Прорезывание постоянных зубов у детей: сроки и порядок формирования корней. „Анатома-морфологические, гистологические и рентгенологические особенности зубочелюстной системы у детей в разные возрастные периоды "
РАЗВИТИЕ КОРНЯ ЗУБА. ОБРАЗОВАНИЕ ДЕНТИНА КОРНЯ, ЦЕМЕНТА, ПЕРИОДОНТА, ПУЛЬПЫ ЗУБА
Эмалевый орган не только участвует в образовании эмали, но и играет важную роль в формировании корней будущих зубов. Развитие корней происходит позже, чем коронок, и по времени совпадает с прорезыванием зубов.
Структурой, определяющей развитие корня зуба, является шеечная (цервикальная) петля. Она состоит из 2 рядов клеток: внутреннего эпителия и наружного эпителия эмалевого органа (см. рис. 54, рис. 62). Шеечная петля растет, углубляясь в мезенхиму зубного мешочка и отодвигаясь от только что образованной коронки зуба.
Шеечная петля окружает ткани зубного сосочка и формирует эпителиальное корневое влагалище, отделяющее зубной сосочек от зубного мешочка.
При формировании корней в многокорневых зубах края гертвиговского эпителиального влагалища образуют выросты, которые растут навстречу друг другу и после слияния ограничивают область будущих корневых каналов. Таким образом, первоначально единое широкое отверстие подразделяется на 2 или 3 фрагмента.
Развитие дентина корня и цемента
Клетки зубного сосочка в результате индуцирующего влияния эпителиального влагалища дифференцируются в дентинобласты корня, продуцирующие дентин (рис. 63).
Затем эпителиальное влагалище распадается на отдельные фрагменты (эпителиальные остатки Малассе, встречающиеся в периодонте), и клетки внутреннего слоя зубного мешочка входят в контакт с дентином, дифференцируясь в цементобласты (рис. 64).
Эти крупные клетки кубической формы синтезируют белки матрикса цемента (прецемент, цементоид). Цементоид откладывается поверх дентина корня или поверх высокоминерализованного гиалинового слоя Хоупвелла Смита. (По некоторым данным, этот аморфный слой образуется эпителиальными клетками корневого влагалища до его распада.)
Минерализация цементоида происходит путем отложения в него кристаллов гидроксиапатита. При этом цементобласты смещаются на периферию либо замуровываются в нем, превращаясь в цементоциты (рис. 65).
Цемент, не содержащий замурованных в нем клеток, называют бесклеточным, или первичным.
Рис. 62. Образование шеечной петли в развивающемся зубе: 1 - наружный эпителий эмалевого органа; 2 - внутренний эпителий эмалевого органа; 3 - шеечная петля; 4 - зубной сосочек
Рис. 63. Формирование эпителиального (гертвиговского) корневого влагалища:
1 - эпителиальное гертвиговское корневое влагалище; 2 - одонтобласты корня зуба; 3 - зубной сосочек; 4 - зубной мешочек
Рис. 64. Образование эпителиальных остатков Малассе: 1 - фрагменты эпителиального гертвиговского влагалища (эпителиальные остатки Малассе)
Рис. 65. Развитие корня зуба. Образование цемента и периодонта: 1 - цементобласты; 2 - цемент; 3 - цементоциты; 4 - периодонт; 5 - островки Малассе; 6 - костные трабекулы
Цемент, содержащий расположенные в лакунах клетки, называют клеточным, или вторичным. Клеточный цемент располагается на верхушке и в области бифуркации корня. Матрикс клеточного цемента содержит внутренние (собственные) коллагеновые волокна, образованные цементобластами, и внешние (наружные), проникающие в него из периодонта. Сосудов в цементе нет. С возрастом слой цемента утолщается.
Развитие периодонта
Часть клеток зубного мешочка пролиферирует и дифференцируется в фибробласты, которые начинают образовывать коллагеновые волокна и основное вещество соединительной ткани периодонта (перицемента). Пучки коллагеновых волокон, с одной стороны, проникают между цементобластами и «впаиваются» в матрикс цемента, с другой - проникают в основное вещество строящейся альвеолярной кости. Возможно, образование волокон периодонта осуществляется из 2 источников: со стороны строящегося цемента и со стороны кости альвеолы. Толщина пучков волокон существенно возрастает после прорезывания зуба. Основные группы волокон периодонта формируются в определенной по-
следовательности. В течение жизни человека происходит перестройка периодонта в соответствии с условиями нагрузки.
Развитие пульпы зуба
Пульпа зуба развивается из зубного сосочка, образованного эктомезенхимой (см. рис. 52, 53). В сосочек врастают сосуды. Клетки периферического слоя сосочка превращаются в специфические для пульпы одонтобласты, а большая часть клеток мезенхимы дифференцируется в фибробласты (см. рис. 54, 55). Фибробласты секретируют компоненты межклеточного вещества соединительной ткани. В развивающейся пульпе накапливаются фибриллы, содержащие коллаген 1-го и 3-го типов, причем коллаген 3-го типа присутствует в необычно высокой концентрации. Фибриллы образуют волокнистые структуры. В соединительной ткани пульпы происходит разрастание сосудов, появляются макрофаги, нарастает гетероморфизм клеточных элементов. Первые нервные волокна обнаруживаются на 9-10-й неделе эмбриогенеза. Развитие сосудов сопровождается разрастанием нервных волокон и формированием их сетей (см. схему).
Нарушения развития зубов
Нарушения развития зубов могут наблюдаться на каждой стадии одонтогенеза. Воздействие повреждающих факторов в период закладки зубов, на стадии инициации, могут приводить к отсутствию отдельных или множества зубов - адонтии. Пациенты при этом нуждаются в имплантации зубов.
Очень чувствительны к повреждающим факторам энамелобласты. При эндокринных нарушениях, системных заболеваниях или воздействии радиации уменьшается количество образующейся эмали, наблюдается гипоплазия эмали. Если негативное воздействие приходится на период созревания эмали, нарушается ее минерализация (гипокальцификация эмали).
Несовершенный дентиногенез может носить наследственный характер. При этом заболевании структура эмали не изменена, но соединение ее с дентином непрочно, поэтому эмаль откалывается.
Известны и другие нарушения развития зубов.
Формирование корня молочного зуба. В процессе формирования корня принято различать две стадии: I - несформированной верхушки и II - незакрытой верхушки. В I стадии стенки корня тонкие, идут параллельно друг другу. Канал широкий, у верхушки еще расширяется и переходит в ростковую зону, которая представлена в виде очага разрежения костной ткани, ограниченного по периферии четко выраженной кортикальной пластинкой. Во II стадии наблюдается незакрытие верхушки у корня, заканчивающего свое формирование. В этой стадии стенки канала сформированы, закруглены и сближаются у верхушки, у апикального отверстия канал сужается, ростковой зоны у верхушки нет. На месте ростковой зоны остается незначительное расширение периодонталь-ной щели, которая сохраняется около года после окончания формирования верхушки.
Анатомические особенности мо лочных зубов. В клинике имеют
значение следующие их особенности. В молочном прикусе насчитывается 20 зубов; премоляры отсутствуют. Зубы первого прорезывания имеют белый цвет, напоминающий снятое молоко. Форма коронок молочных зубов в общих чертах сходна с таковой постоянных зубов, но они значительно меньше, слой твердых тканей тоньше, зубная полость обширнее. Корневые каналы и апикальные отверстия широкие в период формирования и рассасывания. Граница перехода коронки в корень выражена резко. Более надежным признаком дифференциации считается выступообразное утолщение эмали (эмалевый валик) в области шейки и меньшая твердость молочных зубов. Кроме общих признаков, имеются индивидуальные особенности.
Резцы. У молочных зубов резцы более выпуклые, чем у постоянных. На небной поверхности отсутствуют борозды. Признаки угла четко выражены. Дистальный угол бокового резца верхней челюсти более закруглен , чем у центрального резца. Валик эмали на боковом резце у шейки менее выражен, чем у центрального. Корни центральных резцов верхней челюсти расширены, а их верхушки часто бывают изогнуты в губную сторону. Коронки центральных резцов нижней челюсти меньше. Корни их плоские, с бороздками на медиальных и латеральных сторонах.
Клыки. Коронка молочного клыка верхней челюсти, как правило, короче постоянного и имеет выпуклые поверхности. Характерно наличие на режущем крае острого зубца и на небной поверхности ярко выраженных бугорков. Коронка клыка нижней челюсти уже клыка верхней. Зубец сохраняется на нем более длительно. Корень клыка округлой формы с несколько изогнутой верхушкой.
Первые моляры. Коронка первого моляра верхней челюсти вытянута в
медиально-дистальном направлении, на жевательной поверхности имеются два бугра с выраженным щечно-медиальным бугром. Небная поверхность коронки более выпукла. На щечной поверхности зуба располагаются две борозды, создающие впечатление ребристой поверхности. Первый молочный моляр верхней челюсти имеет три широко расходящихся корня. Их верхушки как бы срезаны, верхушечные отверстия широкие. Коронка первого молочного моляра нижней челюсти вытянута в переднезаднем направлении. Четыре бугра на жевательной поверхности лучше выражены, чем у других зубов. Эмалевый валик в области шейки хорошо развит. Щечная поверхность разделена на две части: медиальную - широкую и дистальную - узкую. У первого молочного моляра нижней челюсти имеются два сильно расходящихся корня. Медиальный корень длиннее и шире дистального.
Вторые моляры. Для вторых молочных моляров верхней челюсти характерны косоугольная форма коронки и выраженная эмалевая складка, располагающаяся между переднеязычными и заднещечными бугорками, а также сращение зад-нещечного корня с небным и отсутствие признака корня. В первом молочном моляре верхней челюсти этот признак хорошо выражен. Вторые молочные моляры нижней челюсти по своей форме и строению похожи на первые постоянные моляры той же челюсти. На жевательной поверхности коронки обнаруживается 5 бугорков: 3 из них расположены по щечному краю, а 2 - по язычному. Наиболее выраженный бугор - переднещечный. Корни этих зубов по форме ничем не отличаются от постоянных, лишь больше расходятся в стороны.
Рассасывание корней молочных зубов (см. табл. 1.1). После 5 лет начинается смена молочного прикуса на постоянный. Этому пред-
Таблица 1.2. Сроки формирования и прорезывания постоянных зубов
поплазий эмали необходимо знать периоды внутричелюстного формирования зуба. Сроки и последовательность играют роль при распознавании адентий.
Большое практическое значение приобретает знание сроков периода роста корней и формирования пе-риодонта. Этими данными врач руководствуется, определяя показания к применению различных методов лечения пульпита, ортодон-тической аппаратуры и др. При анализе рентгенограмм постоянных зубов целесообразно в процессе формирования верхушечных отделов корня выделять две стадии: I - несформированной верхушки и II - незакрытой верхушки.
В I стадии длина корня достигает нормальной величины, стенки его расположены параллельно и в области верхушки корня представляются заостренными. Корневой канал широкий и заканчивается в области верхушки корня раструбом. Перио-
шествуют рост зачатков постоянных зубов и физиологическое рассасывание корней молочных зубов, которые выглядят укороченными, изъеденными. Рассасывание корней молочных зубов начинается с того корня, к которому ближе прилежит зачаток постоянного зуба. Зачатки постоянных зубов передней группы располагаются у язычной поверхности корня молочных зубов, причем зачаток клыка находится значительно дальше от альвеолярного края челюсти, чем резцы. Зачатки пре-моляров расположены между корнями молочных моляров: на нижней челюсти ближе к заднему корню, а на верхней - ближе к задне-щечному корню, поэтому в одноко-ренных молочных зубах рассасывание начинается с язычной поверхности корня, а затем охватывает корень со всех сторон. У молочных моляров рассасывание начинается с внутренней поверхности корней, т.е. с поверхности, обращенной к межкорневой перегородке, где расположен зачаток постоянного зуба. При рассасывании корней пульпа молочных зубов замещается грануляционной тканью, которая принимает участие в процессе рассасывания. При значительном замещении пульпы грануляционной тканью рассасывание идет дополнительно от центра. Заканчивается оно к моменту прорезывания постоянного зуба.
В норме процессы прорезывания и рассасывания полностью уравновешены, но иногда этот физиологический процесс сопровождается отклонениями. Наблюдается ускорение или замедление процесса резорбции. Ускорение рассасывания отмечается чаще всего в молочных зубах с мертвой пульпой , после хронической травмы, при наличии опухоли, в результате давления, оказываемого соседними зубами. Замедленная резорбция обнаруживается при отсутствии зачатков постоянных зубов.
Рассасывание корней молочных зубов необходимо учитывать при лечении пульпита, периодонтита, удалении зубов и ортодонтических вмешательствах. Лечение зубов с резорбированными корнями имеет свою специфику и отличается от методики обработки и пломбирования сформированных молочных зубов.
Сроки прорезывания постоянных зубов (табл. 1.2). Время прорезывания постоянных зубов, заменяющих молочные, при правильном развитии ребенка совпадает со временем выпадения молочных зубов. Обычно вслед за выпадением молочного зуба начинается прорезывание постоянного, часть режущего края или бугры которого видны после выпадения молочного зуба. Однако наблюдаются случаи некоторой задержки начала прорезывания постоянного зуба. Количество выпавших молочных зубов обычно незначительно превышает количество прорезавшихся постоянных. Прорезывание постоянных зубов начинается с первого моляра в 6-летнем возрасте. В это время на рентгенограмме можно увидеть 3 ряда зубов. Первый ряд включает молочные зубы, стоящие в дуге, иногда уже и первый постоянный моляр, во втором ряду располагаются зачатки постоянных зубов различных фаз развития, в третьем ряду стоят клыки верхней челюсти, локализующиеся под глазными орбитами, на нижней челюсти - непосредственно под кортикальным слоем нижнего края тела челюсти.
К 12-13 годам все молочные зубы заменяются постоянными. В прикусе остаются постоянные зубы с различной степенью формирования корней. Детскому стоматологу для решения вопросов, связанных с распознаванием заболевания, и выбора тактики лечения следует помнить основные периоды развития постоянных зубов. Так, при дифференциальной диагностике ги-
донтальная щель видна только по боковым стенкам корня, в области верхушки она не определяется. Компактная пластинка стенки лунки четко выражена на всем протяжении корня. Эта стадия наблюдается в возрасте 8 лет для центральных и боковых резцов верхней челюсти, в 6 лет - для центральных резцов нижней челюсти, в 7- 8 лет - для боковых резцов нижней челюсти и в 8 лет - для первых моляров нижней челюсти.
Во II стадии стенки корня зуба сформированы , однако в области верхушки корня они недостаточно сближены, в результате чего на рентгенограмме выявляется широкое апикальное отверстие. Корневой канал широкий, но его диаметр в области верхушки меньше, чем в области шейки. Периодонтальная щель хорошо выражена. В области верхушки щель более широкая, чем в остальных отделах. Компактная пластинка лунки на всем протяже-
нии корня четко выражена. Эта стадия наблюдается в возрасте 9- 13 лет для центральных резцов верхней челюсти, в 9-12 лет - для боковых ее резцов, в 7-11 лет - для центральных и в 8-11 лет - для боковых резцов нижней челюсти, а в 8-10 лет - для первых моляров нижней челюсти. После закрытия верхушки корня периодон-тальная щель около года продолжает оставаться расширенной, особенно в области верхушки корня.
Таким образом, окончание формирования корней постоянных зубов происходит в возрасте от 10 до 15 лет. Окончание формирования корней зубов определяется рентгенологически, когда на снимке не выявляется верхушечного отверстия и имеются четкие контуры перио-донта. Высшей дифференцировки зубочелюстной аппарат достигает к 15-18 годам. Следует помнить, что между постоянными зубами у детей и у взрослых имеются значительные различия как в анатомическом, так и в биологическом отношении. Анатомически у детей в постоянных зубах полость зуба и пульпа значительно больше по объему при соответственно меньшем количестве твердых тканей, поэтому сильные экзогенные раздражения представляют для пульпы большую опасность.
1.2.4. Особенности строения некоторых органов и систем
Нервная система. Основными функциями нервной системы - центральной, периферической, вегетативной, координируемыми корой головного мозга, являются регуляция всех физиологических процессов растущего организма и непрерывная адаптация его к меняющимся условиям внутренней и окружающей среды. Нервная система закладывается на самых ранних этапах эмбриональной стадии раз-
вития (2-3-я неделя), и в течение всего срока беременности отмечается ее интенсивное развитие. Ребенок рождается с большим по объему, но морфологически и функционально незрелым мозгом, дальнейшее совершенствование и диф-ференцировка которого происходят под воздействием внешней и внутренней среды до 20-25-летнего возраста.
Головной мозг. Размеры и масса мозга при рождении относительно велики - около 400 г, что составляет %, общей массы тела (у взрослого - у 40 ). К 20 годам он увеличивается в 4-5 раз. У новорожденного корковые клетки , нервные центры, стриарное тело, пирамидные пути развиты недостаточно. Серое и белое вещество плохо дифференцированы. Миелинизация отдельных клеток и проводящих путей заканчивается в разные сроки: внутричерепных нервов к 3-4 мес, черепных (за исключением блуждающего) - к I году, пирамидальных путей - к 2-3 годам.
Спинной мозг к моменту рождения имеет более законченное строение, к 2 годам он почти соответствует спинному мозгу взрослого и функционально более совершенен, чем головной.
Периферическая нервная система у новорожденного представлена редкими, недостаточно миелинизи-рованными и неравномерно распределенными пучками нервных волокон, миелинизация которых заканчивается на 2-4-м году жизни.
Вегетативная нервная система функционирует уже у новорожденного. К 3-4 годам устанавливается центральная регуляция деятельности органов дыхания и кровообращения. У детей раннего возраста физиологичной является симпати-котония, на 3-4-м году сменяющаяся ваготонией; затем устанавливается равновесие двух систем, а в пубертатном периоде нередко возникает вегетососудистая дисто-
ния на фоне гормональной перестройки.
К моменту рождения периферические отделы анализаторов - органы чувств - структурно сформированы, однако функционируют недостаточно в связи с незрелостью корковых центров.
Оценивая высшую нервную деятельность ребенка и соответствие развития ЦНС его возрасту, необходимо помнить следующее: I) дифференцировка нервных клеток, миелинизация проводящих путей и нервных стволов происходят в определенной последовательности; 2) образование условных рефлексов возможно лишь в результате многократного повторения раздражения и его подкрепления (в раннем детском возрасте - пищевая доминанта); 3) структурное совершенствование коры идет параллельно развитию функции, причем последняя при правильном воспитании (направленная выработка положительных и отрицательных условных связей) может опережать формирование морфологических субстратов и способствовать ему.
Клинически недостаточная сфор-мированность нервной системы проявляется в определенных закономерностях. Дети младшего возраста склонны к более резким, генерализованным реакциям в ответ на любое воздействие: инфекцию, интоксикацию, болевую и психическую травму. Местные специфические признаки заболевания часто бывают сглажены, и на первый план выступают общие симптомы: повышение температуры тела, рвота, понос. Ребенок раннего возраста с трудом определяет болезненный участок.
В раннем возрасте превалирует общесоматическая реакция на заболевание, которая снижает значимость местных проявлений в ЧЛО, что затрудняет своевременную постановку диагноза и задерживает оказание специализированной по-
мощи ребенку. Особенно важно об этом помнить при остро протекающих воспалительных заболеваниях ЧЛО у новорожденных и детей первых лет жизни.
У детей, подвергшихся грубым, не щадящим психику манипуляциям без адекватного обезболивания и выключения сознания (насильственное лечение и удаление зубов , удушье и возбуждение при вводном эфирном наркозе и др.), значительно чаще наблюдается нарушение психоэмоционального состояния на длительный период. В подготовке таких больных к лечению стоматологических заболеваний необходимо участие клинического психолога. Подобная реакция ребенка (как особенность функции ЦНС) является одним из важных факторов, расширяющих показания к проведению премедикационных мероприятий и абсолютных показаний к хирургическому и терапевтическому лечению, а также к выполнению многих стоматологических манипуляций под наркозом.
Сердечно-сосудистая система. Закладка сердца и крупных сосудов происходит на 3-й неделе эмбриональной фазы. Мозг и печень получают насыщенную кислородом кровь в большем объеме, а нижние конечности - в меньшем.
Сердце у новорожденного относительно большое, составляет приблизительно 0,8 % массы тела. Наиболее интенсивное увеличение массы и объема сердца отмечается в первые годы жизни и подростковом возрасте. Однако во все периоды детства увеличение объема сердца отстает от роста тела в целом. Кроме того, отделы сердца увеличиваются неравномерно: до 2 лет наиболее интенсивно увеличиваются предсердия, с 2 до 10 лет - все сердце, после 10 лет - преимущественно желудочки.
Коронарные сосуды до 2 лет распределяются по рассыпному типу, с 2 до 6 лет - по смешанному, после
w ji^i
--
nu влрослому, магистральному, типу. Увеличиваются просвет и толщина стенок (за счет интимы) основных сосудов, а периферические ветви редуцируются.
В первые 2 года жизни происходят интенсивный рост и дифферен-цировка миокарда: мышечные волокна утолщаются в 1,5 раза, к 10 годам гистологическая структура его аналогична таковой у взрослых. Иннервация сердца осуществляется через поверхностные и глубокие сплетения, образованные волокнами блуждающего нерва и шейных симпатических узлов. До 3-4 лет сердечная деятельность регулируется в основном симпатической нервной системой, что отчасти объясняет наличие у этих детей физиоло- г ической тахикардии в первые годы «изни.
У новорожденных сердечно-сосу-щстая система наиболее развита. Частота сердечных сокращений у [етей больше, чем у взрослых, а АД шже. Объем крови у детей колеб-[ется от 80 до 150 мл на 1 кг массы ела (у взрослых 60 мл/кг). Ско-юсть кровотока в младшем возрас-е также примерно в 2 раза выше, ем у взрослых, большая часть кро-и циркулирует в центральных со-удах внутренних органов, а пери->ерическое кровообращение сни-:ено, барорецепторы развиты пло-о. Дети очень чувствительны к ровопотере и ортостатическим наущениям. Потеря 50 мл крови у оворожденного соответствует по-:ре 600-1000 мл ее у взрослого, ледовательно, даже небольшая эовопотеря крови у ребенка млад-его возраста должна быть полно-ъю возмещена по объему и каче-ву.
Функции органов кровообраще-1Я - доставка кислорода и пита-льных веществ ко всем органам и аням; удаление и выведение угле-[слого газа и других продуктов об-:на осуществляются в тесном аимодействии с органами дыха-
ния, пищеварения и выделения при регулирующем влиянии ЦНС, вегетативной и эндокринной систем. Рост, структурное и функциональное совершенствование органов кровообращения продолжаются в течение всего периода детства и происходят неравномерно, при неодновременном созревании отдельных частей, а интенсивно текущие у ребенка процессы обмена предъявляют высокие требования к их деятельности.
Лекция
для студентов 2 курса стоматологического факультета на тему:
„Анатома-морфологические, гистологические и рентгенологические особенности зубочелюстной системы у детей в разные возрастные периоды ".
Периоды развития и формирования временных зубов
1-й – внутриутробное развитие
образование зачатков зубов
гистогенез
2-й – прорезывание
4-й - стабилизация
5-й - рассасывание корней
Периоды развития и формирования постоянных зубов
1-й – внутриутробное развитие
образование зачатков зубов
диференцировка зубных зачатков
гистогенез
минерализация твердых тканей зуба
2-й – прорезывание
3-й – формирование и рост корней и периодонта
4-й - стабилизация
Стадии формирования корня
Стадия несформированной верхушки
Стадия незакрытой верхушки
Стадия сформированного корня и периодонта
Стадия формирования периодонта
Стадии формирования корня
Стадия раструба (стадия роста корня в длину)
^ ВИДЫ РЕЗОРБЦИИ КОРНЕЙ ЗУБОВ
Физиологическая резорбция
Патологическая резорбция
Идиопатическая резорбция
Равномерная резорбция всех корней
^ СТРОЕНИЕ ПУЛЬПЫ
- Одонтобласты (ОДБ)-клетки, специфические для пульпы, образуют дентин и обеспечивают его трофику.
Соседние ОДБ связаны межклеточными соединениями, благодаря которым слой ОДБ способен выполнять барьерную функцию, регулируя перемещение молекул и ионов между пульпой и предентином.
- Фибробласты (ФБ) - наиболее многочисленные клетки пульпы у молодых людей.
Функция ФБ – выработка и поддержание необходимого состава межклеточного вещества соединительной ткани, поглощение и переваривание компонентов межклеточного вещества. Признаки высокой активности свойственны ФБ зубов молодых людей.
Лимфоциты
- Лимфоциты (Лц) – в небольшом количестве, при воспалении их содержание резко возрастает. Лц пульпы относятся к различным субпопуляциям Т- клеток, преобладают цитотоксические супрессоры. В-клетки в норме не встречаются, при воспалении становятся многочисленными. Эти клетки активно синтезируют иммуноглобулины (преимущественно IgG) и обеспечивают реакции гуморального иммунитета.
- Тучные клетки (Тк) - расположены периваскулярно, характеризуются присутствием в цитоплазме крупных гранул, содержащих БАВ: гепарин, гистамин, эозинофильный хемотаксический фактор и лейкотриен С. На внешней мембране ТК находятся рецепторы к IgE. Дегрануляция ТК способствует увеличению проницаемости сосудов, сокращению гладких миоцитов.
Для молочных зубов:
1-й период – развитие функциональной активности пульпы (формирования корня зуба);
2-й период – функциональной зрелости пульпы (стабилизации сформированного корня зуба);
3-й период – угасания функциональных свойств пульпы (рассасывания корня зуба).
Пульпа молочных зубов
Более высокое содержание клеток, особенно в центральном слое, при меньшем количестве колагеновых волокон.
Объем пульпарной камеры и самой пульпы больше во временных зубах.
Более тонкие слои эмали и дентина – пульпа находится ближе к внешней среде, чем в постоянных зубах.
Различия между строением коронковой и корневой пульпы неотчетливы.
Период развития функциональной активности пульпы (период формирования корня зуба).
Полость прорезавшегося молочного зуба не имеет постоянной формы и размеров вследствие происходящего формирования корней.
В периферическом слое ОДБ расположены в 3-4 ряда. В центральном слое – многочисленные малодифференцированные клетки.
В основном веществе пульпы преобладают кислые МПС, гиалуроновая кислота. Под слоем ОДБ – преколлагеновые и ретикулиновые волокна. Почти не представлены коллагеновые волокна.
В первые годы роста зуба, когда пульпа морфологически напоминает эмбриональную ткань, пластические свойства пульпы особенно выражены.
Период угасания функциональных свойств пульпы – период рассасывания корней зубов.
Пульпа подвергается инволютивным изменениям: уменьшается клеточный состав и увеличивается количество коллагеновых волокон, промежуточного вещества и тканевой жидкости.
В пульпе происходят – ретикулярная или жировая дистрофия, фиброз.
Часть кровеносных сосудов редуцируются, утолщаются их стенки, возникает застойная гиперемия, изменяются нервные элементы пульпы.
Жизнеспособность пульпы сохраняется благодаря резорбционному органу, откуда доставляются питательные вещества.
Для постоянных зубов:
1-й период – становления функциональной зрелости пульпы (формирование корня зуба);
2-й период – наступившей функциональной зрелости (полностью сформированных корней зубов без признаков старения);
3-й период – снижения функциональной активности пульпы (полностью сформированных корней с признаками старения зуба).
^ ПУЛЬПА ПОСТОЯННЫХ ЗУБОВ.
Период становления функциональной зрелости пульпы – период формирования корня зуба.
Предентин в зубах с несформированными корнями представлен широкой полосой одинаковой толщины.
Слой ОДБ в зубах с формирующимися корнями массивный, включает 8-12 рядов клеток, расположенных компактно. Число клеточных рядов зависит от функции - их больше в местах интенсивного дентиногенеза.
Пододонтобластический слой представлен ТК, ФБ, преОДБ, МК пульпы.
Ретикулиновые волокна представлены в основном преколлагеновыми, переходящими в коллагеновые.
Т.О., пульпу зубов с несформированными корнями можно охарактеризовать как неоформленную созревающую соединительную ткань.
Период функциональной зрелости пульпы (период полностью сформированного корня зуба).
Слой ОДБ компактный. Интенсивное дентинообразование продолжается до наступления признаков старения зуба.
В коронковой пульпе вторичный дентин снабжен канальцами, без радиального направления. В корневой пульпе ОДБ вырабатывают аморфный дентин, слабо канализированный.
После формирования верхушечного отверстия коронковая пульпа богата промежуточным веществом, в которое погружены хорошо развитые фибриллярные структуры. Пульпа содержит достаточное количество энергетического материала – гликогена, кислые и нейтральные МПС, обеспечивающие нормальные процессы волокнообразования, а также РНК и ДНК, участвующие в обмене белка. Пульпа в этот период хорошо кровоснабжена, ярко выражены ее функции дентинообразования, защиты, трофики. Структура пульпы полностью сформированного зуба соответствует зрелой соединительной ткани с установившейся высокой физиологической активностью .
В процессе формирования корня принято различать две стадии: стадию несформированной верхушки и стадию незакрытой верхушки (Е. А. Абамутова). В первой стадии стенки корня тонкие, идут параллельно друг другу. Канал широкий, у верхушки еще более расширяется и переходит в ростковую зону, которая представлена в виде очага разряжения костной ткани, ограниченного по периферии четко выраженной кортикальной пластинкой.
Вторая стадия — стадия незакрытой верхушки — наблюдается у корня, заканчивающего свое формирование. В этой стадии стенки канала сформированы, закруглены и сближаются у верхушки, у апикального отверстия канал сужается, ростковой зоны у верхушки нет.
На месте ростковой зоны остается незначительное расширение периодонтальной щели, которая сохраняется около года после окончания формирования верхушки. Анатомические особенности молочных зубов, которые имеют значение в клинике, состоят в следующем.
В молочном прикусе насчитывается 20 зубов, премоляры отсутствуют. Зубы первого прорезывания имеют белый цвет, напоминающий снятое молоко. Форма коронок молочных зубов в общих чертах напоминает таковую постоянных зубов, но они значительно меньше, слой твердых тканей тоньше, зубная полость обширнее. Корневые каналы и апикальные отверстия широкие в период формирования и рассасывания.
Граница перехода коронки в корень выражена резко. Более надежным признаком в дифференциации считается выступообразное утолщение эмали (эмалевый валик) в области шейки и меньшая твердость молочных зубов. Кроме общих признаков, имеются индивидуальные особенности. Резцы молочных зубов более выпуклые, чем постоянных.
На небной поверхности отсутствуют борозды. Признаки угла четко выражены. Дистальный угол бокового резца верхней челюсти более закруглен, чем у центрального резца. Валик эмали на боковом резце у шейки менее выражен, чем у центрального. Корни центральных резцов верхней челюсти расширены, а их верхушки часто бывают изогнуты в губную сторону. Коронки центральных резцов нижней челюсти меньше. Корни их плоские, с бороздками на медиальных и латеральных сторонах.
«Стоматология детского возраста», А.А.Колесов
Основным изменениям в процессе эволюционного развития подвергалось соотношение размеров лицевой и мозговой частей черепа. Соотношение объемов лицевой части черепа и мозгового отдела черепной коробки у млекопитающих различно: у лошади оно составляет 450%, орангутанга — 102%, шимпанзе — 90,4—94,2%. У современного человека лицевая часть черепа составляет 35,6—49,5% у мужчин и до 30% у женщин. Это соотношение по…
Челюстные кости маленьких детей богаты органическими веществами и содержат твердых минеральных веществ меньше, чем у взрослых. Этим объясняется большая мягкость и эластичность и меньшая ломкость детских костей по сравнению с костями взрослых. Остеокластические и остеобластические процессы челюстных костей у детей протекают особенно энергично, что можно поставить в связь с хорошо развитой у них системой кровообращения….
Роль первичных челюстей как хватательного аппарата у костистых рыб отступает на задний план. Эту функцию берут на себя вторичные челюсти, образованные накладными костями: парными межчелюстными и верхнечелюстными. Филогенетическое развитие лица. Филогенетическое развитие лица: 1- шимпанзе, 2 — питекантроп, 3 — современный человек (по М. М. Герасимову). В состав нижней челюсти входят три парные кости:…
Нижняя челюсть новорожденного имеет развитый альвеолярный отросток, узкую полоску кости под ним, представляющую тело челюсти. Высота альвеолярного отростка равна 8,5 мм, высота же тела челюсти 3—4 мм. У взрослого, наоборот, высота альвеолярного отростка составляет 11,5 мм, высота тела челюсти 18 мм (Н. В. Алтухов и В. П. Воробьев). Ветви короткие, но сравнительно широкие, с выраженными…
Чтобы понять механизм образования врожденных уродств и аномалий развития лица и челюстей, необходимо остановиться на некоторых моментах эмбрионального развития челюстно-лицевой области. У зародыша в возрасте около 12 дней между передним мозговым пузырем и сердечным выступом появляется небольшое впячивание эктодермы, называемое ротовой впадиной, или ямкой. Постепенно углубляясь, ротовая впадина достигает слепого конца передней кишки, от которого…
До начала прорезывания зуба завершается внутричелюстие развитие коронки зуба и начинается формирование его корня. Этот физиологический процесс активно происходит и во время прорезывания зуба, а наиболее активно - после его прорезывания.
В процессе образования корня зуба развивается цемент. Образование цемента начинается в постэмбриональном периоде непосредственно перед прорезыванием зуба и происходит по типу периостального остеогенеза. Цемент по своей структуре подобен грубоволокнистой кости. Цеменгобласты же по строению практически не отличаются от остеобластов. Они образуют коллагеновые волокна и основное вещество, минерализируется с образованием кристаллов гидроксиапатита. После развития клетками вещества цеменгобласты превращаются в цементоциты, тела которых локализуются в лакунах, а отростки - в канальцах.
Пульпа зуба развивается из мезенхимы зубного сосочка. Этот процесс начинается с его верхушки, где сначала появляются денгинобласты. Одновременно начинается дифференциация мезенхимальных клеток в центральной части зубного сосочка. Они увеличиваются в размерах, отодвигаются друг от друга. Постепенно мезенхима центральных отделов превращается в рыхлую соединительную ткань, богатую фибробласты, макрофаги (гистиогтиты) и другие пульпоциты. С развитием зубного зачатка процесс дифференциации мезенхимы зубного сосочка и превращение ее в рыхлую соединительную ткань и расширяеться от его верхушки к основанию. Вместе эта соединительная ткань прорастает кровеносными сосудами и нервами.
Образования периодонта происходит из мезенхимы зубного мешочка одновременно с образованием корня зуба После образования цемента из мезенхимальных клеток внутреннего слоя зубного мешочка, остальные клеток, содержащихся в наружном слое дают начало плотной соединительной ткани периодонта Пучки коллагеновых волокон периодонта (перицемента) одним концом заделываются в основное вещество цемента, другим переходят к основному веществу альвеолярной кости. Благодаря этому корни плотно прикрепляется к стенке костной лунки.
Рост, развитие, формирование корня зуба и тканей пародонта после прорезывания в среднем составляет для временных зубов 1,5-2 года для и посгийних - 3-5 лет.
Рост, развитие и формирование корней имеет три стадии:
1) незавершенного роста корня - "раструба";
2) несформированной верхушки корня;
3) незакрытой верхушки корня (рис. 7).
Рис. 7. Схематическое изображение формирования корня зуба: 1 - стадия незавершенного роста корня - "раструба", 2 - несформированной верхушки корня, 3 - незакрытой верхушки корня.
На первой стадии незавершенного роста корня - "раструба" длина корня соответствует длине коронки, что примерно составляет 1 / 2 его будущей длины. Стенки корня тонкие и расширены с внутрииигнього стороны (со стороны пульпы), в направлении от анатомической шейки зуба к верхушке корня.ростков зона массивная и четко ограничена кортикальной пластинкой лунки.
Для второй стадии-несформированной верхушки корня характерно, что стенки корня тонкие, размещенны параллельно друг другу, корневой канал широкий, расширяется к верхушке и переходит в ростковую зону, которая рентгенологически представлена разрежением костной ткани с четким ограничением по периферии кортикальной пластинкой альвеолы.
В третьей стадии - незакрытой верхушки корня стенки канала сформированы, у апикального отверстия канал сужается, апикальное отверстие широкое ростковая зона возле верхушки отсутствует, на месте ростковом зоны периодонтальная щель несколько расширена.