Вам все равно а ей довольно. Безучастие железной дороги

«На железной дороге» Александр Блок

Марии Павловне Ивановой

Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих —
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом…

Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною,
Скользнул — и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая…
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая…

Да что — давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов…

Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.

Анализ стихотворения Блока «На железной дороге»

Стихотворение Александра Блока «На железной дороге», написанное в 1910 году, входит в цикл «Одина» и является одной из иллюстраций дореволюционной России. Сюжет, по признанию самого автора, навеян произведениями Льва Толстого. В частности, «Анной Карениной» и «Воскресеньем», главные героини которых погибают, не в силах пережить собственного позора и утратив веру с любовь.

Картина, которую мастерски воссоздал в своем произведении Александр Блок, величественная и печальная. На железнодорожной насыпи лежит молодая красивая женщина, «как живая», однако уже с первых строк явно, что она погибла. Причем, не случайно, а бросилась под колеса проходящего поезда. Что заставило ее совершить этот страшный и бессмысленный поступок? Ответ на этот вопрос Александр Блок не дает, считая, что если при жизни его героиня не была никому нужно, то после ее смерти тем более нет смысла искать мотивацию самоубийству. Автор лишь констатирует свершившийся факт и рассказывает о судьбе той, которая погибла в расцвете сил .

Кто она была – понять сложно. То ли благородная дворянка, то ли простолюдинка. Возможно, она принадлежала к достаточно огромной касте дам легкого поведения. Однако тот факт, что красивая и молодая женщина регулярно приходила на железную дорогу и провожала взглядом поезда, ища в респектабельных вагонах знакомое лицо, говорит об очень многом. Вполне вероятно, что, как и толстовская Катенька Маслова, она была соблазнена мужчиной, который впоследствии ее бросил и уехал. Но героиня стихотворения «на железной дороге» до последнего момента верила в чудо и надеялась, что возлюбленный вернется и увезет ее с собой.

Но чуда не случилось, и вскоре фигура молодой женщины, постоянно встречающей поезда на железнодорожной платформе, стала неотъемлемой часть унылого провинциального пейзажа. Путешественники в мягких вагонах, несущих их к куда более привлекательной жизни, холодно и безразлично скользили по таинственной незнакомке взглядами, и она не вызывала у них абсолютно никакого интереса, равно, как и пролетающие за окном сады, леса и луга, а также представительная фигура полицейского, дежурившего на вокзале.

Можно лишь предположить, сколько часов, полных тайно надежды и волнений, провела героиня стихотворения на железной дороге. Однако никому не было до нее совершенно никакого дела. Разноцветные вагоны носили вдаль тысячи людей, и лишь однажды бравый гусар одарил красавицу «улыбкою нежную», ничего не значащей и такой же эфемерной, как мечты женщины. Следует учитывать, что собирательный образ героини стихотворения Александра Блока «На железной дороге» является вполне типичным для начала 20 века . Кардинальные изменения в обществе наделили женщин свободой, однако далеко не все из них смогли правильно распорядиться этим бесценным даром. К числу представительниц слабого пола, которые не сумели преодолеть общественное презрение и вынуждены были быть обречены на жизнь, полную грязи, боли и страданий, безусловно, относится и героиня этого стихотворения. Понимая всю безвыходности ситуации, женщина решает покончить жизнь самоубийством, надеясь таким нехитрым образом сразу же избавиться от всех проблем. Однако, по мнению поэта, не так уж важно, кто или что убили молодую женщину в расцвете лет – поезд, несчастная любовь или же предрассудки. Важно лишь то, что она мертва, и эта смерть – одна из тысяч жертв в угоду общественному мнению, которое ставят женщину на гораздо более низкую ступень, чем мужчину, и не прощает ей даже самых незначительных ошибок, заставляя искупать их собственной жизнью.

Посвящается Марии Павловне Ивановой

В полной мере ощутить глубину трагедии можно в стихотворении Александра Блока «На железной дороге», которое поэт написал летом 1910 года и посвятил Марии Павловне Ивановой. Что хотел автор передать женщине вопрос, история донесла до нас только то, что у Александра с семьей Павловых были тесные приятельские отношения.

В стихотворении рассказывается о гибели девушки под колёсами поезда. Уже с первых строк стихи цепляют за живое и не отпускают до последней буквы. Подчеркнуть красоту погибшей девушки Блок хочет использованием символизма. Цветной платок поверх косы говорит о молодости женщины, а некошеный ров подчеркивает точку жизненного пути, тот момент, когда человеку уже нет дело до мирских забот.

Ожидание без ответа

Девушка жила недалеко от железной дороги и часто под навесом ждала, когда пройдёт поезд. Этот момент из второго четверостишья говорит, что погибшая была местной жительницей и вряд ли железная дорога была ей в диковинку. Она ждала, когда мимо пролетали поезда, что кто-то посмотрит на неё из звенящих окон, но дела да одинокой девушки возле путей никому не было.


Автор не вдаётся в подробности, но анализ без погружения в глубины строк говорит, что красавица испытала в жизни немало горьких минут. Возможно, её возлюбленный не ответил взаимностью, может быть, она не могла сказать «да» на чьи-то страстные слова. Как мы увидим из концовки стихотворения, это и не важно.

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Безучастие железной дороги

В царской России цвет вагонов зависел от класса. Плакали и пели в зелёных, потому что это вагоны 3 класса, где ехали простолюдины. Жёлтые вагоны были второго, а синие первого класса. Там ехали больше по делам, вдали от песен и плача, состоятельные пассажиры. Девушка возле железной дороги не вызвала интереса ни у кого.

Поезда и теперь, когда погибшая лежит возле путей, пробегают мимо со свистом, но до ней и сейчас нет дела. Не нужна была живой, уж, тем более не нужна мёртвой. Только раз взглянул было из вагона гусар, да и то сделал это из природного любопытства.

Блок не зря выбрал местом трагедии железную дорогу, ведь мчавшиеся по ней поезда хорошо символизируют пробегающую молодость. Только вчера девушка была румяна и блистала красой, а сегодня лежит во рве и только взгляд остался, как у живой. Она жила надеждой и верой, но пустынные глаза вагонов были безразличны – никто не взглянул приветливо из окошка, никто не приласкал в жизни и вот путь кончен.

Эпилог

В заключении стихотворения Блок сравнивает погибшую девушку с живой и не советует никому подходить к ней с вопросами. В конце концов, неважно, что её убило – любовь, грязь жизни или колёса поезда! Факт остаётся один – независимо от причины гибели девушке больно, ведь всё равно где-то там придётся ответить за ранний уход, за то, что не выпила чашу жизни до дня, не поделилась с миром своей красотой.

Несмотря на драматизм стихотворения, есть в нём и ростки жизни. Блок учит нас ценить жизнь и до конца пить её горькую чашу, ведь дар рождения дан нам свыше. Также автор намекает, что молчание, порой, лучше, чем неуместные вопросы.

Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих -
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блёклыми,
Ее, жандарма с нею рядом…

Стихотворение А.А. Блока «На железной дороге» насыщенно художественными деталями, заставляющими читателя содрогнуться. Кинематографическая правдоподобность, с которой выписана каждая строфа, зримо рисует перед нами трагичную картину.

В это время Блок перечитывал «Воскресение» Л.Н.Толстого. Сюжет стихотворения имеет межтекстовую связь с историей Нехлюдова и Катюши Масловой. Здесь можно разглядеть отсылку и к другому, не менее известному роману «Анна Каренина». Однако нельзя сказать, что «На железной дороге» — поэтическое подражание. Автор задействует новые символы, насыщая их блоковским звучанием.

В основе замысла лежит и реальный случай, свидетелем которого оказался Блок. Проезжая мимо железнодорожной станции, он увидел в окно поезда отравившуюся девушку-подростка и местных обывателей, стоящих поодаль и взирающих с мелким любопытством. Блок же видел все изнутри. Он не мог не отозваться сердцем.

Как известно, поэт был очень внимателен и чужд равнодушию. Такой вывод можно сделать из воспоминаний его современников, из того, что было создано Блоком, например, такой статьи, как «Ирония», из его дневников и писем. Автор всегда остро реагировал на любое малейшее изменение миропорядка. Его чуткое сердце, услышавшее музыку революции, было не способно притворяться механическим движком.

Для Блока человеческая жизнь – это жизнь всей страны. В стихотворении «На железной дороге» явно ощущается отождествление бытия отдельной личности и судьбы всей Родины.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «На железной дороге» – лирическое произведение. В нем нашли отражение черты символистского направления.

Прежде всего, следует отметить многозначность каждого образа, появляющегося в произведении, музыкальность слога и философское звучание центральной темы. В концовке этого стихотворения явно прослеживается символистский взгляд на жизненные реалии с точки зрения вечности. Музыкальность, выраженная не только поэтическими приемами, но и сконцентрированная во внутренней энергии «На железной дороге», также роднит это произведение с символизмом.

Блок использует неоднозначный стихотворный размер: чередование пяти- и четырехстопного ямба. «На железной дороге» состоит из девяти катренов. Тип рифмы тоже особенный, первая и третья строки четверостиший срифмованы дактилически. Вторая и четвертая имеют женскую клаузулу. Таким образом, создаётся внутренний ритм, придающий стихотворению волнообразное интонационное звучание.

Композиция

Композиция «На железной дороге» – кольцевая. Стихотворение начинается изображением мертвой девушки, лежащей «под насыпью, во рву некошеном», и заканчивается возвратом к этому же образу. Блок использует кинематографический прием, постепенно отдаляя объектив от главной героини, чтобы показать ее судьбу, а затем вновь возвращаясь к фигуре несчастной девушки. Он создает у читателя ощущение вовлеченности в происходящее. Бытие отдельной героини становится импульсом для того, чтобы задуматься о судьбе Родины.

Кольцевая композиция позволяет Блоку создать образ бесконечности: конец есть начало, а начало есть конец. Однако последние строки оставляют надежду на избавление от этого рока. Мертвая героиня описывается словно живая: «Не подходите к ней с вопросами,/ Вам все равно, а ей — довольно:/Любовью, грязью иль колесами/Она раздавлена — все больно». Создается ощущение, что она все еще может слышать толки и суету вокруг, все еще видит приближающиеся к ней фигуры, все еще различает лица любопытствующих зевак. Мертвый человек выписан, словно существующий между миром дольним и горним. Эта двойственность в том, что плоть принадлежит земле, а душа устремляется в небо, показана омертвевшим, но все же присутствием.

Образы и символы

В стихотворении запрятаны символы, вбирающие в себя суть эпохи.

  • Например, в этом катрене: «Вагоны шли привычной линией,/Подрагивали и скрипели;/Молчали желтые и синие;/В зеленых плакали и пели…» — поэт аллегорически обозначает социальное неравенство и вообще полярность восприятия российской действительности того времени разными классами. И при этом подмечает глухое равнодушие к судьбе человека, как высших, так и низших слоев. Кто-то спрятан за маской аристократа, кто-то – за иллюзией о широте собственной души. В любом случае, все одинаковы в одном: никто не замечает человеческого ожидания, никто не протягивает руки. Однако Блок не упрекает людей, он только просит их быть более чуткими хотя бы к ее смерти, раз уж не смогли к жизни. Блок писал так: «Сердце, обливайся слезами жалости ко всему и помни, что никого нельзя судить…»
  • Несчастную судьбу героини можно рассматривать с символистской точки зрения. Образ девушки «в цветном платке, на косы брошенном» — олицетворение России . «Чинная походка», волнительные ожидания в надеждах, что вот сейчас случится чудо – и жить станет легче, и все изменится. Как мне кажется, Блок хотел вложить в этот символ глобальный смысл – вечные ожидания русским народом лучшей жизни.
  • В судьбе девушки легко угадывается и другой символ – нелегкой доли русской женщины . Бесконечные ожидания счастья, ключи от которого заброшены глубоко в воду и давно съедены рыбами, по словам героини поэмы Некрасова.
  • Образ железной дороги – это символ пути. Люди мчатся на поезде, неизвестно куда, не замечая, как все пространство страны погружается в смертельную тоску. «Жадные взоры», которые бросает девушка в окна вагонов, надеясь на сердечный отклик – попытка остановить поезд той эпохи и спастись любовью.
  • Лирический герой относится к девушке с глубоким сочувствием и состраданием. Прежде всего, он видит в лице девушки Россию. Создается ощущение, что он пропускает через себя всю боль этой несчастной судьбы, осознавая свою беспомощность перед свершившейся трагедией.

Темы

Основная тема стихотворения – это тема одиночества в толпе, трагической судьбы человека, рвавшегося к любви и встреченного лишь холодом внешнего пространства. В канву сюжета вплетена и тема человеческого равнодушия, как результат всеобщего ослепления. Невозможность забыть себя и разглядеть ближнего, неумение выйти из мчащегося неизвестно куда вагона жизни и просто остановиться на мгновение, оглянуться по сторонам, заметить, прислушаться, стать чутким. Закрытость и отдельность каждого порождает всепоглощающую ледяную пустоту, в которую погружается вся страна. Блок проводит параллель между судьбами конкретной героини и России, показывая то, насколько одинокой и обветшалой кажется ему Родина, терпящая столько боли и не находящая на собственных просторах чуткой души.

Блок также поднимает тему несбывшейся мечты. Звучание «На железной дороге» трагично именно этой победой жизненных реалий над грезами.

Проблемы

Проблематика «На железной дороге» многогранна: здесь и путь России, и участь русской женщины, и непреодолимость рока.

В стихотворении нет ни одного риторического вопроса, однако, вопросительная интонация ощутима в подтексте произведения. Поэт размышляет над судьбой собственной страны, пытаясь понять, куда и зачем движется все вокруг. Ощущение внешней суеты и внутреннего одиночества создается за счет вокзального антуража. Мелкость человека на фоне огромного пространства, несущихся куда-то поездов, занятых собой людских толп. Проблема безысходности и безвыходности рассматривается на примере отдельно взятой человеческой судьбы.

Идея

Основная мысль, которую вкладывает Блок в своё творение, тоже неоднозначна. Каждый символ таит в себе не один смысл.

Главная мысль – осмысление пути Родины. Лирический герой неравнодушен к происходящему. Он пытается призвать людей проявить чуткость и осторожность. Если рассматривать участь героини как символ судьбы России, то можно сказать, что центральная идея этого стихотворения – прислушаться к уже погибающей стране. Это своего рода предчувствие приближающихся событий той эпохи. То, что будет сказано в статье «Интеллигенция и революция» восьмью годами позже, находит отражение уже в этом произведении.

Важно то, что лирический герой также находится среди тех, кто проносился мимо, и только лицезрение гибели взбудораживает все его существо. По сути, все эти художественные детали («чинная походка», «нежней румянец, круче локон» и т.д.) воссоздаются лишь в его воображении. Увидев итог этой печальной повести, он словно пролистывает назад, чтобы осознать ошибку, чтобы прочувствовать всю боль пережитого главной героиней.

Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности, встречающиеся в данном стихотворении, также многогранны. Здесь и эпитеты «ровным взглядом», «жадных взоров» и т.д., и сравнение «как живая», и антитеза «Молчали желтые и синие;/ В зеленых плакали и пели».

Блок также использует звукопись «Вагоны шли привычной линией, подрагивали и скрипели», чтобы точнее передать вокзальную атмосферу.

Анафора в шестом катрене «Скользнул по ней улыбкой нежною,/Скользнул — и поезд в даль умчало…» необходима здесь для экспрессивности и подчеркивания мимолетности происходящего. В предпоследнем катрене встречается риторическое восклицание: «Да что — давно уж сердце вынуто!», передающее эмоциональную напряженность стихотворения. В этом же четверостишии Блок вновь использует анафору: «Так много отдано поклонов,/Так много жадных взоров кинуто», которая, в первую очередь, создает нагнетающую интонацию.

Также Блок часто использует тире в середине строки, создавая, таким образом, долгую цезуру, которая акцентирует внимание на сказанном и становится импульсом внутреннего напряжения: «Скользнул — и поезд вдаль умчало», «Вам все равно, а ей – довольно», «…иль колесами/Она раздавлена — все больно».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Стихотворение А. Блока "На железной дороге" начинается с описания гибели героини – молодой женщины. К смерти ее возвращает нас автор и в конце произведения. Композиция стиха, таким образом, кольцевая, замкнутая.

На железной дороге
Марии Павловне Ивановой
Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом...

Имя Александра Блока тесно связано в сознание читателя с таким течением, как символизм, тоже мне очень близким. Ведь все поэты, принадлежавшие этой школе, смотрели на все события, происходящие в этом мире совсем не так, как, например, это делали реалисты или приверженцы романтизма. В стихах, и прозе символистов всегда присутствуют какие – то таинственные символы, над разгадкой которых иногда приходится долго размышлять. Но Блок часто выходил за рамки символизма. При прочтении его стихов кажется, что поэту «надели» эти рамки, ему тесно. Именно поэтому тема «Блок и символизм» меня очень привлекает. В своей работе я постараюсь выяснить отношение Блока к символизму, причину его разногласий, а после и разрыва с поэтами- символистами.

Поэт, оставивший заметный след в истории литературы, неизбежно принадлежит тому или иному литературному направлению. Но он никогда не принадлежит только одному литературному направлению. Это в полной мере относится к творчеству одного из крупнейших русских поэтов XX в. – Блока. Блок может рассматриваться как продолжатель и завершитель традиций великой русской литературы XIX в – и как зачинатель новой русской поэзии XX в, и как наследник и продолжатель традиций романтических, как автор вдохновенных пророчеств о гибели старого мира – и как создатель первой поэмы об Октябрьской революции. Все эти подходы оправданы богатствам и многогранностью творчества Блока.

Вопросы для анализа стихотворения «На железной дороге»:

  1. Почему это стихотворение включено в третий том лирики поэта?
  2. В чём трагедия героини?
  3. Как создаётся картина «страшного мира»?
  4. Найдите ключевыв слова в стихотворении.
  5. Почему это стихотворение автор включил в цикл «Родина»?

Само название стихотворения «На железной дороге» вызывает ассоциацию с мотивом пути, а первая строфа конкретизирует, что это путь к гибели, смерти молодой женщины. Картина, которую рисует автор, связана с темой Русской земли. Об этом свидетельствует предметный мир, детали портрета: ров некошеный, цветной платок, косы. Автор повествует о жизни героини, выявляя причины её гибели.

Словесный ряд, сопровождающий героиню, говорит о ней, как о живой: «шла походкой чинною», «ждала, волнуясь, любви, у неё нежный румянец, крутой локон. Но мир, который противопоставлен ей, равнодушен к человеку, живому чувству. Он мертвенен. Поэтому автор использует такие слова-образы, как «сонные», «ровный взгляд», «рука небрежная», «пустынные глаза вагонов». Жизнь равнодушно мчится мимо героини, миру нет дела до ожиданий юности. Поэтому рождается ощущение бессмысленности бытия, пустых мечтаний, тоски железной. Эпитет «железная» не случаен. В нём сосредоточено глухое отчаяние, связанное со «страшным миром», умерщвляющим душу. Поэтому и
возникает образ вынутого сердца («давно уж сердце вынуто»). Даже смерть ничего не вызывает у толпы людей, кроме праздного любопытства. И лишь сердце лирического героя отзывается болью.

В цикл «Родина» это стихотворение помещено не случайно. «Страшный мир» — это и символ современной Блоку России. В стихотворении есть социальный намёк: «Молчали жёлтые и синие, в зелёных плакали и пели». Жёлтые и синие — вагоны для состоятельных людей, зелёные — для простонародья. Поэтому в словах-символах «плакали» и «пели» отражена тема страдания, судьбы народной.

Под насыпью, во рву некошеном,

Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною

На шум и свист за ближним лесом.

Всю обойдя платформу длинную,

Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих –

Нежней румянец, круче локон:

Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами

И обводили ровным взглядом

Ее, жандарма с нею рядом…

Лишь раз, гусар рукой небрежною

Облокотясь на бархат алый,

Скользнул – и поезд в даль умчало.

В пустых мечтах изнемогая…

Тоска дорожная, железная

Свистела, сердце разрывая…

Так много отдано поклонов,

Так много жадных взоров кинуто

В пустынные глаза вагонов…

Не подходите к ней вопросами,

Вам все равно, а ей – довольно:

Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена – все больно.

Творчество А. Блока при всем разнообразии его проблематики и художественных решений представляет собой единое целое, одно развернутое во времени произведение, отражение пройденного поэтом пути.

Блок сам указывал на эту особенность своего творчества: «…таков мой путь…теперь, когда он пройден, я твердо уверен, что это должное и что все стихи вместе – «трилогия вочеловечения».

Сквозные мотивы, детали, образы пронизывают всю лирику поэта. Стихотворение «На железной дороге» входит в образную систему творчества Блока как реализация темы пути, сквозного образа дороги. Оно написано под впечатлением от прочтения романа Л.Н. Толстого «Воскресение». Блок так говорит о своем стихотворении: «Бессознательное подражание эпизоду из «Воскресения» Толстого: Катюша Маслова на маленькой станции видит в окне вагона Нехлюдова в бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса».

Невольно вспоминается трагическая гибель другой героини Толстого – Анны Карениной…

Стихотворение «На железной дороге» при видимом внешнем содержании, несомненно, имеет еще один, глубинный, план, и его центральное положение в цикле «Родина» неслучайно.

Обстоятельственный ряд «под насыпью, во рву некошеном», открывающий стихотворение, начинает его с трагической развязки, перед нами реализация приема обратного повествования.

Трагический финал определяет эмоциональную тональность ретроспективных описаний, составляющих основную часть, центральную по положению в тексте. Первая и последняя (девятая) строфы образуют кольцо, обе они даны в сиюминутном настоящем, перед нами четкая кольцевая композиция текста. Центральная, ретроспективная часть открывается словом «бывало», вынесенным в начало строфы и стиховой строки, — в самую «ударную» позицию. Это «бывало» все последующие действия относит в общий план давно прошедшего повторяющегося: «Бывало, шла, ждала, волнуясь… шли, подрагивали, скрипели, молчали, плакали и пели, вставали, обводили, мчалась… изнемогая, свистела… разрывая…». Все события, все действия, отнесенные непосредственно к той, которая сейчас «лежит и смотрит, как живая», даны как бы в отрыве от субъекта. Неполнота становится структурно важным фактором текста.

«Она» появляется только в последней строке пятой строфы:

Вставали сонные за стеклами

И обводили ровным взглядом

Платформу, сад с кустами блеклыми,

Её, жандарма с нею рядом…

Приближающийся поезд представлен отстраненно, как неизвестное существо. Потом происходит постепенное «узнавание»: сначала восприятие как бы движется от слуховых сигналов к зрительным: «шум и свист за ближним лесом, три ярких глаза набегающих». Потом: «вагоны шли привычной линией». Каждое появление «трех ярких глаз» воспринимается как надежда и обещание, поэтому:

…Нежней румянец, круче локон…

В черновых набросках об этом сказано яснее:

Всегда сулили неизвестное

Три красных глаза набегающих…

Повторяющееся преображение героини («нежней румянец, круче локон…») обусловлено надеждой:

Быть может, кто из проезжающих

Посмотрит пристальней из окон…

Эти две строки – несобственно прямая речь героини. Именно для нее, встречающей и провожающей поезд, все люди в нем – «проезжающие». Замена неопределенного местоимения «кто-нибудь» вопросительно-относительным «кто» характерна для разговорного просторечия. В голос повествователя врывается голос той, которая теперь «лежит и смотрит, как живая». «Она» оживляет этот кусок: под знаком надежды и ожидания рассказ переводится в другую временную плоскость – настоящего-будущего в прошедшем: «нежней румянец, круче локон» (сейчас), «посмотрит» (будущее). Многоточие как знак умолчания завершает эту строфу, обрывая ее.

Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.

Когда речь шла о человеческой судьбе, о надеждах и ожиданиях, неблагополучие передавалось, в числе других средств выразительности, нарушением прямого порядка слов. В начало стиха выдвигалось то обстоятельство («под насыпью, во рву некошенном»), то вводные слова («бывало», «быть может»), то определение становилось в постпозиции («три ярких глаза набегающих»), то привязочная часть именного сказуемого была вынесена вперед («нежней румянец, круче локон»); и только начало четвертой строфы отличается прямым порядком слов:

Вагоны шли привычной линией… —

подлежащее, сказуемое, второстепенные члены. В мире машин и механизмов все правильно и четко, все подчинено определенному распорядку.

Вторая часть этой же строфы – уже с нарушенным порядком слов:

Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.

Здесь движение поезда дается как бы в восприятии героини.

Формула движения объединяет невыявленную в тексте «её» и «вагоны»: «шла походкой чинною» – «шли привычной линией». Причем в глаголе идти (шла, шли) в каждом конкретном случае активизируются разные смыслы этого глагола. Шла – «двигалась, переступая» – «шла походкой чинною…». «Вагоны шли» – «двигались, преодолевая пространство». Здесь эти значения намеренно сближены, что-то механическое, как бы извне направленное появляется в этом движении навстречу друг другу. Все действия («шли», «подрагивали», «скрипели», «молчали», «плакали и пели») одинаково привычны и длительны («шли привычной линией»).

В дореволюционной России вагоны первого и второго классов соответственно – «желтые и синие»; «зеленые» – вагоны третьего класса. Здесь благополучные «желтые и синие» противопоставлены «зеленым». Этот контраст осложнен контрастом грамматических структур – двусоставное «Молчали желтые и синие» (тонкая метонимия) противопоставлено односоставному с неопределенно-личным значением сказуемого: «В зеленых плакали и пели» – неизвестно, да и неважно, кто там плачет и поет.

Желтые, синие, зеленые вагоны – не просто реальные приметы идущего поезда, а символы по-разному сложившихся человеческих судеб.

Вставали сонные за стеклами

И обводили сонным взглядом

Платформу, сад с кустами блеклыми,

Её, жандарма с нею рядом…

И снова инверсия и контраст. Противопоставлены «сонные» с их «ровным взглядом» и «она», наконец-то появившаяся в тексте. «Она» для «сонных» такой же скучный и примелькавшийся предмет, как и платформа, сад с блеклыми кустами, жандармы. И снова многоточие как средство выделения слова, образа, мысли, как знак тревоги и ожидания».

В этом потоке серых будней вдруг блеснуло одно единственное яркое пятно:

Лишь раз гусар рукой небрежною

Облокотясь на бархат алый,

Скользнул по ней улыбкой нежною…

Нежность, напевность звучания усиливается в этой строфе рифмой на «-ою» (небрежною — нежною), где возможна и общеупотребительная форма на «-ой».

Показательно, что в начало строфы вынесено обстоятельство времени «лишь раз», подчеркивающее единственность этого счастливого мгновения. Вся картина – контраст с унылой повседневностью: праздничная радость жизни сквозит даже в самой позе гусара. Бархат не просто красный – алый. Здесь алый – знак надежды, возможности любви. Особенно существенной оказывается рифмующаяся пара «алый» – «умчало», которые не только рифмуются, но и неизбежно соотносятся друг с другом. Надежда как упование, заданная еще в третьей строфе:

Быть может кто из проезжающих

Посмотрит пристальней из окон… —

разрушена неумолимой судьбой, роком, той страшной силой, которая управляет человеческими судьбами в Страшном мире, мчащемся мимо своим назначенным, железным путем.

Показательно, что поезд не умчался, а его «умчало». Действие представляется совершающимся само собой, фатально. Неведомая сила отняла мечту («быть может»), умчала возможность счастья – и повествование снова возвращается на круги своя: дальше употребляются глагольные формы, передающее в общем плане давно прошедшего, повторяющегося («бывало») все то, что было после:

Так мчалась юность бесполезная,

В пустых мечтах изнемогая…

Тоска дорожная, железная

Свистела, сердце разрывая…

Лексические повторы: «поезд в даль умчало» – «так мчалась юность» объединяют шестую и седьмую строфы. В седьмой строфе сквозит образ пути, образ мчащегося поезда: «мчалась», «тоска дорожная, железная», «свистела».

В начало следующей, восьмой строфы вынесена частица «да что», отделенная паузой от следующего текста. Именно этот вскрик «Да что» определяет эмоциональную тональность всей строфы, последней в ретроспективной части. Анафора: «Так много…Так много…» объединяет вторую и третью стиховые строки. Вся строфа резко выделена первым стихом:

Да что – давно уж сердце вынуто!

(единственное восклицательное предложение в стихотворном тексте), и объединена повторяющимися грамматически однородными формами: «вынуто», «отдано», «кинуто».

«Три ярких глаза набегающих» оборачиваются «пустынными глазами вагонов»; «пустые мечты» предыдущей строфы соотнесены с «пустынными глазами вагонов». «Лишь раз» шестой строфы – единственная, да и то призрачная возможность счастья – противопоставлено повторяющемуся «Так много отдано поклонов, так много жадных взоров кинуто…»

Девятая, последняя, строфа возвращает нас в «настоящее», к той, которая «лежит и смотрит, как живая». В основе образной системы этой строфы лежит контраст. «Она», второй раз появившаяся в роли субъекта, противопоставлена обитателям «вагонов»: «Ей – довольно» — «Вам все равно».

Ряд однородных членов: «любовью, грязью иль колесами…» – объединяет общеслуховые антонимы. Первые два члена ряда вскрывают в кратком страдательном причастии «раздавлена» его метафорическое значение – «уничтожена, раздавлена нравственно»; третий член – «колесами» – вскрывает прямое ближайшее значение в слове «раздавлена» – «убита, умерщвлена», «намеренно лишена жизни». «Раздавлена колесами» вызывает также по ассоциации представление о метафорическом колесе фортуны, истории, переламывающем человеческие судьбы. Этот образ использовался Блоком: «… он готов ухватиться своей человечьей ручонкой за колесо, которым движется история человечества…» (из Предисловия к «Возмездию»).

Первые члены ряда – «любовью, грязью» противопоставлены третьему члену – «колесами», но не только: весь ряд объединен глаголом «раздавлена» и общим для каждого члена значением орудийности, орудия действия.

«Она раздавлена» – заключительная форма, замыкающая ряд кратких причастий: «сердце вынуто», «много отдано поклонов», «много взоров кинуто». Особенно соотносятся краткие страдательные причастия в строках: «Да что – давно уж сердце вынуто!» и «Она раздавлена – все больно». Эти строки обрамляют две последние строфы стихотворения.

Страдательная форма «раздавлена», «вынуто» становится образно значимой доминантой всего стихотворения.

Осмысление композиционно-стилистических форм слова в творчестве Блока помогает по-иному осознать смысл стихотворения, войти в лирический мир автора.

В поэтике Блока путь как символ, тема и идея играет особую роль. Стихотворение «На железной дороге» освещает одну из граней сквозного образа пути.

Символом пути, движения, развития выступает железная дорога. Поезд, паровоз, образ «дороги-пути», станция как этап пути или момент пути, огни паровоза и огни семафора – эти образы пронизывают все тексты Блока, от стихотворений до частных писем. И его собственная, личная и творческая, судьба предстает в образе-символе поезда. В письме А. Белому возникает этот же образ пути-судьбы: «Очень вероятно, что поезд мой сделает еще только последние повороты – и приедет потом на станцию, где останется надолго. Пусть станция даже средняя, но с нее можно будет оглядеться на путь пройденный и предстоящий. В нынешние дни, при постепенном замедлении хода поезда, все еще посвистывают в ушах многие тревожные обрывки…». Образ поезда – символа судьбы, собственной жизни поэта, неудержимо мчащейся в неизвестном пути, возникает и в стихотворении «Была ты всех ярчей, верней и прелестней…». Образ железной дороги перерастает в символ железного пути – непреклонной и беспредельной судьбы:

Мой поезд летит, как цыганская песня,

Как те невозвратные дни…

Что было любимо – все мимо, мимо,

Впереди – неизвестность пути…

Благословенно, неизгладимо,

Невозвратимо…прости!

В письме Блока Е.П. Иванову есть знаменательное сообщение, относящееся к тому самому дню, которым помечен первоначальный набросок стихотворения «На железной дороге»: «Я был в Петербурге… хотел прийти на службу к тебе; но махнул рукой вдруг и уныло забрался в вагон. Какая тупая боль от скуки бывает! И так постоянно – жизнь «следует» мимо, как поезд, в окнах торчат заспанные, пьяные, и веселые, и скучные, — а я, зевая, смотрю вслед с «мокрой платформы». Или – так еще ждут счастья, как поезда ночью на открытой платформе, занесенной снегом». Показательны и существенны все соответствия между этой записью и стихотворением: и в письме и в стихотворении общая эмоциональная тональность, сближающая реалии: «…в окнах торчат заспанные, пьяные, и веселые, и скучные» — «…вставали сонные за стеклами», «молчали желтые и синие, в зеленых плакали и пели». И наконец, главный сближающий мотив: поезд как знак надежды на счастье: «…три ярких глаза набегающих», «…так еще ждут счастья, как поезда ночью на открытой платформе, занесенной снегом».

Путь, дорога – это не только символ движения, развития, но это и символ исхода, как обещание и залог. Образ пути и поезда возникает многократно в творчестве Блока как объект сопоставления, предполагающий ясность решения:

…Пусть эта мысль предстанет строгой,

Простой и белой, как дорога,

Как дальний путь, Кармен!

(«О, да, любовь вольна, как птица…»)

И тот же образ пути, поезда как знак выхода, надежды возникает в статье «Ни сны, ни явь»: «Всю жизнь мы прождали счастия, как люди в сумерки долгие часы ждут поезда на открытой, занесенной снегом платформе. Ослепли от снега, а все ждут, когда появится на повороте три огня. Вот наконец высокий узкий паровоз; но уже не на радость: все так устали, так холодно, что нельзя согреться даже в теплом вагоне».

В стихотворении «На железной дороге» раскрывается сущность жизни в Страшном мире, этого неуклонного, непреодолимого и безжалостного пути. Железная дорога в символическом осмыслении, несомненно, принадлежит к числу символов-знаков Страшного мира.

В творческой практике А. Блока «железо», «железный» находится на грани символа и реальности, в постоянном взаимодействии и взаимопроникновении. Уже в «Стихах о Прекрасной Даме» появляется «железо» в символическом значении:

Мы терзались, стирались веками,

Закаляли железом сердца…

(«О легендах, о сказках, о тайнах…»)

«Железо», «железный» – «жестокий, беспощадный, неотвратимый»:

Таков закон судьбы железной…

(«Возмездие», гл. I)

И у волшебника во власти

Она казалась полной сил,

Которые рукой железной

Зажаты в узел бесполезный…

(«Возмездие», гл. II)

Апокалиптический образ – «жезл железный» в образной системе Блока возникает как символ неотвратимой и грозной опасности или как орудие кары и возмездия:

Он занесен – сей жезл железный –

Над нашей головой…

Символическое обозначение неотвратимости, суровой непреклонности через образ «железо», «железный» выделяется среди символов Блока резкой отрицательной оценкой, даже в том случае, если в слове «железный» на первый план выдвигается значение «крепкий, необоримый»:

Тем кажется железней, непробудней

Мой мертвый сон…

(«Сквозь серый дым»)

Чаще «железный» выступает в значении «неотвратимый»

С необходимостью железной

Усну на белых простынях?..

(«Все это было, было, было…»)

Железный век, железная судьба, железный путь приобретают некоторую устойчивость как словосочетания, обозначающие круг представлений, неразрывно связанных с символическим значением слова «железный»:

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

(«Возмездие», гл I)

Метафора «железный» предстает в поэтике Блока как символ холодной и злой жестокости.

В стихотворении «На железной дороге» образ железной дороги предстает как образ неуклонного пути, неотвратимой мчащейся беспощадной судьбы.

В лирике Блока тема пути неразрывно связана с темой России, темой Родины:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

(«На поле Куликовом»)

Нет, иду я в путь никем не званый,

И земля да будет мне легка!

Отдыхать под крышей кабака.

(«Осенняя воля»)

Блок представляет Россию как «вочеловеченный» обобщенный образ: «Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе, как живой организм…Родина – это огромное, родное, дышащее существо…Ничто не погибло, все поправимо, потому что не погибла она и не погибли мы». В образной системе Блока Россия нередко предстает в облике русской женщины в цветастом или узорном платке:

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка…

(«Россия»)

Нет, не старческий лик и не постный

Под московским платочком цветным!

(«Новая Америка»)

В стихотворении «На железной дороге» та, что «лежит и смотрит, как живая, в цветном платке, на косы брошенном» — не сама ли это «раздавленная» Россия? (Вспомним, что это стихотворение включено поэтом в цикл «Родина»).

Железная дорога, смерть на железной дороге, прошлое героини – весь этот реальный ближайший план дан на таком уровне житейской конкретности и психологической достоверности, что именно этот план считается единственным содержанием стихотворения «На железной дороге». Жизненные реалии стихотворения и примечания автора о бессознательном подражании эпизоду из «Воскресения» Толстого дают повод оценивать стихотворение как реалистическое. Но в то же время стихотворение не лишено глубокого символического смысла. Его глубинная структура вскрывается только при соотнесении этого стихотворения с другими произведениями Блока.

Анализ стихотворение Блока «На железной дороге»

5 (100%) 1 vote

Публикации по теме