Обзор игры Murdered: Soul Suspect. Murdered Soul Suspect: рецензия

Все хорошо?

- Да, по-прежнему мертв, спасибо.

Туманные, пугающие и потусторонние города - города-призраки - обладают уникальным свойством: они не отталкивают людей, но, напротив, - притягивают. Особенно заброшенные провинции, где время остановилось и лишь зло не дремлет. Припять, китайский Цзюлун, Помпеи или вымышленный Сайлент-Хилл... попадая в них, невольно обнаруживаешь свою истинную суть.

Салем в исполнении Airtight Games ( , ), на первый взгляд, не имеет с ними ничего общего. Вроде бы заурядный маленький городок: жители мирно прогуливаются по улочкам, влюбленные парочки воркуют в сквере на скамейке, «семейные» готовят ужин дома...

Идиллия обыденности нарушается, а Салем показывает свое потустороннее лицо, только когда... умираешь.

Именно это случилось с детективом Ронаном О’Коннором.

Умрешь - начнешь опять сначала...

Ему было суждено погибнуть на работе. Некто в капюшоне, очень похожий на убийцу в красном плаще из и обладающий нечеловеческой силой, выкидывает героя из окна четвертого этажа. Страж правопорядка, а в прошлом уличный бандит, погибает не сразу - его дух покидает тело, но остается поблизости. Призрак (тот же О’Коннор, только прозрачнее) пытается буквально втиснуться обратно в умирающее тело, но тщетно - маньяк хладнокровно добивает жертву несколькими выстрелами в упор. Детектив мертв, да здравствует дух детектива.

Сумеречные улицы Салема. Темны и атмосферны.

Шляпа-федора, шрам на губе, легкая небритость, татуировки и несколько сквозных отверстий в области сердца - вот облик, пожалуй, одного из самых харизматичных призраков в играх. Он еще и не выпускает изо рта призрачную сигарету - одышкой призраки, как известно, не страдают. Главная цель неупокоенной души - найти того, кто его убил, и воссоединиться с женой, которая трагически погибла несколькими годами ранее и теперь ждет по ту сторону моста .

Семь домов и три доски

Сразу после смерти Ронан сталкивается с девочкой в старомодном платье, за которой приходится долго бежать. Выясняется, что маленькая леди с косичками мертва давно и безнадежно, примерно с середины семнадцатого века. Кроме того, она здесь далеко не единственная. На протяжении столетий призраки умерших обживали эти места. Больше того, сумеречный Салем тоже отчасти призрак.

В глазах О’Коннора современные здания перемежаются с призрачными бревенчатыми постройками, давно снесенными или сгоревшими в огне пожара. Старые стены и теперь продолжают полыхать ледяным пламенем. Среди проулков легко обнаружить прозрачную повозку с сеном или старую лодку с веслами, а в бухте - остов корабля, давным-давно разбившегося о прибрежные скалы. Посреди жилого квартала придется перешагивать через рельсы, которые некогда были частью первой железной дороги, и уворачиваться от несущегося сквозь стены паровоза-призрака.

Потусторонние сооружения для О’Коннора - непреодолимое препятствие. Зато большинство объектов из мира живых призрак проходит буквально насквозь. Он не может открыть дверь, просто дернув за ручку, но спокойно проникает в помещение через закрытое окно или через стену. Во все дома Салема, конечно, просто так не попадешь - разработчики элегантно объяснили это тем, что жители города набожны и привыкли освящать свои жилища.

ГОРОД ВЕДЬМ: разработчики не случайно местом действия выбрали Салем, что в штате Массачусетс. Старинный город печально известен пуританскими взглядами его жителей и неистовой охотой на ведьм, которую объявил лично градоначальник. Геноцид женщин с зелеными глазами продолжался больше сотни лет. Как говаривали старожилы, за массовые убийства воздалось по заслугам - крупный пожар не оставил от города камня на камне.

Обратная сторона жизни

Представьте себе - вы читаете сейчас этот текст, а за вашей спиной кто-то стоит. Или что-то. Нечто призрачное, едва уловимое. Мороз подирает по коже, не правда ли? А для Салема это обычное дело. Духи безвременно умерших обитают бок о бок с живыми людьми. И совсем не обязательно, в попытках достучаться до мира мертвых, чертить на кладбище октаграмму и расставлять свечки, бубня себе под нос какую-то галиматью. Нужно просто умереть самому. И желательно преждевременной, неестественной смертью - чтобы душа не смогла найти покоя.

Тогда возле могил покажутся десятки призраков, которые точно так же отчаянно пытаются понять, почему умерло их тело. Оказавшись на городском кладбище, O’Коннор встретит дух молодого парня, прогуливающийся вдоль погоста; призрак девушки, который снова и снова читает последнюю книжку, прислонившись к надгробному камню; мужчину средних лет, с грустью всматривающегося в мутную воду ручья, на дне которого он сделал последний вздох...

Впрочем, «мертвые души» есть не только на кладбище. В Салеме они повсюду, достаточно зайти в любой жилой дом. Пока счастливая семья на кухне готовит ужин, в гостиной призрак сидит в хозяйском кресле и смотрит оставленный включенным телевизор. В соседской ванне лежит призрак самоубийцы. А этажом выше в детской комнате прячется призрак маньяка, который постоянно доводит до слез ребенка, выпрыгивая из платяного шкафа.

Почти у каждого встреченного в городе привидения есть своя история - история жизни и смерти. Изучать их, проводить маленькие экспресс-расследования зачастую едва ли не увлекательней, чем следовать прямой дорогой основного сюжета. В любой другой игре такие мини-истории подавались бы в виде скучноватых аудиодневников, а в Murdered - вот они, вокруг вас, ходят, говорят и живут своей жизнью. Для интерактивного произведения - очень ценная находка.

Снимать отпечатки пальцев - не наш метод

Дебютное расследование в образе призрака начинается сразу после кончины героя. Оказавшись возле собственного бездыханного тела, которое прибывшие на место полицейские уже успели огородить желтыми ленточками, О’Коннор приступает к сбору улик.

Малоприятная процедура опознания трупа становится еще неприятней, когда это твой собственный труп.

Поиск зацепок не станет серьезным испытанием, достаточно внимательно осмотреться в поисках активных точек. Счетчик необходимых улик услужливо подскажет, сколько осколков стекла, кровяных пятен и гильз нужно отыскать поблизости. Складывать найденный скарб в бездонный чемоданчик, в стиле классических приключений о , не придется, Ронан анализирует находки на месте.

Лишившись жизни, герой все же кое-что приобрел взамен: дух полицейского способен вселяться в живых и читать чужие мысли. К сожалению, в головах окружающих помещается не больше пары фраз, причем не всегда полезных. Зачастую нужно навести человека на дельные умозаключения, помочь свидетелю преступления вспомнить нюансы произошедшего. Не будет лишним и взглянуть на мир глазами другого полицейского. Причем буквально: подсмотреть в его ежедневник или прочитать данные на экране компьютера, влезши в шкуру работающего за ним служителя правопорядка.

Кроме того, детектив обладает просто отличным воображением. Он способен представить, что случилось с потерпевшим, с помощью валяющегося на полу окровавленного башмака. Правда, трюк срабатывает лишь с теми башмаками (или другими вещами), которые подрагивают и подсвечиваются призрачным светом.

Анализ собранной информации сильно портит общее впечатление от расследования. Если в мы принимали ответственные и взвешенные решения на основе общения со свидетелями и собранных улик, то здесь нам предлагают детскую игру «угадай картинку». Нужно выбрать одно или несколько изображений, каким-то боком относящихся к произошедшему. Увы, логика тут порой едва уловима, и приходится действовать по наитию. Если удается угадать с первого раза, детектива наградят тремя полицейскими значками, которые, впрочем, особо ни на что не влияют.

Следствие продолжается, идет работа со свидетелями.

Призрак остросюжетного боевика

По мере того как мы подбираемся к маньяку-убийце, количество трупов растет с устрашающей скоростью, а история все больше начинает напоминать молодежный ужастик (тут даже есть девочка-подросток, которую неоднократно придется спасать). Следы приводят детектива в психиатрическую больницу, костел, исторический музей, посвященный пыткам, и еще пару тройку классических мест из фильмов о привидениях. Не обойдется и без злобных духов, растерявших остатки человечности.

Демоны охотятся за обитателями сумеречного Салема и убивают их раз и навсегда. В прямом столкновении с темным духом выстоять не получится, но есть шанс прокрасться незамеченным, убежать или скрыться в призрачных туманностях. Герой шустро прыгает от одного такого облака к другому, постепенно приближаясь к монстру со спины. Когда расстояние оказывается достаточным, Ронан в коротком QTE-сражении буквально развеивает демона по ветру. Как говорила та самая маленькая леди из самого начала игры, выдающиеся способности человека после смерти остаются при нем, но раскрываются с неожиданной стороны. Ронан всегда умел бороться за свою жизнь, не растерял он этот навык и... после смерти.



Демоны - по сути, единственные враги О"Коннора. Если не считать маньяка в капюшоне, конечно. Единственное укрытие от демонов.

Другой проблемой станут сгустки энергии, затягивающие попавших в них призраков, будто трясина. Обойти их стороной не всегда возможно, и приходится прибегать к телепортации (радиус действия сильно ограничен) или «сводить с ума» электронные бытовые приборы. Когда встревоженный обыватель пойдет отключать неистово печатающий принтер, останется только вселиться в его тело и преодолеть энергетическую ловушку.

Умеет себя подать с правильной стороны. С самого начала Murdered интригует не на шутку: история разворачивается в тихом городке Салем, в котором бесчинствует Звонарь - маньяк, жесткого расправляющийся со своими жертвами, среди которых оказался и главный герой игры - детектив Ронан О’Коннор. Правда, душа Ронана (за нее и предстоит играть) не спешит в Рай, потому как для того, чтобы отправится на другой свет - ему сперва придется расследовать все детали собственного убийства. Но если Ронан не успеет сделать это вовремя, то навсегда останется заточенным на земле, при этом превратившись в демона.

К сожалению, для Airtight Games столь амбициозная завязка оказалась неподъемной. По ходу игры складывается ощущение, что авторы сами не имеют представления о том, как правильно распорядится всеми потенциально хорошими идеями, заложенными в Murdered . Все особенности, вроде хождения сквозь стены или способности вселятся в людей, производят впечатление лишь поначалу, когда еще не успеваешь углубиться в суть механики. Но после нескольких часов, проведенных за Murdered , понимаешь, что изначально казавшиеся свежими идеи загоняются в тесные рамки внутреннего устройства игры. Ронан приходит на место преступления, рассматривает улики, как, например, вL. A. Noire , вселяется в полицейских и делает за них нужные заметки, чтобы направить расследование в правильное русло. Следом он читает мысли очевидцев, а в конце складывает все слагаемые, получая цельную картину происходящего. На первых порах это увлекает, но позже, когда вы понимаете, что схема всех расследований одна и та же - предсказуемость происходящего начинает вгонять в скуку.

Сюжетно Murdered пытается создать иллюзию детально расписанной истории, подбрасывая заметки, проливающие свет на криминальное прошлое Ронана или разыгрывая забавные сценки, за которыми наблюдает Ронан будучи невидимым обычными жителями города. Например, в одном эпизоде можно подслушать, как мужчина жалуется на свою соседку, которая, по его заверениям, меняет парней, словно перчатки. Но чем дальше уходит повествование, тем больше Murdered начинает сдавать. Содержание записок становятся все более банальным, мини-сценки и вовсе исчезают, а мысли горожан в какой-то момент начинают повторяться. Остаются разве что неплохие шутки главного героя игры, но и они не спасают от откровенно скучного сценария.

Как мистический триллер, Murdered - это начисто кондовая история про кладбища, полные демонов, сошедших с ума людей, рисующих на стенах психбольницы больные рисунки и «пугающих» рассказов про загадочное прошлое Салема. Вскоре у Ронана появляется напарница подросток Джой, способная общаться с душами умерших, но этот дуэт не покажет ничего, кроме взаимных подкалываний.

Самая же больная точка всей Murdered: Soul Suspect - это местная боевая система, если, конечно, ее можно так назвать. Вся суть заключается в том, что Ронан расправляется с демонами, незаметно покрадываясь к ним со спины. Ну а если они вас обнаружат, то Ронан должен исчезнуть из виду на некоторое время, пока исчадие ада не вернется обратно в дежурный режим.

***

Если бы сюжет, придуманный Airtight Games , хоть как-то мог заинтриговать, то можно было закрыть глаза на поверхностную стелс-механику. Но замахнувшись на серьезный мистический триллер, авторы совершенно проигнорировали такие важные жанровые приемы, как, например, саспенс.Придумав интересную фабулу, сценаристы студииAirtight не сумели развить ее дальше, сшив историю из избитых штампов.

В теле призрака разыскиваем собственного убийцу на улицах мрачного Салема, а также сетуем, что атмосферных игр почти не осталось

Отправить

Завязка новой игры Airtight Games , авторов и , довольно оригинальна. Детектива полиции Ронана О’Коннора выбрасывают из окна четвертого этажа. Преступник для надежности разряжает в полуживого копа всю обойму и скрывается. Дух главного героя застревает в нашем мире. Ронан должен найти своего убийцу, ведь для него это единственный шанс перейти на ту, другую сторону.

Выбора у нас нет, но герой и не колеблется. Полицейский преследовал маньяка, убивающего девочек-подростков, и сам стал незапланированной жертвой. Орудует преступник в Салеме, где и разворачиваются события . Это место считается центром потусторонних сил в США; многие фильмы, книги и сериалы затрагивают городок. В средние века здесь был громкий процесс о сожжении «ведьм». Салем, вообще, место еще то: призраков тут едва ли не больше, чем живых людей. Кто-то помогает главному герою, кто-то еще не до конца осознал свою смерть, а кто-то настроен враждебно. К последним относятся демоны — души, которые не смогли покинуть мир живых и теперь охотятся на обычных призраков, включая нашего героя. Видимо, разработчики хотели придать остроты неторопливому игровому процессу эпизодами с демонами. Иначе объяснить их присутствие в Murdered невозможно. Это самый раздражающий элемент в игре, потому что стелс получился излишне навязчивый и скучный.


К врагам можно подкрасться только со спины, и действовать приходится осторожно — они обернутся от любого шороха. Если получилось, быстро выполняете QTE-элемент и караулите следующего. А вот если нет, готовьтесь муторно прятаться в призрачных телах и ждать, пока демоны успокоятся. Такие встряски только мешают, они не дополняют атмосферу, а рушат. С другой стороны, без демонов главный герой получился бы неуязвимым: других врагов и опасностей тут нет. Но в такой игре элемент риска совершенно ни к чему.

— едва ли не лучший интерактивный детектив. Забудьте со схемой «нажмите Х, чтобы победить», отложите подальше затянутый с неувязками и странностями сюжета, перед нами новый идеал детективной игры. Несмотря на то, что процесс расследования почти такой же, как в , Artight Games удалось заставить игрока думать над задачками вместе с призраком. Если внимательно следить за событиями, быстро обнаружите, что мыслите с героем в одном русле и не ждете, пока он что-то объяснит. Ронан полагается на обычную логику, улики складываются в единую картину, и достаточно просто немного шевелить извилинами, чтобы на пару с духом участвовать в расследовании, а не вяло нажимать кнопки и оставаться безучастным. Поиск улик сначала может показаться нудным, особенно когда понимаешь, что подсказок нет. Казалось бы, обошел по три раза каждый уголок комнаты, а все равно остались две ненайденные улики, и дальше пройти нельзя. В такие моменты, конечно, игра начинает разочаровывать, но потом случайно замеченные следы или фотографии приносят радости больше, чем бутылка «Спрайта» путнику в Сахаре.


Ронан вместе со смертью получил как преимущества, так и недостатки. Из минусов — он не может взаимодействовать с объектами из нашего мира, общаться с людьми и заходить в большинство домов: они освящены, и призракам вход заказан. В результате, несмотря на доступный нам Салем, город — лишь набор декораций с переулками и улицами. Зайти куда угодно не выйдет. К плюсам необычного состояния героя относятся возможность проходить сквозь стены (неосвященные) и умение влезть в голову живого человека. Так мы можем узнать его мысли и натолкнуть на определенные воспоминания, угадав «рычаг», который заставит подумать о нужном нам эпизоде.

Продвигаясь в расследовании, мы встречаем нуждающихся в помощи духов. Их гложут незавершенные при жизни дела, которые не дают покоя и не позволяют уйти в другой мир — точно как Ронана, которого держит здесь загадка своей гибели. Помогая душам, мы сильнее погружаемся в прекрасную атмосферу игры и узнаем маленькие истории о героизме, предательстве, безрассудстве, глупости и несправедливости. Выпившая компания разбилась на машине: призрак парня не помнит, кто был за рулем — его приводит в ужас мысль, что он убил друзей. Девушка на берегу не понимает, как здесь оказалась - она даже не знает, что погибла. Знакомство с героями побочных заданий не отвлекает от основной сюжетной линии и крайне удачно вписалось в детективную концепцию игры: главный герой мастак не только за маньяками охотиться, но и помочь с довольно бытовыми расследованиями.


Салем — город маленький, а в игре он и того меньше. Добавьте сюда непроходимые для героя дома, и получите обыкновенный лабиринт. Излишняя свобода в не нужна, но чувствуешь себя в тесноте. Вместе с этим разработчики придали игре отличную атмосферу. Несмотря на мрачность и неприветливость Салема, его хочется исследовать, изучать историю, читать все записки, находить тайные подсказки и шаг за шагом узнавать новые главы темного прошлого и не менее темного настоящего. По городу разбросано множество информации об этом месте, и сбор данных займет немало времени. Конечно, найти иголку в стоге сена будет проще, но Airtight Games продолжила в том же духе. непростительно короткая (часов семь, и это с большинством дополнительных заданий), в ней сбивается ритм из-за стелс-эпизодов с демонами, но расследование, сюжет и город не оставят равнодушными любителей запутанных историй и детективов.

И еще: если у вас в доме неожиданно перегорела лампочка или замигал свет — не стоит все списывать на старую электропроводку.

Превосходная мистическая атмосфера, увлекательное составление улик и впечатление, будто вы сами участвуете в расследовании. Но однообразный геймплей и проблемы с механикой многое портят.

«Лучший коп – это мертвый коп» – именно эту фразу произносит главный злодей Murdered: Soul Suspect, опустошая магазин Кольта 1911 в тело еще не совсем мертвого главного героя. При этом, совершенно не осознавая, сколь сермяжная правда звучит из его уст. Только представьте – вы призрак, способный ходить сквозь любую стену, заглядывать в любой блокнот и даже читать мысли других людей. Чем не мечта настоящего детектива?

В отличие от L.A. Noire, чтобы не ошибиться в расследовании, у вас есть целых три попытки.

Los.Salem.Noire

Со смертью жанра квестов, игр из разряда «сериал «След», в который можно поиграть» осталось совсем немного. Из регулярно выходящего – сериал Ace Attorney, прописавшийся на чуждой русскому человеку консоли Nintendo DS.

Появление L.A. Noire в свое время выглядело как натуральный конфликт пространства и времени. Глядя на него, не очень было понятно не только как, но и зачем делать так дорого и хорошо игру про ежедневную полицейскую рутину. И только тогда, когда на коробке с игрой находился значок Rockstar Games, приходило озарение (а-а-а… ну все понятно, эти могут) и все становилось на свои места.

Местные призраки – удивительно колоритные товарищи. Ни один из них не погиб скучно.

Murdered: Soul Suspect тоже подавали общественности как игру ААА-класса. Масса трейлеров, широкая реклама в рознице и интернете; кроме того, игра была в программе AMD Never Settle Forever (которая, напомним, состоит в том, что при покупке соответствующей видеокарты можно получить купон на бесплатную скачиваемую копию).

А ты не забыл выключить утюг?...

Сами же трейлеры рисовали очень приятную глазу картину – вы детектив-призрак, которого в расследовании своего дела способно остановить ровно ничего. «И вот это ничего и позволит вам полностью ощутить мир и погрузиться в сюжет нашей игры» – читалось в каждом пикселе этих роликов.

Сколько город не освящай…

При этом почти никто не задумался о том, что разработчики пытаются совместить противоположные вещи – заскриптованный коридор, в котором, чтобы дать интересный и интригующий сюжет (а без него такой игре – никак), игрока придется сильно ограничить, и возможность свободно перемещаться в духе призрака, делая его почти идеальным детективом, для которого стена в метр монолитного бетона – отнюдь не преграда.

В то, что этот город натерпелся многого, конечно, веришь.

И вот с этого места начинаются проблемы. Дело в том, что предоставляя нам обещанную свободу, разработчики всячески нас с вами в ней ограничивают. Почему, к примеру, нельзя выйди наружу здания, находясь этаже, так, на третьем? Правильно, чтобы ненароком не упасть вниз (почему на местных призраков действует сила тяжести, разработчики объяснят далеко не сразу) из здания, в котором находитесь, и обойтись без ожидания, когда триггер откроет игроку дверь внутрь, чтобы войти.

Если верить игре, методы расследования у людей и призраков, не очень отличаются.

Дальше – больше. Еще раз – вы призрак. Все материальное для вас как бы не существует, а значит – не является преградой. Если только оно не… призрачно. Дело в том, что город, где вы находитесь – Салем, место ничуть не менее мистическое, чем некий «Безмолвный холм». Все произошедшее с ним раньше, будь то крупный пожар или массовые смерти от чумы, находит свое отражение в темной, потусторонней стороне его жизни.

Актер Илья Исаев подарил свой голос не только Ронану О’ Коннору, но и, например, Итану Марсу из Heavy Rain.

Каждый раз рядом с современным мусорным баком, через который можно пройти без проблем, можно видеть «призрак» повозки с сеном, пройти через который уже не выйдет. Абсолютно свободный в реальном мире проход в мире потустороннем оказывается завален какими-то досками, камнями и прочим хламом, который когда-то давно взаправду лежал на этом самом месте. А посреди реальной улицы нередко встречаются ранее стоявшие на этом месте, но сгоревшие много лет назад старинные дома.

Скептический прищур не исчезает с лица Ронана почти никогда. Даже если тот стоит по пояс в столе.

Ходить сквозь такие «призрачные» объекты вы не можете, что вполне логично. А вот то, что «освещенным» и «призрачным» оказывается 90 процентов всего города (дескать, из-за всей происходящей в городе чертовщины жители стали очень набожными и начали освящать все, что ни попадя), оставляя игроку четко заданный коридор, по которому требуется прийти куда нужно, уже не очень.

Большинство загадок довольно просты. Так что трех попыток для их решения хватает с лихвой.

Out the Darkness and Into the Light

В оправдание этим людям могу сказать, что они искренне старались, и вложили в свою игру ровно столько труда, сколько позволил им бюджет. Взять, например, главного героя.

При всех атрибутах дикого мужчины (шляпа, табак, перегар и щетина прилагаются) и сильный закос под типичного героя нуар-детектива, Ронан О’Коннор – один из самых притягательных и харизматичных призраков за всю историю игр. Напропалую смолит (факт того, что он призрак, его мало смущает), по приходу в очередную локацию сыплет полуфилософскими цитатами и частенько подкалывает свою напарницу Джой.

В отдельных местах Ронан способен удалять (или создавать) призрачные объекты, освобождая себе проход.

Сама же часть с расследованиями и поиском улик почти подчистую слизана с L.A. Noire. До кругового обхода территории с постоянным закликиванием всего и вся дело, к счастью, не доходит, но ассоциации очень живые.

В целом, это точно такой же пиксель-хантинг, аналогично натянутый на дорогое 3D, как и три года назад. Подходите к улике, нажимаете кнопочку и вуаля – новая запись в блокноте. Свидетелей у вас, по понятным причинам, нет, поэтому никого «колоть» вам здесь не надо – все выводы и умозаключения вы будете делать исключительно на основе найденных доказательств.

Местные видения сделаны по всем канонам фильмов ужасов: коротки, не до конца понятны и сильно засвечены.

И вот так, продвигаясь от одной локации к другой, раз за разом изучая, анализируя и сопоставляя, вы продвигаетесь к своей главной цели – поимке маньяка по кличке Звонарь, действия и убийства которого поначалу кажутся совершенно нелогичными и малопрогнозируемыми. И у Ронана, помимо банального желания разобраться, почему, собственно, его убили, есть другой, более сильный и личный мотив.

Какой именно, разумеется, не назову, но скажу так: за первые 10 минут игры разработчики настолько красноречиво все расскажут и покажут, что вы захотите пройти этот путь вместе с ним.

Уликами на месте преступления могут быть не только материальные предметы, но и ментальные следы.

Сам же сюжет построен и развивается так же, как и в большинстве триллеров или нуар-детективов: общей сюжетной канвы никто не объясняет, вы с каждым новым расследованием и с каждой новой крупицей информации сами достраиваете ее в своей голове, пытаясь не упустить важных деталей (в некоторых расследованиях придется вспомнить ранее произошедшие события), чтобы ближе к концу сложить ее воедино.

В погоне за Звонарем ничто не мешает параллельно помогать другим призракам. Награды за это, впрочем, вы не дождетесь.

И в какой-то момент эту головоломку так хочется наконец-то собрать, что берешь и отставляешь расследования в дальний угол и начинаешь просто бегать по городу, собирая разбросанные повсюду дневники, надеясь отыскать в них хоть что-то, что прольет свет на эту тайну.

А их здесь очень много – про жизнь Ронана до того, как он стал полицейским (а там, поверьте, есть о чем почитать), про его взаимоотношения с другими копами, про самого Звонаря, про историю Салема (включая времена «охоты на ведьм»), в общем, много про что.

Просто подойти к улике в Murdered: Soul Suspect мало. Нужно еще и наклониться в ее сторону.

Только знайте, ничего кроме дневников Салем, как локация для исследования, предложить не в состоянии. Интересных (подчеркиваю, интересных) из них не так много, а в квартирах и на улицах сидят, как правило, два-три статиста, мысли которых (ровно две фразы на лицо) никакой смысловой нагрузки не несут.

Сам же виртуальный Салем довольно мал – его можно полностью оббежать минут за пять. Оббежать, собрать все дневники, помочь другим заблудшим призракам (за лишнее достижение в Steam), а дальше – просто бежать прямой наводкой к следующему расследованию – вот, собственно, и все применение местных декораций.

Не бойтесь, в Murdered: Soul Suspect вы и так не заблудитесь.

Чтобы хоть как-то все разнообразить, разработчики подсмотрели у конкурентов элементы стелса. Происходит это так – двигаясь по очередной локации, вы замечаете странные призрачные силуэты, единственное применение которых – вселиться в них. Пройдя чуть дальше, вы замечаете местных демонов, прямое столкновение с которыми, ясное дело, фатально. Поэтому, как и в The Last of Us, тихонько подкрадываемся сзади и после нескольких секунд борьбы буквально рвем его в лоскуты.

И если, например, в Castlevania: Lords of Shadow 2 стелс лишь мешал, сбивая и без того неровную динамику, то здесь он чуть-чуть разнообразит однообразное хождение сквозь стены.

Люди остаются людьми даже после смерти. И наш герой понимает это как никто.

Заключение

Пожалуй, в этом и есть главная беда Murdered: Soul Suspect – он не выглядит чем-то цельным, стройным, законченным. При всех попытках казаться ААА-игрой, он таковой не является – слишком уж много в нем геймдизайнерских ошибок, совершаемых не из-за отсутствия таланта, а от банального незнания, как сделать правильно.

Найдете на одном уровне все подобные предметы – узнаете интересную историю из жизни Ронана.

Поначалу кажется, что это игра одной идеи (и то - придуманной, мягко говоря, не самими авторами), вокруг которой разработчики попытались навесить все остальное – механику, персонажей, сюжет. Не подумайте плохого, все это есть и на очень даже неплохом уровне. Но когда все собирается вместе, получается не произведение искусства, а поделка неопытного подмастерья. Красиво, дорого и даже с любовью сделанная, но все-таки поделка.

С помощью вселения можно не только читать чужие мысли, но и преодолевать порталы с демонами.

Только вот что странно: у таких поделок есть одно очень показательное и редкое для современных игр достоинство – каждая из них удивительно мила. Ее положительные качества настолько самобытны и редки, а ее недостатки так легко не замечать, что оценивать ее беспристрастно, ровно на столько баллов, сколько она заслуживает, довольно сложно.

Наверное, именно поэтому на сайте Metacritic.com для Murdered: Soul Suspect оценки журналистов и пользователей сильно разнятся (на момент написания этих строк: первая – 6.2, вторая – 7.4).

Под вашим контролем кошки превращаются в настоящих Рэмбо – лихо ползают по стенам, легко подтягиваются на лапах и далеко прыгают. А вот «мяу» – чисто декоративная функция.

Посему сделаем так – в конце этого текста поставлю свою, журналистскую оценку. А уж свои персональные восемь, девять или даже десять баллов, вы ей поставьте, пожалуйста, сами.

Ну куда ж в игре Square Enix и без продакт-плейсмента?...

Вердикт: Murdered: Soul Suspect похож на симпатичного, но неопытного пикапера – вроде бы делает все правильно, вроде бы красиво говорит и даже в какой-то момент сам начинает верить в собственное же вранье, вот только… мы-то с вами знаем, что все это неправда.

Оценка: 6.5 («Неплохо»).

Николай Плесовских aka Latendresse

  • Murdered Soul Suspect: тестирование производительности
    Тестирование тридцати трех видеокарт и пятидесяти двух процессоров в паре разрешений и двух режимах работы.

  • Обсуждение игры на конференции сайт.

Есть ли жизнь после смерти? Этот вопрос испокон веков волнует праздную часть человечества, внезапно теряя актуальность, когда возникают проблемы более насущные. Например, когда твою тушку выбрасывают с верхнего этажа, для верности нашпиговав ее обоймой из твоего же запасного пистолета.

Системные требования

Win Vista 32

Core 2 Duo 3.06GHz/Athlon II X2 265

GeForce GTS 250/Radeon HD 4830

4 GB RAM

20 GB HDD

Рекомендуемые требования

Win 7 64

Core i7 2.67GHz

GeForce GTX 660

Radeon R9 270

4 GB RAM

20 GB HDD

Компания Airtight Games , доселе известная лишь по скучному шутеру и забавной головоломке , постаралась собрать максимум козырей для нового амбициозного проекта. Легендарный городок Салем, неупокоенный призрак крутого детектива а-ля Сэм Спейд, серийный убийца на воле и куча трупов по дороге. Мистический неонуар! Кому не по душе такая завязка?

I never asked for this

Начало игры действительно впечатляет. История жизни героя, рассказанная в татуировках. Прекрасно поставленная сцена смерти. Растерянный призрак, у которого есть лишь одна ночь на то, чтобы завершить свое расследование. Наконец, взгляд на Салем «с той стороны»: привидения, наблюдающие за живыми, разбросанные по городу обрывки историй и островки прошлого, проступающие из силуэтов современных построек. А в центре происходящего — таинственный Звонарь, маньяк-убийца, которого, собственно, и шел задерживать Ронан О’Коннор, да вот не рассчитал свои силы.

Что умеют делать призраки? О, многое! Мы знаем об этом хотя бы из фильма «Привидение»: они могут проходить сквозь стены, вселяться в людей и предметы, мгновенно перемещаться куда угодно, выть и потрясать кандалами… А также, после курса обучения у героя Винсента Скьявелли , двигать небольшие предметы. Всё припомнили? А теперь забудьте! Ронан действительно умеет проходить сквозь стены, но далеко не везде: по легенде разработчиков, дома в Салеме освящены, и поэтому жителям загробного мира приходится ждать, пока кто-нибудь из живых не откроет дверь. Сквозь призрачные объекты привидения, как ни странно, тоже не могут проходить. Во второй половине игры наш герой научится телепортироваться, но недалеко.

А что же можно? Можно включать электроприборы. Можно вселиться в другого человека, чтобы прочесть его мысли или заглянуть в его блокнот. Иногда можно повлиять на ключевую фигуру, заставив ее сделать или подумать нечто нужное для продвижения по сюжету. Но для этого сперва надо найти ключи. Улики. Под это определение в игре подпадает абсолютно все — от материальных объектов до мыслей и «ментальных следов».

Зачем убийца перешел дорогу?

Хоть наш призрачный сыщик и не подчиняется некоторым законам физики, летать по всем окрестностям, выискивая скрытые для прочих улики, ему не дадут. Расследование ведет нас по узкой дорожке, от локации к локации, время от времени упираясь в вопрос, на который надо дать ответ. Происходит это так: на отведенном участке нам предстоит отыскать заданное количество улик, после чего попытаться выстроить цепочку фактов. Многие улики видны невооруженным глазом, да еще и заботливо снабжены полицейскими маркерами. Для некоторых придется напрячь детективные навыки: например, включить вентилятор, чтобы сдуло ненужные бумаги. А чаще всего мы просто топчемся по загончику, отчаянно вертя камерой в надежде увидеть заветную кнопочку.

Самое печальное, что из всего набора старательно отысканных улик нам нужны лишь три, а то и вовсе одна. Собрали их, протыкали в особом окошке — получаем воссозданную крутым детективом Ронаном картину происшедшего. Провалили экзамен на дедукцию — ничего страшного. Можно тыкать наугад до победного конца, просто вместо трех «звездочек» получим одну.

Примечательно, что шансы провалить «экзамен» повышаются, если пытаться копать глубоко и делать выводы самостоятельно, опираясь на свое знакомство с лихо закрученными интригами в детективных романах. Здесь же правильный ответ всегда лежит на поверхности, зачастую еще до того, как возник вопрос. «Зачем цыпленок перешел дорогу? — Чтобы попасть на другую сторону». Черт, и не поспоришь же!

Лица стерты, краски тусклы

Локации открываются поочередно, однако по центральной части города можно бродить свободно. Здесь есть чем полюбоваться и с кем пообщаться: целый набор призраков жаждет рассказать нам свою печальную — или забавную — историю. Некоторые ее, правда, не помнят, и Ронан может помочь им разобраться со своими проблемами и благополучно отбыть в столбе света куда-то на небеса. Побочные задания довольно интересны, а некоторые даже заставят логически подумать. Жаль, что их так мало.

Живые персонажи оказываются куда менее интересными. Из всего набора салемских граждан более-менее вменяемы лишь те, к кому нас подталкивает сюжет. С прочими все печально. Местные жители панически боятся маньяка, и поэтому посреди ночи сидят на лавочках, качаются на качелях, любуются видами и бесцельно бродят туда-сюда. К любому можно влезть в голову и прочесть единственную мысль, чаще всего в духе: «Ой мамочки, как страшно». Можно до посинения устраивать полтергейст у них под носом — болванчики даже глазом не моргнут. «Ну что пристал, мы тут для оживляжа!».

На все расследование реально понадобится часов восемь-десять, но нас, конечно, попытаются задержать в игре как можно дольше. Нам предложат выискивать по закоулкам десятки записочек, воспоминаний, табличек, рисунков, обрывков и прочих коллекций в категории «Не уходи, побудь со мною». Взамен мы получим набор достижений и прослушаем не относящийся к делу текст. Если уж что и собирать из этого набора, то это истории призраков: в награду получим небольшую страшную сказочку.

Еще один тормоз — демоны. Как только наши дела в локации подходят к концу, можно ждать гарантированного нашествия зловещих красных фигур. К этим воплощениям загробного зла надо подкрадываться сзади и отправлять их в небытие, прожимая заданные клавиши. Не справился — в страшных муках возвращаешься к последнему чекпойнту. Это довольно увлекательно. Первые раза три.

Жителям города не хватает жизни, а мертвому герою — личности. Смотришь на него и думаешь: насколько же люди способны бездарно распорядиться собственным наследием! Ведь все ему дали творцы: и бандитское прошлое, и умершую возлюбленную, и завистника-конкурента. А результат? Бритый затылок Хитмана, сводного брата во издателе, убедительнее передает характер, чем все терзания нашего нуарного сыщика.

Публикации по теме