Информация как товар, рынок информации. Виды информационных товаров

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Информация как экономический ресурс, товар и фактор производства. Значение информации для развития экономики. Современное состояние рынка информационных услуг, особенности его структуры. Анализ и перспективы развития рынка информационных услуг в России.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2016

    Аспекты развития рынка информационных услуг, его современное состояние на примере России. Становление и развитие информационных технологий экономики. Анализ основных факторов воздействия на рынок информационных услуг. Расчет многофакторной модели.

    дипломная работа , добавлен 22.12.2010

    Экзогенные и эндогенные переменные, выделенные на формирования информационной экономики в условиях глобализации. Современное состояние информационного капитала как форма существования информации и знаний. Перспективы развития российского рынка информации.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2014

    Роль информации в развитии современного общества. Особенности функционирования рынка информационных услуг, его состояние и развитие в России. Ограничения и барьеры на рынке информации. Экономическая эффективность использования информационных технологий.

    диссертация , добавлен 14.06.2014

    Экономическая характеристика информации. Информационный аспект производства. Информация как товар, рынки информации. Теория систем управлния. Аппаратное и программное обеспечение информационных технологий. Основы проектирования информационных систем.

    лекция , добавлен 01.09.2005

    "Национальный центр информационных ресурсов и технологий" Национальной академии наук Беларуси, его характеристика. Анализ динамики объема работ и финансовой деятельности предприятия, расчет коэффициентов, характеризующих его финансовое состояние.

    реферат , добавлен 26.08.2009

    Информационное пространство бизнеса. Новая роль библиотеки. Информационный рынок в странах Центральной и Восточной Европы. Технология коммерческого распространения информации. Правовая среда информационной деятельности.

    В последние десятилетия все более явной становится тенденция к распространению принципиально новых явлений и процессов в экономике, выявляются иные факторы экономического развития как на макроуровне, так и на уровне фирм. Основной причиной подобных изменений является начало и развитие "информационной революции", ведущей к становлению новой экономической системы. Происходит замещение машинной техники как главного производственного ресурса индустриальной эпохи информацией, знанием, интеллектом. Растущая автоматизация процессов материального производства позволяет сконцентрировать трудовые усилия на сфере интеллектуального производства, создания информационных продуктов и услуг.

    Понятие информации является очень емким, оно относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках, например, в физике, биологии, психологии, экономике, социологии и других. С точки зрения исследования участия информации в экономической деятельности и ее влияния на экономические процессы и явления, наиболее соответствующим представляется следующее определение информации:: информация – это средство снижения неопределенности и риска, способствующая реализации определенных целей субъекта. В данном определении учитывается возможность информации приносить те или иные выгоды путем снижения неопределенности в отношении текущей ситуации и ее изменения в будущем. В целом, рассмотрение информации как средства снижения неопределенности используется в различных теориях и концепциях, например, в теории информации К. Шеннона или теории прибыли Ф. Найта, но в разных контекстах. Следует отметить, что информация может снижать неопределенность, но, не представлять ценность для экономического агента из-за отсутствия потребностей, которые могла бы удовлетворить данная информация. Поэтому следует дополнить определение информации как средства снижения неопределенности ее способностью обеспечивать достижение целей или реализацию потребностей субъекта.

    Формы существования информации в экономике разнообразны – она материализуется в различных предметах, в т. ч. в средствах труда, существует в неовеществленной форме, в т. ч. в виде информационных продуктов и услуг, знаний людей. Понятия знания и информация следует отделять друг от друга. Знания являются переработанной информацией, они отражают связь между явлениями, выявленные закономерности и отвечают на вопросы "как?", "почему?" и т. п., в то время как информация дает ответ на вопросы "что?", "кто?", "когда?", "где?" .

    Информация, как и знания, несомненно, представляют собой разновидность экономических благ, они удовлетворяют потребности индивидов, а также используются в качестве экономических ресурсов, поскольку при всем изобилии информации существуют факторы, ограничивающие как возможности ее получения и создания новых знаний, так и возможности ее использования. Более сложным представляется вопрос об отнесении информации к разряду общественных или частных благ. В зависимости от форм существования, содержания информация может выступать и в том и в другом качестве. При этом границы разграничения конкретной информации, знаний на общественное и частное благо весьма размыты, что существенно затрудняет регулирование отношений в области спецификации и защиты собственности на них.

    В этом аспекте рассмотрения одним из наиболее адекватных критериев является возможность коммерциализации информации, экономически выгодного ее использования. Так, информация и знания, овеществленные в средствах труда, других предметах выступают в качестве объекта собственности, в то время как, например, знания, накопленные предыдущими поколениями, относятся к благам общественным, доступность которых является залогом дальнейшего научно-технического развития.

    Информация как экономическое благо обращается в экономике как товар (информационных продуктов, услуг), а также как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности. Информационные продукты и услуги обмениваются на информационном рынке и имеют большое количество особенностей, как на стадиях разработки, производства, так и на этапе обращения. К информационным товарам и услугам относятся программное обеспечение, базы данных, образовательные услуги, консультирование, результаты НИОКР и прочие.

    В процессе создания информационных товаров основным средством производства выступает интеллект, который представляет собой способность человека создавать новые знания. Отсюда проистекает особая субъективность процесса информационного производства, характерным проявлением которой является отсутствие более-менее жесткой зависимости между затратами и результатом производства новой информации и знаний. В целом, в результате интеллектуальной деятельности создается уникальный продукт, который приносит доход ее создателю в процессе тиражирования (распространения материальных носителей с созданной информацией) или овеществлении в товарах, средствах производства, технологиях.

    Для осуществления информационного производства требуется исходное сырье – информация и ранее созданные знания. Как экономический ресурс информация обладает рядом особенностей, отличающих ее от традиционных факторов производства – земли (природных ресурсов), труда, капитала. Наиболее значимыми свойствами информации являются непотребляемость в процессе использования, самовозрастание в процессе потребления, особая неопределенность ее полезности, отсутствие зависимости между исходным объемов знаний и объемом нового созданного знания, высокая мобильность, как в пространстве, так и в плане перетекания из одних наук в другие без потери актуальности.

    Важно отметить, что информации как экономическому ресурсу присуща дихотомия распространенности и редкости . С одной стороны, информация легко тиражируема, не уничтожается, а, напротив, самовозрастает в процессе потребления. В то же время, она является редким ресурсом благодаря уникальности процесса ее производства и использования, главным субъектом которого выступает человек. Так, в настоящее время одними из наиболее актуальных проблем являются проблема сильного информационного давления на людей, усиливающегося с ускорением процесса накопления информации, а также распространение методов деструктивного информационного воздействия, ведущего к негативным последствиям. Накопленные объемы информации и знаний не успевают перерабатываться, создаются большие массивы ненужной (по крайней мере, в настоящий момент) и дублирующей информации. Но наряду с этим существует потребность в знаниях, которые смогут помочь преодолеть многочисленные нерешенные в настоящее время проблемы, например, в области экологии, медицины и других областях.

    В функционировании информации как экономического ресурса особое значение имеют технические и технологические аспекты ее использования и обращения в экономике. Именно развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и компьютерной техники открыли новые возможности целенаправленного использования информации и знаний в экономики, выявили резервы прогрессивного развития. "Как и любой другой ресурс, информация полезна только в том случае, если мы можем доставить ее туда, где она необходима" . Развитие технологий сбора, обработки, накопления и распространения информации, организации процесса коммуникаций послужили стимулом к появлению и повсеместному распространению новых форм организации бизнеса в целом и отдельных бизнес-процессов. Виртуальные компании, сетевые организации, ТНК и ТНБ в своей деятельности базируются на эффективной организации информационных взаимодействий, создании и накоплении знаний, баз данных, обмене знаниями, позволяющих им достигать преимуществ в области инноваций, что обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности.

    Информация как экономический ресурс используется в различных направлениях, результатом чего является многообразие форм воплощения и путей создания стоимости. Среди основных направлений следует выделить следующие:

    • коммерциализация информации в товарах, услугах, технологиях (создание наукоемкой продукции, интеллектуальных товаров, информационных услуг, разработка новых технологий производства и управления и т. д.);
    • воздействие на субъективные восприятия и ожидания экономических субъектов. В качестве примеров можно привести создание информационного образа продукта, компании (репутация), формирование потребностей или влияние на них.

    Информация и знания содержат в себе резервы повышения производительности, оптимизации использования прочих ресурсов. Они становятся все более значимыми ресурсами в современной экономике, именно они представляют собой важный объект приложения интеллектуальных усилий. ИКТ, компьютерная техника являются специфическими машинами нового этапа экономического развития – информационного, предопределяя возможности и эффективность использования информации. В то же время "скорость, с которой развивается технология в обществе, определяется относительным уровнем его способности усваивать и обрабатывать информацию" .

    Повышение значимости и повсеместное распространение качестве экономических ресурсов информации и знаний ведут не только к разнообразным положительным эффектам, частности, к экономии ресурсов, снижению нагрузки на окружающую среду, расширению возможностей людей. Существует и различные проблемы, свойственных экономике, в которой информация и знания становятся важными ресурсами. Так, ускорение темпов научно-технических прогрессов приводит к усилению давления на общество, поскольку социальные, равно как и экономические институты не успевают адаптироваться к изменениям. Информационная нагрузка на людей может оказывать деструктивное влияние на них, тем более, что происходит все более жесткое и целенаправленное использование методов информационного воздействия. Кроме того,

    Исследование информации как экономического ресурса, выявление ее роли и возможностей использования в экономике являются одними из наиболее актуальных, сложных проблем, стоящих перед экономической теорией. Продолжающийся процесс информатизации, накопление опыта производства информационной продукции, расширение границ применения информации в экономике обуславливают постоянное обновление теоретических и практических основ функционирование информации.

    Литература

      1. Климов С. М. Интеллектуальные ресурсы общества. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. с. 56

      2. Там же. С. 70

      3. Иноземцев В. Л. За десять лет. К концепции постэкономического общества. М.: Academia, 1998. – с. 419.

      4. Пильцнер П. Безграничное богатство // Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia, 1999. с. 415.

    В современном образовании, как и науке, связь студента с истиной оказывается опосредованной целой сетью условностей, традиций и процедур, огромным массивом знаний и информации, не имеющей отношения к тому, что его интересует, к его истине. Восстановление этой связи с истиной, возвращение истине характера личного переживания - задача реформ в образовании и науке.  


    Следует подчеркнуть, что нарастание потребности в усвоении все новых знаний делает эту тенденцию достаточно устойчивой и самовоспроизводящейся. Впервые данный феномен был отмечен в массовом масштабе после Второй мировой войны, когда обозначились признаки исключительно быстрого роста числа работников в управленческом и информационном секторах значение, придававшееся в тот период этому обстоятельству, прекрасно иллюстрируется тем, что фактически четверть знаменитой работы Д. Белла [ 11, с. 165-266] посвящена детальному анализу процесса распространения знаний и информации в американском обществе и сопутствующим этому социальным изменениям.  

    процесса обучения . Первый - это процесс обучения организации необходимо в основном сконцентрироваться на конкретных фактах проявления знакомых ему норм и принципов поведения и общения с целью подстройки своего поведения к конкретным условиям организации. Необходимые знания и информацию он может получить, наблюдая поведение отдельных ключевых работников, путем выяснения и бесед с коллегами и руководством и, наконец, путем непосредственного инструктажа со стороны соответствующих лиц.  

    Чтобы образование компании путем отделения было успешным, необходимы "критическая масса " технологических знаний и информации о рынке, квалифицированный персонал, уже известные покупатели или ниши на рынке. Необхо-  

    Этап 4. После того как составлен окончательный вариант плана финансовых результатов, разрабатывается первый вариант плана движения денежных средств , который разработчик может редактировать в соответствии со своими знаниями и информацией о деятельности ЦФО, обращая внимание на недопустимость появления за какой-либо период отрицательного конечного сальдо.  

    В результате были проведены мероприятия, обеспечившие создание новой организационной структуры , менее бюрократичной и более эффективной. Это позволило руководству заниматься управлением предприятием , используя самые современные технологии менеджмента, и принимать решения , основываясь на своевременной и точной информации, что позволило существенно укрепить финансы предприятия . Именно поэтому сейчас все больше деловых людей начинают осознавать всю важность применения технологий антикризисного управления в повседневной работе. Можно ожидать, что значение управленческого учета как одного из ключевых инструментов антикризисного менеджмента будет расти. С переходом России к рыночной экономике отношение к бухгалтерскому учету и его информации изменятся. В недалеком будущем наши деловые люди при принятии решений , в деле управления производственно-хозяйственной деятельностью все больше и больше будут опираться на знания и информацию аудиторов и бухгалтеров-аналитиков.  

    Все большая доля личного и общественного богатства воплощает в себе не материальные условия производства, а знания и информацию, которые становятся основным ресурсом современного производства. Становление современного хозяйства как системы, основанной на производстве и потреблении информации и знаний, началось еще в 50-е годы, с бурным развитием отраслей профессиональных, финансовых и информационных услуг.  

    Второй вид. Маркетинг, ориентированный на потребителя. Са-мое важное обстоятельство, которое вы должны знать, если планируете использование второго вида маркетинга (ориентированного на потребителя) что покупают потребители. Не то, что продается или может быть продано на рынке, а именно то, что покупают отдельные потребители. Знания и информация о рынке, полученные в рамках традиционного подхода к маркетингу, у вас, как правило, не из "первых рук". Обычно - это статистические отчеты и сборники или какие-то специальные исследования, проведенные экспертами по чьей-либо просьбе.  

    При всем разнообразии взглядов авторов из разных стран несомненно одно TQM - отражение процессов глобализации экономики и перехода к эпохе знаний и информации. Это проявляется не только, например, в международных стандартах ИСО серии 9000 версии 2000 г. как носителях универсальной части TQM, но и в содержании концепций TQM. Даже сам факт, что TQM почти во всех языках не переводится, а используется именно как TQM, уже о многом говорит.  

    Различий между сферой производства и сферой услуг не так много, как принято считать. В конечном итоге все должно сводиться к сфере услуг . Во-первых, клиент, приобретающий товар, на самом деле покупает услуги, которые этот товар ему предлагает. Машина - это средство передвижения кусок мыла обеспечивает своего владельца возможностью вымыть руки учебник дает знания и информацию.  

    Хотя книга дает много знаний и информации, торговля рынками все же скорее искусство, чем наука. Хотя мои мысли дадут вам большое преимущество в достижении высоких прибылей, но ничто не может гарантировать постоянный успех вы должны принять это как часть этого бизнеса.  

    Если внимательно присмотреться к затратам на производ ство продукта, то нетрудно увидеть, что они включают в себя затраты живого труда и затраты средств производства (предметов труда и средств труда). Однако последние в конечном счете тоже сводятся к затратам труда , употребленного в свое время на их изготовление. Поэтому в политической экономии принято говорить, что на производство каждого продукта расходуется живой и овеществленный труд. Кроме того, требуется труд и на получение знаний , информации, используемых в производстве. Человечество накапливает прошлый труд не только в его овеществленном виде, но и в виде информации . Таким образом, можно говорить о затратах живого труда и прошлого труда , овеществленного в средствах производства и воплотившегося в знаниях и информации.  

    Возможны два принципиально различных процесса обучения . Первый - это процесс обучения человека, понимающего нормы и ценности организации по той причине, что его предыдущий опыт был связан с работой в схожей по ценностям, нормам и поведенческим стереотипам организации. В этом случае новому члену организации необходимо в основном сконцентрироваться на конкретных фактах проявления знакомых ему норм и принципов поведения и общения с целью подстройки своего поведения к конкретным условиям организации. Необходимые знания и информацию он может получить,  

    Роль знаний и информации в контексте социально-экономического развития стран меняется. Переход к новому информационному постиндустриальному обществу, в котором знание становится фактором общественного производства, знаменует одновременно переход к новой структуре стоимости того, что мы потребляем. По существу, не столько изменения на макроуровне, сколько изменения на микроуровне определяют самые существенные сдвиги в экономических характеристиках современного общества. Изменяется структура себестоимости всех материальных продуктов , изменяются конкурентные стратегии , меняется содержание экономической практики.  

    Знания и информация обладают рядом специфических черт, отличающих их от традиционных ресурсов. Эти различия изменяют всю современную экономику. Отличия информационного ресурса от традиционного представлены в табл. 5.1.  

    Особенность интеллектуальной экономики состоит в том, что ее главный ресурс - знания, информация, в отличие от всех прочих ресурсов не характеризуется ни конечностью, ни истощаемостью, ни потребляемостью в их традиционном понимании. Основным условием, лимитирующим приобщение к столь доступному ресурсу, выступают специфические качества самого человека - наличие или отсутствие способности к интеллектусигьной активности, как форме накопления, переработки и генерации новых знаний . Другими словами, доступность знаний отнюдь не означает доступность обладания ими. Знания и информация, будучи в силу своих объективных характеристик доступными для всех, в силу субъективных характеристик их потребителей сосредоточиваются лишь у относительно узкого круга людей, социальная роль которых не может быть оспорена в современных условиях ни при каких обстоятельствах .  

    Информатизация - 1) процесс интенсификации производства и распространения знаний и информации, основанный на использовании ИКТ 2) процесс широкомасштабного использования ИКТ во всех сферах социально -экономической, политической и культурной жизни общества с целью повышения эффективности использования информации и знаний для управления, удовлетворения информационных потребностей граждан, организаций и государства и создания предпосылок перехода России к информационному обществу.  

    Использование потенциала EPOS для создания стратегического преимущества, которым смогут воспользоваться розничные торговцы при получении порождаемых такими системами знаний и информации.  

    Эксперт - это специалист, имеющий знания и информацию, необходимые для разработки программы , мргущей дать объективную оценку тому или иному явлению, но не несущий непосредственную ответственность за разработку программы . Результатом его деятельности являются экспертные оценки для построения программы.  

    Основная черта постиндустриального общества - формирование компьютерно-технологического уклада производства, для которого характерно производство богатства преимущественно посредством знаний и информации. Его фундамент составляют наукоёмкие и ресурсосберегающие, так называемые высокие, технологии. Сюда входят микроэлектроника, телекоммуникации, робототехника, производство материалов с заранее заданными свойствами, биотехнологии. Если в начале 20 в. зеркалом состояния экономики были электричество и сталь, затем в 1950-60-х гг.- нефть и автомобили, то в постиндустриальном обществе таким зеркалом становится компьютер. Информатизация пронизывает все сферы общества не только производство

    Информация- новый вид ресурса

    Информация-новый вид ресурса

    Любая деятельность человека основывается на информации.

    Информация – сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах и т.д.), которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями (выраженными на определенном языке в виде знаков, в том числе и записанными на материальном носителе), которые можно воспроизводить устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств, вычислительных средств и т.д.).

    Экономическая информация – совокупность сведений о социально-экономических процессах, служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сферах. Также под экономической информацией понимается информация, характеризующая производственные отношения в обществе. К экономической информации относятся сведения, которые циркулируют в экономической системе, о процессах производства, материальных ресурсах, процессах управления производством, финансовых процессах, а также сведения экономического характера, которыми обмениваются различные системы управления.

    К экономической информации предъявляются следующие требования: точность, достоверность, оперативность. Точность информации обеспечивает её однозначное восприятие всеми потребителями. Достоверность определяет допустимый уровень искажения как поступающей, так и результатной информации, при котором сохраняется эффективность функционирования системы. Оперативность отражает актуальность информации для необходимых расчётов и принятия решений в изменившихся условиях.

    Экономическую информацию получают в процессе реализации функции учёта и контроля за деятельностью экономического объекта, т.е. в процессе наблюдения за внутренним состоянием объекта. Результаты наблюдения контролируются (сравнительно с запланированным состоянием) и анализируются величины отклонения. Результаты анализа и являются основанием для принятия решения по управлению работой (поведением) экономического объекта.

    Характеристики экономической информации:

    · большие объемы;

    · многократное повторение циклов ее получения и преобразования в установленные временные периоды (месяц, квартал, год и т.д.);

    · многообразие источников и потребителей;

    · значительный удельный вес рутинных процедур при ее обработке.

    В последнее время проявляются новые явления и процессы в экономике, выявляются иные факторы экономического развития как на макроуровне, так и на микроуровне (фирм). Основной причиной является "информационная революция", ведущая к становлению новой экономической системы. Происходит замещение машинной техники, как главного производственного ресурса индустриальной эпохи, информацией, знанием, интеллектом. Растущая автоматизация процессов материального производства позволяет сконцентрировать трудовые усилия на сфере интеллектуального производства, создания информационных продуктов и услуг.

    С точки зрения участника экономической деятельности, информация – это средство снижения неопределенности и риска, способствующая достижению определенных целей ее потребителя. В данном определении учитывается возможность информации приносить те или иные выгоды путем снижения неопределенности в отношении текущей ситуации и ее изменения в будущем.

    Формы существования информации в экономике разнообразны – она материализуется в различных предметах, в т. ч. в средствах труда, существует в неовеществленной форме, в т. ч. в виде информационных продуктов и услуг, знаний людей. Знания и информация - разные понятия. Знания являются переработанной информацией, они отражают связь между явлениями, выявленные закономерности и отвечают на вопросы "как?", "почему?" и т. п., в то время как информация дает ответ на вопросы "что?", "кто?", "когда?", "где?" .

    Информация, как и знания представляют собой разновидность экономических благ, т.к. удовлетворяют потребности индивидов, а также используются в качестве экономических ресурсов, поскольку при всем изобилии информации существуют факторы, ограничивающие как возможности ее получения и создания новых знаний, так и возможности ее использования.

    Более сложным представляется вопрос об отнесении информации к разряду общественных или частных благ. В зависимости от форм существования, содержания информация может выступать и в том и в другом качестве. При этом отнесение конкретной информации к общественному или частному благу вопрос весьма сложный, что существенно затрудняет регулирование отношений в области спецификации и защиты собственности на информацию.

    Одним из наиболее адекватных критериев является возможность коммерциализации информации, экономически выгодного ее использования. Так, информация и знания, овеществленные в средствах труда, других предметах выступают в качестве объекта собственности, в то время как, например, знания, накопленные предыдущими поколениями, относятся к благам общественным, доступность которых является залогом дальнейшего научно-технического развития.

    Информация, как экономическое благо, обращается в экономике как товар (информационные продукты, услуги), а также как ресурс, используемый в хозяйственной деятельности. К информационным товарам и услугам относятся программное обеспечение, базы данных, образовательные услуги, консультирование, результаты НИОКР...

    В процессе создания информационных товаров основным средством производства выступает интеллект, который представляет собой способность человека создавать новые знания. Отсюда следует такая особенность процесса информационного производства, как отсутствие жесткой зависимости между затратами и результатом производства новой информации и знаний. В результате интеллектуальной деятельности создается уникальный продукт, который приносит доход ее создателю в процессе тиражирования (распространения) или овеществлении в товарах, средствах производства, технологиях.

    Для осуществления информационного производства требуется исходное сырье – информация и накопленные знания. Наиболее значимыми свойствами информации являются неисчерпаемость, увеличение объема в процессе потребления, особая неопределенность ее полезности (часто получаем знание, которое может в данный момент не применимо), отсутствие зависимости между исходным объемов знаний и объемом нового созданного знания, высокая мобильность, как в пространстве, так и в плане перетекания из одних наук в другие без потери актуальности.

    В функционировании информации как экономического ресурса, особое значение имеют технические и технологические аспекты ее использования и обращения в экономике. Именно развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и компьютерной техники открыли новые возможности целенаправленного использования информации и знаний в экономике, выявили резервы прогрессивного развития. Как и любой другой ресурс, информация полезна только в том случае, если мы можем доставить ее туда, где она необходима. Развитие технологий сбора, обработки, накопления и распространения информации, организации процесса коммуникаций послужили стимулом к появлению и повсеместному распространению новых форм организации бизнеса в целом и отдельных бизнес-процессов. Виртуальные компании, сетевые организации в своей деятельности базируются на эффективной организации информационных взаимодействий, создании и накоплении знаний, баз данных, обмене знаниями, позволяющих им достигать преимуществ в области инноваций, что обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности.

    Информация как экономический ресурс используется в различных направлениях, результатом чего является многообразие форм воплощения и путей создания стоимости. Среди основных направлений следует выделить следующие:

    · коммерциализация информации в товарах, услугах, технологиях (создание наукоемкой продукции, интеллектуальных товаров, информационных услуг, разработка новых технологий производства и управления и т. д.);

    · воздействие на субъективные восприятия и ожидания экономических субъектов. В качестве примеров можно привести создание информационного образа продукта, компании (репутация), формирование потребностей или влияние на них.

    Информация и знания содержат в себе резервы повышения производительности, оптимизации использования прочих ресурсов. Они становятся все более значимыми ресурсами в современной экономике, именно они представляют собой важный объект приложения интеллектуальных усилий. ИКТ, компьютерная техника являются специфическими машинами нового этапа развития – информационной экономики, предопределяя возможности и эффективность использования информации. В то же время "скорость, с которой развиваются технологии в обществе, определяется относительным уровнем его способности усваивать и обрабатывать информацию".

    Повышение значимости и повсеместное распространение в качестве экономических ресурсов информации и знаний ведут не только к разнообразным положительным эффектам, частности, к экономии ресурсов, снижению нагрузки на окружающую среду, расширению возможностей людей. Существует и различные проблемы, свойственные информационной экономике. Так, ускорение темпов НТП приводит к усилению давления на общество, поскольку социальные и экономические институты не успевают адаптироваться к изменениям. Информационная нагрузка на людей в отдельных случаях может оказывать деструктивное влияние на них, тем более, что происходит все более жесткое и целенаправленное использование методов информационного воздействия.

    Информация представляет собой разновидность экономического блага, она удовлетворяет потребности индивидов, а также используются в качестве экономических ресурсов, поскольку при всем изобилии информации существуют факторы, ограничивающие как возможности ее получения и создания новых знаний, так и возможности ее использования.

    Информация как экономическое благо обращается в экономике как товар (информационный продукт, услуга), а также как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности. Информационные продукты и услуги обмениваются на информационном рынке и имеют большое количество особенностей, как на стадиях разработки, производства, так и на этапе обращения. К информационным товарам и услугам относятся программное обеспечение, базы данных, образовательные услуги, консультирование, результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

    Применение информации в качестве экономического ресурса заключается в продаже, покупке, обмене. Этот ресурс может быть представлен в ограниченном количестве. При этом на информацию может предъявляться платежеспособный спрос.

    Классический подход к определению ценности (полезности) информации заключается в возможности дать дополнительную свободу действий потребителю.

    Многие виды информации производятся не для обмена, а предоставляются потребителю бесплатно, в качестве так называемых общественных благ. Их производство осуществляется государством или некоммерческими организациями. Примером могут служить широко рекламируемые государственные услуги, которые предоставляются в электронном виде.

    Товар как экономический объект - это всё то, что может удовлетворить потребность покупателя. Товар - это объект, который предлагается рынку с целью приобретения, использования или потребления.

    Потребительские свойства информации определяются процессами отбора, переработки и представлении в соответствующих видах и формах сведений, при использовании которых потребитель с учетом его экономических, социальных, прочих возможностей и особенностей может с максимальным успехом достигать поставленные стратегические цели и решать тактические задачи.

    Информация как любой товар характеризуется своим жизненным циклом, который представляет собой время существования товара на рынке. Фазами жизненного цикла являются внедрение (введение, появление), рост, зрелость, насыщение и спад.

    Продолжительность жизненного цикла в целом и его отдельных фаз зависит как от самого товара, так и от конкретного рынка. По общему признаку сырьевые товары имеют более длительный жизненный цикл, готовые изделия имеют более короткий жизненный.

    Указанные особенности относятся и к информации как товару, жизненный цикл которой может колебаться в широких пределах. Особенно, когда это относится к коммерческой информации, представляющей интерес для конкурирующей организации.

    В качестве товара информация не может отчуждаться подобно материальной продукции. Ее купля-продажа имеет условное значение. Переходя к покупателю, она остается и у продавца. Она не исчезает в процессе потребления.

    Формирование информационного товара возможно путем воздействия на исходные данные специальных методов, технологий и техники. Здесь важно отметить, что в процессе создания информационных товаров основным средством производства выступает интеллект, который представляет собой способность человека создавать новые знания. Отсюда проистекает особая субъективность процесса информационного производства, характерным проявлением которой является отсутствие более-менее жесткой зависимости между затратами и результатом производства новой информации и знаний. В целом, в результате интеллектуальной деятельности создается уникальный продукт, который приносит доход ее создателю в процессе тиражирования или овеществления в товарах, средствах производства, технологиях.

    В качестве экономического ресурса информация предназначена для обмена, имеется в ограниченном количестве, при этом на нее предъявляется платежеспособный спрос.

    Информации как экономическому ресурсу присуще разделение на распространенности и редкости. С одной стороны, информация легко тиражируема, не уничтожается, а, напротив, самовозрастает в процессе потребления. В то же время, она является редким ресурсом благодаря уникальности процесса ее производства и использования, главным субъектом которого выступает человек. Так, в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем являются проблема сильного информационного давления на людей, усиливающегося с ускорением процесса накопления информации, а также распространение методов деструктивного информационного воздействия, ведущего к негативным последствиям. Накопленные объемы информации не успевают перерабатываться, создаются большие массивы ненужной и дублирующей информации.

    В функционировании информации как экономического ресурса особое значение имеют технические и технологические аспекты ее использования и обращения в экономике. Именно развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и компьютерной техники открыли новые возможности целенаправленного использования информации и знаний в экономики, выявили резервы прогрессивного развития. Как и любой другой ресурс, информация полезна только в том случае, если мы можем доставить ее туда, где она необходима. Развитие технологий сбора, обработки, накопления и распространения информации, организации процесса коммуникаций послужили стимулом к появлению и повсеместному распространению новых форм организации бизнеса в целом и отдельных бизнес-процессов.

    Информация как экономический ресурс используется в различных направлениях, результатом чего является многообразие форм воплощения и путей создания стоимости. Среди основных направлений следует выделить следующие:

    1. коммерциализация информации в товарах, услугах, технологиях (создание наукоемкой продукции, интеллектуальных товаров, информационных услуг, разработка новых технологий производства и управления);

    2. воздействие на субъективные восприятия и ожидания экономических субъектов. В качестве примеров можно привести создание информационного образа продукта, компании (репутация), формирование потребностей или влияние на них.

    Как экономический ресурс информация обладает рядом особенностей, отличающих ее от традиционных факторов производства - земли (природных ресурсов), труда, капитала. Наиболее значимыми свойствами информации являются непотребляемость в процессе использования, самовозрастание в процессе потребления, особая неопределенность ее полезности, отсутствие зависимости между исходным объемов знаний и объемом нового созданного знания, высокая мобильность, как в пространстве, так и в плане перетекания из одних наук в другие без потери актуальности.

    Ограниченность информации и ее полезность для субъектов экономики дают основания причислять ее к факторам производства наряду с землей, капиталом, трудом и предпринимательской деятельностью. Доводом в пользу того, что информация является самостоятельным фактором производства, можно считать всепроникающий характер информационных технологий, которые способствуют повышению эффективности практически во всех экономических секторах.

    Информация как фактор производства это ресурс, используемый в экономических процессах. Информация, овеществляясь во всех компонентах системы производительных сил общества, выступает составным элементом всех моментов процесса труда - предметом труда, средством труда, и составной частью живого труда. Многофункциональность информации и возможность её быстрого перевоплощения из одних моментов процесса труда в другие обеспечивают данной производительной силе одну из ведущих ролей в развитии системы производительных сил современного общества. На протяжении всей истории человечества люди в процессе преобразования окружающего мира преобразуют овеществленную в нём информацию. Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическим субъектом проблем.

    Специфика информации как фактора производства определяется рядом качеств, что делает их принципиально отличающимися от иных производственных ресурсов:

    1) информация, как фактор производства, не уничтожается в процессе личного или производственного потребления, следовательно, она является неисчерпаемым и неограниченным ресурсом. За определённый период времени к источнику информации могут обратиться неограниченное количество потребителей неопределённое количество раз;

    2) информация неотчуждаема от своего обладателя - приобретение кем-либо определённого набора знаний никоим образом не уменьшает возможности иных потребителей приобрести те же знания в том же объёме;

    3) информация резко обесценивается во времени, при этом информационный продукт, в отличие от материального продукта, подвержен только одному виду износа - моральному износу;

    4) неограниченность интеллектуальных ресурсов проявляется в том, что нельзя измерить издержки приобретения единицы интеллектуального ресурса с точки зрения издержек, упущенной возможности, так как для вовлечения в производство неограниченного ресурса нет необходимости отвлекать его от альтернативного использования. В этих условиях применение кривой производственных возможностей для анализа распределения ресурсов и оценки издержек при производстве наукоёмкой продукции теряет смысл - на значительных участках она будет горизонтальна или вертикальна;

    5) в реальном производстве неограниченный ресурс - информация используется в совокупности с ограниченными ресурсами (трудом, капиталом, землёй). Именно это определяет "границы" использования неограниченных интеллектуальных ресурсов и приводит к тому, что цена единицы информации не становится бесконечно малой величиной. Издержки на приобретение единицы интеллектуального ресурса измеряются выгодой, которая теряется оттого, что ограниченные ресурсы, необходимые для совместного использования с дополнительной единицей интеллектуального ресурса, не использованы иным наилучшим альтернативным путём;

    6) применение информации в производстве товаров и услуг зависит от состояния традиционных ресурсов, а также от готовности к восприятию интеллектуальных ресурсов - уровня квалификации трудовых ресурсов, степени наукоёмкости капитальных ресурсов, виртуализации финансовых ресурсов.

    Расширение использования информации как производственного ресурса коренным образом изменяет экономическое пространство, способствует формированию так называемой "новой экономики", под которой понимают макроэкономическую среду, сформировавшуюся под влиянием новых технологий, которая качественно отличается от "старой экономики" в отношении как основных принципов функционирования, так и возможностей её дальнейшего развития.

Публикации по теме