Аналитический склад ума – что это? Как развивать аналитическое мышление.

В резюме все соискатели указывают различные навыки и достижения, а также - личностные особенности. Популярный пункт - наличие аналитического склада ума или аналитических способностей. К сожалению, далеко не все осознают, что это два немного различных по смыслу понятия. Принципиальные отличия:

    Аналитические способности - это склонность выявлять причинно-следственные связи, устанавливать логическую цепочку между различными элементами информации.

    Аналитический склад ума - это особенность психики человека. Она дает возможность проявлять или развивать способности к восприятию окружающей среды. То есть - обладатели аналитического склада ума склонны к анализу происходящих процессов, чаще всего это люди технических профессий.

Безусловно, нужно осознавать, что способности бывают:

    Врожденными;

    Приобретенными.

Если рассматривать аналитические способности с такой точки зрения, становится очевидно, что все люди склонны к анализу. В тоже время развитое правое полушарие мозга делает человека гуманитарием или творческой личностью. А вот левое - дает врожденную особенность быть аналитиком, про таких людей и говорят, что у них аналитический склад ума. Здесь нужно осознать, что развить способности к любой деятельности может каждый человек.

Для каких специалистов важны аналитические способности?

Чтобы получить более полный ответ на данный вопрос - достаточно просмотреть требования к кандидатам на различные должности на сайте сайт. Практически в каждой компании желают видеть сотрудника, обладающего гибкостью ума, организованностью, и аналитическими способностями . Более всего это ценится в таких профессиях, как:

    Менеджеры;

    Экономисты;

    Аналитики или аудиторы;

  • Специалисты по программному обеспечению.

Менеджеры по персоналу говорят о том, что наличие аналитических способностей незаменимо для людей, которые ежедневно работают с большими объемами информации. Их роль - прогнозировать, анализировать, прорабатывать различные ситуации. Такой склад ума, как правило, подразумевает работу с кипами бумажных документов (отчеты, сводки, накладные) или компьютерными программами. Гораздо реже аналитики соприкасаются с клиентами.

Возможно ли построить карьеру без таких способностей?

Безусловно, да. Для руководителей различных уровней самосовершенствование должно быть чем-то привычным и обязательным. Развить аналитические способности может абсолютно каждый человек. Главное - стремление к своей цели, наличие амбиций и готовность к обучению.

Прежде чем развивать какие-либо способности - необходимо проверить их наличие. Лучший способ, при помощи которого можно обнаружить аналитический склад ума - тест . Их достаточно много на различных интернет-ресурсах или в книгах. Чтобы развивать способности к аналитике - достаточно постараться устанавливать причинно-следственные связи любого, выполняемого вами, действия. Чаще задавайте себе вопросы:

    «Почему я принял такое решение?»

    «Какие последствия моего выбора?»

    «Можно ли было поступить по-другому?»

    «Благоприятно ли мое решение сказалось на работе отдела, коллектива, компании?»

Старайтесь анализировать свои поступки и действия. Со временем это войдет в привычку, и вы перестанете замечать, как успешно проявляете свои аналитические способности.

Также можно посещать различные тренинги, специалистов в области психологии. Такие действия не пройдут даром, результат будет ощутим с первых занятий.

Стоит ли указывать в резюме такие личные качества?

На самом деле - опытный рекрутер сразу заметит, что перед ним резюме человека, обладающего аналитическим складом ума. В таком документе все будет упорядочено и по существу, без лишней информации, которая никак не относится к делу. Сообщать об этом напрямую нужно лишь в том случае, если в требованиях к кандидату на должность этот пункт указан. Если нет - тогда соискатель должен сам принимать решение.

Как проверить наличие аналитических способностей у кандидата на должность?

В первую очередь следует внимательно просмотреть резюме. Как уже сказано выше - оно будет заполнено четко и структурированно, без ошибок, опечаток и прочих лишних деталей.

    Ассессмент. Привычная практика, во время которой соискателю предлагают решить определенную ситуацию, связанную с его будущей деятельностью. Во время ответа рекрутер должен следить за тем, как кандидат выстраивает логическую цепочку, не путается ли он в действиях, мыслях, словах. Человек с аналитическим складом ума решит проблему, как говорится, разложив все «по полочкам».

    Тесты. Хороший, но не всегда действенный способ. Для проверки используются различные тесты на проверку уровня интеллекта, выделения лишнего предмета или слова в логической цепочке, и так далее. Однако такой способ не дает гарантированного результата. Без дополнительных вопросов не обойтись, ведь соискатель попросту не сможет проявить свои навыки в полной мере.

    Психолингвистический анализ. Рекрутер задает вопрос и внимательно следит за речью соискателя. В ответе должна быть заключена полная последовательность действий, другие возможные варианты решения проблемы, вывод.

Коммуникабельность без анализа

Часто можно встретить мнение о том, что такие личностные качества, как коммуникабельность и аналитические способности , несовместимы. Это в какой-то степени правда. Ведь аналитики не будут сразу говорить о том, что думают. Они изначально формируют ответ в голове, а уж после его озвучивают. Совершенно наоборот дело обстоит у коммуникабельных людей.

Для компаний важно наличие обоих качеств у соискателя. Что же делать тем, у кого отсутствуют способности к коммуникабельности? Ответ очевиден - развивать их. Курсы риторики или ораторского искусства помогут специалисту раскрыть такие способности. Здесь важно понимать, что «научиться» говорить, будучи аналитиком куда проще, чем стать креативным человеком. Как раз это и есть абсолютно противоположные качества. Успехов!

Что такое аналитические навыки и почему они важны на рабочем месте? Аналитические навыки касаются способности собирать и анализировать информацию, решать проблемы и принимать решения. Эти сильные стороны могут помочь решить проблемы компании, а также увеличить и повысить производительность компании. Вот информация о том, почему работодатели ищут сотрудников с этими навыками, а также список аналитических навыков, которые работодатели ищут в резюме, сопроводительных письмах, заявлениях о работе и

Что такое аналитические навыки и почему они важны на рабочем месте? Аналитические навыки касаются способности собирать и анализировать информацию, решать проблемы и принимать решения. Эти сильные стороны могут помочь решить проблемы компании, а также увеличить и повысить производительность компании.

Вот информация о том, почему работодатели ищут сотрудников с этими навыками, а также список аналитических навыков, которые работодатели ищут в резюме, сопроводительных письмах, заявлениях о работе и интервью.

Включен подробный список пяти наиболее важных аналитических навыков, а также более длинный список еще более аналитических навыков.

Также см. Ниже список ключевых слов, связанных с аналитическими навыками, которые вы можете включить в свое приложение.

Почему работодатели ценят аналитические навыки

Работодатели ищут сотрудников, способных расследовать проблему и находить решение своевременно, эффективно.

Для решения проблем сотрудникам нужны сильные аналитические навыки. Менеджеры по найму желают человека, который использует четкие, логичные шаги и отличное суждение, чтобы понять проблему со всех сторон перед выполнением действия. Решения могут достигаться четкими, методическими подходами или более творческими и боковыми углами, в зависимости от цели. Оба этих способа решения проблемы занимают аналитические навыки.

Аналитические навыки могут звучать технически, но мы используем эти навыки в повседневной жизни путем выявления моделей, мозгового штурма, наблюдения, интерпретации данных, интеграции новой информации, теоретизирования и принятия решений на основе множества факторов и вариантов,

Эти необходимые навыки требуются работодателями для различных типов рабочих мест в различных областях, включая бизнес-аналитику, архитектуру данных, науку о данных, маркетинг, управление проектами, учет, развитие бизнеса, программирование, право, медицину и науку,

Как использовать списки навыков

Вы можете использовать эти списки навыков в течение всего процесса поиска работы.

Во-первых, вы можете использовать эти слова умения в своем резюме. В описании вашей истории работы вы можете использовать некоторые из этих ключевых слов.

Во-вторых, вы можете использовать их в сопроводительном письме. В теле письма вы можете указать одно или два из этих навыков и дать конкретный пример времени, когда вы продемонстрировали эти навыки на работе.

Наконец, вы можете использовать эти слова умения в интервью. Удостоверьтесь, что у вас есть хотя бы один пример за то время, когда вы продемонстрировали каждый из 5 лучших навыков, перечисленных здесь.

Конечно, для каждой работы требуются разные навыки и опыт, поэтому внимательно прочитайте описание работы и сосредоточьтесь на навыках, указанных работодателем.

Также ознакомьтесь с нашими другими списками навыков, перечисленных по заданию и типу навыков.

Пять лучших аналитических навыков

Творчество
Часто для анализа требуется творческий взгляд, чтобы выявить тенденции в данных, которые другие не нашли.

Творчество также важно, когда дело касается решения проблем. Сотрудники часто должны думать за пределами коробки, чтобы придумать эффективные решения больших проблем.

Критическое мышление
Критическое мышление необходимо для наличия сильных аналитических навыков. Критическое мышление относится к оценке информации, а затем к принятию решения на основе ваших результатов. Критическое мышление помогает сотрудникам принимать решения, которые помогают решать проблемы для компании.

Анализ данных
Независимо от того, какова ваша карьера, хорошее аналитическое исследование означает возможность изучения большого объема данных и поиска тенденций в этих данных. Вы должны выходить за рамки простого чтения и понимания информации, осмысливать ее и находить закономерности.

Исследование
Часто, прежде чем анализировать его, работник должен сначала собрать данные или информацию. В конце концов, вы должны больше узнать о проблеме, прежде чем ее решать.

Поэтому важным аналитическим умением является возможность собирать данные и исследовать тему.

Примеры аналитических навыков

  • Анализ
  • Аудит
  • Бюджетирование
  • Вычисление
  • Вычисление
  • Проверка точности
  • Классификация
  • Сбор информации > Связь
  • Сравнение
  • Компиляция
  • Анализ затрат
  • Подсчет
  • Творчество
  • Критическое мышление
  • Анализ данных
  • Сбор данных
  • Принятие решений
  • Дедуктивное рассуждение > Диагностика
  • Оценка
  • Исследование
  • Финансовый менеджмент
  • Финансовый анализ
  • Финансовая запись
  • H - M
  • Исследование

Суждение

  • Логическое мышление
  • Показатели > N-S
  • Организация
  • Планирование

Приоритезация

  • Решение проблем
  • Качественный анализ
  • Количественный анализ
  • Исследование
  • Рассуждение
  • Сведения о регистрации
  • Исследование > Отчетность
  • Разрешение
  • Обследование
  • Синтезатор
  • T - Z
  • Анализ запасов
  • Устранение неполадок
  • Аналитические ключевые слова

Ключевые слова являются важным компонентом приложения для работы потому что менеджеры по найму используют слова d фразы резюме и сопроводительного письма к кандидатам на работу на экране (часто с помощью программного обеспечения для управления набором персонала). Включая слова, которые ищет работодатель, вы, скорее всего, перейдете к следующему раунду процесса найма.

Аналитика

Бенчмаркинг

Большие данные

  • Двумерные
  • Бизнес-анализ
  • Бизнес-аналитика
  • Расчет
  • Анализ случаев
  • CATWOE
  • Причинные отношения
  • Когортный анализ
  • Анализ компании
  • Сравнительный анализ
  • Корреляция
  • Анализ затрат
  • Кредитный анализ
  • Критический анализ
  • Критическое мышление > D - I
  • Анализ данных
  • Анализ данных
  • Вывод данных
  • Дедуктивное мышление
  • Описательный анализ

Диагностика

  • Рассечение
  • Повышение производительности
  • Оценка
  • Финансовая анализ
  • Анализ Фурье
  • Фундаментальный анализ
  • Гептализ
  • Определение экономии
  • Улучшение
  • Отраслевой анализ
  • Вывод
  • Интерпретация
  • J - P
  • Логический анализ
  • Анализ данных по нескольким каналам
  • Оптимизация
  • Анализ расчётов
  • Анализ политики
  • Прогностическая аналитика
  • Предикативное моделирование
  • Предписывающая аналитика
  • Цена коэффициент прибыли Ценовая прибыль до роста
  • Анализ основных компонентов
  • Приоритизация
  • Решение проблем
  • Анализ процессов
  • Q - Z
  • Качественный анализ
  • Количественный анализ
  • Разрешение
  • Реструктуризация
  • Рентабельность инвестиций
  • Риторический анализ
  • Оценка риска
  • Границы рассеяния
  • Анализ сценария
  • Сентиментальный анализ
  • Социальный анализ
  • Статистический анализ
  • Стратегическое планирование
  • Оптимизация процессов
  • Анализ структурированных данных
  • Технический анализ
  • Устранение неисправностей
  • Univariate
  • Подробнее:
  • Бизнес Список навыков | Список исследовательских навыков | Навыки не использовать ваше резюме

Если выбранная профессия соответствует складу ума, человек достигает небывалых высот в карьере, ему легче дается достижение целей, заслуги становятся более значительными.

  1. Гуманитарный. Перед принятием решения человек сначала все представляет и пытается прочувствовать. Здесь в познании окружающего мира преобладает эмоциональный способ. Изучая любое явление, индивид все пропускает через себя. Обладатели гуманитарного склада ума - больше теоретики, чем практики.
  2. Синтетический – универсальный склад ума. Люди, как правило, обладают хорошими способностями к постижению и математических, и гуманитарных наук. Перевес может идти в одну из сторон, в этом случае необходимо пройти специальный тест на профпригодность.
  3. Аналитический склад ума. Он характеризуется непрерывной мыслительной работой мозга. Дает умение соединять звенья в логические цепочки мыслительного процесса и правильно рассуждать.

Остановимся более подробно на последнем.

Аналитический склад ума – что это значит?

Аналитические способности – это искусство логически мыслить и грамотно излагать свои идеи. Человек с этим типом мышления способен собрать все факты, произвести их анализ и выложить из них цепочку, ведущую к правильному умозаключению, приводящую к наиболее точному выводу.

Аналитический склад ума – что это? Это не просто умение рассуждать и высказывать свое мнение - нужно выстроить логическое умозаключение. Обычно размышляющий человек на любые повороты судьбы реагирует эмоционально, подключая интуицию, что не подчиняется логике. Эмоции отличны от логических научных знаний. Индивид, мысли которого имеют яркую эмоциональную окраску, поддающийся инстинктам, не может выстроить факты в нужном направлении безошибочно. Это и есть нелогичное мышление, отсюда разрозненность мнений об одном и том же событии.

Нет, это не говорит о том, что люди с аналитическим мышлением не подвержены эмоциям и инстинктивному поведению. Их мозг так устроен, что в принятии решения, обработке и анализе фактов, они не подключают эмоции и интуицию. И все же аналитический склад ума – что это значит?

Раскроем суть термина

Простыми словами, это природный дар, но его можно развивать. Только сначала стоит определиться, нужно ли это вам. Как правило, аналитический склад ума необходим людям, которые занимаются наукой, писательской деятельностью, медициной, различными расследованиями, адвокатам, бухгалтерам, политологам и так далее. Продукт их труда будет исследоваться другими людьми, поэтому результат должен быть безупречным и безошибочным.

Таким образом, мы приоткрыли занавес в вопросе, что означает аналитический склад ума. Допустим, вы решили развить эти способности, разберемся, как это сделать. А, может, они уже есть? Как их распознать?

Аналитический склад ума – что значит и как определить?

Существует множество тестов. Но уповать на то, что будет стопроцентный результат, не стоит, потому что, имея математический склад ума, вы успешно пройдете задания с задачками, а вот прорехи в знаниях русского языка дадут неутешительную оценку уровню ваших аналитических способностей. Универсальных тестов нет. Лучше обратиться за помощью к специалисту, который пошагово поможет разобраться в этом вопросе.

Попробуйте определить их наличие на примере простого практического занятия. Необходимо взять любой текст и попробовать разбить его на фрагменты, уловить идею, распознать замысел каждой части, почерпнуть для себя что-то новое. Если во время проведения тренинга возникли какие-либо затруднения, аналитические способностями нуждаются в развитии.

Как это сделать?

Простыми словами, нужно тренировать мозг. Левое полушарие – это наша логика, аналитические способности. Поэтому, чтобы его усилить, нужно трудиться над увеличением нагрузок на правую часть тела. Это физические упражнения, и, конечно же, решение различных задач.

Правое полушарие – наши эмоции, интуиция. Отвечает за фантазию. А чтобы развить эту часть, нужно включать все мыслительные процессы при выполнении заданий.

Необходимо ежедневно трудиться. Есть упражнения, которые помогут выстроить, проследить и сравнить свой мыслительный процесс с путем мышления другого человека.

  1. Выслушав мнение оппонента, не совпадающее с вашим, постарайтесь мысленно разделить его точку зрения и выстроить события таким образом, чтобы логическая цепочка привела к выводам, схожим с его умозаключениями. Так вы сможете определить шероховатости в его изложении позиции, а возможно, найдёте ошибки у себя.
  2. Проводите анализ любой ситуации. Придумайте много вариантов выхода из нее, несколько возможных благоприятных решений.
  3. Читайте романы и детективы, где на полпути постарайтесь вычислить преступника.
  4. Решайте логические и математические задачи, головоломки, ребусы, разгадывайте кроссворды. Это занимательно, увлекательно и полезно.
  5. Просматривайте познавательные телепрограммы, ролики в интернете по географии, истории, какие-то научные каналы. Вслушивайтесь в политические дебаты. Следите за диалогом, как выстраивается речь, какие приводятся аргументы.
  6. Играйте в шахматы, шашки, бильярд.

Натренированный аналитический склад ума – это как естественный мыслительный процесс, при котором вам не приходится напрягать мозг. Не прослеживается никакой интеллектуальной нагрузки. Тогда можно считать, что вы приобрели этот уникальный дар.

Что еще поможет в развитии аналитических способностей?

Существует масса специальных тренингов, которые помогают в этом. Там предлагаются модели ситуаций, из которых нужно найти выход, предложить ее решение. И уже на основе ответа идет коррекция его поведения, специалист производит работу по развитию мышления. Занятия протекают интересно и непринужденно.

Успешно практикуются ролевые игры-импровизации. Времени на обдумывание решения не дается. Нужно описать свои мысли сиюминутно. После чего производится коллективный анализ.

Если не получается посещать тренинги, можно позвать в гости друга с аналитическим мышлением, вместе с ним проделав то же самое упражнение.

Можно заниматься и самостоятельно в полной тишине. Необходимо в мыслях спроецировать какую-то ситуацию, придумать из нее выходы. После чего нужно проводить анализ своего мыслительно процесса и совершенных в воображении действий. Можно практиковаться с друзьями.

Итак, мы разобрались с понятием «аналитический склад ума», и что это значит. Забывчивым личностям, которым тяжело сосредоточиться и довести дело до конца, необходимо развивать память, совершенствовать умственную деятельность.

Как же ее улучшить? Советы специалистов:

  • Необходим здоровый, полноценный сон, не менее семи часов, а при сильных нагрузках нужно выделять время для отдыха и днем.
  • Не стоит приступать к трудовому процессу сразу после еды, необходим небольшой перерыв.
  • Вместо чашки кофе лучше сделать утреннюю зарядку. Это заряд бодрости и энергии.
  • «Напоминание». Это упражнение позволит задействовать все виды памяти, если постоянно вспоминать и прокручивать в голове, а также проговаривать вслух, допустим, план дел на день.

Способность к анализу

В резюме все соискатели указывают различные навыки и достижения, а также – личностные особенности. Популярный пункт – наличие аналитического склада ума или аналитических способностей. К сожалению, далеко не все осознают, что это два немного различных по смыслу понятия. Принципиальные отличия:

Аналитические способности – это склонность выявлять причинно-следственные связи, устанавливать логическую цепочку между различными элементами информации.

Аналитический склад ума – это особенность психики человека. Она дает возможность проявлять или развивать способности к восприятию окружающей среды. То есть – обладатели аналитического склада ума склонны к анализу происходящих процессов, чаще всего это люди технических профессий.

Безусловно, нужно осознавать, что способности бывают:

Если рассматривать аналитические способности с такой точки зрения, становится очевидно, что все люди склонны к анализу. В тоже время развитое правое полушарие мозга делает человека гуманитарием или творческой личностью. А вот левое – дает врожденную особенность быть аналитиком, про таких людей и говорят, что у них аналитический склад ума. Здесь нужно осознать, что развить способности к любой деятельности может каждый человек.

Для каких специалистов важны аналитические способности?

Чтобы получить более полный ответ на данный вопрос – достаточно просмотреть требования к кандидатам на различные должности на сайте bidbi.ru. Практически в каждой компании желают видеть сотрудника, обладающего гибкостью ума, организованностью, и аналитическими способностями. Более всего это ценится в таких профессиях, как:

Аналитики или аудиторы;

Специалисты по программному обеспечению.

Менеджеры по персоналу говорят о том, что наличие аналитических способностей незаменимо для людей, которые ежедневно работают с большими объемами информации. Их роль – прогнозировать, анализировать, прорабатывать различные ситуации. Такой склад ума, как правило, подразумевает работу с кипами бумажных документов (отчеты, сводки, накладные) или компьютерными программами. Гораздо реже аналитики соприкасаются с клиентами.

Возможно ли построить карьеру без таких способностей?

Безусловно, да. Для руководителей различных уровней самосовершенствование должно быть чем-то привычным и обязательным. Развить аналитические способности может абсолютно каждый человек. Главное – стремление к своей цели, наличие амбиций и готовность к обучению.

Прежде чем развивать какие-либо способности – необходимо проверить их наличие. Лучший способ, при помощи которого можно обнаружить аналитический склад ума – тест. Их достаточно много на различных интернет-ресурсах или в книгах. Чтобы развивать способности к аналитике – достаточно постараться устанавливать причинно-следственные связи любого, выполняемого вами, действия. Чаще задавайте себе вопросы:

«Почему я принял такое решение?»

«Какие последствия моего выбора?»

«Можно ли было поступить по-другому?»

«Благоприятно ли мое решение сказалось на работе отдела, коллектива, компании?»

Старайтесь анализировать свои поступки и действия. Со временем это войдет в привычку, и вы перестанете замечать, как успешно проявляете свои аналитические способности.

Также можно посещать различные тренинги, специалистов в области психологии. Такие действия не пройдут даром, результат будет ощутим с первых занятий.

Стоит ли указывать в резюме такие личные качества?

На самом деле – опытный рекрутер сразу заметит, что перед ним резюме человека, обладающего аналитическим складом ума. В таком документе все будет упорядочено и по существу, без лишней информации, которая никак не относится к делу. Сообщать об этом напрямую нужно лишь в том случае, если в требованиях к кандидату на должность этот пункт указан. Если нет – тогда соискатель должен сам принимать решение.

Как проверить наличие аналитических способностей у кандидата на должность?

В первую очередь следует внимательно просмотреть резюме. Как уже сказано выше – оно будет заполнено четко и структурированно, без ошибок, опечаток и прочих лишних деталей.

Ассессмент. Привычная практика, во время которой соискателю предлагают решить определенную ситуацию, связанную с его будущей деятельностью. Во время ответа рекрутер должен следить за тем, как кандидат выстраивает логическую цепочку, не путается ли он в действиях, мыслях, словах. Человек с аналитическим складом ума решит проблему, как говорится, разложив все «по полочкам».

Тесты. Хороший, но не всегда действенный способ. Для проверки используются различные тесты на проверку уровня интеллекта, выделения лишнего предмета или слова в логической цепочке, и так далее. Однако такой способ не дает гарантированного результата. Без дополнительных вопросов не обойтись, ведь соискатель попросту не сможет проявить свои навыки в полной мере.

Психолингвистический анализ. Рекрутер задает вопрос и внимательно следит за речью соискателя. В ответе должна быть заключена полная последовательность действий, другие возможные варианты решения проблемы, вывод.

Коммуникабельность без анализа

Часто можно встретить мнение о том, что такие личностные качества, как коммуникабельность и аналитические способности, несовместимы. Это в какой-то степени правда. Ведь аналитики не будут сразу говорить о том, что думают. Они изначально формируют ответ в голове, а уж после его озвучивают. Совершенно наоборот дело обстоит у коммуникабельных людей.

Для компаний важно наличие обоих качеств у соискателя. Что же делать тем, у кого отсутствуют способности к коммуникабельности? Ответ очевиден – развивать их. Курсы риторики или ораторского искусства помогут специалисту раскрыть такие способности. Здесь важно понимать, что «научиться» говорить, будучи аналитиком куда проще, чем стать креативным человеком. Как раз это и есть абсолютно противоположные качества. Успехов!

  • Следующая:Умение работать в команде
  • Предыдущая:Лояльность

Еще в этой категории

Сообщить о нарушении

HTML код (сайт, блог):

Платные услуги

  • Пока нет информации

Новые

Все права защищены!

Все логотипы и торговые марки на сайте BIDBI.ru являются собственностью их владельцев.

ИспользованиеБИДБИ или подача объявлений на сайте означает принятие условий пользовательского

Аналитические способности

Аналитические способности - это умение анализировать различные жизненные явления, причем не вольно, а строго используя логические методы, абстрагируясь от мелких, незначащих деталей. Нередко люди, наделенные талантами, абсолютно не используют их в своей реальной жизни, в то время как менее талантливые, но более настойчивые, как правило, добиваются успеха. Аналитические способности – это тоже своего рода талант, и его можно развивать, давая себе пищу для ума.

Как проверить аналитические способности?

Для того чтобы проверить, насколько вы способны к самостоятельному анализу, зачастую требуется только пройти тест на аналитические способности – любой из тех, что вы можете найти в сети. Проверить себя можно и более легким путем.

В обычной жизни, анализируя действительность, человеку нужно рассматривать все обстоятельства по частям, отдельно друг от друга, сравнить варианты, их плюсы и минусы, и только после этого сделать общий вывод. Проверить себя можно, взяв любой учебный текст и поработав с нимминут.

Главный прием понимания учебного текста – это способность задавать к нему вопросы. Если развитие аналитических способностей у вас на высоком уровне, то вы легко сможете: разбить текст на смысловые части, сформулировать его общую главную мысль и получить из него некие новые знания. Если это вам удалось легко, значит, аналитической деятельностью вы владеете, а если возникли сложности, значит, эту область стоит развивать.

Как развить аналитические способности?

Сейчас можно запросто выбрать один из тренинг-центров, где вас готовы обучать не только аналитическим способностям, но и успешности, предпринимательскому искусству и согласию с собой. На таком тренинге вам, скорее всего, предложат задачи на аналитические способности, причем в виде ситуации, на которую вам нужно быстро отреагировать. Обучение в таком ключе проходит интересно, легко и дает отличные результаты.

Впрочем, не в каждом населенном пункте можно найти такой центр. Можно и самостоятельно придумывать различные спорные ситуации и находить из них выходы, а также представлять себе, как они скорее всего будут развиваться дальше. Это лучше всего делать в паре с единомышленником, так и эффект будет лучше, и заниматься интереснее.

Кроме этого можно пойти совсем простым путем и решать логические задачки, которые также хорошо способствуют развитию аналитических способностей. Например:

  1. Пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 м канавы. Сколько потребуется землекопов, для того чтобы выкопать 100 м канавы за 100 часов? (ОТВЕТ: столько же).
  2. Люди, приезжавшие в одну деревушку, часто удивлялись местному дурачку. Когда ему предлагали выбор между 50-центовой монетой и пятидолларовой купюрой, он всегда выбирал монету, хотя она стоит вдесятеро меньше купюры. Почему он никогда не выбирал купюру? (ОТВЕТ: ему бы перестали давать деньги).

Решая таки задачи регулярно, вы легко разовьете в себе желаемое качество личности.

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

Аналитические способности и способы их развития

Что такое аналитические способности? Когда мы считаем, что у человека аналитический склад ума, это подразумевает, что его рассуждения отличаются логичностью и структурированностью. Такое мышление позволяет собрать все полученные факты, проанализировать их, выстроить четкую последовательную цепочку и сделать выводы, которые в большинстве случаев окажутся верными. Таким образом, аналитические способности – это талант логично мыслить.

Аналитические способности – это дар природы или результат тренировок?

Опытные педагоги с уверенностью скажут, что особенности мышления проявляются еще в раннем детстве. Кто-то из малышей с удовольствием сочиняет сказки и небылицы, а кто-то впадает в ступор, услышав задание нарисовать фантастическое животное. В школе аналитику легко даются точные науки (алгебра, физика), а вот на уроке литературы учитель может быть крайне недоволен таким учеником. Аналитические навыки – это способность вычислять связи между предметами и явлениями (даже если они не очевидны), дифференцировать важные и второстепенные детали, применять методы дедукции (от общего к частному) и индукции (наоборот, от частного к общему).

Работодатели и HR-специалисты ценят наличие аналитического склада мышления у соискателей. Если у человека развиты аналитические способности, гарантировано, что это поможет ему в профессии маркетолога, логиста, экономиста, специалиста IT-сферы и др. Безусловно, аналитический склад ума – это генетическая особенность каждого конкретного человека. Но навыки построения логичной мыслительной цепочки и анализа любой ситуации можно и нужно развивать.

Как развить аналитический склад ума

Чтобы научиться мыслить логически, необходима постоянная тренировка. Как наше тело постоянно требует физической активности, так и наш мозг нуждается в «задачках». Можно использовать способы тренировки, которые приведены ниже. В любом случае, даже если заниматься ежедневно по несколько минут, есть шанс натренировать свой мозг и развить в себе необходимые навыки.

Многие спрашивают, какого результата можно достигнуть, получится ли у типичного гуманитария стать человеком с потрясающим аналитическим мышлением? Прежде всего, необходимо учитывать два фактора:

  • уровень развития навыка до начала занятий;
  • потенциал (предельный уровень), который определяется генетическими особенностями.

Выше головы не прыгнуть, но значительно улучшить логическое мышление и раскрыть свой природный потенциал может каждый. Итак, как развить аналитические способности?

Шаг 1. Используйте любую возможность для урока

В разговоре с людьми, имеющими отличную от вашей точку зрения, старайтесь выстроить имеющиеся факты так, чтобы получившиеся выводы были схожи с выводами вашего оппонента. Со временем вы научитесь находить несостыковки как в ваших, так и в чужих рассуждениях и прийти к истине.

Анализируйте все, что с вами происходит. Представляйте различные варианты исхода тех или иных событий в зависимости от вашего действия или бездействия, предполагайте несколько вариантов развития ситуации.

Шаг 2. Тренируйтесь

Как развить аналитический склад ума с помощью книг? Читайте детективы! Идеально для этих целей подходят классические романы о Шерлоке Холмсе, Эркюле Пуаро, миссис Марпл. Пытайтесь вычислить преступника вместе с сыщиком, выстраивая логические цепочки. Еще один увлекательный способ развить аналитические способности – ежедневно решать задачи из сборников «Занимательной математики».

Шаг 3. Стройте логические цепочки

Ставьте задачи и пытайтесь решить их с помощью логики. Например, задание: определить число детских дошкольных учреждений в вашем городе за 20 минут, при условии, что достоверного ответа на вопрос вы не знаете, а также не будете пользоваться интернетом, справочниками и помощью знакомых для решения этой задачи. Ставьте задачи и пытайтесь решить их с помощью логики.

Возможные варианты решения:

  • численность населения города;
  • процент детей дошкольного возраста;
  • процент детей, не посещающих ДДУ;
  • среднее количество детей в группе;
  • среднее число групп в детском саду;
  • число детских садов в городе.

Стандартный алгоритм решения любой задачи

  1. Поставьте цель.
  2. Соберите максимум информации.
  3. Определите первичные связи.
  4. Предположите варианты развития событий, создайте рабочую гипотезу.
  5. Проверьте гипотезу.
  6. Действуйте.

Люди с аналитическим складом ума отличаются способностью решать большое количество логических задач, не испытывая при этом особой интеллектуальной нагрузки. Если для вас выстраивание алгоритмов и установление связей между предметами стало развлечением, а не тяжелой умственной работой, считайте, что вы развили у себя способности к аналитике. В видео представлены некоторые упражнения.

Развитие аналитических навыков

Что такое аналитические навыки? Можно ли их развивать? Как применяются аналитические способности в решении практических задач? Как повысить эффективность работы, требующей аналитического подхода? Эти вопросы мы с вами рассмотрим в данной статье, основная цель которой - наметить конкретные шаги и определить инструменты, которые помогут вам быстрее и качественнее выполнять свою работу, применяя и развивая свои аналитические способности.

Давайте начнем с определения понятий.

Анализ (аналитический подход) это:

Выделение и изучение существенных частей, которые оказывают наиболее заметное влияние на рассматриваемые предмет/явление/проблему

Игнорирование несущественных деталей

Определение взаимосвязей между выделенными значимыми компонентами

Аналитические навыки - способность применять аналитический подход для решения конкретных задач.

Необходимость применения аналитических навыков в таких видах деятельности, как наука, образование, разработка продуктов и технологий, стратегическое планирование, наверное, ни у кого сомнений не вызывает. А нужны ли это навыки, например, специалисту отдела маркетинга или менеджеру по обслуживанию клиентов?

Давайте рассмотрим такой пример.

В отдел обслуживания клиентов поступает жалоба от клиента «А»:

«Мы заказывали 20 упаковок продукта „Х“, а нам привезли только 15».

Менеджер отдела проверяет информацию по заказу и по отгрузке, выясняет наличие продукта на складе. Да, все верно - заказ на 20 упаковок, привезли 15, продукт на складе есть. Менеджер извиняется перед клиентом, согласовывает условия дополнительной поставки. Проблема решена.

В отдел обслуживания клиентов поступает жалоба от клиента «B»:

«Мы заказывали продукт „X“, а нам привезли продукт „Y“».

Менеджер отдела проверяет информацию по заказу и по отгрузке. Да, все точно - заказан продукт «Х», привезли «Y». Менеджер извиняется перед клиентом, согласовывает условия дополнительной поставки. Проблема решена.

В обоих случаях проблема решена быстро, клиент «более или менее» доволен.

И никакие аналитические навыки не потребовались. Правильно? Правильно, но не совсем.

Показанное «оперативное» решение проблемы, может быть эффективным в краткосрочной перспективе. Но такой подход, не учитывающий причины возникновения проблемы, в долгосрочной перспективе оказывается совершенно несостоятельным. С такой моделью работы наш менеджер будет обречен на постоянное устранение ошибок отдела поставок. В то время как применение аналитического подхода поможет ему понять и устранить причины появления этих ошибок. Что приведет к снижению количества рекламаций и повышению качества обслуживания.

Таким образом, в любом виде деятельности применение аналитических навыков позволяет находить такие решения проблемы, которые устраняют саму причину ее возникновения.

Можно ли развивать аналитические навыки? Да, как и любые другие навыки.

Конечно, здесь нужно учитывать два фактора:

Текущий уровень развития навыка данного человека

Предельный уровень развития навыка (потенциал), задаваемый генетически

Чем больше разрыв между этими двумя уровнями, тем более результативными будут усилия по развитию навыка.

Мы с вами рассмотрим два основных подхода к развитию аналитических навыков и, соответственно, к повышению эффективности аналитической деятельности:

рис. 1. Два подхода к развитию аналитических навыков

Функцию упражнений могут выполнять любые профессиональные задачи, которые вы решаете с применением аналитического подхода. Это может быть составление бюджета, анализ продаж, планирование ассортимента.

Конечно, для развития аналитических навыков можно использовать и формальные упражнения. Например, одно из упражнений, которые мы используем на тренинге - «Логическая цепочка»:

Упражнение «Логическая цепочка»

Задание: определите количество общеобразовательных школ в вашем городе.

Время на выполнение - 20 минут.

Вам нужно составить логическую цепочку, звеньями которой будет информация, хранящаяся в вашей памяти или производные от нее данные. Никакими дополнительными источниками (книги, справочники, журналы, Интернет, телевизор, звонок другу.) пользоваться нельзя. Причем, лучше составить не одну цепочку, а несколько, и сравнить полученные оценки.

Возможный вариант цепочки:

Численность населения города

Какой процент составляют дети школьного возраста от общей численности населения

Среднее количество учеников в классе

Среднее количество классов в школе

Количество школ в городе

И, конечно, классический вариант упражнений для развития аналитических навыков - бизнес-кейсы.

Как видно из рис. 1, грамотное применение инструментов позволяет кардинально усилить природные способности и добиться выдающихся результатов.

Обзор инструментов мы с вами начнем с Алгоритма анализа ситуации.

Алгоритм анализа проблемной ситуации:

Цель, критерии выполнения

Модель ситуации: ключевые факторы, взаимосвязи

Варианты решений - Рабочая гипотеза

Проверка гипотезы - Информация

Давайте подробнее обсудим элементы алгоритма.

1 Цель, критерии выполнения

Прежде чем начинать исследование ситуации, необходимо определить, какова цель данного исследования, какой результат вы хотите получить. На этом этапе важно не только сформулировать цель, но и понять, каковы критерии ее выполнения, определить, с помощью каких индикаторов вы сможете узнать, насколько успешно выполняется поставленная задача.

Компания «Х» занимается производством и продажей продукции «Y».

Компания находится на грани банкротства - количество клиентов сократилось, объем продаж снизился, средств на счетах не хватает на текущие расходы.

Цель анализа: понять причины сложившейся ситуации, определить действия, необходимые для вывода компании из кризиса.

Критерии достижения цели: намеченные шаги должны обеспечивать определенные плановые показатели по таким параметрам, как:

Движение денежных средств (cash flow)

На данном этапе вы выполняете первую операцию, указанную в определении аналитического подхода - «разделение предмета, явления, проблемы на составные части».

Для компании «Х» из нашего примера можно выделить такие составляющие:

Теперь следует перейти к сбору информации, описывающей проблемную ситуацию, структурируя ее по выделенным направлениям.

Инструмент, который будет очень полезным на данном этапе - принцип MECE.

Принцип MECE - Mutually Exclusive, Collectively Exhaustive

(Взаимно Исключающие, Совместно Исчерпывающие - ВИСИ).

Данный принцип требует, чтобы составляющие, которые вы выделяете при анализе проблемы, удовлетворяли двум условиям:

Между частями не должно быть пересечений (они должны быть взаимно исключающими)

Если сложить все части вместе, проблема будет описана полностью (части являются совместно исчерпывающими)

3 Модель ситуации: ключевые факторы, взаимосвязи

Цель данного этапа - создать упрощенную модель проблемной ситуации и перейти от хаоса огромного количества фактов с неопределенными взаимосвязями к системе с небольшим количеством понятных закономерностей.

От вас требуется из всего многообразия собранных фактов выделить наиболее важные с точки зрения выполнения поставленных задач. Ключевые факторы - это факторы, которые оказывают наибольшее влияние на критерии достижения цели (в нашем примере это влияние на оборот, прибыль и движение денежных средств).

4 Варианты решений -> Рабочая гипотеза

После построения модели проблемной ситуации вы готовы к тому, чтобы начинать поиск вариантов решений, которые приведут к достижению поставленной цели.

Например (для компании «Х»):

Повышение оборота можно получить за счет расширения ассортимента, снижения цены, улучшения качества продукта, расширения дистрибьюции, усиления рекламной поддержки и т. д.

Каждый вариант решения должен учитывать все критерии достижения цели, то есть, в нашем случае, кроме увеличения оборота должны выполняться условия увеличения прибыли и оптимизации движения денежных средств.

Из нескольких вариантов решения в качестве рабочей гипотезы следует выбрать один, наилучшим образом удовлетворяющий всем заданным критериям.

5 Проверка гипотезы -> Информация

На данном этапе вы предполагаете, что выбранная вами рабочая гипотеза - оптимальное решение для улучшения ситуации. Как это проверить? Нужно снова заняться сбором и обработкой информации, чтобы подтвердить или опровергнуть те предположения, на которых строится выбранное вами решение.

Если данные, которые вы получили на предыдущем шаге, соответствуют вашим ожиданиям, рабочая гипотеза становится результатом вашего анализа - вы определили набор действий, которые должны привести к достижению цели. Окончательной проверкой ваших рекомендаций будет применение их на практике и контроль ключевых параметров (оборот, прибыль, движение денежных средств).

Если полученные данные не соответствуют вашим ожиданиям, следует вернуться на шаг 4 (Варианты решений -> Рабочая гипотеза), снова рассмотреть возможные варианты, сформулировать следующую рабочую гипотезу и двигаться далее по алгоритму.

Еще один инструмент, повышающий эффективность аналитической работы.

Техника SWOT-анализа был предложена профессором Кеннетом Эндрюсом в 1963 году.

Аббревиатура расшифровывается следующим образом:

В качестве предмета SWOT-анализа может выступать компания, рабочая группа, предлагаемое решение и т. д.

рис. 2. Факторы SWOT-анализа

Силы и Слабости - это внутренние характеристики организации, на которые она может повлиять.

К внутренним факторам относятся:

Возможности и Угрозы связаны с характеристиками внешней среды, на них организация непосредственно повлиять не может.

К внешним факторам относятся:

SWOT-анализ предлагает вам готовую структуру для исследования.

Фактически, здесь уже выполнены две основные операции, указанные в определении аналитического подхода:

Разделение предмета, явления, проблемы на составные части

Выделение существенных частей, которые оказывают наиболее заметное влияние на рассматриваемые предмет/явление/проблему

От вас требуется только наполнить предложенную структуру конкретными данными и проанализировать полученную модель.

Удобный инструмент визуализации всего процесса анализа и особенно этапа выделения ключевых факторов и взаимосвязей.

Пример Логического дерева представлен на рис. 3.

Вы начинаете его строить сверху вниз, помещая в самый верхний прямоугольник цель анализа. Соответственно, каждый следующий уровень дерева - это направления/действия, которые вносят свой вклад в достижение поставленной цели.

рис. 3. Логическое дерево

Количество уровней по каждой ветви дерева определяется необходимой вам степенью детализации. Построив логическое дерево, вы получите не только наглядную модель для анализа, но и готовую схему для презентации его результатов.

В данной статье мы с вами кратко рассмотрели два подхода к развитию аналитических навыков и к повышению эффективности аналитической деятельности.

Конечно, инструменты, о которых мы поговорили - это лишь малая часть того, что успешно применяется в процессе анализа.

Более подробно ознакомиться с данной темой вы можете на сайте www.colloquium.ru

Итан Расиел, «Метод McKinsey». Москва, Альпина Бизнес Букс, 2005 г.

Аналитический склад ума - что это значит? В этом и будем разбираться в нашей статье: поговорим об особенностях его развития поэтапно.

Что такое склад разума и его виды

Если выбранная профессия соответствует складу ума, человек достигает небывалых высот в карьере, ему легче дается достижение целей, заслуги становятся более значительными.

Различают:

  1. Гуманитарный. Перед принятием решения человек сначала все представляет и пытается прочувствовать. Здесь в познании окружающего мира преобладает эмоциональный способ. Изучая любое явление, индивид все пропускает через себя. Обладатели гуманитарного склада ума - больше теоретики, чем практики.
  2. Синтетический - универсальный склад ума. Люди, как правило, обладают хорошими способностями к постижению и математических, и гуманитарных наук. Перевес может идти в одну из сторон, в этом случае необходимо пройти специальный тест на профпригодность.
  3. Аналитический склад ума. Он характеризуется непрерывной мыслительной работой мозга. Дает умение соединять звенья в логические цепочки мыслительного процесса и правильно рассуждать.

Остановимся более подробно на последнем.

Аналитический склад ума - что это значит?

Аналитические способности - это искусство логически мыслить и грамотно излагать свои идеи. Человек с этим типом мышления способен собрать все факты, произвести их анализ и выложить из них цепочку, ведущую к правильному умозаключению, приводящую к наиболее точному выводу.

Аналитический склад ума - что это? Это не просто умение рассуждать и высказывать свое мнение - нужно выстроить логическое умозаключение. Обычно размышляющий человек на любые повороты судьбы реагирует эмоционально, подключая интуицию, что не подчиняется логике. Эмоции отличны от логических научных знаний. Индивид, мысли которого имеют яркую эмоциональную окраску, поддающийся инстинктам, не может выстроить факты в нужном направлении безошибочно. Это и есть нелогичное мышление, отсюда разрозненность мнений об одном и том же событии.

Нет, это не говорит о том, что люди с аналитическим мышлением не подвержены эмоциям и инстинктивному поведению. Их мозг так устроен, что в принятии решения, обработке и анализе фактов, они не подключают эмоции и интуицию. И все же аналитический склад ума - что это значит?

Раскроем суть термина

Простыми словами, это природный дар, но его можно развивать. Только сначала стоит определиться, нужно ли это вам. Как правило, аналитический склад ума необходим людям, которые занимаются наукой, писательской деятельностью, медициной, различными расследованиями, адвокатам, бухгалтерам, политологам и так далее. Продукт их труда будет исследоваться другими людьми, поэтому результат должен быть безупречным и безошибочным.

Таким образом, мы приоткрыли занавес в вопросе, что означает аналитический склад ума. Допустим, вы решили развить эти способности, разберемся, как это сделать. А, может, они уже есть? Как их распознать?

Аналитический склад ума - что значит и как определить?

Существует множество тестов. Но уповать на то, что будет стопроцентный результат, не стоит, потому что, имея математический склад ума, вы успешно пройдете задания с задачками, а вот прорехи в знаниях русского языка дадут неутешительную оценку уровню ваших аналитических способностей. Универсальных тестов нет. Лучше обратиться за помощью к специалисту, который пошагово поможет разобраться в этом вопросе.

Попробуйте определить их наличие на примере простого практического занятия. Необходимо взять любой текст и попробовать разбить его на фрагменты, уловить идею, распознать замысел каждой части, почерпнуть для себя что-то новое. Если во время проведения тренинга возникли какие-либо затруднения, аналитические способностями нуждаются в развитии.

Как это сделать?

Простыми словами, нужно тренировать мозг. Левое полушарие - это наша логика, аналитические способности. Поэтому, чтобы его усилить, нужно трудиться над увеличением нагрузок на правую часть тела. Это физические упражнения, и, конечно же, решение различных задач.

Правое полушарие - наши эмоции, интуиция. Отвечает за фантазию. А чтобы развить эту часть, нужно включать все мыслительные процессы при выполнении заданий.

Необходимо ежедневно трудиться. Есть упражнения, которые помогут выстроить, проследить и сравнить свой мыслительный процесс с путем мышления другого человека.

Упражнения следующие:

  1. Выслушав мнение оппонента, не совпадающее с вашим, постарайтесь мысленно разделить его точку зрения и выстроить события таким образом, чтобы логическая цепочка привела к выводам, схожим с его умозаключениями. Так вы сможете определить шероховатости в его изложении позиции, а возможно, найдёте ошибки у себя.
  2. Проводите анализ любой ситуации. Придумайте много вариантов выхода из нее, несколько возможных благоприятных решений.
  3. Читайте романы и детективы, где на полпути постарайтесь вычислить преступника.
  4. Решайте логические и математические задачи, головоломки, ребусы, разгадывайте кроссворды. Это занимательно, увлекательно и полезно.
  5. Просматривайте познавательные телепрограммы, ролики в интернете по географии, истории, какие-то научные каналы. Вслушивайтесь в политические дебаты. Следите за диалогом, как выстраивается речь, какие приводятся аргументы.
  6. Играйте в шахматы, шашки, бильярд.

Натренированный аналитический склад ума - это как естественный мыслительный процесс, при котором вам не приходится напрягать мозг. Не прослеживается никакой интеллектуальной нагрузки. Тогда можно считать, что вы приобрели этот уникальный дар.

Что еще поможет в развитии аналитических способностей?

Существует масса специальных тренингов, которые помогают в этом. Там предлагаются модели ситуаций, из которых нужно найти выход, предложить ее решение. И уже на основе ответа идет коррекция его поведения, специалист производит работу по развитию мышления. Занятия протекают интересно и непринужденно.

Успешно практикуются ролевые игры-импровизации. Времени на обдумывание решения не дается. Нужно описать свои мысли сиюминутно. После чего производится коллективный анализ.

Если не получается посещать тренинги, можно позвать в гости друга с аналитическим мышлением, вместе с ним проделав то же самое упражнение.

Можно заниматься и самостоятельно в полной тишине. Необходимо в мыслях спроецировать какую-то ситуацию, придумать из нее выходы. После чего нужно проводить анализ своего мыслительно процесса и совершенных в воображении действий. Можно практиковаться с друзьями.

Итак, мы разобрались с понятием "аналитический склад ума", и что это значит. Забывчивым личностям, которым тяжело сосредоточиться и довести дело до конца, необходимо развивать память, совершенствовать умственную деятельность.

Как же ее улучшить? Советы специалистов:

  • Необходим здоровый, полноценный сон, не менее семи часов, а при сильных нагрузках нужно выделять время для отдыха и днем.
  • Не стоит приступать к трудовому процессу сразу после еды, необходим небольшой перерыв.
  • Вместо чашки кофе лучше сделать утреннюю зарядку. Это заряд бодрости и энергии.
  • "Напоминание". Это упражнение позволит задействовать все виды памяти, если постоянно вспоминать и прокручивать в голове, а также проговаривать вслух, допустим, план дел на день.

Статья посвящена основным методам, направленным на развитие аналитических способностей на тренингах и в режиме коучинга руководителей с помощью наиболее эффективных и развивающих приемов принятия решений, которые были разработаны и эффективно применяются в области управления проектами и управления качеством.

Автор также выделяет три основных вида интеллекта - рациональный, эмоциональный и пространственный - которые участвуют в процессе анализа, поиска и принятия решений. Предлагаемые автором приемы предполагают развитие аналитических навыков с задействованием всех трех разновидностей интеллекта.

Логика, эмоции и интуиция руководителя объединяются для достижения цели, а не противостоят в его решениях друг другу.

Статья написана на многолетнем опыте проведения тренингов и коучинга для руководителей высшего звена.

Введение. Исходная проблема

Аналитические навыки, так необходимые для принятия эффективных управленческих решений, в нашей культуре принято развивать с помощью решения задач. Означает ли это, что руководитель, не обладающий яркими способностями в области математики и физики, не может принимать качественные решения в бизнесе?

Ответ вполне ясен - нет, не значит.

Но как тогда развивать аналитические способности у разных по психологическому типу людей?

Три вида интеллекта и три вида управленческих решений

В соответствии с устройством головного мозга человека в нем выделяется три основных модели обработки информации и принятия решений. В своих трудах известные ученые Пол Маклин, Рольф Ширм и Виктор Батаяр выделили три основных вида аналитических процессов мозга, которые, соответственно, впервые появились у пресмыкающихся, у млекопитающих и у приматов.

Условно эти три вида процессов обработки информации были обозначены тремя цветами - зеленый, красный и синий.

На базе «зеленого» процесса формируется пространственный интеллект, построенный на интуитивной модели обработки информации.

На базе «красного» процесса формируется эмоциональный интеллект, построенный на оценочной модели обработки информации.

И, наконец, на базе «синего» процесса развивается рациональный интеллект, построенный на причинно-следственной обработке вербализированной информации.

Для каждого человека свойственно преобладание того или иного типа обработки информации, это определяется особенностями его эндокринной системы. Поэтому поиск и принятие решений каждым конкретным руководителем ограничивается его индивидуальными особенностями.

Пространственный интеллект позволяет принимать общие интуитивные решения, которые отличаются сравнительно точным прогнозированием, но такое решение не учитывает ни конкретных нюансов текущей ситуации, ни причинно-следственных связей. В итоге, такое решение не имеет технологичности. Оно бывает верным только в конкретном случае. Его невозможно воспроизвести вновь. Принятию такого решения трудно обучить. Наиболее эффективные решения с помощью пространственного интеллекта принимаются группой людей, которые вовлечены в активный процесс обсуждения, например, в режиме мозгового штурма.

Эмоциональный интеллект позволяет принимать решения в отношении приоритетов, основных направлений, методах реагирования на сложившуюся ситуацию. В основе эмоционального интеллекта лежит способность быстро оценить основные факторы, определяющие ситуацию, и выбрать наиболее приоритетный из них. Решения на основе эмоционального интеллекта самые быстрые и кардинальные - это своего рода основная модель принятия решений в реинжиниринге бизнес-процессов и в антикризисном менеджменте. Но такое решение также ограничено с технологической точки зрения. Ему не хватает полноты и глубины анализа, его невозможно воспроизвести вновь, если основные факторы хотя бы частично изменились. Часто для повышения эффективности эмоционального интеллекта необходима двигательная активность руководителя, как, например, Ленину, который постоянно ходил из угла в угол, анализируя ситуацию и вынашивая решение.

Рациональный интеллект позволяет принимать глубокие, продуманные решения, отличающиеся высоким уровнем системности, точности, многофакторности и абстрактности. В основе рационального интеллекта лежит способность находить тончайшие причинно-следственные связи даже там, где их наличие даже невозможно и предположить. Решения на основании рационального интеллекта наиболее стратегичные, глобальные и учитывающие тончайшие нюансы. Но принятие решений на основании рационального интеллекта невозможно без достаточного обеспечения входящей информацией и в шумных, некомфортных условиях. Это кабинетные решения которые требуют максимальной концентрации и уединенности в окружении современных средств связи и обработки информации.

Чем отличаются принятые решения на практике?

Сравнительно недавно в некоторой фармацевтической компании произошел существенный убыток, несмотря на высокий сезон. Как проанализировали эту ситуацию разные руководители, и какие решения они приняли.

Руководитель одного из бизнесов с выраженным пространственным интеллектом собрал всех руководителей второго уровня и попросил каждого высказать свое видение ситуации. По мере их выступлений у него постепенно родилось понимание, что руководители не хотят принимать на себя ответственность за повышение доходности при снижении затрат. Он выступил с пламенной речью и замотивировал руководителей на постоянную работу с издержками, а впоследствии постоянно напоминал им об этой задаче. По итогам следующего квартала, убыток уменьшился в три раза.

Руководитель с выраженным эмоциональным интеллектом востребовал к себе руководителя по экономической безопасности, финансового аналитика и директора по информационным технологиям. Он четко ограничил набор показателей за последний финансовый период, который он хотел видеть. Получив необходимые данные, он за два часа сформировал программу на квартал из 4 пунктов: отказ от резервного склада, сокращение персонала в логистике на 12%, усиление продаж в госпитальном отделе и замена в ассортименте 10% дорогостоящих препаратов на более экономичные аналоги. В результате уже по итогам следующего квартала его бизнес вышел в прибыль.

Руководитель с выраженным рациональным интеллектом в течение первого месяца изучил ситуацию во всех нюансах и написал подробный бизнес-план. По итогам реализации этого плана в следующем квартале ситуация практически не изменилась, но за полгода его бизнес вышел на стабильный рост и обогнал остальные бизнесы по показателю прибыли.

Таким образом, Вы видите, что:

  • В бизнесе руководителю необходимы все три формы аналитических навыков
  • У каждого из видов интеллекта есть свои сильные и слабые стороны
  • Каждый руководитель принимает свою модель принятия решений

Поэтому при развитии аналитических навыков необходимо опираться на сильные способности руководителя и при этом находить способ компенсации слабых.

Приемы и способы развития аналитических навыков с учетом индивидуальных особенностей руководителей

Поэтому в своей работе мы всегда начинаем развитие аналитических навыков руководителя с анализом структуры интеллекта участников тренинга или коучинга. На настоящий момент единственной моделью, которая позволяет оценить этот показатель является методика структограммы (www.structogram.ru). И лишь после этого мы формируем конкретный комплекс обучающих мероприятий.

При этом мы отдаем предпочтением таким моделям анализа, обработки информации и принятия решений, которые содержат в себе процессы всех трех видов интеллекта.

Возьмем, к примеру, известную модель SWOT-анализа, которая активно применяется и в проектном менеджменте, и в управлении качеством, и в маркетинге. В отличие от классической модели применения этого методы мы привнесли в него ряд элементов, которые позволяют скомпенсировать те или иные аналитические процессы. Ниже я приведу пример раздаточного материала к тренингу по развитию аналитических навыков с пометками, с помощью которых я хочу обратить Ваше внимание на задействование и на компенсацию того или иного типа интеллекта.

Я выбрал для рассмотрения данную модель как наиболее известную и надеюсь, что с учетом большого числа новых деталей, учитывающих активизацию различных форм интеллекта, Вы найдете в ней большое число новых и неожиданных граней.

Практически в любой аналогичной модели поиска, анализа и принятия решения можно выстроить аналогичную модель развития и компенсации всех трех основных типов интеллекта руководителя. Например, очень интересной получается наша вариация модели причинно-следственной диаграммы Ишикавы, которая так популярно в системе управления качеством.

В рамках данной статьи я все же ограничусь только одной моделью, но постараюсь показать на ней все основные грани нашего подхода.

Пример: практическое упражнение «SWOT-анализ»

Определите сильные и слабые стороны проекта (внутренней среды), а также угрозы и возможности, которые имеются во внешней среде. Результаты запишите в матрицу SWOT-анализа в соответствующие квадраты.

1. Сильные стороны

Наличие модели безбюджетного бюджетирования

2. Слабые стороны

Отсутствие резервов

3. Возможности

Неподготовленность конкурентов

  1. Возможность планового опережения. Следовательно:
  2. Перераспределение бюджета - снижение издержек в сочетании с агрессивным маркетингом.
  1. Риск падения вместе с рынком. Следовательно:
  2. Применение маркетинговых методов партизанской войны и асимметричного удара.

Падение покупательной способности

  1. Возможность переориентации. Следовательно:
  2. Замещение ассортимента на более доступные продукты.
  1. Риск падения продаж. Следовательно:
  2. Временное повышение уровня товарного кредита у поставщиков.

Этапы анализа (SWOT-анализ) внешней и внутренней ситуации (среды) компании:

ПЕРВЫЙ ЭТАП. Распределение действующих факторов на внешние и внутренние, благоприятные и неблагоприятные с точки зрения поставленной цели . Разнесение факторов по соответствующим графам №№1-4. Дополнительные процедуры:

1.1. Соотнесение каждого фактора с поставленной целью . Проведение первичного анализа, позволяющего ответить на вопрос: «К чему может привести влияние данного фактора на поставленную цель?»

1.2. Рассмотрение крайних вариантов прогноза :

1.2.1. средний или оптимальный вариант

1.2.2. худший или пессимистический вариант и возможные пути его предотвращения

1.2.3. лучший или оптимистический вариант

1.3. Фиксация результатов наиболее вероятных прогнозов для дальнейшего использования в случае утверждения анализируемой цели.

ВТОРОЙ ЭТАП. Анализ соотношений факторов между собой . Для этого необходимо:

2.1. сопоставить каждый фактор графы 1 с каждым фактором графы 3 и внести результат в графу 1-3. Результатом должно быть :

2.1.1. описание полученного действующего фактора

2.1.2. способ наиболее оптимального действия по достижению поставленной цели с учетом данного фактора (возможные мероприятия)

2.2. затем таким же образом необходимо сопоставить факторы 1 и 4

2.5. Затем все полученные действующие факторы в рамках соответствующих граф ранжируются по степени их вероятности.

ТРЕТИЙ ЭТАП. Полученные возможные мероприятия необходимо проанализировать с точки зрения их финансовой рискованности, чтобы принять предварительное решение о том, имеет ли смысл достигать поставленной цели (политики или видения). Для этого нужно сделать следующие шаги:

3.1. Каждое мероприятие оценивается по уровню потенциальных затрат в абсолютных или относительных величинах и умножается на вероятность реализации этих затрат

3.2. Каждое мероприятие оценивается по уровню своего финансового эффекта (дополнительной прибыли) на протяжении всего времени достижения поставленной цели в тех же величинах и умножается на вероятность достижения данной дополнительной прибыли

3.3. Производится расчет инвестиционной привлекательности Вашего решения. А именно :

3.3.1. По каждому мероприятию подсчитывается алгебраическая сумма (с учетом знака)

3.3.2. Все положительные суммы делятся на 2 и складываются между собой

3.3.3. Все отрицательные суммы (остатки) умножаются на 2 и складываются между собой

3.3.4. Обе суммы складываются между собой

3.3.5. Полученная сумма делится на общую сумму приходов

3.4. Полученный результат Вы сопоставляете с таблицей решений и определяете свои дальнейшие действия из трех вариантов :

3.4.1. принятие решения,

3.4.2. коррекция решения,

3.4.3. отказ от решения (проекта)

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. Коррекция полученной структуры факторов и мероприятий.

4.1. Замена экономически невыгодных мероприятий

4.2. Если пункта 4.1. недостаточно - произведите дополнительное переформулирование цели (политики, видения) .

4.3. Оставшиеся и вновь полученные мероприятия структурируются по важности и срочности относительно поставленной цели (политики, видения) .

Выводы

  1. Многолетняя работа с руководителя показала, что решения, проработанные с применением процессов всех трех видов интеллекта оказывались наиболее эффективными.
  2. Объединение в учебном упражнении процессов каждого из трех видов интеллекта позволяет развивать аналитические навыки на новом и гораздо боле эффективном уровне. Анализ результатов обучения показал, что даже самые «неперспективные» с точки зрения заказчиков участники после подобных тренингов быстро повышали уровень и качество принимаемых ими решений. Так в одной компании после обучения нами аналитическим навыкам группы помощников руководителей ВСЕ участники и участницы тренинга в течение года после обучения были назначены на руководящие должности вплоть до уровня топ-менеджеров.

Публикации по теме