Федеральный закон о социальной защите инвалидов в российской федерации. Знание – это сила: закон о социальной защите инвалидов

  • Понятие права социального обеспечения как отрасли и научной дисциплины.
  • Вопрос 11. Право граждан на достойный уровень жизни и его реализация в сфере социального обеспечения. Прожиточный минимум.
  • Вопрос 12. Дифференциация условий и норм социального обеспечения.
  • Вопрос 13. Общая характеристика материальных правоотношений по соц. Обеспечению.
  • Вопрос 14. Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере социального обеспечения.
  • Вопрос 15. Субъекты общественных отношений, регулируемых псо.
  • Вопрос 17. Право граждан на соц. Обеспечение в Российской Декларации прав и свобод человека и гражданина и в Конституции рф.
  • Вопрос 18. Общая характеристика фз от 16.07.1999 № 165-фз «Об основах обязательного социального страхования».
  • Вопрос 21. Общая характеристика фз от 28.12.2013 № 400-фз «о страховых пенсиях».
  • 22. Общая характеристика фз «о социальной защите инвалидов в рф»
  • 23. Общая характеристика фз «Об обязательном социальном страховании (осс) от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  • Глава 4 описывает положения о средствах на осуществление осс (формирование средств - за счет обязательных страховых взносов страхователей, взыскиваемых штрафов и пеней, капитализации платежей).
  • 24.Общая характеристика фз «Об основах охраны здоровья граждан в рф»
  • 25. Общая характеристика нормативно-правовых актов, регулирующих социальное обеспечение семей с детьми
  • 26. Общая характеристика нормативно-правовых актов, регулирующих обеспечение граждан пособиями
  • 27. Общая характеристика нормативно-правовых актов. Регулирующих соц обслуживание пожилых граждан, инвалидов и семей с детьми
  • 29. Понятие трудового стажа и его классификация
  • 30. Страховой стаж и его юридическое значение
  • 31. Общий трудовой стаж: понятие и юридическое значение
  • 32. Специальный трудовой стаж
  • 43. Понятие пенсии по старости и общие основания ее назначения.
  • 44. Досрочные пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.
  • 45. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии по старости отдельным категориям граждан
  • 46. Пенсии по старости гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. Размер пенсии.
  • 47.Размер страховой пенсии по старости и порядок его определения: индивидуальный пенсионный коэффициент и определение его стоимости.
  • 48. Понятие пенсии за выслугу лет и круг лиц, обеспечиваемых данной пенсией.
  • 49. Условия назначения пенсий за выслугу лет: федеральным государственным служащим; военнослужащим и другим категориям служащих, приравненных в пенсионном обеспечении к военнослужащим.
  • 50. Пенсионное обеспечение депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.
  • 51. Пожизненное содержание судей, ушедших в отставку.
  • 52. Размеры пенсий за выслугу лет и порядок их выплаты работающим пенсионерам.
  • 53. Понятие инвалидности, ее причины и их юридическое значение.
  • 54. Условия, определяющие право на страховую и государственную пенсию по инвалидности
  • 55. Размер страховой и государственной пенсии по инвалидности и порядок его определения. Нормативная продолжительность страхового стажа инвалида.
  • 56. Специальные правила обеспечения пенсией инвалидов.
  • 57. Понятие пенсии по случаю потери кормильца. Условия назначения пенсии, относящиеся к кормильцу.
  • 58. Условия назначения пенсии, относящиеся к членам семьи, потерявшей кормильца.
  • 62. Дополнительное материальное обеспечение отдельных категорий граждан.
  • 63. Круг лиц, обеспечиваемых социальной пенсией. Виды социальных пенсий, условия назначения, размеры, порядок выплаты в период работы.
  • 64. Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии; индексация пенсий.
  • 65. Сроки назначения пенсии
  • 66. Приостановление, возобновление, прекращение и восстановление выплаты страховой пенсии.
  • 67. Выплата пенсий лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории рф.
  • 68. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии. Удержания из пенсии.
  • 69. Разрешение споров по пенсионным вопросам.
  • 70. Ответственность органов, назначающих и выплачивающих пенсию, по вине которых недополучена пенсия.
  • 71. Круг лиц, обеспечиваемых страховыми выплатами в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • 72. Виды страхового возмещения и их размеры.
  • 83. Материнский (семейный) капитал
  • 84. Пособие по безработице.
  • 85. Пособие на детей и супруге военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
  • 86. Государственные пособия лицам, у которых возникли поствакцинальные осложнения.
  • 88. Компенсационные выплаты и субсидии: понятие и основания для их получения.
  • 2. Постановление Правительства рф от 03.11.1994 n 1206 (ред. От 24.12.2014) "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан"
  • Отражает в 1 главе общие положения (понятие инвалид, основания определения группы инвалидности, понятия социальной защиты инвалидов, содержит информацию о законодательстве РФ о соц защите инвалидов, компетенция ФОГВ в области соц защиты инвалидов, также определена ответственность за причинение вреда здоровью граждан, приведших к инвалидности).

    2 глава закона посвящена проведению медико-социальной экспертизы, мед учреждениям, где ее проводят. 3 глава отражает положения, связанные с реабилитацией и абилитацией инвалидов, перечень необходимых мероприятий, индивидуальных программ, порядок обеспечения инвалидов техническими средствами, необходимыми им для поддержания нормальной жизнедеятельности.

    В 4 главе приведены основные моменты обеспечения жизнедеятельности инвалидов: медицинская помощь, обеспечение беспрепятственного доступа к информации, к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, а также ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий для такого доступа. Также, в данной главе освещен порядок обеспечения инвалидов жильем, образование инвалидов, обеспечение их занятости (социальные гарантии), законом установлены квоты для приема на работу инвалидов и специальные рабочие места. Также обозначены условия труда, права, обязанности, ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов. Отражены материальное обеспечение (определены ежемесячные денежные выплаты, от 1236 руб до 2162 руб в зависимости от группы, индексация 1 раз в год) и социально-бытовое обслуживание инвалидов.

    В 5 главе ФЗ речь идет об общественных объединениях инвалидов, 6 глава содержит заключительные положения.

    Основными положения ФЗ является недопустимость дискриминации инвалидов, равенство их прав со всеми остальными гражданами нашей страны (также и согласно Конституции РФ).

    23. Общая характеристика фз «Об обязательном социальном страховании (осс) от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

    ФЗ устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных случаях.

    В 1 Главе «Общие положения» отражены задачи ОСС, как одного из видов соц страхования, основные понятия, используемые в ФЗ, основные принципы ОСС (гарантированной права застрахованного на обеспечение по страхованию, экономическая заинтересованность субъектов страхования повышения безопасности труда, снижения проф травматизма и заболеваемости). Приведен перечень лиц, подлежащих ОСС (- по трудовому договору, - осужденные). Определен порядок регистрации страхователей. В статье 7 говорит о праве на обеспечение по страхованию (возникает со дня наступления страхового случая).

    2 глава посвящается обеспечению по страхованию: виды (пособия, страховые выплаты, в виде оплаты дополнительных расходов); размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем или проф заболеванием (максимум - за 1 месяц не может превышать 4-х кратный максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, установленной ФЗ); единовременные и ежемесячные страховые выплаты и их размеры; порядок освидетельствования, учет вины застрахованного при определении размера выплат (в случае установления вины размер выплаты уменьшается не более чем на 25проц).

    В 3 главе описаны права и обязанности субъектов страхования (застрахованного и страхователя, страховщика, органов, осуществляющих регистрацию актов ГС).

  • «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» принят в 1995 году. За предшествующие тринадцать лет акт претерпел немало изменений, последние из которых получили свое право действия в 2016 году. Закон о социальной защите инвалидов предполагает регулирование статуса инвалида, охрану их интересов, направления политики, предусматривающие обеспечение данной категории граждан.

    Общие положения

    ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» представляет собой нормативный акт, регламентирующий вопросы установления признаков инвалидности, ее обеспечения. Как любой другой закон, рассматриваемый имеет определенную структуру, куда входят совокупные сведения, а также конкретные аспекты, необходимые для реализации интересов соответствующей категории населения.

    Общие положения законодательства о социальной защите инвалидов в РФ включают следующее:

    1. Важные для применения акта понятия. Во-первых, инвалид - определяется как человек, имеющий изъяны здоровья ввиду заболеваний, травм, дефектов, и неспособный контролировать свою жизнедеятельность. Во-вторых, группы инвалидности, поскольку отнесение к одной из них важно при установлении возможностей лиц. В-третьих, понятие социальной защиты таких граждан, которая характеризуется как система средств от государства, способствующих замещению недостающих элементов жизнедеятельности, постановке инвалидов на один уровень со здоровыми людьми.
    2. Правовая основа, включающая законодательные акты, законопроекты, принятые ФЗ и так далее. Кроме того, прямо установлен принцип недопустимости какой-либо дискриминации из-за наличия у лица группы инвалидности.
    3. Органы власти, занимающиеся вопросами инвалидов. Сюда включен перечень уполномоченных субъектом, их компетенция. Такие органы разрабатывают законы, устанавливают общие принципы и критерии для получения инвалидности, заключают международные договоры и так далее.
    4. Ответственность. ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» устанавливает возможность привлечения к ответу лиц, чьи действия послужили возникновению у другого человека признаков инвалида. Конкретные санкции не предусмотрены, существует лишь отсылка к таким актам, как Уголовный, Гражданский и Административный кодексы.

    Указанные положения необходимы для правильного понимания рассматриваемого института на практике.

    МСЭ

    Социальная защита инвалидов в Российской Федерации начинается с определения у лица отклонений здоровья. Для этого закон предполагает проведение медико-социальной экспертизы (МСЭ), включающей освидетельствование человека комиссией врачей и подтверждение диагнозов, выявленных ранее.

    Согласно статье 7 ФЗ «О соцзащите инвалидов в РФ», такая экспертиза предусматривает комплекс мер оценки и анализа состояния человека, после чего делается вывод о наличии у него инвалидности. Опираются специалисты на отдельные критерии, а именно: степень расстройства здоровья, его диапазон, который должен быть в пределах от сорока до ста процентов.

    Проводятся подобные мероприятия Федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, которое назначается Правительством РФ. Кроме того, все полномочия бюро, порядок организации и осуществления его деятельности также должен принять указанный орган власти.

    Рассматриваемый закон конкретизирует ряд компетенций, возлагаемых на такое учреждение:

    • выявление признаков, характеризующих инвалидность у лица, их причин и времени появления;
    • исследование уровня развития инвалидности;
    • формирование программ, с помощью которых осуществляется ;
    • установление тяжести заболевания для определения степени нетрудоспособности;
    • выяснение причин смерти инвалида на случай, когда необходимо предоставление помощи семье такого лица;
    • оформление решений комиссии и выдача на руки соответствующих свидетельств о состоянии человека.

    Решения, принимаемые указанной федеральной структурой, считаются обязательными для исполнения. На их основании инвалидам присваивается определенная группа, осуществляется помещение в больничные учреждения при необходимости, а также подтверждается возможность получения льгот и дополнительных материальных выплат.

    Реабилитация и абилитация

    Положения о соцзащите инвалидов в ФЗ № 181-ФЗ также описывают реабилитацию и абилитацию. Первый вариант направлен на восстановление утраченных в связи с инвалидностью способностей к осуществлению бытовой, общественной или иной деятельности. Второй помогает сформировать ранее отсутствующие возможности.

    При этом указанный закон предлагает конкретные варианты действий для упрощения жизни инвалидов:

    • медицинские мероприятия, предусматривающие хирургическое вмешательство, протезирование, ортезирование, а также лечение в санаториях и пансионатах;
    • профессиональная ориентация, предполагающая оказание поддержки при получении инвалидами образования;
    • адаптация на производстве, содействие при необходимости трудоустройства;
    • социально-общественная , направленная на повышение уровня ориентированности в педагогической, психологической, культурной сферах;
    • спортивные мероприятия, оздоровительная физкультура.

    Уполномоченный орган должен обеспечивать все условия и технические средства, которые инвалиды могут использовать для реабилитации или абилитации.

    На участие в указанных мероприятиях имеет право любой человек с инвалидностью, независимо от группы. Для детей-инвалидов закон предусматривает дополнительные меры поддержки ввиду их возраста и необходимости постоянного развития, становления в обществе.

    Обеспечение жизнедеятельности

    Для лиц, имеющих группу инвалидности, важно не только восстановление утраченных способностей, но и комфортное нахождение в обществе в период болезни. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» предусматривает исчерпывающий перечень мер поддержки данной категории населения:

    1. Медицинская поддержка. Она оказывается согласно региональному и федеральному законодательству и предполагает ряд бесплатных мероприятий, предоставление лекарств, а также путевок в санатории.
    2. Обеспечение условий для инвалидов в обществе. Заключается в предоставлении им всей необходимой информации, подготовке отдельных мест для проезда в транспорте, установлении пандусов, реализации прочих программ.

    Инвалиды в России относятся к одной из социально незащищенных категорий граждан, которые нуждаются в государственной поддержке. В зависимости от степени тяжести состояния здоровья выделяют 3 группы инвалидности.

    Определение закона

    Данный закон гарантирует всем гражданам, имеющим инвалидность, равные права с остальными гражданами, а также социальную поддержку государства. На основании данного закона обязаны действовать все государственные органы и соблюдать законные права инвалидов.

    Закон о социальной защите подразумевает предоставление инвалидам необходимых условий для их жизнедеятельности, а также реализацию ими права на реабилитацию.

    Общие положения

    Действие данного закона распространяется на людей, признанных инвалидами. Инвалидами в России, согласно статье 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», считаются те люди, которые были признаны специальной социальной медицинской экспертизой.

    Основными параметрами для определения инвалидности является способность человека самостоятельно оказывать себе необходимые действия для обеспечения жизнедеятельности.

    В зависимости от степени самостоятельности человека врачами-экспертами устанавливается .

    Детям, не достигшим совершеннолетнего возраста 18 лет, устанавливается общая категория ребенок-инвалид. Группа инвалидности определяется только после достижения им 18 лет. Это связано с тем, что в процессе развития ребенка достаточно сложно определить степень самостоятельности исходя из возраста развития малыша.

    Государство берет на себя обязательства по защите прав каждой группы инвалидов. Данные обязательства прописываются в статье 2 данного закона, которые обязательны для исполнения всеми государственными органами.

    Законодательными актами установлено, что в России каждый гражданин имеет право на обеспечение ему равных условий жизнедеятельности, а также на создание дополнительных вспомогательных условий, если он в них нуждается.

    Эти права закреплены в основном законе Российской Федерации Конституции, а также в Федеральном законе « О социальной защите инвалидов». Также на основании статьи 3.1 этого закона никто не вправе дискриминировать людей по инвалидности и ущемлять их в предоставленных им законодательством правах.

    Компетенции федеральных органов и органов местного самоуправления распределены в статье 4 и 5 ФЗ «О социальной защите инвалидов». На основании данного распределения обязаны действовать все федеральные и местные органы.

    Все инвалиды числятся в Пенсионном Фонде в определенном реестре, куда вносятся основные данные о каждом из них. В этом реестре учитываются персональные данные, а также сведения о трудовой деятельности человека и получаемых им льготах. Порядок ведения данного реестра регулируется статьей 5.1 настоящего закона.

    Статья 6 ФЗ «О социальной защите инвалидов» определяет ответственность за причинение вреда здоровью любого человека, которое привело к инвалидности. Виновные люди несут уголовную, материальную, административную и гражданско-правовую ответственность за нанесение вреда здоровью.

    С тем какие полагаются льготы детям инвалидам можно ознакомиться .

    Медико-социальная экспертиза

    Глава 2 данного закона устанавливает конкретный порядок определения инвалидности. Данное заключение выдается социальной медицинской экспертизой. В нее входят врачи, которые должны определить тяжесть заболевания и его последствия, которые приводят к неполноценному функционированию человека. Определение и деятельность данной экспертной группы определены в статье 7 ФЗ «О социальной защите инвалидов».

    На основании определения состояния человека данная комиссия должна также проанализировать и предоставить следующие данные:

    • реабилитационный курс для восстановления человека;
    • аналитику причин возникновения инвалидности и ее характера в целом у населения России;
    • разработка общих комплексных мер для инвалидов каждой группы;
    • причины смерти инвалидов в тех ситуациях, когда семья умершего имеет право на получение государственной поддержки;
    • степень трудоспособности инвалида;
    • заключение о группе инвалидности.

    Эти обязанности указаны в 8 статье настоящего закона. Решение данной комиссии не подлежит оспариванию другими органами власти и обязательно для исполнения.

    Реабилитация и абилитация инвалидов

    Под абилитацией понимается процесс восстановления отсутствовавших у человека способностей к бытовой и профессиональной деятельности. Это определение указано в 8 статье настоящего закона.

    Общественные объединения

    В России разрешены статьей 33 настоящего законодательного акта общественные объединения, созданные с целью оказания помощи инвалидам.

    Государство обязано оказывать им содействие в реализации помощи инвалидам. Данное содействие оплачивается из средств местного бюджета каждого субъекта.

    Кроме того сами инвалиды могут создавать подобные объединения. Их представители должны участвовать в принятии государственных решений, касающихся инвалидов. Данные объединения могут иметь на своем балансе недвижимое имущество, автомобили и прочую собственность.

    Организациям, чей уставной капитал более половины процентов состоит из взносов инвалидов, а также фонд оплаты труда на четверть предоставлен им, могут быть выделены в безвозмездное пользование здания и нежилые помещения. Кроме того такие организации участвуют в программе поддержки малого бизнеса.

    Видео

    Выводы

    Законодательством России предусмотрен широкий спектр государственной поддержки инвалидов. Согласно данному закону, они не должны нуждаться в платной медицинской помощи, платных вспомогательных средствах. Кроме того им осуществляется поддержка в сфере образования и получения профессии, а также помощь в дальнейшем трудоустройстве. Наряду с этим они получают материальную поддержку от государства. А вот о том, какой группе инвалидности какие льготы полагаются читайте .

    Вступление в силу данного закона регулируется его статьей 35, а его действие статьей 36. На основании их другие законы не могут противоречить данному законодательному акту. А вступает он в силу с момента его публикации.

    В действительности этот закон работает не в полную свою силу, потому что местные государственные органы не полноценно контролируют исполнение этого закона всеми гражданами и юридическими лицами России.

    Не действует Редакция от 24.11.1995

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.11.95 N 181-ФЗ "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

    Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

    Глава I. Общие положения

    Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

    Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

    В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория "ребенок - инвалид".

    Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

    Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения).

    К ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся:

    1) определение государственной политики в отношении инвалидов;

    2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты); контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов;

    3) заключение международных договоров (соглашений) Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов;

    4) установление общих принципов организации и осуществление медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

    5) определение критериев, установление условий для признания лица инвалидом;

    6) установление государственных стандартов на социальные услуги, технические средства реабилитации, средства связи и информатики, установление норм и правил, обеспечивающих доступность для инвалидов среды жизнедеятельности; определение соответствующих сертификационных требований;

    7) установление порядка аккредитации и лицензирования организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;

    8) осуществление аккредитации и лицензирования предприятий, учреждений и организаций, находящихся в федеральной собственности, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;

    9) разработка и реализация федеральных целевых программ в области социальной защиты инвалидов, контроль за их исполнением;

    10) утверждение и финансирование федеральных базовых программ реабилитации инвалидов;

    11) создание объектов реабилитационной индустрии, находящихся в федеральной собственности, и управление ими;

    12) определение перечня специальностей работников, занятых в области медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, организация подготовки кадров в этой области;

    13) координация научных исследований, финансирование научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам инвалидности и инвалидов;

    14) разработка методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;

    15) установление квот рабочих мест для инвалидов;

    16) содействие в работе всероссийских общественных объединений инвалидов и оказание им помощи;

    17) установление федеральных льгот, в том числе по налогообложению, организациям независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, которые инвестируют средства в сферу социальной защиты инвалидов, производят специальные промышленные товары, технические средства и приспособления для инвалидов, предоставляют услуги инвалидам, а также общественным объединениям инвалидов и находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным товариществам и обществам, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;

    18) установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов;

    19) формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.

    К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относятся:

    1) реализация государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;

    2) принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о социальной защите инвалидов, контроль за их исполнением;

    3) определение приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития территории субъекта Российской Федерации;

    4) создание предприятий, учреждений и организаций Государственной службы медико-социальной экспертизы, Государственной службы реабилитационной индустрии, осуществление контроля за их деятельностью;

    5) аккредитация и лицензирование предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;

    6) участие в реализации федеральных программ в области социальной защиты инвалидов, разработка и финансирование региональных программ в указанной области;

    7) утверждение и финансирование перечня реабилитационных мероприятий, осуществляемых на территориях субъектов Российской Федерации, с учетом социально-экономических, климатических и иных особенностей в дополнение к федеральным базовым программам реабилитации инвалидов;

    8) создание и управление объектами в области социальной защиты инвалидов, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации;

    9) организация и координация деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов;

    10) координация и финансирование научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов;

    11) разработка в пределах своей компетенции методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;

    12) содействие в работе и оказание помощи общественным объединениям инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;

    13) установление льгот, в том числе по налогообложению, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, инвестирующим средства в сферу социальной защиты инвалидов, производящим специальные промышленные товары, технические средства и приспособления для инвалидов, предоставляющим услуги инвалидам, а также общественным объединениям инвалидов и находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным товариществам и обществам, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;

    14) установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

    15) формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов.

    Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут по согласованию передавать друг другу часть своих полномочий в области социальной защиты инвалидов.

    За причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности, лица, виновные в этом, несут материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Глава II. Медико-социальная экспертиза

    Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

    Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально - трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

    1. Медико-социальная экспертиза осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения Российской Федерации. Порядок организации и деятельности Государственной службы медико-социальной экспертизы определяется Правительством Российской Федерации.

    2. Медицинские услуги при оформлении граждан для освидетельствования в учреждениях Государственной службы медико - социальной экспертизы, реабилитационные мероприятия включаются в федеральную базовую программу обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации и финансируются из федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

    3. На Государственную службу медико-социальной экспертизы возлагаются:

    1) определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

    2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

    3) изучение уровня и причин инвалидности населения;

    4) участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;

    5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;

    6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление льгот семье умершего.

    Решение органа Государственной службы медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

    Глава III. Реабилитация инвалидов

    1. Реабилитация инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

    2. Реабилитация инвалидов включает в себя:

    1) медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;

    2) профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства;

    3) социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.

    Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов - гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета.

    Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов и порядок ее реализации утверждаются Правительством Российской Федерации.

    Реабилитационные технические средства и услуги предоставляются инвалидам, как правило, в натуральной форме.

    Индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

    Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

    Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

    Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральной базовой программой реабилитации инвалидов.

    Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации, включая автомобили, кресла - коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

    Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое или иное средство либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

    Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

    Государственная служба реабилитации инвалидов - совокупность органов государственной власти независимо от ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления, учреждений различного уровня, осуществляющих мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.

    Координация деятельности в сфере реабилитации инвалидов осуществляется Министерством социальной защиты населения Российской Федерации.

    Реабилитационными являются учреждения, осуществляющие процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными программами.

    Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом региональных и территориальных потребностей создают сеть реабилитационных учреждений и обеспечивают развитие системы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, организуют производство технических средств реабилитации, развитие услуг для инвалидов, способствуют развитию негосударственных реабилитационных учреждений при наличии у них лицензий на этот вид деятельности, а также фондов различных форм собственности и взаимодействуют с ними в осуществлении реабилитации инвалидов.

    Финансирование реабилитационных мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации (в соответствии с положениями об указанных фондах), других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Финансирование реабилитационных мероприятий, включая содержание реабилитационных учреждений, допускается на основе кооперирования бюджетных и внебюджетных средств.

    Порядок организации и деятельности Государственной службы реабилитации инвалидов определяется Правительством Российской Федерации.

    Глава IV. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов

    Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам, включая лекарственное обеспечение, осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    Порядок и условия оказания квалифицированной медицинской помощи различным категориям инвалидов определяются Правительством Российской Федерации.

    Медицинская реабилитация инвалидов проводится в рамках федеральной базовой программы обязательного медицинского страхования населения Российской Федерации за счет средств федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

    Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. В этих целях принимаются меры по укреплению материально-технической базы редакций, издательств и предприятий полиграфии, выпускающих специальную литературу для инвалидов, а также редакций, программ, студий, предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих выпуск грамзаписей, аудиозаписей и другой звуковой продукции, кино- и видеофильмов и другой видеопродукции для инвалидов. Выпуск периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

    Язык жестов признается как средство межличностного общения. Вводится система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов.

    Органы социальной защиты населения оказывают инвалидам помощь в получении услуг по сурдопереводу, предоставлении сурдотехники, обеспечении тифлосредствами.

    Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак - проводников) для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям; для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации.

    Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

    Проведение мероприятий по приспособлению объектов социальной и производственной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами осуществляется в соответствии с федеральными и территориальными целевыми программами, утвержденными в установленном порядке.

    Разработка проектных решений на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и учета мнения общественных объединений инвалидов не допускается.

    В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

    Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями транспортных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

    Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

    Инвалиды освобождаются от арендной платы за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся в их личном пользовании.

    На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

    Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, не выполняющие предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мер по приспособлению действующих средств транспорта, связи, информации и других объектов социальной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, отчисляют в соответствующие бюджеты средства, необходимые для удовлетворения потребностей инвалидов, в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при участии общественных объединений инвалидов. Указанные средства используются целевым назначением только на осуществление мероприятий по приспособлению объектов социальной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами.

    Инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей - инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

    Инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Указанное право учитывается при постановке на учет для улучшения жилищных условий и предоставлении жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом (независимо от того, в виде отдельной комнаты или нет), не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

    Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

    Инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и желающие получить жилое помещение по договору найма или аренды, подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами.

    Дети - инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.

    Жилое помещение в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору найма или аренды, при помещении инвалида в стационарное учреждение социального обслуживания сохраняется за ним в течение шести месяцев.

    Специально оборудованные жилые помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, занимаемые инвалидами по договору найма или аренды, при их освобождении заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими инвалидами.

    Инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

    Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

    Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы.

    Образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей - инвалидов.

    Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей - инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

    Детям - инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей - инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

    При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей - инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей - инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

    Порядок воспитания и обучения детей - инвалидов на дому, в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются Правительством Российской Федерации.

    Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

    Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

    Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

    Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

    Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

    Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

    Организация образовательного процесса в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов регламентируется нормативными правовыми актами, организационно - методическими материалами соответствующих министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

    Государственные органы управления образованием обеспечивают учащихся бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также обеспечивают учащимся возможность пользования услугами сурдопереводчиков.

    Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

    1) осуществления льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;

    2) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

    3) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

    4) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

    5) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

    6) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

    7) организации обучения инвалидов новым профессиям.

    Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее трех процентов).

    Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов.

    Порядок определения квоты утверждается указанными органами.

    В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.

    По представлению Федеральной службы занятости России Государственный фонд занятости населения Российской Федерации перечисляет указанные суммы организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности на создание рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной квоты, а также общественным объединениям инвалидов на создание специализированных предприятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов.

    Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

    Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

    Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.

    Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание, создаются за счет средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

    Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

    Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

    Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

    Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

    Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней из расчета шестидневной рабочей недели.

    1. Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

    2. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

    1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

    2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

    3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

    3. Руководители организаций независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, нарушающие порядок внесения обязательной платы в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, несут ответственность в виде уплаты штрафа: за сокрытие или занижение обязательной платы - в размере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты - в размере стоимости рабочего места, определяемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Суммы штрафов взыскиваются в бесспорном порядке органами Государственной налоговой службы Российской Федерации. Уплата штрафа не освобождает их от внесения задолженности.

    Безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке, не имеющий работы, зарегистрированный в органе Федеральной службы занятости России в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней.

    Для принятия решения о признании инвалида безработным он представляет в орган Федеральной службы занятости России наряду с документами, установленными Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", индивидуальную программу реабилитации инвалида.

    Государственная поддержка (в том числе предоставление налоговых и иных льгот) предприятий и организаций, производящих промышленные товары, технические средства и приспособления для инвалидов, обеспечивающих занятость инвалидов, оказывающих медицинскую помощь, услуги в сфере образования, осуществляющих санаторно-курортное лечение, бытовое обслуживание и создающих условия для занятий физической культурой и спортом, организации досуга инвалидов, инвестирующих более 30 процентов прибыли в проекты, обеспечивающие жизнедеятельность инвалидов, в научные и опытно-конструкторские разработки технических средств реабилитации инвалидов, а также протезно-ортопедических предприятий, лечебно - производственных (трудовых) мастерских и подсобных сельских хозяйств учреждений органов социальной защиты населения, государственного предприятия "Национальный фонд содействия инвалидам Российской Федерации" осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    Материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

    Получение компенсаций и других денежных выплат одного вида не лишает инвалидов права на получение других видов денежных выплат, если у них есть для этого основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

    Социально-бытовое обслуживание инвалидов осуществляется в порядке и на основаниях, определяемых органами местного самоуправления с участием общественных объединений инвалидов.

    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создают специальные службы социального обслуживания инвалидов, в том числе по доставке инвалидам продовольственных и промышленных товаров, и утверждают перечень заболеваний инвалидов, при которых они имеют право на льготное обслуживание.

    Инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, предоставляются медицинские и бытовые услуги на дому либо в стационарных учреждениях. Условия пребывания инвалидов в стационарном учреждении социального обслуживания должны обеспечивать возможность реализации инвалидами их прав и законных интересов в соответствии с настоящим Федеральным законом и содействовать удовлетворению их потребностей.

    Инвалиды имеют право на изготовление и ремонт протезно - ортопедических изделий и других видов протезных изделий (кроме зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов, приравненных по стоимости к драгоценным металлам) за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Инвалиды обеспечиваются необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами (в том числе для абонентов с дефектами слуха), переговорными пунктами коллективного пользования.

    Инвалидам устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.

    Инвалиды обеспечиваются бытовыми приборами, тифло-, сурдо- и другими средствами, необходимыми им для социальной адаптации; ремонт указанных приборов и средств производится инвалидам бесплатно или на льготных условиях.

    Порядок обеспечения инвалидов техническими и иными средствами, облегчающими их труд и быт, определяется Правительством Российской Федерации.

    Инвалиды и дети - инвалиды имеют право на санаторно-курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида на льготных условиях. Инвалиды I группы и дети - инвалиды, нуждающиеся в санаторно-курортном лечении, имеют право на получение на тех же условиях второй путевки для сопровождающего их лица.

    Неработающим инвалидам, в том числе находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания, санаторно-курортные путевки выдаются бесплатно органами социальной защиты населения.

    Работающие инвалиды обеспечиваются санаторно-курортными путевками по месту работы на льготных условиях за счет средств социального страхования.

    Инвалидам, получившим трудовое увечье или профессиональное заболевание, путевки для санаторно-курортного лечения предоставляются за счет средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

    Дети - инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми - инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

    Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям - инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.

    Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка - инвалида.

    Детям - инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородных внутрирегиональных маршрутов.

    Инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях. Дети - инвалиды, достигшие пятилетнего возраста и страдающие нарушением функций опорно-двигательного аппарата, обеспечиваются автотранспортными средствами на тех же условиях с правом управления этими транспортными средствами взрослыми членами семьи.

    Техническое обеспечение и ремонт автотранспортных средств и других средств реабилитации, принадлежащих инвалидам, осуществляются вне очереди на льготных условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

    Инвалидам, родителям детей - инвалидов компенсируются расходы, связанные с эксплуатацией специальных автотранспортных средств.

    Инвалидам, имеющим соответствующие медицинские показания для бесплатного получения автотранспортного средства, но не получившим его, а также по их желанию вместо получения автотранспортного средства предоставляется ежегодная денежная компенсация транспортных расходов.

    Порядок и условия предоставления автотранспортных средств и выплаты компенсации транспортных расходов определяются Правительством Российской Федерации.

    Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предоставляют инвалидам льготы по оплате лекарств, санаторно-курортного лечения; по транспортному обслуживанию, кредитованию, приобретению, строительству, получению и содержанию жилья; по оплате коммунальных услуг, услуг учреждений связи, предприятий торговли, культурно-зрелищных и спортивно - оздоровительных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Настоящий Федеральный закон сохраняет льготы, установленные инвалидам законодательством бывшего Союза ССР. Предусмотренные для инвалидов льготы сохраняются независимо от вида получаемых ими пенсий.

    В случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же льготу по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, льгота предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления льготы).

    Граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.

    Глава V. Общественные объединения инвалидов

    В целях представительства и защиты своих прав и законных интересов инвалиды и лица, представляющие их интересы, имеют право создавать общественные объединения, движения и фонды в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Общественные объединения инвалидов и их подразделения, являющиеся юридическими лицами, могут быть участниками хозяйственных обществ, созданных с целью осуществления предпринимательской деятельности. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывают содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую, общественным объединениям инвалидов, их движениям и фондам.

    Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

    В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Государство гарантирует предоставление льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней всероссийским общественным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным обществам и товариществам, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов.

    Решения о предоставлении льгот общественным объединениям инвалидов по уплате региональных и местных налогов, сборов, пошлин и других платежей принимаются органами государственной власти соответствующего уровня.

    Решения о предоставлении льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей региональным и местным общественным объединениям инвалидов могут приниматься органами государственной власти соответствующего уровня в пределах сумм, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты.

    На сайте «Zakonbase» представлен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.11.95 N 181-ФЗ "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

    На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.11.95 N 181-ФЗ "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

    При этом скачать ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.11.95 N 181-ФЗ "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

    Федеральное законодательство определяет политику государства по защите инвалидов. Какие льготы имеет инвалид 1 группы? Список выплат, компенсаций, права на социальную адаптацию прописываются не в одном законе, а разрабатывается перечень правовых и нормативных документов. Акты предусматривают реализацию экономических прав, гражданских и политических свобод с учетом принципов и нормативов международного права.

    В России инвалиды пользуются предоставляемыми льготами в сферах социального обеспечения, транспорта, здравоохранения, трудовой деятельности и других. Дополнительные привилегии устанавливаются на уровне регионов, обеспечивая достойный уровень жизни инвалидов в соответствии с определенной законом системой льгот.

    Лица, относящиеся к 1 группе инвалидности

    Закон о защите инвалидов определяет инвалидность как стойкое нарушение отдельных функций организма, вызванное травмами, дефектами развития. Расстройство здоровья приводит к ограничению жизненной деятельности, утрате способности обслуживать себя самостоятельно, обучаться и осуществлять трудовую деятельность, и требует социальной защиты со стороны государства. Граждане с серьезными проблемами здоровья относятся к 1 группе инвалидности и нуждаются в посторонней помощи.

    Группа инвалидности устанавливается институтом медицинской и социальной экспертизы в порядке, предусмотренном правительством. В зависимости от величины нарушения функций жизнедеятельности инвалидам присваивается группа, а несовершеннолетних граждан относят к категории "Инвалиды с детства". К первой группе инвалидности относят лиц, которые:

    • обслуживают себя в быту только с помощью других людей;
    • не передвигаются без посторонней помощи;
    • ощущают дезориентацию в пространстве;
    • не контролируют свое поведение;
    • трудно контактируют и общаются с окружающими;
    • не могут получить полноценное образование;
    • могут выполнять только определенные трудовые операции.

    Аспекты социальной защиты

    Поддержка инвалидов, их защита в социуме осуществляется государственной системой, предусматривающей правовые, социальные и экономические меры для восполнения ограничений функциональности организма. Мероприятия направлены на предоставление возможностей инвалидам наравне с остальными гражданами жить полноценной общественной жизнью.

    Какими льготами пользуется инвалид 1 группы? Пенсионный фонд производит определенные выплаты незащищенным гражданам. В рамках социальных льгот инвалидам выдаются лекарства бесплатно или со скидкой. Они обеспечиваются путевками для лечения в санатории, бесплатными поездками в транспорте города или пригородов. Для инвалидов предусмотрены льготы по выплате земельного и имущественного сборов. Незащищенные граждане, проживающие в Москве, получают социальную карточку москвича, которая расширяет ряд стандартных льгот.

    Деятельность государственных служб по отношению к инвалидам

    Законодательство определяет меры социальной адаптации в соответствии с Конституционными положениями, Федеральным законом о защите, другими законодательными актами и нормативными положениями. Федеральная власть осуществляет следующие мероприятия:

    • определяет государственное отношение к незащищенным слоям общества;
    • принимает государственные законы в этой области и вносит изменения в существующие нормативные документы;
    • контролирует мероприятия по осуществлению защиты;
    • заключает соглашения и договоры России по защите инвалидов;
    • определяет принципы работы медицинской экспертизы по установлению группы и проведению реабилитации; решает, какие льготы положено инвалиду 1 группы;
    • производит стандартизацию социальных услуг, технических методов восстановления, устанавливает правила и нормы по доступности для инвалидов социальной среды, определяет требования по сертификации;
    • устанавливает порядок и проводит аккредитацию учреждений и предприятий, независимо от формы собственности, помогающих восстановлению инвалидов;
    • разрабатывает и воплощает целевые программы по защите инвалидов, определяет льготы инвалиду детства 1 группы;
    • финансирует и осуществляет базовые государственные программы реабилитации;
    • создает и контролирует сеть объектов государственной собственности по восстановлению инвалидов;
    • определяет список специальностей в области реабилитационной индустрии и занимается их квалификационной подготовкой;
    • финансирует и координирует научные и исследовательские разработки относительно проблем инвалидов;
    • разрабатывает методические нормы по вопросам адаптации инвалидов;
    • устанавливает квоты рабочих мест для незащищенных слоев и следит за их распределением;
    • следит за деятельностью общественных сообществ инвалидов и оказывает помощь;
    • устанавливает государственные льготы предприятиям, организациям и хозяйственным товариществам, которые вкладывают средства в сферу реабилитации инвалидов и содержат в уставном капитале вклады объединения инвалидов;
    • определяет, какие льготы имеет инвалид 1 группы, устанавливает государственную помощь отдельным категориям;
    • рассчитывает показатели и расходы государственного бюджета по вопросам адаптации и восстановления инвалидов;
    • содержит единый реестр учета незащищенных граждан, разрабатывает систему сбора статистических сведений об экономическом и социальном положении инвалидов.


    Работа медицинской и социальной экспертизы

    Бюро социальной и медицинской экспертизы в определенных законом рамках освидетельствует инвалида и определяет меры социальной помощи и защиты. Специалисты оценивают размер нарушения работы организма, ограничения жизненной деятельности и выбирают индивидуальную программу восстановления человека.

    Эксперты назначают расширенное медицинское исследование инвалида, и на основании результатов дают оценку состояния организма. Проводится анализ функциональных способностей, социально-бытовых условий проживания, профессиональных и трудовых возможностей, учитываются данные психологического обследования. Полученные результаты влияют на выводы о том, какие льготы у инвалидов - наиболее насущные, составляется программа реабилитации и абилитации.

    Медико-социальное бюро находится в ведении Федеральной службы социальных исследований, которая, в свою очередь, входит в структуру системы социальной помощи населению. Медицинские исследования и система реабилитации включены в базовую систему медицинского страхования граждан России, финансируются государственным фондом и частично региональными страховыми организациями федеральной принадлежности. Медицинская и социальная экспертиза производит следующую работу:

    • определяет степень инвалидности и присваивает группу, определяет причины и сроки наступления нарушений, выявляет потребности в конкретных видах помощи;
    • разрабатывает индивидуальные мероприятия по восстановлению, выясняет, какие льготы имеет инвалид 1 группы;
    • обрабатывает, изучает статистические данные об уровне и причинах возникновения инвалидности у населения региона и страны;
    • разрабатывает и осуществляет комплексные меры профилактики, реабилитации и защиты населения;
    • выявляет степень и причины утраты трудоспособности индивидуумов, получивших увечье в результате работы или профессиональных условий; особенно пользуются вниманием инвалиды-колясочники, получившие травму на производстве;
    • в рамках законодательства России определяет причины смертельного случая и предоставляет семье положенный перечень услуг, выплат и льгот.

    Для всех органов Федеральной власти вывод службы медицинского и социального освидетельствования становится обязательным условием для работы, в этот список входят организации и учреждения по восстановительной работе, независимо от собственности.

    Суть реабилитации

    Восстановление инвалида представляет собой систему мероприятий, направленных на исключение ограничений жизни и деятельности или их компенсацию. Цель реабилитации заключается в возвращении утраченного социального статуса индивидууму-инвалиду, получении им независимости в материальном плане и адаптации в социуме. Инвалидам предоставляется бесплатное санаторно-курортное лечение, материальная помощь, другие льготы.

    Реабилитация с медицинской точки зрения обозначает восстановление с помощью терапевтических мер, хирургических операций, техник ортезирования и протезирования. Если говорить о профессиональной адаптации, то мероприятия составляют ориентацию в различных сферах деятельности, получение нового образования для работы, адаптации в производственной среде, трудоустройства на бронированные места. Помимо этого, инвалиды проходят адаптацию в социальной среде и быту.

    Государственная базовая программа реабилитации

    Инвалиды-колясочники, относящиеся к первой группе, получают гарантированные льготы, на них направлены реабилитационные мероприятия, бесплатно предоставляются услуги и технические средства за счет средств из государственного бюджета. Федеральную программу восстановления инвалидов утверждают правительственные органы России. Технические средства, требуемые услуги, материальные компенсации выдаются незащищенным гражданам в натуральном проявлении.

    К средствам технической реабилитации относятся инвалидные коляски, кресла, костыли и протезы. Для того чтобы получить эти устройства в пользование, инвалид оформляет в региональном медико-социальном центре экспертизы индивидуальную программу восстановления. После прохождения комплекса необходимых исследований инвалиду выдается справка о положенном для реабилитации техническом устройстве для передвижения или другой цели.

    Ремонт и замена запчастей на технике выполняется за счет государства. Пришедшие в негодность коляски и кресла не возвращаются обратно, как это происходило до 2008 года.

    Программа индивидуального восстановления и абилитации инвалида

    Индивидуальная система реабилитации инвалида разрабатывается для каждого индивидуума отдельно с учетом присущих именно ему нарушений функциональности организма. Программа включает в себя сведения об изменении работы конкретного органа и включает список мероприятий по его частичному или полному восстановлению. Система индивидуального восстановления помогает больному определиться с наиболее действенным способом решения проблемы, выяснить, какие льготы имеет инвалид 1 группы. Одному инвалиду нужна помощь в предоставлении рабочего места, другому - в организации специального обучения, третьему требуется помощь социального работника для организации быта.

    Абилитация является новым понятием. Заключается она в адаптации инвалида в социальной сфере, включает формирование деловой и общественной активности. Программа включает в себя полную или частичную независимость в материальном плане. Для этого прописываются конкретные мероприятия с выбором исполнителя, будь то организация трудовой деятельности, выдача лекарств бесплатно или занятия в спортивном комплексе. Существующее ранее представление о том, что инвалид – это человек, утративший способность к нормальной деятельности, сменяется на то, что многие люди не имеют таких способностей с рождения, например в случае с ДЦП. Программа абилитации не только восстанавливает утраченные способности, но и обучает незащищенного члена общества тем функциям, которых не было у больного со дня рождения.

    Программа содержит только рекомендации, инвалид отказывается от каких-либо мероприятий по собственному желанию без дальнейших последствий. В части выбора исполнителя обучения или формирования производственных навыков инвалид или его опекун определяют того, который поможет более эффективно. Форма собственности учреждения не имеет значения. Инвалиду выдаются лекарства бесплатно, а если медикаменты или технические средства индивидуум покупает за свои деньги, то ему выплачивается компенсация. Полный отказ инвалида от программы индивидуального восстановления освобождает соответствующие органы от ответственности и не обозначает получения компенсации за бесплатные мероприятия, которые не были проведены.

    Коммунальные льготы инвалидов 1 группы

    Льготы по оплате жилплощади и услуг коммунальных организаций предоставляется государством инвалидам в размере не менее 50% от полной стоимости. Такие льготы касаются муниципального или государственного жилья. Остальные формы собственности незащищенных граждан не подпадают под категорию оплаты жилплощади. Что касается коммунальных платежей, то здесь форма принадлежности к другим жилищным фондам значения не имеют.

    Отопление в частном доме с индивидуальным котлом компенсируется материальной суммой на приобретение топлива в размере норм потребления, определенных в законодательстве. Инвалидам дается право на получение жилья вне очереди, при условии, что человек признается таким, которому нужно улучшить жилплощадь. Если инвалид имеет заболевание, которое мешает совместному проживанию с ним членов семьи, то ему предоставляется дополнительная жилплощадь.

    Льготы и компенсации на курортный отдых и лечение

    Инвалиды первой группы имеют право на безвозмездное санаторно-курортное лечение один раз в год в течение трех лет после оформления группы. Один раз в год разрешается проезд в санаторий или курорт бесплатно. Если с ним едут сопровождающие лица, в которых есть прямая необходимость, то на них также распространяется льгота бесплатного проезда.

    Право на получение отдыха на курорте и в санатории имеют право инвалиды всех трех групп и незащищенные граждане без определения степени ограничения. Дети-инвалиды пользуются такими льготами без ограничения. Граждане получают путевки при медицинских показаниях к такому лечению в санаторных комплексах, расположенных на территории страны и включенных в список рекомендованных курортов органами здравоохранения и социального развития.

    Вместо санаторного отдыха по личному заявлению гражданина предоставляется амбулаторное лечение на курорте без питания и проживания на территории. Путевки для инвалидов оплачивает Фонд соцстраха России. Длительность пребывания на курорте, отбор претендентов определяются с учетом медицинских показаний или противопоказаний для лечения, данные предоставляются центром медицинского и социального исследования.

    Пенсионные льготы инвалидов

    Инвалидам 1 группы выплачиваются самые большие пенсионные выплаты по сравнению с категориями других групп. Стандартный размер пенсионного обеспечения составляет 9,5 тыс. рублей. Если инвалид к моменту начисления пенсии имеет трудовой стаж, то к этой сумме начисляются дополнительные средства. Помимо этого, всем инвалидам полагается фиксированная доплата в сумме 4,3 тыс. рублей.

    Некоторым категориям назначается государственное пенсионное обеспечение, основу которого составляет социальное пособие, зависящее от причины появления инвалидности. Инвалидам, получившим увечья во время Ленинградской блокады, назначают пенсию, в два раза превышающую социальные льготы инвалидам 1 группы. Пенсионерам, потерявшим жизнеспособность в военное время, выплаты полагаются в три раза больше.

    Помощь при выборе работы

    Инвалиды имеют право заниматься трудовой деятельностью, и государство оказывает в этом существенную помощь. Организациям и предприятиям, использующим труд инвалидов на производстве, оказывается финансовая помощь и предоставляются льготные кредитные условия. На предприятиях, способных трудоустроить инвалидов, в обязательном порядке устанавливаются квоты для оформления на работу не защищенных в социальном плане граждан, независимо от форм собственности учреждений.

    Производится резервирование мест работы инвалидов определенных профессий, подходящих для людей с ограниченными возможностями, в части трудоустройства предусмотрены определенные льготы инвалидам (1 группа). Москва предоставляет дополнительные меры по защите, для этого оформляется специальная карта инвалида в городе. В Москве разработана служба такси, производящая перевозки лиц с ограниченными способностями. Половину стоимости оплачивают городские власти, остальную стоимость платит инвалид. Разрешается провозить одного сопровождающего и средства индивидуального передвижения.

    Образование в льготном режиме

    Для поступления незащищенных в социальном плане граждан в государственные учебные заведения различной категории, включая высшие, предусматривается прием вне конкурса. Льготы начинают действие после сдачи экзаменов и тестов. Играет роль соответствие выбранной специальности медицинскому заключению экспертизы и рекомендациям социальной службы. Все инвалиды, поступившие на обучение, получают стипендию в обязательном порядке, пользуются необходимыми учебными пособиями.

    В заключение следует отметить, что инвалиды в России не оставлены на произвол судьбы. Государство в обязательном порядке помогает восстановиться гражданам с увечьями, нарушениями работы внутренних органов. Забота федеральных служб способствует постепенному возвращению некоторых утраченных функций, позволяет инвалиду не чувствовать себя изгоем, восстановить социальную значимость и статус, наладить материальное положение и личные отношения.

    Публикации по теме