Куприн гранатовый браслет очень кратко. Гранатовый браслет

Роман «Гранатовый браслет» А. Куприна по праву считается одним из лучших, раскрывающего тематику любви. В основу сюжетной линии взяты реальные события. Та ситуация, в которой оказалась главная героиня романа, была пережита на самом деле матерью друга писателя - Любимова. Данное произведение названо так не по простой причине. Ведь для автора «гранат» является символом страстной, но весьма опасной любви.

История создания романа

Большинство рассказов А. Куприна пронизано извечной темой любви, а роман «Гранатовый браслет» наиболее ярко воспроизводит ее. А. Куприн начал работу над своим шедевром осенью 1910 г. в Одессе. Задумкой данной работы послужил один визит писателя к семье Любимовых в Петербурге.

Однажды сын Любимовой поведал одну занимательную историю о тайном поклоннике своей матери, который на протяжении долгих лет писал ей письма с откровенными признаниями в безответной любви. Мать была не в восторге от такого проявления чувств, ведь была уже давно замужем. При этом, она имела более высокий социальный статус в обществе, нежели ее поклонник - простой чиновник П. П. Желтиков. Обострил ситуацию подарок в виде красного браслета, подаренном на именины княжны. В то время, это было дерзким поступком и могло положить плохую тень на репутацию дамы.

Муж и брат Любимовой нанесли визит к поклоннику домой, тот как раз писал очередное письмо своей возлюбленной. Они вернули подарок владельцу, попросив впредь не беспокоить Любимову. О дальнейшей судьбе чиновника никто из членов семьи не знал.

История, которая была поведана за чаепитием, зацепила писателя. А. Куприн решил положить ее в основу своего романа, который был несколько видоизменен и дополнен. Нужно отметить, что работа над романом шла тяжело, о чем автор писал своему другу Батюшкову в письме 21 ноября 1910 г. Работа вышла в свет только в 1911 г., впервые напечатана в журнале «Земля».

Анализ произведения

Описание произведения

В свой День рождения княгиня Вера Николаевна Шеина получает анонимный подарок в виде браслета, который украшен зелеными камнями - «гранатами». К подарку прилагалась записка, из которой стало известно, что браслет принадлежал еще прабабушке тайного поклонника княгини. Подписывался неизвестный инициалами «Г.С. Ж.». Княгиня смущена данным презентом и вспоминает о том, что на протяжении уже долгих лет ей пишет один незнакомец о своих чувствах.

Муж княгини, Василий Львович Шеин, и брат, Николай Николаевич, который работал помощником прокурора, разыскивают тайного писателя. Им оказывается простой чиновник под именем Георгий Желтков. Ему возвращают браслет и просят оставить в покое женщину. Желтков испытывает чувство стыда от того, что Вера Николаевна могла потерять свою репутацию из-за его поступков. Оказывается, что еще давно он влюбился в нее, случайно увидев в цирке. С тех пор он пишет ей письма о неразделенной любви до самой смерти несколько раз в год.

На следующий день семья Шеиных узнает о том, что чиновник Георгий Желтков застрелился. Он успел написать последнее письмо Вере Николаевне, в котором просит прощения у нее. Он пишет, что его жизнь больше не имеет смысла, но он любит ее по-прежнему. Единственное, о чем Желтков просит,- чтобы княгиня не винила себя в его смерти. Если данный факт будет мучить ее, то пусть она послушает в его честь Сонату №2 Бетховена. Браслет, который чиновнику вернули накануне, он перед смертью приказал служанке повесить на икону Божьей Матери.

Вера Николаевна, прочитав записку, просит разрешения у мужа взглянуть на покойного. Она приезжает на квартиру чиновника, где видит его мертвым. Дама целует его в лоб и возлагает букет цветов покойному. Когда она возвращается домой, то просит сыграть произведение Бетховена, после чего Вера Николаевна расплакалась. Она понимает, что «он» простил ее. В конце романа Шеина осознает потерю большой любви, о которой только может мечтать женщина. Здесь же она вспоминает слова генерала Аносова: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире».

Главные герои

Княгиня, женщина средних лет. Она замужняя, но отношения с мужем давно уже переросли в дружеские чувства. Детей у нее нет, но она всегда внимательна к своему мужу, заботиться о нем. Она имеет яркую внешность, хорошо образованна, увлекается музыкой. Но уже больше 8 лет к ней приходят странные письма от поклонника «Г.С.Ж.». Этот факт смущает ее, она рассказала о нем мужу и родным и не отвечает взаимностью писателю. В конце произведения, после смерти чиновника, она с горечью понимает всю тяжесть утраченной любви, которая бывает в жизни только раз.

Чиновник Георгий Желтков

Молодой человек лет 30-35. Скромный, небогатый, воспитанный. Он тайно влюблен в Веру Николаевну и пишет о своих чувствах ей в письмах. Когда ему вернули подаренный браслет и попросили прекратить писать княгине, он совершает акт суицида, оставив прощальную записку женщине.

Муж Веры Николаевны. Хороший, веселый человек, который искренне любит свою жену. Но из-за любви к постоянной светской жизни, он находится на грани разорения, чем тянет свою семью на дно.

Младшая сестра главной героини. Она замужем за влиятельным молодым человеком, от которого имеет 2 детей. В замужестве она не теряет свою женскую натуру, любит кокетничать, играет в азартные игры, но весьма набожна. Анна очень привязана к своей старшей сестре.

Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский

Брат Веры и Анны Николаевны. Работает помощником прокурора, очень серьезный по своей натуре, строгих правил парень. Николай не расточителен, далек от чувств искренней любви. Именно он просит Желткова прекратить писать к Вере Николаевне.

Генерал Аносов

Старый боевой генерал, бывший друг покойного отца Веры, Анны и Николая. Участник русско-турецкой войны, был ранен. Не имеет семьи и детей, но близок к Вере и Анне как родной отец. Его даже называют «дедушкой» в доме Шеиных.

Данное произведение насыщено разными символами и мистикой. В основе лежит история трагической и безответной любви одного человека. В конце романа трагизм истории приобретает еще больших масштабов, ведь героиня осознает тяжесть потери и неосознанной любви.

Сегодня роман «Гранатовый браслет» очень популярен. В нем описаны великие чувства любви, местами даже опасной, лиричной, с трагичным окончанием. Это всегда было актуально среди населения, ведь любовь бессмертна. К тому же, основные герои произведения описаны очень реалистично. После выхода повести в свет, А. Куприн приобрел высокую популярность.

L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, №2)

В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили гадкие погоды, такие присущие побережью Черного моря. То круглосуточно тяготел над землей и морем густой туман, тогда сирена на маяке ревела и днем и ночью, словно бешеный бык. Или же с утра до утра не унимался мелкий дождь, который превращал глинистые дороги в сплошную грязь, в которую надолго вязли повозки и экипажи...

Но в начале сентября погода изменилась. Наступили тихие безоблачные дни, такие теплые и солнечные, которых не было и в июле. Успокоенные деревья покорно падали желтые листья.

Княгиня Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства, не смогла покинуть даче, потому что в ее городском доме еще не закончился ремонт. Теперь она очень радовалась замечательным дням, тишины, одиночества, чистому воздуху, щебетания ласточек, которые готовились улетать, ласковом соленом ветерка с моря.

Сегодня был день ее именин - 17 сентября. В этот день она всегда ждала чего-то чудесного. Человек, который поехал в город, положил ей на столик футляр с замечательными серьгами из грушевидных жемчужин. Этот подарок очень утешил ее.

Она была одна во всем доме. Ее брат, товарищ прокурора, поехал в город, в суд. Муж обещал привезти обедать лишь нескольких близких знакомых. Все получалось превосходно: в городе пришлось бы тратиться даже на бал, а на даче расходы были мизерные. Князь Шеин еле сводил концы с концами: его родовая усадьба не приносила прибыли, а жизнь требовало устраивать приемы, хорошо одеваться, заниматься благотворительностью, держать лошадей... Княгиня Вера помогала мужу воздержаться от полного разорения.

Теперь она ходила в саду, срезая ножницами разноцветные гвоздики и левкои. Послышался звук автомобильного рожка: приехала младшая сестра Веры, Анна Николаевна Фрієссе, - помочь принять гостей. Они были совсем не похожи между собой. Вера была в мать, красавицу англичанку, с высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и надменным лицом, прекрасными, но задовгими руками, с той обаянием покатых плеч, которую увидишь только на старинных миниатюрах. Анна унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя, дед которого был крещен только в начале XIX века и происходил от самого Тамерлана. Она была ниже сестру, широкая в плечах, насмішкувата, живая и легкомысленная. Ее лицо монгольского типа с едва заметными скулами, с узенькими глазами, с надменным выражением маленького чувствительного рта очаровывало неуловимой улыбкой, женственностью, кокетливой мимикой. Она, грациозная и некрасивая, волновала и привлекала к себе мужчин чаще, чем аристократическая красота ее сестры. Анна была замужем за очень богатым и очень неразумным человеком, камер-юнкером. У них было двое детей: мальчик и девочка. У Веры детей не было, поэтому она горячо любила малокровних и хорошеньких детишек своей сестры.

Анна могла флиртовать и в столицах, и на курортах Европы, но никогда не позволяла себе предавать мужа, любила азартные игры, танцы, сильные впечатления, острые зрелища, была щедрой и набожной, даже тайно принял католичество. Говорили даже, что под ее низким декольте всегда надягнена власяниця. Вера же была простой, со всеми одинаково холодно любезной, независимой, по-царски спокойной.

«Боже, как здесь красиво, - говорила Анна.- Прошлым летом я сделала открытие: морская вода пахнет резедою...» Она подошла к краю глубокой пропасти и отшатнулась: «Как высоко!» Вера пригласила сестру посидеть. Глубоко-глубоко под ними лежало море. Вода, добро-спокойная и весело-синяя, світлішала в местах течения и переходила в густо-синий цвет на горизонте. Анна сказала, что у нее аж в груди щемит, но все же что-то тянет ее... туда, в пропасть. Вера понимала сестру, и море волновало ее по-другому: она любила величие морского пространства, его огромное торжественное чудо, но недолго, потому что скоро все это надоедало ей. Больше всего Вера любила лес - сосны, мухоморы словно из красного атласа с белой бисерной вышивкой, тишину и прохладу...

Здесь Анна опомнилась: она совсем забыла про подарок! И вытащила из своего ручного мешочка маленький блокнот в пречудовій оправе: на старом, зітертому от времени синем бархате мережився филигранный рисунок редкой сложности. Книга была прикреплена к тонкого золотого венецианского цепочки, листочки в середине были заменены вставочками из слоновой кости... Дело Вере очень понравилась, но Анна была недовольна ювелиром, который не смог ловко сделать для этого антикварного сокровища приличное убранство. Вера была удивлена изощренности сестры: только ей пришло бы в голову переделать старинный молитвенник на дамский записную книжку!

Обед накрыли в столовой, потому что на открытой веранде было уже как-то холодновато. Приготовили перепелов, которых достали в охотников, неплохой ростбиф, раков, даже морского петуха - в этом доме любили покушать.

Приехала подруга Веры из Смольного института, Женни Рейтер, замечательная пианистка, муж Анны привез с собой огромного профессора

Спешникова и местного вице-губернатора фон Зекка. Среди гостей был генерал Аносов с грубезним красным лицом и презрительным выражением глаз - боевой товарищ покойного отца Веры и Анны, князя Мирза Булат-Тугановського. Он очень любил обеих девушек, а Анна была даже его крестницей. Вера и Анна называли его дедушкой, да он и был им словно настоящий дедушка: баловал подарками, вывозил в цирк и театр, рассказывал о военные походы и битвы. У него были чисто русские мужские черты, которые придавали ему вид мученика и почти святого: добрый и веселый взгляд на жизнь, холодная отвага, покорность перед смертью, жалость к побежденным, терпения и физическая и моральная выносливость. О нем знаменитый генерал Скобелев говорил: «Я знаю только одного офицера, который храбрее меня, - это майор Аносов». Дедушка был почти глухой, с больной ногой, на которой было ампутировано три пальца. Он ходил с тростью в правой руке, непременно в сопровождении двух жирных ленивых мопсов. Говорил так громко, что в опере иногда смеялись из его реплик, которые, по его мнению, он говорил шепотом. Часто посещал гауптвахту и, узнав о молодецкий, но противозаконный поступок арестанта, заказывал для него обед из комендантского дома. Еще до войны жена бросила его с заезжим актером, и генерал посылал ей пенсию до самой ее смерти. Всю свою скрытую нежность и потребность в сердечной любви он перенес на Веру и Анну.

Вечер был теплый, свечи на террасе горели неподвижными огнями. Гостей развлекал князь Василий Львович. Он рассказывал о какой-то эпизод с таким серьезным лицом, таким тоном, что слушатели чуть не давились от смеха. Он рассказал историю брака Густава Ивановича Фріссе, Анниного мужа, как он пытался с помощью полиции забрать жену из дома родителей до своего дома. Все хохотали. Анна улыбалась одними глазами, а Густав Иванович - громко, с восторгом...

Перед тем, как встать из-за стола, Вера Николаевна перечислила гостей и вздрогнула: их было тринадцать и это было нехорошо. После обеда играли в покер: всем гостям раздавали жетончики из кости и играли до тех пор, пока все жетончики не оказывались в одного человека. Тогда прекращали игру. Так сделали и сегодня.

Веру, которая не принимала участия в игре, вдруг позвала горничная Даша. Она всю дорогу положила на стол небольшой предмет, завернутый в белую бумагу и перевязанный розовой лентой: «Я не виновата, ваша светлость, он пришел и сказал...» Вера не поняла, кто «пришел и сказал», и горничная добавила: «Красная шапка, ваша светлость, рассыльный...»

Вера приказала догнать рассыльного, но его уже не было. Тогда она разрезала ленту и бросила ее в мусор вместе с бумагой по адресу. Там был небольшой ювелирный футляр красного плюша, видимо, только что из магазина. Под крышечкой, подбитой голубым шелком, она увидела вдавленный в черный бархат золотой браслет, а внутри него записку. Она развернула ее: почерк был какой-то очень знакомый, но как истинная женщина, она отложила записку и стала рассматривать браслет.

Он был золотой, низкой пробы, очень толстый, весь покрыт старинным, плохо отшлифованными гранатами. В середине был какой-то маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабашонів, каждый величиной с горошину. Когда Вера вернула браслет, в нем загорелись приятные густо-красные живые огоньки. «Словно кровь!» - думала Вера. Она почему-то встревожилась и снова взяла письмо. Строки были написаны мелко, каллиграфическим почерком:

«Ваше превосходительство, глубокоуважаемая княгиня Вера Николаевна! Поздравляя Вас со светлым днем Вашего Ангела, я осмеливаюсь послать Вам свой скромный подарок... Я никогда бы не позволил себе подарить Вам что-то, выбрав лично: для этого у меня нет ни вкуса, ни средств. Да и во всем мире не найдется украшения, которая была бы достойной Вас. Этот браслет принадлежал моей прабабушки, последней его носила моя мама. Посередине, между больших камней, Вы увидите один зеленый. Это очень редкий сорт - зеленый гранат. По семейным легендам, он имеет особенность предоставлять дар предвидения женщинам, что его носят, и отогнать тяжелые мысли, мужчин же предохраняет от внезапной смерти. Все камни перенесены сюда из старого серебряного браслета и вы можете быть уверенной: никто этого браслета еще не надевал. Вы можете мгновенно выбросить эту игрушку или подарить кому-то, но я буду счастлив уже тем, что к нему прикасались руки.

Молю Вас, не сердитесь на меня. Я краснею, вспоминая свою дерзость семь лет назад, когда Вам, девицы, я осмеливался писать нелепые и дикие письма и даже ожидать ответа. Теперь у меня осталось только благоговение, вечное поклонение и преданность. Я поминутно желаю Вам счастья и радуюсь, когда Вы счастливая. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которых вы сидите, паркета, по которому вы ходите, деревьям, к которым вы прикасаетесь... И я не завидую ни людям, ни вещам.

Еще раз извиняюсь, что обеспокоил Вас долгим ненужным письмом.

Ваш до смерти и после смерти покорный слуга

Вера размышляла, показать или не показать браслет мужчине? Она не могла глаз отвести от красных кровавых огней, которые трепетали в гранатах.

Вечер продолжался. Князь Василий Львович, сидя за большим круглым столом, показывал гостям домашний юмористический альбом с рисунками. Альбом был ярким дополнением к его сатирических рассказов. Он показывал «Историю любовных похождений храброго генерала Аносова в Турции» или «Приключения князя Николя Булат-Тугановського в Монте-Карло». Сегодня он иллюстрировал гостям краткое жизнеописание своей сестры, Людмилы Львовны. «Часть первая. Детство. Ребенок рос, ее назвали Лима... Часть вторая. Первая любовь. Кавалеріст-юнкер преподносит девушке Лиме на коленях стишок, что сам написал... Например, там есть перл: «Твоя чудовая нога - видение страстей небесных...» И показывал изображение ноги. Затем шли рисунки, на которых юнкер искушал Лиму и устраивал побег из родного дома, как родной отец Лимы настигал беглецов... Новая повесть князя имела название «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист». Текст еще не было, но уже был нарисован цветными карандашами портрет телеграфиста, сердце Веры, пронизанное стрелой, эпизоды, в которых Вера демонстрирует письма влюбленного телеграфиста родителям и своему жениху, Васи Шеїну, а Вася возвращает Вере свое кольцо со словами: «Я не смею мешать твоему счастью, но подумай еще раз, потому что ты не знаешь вероломного мира, все телеграфисты привлекательные и изменчивы, они наслаждаются своим обманом и насмехаются из чувств своих жертв... За полгода Вера забывает своего сторонника, выходит замуж за красавца Васю. Но телеграфист ее не забывает: он переодевается трубочистом и идет к Віриної отдыха... Вот здесь следы его пальцев и губ - повсюду, повсюду: на коврах, подушках, на обоях, даже на паркете... Вот он устраивается на кухню Веры посудомойкой, но слишком большое внимание к нему повара Луки заставляет его исчезнуть... Вот он в сумасшедшем доме... Вот стал монахом... И каждый день он посылает Вере письма... Наконец он умирает и в завещании просит передать Вере два телеграфные пуговицы и флакон из-под духов: он полон его слез...»

Наступил вечер. Гости уехали. Генерала Аносова заставили надеть пальто, укутали ноги теплым пледом. Перед ним стояла бутылка любимого красного вина, рядом сели Вера и Анна. Старику было хорошо. «Осень, осень...», - задумчиво качал он головой. «Какой сожалению, уже осень, надо возвращаться к службе. А здесь только что настали хорошие дни...» Генерал начал рассказывать одну из своих военных историй, на этот раз о Бухарест, потом о ІІІипку, о своих встречах с красивыми женщинами и девушками... Людмила Львовна спросила, была ли у генерала настоящая любовь - святое, чистое, вечное... «Пожалуй, нет...», - задумчиво ответил генерал. «Сначала было никогда: молодость, война, карты... потом спохватился - уже развалина...»

Перед тем, как пойти проводить дедушку, Вера подошла к мужу и сказала: «Посмотри у меня на столе в ящичке - красный футляр, а в нем письмо. Прочитай его...»

Вера шла рядом с генералом. Продолжая начатый разговор, он сказал, что в наши времена никто не умеет любить и что он давно уже не видел настоящей любви, хотя и был женат. «Сейчас женятся по разным мотивам - женщины от желания тепла, уюта, необходимости иметь свое гнездо, мужчины - от склонности как-то упорядочить свою жизнь, от попытки избежать обедов по трактирах, нестиранного белья, долгов... да И приданое будущей жены кому-то позарез нужен. Но я не об этом, я о любви говорю. Оно должно быть трагедией! Величайшей тайной в мире! Здесь ни к чему расчеты, компромиссы...»

Генерал рассказал историю полкового прапорщика и жены полкового командира. По мнению генерала, она была «старая кляча», а он - «желторотый воробей». Когда юноша надоел этой военной Мессалине, она бросила любовника, и он не покинул ее: побледнел, похудел, простаивал под ее окнами. Однажды она прошептала влюбленному в ухо: «Вы только говорите, что любите меня. А под поезд не броситесь!...» Прапорщик побежал к товарного поезда, который шел навстречу, и, возможно, его бы разорвало пополам, и его стали удерживать. Не удержали, он вцепился в рельсы, поэтому обе кисти рук ему и отрезало... Пропал человек, службу пришлось оставить, наконец, он замерз где-то в Петербурге...»

Вера спросила: «Поэтому женщин, которые умеют любить, не бывает?» Размышляя над этим, генерал сказал: «Почти каждая женщина способна на самый высокий героизм в любви. Она целует, обнимает, она уже мать. Для нее любовь - это вселенная, смысл жизни! И она невиновна в том, что любовь у людей приобрело таких вульгарных форм, стало жизненной удобством, маленьким развлечением. Виноваты Мужчины, с телами цыпленка, с душой зайца, не способны на героические поступки, на нежность... на Днях, я читал историю Маруси Леско и кавалера де Грие... Слезами обливался... Скажи, дорогая, не каждая женщина в глубине своего сердца желает о такой любви - единственное, всепрощенне, на все готовое, самоотверженное?... И нет его, и женщины мстят. Лет за тридцать женщины возьмут в мире большую власть. Они одеваться, как индийские идолы, презирать мужчин, как рабов. Это все за то, что целые поколения не умели поклониться и благоговеть перед любовью. Это будет их месть...»

Генерал неожиданно спросил Веру историю с телеграфистом - что здесь правда, а что вымысел? И Вера рассказала о какого-то сумасшедшего, который преследовал ее своей любовью еще за два года до замужества. Она ни разу не видела его и не знает его фамилии. Однажды он обмолвился, что работает в каком-то заведении мелким чиновником. В письмах он выражал свое знание Віриного жизни: писал о балы и вечера, на которых она бывала, как была одета, в каком обществе... Письма были пошлые и пылкие. Вера письменно попросила его больше не писать ей, не затруднять ее своими излияниями любви... С того времени он писал ей только на Пасху, Новый год и день именин. Вера рассказала и о сегодняшнем письмо с подарком...

Генерал задумчиво сказал: «Но, возможно, твой жизненный путь пересекло именно такое любовь, о которой грезят женщины и на которую почти не способны мужчины...»

Потом все распрощались.

Княгиня Вера с неприятным чувством поднялась на террасу и вошла в комнату. Она услышала голос брата Николая и увидела его высокую, сухорляву фигура, он остервенело говорил о том, что давно настаивал как-то прекратить эти письма от сумасшедшего Пе Пе Же: это вызывающе и вульгарно, пора положить этому конец, надо позаботиться о доброе имя Веры... А что, как телеграфист вихвалятиметься перед всеми, что княгиня Вера Николаевна Шеина принимает его подарки, и это будет стимулировать его к новым «подвигам»! Сегодня он отправляет ей кольца с бриллиантами, послезавтра колье из жемчуга, а там, смотри, сядет в тюрьму за растрату, а князей Шеїних вызовут в качестве свидетелей... Решили отправить браслет отправителю, и Вера не знала ни адреса, ни его имени. Николай Николаевич сказал, что за инициалами это сделать довольно просто: надо найти «Пе Пе Же» в городском указателе... Вера исправила: «Гэ Эс Же»...

Назавтра Николай Николаевич и Василий Львович поднимались по темной лестнице, где пахло мышами, кошками, керосином и стиркой. Подсвечивали себе спичками. Найдя нужный номер, позвонили. Открыла полная, седовласая, сероглазая женщина в очках. Они спросили, дома ли господин Жолтков. Им ответили утвердительно. Булат-Тугановський постучал и услышал слабый голос: «Войдите...»

Комната была низкая, широкая и длинная, почти в форме квадрата. Ее едва освещали два круглых окна, похожих на пароходні иллюминаторы. У одной стены стоял узкий кровать, у другой - большой широкий диван, покрытый витертим замечательным текинським ковром, посередине - стол с цветной малороссийском скатертью.

Хозяин комнаты стоял спиной к свету. Он был высокого роста, худощавый, с длинным пушистым и мягким волосами, бледный, с нежным девичьим лицом, голубыми глазами, с детским подбородком с ямкой посередине. Ему было около тридцати - тридцати пяти лет.

Николай Николаевич представил себя и князя Василия Львовича Шеина. О деле, в котором пришли оба, было сказано коротко: Желтковую возвращают дело, присланную Вере Николаевне, и просят, чтобы таких сюрпризов больше не было... Покраснев, Жовтков просил простить ему дерзость и предложил гостям чаю. И гости будто не услышали. Николай Николаевич сказал, что увидел в Желтке благороднейшего человека, поэтому и не обратился к властям... Жовтков горько усмехнулся, услышав это, и вдруг попросил выслушать. Говорил он одними челюстями, губы его побелели и не двигались, как у мертвеца. Несколько секунд он хватал ртом воздух...

«Трудно говорить... я люблю вашу жену. Но семь лет безнадежной и вежливой любви дают мне на это право. Сначала, когда Вера Николаевна была еще барышней, я писал ей довольно дурацкие письма и не ждал на них ответы. Согласен, мой последний поступок с браслетом был еще большей глупостью... И, думаю, вы меня поймете. Я знаю, что не имею силы ее разлюбить, никогда... Вы не сможете это прекратить, даже выслав меня. Все равно я буду любить Веру Николаевну и даже в тюрьме я найду возможность дать ей знать о моем существовании. Остается только одно - смерть... Я приму ее в любой форме...»

Решили, что Жовтков должен поговорить с Верой Николаевной по телефону. Василий Львович и Тугановський на несколько минут остались вдвоем. Николай Николаевич считал, что Василий Львович очень нерешительный, раскис и позволил этому Желтковую рассказывать о своих чувствах. Василий Львович был поражен: такой человек не будет обманывать. Да и виноват Жовтков в любви, нельзя же управлять таким чувством, как любовь! Он жалел этого человека, чувствовал, что присутствует при какой-то огромной трагедии души и здесь нельзя паясничать. «Это декадентство», - ответил Николай Николаевич.

За десять минут Жовтков вернулся, весь белый и нервный, глаза его блестели. «Я готов... Я словно умер для вас. Завтра вы про меня ничего не услышите... И молю вас, я должен исчезнуть из города, потому что потратил казенные средства. Позвольте мне написать последнее письмо Вере Николаевне...»

Вечером, вернувшись на дачу, Василий Львович рассказал жене все подробности визита. Она не была удивлена. И ночью, когда муж пришел к ее спальне, она сказала, отвернувшись к стене: «Оставь меня. Я знаю, что этот человек убьет себя...»

Княгиня Вера Николаевна никогда не читала газет, но в тот день она развернула именно ту страницу, где было напечатано: «Загадочная смерть. Прошлым вечером, около семи, покончил жизнь самоубийством чиновник контрольной палаты Г. Жовтков. Смерть покойного была вызвана растратой казенных денег... Решено не отправлять труп в анатомический театр...»

Вера предчувствовала именно это, а прочитав сообщение, стала размышлять над словами генерала Аносова о настоящей, самоотверженной любви...

В шесть принесли почту. Там было письмо от Желтковая. На этот раз Вера разворачивала и читала его с невыразимой нежностью. Жовтков писал, что чувствует себя нежеланным клином, который врезался в их жизнь. И он бесконечно благодарен ей, Вере, за то, что она просто существует в мире, потому что сам Господь вознаградил его этим любовью. «Да святится имя твое...» - писал Жовтков. Он вспомнил, как впервые увидел ее в ложе в цирке и в ней воплотилась вся красота земли. Поэтому он не мог никуда бежать от нее, ежеминутно она была в его мечтах, он стыдился за этот дурацкий браслет... Он признавался, что украл ее платочек на балу в Дворянском собрании. Сегодня ее и Вірину записку с запретом писать письма он сжигает. Жовтков был уверен: она будет помнить его, особенно когда будут играть на концертах бетховенскую сонату D-dur №2, op. 2... «удачи Вам и пусть ничто не встревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки...» - так заканчивалось письмо.

Вера Николаевна пожелала увидеть Желтковая.

Она оставила свой экипаж за две улицы Лютеранской. Нашла квартиру Желтковая. Женщина, которая открыла Вере, была полькой, говорила с акцентом. Она сказала, что считала этого человека не квартирантом, а родным сыном. Вера просила рассказать ей о Желтковая, потому что она его... друг.

Из рассказа Вера поняла, что к Желтковая приходили двое мужчин, потом он писал письмо и отнес его в Почтовый ящик, потом послышалось, будто из детского пистолета выстрелили. В семь, когда Жовтков всегда пил чай, он не ответил и прислуга сломала дверь... А перед тем, как писать письма, он попросил хозяйку повесить браслет с замечательными гранатами на икону матки боски...

Вера вошла в комнату. Пахло ладаном, Жовтков лежал на столе. Председатель покоїлася низко. Губы улыбались блаженно и смирно, словно перед разлукой с жизнью он понял какую-то глубокую и сладкую тайну, которая решила все его человеческую жизнь. Такое выражение лица Вера видела на масках страждущих Пушкина и Наполеона.

Старая женщина ушла. Вера вытащила большую красную розу, подняла голову трупа и положила ее под шею. Этой секунды она поняла, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Она поцеловала его в холодный, влажный лоб долгим дружеским поцелуем...

Уже на выходе ее встретила хозяйка квартиры. «Госпожа, он сказал, что, если случится и ко мне придет дама, скажите ей, что у Бетховена самое лучшее произведение... вот, я записала...» Вера взяла бумажку и заплакала. Она прочитала слова, записанные знакомым почерком: «L. Van Beethoven. Son. №2, op. 2. Largo Appassionato».

Вернувшись домой вечером, Вера Николаевна не увидела ни мужа, ни брата. Но приехала пианистка Женни Рейтер. Взволнованная Вера попросила Женни что-то сыграть и вышла из комнаты в цветник. Она не усомнилась, что Женни будет играть именно то место из Второй сонаты, о котором просил этот мертвец со смешной фамилией Жовтков...

Так оно и было. Она узнала с первых аккордов этот единственный по глубине произведение. Вера думала о том, что большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет, прошло ее. Ее мысли росли и совпадали с музыкой: «В этих нежных звуках я покажу жизни, которое обрекло себя на муку, страдание и смерть. Ни жалости, ни упрека, ни судьбы самолюбия я не знал... Хвала тебе, большой любви. Вспоминаю каждый твой шаг, твою улыбку, взгляд... Я иду, я не вызову тебе боли... Да святится имя твое...»

Княгиня обняла ствол акации и плакала. Легкий ветерок зашелестів листьями, острее запахли звезды табака... А музыка продолжала: «Успокойся, дорогая, успокойся... Ты меня помнишь? Ты моя единственная и последняя любовь. Я с тобой. Думай обо мне, мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Я чувствую твои слезы. Мне так сладко спать...»

Женни закончила играть и вышла из комнаты. Она увидела Веру в слезах. «Что с тобой?» - спросила она. Вера ответила: «Он меня простил теперь. Все хорошо...»

В середине августа погода в Крыму испортилась, и жители пригородного курорта поспешно перебрались в города. Но в начале сентября снова потеплело, наступили тихие безоблачные дни. Княгиня Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства, не могла оставить дачу, так как в городской квартире шел ремонт. Теперь она очень радовалась прекрасным теплым дням, тишины, одиночества, ласковом соленом ветерка.

Сегодня был день ее именин. Она осталась одна в доме: муж и брат уехали в город по делам. До обеда человек обещал вернуться и привезти немногих ближайших знакомых. Это радовало Веру: приходилось экономить, чтобы воздержаться от разорения, а прием на даче мог быть очень скромным. Теперь она ходила садом и срезала цветы к обеденному столу.

На шоссе послышались знакомые звуки автомобильного рожка. Это приехала сестра княгини, Анна Николаевна Фриессе. Сестры нежно любили друг друга и очень обрадовались встрече. Внешне они были непохожими: Вера, высокая, с гибкой фигурой, нежным, но холодным и надменным лицом, большими прекрасными руками, пошла в мать, красавицу англичанку, а Анна унаследовала монгольские черты отца, хотя была тоже по-своему очаровательной. Она была замужем за очень богатым мужчиной и родила двоих детей, мальчика и девочку. Княгиня Вера, которая не имела собственных детей, обожала племянников.

Сестры говорили о красоте моря, вспоминали родные места. Вдруг Анна опомнилась, что забыла вручить Вере подарок. Она достала из ручного мешочка маленького блокнота в изысканной старинной переплете — вещь очень дорогую и редкую.

Погуляв еще немного, сестры пошли в дом, чтобы подготовиться к приему гостей.

После пятой начали съезжаться приглашенные. Особенно порадовал Веру приезд Женни Рейтер, талантливой пианистки, подруги по Смольном института, и генерала Аносова, друга покойного отца, которого сестры ласково звали дедушкой. Храбрый воин, проста и искренний человек, Аносов был справедливым с подчиненными, уважал и берег солдат, ценил честных и порядочных людей. Он был так привязан к Вере и Анны, который пытался видеться с ними как можно чаще. Своей семьи в Аносова не было.

Обед проходил оживленно. Рассказывали разные забавные истории, весело шутили друг над другом. Перед тем как вставать из-за стола, княгиня Вера перечислила гостей. Их оказалось тринадцать, и суеверные княгиню это огорчило.

Вдруг ее с таинственным видом вызвала из гостиной горничная Даша. В маленьком кабинете княгини Даша положила на стол небольшой сверток и объяснила, что его принес посыльный. Вернуть подарок было некому: посыльный уже пошел, и Вера развернула сверток. В нем находился небольшой ювелирный футляр из красного плюша. Княгиня подняла крышку и «увидела втиснутый в черный бархат овальный золотой браслет», а внутри него — записку. Почерк показался ей знакомым, но она отложила записку в сторону, чтобы посмотреть на браслет.

Он был золотым, низкопробным … и с внешней стороны весь целиком покрыт небольшими, плохо отшлифованными бриллиантами. Зато посередине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов — каждый размером с горошину. Под огнем электрической лампочки в них загорались густо-красные живые огни. «Словно кровь», — подумала с неожиданной тревогой Вера. Потом она развернула письмо и, прочитав первые строки, поняла, что автора она знает.

Поздравив княгиню с днем ее ангела, он писал, что не решился бы преподносить ей что-нибудь избранное им лично, но в семье хранилась реликвия — серебряный браслет, украшенный гранатами. Камни из него точно перенесены на золотой браслет, который еще никто не носил. О зеленом камешек автор письма рассказал, что это редкий сорт граната — зеленый. По старинному преданию, он способен наделять женщин, его носят, даром предвидения и отгонять от них тяжелые мысли …

Письмо заканчивалось так: «Умоляю Вас не гневаться на меня. Я краснею, когда вспоминаю мою дерзость семь лет назад, когда Вам, барышне, я осмеливался писать глупые и дикие письма и даже ожидать ответа на них. Теперь во мне осталось только благоговение, пожизненная преклонение и рабская преданность. Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которых вы сидите, паркета, которым Вы ходите, деревьям, которым мимоходом касаетесь, прислуге, с которой Вы говорите. Я не имею даже зависти ни к людям, ни к вещам … Ваш до смерти и после смерти покорный слуга Г. С. Ж. ».

Княгиня Вера решила показать письмо мужу, но сделать это после отъезда гостей. Гости, между тем, развлекались: играли в покер, разговаривали. Князь Василий Львович, муж Веры, показывал домашний юмористический альбом с собственными рисунками. Была там и рассказ об истории любви бедного телеграфиста к очаровательной блондинки Веры, приводились наивные, смешные записки влюбленного. Заканчивалась эта история смертью влюбленного телеграфиста, который завещал «передать Вере два телеграфных пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами».

Довгий осеннее мероприятие догорал, и гости начали разъезжаться. На террасе остались генерал Аносов, Вера и Анна. Генерал развлекал сестер рассказами о разных интересных эпизодах своей жизни. Сестры слушали его с восторгом. Особенно интересовали их захвата генерала, они хотели узнать, любил он когда-нибудь по-настоящему. «Наверное, не любил», — ответил генерал. Он отправился навстречу своему экипажу. Сестры решили провести его. Прежде чем выйти, Вера попросила мужа прочитать полученного письма.

Во время прогулки продолжалась беседа о любви. Генерал говорил, что люди женятся по взаимной симпатии, имея в виду какие жизненные блага, а также упоминание Веры о своем счастливом браке не убедила его в том, что этот брак основывается на любви. «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться », — убедительно заявил старик. Он привел несколько примеров настоящего, большой любви и вдруг попросил Веру рассказать о влюбленном телеграфиста, из которого смеялся в своем альбоме князь Василий.

И она рассказала о безумца, который преследовал ее своей любовью. Это началось за два года до женитьбы. Он посылал ей письма, которые подписывал Г. С, Ж. Эти письма были курьезными и вульгарными, хотя довольно целомудренными. После того как Вера попросила (письмово!) не утруждать ее более своими литье, телеграфист писать прекратил, посылая поздравления только на Пасху и на Новый год. Они никогда не встречались. Но вот сегодня … И княгиня рассказала генералу о полученной посылку и почти дословно перевела письмо. Генерал задумался, а потом сказал: «Возможно, это просто ненормальный парень, маньяк, а может … твой жизненный путь, Виронько, пересекло именно такая любовь, о которой мечтают женщины и на которое больше не способны мужчины ». Вскоре все попрощались и гости уехали.

Княгиня Вера вошла в дом с неприятным чувством. Она услышала голоса мужа и брата Николая, который настаивал, что надо прекратить это бессмысленное ухаживания и вернуть браслет. И князь Василий, и Вера тоже считали, что браслет нужно отослать обратно. Мужчины решили, что следует узнать адрес и самим отвезти браслет хозяину. Вера почему пожалела несчастного, но ее брат Николай Николаевич был настроен очень решительно и агрессивно.

Василий Львович и Николай Николаевич отправились к незнакомцу. Поднялись заплеванный лестнице, пахнущие мышами. На их стук отозвался слабый голос: «Войдите». Комната напоминала каюту парохода. Ее хозяин, высокий, худой юноша с длинным пушистым волосам, пригласил гостей присесть. Узнав, кто его посетители, он совсем растерялся. Очень бледный, с голубыми глазами, с нежным девичьим лицом, Желтков (фамилия его гости уже знали) смиренно выслушал резкие нарекания Николая Николаевича. Князь Шеин сидел молча, и Желтков обратился к нему, сказав, что уже семь лет любит Веру Николаевну и будет любить ее всегда и это чувство может оборвать лишь смерть. Он попросил у князя разрешения позвонить Вере Николаевне. Василий Львович согласился.

Желтков пошел, а Николай Николаевич начал упрекать шурину на лишнюю, неразрешенную мягкость, но князь с ним не согласился: «Я вижу его лицо, и я чувствую, что этот человек не способен обманывать … Неужели он виноват в любви и неужели можно управлять таким чувством, как любовь? .. Мне очень жаль этого человека … и я чувствую, что присутствует при какой огромной трагедии души … »

За десять минут Желтков вернулся. Глаза его были такими глубокими, как полными непролитимы слезами. «Я готов, — сказал он, — и завтра вы обо мне ничего не услышите. Я будто умер для вас ». Обращаясь только к Василия Львовича, Желтков пояснил, что растратил казенные деньги и ему нужно бежать из этого города. Он попросил разрешения написать последнее письмо Вере Николаевне. «Ладно, пишите», — ответил Шеин. Желтков повторил, что о нем ничего не услышат, и добавил, что Вера Николаевна совсем не захотела с ним разговаривать.

Вечером Василий Львович рассказал Вере о свидании с Желткова. Княгиня была обеспокоена. «Я знаю, что этот человек убьет себя», — говорила она мужу.

Княгиня Вера никогда не читала газет. Но эту она случайно развернула и прочитала о самоубийстве чиновника контрольной палаты.

Вечером пришел почтальон. Княгиня узнала руку Желткова. Он писал: «Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне как великое счастье любви к Вам. Для меня всю жизнь состоит только из Вас … Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете … Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которым Богу было угодно за что-то меня вознаградить. Пусть я был смешным в Ваших глазах и в глазах Вашего брата Николая Николаевича. Уходя, я с восторгом говорю: «Да святится имя твое».

Восемь лет назад я увидел Вас … и тогда же сказал себе: я люблю ее потому, что на свете нет ничего подобного ей, нет ничего лучше, ни зверя, ни растения, ни человека, который был бы прекраснее и нежнее Вас. У Вас бы воплотилась вся красота земли … »

Далее Желтков писал, что за десять минут уедет, а теперь сжигает дорогие реликвии, связанные с его любовью, и просил Веру Николаевну, если она его вспомнит, сыграть или приказать сыграть бетховенскую сонату D-dur № 2 , ор. 2.

Письмо заканчивалось так: «От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Пусть Бог даст Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки. Г. С. Ж. ».

С покрасневшими глазами княгиня Вера пришла к мужу. Он понял ее и искренне сказал: «Он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим. Я не спускал с него глаз и видел каждое его движение, каждое изменение его лица … Для него не существовало жизнь без тебя. Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и даже почти понял, что передо мной мертвый человек … »

Вера Николаевна сказала, что поедет в город, чтобы попрощаться, с мертвым, и князь Василий согласился с ней. Она легко нашла квартиру Желткова, и квартирная хозяйка провела ее в комнату покойного. Перед тем как открыть дверь, Вера посидела на стуле в прихожей, а хозяйка рассказала о последних днях и часы своего дорогого квартиранта. На вопрос княгини о браслет она ответила, что господин Ежи (Георгий) просил ее повесить этот браслет на икону Божьей матери.

Вера собралась с силами и открыла дверь в комнату Желткова. Он лежал на столе. «Глубокая важность была в его закрытых глазах, а губы улыбались блаженно и беззаботно». Княгиня достала из кармана большую красную розу, положила ее под шею покойного и поцеловала его в лоб долгим дружеским поцелуем. Когда она выходила, хозяйка квартиры вспомнила, что перед смертью господин Желтков просил, если придет посмотреть на него какая-нибудь дама, сказать ей, что у Бетховена самое лучшее произведение — «Son. № 2, ор. 2. Largo Appassionato ».

Вера Николаевна вернулась домой поздно вечером. Ее ждала пианистка Женни Рейтер. Взволнованная всем увиденным и пережитым, Вера бросилась к ней, закричала: «Женни, милая … сыграй для меня что-нибудь! «- и сейчас же вышла из комнаты.

Она села в цветнике на скамейку. Вера не сомневалась в том, что услышит «Аппассионату». «Так оно и было. Она узнала с первых аккордов этот исключительный, единственный по глубине произведение. И душа ее якобы раздвоилась ». Она думала о том, что мимо нее прошло исключительное, большая любовь, о которой мечтает каждая женщина, и о том, почему Желтков просил ее слушать именно это произведение: «Да святится имя твое». Музыка словно говорила, что страдания, горе и смерть — ничто перед большой любовью.

Княгиня Вера плакала. «И в это время удивительная музыка … продолжала: «Успокойся, дорогая, успокойся … Ты про меня помнишь? .. Ведь ты мое единственное и последняя любовь. Подумай обо мне, и я буду с тобой … Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко ». Женни Рейтер вышла из комнаты и увидела подругу, всю в слезах. Вера взволнованно произнесла: «Он меня простил теперь. Все хорошо ».

Одним из самых известных творений Александра Куприна является «Гранатовый браслет». Жанр этого произведения определить не так просто. Его называют и повестью, и рассказом. В чем заключается разница между этими жанрами? И к какому из них все-таки относится «Гранатовый браслет»?

Сюжет

Произведение «Гранатовый браслет», жанр которого будет определен в этой статье, посвящено необыкновенной, неземной любви. Главные герои - семейная пара Вера и Василий Шеины. Действие происходит в небольшом провинциальном городе на берегу моря. Василий Шеин занимает почетную должность руководителя дворянства, что ко многому обязывает. Он присутствует на званых обедах самого высокого уровня, имеет соответствующий облик, и его семейная жизнь является образцовой. С женой Василия связывают дружные, теплые отношения. Вера давно не испытывает страстную любовь по отношению к мужу, но понимает его с полуслова, что можно сказать и о Василии.

Завязка происходит в пятой главе, когда в доме Шеиных празднуют именины хозяйки. Незаметно от гостей Вера получает подарок и приложенное к нему довольно пространное письмо. В послании - объяснение в любви. Подарок представляет собой массивный дутый браслет из низкопробного золота, украшенный гранатом.

Позже читатель узнает предысторию. Автор письма еще до замужества Веры забрасывал ее Но однажды втайне от мужа она в письменной форме запретила ему отправлять подобные послания. Отныне он ограничивался лишь поздравлениями на Новый год, Пасху и именины. Переписку он не прекратил, однако же о любви больше в своих посланиях не заговаривал.

Родные Веры, а в особенности брат Николай, были крайне возмущены подарком. И потому решили предпринять действенные методы по нейтрализации неугомонного поклонника. Однажды Василий и Николай отправились прямо домой к человеку, который более восьми лет безответно любил Веру, и в настойчивой форме потребовали прекратить письма. Также дарителю был возвращен гранатовый браслет.

Жанр

В литературе встречаются различные виды произведений: от небольшого лирического стихотворения до масштабного романа в нескольких томах. Выше было изложено вкратце содержание произведения «Гранатовый браслет». Жанр его необходимо определить. Но прежде стоит несколько слов сказать об этом литературном понятии.

Жанр - совокупность произведений, обладающих какими-либо характерными общими признаками. Это может быть и комедия, и очерк, и поэма, и роман, и повесть, и рассказ. Рассматривать будем два последних варианта. Жанр «Гранатового браслета» Куприна, разумеется, не может быть ни комедией, ни поэмой, ни романом.

Отличие между рассказом и романом существенное. Эти жанры спутать невозможно. Главная особенность рассказа - малый объем. Провести границу между ним и повестью значительно сложнее. Но отличие все-таки есть. В повести описываются события, которые являются составляющими одного цельного сюжета. Этот жанр зародился во времена Древней Руси. Первыми его примерами были произведения о подвигах русских воинов. Значительно позже этот жанр стал развивать Карамзин. А после него - Пушкин, Гоголь, Тургенев. Для повести характерно равномерное неторопливое развитие событий.

Этот жанр представляет собой небольшое реалистическое произведение. Оно напоминает западноевропейскую новеллу, но многие литературоведы выделяют рассказ в отдельный, особенный вид произведения. Для рассказа характерна неожиданная развязка. Этот жанр от повести отличается отсутствием предыстории, ограниченным числом персонажей, сосредоточенностью вокруг основного события.

Так все-таки - рассказ или повесть?

В начале статьи был изложен сюжет произведения «Гранатовый браслет». Какой жанр приходит в голову после прочтения этого произведения или даже его краткого пересказа? Несомненно, повесть. В «Гранатовом браслете» изображены персонажи, которые не имеют прямого отношения к основным событиям. Некоторые упоминаются вскользь, другие - весьма подробно. В произведении дана развернутая характеристика Анны - младшей сестры Веры. К тому же довольно подробно представлена биография генерала Аносова - друга семьи Шеиных. Он не просто только изображен автором ярко и красочно. Его присутствие в сюжете имеет символическое значение. Аносов обсуждает с Верой тему «настоящей любви, на которую мужчины теперь не способны». Он также произносит существенную фразу о чувстве, которое встретилось Вере на жизненном пути и о котором мечтает каждая женщина в мире. Но герой этот на ход событий никак не влияет. Его значение в сюжете лишь символическое.

Следует также напомнить, что в присутствует предыстория. Вера рассказывает тому же Аносову о событиях последних лет, а именно о поклоннике, который преподнес ей компрометирующий подарок. Все это позволяет с уверенностью заявить, что жанр произведения Куприна «Гранатовый браслет» - повесть. Хотя стоит добавить, что это понятие присуще исключительно русской литературе. В других языках оно не имеет точного аналога. В английском и немецком, например, произведение Куприна названо новеллой. А потому, тот, кто определит «Гранатовый браслет» рассказом, не совершит грубой ошибки.

В первой главе описывается­ непогода, которая наступила во второй половине августа на берегу Черного моря. Описывается завывающий ветер и­ непрекращающийся дождь, который отравляли жизнь отдыхающим на своих дачах людям. Описываются бури,­ которые унести жизни нескольких рыбаков и заставили заблудиться в море других. Но самое печальное было зрелище каравана повозок, когда греки и еврея, который были мнительны, покинули свои дома и уехали в город, оставив разбитые стекла и мусор на дачах. Но к началу сентября погода улучшилась, выглянуло солнце и море успокоилось, что очень обрадовало Веру Николаевну Шеину, которая не могла уехать в город, так как ремонт еще был не закончен.

Было 17 сентября, день рождения Веры Николаевны, и ее муж собирался пригласить несколько самых близких людей к ужину. Он уже подарил ей серьги из грушевидных жемчужин, и этот подарок еще больше поднял ей настроение. Княгиня срезала цветы в саду и думала о том, обед маленькой компанией — это хорошая возможность сэкономить. Она помогала мужу держать дом в порядке и­ испытывала к нему глубокую привязанность, которая пришла на смену страстной любви. Приехала ее сестра, Анна Николаевна. Они были очень не похожи. Вера – высокая­ стройная блондинка, и Анна – подвижная маленького роста, унаследовавшая монгольскую кровь отца, легкомысленная, женственная и привлекательная. У Веры не было детей, и она обожала детей сестры, мальчика и девочку, которых та родила от очень богатого, но нелюбимого мужа.

Сестры давно не виделись и решили немного посидеть над обрывом, где вид на море был очень красивый. Анна восхищена, но Вера говорит, что уже привыкла к морю, и оно ей, даже, надоело, так как она уже очень давно его видит каждый день. Анна приводит пример, когда они с группой поднялись на очень высокую местность, откуда открывался прекраснейший вид на море, и когда она радостно поделилась впечатлениями с проводником, он ответил в том же тоне, что и Вера, что ему эта красота уже надоела. Анна подарила сестре­ дамский корнет, который был переделан из молитвенника. Она купила его в антикварной лавке и оставила только прекрасный переплет.­ После этого они пошли в дом, перечисляя, кто придет вечером – муж княгини, князь­ Шеин, его сестра, профессор Спешников, их дедушка и еще несколько человек. Они также обсудили стол, и Анна захотела посмотреть морского петуха, которого ей принесли в большой лохани, огромную рыбу с яркой расцветкой.

Вскоре стали­ подъезжать гости, муж, князь Василий Львович, с сестрой, Людмилой Львовной, кутила Васючок, подруга Веры, пианистка Женни Рейтер,­ ее брат, Николай Николаевич, муж Анны, профессор Спешников, вице-губернатор фон Зек, генерал Аносов и два офицера,­ Пономарев и Бахтинский. Сестры очень любили генерала Аносова, он им был как дедушка, они встретили его около экипажа и проводили до дома. Он был другом семьи и, так как он не имел своих детей, очень­ привязался­ к сестрам. Он всегда проводил в их имении отпуск.­ Аносов прошел несколько войн,­ и его все уважали, называя самым храбрым. Он получил много ранений и заработал болезни при переходе через Балканы, атаке Плевны, переправе через Дунай, но не хочет уходить в отставку и его назначили комендантом в крепость.­ Его­ все знали и уважали в городе, там он и познакомился с Тугановскими и сблизился с ними. Особенно он­ привязался к детям, так как своих у него не было, он играл с ними и рассказывал о своем прошлом.

Ужин проходил хорошо, было очень тепло и приятно. Василий Львович всех развлекал, рассказывая истории собственного сочинения, которые касались присутствующих. У него была манера рассказывать истории – он брал на основу какую-либо реальную ситуации и утрировал до невозможности, так что невозможно было не смеяться. Он затронул своими рассказами Николая Николаевича, а также мужа Анна Николаевны, Густава­ Ивановича Фриессе. У­ сестер всегда играли в покер, когда собиралась небольшая дружеская компания, то же случилось и сейчас. Веру Николаевну позвала горничная и передала подарок, который принес посыльный. Это был гранатовый браслет и записка от ее тайного поклонника, который вот уже семь лет подписывался­ инициалами­­ Г.С.Ж.. В письме он поздравлял ее с днем Ангела­ и рассказал историю браслета, который передавался в его семье по женской линии. Он поменял браслет и оставил только камни. Раньше он был серебряный, а стал золотой. Он пишет ей, что никто еще касался этого браслета, только камни остались прежними.

Вечер продолжается, полковника Пономарева просят играть в покер, где он имеет успех,­ некоторые играют в вист, а Василий Львович показывает домашний юмористический альбом, где ведется шуточная летопись происходящий событий. Гости постепенно­ перемещаются к нему, так как все в его кружке заразительно смеются. Затем он показывает последний рисунок, который называется «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист», где рассказывается история, как княгиня Вера получала письма от тайного обожателя, но дает ему шанса, хотя он даже проникает в ее дом в виде трубочиста и судомойки. Но все напрасно и после того, как он провел какое-то время в сумасшедшем дому, он уходит в монастырь и перед смертью завещает Вере флакон его слез и две телеграфные пуговицы.

Генерал Аносов сидел на террасе­ и рассказывал разные истории совсем как в детстве сестер,­ а они ухаживали за ним, подливали вино, нарезали сыр.­ Он рассказал, как однажды он купил у солдат розового масла, которое они по незнанию успели добавить в кашу, а также кофе, которое солдаты называли турецким горохом и даже пытались варить. Это было­ в Бухаресте, когда они разместились по квартирам. Он рассказал, что испугался только один раз, когда подумал, что у него помутился разум, он начал считать себя не Яковом, а Николаем, но ему подали воды и всего прошло. Он рассказа о своем романе с хорошенькой болгарочкой, у которой он квартировал и о том, что они расстались, когда полк пошел дальше. Затем­ он сказал, что, наверное, не любил никогда по-настоящему и все начали прощаться, а княгиня Вера и Анна пошли провожать Аносова до экипажа. Вера сказал мужу посмотреть подарок.

На обратном пути Анна шла с Бахтинским, а Вера с генералом под руку. Они говорили, что мужчины и женщины не очень способны на­ настоящую любовь в это время. Генерал рассказал две истории о том,­ что любовь все-таки встречается. Но принимает странные формы. Первая была история о том, как молодой прапорщик влюбился в старую развратницу,­ которой очень быстро надоел, он хотел покончить жизнь самоубийством, бросившись по поезд, но его кто-то схватил в последний момент, и ему отрезало кисти, потому он стал попрошайкой и замерз. Другая история о том, как муж очень любил свою жену, которая открыто изменяла ему и ни во что его не ставила, хотя он был настоящий офицер, смелый и частный. Вера же рассказала о своем поклоннике, и генерал заметил, что, возможно, ее жизнь как раз пересеклась с настоящей бескорыстной любовью.

Когда княгиня Вера­ вошла в дом, она услышала шум. Это разговаривали Василий Львович, ее муж, и Николай Николаевич, ее брат. Они обсуждали подарок и­ записку, которую получила княгиня. Николай был очень категорично настроен. Он раз и навсегда хотел покончить с этими записками, чтобы они не кидали тень на репутацию его сестры. Он­ корил Шеиных, что они не воспринимали серьезно этого поступка, тогда как он­ мог привести к нехорошим последствиям.­ Он и Василий Львович решили на следующий день отыскать таинственного поклонника, отдать ему подарок и попросить больше не беспокоить своими письмами Веру Николаевну.

На следующий день Шеин и Мирза-Булат-Тугановский­ посетили господина Желткова, который снимал квартиру. Он поднялись к нему и увидели молодого человека тридцати или тридцати пяти лет, белокурого и хорошим лицом. Они представились, но никто не сел, хотя Желтков предлагал сесть два раза. Николай­ попросил его больше не писать Вере и вернул подарок, на что Желтков согласился, но он хотел говорить только в Василием. Он объяснил ему, что он и правда любит Веру Николаевну, но очень извиняется и готов больше не писать ей. Он попросил разрешения позвонить ей и написать письмо. Николай был категорически против, но Шеин согласился и дал разрешение. Желтков пообещал, что они его больше не увидят и не услышат. Вечером князь Шеин все рассказал жене, а ее посетило предчувствие, что Желтков убьет себя.

Княгиня Вера не любила читать газеты, но на глаза ей попалась заметка о том, что некто Желтков застрелился в своей квартире, потому что у него были растраты казенных денег. Она была удивлена, что почувствовала его смерть заранее. Вечером ей принести письмо, которое написал Желтков. Он извинялся за свое поведение и за то, что был ей помехой­ так долго. Он признавался в любви, но обещал, что скоро уедет и она никогда его больше не увидит. Он просил ее сыграть сонату D-dur №2, из оркестра Бетховена. Вера сказала своему мужу, что что-то­ ужасное вмешалось в их жизнь, на что тот ответил, что верит в любовь Желткова,­ что он­ не был сумасшедшим. Вера­ решает посмотреть на него. Она спрашивает разрешения у своего мужа, она не хочет его обижать.

Она приехала на экипаже к его дому и попросила увидеть господина Желткова. Хозяйка проводила ее туда, сетуя на то, что так произошло. Она была готова помочь ему с долгами, если бы он сказал. Она рассказал, что­ во время чая его­ нашли уже мертвым, а до этого все слышали, но не обратили внимания на звук выстрела.­ Вера Николаевна увидела его и вспомнила слова Аносова о настоящей любви, она подошла и поцеловала его в лоб дружеским поцелуем. Когда она уже собиралась уходить, хозяйка передала ей записку от Желткова.­ Он сказал ей, если придет­ дама, передать ей записку. Там было написано, что самое лучшее произведение Бетховена­ соната № 2 из его оркестра. Вера не могла сдержаться и заплакала. Женщине она сказала, что смерть всегда вызывает у нее такую реакцию, но на самом деле она плакала именно по Желткову.

Когда Вера вернулась домой, она застала у себя Женни Рейтер. Она была в расстроенных чувствах и попросила ее сыграть что-нибудь, а сама вышла в цветник. Она была уверена, что Женни сыграет сонату Бетховена. Так и произошло и в музыке ей слышались слова, которые приносили ей успокоение. Она плакала, прижавшись к акации. Когда Женни пришла к ней, она целовала ее и говорила, что­ он ее простил теперь и все хорошо. На нее так повлияла музыка и, скорее всего, именно того и хотел добиться Желтков,­ потому что он и после смерти желал Вере Николаевне только счастья и благополучия.

Публикации по теме