Православные отмечают успение пресвятой богородицы. Успение Пресвятой Богородицы: главный церковный праздник августа

— один из двенадцати великих (двунадесятых) праздников Русской православной церкви, который отмечается 28 августа (15 августа по старому стилю).

В этот день православная церковь воспоминает кончину (Успение) Божией Матери — событие, окрашенное одновременно печалью, потому что это день окончания жизненного пути Богородицы, и радостью соединения ее со своим сыном Иисусом Христом.

О земной жизни Пресвятой Богородицы после Крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа повествует Священное Предание. Пречистая Дева пребывала в то время в Иерусалиме, позже переселилась вместе с апостолом Иоанном Богословом в Эфес, где посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как свой удел. Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим, где
посетила места, с которыми связаны важнейшие события в жизни ее божественного сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там она усердно молилась.

В одно из таких посещений Голгофы пред нею предстал Архангел Гавриил и возвестил ее о скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную. В залог Архангел вручил ей пальмовую ветвь. С этой вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя ей прислуживавшими девами — Сепфорой, Евигеей и Зоилой. Затем она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Иисуса Христа, которым возвестила о своей скорой кончине.

Божья Матерь завещала свое скудное имущество прислуживавшим ей вдовицам и повелела похоронить себя в Гефсимании, рядом с могилами своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.

В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам с миссией проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел. Отсутствовал только апостол Фома.

Вдруг воссиял свет, затмивший светильники, кровля горницы открылась, и сошел Иисус Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась к нему с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих ее память. Затем Богоматерь радостно предала свою душу в руки Христа, и тотчас раздалось ангельское пение.

С зажженными светильниками, с пением псалмов, апостолы погребли Богородицу, как она велела, в Гефсиманском саду, в пещере, где покоились тела ее родителей. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились.

На третий день до Иерусалима добрался опоздавший на погребение апостол Фома. Желая проститься с Пресвятой Девой, он вошел в пещеру и обнаружил ее пустой. Тела Пресвятой Девы не было, остались только одни погребальные пелены. Изумленные апостолы возвратились в дом и молились Богу, чтобы он дал им знать, что стало с телом Божией Матери. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась сама Богородица и сказала: "Радуйтесь! Я с вами — во все дни".

В честь этого события 27 августа за вечерним Богослужением во всех церквях выносят из алтаря и помещают посреди храма Плащаницу с изображением Божией Матери. Плащаница находится посреди храма до чина погребения, когда ее крестным ходом проносят вокруг церкви.

На месте погребения Божией Матери в Гефсимании в V веке был построен храм . Существует предание, что ранее святой царицей Еленой здесь была построена базилика. В 614 году храм был разрушен, однако гробница Богоматери сохранилась. Большая часть современного здания восходит к временам крестоносцев. Это подземный храм, в который ведут 50 ступеней, с приделами святых Иоакима и Анны, родителей Богородицы, и Иосифа Обручника, расположенными по бокам лестницы. Храм имеет крестообразную форму: в центре — гробница Богородицы с двумя входами. Именно сюда по традиции перед праздником Успения из Малой Гефсимании близ храма Гроба Господня крестным ходом православные несут Плащаницу Пресвятой Богородицы по тому же пути, каким некогда апостолы несли на погребение тело Божией Матери.

О почитании Девы Марии в первохристианскую эпоху свидетельствует надпись в одной из назаретских церквей II века, а также фрески в катакомбах.

В V веке Анатолий Константинопольский, в VIII веке святые Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский, в IX Феофан Никейский написали каноны на день Успения, которые поет ныне церковь в этот день. В песнях канона день Успения называется знаменитым, торжественным и Божественным праздником.

Кроме этого, Успение Богоматери в православной церкви восхваляется особенным акафистом в честь этого события.

На Руси Успение один из самых любимых праздников: со времен святого князя Владимира Успенские храмы стали строить повсюду — первый соборный киевский храм, Десятинная церковь, был посвящен Успению Богородицы, а к XIV веку Успенские храмы были главными в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде и в Москве, где Успенский собор Кремля стал главным храмом Русской православной церкви, в котором венчались на царство все русские цари и императоры, а во времена патриаршества возводились на престол патриархи.

В честь Успения Богородицы множество сел на Руси назывались Успенскими, Успеньями, Успенками. Поселок Успенский есть даже близ Караганды в Казахстане. Успенский — одна из самых распространенных русских фамилий.

Ко дню Успения Богородицы на Руси приурочивался праздник собранного урожая. В этот день происходили проводы лета — встреча осени — первые осенины. Так как Успение считалось последним летним днем, то заканчивался праздник тем, что в этот вечер в избах впервые "вздували огонь" — зажигали лучину, лампу или свечу и садились ужинать при свете. С Успения начиналась заготовка различных припасов на зиму. В знак кончины Богоматери в некоторых деревнях пожилые женщины одевались в черные одежды, поминая таким образом Богородицу.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

— один из двенадцати великих (двунадесятых) праздников Русской православной церкви, который отмечается 28 августа (15 августа по старому стилю).

В этот день православная церковь воспоминает кончину (Успение) Божией Матери — событие, окрашенное одновременно печалью, потому что это день окончания жизненного пути Богородицы, и радостью соединения ее со своим сыном Иисусом Христом.

О земной жизни Пресвятой Богородицы после Крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа повествует Священное Предание. Пречистая Дева пребывала в то время в Иерусалиме, позже переселилась вместе с апостолом Иоанном Богословом в Эфес, где посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как свой удел. Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим, где
посетила места, с которыми связаны важнейшие события в жизни ее божественного сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там она усердно молилась.

В одно из таких посещений Голгофы пред нею предстал Архангел Гавриил и возвестил ее о скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную. В залог Архангел вручил ей пальмовую ветвь. С этой вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя ей прислуживавшими девами — Сепфорой, Евигеей и Зоилой. Затем она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Иисуса Христа, которым возвестила о своей скорой кончине.

Божья Матерь завещала свое скудное имущество прислуживавшим ей вдовицам и повелела похоронить себя в Гефсимании, рядом с могилами своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.

В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам с миссией проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел. Отсутствовал только апостол Фома.

Вдруг воссиял свет, затмивший светильники, кровля горницы открылась, и сошел Иисус Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась к нему с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих ее память. Затем Богоматерь радостно предала свою душу в руки Христа, и тотчас раздалось ангельское пение.

С зажженными светильниками, с пением псалмов, апостолы погребли Богородицу, как она велела, в Гефсиманском саду, в пещере, где покоились тела ее родителей. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились.

На третий день до Иерусалима добрался опоздавший на погребение апостол Фома. Желая проститься с Пресвятой Девой, он вошел в пещеру и обнаружил ее пустой. Тела Пресвятой Девы не было, остались только одни погребальные пелены. Изумленные апостолы возвратились в дом и молились Богу, чтобы он дал им знать, что стало с телом Божией Матери. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась сама Богородица и сказала: "Радуйтесь! Я с вами — во все дни".

В честь этого события 27 августа за вечерним Богослужением во всех церквях выносят из алтаря и помещают посреди храма Плащаницу с изображением Божией Матери. Плащаница находится посреди храма до чина погребения, когда ее крестным ходом проносят вокруг церкви.

На месте погребения Божией Матери в Гефсимании в V веке был построен храм . Существует предание, что ранее святой царицей Еленой здесь была построена базилика. В 614 году храм был разрушен, однако гробница Богоматери сохранилась. Большая часть современного здания восходит к временам крестоносцев. Это подземный храм, в который ведут 50 ступеней, с приделами святых Иоакима и Анны, родителей Богородицы, и Иосифа Обручника, расположенными по бокам лестницы. Храм имеет крестообразную форму: в центре — гробница Богородицы с двумя входами. Именно сюда по традиции перед праздником Успения из Малой Гефсимании близ храма Гроба Господня крестным ходом православные несут Плащаницу Пресвятой Богородицы по тому же пути, каким некогда апостолы несли на погребение тело Божией Матери.

О почитании Девы Марии в первохристианскую эпоху свидетельствует надпись в одной из назаретских церквей II века, а также фрески в катакомбах.

В V веке Анатолий Константинопольский, в VIII веке святые Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский, в IX Феофан Никейский написали каноны на день Успения, которые поет ныне церковь в этот день. В песнях канона день Успения называется знаменитым, торжественным и Божественным праздником.

Кроме этого, Успение Богоматери в православной церкви восхваляется особенным акафистом в честь этого события.

На Руси Успение один из самых любимых праздников: со времен святого князя Владимира Успенские храмы стали строить повсюду — первый соборный киевский храм, Десятинная церковь, был посвящен Успению Богородицы, а к XIV веку Успенские храмы были главными в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде и в Москве, где Успенский собор Кремля стал главным храмом Русской православной церкви, в котором венчались на царство все русские цари и императоры, а во времена патриаршества возводились на престол патриархи.

В честь Успения Богородицы множество сел на Руси назывались Успенскими, Успеньями, Успенками. Поселок Успенский есть даже близ Караганды в Казахстане. Успенский — одна из самых распространенных русских фамилий.

Ко дню Успения Богородицы на Руси приурочивался праздник собранного урожая. В этот день происходили проводы лета — встреча осени — первые осенины. Так как Успение считалось последним летним днем, то заканчивался праздник тем, что в этот вечер в избах впервые "вздували огонь" — зажигали лучину, лампу или свечу и садились ужинать при свете. С Успения начиналась заготовка различных припасов на зиму. В знак кончины Богоматери в некоторых деревнях пожилые женщины одевались в черные одежды, поминая таким образом Богородицу.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Великий Праздник Успения Богоматери может показаться нецерковному человеку очень странным. Как можно праздновать чью-то смерть? Все у христиан как не «у людей», скажет кто-то. Для них радость то, что для других горе. И, между прочим, этот кто-то будет не так уж и далек от истины. В христианстве привычный мир действительно в каком-то смысле встает с ног на голову с точки зрения обычной логики. «Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, для эллинов безумие» (1 Кор. 1, 23), сказал апостол Павел: κηρύσσομεν Χριστὸν ἐσταυρωμένον, Ἰουδαίοις μὲν σκάνδαλον, Ἕλλησι δὲ μωρίαν. Но «безумное Божие мудрее людей» (1 Кор. 1, 25), говорит дальше апостол.

Христианское безумие, ἡ μωρία (mōria), оказывается настоящей мудростью, благодаря которой осуществляется победа над смертью. День расставания с земной жизнью Божией Матери, ее Успение, одновременно сочетает в себе вполне понятную человеческую скорбь с радостью от того, что смерти на самом деле не существует, что Богородица словно бы уснула, чтобы затем пробудиться к вечной жизни и славе.

«Успение» в переводе с церковнославянского значит «погружение в сон», «мирная кончина, подобная сну», «погребение». Это перевод древнегреческого слова ἡ κοίμησις (koimēsis). Оно является однокоренным с глаголом κοιμάω (koimaō), который на русский язык переводится как «спать», «засыпать», «почить», «умирать».

Личность Девы Марии, Ее жизнь и Ее успение имеют для Церкви исключительное значение. Ведь в Пресвятой Богородице осуществилась главная цель всего сотворенного бытия: полное единение с Богом. И дело не только в том, что Мария согласилась на воплощение Бога-сына, полностью подчинив свою волю Божественной. В ее лице, в ее материнстве произошло взаимопроникновение жизни тварной и нетварной. Ее тело соединилось с Богом в Ее утробе. От Ее плоти и крови Христос обрел Свою плоть и кровь.

Поэтому и считается, что зачав Богомладенца наитием Духа Святого, Дева Мария воссоединила все творение, весь мир – с его Творцом. Поэтому Церковь так Ее почитает и молится Ей.

Когда Христос страдал на Кресте, он сказал Деве Марии и апостолу Иоанну Богослову: «Это сын Твой, это Мать Твоя». На основании этих слов Спасителя Церковь учит, что в лице апостола Иоанна Богородица усыновила всех христиан.

Ее смерть, Ее успение было безболезненным, без всякого телесного страдания, подобно тому, как Она родила Христа – тоже без страданий и болезней. Ее тело не видело истления. На третий день после Ее смерти апостолы обнаружили Ее гробницу и погребальные одежды пустыми. Кстати, по Преданию Церкви, первым это обнаружил апостол Фома, тот самый, который своим «неверованием добрым» еще больше содействовал удостоверению Воскресения Христова.

Разлученная на три дня с телом, затем душа Девы Марии вновь с ним воссоединяется – уже на Небесах, и, воскреснув, Матерь Божья идет в Жизнь Вечную. Как сказал Святитель Григорий Палама, «Сия же – Пречистая Дева и превознеслась над всеми и всем: Она единая, ставши между Богом и родом человеческим, сотворила Бога Сыном человека, а людей соделала сынами Божиими; Она соделала землю Небом и обоготворила род человеческий; Она единая из всех превыше всякаго естества явилась Матерью Бога по естеству, а чрез несказанное рождение стала царицей всякой сущей в мире и премирной твари, и, возвышаясь таким образом над подчиненными Ей чрез Нее Самое, и, делаясь Сама причастницей высшего избрания чрез Божественного Духа, Она является высочайшей из превознесенных и блаженнейшей царицей блаженного рода».

28 августа 2017 года в Иверском Валдайском монастыре было совершено праздничное богослужение в честь праздника Успения Божией Матери. Возглавлял службу иеромонах Пантелеймон (Шахтахтинский). За богослужением возносились молитвы о отцах Поместного Собора по случаю отмечаемого 100-летия Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг.

Согласно церковному преданию, Дева Мария завершила свою земную жизнь в Иерусалиме через 15 лет после Воскресения Христова, в этот день.

Считается, что проститься с Богородицей собрались все апостолы, после чего к ним сошел Христос со множеством ангелов. Богородица обратилась к Богу с молитвой и предала свою душу в его руки.

Православные украинцы верят, что в этот день нельзя брать в руки колющие и режущие предметы, а также варить пищу. Верующие в этот день ломают хлеб руками, так как ножом пользоваться запрещено.

Также на Успение не разрешается ходить босиком. Наши предки считали, что таким образом можно собрать на себя все болезни. Также люди верили, что роса в этот день - это слезы природы о том, что Богородица покинула этот.

Помимо босоногости в Первую Пречистую нельзя обувать старую или неудобную обувь. Считается, что эта предосторожность позволит избежать проблем в жизни. Наши предки считали, что если все-таки натереть ногу в этот день, то человека ждет полная проблем и неудач жизнь.

Любопытно, что работать в это день разрешалось, особенно если у вас есть незаконченное дело или кому-то необходимо помочь.

Праздник всегда сопровождался множеством народных примет, которые поколениями передавали из уст в уста.

Считалось, что в этот день засыпает солнце, и больше всего в этот праздничный день обращали внимание на погоду.

Люди верили, если на Успение Пресвятой Богородицы тепло, то “бабье лето” будет холодным, а вот дожди в этот день предвещают сухую осень. Если на небе в Первую Пречистую появилась радуга, то, как гласит примета, осень будет теплой. Также считалось, что много паутины на улице предвещает морозную и малоснежную зиму.

Приметы на Успение Пресвятой Богородицы говорят и о том, что в этот день незамужние девушки имеют большие шансы устроить свое женское счастье. Традиционно именно в этот день парни ходили свататься к тем, на ком хотели жениться. Существует даже поговорка на этот счет “Пришла пречистая - сватов несет нечистая”. А тем девушкам, к которым в этот день не пришли женихи, предстояло сидеть “в девках” до самой весны.

Успение Пресвятой Богородицы - это один из самых ярких и значимых для христиан праздников. Из нашей статьи вы узнаете о событиях, с которыми связан праздник, и о различиях с католическими традициями этого дня.

Успение Пресвятой Богородицы является очень важным христианским праздником. Он относится к двунадесятым и традиционно ему предшествует Успенский Пост. В 2016 году праздник Успения Богородицы отмечается 28 августа. Традиционно у него один день предпразднества и восемь дней попразднества. Этот день связан с окончанием земной жизни Пречистой Девы Марии и взятием ее на небо.

Фактически в Библии не говорится о том, как ушла из земной жизни Дева Мария. В канонических Евангелиях об этом нет совершенно никаких сведений: ни о том, что она вообще умерла и была погребена, ни о том, что этого не было. Но есть апокрифы, которые дают нам сведения о последних годах жизни Пресвятой Богородицы.

Когда Иисус Христос был распят на кресте, он как бы «усыновил» Деве Марии одного из апостолов, Иоанна, которого позднее назовут Богословом. Он повелел Иоанну заботиться о ней, как о матери. Так Богородица оказалась на попечении одного из учеников Иисуса Христа. Тем не менее, она сама также рассказывала о жизни своего божественного Сына и была любима всеми. Как повествуется, она была кроткого нрава, без искусственности и фальши, всегда находила со всеми согласие. Она является заступницей грешников перед Богом, поэтому ей посвящено очень много молитв.

Богородица усердно молилась, приходя на гору Голгофу, где был распят Иисус, и ко Гробу Господню. Во время одной из молитв ей явился архангел Гавриил. Именно он возвестил ей, что она станет матерью Сына Божия и теперь сообщал ей о том, что вскоре ее земная жизнь закончится.

Перед смертью Дева Мария хотела видеть апостолов, и Господь услышал ее молитвы. Чудесным образом проповедовавшие в разных концах земли ученики Иисуса Христа собрались все в Иерусалиме, перед домом, где жила Богородица. Она попрощалась с ними всеми и далее приготовилась к телесной смерти. И произошло чудо: горницу озарил небесный свет, Явился Иисус с ангелами и принял в свои руки душу Девы Марии. Так и закончилась земная жизнь Пречистой Богородицы.

Место, где по преданию погребена Пречистая Дева Мария, находится в Восточном Иерусалиме, у подножия Елеонской горы (западная сторона). Сейчас там располагается церковь Успения Богородицы. Вблизи ранее были похоронены ее родители и муж, Иосиф. Эта церковь находится в собственности у Иерусалимского греко-православного патриарха.

В католическом типе вероисповедания больше внимания уделяют последующим апокрифическим событиям, называя праздник не Успением Богородицы, а ее Вознесением. Они считают, что из всех апостолов по особому умыслу на погребении не присутствовал апостол Фома. Он прибыл только на третий день и, когда узнал, что не успел к кончине Девы Марии, попросил пустить его в гробницу, чтобы попрощаться с ней.

Когда апостолы убрали камень, заслонявший вход в гробницу, то увидели, что произошло чудо: на месте, где лежала Богородица, остались только ее благоухающие одежды, а самого тела не было. Оно также было вознесено на небо. Особенное же значение католики уделяют и последовавшему за Вознесением Богородицы событию ее коронации.

Публикации по теме