Звездное небо над головой и нравственный закон. "нравственный закон внутри нас"

У нас есть только две вещи: звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас. (Иммануил Кант)

Пролог.
Космос... Что нам известно о происходящем в нём в эту секунду? Ровно столько же, сколько о происходящем в течение миллиардов лет - практически ничего. Ещё меньше мы знаем о том, чему предстоит свершиться.
Человек в своей гордыне и заносчивости дал определение той части Вселенной, которая плохо досягаема для его изучения - Глубокий Космос, не имея при этом понятия насколько Космос может быть глубок в действительности и о сокрытом от нашего стремления к познанию в тех невообразимых пространствах.

Глава 1. Последний рапорт.
Стандартное время космофлота 03:00
Бессчётное количество раз командир экипажа поискового корабля "Одиссей" видел эту надпись на вахтенном табло, но сегодня она его особенно раздражала.
- Командир, офицерский состав смены готов к докладу.
Прозвучало в голове ещё до того, как бортовой компьютер привычным ровным голосом начал дежурное оповещение. Привычка просыпаться до сигнала таймера давно вошла в жизнь капитана-командующего Космофлота Федерации* Впереди его ждали очередные полчаса рутины, сводившейся к оценке готовности систем корабля и ведению протокола.
- Ваши записи сохранены в корабельном журнале и будут ретранслированы в Штаб Флота при достижении координат активации дальней связи.
Проклятье, почему он каждый раз должен слушать голос машины, который по чьей-то прихоти получился настолько похожим на её голос. Эта инструкция по обязательной голосовой идентификации... Она требовала устного общения с бортовым компьютером и всё из-за каких-то подонков, подосланных Синто* несколько лет назад. Отголоски событий, происходивших когда-то, кажется это было в прошлой жизни, возле "суверенного пространства" злосчастного Марса не давали покоя даже на поисковике, покинувшем солнечную систему ещё в самом начале своего пути. Ничего, впереди его ждёт вахта на мостике и настоящие разговоры с людьми, а не с системой, полностью заполняющей корабль своими коммуникаторами.
Каюта командира располагалась в непосредственной близости от мостика, оставалось только пройти сканирование. Вот створки отошли в стороны и перед взглядом предстало место службы, да что там говорить, практически дом, ведь снова обрести дом в привычном понимании не представлялось возможным - есть раны, которые никогда не затянутся.
- Командир, пора тебе завязывать с дополнительными дежурствами.
- Артур, ты по-прежнему мой старпом, а не мамочка. Поэтому просто не дай этим недоучкам загубить корабль, пока меня нет на мостике.
Артур был одним из немногих друзей, которыми довелось обзавестись за достаточно продолжительную жизнь, и единственным соратником, которому не просто удалось выжить, а к тому же оказаться с ним на одном корабле.
- Раз зашла речь о недоучках, то я готов предоставить последний отчёт аналитического отдела.
- На скольких страницах он в этот раз?
- Тебя ожидают 15 страниц отборнейшего словоблудия.
- Даже больше обыкновенного. Когда этим мозглякам наконец надоест подчёркивать собственную значимость?
Как бы ни относился бывший вояка к сотрудникам аналитического отдела, но в его обязанности входило ознакомление с результатами их работы. В конце концов ради этого и затевался полёт, даже был построен особый корабль, который предстояло вести дальше к неведомой цели.

Вывод из прочитанного следовал один - посреди окружающей пустоты они наконец смогли что-то найти. Незначительные возмущения в диаграммах, составленных по результатам данных мощнейших из произведённых когда-либо сканеров, указывали на возможность существования техногенного объекта в пределах зоны точного обнаружения.
В определённом смысле им даже повезло. Предположительная область расположения объекта находилась недалеко от точки начала сеанса связи. Следовало лишь раньше начать снижение скорости, чтобы выйти в район, в котором будет возможно одновременно установить канал связи и выслать исследовательские зонды.
- Внимание на мостике! Приготовится к изменению следующих контрольных координат. Нас ждёт работа...
Последние слова были произнесены внезапно севшим голос. Ранее командиру приходилось лишь дважды останавливать мчавшийся сквозь холодную бездну корабль. Сначала из-за неполадок в двигательных отсеках. На его памяти ни один новый корабль не обходился без этого в свой первый длительный полёт. Насколько бы ни был велик технический прорыв человечества в последнее время, сами люди оставались далеки от идеала, а следовательно в конструкциях всегда оставалось место недоработкам. Второй раз причиной стали данные об обнаружении нестабильного сигнала. Поиск тогда ничего не дал, но те параметры изначально не выглядели убедительными. Сейчас погрешности в работе системы обнаружения не допускались, на этом настаивал глава аналитического отдела. Хоть он и был заносчивым педантом, но его компетентность ни у кого не вызывала сомнений. Стало быть что-то ждало, пока космические ищейки* выполнят свою работу.
Старпом и офицер навигационной команды приблизились к терминалу командира.
- Капитан-командующий, разрешите доложить.
В присутствии остальных офицеров фамильярность Артура улетучивалась, но лишь на время вахты. Давала о себе знать начальная выучка в корпусе штурмовых бригад. Да, тогда они и помыслить не могли, что будут просиживать штаны в креслах командного состава исследовательского корабля.
- Докладывайте
- Необходимые изменения курса были внесены в навигационный блок. Время выхода в расчётную точку 14:20
- Лейтенант, вы слышали доклад старшего помощника. Следующие 10 часов всё будет зависеть от вашей расторопности.
- Командир, навигаторы не подведут вас и в этот раз.
Кто догадался надевать погоны навигаторам? Что они видели, кроме панелей управления и показаний навигационного оборудования? Вернее будет спросить другое. Что делают боевые офицеры в якобы исследовательской команде? Впрочем, если на "Одиссее" имелись орудийные установки, лишь немногим уступающие боевым кораблям по мощности, но заметно превосходящие их по дальности, то становилось ясно, что следующая их находка могла оказаться значительно крупней и быть менее статичной, нежели тот объект, который им предстояло встретить в скором времени. По начальным оценкам его размер не превышал командирскую каюту, а в своей каюте командир точно не ощущал себя королём посреди огромного тронного зала.
- На этом всё. Займите свои места.

Что же, лейтенант остался верен своему слову. "Одиссей" вышел точно в указанные координаты. Канал связи был установлен и все ждали первых данных от автономных зондов. Их передатчики были напрямую связаны с бортовым компьютером и первым, что предстояло услышать в случаи успешной работы ищеек, должен был стать знакомый всему экипажу размеренный голос Кассандры. Конечно, как не дать имя бортовой коммуникационной системе, с которой каждому на корабле приходилось общаться ежедневно.
- Внимание всем расчётам. Обнаружен предполагаемый объект.
Это оповещение означало, что излучатели были наведены на цель для последующего уничтожения, в случаи необходимости, а аналитики начали в нетерпении потирать руки, ожидая визуального отображения того, что им удалось нащупать в действительно огромной области покрытия сигналов системы обнаружения.
Экран терминала, за которым размещался командир, теперь занимало лишь одно изображение. На фоне звёзд, едва различимых в кромешной тьме безвоздушного пространства, был виден тот самый объект. Он мог оказаться чем угодно, но удивление вызвал именно тот факт, что перед глазами находилась привычная каждому, бывавшему в космосе, вещь...
Это была стандартная спасательная капсула. Здесь, в глубоком космосе, где не было места межпланетарным кораблям, оснащённым капсулами. Что проку от подобного спасения, если при таком удалении от ближайшей станции помощи всё равно не дождаться. На кораблях, подобных "Одиссею", были особо защищённые отсеки для погружения в анабиоз. Но они существовали лишь для того, чтобы дать шанс при полном отказе систем жизнеобеспечения, но работоспособных двигателях и навигации. Тогда компьютер, к примеру Кассандра, сможет вывести умирающий корабль к точке выхода на связь и законсервировать его, оставляя в работе только передатчики и отсек со спящим экипажем. В таком режиме даже неполноценно работающие энергоблоки смогут годами обеспечивать корабль.
Словом, предстояло изучать знакомую вещь, встретившуюся в весьма неожиданном месте.
- Командир, объект не является источником негативных воздействий. Каковы ваши распоряжения?
- Кассандра, доставить объект в карантинный модуль.
Процедура карантина даст необходимое для размышлений время, а заодно поможет заткнуть инструкциями рот главе аналитиков.
- Старший помощник, принимайте командование.
Сейчас следовало вернуться в каюту и отправить по ещё сохраняющему стабильность каналу связи рапорт.
Капитан-командующий* - войсковое звание в Федерации Государств Земли. В отличие от капитана, капитан-командующий имеет право взять командование над крупными подразделениями космических войск, а не только над вверенным ему кораблём или космической станцией. Обычно капитан-коммандующий назначается командиром на флагман или головной корабль.
Синто* - упрощённое название первой мегакорпорации Sintetic & Organic Technologies. Именно её объединённое правительство Земли обвиняет в развязывании военного конфликта, получившего в последствие название "Исход".
Ищейки* - прозвание автономных космических зондов, а заодно и эксплуатирующих их корабельных команд. Они способны находить в указанной области космического пространства любые предметы и всесторонне их исследовать. Разработавшие АКЗ робототехники считают подобное примитивное определение оскорбительным для предмета их гордости. Наряду со взаимным неприязненным отношением лётного состава и аналитических служб, упоминание слова "ищейка" является одной из причин конфликтов среди экипажа.

Вчера вечером гуляли с женой у озера в Сель-сюр-Плен в Вогезах. Темнело, постепенно появлялись звёзды. Я никак не мог вспомнить точную цитату из Канта о звёздном небе над головой и нравственном законе внутри нас. Что-то вроде: "Есть только две вечные загадки..."

Вернувшись в наш домик, никак не мог зайти в интернет, связь была плохая. А сегодня нашёл:

"Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне".

(Zwei Dinge erfüllen das Gemüt mit immer neuer und zunehmender Bewunderung und Ehrfurcht, je öfter und anhaltender sich das Nachdenken damit beschäftigt: Der bestirnte Himmel über mir, und das moralische Gesetz in mir).

С этой фразы начинается Заключение книги Канта "Критика практического разума". Оно не очень длинное, приведу его здесь целиком:

Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и
благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это
звездное небо надо мной и моральный закон во мне. И то и другое мне нет
надобности искать и только предполагать как нечто окутанное мраком или
лежащее за пределами моего кругозора; я вижу их перед собой и
непосредственно связываю их с сознанием своего существования. Первое
начинается с того места, которое я занимаю во внешнем чувственно
воспринимаемом мире, и в необозримую даль расширяет связь, в которой я
нахожусь, с мирами над мирами и системами систем, в безграничном времени их
периодического движения, их начала и продолжительности. Второй начинается с
моего невидимого Я, с моей личности, и представляет меня в мире, который
поистине бесконечен, но который ощущается только рассудком и с которым (а
через него и со всеми видимыми мирами) я познаю себя не только в случайной
связи, как там, а во всеобщей и необходимой связи. Первый взгляд на
бесчисленное множество миров как бы уничтожает мое значение как животной
твари, которая снова должна отдать планете (только точке во вселенной) ту
материю, из которой она возникла, после того как эта материя короткое время
неизвестно каким образом была наделена жизненной силой. Второй, напротив,
бесконечно возвышает мою ценность как мыслящего существа, через мою
личность, в которой моральный закон открывает мне жизнь, независимую от
животной природы и даже от всего чувственно воспринимаемого мира, по
крайней мере поскольку это можно видеть из целесообразного назначения моего
существования через этот закон, которое не ограничено условиями и границами
этой жизни.

Но удивление и уважение хотя и могут побуждать к изысканиям, но не могут их
заменить. Что же нужно сделать, чтобы провести эти изыскания полезным и
соответствующим возвышенности предмета образом? Примеры здесь могут служить
для предостережения, но также и для подражания. Рассмотрение мира
начиналось с превосходнейшего вида, который всегда показывает лишь
человеческие чувства, а наш рассудок всегда стремится проследить его во
всей его широте, и оканчивалось - астрологией. Мораль начиналась с
благороднейшего свойства в человеческой природе, развитие и культура
которого направлены на бесконечную пользу, и оканчивалась - мечтательностью
или суеверием. Так обстоит дело со всеми еще грубыми попытками, в которых
большая часть работы зависит от применения разума, что не даете! само
собой, не так, как пользование ногами, посредством частого упражнения, в
особенности в том случае, если оно касается свойств, которые не могут быть
непосредственно показаны в обыденном опыте. Но после того как была, хотя и
поздно, пущена в ход максима - заранее хорошенько обдумывать все шаги,
которые разум намерен сделать, и делать их, только руководствуясь заранее
хорошо продуманным методом, суждение о мироздании получало совершенно
другое направление и приводило к несравненно более успешным результатам.
Падение камня и движение пращи, разложенные на их элементы и на
проявляющиеся при этом силы и математически обработанные, создали наконец
тот ясный и для всякого будущего неизменный взгляд на мироздание, который,
как можно надеяться, при дальнейшем наблюдении всегда будет развиваться, но
никогда - этого бояться не надо - не будет деградировать.

Идти этим путем и в изучении моральных задатков нашей природы - в этом
указанный пример может быть очень поучительным для нас и дать надежду на
подобный же хороший результат. Мы имеем под рукой примеры разума, строящего
моральные суждения. Расчленить их на первоначальные понятия, а за неимением
математики в неоднократных попытках испытать на обыденном человеческом
рассудке метод, подобный химическому, предписывающий отделить эмпирическое
от рационального, что может в них находиться, - этим можно сделать и то и
другое чистым и с достоверностью обозначить то, что каждое из них может
выполнить само по себе; этим можно, с одной стороны, предотвратить
заблуждения еще грубого, неискушенного суждения, с другой стороны (что
гораздо важнее), предотвратить взлеты гения, которые, как это обычно бывает
с адептами философского камня, без всякого методического исследования и
знания природы обещают мнимые сокровища и растрачивают сокровища настоящие.
Одним словом, наука (критически исследуемая и методически поставленная) -
это узкие ворота, которые ведут к учению мудрости, если под этим понимают
не только то, что делают, но и то, что должно служить путеводной нитью для
учителей, чтобы верно и четко проложить дорогу к мудрости, по которой
каждый должен идти, и предохранить других от ложных путей; хранительницей
науки всегда должна оставаться философия, в утонченных изысканиях которой
публика не принимает никакого участия, но должна проявлять интерес к ее
учениям, которые могут ей стать совершенно понятными только после подобной
разработки.

Вряд ли есть на свете люди, которые хоть раз не смотрели зачарованно на звездное небо над головой.

Нас манит и завораживает эта сияющая звездная россыпь. В ясную безлунную ночь даже невооруженным глазом можно увидеть около 3000 звезд. А если смотреть в телескоп, то видны и более слабые звезды – их можно увидеть до 350 тысяч.
Как же ориентироваться в таком огромном звездном пространстве?

Уже с древнейших времён люди видели некоторую систему во взаимном расположении звёзд и группировали их в созвездия .
Наблюдатели выделяли различное число созвездий и их очертания, а происхождение некоторых древних созвездий так и не выяснено до конца. До XIX века под созвездиями понимались не замкнутые области неба, а группы звёзд, которые нередко перекрывались. При этом получалось, что некоторые звезды принадлежали сразу двум созвездиям, а некоторые бедные звёздами области не относились к какому-либо созвездию. В начале XIX века между созвездиями были проведены границы, ликвидировавшие «пустоты» между созвездиями, однако их чёткого определения по-прежнему не было, и разные астрономы определяли их по-своему.

И только в 1922 г. в Риме решением I Генеральной ассамблеи Международного астрономического союза был окончательно утверждён список из 88 созвездий , на которые было поделено звёздное небо, а в 1928 году были приняты чёткие и однозначные границы между этими созвездиями на эпоху 1875.0. В течение пяти лет в границы созвездий вносились уточнения. В 1935 г. границы созвездий были окончательно утверждены и больше изменяться не будут (хотя на звёздных картах эпох, не совпадающих с эпохой 1875.0, в частности, всех современных карт, из-за прецессии земной оси границы созвездий сдвинулись и уже не совпадают с кругами прямых восхождений и склонений. Прецессия - явление, при котором момент импульса тела меняет своё направление в пространстве под действием момента внешней силы.

Зодиакальные созвездия были выделены уже в глубокой древности. Зодиаком, или Поясом зодиака , называются 12 созвездий, расположенных на небе вдоль эклиптики (большого круга небесной сферы, вдоль которого перемещается Солнце при годовом движении. По этим же зодиакальным созвездиям движутся и планеты Солнечной системы.
Зодиакальные созвездия: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Слово «зодиак» (zodiakos) с древнегреческого переводится как «животное», поэтому большинству созвездий даны имена различных животных.
Другие названия созвездий частично заимствованы из мифологии (Андромеда, Персей), а частично связаны с деятельностью людей (Возничий, Волопас).

Итак, по международному соглашению небо разделено на 88 созвездий. А для обозначения самых ярких звезд используются греческие буквы или цифры в сочетании с названием созвездия. Например: Полярная звезда – α (альфа) Малой Медведицы.
Многие яркие звезды имеют собственные имена, смотрим таблицу:
Алголь β Персея
Альдебаран α Тельца
Алькор g Большой Медведицы
Альтаир α Орла
Вега α Лиры
Сириус α Большого Пса
Некоторые типы звезд имеют специальные обозначения, например, переменные звезды обозначаются прописными латинскими буквами. А слабые звезды обозначаются названием каталога, в котором содержатся сведения об этой звезде, и номера этой звезды.
Вот список всех созвездий. Буквы рядом с ними обозначают: С – Северное полушарие; Ю – Южное полушарие; Э – экватор.
Андромеда С Дракон С
Близнецы С Единорог Э
Большая Медведица С Жертвенник Ю

Большой Пес Ю Живописец Ю
Весы Ю Жираф С
Водолей Э Журавль Ю
Возничий С Заяц Ю
Волк Ю Змееносец Э
Волопас С Змея Э
Волосы Вероники С Золотая Рыба Ю
Ворон Ю Кассиопея С
Геркулес С Киль Ю
Гидра Э Кит Э
Голубь Ю Козерог Ю
Гончие Псы С Компас Ю
Дева Э Корма Ю
Дельфин С Рысь С
Крест Ю Северная Корона С

Лебедь С Секстант Э
Лев С Сетка Ю
Летучая Рыба Ю Скорпион Ю
Лира С Скульптор Ю
Лисичка С Столовая Гора Ю
Малая Медведица С Стрела С
Малый Конь С Стрелец Ю
Малый Лев С Телескоп Ю
Малый Пес С Телец С
Микроскоп Ю Треугольник С
Муха Ю Тукан Ю
Насос Ю Феникс Ю
Наугольник Ю Хамелеон Ю
Овен С Центавр Ю
Октант Ю Цефей С
Орел Э Циркуль Ю
Орион Э Часы Ю
Павлин Ю Чаша Ю

Паруса Ю Щит Э
Пегас С Эридан Ю
Персей С Южная Гидра Ю
Печь Ю Южная Корона Ю
Райская Птица Ю Южная Рыба Ю
Рак С Южный
Резец Ю Треугольник Ю
Рыбы Э Ящерица С
На звездном небе можно наблюдать и другие небесные тела – звездные скопления, ассоциации, туманности, галактики, скопления галактик , а также небесные тела, входящие в состав Солнечной системы: планеты, спутники планет, малые планеты, кометы. Часто можно заметить среди звезд и искусственные космические объекты: искусственные спутники Земли, автоматические межпланетные станции.

Конечно, не все небесные тела можно наблюдать невооруженным глазом или в бинокль. Но тем важнее знать, какие из них все-таки можно увидеть таким образом. Вот они: рассеянные звездные скопления Плеяды и Гиады в созвездии Тельца. Ясли – в созвездии Рака. Шаровые звездные скопления в созвездиях тукана и Центавра. Газовая туманность в созвездии Ориона. Галактика в созвездии Андромеды и Большое и Малое Магеллановы Облака. Планеты: Венера, Юпитер, Марс, Сатурн, Меркурий, Уран, малая планета Веста.
Как мы знаем, картина звездного неба непостоянна, она меняется в результате вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.
А днем на ясном небе мы можем увидеть, кроме Солнца, Луну и Венеру.

Береги честь смолоду – гласит мудрейшая народная пословица. Она и сегодня обращена ко всем молодым и к каждому из них в отдельности.

Чтобы молодой человек мог следовать этому мудрому совету, он должен иметь понятие о чести. Стало быть, он с детства должен обладать чувством стыда, совести, сознанием долга. Он должен жить по принципам здоровой морали.

Нравственность, как и весь характер, формируется уже с той поры, когда ребёнок ещё мал. Нравственное воспитание, его основы, закладываются в семье.

Хочу предложить вашему вниманию статью учителя – методиста Е. Ильина, напечатанную в газете (г. Санкт-Петербург). Привожу её текст.

Первое сентября. Начиная “с торжественной линейки, выстроился как бы график постепенного снижения воспитанности первоклашек.

На линейке, впрочем, ещё не так заметно. Но вот под музыку, один за другим, сквозь плотные ряды счастливых родителей и бабушек направляются они, ведомые учительницей, к дверям школы и впервые переступают её порог. Тут-то и начинаются трудности отнюдь не привычного характера. С виду симпатичные и аккуратные, умиляющие до слёз малыши, начинают вдруг кричать, толкаться, нервничать. Носятся по коридорам, едва не сбивая с ног своих учителей.

Авторитет взрослого, будь то директор, учитель или уборщица действует лишь постольку, поскольку прилежно идешь на поводу у их прихотей. Стоит же хоть в чём-то не угодить - и “прелестные шалуны” тут же преображаются. Попробуй, например, не разреши сегодняшнему малышу позвонить домой из учительской.

Тихие, милые девочки начинают недовольно морщиться, роптать, демонстративно обижаться. Мальчики же часто переходят в атаку, считая свою семилетнюю честь задетой.

Не один и не два ведут себя так – многие. Перед неуправляемой лавиной нормальных, казалось бы, детей, игнорирующих учителя, школу, древняя искусница Педагогика ощущает неожиданное бессилие.

“Что хочу, то и дозволено!” - подобный девиз домашнего очага единственные сыновья и дочери своих родителей приносят в школу, чтобы вслед за мамой – папой “победить” теперь и учителя. Невинный, “детский” эгоизм, пришедший из дома в класс, - устраняет или усугубляет его школа!”.

Хотелось бы услышать ваше мнение об этой статье (проводится обсуждение).

Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазны словами: “Все так делают” - писал Л. Н. Толстой.

Семья является коллективом, в котором происходит формирование характера ребёнка. Там где семья дружная и крепкая, там и дети, как правило, вырастают спокойными, выдержанными и уравновешенными. И, наоборот, в тех семьях, где между родителями происходят постоянные пререкания, где царит неспокойная атмосфера, там и дети раздражительны и капризны, нервны.

Вы приходите с работы усталыми и начинаете брюзжать по поводу того, что жена не слишком расторопно подала Вам обед. А на Вас смотрят внимательные глаза вашего сына (или дочери). Он слушает Вас и думает, сопоставляет, прикидывает. И для него не проходит бесследно Ваша перепалка с женой. Вот поэтому-то я хочу сказать Вам: не спешите искать извне причины излишней раздражительности и нервозности ребёнка. Подумайте, а нет ли здесь и вашей вины, и всё ли вы сделали для того, чтобы вырастить ребёнка крепким, здоровым и жизнерадостным.

Ровное и спокойное отношение взрослых необходимо детям не меньше, чем во - время приготовленный обед и завтрак или полноценный сон и отдых. Детство доверчиво, а доверчивость – беззащитна. Психика ребёнка подобна чрезвычайно чувствительному музыкальному инструменту, тонко реагирующему на самое лёгкое прикосновение! Берегите нервную систему ребёнка.

Американский психолог Джен Десмонт показал, что некоторые ритмы музыки наносят значительный вред здоровью, особенно те, которые как бы “перебивают” ритм биение человеческого сердца, рассогласованы с ним. Нервная система при этом страдает обязательно. У детей, длительно смотрящих телевизор, иногда появляются эпилептические припадки или астма. Их вызывает явление, которое физики называют резонансом (частота ритма развёртки на экране совпадает с биоэлектрическим потенциалом мозга).

Только в семье, где отец и мать являются единомышленниками во взглядах на воспитание ребёнка и согласовывают свои требования и действия по отношению к нему, только в такой семье созданы хорошие условия для нормального состояния его нервной системы.

Искусство воспитания ребёнка – загадка, разгадка требует усилий, времени, но даёт ощутимый результат и радость, если разгадана. Насколько мы, взрослые, чутки и деликатны в общении с детьми? Научились ли разгадывать загадочную юную душу? Отдаём ли мы себе отчёт в том, что за каждым нашим шагом, вздохом следит внимательный детский взгляд? Всегда ли правы мы, воспитывая детей по образу и подобию своему?

Родители – это первый объект, изучаемый детьми. Здесь закладываются азы морали и нравственности, те, что во многом и навсегда определят сущность человека.

Лет сто назад, когда отец тачал сапоги или шил платье, его главная жизнь – его работа – была на виду у детей.

Ныне профессиональный труд ушёл из дома. Ребёнок уже не может наблюдать работу взрослых, участвовать в ней. Труд, лучший воспитатель, отделился от семейного быта.

Если в доме царит культ матери, если отец не позволяет себе унижать жену, дети невольно получают что-то вроде прививки от хамства. Ведь всякое хамство начинается именно с этого – с унижения женского достоинства, безнаказанности перед слабыми.

И ещё поговорим о культе трезвости в доме. Пьянство, которое Сенека назвал добровольным сумасшествием, - худшее из зол. Тоже относится и к наркотикам. Социологи, изучая причины аморализма и преступности детей, лишний раз убедились, что на скользкий путь толкают ребенка, прежде всего, родительский пример. Чему хорошему может научить ребёнка семья алкоголика, наркомана? Чему научат его бесконечные ссоры родителей, алчность и жажда личной наживы старших, ложные обещания, лицемерие. Не ведёт ли это к развращению юной души? Уверенность в том, что любой наш поступок по отношению к детям всегда правилен и не должен вызывать у последних сомнений, а тем более возражений, - не состоятельна .

Особенности плохого характера стимулируются неправильным воспитанием, достаточно противоречивыми требованиями, предъявляемыми взрослыми ребёнку.

Есть семьи, в которых ребёнок беспрерывно слышит слово “нельзя”. Есть родители, которые считают, что благодаря таким запретам и ограничениям, им легче будет воспитать послушных, неизбалованных детей.

А между тем, бесконечные запреты часто приводят к очень нежелательному результату. Так как ребёнку почти всё запрещено, а хочется ему очень многого, то он начинает вести себя так, как-будто запретов вообще не существует. Обилие запретов – причина непослушания.

И не редко такие дети действительно совершают поступки, которые вызывают законное беспокойство родителей. Кто же в этом виноват? Надо было не запрещать ребёнку всё подряд, а научить его разбираться в том, что хорошо и что плохо, что можно делать и что нельзя, на самом деле нельзя. Запрещая что-нибудь ребёнку, необходимо объяснить причину запрета.

Может ли забота принести кому-нибудь вред? К сожалению, может. Кто не встречал заботливых родителей, которые стремятся оградить своих детей от всех трудностей жизни, избавить от любых усилий, готовы чуть ли не до старости вести их на помочах. Иногда это им удаётся – и тогда вырастает человек, мало приспособленный к жизни, бесхарактерный, безответственный, эгоистичный. Такому человеку плохо жить на свете, он боится столкновений с малейшими трудностями, избегает их, страдает сам и заставляет страдать других.

А вот другой ребёнок – не менее любимый и окружённый не меньшей заботой. Только эта забота направлена не на то, чтобы избавить его от сложностей жизни, а на то, чтобы научить преодолевать их, закалить характер, воспитать тягу к знанию и труду. Если даёт результаты такая забота, общество получает людей, которыми оно держится. Им тоже бывает нелегко, потому что они первыми подставляют плечо под общий груз. Но тяжёлая ноша наполняет их жизнь смыслом, которого безуспешно ищут те, кто топает рядом с лёгкой поклажей, а то и совсем без оной.

Поговорим ещё о самой большой красоте человеческого общения. И начнём с самого необходимого условия этого общения – с доброжелательности, а ещё проще с улыбки, которая обнаруживает не только духовное здоровье, но и нравственную силу человека. Я не оговорилась - именно духовное здоровье, именно нравственная сила.

Держать себя нужно так, чтобы не быть неприятным людям. В одном случае человек постарается воздержаться от разговора, могущего быть неприятным кому-либо, в другом – человек, у которого всё благополучно, не станет демонстрировать своё благополучие в присутствии людей, которым менее повезло.

Сила доброго примера родителей должна присутствовать даже в мелочах. Многие люди, среди которых мы живём, отличаются этими прекрасным чертами: “Общаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже, общаясь же с ними так, как-будто они лучше того, что они представляют в действительности, мы “заставляем” их становиться лучше ”- Гёте.

Среди многих талантов большое значение в жизни имеет талант общения с людьми. Я не знаю человека, который был бы лишён общения, но я не знаю и людей, которые развивали бы в себе эту способность. А делать это надо .

Самосознание начинается с отношения к собственной внешности. Причём в подростковом возрасте это становится особенно важным. Мы, взрослые, размышляем, как помочь своему ребёнку в развитии, в учении, а его волнует и собственный рост, и вес, и цвет лица. Этот повышенный интерес к внешности, как это ни странно, определяет очень многое в самочувствии ребёнка, а, значит, в его общем умственном и духовном развитии.

Ребёнок всегда себя видит среди других так, как сложился в его сознании “образ – Я”. И если этот образ наделён отрицательными чертами, то и виденье себя весьма непривлекательно.

В детской среде культивируется свой стандарт. Всё, что выходит за пределы этого стандарта, как правило, подлежит осмеянию. Чуть выше рост – “Дядя, достань воробушка!”. Чуть полнее – “Жирный”. И ребёнок откликается на новые “имена” (потому что стоит показать, что ты обиделся, будут дразнить ещё больше), но каждый раз, когда слышит: “Эй, жир!”, вздрагивает. Ему было бы совсем худо, если бы не надежда!

Истинная вера – это уверенность в себе. Следует всеми силами стараться помочь ребёнку возыметь веру в себя. Это можно сделать, удалив из его натуры смущение, нерешительность, сомнение, ибо это – главные причины всех неудач в жизни. Уверенность в себе и целеустремлённость – вот ключи к любому успеху.

Родители, при всех условиях, остаются для ребёнка самыми близкими людьми и в том случае, когда они с уважением относятся к его желаниям, внимательно и серьёзно выслушивают его, близость взаимопонимания между ними и ребёнком не будет нарушена, и родители смогут оказать на него необходимое воздействие.

Дети во всём полагаются на нас, они искренне гордятся нами, чем выше наша ответственность за них, тем недопустимее в нашем поведении, поступках любое отклонение морально-нравственных норм.

Сегодня необходимо учить ребят самовыражению, умению отстаивать собственную позицию, свои взгляды. Хорошо, что они высказывают своё мнение вслух, пусть порой, и ошибочное. Убедить ребят, привести их к верным мыслям, за которым встанет поступок, - наша задача.

Конечно, с детства заложить основу правильной жизненной позиции, сформировать культуру умственного труда, скажем прямо, стоит тяжёлого труда, привить высокий эстетический вкус – не просто, но к этому призваны родители.

Семья, что растит и пестует малыша, лепит из него человека. Она желает ему счастья, а потому обязана учить его жить среди людей, считаться с ними, любить их, быть честным, научить думать над своими поступками, оценивать их, отвечать за них. Наша общая цель – воспитать человека, который трудом своих рук и души наполнял свою жизнь смыслом.

Программа перехода проверяет каждого из вас на зрелость, на наличие того «Стержня», который есть основа гармоничной личности и в то же время часть неразрывной сети, связывающей воедино всех людей на земле и всех разумных существ во вселенной.

Что есть этот «Стержень»? Вы знаете, что в эфирном теле человека существует магистральный энергетические канал - Сушумна, который связывает главные чакры друг с другом. Но этот канал не заканчивается в эфирном теле человека, он имеет продолжение в его Световом теле, это своеобразная «ось», связывающая человека с Космической Световой Сетью (КСС), в которой у каждого разумного существа есть собственная суверенная «ячейка». И посредством этой Сети все разумные существа связаны воедино! Именно через эту «Ось», этот «Стержень» происходит связь каждого из вас как друг с другом, так и с Космосом, и с Небесами!

Вселенная - единое целое , где у каждого есть свое место в материальных мирах (физический, эфирный, астральный, ментальный). Это Совершенное Творение — гармоничное и уравновешенное. Но, в то же время, каждый разумный индивид обладает свободой выбора, кармой, уровнем знаний. И множество разумных существ не чувствуют связи своей личности с ее высшими аспектами, с Высшим «Я», из-за того, что нарушена проточность, проводимость этого «Стержня».

Такой человек не ощущает связи с космосом, с другими людьми. Ксенофобия, расизм есть результат нарушения свободного течения энергии по этой золотой Оси. Восстановление связи с Единой Сетью дает возможность осознать себя Человеком Вселенной, ощутить свое единство, как с другими разумными существами, так и с Творцом Всего Сущего! У каждого бывают моменты, когда эта связь возникает, но снова нарушается в результате нашего несовершенства.

Как восстановить эту связь? Существует множество способов это сделать. Это могут быть как энергетические практики, совершенствующие эфирное тело, так и постижение новых знание, совершенствование нравственных аспектов личности. Вам знакомо выражение «Нравственный Стержень» — это есть ментальная структура той самой «Оси». Иммануил Кант говорил: «Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом: звёздное небо над головой и Нравственный Закон внутри нас». На самом деле «Нравственный Закон» связывает нас с Небесами, с космосом, и нравственный человек способен постичь Законы Вселенной и стать человеком Нового мира.

Имеющий уши да услышит. Аминь. Имхотеп.

09. 03. 2011 г.

Я Имхотеп, архитектор фараонов и жрец Исиды.

Нравственность есть тот путь, который может вернуть человека на Путь к Престолу Творца. Безнравственный человек обречен на регресс и инволюцию, он есть всего лишь разумное животное, руководствующееся в своей примитивной жизни лишь инстинктами. Именно нравственность есть то, что отличает Человека духовного от Homo sapiens — «человека разумного».

Разум - еще не все, что необходимо человеку для эволюции. Разумными и даже высокоинтеллектуальными могут быть люди, которых с большим трудом можно отнести к племени Сынов Бога, скорее они есть дети Дьявола. И тот Нравственный Закон, который человек принимает для себя без анализа и комментариев, просто потому, что так дoлжно быть, направляет человека по Пути Истинному.

Нравственный Закон, записанный в Заповедях Моисея, положен в основу трех мировых религий - иудаизма, христианства и ислама, но и в других религиях «правой руки» присутствуют те же основные постулаты Нравственного Закона - нельзя убивать, красть, обижать слабого. Необходимо как минимум уважать, а еще лучше любить каждого человека, ближнего или далекого. Необходимо почитать старшее поколение и воспитывать в любви и нежности младших.

Нравственный Закон организует первобытное стадо в племя соратников и союзников, созидает общину и общность братьев по разуму. В трудные времена Нравственный Закон помогает выжить как можно большему числу соплеменников, в то время как безнравственная толпа может погубить сама себя.

Нравственность воспитывается в раннем детстве, и не просто назиданием и поучениями, она «впитывается с молоком матери», она является примером для ребенка в семье, если, конечно, она там присутствует.

Воспитать нравственность в зрелом возрасте возможно только самостоятельно. В зрелом возрасте нравственность может стать только результатом свободного выбора человека. Человек принимает обязательства перед собственной душой и перед Творцом, и несет ответственность перед самим собой. Он принимает решение жить «не за страх, а за совесть» — хорошо давно знакомое вам выражение. Страх является неэффективным стражем нравственного образа жизни, и только совесть помогает человеку возвыситься из Царства «человеков разумных» в Царство «Человеков духовных».

Счастливы те, в ком Нравственный Закон воспитан с детства. Счастлив тот, кто способен сделать осознанный выбор - принять Нравственный Закон за основу своей жизни. Безнравственный человек обречен.

Имеющий уши, да услышит. Аминь. Имхотеп.

Публикации по теме