В чем особенности современной молодежи. Характерные особенности современной молодежи

  • Симонович Николай Евгеньевич , доктор наук, профессор, профессор
  • Российский Государственный Гуманитарный Университет
  • СТИЛЬ ЖИЗНИ
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ
  • ОБЩЕСТВО
  • МОЛОДЕЖЬ
  • ПРОДУКТИВНОСТЬ
  • МЫШЛЕНИЕ

В статье рассмотрены некоторые психологические черты современной молодежи.

  • Оказание социальной помощи осужденным в исправительных учреждениях с применением современных технологий
  • Психологическая готовность сотрудников исправительных учреждений к выполнению служебных обязанностей
  • Процесс профессиональной социализации студентов по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

В современном обществе происходит смена укладов, общество находится на новом витке своего развития. Мировая глобализация требует формирования общих и выработки единых моделей поведения людей. Современное российское общество стремится к сближению с западными моделями социального поведения. Решая социально-экономические и политические проблемы у нашего общества, появляются и выходят на первый план социально-психологические и личностные проблемы людей .

Структура социального характера включает психологические и социальные черты, формирующиеся у личностей, зависящих от существующих социально-исторических условий. Рассмотрим социальную и культурную жизнь современной молодежи, и их атрибуты – индустрию развлечений, проблему свободного времени, рекламу, поведение потребителей, современные СМИ, интернет, телевидение. Для управления структурами необходимо формировать единый стиль жизни, присущий всем жителям планеты. Рассмотрим ключевые факторы формирования нового общества:

  1. Ориентация на потребление с созданием искусственных потребностей у молодёжи, влияние на чувства и эмоции потребителей.
  2. Применение новых цифровых технологий для расширения границ пространства и времени.
  3. Суггестивное влияние на человеческое поведение, чувства, вкусы людей, манипулирование и внушение.

Рассмотрим психологические черты современной молодежи.

  1. Отношение молодежи к окружающей действительности. Для творческой личности окружающий мир не имеет пространственных и временных границ. Мир воссоздается по собственному сценарию личности. Это осуществляется при помощи новых интерактивных средств коммуникации. Современная личность отрицает всякие запреты, ограничения и правила поведения.
  2. Отношение молодежи к другим людям. Для многих индивидов связь с людьми носит виртуальный характер и осуществляется посредством Интернета и других мультимедийных технологий. Современная личность исключает близкое и глубокое общение, основанное на взаимной заботе и внимании. У многих молодых людей проявляется и формируется инфантилизм.
  3. Отношение молодежи к самой себе. Современная молодежь под воздействием интернета, телевидения, СМИ, кино старается копировать стили поведения популярных людей. Такие индивиды стремятся к групповой принадлежности, становятся разного рода фанатами. У них прослеживается по отношению к самим себе, рыночная ориентация. Они превращаются в потребителей.
  4. Отношение молодежи к работе и свободному времени. Современный молодой человек много работает ради карьеры и обеспечения доступа к наслаждениям и активному потреблению. Другая категория людей ценит свободное время, досуг и потребительское поведение. Для них важна хорошая атмосфера в коллективе больше чем карьера и заработная и плата. Современная личность ориентирована на гедонистическое поведение.
  5. Отношение молодежи к получению образованию и к саморазвитию. Для современного человека высокую ценность имеет инструментальное знание, основанное на коммуникациях и современных цифровых технологиях. Личность старается «идти в ногу» с современными способами получения знаний и применении их на практике. Очень много времени уделяется самообразованию и повышению квалификации на всевозможных курсах, тренингах, стремится к получению современных специальностей.
  6. Стиль жизни современной молодежи. Современная личность понимает красоту согласно веяниям нового времени. Красота представляет собой способ самовыражения. Создается собственный стиль жизни и выставляется напоказ. Такие личности креативны. Креативность проявляется у активных людей через самопрезентацию, а у пассивных заимствуется через подражание и руководство. Пассивные личности подвержены влиянию рекламы, символов, брендов. Они являются основными потребителями.
  7. Общественная и личностная ценность молодежи. У современного человека складывается своя система ценностей. Молодежь уважительно относится к чужим ценностям, но не терпима к людям, которые пытаются изменить её собственные представления о системе ценностей. Активные индивиды за ценности равенства, свободы и независимости. Пассивные индивиды проявляют меньше толерантности по отношению к чужим ценностям.
  8. Мышление и восприятие молодёжью окружающей действительности. В современном обществе мышление является свободным и ассоциативным. Внимание современной молодежи привлекают лишь острые и сильные ощущения. Для таких людей важна визуализация. Индивид жаждет острых ощущений испуга, испытывает радость, наблюдая за чьим-то смущением и стыдом.
  9. Продуктивность социального характера по мнению молодежи. В своем анализе современной молодежи надо обратить внимание на степень продуктивности ее социального характера. Многие возможности человека заменены современными цифровыми технологиями. В социальных отношениях все определяется посредством управления и программирования. Создаются новые социальные технологии управления, в которых определяется место человеку в качестве оператора. Личность заботится не о том, чтобы оптимизировать свои силы при помощи технических средств, а о том, чтобы пассивно погружаться в создаваемые этими средствами реальность.

Список литературы

  1. Симонович Н. Е. Социальное самочувствие как социально – психологический феномен в изменяющемся российском обществе. Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва, 1999.
  2. Симонович Н. Е. Социальное самочувствие людей и технологии его исследования в современной России. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. Москва, 2003.
  3. Симонович Н. Е. Влияние статуса и позиции личности на ее социальное самочувствие // Сборник материалов XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского «Обучение и развитие: современная теория и практика». М, РГГУ, 2015. С. 186-187.
  4. Симонович Н. Е. Проблема одиночества личности в интернет – пространстве: психологические особенности // Сборник материалов XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского «Обучение и развитие: современная теория и практика». М, РГГУ, 2015. С. 188-189.
  5. Симонович Н. Е. Новые подходы к обучению студентов. // Сборник материалов XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского «Обучение и развитие: современная теория и практика». М, РГГУ, 2015. С. 222-223.
  6. Симонович Н. Е. Инновационные подходы к образованию. // Сборник материалов XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского «Обучение и развитие: современная теория и практика». М, РГГУ, 2015. С. 312.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

Введение

1. Характеристика современной молодежи, особенности ее социализации в современном обществе

2. Основные ценности современной российской молодежи

Литература

Приложение

Введение

Молодежь сегодня - важнейший интеллектуальный, культурный и профессиональный резерв российского общества, от качества жизни и развития которого зависит судьба России.

Молодежь, действительно особая социальная группа со своими особенностями и потребностями. Актуальной на сегодняшний день является проблема изучения данной социально-демографической группы, ее особенностей и процессов становления, самоопределения, самосознания, самооценки молодежи. В социологии существует отдельная область - социология молодежи, изучающая поведение социально-демографической группы, находящейся на переходной стадии (от детства к миру взрослых), переживающей важный этап семейной и вне семейной социализации, складывание социальных и профессиональных ожиданий, ролей и статуса, что выражается в специфически молодежных формах поведения и сознания, в понятиях молодежной субкультуры. Активная роль молодежи в процессе социализации обусловлена тем, что она не столько копирует предполагаемые образы адаптивного поведения и взаимодействия, сколько вносит в них новое содержание под влиянием резко изменяющихся условий жизни. Участниками, агентами процесса социализации, которые способствуют передаче молодежи основных ценностей и норм и оказывают на нее влияние, являются семья, образовательная ниша, круг друзей или сверстников, массовые коммуникации, молодежные организации. От степени согласованности, дополнения или конкуренции их воздействий зависит "качество" социализации, понимаемое как соответствие приобретаемой социальной роли ожиданиям индивида и потребностями общества в преемственности поколений. молодежь социальный демографический

Два очень значимых этапа в становлении молодежи как социальной группы являются получение и образования и трудоустройство молодых кадров. Именно поэтому проблемой исследования является возможность интеграции молодежи путем получения образования и трудоустройства.

Тема является актуальной, потому что жизненные ценности сегодняшней молодёжи определяют образ нашего "завтра".

1. Характеристика современной молодежи, особенности ее соци ализации в современном обществе

Определение понятия "молодежь" важно не только для выработки единого подхода к установлению возрастных границ молодежи, но и для выяснения вопроса о сущности молодежи, ее место в социальной структуре общества, социальные показатели, в которых отражается специфика социального статуса молодежи.

Существует несколько подходов к определению понятия "молодежь".

* Простейшим из них является использование возрастных признаков как главного параметра, который характеризует молодежь как определенную социально-демографическую группу.

* Распространенным является подход, который рассматривает молодежь как переходную фазу от социальной роли ребенка к социальной роли взрослого.

* Иногда молодежь определяют как социально-демографическую группу, главной характеристикой которой является процесс социализации. Эта позиция предполагает, что важнейшими показателями, которые позволяют раскрыть сущность молодежи, является не столько возрастные параметры, сколько социальные показатели процесса социализации.

* Конкретным является разделение молодежи на внутренние группы по социально-профессиональным и возрастным признакам во взаимодействии с их духовным миром и поведением. Такой подход позволяет адекватно анализировать отдельные контингенты молодежи во время эмпирических социологических исследований.

* Некоторые исследователи определяют молодежь как социальную общность, занимает определенное место в социальной структуре общества и приобретает социального статуса в различных социальных структурах (социально-классовые, профессионально-трудовые, социально-политические и т.д.), имеет общие проблемы, социальные потребности и интересы, особенности жизнедеятельности и т.п..

Молодежная социальная общность - это совокупность людей молодого возраста во всех сферах их деятельности и проявлениях их духовной жизни.

Понятие "молодёжь" прошло длительную эволюцию. В разные периоды истории. В разных странах под ней понимались различные группы общества. В первую очередь, разница пониманий возрастного критерия. Например, Пифагор делил по временам года: весна - от рождения до 20, лето 20-40 - это и есть молодёжь. Ж-Ж. Руссо делил молодёжный возраст на 5 периодов: с рождения до года, с года до 12 л, 12-15, 15-20, 20-25. Сейчас наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста. Связано это с тем, что сейчас продлился период обучения, и молодые люди позже вступают в самостоятельную жизнь. В РФ к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 включительно (в Люксембурге верхняя граница 31 г, во Франции -25).

Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).

В основу этой точки зрения (14-35 лет) положен тезис о "продолжении юности", увеличение времени вхождения в трудовую жизнь. Расширение общепринятых в 60-70-е годы возрастных границ молодежи (16-30 лет) до 14-35 лет отражает объективные процессы в жизни и развитии человечества.

С одной стороны, жизнь все настойчивее выдвигает задачу более ранней социализации молодежи, привлечение ее к трудовой практики на ранних этапах жизни, с другой - расширяются границы среднего и старшего возраста, продолжительность жизни в целом, удлиняются сроки обучения и социально-политической адаптации, стабилизации семейно-бытового статуса молодежи.

Дальнейший анализ может наполнить это определение конкретным содержанием.

Основные аспекты такого анализа:

* специфика молодежи как социально-демографической группы, ее возрастные границы и социальный статус;

* характер и факторы социализации молодежи;

* процесс самоидентификации молодежи, ее самооценки своей роли и взаимоотношений с другими поколениями;

* особенности молодежной культуры, стиля и образа жизни молодежи;

* молодежь как целостное поколение и особенности социальной жизни молодежи различных групп, регионов, стран;

* социодинамика поколений, механизмы преемственности поколений и их роль в социальном обновлении общества;

* формы, уровни, механизмы участия молодежи в различных сферах социальной жизни;

* включенность молодых людей в функционирование социальных институтов;

* динамика ценностных ориентаций и установок, интересов и мотивов молодежи;

* возрастной символизм - образы молодежи в массовом общественном сознании; обряды, ритуалы и традиции, с которыми общество связывает переход человека из одной возрастной страты в другую, от одного возрастного этапа к другому

* степень развития и реализации молодежи как социального ресурса;

* социальное конструирование и проектирование реальности молодежью.

Молодёжь обычно рассматривают в 3-х измерениях: 1) возраст; 2) психологические особенности; 3) социальные. Обычно социальные и психологические критерии рассматривают в совокупности:

1. особая эмоциональная восприимчивость;

2. стремление идти на риск;

3. высокая степень мобильности;

4. высокая степень адаптации к изменяющимся условиям;

5. стремление к мах проявлению сил;

6. определённое критическое отношение к старому поколению;

7. определённый нигилизм по отношению к окружающей действительности;

8. ощущение зависимости от третьих лиц, но стремятся её преодолеть;

9. стремление к свободе (с одной стороны) и объединению со сверстниками;

10. стремление к идеалу.

Молодёжь является неоднородной. По месту жительства: сельская - городская; по виду деятельности: учащаяся (студенты, ПТУ, старшеклассники) - рабочая; по происхождению (проецирование статуса родителей); по принадлежности к субкультуре.

Российское общество является переходным. Проблемы общества проецируются и на молодёжь. Т. к. молодёжь является наименее защищенной социальной группой, эти проблемы ещё более усиливаются.

Проблема семьи и брака. В нашей стране не уделяется должного внимания молодым семьям. Рыночная система привела не только к положительным моментам, но и к росту безработицы, "квартирному вопросу". Родители не всегда имеют возможность помогать своим детям.

Проблема духовного и интеллектуального развития. Сорокин утверждал, что ведущий фактор в развитии общества - социокультурный. Дюркгейм говорил о ценностно-нормативном вакууме (аномии) в переходных и кризисных состояниях.

Проблема социализации. Произошёл разрыв м/у поколениями. Старшее поколение не только не способствует социализации молодёжи, но и является тормозом. Усиливается конфликтность, девиантное поведение.

Проблема труда, занятости и профессиональной подготовки. Падение интереса молодёжи к труду, невозможность удовлетворить свои потребности за счёт добросовестного труда (от 2 до 4 млн не работает и не учится).

Для решения этих проблем разрабатываются программы "Молодёжь России".

Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные и гражданские качествава и подготавливаемых обществом к выполнению взрослых ролей. Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу.

2. Основные ценности современной российской молодежи

Знание тенденций в изменении ценностного сознания не только молодежи, но и других социально-демографических групп открывает на всех уровнях возможность корректировки социально-экономической политики.

В философском смысле понятие "ценность" означает высокую социально-культурную значимость того или иного общественного предмета, явления или символа (здоровье, семья, достаток, образование - это все социальные, т.е. общественные ценности).

Современному обществу присущ сложный процесс формирования ценностей и отношения к ним. В современном мобильном обществе со множеством вариантов жизненных стратегий характерно смещение самых разных и противоречивых ценностей. Это усиливает моральную растерянность человека, живущего, по сути, в аморальной культуре и вынужденного постоянно выбирать модель поведения и оценки из предлагаемых обществом вариантов.

Российское общество обладает сформировавшейся ценностной спецификой. Это и объясняет ее особый путь в истории. На этот факт указывают как отечественные, так и зарубежные ученые. Постоянно находясь на стыке двух различных культурных миров - Востока и Запада - Россия сформировала собственную уникальную культуру и систему ценностей.

Что же сегодня составляет ядро наших ценностей? Согласно социологическим исследованиям основу новой структуры ценностей постсоветской России составляет позиция, которую можно назвать "повседневный гуманизм". Что это такое? Центром этой позиции является спокойная совесть. Вокруг нее группируются ценности жизни, добра и красоты, правды и свободы, добрые отношения в семье и с друзьями. Все это нормальные человеческие ценности, важные для большинства россиян.

Большинство исследователей придерживаются мнения, что, несмотря на все перемены последних 15 лет, в короткие сроки отказ от тысячелетних традиций и базовых ценностей нации невозможен. А для определенных существенных изменений необходима фиксация ценностей в трех поколениях.

Западный идеал, который реформаторы стремились воплотить и в России, оказался неприемлем в своей основе. Что составляет суть жизненного успеха по западному образцу? Карьера и материальный достаток. Трудись, учись, повышай свою квалификацию, открывай свое дело, работай день и ночь - и ты станешь богатым, добьешься успеха, заслужишь одобрение и уважение в обществе. Такая идеология идет вразрез с православным учением о труде и богатстве. Сфера, создаваемая трудом, - это сфера земного, материального благополучия. Но поскольку сама эта сфера не котируется в православной традиции высоко, то и труд, как средство созидания материального благополучия, нигде не ставится в один ряд со спасением и терпением. И в этом сознание нашего народа полностью единодушно с православной традицией.

Труд в Православии - не источник самореализации и обогащения, он - служение Богу, обществу и миру. Таким образом, труду в православной системе ценностей отводится подчиненное место по отношению к высшим духовным ценностям.

На первый взгляд может показаться, что Россия переживает сегодня революцию ценностного сознания: побеждают законы и приоритеты рынка, а молодежь не поддерживает национальных культурных ценностей и следует западным образцам поведения. Однако, как показывают исследования, эти внешние признаки ценностной переориентации молодого поколения на самом деле затрагивают лишь вторичные, а не первичные ценности. Более внимательный взгляд на историю как восточных, так и западных народов показывает, что их первичные ценности не менялись столетиями.

Поэтому реформирование российского общества путем тотального отрицания прежних базовых ценностей - теоретически и практически неверно. Более плодотворным является путь, основанный на уважении к прошлому, на желании постичь уникальность российской истории, тех черт в русском национальном характере, которые помогут становлению современного российского человека.

Ценностные ориентации молодого поколения часто обусловлены степенью адаптированности различных социальных групп молодежи к новым социально-экономическим условиям.

В стране проявляется социально-имущественная поляризация молодежи. Идет привыкание широких слоев населения к низкому уровню жизни. Бедность укореняется в России и становится нормой жизни для большой части населения.

"Глобальная" проблема современной молодежи - это недовольство обществом, в котором нет порядка, нет гарантированного будущего. Практически половина (46%) молодых людей не имеют уверенности в завтрашнем дне. (Здесь и далее используются результаты всероссийских социологических исследований НИЦ Института молодежи РФ, проведенных в 2005-2006 годах среди трех возрастных групп молодежи 15-30 лет, данные средние).

Опросы показывают следующую картину проблем современной молодежи. На вопрос: "Какие из проблем личного характера доставляют Вам наибольшее беспокойство?" были получены следующие ответы: 1) деньги; 2) здоровье; 3) жилищная проблема; 4) возможность получения образования; 5) карьера; 6) возможность проведения досуга; 7) материальная зависимость от родителей; 8) любовь; 9) взаимоотношения с родителями; 10) взаимоотношения с друзьями; 11) проблемы нравственного характера; 12) проблемы секса.

Итак, приоритетные проблемы - деньги и возможность зарабатывать, а соответственно - получить образование и построить карьеру. Вторая по значимости проблема - здоровье. 40% молодых людей указывают на здоровье как на свою проблему (на деньги - 43%). Молодежь, получается, столкнулась с реальной проблемой плохого самочувствия. Действительно, идет рост числа заболеваний, прежде не свойственных молодым людям (кардиология, заболевания сосудов, желудочно-кишечного тракта и т.д.). Основные причины этого - экологическая ситуация и социальный стресс.

Опасение безработицы в той или иной степени испытывают около 70% молодых людей. В поисках работы больше половины (52%) полагаются на себя, на помощь со стороны - 38%.

А вот что, по мнению молодых людей, необходимо для получения хорошей работы: высшее образование (50%), обучиться навыкам ведения бизнеса (28%), умение работать на компьютере (26%), иностранный язык (25%), правовая подготовка (13%), водительские права (10%).

Результаты опросов показывают, что молодые люди предъявляют к себе достаточно высокие требования - высшее образование, умения и навыки, свойственные для квалифицированного персонала. Но одновременно это означает, что они предъявляют столь же высокие требования и к своему будущему рабочему месту. Вывод: проблема молодежной безработицы - это проблема не столько количества, сколько качества рабочих мест.

По данным исследований молодежь считает образование одним из самых важных факторов достижения целей в жизни. На вопрос: "Как Вы оцениваете свои возможности получить хорошее образование, профессию, которая признавалась бы во всем мире?" ответы были получены следующие: достаточно высоко (30%), средне (50%), достаточно низко (18%), не желают этого (2%).

Интересно привести данные опроса студентов о цели получения высшего образования. На вопрос "Для чего Вы учитесь?" были получены такие ответы: чтобы стать высококвалифицированным специалистом (40%), для самосовершенствования (16%), чтобы получить диплом (11%), иметь в будущем высокую зарплату (11%), получить знания, стать человеком высокой культуры (10%).

Планы студенческой молодежи после окончания вуза выглядят так: работать по специальности, полученной в вузе (38%), поступить в аспирантуру, заниматься наукой (15%), получить новую специальность, квалификацию (12%), уехать за границу на время для работы по специальности (10%), работать где придется, лишь бы хорошо платили (9%), работать в инофирме (7%), заниматься предпринимательством (5%), уехать за границу навсегда (4%), пока еще не решил (21%).

Какими качествами должен обладать современный молодой человек для достижения успеха? Преимущественно называются следующие качества: готовность к переменам в жизни, оптимизм, индивидуализм и одновременно коллективизм.

По результатам опросов студенчества можно создать социальный портрет современного молодого человека, каким он видится студентам.

Итак, для успешной жизни в современном российском обществе молодой человек должен быть в значительной степени готов к переменам в жизни, обладать высокой степенью социальной активности, в определенной степени быть индивидуалистом. Ему необходимо обладать высокой степенью терпимости к различным превратностям жизни, мнению других людей и их социокультурным различиям, но вместе с тем быть в определенной степени агрессивным. Его должны отличать оптимизм, высокая нравственность и гуманность по отношению к людям. В определенной степени он должен обладать прагматической ориентацией, но не должен быть циником. Для него характерны определенная доля скромности, высокая степень порядочности, деловая хватка, и в определенной степени ему должен быть присущ коллективизм.

Таким образом, мы видим, что традиционные общечеловеческие качества не отвергаются студенчеством, а принимаются как необходимо присущие им в дальнейшей жизни. Все возрастные группы молодежи единодушны в одном: молодой человек должен стремиться к тому, чтобы стать человеком, у которого хорошая семья и хорошие дети (79%), материально хорошо обеспеченным (77%), здоровым и физически сильным (50%), профессиональным в своем деле (47%), свободным и независимым (33%).

Данные исследований также показывают, что пространство "частной жизни", "пространство отношений" (семья, друзья, коллеги) воспринимается сегодня молодым поколением гораздо более комфортным и устойчивым, чем "пространство общества". Явно прослеживаются и индивидуализация сознания молодежи, ориентация на приоритет частной жизни над публичной, опора на свои силы и помощь ближайшего окружения, а не на общество и государство.

Сегодня возникает необходимость формирования у молодого поколения в целом и у молодого человека в отдельности такого качества, как жизнеспособность. Жизнеспособность - это способность человека или целого поколения выжить, не деградируя, в жестких условиях социальной и природной среды, развиться духовно и возвыситься, воспроизвести и воспитать потомство, не менее жизнеспособное в биологическом и социальном плане.

Выводы

Итак, по результатам исследований можно сделать следующие выводы.

Изменение структуры ценностей современной российской молодежи свидетельствует о том, что в процессе эволюции российского общества гуманистические установки, универсальные, общечеловеческие и национальные ценности сохраняются в сознании молодежи в качестве базовых.

Экономические факторы более всего влияют на положение молодежи. В своей массе молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей. Желание получить образование отодвигает начало трудовой деятельности на более зрелый возраст, а отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей. Заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, чрезвычайно мала и студенческая стипендия.

В современной российской ментальности существует приоритет ценностей неидеологического характера, и основные (фундаментальные) ценности имеют устойчивый характер.

Объединяющим ядром молодого и старших поколений являются такие универсальные ценности, как общение, семья, нравственность, законность, свобода, порядок, работа.

В ценностных ориентациях молодого поколения россиян четко прослеживается преемственность с прошлым и открытость социальным инновациям в будущем. Система социальных ценностей современной российской молодежи включает семью, здоровье, общение, законность, материальное благополучие, а также такие ценности, как свобода, независимость, инициативность, карьера.

Литератур а

1. Безрукова О.Н. Социология молодежи: Учебно-методическое пособие. Факультет социологии СПбГУ. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 35 с.

2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология молодежи: учебное пособие / под ред. проф. Ю.Г. Волкова. Ростов-на-Дону, 2001

3. Сборник статей Общероссийской научно-практической конференции. Вып. 3 "Социально-экономические проблемы развития общества" / Под общ. ред. сов. РАЕ Я.А. Максимова - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2009. - 244 с.

4. Социология: учеб.-метод. комплекс для студентов всех специальностей / [сост. А.М. Тихомирова, В.Ф. Кузнецова; отв. за вып. В.Е. Кучинская] ; М-во образования и науки РФ, Урал. гос. экон. ун-т, Центр дистанционного образования. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2010. - 77 с.

5. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В.Т. Лисовского.--СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. 460 с

Приложение

Практические задания

Объясните, почему молодежь быстрее адаптируется к изменениям в социальной жизни.

Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.

В целом достаточно высок уровень образования молодёжи в материальном производстве. 61,6 % занятых в этой сфере имеют не только профессию, но и профессиональное образование, что свидетельствует о высоком воспроизводственном потенциале молодёжи, фактором воспроизводства данной сферы. Она выступает основным источником пополнения рядов интеллигенции, составляющей ядро среднего класса. Российские предприниматели при найме работников в среднем также отдают определённое предпочтение лицам более молодых возрастов. Более того, при условии открытого найма (объявлении о вакансиях или обращении в рекрутинговые агентства) многие работодатели оговаривают, что принимают заявки на трудоустройство только от лиц, моложе определённого возраста (как правило, до 30 лет). В итоге в целом в России в настоящее время возможности трудоустройства у молодёжи гораздо больше, чем у лиц средних и старших возрастов, даже несмотря на отсутствие у молодёжи опыта работы.

Должны ли быть привилегии у молодежи как социальной группы? Если да, то какие?

Конечно да. Ведь молодежь - социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Экономические факторы более всего влияют на положение молодежи. В своей массе молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей. Желание получить образование отодвигает начало трудовой деятельности на более зрелый возраст, а отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей. Заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, чрезвычайно мала и студенческая стипендия. В связи с этим я считаю что привилегии должны быть направлены на достижение состояния экономической самостоятельности у данной социальной группы.

Какой на ваш взгляд должна быть социальная политика государства в отношении молодежи?

Молодежная политика - это широкий комплекс задач, которые нужно решать.

Непосредственной целью государственной молодежной политики является всестороннее развитие потенциала молодежи, что в свою очередь должно способствовать достижению долгосрочных целей - социальному, экономическому, культурному развитию страны, обеспечению ее международной конкурентоспособности и укреплению национальной безопасности.

Основными направлениями молодежной политики должны являться:

Вовлечение молодежи в общественную жизнь, ее информирование о потенциальных возможностях развития;

Развитие созидательной активности молодежи, поддержка талантливой молодежи;

Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в полноценную жизнь.

Эти направления реализуются в ряде конкретных программ: правового консультирования, популяризации общечеловеческих ценностей, пропаганды здорового образа жизни, организации международного взаимодействия молодежи, поддержки добровольческих инициатив, помощи в трудоустройстве, укрепления молодой семьи, повышения гражданской активности, оказания помощи молодым людям в трудной ситуации и т.д. При желании каждый молодой человек будет способен найти в средствах массовой информации всю необходимую информацию о текущих проектах и выбрать те из них, которые способны помочь в решении его конкретных проблем.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ молодежной социально-демографической группы как субъекта трудовой деятельности. Традиции профессионального самопределения на этапах социокультурного развития общества. Представления молодых россиян о роли профессии в жизни общества и индивида.

    дипломная работа , добавлен 23.10.2010

    Основные черты молодежи как особой социально-демографической группы в условиях перехода к рыночной экономике. Основные направления государственной поддержки молодежи. Анализ деятельности учреждений социального обслуживания в Чувашской республике.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2010

    Характеристика молодежи как социально-демографической группы. Сущность проблемы молодежной занятости. Социально-правовая защищенность молодежи на рынке труда. Правовое регулирование молодежной политики. Социальные последствия безработицы среди молодежи.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2013

    Изучение молодежи как социально-демографической группы, ее роль в общественном воспроизводстве, положение в социальной структуре и взаимодействие с другими общественными группами. Особенности развития социальной и политической активности молодежи.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2016

    Рассмотрение понятия "молодежи". Определение сущности "отношения к деньгам" в структуре социального поведения молодых людей. Раскрытие места финансовых ценностей в структуре экономического поведения молодежи. Влияние на финансовое поведение молодежи.

    дипломная работа , добавлен 20.08.2017

    Характеристика основных базовых ценностей общества, которые обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Эволюция базовых ценностей современной молодежи.

    реферат , добавлен 27.12.2010

    Молодежь как объект социальной политики государства; ценностные ориентации особой социально-демографической группы населения. Анализ социального развития села в Хабаровском крае, ситуация на рынке труда; политика стимулирования занятости молодежи в селе.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2012

    Анализ проблем молодежи и их роли в общественной жизни. Социальное развитие молодежи как процесс ее становления субъектом общественной жизни. Характеристика и направленность социального развития молодого поколения и всего общества в современной России.

    контрольная работа , добавлен 01.12.2010

    Определение понятия молодежь как особой социально-возрастной специфической группы в обществе. Характеристика современной белорусской молодежи, анализ системы ее социокультурных ценностей. Решение проблем патриотического воспитания молодого поколения.

    контрольная работа , добавлен 03.11.2010

    Понятие "молодежь". Пути развития отечественной социологии молодежи. Тенденции молодежного развития. Культурные потребности молодежи. Система духовных потребностей как продукт исторического развития. Особенности молодежи современного российского общества.

Исследование молодежной субкультуры делает необходимым изучение всей совокупности условий, определяющих культурное развитие молодежи в контексте социально-экономических изменений современного российского общества.

Под влиянием новых социально-экономических процессов происходят значительные изменения в культурном облике современной молодежи. Характерные черты этого облика реализуются в социокультурной деятельности складывающейся молодежной субкультуры. Происходящие при этом изменения фиксируются за счет проявления нового отношения к социальным и культурным реалиям. Из всех факторов, определяющих новации в молодежной субкультуре, эти явления наиболее динамичны и противоречивы. Их конкретное содержание зависит от многих обстоятельств. Здесь влияние оказывает и расположение конкретного региона, и культурно-бытовые традиции, и национальные особенности, и степень развития новых форм хозяйствования, и внимание к социальным вопросам со стороны властных структур и хозяйственного руководства.

Еще одной новой тенденцией, веянием времени в молодой среде стала проблема занятости молодежи. Однако независимо от того, как сегодня решаются вопросы молодежной политики, сама молодежь продолжает оставаться наиболее сложной социальной группой в России.

В результате проводимых реформ наше общество из социально стабильного стало такой системой, в которой большинство превращается в социальных аутсайдеров, теряет жизненную перспективу и возможность достижения приемлемого образа жизни.

Занятость представляет собой сложное, многоуровневое и многоаспектное явление. Ведущими, занимающими приоритетное место в общественной практике, являются его социальная и экономическая составляющие. В различных экономических школах занятости уделяется достаточно внимания, поскольку решение этой проблемы затрагивает интересы многих людей, их труда, благосостояния и качества жизни.

В широком смысле слова занятость -- это участие граждан в общественно полезной деятельности, связанной с удовлетворением их личных и общественных потребностей и приносящей им, как правило, заработок (доход). В узком смысле занятость -- совокупность общественных (экономических) отношений по поводу участия граждан в хозяйственной деятельности, обеспечение граждан рабочими местами. Будучи функциональной характеристикой населения, занятость определяет степень его включения в процесс труда и, как следствие, распределение трудоспособных граждан по конкретным родам, видам и формам деятельности. В этом выражаются экономические аспекты занятости. Социологию же интересуют, прежде всего, закономерности, функционирование и развитие занятости как социального взаимодействия между человеком, желающим быть занятым и получать доход за свое участие в производительном труде, и обществом, обеспечивающим желание гражданина быть занятым за счет предоставления ему рабочего места. В современных условиях особые проблемы с занятостью возникают в молодежной среде, поскольку здесь сложились две достаточно устойчивые основные тенденции, характеризующие состояние молодежи в процессе становления и развития рыночных отношений. Во-первых, часть молодежи, выдержав первые «удары» демократизации экономики, приспособилась к рыночным условиям. В их число можно включить молодое поколение менеджеров, банковских служащих, управленцев среднего звена. Эта же категория работников оказалась и наиболее уязвимой в условиях обвала рубля в августе 1998 года. В результате сегодня она пополнила обновленные ряды незанятого населения. Вторая тенденция связана с появлением на рынке труда новых отрядов молодежи, которые пополняются за счет молодых людей, закончивших средние специальные и высшие учебные заведения, выпускающие специалистов, не обеспеченных рабочими местами. В настоящее время доля безработной молодежи составила 36 % от общего числа незанятого населения. При этом 32 % молодых людей не работают более года. Если учесть, что среди молодых людей только от 0,8 до 1 % способны заниматься предпринимательством, дающим средства к существованию цивилизованным способом, то понятно, насколько трудно молодежи найти достойное место в системе рыночных отношений.

При наличии этих двух тенденций на современном рынке труда четко определяются социально обусловленные молодежные группы.

Значительная часть молодых людей попадает в ту категорию, которая имеет низкий уровень образования, не соответствующий современным требованиям, низкую общую культуру. Такая молодежь не вписывается в новые условия. По разным подсчетам она составляет до 80--90 % неработающей молодежи.

Другая ее часть относится к группе, которая после некоторого периода трудовой деятельности прерывает ее из-за низкой квалификации, отсутствия необходимых знаний или вследствие отмирания профессии.

Наибольшую озабоченность вызывают те группы молодых людей, которые обречены на «перспективную» безработицу. Это особенно касается той части молодежи, которая выбрала интеллектуальные профессии. Невостребованность последних дополняет картину интеллектуального рынка труда. 8 % молодых людей, получивших высшее образование, изъявили желание уйти из интеллектуальной сферы, около 2 % считают возможным уехать за рубеж для работы ради денег, в том числе и не по специальности и только 10 % считают возможным не порывать со своей профессией окончательно.

Какие условия способствуют формированию таких тенденций, что выдвигает молодежь в число так называемых «перспективных» безработных? Главным образом -- это катаклизмы в системе образования. Свертывание государственного финансирования, отсутствие госзаказа на специалистов, деструктуризация образовательного процесса приводят к тому, что большая часть выпускников вузов обречена на невостребованность на рынке труда или, как минимум, на работу не по специальности. В результате оказывается, что масса молодых специалистов имеет ограниченное право на трудовую деятельность.

Немалую роль в этом деле играет состояние рынка интеллектуального труда, которое складывается в результате определенной политики занятости в отношении специалистов с высшим образованием. В настоящее время чуть ли не решающим фактором из-за пресловутой политики вариативности образования, которая на деле привела к утрате передовых позиций нашей высшей школы, стало понятие «престиж вуза». На практике это означает, что значительная часть выпускников бакалавриата, второго высшего образования по престижным профессиям (экономист, юрист, менеджер, маркетолог) становятся невостребованными. Так называемый «престиж вуза» напрямую влияет на престиж получаемой профессии и, как следствие, на возможности трудоустройства.

На самом деле за всем этим стоит не что иное, как подрыв уровня профессиональной высшей школы. Главная причина этого кроется в том, что, как считают 72 % работников государственных вузов, высшая школа поставлена в условия выживания. Причина этого кроется, в том числе и в том, что численность школьников резко снизилась; в среднюю школу не ходит около 30 % детей школьного возраста. Число беспризорных детей в стране достигло более 3 млн. человек.

Все это является следствием внутреннего состояния самих образовательных учреждений. Ежегодно до 9 % квалифицированных кадров. профессорско-преподавательского состава порывают с высшей школой и уходят в другие сферы деятельности, 60 % преподавательского корпуса -- это люди пенсионного и предпенсионного возраста. Сегодня в образовательных учреждениях посуществу отсутствует система воспроизводства молодых кадров, утрачивается понятие «научная школа». Пагубное влияние на состояние высшей школы оказала не-продуманная политика «университезации» высшего образования. В этих условиях очень часто ключевые позиции в образовательных учреждениях занимают некомпетентные люди.

В свою очередь эта ситуация оказывает особое влияние на настроения молодых людей, затрагивает их ориентацию на получение образования. Среди профессиональных предпочтений приоритет по-прежнему отдается экономике (63,2 %), праву (37,4 %) и гуманитарным специальностям (47,4 %), в том числе психологии -- 34 %, социальной работе -- 28,1 %, социологии -- 19,4 %. При этом, последние специальности становятся также престижными и конкурентоспособными.

Важно отметить, что большая часть респондентов аргументирует такой выбор желанием получить знания в области данной науки (34,7%), востребованностью профессии на рынке труда (16,5 %) и уверенностью в том, что рано или поздно полученные знания пригодятся в жизни (8,9 %). Почти треть опрошенных выпускников к моменту окончания вуза имеет опыт работы по избранной специальности.

В ценностных ориентациях студенческой молодежи появляется ряд новых тенденций, которые свидетельствуют о дифференциации потребностей в образовании. Прежде всего, это касается различий в це-левых установках студенчества и профессорско-преподавательского состава по назначению обучения в вузе! Более 90 % преподавателей считают вуз учреждением, где будущий специалист получает профессиональные знания. Основная же масса студенчества (1--3 курсы) высказали мнение, что институт позволяет им решать жизненные проблемы, не имеющие прямого отношения к образованию и получению профессии. Доля таких мнений снижается к моменту перехода студентов на старшие курсы, но в целом продолжает превалировать над другими ценностями.

Среди новых функций образования как социального института появляется не наблюдавшееся ранее направление, которое известно как рекреация. Значительная часть поступающей в вузы молодежи рассматривает образование в качестве условия, позволяющего спрятаться от многих тягот жизни, с которыми встречается молодой человек.

Это прежде всего более быстрое и устойчивое завоевание статусной позиции в обществе, а также легальная возможность иметь свободное время для каких-либо занятий и, не в последнюю очередь, -- освобождение от службы в армии.

Происходящие изменения в образовательной деятельности, в практике вузовской работы делают учебу престижной, позволяют рассматривать ее как специфическую форму занятости молодежи.

Молодые люди находятся под двойным гнетом. С одной стороны на их выбор влияют условия жизни и учебы, а с другой -- отсутствие социальных гарантий, делающих эти условия приемлемыми.

Если учесть, что в психологическом плане молодежь остается наиболее неустойчивой и легко поддающейся влиянию группой, то последствия такого отношения к незанятости молодежи легко предсказать.

Решение проблем социологии молодежи во многом зависит от целенаправленной и взвешенной молодежной политики, которая должна осуществляться в жесткой взаимосвязи с учетом современных изменение в развитии российского государства.

Таким образом, молодежная проблематика требует особого внимания, а социология молодежи как специальная социологическая теория дальнейшего обогащения данными эмпирических исследований.

дипломная работа

1.1 Понятие «молодежь» и ее специфические особенности

На протяжении длительного времени в нашем обществе, молодёжь не рассматривалась как самостоятельная, обособленная группа. Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине социально-политического единства.

Первое определение понятия “молодёжь” было дано в 1968 г. В.Т.Лисовским: “Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет”. Немного позже более полное определение было дано И.С. Коном: “Молодёжь это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленная теми или другими социально-психологическими свойствами. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации”.

Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.

Немецкий социолог Карл Мангейм (1893--1947) определил, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их (ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизуются и не интегрируются, а часто подавляются). Молодёжь, по мнению Мангейма, выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни; эта функция имеет своим важным элементом неполную включенность в статус общества. Этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. Решающим фактором, который определяет возраст половой зрелости, является то, что в этом возрасте молодёжь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с хаосом антагонистических оценок.

Сегодня молодёжь РФ -- это 33 миллиона молодых граждан -- 23 % от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи в России ранее относились граждане от 14 до 30 лет. Однако, последнее время в большинстве субъектов РФ наблюдается тенденция смещения возрастного ценза для молодежи до 35 лет.

Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

У немалого числа молодых людей отсутствует четко-выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы. Позиция отчуждения просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодежного досуга.

В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинальное мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности молодой человек сталкивается с ограничениями, он не полностью включён в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособлению, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уходу, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личности. Сознание молодёжи определяется несколькими объективными обстоятельствами:

1. В современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов не одновременно и не однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфере и чувствовать себя как подросток в другой.

2. Становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность механизмов социализации не является жёсткой системой, каждый из этих механизмов выполняет свои специфические функции в развитии личности .

Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта. Это выбор профессии, выбор спутника жизни, выбор друзей. Это лишь не полный перечень проблем, при решении которых в значительной степени формируется образ последующей жизни.

Современная молодежь -- это «компьютерное поколение», «поколение виртуальной реальности», поэтому ее культурные запросы и ценностные ориентиры принципиально отличаются от всех предшествующих поколений. Современная же молодежь России выросла в период социально-экономических катаклизмов, бандитских разборок и активного внедрения массовой культуры. Поэтому она сама пытается разобраться, что есть добро, а что -- зло, что справедливо, а что -- нет, что прекрасное, а что -- безобразное. Переоценка житейских, этико-эстетических и религиозных ценностей протекает на основе быстрого развития новых информационных технологий, что приводит молодежь к признанию рационального понимания собственного бытия, где на первый план выдвигается принцип прикладной пользы, значимый для жизни и дальнейшего саморазвития. Создается собственная социально-интеллектуальная среда, которая способствует моральной независимости, эстетической оригинальности, проявляющейся прежде всего в молодежной моде, языковом сленге, а порой в негативизме как протесте против традиций, норм, идеалов и общечеловеческих ценностей культуры общества, так как молодежная культура представляет собой, скорее субкультуру или контркультуру. В современной молодежной культуре существует противоречие между технической «продвинутостью» и мировоззренческой слаборазвитостью, пересыщением объема знаний и культурной деградацией. Это противоречие выражается в том, что полное поглощение образовательного цикла компьютерным знанием ведет к формированию «специализированных личностей» (А. Кинг), которые в результате интенсивной работы с компьютером, все более технизируясь, утрачивают интерес к чисто человеческим ценностям: любви, состраданию, вере, так как они не входят в круг ценностей компьютерного мира. Жизнь в мире «электронных симуляций» позволят молодежи уйти от объективной реальности, остается только виртуальный мир, в котором жизненный опыт заменяется информацией с дисплея. Данный опыт не безопасен, так как развивается однообразное мышление, не учитывается интуитивное, чувственно-подсознательное, происходит внутреннее изменение личности, порой ведущее к деградации. Однако следует отметить, что в современной молодежной культуре появилась новая волна ценностного отношения к жизни, появилась тенденция к формированию мировоззрения «качества жизни», значимости деятельности в реализации своих возможностей на основе Интернет-образования, развитие творческих способностей. Создается новая компьютерная культура общения и ее ценности.

Культура современной молодежи по своей структуре неоднородна, существует множество различных направлений, имеющих свои идеалы, цели, моду, имидж и так далее. Все имеющие субкультуры можно сгруппировать в несколько основных направлений: субкультура Интернет-сообщества; субкультура приверженцев музыкальных вкусов (брейкеры, битломаны, роллинги); гедонистически-развлекательное направление («рейверы», «реперы», «золотая молодежь», «голубая тусовка», «митьки»); субкультура молодежи аполитичного характера (хиппи, панки, дредеры); идеологическое направление (пацифисты, зеленые, отклонисты); агрессивно-криминальное направление (антифа, гопники, скинхеды, сатанисты); субкультура фанатов (спортивные, актерские, футбольные). Каждая из этих субкультур пытается переосмыслить имеющие ценности и идеалы, вырабатывая свои собственные, порой, отрицающие общечеловеческую мораль, право и веру. Поэтому сущностной характеристикой современной молодежной культуры, не смотря на ее неоднородность и многообразие форм и направлений, несомненно, является переоценка всех ценностей предшествующих поколений с позиций рационализма и прагматизма. Романтическо-героические идеалы, где служение исключительно добру было нормой, а порой смыслом жизни, заменяются идеалами личной выгоды и пользы. Но следует отметить, что объективная реальность уже существующей цивилизационно-культурной среды определяет во многом стереотипы мышления, поведения и чувствования молодежи, а значит, и ее ценностные ориентиры. Современная молодежная культура по-своему уникальная и неповторима и является составной частью культуры общества и возможной основой для дальнейшего культурного развития.

Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин наиболее значимыми представляются следующие:

1. Молодёжь живёт в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодёжной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка специально молодёжных программ, за исключением социально-адаптационных или профориентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов российского общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество - такова и молодёжь.

2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребёнка, подростка, молодого человека, как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей "взрослого" мира не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодёжь, самими взрослыми приготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, а не подавляемых агентами социализации.

3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определённый "образ" субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации - семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением - наиболее распространённые виды досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодёжная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного (читай: выгодного) зрителя .

Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.

Результаты некоторых исследований показывают, что молодёжь в целом аполитична. В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33 процента молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой. При этом политика интересуется молодёжью достаточно интенсивно, особенно в период выборных компаний. В результате непростой ситуации, сложившейся с выборами в России, возник своеобразный конфликт между представлениями молодых людей об участии в выборах и их реальным политическим поведением. Так, если 66 процентов молодых людей считают своим гражданским долгом участвовать в выборах, то только 28 процентов из них приняли участие в голосовании на выборах депутатов Государственной Думы РФ в 2012 г. В периоды между выборами политическая активность молодёжи, как правило, снижается. Только 2,7 процента молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций. Вместе с тем за последние годы возросло число молодёжных политических организаций: «Молодые социалисты России», Молодёжное движение «Ура!», «Молодая гвардия Единой России, «Идущие без Путина», «Новое время». Их деятельность зачастую сводится к акциям, ориентированных на привлечение внимания СМИ.

В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодёжь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако в настоящий момент 35 процентов молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51 процент одобрили бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп.

По данным исследования проведённого в августе 2011 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) молодые люди в возрасте 18-24 лет считают кумирами современной российской молодёжи поп- и рок-звёзд (15 %), политиков(15%), успешных бизнесменов, олигархов (2 %), спортсменов (3%). Президент В. В. Путин является кумиром 7 % российской молодёжи.

В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15 -- 24 лет (6,4 процента).

Абсолютное большинство опрашиваемых, которые считают, что здоровый образ жизни зависит скорее от собственных усилий самого человека исходят из того, что превращение России в страну здорового образа жизни состоится лишь когда-нибудь в далёком будущем (65,9 %). Симптоматично для современной России то, что количество респондентов, в принципе не верящих в то, что Россия станет страной здорового образа жизни (22,4 %) почти в два раза превышает ту часть опрашиваемых, которые ответили на этот вопрос -- «да, и довольно скоро».

Таким образом, молодежь -- это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.

Бюрократизм как модель управления

Бюрократия -- это сложное социальное явление, необходимое и неизбежное, продукт развития общества, процесса разделения труда, объективного появления управляющих и управляемых...

Девиантное поведение в подростковой среде

В современном российском обществе, как и во всём мире, девиантное поведение молодежи стало массовым явлением и характеризуется устойчивыми тенденциями роста. Сегодня оно охватывает подростковую и даже детскую часть молодежи...

Молодежь в социально-политическом развитии России

Учитывая теоретико-методологические наработки и современное состояние общества...

Молодежь как объект социальной защиты

Молодёжь -- это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учеными молодёжь понимается как совокупность молодых людей...

Молодежь как объект социальной работы

Среди социологов и демографов более трех десятилетий продолжаются дискуссии по поводу определения понятия «молодежь» как возрастной когорты и возрастных границ для этой социально-возрастной группы населения...

Молодежь на рынке труда

Сегодня, как никогда, актуально оценить ее масштабы и спрогнозировать ее динамику, найти пути оказания эффективной помощи молодым людям, испытывающим затруднения с трудоустройством. В России...

Проблемы трудоустройства молодых специалистов после окончания ВУЗа

Молодёжь -- это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей...

Реализация государственной молодежной политики на территории Краснодарского края

На протяжении многих лет, особенно в советское время молодежь не рассматривалась как отдельная социальная группа, это не укладывалось в сложившуюся классовую структуру общества, ее социально-политическом единстве...

Символика молодежной субкультуры: роль и функции

Социальная работа как профессиональная деятельность

социальный работы профессия российский Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека...

Социально-философский образ современной молодежи

В широком смысле молодежь - это совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности. Руководствуясь различными подходами...

Социология деревни

Во многом функции деревни и города схожи, но у каждого типа поселения есть свои специфические функции. Выделяют две важнейшие функции деревни: 1. пространственно-коммуникационная; 2. донорская. Пространственно - коммуникационная...

Управление экономической активностью молодежи

Понятие «молодежь» определяется не только по возрастным границам. Оно имеет ряд особенностей, которые отличают эту социально-демографическую группу от остальных...

Характеристика демографических процессов Красноярского края

Ситуация со смертностью в Красноярском крае также имеет много общего с общероссийской. Общий коэффициент смертности в крае ниже среднероссийского (вследствие более молодой структуры населения)...

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет

культуры и искусства»

Специальность: Культурология

(менеджмент международных культурных связей)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу "Теория и история социально-культурной деятельности"

Понятие и сущность образа жизни и характеристика современной молодежи

МИНСК, 2010

1. Определение понятия молодежь

2. Понятие и сущность образа жизни современной молодежи

3. Характеристика современной молодежи

Литература


1. Определение понятия молодежь

Молодёжь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума. Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения.

Выделение молодежи в особую социальную группу носит несколько условный характер. Понятие молодости и возрастных ее границ исторически весьма подвижно и связано с определенными социально-экономическими процессами. Поэтому те, кого в современных условиях называют молодежью, столетие и более назад таковой отнюдь не считались.

В раннее время молодежь считалась уже к 10-12 годам, из-за демографической нестабильности юноши и девушки были равноценны взрослому человеку уже к этому возрасту.

А в наше время границы взросления и становления подросли, т.к. в наше время усложнился образ жизни любого человека и общества, это связано с усложнением социальных, политических, производственных и даже межличностных отношений. Это влечет за собой увеличение сроков взросления и обучения человека. (подростки – до 18 лет, молодежь – 18 – 24 года, молодые-взрослые – 25 – 30 лет)

2. Понятие и сущность образа жизни современной молодежи

Под образом жизни современной молодежи мы понимаем общение, труд, отдых, выбор, предпочтения, отношения и т.д. Образ жизни современной молодежи претерпевает существенные изменения, по сравнению с предыдущими поколениями. К примеру, если взять для сравнения предыдущее поколение – наших родителей. Сущность их образа жизни повально не заключалась в пустой бутылке из-под пива, как это наблюдается сейчас. Также – предыдущее поколение было более здоровым и спортивным.

Современная же молодежь в большинстве случаев интересуется компьютерными играми, спиртными напитками, курением, дискотеками (клубами) – всесторонними развлечениями. И только меньшее процентное соотношение занимается спортом и уделяет внимание своему здоровью – задумываясь о будущем.

Конечно же, имеет место и образование – но, школа и институт – играют посредственную роль. Они дают только соответственный уровень знаний. Молодые люди обычно предоставлены самим себе.

3. Характеристика современной молодежи

В условиях преобразований, осуществляемых в белорусском обществе, выдвигаются качественно новые, более сложные задачи теоретического осмысления, дальнейшего практического развития и конкретизации важнейших аспектов деятельности по формированию у подрастающего поколения высокой гражданственности, патриотизма, чувства ответственности за судьбу Отечества, готовности к его защите. Осмысление и решение данной проблемы не может не рассматриваться без тесной связи с процессами и явлениями, происходящими в нашем обществе, вне учета всей совокупности факторов - социально-экономических, политических, духовно-нравственных, и других, оказывающих воздействие на современную молодежь.

Сегодняшняя жизнь, складывающиеся и постоянно меняющиеся условия и обстоятельства возвышаются над всеми социальными и государственными институтами, над самим человеком. "Дух общества", среда обитания с их стихийными, неписаными требованиями и принципами, словно гигантский и могучий пресс, мнут и ломают, часто уродуют взгляды и принципы формирующейся личности, зачастую помимо ее воли сводя на нет усилия тех, кто пытается оказать на нее положительное воздействие - родителей, учителей, всех тех, кому небезразлична современная молодежь.

Негативные процессы, являющиеся следствием углубляющегося кризиса в нашем обществе, чрезвычайно затрудняют проведение воспитательной работы с молодежью. Ее эффективность за последние годы резко снизилась, и все же сохранившиеся до настоящего времени молодежные организации и объединения имеют возможности для улучшения своей деятельности. Их реализация во многом зависит от более глубокого понимания важнейших сторон, особенностей современной молодежи, как специфической категории общества.

Не имея представления о том, какими являются сегодня основные ценности, ориентиры, взгляды и интересы молодого человека, крайне сложно рассчитывать на положительный результат в процессе формирования у него лучших качеств гражданина и патриота Беларуси. Это важно учитывать преподавателям и мастерам производственного обучения в школах и клубах, учителям общеобразовательных школ, руководителям патриотических и военно-патриотических организаций и объединений.

В условиях весьма неблагоприятных в целом воздействий макросреды снизился престиж нравственности, возросли рваческие ориентации, интересы сугубо личного, прагматического плана в молодежной среде. У значительной части молодежи разрушены и утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты, как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов и целей и другие.

По данным социологического исследования, среди выпускников минских школ с целью выявления их гражданской и нравственной зрелости, добрыми и чуткими считают себя 47,9% опрошенных учащихся; добросовестность и исполнительность отмечает в себе лишь половина из них (51,5%); честность и порядочность - 56,2%; умение приспособиться к жизни, как ценное качество личности, рассматривают 37,9% респондентов. Продолжается процесс переориентации нравственного сознания и чувств белорусской молодежи по отношению к тем явлениям, которые недавно категорически осуждались: невыполнение долга, данного слова, проявление нечестности, неверности, половой распущенности, наркомании, иждивенчества, воровства, проституции, гомосексуализма, поклонение западным ценностям и т.п.

Интеллектуально-образовательные ценности молодежи следует рассматривать в ракурсе ее умственного, творческого потенциала, который, к сожалению, значительно снизился за последние годы. Это связано с ухудшением физического и психическою состояния подрастающего поколения. Новые условия породили и новые проблемы, которые стали присущи социокультурным ценностям современной молодежи. Можно выделить следующие черты, которыми характеризуются эти ценности:

Во-первых,

с конца 80-х годов в белорусском обществе, особенно среди молодежи, началось резкое снижение ценностей духовной культуры. Результаты проведенных комплексных социальных исследований свидетельствуют о том, что "...ценности познания, искусства, творчества не имеют высокого престижа даже среди студентов". Налицо отчуждение широких масс молодежи от ценностей мировой и отечественной культуры. Общий упадок культуры признают около 85% молодых людей, а среди творческой молодежи - 96%.

Во-вторых,

разрушается и претерпевает существенные деформации исторически сложившаяся общечеловеческая и общебелорусская иерархия социокультурных ценностей, что особенно характерно для молодежи. Так, для большей ее части неоправданно приниженным является значение народного и духовного искусства, художественных произведений традиционных промыслов и ремесел. В то же время явно несоразмерным по силе проявления является внимание, уделяемое молодыми людьми маскультовскому и авангардистскому искусству и моде, не содержащим собственного позитивного мировоззрения и фальсифицирующим основное содержание духовно-нравственного компонента социокультурных ценностей (любовь, добро, истина, красота, гуманизм, возвышенное, трагическое и др.).

В-третьих,

продолжается тенденция дальнейшей дегуманизации и деморализации социокультурных ценностей, что выражается прежде всего в принижении, деформации и разрушении позитивного образа человека, личности нашего общества. То же самое проявляется и в неослабевающем интересе молодежи к восприятию сцен и эпизодов насилия и секса, жестокости и натуралистичности (кинематограф, телевидение, видео, рок-музыка, театр, литература, изобразительное искусство). Увлечение такого рода псевдоценностями противоречит традиционной народной нравственности.

В-четвертых,

в социокультурных ценностях молодежи наблюдается приоритет потребительских ориентации над креативными. Так, по результатам социологических исследований среди студентов вузов, потребление в рамках художественной культуры заметно преобладает над их креативными устремлениями в социокуль-турной деятельности. В среднем, свыше 75% молодых людей чаще всего проводят свое свободное время у телевизора или в компании с друзьями, слушая, главным образом развлекательную музыку. В то же время только каждый десятый (по их самооценке) предпочитает расходовать свободное время на посещение кружков-студий, каждый 16-й - на самообразование, каждый 6-й - на занятия спортом.

Публикации по теме