Благополучие. От чего зависит благополучие человека

Благоденствие, благосостояние, счастье, удача. Ср. . См. счастье, удача.. ни за какие благополучия... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. благополучие благоденствие,… … Словарь синонимов

благополучие - БЛАГОПОЛУЧИЕ, благо, преуспевание, процветание, устар. благоденствие, устар. преуспеяние БЛАГОДЕНСТВУЮЩИЙ, благополучный, преуспевающий, процветающий, цвету щий БЛАГОДАТНЫЙ, высок. благословенный, высок. благостный… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

БЛАГОПОЛУЧИЕ, я, ср. 1. Спокойное и счастливое состояние. Семейное б. Желаю тебе всякого благополучия. 2. Жизнь в довольстве, полная обеспеченность. Материальное б. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

См. Процветание (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

благополучие - я, только ед., с. 1) Спокойная, обеспеченная жизнь, пребывание в полосе успеха, удачи, преуспевания. Полное благополучие. Материальное благополучие. Синонимы: благоде/нствие, преуспева/ние, процвета/ние 2) Нормальное, без каких л. нежелательных… … Популярный словарь русского языка

благополучие - ▲ существование хороший < > неблагополучие благополучие хорошее существование; отсутствие отрицательных событий в чьей л. жизни. благополучный. благословенный. благополучность. ↓ ЗДОРОВЬЕ, БЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕЛ, УСПЕШНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ … Идеографический словарь русского языка

благополучие - зависит благополучие субъект, зависимость, причина следствие … Глагольной сочетаемости непредметных имён

БЛАГОПОЛУЧИЕ. - Из ст. сл. яз. Ст. сл. благополучие словообразовательная калька греч. eutychia, представляющего собой сложение прилаг. благая «хорошая» и несохранившегося сущ. полука «случай, судьба» … Этимологический словарь Ситникова

- (греч. ευ δαιμονία) то же, что счастье, всегда субъективно понимаемое под достижением всех благ (см. это сл.), к которым стремится человек. Еще Аристотель в своей Этике справедливо замечал, что относительно Б. все согласны только в названии этого … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ср. 1. Спокойное без неудач и потрясений течение дел, жизни. отт. Материальная обеспеченность, достаток. отт. Счастье в любви, в семейной жизни. 2. разг. Обычное без отклонений от нормы или нежелательных явлений состояние кого либо. Толковый… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Благополучие, дарованное Русью , Котанджян Л.В.. …
  • Книга для творчества и привлечения удачи. Мандалы. Благополучие , Вознесенская Вилата. Все нам свойственно стремление к обустройству своей жизни. Для одних это выражается в финансовой стабильности, для других - в духовной. Но в любом случае для ощущения спокойствия и гармонии…

Личность является интегратором всей психической активности индивида. Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим "Я". "Я" - это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании. К своему "Я" человек в большей мере относит внутреннее психическое содержание. В каком-то очень широком смысле все, что человек переживает, все психическое содержание его жизни входит в состав личности.

Для психологии личности и психологии в целом особо существенно то, что переживание благополучия является важнейшей составной частью доминирующего настроения личности. Именно через настроение субъективное благополучие, как интегративное, особо значимое переживание, оказывает постоянное влияние на различные параметры психического состояния человека и, как следствие, на успешность поведения, продуктивность деятельности, эффективность межличностного взаимодействия и многие другие стороны внешней и внутренней активности индивида. В этом постоянном влиянии и заключается регулятивная роль субъективного благополучия личности. На переживание благополучия (или неблагополучия) влияют различные стороны бытия человека, в нем слиты многие особенности отношения человека к себе и окружающему миру. Благополучие личности складывается из ряда составляющих:

Социальный компонент

Социализация личности в современных условиях общественного развития накладывает отпечаток на всю жизнедеятельность человека, определяя ее направленность, систему ценностных ориентаций, отношений. В процессе социализации формируются и внутренние критерии оценки себя, системы отношений, жизнедеятельности и других объектов того социального поля, в котором находится сама личность и в котором реализуется ее поведение и деятельность. Система внутренних отношений личности формируется на основе ее представлений, которые и задают некую систему координат в которую она помещает все наиболее важные, значимые события; эта система включает внутренние и внешние инстанции, динамичные во времени и образующие целостности, в которых они могут соотноситься, противоречить или совпадать. Социальное благополучие - это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому она принадлежит. Это также удовлетворенность межличностными связями и статусом в микросоциальном окружении, чувство общности. В качестве ведущих факторов, составляющих социальное благополучие выступают: социальная зависимость, личностные особенности, прогностичность жизни (оптимизма - пессимизма), уверенность в жизни и эмоциональный настрой, удовлетворенность своей реализованностью в трудовой деятельности, удовлетворенность государством, интуитивно-созерцательное отношение к действительности, социальная комфортность, гражданственность, ценностное отношение к будущему. Разброс мнений относительно сферы принадлежности социального самочувствия необыкновенно велик. Социальное самочувствие рассматривается на разных уровнях: с одной стороны, как явление общественного сознания и общественной психологии, с другой, как индивидуально-личностное состояние. Наряду с отнесением самочувствия к высшим этажам общественного сознания - к сфере идеологических, политических, духовных явлений - существует также тенденция включения его в систему глубинных бессознательных индивидуальных психических явлений.

Материальное благополучие - удовлетворенность материальной стороной своего существования (жилье, питание, отдых), полнотой своей обеспеченности, стабильностью материального достатка. Все мы стремимся к материальному благополучию. У каждого размеры этого самого "материального благополучия" разные. Богат не тот, у кого много денег, а тот, кому хватает. У каждого из нас свои потребности и свои возможности. Именно от возможностей в основном и зависит уровень материального благополучия конкретного человека на конкретный момент. При изменении благосостояния - изменяются и возможности. Из-за этого качество жизни у всех разное. Показателем непосредственных характеристик качества жизни является окончательный вариант Первой международной системы показателей, разработанный в 1978 году. Всего в эту систему показателей включено 186 индикаторов, разделенных на 12 групп: демографические характеристики населения; санитарно-гигиенические условия жизни; потребление продуктов питания, жилищные условия и обеспеченность потребительскими благами длительного пользования; образование и культура, занятость и условия труда; доходы и расходы населения; стоимость жизни и потребительские цены; транспортные средства; организация отдыха, культура и спорт; социальное обеспечение, свобода человека. .

Религиозный компонент

Духовное благополучие - ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод); осознание и переживание смысла своей жизни; наличие веры- в Бога или в себя, в судьбу (предопределенность) или счастливую удачу на своем жизненном пути, в успех собственного дела или дела партии, к которой принадлежит субъект; возможность свободно проявлять приверженность к своей вере и т. д. Религиозные люди считают, что благополучие человека полностью зависит от послушания Господу. В соблюдении заповедей Милосердного Отца заключается действительно великое благо. Все заботы Бога, постоянная любовь, попечения, удивительные намерения по отношению к людям должны привязать сердца и утвердить стопы для следования по пути послушания Ему. Надо бояться Господа, надо ходить пред Ним, любить Его, служить Ему от всего сердца и от всей души, соблюдая заповеди и постановления. Физическое блаженство тела - в здоровье, блаженство ума - в познании истины, а блаженство души - в любви Божьей. Нет большего утешения для усталых и часто разуверившихся сердец, как непоколебимая уверенность, что Бог любит их, и нет высшего блаженства, как питать горячую любовь к Нему.

Физический компонент

Физическое (телесное) благополучие - хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус. Если говорить конкретнее, то можно определить физическое благополучие индивидуума как естественное состояние организма, характеризующееся его полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных изменений. Оно зависит от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать. Сохранить и укрепить его можно, только отказавшись от чрезмерного употребления алкоголя, от курения, наркотиков и других вредных привычек. Состояние здоровья может быть объективно установлено лишь по совокупности многих параметров: антропометрических, клинических, физиологических, биохимических показателей, определяемых с учетом полового и возрастного факторов, а также социальных, климатических, географических и метеорологических условий.

Психологический компонент

Психологическое благополучие (душевный комфорт) - слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия. Психологическое благополучие более устойчиво при гармонии личности. Гармония личности - согласованность множества процессов ее развития и самореализации, соразмерность жизненных целей и возможностей. Понятие гармонии раскрывается через понятия согласованности и стройности. Стройный означает "имеющий правильное соотношение между своими частями". Гармония личности это также соразмерность основных сторон бытия личности: пространства личности, времени и энергии личности (потенциальной и реализуемой). Психологическое здоровье зависит от системы мышления человека, отношения к окружающему миру и ориентации в этом мире. Также оно зависит от умения определить свое положение в окружающей среде, свои отношения к людям, вещам, знаниям и прочему и достигается умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и другими людьми, способностью прогнозировать различные ситуации и разрабатывать модели своего поведения с учетом необходимости, возможности и желания. Психологическое благополучие представляет собой совокупность личностных ресурсов, которая обеспечивает субъективную и объективную успешность личности в системе "субъект-среда". В современной психологической науке существует неоднозначность соотношения понятий "субъективное благополучие" и "психологическое благополучие". Одни исследователи субъективное благополучие рассматривают как составляющую психологического, другие – психологическое благополучие как часть. В отдельных работах данные понятия трактуются как синонимичные. В зарубежной психологии подходы к исследованию психологического благополучия условно разделяются на эвдемонистические и гедонистические. Как отмечают исследователи, главным недостатком гедонистического подхода является его теоретическая неразработанность, а эвдемонистического – трудность эмпирической оценки психологического благополучия. Попытки преодоления данных недостатков привели к сближению указанных подходов, построению интегративных моделей психологического благополучия. Так, в зарубежной психологии наибольшей популярностью среди исследователей пользуется многомерная модель психологического благополучия К.Рифф, базисом которой послужили основные теоретические концепции, ориентированные на исследование позитивного психологического функционирования личности. Названная модель включает шесть основных компонентов психологического благополучия: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономию, управление окружающей средой (компетентность), наличие целей в жизни и личностный рост.

Компоненты психологического благополучия и их составляющие

Таблица 1

Компонент

Аффективный

Баланс положительных и отрицательных аффективных переживаний: субъективное ощущение счастья; общая удовлетворенность жизнью; отсутствие выраженной тревожности, депрессивных симптомов; эмоциональный комфорт.

М.Аргайл, Н.Брэдбурн, Э.Динер; Н.К.Бахарева, А.В.Воронина, А.Е.Созонтов, П.П.Фесенко

Метапотребностный

Личностный рост (мера самореализации); возможность реализации базовых потребностей в автономии, компетентности, связи с другими.

Дж.Бьюдженталь, Э.Деси, А.Маслоу, А.Меннегети, Р.Мэй, Р.Райан, К.Рифф, В.Франкл, Э.Фромм, К.Хорни, Р.А.Эммонс, М.Яхода; Н.К.Бахарева, А.В.Воронина, П.П.Фесенко

Мировоззренческий

Наличие целей, занятий, убеждений, придающих жизни смысл; чувство осмысленности своего прошлого и настоящего.

К.Рифф; П.П.Фесенко

Интрарефлексивный

Самопринятие, позитивная оценка себя и своей жизни в целом, осознание и принятие не только своих положительных качеств, но и своих недостатков, внутренний контроль, развитое самопознание.

Дж.Бьюдженталь, Э.Динер, А.Маслоу, К.Рифф, В.Франкл, М.Яхода; Н.К.Бахарева А.В.Воронина, А.Е.Созонтов, П.П.Фесенко

Интеррефлексивный

Компетентность в отношении с окружающей средой, гармоничные отношения с миром, осознание человеком самого себя в контексте отношений с собой, другими людьми, обществом, природой.

Дж.Бьюдженталь, А.Маслоу, К.Рифф, В.Франкл; А.В.Воронина, А.Е.Созонтов, П.П.Фесенко

Главными критериями психологического благополучия личности выступают объективная успешность (социальное, физическое, психологическое и соматическое здоровье) и субъективное переживание благополучия, проявляющееся в ощущении счастья и удовлетворенности жизнью в целом. Уровень психологического благополучия определяют различные субъективные и объективные факторы, в том числе характеристики окружающей среды, степень влияния которых определяется их значимостью для личности.

Все перечисленные составляющие благополучия тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Отнесение многих феноменов к той или иной составляющей благополучия в немалой степени условно. Например, чувство общности, осознание и переживание смысла жизни вполне могут быть причислены к факторам, создающим душевный комфорт, а не только социальное или духовное благополучие.

В субъективном благополучии (в целом и в его составляющих) целесообразно выделять два основных компонента: когнитивный (рефлексивный)- представления об отдельных сторонах своего бытия, и эмоциональный- доминирующий эмоциональный тон отношений к этим сторонам. Когнитивный компонент благополучия возникает при целостной, относительно непротиворечивой картине мира у субъекта, понимании текущей жизненной ситуации. Диссонанс в когнитивную сферу вносит противоречивая информация, восприятие ситуации как неопределенной, информационная или сенсорная депривация. Эмоциональный компонент благополучия предстает как переживание, объединяющее чувства, которые обусловлены успешным (или неуспешным) функционированием всех сфер личности. Дисгармония в любой сфере личности вызывает одновременно и эмоциональный дискомфорт. Именно в нем достаточно полно отражено неблагополучие в разных сферах личности.

Субъективное благополучие (или неблагополучие) конкретного человека складывается из частных оценок различных сторон жизни человека. Отдельные оценки сливаются в ощущение субъективного благополучия. Эти стороны жизни являются предметом изучения разных научных дисциплин. Благополучие предстает интересным предметом изучения и актуальной проблемой для психологии. Благополучие зависит от наличия ясных целей, успешности реализации планов деятельности и поведения, наличия ресурсов и условий для достижения целей. Благополучие создают удовлетворяющие межличностные отношения, возможности общаться и получать от этого положительные эмоции, удовлетворять потребность в эмоциональном тепле. Разрушает благополучие социальная изоляция (депривация), напряженность в значимых межличностных связях.

Думаю, не будет преувеличением сказать, что каждый хоть раз, да мечтал проснуться богатым. Ну, как минимум, грезил о достойном существовании. Не так, что от зарплаты до зарплаты, плюс какая-то заначка, а чтоб деньги были всегда, в свободном доступе и на банковском счёте. И чтоб их хватало на все: и на вкусно поесть, и на красиво выглядеть, и на моря-океаны, и на дорогие развлечения, и вообще, чтоб голова не болела о том, как бы так получше раскроить свой заработок, чтобы получить то, что хочется, не выбирая между чем-то.
В общем, нормальное такое желание для человека, живущего в физическом мире и не отрекшегося от всего мирского в поисках Бога.
И с этой мечтой, или просто с мыслью о том, как прокормить себя и свою семью, мы начинаем что-то делать, как-то крутиться, что-то предпринимать, чтобы хоть немного приблизить себя к состоянию обеспеченности. И многим наверняка кажется, что все дело в совершаемых усилиях в этом направлении. Хорошо потрудился — получай свой бутерброд с икрой, плохо — сиди на хлебе с водой. И вроде бы все логично.
Более того, существует масса разных тренингов на тему повышения эффективности себя и своего труда. Есть много профессионалов, добившихся определённых высот в бизнесе, и теперь гастролирующих по миру с целью научить всех как правильно вести дела, чтоб наступил успех.

Однако, согласно ведической концепции (со слов Сатьи), заработок не является прямым следствием наших усилий в данный момент, а является результатом количества благочестия, накопленного в прошлой жизни . И лучшей иллюстрацией к тому, что это действительно так, является тот факт, что всегда есть люди, которые работают больше, чем кто-либо из проповедующих миллионеров, а получают меньше, и наоборот, есть те, которые прикладывают значительно меньше усилий, а получают даже больше.
Не знаю как вас, но меня эта фраза, услышанная впервые, просто потрясла. Как так? Неужели все наши действия, направленные на увеличение своего дохода, всего лишь бессмысленные телодвижения? Просто разрыв шаблона какой-то!

Кстати, кроме количества денег, а точнее уровня благосостояния, частью которого они являются, есть ещё три вещи, которые, согласно Ведам, изменить нельзя. Это:

  1. День рождения;
  2. День и вид смерти;
  3. Уровень интеллекта;
  4. И уровень благосостояния.
    Сюда можно и нужно отнести:
    — собственно, деньги
    — здоровье
    — знания, знакомства, связи
    — любовь, семейные отношения.

Опущу первые три, раз уж тема наша про богатство, и сфокусируюсь на четвёртом пункте.

Так вот, считается, что уровень благосостояния изменить невозможно, и определяется он, повторюсь, благочестием, наработанным в прошлой жизни. Что такое благочестие, я думаю, всем понятно. Суть этого явления неизменно связана с духовной составляющей личности. Оно неотделимо от других добродетелей, таких как милосердие, смирение, вера, любовь, терпение, целомудрие, скромность и др. Благочестие — суть «истинного почитания Бога посредством соблюдения его заповедей», как подсказывает нам словарь, в помыслах и поступках.

Вот, кстати, вспомнился интересный параметр, по которому легко определить, благочестив тот или иной поступок или нет. Совершая что-либо, нужно просто представить себе, а что будет, если все так сделают. Если все в порядке, мир не становится при этом хуже, а скорее наоборот, значит, вполне себе благочестив. Обратное тоже верно. Что будет, если каждый бросит фантик на дорогу, дернет кошку за хвост, накричит на ребёнка или сменит пол? Станет ли на земле больше добра, чистоты, сохранится ли естественный ход событий?

И так, самое первое, что можно сделать, чтобы понять — а как у меня с этим обстоят дела? — это посмотреть, где ты родился. Ведь иногда, чтобы не испытывать материальных проблем вообще, достаточно просто появиться на свет в определённом месте. Арабских Эмиратах, например. Это сразу показатель качества предыдущей жизни. А можно, наоборот, родиться в странах третьего мира без возможности когда-либо оттуда выбраться. И случайностей здесь не бывает. На что наработал, то и получил. Как говорит А.Хакимов: «невозможно упасть в одном месте, а встать сразу в другом». Мы рождается ровно там, где «упали» с точки зрения благочестия.
Кто мои родители, где я живу, как у меня со здоровьем, с отношениями все складывается? Ведь благосостояние не обязательно в деньгах может выражаться, здоровье — тот ещё ресурс! Можно, например, научиться грести миллионы лопатой, но все их спускать на лечение: лысеть, толстеть, терять зубы, постоянно болеть и т.п. Или можно ни дня не работать, но все получать через друзей, знакомых, родственников и т.п. Как говорится, «не везёт мне в деньгах, повезёт в любви»…

А теперь, внимание, главный вопрос: что же теперь делать? Сидеть на месте ровно и ждать? Раз уж всё предопределено и усилия не имеют значения.

Считается, что даже если ничего не делать, каждый получит своё. Другое дело, что человек просто не может ничего не делать, он создан для активных действий. И вот здесь важно понять, что карма начинает влиять сразу с рождения. Можно иметь хороший старт, богатый запас с прошлых воплощений, но неправильно распорядиться своим благочестием и растратить его зазря. Можно продавать героин и иметь десятизначные цифры на счёте, как следствие влияния заслуг прошлого, но в конце концов накопленное благочестие иссякает и в результате можно поиметь много проблем за подобную деятельность. Напротив, благочестивые поступки с ранних лет положительным образом скажутся на жизни в следующем воплощении, а частично могут проявиться уже и в текущем.

Действовать нужно сразу, но не привязываясь к результату этих действий . Делай, что должен и будь, что будет. Это очень сложно.

Итак, деньги приходят не по усилиям. Уяснив это, человек должен сосредоточиться на выполнении своих обязанностей. Ключевое слово — «своих». Мы часто пытаемся занять чьё-то место по жизни, гонимые чувством страха. Процитирую, пожалуй, Александра Хакимова: «Самое главное – это задушить зависть, просто выкорчевать ее из своего сердца. Потому что, по сути, у каждого есть свое предназначение, и когда мы завидуем, мы пытаемся занять чужое место. Нужно жить по принципу изобилия: «В этом мире всего предостаточно». Но многие живут в состоянии дефицита: «А вдруг мне не хватит?». Отсюда все наши страхи, комплексы, переживания и метания.»
У каждого есть талант, который нужно использовать. Наш общий создатель предусмотрел и это. Более того, он первый будет в шоке, если тот, кого он задумал как гениального пианиста, вместо развития собственного дара предпочтет торговать картошкой на рынке, потому что этот вариант дохода ему очевиднее. Или если однажды родившаяся в теле женщины вместо осваивания науки материнства вдруг решит водить локомотивы или впряжется в плуг.
Нужно искать своё место , пробовать, прислушиваться к ощущениям. Первый признак неправильного приложения себя — это отсутствие удовлетворения от собственной деятельности, занятие чем-то исключительно ради выгоды, из-за денег. Это не очень хорошо, скорее плохо.

Помочь с выбором сферы труда может этот , а также соблюдение трех следующих условий:
— это должно нравится себе;
— это должно нравиться окружающим;
— можешь заниматься этим бесплатно.

Можно также попытаться честно ответить на вопросы:

  • Что бы вы делали, если бы вопрос с деньгами был решен раз и навсегда?
  • Чем бы вы занимались, если бы точно были уверены, что добьетесь успеха?

Дело в том, что люди порой отказываются посвятить себя целиком любимому занятию только оттого, что бояться не быть в этом успешны.

Так что же, неужели таки нельзя заработать больше, чем отмерено? И вообще, как понять свой потолок?
Говорят, можно. Можно прикладывать колоссальные усилия и получить больше, чем положено по судьбе. Денег будет больше, только ты не сможешь ими воспользоваться. Ты не сможешь потратить их на себя, потому что тут же появится кто-то, кто будет «снимать излишки», как говорит Сатья. То есть результат сверхусилий будет уходить другим: налоговой инспекции, ворам, ГАИшникам, внезапным родственникам, кто-то потребует вернуть давно забытые долги, ремонт, болезни, — что угодно. Схема одна: не твоё — не получишь. Деньги заработаешь, но воспользоваться ими не сможешь. Останется только то, что тебе положено. Но если очень свербит, надо проверять, все время тыкать в потолок палочкой — вдруг ещё высоко.

Получить больше, чем заслужил, можно также «раскачав сосуды» благосостояния. Все его четыре составляющие связаны между собой по принципу сообщающихся сосудов, каждый из которых еще в момент зачатия наполнен до определённой высоты. Перестав уделять внимание каким-либо из сосудов, сконцентрировавшись только на одном, можно поднять в нем уровень содержимого, но остальные при этом опустеют. Так, сосредоточившись на работе, вкалывая день и ночь, есть прямой риск потерять здоровье или семью.
Важно принять такую идею: что «выписано», то будет доставлено. Это как в бухгалтерии: уплОчено — получИте. Если откажешься брать, все равно это придёт, не напрямую, так через детей. Деньги знают сотни дорог кроме зарплаты, по которым можно к нам попасть, мы это не контролируем. Деятельность, которой человек занимается, и доходы, которые он получает, не синхронизированы . Сатья утверждает, что это все равно, что при переезде в другое место, спустя какое-то время пойти на почту и получить то, что ты сам себе послал с прежнего места жительства. Отправил своим благочестием из прошлой жизни.

В разных лекциях приводятся многочисленные примеры того, как люди, коренным образом меняя свой род занятий, оставались при своём. Уходили с высокооплачиваемых постов из-за усталости и перенапряжения на вольные хлеба, уделяя больше времени своему любимому хобби, а денег меньше не становилось. Или наоборот, бросали свой научный труд, преподавание дорогих сердцу предметов или живопись из-за «неперспективности», начинали строить бизнес, но так ничего и не добивались (только «добивали себя»). В итоге оказывалось, что не прибыльная, но греющая душу деятельность, приносила столько же денег, только при этом человек ещё и счастлив был от того, что самореализовывался и не чувствовал ни усталости, ни разочарования.
Если начать интересоваться, то даже среди своих знакомых можно насобирать историй о том, как людям иногда приходит то, к чему они не имеют никакого отношения, само, без усилий. Лотерея, наследство, находка, клад, премия… Нашему старшему сыну, например, постоянно счастливится находить какие-то деньги, то в магазине, то на улице, даже в открытом поле! Так работает кармическая наследственность. Ведь даже одну и ту же упавшую купюру один пройдёт и не заметит, а другому она тут же бросится в глаза. Это нормально, таких денег не нужно чураться, раз они сами вас нашли.

Анализируя потом свои отношения с деньгами я тоже нашла много интересных закономерностей. Доход более менее был стабилен всегда, потихоньку подрастая по мере моего взросления и карьерных подвигов. Но в определённый момент понимаешь, что траты, связанные с местом работы, съедают до половины зарплаты: проезд, офисные наряды, бизнес-ланчи, скидывания на дни рождения коллег и т.п. А так, чтоб глобально что-то изменилось от усилий, нет, не случилось такого.
Но страшнее всего было уходить в декретный отпуск. Кажется, что неминуемо будет сложнее прожить на один только мужнин заработок. Но ничего подобного. Как по закону о сохранении энергии (а деньги — это тоже энергия), в одном месте убыло, в другом — прибыло. Появились другие источники дохода, дети опять же подсобили с пособием (со своим же все приходят, помните?), кто-то из старших родственников регулярно помогает по доброй воле и т.д. Денег меньше не стало, они просто стали по-другому приходить. К тому же, находясь в отпуске по уходу за ребёнком, женщина как раз выполняет своё прямое предназначение — учится «просто» быть матерью и любящей женой. А, значит, она на верном пути к тому, чтобы никогда не остаться без средств.

И в заключении, что же можно сделать, если денег не хватает?

Первое — понять, что это от нехватки благочестия, а не от криворукости.

Второе — начать его аккумулировать.

Нужно думать, как его наработать, осознанно совершать благочестивые поступки. Например, можно начать жертвовать. Но жертвовать можно только тем, чем ты мог бы воспользоваться сам, и в умонастроении, что все вернётся. Если человек отдаёт то, что ему положено, он без этого все равно не останется. Все, что жертвуешь, получишь обратно, но вместе с благочестием на следующую жизнь.

Руслан Нарушевич также учит, что количество денег в семье напрямую зависит от речи женщины. То, как она разговаривает, насколько эмоционально, какие слова употребляет, ругается ли она, использует бранные слова или наоборот. Чем чище и эмоционально сбалансированнее речь хозяйки дома, тем привлекательнее это жилище для денежных потоков.

Марина Таргакова также говорит, что «на кончике языка, который умеет прославлять, сидит богиня процветания Лакшми. И все процветает только потому, что женщина умеет прославлять, искренне, без зависти и лицемерия, а точно видеть и озвучивать хорошие стороны собеседника».

Основное же, в чем сходятся все Учителя, это мысль, что никаких стопроцентным схем не существует. Нет такой закономерности, что делай то — непременно получишь сё. Усилия наши, но результат будет зависеть от Бога.

Уровень психосоматического самочувствия человека варьирует в очень широком диапазоне - от серьезных органических нарушений до высокого благополучия. Степень же психологического (в том числе эмоционального) благополучия день ото дня.

Выделяют главные характеристики эмоционального благополучия человека.

  • 1. Прежде всего, это адекватная самооценка и уважение собственной личности. Уважение к себе есть неотъемлемая часть самосознания во внутренней картине здоровья. Адекватное восприятие себя означает признание своих недостатков, как части своей культуры.
  • 2. Следуйщей причиной здорового самочувствия можно назвать способность адаптироваться к меняющимся условиям. Это один из законов биологии, который говорит о том, что каждый живой организм, встречаясь с постоянно меняющейся средой, должен приспосабливаться к ней для своего выживания. Чтобы быть достаточно защищенным, человеку необходимо привить уверенность в способности усвоения им любых изменяющихся условий жизни. В таком случае человек может смотреть в будущее не со страхом, а с уверенностью и интересом. Это и есть свидетельство высокого уровня эмоционального благополучия.
  • 3. В формировании эмоционального благополучия активно участвует способность человека эффективно удовлетворять свои потребности и умение компенсировать те, которые невозможно удовлетворить на данный момент или вообще. Способами удовлетворения разнообразных потребностей человек овладевает в ходе жизни. Каждый человек должен определить, в чем именно он нуждается, и степень этой нужды. Непонимание или отрицание своих потребностей делает человека несчастным. Можно достигнуть высокого материального благополучия и положения в обществе, но не чувствовать при этом себя счастливым, так как базовые потребности в любви, теплом отношении со стороны других остаются неудовлетворенными. Некоторые люди абстрагируются от осознания этих вопросов или даже отрицают их из-за страха быть отвергнутыми.
  • 4. Эмоциональное благополучие подразумевает уверенность человека в том, что он сам в значительной мере управляет своей жизнью. Счастливый человек осознает ограниченность своей свободы, так как понимает, что есть определенные аспекты, которые от него не зависят, и поэтому не стремится все подчинить своей воле, чтобы не испытывать разочарование.
  • 5. Психологически благополучные люди независимы, умеют самостоятельно принимать решения, планировать свою жизнь и следовать собственным планам. Напротив, люди эмоционально незрелые затрудняются в принятии решений. Важно понимать, что полной независимости не существует, более того, каждому необходима и определенная степень зависимости. Например, любовные отношения предполагают взаимную зависимость, и без нее одна из самых главных потребностей человека не будет удовлетворена.
  • 6. Независимо от того, удачно или неудачно складывается жизнь человека, в ней неизбежно наступает момент, когда какое-то из желаний оказывается неудовлетворенным. Эмоционально здоровый человек всегда сможет найти подходящий способ справится с разочарованием. Таким образом, эмоциональное благополучие зависит от способности человека активно преодолевать жизненные разочарования, неприятности, связанные со стрессами, и с помощью действия, а не алкоголизации или наркотизации.
  • 7. Признаком эмоционального благополучия человека является способность заботиться о других людях. Через заботу о себе человек выполняет генетическую программу заботы о других. Эгоистичный человек, как правило, несчастен, ибо имеет больше, чем другие, неудовлетворенных и ненасытных потребностей.
  • 8. Важной характеристикой эмоционального благополучия является качество взаимоотношений людей друг с другом. Эмоционально здоровые люди любят других людей, верят, доверяют им и ждут такого же отношения к себе и получают его. Они чувствуют свою принадлежность ко всему сообществу людей. Безусловно, прежде чем человек научится любить других, он должен научиться уважать и любить себя.
  • 9. Эмоциональное благополучие неразрывно связано со способностью творить, эффективно работать и получать удовлетворение от проделанной работы.

Перечисленный ряд индикаторов эмоционального благополучия не может быть завершен окончательно. В целом психологическое оптимальное самочувствие не имеет предела, следовательно, всегда есть возможности для улучшения неразрывно связанного с этим качества жизни человека. Судя по стержневым показателям эмоционального благополучия, можно сказать, что именно психическое здоровье в значительной степени определяет наше общее самочувствие. Таким образом, здоровье зависит от множества факторов, однако каждый из них имеет свой психологический подтекст. В изучении здоровья необходим многофакторный подход.

Преодолеть отчуждение и ощутить единение с окружающим миром, с одной стороны, и осознание собственного отдельного и неделимого «я» - с другой. Это благополучие подразумевает полное рождение человека, реализацию заложенного в нем потенциала, т. е. его пробуждение, избавление от усредненности, обретение способности испытывать полную гамму чувств - от бурной радости до глубокой печали. При этом человек должен быть способен творить, реагировать на окружающий мир, ответствовать как перед самим собой, так и перед всем, что его окружает; предстать цельной личностью, действительно существующей в мире одушевленных и неодушевленных объектов.

Давая истинный ответ миру, человек-творец в то же время способен этот мир реально воспринимать. В творческом отношении к миру человек должен рассматривать его как продукт собственного восприятия. Как следствие, этот мир перестает быть для него чем-то чужим и далеким и становится своим. В конце концов благополучие состоит в усмирении своего эго и пересмотре жизненных приоритетов. Человек должен отказаться от стяжательства, от стремления к собственной неприкосновенности и возвеличиванию. Смыслом жизни должна стать не вечная жажда обладания, накопления, наживы и потребления, а радость самого бытия, осознание собственной неповторимости в этом мире.

Сказанным я предпринял попытку соотнести развитие человеческой индивидуальности с историей религии. В силу того что настоящая статья посвящена сопоставлению психоанализа и дзэн-буддизма, мне представляется необходимым рассмотреть эволюцию религии хотя бы в некоторых психологических аспектах.

Как я уже отмечал, само бытие ставит перед человеком вопрос. Вопрос этот порожден заложенным в человеке противоречием: принадлежностью к природе, с одной стороны, и пребыванием вне ее, обусловленным осознанием собственного бытия, с другой. Человек является «религиозным», если он подходит к этому основополагающему вопросу не формально, а стремится дать на него ответ всей своей жизнью.

Аналогично любая система представляет собой «религию», если она пытается дать свой ответ на этот вопрос и понуждает к этому людей. Соответственно всякая культура и всякий человек, не ищущий ответа на экзистенциальный вопрос, нерелигиозны по своей сущности - лучшим примером чему служит человек XX века. Озабоченный мыслями о материальных благах, престиже, власти, карьере, современный человек пытается уйти от ответа на данный вопрос, стараясь забыть о самом факте своего существования, а значит, о факте существования своего «я». Не имеющий собственного ответа человек не способен к развитию, в своей жизни и смерти уподобляясь одной из миллионов произведенных им вещей. При этом не имеет значения, насколько глубоки его религиозные убеждения, как часто он думает о Боге или посещает церковь. Такой человек вместо того, чтобы верить в Бога, лишь думает о нем. Однако религии в своих ответах на экзистенциональный вопрос могут принципиально отличаться друг от друга, и было бы заблуждением обобщать их в этом аспекте. Существующие религии во всем многообразии дают два в корне противоположных друг другу ответа на этот основополагающий вопрос.

Первый ответ заключается в восстановлении единства с природой через уподобление животным, отказ от разума, возвращение к лишенному сознания первобытному образу жизни. Подобная идея может принимать весьма разнообразные воплощения. В качестве одной из крайностей можно привести пример германских подпольных обществ «медведерубашечников». Посвящаемый в эту организацию новобранец должен уподобиться медведю и «изменить свой человеческий облик в приступе агрессии и безудержной ярости, став похожим на бушующего зверя».

Стремление к первобытному единению с природой может принимать массу других, не столь архаичных религиозных воплощений. Данная идея прослеживается в религиях племен, где происходит отождествление с тотемным животным, где есть культ дерева, озера, пещеры и т. д. Проявляется это и в оргиастических культах, стремящихся подавить в человеке рассудок и моральные установки. Все, что приближает человека к первобытной близости с природой, является священным для подобных религий. Тот, кто стоит ближе всех к поставленной цели, как, например, шаман, и будет «святым».

К противоположному лагерю относятся все религии, где ответом на экзистенциальный вопрос служит идея эволюции человеческого разума, воспитания в человеке умения любить, и как результат - обретение гармонии с природой и другими индивидами. И хотя у некоторых относительно примитивных обществ подобные идеи прослеживались лишь отчасти, но не подлежит сомнению, что своеобразным рубиконом человечества явился период в пределах примерно с 2000 года до н. э. и до Рождества Христова. Этот временной отрезок ознаменовался глобальными переменами в человеке, выразившимися в появлении таких религий, как даосизм и буддизм на Дальнем Востоке, религиозных революциях Эхнатона в Египте, зарождении зороастрийской религии в Персии, религии Моисея в Палестине, Кецалькоатль - в Мексике.

Эти религии сближает мысль о единении - уже не в регрессивном значении, достигаемым путем стирания индивидуальности и возврата к лишенной сознания райской гармонии. Единение рассматривается теперь в новой плоскости; прийти к нему человек может, лишь преодолев отчужденность, изоляцию самого себя от окружающего мира и осуществив тем самым подлинное рождение. Человеческий разум должен достичь полного развития, после чего для индивида откроется доступ в деятельное, интуитивное проникновение в реальный мир, что является непременным условием достижения подобного единения. Устремление этих религий направлено не в прошлое, а в будущее, и цель их определяется понятиями «дао», «нирваны», «просветления», «блага», Бога.

Социокультурные различия между странами происхождения данных религий обусловили выбор того или иного символа. Властный образ величественного монарха или вождя племени был характерным символом для западного общества. Однако уже в ветхозаветную эпоху подобный образ начинает претерпевать изменения. Всемогущего вершителя судеб теперь связывают со своими подданными соглашения, содержащие определенные обещания. Например, достижение человеком гармонии с природой в срок, определенный мессией, является целью пророчеств; для христианства же характерно представление Бога в человеческом образе. В распространенных западных религиях антропоморфные авторитарные составляющие практически не претерпевают изменений. Примером же почти полного их отсутствия может служить философия Маймонида, или мистицизм.

Иудео-христианское и дзэн-буддистское мышление сближает идея отказа индивида от эгоистического стремления к принуждению, повелеванию и подавлению внутреннего и внешнего мира. Вместо этого человек должен стать открытым, восприимчивым, пробужденным, способным реагировать на вызовы внешнего мира.

Дзэн называет это состояние «быть пустым», причем этот термин не имеет негативной окраски, а, напротив, характеризует открытого для восприятия внешнего мира индивида.

В христианской религии эта же идея выражается в понятиях самоотречения и подчинения воле божественного провидения. На первый взгляд отличия в христианских и буддистских постулатах не столь значительны и разница существует лишь на уровне формулировок. На самом же деле христианские представления, как правило, интерпретируются таким образом, что человек полностью вверяет свою судьбу великому и всемогущему Отцу, охраняющему и опекающему его, при этом утрачивается всякая самостоятельность . Естественно, в этом случае человек становится кротким и смиренным, но никак не открытым и способным реагировать. Подлинный отказ от эгоистических устремлений как следование воле Господа обретает реальный смысл, если понятие Бога при этом отсутствует как таковое. Лишь забывая о Боге, человек, как это ни парадоксально, искренне следует его воле. Быть «пустым» в терминологии дзэн-буддизма действительно означает усмирение своей воли, но в то же время исключает возможность возвращения к рабскому упованию на поддержку Отца.

Публикации по теме