Готовность ребенка к обучению в школе. Психолого-педагогическая готовность ребенка к обучению в школе

ПСИХОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Лекция - 3

1. Готовность ребенка к обучению в школе

2. Обучение – целенаправленный педагогический процесс

3. Структура учебной деятельности младшего школьника

4. Развитие учебной деятельности младшего школьника

5. Формирование личности младшего школьника

В наше время многие дети приходят в школу, умея читать, считать. Значит ли это, что уже одно владение навыками чтения и счета само по себе свидетельствует о том, что они готовы к самостоятельному осуществлению учебной деятельности? Ответ «да» был бы большим упрощением понимания проблемы готовности ребенка к систематическому обучению в школе.

Поступление в школу радикальным образом изменяет весь образ жизни ребенка. Во-первых, учебная деятельность требует ответственного отношения и систематического организованного отношения и труда. Она ставит перед ребенком задачу преднамеренного усвоения знаний, основ разных наук, - что предполагает уже другую структуру познавательных психических процессов, чем в дошкольные годы. Во-вторых, учение в школе дает возможность ребенку занять новую позицию в системе общественных отношений. Главное в этом изменении заключается в совсем новой системе требований, предъявляемых к ребенку с его новыми обязанностями, важными не только для него самого и для его семьи, но и для общества. Его поступки, его отношения со сверстниками и со взрослыми и все другое в его жизни рассматриваются через призму новых обязанностей. В-третьих, соответственно изменившемуся положению ребенка и появлению у него новой ведущей деятельности – учения – перестраивается весь повсе­дневный ход его жизни: беспечное время препровождение дошкольника сменяется жизнью полной забот и ответственности. Он должен неукосни­тельно соблюдать режим школьника, заниматься дома определенными учебными предметами, спокойно сидеть на уроках и делать, что требует учитель, выполнять правила поведения школьника и т.д.

В-четвертых, учебная деятельность и поведение ребенка в целом определенным образом оценивается школой и отношение окружающих (учителей, родителей, сверстников и т.п.) во многом зависит от этой оценки. Положение ребенка в семье и среди сверстников с самого начала школьного обучения связано с тем, как он выполняет свои новые обязанности. Сказать о младшем школьнике, что он хороший – это, прежде всего, оценить его как ученика. Как он учится - вот что определяет его место в коллективе одноклассников, отношение к ребенку в семье.

В-пятых, ребенок, став школьником, получает и новые права. Он имеет право на более серьезное отношение к нему со стороны взрослых, претендует на одобрение за хорошую учебу, он имеет право на рабочее место и на создание надлежащих условий для учебных занятий.



Таким образом, переход от дошкольного детства к школьному означает существенное изменение положения ребенка в системе общественных отношений и всего его образа жизни. Учение для ре­бенка приобретает характер его трудовой обязанности, как средство актив­ного участия в повседневной жизни общества. Следовательно, школа становится центром жизни детей, наполненной их собственным интересами, взаимоотношениями и переживаниями. Однако для того, чтобы у ребенка возникла внутренняя позиция школьника, необходима определенная сте­пень готовности к школьному обучению.

Готовность ребенка к школьному обучению трактуется по-разному. В психологии и педагогике длительное время считали основным критерием такой готовности только уровень умственного развития, указывающий на запас тех знаний и представлений, с которыми ребенок приходит в школу. Однако, как показы­вает жизненная практика и опыт школьного обучения, нет прямого соот­ветствия между запасом знаний и широтой представлений с тем уровнем умственного развития ребенка, который является необходимым и доста­точным условием обучаемости.

Известный психолог Л.И. Божович предлагает выделить, во-первых, готовность ребенка к школьному обучению в области познавательной позиции младшего школьника. По мнению Л.И. Божовича, первая из них предполагает не только определенный уровень интеллектуального развития, но и определенный уровень развития его познавательного отношения к действительности, т.е. определенный уровень развития его познавательных интересов и готовности ребенка к произвольной организации своей познавательной деятельности. Если знания, которые приобретает ребенок в дошкольном детстве, являются как бы «побочным продуктом» разнообразных видов его игровой и практической деятельности (приобретение знаний еще не носит целенаправленный и систематический характер), то учение в школе является специально организованным и самостоятельным видом деятельности, предполагающим уже целенаправленное усвоение знаний, предусмотренных программными требованиями.

Вторая связана с тем, что ребенок, обладая большим запасом знаний и навыков, относительно высоким уровнем интеллектуального развития, в тех случаях, когда учебные занятия лишены непосредственного интереса и поэтому их необходимо выполнять из чувства долга и ответственности, начинает отвлекаться и выполнять их небрежно. Здесь сказывается недостаточная личностная готовность ребенка к учению, его неумение правильно отнестись к своим обязанностям школьника, которая предполагает известный уровень развития социальных мотивов поведения и деятельности ребенка и их определенную структуру, т.е. внутреннюю позицию школьника. Как показывают исследования, при всей наивности ответа первоклассников, к моменту поступления в школу дети уже руководствуются общими социальными мотивами учения. Следовательно, в этот период у них возникает потребность в деятельности, которая была бы в глазах окружающих значимой, важной, ценимой. Именно на этой основе у них проявляется стремление учиться в школе, желание стать школьником, занять в жизни новую позицию.

А.А. Люблинская выделяет следующие показатели готовности ребенка к обучению в школе:

1. Общее физическое развитие ребенка: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции и т.д., соответствующие средним нормам физического развития мальчика и девочек семилетнего возраста в нашей стране.

Большого внимания заслуживает состояние нервной системы ребенка в целом (степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности), основных анализаторов (зрения, слуха, моторики). Успешность учения детей в школе, все отношения ученика к школе и к товарищам в определенной мере зависят от нормального функционирования организма в целом.

2. Владение достаточным объемом представлений, знаний, понятий, на базе которых может быть построена учебная деятельность в классе.

3. Сформированность важнейших привычек и навыков поведения:

самообслуживания, культурных, трудовых. Необходимо владеть и рядом умений: слушать речь, смотреть и видеть, сосредотачиваться на работе, вспоминать то, что нужно для понимания нового, объяс­нять, рассуждать, делать выводы.

4. Владение ребенком связной, грамматически и фонетически правильной речью: умением понимать обращенную к нему речь другого, умением самостоятельно строить предложения, чтобы выразить свои мысли и т.д.

5. Крайне важная для овладения письмом степень развития мелкой мускулатуры кисти руки и пальцев.

6. Подготовленность к совместной с товарищами работе и жизни:

умение помочь другому, уметь отстаивать свою правоту, если он прав.

7. Желание учиться, интерес к знаниям, радость узнавания нового, на основе которых в процессе учебной деятельности могут быть сформирова­ны глубокие и устойчивые познавательные интересы и радость от умст­венного труда ().

Исходя из анализа разных подходов к проблеме готовности ребенка к школе, можно выделить объективную и субъективную готовность ребенка к систематической учебной деятельности. К объективной готовности мож­но отнести уровень интеллектуального развития, нормальное физическое развитие, владение правильной речью, важнейшие привычки, навыки и умения, пригодные в разных сферах жизнедеятельности ребенка. Субъек­тивная готовность к учению предполагает развитие познавательного инте­реса, умения ребенка к целенаправленной деятельности, развитие потреб­ностей к общественно-значимой деятельности, желание учиться, интерес к знаниям, радость узнавания нового.

Отношение к предстоящему учению как важному и ответственному делу не складывается само собой, оно нуждается и в родительской поддержке, и в специальной работе по его формированию.

3.2. Обучение – целенаправленный педагогический процесс

«Учение» и «школа» - в нашем сознании эти понятия всегда очень тесно друг с другом связаны. Учиться в школе – это обучение, т.е. ученик и учитель включаются в целенаправленный педагогический процесс. Ведь обучают ребенка всему, притом с самого раннего возраста. Бук­вально с первых дней жизни. Ребенок не смог бы освоить ни одного самого простого действия с предметами, если бы взрослый не давал бы образца таких действий. Ребенок, оставленный наедине с окружающими его предметами, без учения и помощи, взрослых не мог бы понять, зачем они нужны, - не мог бы открыть их общественного назначения: на ложке, или на молотке не «написаны» способы их употребления. И чем меньше ребенок, тем больше он требует помощи, показа, руководства со стороны взрослых. Только в обучении усваивает задачи и мотивы человеческой деятельно­сти, нормы отношения между людьми, вообще, все достижения науки и культуры. Можно сказать, что обучение - это всеобщая форма развития ребенка, вне обучения нет никакого развития.

Никто не будет спорить с тем, что дети всегда, как малы бы они ни были, являются обьективно членами общества. А субъективно - сами для себя, т.е. до поры до времени чувствуют и осознают только своих и живут в их окружении. С поступлением ребенка в школу коренным образом меняется его положение. Учение, которым теперь он должен заниматься, оказывается, очень важно для общества, не только папа и мама, а также общество в лице учителя, класса, школы будут оценивать, на­сколько хорошо он выполняет эти свои новые и важные обязанности. Таким образом, поступление в школу – это довольно резкая перемена в жизни ребенка. Мы должны понять состояние внутренней тревоги новичка – ему очень хочется стать школьником, но уже сложилось понимание (или хотя бы предчувствие) того, что с него теперь иной спрос – он должен быть только хорошим учеником. «Страх» перед школой (если, разумеется, он не внушен искусственно взрослым) свидетельствует о том, что ребенок понимает: ему предстоит заниматься делом серьезным и очень значимым не только для себя, для родителей, но для общества. Этим и отличается, прежде всего, школьное обучение от того, чем раньше занимался ребенок в детском саду и в семье.

Говоря, что школьник - это «человек общественный», мы не забываем и о том, что учение не заполняет и не может заполнять собой всю жизнь ребенка. Конечно, он играет, занимается все больше посильным трудом, рисует, поет, танцует, начинает проявлять себя в спорте. Но эти виды деятельности у младшего школьника все-таки подчинены учению – учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей.

Напомним, что под ведущей деятельностью в отечественной психологии понимается деятельность ребенка на том или ином этапе его развития, в процессе и в рамках которой у него складываются основные качества личности и основные психического процессы, характерные для данного возраста. Младший школьный возраст есть период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности и свою ведущую роль она осуществ­ляет именно в этот период.

Начало школьного этапа не означает, что игре уже нет места в жизни ребенка, игра нужна - и дома, и в школе. Ее необходимость обусловлена тем, что в первые дни школьного обучения дети еще не умеют учиться. Использование игровых приемов позволяет мобилизовать внимание детей, способствует сохранению интереса к занятиям и хорошему запоминанию. По мере формирования собственно учебной деятельности постепенно сокращается от класса к классу удельный вес игровых приемов, но не исчезает полностью.

С того момента, когда семилетний ребенок переступил порог школы и вошел в 1 класс, игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни и уступает ведущее место учению, которое существенно меняет мотивы его поведения, открывает новые источники развития его познавательных и нравственных сил.

Этап первоначального вхождения ребенка в новые условия школь­ной жизни, характерен тем, что ребенок учится подчиняться новым требованиям и школы, и учителя, регулирующим его поведение в школе и дома, а также начинает интересоваться содержанием самих учебных предметов. Безболезненное прохождение ребенком этого этапа в основном зависит от хорошей готовности ребенка к школьной жизни. Радость оттого, что он идет в школу, ожидание в ней встретить что-то необычное, ощущение новизны школьной жизни помогает ребенку быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в школе, норм отношений с товари­щами, распорядка дня и т.д. Требова­ние неукоснительного соблюдения новых правил и норм дает почувствовать первоклассникам своеобразие нового этапа их жизни. Здесь необходимо указать на такой факт, что первоклассники, особенно в первые дни и недели пребывания в школе, чрезвычайно чувствительны к выполне­нию всех правил. Они в некотором смысле формалисты: и сами стараются неукоснительно соблюдать правила и от своих одноклассников требуют этого.

Положительное отношение к процессу усвоения знаний и умений, любознательность и интерес к окружающему, формируемые в дошкольные годы, способствуют возникновению познавательных интересов к математике или к грамматике, которые становятся основной учебной деятельности младших школьников.

Недостатки работы по формированию готовности ребенка к учению приводят к тому, что он первоначально испытывает те или иные трудности и не сразу включается в школьную жизнь.

В основном первоклассники испытывают три типа трудностей:

Первый из них связан с особенностями нового школьного режима –надо вовремя просыпаться и вставать, нельзя пропускать занятия, все уроки внимательно слушать, делать аккуратно все учебные задания и т.д. Без должных привычек у ребенка появляются чрезмерная усталость, срывы в учебной работе, пропуск режимных моментов.

Второй тип трудностей связан с характером взаимоотношений с учителем, с товарищами по классу, в семье. Учитель, при всей своей приветливости и доброте к детям, все-таки выступает как авторитетный и строгий наставник, предъявляющий определенные требования и пресекающий всякие отклонения от них. Он всесторонне и постоянно оценивает не только учебную деятельность, но и поведение детей. Его социальная роль и позиция такова, что дети испытывают некоторую робость перед ним. Такое состояние в поведении может проявляться в чрезмерной ско­ванности или в некоторой развинченности и разболтанности.

Нередко первоклассник теряется в новой обстановке, в новом окружении, не может сразу познакомиться с детьми. Главная цель воспитательной работы учителя в этот период - формирование у детей чувства того, что класс, а затем и школа - это не чужая ему группа людей, а доброжелательный и чуткий коллектив сверстников. На основе наблюдений и специального изучения необходимо выявить индивидуальные особенности детей, общность интересов, некоторые внешние обстоятельства жизни (дети живут в одном доме и часто играют вместе) и, используя эти данные, сблизить и организовать совместную деятельность детей. Взаимоотношения учащихся в классе во многом зависят от требовательного и справедливого, ровного отношения учителя ко всем детям.

Изменения положения ребенка в семье в связи с поступлением в школу требует определенной перестройки уклада жизни семьи отношения родителей и близких к первокласснику. Как показывает жизненный опыт, в большинстве семей новые обязанности и новые права воспринимаются с уважением. Полностью удовлетворяются требования школьника во время выполнения домашнего задания, при соблюдении режима дня и т.д. Однако такое внимательное заботливое отношение взрослых, их готовность сразу удовлетворить запросы школьника может привести к тому, что ученик начнет диктовать свои условия и в центре жизни семьи окажутся только его интересы. Это так называемый «ученический эгоизм не считаться с интересами и заботами других членов семьи. Поэтому нельзя чрезмерно выпячивать его школьные дела, а рассматривать их в общем потоке семейных дел.

Третий тип трудностей первоклассники начинают испытывать в середине учебного года. Первоклассники, которые с радостью бегали в школу задолго до занятий, с удовольствием выполняли любые упражнения, гордились оценками учителя, по мере привыкания к внешним атрибутам теряют постепенно тягу к учению, в результате которой нередко наступают апатия и безразличность. Это связано с тем, что в учебной деятельности доля интеллектуального поиска ребенка невелика, познавательная само­стоятельность существенно ограничена, слабо формируется интересы к са­мому содержанию учебного материала. А элементы внешней заниматель­ности, используемые нередко учителями, действуют лишь кратковременно.

Наиболее верный способ предупреждения «насыщения» учеников по мнению В.В. Давыдова, заключается в постановке перед детьми достаточно сложных учебно-познавательных задач, в столкновении проблемными ситуациями, требующих активного выяснения путей средств их решения. Введение первоклассников с самого начала область интеллектуальных поисков открывает перед ними необходимость обоснования найденных способов действия на основе развернутых рассуждений и умозаключений. Такая мыслительная активность учеников способствует сознательному усвоению нужных знаний и умений, формированию у них познавательных интересов к учебному материалу. А отсутствие таких же интересов отрицательного скажется на всей последующей учебной работе (В.В. Давыдова, 1979).

Таким образом, этап первоначального вхождения в школьную жизнь характеризуется существенной психологической перестройкой - ребенок приобретает важные привычки нового режима, устанавливает доверительные отношения с учителем и одноклассниками, проявляет познавательный интерес к учебным предметам и т.д. От того, как будет введен ребенок в свои первые серьезные обязанности, как пойдет освоение всего строя школьной жизни, во многом зависит дальнейший ход обучения, формирование личности ребенка и его интеллектуальных способностей.

Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних деток. Они часто задаются вопросами: «Пускать ли ребенка в школу? Готов ли он к школьной программе? Не тяжело ли ему будет успевать за школьной нагрузкой? Или пусть побудет еще один год в садике?»

Проходя практику в школе, я столкнулась с некоторыми трудностями. При наборе первых классов родители приходили с детьми, которые умели уже считать, писать и даже знали таблицы умножения, начинали учить английский язык, иными словами – интеллектуально они были полностью готовы к учебе. Но психологически и эмоционально этим детям еще рано было посещать школу, так как они не были мотивированы на получение знаний, им тяжело было адаптироваться к новому коллективу, принять свою социальную роль школьника и отвечать всем требованиям педагога. Если говорить в целом, то такие дети психологически еще не готовы к обучению в школе. Но объяснить это родителям было очень сложно, ведь они утверждали: «Как? Мой ребенок не глупый! Вот он уже самостоятельно читает, решает примеры, умеет писать! Вы что-то путаете: мой сын (дочь) полностью готовы к школе, мы всей семьей его (ее) готовили к поступлению». В данной статье я попробую объяснить, что же представляет собой – готовность ребенка к школе и какие ее составляющие.

Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе.

Школьные психологи считаю, что подготовка ребенка к школе должна заключатся в формировании определенных умений и навыков, а также выполнении требований, которыe ставят перед ребенком школа, в лице педагогов. Ребенок должен уметь действовать по образцу, слушать и выполнять инструкцию, оценивать свою работу. Важным элементом психологической готовности к школьному обучению психологи называют способность следовать правилам и прислушиваться к требованиям взрослого.

В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять такие компоненты:

1. Личностная готовность .

Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Здесь следует подчеркнуть важность мотивации ребенка. Готовыми к школьному обучению считаются дети, которых школа привлекает не внешними атрибутами (красивым портфелем, новыми фломастерами, карандашами, тетрадками, учебниками), а возможностью получать новые знания (чему – то научится, что то познать). Будущему первокласснику необходимо уметь свободно управлять своим поведением, познавательной деятельностью. Иными словами, ребенок должен иметь развитую учебную мотивацию.

2. Волевая готовность к обучению в школе.

К концу дошкольного возраста у ребенка уже сформированы основы волевых действий - внутренние усилия, необходимые для выполнения определенной деятельности. Ребенок способен поставить цель, разработать план действий, принять решение, приложить усилия для преодоления трудностей, оценить результат своих действий. При этом дети все же ориентируются на наличие игровой мотивации (обучение в игровой форме), в особенности на оценки других детей (командная игра).

О волевой готовности ребенка свидетельствует: высокий уровень письма, правильное использование учебных принадлежностей, поддержании порядка на столе, парте или в портфеле. Волевая готовность также подразумевает способность сдерживать свои импульсивные действия, сосредотачиваться на задании, слушать речь учителя.

К личностной готовности к обучению относят позитивное эмоциональное отношение ребенка к школе и эмоциональную зрелость дошкольника (сдержанность, уменьшение количества импульсивных действий, неуравновешенного поведения).

Если соединить эмоциональную, волевую, мотивационную готовности к школе, то мы получаем – внутреннюю позицию школьника . Ребенок с несформированной позицией школьника проявляют детскую непосредственность, на уроке отвечает одновременно с другими, не подымает руки, часто перебивает, делится с учителем своими переживаниями и чувствами. Эта незрелость часто приводит к пробелам в знаниях, низкой продуктивности обучения.

3. Интеллектуальная готовность

Следующий компонент психологической готовности ребенка к школе. Уровень интеллектуального развития дошкольника – это количество знаний, объем «умственного инструментария», и его словарный запас. Также, ребенок должен иметь высокую обучаемость – умение выделить учебное задание, и превратить его в самостоятельную цель познавательной деятельности. Дошкольник должен проявлять любознательность и наблюдательность, задача родителей поощрять эти качества.

В целом, интеллектуальная готовность ребенка к обучению школе предполагает наличие таких качеств как: дифференциальное восприятие (отличие фигуры и фона), концентрации внимания, аналитическое мышление (осознание связи между явлениями, возможность воспроизвести образец). А также рациональный подход к действительности (ослабление фантазии), логическое запоминание, интерес к знаниям, овладение на слух разговорной речью, способность к пониманию и использованию символов, развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.

При поступлении в школу важен уровень разговорной речи ребенка . Дети должны правильно выговаривать все буквы и звуки, владеть тембром, высотой и силой голоса. Хорошо если дошкольник, помимо владения родным языком, проявляет интерес к иностранным, он имеет сбалансированный словарный запас из разных сфер жизнедеятельности. Ребенок должен грамотно вести диалог, использовать простые и сложные предложения, придерживаться этикета в общении, получать удовольствие от чтения, уметь свободно пересказать прочитанное, декламировать небольшие стишки, иметь представление о буквах, звуках, словах и предложениях.

Интеллектуальная неготовность ребенка непосредственно приводит к неуспешности в обучении, он не понимает педагога и не может выполнить его требований, как результат плохие оценки, отставание в школьной программе. Это может повлечь за собой нежелание ребенка ходить в школу или неприязнь к отдельным предметам.

4. Социально-психологическая готовность ребенка

Она тоже играет огромную роль в подготовке к школе. Она предполагает формирование и приятие новой социальной роли – школьника, которая выражается в серьезном отношении к школе, к учебной деятельности и учителю.

Старших дошкольников привлекает внешний аспект школьной жизни (новая форма, портфель, ручки и т.п.), но все же большинство детей стремятся учиться. Если ребенок не готов принять социальную позицию школьника, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого интеллектуального развития ему будет сложно адаптироваться к школе.

Позитивное отношение к школе часто связано с информацией, которую детям предоставляют взрослые. Очень важно объяснить и подготовить ребенка к тому что его ждет в школе и желательно доступным для него языком, вовлекать, и открыто отвечать на интересующие ребенка вопросы. Это поможет не только сформирование позитивное отношение и интерес к предстоящей учебе, но и правильное отношение к учителю и другим ученикам, умению быстро и легко устанавливать взаимоотношения. Иными словами, это поможет ребенку адаптироваться, подружиться с новым коллективом, научит действовать совместно с другими детьми, уступать и при необходимости защищаться.

И так мы видим, что подготовка к школе очень трудоемкий процесс, который является испытанием, как для родителей, так и для юних учеников. Необходимо учитывать множество аспектов, психологическую, мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Совокупность этих компонентов способствует успешной учебной деятельности ребенка, его быстрой адаптации в новых условиях и безболезненному вхождению в новую систему отношений.

Любите и берегите себя!

Давно ли ваш малыш впервые улыбнулся вам, сделал первые шаги, произнес первое слово? Кажется, это было совсем недавно... И вот он уже стоит на пороге новой, совсем неизвестной ему жизни, - на пороге школьного обучения.

Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение?

По какой программе обучать ребенка?

Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться?

Как подготовить ребенка к школе?

Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями?

Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей будущих первоклассников. Озабоченность взрослых понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учебе и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

У психологов и педагогов вызывает тревогу то, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся в последнее время часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Родители таких детей, приходя на консультацию к психологу, недоумевают: «Мы так много занимались с нашим ребенком, так много делали для его развития. Он умеет читать, писать, хорошо считает. Почему же он плохо учится?»

Давайте попробуем разобраться, что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка:

  • вес мозга 6 - 7 летних детей составляет 90% веса мозга взрослого человека, что способствует решению более сложных интеллектуальных задач;
  • к началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга, особенно лобные доли, которые отвечают за развитие речи ребенка;
  • в результате достаточно выраженной асимметрии левого и правого полушария познавательная деятельность дошкольников становится более осмысленной и целенаправленной;
  • развиваются мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма.

Психологическая готовность к школе определяется уровнем развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речевого развития, воображения.

К 6-7 годам:

  • Ребенок знает основные цвета и их оттенки, может правильно различать тяжесть предметов, допускает меньше ошибок при определении запахов, хорошо воспринимает предмет в целом, выделяет основные части и соотносит их между собой, умеет находить схожие и отличительные признаки предметов;
  • У ребенка достаточно развита произвольная память: старший дошкольник уже умеет ставить цель запомнить что-либо и достаточно свободно применяет способы запоминания;
  • У дошкольников постепенно развивается произвольное внимание, которое выражается в умении выполнять что-либо по инструкции на протяжении определенного времени. Шестилетние дети уже могут продуктивно заниматься одним и тем же делом в течении 20 и более минут. Правда, им еще не всегда удается сосредоточиться сразу на нескольких существенных объектах и быстро переключить свое внимание с одного задания на другое;
  • У дошкольников развивается наглядно – образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, дети еще испытывают затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач. Детям старшего дошкольного возраста присуще одушевление неживой природы или небесных тел, они не умеют посмотреть на себя со стороны, они опираются на кажущиеся им отношения вещей, а не на то, что есть на самом деле. Все это свидетельствует об особенностях мышления в данном возрасте;
  • У ребенка достаточно большой словарный запас. Его речь отличается употреблением слов, связанных с движением и деятельностью, увеличением количества обобщающих слов, становится связной, логичной. Старший дошкольник уже может рассказать о событиях, которые произошли с ним некоторое время назад.
  • У дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.
  • У ребенка уже сформированы пространственные отношения: он может правильно определить положение предмета в пространстве (над-под, впереди-сзади, ниже-выше, слева-справа), правильно выделить такие отношения, как «уже-шире», «больше-меньше», «короче-длиннее». Старшие дошкольники уже воспринимают время, как категорию, которую нельзя вернуть или ускорить.

Социальная или личностная готовность к обучению в школе определяется уровнем развития эмоционально-волевой сферы ребенка, желанием ребенка учиться, принятием социального статуса школьника, сформированностью навыков совместной деятельности и навыков общения с детьми и взрослыми, ориентацией на социальные нормы и ценности, уровнем самооценки.

И здесь мне бы хотелось обратить особое внимание на развитие эмоциональной сферы дошкольников . Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита достаточно слабо. Почему-то родители направляют все свои усилия в первую очередь на развитие интеллектуальной сферы ребенка (чтобы поступить в престижные школы, а затем в ВУЗы), забывая об эмоциональной сфере и не задумываясь о том, что обедненная эмоциональная сфера замедляет развитие интеллектуальной сферы. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее и в конечном итоге определяют всю жизнь человека и его место в социуме.

На консультациях родители часто спрашивают: разве так сложно определить, грустит человек или радуется? Удивляет его тот или иной предмет или вызывает отвращение? Да, дорогие взрослые, для ребенка распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь передача эмоций – это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию.

Я считаю, что с самого раннего возраста необходимо знакомиться с собственными эмоциями, изучать их так же, как мы с детства знакомимся с буквами, изучаем алфавит, овладеваем грамотой. Это дает нам возможность в дальнейшем стать хозяевами своей душевной жизни и не позволять эмоциям, особенно негативным, руководить нашими словами, мыслями, поступками и чувствами, и, что самое главное, искажать общение с другими людьми.

У детей старшего дошкольного возраста чувства господствуют над всеми сторонами их жизни, придавая им особую окраску. Ребенок шести лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др.

Если оценивать особенности чувств детей 6 – 7 лет, то надо сказать, что в этом возрасте они не защищены от всего многообразия переживаний, которые у них непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Их день насыщен эмоциями. В одном дне вмещаются переживания возвышенной сорадости, постыдной зависти, страха, отчаяния, тонкого понимания другого и полного отчуждения. Старшие дошкольники – пленники эмоций. По каждому поводу, который подбрасывает жизнь, - переживания . Поэтому эмоции могут утомлять их до полного изнеможения. Устав, ребенок перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств.

Однако при всей подвижности эмоций и чувств детей старшего дошкольного возраста характеризует увеличение «разумности». Это связано с умственным развитием ребенка. Он уже может регулировать свое поведение . Старший дошкольник уже способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные (любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление), моральные (чувство гордости, чувство стыда, чувство дружбы), эстетические (чувство прекрасного, чувство героического). На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными.

Таким образом, уровень готовности ребенка к школе не определяется только его умением писать, читать и считать. Это совокупность физического, психического и социального развития, которая необходима ребенку для успешного усвоения им школьной программы.

Ответить на вопрос: «готов ли ваш ребенок к школе?» помогут специалисты – педиатры и психологи, которые в ходе беседы с вами и вашими детьми ответят на интересующие вас вопросы, проведут необходимую диагностику и дадут профессиональные рекомендации по укреплению физического и психологического здоровья ваших детей.

Итак, диагностика готовности к школьному обучению, которую проводит психолог, включает:

  1. Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение:

    • общего физического развития;
    • моторики руки;
    • работоспособности;
    • характеристики движений;
    • произвольной регуляции действий.
  2. Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:

    • восприятия;
    • памяти;
    • внимания;
    • мышления;
    • речи;
    • круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.
  3. Диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение:

    • уровня развития эмоционально-волевой сферы;
    • уровня развития коммуникативных навыков;
    • мотивации к обучению;
    • самооценки.

Проблема готовности к обучению становится особенно острой и практически значимой в связи с тем, что имеется выбор сроков, когда отправлять ребенка в школу, и выбор типа школы, класса и характера образовательных услуг, какие будут ему по силам. Преждевременное включение в школьную жизнь затрудняет адаптацию ребенка к новым условиям и может вызвать нарушения в личностном развитии: неуверенность, тревожность, потерю интереса к учебе, стремление к избеганию неудач вместо усилий к достижению успеха и т. д. Однако запоздалое начало школьной жизни также опасно потерей интереса к учебе (Ш. А. Амонашвили).

Готовность к обучению включает как физиологические компоненты - школьную зрелость, так и психологические составляющие. В школе ребенку приходится длительно выдерживать статическую позу при сидении, выполнять напряженную умственную работу; многие учебные действия, особенно письмо, требуют тонких координированных движений пальцев и кисти, в то время как у ребенка развита в основном крупная моторика. Легче приспосабливаются к школьным условиям дети физически крепкие, с достаточно развитыми физиологическими системами.

Кора головного мозга достигает уровня физиологической зрелости у большинства детей не к 6, а к 6,5 годам (Л. А. Венгер, А. А. Ибатуллина, 1989), детей моложе 6,5 лет отсылать в школу не рекомендуется. Дети воспринимают строгого учителя с повышенной тревожностью, что вызывает у них болезненные явления (боли в животе, ночной энурез). Причем болезненные симптомы могут наблюдаться даже у хорошо подготовленных шестилеток, которыми учителя довольны.

Показателем зрелости физиологических систем коры выступает устойчивая работоспособность ребенка, координация движений, эмоциональная уравновешенность, спокойная реакция на строгий учительский голос, достаточно быстрая компенсация школьного утомления после уроков.

Психологическую готовность к обучению разделяют на обгиую и специфическую.

Специфическая готовность включает учебные навыки, необходимые для первоначальных школьных успехов: умение читать, писать, считать. Высокие требования в этом плане предъявляют гимназии, элитные учебные заведения, организуя обучение детей до зачисления в школу. Однако для устойчивых школьных успехов важнее общая готовность ребенка к обучению. В ее составе выделяют три компонента: социальную готовность, интеллектуальную и личностную.

Социальная готовность к школе выражается в том, что ребенок усваивает внутреннюю позицию школьника. Ему перестают нравиться детские виды деятельности, возникает потребность в таких делах, которые были бы ценными, значимыми в глазах взрослых. В современных условиях таким важным делом является школа, и ребенка все чаще спрашивают даже посторонние люди: «Ну как, скоро в школу?». Школьная жизнь в глазах детей настолько взрослая и важная, что им не нравятся иногда уроки рисования - «Как будто в детском саду!». Нормально развитый ребенок хочет ходить в школу, выполнять задания, получать отметки. К этому его подталкивает социальное окружение.

При этом меняется отношение к взрослым, ребенок ждет оценку правильности своих действий. Если действие не было успешным, результативным, его уже не радует и похвала. (Феномен «горькой конфеты» - А. Н. Леонтьев). При этом круг людей, чья оценка важна и значима, существенно расширяется. Ребенок твердо намерен в школе все делать правильно и получать пятерки.

Социальная зрелость выражается и в определенной эрудиции ребенка: он должен знать полное имя и место работы родителей, их профессию, свой домашний адрес, включая улицу, город, страну и т. д.

Интеллектуальная готовность к обучению представлена как достаточный уровень развития познавательных процессов и усвоения элементов учебной деятельности.
Детализированное восприятие, перцептивные действия на основе эталонов, фонематический слух. В тесте «Нарисуй такой же домик» развитые дети тщательно рассматривают образец, просчитывают детали, обводят в воздухе форму (а не ограничиваются беглым взглядом). Умеют сравнивать и находить отличия в деталях объектов.
Сосредоточенное внимание как зрительное (прохождение лабиринтов), так и слуховое - умение слушать рассказы, задания, инструкции.
Память, основанная на логике, последовательности событий, а не набор ярких образов. Цепкое оперативное запоминание предъявляемых картин, цифр, слов (на этом основаны отборочные тесты).
Воображение детализированное и гибкое, позволяющее представить излагаемые события в заданных условиях, а не в стереотипных образах, созданных житейским опытом.
Наглядно-схематическое мышление, с помощью которого дети ведут анализ объектов по заданным признакам и могут результаты обозначить на схеме (например, звуковой состав слова), могут классифицировать, обобщать, выкладывать сериационный ряд.
Достаточное развитие речи, при котором дети свободно понимают несложный текст и могут сами построить сообщение (монолог), могут словами передать эмоции, намерение, признаки предмета. Есть разница в развитии детей, если один при сравнении рисунков говорит «Тут так и тут так», а другой указывает: «У вас труба треугольничком и у меня треугольник».
Управляемый характер познавательной деятельности в целом, элементы произвольных видов в каждом познавательном процессе.
Элементы умения учиться, то есть принимать и понимать учебное задание, стараться воспроизвести заданный способ работы, уметь сравнивать свою работу с образцом, замечать свои ошибки.

Перечисленные показатели высокого уровня познавательных процессов усваиваются детьми к 6-7 годам при условии правильно организованных детских видов деятельности: продуктивной, трудовой, игровой и учебной. Однако в ряде случаев прибегают и к специальным тренингам, используя популярные в последнее время пособия типа «Развиваем память», «Развиваем внимание» и т. д. Задания в них составлены в расчете на занимательность, но без заинтересованного внимания взрослых, без поощрения успехов ребенок долго заниматься не будет, тренинг требует значительного умственного напряжения.

Личностная готовность к школьному обучению выражена как становление самосознания ребенка. Он выделяет себя из семейного окружения, противопоставляет себя товарищам. Из наиболее значимых форм поведения, из оценок окружающих складываются его представления о себе как члене сообщества. Появляется ролевое поведение, то есть система действий социально одобряемых, соответствующих ожиданиям окружающих. Ребенок теряет непосредственность реакций, проявляет манерничание (кризис 7 лет). Складывается образ Я и самооценка, которые в известной мере становятся основой саморегуляции поведения в значимых социальных контактах. Подражание становится в известной мере сознательным, ребенок намеренно перенимает определенные действия и реакции. Начинает видеть себя со стороны, что способствует объективной самооценке.

Важным показателем готовности к школе становятся изменения в общении ребенка со взрослыми. Оценки взрослого начинают восприниматься не с позиции «любит - не любит», а в условном смысле: одобряет ли он способ действий ребенка. Это достаточно сложная перестройка отношений, она зависит также от доброжелательности взрослого. Многие дети даже в школьном возрасте обижаются на замечания, считают, что учитель их не любит.

Отношения с товарищами также перестраиваются, приобретают кооперативно-соревновательный характер. Ребенок начинает видеть позицию партнера, удерживает в поле внимания соревновательную задачу и способ ее решения (это особенно заметно в играх с правилами). Появляется мотив быть не хуже других, отвечать раньше и удачнее других, добиваться, чтобы его поделка была на выставке на видном месте и т. д. Состязательность в школе будет мотивом высокой успеваемости.

Личностная зрелость проявляется в механизмах иерархии мотивов, в закреплении ведущего мотива делать правильно, заслужить одобрение взрослых. Если действия ребенка подчинены этому ведущему мотиву, он будет успешно учиться даже при средних способностях. Однако становление такого мотива зависит от обеспечения успеха и признания в учебной деятельности, что, в свою очередь, зависит от методического мастерства и доброжелательности педагогов и родителей.

Ролевая игра подготавливает и развивает у ребенка стремление делать правильно, но уверенность в своих силах и стремление учиться, необходимые школьнику, закладываются в учебной деятельности, даже если она имеет подготовительный характер и оформляется как дидактическая игра. Успех в выполнении именно заданий закрепляет учебную мотивацию.

Требования современной школы к подготовке будущих первоклассников усложняются год от года, и это не может не беспокоить родителей. Сейчас введены новые образовательные стандарты (ФГОС), которые регламентируют, в том числе, и . Этот стандарт вызывает много вопросов и у родителей, и у педагогов. В этой статье остановимся лишь на нескольких примерах, вытекающих из требований нового стандарта.

Итак, о каком ребенке сегодня говорят, что он готов стать школьником?

Признаки готовности к школе

О будущем первокласснике говорят, что он

  • имеет достаточно здоровья, чтобы выдерживать школьные нагрузки. Детей, часто болеющих, с наличием особенностей в развитии, быстро утомляющихся, гиперактивных перед принятием решения об определении в первый класс нужно продиагностировать на степень готовности к учебному процессу. Иногда лучше пойти в школу на следующий год, чем поспешить и доставить себе и ребенку дополнительные трудности. Помните, что педагоги говорят: посещение врача – тоже подготовка к школе. Чем скорее начнут решаться проблемы, тем более подготовленным физически станет ребенок
  • имеет натренированную мелкую моторику. В школе дети много пишут, а это означает, что у них должны быть достаточно сильные руки. Если ребенок не посещал садик, то вам нужно самостоятельно решить вопрос прикладного творчества для него, потому что именно занятия лепкой, вырезанием, составление аппликаций дают руке необходимую твердость и уверенность.

Важно! Готовность мелкой моторики к письму считается хорошей, если ребенок владеет навыками графики (рисует, создает аппликации, лепит, вырезает и т.д.), в рисунке соблюдает композицию, отражает некое содержание, владеет техникой простой штриховки нарисованного, не заходя за контур, изображения на рисунках достаточно пропорциональны, а также ребенок может узнаваемо срисовывать с образца

  • умеет слушать педагога, концентрируя внимание на несколько минут, может возвращаться к обсуждению, способен не отвлекаться от учебной деятельности до 15-20 минут, воспроизводить задания учителя по предложенному образцу
  • готовность ребенка к школьному обучению во многом определяется по его способности не только внимательно выслушать, что говорит учитель, но и запомнить это, а затем и воспроизвести. Если с будущим первоклассником не учили стихов и песенок, не просили его делиться впечатлениями об увиденном, получается, к школе не готовили
  • важный аспект, на который обращают внимание детские психологи, – восприятие.

При всей абстрактности этого термина оно подразумевает очень конкретные вещи: понимание ребенком семи лет времени, ключевых пространственных понятий (верх, низ, право, лево, под, перед и т.д.), а также умение выделять характерные признаки одного или группы предметов

  • обладает развитым для своего возраста мышлением: может составлять рассказ с опорой на предложенные картинки, уметь объединять предметы или явления в группы и делать выводы о наличии у них общего, сравнивать их между собой и т.д.

Важно! Если у ребенка есть сложности в мыслительной деятельности, то освоение школьной программы будет даваться ему с трудом. Непременно проконсультируйтесь с логопедом и детским психологом и выберите оптимальную программу индивидуальной подготовки

  • имеет хорошо . Это значит, что готовность ребенка к школьному обучению подразумевает, что он грамотно, оригинально выражает свои мысли, излагает их последовательно, язык понятен, в рассказе ребенок выделяет главное, не теряется в деталях, знает смысл простых понятий

Важно! Во многих школах кругозор детей проверяют с помощью вопросов:

  1. Какая у тебя фамилия, имя, отчество?
  2. Сколько лет тебе, маме, папе?
  3. Как зовут твоих бабушку (бабушек) и дедушку (дедушек)
  4. Как называется столица России?
  5. На какой улице стоит твой дом?
  6. Каких птиц родного края ты знаешь? Каких из них можно встретить около твоего дома?
  7. Какие рабочие инструменты есть у вас дома?

При этом ожидается также, что ребенок будет очень лоялен к школе, эмоционально зрел, усидчив, дисциплинирован… А ведь в школах обучаются дети, а не роботы, которых можно выпускать сериями, попутно проводя апгрейд…

Публикации по теме