Возвратная частица. Звучание возвратных частиц сь, ся

Означает действие, направленное на себя. Самостоятельно.


«Одел-ся» – одел себя. «Украсил-ся» – себя украсил.
«Почесал-ся» – сам себя почесал. Без посторонней помощи – ай, малацца!
«Уколол-ся» – себя уколол. Сам. Никто не набегал и не колол. Сам сел на кактус и уколол-ся.
«Обжёгся», «обварился», «убил-ся» – то же самое. Сам. Себя. Обжёг, обварил, убил.

Ну, всё же на виду! Сам себя решил сделать обиженным, расстроенным, или страдануть восхотелось. Решил – и сделал.
Внешнее воздействие – повод, не более.
В ответ на одно и то же воздействие один обидит-ся, другой разозлит-ся, а третий – рассмеёт-СЯ! %)))
Язык не обманешь, он веками шлифует… СЯ!

Ну, и какого чёрта, спрашивается, ставить себя в зависимость от чьих-то эмоций?
«Если я выйду замуж за Васю – мама огорчится, расстроится и разболеется!»
А ты предложи маме укусить-ся! Желательно, за локоть или ухо.
Или – наконец, успокоиться. ;))

(C) ИЗ РАССЫЛОЧКИ


Глаголы с частицей -ся, -сь называются возвратными. Они образуются и от переходных глаголов: ругать - ругаться, обнимать - обниматься, набирать - набираться, и от непереходных: чернеть - чернеться, краснеть - краснеться.
Частица -ся прибавляется к глаголам, на конце которых имеется согласный: мыть - мыться, греть -греться. Частица -сь прибавляется к глаголам после гласных: моюсь, греюсь.
Переходные глаголы, к которым присоединена частица -ся, становятся непереходными. Например: читать книгу - книга читается нами.
Некоторые глаголы с частицей -ся не имеют параллельных форм без этой частицы. Например: смеяться, гордиться, надеяться, бороться, кланяться, плестись (идти медленно), нестись (бежать быстро), бороться, жаловаться, выспаться и др.
Кроме значения непереходности, возвратные глаголы с частицами -ся, -сь могут иметь следующие добавочные значения:
  1. собственно возвратное, когда глаголы обозначают действие, совершаемое самим субъектом и направленное на себя самого. Например: мальчик моется (т. е. моет себя), сестра обувается (т. е. обувает себя);
  2. взаимно-возвратное, когда глаголы обозначают действие, совершаемое двумя или несколькими лицами. Например: Друзья часто встречаются и радуются этим встречам (т. е. встречают друг друга и испытывают взаимную радость);
  3. общевозвратное, если глаголы обозначают действие, как бы замкнутое в действующем лице. Такие глаголы обычно обозначают внутренние переживания, изменение в состоянии, положении, движении. Например: Колонны демонстрантов непрерывно двигались. Отец удивился неожиданному возвращению сына;
  4. страдательное, употребляемое в страдательном обороте, в котором лицо или предмет не сам действует, а подвергается действию кого-то -или чего-то. Например: Смета составляется бухгалтером (Ср.: Бухгалтер составляет смету).
Упражнение 248. В приводимых ниже предложениях найдите возвратные глаголы. Укажите способ их образования (-ся или -сь) и значение.
  1. Мой же Орлик словно взбесился (Закр.). 2. Мы слезли с коней и занялись боевым воспитанием Орлика (Закр.). 3. Мы во что бы то ни стало в конце концов увидимся с тобой (Сим.). 4. Борис Никитич Аршинцев пользовался в дивизии всеобщей любовью (Закр.). 5. На голой вершине закопошились фигурки вражеских солдат (Закр.).
  1. Книга читается всеми с интересом. 7. Я стал быстро одеваться. 8. Впрочем, может из лужи браться слоном вода (В. Сол.). 9. Уже началась жестокая горная зима (Закр.). 10. Машина тяжело двинулась вперед (Закр.).

Урок русского языка.

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ С СУФФИКСОМ СЯ (-СЬ).

Цель:

    познакомить учащихся с возвратными глаголами, их суффиксами; научить отличать эти глаголы от других, а также употреблять их в речи;

    формировать умение различать и образовывать такие глаголы;

    развивать умения сравнивать, сопоставлять, наблюдать;

    создать атмосферу сотрудничества, воспитывать доброжелательное отношение к товарищу.

Этапы урока

Планируемая

деятельность

учителя

Предполагаемая

деятельность

учащихся

Психологический настрой

Сегодня мы будем проблему решать,

Знания новые открывать

Научимся смело их применять,

Задания сможем легко выполнять.

-Желаю успехов в открытии новых знаний.

Самоопределение к учебной деятельности.

Шкала успеха.

    У вас на партах лежит «ШКАЛА УСПЕХА.»

Как вы думаете, все ли у вас получится на уроке?

К этой шкале мы с вами вернемся в конце урока.

2. Загадка:

Что без меня предметы? Лишь названья.

Но я приду – всё в действие придет:

Летит ракета, люди строят зданья, и рожь в полях растёт.

Мы много на уроках с вами узнали о глаголе.

Кое – что нам о нем необходимо вспомнить.

Как вы думаете? Для чего мы повторяем знания о глаголе?

Предлагаю составить кластер по теме «глагол ». (Коротов Д., Гайло М., Клинтух В.).

Наверное, они могут быть полезными на уроке.

Актуализация опорных знаний, определение темы урока

“Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?”

Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире?

СЛАЙД 1

Продолжите фразу:

Если мы будем хорошо знать язык, то сможем...

Внимание!Сегодня нам предстоит сделать важное открытие.

Для этого нужно быть внимательными и активными.

На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Не спеши языком, спеши делом.

Хотите открыть новые тайны русского языка?

Тогда в путь. Запишите число и место нашей работы.

Да. С помощью языка люди обогащаются, передают свои мысли, познают мир…

Лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать

Да. Конечно.

Уч-ся записывают число, классная работа.

Минутка чистописания

СЛАЙД 2

в к под на ист тель еньк н сь ся

Запишите ее в тетрадь

По какому признаку можно распределить данные буквы и сочетания букв на две группы

А на три группы?

Назовите предлоги, приставки и суффиксы.

К какой группе вы отнесете сочетания букв сь и ся?

по частям речи по частям слова.

предлоги, приставки, суффиксы.

Повторение о глаголе

Игра « Исключи лишнее».

Посмотрите на слова.

Желтеть, пробежал, оденемся, дышать, оденусь, желаешь

Что можете сказать о них?

Какое задание можно предложить?

Предлагаю вам игру: «Исключи лишнее… »

1. Назови глагол прошедшего времени, ед.ч., м.р. – пробежал

2. Найди глагол во 2 лице, ед. числа –

желаешь

3. Укажи глагол – исключение –

дышать

4. Глагол, стоящий в инфинитиве –

Желтеть

Какие глаголы остались??

Оденусь, оденемся.

Что можете сказать о них сказать?

Мнения детей

Защита кластера

Выступление детей по очереди.

Дети защищают кластер

Создание проблемной ситуации

Как вы думаете, все ли знаете о глаголах?

Внимание на экран. СЛАЙД 3

Рассмотрите рисунки.

Прочитайте глаголы.

ПРИЧЕСЫВАЕТ ПРИЧЕСЫВАЕТСЯ

Сравните их.

Что можете сказать?

Они однокоренные?

Чем отличаются?

Что вы знаете о нем?

Есть ли разница в значении глаголов?

- Какую цель поставим перед собой?

1. Значение глаголов.

2. Как образуются?

3. Где находится суфф. - ся?

4. Как называются такие глаголы?

5. Почему так называются?

- А чему должны научиться?

Мнения детей

Научиться писать такие глаголы, уяснить значение этих глаголов.

Открытие нового знания

Исследовательская работа.

СЛАЙД 4

    Составьте предложения с данными глаголами.

Катя причесывает Иру.

Катя причесывается.

- Назовите грамматическую основу.

Подчеркните ее.

Что заметили?

В чем различие глаголов по смыслу?

Ученики (В первом предложении действие выполняет Катя, действие направлено на другой предмет, на Иру.)

Во втором предложении – действие выполняет Катя, но оно направлено на себя.

Как вы думаете, как называются такие глаголы?

2. ВНИМАНИЕ! Историческая справка. СЛАЙД 5

Суффикс ся раньше был словом и писался отдельно. Обозначал он «себя».

ГЛАГОЛ + СЯ (себя). Например:

Мыться – т.е. мыть себя

Моюсь – т.е. мою себя

Одеваться – т.е. одевать себя.

Одеваюсь – т.е. одеваю себя.

Действие возвращается на себя.

3. МАМА УМЫВАЕТ СЕРЕЖУ. СЛАЙД 6

Измените, предложение так, чтобы глагол принял возвратное значение.

МАМА УМЫВАЕТСЯ.

Поэтому такой глагол называется ВОЗВРАТНЫМ.

ВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ

Что будет главным на уроке?

Разная гр. основа

(Мнения детей)

Работа по учебнику.

Прочитайте правило на стр. 78.

Вывод.

Итак, мы с вами выяснили, как называются такие глаголы, почему они так называются?

4. Выясним, где находятся суфф. - СЯ (-СЬ)

Разберем глагол по составу: (У доски ученик)

ПРИЧЕСЫВАЕТ

ПРИЧЕСЫВАЕТСЯ

Надо выяснить, входит ли в основу ^ СЯ?

Найдите на стр. 79 информацию, которая поможет вам ответить на вопрос.

Вывод:

Посмотрите, где стоит ^ ся (-сь) в слове?

^ ся возвращает действие обратно.

Формообразущие суфф. –СЯ (-СЬ) в основу входят.

В глаголах в конце слова, после окончания.

ФИЗМИНУТКА

Потяну ться , отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмея
ться ,
Покружи
ться , покача ться ,
Поклони
ться , распрями ться
И опять начать труди
ться .

Назовите возвратные глаголы, которые услышали в физминутке?

Почему они называются возвратными?

Дети называют.

Закрепление

5. Ребята, а когда пишется в глаголах ^ся, а когда сь?

Попробуем ответить и на этот вопрос.

УПР. 143, стр. 78. Прочитайте задание.

Спишите 1абзац.

Подчеркните буквы, обозначающие звуки перед

^ ся, (- сь).

ВЫВОД. – Кода пишется суффикс СЯ? СЬ?

(на доске появляется схема)

ВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ

согл. СЯ гласн. СЬ

Самостоятельная работа

Потренируемся образовывать возвратные глаголы.

СЛАЙД 7

Образуйте глаголы с помощью суффиксов СЯ (-СЬ)

Умывать - умываться - умываюсь

Одевать - ………… - ………

Царапать - ……… - ………

Дифференцированные задания по выбору .

а) (У каждого ученика лежат три карточки в форме листика с дифференцированными заданиями:

зеленый базовые знания,

желтый – повышенной сложности,

красный – творческий уровень).

б) Самопроверка. (Открывают листок – там ответы.)

1. (Зеленый.) Выпишите только те глаголы, которые можно употребить с суффиксом -ся . Запишите их с суффиксом -ся .
Запутаешь, развлекаешь, гонит, завянет, чистит, ездить, посмотришь, портить, чертить, нарядит.

2. (Желтый.) Замените глаголы синонимами с суффиксом -ся .
Блестит, хохочет, грустить, работать, спешить, трусить.

3. (Красный.) Заменить фразеологические обороты возвратными глаголам.
Ждать у моря погоды, не верить своим глазам, надуть губы, вешать нос, писать как курица лапой.

(Учащиеся выбирают индивидуальную карточку с заданием, которое им понравилось.)

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Итог.

С какой формой глагола мы познакомились?

Как образуется?

Какое значение придает суфф. ся (-сь)?

Где пишется суфф. ся и (-сь) ?

СЛАЙД. 8

Подумайте, какая разница в значениях глаголов:

ИЗВИНИТЬ и ИЗВИНЯЮСЬ?

- Почему следует говорить: извините меня, а не «я извиняюсь?»

Мы убедились, что глаголы с возвратным значением нужны нам, они украшают нашу речь, делают ее более точной.

Возвратной

Действие возвраща-ется на себя.

Показывает, что это возвратный глагол.

В конце слова, после окончания.

СИНКВЕЙН

Мы много сегодня с вами говорили о глаголе, узнали новое. Предлагаю вам написать синквейн на тему нашего урока.

Зачитываются несколько.

Ребята пишут.

Задача на след. урок.

А как вы думаете, ко всем ли глаголам можем приставить суфф. - СЯ (- СЬ)?

Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

Мнения детей.

Домашняя работа

Задание по выбору:

    Стр. 78-79 правила – для всех.

  1. Записать 6 пословиц с возвратными глаголами

У кого совпала оценка?

У кого нет?

(Старайтесь объективно подходить к своей оценке)

Как правильно сказать: пара человек пробежалась/пробежалось/пробежались. Если согласовывать со словом пара, то пробежалась, но как-то не звучит. Или лучше здесь не употреблять окончание -ся , без него первый вариант звучит более приемлемо.

При наличии в составе подлежащего имени существительного со значением определенного количества (тройка, сотня, пара и т. п.) сказуемое ставится в форме единственного числа. Верно: пара человек пробежалась.

Добрый день, в последнее время от уч-ся в сочинении требуют при формулировке проблемы использовать только форму "поставленная проблема". Правильно ли это с точки зрения русского языка? Если да, то, объясните, пожалуйста, почему нельзя говорить "поднятая, затронутая проблема"?

Ответ справочной службы русского языка

Все названные Вами формулировки корректны.

Подскажите, пожалуйста, в глаголах на -ся (одеваться, драться и тд) верны ли оба употребления в формах например: одевалиСЬ и одевалиСЯ, дралиСЬ и дралиСЯ? или форма на СЯ недопустима?

Ответ справочной службы русского языка

Это просторечные варианты, их не следует использовать.

Вопрос № 285109

почему в слове - НАЖМИ- нет -Ь- знака, слово в повелит. наклонении? спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

После ж, ш, ч, щ буква ь пишется в формах повелительного наклонения глаголов на конце слова (мажь, ешь, прячь) , во множественном числе перед -те (мажьте, ешьте, прячьте) , а также перед постфиксом -ся (прячься) . В слове нажми нет условий для написания мягкого знака.

Вопрос № 282034
-ся это частица, суффикс, постфикс или что? (пример - улыбатьСЯ)

Ответ справочной службы русского языка

Это постфикс.

Вопрос № 272609
Подскажите, пожалуйста, иностранцу какой глагол лучше употреблять во втором и третьем лице обоих чисел настоящего времени "класть" или "ложить" в конструкциях типа "Он ложит/кладёт".
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Можно запомнить правило: в литературном русском языке глагол ложить употребляется только с приставками (положить, доложить, переложить) или с постфиксом -ся (ложиться) а глагол класть – только без приставок. В настоящем времени: я кладу, ты кладёшь, он кладёт – правильно. Я ложу, ты ложишь, он ложит – неправильно. И наоборот, в будущем времени: я покладу, ты покладёшь, он покладёт – неправильно; я положу, ты положишь, он положит – правильно.

Вопрос № 269494
Доброго времени суток! Интересует морфемный разбор слова "начинаться". Совершенно разные варианты разбора мне предлагают различные источники, не знаю, чему верить! Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Наличие разных вариантов разбора может быть связано с тем, что в одних источниках описан современный морфемный состав слова, в других – исторический. С исторической точки зрения в слове начинаться может быть выделена приставка на- и корень -чин- . Но в современном языке приставка в этом слове уже не выделяется, поэтому не будет ошибкой назвать начин- корнем. Далее суффикс -а- , затем формант -ть -, который может быть назван как суффиксом, так и окончанием (единой точки зрения у лингвистов нет). И постфикс -ся .

Вопрос № 267372
может ли от переходных глаголов образоваться непереходный?

Ответ справочной службы русского языка

Может, например, если к переходному глаголу прибавить -СЯ .

Вопрос № 266825
Здравствуйте, ответьте на вопрос: что это за конфиксальный способ образования слов?

Ответ справочной службы русского языка

Это приставочно-постфиксальный или приставочно-суффиксальный способ, например: раз-бежать-ся .

Вопрос № 262200
Как правильно употреблять частицу СЯ? Например, правильно ли "строится школа, чистятся дороги", если эта частица возвратного действия. не сами же строятся здания и т.д. В эфире сплошь и рядом журналисты и ведущие говорят: пишутся документы, обналичивается сумма, расчищаются дороги от снега. Спасибо за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Это нормальные конструкции страдательного залога. Ср.: рабочие строят дом (действительный залог: субъект – в именительном падеже, объект – в винительном падеже) – дом строится рабочими (страдательный залог: объект – в именительном падеже, субъект – в творительном падеже, страдательное значение вносится глагольным постфиксом -ся ; при этом субъект может быть не выражен, получается фраза дом строится ).

О возвратных глаголах действительного залога см. ответ на вопрос № 254328 .

Вопрос № 260305
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, можно ли переносить суффикс глаголов -ся на следующую строку? Например, ринул-
ся?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Такой перенос корректен.

Вопрос № 258469
Скажите,пожалуйста,входит ли суффикс -ся в основу слова?

Ответ справочной службы русского языка

Постфикс -ся входит в основу слова.

Вопрос № 258389
Как разбить слово "расслабься" по слогам?

Ответ справочной службы русского языка

Рас-слабь-ся , рас-сла-бься .

Публикации по теме