Практикум для молодых специалистов «Современные НОД в ДОУ. Их наполнение и виды

Валентина Евгеньевна Приходько
Практикум для молодых специалистов «Современные НОД в ДОУ. Их наполнение и виды»

Современные НОД в ДОУ . Их наполнение и виды . Практикум для молодых специалистов

Приходько Валентина Евгеньевна

учитель начальных классов

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики

ТИ им. А. П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО РГЭУ (РИНХ) г. Таганрога

Цель : систематизировать знания педагогов о структуре НОД, их классификации и особенностях, повышать профессиональный уровень педагогов, творческую активность

Материалы : оборудование для проведения фрагмента традиционного НОД по рисованию (альбомные листы, краски, кисти, стаканчики для воды, восковые мелки, ватные палочки, игрушка для создания сюрпризного момента; карточки с кратким описанием занятия для определения типа занятия; раздаточный материал для педагогов «Виды нетрадиционной НОД » , «Сравнительная классификация типов НОД» .

Ход практикума:

1. Понятие «НОД» - Что такое занятие? НОД – форма организации обучения в детском саду.

2. Структура занятия - НОД включает в себя три этапа : организация детей, основная часть НОД и окончание НОД. Организация детей :

Проверка готовности детей к НОД (внешний вид, правильность посадки, собранность внимания)

Создание интереса к НОД (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность)

Основная часть НОД :

Организация детского внимания

Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин)

Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом)

Окончание НОД :

Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в НОД, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз)

Переключение детей на другой вид деятельности

3. Классификация НОД

Основание классификации Название

1. Дидактическая задача НОД усвоения новых знаний и умений

НОД закрепления ранее приобретённых знаний

НОД творческого применения знаний и умений

Комбинированные НОД (одновременно решаются несколько дидактических задач)

Комплексные

Интегрированные

3. Форма организации Традиционные

Нетрадиционные (НОД - соревнования, НОД - театрализованные, НОД – консультации, НОД – сюжетно-ролевые игры, НОД –взаимообучения, НОД – аукционы, НОД – сомнения, НОД – путешествия, НОД – концерты, НОД – игры : следствие ведут знатоки, поле чудес, Что? Где? Когда, КВН и т. д.)

Каждый из этих типов НОД будет отличаться структурой основной части.

4. Различие комплексной и интегрированной НОД

Комплекс - это целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов детской деятельности) . Комплексные занятия, как правило, планируются один раз в квартал вместо музыкального или занятия по изобразительной деятельности. Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности.

Например : прежде чем нарисовать праздничную улицу города, дети поют песню о празднике, читают стихи.

Интегрированные НОД предполагают более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и обучения детей. В интеграции один вид деятельности выступает стержневым, другие помогают более широкому и глубокому осмыслению. Интегрированная НОД направлена на изучение нового материала. Занятие планируется по общей теме для нескольких предметов, может проводиться несколькими воспитателями. Интеграция содержания учебного материала происходит вокруг определённой темы.

Например : НОД «Сказочная птица - лебедь» включала в себя следующие методические приёмы :

Рассказ об образе жизни и характерных особенностях, присущих этим птицам

Беседа : поведение людей по отношению к животному миру

Обсуждение образа лебедя из сказок «Дикие лебеди» , «Сказка о царе Салтане» , «Гадкий утёнок»

Прослушивание фрагмента из балета Чайковского «Лебединое озеро» , Сен-Санса «Лебедь»

Выполнение творческого задания : покажи как двигается лебедь под музыку.

Рассматривание картин Рылова «В голубом пространстве» , Врубеля «Царевна Лебедь»

Рисование летящих лебедей.

В этом занятии объединяются задания по разделам ребёнок и окружающий мир, развитие речи и литературное чтение, музыка, изобразительная деятельность. А цель всех этих заданий : сформировать у детей представление о сказочной птице – лебеди.

5. Практическое задание

Педагоги получают карточки с кратким описанием НОД. Необходимо определить, к какому типу НОД они относятся, какие виды деятельности объединяют.

Определить, к какому типу относятся проведённые педагогами открытые НОД.

6. Подготовка воспитателя к занятиям

Подготовка воспитателя к НОД состоит из трёх этапов : планирование НОД, подготовка оборудования, подготовка детей к НОД.

Планирование занятий :

Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход НОД

Составить план – конспект, который включает в себя :

Программное содержание (образовательные задачи)

Оборудование

Предварительную работу с детьми (если необходимо)

Ход НОД и методические приёмы

Планировать необходимо не одну НОД, а систему, постепенно усложняя и закрепляя материал. Методической литературой пользуемся, но не механически переписываем её, а применяем с учётом особенностей детей.

Подготовка оборудования :

Накануне НОД отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т. д.

К некоторым НОД нужно готовиться заранее (например, если необходимо показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заранее)

При проведении экскурсии педагог должен заранее сходить на место, выделить объекты для наблюдения, продумать, как будут размещены дети, выбрать самый короткий и безопасный маршрут.

Организуя НОД с дошкольниками, необходимо, прежде всего определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли эта НОД носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающей НОД дети накапливают необходимый личностный опыт : знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающей они, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания. Поэтому в образовательном процессе дошкольного учреждения должны использоваться и развивающие, и обучающие НОД. При этом необходимо помнить, что, для того чтобы ребенок мог быть успешен в собственной исследовательской деятельности, ему необходимы определенные знания и навыки.

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности дети начинают приобретать на обучающих НОД. С этой целью в них вводятся элементы проблемного изложения учебного материала, эвристической беседы, организуется коллективный или индивидуальный самостоятельный поиск, экспериментальная деятельность. Часто в практике такие НОД в дошкольном учреждении называют развивающими. К сожалению, это неверно. Такие НОД лишь подход к настоящим развивающим занятиям, суть которых в развитии категориальной структуры сознания и способности к самостоятельной поисковой деятельности по собственной инициативе ребенка, умении доопределять и переопределять задания, идущие от взрослого. Обучающие и развивающие НОД строятся по абсолютно разным схемам, и воспитатели должны это хорошо знать. Рассмотрим модель обучающей (часто её называют традиционной) и развивающей НОД.

Модель построения обучающей НОД

Модель построения развивающей НОД

Подготовка детей к НОД

Создавать интерес к предстоящей работе

Предупреждать детей о начале НОД заранее (минут за 10, чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на НОД

Организовать работу дежурных по подготовке к НОД

7. Подведение итога

Вопросы к кроссворду :

1. Форма организации обучения в детском саду. (Занятия)

2. Одна из разновидностей НОД по форме организации. (Традиционные)

3. НОД, включающие в себя несколько видов деятельности детей, один из которых является ключевым, остальные помогают более широкому и глубокому осмыслению. (Интегрированные)

4. НОД – соревнования, НОД – аукционы, НОД – игры, НОД – концерты и т. д. (Нетрадиционные)

5. НОД, на которых одновременно решаются несколько дидактических задач (Комбинированные)

6. НОД, объединяющие два вида деятельности детей и решающие задачи каждого из видов деятельности. (Комплексные)

Задания к НОД по теме «Поможем Федоре»

1) К Федоре вернулась посуда, её надо расставить на полки, каждая обозначена цифрой от 2 до 5, Нужно соотнести цифру с количеством предметов.

2) Федора решила сварить суп, какая посуда ей необходима? (кухонная) Суп готов, надо накрывать стол для обеда, выбери посуду. (столовая) Посуда выбрана, но всё ли есть на столе? Чего не хватает? Нет ложки. Перед детьми ставится проблема : где взять ложку? Ложка потерялась, ведь она очень маленькая, надо идти в лес на её поиски.

3) В поисках ложки Федора попадает в сказку «Жихарка» и наблюдает, как он раскладывает свои ложки. Детям предлагается игра-драматизация по этой сказке.

4) Федора не стала просить ложку у Жихарки. И дети решили сделать ложку для Федоры. Детям предлагается на выбор разные материалы : глина, краски, бумага, трафареты.

Карточка 2

Описание НОД по теме «Путешествие в Носарию»

Воспитатель приглашает детей совершить путешествие в необыкновенную страну Носарию, карта которой напоминает силуэт носа . В этой стране детей ждут незабываемые встречи в зоопарке, где живут звери и птицы с необычными носами – дятел, верблюд, кабан, слон, пеликан. Дети сравнивают их носы с машинами и орудиями труда. На одной из улиц они встречают Буратино, который никогда «не вешал свой нос» , но «совал свой нос» в чужие дела и удивлялся тому, что «весна на носу» . Дети объясняют эти словосочетания, подбирая к ним картинки.

Частью этой НОД был разговор о том, какую роль в жизни человека играют органы обоняния и как следует ухаживать за своим носом.

В заключении дети сделали «нос» способом оригами, так как все, кто побывал в Носарии, уходили оттуда с носом.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 153 «Олеся» г.о. Тольятти «Олеся» городского округа Тольятти «Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО». Подготовила: Воспитатель – Тришина Юлия Юрьевна г. Тольятти, 2017 г « Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» К.Д. Ушинский. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 «Веселые нотки» 4 корпус г. о. Тольятти

2 слайд

Описание слайда:

«Закон об образовании» предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательных программ. Но какую бы программу не выбрал детский сад, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение следующих задач: сохранение здоровья ребёнка; развитие базовых качеств личности; построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника. В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование воспитательно-образовательного процесса, которое воздействует на результаты работы ДОУ Организованная образовательная деятельность согласно ФГОС ДО Главная особенность организации НОД в ДОУ на современном этапе: уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Важнейшим условием развития дошкольника является умелое включение его в непосредственную образовательную деятельность (НОД), которая строится на адекватных формах работы с детьми и индивидуальном подходе

3 слайд

Описание слайда:

НОД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, непосредственным окружением ОУ, текущей темой и др. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым». НОД - основная форма обучения в детском саду. В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип - правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого - успешность воспитания и образования детей в ДОУ. НОД – соединяет обучающую функцию и совместную деятельность. Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

4 слайд

Описание слайда:

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей; Соответствие целей и задач образовательной деятельности Федеральной программе и основной общеобразовательной программе ДОУ; Реализация комплекса задач: обучающих, развивающих, воспитательных; Интеграция образовательных областей. Интеграция направлений развития и образования детей (Образовательные Области) ФГОС Художественно- эстетическое - развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Физическое развитие Познавательное развитие Критерии оценки качества образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

5 слайд

Описание слайда:

Классификация ОД в ДОУ (по С.А. Козловой) ВИДЫ НОД: 1 Комбинированная НОД - сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра) . 2 Комплексная НОД - реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними. При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). 3 Интегрированная НОД - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи) . Основание классификации Название Дидактическая задача НОД усвоения новых знаний, умений; НОД закрепления ранее приобретённых знаний НОД творческого применения знаний и умений; Комплексная НОД, где одновременно решается несколько задач. Содержание ОД (раздел обучения) Классическая НОД по разделам обучения; Интегрированная НОД(включающие содержание из нескольких разделов обучения).

6 слайд

Описание слайда:

Подготовка к НОД и что следует учитывать? Подготовка к НОД включает следующие компоненты: Интеграция всех 5 образовательных областей (соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга) Соответствие и продуманность структуры НОД задачам, сюжетная линия НОД (цепочка логической последовательности и взаимосвязь этапов переход от одной части к другой) Целесообразность распределения времени; чередование интеллектуальной и физической деятельности, дифференцированный подход и вариативность задания Подготовка материала и оборудование; ПРС к НОД (соответствие возрасту, эстетичность, безопасность, рациональное размещение и т. п.). Целевая составляющая (триединство задач - четкое определение обучающих, воспитательных и развивающих задач с учетом интеграции ОО) Обучающая задача: повышать уровень развития ребёнка. Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения. Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

7 слайд

Описание слайда:

Цели НОД Цель – это образ желаемого результата (намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др.) , который ориентирует деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения. Цель НОД, будучи достигнутой, должна приближать к конечной цели программы Требования при постановке целей: Главным основанием постановки целей НОД должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем на данном этапе реализации программы, с одной стороны и анализ возможностей, средств, ресурсов (в т.ч. временных), с другой. Цели должны быть актуальными, отвечающими наиболее значимым проблемам; напряжёнными, но реальными (в зоне ближайшего развития ребёнка). Цели должны быть сформулированы настолько конкретно, чтобы можно было чётко определить, достигнуты ли они. Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер и соответствовать основным ценностям ДОУ. Цели должны быть известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими Алгоритм постановки цели: Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, чётко ее сформулируйте. Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия). Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной НОД Сформулируйте цель НОД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной НОД. То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.

8 слайд

Описание слайда:

Методика проведения НОД Реализация детских видов деятельности Они имеют следующие компоненты: Умение детей принимать познавательную задачу Активность дошкольников Готовность дошкольников к проблемным ситуациям Усвоение детьми программного материала Детская деятельность Формы работы Игровая Игровые ситуации, сюжетные игры, игры с правилами, настольный театр, пальчиковые игры, обучающие ситуации, создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения, игры с речевым сопровождением, театрализованные игры Познавательно -исследовательская Решение проблемных ситуаций, экспериментирование, моделирование, коллекционирование, реализация проекта, интеллектуальные, наблюдение, экскурсия, дидактические игры, рассматривание, решение проблемных ситуаций, иллюстраций, сюжетных картин, исследование, мини-музеи, конструирование, увлечения Двигательная Игровые упражнения, соревнования, эстафеты, спортивные игры и упражнения, игровая беседа с элементами движений, подвижные и дидактические игры с правилами, игровые ситуации, досуг, ритмика, аэробика, детский фитнес, гимнастика,аттракционы, спортивные праздники, организация плавания Продуктивная Реализация проектов, выставки, мини-музеи, детский дизайн, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, создание творческой группы, опытно-экспериментальная деятельность, Коммуникативная Беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, игры (сюжетные, с правилами, театрализованные), составление рассказов по картине, игровые ситуации, этюды и постановки, логоритмика Чтение (восприятие) художественной литературы Чтение, обсуждение, заучивание, рассказывание, беседа по произведениям, ситуативный разговор с детьми, литературные праздники, досуги, театрализованная деятельность, самостоятельная художественная речевая деятельность, викторина, КВН, вопросы и ответы, презентация книжек, выставки в книжном уголки Музыкально-художественная Слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-дидактические игры, беседа, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование, элементарное музыкальное творчество, рассматривание картин художников слушание, импровизация, исполнение, экспериментирование, подвижные игры (с музыкальным сопровождением), Трудовая Самообслуживание, дежурство (по столовой, по уголку природы, подготовке к деятельности), трудовые поручения, задания, совместные действия экскурсия, реализация проекта

9 слайд

Описание слайда:

Введение в процесс обучения игры вызывает у детей: желание овладеть предлагаемым учебным содержанием; создаёт мотивацию учебной деятельности; позволяет осуществлять в игровой форме руководство детской деятельностью и её оценку; доставляет удовольствие от полученного результата, а также возможности использования его в игре по окончании НОД Ведущая деятельность в ДОУ – игровая Принципы ОД Культурно- исторический Личностно-ориентированный Развивающего образования Амплификации развития ребенка Деятельностного обучения Природосообразности Принцип здоровьесбережения Принцип тематичности Принцип заинтересованности Инновационные технологии Проектная деятельность Проблемно-поисковая (исследовательская деятельность) ТРИЗ Метод моделирования Дифференцированное обучение Деятельностный метод Интегрированное обучение Проблемно-игровое обучение Здоровьесберегающие технологии Компьютерные технологии

10 слайд

Описание слайда:

Использование разнообразных форм организации детей Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Формы отличаются: по количественному составу участников, способам деятельности, характеру взаимодействия между ними, месту проведения. Формы организации обучения Фронтальная. (Обще групповая) Выбор количества детей зависит от: возрастных и индивидуальных особенностей детей; вида деятельности; интереса детей к данному занятию; сложности материала. Необходимо помнить: Каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе Индивидуальная (с одним ребенком) Подгрупповая (индивидуально-коллективная) Особенность Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребёнка больших нервных затрат; создаёт эмоциональный дискомфорт, неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. (Работа с литературой; письменные упражнения; экспериментальная деятельность – опыты, наблюдения; работа на компьютере.) Особенность Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровню развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения. (Работа группами во время НОД; экскурсия по группам; трудовая практическая непосредственно образовательная деятельность.) Особенность Работа со всей группой, чёткое расписание, единое содержание. Достоинствами формы являются чёткая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения. (НОД усвоения знаний; овладения умениями и навыками; применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки и самопроверки знаний, умений и навыков; комбинированная по комплексу её основных задач.)

11 слайд

Описание слайда:

Метод как способ достижения цели Под методами обучения в дидактике понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение намеченных задач. Каждый метод состоит из определённых приёмов, который направлен на решение более узкой учебной задачи. Выбор метода обучения зависит от цели и содержания НОД. Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. «Метод» - путь к чему-либо, способ достижения цели. , т. е. совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели. «Прием» - это элемент того или другого метода, частное по отношению к общему. Чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят Традиционные методы Современные методы Практические Методы, повышающие эмоциональную активность (авт. Смирнов) Наглядные Методы, повышающие познавательную активность (авт. Козлова) Словесные Методы формирования долга и ответственности (авт. Бабанский) Перцептивный (чувственное восприятие) Методы формирования интереса к учению (авт. Бабанский) Наглядные Методы повышения познавательной активности (авт. Поддьяков, .Клюева) Словесные Методы формирования интереса к учению (авт. Бабанский) Игровые Методы обучения и развития творчества (проф. Н.Н. Поддьяков)

12 слайд

Описание слайда:

Успешность формирования зависит от того, какими мотивами она побуждается. МОТИВАЦИЯ - совокупность мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности. Выбор мотивации зависит: от задач и целей, учёт возраста, мотивация должна быть экономной, не должна доминировать, завершённость ситуации. Основной мотив участия /неучастия ребёнка в образовательном процессе – наличие /отсутствие интереса Мотивация в формировании НОД Виды мотивации Мотивация общения Личной заинтересованности Проблемно-бытовая Сказочная Познавательная Информационная (после 6 лет) Семантическая (обозначающая)6-7лет Достижения успеха (5-7 лет) Соревновательная (6-7 лет) Принципы мотивации: Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы Обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом Обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат Действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения. Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки. Внешняя мотивация вызвана познавательным интересом ребёнка Результаты НОД значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами. Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребёнка Результаты НОД значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами. Игровая мотивация даёт лучшие результаты, т. к. детям это нравится. На каждом возрастном этапе игровая мотивация должна меняться.

13 слайд

Описание слайда:

Структура НОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов. Этапы реализации НОД: 1. Мотивационный этап- Водная часть: (организация детей) предполагает организацию детей. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты) 2. Содержательный этап - Основная часть: (практическая деятельность) направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части НОД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. 3. Рефлексивный этап - Заключительная часть (рефлексия) посвящается подведению итогов и оценке Результатов учебной деятельности. Эффективность рефлексивной части – Отношение детей к НОД. Мотивация детей на перспективу НОД. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети. Структура НОД

14 слайд

Описание слайда:

Требования к организации НОД Санитарно- гигиенические требования: Учёт возрастных, психофизиологических особенностей детей; Соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено, при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; Оборудование, инструменты, материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим, офтальмологическим и эстетическим требованиям на удовлетворение двигательной активности; Длительность НОД, которая должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно; Воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, не допускать переутомления детей на занятия; Предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия. Дидактические требования: Точное определение образовательных задач НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности; Творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве; Оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей; Выбор наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД; Обеспечение познавательной активности детей и развивающий характер НОД, Рациональное соотношение словесных, наглядных и практических методов с целью НОД; Использование в целях обучения дидактического материала и игр, словесных и игровых приемов. Систематическое осуществление контроля за качеством усвоения знаний, умений и навыков. Организационные требования: Наличие продуманного плана проведения НОД; Четкое определение цели и дидактических задач НОД; Грамотный подбор и рациональное использование различных средств обучения, в том числе ИКТ; Поддержка необходимой дисциплины и организованности детей при проведении НОД. НОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям; НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей; Организация процесса обучения, полезная интеграция содержания

15 слайд

Описание слайда:

Обеспечение психолого-педагогических условий в НОД Обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение каждым ребенком; Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; Поддержка индивидуальности и инициативы детей: через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, через создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей. Не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности; Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми; Развитие коммуникативных способностей детей и умения детей работать в группе сверстников Форма общения педагога с детьми при проведении НОД: Это - партнерские отношения: Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в круге Разрешено свободное размещение детей Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности Разрешено свободное общение детей (рабочий гул) Проявление личностных качеств педагога. Речь педагога (темп, дикция, эмоциональность, образность, интонационная выразительность), педагогическая культура, такт, его позиция по отношению к детям, стиль педагогического руководства, внешний вид. Организация НОД в партнерской форме требует от взрослого стиля поведения, который может быть выражен девизом: «Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это». На разных этапах НОД партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом

16 слайд

Описание слайда:

Особенности организации НОД: организация образовательной деятельности без принуждения; ненасильственные формы организации; развивающий характер обучения дошкольников; чувственный способ познания мира; присутствие субъектных отношений педагога и детей (сотрудничество, партнерство) игровая цель или другая интересная детям; опора на опыт и знания детей; преобладание диалога воспитателя с детьми; предоставление детям возможности выбора деятельности и организация проблемно поисковой деятельности; более свободная, в отличии от занятия, структура ОД; создание ситуаций успеха; развитие креативности, самостоятельности, инициативы детей активное участие младшего воспитателя.

17 слайд

Описание слайда:

Основной целью воспитательно-образовательной работы является реализация требования программы воспитания и обучения. Главная задача – вооружение детей знаниями, умениями, навыками. А достичь этого можно в процессе правильной организации ОД, которая подразумевает активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. От педагога зависит успех и эффективность воспитательно-образовательной работы. НОД интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс; способствуют формированию коллективных взаимоотношений; в результате образуется детско-взрослое сообщество. Вывод Таким образом правильно организованная НОД это: Мотивация. Субъект-субъект, сотрудничество. Интеграция. Проектная деятельность. Партнерство. Комплексный подход к обучению. Самостоятельно-поисковая деятельность. Разнообразие видов деятельности. Совместная деятельность воспитателя и ребенка. Взаимодействие с семьями детей. Учет интересов детей. Эмоциональная насыщенность, интерес к тому, что делают дети

18 слайд

Описание слайда:

Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются: Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17.10.2013г «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26.09.2013); Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях. Основная общеобразовательная программа – образовательная программа ДОО Нормативная правовая база системы дошкольного образования для организация ОД в соответствии с ФГОС ДО

19 слайд

Описание слайда:

Литература: 1. Васюкова Н Е Системный подход к планированию педагогической деятельности как условие интеграции содержания дошкольного образования // Теория и методика непрерывного профессионального образования. Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции -Тольятти ТГУ,2002 -Том1, 2. Васюкова Н Е, Чехонина О И Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я -2004 -№6(12) 3.Вершинина Н.Б., Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно–методические материалы. – Издательство «Учитель», 2010 4. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кибитина И.И. Старший воспитатель детского сада. – М.: Просвещение, 1990. 5. Воробьева Т.К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения. – М.: «Ансел-М», 1997. . 6. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» 7. Реализация комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (методические рекомендации). Екатеринбург, 2011.

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

Шпаргалка для воспитателя «Как подготовить НОД» I. Четкое определение и формулирование темы и ведущих понятий, место темы в план воспитательно -образовательного процесса. II. Определение целей и задач (целевая установку НОД- для себя и для детей.Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию НОД) III. Планирование учебного материала: Подобрать оборудование и дидактический материал (литературу, наглядных пособий и пр.) по теме, отбирая только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Подобрать обучающие задания, целью которых является: узнавание нового материала, воспроизведение, творческий подход к заданию. Упорядочить обучающие задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».Три набора заданий: -подводящие детей к воспроизведению материала, -способствующие осмыслению и закреплению материала. IV. Продумывание «изюминки» НОД с учетом возраста детей, которая вызовет удивление, изумление, восторг, останется в памяти детей (интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному) V. Группировка отобранного материала: обозначение последовательности в которой будет организована работа с отобранным материалом, то как будет осуществлена смена видов деятельности. Главное при группировке - умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового VI. Планирование контроля за деятельностью детей: Продумать: что контролировать, как контролировать, как использовать результаты контроля. Не забывать: чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, показать дошкольникам подлинный интерес педагога к их работе. После того как воспитатель провел НОД необходимо провести самоанализ так, как адекватная, полная рефлексия помогает педагогу самому разобраться в своих чувствах, беспристрастно посмотреть на свою работу и учесть ошибки при подготовке к последующим НОД. Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает педагогам работать, а детям - получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью Памятка для воспитателя Примерный перечень глаголов для составления задач. -Активизировать… -Ввести новые роли (события, действия)… -Воспитывать… -Добиваться… -Закрепить… -Напоминать… -Осваивать… -Обеспечить… -Обогащать… -Помочь… -Показать… -Приобщать… -Расширять… … -Создавать условия (обстановку)… -Способствовать… --Укреплять здоровье… -Формировать умения… -Формировать представления… -Развивать интерес… потребность… -Развивать стремление… -Создавать условия (обстановку)…

23 слайд

Описание слайда:

1. Умница! Ты прав! 2.Правильно! 3.Это хорошо! 4. Прекрасно! 5. Отлично! 6.Это то, что надо! 7.Это лучше всего! 8. Необыкновенно! 9.. Замечательно! Хорошая работа! 10. Я горжусь тем, как ты работал. 11.Ты сейчас на правильном пути. 12. Я знал, что ты сможешь сделать 13. Мне нравится ход твоих мыслей! 14. Я очень горжусь тобой 15. Твоя работа принесла мне много радости 16. Я верю в тебя, у тебя всегда получается. 17. Продолжая работать так же, ты добьешься многого. Памятка воспитателю «Оценка воспитателем деятельности детей» Доброжелательная оценка педагога (взрослого) всегда рождает в маленьком сердце желание быть лучше, быть самим собой. Выражайте свободно и искренне свои чувства ребенку. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 «Веселые нотки» 4 корпус (детский сад «Олеся») г. о. Тольятти «Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО». Подготовила: Воспитатель – Тришина Юлия Юрьевна « Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» К.Ушинский Воспитанник должен быть не только объектом воспитания, но и субъектом его… П.Блонский Субъектность ребенка – один из показателей качества работы Н.Веракса …Строить процесс обучения детей в детском саду следует, опираясь на наглядность в обучении… этом специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей. Е.И. Тихеева …ОД должна носить развивающий характер, обеспечивать максимальную активность и самостоятельность процесса познания. И. Песталоцци Юридический адрес: 445054, РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Мира, 131; Тришина Юлия Юрьевна Тел. 89608475408 e-mail: [email protected] 2016 г

24 слайд

Описание слайда:

ПАМЯТКА « НОД» Цели и задачи НОД: соответствие теме, уровня подготовленности правильности и обоснованности постановки образовательной и воспитательной целей и задач НОД с учетом особенностей темы дня, недели, места данного вопроса в детей Структура и организация НОД: продуманность основного вида детской деятельности и формы её организации, логическая последовательность и взаимосвязь этапов; целесообразность распределения времени; рациональность выбора форм организации структурных компонентов; рациональная организация труда воспитателя и детей. наличие плана и организация его выполнения воспитателем; оборудование. Содержание НОД: соответствие содержания требованиям ООП ДОУ; отражение темы дня, недели, регионального компонента; полнота, достоверность, доступность изложения; научный уровень излагаемого материала; воспитательная направленность занятия; степень нравственного влияния; реализация развивающих возможностей занятия в плане формирования активной детской деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов; подведение (мотивация) детей к восприятию новых знаний; выделение главной идеи знаний; выделение главной идеи нового материала; формирование новых понятий, активного словаря. Организация самостоятельной работы детей: характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень слож-ности, вариативность, учет уровня подготов- ленности детей; инструктаж и помощь воспитателя; степень усвоения нового материала (эффективность); связь нового с ранее изученным; повторение (организация, формы, приемы, объем); виды организации самостоятельной деятельности (по образцу, по плану, схеме, модели, по словесному указанию) Методика проведения НОД: определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям, учебным возмож­ностям данного возраста детей; использование технологий развивающего обучения; разнообразие приемов и методов, применяемых воспитателем; оценка методи-ческой вооруженности воспитателя педаго-гическими технологиями; эмоциональность подачи материала; эффективность исполь-зования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения. Культура общения воспитателя с детьми: соблюдение норм педагогической этики и такта, создание морально-психологического климата в детском коллективе. Соблюдение санитарно-гигиенических условий, дидактических и организационных требований. Анализ проведения НОД НОД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения ООП ДОУ и решения конкретных образовательных задач 1 Комбинированная НОД - сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра) . 2 Комплексная НОД - реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними. При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). 3 Интегрированная НОД - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи) . ВИДЫ « НОД»

25 слайд

Описание слайда:

Юридический адрес: 445054, РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Мира, 131; Тришина Юлия Юрьевна Тел. 89608475408 e-mail: [email protected] 2016 г Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 «Веселые но тки» 4 корпус (детский сад «Олеся») г. о. Тольятти «Организация непосредственно -образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО». Подготовила: Воспитатель – Тришина Юлия Юрьевна Этапы реализации НОД: 1. Мотивационный этап- Водная часть: (организация детей) – 3 минуты Предполагает организацию детей. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты) 2. Содержательный этап - Основная часть: (практическая деятельность) направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части НОД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. 3. Рефлексивный этап - Заключительная часть (рефлексия) – 2мин. Посвящается подведению итогов и оценке Результатов учебной деятельности. Эффективность рефлексивной части – отношение детей к НОД. Мотивация детей на перспективу НОД. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети. Форма общения педагога с детьми при проведении НОД: Это - Партнерские отношения: Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в круге Разрешено свободное размещение детей Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности Разрешено свободное общение детей (рабочий гул) Проявление личностных качеств педагога? Речь педагога (темп, дикция, эмоциональность, образность, интонационная выразительность), педагогическая культура, такт, его позиция по отношению к детям, стиль педагогического руководства, внешний вид

Обучение ведется по разделам программы. Детям сообщаются элементарные, доступные их пониманию знания. Усваивая эти разделы обучения, дети подготавливаются к усвоению учебных предметов в школе. В детском саду проводятся 2 – 3 НОД в день длительностью от 10 до 30 мин в зависимости от возрастных особенностей ребенка, как правило в первой половине дня.

Структура НОД
- организационный момент;
- начало НОД (установки к ходу НОД);
- ход НОД;
оценка деятельности детей, подведение итогов (конец НОД). В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными. Е.И. Тихеева считала, что строить процесс обучения детей в детском саду следует, опираясь на наглядность в обучении. Утверждала, что при этом специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

При организации обучения детей в ДОУ и проведении НОД педагогам необходимо учитывать следующие требования:
Не следует смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.
НОД должны носить развивающий характер, обеспечивать максимальную активность и самостоятельность процесса познания.
Широко использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки), словесные) и игровые приемы, дидактический материал.
НОД в ДОУ не должны проводиться по школьным технологиям.
НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности).
В организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные НОД. Структура непосредственно образовательную деятельность
Начало НОД предполагает организацию детей:
Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)

Ход (процесс) НОД.

Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.
В процессе данной части НОД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
Окончание НОД посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.
В зависимости от раздела обучения, от целей НОД методика проведения каждой части НОД может быть различной. После проведения НОД педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

Триединая цель непосредственно образовательной деятельности (НОД)
Образовательная: повышать уровень развития ребенка
Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие. НОД пройдет правильно, полноценно, с пользой для детей, если перед его проведением воспитатель правильно составит план мероприятия, все подготовит, организует.

Наталия Трубач
Типы и структура занятий в ДОУ

Семинар ДОУ

«Типы и структура занятий в ДОУ . Составление конспекта занятия »

Составила : музыкальный руководитель Трубач Н. В.

Цель : - систематизировать знания педагогов о структуре занятий , их классификации и

особенностях;

Повышать профессиональный уровень педагогов, творческую активность.

План семинара :

1. Подготовка воспитателя к занятиям .

2. Структура занятия .

3. Классификация занятий .

5. Сравнительный анализ занятий .

6. Практическое задание.

7. Подведение итога семинара.

Занятие – форма организации обучения в детском саду. Сейчас это понятие заменено другим – непосредственно образовательная деятельность (НОД) .

1. Подготовка воспитателя к занятиям .

Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов :

1. Планирование занятий ;

2. Подготовка оборудования;

3. Подготовка детей к занятию .

Планирование занятий :

Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия .

Составить план – конспект, который включает в себя :

Программное содержание (образовательные задачи) ;

Оборудование;

Предварительную работу с детьми (если необходимо) ;

Ход занятия и методические приёмы.

Подготовка оборудования :

Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т. д.

Некоторые занятия требуют более длительной предварительной подготовки (например, если необходимо показать проросший лук, его нужно прорастить заранее).

При планировании экскурсии педагог должен заблаговременно сходить на место, определить объекты для наблюдения, продумать самый короткий и безопасный маршрут.

Подготовка детей к занятиям

Создание интереса к предстоящей работе

Предупреждение детей о начале занятия заранее (минут за 10, чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие

Организация работы дежурных по подготовке к занятию .

2. Структура занятия . Занятие включает в себя три этапа :

1. Организация детей;

2. Основная часть занятия ;

3. Окончание занятия . Организация детей :

Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания) ;

Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность) .

Основная часть занятия :

Организация детского внимания;

Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин) ;

Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом.

Окончание занятия :

Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии , сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз);

Переключение детей на другой вид деятельности.

3. Классификация занятий

Название Основание классификации

Дидактическая задача Содержание знаний Форма организации

Занятия усвоения новых знаний и умений

Занятия закрепления ранее приобретённых знаний

Занятия творческого применения знаний и умений

Комбинированные занятия

(одновременно решаются

несколько дидактических

задач) Тематические (классические занятия по разделам обучения)

Комплексные

Интегрированные Традиционные

Нетрадиционные (занятия - соревнования , театрализованные занятия , занятия – сюжетно-ролевые игры, занятия – путешествия , ззанятия – игры : поле чудес, Что? Где? Когда, КВН и т. д.)

Каждый из этих типов занятий будет отличаться структурой основной части .

4. Формы проведения НОД в ДОУ.

Виды занятий

Комбинированное занятие В процессе проведения занятия сочетается несколько видов деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т. д.) и используются методы и приемы из разных педагогических методик (методики р/р, методика развития ИЗО, методика музыкального воспитания и т. д.)

Тематическое занятие

Комплексное

занятие Занятие посвящено конкретной теме

Комплекс - это целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов детской деятельности) . Комплексные занятия , как правило, планируются один раз в квартал вместо музыкального или занятия по изобразительной деятельности. Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности.

Например : прежде чем нарисовать букет для мамы, дети поют песню о маме, празднике 8 марта, читают стихотворения.

Интегрированное занятие

Занятие , включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из двух-трех классических занятий , реализующих разделы образовательной программы, объединенных одной темой, или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного.

Например : Занятие «Серый волк» включало в себя следующие методические приёмы :

Рассказ об образе жизни и характерных особенностях, присущих этим животным.

Беседа : поведение людей по отношению к животному миру.

Обсуждение образа волка из сказок «Иван царевич и Серый волк» , «Лиса и волк» , «Зимовье зверей» .

Выполнение творческого задания : покажи как двигается волк под музыку.

Рассматривание картины Репина «Иван царевич и Серый волк» .

Рисование волка.

В этом занятии объединяются задания по разделам ребёнок и окружающий мир, развитие речи и литературное чтение, музыка, изобразительная деятельность. А цель всех этих заданий : сформировать у детей представление о волке.

Нетрадиционные занятия

Занятие – творчество Словесное творчество детей по технологии ТРИЗ «Сочиняем сказки «наизнанку» , «Придумаем несуществующее животное. Растение» .

Занятие – посиделки Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности.

Занятие – сказка Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой.

Занятие – пресс-конференция журналистов Дети задают вопросы «космонавту» , героям сказок и другим, реализовывать можно через проектную деятельность «Юные журналисты» .

Занятие – путешествие Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети.

Занятие – эксперимент Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом.

Занятие – конкурс Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?» , «Форд Боярд» , «Умники и умницы» и другими.

Занятие – рисунки-сочинения

Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам.

5. Сравнительный анализ занятий .

Тип занятия

Обучающие

Структура основной части занятий

Усвоения новых знаний Учить….

Знакомить…

Давать представление… Мотивация

Подача нового материала

Закрепление

Закрепления ранее приобретённых знаний

Обобщать.

Систематизировать.

Закреплять…. Мотивация.

Игры, упражнения, беседы на закрепление и обобщение материала

Творческого применения знаний и умений Развивать…

Направлять…. Мотивация

Повторение

Применение имеющихся знаний в новой ситуации

Комбинированное Повторять.

Знакомить…

Давать представление.

Закреплять…. Мотивация.

Повторение ранее изученного

Подача нового материала.

Закрепление

Комплексное

На каждом из занятий решаются задачи каждого вида деятельности

Мотивация

Повторение (может и не быть) .

Введение в новую тему по определяющему виду деятельности.

Практическая деятельность

с решением задач данных

видов деятельности

Интегрированное Задачи определяются конкретным видом, а средствами деятельно для их решения являются другие виды деятельности

Мотивация

Повторение (может и не быть) .

Введение в новую тему.

Закрепление в других видах

деятельности

6. Практическое задание.

А) Педагоги получают карточки с кратким описанием занятий . Необходимо определить, к

какому типу занятий они относятся , какие виды деятельности объединяют.

Карточка 1

Задания к занятию по теме «Девочка чумазая» . (и)

1) К мальчику из произведения К. И. Чуковского вернулись вещи, надо разложить их на полки, каждая обозначена цифрой от 2 до 5, Нужно соотнести цифру с количеством предметов.

2) Девочка решила умыться, какие принадлежности ей необходимы? (умывальные) Девочка умылась, что теперь ей необходимо сделать? Чего не хватает? Нет полотенца. Перед детьми ставится проблема : где взять полотенце? Полотенце потерялось, надо идти на его поиски.

3) В поисках полотенца девочка попадает в произведение К. И. Чуковского «Мойдодыр» и наблюдает за происходящими действиями. Детям предлагается игра-драматизация по этому произведению.

4) Девочка не стала просить полотенце у Мойдодыра. И дети решили нарисовать для девочки красивое полотенце. Детям предлагается на выбор разные материалы : краски, цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки, бумага, трафареты.

Карточка 2

Описание занятия по теме «Путешествие в Лицерию. (ком) »

Воспитатель приглашает детей совершить путешествие в необыкновенную страну Лицерию, карта которой напоминает силуэт лица. В этой стране детей ждут незабываемые встречи в зоопарке, где живут звери и птицы с необычными мордочками. На одной из улиц они встречают Петрушку, который может «перемениться в лице» , и «трудиться в поте лица» , знает «как не ударить в грязь лицом» , удивляется когда «на тебе лица нет» . Дети объясняют эти словосочетания, подбирая к ним картинки.

Частью этого занятия был разговор о том , какую роль в жизни человека имеет гигиена и как следует ухаживать за своим лицом.

В заключение дети нарисовали «мордочку понравившегося животного» . Все, кто побывал в Лицерии, уходили оттуда «положа руку на сердце» радостными.

Б) Определить, к какому типу относятся проведённые педагогами занятия , имея конспекты занятий , проанализировать занятия , выявить ошибки и провести работу над ними.

7. Подведение итога.

Чтобы правильно организовать НОД, нужно хорошо разобраться в некоторых вопросах и выявить разницу между «занятием» и «НОД»…

Отличительные особенности непосредственно образовательной деятельности прежде всего в
* формах её организации,
* в изменении позиции педагога по отношению к детям,
* в обновлении структуры НОД .
Давайте по порядку…
Что нам предлагают ФГОС? Из образовательного процесса исключается учебный блок, но исключается не процесс обучения, а меняется форма занятий. В совместной деятельности детей и взрослых появляется новая форма – непосредственно образовательная деятельность, наполненная новым содержанием. Если раньше была позиция - учебная деятельность и игра, то сегодня - игра и другие виды детской деятельности. Решать поставленные цели и задачи теперь нам предлагается в совместной деятельности взрослого и детей (НОД и режимные моменты) и самостоятельной деятельности детей. Нам предлагают отказаться от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий. А это требует обращения педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли им, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом не догадывались.
Для этого нам рекомендуют использовать: игровые приёмы, частую смену видов деятельности, разнообразные игровые задания, которые позволяют создавать положительный эмоциональный фон, атмосферу непринужденности, добиваться поставленных целей. И именно для этого делают акцент на интеграцию образовательных областей.
Если раньше на занятии главной целью было освоение знаний, умений, навыков (ЗУН), то теперь основная цель – подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности. Основная деятельность реализуется через детские виды деятельности.
Они по ФГОС немного изменились и вам их нужно выучить заново: (8)
- игровая,
- коммуникативная,
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- конструирование из разных материалов,
- изобразительная,
- двигательная,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Выбор видов деятельности осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.
Примеры форм образовательной деятельности и виды занятий в Приложении 1 . Следующая отличительная особенность – меняется стиль поведения взрослого (педагога) : от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному, партнёрскому. Необходимо помнить основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми (не «над», не «рядом», а «вместе»);
- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения), а чтобы этого достичь, нужно максимально заинтересовать детей (мотивация);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Партнерская позиция педагога способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению цели, благоприятствует эмоциональному комфорту.На занятии основная модель организации образовательного процесса – учебная. Педагог озвучивает тему занятия и даёт готовые знания («педагог говорит – ребёнок слушает и запоминает»). Основные формы работы с детьми при организации НОД – рассматривание, наблюдения, экспериментирование, исследования, коллекционирование, реализация проектов, мастерская и т.д. Здесь процесс усвоения детьми новых знаний является более эффективным, потому что опирается на личный опыт ребенка и зону его интересов. Нельзя обязать ребёнка понять что-либо, его нужно заинтересовать. Поэтому задача педагога так построить НОД, чтобы максимально удержать внимание ребенка, его интерес, увлеченность учебной деятельностью.
Вот мы перешли к третьей отличительной особенностиструктура . И первоначально нужно продумать мотивацию, с которой начинается непосредственно образовательная деятельность. Мотивация бывает разная: практическая, игровая, познавательная. Она должна содержать то, что вызовет интерес, удивление, изумление, восторг детей, одним словом то, после чего дети захотят «этим» заниматься. Перед тем как перейти к структуре НОД, мне хочется сделать акцент вот на чём.
Одной из основных особенностей НОД является системно-деятельностный подход к её организации. Или просто «деятельностный подход» – организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики (Л.Г.Петерсон). В условиях деятельностного подхода ребёнок-личность выступает как активное творческое начало, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. И именно с позиции технологии деятельностного подхода необходимо соблюдать принципы построения, или структуру НОД. Здесь структуру НОД я даю упрощённую, впоследствии мы её будем разбирать, дробить и конкретизировать каждую её часть (полный разбор в Приложении 2).
Вводная часть.
1. Создание игровой ситуации (проблемной ситуации, целевой установки, любой мотивации), стимулирующей активность детей к поиску ее решения. Здесь также может быть любое упражнение на организацию детей.
Основная часть.
2. Проектирование решений проблемной ситуации. Выполнение действий. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, либо дети сами добывают знания, путём исследований, поиска, открытий…
Заключительная часть.
3. Анализ результатов деятельности, рефлексия. Подведение итогов.Итак, разберём каждую из трёх частей…Вводная часть НОД, особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах.
Младший возраст: вы сообщаете детям, что у каких-то игровых персонажей что-то случилось, обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие, исподволь предлагаете детям свои варианты выхода из сложившейся ситуации…
Средняя группа: можно привести персонаж т.к. в этом возрасте детьми уже освоены роли, или дети принимают на себя роль и действуют в ней. Для этого педагог предлагает детям поиграть. Затем совместно с детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (необходимо что-то сделать), а затем учебная (научимся это делать).
Старшая группа: главное не персонажи, а сюжеты, сюжетосложения (самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). В ходе непосредственно образовательной деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли.
В подготовительной группе потребность в создании игровой мотивации сохраняется, но здесь уже можно добавить проблемные ситуации. Проблемная ситуация – спланированное, специально задуманное педагогом средство, направленное на пробуждение интереса у детей к обсуждаемой теме. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребёнок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок: сам формулирует проблему (задачу), сам находит ее решение, решает и самоконтролирует правильность этого решения.
Также в качестве мотивации можно использовать игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра-соревнование с установкой на выигрыш (используются фишки). Дать возможность каждому ребёнку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша.
При отсутствии мотивации, нет развития логики.
Правила построения мотивации:
учёт возраста (в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию);
мотивация должна быть экономной (2-3 мин), она не должна доминировать, иначе теряется познавательный интерес;
завершённость ситуации, персонаж должен проявляться в течение непосредственно образовательной деятельности.
Основная часть НОД.
Наметив задачу для совместного выполнения (дети выбирают себе цель или несколько целей, целеполагание), взрослый, как равноправный участник, предлагает всевозможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее содержание (новые задания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем. Ответы детей не оценивать, принимать любые. В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей «Зачем, почему ты это делаешь?», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять: «что именно не так», можно на помощь отправить более смышленого ребенка.
Заключительная часть НОД.
Итоги и рефлексия.
Прежде всего, данную часть характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.
Не спрашивать у детей: понравилось или нет? Спросить надо: «Зачем вы все это делали?», чтоб понять, осознал ли ребенок цель… Или «А для чего вам это нужно было?», «Может ли вам это пригодиться когда-нибудь?»…
Найти, кого за что похвалить, не только за результат, но и за деятельность в процессе работы.При организации непосредственно образовательной деятельности профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы. Нужно вам заранее подумать, как обсуждать детские «версии»: не в жёстко-оценочной форме (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослыми. При этом в течение всей НОД ребёнок попадает в ситуацию, в которой ему необходимо аргументировать, возражать, высказывать просьбу и оценку, вступать в другие виды коммуникации, т.е. говорить. Вот это и есть системно-деятельностная технология.
И ещё некоторые нюансы в организации НОД.
1. Педагог должен быть эмоциональным, артистичным, использовать максимум наглядности, элементы сказки, сюрприза, множество игровых моментов.
2. Дети не должны сидеть за столами, только при работе в тетрадях или с раздаточным материалом. Они должны перемещаться в групповом пространстве (педагог использует для этого динамические, релаксационные паузы, пальчиковые игры, логоритмику, игротреннинги, физминутки, игры-хороводы, связанные общей темой).
3. И, конечно же, интеграция НОД, которая предполагает смену видов детской деятельности (драматизация сказки с конструированием из строительного материала, изготовление атрибутов к какой–либо игре с театрализацией; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием и т.д.).
Вы же знаете, как часто у детей меняются настроение и интересы… от в этом и заключается преимущества НОД, смена, взаимопроникновение в различные области. Преимущества интегрированных НОД заключается также в повышении мотивации обучения, во время которого какое-либо явление рассматривается с нескольких сторон, формируя познавательный интерес.
Подталкивая воспитанников к мыслительной деятельности, интегрированная НОД в детском саду учит детей получать информацию, мысля нестандартно, сравнивать и обобщать ее, делать выводы. Вы прекрасно знаете, что переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность НОД, снимает утомляемость и перенапряжение. Дети занимаются с большим интересом.И вот теперь, выявив кардинальные различия между занятием по старинке и занятием-НОД, вы можете сделать вывод, что занятие-НОД это занимательное дело, которое основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких – интеграции), осуществляемых совместно со взрослым, и направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей).
НОД должна обеспечить активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, поиск и экспериментирование. И хотя занятие переходит в другую форму, процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Но он обучает детей так, повторюсь, чтобы они об этом не догадывались. Это главный постулат новых преобразований. Приложение 1. Формы образовательной деятельности (Примеры форм работы) Двигательная детская деятельность
- Подвижные игры с правилами
- Подвижные дидактические игры
- Игровые упражнения, игровые ситуации
- Соревнования, досуги
- Ритмика, аэробика, детский фитнес
- Спортивные игры и упражнения.
- Аттракционы
- Спортивные праздники
- Гимнастика (утренняя и пробуждения)
- Организация плавания
Игровая детская деятельность
- Сюжетные игры, игры с правилами
- Создание игровой ситуации (по режимным моментам используя произведения писателей)
- Игры с речевым сопровождением
- Пальчиковые игры
- Театрализованные игры
Продуктивная детская деятельность
- Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
- Реализация проектов
- Детский дизайн
- Опытно-экспериментальная деятельность
- Выставки, мини музеи
Чтение детской художественной литературы
- Чтение, обсуждение
- Заучивание, рассказывание
- Беседа
- Театрализованная деятельность
- Самостоятельная художественная речевая деятельность
- Викторина, КВН
- Вопросы и ответы
- Презентации книжки
- Выставки в книжном уголке
- Литературные праздники, досуги.
Познавательно – исследовательская деятельность
- Наблюдение, экскурсия
- Решение проблемных ситуаций
- Экспериментирование, исследование
- Коллекционирование
- Моделирование
- Реализация проекта
- Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады)
- Конструирование
- Увлечения
Коммуникативная детская деятельность
- Беседа, ситуативный разговор
- Речевая ситуация
- Составление и отгадывание загадок
- Игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные)
- Этюды и постановки
- Логоритмика
Трудовая детская деятельность
- Дежурство, поручения, задания
- Самообслуживание
- Совместные действияПриложение 2.
Полный разбор НОД.
НОД строится с учетом деятельностного подхода, а единой технологией построения занятий является проблемный диалог.
Вводная часть
1. Введение в игровую ситуацию (или организационный момент).
2. Мотивация.

Формирование представлений о предстоящей деятельности. (Игровая ситуация должна быть непосредственно связана с темой занятия: чему нужно научить детей). Главной задачей на этом этапе является формирование интереса у воспитанников к содержанию НОД, направление внимания детей, раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниям взрослого.
3. Постановка проблемы.
Затруднение в игровой ситуации. Этот этап позволяет педагогу познакомить детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности, либо созданию проблемной ситуации, требующей разрешения.
Поиск выхода из затруднительной ситуации.
Основная часть
4. Актуализация знаний
Задачи этого этапа: актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. Деятельность педагога: с помощью наводящих, проблемных вопросов, рассказывания, объяснения, организации поисковой деятельности, подвести детей к воспроизведению информации, необходимой для успешного разрешению проблемной ситуации, либо усвоению нового.
5. «Открытие» детьми новых знаний, способа действий.
На этом этапе воспитатель, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи.
5. Самостоятельное применение нового на практике. Либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы).
Задача данного этапа: овладение способами действия, применение полученных (уже имеющихся) умений, представлений. Деятельность педагога заключается в организации практической деятельности, оказание необходимой помощи, организации взаимодействия в достижении результата.
Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение. На этом этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее. Возможно также включение дополнительных заданий на тренировку мыслительных операций и деятельностных способностей, а также заданий развивающего типа, направленных на опережающую подготовку детей к последующим занятиям.
Заключительная часть
6. Итог занятия. Систематизация знаний.
Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, обобщение полученного ребенком опыта. В завершение, воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Что узнали?», «Кому помогли?». Воспитатель отмечает: «Смогли помочь, потому что научились..., узнали...».
7. Рефлексия. Формирование элементарных навыков самоконтроля,.самооценки (для младшего возраста – рефлексия настроения и эмоционального состояния, для старшего – рефлексия деятельности, или содержания учебного материала).

Публикации по теме