ли церковные правила.

Затем начинается таинство. Лучше всего заготовить свой список грехов на исповедь. Образец его всегда можно приобрести в церкви. Если грехи, прощенные на предыдущей исповеди, были повторены, то следует снова их упомянуть - это считается более тяжкой провинностью. Не следует что-либо утаивать от батюшки или говорить намеками. Следует простыми словами внятно объяснить те грехи, в которых раскаиваетесь.

Если батюшка разорвал список грехов для исповеди,значит, таинство закончено и дано отпущение. Священник накладывает на голову кающегося епитрахиль. Это означает возвращение Божьей милости. После этого целуют крест, Евангелие, что символизирует готовность жить по заповедям.

Готовимся к исповеди: список грехов

Исповедь предназначена для осмысления своего греха, желания исправиться. Человеку, далекому от церкви, сложно понять, какие действия следует считать нечестивыми. Для того и существуют 10 заповедей. В них четко прописано, чего делать нельзя. Список грехов для исповеди по заповедям лучше подготовить заранее. В день совершения таинства можно разволноваться и все забыть. Поэтому следует спокойно за несколько дней до исповеди еще раз перечитать заповеди и записать свои грехи.

Если исповедь первая, то самостоятельно разобраться в семи смертных грехах и десяти заповедях непросто. Поэтому следует заранее подойти к батюшке, в личной беседе рассказать о своих затруднениях.

Список грехов для исповеди с объяснением грехов можно приобрести в церкви или найти на сайте своего храма. В расшифровке подробно расписаны все предположительные грехи. Из этого общего списка следует вычленить то, что было совершено лично. Затем записать свой перечень проступков.

Грехи, совершенные против Бога

  • Неверие в Бога, сомнения, неблагодарность.
  • Отсутствие нательного крестика, нежелание защищать веру перед хулителями.
  • Клятвы именем Бога, произнесение имени Господа всуе (не во время молитвы или бесед о Боге).
  • Посещение сект, ворожба, лечение всевозможными магиями, чтение и распространение лжеучений.
  • Азартные игры, мысли о самоубийстве, сквернословие.
  • Непосещение храма, отсутствие ежедневного молитвенного правила.
  • Несоблюдение постов, нежелание читать православную литературу.
  • Осуждение священнослужителей, мысли о мирском во время богослужения.
  • Пустая трата времени на развлечения, просмотр телевизора, бездействие у компьютера.
  • Отчаяние в трудных ситуациях, излишняя надежда на себя или чью-либо помощь без веры в промысел Божий.
  • Утаивание грехов на исповеди.

Грехи, совершенные против ближних людей

  • Вспыльчивость, гнев, высокомерие, гордость, тщеславие.
  • Ложь, невмешательство, насмешки, скупость, расточительность.
  • Воспитание детей вне веры.
  • Невозвращение долгов, неуплата за труд, отказ от помощи просящим и нуждающимся.
  • Нежелание помогать родителям, неуважение к ним.
  • Воровство, осуждение, зависть.
  • Ссоры, употребление спиртного на поминках.
  • Убийство словом (клевета, доведение до самоубийства или болезни).
  • Убийство ребенка во чреве, склонение других к аборту.

Грехи, совершенные против себя

  • Сквернословие, самолюбие, празднословие, сплетни.
  • Желание наживы, обогащения.
  • Выставление напоказ добрых поступков.
  • Зависть, ложь, пьянство, чревоугодие, употребление наркотиков.
  • Блуд, прелюбодеяние, кровосмешение, рукоблудие.

Список грехов для исповеди женщины

Это весьма деликатный список, и многие женщины отказываются от исповеди, ознакомившись с ним. Не следует доверять любой прочитанной информации. Даже если брошюра со списком грехов для женщины приобреталась в церковной лавке, обязательно обратите внимание на гриф. Должна стоять надпись «рекомендовано издательским советом Русской православной церкви».

Священнослужители не разглашают тайну исповеди. Поэтому лучше всего проходить таинство с постоянным духовником. Церковь не вторгается в сферу интимных супружеских отношений. Вопросы контрацепции, которая иногда приравнивается к аборту, оптимально обсудить со священником. Существуют средства, которые не обладают абортирующим действием, а лишь предотвращают зарождение жизни. В любом случае все спорные вопросы следует обсудить с супругом, врачом, духовником.

Вот список грехов для исповеди (краткий):

  1. Редко молилась, не посещала церковь.
  2. Больше думала о мирском во время молитвы.
  3. Допускала половую жизнь до брака.
  4. Аборты, склонение к ним других.
  5. Имела нечистые мысли, желания.
  6. Смотрела фильмы, читала книги порнографического содержания.
  7. Сплетни, ложь, зависть, лень, обиды.
  8. Излишнее обнажение тела для привлечения внимания.
  9. Боязнь старости, морщин, мысли о самоубийстве.
  10. Пристрастие к сладостям, алкоголю, наркотикам.
  11. Избегание помощи другим людям.
  12. Обращение за помощью к гадалкам, ворожеям.
  13. Суеверие.

Список грехов для мужчины

Идут споры о том, следует ли готовить список грехов для исповеди. Кто-то считает, что такой перечень вредит таинству и способствует формальному зачитыванию провинностей. Главное в исповеди - осознать свои грехи, покаяться и не допустить их повторения. Поэтому список грехов может быть краткой памяткой или отсутствовать вовсе.

Формальная исповедь не считается действительной, так как в ней нет раскаяния. Возврат после таинства к прежней жизни добавит лицемерия. Равновесие духовной жизни состоит в понимании сути покаяния, где исповедь - только начало осознания своей греховности. Это длительный процесс, состоящий из нескольких этапов внутренней работы. Созидание духовных ресурсов - это систематическая настройка совести, ответственность за свои отношения с Богом.

Приведем список грехов для исповеди (краткий) для мужчины:

  1. Святотатство, разговоры в храме.
  2. Сомнение в вере, загробной жизни.
  3. Кощунство, насмешки над убогими.
  4. Жестокость, лень, гордыня, тщеславие, алчность.
  5. Уклонение от службы в армии.
  6. Избегание нежелательной работы, отлынивание от обязанностей.
  7. Оскорбления, ненависть, драки.
  8. Клевета, разглашение чужих слабостей.
  9. Соблазнение на грех (блуд, пьянство, наркотики, азартные игры).
  10. Отказ в помощи родителям, другим людям.
  11. Воровство, бесцельное коллекционирование.
  12. Склонность к хвастовству, спорам, унижению ближнего.
  13. Наглость, хамство, презрение, фамильярность, малодушие.

Исповедь для ребенка

Для ребенка таинство исповеди можно начать с семи лет. До этого возраста к Причастию дети допускаются без этого. Родители должны подготовить ребенка к исповеди: объяснить суть таинства, рассказать, для чего оно проводится, вспомнить вместе с ним возможные прегрешения.

Чаду надо дать понять, что искреннее раскаяние и есть подготовка к исповеди. Список греховребенку лучше написать самому. Он должен осознать, какие действия были неправильными, постараться не повторять их впредь.

Старшие дети сами принимают решение о том, исповедоваться или нет. Не стоит ограничивать свободу воли ребенка, подростка. Личный пример родителей гораздо важнее всех бесед.

Малыш должен вспомнить свои грехи перед исповедью. Список их можно составить после того, как ребенок ответит на вопросы:

  • Как часто читает молитву (утром, вечером, перед едой), какие знает наизусть?
  • Ходит ли в церковь, как ведет себя на службе?
  • Носит ли нательный крестик, отвлекается или нет во время молитв и богослужений?
  • Обманывал когда-нибудь родителей или батюшку во время исповеди?
  • Не гордился ли своими успехами, победами, не зазнавался ли?
  • Дерется или нет с другими детьми, не обижает ли малышей или животных?
  • Ябедничает ли на других детей, чтобы выгородить себя?
  • Совершал ли воровство, завидовал ли кому-нибудь?
  • Смеялся ли над физическими недостатками других людей?
  • Не играл ли в карты (курил, выпивал спиртное, пробовал наркотики, сквернословил)?
  • Ленится или помогает родителям по дому?
  • Не притворялся ли больным во избежание своих обязанностей?
  1. Человек сам определяет - исповедоваться ему или нет, сколько раз посещать таинство.
  2. Следует подготовитьсписок грехов на исповедь. Образецлучше взять в том храме, где будет происходить таинство, или самостоятельно его найти в церковной литературе.
  3. Оптимально ходить на исповедь к одному и тому же священнослужителю, который станет наставником, будет способствовать духовному росту.
  4. Исповедь совершается бесплатно.

Предварительно нужно поинтересоваться, по каким дням проходят исповеди в храме. Одеться следует подобающим образом. Для мужчин - рубашка или футболка с рукавами, брюки или джинсы (не шорты). Для женщин - платок на голове, отсутствие косметики (хотя бы помады), юбка не выше колен.

Искренность исповеди

Священник как психолог может распознать, насколько искренен человек в своем раскаянии. Бывает исповедь, оскорбляющая таинство и Господа. Если человек механически рассказывает о грехах, имеет несколько духовников, утаивает правду - такие действия не ведут к покаянию.

Поведение, тон речи, слова, которыми произносится исповедь, - это все имеет значение. Только так священник понимает, насколько искренен кающийся. Муки совести, смущение, переживания, стыд способствуют духовному очищению.

Иногда личность батюшки важна для прихожанина. Это не повод осуждать и комментировать действия священнослужителей. Можно пойти в другой храм или обратиться к другому святому отцу для исповеди.

Бывает, что сложно озвучить свои грехи. Душевные переживания настолько сильны, что удобнее составить список неправедных действий. Батюшка внимателен к каждому прихожанину. Если из-за стыда невозможно рассказать обо всем и раскаяние глубоко, то грехи, перед исповедью список которых составлен, священнослужитель имеет право отпустить, даже не прочитав их.

Значение исповеди

Необходимость говорить о своих грехах перед посторонним человеком смущает. Поэтому люди отказываются ходить на исповедь, считая, что Бог и так их простит. Это неверный подход. Священнослужитель выступает лишь как посредник между человеком и Богом. Его задача - определить меру раскаяния. Батюшка не вправе осуждать кого-либо, он не выгонит из храма кающегося. На исповеди люди очень ранимы, и священнослужители стараются не причинять лишних страданий.

Важно увидеть свой грех, осознать и осудить его в своей душе, озвучить перед священником. Иметь желание не повторять больше свои проступки, постараться искупить делами милосердия нанесенный вред. Исповедь приносит возрождение души, перевоспитание и выход на новый духовный уровень.

Грехи (список), православие, исповедь подразумевают познание себя и поиск благодати. Все добрые дела творятся через силу. Только преодолев себя, занимаясь делами милосердия, взрастив в себе добродетели, можно получить Божью благодать.

Значение исповеди состоит в понимании типологии грешников, типологии греха. При этом индивидуальный подход к каждому кающемуся сродни пастырскому психоанализу. Таинство исповеди - это боль от осознания греха, признание его, решимость озвучить и попросить прощения за него, очищение души, радость и умиротворение.

Человек должен почувствовать потребность в покаянии. Любовь к Богу, любовь к себе, любовь к ближнему не могут существовать по отдельности. Символизм христианского креста - горизонталь (любовь к Богу) и вертикаль (любовь к себе и ближнему) - состоит в осознании целостности духовной жизни, ее сути.

Примерный перечень грехов для подготовки к исповеди

Грехи против Бога и Его Церкви


Неверие в Бога, сомнение в истинах веры, непринятие догматического и нравственного учения Церкви, своеумная трактовка догматов веры. Хула на Бога, Божию Матерь, Святых, на Церковь.

Неимение интереса и желания узнать о Боге и Церкви. Пренебрежение к познанию веры, чтению Священного Писания, подлинно церковных книг, неразборчивость в чтении. Принятие различных суеверий, слухов, нетрезвого кликушества, языческих и народных обычаев, околоцерковного политиканства за церковное учение, нерадение узнать точное мнение Церкви об этом. Гадание, обращение к экстрасенсам и целителям, вера астрологическим прогнозам, увлечение чуждыми христианству оккультными, теософскими и прочими учениями, стремление «совместить» их с христианством, «подстроить» под них предметы церковного обихода.

Неблагодарность Богу, ропот, предъявление Ему «претензий», обвинение Бога в неудачах своей жизни. Любление мира сего больше, чем Бога, предпочтение заповедям Божиим человеческих соображений «выгоды», комфорта и т. п. Вещелюбие. Восприятие Бога как «гаранта» моей благополучной жизни, потребительское, «торговое» отношение к Богу и Церкви.

Ненадеяние на Бога, отчаяние в своём спасении, в милости Божией. С другой стороны, безрассудное упование на «всепрощение» Божие при сознательной греховной жизни и нежелании исправлять её.

Нерадение к молитве, как к личной, так и церковной, непонимание необходимости в молитве, непонуждение себя к ней. Формальное отношение к молитве, невнимание, рассеянность на молитве, подмена её «вычитыванием правил» или «выстаиванием богослужений». Потеря благоговения и страха Божия, нечувствие Бога. Развлечение, разговоры, рассосредоточенность, ходьба, шум и отвлекающие от молитвы ненужные действия в храме во время богослужения; придавание большего значения свечкам и запискам, чем собственно храмовой и личной молитве.

Нарушение без уважительных причин дисциплинарных уставов Церкви - постов, постных дней. С другой стороны, излишнее внимание им, нарушающее иерархию христианских ценностей, когда посты и дисциплинарные уставы из средства, помогающего духовной жизни во Христе, становятся целью, что приводит к тяжёлому греху фарисейства.

Редкое участие в Таинствах исповеди и особенно Святого Причащения. Формальное, небрежное к ним отношение. С другой стороны - потеря благоговения перед святыней, легкомыслие. Магическое отношение к Таинствам, восприниятие их как некоей «таблетки»; также магическое отношение к церковным символам и предметам.

Неосознанное или неправильно понимаемое участие в церковной жизни. Предпочтение обрядовой стороны Церкви нравственному евангельскому усилию души, выстраиванию своей жизни по Христу.

Грехи против ближнего

Непочитание родителей, необеспечение их в старости, пренебрежение ими, неснисходительность к их немощам, раздражение, проявляемое словами и делами. Ссоры и скандалы в семье, нехранение мира. Повышенная требовательность, придирчивость к супругу (супруге), нежелание выслушать, понять, уступить друг другу. Ревность. Неуделение должного времени и внимания детям, крик, наказание без нужды и без меры, небрежение к воспитанию детей. Подмена нравственного, культурного и социального воспитания, требующего личного усилия родителей, безответственным формальным участием в Таинствах и обрядах Церкви.

Супружеские измены. Соблазнение ближних, приводящее к разрушению семей. Аборт; согласие с ними супруга, понуждение на него.

Чёрствость, жестокость, немилосердие, подлость, ненависть, выражаемые в словах и делах. Непочитание старших. Почитание других хуже себя, нехранение чести и достоинства ближнего, неуважительное, потребительское отношение к людям, как к инструментам для своих целей. Личный и семейный эгоизм.

Обман, ложь, неверность слову, лжесвидетельство, клевета, оговор ближних, воровство, нечестность во всех видах.

Разделение людей на «нужных» и «ненужных», начальников и подчинённых и проч., с соответствующим неевангельским отношением к ближним (лицеприятие). Лесть, подхалимство, беспринципность, заискивание, искание своей выгоды больше чем пользы дела по отношению к начальствующим. Грубость, пренебрежение, бесчеловечное обращение, невнимание к нуждам подчинённых. С другой стороны - недолжное, наглое отношение к начальству, невзыскательное потакательство непрофессиональности, распущенности подчинённых. Неумение и нежелание выстроить со всеми людьми ровные, мирные, уважительные отношения. Непорядочность.

Вовлечение в орбиту своих страстей других людей; потакательство чужим страстям. Непресечение, когда это в наших возможностях, разного рода бесчиний по трусости, человекоугодию, «нежеланию связываться» или ложно понятой «дружбе»; незаступление за слабых, обижаемых. Нежелание помогать людям в их нуждах, жертвовать временем и средствами ради ближнего, «затворение» сердца.

Наглость, хамство, сквернословие, матерщина (в том числе и прилюдно), невоспитанность. Хвастовство, превозношение, подчеркивание своей «значимости». Лицемерие, почитание себя «учителями», неуважительное навязчивое нравоучение, непредоставление необходимого под предлогом «благочестия» (в церковной среде), фарисейское нежелание утешить, облегчить участь ближнего.

Ненависть к иным нациям и народам (напр. антисемитизм), к людям, придерживающимся других взглядов.

Грехи против самого себя

Нечестность перед самим собою, попрание совести. Непонуждение себя на добро, непротивление сущему в нас греху.

Асоциальность под предлогом «благочестия»: нежелание учиться, работать. Нежелание всесторонне развивать себя как христианскую и культурную личность; приверженность потребительской «попсовой» антикультуре. Неосознавание своего христианского достоинства, позволение манипулировать собою, унижать себя (ложно путая это со «смирением»). Принятие по некоему «стадному» чувству в качестве авторитетов безнравственных и далёких от христианства людей (например, деятелей шоу-бизнеса и проч.). Излишнее увлечение телевидением и т. п., бездумным потреблением информации, сплетнями. Некритическое отношение к «общественным мнениям», когда они явно противоречат Евангелию.

Вред здоровью посредством курения, наркомании, неумеренного употребления алкоголя и проч.

Блудные грехи. Нехранение себя от нецеломудренных впечатлений.

Чревоугодие, объядение, невоздержанность.

Сребролюбие, жадность, накопительство. Излишняя расточительность, увлечение ненужными покупками.

Гневливость, неумение успокаиваться, мстительность.

Леность, праздность, уныние.

Тщеславие, самомнение, гордость, почитание себя за «нечто». Эгоцентризм, обидчивость, а также и другие грехи, в которых обвиняет нас наша совесть.

Беседа перед исповедью

«Се время благоприятно, и день очищения». Время, когда мы можем отложить тяжкое бремя греховное, разорвать вериги греха: «скинию падшую и сокрушенную» нашей души увидеть вновь обновленной и светлой. Но к этому блаженному очищению ведет нелегкий путь.

Мы еще не приступили к исповеди, а душа наша слышит искушающие голоса: «Не отложить ли? Достаточно ли приготовлен, не слишком ли часто говею?» Нужно дать твердый отпор этим сомнениям. «Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» (Сир. 2, 1). Если ты решил говеть, явится множество препятствий, внутренних и внешних: они исчезают, как только проявишь твердость в своих намерениях.

В частности к вопросу о частой исповеди: надо исповедываться много чаще, чем это у нас принято, по крайней мере во всех четырех постах. Нам, одержимым «дреманием леностным», неискусным в покаянии, необходимо вновь и вновь учиться каяться, это, во-первых, а во-вторых – необходимо тянуть какую-то ниточку от исповеди к исповеди, чтобы промежутки между периодами говения были наполнены духовной борьбой, усилиями, питаемыми впечатлениями от последнего говения к близкой новой исповеди.

Другой смущающий вопрос – это вопрос о духовнике: к кому идти? Держаться ли одного во что бы то ни стало? Можно ли менять? В каких случаях? Опытные в духовной жизни отцы утверждают, что менять не следует, даже если это только твой духовник, а не духовный отец, руководитель твоей совести. Бывает, правда, что после удачной исповеди у священника последующие исповеди у него же выходят какими-то вялыми и слабо переживаются, и тогда является мысль о перемене духовника. Но это – недостаточное основание для такого серьезного шага. Не говоря уже о том, что наши личные ощущения на исповеди не касаются существа таинства, – недостаточный духовный подъем во время исповеди часто бывает знаком нашего собственного духовного неблагополучия. Об этом о. Иоанн Кронштадтский говорит: «Покаяние должно быть совершенно свободное и никак не вынужденное лицом исповедующим». Для человека, действительно страдающего язвой своего греха, – безразлично, через кого он исповедует этот томящий его грех; лишь бы как можно скорее исповедать его и получить облегчение.

Другое дело, если мы, оставив существо таинства покаяния, идем на исповедь для беседы. Вот тут-то и важно отличать исповедь от духовной беседы, которая может совершаться и вне таинства, и лучше, если совершается отдельно от него, так как беседа, хотя и о духовных предметах, может рассеять, расхолодить исповедующегося , вовлечь в богословский спор, ослабить остроту покаянного чувства. Исповедь не есть беседа о своих недостатках, сомнениях, не есть осведомление духовника о себе и менее всего – не «благочестивый обычай». Исповедь – горячее покаяние сердца, жажда очищения, идущая от ощущения святыни, умирание для греха и оживание для святости. Раскаянность – уже степень святости, а бесчувственность, неверие – положение вне святыни, вне Бога.

Разберемся, как нам относиться к таинству покаяния, что требуется от приходящего к таинству, как к нему готовиться, что считать важнейшим моментом (в той части таинства, которая касается исповедующегося).

Несомненно, первым действием будет испытание сердца. Для этого и положены дни подготовки к таинству (говение). «Видеть грехи свои в их множестве и во всей их гнусности – действительно есть дар Божий», – говорит о. Иоанн Кронштадтский. Обычно люди, неопытные в духовной жизни, не видят ни множественности своих грехов, ни их «гнусности». «Ничего особенного», «как у всех», «только мелкие грехи» – «не украл, не убил» – таково обычно начало исповеди у многих. А самолюбие, неперенесение укоров, черствость, человекоугодие, слабость веры и любви, малодушие, духовная леность – разве это не важные грехи? Разве мы можем утверждать, что достаточно любим Бога, что вера наша действенна и горяча? Что каждого человека мы любим как брата во Христе? Что мы достигли кротости, безгневия, смирения? Если же нет, то в чем заключается наше христианство? Чем объяснить нашу самоуверенность на исповеди, как не «окамененным нечувствием», как не «мертвостью сердечной, душевной смертью, телесную предварящей»? Почему святые отцы, оставившие нам покаянные молитвы, считали себя первыми из грешников, с искренней убежденностью взывали к Иисусу Сладчайшему: «Никто же согреши на земли от века, якоже согреших аз окаянный и блудный», а мы убеждены, что у нас все благополучно! Чем ярче свет Христов озаряет сердца, тем яснее сознаются все недостатки, язвы, раны. И наоборот: люди, погруженные в мрак греховный, ничего не видят в своем сердце; а если и видят, то не ужасаются, так как им не с чем сравнивать.

Поэтому прямой путь к познанию своих грехов – это приближение к свету и молитва об этом свете, который есть суд миру и всему «мирскому» в нас самих (Ин. 3, 19). А пока нет такой близости ко Христу, при которой покаянное чувство является нашим обычным состоянием, надо, готовясь к исповеди, проверять свою совесть – по заповедям, по некоторым молитвам (например, 3-я вечерняя, 4-я перед причащением), по некоторым местам Евангелия (например, Рим. 5, 12; Еф. 4; Иак. 3).

Разбираясь в своем душевном хозяйстве, надо постараться различать основные грехи от производных, симптомы от более глубоких причин . Например, очень важны – рассеянность на молитве, дремота и невнимание в церкви, отсутствие интереса к чтению Священного Писания, но не происходят ли эти грехи от маловерия и слабой любви к Богу? Нужно отметить в себе своеволие, непослушание, самооправдание, нетерпение упреков, неуступчивость, упрямство, но еще важнее открыть их связь с самолюбием и гордостью. Если мы замечаем в себе стремление к обществу, словоохотливость, насмешливость, усиленную заботу о своей наружности и не только своей, но своих близких, обстановке дома – то надо внимательно исследовать, не является ли это формой «многообразного тщеславия». Если мы слишком близко принимаем к сердцу житейские неудачи, тяжело переносим разлуку, неутешно скорбим об отшедших, то кроме силы и глубины наших чувств, не свидетельствует ли все это также о неверии в Промысл Божий?

Есть еще одно вспомогательное средство, ведущее нас к познанию своих грехов, – вспоминать, в чем обычно обвиняют нас другие люди, особенно бок о бок с нами живущие, близкие: почти всегда их обвинения, укоры, нападки имеют основания. Необходимо еще перед исповедью просить прощения у всех, перед кем виновен, идти к исповеди с неотягощенной совестью.

При таком испытании сердца нужно следить, чтобы не впасть в чрезмерную мнительность и мелочную подозрительность ко всякому движению сердца, став на этот путь, можно потерять чувство важного и неважного, запутаться в мелочах . В таких случаях надо временно оставить испытание своей души и, посадив себя на простую и питательную духовную диету, молитвой и добрыми делами упростить и прояснить свою душу.

Приготовление к исповеди не в том, чтобы возможно полно вспомнить и даже записать свой грех, а в том, чтобы достигнуть того состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при которых, как при свете, станут ясны грехи. Иначе – приносить духовнику надо не список грехов, а покаянное чувство, не детально разработанную диссертацию, а сокрушенное сердце. Но знать свои грехи – это еще не значит каяться в них. Правда, Господь принимает исповедание – искреннее, добросовестное, – когда оно и не сопровождается сильным чувством раскаяния (если мы исповедуем мужественно и этот грех – наше «окамененное нечувствие»). Все же «сокрушение сердца», скорбь о грехах своих есть важнейшее из всего, что мы можем принести на исповедь. Но что же делать, если «иссохшее греховным пламенем» наше сердце не орошается живительными водами слез? Что, если «немощь душевная и плоти неможение» так велики, что мы не способны на искреннее покаяние? Это все-таки не причина откладывать исповедь – Бог может коснуться нашего сердца и в течение самой исповеди: само исповедание, наименование наших грехов может смягчить духовное зрение, обострить покаянное чувство.

Больше же всего к преодолению нашей духовной вялости служат приготовления к исповеди, пост, который, истощая наше тело, нарушает гибельное для духовной жизни наше телесное благополучие и благодушие, молитва, ночные мысли о смерти, чтение Евангелия, житий святых, творений св. отцов, усиленная борьба с собой, упражнение в добрых делах. Наше бесчувствие на исповеди большей частью своим корнем имеет отсутствие страха Божия и скрытое неверие. Сюда и должны быть направлены наши усилия. Вот почему так важны слезы на исповеди – они размягчают наше окаменение, потрясают нас «от верху до ногу», упрощают, дают благодетельное самозабвение, устраняют главное препятствие к покаянию – нашу «самость». Гордые и самолюбивые не плачут. Раз заплакал, значит – смягчился, истаял, смирился. Вот почему после таких слез – кротость, безгневие, умягченность, умиленность, мир в душе у тех, кому Господь послал «радостотворный (творящий радость) плач». Не нужно стыдиться слез на исповеди, нужно дать им свободно литься, омывая наши скверны. «Тучи ми подаждь слез в поста красный день, яко да восплачу и омыю скверну, яже от сластей, и явлюся Тебе очищен» (1-я седмица Великого Поста, понедельник вечера).

Третий момент исповеди – словесное исповедание грехов. Не нужно ждать вопросов, надо самому сделать усилия; исповедь есть подвиг и самопринуждение. Говорить надо точно, не затемняя неприглядность греха общими выражениями (например, «грешен против 7-й заповеди») . Очень трудно, исповедуясь, избегнуть соблазна самооправдания, попыток объяснить духовнику «смягчающие обстоятельства», ссылок на третьих лиц, введших нас в грех. Все это признаки самолюбия, отсутствия глубокого покаяния, продолжающегося коснения в грехе. Иногда на исповеди ссылаются на слабую память, не дающую будто возможности вспомнить грехи. Действительно, часто бывает, что мы легко забываем свои грехопадения; но происходит ли это только от слабой памяти? Ведь, например, случаи, особенно больно задевшие наше самолюбие или, наоборот, польстившие нашему тщеславию, наши удачи, похвалы по нашему адресу – мы помним долгие годы. Все, что производит на нас сильное впечатление, мы долго и отчетливо помним, и если мы забываем наши грехи, то не значит ли это, что мы не придаем им серьезного значения?

Знак завершившегося покаяния – чувство легкости, чистоты, неизъяснимой радости, когда грех кажется так же труден и невозможен, как только что далека была эта радость.

Раскаяние наше не будет полным, если мы, каясь, не утвердимся внутренне в решимости не возвращаться к исповеданному греху . Но, говорят, как это возможно? Как я могу обещать себе и своему духовнику, что я не повторю своего греха? Не будет ли ближе к истине как раз обратное – уверенность, что грех повторится? Ведь опытом своим всякий знает, что через некоторое время неизбежно возвращаешься к тем же грехам, наблюдая за собой из года в год, не замечаешь никакого улучшения, «подпрыгнешь – и опять останешься на том же месте!» Было бы ужасно, если бы это было так. Но, к счастью, это не так. Не бывает случая, чтобы при наличии доброго желания исправиться последовательные исповеди и Причастие не произвели бы в душе благодетельных перемен. Но дело в том, что – прежде всего – мы не судьи самим себе; человек не может правильно судить о себе, стал ли он хуже или лучше, так как и он, судящий, и то, что он судит, – величины меняющиеся. Возросшая строгость к себе, усилившаяся зрячесть духовная, обостренный страх греха могут дать иллюзию, что грехи умножились и усилились: они остались те же, может быть, даже ослабели, но мы их раньше не так замечали. Кроме того, Бог, по особому Промышлению Своему, часто закрывает нам глаза на наши успехи, чтобы защитить нас от злейшего греха – тщеславия и гордости. Часто бывает, грех-то остался, но частые исповеди и причащение Святых Христовых Таин расшатали и ослабили его корни. Да сама борьба с грехом, страдания о своих грехах – разве не приобретение?! «Не устрашайся, – говорил Иоанн Лествичник, – хотя бы ты падал каждый день и сколько бы ни отходил от путей Божьих, стой мужественно, и ангел, тебя охраняющий, почтит твое терпение».

Если же нет этого чувства облегчения, возрождения, надо иметь силы вернуться опять к исповеди, до конца освободить свою душу от нечистоты, слезами омыть ее от черноты и скверны. Стремящийся к этому всегда достигнет того, чего ищет. Только не будем приписывать себе свои успехи, рассчитывать на свои силы, надеяться на свои усилия. Это бы значило погубить все приобретенное. «Рассеянный ум мой собери, Господи, и оледеневшее сердце очисти; яко Петру, дай ми покаяние, яко мытарю – воздыхание и якоже блуднице – слезы».

Священник Александр Ельчанинов

А не пора ли нам всем научиться правильно исповедоваться? – решительно и не колеблясь поинтересовались сотрудники портала «Православная Жизнь» у духовника Киевских духовных школ, преподавателя КДА архимандрита Маркелла (Павука).

Фото: Борис Гуревич fotokto.ru

Большое количество людей не знает, в чем каяться. Многие идут на исповедь и молчат, ждут наводящих вопросов от священников. Почему так происходит и в чем нужно каяться православному христианину?

– Обычно люди не знают, в чем каяться, по нескольким причинам:

1. Они ведут рассеянную жизнь (заняты тысячами дел), и им некогда заниматься собой, посмотреть в свою душу и увидеть, что там не так. Таких людей в наше время 90%, если не больше.

2. Многие болеют завышенной самооценкой, то есть горды, а потому больше склонны замечать и осуждать чужие грехи и недостатки, нежели свои.

3. Их ни родители, ни учителя, ни священники не научили, в чем и как нужно каяться.

А каяться православному христианину следует прежде всего в том, в чем обличает его совесть. Лучше всего исповедь строить по Десяти заповедям Божиим. То есть во время Исповеди вначале надо говорить о том, чем мы согрешили против Бога (это могут быть грехи неверия, маловерия, суеверия, божбы, клятвы), затем каяться в грехах против ближних (непочитание, невнимание к родителям, непослушание им, обман, хитрость, осуждение, гнев против ближних, неприязнь, заносчивость, гордость, тщеславие, скупость, воровство, соблазнение других на грех, блуд и др.). Советую ознакомиться с книгой «В помощь кающемуся», составленной святителем Игнатием (Брянчаниновым). В труде старца Иоанна Крестьянкина представлен образец исповеди по Десяти заповедям Божиим. Ориентируясь на эти работы, можно составить свою неформальную исповедь.

– Насколько подробно нужно рассказывать о своих грехах на исповеди?

– Все зависит от степени вашего раскаяния в грехах. Если человек в своем сердце обрел решимость больше к тому или иному греху не возвращаться, то он старается его вырвать с корнем и поэтому описывает все до мельчайших подробностей. А если человек кается формально, то у него получается что-то вроде: «Согрешил делом, словом, помышлением». Исключение из этого правила – грехи блуда. В данном случае подробностей описывать не надо. Если священник почувствует, что человек равнодушно относится даже к таким грехам, то может задать дополнительные вопросы, чтобы хоть немного такого человека устыдить и подвигнуть на истинное покаяние.

– Если не испытываешь легкости после исповеди, что это значит?

– Это может говорить о том, что не было подлинного покаяния, исповедь совершалась без сокрушения сердечного, а лишь формальным перечислением грехов с нежеланием изменить свою жизнь и больше не грешить. Правда, иногда Господь не дает ощущения легкости немедленно, чтобы человек не возгордился и тут же не впал снова в те же самые грехи. Легкость также не сразу приходит, если человек исповедует застарелые, глубоко укоренившиеся в нем грехи. Чтобы пришла легкость, надо пролить очень много слез покаяния.

– Если на вечерне были на исповеди, а после службы успели согрешить, нужно ли идти утром опять на исповедь?

– Если это блудные грехи, гнев или пьянство, то обязательно нужно еще раз в них покаяться и даже попросить у священника епитимию, дабы так быстро не совершать прежние грехи. Если же допущены грехи другого рода (осуждение, лень, многословие), то следует во время вечернего или утреннего молитвенного правила искренне попросить прощения у Господа за допущенные провины, а при очередной исповеди исповедовать их.

– Если на исповеди забыл упомянуть какой-то грех, а потом спустя время вспомнил его, нужно ли опять подходить к священнику и говорить об этом?

– Если есть такая возможность и священник не очень занят, то он даже возрадуется за ваше усердие, а если такой возможности нет, то надо записать этот грех, чтобы вновь его не забыть, и во время очередной исповеди раскаяться в нем.

– Как научиться видеть свои грехи?

– Свои прегрешения человек начинает видеть, когда перестает осуждать других людей. Кроме того, видеть свою немощь, как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, научает тщательное исполнение заповедей Божиих. Пока человек одно исполняет, а другим пренебрегает, он не сможет почувствовать, какую рану наносят грехи его душе.

– Что делать с чувством стыда на исповеди, с желанием затенить, спрятать свой грех? Будет ли этот скрытый грех прощен Богом?

– Стыд на исповеди – естественное чувство, которое свидетельствует о том, что у человека жива его совесть. Хуже, когда нет никакого стыда. Но главное, чтобы стыд не сводил к формальности нашу исповедь, когда мы одно исповедуем, а другое прячем. Вряд ли Господу будет угодна такая исповедь. Да и каждый священник всегда чувствует, когда человек что-то прячет и формализует свою исповедь. Для него это чадо перестает быть дорогим, таким, за которое он всегда усердно готов молиться. И, наоборот, вне зависимости от тяжести греха, чем глубже покаяние, тем больше священник радуется за кающегося. Не только священник, но и Ангелы на небе радуются за искренне кающегося человека.

– Нужно ли исповедовать грех, который вы стопроцентно совершите в ближайшее время? Как возненавидеть грех?

– Святые отцы учат, что самый большой грех – это грех нераскаянный. Даже если мы не чувствуем в себе сил для борьбы с грехом, все равно надо прибегать к Таинству Покаяния. С Божией помощью, если не сразу, то постепенно мы сможем победить укоренившийся в нас грех. Но не надо себя слишком переоценивать. Если мы ведем правильную духовную жизнь, то никогда не сможем ощутить себя полностью безгрешными. Дело в том, что все мы удобопреклонны, то есть очень легко впадаем во всевозможные грехи, сколько бы раз мы в них ни каялись. Каждая наша исповедь – это своеобразный душ (баня) для души. Если мы постоянно заботимся о чистоте своего тела, то тем более надо заботиться о чистоте своей души, которая намного дороже тела. Итак, сколько бы раз мы не согрешали, надо не медля бежать на исповедь. А если человек не кается в повторяющихся грехах, то они повлекут за собой другие, более тяжкие провины. Например, кто-то привык по мелочам все время обманывать. Если он в этом не будет каяться, то в конце концов может не только обмануть, но и предать других людей. Вспомните, что случилось с Иудой. Он вначале незаметно воровал деньги с ящика для пожертвований, а затем предал Самого Христа.

Человек может возненавидеть грех, лишь ощутив в полноте сладость благодати Божией. Пока ощущение благодати у человека слабое, ему трудно не впасть в грех, в котором он недавно раскаялся. Сладость греха в таком человеке оказывается сильнее сладости благодати. Потому святые отцы и особенно преподобный Серафим Саровский так настаивают на том, что главной целью христианской жизни должно быть стяжание благодати Святого Духа.

– Если священник разорвал записку с грехами, не заглядывая в нее, эти грехи считаются прощенными?

– Если священник прозорлив и умеет читать, что написано в записке, не заглядывая в нее, то, слава Богу, все грехи прощаются. Если же батюшка так делает из-за своей торопливости, равнодушия и невнимательности, то лучше подойти на исповедь к другому или, если такой возможности нет, исповедовать свои грехи вслух, без записи их.

– Существует ли в Православной Церкви общая исповедь? Как относиться к этой практике?

– Общая исповедь, во время которой читаются специальные молитвы из Требника, обычно проводится перед индивидуальной исповедью. Святой праведный Иоанн Кронштадтский практиковал общую исповедь без индивидуальной, но это он делал вынужденно из-за множества народа, который приходил к нему за утешением. Чисто физически, по немощи человеческой, ему не хватало сил, чтобы выслушать каждого. В советское время тоже иногда практиковались такие исповеди, когда один храм был на целый город или район. Ныне, когда количество храмов и духовенства значительно увеличилось, нет нужды обходиться одной общей исповедью без индивидуальной. Мы готовы выслушать каждого, лишь бы было искреннее покаяние.

Беседовала Наталья Горошкова

Немногие знают, как правильно исповедоваться и что говорить батюшке. Я расскажу вам и дам пример речи для покаяния, чтобы обряд прошел для вас максимально комфортно, и вы смогли получить благословение. Страшно идти на этот шаг только в первый раз. После того, как вы испытаете на себе всю священную силу ритуала, сомнения уйдут, а вера в Бога усилится.

Что такое исповедь?

Практически все люди слышали об исповеди, но лишь немногие знают, как правильно исповедоваться в церкви и что говорить батюшке, а также о том, какой глубокий смысл заключен в этом священном обряде.

Смысл исповеди - в очищении души, но и одновременно и испытание для нее. Она помогает человеку снять груз своих грехов, получить прощение и предстать перед Богом совершенном чистым: мыслями, поступками, душой. Также исповедь - прекрасный религиозный инструмент для того, кто хочет победить внутренние сомнения, научиться слышать свою интуицию и покаяться в совершенных проступках.

Важно знать, что если человек совершал тяжелые грехи, священник может назначить ему наказание - епитимью. Она может заключаться в долгих утомительных молитвах, строгом после или воздержании от всего мирского. Наказание следует принять смиренно, понимая, что оно помогает вашей душе очиститься.

Известно, что любые нарушения божьих заповедей негативно сказываются и на физическом здоровье человека, и на состоянии его души. Именно для этого нужно покаяние - чтобы набраться сил, необходимых для противостояния искушениям и соблазнам, перестать грешить.

До исповеди желательно заранее составить список своих грехов, описать их по церковным канонам и подготовиться к разговору с батюшкой.

Что говорить на исповеди священнику: пример

Вы должны знать, что изливать душу батюшке и каяться в своих грехах во всех подробностях вовсе не обязательно, даже нежелательно. Просто взгляните на этот список грехов и выпишите то, что свойственно вам.

Всего смертных грехов, в которых и необходимо покаяться, семь:

  1. Зависть к успехам и достижениям, благам других людей.
  2. Тщеславие, которое проявляется к эгоизме, нарциссизме, завышенной самооценке и самовлюбленности.
  3. Уныние, с которым также отождествляются такие понятия, как депрессия, апатия, лень и отчаяние, отсутствие веры в собственные силы.
  4. Сребролюбие, которое на современном языке мы называем жадностью, скупостью, зацикленностью только на материальных благах. Когда человек ставит перед собой цели, направленные только на обогащение, но не уделяет ни минуты времени развитию духовному.
  5. Гнев, направленный на людей. Сюда же относятся любые проявления вспыльчивости, раздражения, мстительность и злопамятность.
  6. Блуд - измена своему партнеру, частая смена половых партнеров, неверность возлюбленному в мыслях, словах или действиях (не только физический акт).
  7. Чревоугодие, обжорство, чрезмерная любовь к еде и отсутствие всяких ограничений в пище.

Эти грехи не напрасно названы «смертными» - они приводят если не к гибели физического тела человека, то к смерти его души. Постоянно, день за днем, совершая эти грехи, человек все дальше отдаляется от Бога. Он перестает чувствовать его защиту, поддержку.

Только искреннее покаяние на исповеди поможет очиститься от всего этого. Стоит понимать, что все мы не без греха. И не нужно корить себя, если узнали себя в этом списке. Не ошибается только Бог, а обычный человек не всегда способен противостоять искушениям и соблазнам, не впускать зло в свои тело и душу. Особенно, если в его жизни происходит какой-то сложный период.

Пример того, что можно говорить: «О Боже, я грешил перед тобой». А затем перечислять грехи по заранее подготовленному списку. Например: «Совершил прелюбодеяние, жадничал с матерью, постоянно гневаюсь на жену». Завершите покаяние фразой: «Каюсь, Боже, спаси и помилуй меня грешника».

После того, как священник выслушает вас, он может дать совет и поможет понять, как вам следует действовать в той или иной ситуации в согласии с божьими заповедями

Вам может быть очень сложно признаваться в совершенных грехах. Ощущение тяжести, подавленности, комок в горле, слезу - любая реакция совершенно нормальна. Постарайтесь преодолеть себя и рассказать все. Батюшка никогда вас не осудит, ведь он проводник от вас к Богу и просто не имеет права давать оценочные суждения.

Посмотрите обучающее видео о том, с каких слов начать исповедь перед батюшкой:

Как подготовиться к исповеди

К священному обряду готовиться лучше заранее, чтобы все прошло гладко. За несколько дней выберите церковь, в которую пойдете, изучите часы ее работы, посмотрите, в какое время проводятся исповеди. Чаще всего в расписании для этого указываются выходные либо праздничные дни.

Часто в это время в храме очень много людей, и не все могут открыть свое сердце на публике. В таком случае следует обратиться к батюшке напрямую и попросить его назначить время для вас, когда вы сможете побыть наедине.

До исповеди читайте Покаянный канон, который настроит вас на нужное состояние и освободит мысли от всего лишнего. Также заранее выпишите список грехов на отдельный листочек, чтобы в день исповеди ничего не забыть от волнения.

Кроме семи смертных грехов в списке могут оказаться:

  • «Женские грехи»: отказ от общения с Богом, чтение молитв «на автомате» без включения души, секс с мужчинами до брака, негативные эмоции в мыслях, обращения к магам, гадалкам и экстрасенсам, вера в приметы и суеверия, страх старости, аборты, вызывающая одежда, зависимость от алкоголя или наркотиков, отказ в помощи нуждающимся.
  • «Мужские грехи»: гневные слова в адрес Бога, отсутствие веры в Бога, себя, окружающих, чувство превосходства над слабыми, сарказм и насмешки, уклонение от службы в армии, насилие (моральное и физическое) над другими людьми, ложь и клевета, поддался искушениям и соблазнам, воровство чужого имущества, грубость, хамство, жадность, чувство презрения.

Почему так важно исповедоваться? Мы регулярно очищаем свое тело от грязи, но совершенно забываем, что и к душе она прилипает ежедневно. Очистив душу, мы получаем не только прощение Бога, но и становимся более чистыми, спокойными, расслабленными, полными сил и энергии.

Публикации по теме