Понятие и структура деятельности человека. Деятельностный подход в психологии

§ 1 Особенности практической и духовной деятельности

Человек с рождения активно преобразовывает окружающий мир, то есть занимается деятельностью. Деятельность - процесс сознательного и целесообразного изменения человеком мира и самого себя. Именно в ней человек может проявить свои способности, развиться как личность.

Деятельность людей до неузнаваемости изменила мир вокруг нас, общество и усовершенствовала само человечество. Она затрагивает разные сферы жизни общества и отличается большим разнообразием. Ученые выделяют несколько классификаций видов деятельности. По способу осуществления деятельность подразделяют на практическую и духовную.

В практической деятельности объектом преобразования являются природа и общество, её подразделяют на материально-производственную и социально-преобразовательную. Деятельность, объектом которой является природа, а результатом - материальные блага, называют материально-производственной. А деятельность, объектом которой является общество, а результатом - изменение общественных отношений, называют социально-преобразовательной. Духовная деятельность формирует сознание человека. К ее подвидам относят: познавательную (результатом которой являются знания), ценностно-ориентировочную (в результате которой формируется мировоззрение человека) и прогностическую (планирование или предвидение возможных изменений действительности).

Эти виды деятельности связаны между собой. К примеру, результаты духовной деятельности (музыка, научные достижения и т.п.) запечатлены при помощи практической деятельности (печать нот, издание книг). В свою очередь, практическая деятельность невозможна без первоначальной духовной деятельности - определенной идеи.

§ 2 Труд, игра, учение как основные виды деятельности

Другая классификация видов деятельности основана на способе формирования человека как личности. Ученые, придерживающиеся этой типологии, к видам деятельности относят: труд, игру, учение, творчество, общение.

Труд - взаимодействие человека с окружающим миром, направленное на производство общественно-полезного продукта. Составляющими труда являются знания и умения человека, а также его мастерство. Труд осуществляется по необходимости, но при этом преобразует окружающий мир. Он направлен на получение практически полезного результата, в отличие от игры, в которой главное - процесс.

Игра - деятельность, в процессе которой через имитацию действительности осуществляется познание окружающего мира. Игра носит условный характер, то есть предлагает решение в воображаемой ситуации; она основана на выполнении определенных правил и норм. В ней человек исполняет предопределенную роль. Это единственный вид деятельности, который свойственен не только людям, но и животным.

Процесс познания осуществляется не только в процессе игры. В большей степени человек узнает новое при помощи обучения.

Учение - деятельность, направленная на приобретение различных знаний, умений и навыков. В нем используются специфические средства (учебники, книги, компьютер и т.д.), оно не обязательно может быть целенаправленным, человек иногда приобретает их стихийно. Например, новые знания приобретаются из прочитанных книг, фильмов, телепередач, Интернета. Обучение предполагает взаимодействие двух сторон - учителя и ученика, носит репродуктивный характер, так как ученик не создает знание, а осваивает уже имеющееся. Последнее не исключает элементов творчества в учении.

§ 3 Особенности творчества и общения как видов деятельности

Творчество - деятельность, направленная на создание качественно нового результата. Она отличается неповторимостью, уникальностью и оригинальностью идей. Для творчества важными составляющими являются интуиция (предвосхищение результата), воображение и фантазия.

Творчество включено практически во все виды деятельности человека, так же как и общение - деятельность, направленная на обмен информацией, эмоциями, чувствами, оценками и конкретными действиями. К особенностям этого вида деятельности относится обязательное наличие партнера - равноправного субъекта общения, использование речи (языка) в процессе этой деятельности.

Общение образует эмоциональную общность, взаимопонимание субъектов, которые дополняют позиции друг друга. Общение исполняет важные социальные функции: коммуникативную (обмен информацией), регулятивную (управление совместной деятельностью), компенсаторную (утешительную) и воспитательную (социализация личности).

Разные виды деятельности охватывают всю социальную действительность. Человек изменяет окружающий мир, его потребности возрастают, и вслед за этим повышается его преобразовательная активность.

§ 4 Краткие итоги по теме урока

Деятельность человека преобразовывает окружающий мир. По способу осуществления деятельность подразделяют на практическую и духовную. В практической деятельности объектом преобразования являются природа и общество. Духовная деятельность формирует сознание человека. К видам деятельности по способу формирования человека относят труд, игру, учение, творчество, общение. Труд направлен на получение практически полезного результата, в отличие от игры, в которой главное - процесс. Игра носит условный характер, она основана на выполнении правил, свойственна не только людям, но и животным. Учение предполагает взаимодействие учителя и ученика, носит репродуктивный характер, может осуществляться стихийно. Практически во все виды деятельности человека включены творчество и общение. К особенностям последнего относится обязательное наличие партнера - равноправного субъекта общения, использование речи (языка) в процессе деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / [Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.]; Рос.акад.наук, Рос.акад. образования, изд–во «Просвещение». – 4 изд. – М.: Просвещение, 2010. – 416 с.
  2. Гречко П.К. Введение в обществознание. – М.: Уникум–Центр, 1999.
  3. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10 -11 класс: Пособие для учителя / Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение, 2014.
  4. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: В 2 ч./ Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Никитин А.Ф. Большой школьный словарь: обществознание, экономика, право. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006. – 400 с.
  6. Школьный словарь по обществознанию / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. – М., 2006.
  7. Дедова И.А. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ: пособие для абитуриентов / И.А.Дедова, И.И.Токарева. – Йошкар-Ола, 2008. – 388 с.
  8. Клименко А.В. Обществознание. Для школьников старших классов и поступающих в вузы / А.В. Клименко, В.В. Румынина. – М.: Дрофа, 2003. – 442 с.
  9. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2004.
  10. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 10 класса. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.
  11. Обществознание: 10 – 11 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю. Лазебникова., О.О. Савельева и др.; Под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2012.
  12. Обществознание: учебное пособие / В.В. Баранов, А.А. Дорская, В. Г. Зарубин и др. – М.: АСТ «Астрель», 2005. – 334 с.
  13. Обществознание: учебное пособие для школьников и абитуриентов / В.И. Анишина, С.А. Засорин, О.И. Кряжкова, А.Ф. Щеглов. – М.: Материк-Альфа, 2006. – 220 с.
  14. Обществознание. 100 экзаменационных ответов: учебное пособие для абитуриентов, поступающих на экономические и юридические специальности / под ред. Б.Ю. Сербиновского. – Ростов н/Д: МарТ, 2001. – 320 с.

Этот вид деятельности может преобразовывать различные объекты: природу, общество, человека. Преобразование природы может носить не только разрушительный характер, как акцентируют своё внимание некоторые философы, не только "переделку" природы под себя, но и "Жизнепоток природы - это движение для человека гармоник всего сущего, которые он может нарушить, а может и оптимизировать". При преобразовании общества, которое может выступать как в революционно-разрушительных формах, так и в созидательных, изменяются социальные объекты: отношения, институты, учреждения, изменяется и сам человек. Преобразовательная деятельность обеспечивает условия общей жизни людей, соответствующую качеству их жизни инфраструктуру. В плане преобразовательной деятельности человека хотелось бы остановиться на том случае, когда преобразовательная деятельность направляется индивидом на самого себя, на его "Я", с целью физического или духовного совершенствования. "Саморазвитие человека связано с раскрытием всё более глубоких возможностей для понимания себя и воздействия (взаимодействия) со всё большими объёмами реальности". Один и тот же человек выступает здесь и как объект, и как субъект.

Основными типами преобразовательной деятельности, обусловленные различием её субъектов, являются, во первых, деятельность, имеющая индивидуальный характер (труд отдельного человека, занятия спортом и др.), во-вторых, деятельность, непосредственно осуществляемая той или иной группой (военная, коллективная деятельность), в-третьих, деятельность общества, взятого в целом.

Преобразовательная деятельность может осуществляться на двух уровнях, в зависимости от реального или идеального изменения субъекта. В первом случае происходит действительное изменение наличного материального бытия (практика), во втором случае происходит изменение объекта лишь в воображении (словами К. Маркса, "практически-духовная").

Преобразовательная деятельность может выступать как в форме производства, так и в форме потребления. В обоих случаях субъект овладевает объектом, только соотношение разрушительной и созидательной стороны человеческой активности оказывается разным.

Ещё одна плоскость дифференциации раскрывает различие между деятельностью творческой и механической (продуктивной и репродуктивной). Творческая деятельность может существовать как в вещной сфере, так и в сознании человека, когда он активирует физические возможности своего тела, развивает духовные силы, свои возможности. Потребление тоже может быть творческим, оригинальным, открывающим новые способы использования продуктов производства, и механическими, пассивно воспроизводящим сложившиеся формы потребления.

Совершенствуя, преобразуя окружающий мир, люди строят новую реальность, прорывают горизонты налично-данного бытия. Однако, подчеркивая активно преобразующее начало практической деятельности человека, необходимо помнить, что она определенным образом вписывает человека в материальную действительность, объемлющую его и всегда выходящую за пределы актуальных возможностей ее практического освоения. Человек при всех перспективах и возможностях своей активной преобразовательной деятельности остается в пределах бытия и не может не сообразовывать свою деятельность с его объективными законами. Творческие конструктивные возможности преобразовательной деятельности в реальном мире всегда опираются на использование объективных закономерностей. Другими словами, подлинная эффективность человеческой деятельности не только связана с удовлетворением субъективных интересов или потребностей, но и предполагает решение задач, обусловленных внутренними закономерностями той реальной действительности, на которую эта деятельность направлена. Понимание диалектики человеческой активности по отношению к окружающему миру и зависимости человека от этого мира, его вписанности в этот мир, его обусловленности миром является необходимым условием для осознания вытекающей из этой диалектики ответственности человека в его практической деятельности перед окружающим миром и перед самим собой.

Человек является элементом целостной системы, включающей в себя природу (мир физических объектов) и человеческое общество. Вне этой системы его существование невозможно, поскольку именно здесь он находит все необходимые для своего условия. Поэтому социальное бытие человека предполагает взаимодействие его с окружающим миром физических объектов (природных или созданных человеком предметов и явлений) и с людьми. Оно представляет собой целостную жизненную активность, которая может иметь форму предметной деятельности (взаимодействия типа «субъект - объект») и общения (взаимодействия типа «субъект -субъект»).

Деятельностью называется жизненная человека, направленная на преобразование окружающих объектов (природных или созданных людьми, материальных или духовных). В качестве примера можно назвать профессиональную деятельность инженера, водителя, хирурга, агронома, программиста и др. Деятельность является сущностной характеристикой человека, то есть без нее он не может стать и быть таковым. Она имеет чрезвычайно важное значение для него.

1. Социальная деятельность человека является инструментом удовлетворения его жизненных потребностей. Любая потребность предполагает определенный способ удовлетворения, представляющий собой систему особых действий и операций, направленных на овладение необходимыми жизненными благами.

2. С помощью деятельности осуществляется преобразование окружающего мира и создание материальных и духовных благ. Все, что окружает нас, либо создано деятельностью, либо несет на себе ее отпечаток.

3. В процессе социальной деятельности происходит субъективное воссоздание окружающей действительности и построение ее субъективной модели. Любой образ или мысль по своему содержанию представляет собой не что иное, как субъективный аналог соответствующего объекта, построенный на основе внутренней деятельности: прецептивной, мнемической, умственной и т.д.

4. Социальная деятельность человека выступает как инструмент психического развития человека: его мышления, внимания, воображения, и т.д. Исследования показывают, что ребенок, не включенный в полноценную деятельность, сильно отстает в психическом развитии. Иначе говоря, с помощью деятельности человек преобразует не только окружающий мир, но и самого себя.

5. Активная деятельность является одним из условий сществования человека как полноценного субъекта и как . Выключение его из деятельности приводит к постепенному разрушению психических функций, способностей, умений и навыков. Так, например, по этой причине теряется профессиональная квалификация у специалистов, длительное время не занимающихся профессиональной деятельностью.

6. деятельность является одним из средств самореализации человека как личности и инструментом обретения смысла существования. Лишение человека любимой деятельности может привести к чувству потери смысла своего существования, что выражается в тяжелых внутренних переживаниях.

Структура социальной деятельности человека . Психологический анализ деятельности предполагает выделение в ней основных структурных компонентов и установление характера связи между ними. К ним относятся мотив, цель, условия реализации цели, отдельные деятельности, действия и операции.

Мотив - это внутренний психологический источник деятельности. Он побуждает человека к деятельности и одновременно придает ей разумный личностный смысл (ради чего она выполняется). Без мотива деятельность просто невозможна. Человек далеко не всегда осознает мотивы своей деятельности, однако это не означает, что их нет. Мотив является конституирующим элементом деятельности. Именно поэтому в зависимости от содержания мотива выделяют отдельные виды деятельности. Например, игровая деятельность - игровой мотив, учебная деятельность - учебный мотив и т.д.

Под целью понимается мысленное или образное представление конечного или промежуточного результата деятельности. Например, токарь, вытачивающий на станке деталь, уже представляет ее мысленно. И это характерно для любой деятельности. Благодаря цели деятельность становится упорядоченной и предсказуемой. Она как бы концентрирует в одном направлении все усилия и ресурсы человека. Без цели, так же как и без мотива, деятельность невозможна, она превращается в неупорядоченный набор отдельных движений и поведенческих актов. Целостная деятельность состоит из системы отдельных, относительно самостоятельных действий, выстроенных в определенной временной последовательности. А все вместе они приводят к достижению цели всей деятельности. Например, даже такая простая и привычная деятельность, как удовлетворение пищевой потребности, включает в себя множество отдельных действий: посещение магазина, покупка продуктов, приготовление пищи, сервировка стола, прием пищи и др.

Действием называется элемент или этап деятельности, направленный на достижение отдельной самостоятельной цели. Действие является таковым лишь имея цель. Последняя выступает как основополагающий признак (свойство) действия, поэтому психологический анализ действия предполагает характеристику его цели.

Одно и то же действие может иметь разные мотивы. Однако при изменении цели действие становится иным, по содержанию и сущности, даже в том случае если у него сохраняется мотив. Действие считается успешным и законченным при достижении цели. В ходе этого процесса происходит ее опредмечивание (объективизация) в соответствующем продукте или результате действия, то есть то, что ранее было субъективным образом, теперь становится объективной реальностью.

Реализация любого действия осуществляется в контексте некоторых объективных и субъективных факторов (обстоятельств), имеющих отношение к достижению поставленной цели. Они называются условиями реализации цели. Условия могут быть благоприятными или неблагоприятными с точки зрения субъекта. Однако в любом случае он должен хорошо знать их и принимать во внимание при построении своего действия. Представление субъекта об условиях выполнения действия называется его ориентировочной основой. В зависимости от условий определяются способы осуществления действия. Они называются операциями. Например, способы подготовки к экзамену будут зависеть от следующих обстоятельств: объем и сложность материала, наличие или отсутствие конспектов, насколько успешно и систематически занимался студент на протяжении семестра, имеются ли у него соответствующие способности, на какую оценку он претендует, насколько строг и требователен преподаватель и др. Именно эти обстоятельства повлияют на выбор способов подготовки: будет ли она проходить дома или в библиотеке, сколько она потребует времени, понадобятся ли дополнительные консультации по каким-то вопросам и т.д.

Одно и то же действие может осуществляться с помощью разных операций. Успешность достижения цели будет зависеть от того, насколько хорошо и полно субъект ориентируется в соответствующих условиях и насколько адекватны выбранные им способы выполнения действия. В зависимости от этого они могут быть разумными и неразумными. Человек далеко не всегда осознает операции. При выполнении обычных и несложных действий операции представляются неосознаваемыми. Их называют автоматизмами. Например, такие операции, как написание букв при письме, почти всегда бывают неосознаваемыми. Для осознания подобных операций необходимо, чтобы при их выполнении возникли определенные трудности.

В заключение отметим, что отношения между структурными компонентами деятельности являются очень динамичными. При определенных условиях они могут трансформироваться друг в друга. Например, действие может превратиться в самостоятельную деятельность, если оно само станет притягательным для человека, то есть обретет мотивационные свойства. По мере многократного выполнения действия, его автоматизации и утраты цели оно становится операцией, входящей в состав другого действия. При деавтоматизации операция может стать целенаправленным действием.

Свойства деятельности человека. К наиболее существенным свойствам деятельности относятся активность, целенаправленность, способность к творческому преобразованию окружающей действительности, орудийность, осознаваемость, предметность, двойственность формы, способность к развитию, способность к порождению психических (душевных) образований, социальность.

Социальная деятельность человека - это не система реакций на внешние раздражители, а изначально активный процесс. Источники этой активности находятся не вне, а внутри человека. В качестве таковых выступают потребности и мотивы. Они не только побуждают к деятельности, но и выступают как источники необходимой для выполнения деятельности энергии. Именно через деятельность субъект вступает в реальный контакт с окружающим миром и черпает необходимые для своего существования условия.

Деятельность человека всегда подчинена определенной цели, которая задает довольно четко ее направление, подчиняет и упорядочивает составляющие ее действия, движения и операции, делает ее устойчивой и надъситуативной. Этим она отличается от поведения животных, которое, как уже отмечалось ранее, характеризуется импульсивностью и повышенной зависимостью от конкретной ситуации (ситуативностью). Данное свойство деятельности противоречит известному закону физического детерминизма. Науке до сих пор непонятно, каким образом цель как субъективное и нефизическое образование воздействует на реальную практическую деятельность, обладающую признаками физического явления.

В процессе социальной деятельности человека происходит творческое преобразование окружающей действительности в соответствии потребностями, мотивами и целями человека. Он не столько адаптируется к реальности, сколько адаптирует ее для себя. Этим человеческая деятельность отличается от поведения животных, которое является исключительно приспособительным по своему характеру. Современный человек живет не в естественном, а в искусственном, созданном им самим мире. Даже природа несет на себе печать антропогенного воздействия. Для преобразования объектов своей деятельности человек использует не только собственные естественные (индивидные) органы (руки, пальцы, ноги, туловище и др.), но и специально сделанные инструменты или орудия. Поэтому деятельность человека является не непосредственной, а опосредованной, орудийной, что также отличает ее от поведения животных.

К числу важнейших свойств социальной деятельности относится осознаваемость. Она выражается в способности человека субъективно выделять выполняемую им деятельность как нечто относительно самостоятельное и отдельное от самого себя как субъекта и от объекта, на который она направлена. При высоком уровне развития деятельности субъект осознает ее мотивы, составляющие действия, условия и операции. Благодаря осознаваемости деятельность становится произвольной и волевой.

Следующее важное свойство деятельности - предметность. Она заключается в своеобразной чувствительности деятельности к своему предмету и в способности подчиняться и уподобляется его свойствам и характеристикам. Благодаря этому свойству деятельность воссоздает их в себе. Это хорошо проявляется в любых предметных действиях. Например, когда человек берет в руки какой-то предмет, то форма и характер действия, а также входящие в его состав движения воспроизводят форму, размеры, вес, материал и другие свойства этого предмета. Характеристики действия будут разными в зависимости от того, каким он окажется: легким или тяжелым, объемным или плоским, скользким или шероховатым, горячим или прохладным и т.д. Выполняя ту или иную деятельность, человек движется к намеченной цели не слепо и не прямолинейно, а очень разумно и гибко. Каждым своим действием он как бы прощупывает предметную реальность, соотносится с ней и воссоздает ее. Особенно это хорошо прослеживается при освоении новых действий или при выполнении деятельности в непривычных и незнакомых условиях.

Существенным и довольно загадочным свойством социальной деятельности человека является изначальная двойственность ее формы. Она представляется одновременно и внешним физическим и внутренним психическим процессом, и объективным и субъективным явлением. С внешней стороны она выглядит как процесс реального физического взаимодействия субъекта с физическим же объектом. При этом человек, используя свое тело (руки, ноги, туловище) как естественный физический инструмент, а также другие необходимые орудия труда и инструменты, осуществляет физическое преобразование объекта и получает некоторый вещественный продукт, соответствующий первоначальному замыслу. Например, портной шьет из ткани костюм, повар готовит из продуктов блюдо, дизайнер оформляет зал и т.п.

Как физический процесс деятельность складывается из конкретных практических действий и движений, совершаемых в определенном пространстве и времени, то есть имеет пространственно-временные координаты и вполне доступна для восприятия. В этом плане она мало чем отличается от многих природных явлений и процессов: химической реакции, развития растения, кипения воды и т.п.

Однако всякая деятельность имеет еще и внутреннюю, скрытую от внешнего наблюдения сторону, без которой она перестает быть таковой. Например, она не может существовать и осуществляться без мотива и цели, которые представляются чисто психическими явлениями, образующими внутренний субъективный (душевный) мир человека. При выполнении сложных и жизненно важных видов деятельности возникает необходимость во многих других внутренних психических компонентах: в эмоциональных переживаниях, в мыслях, в волевом усилии, в оценке своих возможностей, в знаниях и т. д. Причем их присутствие становится просто очевидным. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить несколько примеров из собственного жизненного опыта. Можно сказать, что вся душевная жизнь человека - его психика, представляет из себя внутренний компонент его деятельности, его социального бытия. Следует подчеркнуть, что внутренние компоненты не просто сопровождают внешнюю сторону деятельности, а представляются функционально необходимыми для нее. Без них ее существование просто невозможно. В этом отношении деятельность не обладает никакими физическими характеристиками и определенными пространственно-временными координатами, то есть непонятны ее онтологическая природа и местонахождение.

Деятельность - это целостный процесс, совмещающий в неразрывном единстве внешние физические (объективные) и внутренние психические (субъективные) компоненты. По своей сущности они представляются абсолютно разными и несовместимыми. Современная наука до сих пор не может объяснить психологическую природу и механизм их связи. Внешние и внутренние компоненты деятельности имеют функциональную специализацию. На основе внешних компонентов осуществляются реальные контакты человека с предметами и явлениями окружающего мира, их преобразование, вос-создание их свойств, а также порождение и развитие психических (субъективных) явлений. Внутренние компоненты деятельности выполняют функцию побуждения, целеполагания, планирования, ориентировки (познания), принятия решения, регуляции, контроля и оценки.

В реальной деятельности соотношение внутренних и внешних компонентов может быть разным. В зависимости от этого выделяют два вида деятельности: внешнюю (практическую) и внутреннюю (психическую). Примером внешней деятельности может служить любой физический труд. Учебная деятельность является примером внутренней деятельности. Однако речь идет только об относительном преобладании тех или других компонентов. В «чистом» виде их существование у человека невозможно. Однако мы предполагаем, что при определенных обстоятельствах, в частности после физической смерти человека, внутренние (психические) компоненты деятельности способны к самостоятельному бытию. По крайней мере, фактов, противоречащих этому предположению, не существует.

Деятельность человека обладает способностью к развитию. Она выражается в том, что по мере упражнений и тренировок деятельность становится более совершенной, уменьшается время ее выполнения, снижаются энергетические затраты, трансформируется структура, сокращается количество ошибочных действий, изменяется их последовательность и оптимальность. Одновременно происходит изменение соотношения внешних и внутренних компонентов деятельности: внешние компоненты сокращаются и редуцируются при одновременном увеличении доли внутренних компонентов. Происходит как бы преобразование деятельности по форме. Из внешней, практической и развернутой во времени и пространстве она становится внутренней, психической и сокращенной (свернутой). Этот процесс в психологии называется интериоризацией. Именно таким образом происходит порождение и развитие психики - на основе преобразования деятельности. Однако внутренняя деятельность представляет собой лишь компонент целостной деятельности, ее сторону. Поэтому она легко трансформируется и выражается во внешних компонентах. Переход внутренних компонентов деятельности во внешние называется экстериоризацией. Этот процесс является неотъемлемым атрибутом любой практической деятельности. Например, мысль, как психическое образование, может легко преобразоваться в практическое действие. Благодаря экстериоризации мы можем наблюдать через внешние компоненты деятельности любые психические явления (процессы, свойства, состояние): намерения, цели, мотивы, различные познавательные процессы, эмоциональные переживания, черты характера, и т.д. Но для этого необходимо иметь очень высокий уровень психологической культуры.

По своему происхождению и сущности деятельность является не врожденной, а воспитанной функцией человека. Иначе говоря, он получает ее не по законам генетики как данность, а овладевает ею в процессе обучения и воспитания. Все человеческие (а не индивидные) формы поведения являются социальными по происхождению. Ребенок не изобретает их, а усваивает. Под руководством взрослых людей он учится пользоваться предметами, правильно вести себя в тех или иных жизненных ситуациях, социально принятым способом удовлетворять свои и т.д. Именно в ходе освоения различных он и сам развивается как субъект и как личность. Социальность предметной деятельности выражается и в функциональном плане. При ее выполнении человек прямо или косвенно соотносится с другими людьми, которые выступают как ее содеятели и соучастники. Особенно ярко и отчетливо это прослеживается в условиях совместной деятельности, где функции ее участников определенным образом распределены. Учитывая, что в предметной деятельности всегда соприсутствуют другой человек, ее можно назвать содеятельностью.


Деятельность - форма активности, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды; на получение нового продукта или результата.

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

Мотивы деятельности - побуждения, связанные с удовлетворением потребностей.

Потребности - осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни.


Классификации потребностей :

1. Естественные;

2. Социальные;

3. Духовные.

По Маслоу:


Убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремления воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Интересы - ценности, характерные для определенной группы людей.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.


1. Какое определение пропущено в следующей фразе: «Только деятельности человека свойственен... характер»?

а) инстинктивный; в) совместный;

б) орудийный; г) преобразовательный.

2. Верны ли следующие суждения о человеческой деятельности?

А. Изменение и преобразование мира в интересах людей - характеристика человеческой деятельности.

Б. Человеческую деятельность характеризует направленность на создание того, чего нет в природе.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.


3. Каким термином можно определить общую черту деятельности художника, писателя, изобретателя, учителя?

а) познание; в) преподавание;

б) творчество; г) изображение.

4. Ученик для учителя является:

а) субъектом деятельности; в) конкурентом;

б) объектом деятельности; г) коллегой.


5. К экзистенциальным относятся потребности:

а) в комфорте; в) общении;

б) пище; г) самоуважении.

6. Запишите соответствующие буквы в порядке возрастания. К биологическим потребностям человека могут быть отнесены следующие потребности:

в) созидание;

г) воздух;

д) общение;

е) творчество.


1. Верны ли суждения?

А. Орудийная деятельность присуща только человеку.

Б. Животные используют природные предметы в качестве орудий и даже изготавливают их.

а) верно только А; в) верно только Б;

б) верно А и Б; г) оба неверны.

2. Человек преобразует окружающий мир с помощью:

а) деятельности; в) религиозных обрядов;

б) общения; г) фантазии.


3. Верны ли суждения?

A. Деятельность способствует приспособлению к окружающей среде.

Б. Деятельность преобразует природу.

B. Деятельность не влияет на окружающий мир.

Г. Деятельность носит целеполагающий характер.

а) АБ; в) БГ;

б) АБВГ; г) АБГ.

4. К духовной деятельности относится:

а) строительство кинотеатра; в) съемки фильма;

б) изготовление орудий труда; г) работа типографии.


5. Аффективное действие обусловлено:

а) четко продуманной целью; в) привычкой;

б) понятиями о долге; г) эмоциональным состоянием.

6. Труд как целесообразная деятельность человека начался:

а) с занятий охотой; в) земледелия;

б) изготовления орудий труда; г) овладения огнем.


М. Е. Салтыков-Щедрин в своей известной сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» рассказывает о двух заслуженных чиновниках, попавших на необитаемый остров

Изголодавшись до умопомрачения, они взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал... откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их.

С нами крестная сила! - сказали они оба разом, - ведь этак мы друг друга съедим!

Что лежало в основе описанных действий?

а) осознанный мотив;

б) поставленная цель;

в) инстинктивный порыв;

г) потребность в общении.




В другой известной сказке М.Е. Салтыков-Щедрин изображает глупого помещика, по молитве которого Бог очистил все его владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, какой ‘он плодовый сад разведет: «Вот тут будут груши, сливы: вот тут - персики, тут - грецкий орех!» Думал, каких он коров разведет, что ни кожи, ни мяса, а все одно молоко, все молоко, какой он клубники насадит, все двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст. Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют, «остановились и полати и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса».

Каковы были цели помещика? Какие он выбрал средства их достижения? Соответствовали ли средства целям? Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился?



Домашнее задание: написать эссе.

В.Г. Белинского: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».

Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Главная особенность деятельности в том, что ее содержание не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Потребность в качестве мотива (побуждения) дает толчок к деятельности, но сами формы и содержание деятельности определяются общественными целями , требованиями и опытом.

Различают три основных вида деятельности : игру, учение и труд. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением . — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов.

Характеристика деятельности

Под деятельностью понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру — процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления — в объект своей деятельности.

Под субъектом здесь понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом.

Объектом называют пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).

Для понимания деятельности следует учитывать несколько ее важных характеристик.

Человек и деятельность неразрывно связаны. Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.

Деятельность есть преобразование окружающей среды. Животные приспосабливаются к природным условиям. Человек способен активно изменять эти условия. Например, он не ограничивается собирательством растений для пищи, а выращивает их в ходе сельскохозяйственной деятельности.

Деятельность выступает в качестве творческой, созидательной активности: человек в процессе своей деятельности выходит за границы природных возможностей, создавая нечто новое, не существовавшее ранее в природе.

Таким образом, в процессе деятельности человек творчески преобразует действительность, себя самого и свои социальные связи.

Более подробно сущность деятельности раскрывается в ходе ее структурного анализа.

Основные формы деятельности человека

Деятельность человека осуществляется в (производственной, бытовой, природной окружающей).

Деятельность — активное взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность, требующее от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, эмоциональной устойчивости.

Изучение человека в процессе осуществляет эргономика, цель которой — оптимизация трудовой деятельности на базе рационального учета возможностей человека.

Все многообразие форм деятельности человека можно разграничить на две основные группы по характеру выполняемых человеком функций — физический и умственный труд.

Физический труд

Физический труд требует значительной мышечной активности, характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхатель-ную, нервно-мышечную и др.), а также требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 мДж (4 000-6 000 ккал) и выше в сутки.

Умственный труд

Умственный труд (интеллектуальная деятельность) — это труд, объединяющий работы, связанные с приемом и переработкой инфор-мации, требующий напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 10-11,7 мДж (2 000-2 400 ккал).

Структура деятельности человека

Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времении.

Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат

Рассмотрим все компоненты деятельности поочередно.

Потребность в действии

Потребность — это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера.

Наиболее разработанная классификация принадлежит американскому психологу Абрахаму Маслоу (1908-1970) и известна как пирамида потребностей (рис. 2.2).

Маслоу разделил потребности на первичные, или врожденные, и вторичные, или приобретенные. Они в свою очередь включают в себя потребности:

  • физиологические - в пище, воде, воздухе, одежде, тепле, сне,чистоте, жилье, физическом отдыхе и т.д.;
  • экзистенциальные — безопасность и защищенность, неприкосновенность личной собственности, гарантированная занятость, уверенность в завтрашнем дне и т.д.;
  • социальные - стремление к принадлежности и причастности к какой-либо социальной группе, коллективу и т.д. На этих потребностях базируются ценности привязанности, дружбы, любви;
  • престижные - основанные на желании уважения, признания другими личных достижений, на ценностях самоутверждения, лидерства;
  • духовные - ориентированные на самовыражение, самоактуализацию, творческое развитие и использование своих навыков, способностей и знаний.
  • Иерархия потребностей много раз изменялась и дополнялась различными психологами. Сам Маслоу на поздних этапах своих исследований добавил в нее три дополнительные группы потребностей:
  • познавательные — в знании, умении, понимании, исследовании. Сюда можно отнести желание открывать новое, любознательность, стремление к самопознанию;
  • эстетические — стремление к гармонии, упорядочению, прекрасному;
  • трансцендирования — бескорыстное стремлен ие помочь другим в духовном самосовершенствовании, в их стремлении к самовыражению.

По мнению Маслоу, для удовлетворения высших, духовных потребностей необходимо первоначально удовлетворить те потребности, которые занимают место в пирамиде под ними. Если полностью удовлетворены потребности какого-либо уровня, у человека возникает естественная необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня.

Мотивы деятельности

Мотив - основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как , а как руководство к действию.

В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Интересом называется конкретная причина действий, определяющая . Хотя потребности у всех людей одинаковы, разные социальные группы имеют свои интересы. Например, различны интересы у рабочих и владельцев заводов, мужчин и женщин, молодежи и пенсионеров. Так, для более важны инновации, для пенсионеров — традиции; у предпринимателей интересы, скорее, материальные, а у людей искусства — духовные. У каждого человека есть и свои личные интересы, основанные на индивидуальных склонностях, симпатиях (люди слушают разную музыку, занимаются разными видами спорта и т.п.).

Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Можно говорить о традициях религиозных, профессиональных, корпоративных, национальных (например, французских или русских) и т.д. Ради некоторых традиций (например, воинских) человек может ограничивать свои первостепенные потребности (сменив безопасность и защищенность на деятельность в условиях высокого риска).

Убеждения — твердые, принципиальные взгляды на мир, основанные на мировоззренческих идеалах человека и подразумевающие готовность человека отказаться от ряда потребностей (например, комфорта и денег) ради того, что он считает правильным (ради сохранения чести и достоинства).

Установки — преимущественные ориентации человека на определенные институты общества, которые накладываются на потребности. Например, человек может быть ориентирован на религиозные ценности, или на материальное обогащение, или на общественное мнение. Соответственно и поступать он будет в каждом случае по-разному.

В сложных видах деятельности обычно можно выявить не один мотив, а несколько. В таком случае выделяют основной мотив, который считается движущим.

Цели деятельности

Цель - это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности заранее предопределена и выражена в инстинктах. Человек способен формировать собственные программы, создавая то, чего никогда не было в природе. Поскольку в активности животных отсутствует целеполагание, она не является деятельностью. При этом если животное никогда не представляет заранее результатов своей активности, то человек, начиная деятельность, держит в сознании образ ожидаемого предмета: до того, как создать нечто в реальности, он создает это в уме.

Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.

Средства, используемые в деятельности

Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д.

Средства должны соответствовать целям в двух смыслах. Во-первых, средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки.

Во-вторых, средства должны быть моральными: нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели. Если цели аморальны, то аморальной является вся деятельность (по этому поводу герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Иван спрашивал, стоит ли царство мировой гармонии одной слезинки замученного ребенка).

Действие

Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д.

Немецкий социолог Макс Вебер (1865-1920) выделял такие типы социальных действий:

  • целерациональные - действия, ориентированные на достижение разумной пели. При этом человек четко рассчитывает все средства и возможные препятствия (генерал, планирующий сражение; бизнесмен, организующий предприятие; преподаватель, подготавливающий лекцию);
  • ценностно-рациональные — действия, основанные на убеждениях, принципах, моральных и эстетических ценностях (например, отказ пленного передать врагу ценные сведения, спасение утопающего с риском для собственной жизни);
  • аффективные - действия, совершенные под влиянием сильных чувств — ненависти, страха (например, бегство от противника или спонтанная агрессия);
  • традиционные — действия, основанные на привычке, часто являющиеся автоматической реакцией, выработанной на основе обычаев, верований, образцов и т.д. (например, следование определенным ритуалам в свадебной церемонии).

Основу деятельности составляют действия двух первых типов, поскольку только они имеют осознанную цель и носят творческий характер. Аффекты и традиционные действия способны лишь оказывать некоторое влияние на ход деятельности в качестве вспомогательных элементов.

Особыми формами действий являются : поступки — действия, которые имеют ценностно-рациональное, нравственное значение, и деяния — действия, имеющие высокое положительное социальное значение. Например, помочь человеку-это поступок, выиграть важную битву — деяние. Выпить стакан воды — обычное действие, которое не является ни поступком, ни деянием. Слово «деяние» часто используется в юриспруденции для обозначения действия или бездействия, которое нарушает правовые нормы. Например, в законодательстве «преступление — это противоправное, общественно опасное, виновное деяние».

Результат деятельности

Результат — это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом — , результатом научной деятельности — идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам , поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.

Публикации по теме