Рост цен на медицинские услуги. Люди едут лечиться в регионы, потому что там дешевле – исследование рынка платной медицины

В конце прошлого года Московским фондом ОМС было принято решение о повышении тарифов по 29 медицинским услугам, оказываемым в рамках программы ОМС в женских консультациях.

Были повышены тарифы на такие услуги, как прием врача-акушера-гинеколога как первичный, так и повторный (в среднем на 18%), стоимость биопсии шейки матки выросла на 24% с 620,87 руб. до 771,9 руб., аспирационная биопсия эндометрия повысилась на 26% и стала стоить 370,97 руб. вместо 295,25 руб.

Всего за 2015 год по этим тарифам было оказано более 12 млн. услуг, из которых 4,7 млн. услуг оказаны в женских консультациях, на общую сумму, превышающую 1,25 млрд. рублей.

В базовую программу ОМС входит также ведение беременности, роды, послеродовый период, и, при необходимости, госпитализация в гинекологический стационар или в отделение патологии беременности родильного дома. В 2014 году фондом также были проиндексированы тарифы на родовспоможение, например тариф на нормальные роды был увеличен в 4 раза с 6 до 24 тысяч рублей, а в 2015 году до 40 тысяч рублей.

«Таким образом, государство оплачивает весь период беременности женщины с момента постановки на учет до выписки из роддома. В среднем ведение беременности обходится системе ОМС Москвы примерно в 65 тыс. рублей», - поясняет директор МГФОМС Владимир Зеленский.

Повышение тарифов на услуги, оказываемые в женских консультациях Москвы, обусловлено тем, что на сегодняшний день далеко не в каждой поликлинике есть штатные гинекологи. При обращении за гинекологической помощью по беременности или наличии хронических заболеваний, женщине необходимо получить направление от своего терапевта в ту поликлинику, где есть соответствующий специалист или отделение. Такое направление выдают один раз на весь период лечения, наблюдения. Если же женщина обращается за гинекологической помощью единовременно, то получить направление ей необходимо перед каждым походом к специалисту в другую медорганизацию.

Также женщина имеет право самостоятельно выбрать медорганизацию, в которой хочет наблюдаться. Причем сделать это можно не только по территориальному принципу. В этом случае она тоже должна взять направление в своей поликлинике и написать соответствующее заявление на имя главного врача поликлиники.

Отказать в выдаче направления в женскую консультацию или в постановке на учет в самой консультации не имеют права, за исключением случаев, когда все врачи консультации имеют нагрузку, значительно превышающую положенную им по закону. В этом случае пациентку обязаны информировать и объяснить, что высокая нагрузка на врача, как правило, сказывается на качестве наблюдения и лечения.

Важно, что при обращении за медпомощью по направлению врача в другую поликлинику или женскую консультацию, с вас не имеют права требовать прикрепиться, оплатить назначенные анализы или расходные материалы.

За оказание медицинских услуг не по месту прикрепления медорганизации производят между собой «горизонтальные» взаиморасчеты.

Тарифы на ряд услуг, оказываемых больницами в рамках системы ОМС, в прошлом году выросли на 26–39%, выяснила Счетная палата. При этом физический объем оказанной медпомощи сократился на 38 млн случаев

Медицинские услуги, оказываемые в рамках системы ОМС, значительно подорожали в 2016 году. Такой вывод делает Счетная палата в своем заключении на отчет Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) об исполнении его бюджета в 2016 году (есть у РБК).

При снижении объема всех видов оказанной в 2016 году помощи почти на 38 млн случаев рост средней стоимости медицинских услуг составил от 2,3% за вызов неотложки до 25,5% за день в стационаре и 38,6% за оказание паллиативной помощи, пишет Счетная палата. Параллельно с этим объем платных медицинских услуг, оказываемых населению государственными медорганизациями, вырос на 40 млрд руб. (28,8%) и достиг 180,9 млрд руб.

Система ОМС работает так: ФОМС и его территориальные фонды распределяют деньги, собранные за счет страховых взносов работодателей, среди страховых медицинских организаций, а те оплачивают услуги, оказанные застрахованным пациентам в медицинских учреждениях. Удорожание медпомощи на пациентах напрямую не отражается, уточняет президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский, но можно ожидать, что из-за этого будет сильнее расти частный сектор медицинских услуг, поскольку «тарифы ОМС никого не устраивают».

Данные для расчета роста стоимости медицинских услуг были получены из статистического отчета Минздрава по форме №62. Согласно этой форме (есть у РБК), стоимость лечения в дневном стационаре выросла в 2016 году на 2,4 тыс. руб., или на 25,5%, по сравнению с прошлым годом и составила 11,8 тыс. руб. В случае госпитализации по ОМС страховщикам приходилось платить за пациентов 28,6 тыс. руб., что на 1,4 тыс. руб. больше, чем в 2015 году. Стоимость койко-дня паллиативной помощи выросла на 803 руб. (38,6%), до 2,8 тыс. руб.


Почему медпомощь дорожает

Наряду с бюджетом ФОМС Минздрав отвечает за программу госгарантий , в которой указываются средние нормативы финансовых затрат на медицинскую помощь. Согласно действующей программе на 2015-2017 годы, лечение в стационаре по ОМС в 2016 году должно было составить 1,3 тыс. руб. Это в десять раз меньше суммы, выявленной Счетной палатой.

Разрыв в стоимости госпитализации оказался меньше: в программе госгарантий речь идет о 23,5 тыс. руб. по ОМС, в докладе Счетной палаты — о 28,6 тыс. руб.

Как поясняет директор Института здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович, программа госгарантий — это некая усредненная планка, к которой нужно стремиться при оказании медицинской помощи. Но в последние годы в систему ОМС было включено много других видов помощи, включая высокотехнологичную, которая резко увеличила средний чек, говорит она.

Основной фактор роста стоимости медуслуг обусловлен переходом на одноканальное финансирование, считает директор Центра экономики и управления в здравоохранении Московской школы управления «Сколково» Юрий Крестинский.

С 1 января 2015 года вступили в силу поправки в закон об ОМС: российское здравоохранение перешло на систему одноканального финансирования. До этого средства в медицинские учреждения поступали по двум каналам — как из фондов ОМС, так и из бюджета. Теперь «финансирование следует за пациентом», доктор может назначить пациенту госпитализацию в любом регионе России.​

По словам Крестинского, при двухканальном финансировании тарифы зачастую были символическими, а больницы «накручивали» себе визиты пациентов и койко-дни. «После ухода на одноканальное финансирование стало ясно, что вся прошлая статистика была мертвой. И в последние годы происходит выравнивание тарифов в соответствии с жизненными реалиями. Но все стараются делать это медленно и негласно», — говорит эксперт.

Следствием новых стандартов отчасти является и сокращение объема оказанных услуг, говорит Крестинский. «За счет появления электронных кабинетов, которые не дают рисовать посещаемость, объемы помощи упали не физически, но статистически, так как стали ближе к реальности», — считает он.

Лариса Попович пояснила, что в поиске средств к существованию медучреждения начинают ставить более сложные диагнозы, что автоматически повышает тарифы госпитальной помощи. Кроме того, это может быть способом компенсировать отсутствие ресурсов на выполнение майских указов президента. «Возможно, за счет повышения тарифов они просто попытались собрать деньги на заработную плату [медикам]», — говорит эксперт.

Зарплаты врачей растут слабо

Повышение тарифов действительно связано с рисками недостижения майских указов, согласен Крестинский. По его словам, в структуре тарифа в первую очередь растет доля оплаты труда.

О рисках невыполнения показателей майских указов пишет и Счетная палата в своем заключении. В нем отмечается, что за 2016 год в 17 регионах России зарплаты медработников в реальном выражении упали почти на 2 млрд руб., а число работников этой сферы было снижено в 37 регионах. В результате в 2016 году вместо 170% (промежуточная цель по уровню средней зарплаты врачей в отношении к среднему трудовому доходу в целом по экономике) зарплаты врачей достигли только 150%.

Вопросы есть и к территориальным фондам ОМС — в 2016 году ими остались не​использованы почти 22 млрд руб., предоставленных на оплату медицинской помощи.

Стало известно, что фонду ОМС требуется 266 млрд руб. на поддержание в 2019-2020 годах уровня зарплат медицинских работников, который должен быть достигнут в 2018 году по майским указам (о такой потребности Минздрав писал в пояснительной записке к проекту трехлетнего бюджета фонда). Потребность в такой сумме «неубедительна», считает член комитета Госдумы по бюджету и налогам Дмитрий Юрков. Удорожание медуслуг он связывает с тем, что фонду во что бы то ни стало нужно обеспечить выполнение майских указов по зарплатам. «Минфин и Центробанк предпринимают все усилия, чтобы снизить инфляцию или хотя бы удерживать, а повышение при этом стоимости услуг является абсолютно необоснованным, вплоть до необходимости обратить на это внимание антимонопольного органа», — сказал он РБК.

Минздрав и ФОМС не ответили на запросы​ РБК.

Особенности ценообразования и установления цен на платные медицинские услуги

Как уже отмечалось, в настоящее время в здравоохранении параллельно существуют два сектора - рыночный (коммерческое здравоохранение, предпринимательская деятельность бюджетных медицинских учреждений) и нерыночный или частично рыночный (муниципальные и государственные ЛПУ, финансируемые из бюджета или работающие в системе обязательного медицинского страхования). Соответственно действуют два принципа ценообразования. Рыночный, основанный на спросе и предложении, расчетный, основанный на себестоимости оказания услуг (уровне затрат).

По мнению ряда авторов, одной из особенностей ценообразования на платные медицинские услуги является наличие ситуации, когда государственные или муниципальные медицинские учреждения имеют возможность при оказании платных услуг использовать часть бюджетных ресурсов или средств обязательного медицинского страхования и устанавливать цены на уровне ниже рыночных или ниже реального уровня затрат.

Рис. 1. Соотношение государственных, муниципальных учреждений и частных организаций в целом по Российской федерации

Следует различать формы оплаты за услуги в здравоохранении: оказание на платной основе услуг, не финансируемых из бюджета и средств обязательного медицинского страхования; доплата за дополнительно предоставляемые услуги (повышенная комфортность или сервисность, дополнительное питание); доплата как форма возмещения затрат на услуги, имеющие лишь частичное финансирование за счет других источников. Речь идет о ценах, фактически выполняющих роль доплат, когда платные услуги призваны компенсировать недостаток или отсутствие финансирования по тем или иным статьям в ситуации, когда в пределах бюджетных средств или средств ОМС невозможно оказать требуемые услуги, и частичное возмещение расходов за счет потребителей услуг является единственно возможной формой решения проблемы.

Говоря о специфике установления цен на платные услуги с точки зрения конкретных методик ценообразования, следует отметить, что особенности заключаются и в том, что ценообразование при оказании платных услуг предполагает реальную возможность отхода от затратного метода формирования тарифов (по фактическим расходам) и переход на формирование тарифов по нормативам и стандартам. Другими словами, при формировании цен на платные услуги появляется возможность закладывать в тарифы не те затраты, которые отражали бы скудное бюджетное финансирование лечебного учреждения, а научно обоснованный размер финансирования здравоохранения по конкретным статьям. В, частности, это касается увеличения затрат по приобретению оборудования - статьи, жизненно необходимой для современного здравоохранения, но страдавшей в условиях бюджетного дефицита в первую очередь.

В состав затрат при расчете цен на платные услуги включаются не расходы на приобретение оборудования, а амортизация. В целях окупаемости затрат при расчете цен стоимость оборудования, на которое начисляется амортизация, целесообразно брать не по балансовой стоимости, а по рыночным ценам.

В отличие от цен при бюджетном финансировании и в системе обязательного медицинского страхования в цены на платные услуги включаются прибыль. Причем законодательно установленные ограничения на уровень рентабельности отсутствуют.

В затраты на оказание платных медицинских услуг могут закладываться проценты за пользование кредитом.

Следует отметить, что рыночный характер установления цен на платные услуги учреждений здравоохранения не отрицает необходимости рассмотрения принципов ценообразования, особенностей учета конкретных статей, способов включения различных составляющих в тарифы применительно к конкретным условиям и поставленным задачам.

Платные услуги могут оплачиваться непосредственно исполнителю, выступающему в качестве индивидуального частного предпринимателя или лечебного учреждения (в кассу), либо посреднику - через договор лечебных учреждений со страховыми организациями, а так же так называемые прямые договора с физическими и юридическими лицами. И в первом и во втором случаях эти договоры могут быть как индивидуальными, так и корпоративными. При этом, бесспорно, что предпочтительными для лечебно - профилактических учреждений являются коллективные договора, приносящие значительно большой доход, чем индивидуальные. Оплата по программе добровольного медицинского страхования происходит путем выставления счетов страховым организациям с прилагаемыми реестрами пролеченных больных. Цены по добровольному медицинскому страхованию устанавливаются в таком же порядке как, цены на платные медицинские услуги, оплачиваемые через кассу. Медицинское учреждение каждой страховой компании предоставляет перечень предоставляемых услуг с соответствующими ценами в соответствии, с которым и происходит оплата за оказанные услуги.

Многие считают, что «государство во имя интересов здоровья нации должно установить жесткое централизованное ценообразование на платные медицинские услуги общественного и частного здравоохранения и провести их дифференцированную зависимость от вида и социальной значимости оказываемой медицинской помощи. В ценах должна быть заложена прибыль, не превышающая по своей величине уровень средней прибыли промышленного производства. Это способно ограничить все возрастающий беспредел роста цен на медицинские услуги и предметы медицинского ухода».

Уровень цен на платные услуги часто пытаются контролировать, ссылаясь на защиту интересов населения. Игнорирование рыночных законов ведет к обратной ситуации. Так, требования закладывать в цены на платные услуги заработную плату строго по тарификации ведут к занижению цен ниже рыночного уровня. Результат подобного регулирования: ограниченность предложения платных услуг относительно возможного уровня; стремление найти пути возмещения части затрат на оказание платных услуг за счет средств бюджета и обязательного медицинского страхования; дифференциация цен и условий оказания платных услуг для различных контингентов; высокие цены в случаях, когда цены не контролируются (особенно оказываемые коммерческими учреждениями).

В конечном счете, от всего этого страдает население, а выгоду получают не государственные или муниципальные, а коммерческие медицинские учреждения. Тем не менее, справедливости ради необходимо отметить, что либерализация тарифов на услуги медицинских учреждений оправдана лишь в нынешних условиях, когда платные услуги населению играют вспомогательную роль. В случае же массового разгосударствления (приватизации) и формирования широкого сектора негосударственного здравоохранения переводом многих видов услуг на исключительно платную основу это может вылиться в крайне неблагоприятную ситуацию, вызванную неравномерным размещением медицинских учреждений и складывающимся монополизмом многих из них. Тогда вопрос о регулировании тарифов на платные услуги действительно станет актуальным.

А каков же на самом деле должен быть порядок утверждения цен на платные услуги? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим правовые основы ценообразования.

Оказывая платные медицинские услуги, учреждения здравоохранения тем самым вступают в договорные отношения либо с самими пациентами, либо с организациями или лицами, их представляющими (причем не имеет значения, заключен ли договор в традиционной письменной форме или нет).

В соответствии с действующим гражданским законодательством исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (статья. 424 ГК РФ). Однако имеется достаточно много ограничений, не позволяющих медицинским учреждениям полностью реализовывать это право. Так, в соответствии со статьями 424 и 735 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Поэтому, если в рамках предоставленных им полномочий государственными органами установлен определенный уровень цен, то в договоре должны быть указаны именно эти цены.

В первую очередь укажем на Постановление Правительства РФ от 13.01.1996 № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями. В соответствии с этим постановлением, предписывается не применять государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, кроме предусмотренных в этом постановлении. Среди видов продукции и услуг, имеющих отношение к здравоохранению, в этом постановлении указаны лишь протезно-ортопедические изделия, торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Поскольку платные медицинские услуги не включены в перечни, приведенные в указанном постановлении, то государственное регулирование их уровня не допускается.

Фактически это означает, что медицинские учреждения вправе самостоятельно решать вопрос об утверждении цен (тарифов) на оказываемые платные медицинские услуги. И это действительно так, если только не забывать, что деятельность медицинского учреждения определяется не только действиями его руководителя, но и учредителя. Как известно, учредителями государственных и муниципальных учреждений здравоохранения являются органы власти соответствующего уровня. И на правах учредителя органы власти могут прибегать к регулированию цен (тарифов). Так, если в Уставе медицинского учреждения, учредителем которого является соответствующий орган власти, закреплено право учреждения самостоятельно решать вопросы ценообразования на платные медицинские услуги, то это означает, что орган власти как учредитель делегировал медицинскому учреждению свои права в этой области. Естественно, что при разработке Устава медицинского учреждения необходимо учитывать этот момент. Что же касается претензий на регулирование тарифов на платные услуги со стороны органов управления здравоохранением, то необходимо отметить, что их статус как органа управления не означает автоматического предоставления им права регулировать цены на платные услуги - это право должно быть закреплено в Положении органа управления о Комитете по здравоохранению или аналогичном документе. Поэтому порой достаточно заглянуть в Положение об областном комитете здравоохранения, чтобы убедиться в неправомерности их притязаний на регулирование тарифов на платные услуги.

Методика формирования тарифов (цен) на платные услуги в здравоохранении

Формирование тарифов на платные медицинские услуги осуществляется в соответствие с Методическими рекомендациями по расчету тарифов на платные медицинские услуги, оказываемыми населению на территории Удмуртской Республики, утвержденными приказом Минздрава УР. Указанные методические рекомендации по расчету тарифов определяют единый подход к формированию тарифов на платные медицинские услуги и распространяются на лечебно-профилактические учреждения системы Министерства здравоохранения УР, финансируемые из республиканского и местного бюджетов.

Методическая рекомендация применяется при экономическом обосновании потребности лечебно-профилактических учреждений в финансовых средствах при установлении величины тарифа на медицинские услуги, оказываемые населению.

Потребность в финансовых средствах для оказания платных медицинских услуг определяется с учетом средств, относимых на себестоимость услуги.

Состав затрат, включаемых в себестоимость

медицинских услуг

Себестоимость медицинских услуг это стоимостная оценка используемых в процессе оказания (производства) услуг материалов, основных фондов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, а также других затрат на их производство.

При определении себестоимости любого вида медицинских услуг используется следующая группировка затрат по экономическим элементам.

Расходы на оплату труда. Это затраты на оплату труда медицинских работников, выполняющих услуги, пропорциональные затрачиваемому времени на производство услуги и сложности услуги. Для определения расходов на оплату труда раздельно рассчитывается заработная плата основного и общеучрежденческого персонала. К основному персоналу лечебного учреждения относится врачебный, средний и младший медицинский персонал, оказывающий медицинские услуги. К общеучрежденческому персоналу относятся сотрудники вспомогательных подразделений, заведующие отделениями, старшие медицинские сестры, медицинские регистраторы и так далее.

Начисления на заработную плату.

Они предусматривают расходы на уплату страховых взносов на государственное социальное страхование.

Прямые материальные затраты.

Это стоимость потребляемых в процессе оказания медицинской услуги полностью (медикаменты, перевязочные средства, одноразовые принадлежности, питание и так далее) или частично (износ медицинского оборудования, используемого при оказании данной медицинской услуги) материальных ресурсов.

Общехозяйственные расходы (косвенные или накладные расходы).

Это все расходы, которые необходимы для обеспечения деятельности учреждения, но непосредственно не относящиеся к оказанию медицинских услуг (канцелярские и хозяйственные расходы, амортизация немедицинского оборудования, оплата труда административно-управленческого персонала, расходы на командировки и другие).

Во исполнение постановления Правительства Москвы от 21 декабря 2010 N 1076-ПП "О порядке осуществления органами исполнительной власти города Москвы функций и полномочий учредителя государственных учреждений города Москвы", совместного приказа Департамента экономической политики и развития города Москвы и Департамента финансов города Москвы от 5 сентября 2011 года N 123-ПР/264 "Об утверждении Методических рекомендаций по установлению порядка определения платы за оказание государственными бюджетными учреждениями города Москвы гражданам и юридическим лицам за плату государственных услуг (выполнение работ), относящихся к их основным видам деятельности" приказываю:

1. Утвердить Порядок определения платы за оказание государственными учреждениями всех типов Департамента здравоохранения города Москвы гражданам и юридическим лицам за плату государственных услуг (выполнение работ), относящихся к их основным видам деятельности, оказываемых сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания (далее - Порядок) (приложение к настоящему приказу).

2. Директорам государственных казенных учреждений дирекций по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения административных округов обеспечить подготовку документов для согласования перечней платных услуг государственных учреждений Департамента здравоохранения города Москвы (далее - государственных учреждений) по территориальному признаку.

3. Заместителям руководителя Департамента здравоохранения города Москвы Хрипуну А.И., Корсунскому А.А., Управлению организации медицинской помощи (Погонин А.В.) и Управлению организации медицинской помощи детям и матерям (Прошин В.А.) Департамента здравоохранения города Москвы обеспечить согласование перечней платных услуг государственных учреждений города Москвы.

4. Руководителям государственных учреждений всех типов при оказании платных услуг руководствоваться Порядком, утвержденным настоящим приказом и действующим законодательством Российской Федерации.

5. Настоящий приказ вступает в силу с даты подписания.

6. Считать утратившим силу приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 20 февраля 2006 года N 86 "Об утверждении прейскуранта платных медицинских услуг, оказываемых лечебно-профилактическими учреждениями Департамента здравоохранения города Москвы".

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента здравоохранения города Москвы И.Г. Третьякову.

Приложение
к приказу Департамента
здравоохранения г. Москвы
от 14 декабря 2011 г. N 1743

Порядок
определения платы за оказание государственными учреждениями города Москвы всех типов Департамента здравоохранения города Москвы гражданам и юридическим лицам государственных услуг (выполнение работ), относящихся к их основным видам деятельности, оказываемых сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Департамента финансов города Москвы от 5 сентября 2011 года N 123-ПР/264, в целях установления единого механизма формирования цен за оказание государственными учреждениями города Москвы (далее - учреждение) гражданам и юридическим лицам за плату государственных услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности, оказываемых сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами в пределах установленного государственного задания (далее - платные услуги).

2. Учреждение самостоятельно в соответствии с уставом, действующими законодательными и иными нормативными актами федерального, регионального и ведомственного уровня определяет возможность оказания платных услуг, оказываемых сверх установленного государственного задания, в зависимости от материальной базы, численного и квалификационного состава персонала, спроса на услугу (работу) и других условий.

3. Учреждение формирует и утверждает перечни платных услуг по согласованию с Департаментом здравоохранения города Москвы.

В случаях, если федеральными законами предусматривается оказание учреждением услуги (работы) за плату в пределах государственного задания, в том числе для льготных категорий потребителей, такая услуга (работа) включается в ведомственный перечень государственных услуг (работ), по которым формируется государственное задание.

4. Цены на платные услуги формируются учреждением в соответствии с методикой формирования, установленной настоящим Порядком и утверждаются приказом руководителя учреждения, кроме цен на платные услуги, указанные в п. 7 настоящего Порядка.

5. Формирование цен на платные медицинские услуги осуществляется в соответствии с методикой расчета, изложенной в подразделе 1 раздела I настоящего Порядка.

6. Формирование цен на платные образовательные и другие немедицинские услуги, оказываемые подведомственными государственными учреждениями, проводится расчетно-аналитическим методом, изложенным в подразделе 2 раздела I настоящего Порядка.

7. Тарифы на ортопедические стоматологические услуги, оказываемые льготной категории граждан за счет средств бюджета города Москвы, категории граждан и размер льгот им регулируются в порядке, установленном Правительством Москвы.

8. Цена на платную услугу определяется на основании:

размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание учреждением платных услуг по основным видам деятельности, а также размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества учреждения с учетом:

анализа фактических затрат учреждения на оказание платных услуг по основным видам деятельности в предшествующие периоды;

прогнозной информации о динамике уровня цен (тарифов), стоимости расходов, включаемых в состав затрат по оказанию учреждением платных услуг, включая регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;

анализа существующего и прогнозируемого объема рыночных предложений на аналогичные услуги и уровня цен (тарифов) на них:

Анализа существующего и прогнозируемого объема спроса на аналогичные услуги.

9. Периодичность изменения цены на платные услуги определяется руководителем учреждения, кроме цен, указанных в п. 10 настоящего Порядка.

10. Утверждение цен на платные образовательные услуги следует производить ежегодно в срок до 1 июля текущего года приказом руководителя учреждения.

11. На отдельные платные услуги, оказание которых носит разовый (нестандартный) характер (в том числе на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, относящиеся к основным видам деятельности учреждения), цена платной услуги может определяться на основе нормо-часа, норм времени, разовой калькуляции затрат, согласованной с заказчиком или исходя из рыночной стоимости.

12. Цена на платную услугу в расчете на единицу оказания платной услуги не может быть ниже величины финансового обеспечения таких же услуг в расчете на единицу оказания государственной услуги, выполняемых в рамках государственного задания.

13. Учреждение, оказывающее платные услуги, обязано в доступном для ознакомления месте размещать необходимую и достоверную информацию о перечне оказываемых платных услуг и их стоимости.

14. Перечень категорий граждан, которым устанавливаются льготы на платные услуги, и размеры скидок с цены формируются учреждением, согласовываются с Департаментом здравоохранения города Москвы и утверждаются приказом руководителя учреждения.

15. Порядок определения платы за оказание государственными учреждениями всех типов платных услуг, утвержденный Департаментом здравоохранения города Москвы, перечни платных услуг, оказываемых ЛПУ, условия их предоставления и размер платы подлежат размещению на официальном сайте Департамента здравоохранения города Москвы.

16. Учреждение, оказывающее платные услуги, обязано своевременно и в доступном месте предоставлять гражданам и юридическим лицам для ознакомления необходимую и достоверную информацию о перечне оказываемых платных услуг и их стоимости.

Раздел I. Методика определения цены за оказание государственными учреждениями всех типов Департамента здравоохранения города Москвы платных услуг

Общее положение по расчету стоимости услуг (работ).

Цена платной услуги определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов (далее - затраты) и прибыли, обеспечивающей финансирование других обоснованных затрат и налогов.

П - прибыль (руб.).

Затраты учреждения на оказание платной услуги распределяются на затраты, непосредственно связанные с оказанием платной услуги, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности учреждения в целом, но не используемые непосредственно в процессе оказания платной услуги.

К затратам, непосредственно связанным с оказанием платной услуги, относятся:

Затраты на оплату труда персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания платной услуги (основной персонал);

Затраты на приобретение материальных запасов, полностью потребляемых в процессе оказания платной услуги;

Амортизация оборудования, используемого в процессе оказания платной услуги;

Иные затраты, связанные с оказанием платной услуги.

К затратам, необходимым для обеспечения деятельности учреждения в целом, по# неиспользуемым непосредственно в процессе оказания платной услуги (далее - накладные затраты), относятся:

Затраты на оплату труда персонала учреждения, не участвующего непосредственно в процессе оказания платной услуги (далее - административно-управленческий персонал);

Общехозяйственные затраты - затраты на приобретение материальных запасов, оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, а также на обслуживание и текущий ремонт объектов (далее - общехозяйственные затраты);

Затраты на уплату налогов, пошлины и иных обязательных платежей;

Амортизация зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием платной услуги;

Иные затраты, необходимые для обеспечения деятельности учреждений в целом, но не используемые непосредственно в процессе оказания платной услуги.

Подраздел 1. Расчет затрат на платные медицинские услуги проводится методом прямого счета.

Затраты на оказание платной услуги определяются по формуле:

* - затраты на оказание платной услуги (руб.);

* - затраты на отплату труда основного персонала (руб.);

* - затраты на приобретение материальных запасов, полностью потребляемых в процессе оказания платной услуги (руб.);

* - сумма амортизации оборудования, используемого при оказании платой услуги (руб.);

* - иные затраты, связанные с оказанием платой услуги (руб.);

* - накладные затраты, относимые на стоимость платной услуги (руб.).

1.1. Затраты на оплату труда основного персонала включают затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате груда основного персонала (среднемесячная зарплата по итогам предыдущего года) и рассчитываются как сумма произведений фактической стоимости единицы рабочего времени (например, человеко-дня, человеко-часа) на количество единиц времени, необходимое для оказания платной услуги.

Расчет производится по каждому сотруднику, участвующему в оказании соответствующей платной услуги, и определяется по формуле:

* - затраты на оплату труда основного персонала (руб.);

* - повременная ставка (включая начисления на выплаты по оплате труда). Определяется как частное от деления среднего должностного оклада в месяц (с начислениями) на месячный фонд рабочего времени (руб./час);

Расчет затрат на оплату труда основного персонала производится по форме согласно Таблице 1.

Таблица 1

Расчет затрат на оплату труда основного персонала

(наименование платной услуги)

1.2. Затраты на приобретение материальных запасов, полностью потребляемых в процессе оказания платной услуги, рассчитываются как сумма произведений средних цен на материальные запасы на объем их потребления в процессе оказания платной услуги.

Расчет производится по каждому виду материальных запасов и определяется по формуле:

* - затраты на материальные запасы, полностью потребляемые в процессе оказания платной услуги (руб.);

МЗ - материальный запас определенного вида (ед.);

Ц - цена материального запаса (руб. за ед.).

Расчет затрат на материальные запасы, полностью потребляемые в процессе оказания платной услуги, производится по форме согласно Таблице 2.

Таблица 2

Расчет затрат на материальные запасы

_______________________________________________________

(наименование платной услуги)

1.3. Сумма амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги (*), определяется исходя из балансовой стоимости оборудования, годовой нормы амортизации и времени работы оборудования в процессе оказания платной услуги.

Расчет суммы амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги, производится по форме согласно Таблице 3.

Таблица 3

Расчет суммы амортизации оборудования

_______________________________________________________

(наименование платной услуги)

N п/п Наименование оборудования Балансовая стоимость оборудования (руб.) Годовая норма амортизации (%) Годовая норма времени работы оборудования (час.) Время работы оборудования в процессе оказания платной услуги (час.) Сумма начисленной амортизации (руб.) графа 7 = графа 3 х графа 4 х графа 6 / графа 5
1 2 3 4 5 6 7
1.
2.
Итого X X X X *

1.4. Иные затраты, связанные с оказанием платной услуги (*).

1.5. Накладные затраты, относимые на стоимость платной услуги, определяются пропорционально (соразмерно) затратам на оплату труда и начислениям на выплаты по оплате труда основного персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания платной услуги, по формуле:

* - накладные затраты, относимые на стоимость платной услуги (руб.);

* - затраты на отплату труда основного персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания платной услуги (руб.);

* - коэффициент накладных затрат рассчитывается по формуле:

* - фактические затраты на оплату труда административно-управленческого персонала (руб.);

* - фактические общехозяйственные затраты, пошлины и иные обязательные платежи (руб.);

* - сумма амортизации имущества общехозяйственного назначения (руб.);

* - суммарный фонд оплаты труда всего основного персонала (руб.).

Фактические затраты на оплату труда административно-управленческого персонала включают:

Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда административно-управленческого персонала;

Затраты по повышению квалификации всего основного и административно-управленческого персонала.

Фактические общехозяйственные затраты включают:

Затраты на материальные и информационные ресурсы, затраты на услуги в области информационных технологий (в том числе приобретение неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение);

Затраты на коммунальные услуги, услуги связи, транспорта, затраты на услуги банков, прочие услуги, потребляемые учреждением при оказании платной услуги;

Затраты на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, в том числе затраты на охрану (обслуживание систем видеонаблюдения, тревожных кнопок, контроля доступа в здание и т.п.), затраты на противопожарную безопасность (обслуживание оборудования, систем охранно-пожарной сигнализации и т.п.), затраты на текущий ремонт по видам основных фондов, затраты на содержание прилегающей территории, затраты на арендную плату за пользование имуществом (в случае если аренда необходима для оказания платной услуги).

Сумма амортизации имущества общехозяйственного назначения определяется исходя из балансовой стоимости оборудования и годовой нормы амортизации.

Расчет накладных затрат производится по форме согласно Таблице 4.

Таблица 4

Расчет накладных затрат

_______________________________________________________

(наименование платной услуги)

1.6. Расчет цены на платную услугу производится по форме согласно Таблице 5.

Таблица 5

Расчет цены на платную услугу

_______________________________________________________

(наименование платной услуги)

Наименование статей затрат Сумма (руб.)
1. Затраты на оплату труда основного персонала (*)
2. Затраты на приобретение расходных материалов (*)
3. Сумма амортизации оборудования (*)
4. Иные затраты, связанные с оказанием платной услуги (*)
5. Накладные затраты, относимые на стоимость платной услуги (*)
6. Итого затрат (*) строка 6 = строка 1 + строка 2 + строка 3 + строка 4 + строка 5
7. Прибыль (П)
8. Цена на платную услугу (*) (без НДС) строка 8 = строка 6 + строка 7
9. Цена на платную услугу (с НДС) (рассчитывается, если услуга (работа) признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость)

Подраздел 2. Расчет затрат на платные образовательные и другие немедицинские услуги, оказываемые подведомственными государственными учреждениями проводится расчетно-аналитическим методом.

При использовании расчетно-аналитического метода затраты на оказание платной услуги рассчитываются на основе фактических затрат учреждения в предшествующие периоды исходя из расчета средней стоимости единицы времени (человеко-дня, человеко-часа) и количества единиц времени (человеко-дней, человеко-часов), необходимых для оказания услуги (работы).

При использовании расчетно-аналитического метода применяется следующая формула:

* - затраты на оказание платной услуги (руб.);

* - сумма всех затрат учреждения за период времени (руб.), кроме оплаты стипендии и питания по учреждениям образования;

* - фонд рабочего времени основного персонала учреждения за тот же период времени (час);

* - норма рабочего времени, затрачиваемого основным персоналом на оказание платной услуги (час).

Расчет цены на платную услугу

* - затраты на оказание платной услуги (руб.);

* - цена платной услуги (руб.);

П - прибыль.

Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 14 декабря 2011 г. N 1743 “Об утверждении Порядка определения платы за оказание государственными учреждениями всех типов Департамента здравоохранения города Москвы гражданам и юридическим лицам за плату государственных услуг (выполнение работ), относящихся к их основным видам деятельности, оказываемых сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания”

Обзор документа

Цены на платные услуги, оказываемые государственными учреждениями Департамента здравоохранения, определяются на основании размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на их оказание, анализа фактических затрат в предшествующие периоды, прогнозной информации о динамике уровня цен (тарифов), стоимости расходов, включаемых в состав затрат, анализа рыночных предложений на аналогичные услуги, а также спроса на них.

Периодичность изменения цены на платные услуги определяется руководителем учреждения, за исключением цен на платные образовательные услуги, которые утверждаются ежегодно в срок до 1 июля. Учреждения, оказывающие платные услуги, размещает в доступном месте информацию о перечне оказываемых платных услуга и их стоимости.

Утверждена методика определения цены за оказание платных услуг.

В 2018 г ожидается рост численности медицинских приемов на 0,5% относительно 2017 г за счет роста во всех секторах рынка медицинских услуг, кроме бюджетного сектора и сектора добровольного медицинског

По данным обзора «Анализ рынка медицинских услуг в России », подготовленного BusinesStat в 2017 г, в 2017 г натуральный объем рынка в стране составил 1 529 млн приемов, что всего на 0,4% выше уровня 2016 г. В 2015-2016 гг происходило сокращение показателя под влиянием кризиса и уменьшения реальных доходов населения, а также снижения доступности медицинской помощи для населения в результате оптимизации числа медучреждений. Росту же показателя в 2017 г способствовала относительная стабилизация российской экономики после кризисных изменений предыдущих лет.

В 2013-2017 гг средние цены на базовые медицинские услуги в России росли. Средняя цена медицинского приема в стране за пятилетний период выросла на 37,6% и достигла 1 511,1 руб за прием. По сравнению с 2016 г наиболее сильно выросла цена на изготовление коронки - увеличение цены составило 13,9%. Меньше всего выросли средние цены на ультразвуковое исследование брюшной полости - увеличение цены составило 1,6%.

В 2018 г ожидается рост численности медицинских приемов на 0,5% относительно 2017 г за счет роста во всех секторах рынка медицинских услуг, кроме бюджетного сектора и сектора добровольного медицинского страхования. Число медицинских приемов в бюджетном секторе будет сокращаться в связи с невысоким темпом роста объемов финансирования государственных медучреждений, который не позволит покрыть рост цен на услуги. В целом в 2018-2022 гг прогнозируется увеличение числа медицинских приемов в России возрастающими темпами. В 2022 г показатель достигнет уровня 1 601 млн приемов, что на 4,7% выше уровня 2017 г.

Росту натурального объема рынка медицинских услуг, в частности, будут способствовать восстановление потребительского спроса на платные услуги клиник и расширение ассортимента услуг коммерческими клиниками. Кроме того, будет развиваться предоставление платных услуг в государственных медицинских учреждениях. Дополнительным направлением, в рамках которого прогнозируется увеличение числа медицинских приемов, является телемедицина -- с 1 января 2018 г начал действовать закон в отношении телемедицинских услуг, которые предполагают дистанционное общение врача с пациентом.

Похожие исследования

Маркетинговое исследование рынка телемедицины в России Компания Гидмаркет 45 000 ₽ Типовой бизнес план Медицинского офиса (кабинета). 90 кв.м. SYNOPSIS consulting&research 21 000 ₽ Типовой бизнес-план Скорой медицинской помощи с готовой финансовой моделью SYNOPSIS consulting&research 25 000 ₽ Типовой бизнес-план Станции скорой медицинской помощи SYNOPSIS consulting&research 21 000 ₽

Материалы по теме

Статья, 13 февраля 2020 ROIF EXPERT Рынок доломита в России 2020: Равновесие после мощных колебаний Согласно данным исследования маркетингового агентства ROIF Expert производство доломита сократилось на 23,8%, однако в денежном выражении в 2019 году рынок вырос на 3,3%.

Согласно данным исследования «Рынок доломита в России: исследование и прогноз до 2024 г», подготовленного маркетинговым агентством ROIF Expert в 2020 году, за прошлый 2019 год производство доломита сократилось на 23,8%, однако в денежном выражении рынок вырос на 3,3% и достиг 4,7 млрд рублей.


Статья, 12 февраля 2020 BusinesStat Продажи пива и пивных напитков в России за 2015-2019 гг снизилтсь на 9,4%: с 10,28 до 9,32 млрд л. Снижению продаж способствуют высокие акцизные ставки, запрет на торговлю в ночное время и в объектах нестационарной торговли, запрет на пластиковую тару.

По данным «Анализа рынка пива и пивных напитков в России», подготовленного BusinesStat в 2020 г, объём продаж этой продукции в стране за 2015-2019 гг снизился на 9,4%: с 10,28 до 9,32 млрд л. С одной стороны, снижению продаж способствуют меры государственного регулирования, такие как высокие акцизные ставки, усиленный государственный контроль за оборотом алкогольных напитков, запрет на торговлю алкогольными напитками в ночное время и в объектах нестационарной торговли (киосках) и др. С другой стороны, снижению продаж пивной продукции содействует стремление части россиян следовать принципам здорового образа жизни, что связано с отказом от употребления алкогольных напитков.

Статья, 11 февраля 2020 ROIF EXPERT Рынок аммофоса в России 2019: отечественные аграрии отыграли половину от экспортных потерь российских производителей аммофоса Благодаря росту объемов потребления аммофоса на внутреннем рынке, производителям удобрений удалось отыграть половину от экспортных потерь аммофоса за рубеж.

Растущее потреблений аммофоса отечественными аграриями в 2019 году позволило производителям минимизировать потери от падающего экспорта аммофоса за границу.

Публикации по теме