Что такое аутизм? Аутизм — это не приговор Кто такие аутисты простыми словами.

В этой статье будет рассматриваться вопрос что такое аутизм (в детском возрасте) и что это за болезнь. Он может выступать как самостоятельное заболевание, которое возникает в первые несколько лет жизни ребенка, или же быть одним из симптомов серьезной психической патологии человека, например, шизофрении.

Аутизм – это психическое расстройство, при котором нарушаются общение и отношения с другими людьми, а также восприятие и понимание окружающего мира.

Название болезни происходит от слова латинского происхождения autos – "сам". Поэтому, говоря простыми словами, аутизм – это «жизнь в себе».

Считается, что у детей аутизм возникает вследствие нарушения нормального функционирования головного мозга. Ребенок при этом замкнут в себе, живет в собственном «уютном» мире, не хочет вступать в активный контакт с окружающими близкими и незнакомыми людьми, повторяет одинаковые действия или неукоснительно следует своим правилам.

Сейчас все заболевания и состояния, ведущей симптоматикой которых являются признаки аутизма, объединены в термин «расстройства аутистического спектра» (РАС).

Виды РАС:

  • Ранний детский аутизм (РДА) – синдром Каннера.
  • Гиперактивное нарушение, комбинирующееся с умственной отсталостью различной степени и типичными двигательными стереотипиями.
  • Синдром Ретта.
  • Атипичный аутизм.
  • Синдром Аспергера.
  • Иные дезинтегративные нарушения в детском возрасте.

Некоторые факты об аутизме:

  • Заболевание считается неизлечимым.
  • Раннее диагностирование, применение постоянной и комплексной лечебно-коррекционной реабилитации позволяет существенно повысить шансы ребенка на успешную социальную адаптацию в будущем.
  • Детский аутизм – это достаточно актуальная проблема в связи с отмечающимся ростом частоты этой патологии.
  • Распространенность такого заболевания составляет от 3 до 30 и более случаев на 10 тыс. детского населения.
  • При этом чаще болеют мальчики.
  • Развиваться аутизм начинает обычно еще в раннем детском возрасте.

Окончательный диагноз часто устанавливается уже к 2–3 годам жизни. Однако некоторые разновидности РАС (дезинтегративные расстройства или атипичный аутизм) могут манифестировать и в более позднем детском или даже подростковом возрасте.

ПРИЧИНЫ АУТИЗМА

На сегодняшний день все еще остаются до конца невыясненными этиология и механизмы развития этой патологии. Самыми достоверными причинами развития аутизма считаются различные генетические нарушения.

Наиболее распространенным и научно подтвержденным является утверждение о том, что аутизм – это болезнь наследственного происхождения. При этом пусковыми факторами начала развития заболевания могут быть возрастные кризы у ребенка, различные стрессовые ситуации (травмы, операции, инфекционная патология и т. п.).

Возможно формирование аутизма при различных хромосомных или обменных аномалиях, соматических заболеваниях. Часто аутизм диагностируется у больных с синдромами Дауна, Мартина–Белл, фенилкетонурией и т. д.

Существует также теория негативного тератогенного воздействия на ЦНС плода во время беременности под влиянием различных повреждающих факторов. К таким факторам относятся, например, алкоголь, некоторые лекарственные препараты, наркотические вещества, радиация, внутриутробные инфекции и т. п.

Существует распространенное мнение о влиянии на развитие аутизма внешних факторов, таких как вакцинация или определенные продукты питания. Эта теория в настоящее время не доказана специалистами. Если же изменения в поведении ребенка начались после вакцинации, то это является показателем наличия расстройств, которые ранее себя не проявляли. Прививка в таком случае может быть пусковым фактором, а не причинным.

СИМПТОМЫ

Несмотря на разнообразие форм аутизма, для них всех свойственны определенные общие черты.

Истинный аутизм обычно начинается еще в очень раннем детстве. В значительном числе случаев он проявляется уже в возрасте до 2–2,5 лет.

Если же признаки аутизма впервые появились после 6-7 лет, то в таком случае они обычно являются проявлением более серьезного психического заболевания.

Общая характеристика типичного аутистического поведения:

  • Глубокое нарушение социального контакта.
  • Расстройство общения (коммуникации) с окружающими людьми.
  • Выявляются серьезные нарушения речи, познавательной функции.
  • Страдают и невербальные функции общения: мимика, интонация голоса, жесты и т. д.
  • Кругозор резко уменьшается.
  • Характерно появление монотонной стереотипной (повторяющейся) деятельности.
  • Возникновение двигательных расстройств.
  • Интеллект у значительного большинства детей с аутизмом понижен.
  • Физическое развитие находится в пределах нормы.
  • У детей с аутизмом часто выявляются признаки деструктивного поведения – агрессия, самоповреждение, негативизм, крики и т. д.

Все симптомы, характерные для аутизма, можно разделить на несколько групп, характеризующие те или иные специфические отклонения психического развития при этом заболевании.

Первые признаки аутизма могут выявляться еще у грудничков.

Симптомы аутизма в младенческом возрасте:

  • Обычно появляются проблемы с кормлением: малыш может отказываться от груди, неохотно сосет или же, напротив, плохо насыщается и "висит" на ней.
  • Аппетит бывает плохим или же избирательным: отказ от определенных продуктов, к примеру, мяса или молока.
  • Возникают частые нарушения функционирования ЖКТ: запоры, жидкий стул, срыгивания или даже рвота.
  • Характерны расстройства сна: малышу никак не удается заснуть ночью, при этом он спит днем. Сон часто становится беспокойным или наступает сонливость. Иногда такие дети могут долго находиться в состоянии бодрствования в своей кроватке, не проявляя при этом никаких признаков беспокойства.
  • Реакция на внешние раздражители бывает разнообразной: от испуга и страха на тихие звуки до абсолютно полного безразличия на достаточно сильные воздействия.
  • Такие же противоречивые реакции часто наблюдаются и на воздействие дискомфорта (голод, мокрый подгузник и т. п.).

По мере взросления ребенка симптомы аутизма прогрессируют, а нарушения взаимоотношений с окружающими и погруженность ребенка в собственный внутренний мир становятся все заметнее.

Расстройства социального контакта:

  • Ребенок обычно не проявляет никакой реакции при виде матери, на произнесенное свое имя или речь, направленную к нему.
  • Улыбка малыша часто обращена в пространство, при этом очень трудно зафиксировать его взгляд или как-то привлечь внимание.
  • Зрительный контакт достаточно сложно установить и в будущем – ребенок прячет глаза, постоянно отводит взгляд.
  • Часто ребенка больше интересуют предметы, а не окружающие люди.
  • Общение такого малыша с близкими также имеет свои странности: он достаточно поздно начинает выделять мать или же по-прежнему не обращает на нее внимания. С течением времени такое безразличие часто сменяется патологической привязанностью к матери.
  • Отношение к незнакомым людям бывает различным. Может выявляться гиперобщительность вплоть до навязчивости или же, наоборот, ребенок не обращает никакого внимания на посторонних людей, а при попытке контакта с их стороны у него появляется страх и паника.
  • Взаимоотношения со сверстниками также необычные: ребенка интересует то, чем заняты другие дети, однако он не способен принять активное участие в их играх.

У такого ребенка часто присутствует извращенное восприятие эмоционального переживания близкого человека. Так, например, он может реагировать смехом на слезы матери или же вообще игнорировать это.

Может наблюдаться неадекватное и нетипичное поведение малыша на прогулках, в общественных местах или детском саду и т. д.

Нарушения общения (коммуникации):

  • Гуление и лепет проявляются гораздо позже, чем у сверстников, или вообще отсутствуют.
  • Лепет не является обращенным к матери, в нем не происходит повторения услышанных слогов или слов.
  • Речь, как правило, монотонная, не ритмичная, достаточно быстрая или, наоборот, замедленная. Слова часто не связаны между собой. Нередко ребенок придумывает свои названия предметам.
  • В построении речи такие дети долго не используют местоимение «я», говоря о себе во втором или третьем лице.
  • Характерным является отсутствие построения своих словосочетаний и фраз. Для общения применяются "шаблонные" фразы, которые были услышаны раннее и заучены.
  • Для малыша трудно освоить выражение утверждения и согласия. Вместо этого он обычно повторяет обращенный к нему вопрос.
  • Иногда ребенок разговаривает грамматически и лексически правильно, однако при этом не способен к диалогу.

У многих таких детей речевая функция вообще не формируется или же это происходит с большим запозданием. Часто ребенок говорит на «своем» языке с произношением непонятных, сложных и редких слов.

Стереотипии и ритуалы:

  • Ребенок негативно и панически переносит любые изменения в окружающей обстановке или в укладе жизни (другое питание, одежда, предметы интерьера, ухода и т. д.).
  • Характерно внесение малышом большого разнообразия своеобразных ритуалов и требование строгого их соблюдения. К примеру, спать только в синей пижаме или читать на ночь исключительно определенные книги.
  • Двигательные стереотипии проявляются в частом и ритмичном воспроизведении определенных движений (взмахи руками, ногами, головой, покачивания, хлопки, кружения, постукивания и т. д.). Также такие стереотипии могут появляться спонтанно и при стрессовых для ребенка ситуациях.
  • Игровые стереотипии проявляются в пристрастии к манипулятивным действиям, без развития сюжетной игры. Например, длительно переливать воду из одной емкости в другую или пересыпать крупу, песок и т. п.
  • Ребенок болен на аутизм может часами расставлять любые предметы или игрушки в прямую линию, а также сортировать их по форме, определенному цвету или размеру.
  • Характерным является возникновение интереса к так называемым нефункциональным деталям окружающих предметов (окраска, запах, свойства поверхности и т. п.).
  • Многие дети любят, когда им читают вслух. Однако при этом требуют, чтобы не было пропущено ни одно слово, даже номер страницы или оглавление.

У ребенка зачастую можно обнаружить отличный музыкальный слух, который проявляется любовью к музыке. Он очень внимательно ее слушает, правильно угадывает мелодии, танцует под них. Однако такая "любовь" часто носит избирательный характер – некоторые музыкальные произведения вызывают у такого ребенка страх, который заставляет его разворачиваться спиной к источнику звука и покидать комнату.

У таких детей могут присутствовать необоснованные страхи (шум работающих бытовых приборов, громкий звук) или, наоборот, полное их отсутствие – ребенок безбоязненно ходит по краю, например, стола, ныряет и т. п.

Важно отметить, что никакой признак такой болезни не является патогномоничным. Вышеперечисленные симптомы в той или иной мере могут встречаться и у совершенно здоровых детей или при других заболеваниях.

ВЫЯВЛЕНИЕ АУТИЗМА

Поражение аутизмом выявляется на основании анализа поведения ребенка. При этом производится наблюдение за ним на протяжении определенного периода времени родителями, педиатром, психологом, психиатром, неврологом, логопедом.

Учитывая большое количество симптомов болезни, для облегчения процесса наблюдения и систематизации полученных данных в диагностике аутизма используются различные опросники, анкеты, тесты и т. п. Акцент в подобных исследованиях делается на выявление характерной триады аутистичных расстройств: недостатка социального контакта и взаимной коммуникации, а также стереотипности поведения с ограниченным кругом интересов.

При появлении особенностей поведения, характерных для аутизма, необходимо исключить другие заболевания и состояния, которые могут их обуславливать: умственная отсталость, нарушения слуха и речевого развития и т. д.

ОСНОВЫ ТЕРАПИИ АУТИЗМА

Специфического лечения аутизма не существует.

Главную роль в успешной коррекции аутистического поведения играет семья. Именно активные занятия ребенка с родителями, их внимание, любовь и забота могут в значительной мере повлиять на его состояние и адаптировать к будущей самостоятельной жизни.

Нет единой универсальной методики коррекции и обучения детей с аутизмом. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. К сожалению, только путем проб и ошибок каждому ребенку подбирается своя, индивидуальная программа.

Медикаментозно лечить заболевание аутизм следует при наличии симптоматики, требующей такого вмешательства (судорожные припадки, гиперактивность, выраженная агрессия и т. п.). С этой целью применяются нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы, иминостильбены, ноотропы, средства для улучшения кровообращения в головном мозге, витаминные комплексы.

Основополагающим направлением в терапии аутичных расстройств является коррекция различных аспектов жизнедеятельности ребенка (поведенческого, образовательного, социального и т. п.). Считается, что именно поведенческая терапия является основным подходом в лечении аутизма, которое должно быть направлено на коррекцию и обучение социальным и бытовым навыкам, речи, поведению.

Хорошие результаты показывают применение в лечении аутизма музыки, рисования, лепки, игротерапии, логоритмики, общения с животными (лошадьми и дельфинами).

Существующие альтернативные методы лечения аутизма (бесказеиновая диета, хелирование и т. д.) в настоящее время не имеют под собой никакой доказательной базы, а в некоторых случаях могут быть и вредны.

Следует помнить, что за болезнью аутизм стоят серьезные нарушения социальных и эмоциональных контактов с обществом. Без специализированной помощи и медико-психологического сопровождения более чем в 70% случаев возникает инвалидность. Теперь вы знаете, что это за болезнь аутизм, и можете лучше установить контакт с ребенком.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Аутизм относится к одному из самых неблагоприятных диагнозов, которые могут быть поставлены ребёнку. Данный недуг выражается в том, что у пораженного им индивида нарушается способность адекватно познавать окружающий мир и те правила, по которым функционирует социум. Провоцирует подобные поведенческие дисфункции тот момент, что отдельные структуры мозга не могут должным образом взаимодействовать друг с другом.

Как следствие, это приводит к проблемам в межличностной коммуникации, отсутствию эмоциональной связи больного со своими родными и близкими, трудностям в овладении элементарными навыками, что касаются личной гигиены и быта. Индивид сосредоточен только на своей персоне, на собственных проблемах и трудностях, его мало беспокоит окружающая реальность, так как он живет в личном замкнутом мирке. В статье будет детально проанализировано понятие «аутизм», перечислены его причины и основные симптомы, а также приведенные эффективные методы лечения.

Под аутизмом в психиатрии принято понимать общее расстройство психического развития индивида, выраженное в сложности освоения коммуникативных навыков и взаимодействия с социумом. Людям, с подобным диагнозом, свойственна умственная отсталость, дисгармоничность в физическом и психическом развитии и повторяющееся, стереотипное поведение. По статистике аутизм чаще всего обнаруживается у детей, достигших 1-3 годов жизни. Точная этиология болезни не установлена, однако врачи сходятся во мнении, что главная причина – плохая наследственность.

Недуг может возникнуть и на фоне тяжелых органических нарушений в работе организма. Точный диагноз ставится после долгих и кропотливых месяцев наблюдения за этапами развития малыша. Лечебное воздействие предполагает комплексное воздействие фармацевтических средств и психотерапии поведения. Аутизм причисляют к наиболее распространенному заболеванию, влияющему на нормальность развития индивида.

Психологические исследования показали, что к подобной патологии в большей степени уязвимы мальчики, чем девочки. С каждым годом, как утверждают врачи, аутизма встречаются в их практике все чаще. В легкой форме он проявляется в виде сложности в установлении контактов больного с ближайшим окружением, частой сменой настроения и неконтролируемыми вспышками гнева. В тяжелое форме все вышеперечисленные симптомы отягощаются тяжелой генетической отягощенностью, которая практически не поддается психотерапевтическому воздействию.

Причины

По причинам возникновения аутизма написано множество научных работ, однако ученые, врачи и психологи так и не выявили точного фактора, провоцирующего этот недуг. Одно известно наверняка, риск его появления во многом обусловлен каким-либо нарушением мозговых структур. К ним относят:

  1. Генетическая предрасположенность. На сегодняшний день данная теория является лидирующей среди тех, что пытаются объяснить причину недуга. Однако специалистами так и не были определены гены, что способствуют возникновению аутизма. К тому же ребёнок с подобной патологией развития может родиться и у родителей, чей анамнез не отягощен случаями заболевания.
  2. Наличие повреждения плода во время родов или в процессе пренатального развития . Причиной подобных дефектов выступают перенесенные матерью в период беременности болезни вирусной этиологии, как то корь, краснуха или ветрянка.
  3. Пагубное влияние на мозговые структуры таких тяжелых состояний, как туберкулезный склероз, ДЦП и другие аномалии хромосом.
  4. Значительное ожирение у будущей матери . Исследования показали, что женщины, страдающие избыточным весом, намного чаще рожают детей с аутизмом, чем роженицы с нормальным весом.
  5. Высокий возраст родительницы и недоношенность также считаются факторами, предрасполагающими к данной болезни.

В последнее время заметен значительный скачок распространения болезни. К причинам этого врачи относят ухудшающиеся экологические условия, а также влияние другие вредоносных факторов, как-то воздействие на организм будущей матери выхлопных газов, фенолов и некоторых продуктов, употребляемых нею в пищу. Причем перечисленные факторы действуют не напрямую, а опосредовано. То есть у плода может быть в наличии только предрасположенность к патологии, но изменение структуры генов происходит в самом чреве матери.

Симптоматика

По мнению психологов, первые тревожные звоночки, что ребёнок страдает аутизмом, могут проявиться в 3-4 месяца. Зачастую они остаются незамеченными папой и мамой малыша, так как необычности в поведении списываются на особенность возраста. Настоящая тревога за ребёнка проявляется только после его сравнения со сверстниками, которые значительно опережают чадо в своих умениях и навыках.

Подозрения в аутизме могут возникнуть при наличии у воспитанника таких странностей, как частые истерики и нелюбовь к социальному взаимодействию. Если в семью приходят гости, то малыш может прятаться или начинать плакать. Круг его интересов значительно ограничен. Ребёнок любит проводить время, просто уставившись в одно место, или постукивая по полу ладошкой. Это настораживает и пугает его родителей.

Важно понимать, что заболевания может дать о себе знать абсолютно внезапно. Начальные признаки с равным успехом появляются как у грудничка, так и дошкольника или подростка. Психологи убеждены, что при должном внимании папа с мамой способны определить наличие у чада аутизма с самих ранних лет. Малыш может не реагировать на улыбку матери или звук собственного имени, он мало двигается и неадекватно воспринимает сильные или неприятные раздражители – звук, ослепительный свет, голод.

Специалисты определили список симптомов, характерных для детей, страдающих аутизмом. К ним следует относить:

  1. Мимические движения, не вписывающиеся в актуальную ситуацию. Если говорить проще, то такой ребёнок может скривиться на улыбку или рассмеяться просто так, по неизвестной причине. В целом мимика у людей, страдающих аутизмом, очень бедная и порой их лица напоминают маску.
  2. Различные варианты задержек или нарушений речи. Чадо может без устали повторять одну фразу, меняя темп и громкость ее произнесения. Речь ребёнка никуда не направлена, без попыток донести ее до родителей более внятно и разборчиво. Среди таких детей нет тех, что переживают возраст «почемучек», так как они мало заинтересованы в тайнах окружающего мира. Способны на вопрос мамы или папы отвечать тем же вопросом. Психологи отмечают, что дети с аутизмом могут придавать одному слову сразу несколько значений. Например, «есть» для них будет означать: пить, горячее, сладкое, холодное. Если болезнь диагностирована вовремя, то к 2-3 годам с помощью психологов такому ребёнку удается овладеть нужным запасом слов, чтобы функционировать в обществе. В тяжелых случаях чадо может вовсе не владеть речью и будет общаться с помощью нечленораздельных звуков.
  3. Зацикленное повторение одних и тех же движений, не несущих никакого смысла. Сюда относится постукивания себя по голове, хлопки по коленям, кивание и мотание головой, поглаживания. В основное ребёнок использует их в ситуации, которую он воспринимает как тревожную или пугающую.
  4. Не умение поддерживать зрительный контакт и полное отсутствие заинтересованности в ближайшем окружении. Такие дети могут смотреть и не видеть человека, будто он – «пустое место». Их раздражают попытки родителей привлечь к себе внимание. С большей охотой они смотрят на рисунок обоев или комнатный цветок.
  5. Полное отсутствие чувства привязанности или ее чрезмерные проявления. Пораженный недугом рёбенок с равным успехом может никак не реагировать на свою маму, либо впадать в истерику, стоит ей отойти от него.
  6. Апатичное отношение к другим детям. Психологи убеждены, что индивиды с аутизмом воспринимают своих сверстников, как неживых объектов. Им не свойственно участие в коллективных играх. Такой ребёнок скорее просто будит сидеть в сторонке с игрушкой, никак не реагируя на попытки вовлечь его в общее веселье.
  7. Сосредоточенность на одном виде деятельности. Дети с этой болезнью могут часами катать машинку по полу, перебирать кубики или рисовать на листке одну черточку. Если попытаться отвлечь их от этого занятия, они могут начать плакать, кричать и даже укусить.
  8. Болезненная реакция на нарушение распорядка дня или изменения в интерьере. Родители могут заметить, что если резко сменить цвет штор в комнате или убрать в другое место любимую игрушку, то ребёнок тут же начинает кричать и впадать в глубокую истерику. Тоже касается и приема пищи или похода в туалет. Дети с аутизмом быстро привыкают к статичности, а ее изменения вызывают у них острую тревогу.
  9. Неконтролируемые акты агрессии. На любую неудачу или посягательство на личное пространство малыш может отреагировать самым жестоким образом. Это может выражаться в двух различных формах: агрессии, направленной на самого себя и гневе, направленного на стороннего человека.

Родители должны понимать, что каждый из описанных симптомов может проявляться в разной форме и с различной степенью интенсивности. Во многом это зависит от тяжести заболевания и мер, направленных на его устранение. Диагностику аутизма может проводить только квалифицированный специалист, либо созданная специально для этих целей медицинская комиссия. В ее состав должны входить такие врачи, как невролог и психиатр, а также психолог. Помимо этого приглашаются родители и воспитатели, если малыш посещает детское дошкольное учреждение.

Лечение

В странах Европы и США существует множество методик, направленных на адаптацию людей с аутизмом к нормальному функционированию в обществе. Некоторые из них переведены и приспособлены к особенностям детей, проживающих в нашей стране. К таким программам относятся «Игровое время», «Прикладной анализ поведения» и другие. Основная их цель состоит в обучении малыша различным поведенческим сценариям путем активного взаимодействия с ним. Их эффективность следует дополнять и индивидуальными занятиями в домашних условиях, которые будут проводить родители.

Индивидуальная коррекция детского аутизма осуществляется по таким рекомендациям:

  1. Выработка у малыша четкого распорядка дня.
  2. Интенсивная вербальная и невербальная коммуникация родителей с ребёнком.
  3. Частое и методичное повторение тех моделей поведения, которые нужно закрепить.
  4. Чаду противопоказана резкая смена обстановки и привычного уклада дня.
  5. Запрещено кричать и ругать малыша. Проявляйте больше ласки и заботы.
  6. Регулярная совместная гимнастика снизит уровень стресса у ребёнка и повысит его физическую выносливость.

Напоследок хочется сказать, что аутизм – это неизлечимое заболевание, чьи симптомы можно купировать на время, но избавиться от них навсегда невозможно. Родители должны проявляться максимум внимания к малышу и постараться адаптировать его к обществу. Сделать это помогут квалифицированные психологи и психотерапевты.

16Авг

Что такое аутизм

Большинство людей говоря «аутизм» думают, что это одна конкретная болезнь. На самом же деле это группа проблем, с которыми дети могут столкнуться в процессе развития. Есть целая классификация различных расстройств, которые подходят под определение «аутизм», это Синдром Ретта , Синдром Аспергера , общее расстройство развития и другие.

Официально в медицине данное заболевание имеет название: Расстройство аутистического спектра .

Что такое аутизм.

Каждый день наш мозг обрабатывает (понимает) колоссальные объемы информации: вещи которые мы видим, запахи вокруг нас, слух, вкус, осязание, и анализ собственного опыта. Если же в мозге что-то пошло не так, и он не корректно интерпретирует какие-то из получаемых сигналов, то такому ребенка может быть трудно говорить, слышать, понимать, играть и обучаться.

Симптомы данных расстройств у детей могут проявляться как в легкой, так и тяжелой формах. Если в первом случаи ребенку стоит лишь немного помочь в адаптации и его жизнь будет неотличимой от жизни остальных детей. То при тяжелой форме потребуется длительная квалифицированная помощь, что бы научить такого малыша самым обычным повседневным делам.

Детям, страдающим аутизмом очень сложно строить логические цепочки, и делать на их основании определенные выводы. К примеру, если вы обращаетесь к малышу, ласковым и не громким голосом при этом, улыбаясь, скорее всего здоровый малыш не будет расценивать вас как угрозу. Распознав улыбку, он сделает вывод, что вы скорое всего доброжелательно к нему относитесь.

Что же касается детей с расстройством аутистического спектра, то тут наверняка предугадать реакцию невозможно, может быть такое, что обычная улыбка может до ужаса перепугать ребенка, так как его мозг интерпретировал ее как колоссальную угрозу.

У детей с аутизмом зачастую возникают такие проблемы:

  • Обучение значению новых слов
  • Монотонные повторения одного и того же дела или слова
  • Проблемы адаптации к новым местам, вещам, продуктам

Одна из самых больших сложностей при данном заболевании это то, что, ребенок не всегда может понять смысл слов, построить правильное предложение, что бы объяснить, что ему нужно и чего он хочет со всеми вытекающими последствиями. Точно по этой же причине довольно сложно объяснять ребенку те или иные вещи.

Аутизм – это расстройство, которое появляется из-за нарушения развития мозга и характеризуется практически полным отсутствием общения и взаимодействия с другими людьми, а также цикличностью действий и очень ограниченными интересами.

Так что такое аутизм простыми словами ? Это заболевание, появляющееся из-за проблем с развитием мозга. Человек, страдающий аутизмом (аутист) мало общается с другими людьми, не полностью осознаёт реальность, повторяется в своих действиях, мало чем интересуется. Таким людям тяжело поддерживать контакт глаз. Аутизм, кстати, не такое и редкое заболевание, которое встречается у многих людей. Оно может возникать в различных формах, в некоторых случаях выражено достаточно слабо и не диагностируется специалистами.

Очень выраженным дефицитом взаимодействия с другими членами социума, нежеланием и неумением строить межличностные связи характеризуется аутизм у ребенка . Дополнительно могут наблюдаться повторяющиеся действия, желание постоянно вновь и вновь упорядочивать предметы по определенному параметру.

Изучен слабо, механизмы его возникновения и причины были определены только по имеющимся связям. Данная болезнь характеризуется изменением во многих областях мозга, но они все еще остаются непонятными для специалистов.

Симптомы. Признаки аутизма у детей.

Симптомы и признаки аутизма проявляются на первом году жизни, но явно выявить их удается только в возрасте двух-трёх лет. Перечислим наиболее распространенные явления:

  • ребенок не может отличать одушевленные и неодушевленные предметы;
  • отсутствует полноценная реакция на различные виды раздражителей, проявляется полное безразличие к ним;
  • прослеживается задержка в развитии;
  • малыш концентрирует свое внимание только на одной игрушке;
  • полное равнодушие к другим детям, ребенок не принимает участие в совместных играх;
  • нет осознания родителей и привязанности к ним.

Причины аутизма.

На данный момент причины появлении аутизма не изучены, специалистам остается только строить версии и проводить исследования. Сейчас известно, что заболевание возникает в результате неких генетических отклонений. Как они появляются и почему развиваются – непонятно.

Среди предрасполагающих факторов выделяются токсические поражения организма во время беременности, серьезные инфекционные заболевания. Генетические отклонения тоже могут увеличить риск развития аутизма у ребенка.

Прогноз.

На данный момент эффективного лечения не существует. Врачи осуществляют только терапию для развития ребенка и налаживания взаимодействия с другими представителями социума. Иногда все манипуляции дают положительный результат.

В ряде случаев выраженность аутизма снижается с возрастом, а у взрослого человека внешние проявления становятся минимальными. Но симптомы могут усугубиться, в результате чего пациент неспособен адаптироваться в обществе. Остается только следить за развитием заболевания и осуществлять терапию.

– это психическое и моторное расстройство развития, проявляющееся ненормальным социальным взаимодействием. Типична с нарушенными коммуникативными способностями.

Расстройство обычно на 3-м году жизни ребенка. Это серьезное нарушение умственного развития.

Почему рождаются аутисты: причины возникновения

Причины аутизма до сих пор доподлинно не известны. Считается, что это наследственное нарушение некоторых функций мозга, при котором расстройство происходит на нейробиологической основе. Роль играют генетические факторы. Учитываются некоторые инфекционные заболевания, химические процессы в мозге.

Современная теория предполагает, что для развития аутизма нужна комбинация нескольких факторов. Некоторые эксперты предполагают, что дети с расстройством рождаются с предпосылкой для его развития. Признаки аутизма полностью проявляются при ряде состояний, среди которых:

  • недоношенность детей;
  • отсутствие грудного вскармливания;
  • раннее лечение антибиотиками;
  • расстройства иммунной системы;
  • плохая переносимость казеина молочного белка и др.

На сегодняшний день ни одна теория не подтверждена.

Расстройство встречается у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Аутизм или РАС () — что это значит и кто такие аутисты простыми словами:

Как проявляется в зависимости от возраста

Здоровый, хорошо развивающийся ребенок начинает «агукать» около 12-месячного возраста. В это время появляется жестикуляция, протягивание рук. Подражание другим людям развивается около 15-го месяца жизни, произношение первых слов – до 16-го месяца, использование фраз – до 24-летнего возраста.

2 месяца – 1 год

Симптомы синдрома аутизма у младенцев:

  1. 2 мес . Необъяснимый плач.
  2. 6 мес . Меньшая активность, требовательность в сравнении с другими детьми. Иногда дети крайне раздражительны, не ищут зрительного контакта, не требуют социального взаимодействия.
  3. 8 мес . Необычные звуки (напр., визг), отсутствие имитации звуков, жестов, выражений лица. Ребенка трудно успокоить. Около 1/3 детей замкнуты, отказываются от общения. Еще 1/3 детей принимает общение, но отвечает слабо. В состоянии бодрствования могут преобладать повторяющиеся движения тела.
  4. 12 мес . Могут появиться первые слова, не используемые осмысленно. Типичен громкий, необъяснимый плач. Дружелюбность часто снижается при появлении способности ходить, ползать. Проблемы с отлучением от груди отсутствуют.

Ребенку 2 года

Возникает, если ребенок не реагирует на свое имя, выражается криками. Типичный признак – поздняя или странная речь. Другие проявления включают неадекватный ответ на стимулы. Может создаваться впечатление глухоты. Отсутствует зрительный контакт. Ребенок не указывает на вещи, не махает на прощание.

Возраст 3 года

Сочетание слов в одном предложении очень редкое. Дети повторяют фразы, но не используют творческий язык. Имеют особый ритм, тон, акцент. Плохая артикуляция встречается примерно у 50% детей, использующих речь, более 50% не используют язык осмысленно. Ребенок берет родителей за руку, ведет их к предметам. Он ходит в известные места, требует определенный предмет.

Ребенку 4 года

Редко творчески сочетаются 2-3 слова. Сохраняется , иногда используемая в общении. Типична имитация телевизионной рекламы. Присутствует способность выражать желание.

Ребенку 5 лет

Ребенок не понимает, не выражает абстрактные термины (время). Не поддерживает разговор. Неправильно использует личные местоимения. Сохраняется эхолалия. Вопросы задает редко. Часто встречается ненормальная высота и ритм голоса.

Признаки аутизма у подростков и взрослых

Проявляется словесными автоматизмами. Человек постоянно повторяет одни и те же фразы, вопросы, на которые либо отвечает сам, либо требует ответа от окружающих. Аутисты часто повторяют слова, сказанные другим человеком, выполняют (раскачивание, перемещение вперед-назад по комнате). Другие характерные черты – сниженное воображение, стереотип интересов. Человек мало понимает символы, абстракцию, у него отсутствует эмпатия, спонтанность поведения (поведение механическое). Интеллект может не нарушаться.

Расстройство имеет бесконечное количество вариаций, его проявления в старшем возрасте – не константа, описанные симптомы – общие.

Распознать аутистов можно по неизменным процедурам. Для них предпочтительна стабильная окружающая среда, люди; изменения переносятся отрицательно. Часто используются повторяющиеся движения, называемые самостимуляцией. Человек может покачиваться, двигать руками, ногами, включать или выключать свет, часами выстраивать предметы в ряд. Нарушение этого ряда посторонним человеком воспринимается агрессивно.

Расстройства аутичного спектра – признаки и разница между симптомами

Согласно ВОЗ (РАС) делятся на 3 категории:

  1. Классический аутизм (проявления описаны выше).
  2. . Некоторые области развития не настолько нарушены, как у людей с классическим типом расстройства. Речь может идти о лучших социальных, коммуникативных навыках, отсутствии стереотипных интересов.
  3. . Имеет много общих черт с классическим типом, в частности, присутствуют социальные, коммуникативные проблемы. Но этот синдром характеризуется меньшими речевыми проблемами, отсутствием умственной отсталости.

В каком возрасте полностью формируется аутизм?

Все РАС диагностируются на основе поведенческих проявлений. Они проявляются либо в младенчестве, либо в раннем возрасте (до 3 лет). Нарушение определенных функций мозга приводит к нарушению способности правильно оценить информацию (сенсорную, языковую). Расстройство, провоцируемое внешними факторами, может проявиться позже.

Виды аутизма

Распределение на функциональном уровне:

  1. Высокофункциональный тип . Средний или выше среднего интеллект, слегка нарушенные коммуникативные способности, способность интегрироваться в общество.
  2. Умеренно функциональный тип . Умеренная или средне-тяжелая умственная отсталость с нарушенным речевым компонентом. Более выраженные стереотипные проявления.
  3. Низко функциональный тип . Тяжелая, глубокая умственная отсталость, отсталость речи. Стереотипные, повторяющиеся формы поведения, отсутствие социальных контактов.

Классификация с точки зрения личностных черт:

  1. Одинокий тип . Отсутствие интереса к другим людям, избегание общества, физического контакта.
  2. Пассивный тип . Отсутствие спонтанности, беспокойство в соответствующих ситуациях. Принятие физического контакта имеется.
  3. Активный тип . Поиск компании, установление контакта, но неподходящим образом. Типичен недостаток эмпатии.
  4. Формальный тип . Строгое соблюдение социальных правил, важность ритуалов, странность поведения.

Диагностика

РАС диагностируется на основе поведенческих проявлений независимо от причины развития.

Первые меры – психологическое и психиатрическое обследование. Их цель – подтверждение или исключение РАС.

Исследуется связь между аутизмом и другими соматическими, генетическими заболеваниями.

Исследуется также ЦНС.

Решение проблем в социализации, эмоциональной сфере и обществе

Способы общения, обучения, работы с аутистами индивидуальны. Для минимизации проблем в повседневной жизни им нужна предсказуемость, регулярность обыденной деятельности. Непредсказуемые события, внезапные изменения, характерные для социума, – это стрессоры, приводящие к беспокойству, усугублению проблемного поведения, неожиданным проявлениям, часто шокирующим или раздражающим окружение.

Людям с аутизмом больше, чем другим, нужны логические причины для ведения деятельности. Эффективна осмысленная мотивация. Потеря мотивации уменьшает способность аутистов концентрироваться, продолжать выполнение задачи. Это – частая проблема в рабочей среде.

Исследование аутизма выявили 2 основных типа изоляции при этом расстройстве.

Социальная изоляция

Она вызвана ощущением недостаточной занятости, отсутствием достаточно важной роли в социальной группе. Социальная изоляция может исходить из избегания социального контакта, возникнуть в результате внезапного расставания с близким человеком. Этот тип изоляции создает проблемы почти во всех сферах жизни – личной, рабочей.

Эмоциональная изоляция

Этот тип изоляции может привести к депрессии, другим психическим проблемам. Эмоциональная изоляция – это результат отсутствия близких отношений, исходящего из предыдущего типа изоляции.

Эффективные методы, способствующие развитию детей, поддержке взрослых, – структурированное обучение, визуализация информации. Для связи используются различные альтернативные системы – изображения, пиктограммы, упрощенное общение и т.д.

ABA-терапия

У людей с РАС используются терапевтические подходы, основанные на поведенческой терапии. Один из них – прикладной поведенческий анализ (Applied behavior analysis – ABA), включающий тренировку нового поведения с устранением проблемных моментов. Как правило, с одним человеком специалист работает по 5-8 часов в день. Несмотря на очевидную функциональность, для большинства людей этот метод не реалистичен ввиду временной и персональной требовательности.

Лечение стволовыми клетками

Комбинированная трансплантация UCBSC и UCMSC основана на недавно обнаруженном патогенезе спектра РАС – гипоперфузии головного мозга, нарушении регуляции иммунитета. Исследования показывают, что область мозга, пораженная гипоперфузией, коррелирует с частями мозга, отвечающими за деятельность, нарушающуюся при расстройстве. Наблюдалось, что трансплантация UCBSC вызывает неоваскуляризацию (образование новых сосудов), приводит к функциональному улучшению.

Карты

Фотографии в дневниках, слова, изображения, размещенные по дому для глобального чтения.

Многие дети отвечают на визуальное общение, стимулы. Хотя общение с помощью карт может не восприняться с первого раза, изображения часто становятся источником понимания, безопасности, спокойствия в будущем.

Протокол Немечека

Наблюдения д-ра Немечека говорят о том, что люди с аутизмом не способны переваривать глютен и казеин, поэтому для них целесообразна безглютеновая, не содержащая казеин диета. Также протокол Немечека включает применение инулина при РАС.

Игры, программы для аутистов

  1. Игра со сверстниками . Каждый ребенок для развития требует общения со сверстниками.
  2. Притворная игра . Эта игра подходит для пациентов с синдромом Аспергера или для аутистов с высоким IQ. Притворная игра развивает воображение, общение, эмоции.
  3. Настольные игры . Игры, основанные на логическом, конкретном мышлении хорошо воспринимаются детьми.
  4. Коллективные игры . Коллективная игра аутистам дается с большим трудом. Врач должен знать об индивидуальных способностях ребенка, находить правильный тип мотивации, выбирать необходимую степень структурирования, визуальной поддержки.

Истории реальных людей

Для большей наглядности проблемы ознакомьтесь с историями аутистов.

Я получила диагноз в 7 лет, когда врач отправил нас в психиатрию, а оттуда – на диагностику. Родители почувствовали облегчение, т.к. наконец поняли мое странное поведение.

После сложного поступления в школу, начались проблемы. Родителей вызывали почти каждый день. Был случай, когда их просили забрать меня из столовой – я 2 часа «исследовала» фрикадельки, ни учителя, ни техперсонал не смогли оторвать меня от этого занятия….

Елена, 25 лет

Много раз в жизни я думала, что «не такая, как все». Я везде чувствовала себя по-другому, не зная, почему. Я не понимала мир. В школе надо мной смеялись, трудно было найти человека, который бы понял, что я чувствовала, кто мог бы помочь… В 15 лет я пыталась покончить жизнь самоубийством. Некоторое время я провела в психиатрической больнице. Многие люди пытались мне помочь. Но я не смога объяснить им свои чувства.

Марта, 18 лет

Как они себе ощущают

Как чувствуют себя сами аутисты? Ответить на этот вопрос могут лишь люди, которым это состояние известно непосредственно.

У меня всегда была причина не любить себя. Я всегда чувствовал вину за что-то. Во взрослом возрасте я испытывал неудобства, непонимание на работе (я был слишком точным, медленным, тихим, не паниковал вместе с коллегами…). Я был другим.

Я боролся, доказывая свою полноценность. Но что это дало? Я был унижен, разрушен, раздавлен, без уверенности в себе… И это всего лишь несколько слов, описывающих крошечную часть моей жизни.

Павел, 30 лет

Есть много людей, ничего не знающих об аутизме, игнорирующих аргументы. Например, на этой неделе я узнала, что не могу быть аутистом (несмотря на постановленный диагноз), поскольку способна публично выразить мнение, представить себя, правильно ответить на вопросы… И что еще хуже, я знаю, где поставить смайлик! Какая катастрофа, а? К тому же, я понимаю и даже использую иронию! По некоторым данным, я ничего не знаю об аутизме. Конечно, у меня «лишь» 18-летний опыт на собственной шкуре! Но согласно ряду комментариев, я не могу ничего знать о РАС, т.к. я не аутист. И все только потому, что я способна выжить в джунглях, которые вы называете обычным миром.

Анна, 23 года

Как видят мир аутисты:

Мифы и факты

Ввиду недостаточной осведомленности о природе расстройства, об нем ходит много мифов. Рассмотрим и опровергнем некоторых из них.

Миф: дети с аутизмом не идут на контакт

Большинство аутистов имеют физический контакт с родителями, выражают свои позитивные чувства (садятся на колени, обнимают). Они чувствуют тревогу разлуки, могут чрезмерно привязываться к одному из родителей.

Миф: аутисты не интересуются дружбой

Аутисты хотят дружить, но они не знают, как построить дружбу, как ее сохранить. Часто контакт навязывается неподходящими способами. Иные интересы, средства коммуникации исключают их из команды сверстников. В попытках привлечь внимание, они ведут себя социально неадекватно, или их социальная наивность под картиной дружбы оскорбляет сверстников.

Миф: аутисты не навязывают зрительный контакт

У многих аутистов имеется зрительный контакт. Для диагностики важно качество зрительного контакта. Многие подростки или взрослые, страдающие аутизмом, говорят, что научились использовать зрительный контакт, но он неестественный для них.

Миф: аутизм – очень редкое расстройство

Частота РАС в популяции оценивается в 1%. Эта высокая цифра ясно показывает, что аутизм – это актуальная медицинская и социальная проблема, требующая решения.

Миф: все аутисты – гении

РАС связаны с умственными отклонениями примерно в 50% случаев. Гениальные способности у аутистов могут возникать, но редко.

Недавно в лечении аутизма были сделаны новые шаги. Ученые исследуют положительное влияние декомпрессионных камер на состояние аутистов. У детей, закрытых на 40 часов в декомпрессионных камерах, ученые обнаружили улучшения в восприятии, зрительном контакте, общении с окружающими людьми. Но пока неизвестно, не имеет ли место лишь временный эффект.

Известные люди с аутизмом:

Аутизм не лечится. Это пожизненное неврологическое расстройство. Последствия аутизма (проблемное поведение, причинение себе вреда и т.д.) можно смягчить путем правильного отношения, специального образования. Существует специальная педагогическая помощь с использованием методологии когнитивно-поведенческой терапии (сочетание когнитивной и поведенческой психотерапии).

Люди с аутизмом могут хорошо функционировать в современном мире. Иногда они становятся ценными работниками благодаря способности погрузиться в интересующую их тему, становясь экспертами в этой области. Наиболее важный правильный подход, терпение, уважение, понимание со стороны внешнего мира.

Публикации по теме