Схождение Благодатного огня. Справка



Так как схождение Благодатного огня – это, в некотором роде событие мистическое, то оно непредсказуемое. Нужно просто смотреть прямую трансляцию или находиться непосредственно в храме с самого утра. А вот когда именно благодатный огонь сойдет на землю – не известно. Время всегда разное. Но известно одно: если в этом году огня не будет, значит, Господь посылает человечеству не самый хороший знак. В этой статье вы узнаете все подробности про схождение Благодатного огня в 2019 году. Дату, примерное время и где смотреть как он сходит.

Многие посещают Иерусалим именно накануне Пасхи, чтобы стать реальными очевидцами этого ежегодного чуда. Правда, не у всех верующих людей получается попасть в храм: желающих слишком много. Многие люди просто остаются на улицах города. Но, все равно, чувствуют приобщение к церемонии. Не забывайте, что еще в Великую субботу можно и нужно готовить .

  • Что такое Благодатный огонь
  • Тайне не одного тысячелетия
  • Какие традиции соблюдаются

Что такое Благодатный огонь

Первые свидетельства того, что такой огонь появился на земле, относят к 4 столетию нашей эры. Впервые событие произошло в храме в Иерусалиме. В той пещере, где, согласно древним церковным сказаниям, когда-то находится гроб Иисуса Христа, куда он был погребен после снятия с креста.




С того времени каждый год накануне благодатный огонь сходит ровно в этом месте, но всегда в совершенно разное время. Даже если нет возможности в этот период поехать в Иерусалим: даже если можно еще купить билеты, то гостиницы бронируются за полгода до Пасхи, но можно смотреть прямую трансляцию схождения Благодатного огня. Многие православные сайты в интернете крутят ее, а также можно найти телевизионные каналы. Например, канал Царьград обязательно будет показывать схождение огня.

Важно! На некоторых каналах показывается уже не прямая трансляция, а просто запись. Сначала канал пишет все, а потом уже монтирует самые важные моменты: когда огонь сходится и передает от верующих к верующим. Но, конечно, чтобы стать частью этого действа, необходимо смотреть именно прямую трансляцию и ожидать огонь, как самое большое чудо.

Тайне не одного тысячелетия

Чтобы благодатный огонь сошел, так повелось, в храме проводится определенная церемония. Она начинается на сутки до наступления Пасхи и на церковном языке называется «литания». Начинается все в полдень, когда совершается крестный ход. Крестный ход, как правило, должен идти вокруг какого-то здания, в данном случае шествие идет вокруг центра Ротонды Храма Иисуса Христа в Иерусалиме.




После окончания процессии в храм вносится лампадка. Пустая лампадка, в которой ничего не горит. А после того, как огонь сходит, то из Ротонды выносится благодатный огонь. Вокруг лампадки находится 33 свечи. Конечно, это символ того, сколько лет Иисус Христос прожил на земле до того, как был распят. Во избежание любых фальсификаций священник, который входит в Ротонду, на себе имеет только подрясник: спички или зажигалку просто негде спрятать.

При этом также важно отметить, что все свечи и весь огонь, который имеется в храме, накануне схода Благодатного огня 2019 просто гасятся. Более того, чтобы уже точно никаких сомнений не возникало в том, что огонь действительно Благодатный, храм дополнительно осматривает еврейская полиция и после этого опечатывается.

Какие традиции соблюдаются

Интересны некоторые традиции, связанные с Благодатным огнем. К примеру, в храм должны войти люди, которые сидят друг в друга на плечах. Это зазывалы, которые просят у Девы Марии и Господа, чтобы он послал Благодатный огонь в этом году.




Те люди, которые бывали в храме в период схождения огня, отмечают, что перед появлением пламени в храме появляются вспышки света. Они озаряют место, где когда-то находится Гроб Господа. Также в церкви появляется благодатная роса. В гробу разложена вата, и эта роса смачивает вату.

Что касается точного времени схождения благодатного огня, то расписания тут нет. Это всегда происходит в Великую субботу, накануне . Все необходимые церемонии проводятся около полудня, а вот, сколько ждать огня именно в этом году, никто точно сказать не может. Обычно это происходит между 13-15 часов. Но мы надеемся, что огонь обязательно сойдет!

На протяжении двух тысяч лет христиане, встречающие свой величайший праздник ‑ Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господня в Иерусалиме, становятся свидетелями Чуда схождения Благодатного огня.

Хотя по многим, как древним, так и современным свидетельствам, появления благодатного света могут наблюдаться в Храме Гроба Господня в течение всего года, наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение Благодатного огня накануне православного праздника Светлого Христова Воскресения , в Великую субботу. На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и др.), а также представителями иных нехристианских религий.

Самые ранние упоминания о схождении Благодатного огня на Гроб Господень в Иерусалиме в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. По свидетельству апостолов и святых отцов, божественный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа; первым свидетелем чуда стал апостол Петр.

Одно из самых древних описаний схождения Благодатного огня принадлежит игумену Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106-1107 гг.

В наше время сошествие Благодатного Огня происходит в Великую субботу обычно между 13 и 15 часами иерусалимского времени.

Приблизительно за сутки до начала православной Пасхи начинается церковная церемония . Чтобы увидеть чудо схождения Благодатного огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой пятницы; многие остаются здесь сразу же после Крестного хода, совершаемого в память событий этого дня. К десяти часам дня Великой субботы гасятся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма. На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям прокладывается лента.

После этого происходит процедура проверки Кувуклии (часовни над Гробом Господним) на наличие источников огня, после чего вход в Кувуклию закрывается местным ключником (мусульманином) и опечатывается большой восковой печатью, на которую ставят свои личные печати, осуществлявшие проверку представители мэрии Иерусалима, турецкой стражи, израильской полиции и пр.

Как историческая, так и современная практика свидетельствует, что при схождении Огня присутствуют три группы участников. Прежде всего - патриарх Иерусалимской православной церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению. Обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен и монахи лавры Преподобного Саввы Освященного. И, наконец, третья группа обязательных участников - местные православные арабы. Минут через 20-30 после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем верхом друг на друге врывается в Храм и начинает петь и плясать. Их возгласы и песни представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, которую просят умолить Сына о ниспослании огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Их эмоциональные молитвы, возгласы и пляски длятся 20-30 минут.

Около 13 часов начинается непосредственно литания (по-гречески "молитвенная процессия") Благодатного огня. Впереди процессии шествуют хоругвеносцы с двенадцатью хоругвями, за ними отроки, клирик-крестоносец, в конце процессии идет православный патриарх одной из поместных православных церквей (Иерусалимской или Константинопольской) в сопровождении армянского патриарха и священнослужителей. В крестном ходе участвуют и игумен с иноками монастыря Саввы Освященного.

В своем крестном ходе процессия минует все находящиеся в храме памятные места : священную рощу, где был предан Христос, место, где Его побивали римские легионеры, Голгофу, где Его распяли, камень Помазания, на котором тело Христа готовили к погребению. Затем процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее. После этого православный патриарх останавливается перед самым входом в Кувуклию, его разоблачают: снимают с него праздничные ризы, оставляют в одном белом полотняном подризнике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру ничего, что могло бы зажечь огонь.

Hезадолго до появления патриарха перед Кувуклией подризничий (помощник ризничего - заведующего церковным имуществом) вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи - по числу лет земной жизни Спасителя. Только после этого патриарх заходит в Кувуклию. Теперь все зависит от него, от его тайной коленопреклоненной молитвы. В это время в храме выключается свет и наступает напряженное ожидание. Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.

По свидетельствам очевидцев, после захода патриарха в Кувуклию сначала изредка, а затем все сильнее и сильнее все воздушное пространство Храма пронизывают световые всполохи, вспышки света. Они имеют голубоватый цвет, их яркость и размеры волнообразно нарастают.

Перед схождением Благодатного огня храм начинают озарять яркие вспышки, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма - от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников.

Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады , находящиеся по бокам Кувуклии, затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе Храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света. В это же время двери пещеры открываются и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся. Он раздает Благодатный Огонь, который, по словам очевидцев, совершенно не жжет в первые минуты после схождения, независимо от какой свечи и где он был зажжен.

Позднее от Благодатного огня будут зажжены лампады по всему Иерусалиму. Специальными авиарейсами Огонь будет доставлен на Кипр и в Грецию, откуда будет развезен по всему миру. В недавнее время непосредственные участники событий стали привозить Благодатный огонь и в Россию.

С точки зрения православия Благодатный огонь является залогом между Богом и людьми , исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: "Я есмь с вами во все дни до скончания века". Считается, что год, когда Небесный огонь не сойдет на Гроб Господень, будет означать конец мира и власть антихриста. Одно из пророчеств, хранящихся в Иерусалимской православной церкви, гласит: "Коль пролилась кровь христиан у Гроба Господня, значит, скоро закроется вход к этой величайшей святыне и настанут для церкви Христовой особенно тяжкие времена".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

3607 просмотров

Благодатный огонь — один из самых сильных и значимых символов веры у православных христиан и явление высшими силами её истинности всем верующим. В очередной раз он сойдёт с небес в этом году в субботу, 7 апреля накануне Святой Пасхи в Иерусалиме, в храме Гроба Господня, там где был завершён земной путь Иисуса Христа. О природной сути явления, о том, как сходит благодатный , как это пытается объяснить наука мы и поговорим сегодня с вами.

Благодатный огонь: тайна и суть явления

Природу Благодатного огня учёные и атеисты пытаются объяснить давно, но пока безрезультатно. Истинно верующим людям объяснять ничего не надо, они принимают Огонь, как Божью благодать. Скептики же, атеисты, учёные доступными данными, научными способами путём экспериментов тоже хотят раскрыть природу явления с научной точки зрения, возможно это им когда-то и удастся…. Но пока лишь тайна, скрытая от объяснений.

В канун Православной Пасхи коснёмся этого явления и мы.

Где и когда сходит Благодатный огонь

Благодатный Огонь сходит в одном месте, только в храме Гроба Господня, в Израиле, в Иерусалиме и только в накануне православной Пасхи.

Уже ни одно тысячелетие это явление наблюдается из года в год. Первые упоминания датируется церковными историками IV веком.

Приведу описание, полное пережитых чувств архимандритом Саввой Ахиллеос в книге «Я видел Благодатный Огонь».Более 50 лет он был главным послушником при Гробе Господнем. Вот его впечатления:

«….патриарх низко склонился, чтобы приблизиться к Живоносному Гробу. И вдруг среди мёртвой тишины мне послышался какой-то трепетный, едва уловимый шелест. Он был похож на тонкое дыхание ветра. И сразу же после этого я увидел голубой свет, который заполнил всё внутреннее пространство Живоносного Гроба.

О, какое же это было незабываемое зрелище! Я видел, как этот свет кружился, наподобие сильного вихря или бури. И вот в этом Благодатном свете я ясно увидел лицо Патриарха. По его щекам текли крупные слёзы…

… голубой свет снова пришёл в состояние движения. Затем он вдруг стал белым… Вскоре свет приобрёл округлую форму и в виде нимба встал неподвижно над головой Патриарха. Я увидел, как Блаженнейший Патриарх взял в свои руки пучки из 33 свечей, поднял их высоко над собою и стал молить Бога о ниспослании Благодатного Огня, медленно простирая свои руки к небу. Едва успел он поднять их до уровня головы, как вдруг в его руках зажглись все четыре пучка, словно их приблизили к пылающей печи. В ту же секунду исчез нимб из света над его головой. От охватившей меня радости из глаз потекли слёзы….»

Информация взята с сайта http://www.rusvera.mrezha.ru/633/9.htm

Подготовка к схождению Благодатного Огня

Почти за сутки до схождения Огня начинается церемония подготовки к процедуре в храме Гроба Господня. Он вмещает 10 тысяч человек, и готовится принять не только православных верующих, но и представителей других конфессий и туристов. За порядком строго следит полиция Израиля.

В центр Гроба Господнего ставится незажжённая лампада с маслом, 33 свечи в пучке — по числу годов жизни Иисуса Христа, кусочки ваты, по краям гроба крепится лента. Для полной готовности к процедуре важно присутствие в храме трёх групп представителей, только так возможно ожидание чуда:

  1. Патриарха Иерусалимской Православной Церкви или по его благословению одного из архиереев Иерусалимского патриархата.
  2. Игумена и монахов лавры преподобного Саввы Освященного.
  3. Местных православных арабов, чаще всего представленных арабской православной молодежью.

Завершается подготовка обходом самых святых мест храма патриархами Православной и Армянской церквей, их священнослужителями, которые затем трижды обходят Кувуклию (часовня над Гробом Господним).

Затем Патриарх разоблачается от риз, показывая отсутствие спичек и иных вещей, способных вызвать огонь, и входит в Кувуклию.

Часовня в этот момент закрывается, вход опечатывается местным ключником-мусульманином.

Все находящиеся в храме с трепетом ждут выхода Патриарха с Благодатным Огнем в руках. Каждый раз время разное: от нескольких минут до несколько часов.

Это один из самых сильных в моментов: верующие верят, что если Огонь не будет ниспослан свыше — храм будет разрушен. Потому каждый здесь в ожидании чуда схождения Огня тщательно причащается, усердно молится, напитывая пространство невероятнейшей энергией.

Как сходит Благодатный Огонь

Момент схождения Огня сопровождается появлением в храме небольших ярких вспышек, разрядов, сполохов то тут, то там…повсюду, стремительно…

Как распространяется огонь мелкими вспышками от иконы к иконе по всему храму хорошо видно при съёмке замедленной камерой.

И в тот же момент распахиваются двери часовни, Патриарх в руках с Благодатным Огнём, ниспосланным с Небес появляется в проёме. Свечи в руках отдельных людей самопроизвольно воспламеняются.

Атмосфера невероятнейшей радости, восторга, глубинного счастья накрывает людей, заполняет всё пространство, храм становится энергетически уникальным местом во истину святым!

Огонь уникален — он не жжет, люди умывают им руки, лица, зачерпывая ладошками, поливают им себя. Случаев ожогов, возгорания одежды, волос не было никогда. Температура огня всего 40ºС.

Даже капельки воска, падающие со свечей на одежду, называемые Благодатной росой, остаются на ней навсегда, и после стирки.

От Огня зажигаются лампады по всему Иерусалиму во всех храмах, авиарейсами его доставляют на Кипр, в Грецию, по всему миру, в том числе и к нам в Россию.

Схождение Благодатного Огня 2018 в Иерусалиме.

Научное объяснение Благодатного Огня

Как наука объясняет природу Святого огня? Пока она не может подвести какую-то ни было теорию. Как и не может дать ответ на вещи, происходящие по воле Божьей.

В 2008 году русский профессор-физик, академик РАЕН, Павел Флоренский выполнил замеры вспышек в храме и зафиксировал три вспышки-разряда, похожие на те, что бывают во время грозы. Это подтверждает наличие электро-магнитного поля в атмосфере во время появления Огня. Чем оно вызвано? Ответ один — Богом!

В 2016 году российский физику, сотрудник РНЦ «Курчатовский институт» Андрей Волков подтвердил научные заключения своего коллеги:

По сути, этот необъяснимый всплеск энергии можно назвать посланием Бога? Многие верующие считают именно так. Это материализация Боже ственного чуда. Другого слова не подберешь.

Более продолжительная по времени процедура схождения Благодатного Огня

Бог даровал всему миру великое знамение истинности православной веры - Благодатный Огонь в Иерусалиме, который появляется с неба в храме Гроба Господнего в последний день Страстной недели, перед Пасхой. Знак Божией благодати к православной церкви - огонь на Пасху в Иерусалиме появился еще при жизни первых апостолов.

Ежегодно тысячи людей приезжают в Иерусалим, чтобы присутствовать при Схождении яркого Света, от которого порой сами возгораются свечи. Миллионы телезрителей по всему свету с затаенным дыханием ожидают Божьего чуда.

Что такое Благодатный огонь

Благодатный Огонь в переводе с греческого языка означает Святой Свет, который возникает над Гробом Господним в разное время, но неизменно его появление в Страстную субботу перед Пасхой.

Схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме

Божий Свет, выносимый из Кувуклии перед празднованием Пасхи, является символом воскресшего для всех христиан Иисуса Христа.

Первым нерукотворный Свет увидел апостол Петр, когда вбежал в пустую гробницу. Была ночь, но Петр был поражен увиденным ярким сиянием, исходящим от Гроба Иисуса Христа.

Уникальность Благодатного огня состоит в том, что в первые минуты после сошествия он не обжигает.

Многие люди, находящиеся в Иерусалиме в это время, по-настоящему умываются огнем, принимая благодать воскресшего Сына Божьего.

О других чудесах в православии:

Схождение благодатного огня в Иерусалиме

Храм Гроба Господнего: история и современный стиль

Территория Храма Гроба Господнего представлена целым комплексом архитектурных зданий, в которые входят:

  • Голгофа и место Распятия;
  • Кувуклия;
  • Кафоликон - кафедральный собор, предназначенный для Иерусалимских патриархов;
  • храм Обретения Животворящего Креста, расположенный под землей;
  • собор Святой Елены;
  • монастыри;
  • галереи.

Божья любовь объединила на одной территории разные церкви. Иерусалимская Православная церковь руководит службами в своих святынях, Голгофе, Кувуклии и Кафоликоне. Орден св. Франциска обладает церковью францисканцев и алтарем гвоздей. Армянская апостольская церковь главенствует в соборе Святой Елены, приделе «Трех Марий».

Эфиопская церковь ведет службы над могилой св. Иосифа и алтарем, расположенном на западной стороне Кувуклии. Стену, ограждающую Храм от всего города, построил султан Сулейман еще до того времени, как там появились православные христиане. Голгофа - скала, место страданий и Распятия Иисуса, в те давние времена располагалась вне стен города.

Святая Гробница - пещера, в которой был похоронен Спаситель, располагается в нескольких метрах от Голгофы. Первоначально в ней было две камеры - вход и сама погребальная комната, в которой находилось ложе - аркосолий, место ритуальных захоронений.

В четвертом веке равноапостольная Елена распорядилась накрыть две святыни сводами Базиликой, которая ныне носит название Храма Гроба Господнего.

Храм Грома Господнего в Иерусалиме

Часовня Кувуклия или в переводе - царская опочивальня, «накрывает» погребальную пещеру Иисуса. Нигде больше в мире нет такой часовни, Кувуклия - уникальное место на земле, хранящее воспоминания о Царе царей, Господе господствующих, который в этом месте был похоронен и воскрес.

Как и в давние времена в Кувуклии две камеры, в первой можно увидеть большое ложе - аркосолий, входная комната известна в современном мире, как Придел Ангела. В Приделе Ангела хранится часть каменной глыбы, которую отвалил ангел. Именно с этого камня, сидевший на нем Ангел обращался к женам, принесшим миру к гробу Учителя.

Храм Гроба Господня — современный вид Голгофы

История схождения Благодатного огня

История Церкви хранит все сведения о сошествии Благодатного Огня на протяжении нескольких веков.

  • Иерусалимская церковь по свидетельствам, описанным в Лекционарии, еще в пятом веке начинала свои субботние служения только после того, как появлялся Вечерний Свет.
  • В девятом веке по свидетельству паломника Бернарда Монаха (867г.) появление Святого Света воспринимается, как Божье чудо. По описанию паломника во время утреннего церковного служения, как только по уставу церкви было произнесено «Господи, помилуй» лампады, расположенные над Гробом, зажигались ангелом, без посторонней помощи. Святой Свет передавался Патриархом Феодосием, известного своим благочестием, через епископа всему народу, который разносил Огонь по своим домам.
  • С десятого-двенадцатого века сохранилось намного больше воспоминаний о самовозгорании свечей и лампад над Гробом Господним как раз в то время, когда помещение полностью оставлено людьми, все они стоят вне Храма. Эмир Иерусалимский в десятом веке принимал Благодатный Огонь, который сошел от молнии, стоя вне храма, о чем сообщает митрополит Кесари Арфа.
  • По свидетельству византийского клирика Никиты, посетившем Иерусалим в 947 году Божественное Сияние появилось после продолжительных молитв. Во время службы архиепископ несколько раз заглядывал в Святой Гроб, но не находил там Сияния. После чего он несколько часов стоял с высоко поднятыми руками, по примеру Моисея в молитве Иисусу Христу, и только в шесть часов вечера Божественный Свет стал быть виден через Придел Ангела.
  • Впервые описание иерусалимского чуда на русском языке было сделано игуменом Даниилом в двенадцатом веке. По свидетельству Игумена в то время еще не было крыши над Кувуклией. Все люди, присутствующие на утреннем служении, стояли под открытым небом, откуда внезапно пошел дождь, страшно блистали молнии, освещавшие все вокруг, и сошел Святой Свет, от которого зажглись все лампады сами по себе.
  • В 1420 году иеродиакон Зосим, представитель Сергиевского Посада, писал о своем присутствии при невидимом зажигании светильника с множеством свечей, стоящем в центре Храма.
  • Во время путешествия в Иерусалим в 1708 году иеромонах Ипполит присутствовал при схождении Небесного Света, но был возмущен поведением, по его словам, еретиков урмен. Скорее всего, это были арабы, которые и в настоящее время ведут себя в Храме Господнем очень громко.
  • Министр просвещения Авраам Норов присутствовал в часовне, стоя в Приделе Ангела в ожидании чуда. В 1835 году по его воспоминаниям, в помещении были потушены все свечи, в Придел поступало только слабое освещение через щели извне. Вход в Кувуклию не имел дверей, поэтому министр видел, как армянский архиерей, которому была оказана честь принять чудо, стоял в молитве перед абсолютно чистой поверхностью Гроба. Все застыли в тревожном молчании как внутри, так и снаружи строений. Буквально через несколько минут яркий свет озарил часовню, митрополит вынес пылающий пучок свечей, их 33.
  • Своими впечатлениями поделился Архиепископ Гавриил, который работал в Иерусалиме в 1967-1968 годах при Русской Духовной Миссии. Находясь непосредственно около входа в Приделе Ангела, после выхода Патриарха со свечами Благодатного Огня, русский архиепископ буквально «нырнул» к Гробу и увидел Языки Пламени на мраморе. Синий, небесный огонь буквально разлился по всей поверхности Гроба, Гавриил стал им умываться.
Важно! В первые минуты Своего появления Благодатный Огонь никого не ожигает.

Литания Святого Света

Ежегодно, в Страстную субботу, весь христианский мир, затаив дыхание, ожидает чудо появления Благодатного Огня. Храмовая церемония или литания Святого Света начинается с субботнего утра. Паломники , а среди православных христиан присутствуют атеисты, мусульмане, верующие других конфессий, с раннего утра занимают очередь.

В Храме Господнем тушат все свечи, за этим строго следят представители разных церквей. После проверки Кувуклия опечатывается большой печатью хранителем ключей, который является мусульманином.

Есть три группы людей, присутствие которых является обязательным в процессе подготовки к схождению Святого Огня. Господь избрал для присутствия на таинстве появления Благодатного Огня Патриарха Иерусалимской Православной Церкви.

Важно! Только представитель православной церкви может принять Святой Свет, и это не выбор самого православия. Это выбор Бога.

Представители Армянской церкви в1579 году по договоренности с градоначальником вошли в храм, оставив православное священство за дверями храма. Много времени армянские представители молились, но Свет не сходил. Пребывали в трепетной молитве и православные священники. Внезапно сильный гром прозвучал в Храме, стоящая слева от двери входа в Кувуклию колона треснула, и оттуда появился Огонь, запаливший свечи у православного Патриарха.

Следы этого чуда можно видеть и по сей день.

Следы благодатного огня в храме Гроба Господня

С этого времени не нашлось желающих оспаривать право православной церкви на принятие Благодатного Огня. Представители различных христианских конфессий могут присутствовать при появлении Благодати Божьей - схождении Божьего Огня. Святой Свет они принимают от свечей, зажженных Иерусалимским Православным Патриархом.

Второй группой людей, без присутствия которых не происходит чудо схождения Света, является монашество, представляющее лавру Преподобного Саввы Освященного. Эта традиция берет начало с 614 года, когда от рук персидских завоевателей погибли 14000 иноков. В настоящее время в лавре постоянно служат 14 иноков.

Многих паломников удивляет и даже возмущает громкогласное поведение арабских христиан. Парни сидят верх один на другом и громко славят Бога, танцуют. Время появления этой традиции неизвестно, но когда во время английского правления арабам запретили входить в Храм, Огонь не появлялся до тех пор, пока арабскую молодежь не пустили для исполнения их ритуалов.

Арабские христиане славят Бога

Несмотря на погоду, даже в солнечные дни, с 9 часов утра паломники могут слышать звуки, напоминающие раскаты грома. В некоторые года около полудня храм и подворье начинает озаряться небесными зарницами, которые являются предвестниками сошествия Святого Света.

В это время громко звучат молитвы арабской молодежи. Близко 13.00 начинается литания, во время которой крестным ходом священство во главе с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским трижды обходит Кувуклию, останавливаясь перед ее входом.

Патриарха разоблачают до подризника, порой происходит показательный обыск, показывающий, что у Блаженнейшего нет средств для зажигания огня.

В сильнейшем волнении Патриарх заходит в Кувуклию, склоняет колени и возносит молитву прошения к Богу, от которой зависит, помилует ли Господь Свой народ. Воздух пропитан надеждой и тревогой, и когда волнение достигает своего пика, воздух пронизывают частые блики небесного цвета, яркий Святой Свет буквально вырывается из Кувуклии, от зажженных самим Богом 33 свечей, переданных Патриархом. Огонь огненными ручейками растекается по Храму и за его пределы. Люди радуюсь, танцуют, поют.

Второй случай храмового чуда произошел с человеком, у которого после умывания исчезли оба бельма на глазах, из-за них мужчина был практически слеп.

Яркие молнии и Святой Свет не причинил вреда ни одному человек, не опалил ни одного волоса.Только стекающий воск от свечей, который называют капельками Росы, оставляет след, его нельзя отстирать никакими порошками.

Представители различных конфессий, получив Благодатный Огонь, спешат доставить Его в свои страны.

Схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня

На протяжении двух тысяч лет христиане, встречающие свой главный праздник - Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господня в Иерусалиме, становятся свидетелями чуда схождения Благодатного Огня.
Храм Гроба Господня - это архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия Иисуса Христа, ротонду - архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым расположена Кувуклия ("царская опочивальня") - часовня, находящаяся непосредственно над пещерой, где было погребено тело Иисуса, Кафоликон - кафедральным храм Иерусалимского патриарха, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой равноапостольной Елены, несколько приделов - маленьких храмов со своими собственными престолами. На территории храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т.п.
Хотя по многим, как древним, так и современным свидетельствам, появления Благодатного Света могут наблюдаться в храме Гроба Господня в течение всего года, наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение Благодатного Огня накануне православного праздника светлого Воскресения Христова, в Великую субботу. На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и др.), а также представителями иных нехристианских религий.
Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня на Гроб Господень в Иерусалиме в канун Воскресения Христова встречаются у святых отцов Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. По свидетельству апостолов и святых отцов, Божественный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа; первым свидетелем чуда стал апостол Петр.
Одно из самых древних описаний схождения Благодатного Огня принадлежит игумену Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106-1107 годах.
В наше время сошествие Благодатного Огня происходит в Великую cубботу обычно между 13 и 15 часами иерусалимского времени.
Приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи начинается церковная церемония. Чтобы увидеть чудо схождения Благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой пятницы; многие остаются здесь сразу же после Крестного хода, совершаемого в память событий этого дня. К десяти часам дня Великой субботы гасятся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма. На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям прокладывается лента.
Затем происходит процедура проверки Кувуклии на наличие источников огня, после чего вход в Кувуклию закрывается местным ключником (мусульманином) и опечатывается большой восковой печатью, на которую ставят свои личные печати осуществлявшие проверку представители мэрии Иерусалима, израильской полиции и др.
Как историческая, так и современная практика свидетельствует, что при схождении Огня присутствуют три группы участников. Прежде всего - патриарх Иерусалимской православной церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению. Обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен и монахи лавры Преподобного Саввы Освященного. Третья группа обязательных участников - местные православные арабы. Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем, верхом друг на друге врывается в храм и начинает петь и плясать. Их возгласы и песни представляют собой древние молитвы на арабском языке о ниспослании Благодатного Огня, обращенные ко Христу и Божией Матери, Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Их эмоциональные молитвы длятся обычно в течение получаса.
Около 13 часов начинается непосредственно литания (по-гречески "молитвенная процессия") Благодатного Огня. Впереди процессии шествуют хоругвеносцы с 12 хоругвями, за ними юноши, клирик-крестоносец, в конце процессии идет православный патриарх одной из поместных православных церквей (Иерусалимской или Константинопольской) в сопровождении армянского патриарха и священнослужителей.
Во время крестного хода процессия минует все находящиеся в храме памятные места: священную рощу, где был предан Иисус, место, где Христа побивали римские легионеры, Голгофу, где его распяли, камень Помазания, на котором тело Иисуса Христа готовили к погребению. Затем процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее.
После этого православный патриарх останавливается перед самым входом в Кувуклию, его разоблачают - снимают праздничные ризы, оставляя в одном белом полотняном подризнике (длинная до пят богослужебная одежда с узкими рукавами), чтобы было видно, что он не проносит с собой в погребальную пещеру Спасителя ничего, что могло бы зажечь огонь.
Hезадолго до патриарха подризничий (помощник ризничего - заведующего церковным имуществом) вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи - по числу лет земной жизни Спасителя. Только после этого патриарх заходит в Кувуклию и коленопреклоненно молится.
После того как патриарх входит в Кувуклию, вход опечатывают, и начинается ожидание чуда схождения Благодатного Огня.
В это время в храме выключается свет и наступает напряженное ожидание. Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы ожидание длилось от пяти минут до нескольких часов.
По свидетельствам очевидцев, после захода патриарха в Кувуклию сначала изредка, а затем все сильнее и сильнее все воздушное пространство храма пронизывают световые всполохи, вспышки света. Они имеют голубоватый цвет, их яркость и размеры волнообразно нарастают. Тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма - от иконы, висящей над Кувуклией, от купола храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом.
Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и распространяются по площади среди паломников. Одновременно с этим сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам Кувуклии, затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света. В это же время двери пещеры открываются, и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся. Патриарх Иерусалимский передает Благодатный Огонь верующим, которые утверждают, что огонь совершенно не жжет в первые минуты после схождения, независимо от какой свечи и где он был зажжен.
Иногда, по свидетельствам очевидцев, лампады и свечи в руках молящихся загораются сами собой. Большинство держат в руках по несколько свечей (чтобы потом отнести их в свои храмы, раздать близким). Каждая из них подобна факелу, так что вскоре весь храм начинает буквально сиять огнем.
Позднее от Благодатного Огня зажигают лампады по всему Иерусалиму. Специальными авиарейсами Огонь доставляют на Кипр и в Грецию, откуда он развозится по всему миру. С недавнего времени непосредственные участники событий стали привозить Благодатный Огонь и в Россию.
Огонь перевозится в специальных лампадах. Все желающие смогут получить частицу огня уже во Внуково. По установившейся традиции Благодатный Огонь отправляется в тысячи храмов в России, ближнего и дальнего зарубежья.
Чудо схождения Благодатного Огня доступно каждому. Его могут увидеть не только туристы и паломники - оно происходит перед лицом всего мира и регулярно транслируется по телевидению и по интернету.

Публикации по теме