Эммануэль Сведенборг: загробный мир. Жизнь после жизни

Мой собственный опыт за последние сорок лет моей жизни не оставил мне никакой альтернативы, чтобы я мог оспаривать продолжение существования личности человека после его смерти. И денно и нощно в течение сорока лет я жил среди неоспоримых доказательств этого. Разумеется, я даже решил не приводить их в этой книге, поскольку, как сказал Джон Хейнс Холмс, «свидетельств и данных относительно продолжения жизни после смерти уже достаточно ».

И тем не менее жизнь в нашем скептически настроенном материалистическом мире требует своего. Во-первых, всё время приходится иметь дело с неинформированной и сильно дезинформированной публикой. Кроме того, моя работа привлекла пристальное внимание учёных, придерживающихся самых разных взглядов и мнений, и я сам подвергался сильному влиянию с их стороны. Поскольку и общественное мнение, и научные взгляды влияют на наш общий интеллектуальный климат, а отсюда и на предрасположение умов, с которым люди подходят к нашей нынешней теме - каковы же те условия, в которых существует жизнь, когда покидает земную сферу бытия, - я сделаю здесь небольшое отступление ради краткого обзора некоторых имеющих давнее хождение предубеждений.

Учёные, как я в этом убедился, не всегда научны , то есть не всегда действуют, как полагается учёным. Опровержение со стороны представителей науки свидетельств и фактов, предложенных парапсихологией, почти всегда исходило от тех из них, кто так никогда и не удосуживался тщательно их изучить и проверить. Но некоторые из них всё же оставались верными методам науки и изучали сами по себе действительные явления парапсихологического порядка. Многие из них впоследствии стали ревностно и эффективно подтверждать как факт продолжение жизни личности человека после его смерти.

«При одном слове «медиум» на память тотчас приходят бесчисленные примеры разоблачений и мошенничества со стороны шарлатанов, вымогавших деньги у доверчивых людей, понесших в своей жизни горькую утрату», - сказал известный философ и почётный профессор университета Брауна Курт Дж. Дюкасс в своей лекции по случаю ферстерских чтений в Калифорнийском университете. Профессор Дюкасс, бывший президент Американской философской ассоциации, продолжил так:

«Но способы обмана, уловок и источники ошибок, которые нам тотчас же приходят на ум как простые и естественные объяснения для фактов, представляющихся из ряда вон выходящими, разумеется, точно так же быстро приходят в голову и тем, кто работает в исследовательских центрах при Американском обществе психических исследований. Как правило, эти люди имеют куда больше опыта, чем все мы, в распознавании трюков разных фокусников и медиумов-мошенников и принимают против них меры предосторожности куда более изобретательные и строгие, чем способен придумать средний скептик. Таким образом, зачастую необходимо быть более легковерным и доверчивым, чтобы просто принять гипотезу мошенничества или ошибок в наблюдениях, чем признать сообщённые факты.

Пока выдвинуты только две адекватные гипотезы для объяснения такого рода фактов. Первая из них - гипотеза, объясняющая всё с помощью телепатии (допущение, и само по себе способное потрясти ум), предполагает, что медиум способен получать информацию непосредственно из мозга других людей и что таков действительный источник представляемой им информации. Однако, чтобы объяснить все факты, следует распространить эту гипотезу на слишком многое: в некоторых случаях нам потребуется признать, что медиум в состоянии перехватывать мысли даже тех людей, которые находятся от него на большом расстоянии и совершенно ему не знакомы, и что он даже способен «подслушивать» их подсознание. Другая гипотеза заключается в том, что связь действительно устанавливается с иным миром, что сообщения действительно проходят и исходят от людей, которые умерли и продолжают жить после своей физической смерти. Перед лицом установленных фактов и серьёзных эмпирических свидетельств мы нуждаемся в весьма радикальном пересмотре наших обычных идей о том, что возможно и что невозможно в природе».

Знаменитый профессор психологии из Колумбийского университета, в настоящее время участвующий в работе клиники Меннинджера, уважаемый президент Американского общества психических исследований Гарднер Мерфи опубликовал отчёты об очень тщательно проведенных исследованиях случаев, когда была получена информация, которая, по его мнению, не позволяет сделать никакого иного заключения, кроме одного: она исходила от человека, который к этому времени уже умер. Так, например, отец является одному из своих сыновей через какое-то время после своей смерти в облике привидения и сообщает ему о неизвестном «втором» завещании, которое и находят в указанном им месте… Брату является призрак сестры, умершей девять лет назад, с бросающейся в глаза царапиной на щеке. Мать затем открывает ему, что это именно она, когда обряжала покойную дочь, нечаянно оцарапала ей лицо, но сразу же покрыла это место пудрой и никому об этом не говорила… Генералу английской армии в Индии является призрак - лейтенант, которого он не видел уже два или три года. Лейтенант этот ехал верхом на буром пони, хвост и грива у которого были чёрными. Со времени их последней встречи лейтенант, казалось, сильно располнел, носил тщательно ухоженную бороду, тогда как раньше он брился начисто. Выяснилось, что лейтенант действительно раздобрел перед смертью, носил именно такую бороду, купил и заездил до смерти пони, какого увидел генерал.

Доказательства того, что личность «переживает» свою смерть, разумеется, и бесчисленны, и красноречивы. Я привёл эти случаи не потому, что они наиболее убедительны, а потому, что они показывают разницу между учёными, которые изучают предмет и принимают во внимание доказательства, и теми «учёными», которые с ними не считаются. Главной причиной подобного разделения в научных взглядах я считаю то, что нижние эшелоны современных научных работников следуют философии, явно устаревшей ещё сто лет назад. Философия логического позитивизма Огюста Конта, скончавшегося в 1857 году, на целое столетие стала излюбленным мировоззрением для тех, кто желал видеть во Вселенной машину, работающую строго по законам классической физики и химии и познаваемую исключительно с помощью пяти основных человеческих чувств. Поскольку важнейшие научные открытия за последовавшее столетие не могли быть сделаны без помощи других чувств, помимо этих пяти, выяснилось, что философия Конта всего не исчерпывает и её одной недостаточно. И снова вопрос о признании чувств и способностей человека более высокого порядка остался открытым и требует своего решения с необходимой научной точностью.

Помимо моего непосредственного знакомства с несколькими направлениями научной мысли, я испытал и другие встречи. Встреча с Иоганандой вывела меня из довольно узкой колеи «деревенского» христианства моего детства. Даже одной встречи с Иоганандой было достаточно, чтобы почувствовать, что ты находишься рядом с великим человеком - человеком глубоких знаний, непоколебимой цельности, абсолютного мужества и бесконечного сострадания. И всё же эта грандиозная личность полностью сформировалась и развилась вне нашей иудейско-христианской традиции! Его учение затронуло меня так глубоко, что я остро осознал тот факт, что глубокая и истинная мудрость может возникать и в других странах света, а не только в ограниченных условиях культуры, в которой мне суждено было родиться, - культуры в некоторых важных отношениях удивительно узкой. Эти встречи побудили меня заняться изучением интеллектуальной истории других народов. И когда я вновь обратился к иудейско-христианской вере моего времени и места, то я вернулся в неё обогащённым способностью понимать неизмеримо больше.

Вернёмся теперь к нашей теме - условиям существования в мире после смерти.

Мы увидим далее, что евреи времени Ветхого завета были пионерами не только в том, что признали потусторонний мир и описали его, но также и в том, что открыли единого бога в природе и социальном процессе. В течение двух веков перед Рождеством Христовым палестинские евреи подвергались влиянию идей греков, зороастрийцев, вавилонян и персов, что неким образом изменило их древнюю концепцию жизни после смерти. Прежде у них считалось, что мёртвые уходят в Шеол, сумрачное и бесцветное царство теней, наподобие греческого Гадеса. Теперь евреи в своём большинстве говорили о «том свете» как о жизни, в которой тело человека возобновляется и полностью обладает умственной энергией и сознанием. Если первоначально заслуги человека в этом мире почти не принимались во внимание, то теперь заговорили о царстве праведников - «рае», «Эдемском саде», «Лоне Авраамовом», «Подножии Трона». В древних еврейских писаниях упоминается об «Аврааме, которого Бог поместил в Эдемском саду», «О нашем господине Моисее, ушедшем в Эдем», «О святом Иуде в Лоне Авраамовом». Все эти образы содержат позитивные, заряженные энергией элементы: продолжение активной деятельности личности, живое сознание, личное общение друг с другом и совместные действия, окружение, которое могло служить для наслаждения и быть источником прекрасного. В то время среди евреев не было согласия - да у них его и раньше не было - относительно самой природы посмертной жизни, но эти новые элементы принесли с собой и новый волнующий интерес к её миру.

Древние евреи, несмотря на то что их пророки гневно обличали «колдунов (астрологов) и медиумов», сознавали связь между миром живых и миром бесплотных и зачастую наводили мосты между ними с помощью медиумов. Известный пример - спиритический сеанс царя Саула с женщиной-медиумом в Аэндоре - вполне доказывает, что евреи времён Саула знали о том, что личность продолжает жить после смерти, сохраняя полную память, интеллект, способность узнавать других и быть узнанной и другие атрибуты активной личности. Библия сообщает нам об этом случае достаточно подробно:


«…Тогда Саул сказал слугам своим: сыщите мне женщину-волшебницу, и я пойду к ней и спрошу её. И отвечали ему слуги его: здесь в Аэндоре есть женщина-волшебница.

И снял с себя Саул одежды свои и надел другие, и пошёл сам и два человека с ним, и пришли они к женщине ночью. И сказал ей Саул: прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе.

Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей, на погибель мне?

И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! Не будет тебе беды за это дело.

Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне.

И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? Ты - Саул.

И сказал ей царь: не бойся; что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы Бога, выходящего из земли.

Какой он видом? - спросил у неё Саул. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицом на землю и поклонился.

И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел?..»


Евреи - почитатели Иеговы оставили нам в Библии историю религии в эволюции, в процессе которой различные представления о потустороннем мире или идеи, его отрицавшие, сменяли друг друга. Начиная со II века до н. э. многие евреи понимали душу человека как сущность «я», возникающую до того, как она обретает своё физическое тело, и переживающую его. С этими представлениями смешивалось и учение о воскресении - самого физического тела или достаточно точной его копии, что в конечном счёте и должно было обеспечить человеку приемлемую жизнь после смерти.

Но Иисус из Назарета говорил о жизни после смерти так, как никто другой ещё не говорил. Он говорил об этих мирах, этих царствах, столь далёких для большинства людей, с той определённостью, уверенностью и убедительностью, каким обладает только тот, кто действительно бывал там и знает. Он намеренно избегал сколько-нибудь подробных описаний сцен посмертной жизни: «Ибо вы не смогли бы вынести это». Очевидно, он чувствовал, что простой и прямолинейный ум его учеников ещё не был тогда готов понять всю сложность существования жизни после смерти. Он также ясно показал, что не желает, чтобы раздумья и предположения о загробной жизни помешали исполнению жизненно важного, насущных требований настоящего. В его учении всегда подчёркивается императив настоящего и земного. Жизнь, прожитая в стремлении к пониманию и любви, усиливающемуся день ото дня, подразумевал Иисус, приведёт к своему удовлетворительному продолжению в другом мире, без чрезмерных размышлений о ней.

Иисус, однако, нередко и приподнимал занавес, позволяя заглянуть в будущее, по ту сторону бытия. «В доме Отца Моего обителей много, а если бы это было не так, я сказал бы вам». Так нам даётся понять, что диапазон условий и состояний сознания, достижимых в более высоких сферах бытия, не ограничен. Он неустанно подчёркивал важность земной жизни как арены духовного развития. Так, например, в Евангелии от Луки он говорит о нищем Лазаре и богаче. В его притче рассказывается о них обоих, перешедших в потусторонний мир вскоре после своей смерти; братья же богатого продолжают всё ещё жить на земле, и он знает, что они делают. Богачу трудно приспособиться к новым условиям, он больше не может получать, что ему хочется, отдавая распоряжения другим; деньги в этом новом измерении бытия не могут проложить ему дорогу. Однако для души Лазаря земные страдания принесли большую пользу и помогли ей созреть. Он оказывается в Лоне Авраамовом. Интересно отметить, что Иисус очень мало придаёт значения представлению об «аде» как месте мучений и наказания за грехи, которое так широко использовали христианские пастыри в средние века и во времена более поздние, чтобы вселить страх в сердца своих прихожан. У того богача, по-видимому, было столько же шансов созреть духовно, как и у любого другого, для этого ему следовало только освободиться от фальшивых понятий и представлений о жизни, которые тянули его назад. Новый «Гадес» представляется нам как «промежуточное» место отдыха, своего рода контрольнопропускной пункт, где души останавливаются в своём путешествии, где оценивается, в каком направлении нуждается их дальнейшее развитие. Сам Иисус, согласно раннему христианскому преданию, известному как «Апостольское Кредо», позднее считавшемуся апокрифом, «спустился» туда , перед тем как после своего распятия на кресте явиться людям в своём духовном (часто называемом - «астральном») теле.

Ради просвещения тех своих учеников, которые, как он считал, «могли выдержать это », Иисус, будучи величайшим медиумом, включил их в свой сеанс , на котором явились Моисей и Илья. Ставшие свидетелями этого апостолы Пётр, Яков и Иоанн находились под длительным впечатлением от увиденного, - той излучающей свет жизни, какой достигли пророки, высокодуховные личности, после своей биологической смерти.

Когда Иисуса вместе с двумя разбойниками прибили гвоздями к крестам и когда наступила агония распятых, Иисус мог с уверенностью сказать раскаивающемуся разбойнику: «ныне же ты будешь со мною, в раю». Рай, в том смысле слова, в каком его употребляли евреи того времени, не отождествлялся с близостью к Создателю, не отождествлялся с «небесами». Это было одно из названий для «места отдыха» сразу же после смерти. Хорошо засвидетельствованные слова Иисуса ещё раз подтверждают, что в «загробной жизни» - во всех её фазах - люди продолжают жить в полном сознании и узнают друг друга.

У апостола Павла нашлось несколько серьёзных комментариев относительно жизни за смертью, о связи между жизнью земной и потусторонней. «Я знаю человека, - писал он, - который был перенесён на третье небо». Знал он и другого человека, который «попал в рай». Очевидно, Павел и сам был не прочь испытать подобные откровения. Он молился об этом, но получил «терний в плоть мою, посланный сатаной, чтобы я не возвышался сверх меры». Поэтому, говорит Павел, он хотел бы прославиться в слабости своей, с тем чтобы сила духа явила бы свою мощь ещё явственней для всех, исходя из столь жалкого сосуда. Это напоминает мне тех работников ААА, которые первоначально «прославились» в слабости своей к пагубному пристрастию, но сделали так замечательно много для больных алкоголизмом в наше время.

Павел делает и другие ссылки на способности некоторых людей постигать такие измерения бытия, какие он сам не мог. «В отношении духовной одарённости, - писал он, - имеются различия». Павел перечисляет среди прочих одарённостей такие: способность распознавать и видеть духов (искусство медиума), мудрость, знание, вера, дар духовного врачевания, пророчество, лингвистические способности, совершение чудес. Но (и здесь я вспоминаю предостережение Иогананды) ни одна из этих способностей сама по себе не говорит о подлинном духовном совершенстве; без понимания и любви, говорит Павел, они «лишь медь бряцающая и кимвал звенящий».

Ранним христианам жизнь за смертью казалась очень близкой и очень реальной. «…Какая польза человеку, - спрашивал Иисус, - если он приобретёт весь мир, а душу свою потеряет?» Этот вопрос ставился ребром перед его последователями: не означало ли это, что отдельная личность представляет собой большую ценность, чем весь мир? «Потусторонность» ранних христиан, их нежелание зависеть всецело от этого мира подняли человечество на высший уровень мужества и сострадания как в религиозной, так и в светской истории. Римляне, правители всего известного тогда человечеству мира, не знали, что с ними делать. Рим правил через угрозу смертью. Но вот появились люди, не боявшиеся этой угрозы! Единственным результатом, к которому привели гонения и массовые избиения христиан, было то, что их духовное и моральное превосходство стало очевидно для всех, и это обратило всё остальное население к новой вере!

Когда угроза смертью оказалась бессильной, римлянам ничего не оставалось, как признать христианский католицизм официальной религией Римского государства. Некоторые историки замечают, что этот акт так изменил природу христианства, что оно стало больше римским и кесарским , чем католическим, то есть вселенским. После падения Рима эта изменившая своё положение религия нашла себе призвание иного рода. Если прежде это был институт, учивший религии высокоцивилизованный народ, то теперь его новой ролью стало учить цивилизации варварские народы. Иногда во времена ужасных «чёрных» первых столетий средневековья, известных в истории как Тёмные века, нельзя было с уверенностью ответить на вопрос, сможет ли церковь облагородить варваров или же под их натиском она деградирует сама.

Нам нет необходимости останавливаться подробно на верованиях различных кельтских, скандинавских, франкских и германских племён, разрушивших мощь Римской империи и утвердившихся на её развалинах. Хотя некоторые учёные и считают, что друиды имели развитые религиозные воззрения, однако ясно, что большинство племён следовало примитивному поклонению силам природы. Как для последователей церкви, так и для варваров Тёмные века - это тёмная история. Редко человек опускался ниже уровня тех ужасных девятисот лет. К 1 000 году большая часть Европы была «обращена в христианство» огнём и мечом. Каким же было это обращение, насколько истинным, если совершалось такими средствами? Вопрос этот до сих пор вызывает сомнение. Но, проходя через все превратности судьбы, человек никогда не отрекался от твёрдой веры в продолжение своей жизни в какой-то другой форме, - обычно среди племён, живших в лесах, это была жизнь в счастливых охотничьих угодьях под властью благосклонного бога природы.

В начале XIV века западному миру была дана первая за тысячу с лишним лет самая объёмная, законченная, цельная, красноречивая и вдохновенная картина жизни за смертью, имеющей цель, смысл и структуру. Хотя «Божественная комедия» Данте, несомненно, была задумана и как светско-философская поэма, и как религиозный трактат, она, как только впервые получила известность, сразу же стала вселять в сердца людей благоговейный трепет - дань, которую обычно отдавали только религиозным откровениям. Данте Алигьери родился в 1265 году во Флоренции в разгар кровавой политической борьбы. Выдающийся интеллектуал своего времени, он оказался на стороне проигравших в политической вендетте и был изгнан из родного города, куда ему было запрещено возвращаться под страхом сожжения на костре. Ещё молодым человеком, не успев составить себе репутацию, он стал отверженным, без средств к существованию. Данте, упоминавший по случаю, что у него бывают видения и состояния откровения, описывая «состояние души после смерти», заимствовал многое у Фомы Аквинского, Аристотеля и римско-католической традиции.

С юности Данте обладал как поэтическим даром, так и даром внутреннего провидения. Вот отрывок из биографии поэта, написанной Джованни Боккаччо, где рассказывается о видении Данте, которое предшествовало ранней смерти молодой Беатриче Портинари. Это случилось вскоре после первой встречи поэта с девушкой.

В «Вита Нуова» («Новой жизни») он рассказывает нам о том, как получил учтивый поклон от Беатриче Портинари, юной дамы его сердца: «Я испытал такую сладость, что словно опьянённый покинул людей и уединился в своей комнате и стал размышлять об Учтивейшей… И в размышлении о ней охватил меня сладкий сон, в котором явилось мне дневное видение: казалось мне, будто вижу я в своей комнате облако огненного цвета, за которым я различил облик некоего мужа, видом своим страшного тому, что смотрит на него; сам же он словно бы пребывал в таком веселии, что казалось это удивительным; и в речах своих он говорил многое, из чего лишь немногое я понял, а среди прочего понял такие слова: “Ego dominus tuus!” («Я твой повелитель!») На руках его словно бы спало нагое существо, лишь легко прикрытое, казалось, алой тканью; и, вглядевшись весьма пристально, я узнал Донну поклона, которая за день до того удостоила меня этого приветствия. А в одной из ладоней словно бы держал он некую вещь, которая вся пылала; и мне показалось, будто он сказал следующие слова: “Vide cor tuum! («Взгляни на сердце своё!») И после того как он постоял немного, словно бы разбудил он ту, что спала, и проявил такую силу доводов, что понудил её съесть тот предмет, который пылал в его руке, и она вкушала боязливо. Спустя немного времени веселье его обратилось в горький плач; и плача так, вновь поднял он Донну на руки и вместе с ней стал словно бы возноситься к небу…»

Данте пошёл настолько дальше всего, прежде считавшегося известным, что его почитатели стали рассматривать «Божественную комедию» как подлинное откровение. Данте использует поэтический приём, превращая себя самого в действующее лицо великой поэмы, описывающей жизнь после смерти. Данте рассказывает о том, как он подошёл в своей жизни к пределам отчаяния, о том, как для блага его высшие силы проводят его через ад, чистилище и рай к источнику света - в присутствие Бога. Его поэма - аллегория, где поэт Вергилий представляет разум, возвышенный дух женщины Беатриче представляет откровение, а святой Бернард - интуицию веры.

Дантовский ад (инферно) - место, имеющее свою логику, где определённый грех есть своё собственное наказание. Так, например, гордый аристократ Фарината горит в вечном пламени собственной гордыни. Преступные любовники Паоло и Франческа должны продолжить жить и дальше, скованные неразрывными узами их собственной страсти. Прибегавший в земной жизни к насилию должен теперь столетие за столетием совершать деяния, исполненные необузданной жестокости и зверства и т. д. Душа поэта, ведомая Вергилием, всё ниже и ниже спускается в ад, и в той же мере возрастает серьёзность преступлений, получающих там своё воздаяние, - лицемерие, обман, воровство, убийство - пока, наконец, оба путника не добираются до отвратительного полупогребённого тела сатаны на самом дне ада. Перебравшись через тело сатаны, они оказываются по другую сторону ада и начинают восхождение через чистилище, где душа может очиститься от гибельных пристрастий и привычек, где может быть приобретено новое вдохновение на пути, ведущем вверх, к раю. Семь кругов чистилища соответствуют семи смертным грехам: гордыня, зависть, злоба, лень, алчность, чревоугодие и похоть. Пройдя своими кругами, очистившиеся души выводятся в подобие земного рая на вершине чистилища. Теперь душа достигла плоскости земной добродетели, но ещё не достойна высших пределов рая.

Путешествие души поэта через рай к небесам символизируется остановками путников на различных астрономических телах, своего рода «путевых станциях» для душ, прибывающих в царство радости, но ещё далёких от небесного совершенства. Эти этапы представляют собой главные человеческие добродетели: справедливость, благоразумие, умеренность, стойкость - и теологические добродетели: веру, надежду, милосердие. Наконец душа в экстазе достигает небес, где исчезают понятия времени и пространства. Но, конечно, в этом кратком пересказе нельзя воспроизвести богатства и утончённости мысли, глубины прозрения - всего того, что делает описание Данте жизни после смерти всемирно признанным шедевром.

Следующий систематизированный, вдохновенный и подробный рассказ о мире за чертой нашего, земного принадлежит шведу, жившему в XVIII веке, великому учёному, философу и провидцу Эммануилу Свёденборгу. То обстоятельство, что среди моих близких друзей есть несколько последователей Свёденборга, - они принадлежат к особой церкви, основанной на учении Свёденборга, - делает для меня особенно приятным этот краткий рассказ о нём.

Эммануил был сыном замечательного человека, епископа и профессора теологии, который постоянно бывал в неладах с церковными властями: он всегда настаивал, что прямой религиозный опыт человека важнее, чем выдохшаяся религиозная догма. Эммануил был блестящим учёным со времени своего отрочества и завоевал мировую репутацию, будучи ещё молодым человеком. Позже он писал своему другу, что тридцать пять лет занятий естественными науками были годами подготовки его Господом для восприятия тайн жизни за смертью. Достижения его как учёного были феноменальными. Задолго до Лапласа и Канта он предложил «небулярную» космогоническую теорию Солнечной системы - её происхождения из гигантской завихрённой массы, разрежённой газовой туманности, сконденсировавшейся со временем в Солнце и планеты. Он сделал важные открытия, расширяющие наши знания о фосфоресценции, магнетизме, теории атомного строения материи, был пионером в кристаллографии. Как анатом и физиолог он наметил перспективы развития новой науки неврологии, особенно в области точного определения функций клеток мозга и коры головного мозга, спинного мозга. Он предвосхитил более поздние изыскания в области эндокринологии. Сведенборг не ограничивал свою деятельность теоретическими науками, он принимал активное участие в делах общества как правительственный чиновник и законодатель. Научные труды написаны им на латыни.

Свёденборг - один из величайших парапсихологов всех времён - стал испытывать непроизвольные проявления своего дара ещё с тех пор, как с головой ушёл в изучение естественных наук. Однажды, находясь вдали от своего дома, он продемонстрировал один из самых ярких засвидетельствованных примеров ясновидения. В субботний полдень, находясь в Гётеборге, в трёхстах километрах от Стокгольма, он «увидел» Стокгольм, объятый пламенем. Это был великий стокгольмский пожар 1759 года. Своим внутренним зрением он видел, как быстро распространяется пожар, как горит дом его друга, как огонь угрожает дому, где он сам жил в Стокгольме. Наконец, в 8 часов вечера пожар был потушен. А через два дня, во вторник утром, новости о пожаре достигли Гётеборга. Пожар был в точности таким, каким его описал Свёденборг.

Когда ему исполнилось пятьдесят семь лет, он испытал ошеломляющее духовное превращение: говоря его словами, над ним «разверзлось небо». Он оставил изучение естественных наук, чтобы заняться изучением этих новых измерений реальности. Он говорил, что получил свободный доступ в мир духа, свободно перемещается в нём, беседует с его обитателями, исследует его. Хотя Свёденборг никогда не проповедовал и не пытался создать свою секту - свёденборгианская церковь была основана его восхищёнными последователями, - он много писал о своих путешествиях по этому дальнему миру и опубликовал его полное и подробное описание.

На своём ординарном, начальном уровне загробная жизнь, по Свёденборгу, имеет много общего с нашей собственной. Он нашёл естественную твердь и пространство, населённые центры, где обитают мужчины и женщины со всеми знакомыми нам человеческими привычками и чаяниями. Каждый занят чем-то, имеющим целью достижение общего блага, все учатся и в то же время учат. Учатся у душ, достигших более высокой мудрости, учат сбитых с толку и растерявшихся из числа вновь прибывших. Свёденборг считал, что всеобщий человеческий страх перед смертью совершенно не обоснован. Для просвещённых людей переход из одного царства бытия в другое может быть совершенно естественным и безболезненным. После перехода физическое тело становится ненужным. Мы легко осваиваемся в мире духа. Таким образом, «небо и земля могут быть вместе, могут составлять для нас единое; человек знает, что творится на небесах, и ангелы знают, что происходит на земле».

Сведенборг смеялся над представлением о том, что личность человека становится более благородной благодаря тому, что переходит в следующую сферу бытия. «Наши кружевные представления об абстрактном благородстве души, - писал он, - испытывают хорошую встряску. Души наших отцов ничуть не лучше нас, живых, - ни в моральном, ни в земном измерении, а их занятия зачастую менее стоящи, чем наши собственные. Многое из того, что они делают, смахивает на полицейскую хронику. Даже ангелы - не что иное, как просто хорошие люди в благоприятной им сфере бытия, мы можем им совершенно не поклоняться, поскольку они этого не заслуживают. В лучшем случае, они сродни нашим пророкам. Самое существенное - в том, что смерть не изменяет сути вещей. Человек сталкивается с теми же проблемами, что и прежде, и ему самому приходится их решать. Ничто, кроме правды и добра, не получает процветания в ином мире. За могилой нет иного отдыха, кроме мира во Господе, который был нам отдыхом и прежде».

Здесь, конечно, он говорит о начальных, «переходных» ступенях жизни вновь прибывших в иную сферу бытия. Более развитые души начинают осознавать излучение, исходящее из центра, свет, проистекающий от Бога - источника силы, правды, любви и радости. Но прежде чем для души становится возможным достижение этих высших уровней бытия, ей необходимо преодолеть мощную силу тянущих вспять отрицательных эмоций - ненависти, гордыни, зависимости от своих желаний и влечений, от привычек, от одержимости ими. Существенную часть работы продвинувшейся по пути к совершенству души и составляет помощь в этой борьбе пребывающим вновь.

Француженка мадам Гийон, мистик XVII века, оставила свой рассказ о форме общения в потустороннем мире, и он вполне соответствует тому, что рассказал мне мой собственный контролёр, Флетчер. Оба говорят, что прямое мысленное общение друг с другом там вскоре заменяет неуклюжий механизм языка. «Там существует, - писала мадам Гийон, - другая манера вести беседу, иная, чем речь. Я познала тогда язык, раньше мне не знакомый. Я постепенно стала замечать, что я не могу говорить, когда приходит отец Лaкомба, что в моей душе по отношению к нему выработалась та же манера молчания, что и к Богу. Я поняла, что Бог желает показать мне, что люди в этой жизни могут познать язык ангелов. Постепенно я стала разговаривать с отцом Лакомба только в молчании. И тогда мы стали понимать друг друга во Господе, в бессловесном божественном выражении. Мы часами пребывали в этом глубоком молчании, всё время беседуя, но не произнося ни единого слова».

Свёденборг был последним великим учёным западной цивилизации, владевшим замечательными парапсихологическими способностями и демонстрировавшим их. Многие ведущие учёные признавали парапсихологические феномены и считали, что они указывают нам путь к познанию истинной природы человека. Но никто после Свёденборга не владел одновременно и такими способностями, и желанием их демонстрировать. (Многие медики в наше время владеют ими, но не желают, чтобы об этом все знали, опасаясь, что это повредит их профессиональной репутации!) Причину надо искать в рационализированном материализме, выраставшем внутри нас и наконец почти полностью овладевшем тем, что можно назвать «официальным разумом» западного человека. После Свёденборга пришли паровая машина, механическая прялка, ткацкий станок, фабричная система, Промышленная революция. Все поглощающая волна рационального материалистического скептицизма обрушилась на наш мир, угрожая поглотить всякого, кто осмелится противостоять ей. Мы - создания своего времени. Жить нашей жизнью и выглядеть сумасшедшим в глазах большинства современников нелегко. Но кто же действительно безумец? Тот ли, кто утверждает, что нет никакой иной реальности, кроме той, которую можно измерить, взвесить, услышать и понюхать, купить и продать? Или же тот, кто открыв для себя диапазон её измерений, не постижимых с помощью пяти основных чувств, видит более просторную Вселенную?

Благодаря Просвещению и Промышленной революции XVIII века, благодаря использованию в громадных масштабах механических изобретений в XIX веке и технологическому взрыву XX века с его автоматизацией и кибернетикой западный человек выжал огромные выгоды из земли, посвятив себя единственно лишь манипуляции материалами и исключив для себя, насколько смог, все другие ценности. История западной философии от Юма к Канту, к Конту, к Расселу - это хроника борьбы западного человека за сохранение трансцендентальных ценностей против поднимающегося прилива коммерциализированного материализма.

Экономическая основа популярных воззрений очевидна. Правящая элита приобретала деньги, престиж и власть путём рационального манипулирования материалами. Любые принципы, истинные или ложные, имевшие тенденцию обуздать материалистическую экспансию, следовало утопить в потоке слов и дискредитировать. Те философы, которые наиболее рьяно поддерживали материалистические гипотезы, оказались у кормила академического «муниципалитета» философии. От их научных заключений, если воспринимать их серьёзно, мороз до костей пробирает. Вот характерные цитаты, принадлежащие маститым философам материалистической школы: «Всё должно быть объяснимо языком и терминами физики, включая и поведение человека. С точки зрения науки в мире не существует ничего иного, кроме возрастающе сложных систем физических составляющих…» Другой философ: «Отношение мысли и мозга, грубо говоря, того же порядка, что и между жёлчью и печенью или мочой и мочевым пузырём…». Ещё один: «Как объяснить Вселенную? - это праздный вопрос. Человек не может знать, есть ли Бог или его нет. Поэтому дискуссия не имеет смысла».

К счастью, мы не остались без философского противоядия подобным взглядам, несущим столько насилия всему, что прекрасно и чем изобилует жизнь человека, природы и Вселенной. Одно из противоядий дал Уильям Джеймс, о работах которого речь пойдёт в следующей главе. Другим является комплекс философских работ - вклад философов равного или даже более высокого уровня по сравнению с только что процитированными. И третье противоядие - это теория эволюции сознания, полностью объясняющая, как явления, непонятные на одном уровне человеческого сознания, становятся ясными, очевидными, воспринимаемыми на более высоких уровнях осознанности.

Последнее направление мысли заняло видное место в философии XX века и было поддержано такими выдающимися мыслителями, как Анри Бергсон, К. Г. Юнг, Джулиан Хаксли, Р. Б. Медавар, Т. А. Гаудж, Тейяр де Шарден и Эрих Кал ер. Изложение этой философии, принадлежащее канадскому психиатру Р. М. Бакку, является моим любимым. «Диапазон простого сознания намного уже диапазона самосознания, - говорит Бакк, - а диапазон космического сознания намного шире и того и другого. Человек, обладавший космическим разумом пусть даже лишь на несколько мгновений, вероятно, никогда уже снова не опустится до духовного уровня просто сознательного человека, но всегда будет чувствовать в себе очищающее, укрепляющее и возвышающее воздействие того божественного озарения; и многие из тех, кто его окружает, вынуждены будут признать, что духовный статус такого человека выше статуса среднего человека».

Люди с более низким уровнем сознания, не способные постигнуть мир в тех измерениях, которые воспринимаются сознанием более высокого уровня, естественно, должны протестовать и оспаривать существование самих этих измерений бытия. Так, засвидетельствован случай с одним бульдозеристом, к которому подступила группа воинственно настроенных защитников природы с требованием не разрушать красивого уголка пригорода. Бульдозерист, встав перед ними руки в боки, сплюнул на землю и посмотрел вокруг. «Какая красота? - спросил он. - Я тут не вижу никакой красоты». Кому в этом случае мы должны верить - механику, который не смог увидеть красоты, или защитникам природы, которые её увидели?

Перед лицом этого стародавнего противоречия я черпаю утешение в том, как его представил с чувством лукавого доброго юмора профессор Кембриджского университета К. Д. Броуд, которого в учебниках причисляют к столпам философии нашего времени.

Мудрец из Кембриджа обратился к утверждению, постулированному Бертраном Расселом, Зигмундом Фрейдом и другими, о том, что опыт всех религий имеет ту же природу, что и галлюцинации и иллюзии. («С научной точки зрения, - сказал Рассел, - мы не можем провести различия между тем, кто ест мало и видит небеса, и тем, кто пьёт много и видит змей».) Профессор Броуд с добродушным юмором рассматривает возможность того, что люди, способные проникать в иные пространственные измерения, могут выглядеть, по нашему мнению, несколько странными:


«Предположим, только в нашем рассуждении, что существует такой аспект бытия или мира, который остаётся полностью вне кругозора обычных людей из нашей повседневной жизни… Тогда выходит, что человеку необходима некоторая как умственная, так и физическая анормальность, чтобы в достаточной степени освободиться от предметов обычного восприятия и вступить в познавательный контакт с этим аспектом реальности. Именно поэтому те люди, которые заявляют, что имеют такие особого рода познавательные способности, действительно обычно выказывают некоторые умственные и физические отклонения от нормы, как этого и следовало ожидать, - при условии, конечно, если их утверждения правдивы. Надо быть действительно слегка «тронувшимся», чтобы иметь возможность заглядывать в сверхчувственный мир».


Но профессор Броуд не считает, что последователи Фрейда и профессор Рассел правы. «Их теории, - пишет он, - выглядят слишком жёлчными и предвзятыми, чтобы вызывать полное доверие. Я бы воздержался признать теорию о природе музыки и её роли в человеческой жизни, если она изобретена лишённым музыкального слуха психологом, чья жена недавно сбежала от него с музыкантом».

Эммануил Сведенборг — шведский ученый-естествоиспытатель, теософ, изобретатель.Сведенборг сочетал в себе таланты превосходного ученого (причем многопрофильного, в его арсенале - минералогия, геодезия, металлургия, анатомия, экономика, космология и еще с десяток дисциплин) и филосовствующего теолога. Возможно, что именно удивительная широта интересов, тонкое чувство взаимосвязи различных вещей и явлений, помогли ему совершить прорыв к "тайному знанию". Поворот произошел, когда Сведенборгу было 56 лет; в один из апрельских вечеров он, по собственным заверениям, пережил встречу с Господом, который благословил его на деяния.

Основной духовидческий труд Сведенборга, носящий название "О небесах, о мире духов и об аде", разделён на три части, вполне соответствующие названию.Причём, большая часть книги - "О небесах". Вторая часть"О мире духов и состоянии человека по смерти его" в два раза меньше первой. Третья,"Об аде", в два раза меньше второй. Как видим, порядок здесь совсем противоположный по сравнению с Дантовой "Комедией". Разве что вместо "Чистилища" у Сведнборга- "Мир духов".

По Сведенборгу, все люди живут по доминирующей в них любви. И если эту любовь у человека отнять, то он тут же падёт бездыханным. Это относится к природному и к духовному человеку. Сушествует четыре рода любви: Любовь к Богу, любовь к ближнему, любовь к миру, любовь к себе. Им соответствуют ЛЮБОВЬ, ВЕРА, ЛОЖЬ, ЗЛО. Когда человек умирает он оказывается в обществе духов, таких же умерших людей. В своём первом состоянии злые духи не отличаются от добрых. Потусторонний мир отличен от нашего только яркостью красок, контрастностью звуков и запахов. Никто не наказывается.Господь и ангелы равно любят и добрых и злых. Но злые, общаясь с ангелами, чувствуют отвращение- и удаляются. Праведники поднимаются в рай, злодеи- низвергаются в ад. Не потому, что таков удел, просто злым рай невыносим. И те и др. чувствуют себя комфортно там, куда стремились всю жизнь по своей любви, иначе -воле.(Адским жтелям позволяется входить на небеса, но, корчась от боли в райском свете, злые тут же стремятся обратно) .Вне зависимости от вероисповедания все попадают туда, куда при жизни их влекла любовь. Себялюбцы и возлюбившие то, что в миру-в ад, а боголюбивые и любившие ближнего своего- в рай. Но перед этим все нехристиане наставляются в христианских истинах. Преобладающий в каждом умершем род любви становится единственным. Духи одного общества, как бы ни поворачивались их тела, всегда смотрят друг другу в лицо. Сообщаются они при помощи мыслей, так что тут становится невозможным лицемерие. И то, что дух помышляет, становится известным всем членам его общества.

Небеса разделены на ДВА Царства- Небеса Небесные (Царство Священства Господня) и Небеса Духовные (Царское Царство).

В первом обретаются те, в ком преобладала любовь к Господу- т.е. любовь ко благу, воля. Во втором -возлюбившие ближнего своего, истину, то есть разумные.

Помимо этого небеса делятся на три части - внутренние, средние и внешние. Везде дома, цветники, сады и храмы,где мудрейшие ангелы наставляют прочих. И чем долее ангел живёт на небесах, тем более молодеет, становится всё прекраснее и совершеннее. Каждый получает то,что желал получить. Причём ангелы небесные видят Господа как Солнце а ангелы духовные- как Луну. НА НЕБЕСАХ СОВЕРШАЮТСЯ БРАКИ. ИХ ЦЕЛЬ- СОЕДИНЕНИЕ ДВУХ ЛИЧНОСТЕЙ В ОДНУ. На небесах не существует времени но ангелы, приближающиеся ко своему благу,впадают как бы в сумеречное состояние.

Внешний облик ангела не отличается от человеческого. Ангелы одеты, но чем ближе к Господу,тем обнажённее. в этом особый эротизм рая.

АД

У адских ТЬМА вместо Солнца и МРАК вместо Луны. Ад разделён ттакже на два царства.В первом селятся духи, жившие по ЛЮБВИ КО ЛЖИ, во втором- гении, ВОЗЛЮБИВШИЕ СЕБЯ. все они уродливы и строят друг другу интриги. Но уродства своего не замечают,а интригами наслаждаются. Наиболее злобные подчиняют себе прочих. Все обращены к Господу спиной.Местность в аду мрачная и печальная. вместо домов- хижины и пещеры.

По мнению Сведенборга, любой может всё это созерцать и даже созерцает, но не волен осознать.Видения свои Сведенборг разделяет на три типа.

1. Особые состояния пограничные между бодрствованием и сном (очень редкие, сам Сведенборг испытал такие только три раза в жизни), когда открывается сверхсознательное.

2. Когда Сведенборгу казалось что, хотя сам он идёт, скажем,по улице, некто уводит его и показывает ему нечто совершенно отличное от того, что видит в этот момент тело, продолжающее своё шествие по улице.

3. Имагинации- это поседневная сила представления.

Теплым июльским вечером 1759 года на званом ужине в шведском городе Гетеборге, в доме купца Вильяма Кастеля, произошло странное событие.

В столовой, где собрались шестнадцать гостей, царила обстановка непринужденного веселья, бе­седа прерывалась взрывами смеха, слыша­лось позвякивание ножей и вилок. Неожи­данно один из гостей, 71-летний Эмануэль Сведенборг, который пользовался заслу­женной славой серьезного ученого, резко отодвинул от себя прибор и, побледнев, встал из-за стола. Беседа прервалась, на­ступила гнетущая тишина, в которой Све­денборг направился к выходу из столовой. Гости в недоумении переглядывались.

Прошло несколько минут, и ученый вновь появился на пороге. «В Стокгольме начался пожар! - задыхаясь, произнес он. - Огонь уже охватил ближайшие дома и теперь подбирается к моему». Это объяснение не слишком прояснило ситуацию. Никто из собравшихся не мог понять, каким образом Сведенборг узнал о пожаре, бушующем в Стокгольме, расположенном на расстоянии трехсот миль от города, где проходил зва­ный ужин. Может быть, это всего лишь фан­тазии старика, рассудок которого помутил­ся от нескольких рюмок спиртного?


Хозяин дома, как мог, успокоил гостя и попросил остальных продолжать трапезу. Однако на протяжении вечера Сведенборг еще несколько раз проявлял беспокойство - менялся в лице и, не в силах справиться с волнением, принимался мерить шагами столовую. И только в восемь часов ученый вдруг воскликнул: «Слава богу! Пожар уда­лось потушить в трех домах от моего! Мое жилище не пострадало».

На следующий день весть о странном поведении Эмануэля Сведенборга рас­пространилась по Гетеборгу. Люди в не­доумении пожимали плечами. Каково же было изумление горожан, когда вечером из Стокгольма примчался курьер и сообщил о большом пожаре, накануне охватившем город. По его словам, огонь удалось поту­шить лишь в восемь часов вечера.

Человек, далёкий от мистики

Личность Эмануэля Сведенборга, швед­ского ученого и теософа-мистика, пред­ставляется загадочной и в наши дни. Он появился на свет 29 января 1688 года в Стокгольме и умер в Лондоне на 84-м году жизни.

Эмануэль родился в семье священника, получил домашнее образование, а потом изучал в Уппсальском университете древ­ние языки, философию, историю, право и естественные науки. Будучи еще совсем молодым человеком, Сведенборг служил инспектором шахт в Горном управлении и так преуспел в этом, что король Карл XII сделал его своим советником по инженер­ным вопросам. Монарх с интересом изучал чертежи механизмов, выполненные молодым ученым, среди кото рыхбыли машины для пере­движения посуше, под водой и даже по воздуху. Кроме этого, Сведен­борг изобрел паровой котел, пневматичес­кое ружье, предложил новую техно­логию про­кладывания каналов...

В 46 лет Эмануэль Сведенборг стал почетным членом Петербургской Академии наук. Общеевропейскуюсла­вуученомупринесли«Труды пофилософиииминералогии», написанные им в 1734 году. Всего же его научноенаследиесоставляютпятьдесят томов, двадцать из них посвящены мате­матике и астрономии. У него были труды, посвященные также анатомии и геометрии. Современники считали Сведенборга очень практическим человеком, твердо стоящим на ногах и далеким от всякой мистики.

Однако главное событие, перевернувшее всю его жизнь, как записал Сведенборг в своем дневнике, произошло в 1745 году. Незадолго до этого он ощущал странное беспокойство, потом ему начали сниться эротические сны. А затем... Кто-то, воз­можно, решит, что Сведенборг просто впал в безумие...

Путешествие в рай и ад

Апрельской ночью ученый, возвращаясь домой, шел по пустынным лондонским ули­цам, когда услышал вдруг за собой чьи-то шаги. Оглянувшись, Сведенборг увидел не­знакомца, который молча следовал за ним. Сведенборг вошел в свою комнату и обна­ружил, что и его загадочный попутчик на­ходится здесь же.

На недоуменный вопрос тот ответил: «Я - Иисус Христос! - и, гля­дя прямо в глаза растерявшегося челове­ка, произнес: - Ты должен открыть людям, впавшим в грех, неверие и заблуждение, ут­раченную веру. Церковь приходит в упадок, ты должен создать новую Церковь, Церковь Иерусалима». Незнакомец заявил, что теперь дух Эмануэля сможет совершить путешествие в рай и ад, разговаривать там ангелами и демонами. Кроме того, он повелел ученому изучать Библию.

Позднее Сведенборг написал: «В этуночь открылся и мой внутренний взор, так что я получил возможность видеть обитателей мира духов, небеса и ад, и благодаря этому множество скрытых аспектов бытия. После этого я совершенно оставил мои занятия в земных науках и посвятил себя исключительно духовным постижениям, Господь Сам руководил моими записями об этом».

Прекрасная жизнь мёртвых

Послушный во ле высших сил, Сведенборг начал с изучения еврейского языка, чтобы читать священные тексты в оригинале. На это ему понадобилось два года. Изучив священное писание, он понял, что в нём заложена основа для его будущего учения.

Учение Сведенборга основывается на вере в бессмертие души и существование потустороннего мира. По его мнению, уме­рев, человек не теряет свободы воли. Пона­чалу он даже не понимает, что умер, потому что в его окружении ничего не меняется. Он ходит по тем же улицам, живет в том же доме, к нему приходят те же друзья. Одна­ко постепенно умерший начинает обращать внимание на то, что краски вокруг него ста­ли более яркими, а эмоции - более сильны­ми. Жизнь становится более насыщенной и, если так можно сказать, осязаемой. Чело­век начинает понимать, что до сих пор всего лишь прозябал, настоящая жизнь началась совсем недавно.

«Общество по своему вкусу»

Вскоре после того, как приходит это пони­мание, к человеку начинают являться анге­лы и демоны. Сведенборг пишет, что ангелы и демоны - это умершие люди, только одни из них возвысились, а другие пали. Чело­век, беседуя с ними, постепенно решает для себя, где ему будет лучше - в раю или в аду. В этом заключается его свобода воли. Об­ласть, в которой оказывается человек пос­ле смерти, является промежуточной меж­ду раем и адом - это область духов. Здесь живут души умерших, здесь они беседуют с ангелами и демонами.

Может пройти очень много времени, прежде чем человек решит, куда ему переместиться из области духов - в рай или ад. В конце концов, он выбирает себе «общество по своему вкусу». Если че­ловек при жизни был склонен к интригам и злым поступкам, он выбирает ад, несмотря на то, что это «страна болот с сожженными городами». Как ни странно, грешникам там живется весьма комфортно, только там они чувствуют себя по-настоящему счастли­выми. Бывает и так, что, ошибочно выбрав для себя местом обитания рай, человек, в жилах которого течет демоническая кровь, потом покидает его и с облегчением обос­новывается в аду.

Рай, как правило, выбирают люди с высо­ким интеллектом. По мнению Сведенборга, именно они отправляются в этот край все­общей любви и труда. В своей книге «О не­бесах, о мире духов и об аде» он подробно описывает все, происходящее в потусто­роннем мире. Он рассказывает о существу­ющем там социальном строе, занятиях оби­тателей. При этом тон повествования таков, что становится ясно - ученый никого ни в чем не пытается убедить. Он просто расска­зывает о том, что видел своими собствен­ными глазами.

Спасение человека – в его разуме!

Интересна описанная Сведенборгом ис­тория отшельника, который при жизни де­лал все, что, по его мнению, должно было помочь ему попасть, в рай. Он удалился в пустыню, отказавшись, от простых челове­ческих радостей, и всё свое время прово­дил в молитве о том, чтобы ему оказаться в раю. После смерти этот отшельник пришел рай, но его появление никого не обрадова­ло: он не смог стать достойным собеседником ангелам, потому что даже не понимал, о чем они говорят.

Проведя свои земные Дни вдали от человеческого общества, не развиваясь духовно, а лишь вознося молитву за молитвой, он сделался праведным, но" примитивным человеком. Пожалев беднягу, Господь сотворил для него кусочек пусты­ни, к которой тот привык при жизни, прямо в раю. И там он смог продолжить свои земные занятия. Отказавшись от радостей жизни, этот праведник сделался никому не нужным - ни на земле, ни на небе.

Сведенборг считает, что единственное спасение человека - в его разуме. Если ты не в состоянии понять, о чем разговарива­ют ангелы, разве достоин ты неба?

Путёвые заметки

Последние тридцать лет своей жизни Сведенборг общался с обитателями рая и ада. Его слуги утверждали, что сами не раз присутствовали при таких беседах. Однако он предпочитал ни с кем не обсуждать со­держание этих бесед: все, что ему удалось узнать о потустороннем мире, он изложил в своих трудах. Услышанное и пережитое ста­рый ученый излагает в скупой, сдержанной манере, напоминающей путевые заметки человека, который объездил много дальних стран и решил, никого ни в чем не убеждая, не навязывая своего мнения окружающим, просто поведать обо всем увиденном.

Просьба вдовы

Вскоре после ночного происшествия 1745 года у Эмануэля Сведенборга открылся дар ясновидения. Пример тому - случай с пожаром, приведенный в начале этой ста­тьи. Было и множество других подобных случаев.

Один, наиболее известный, произошел после того, как скоропостижно умер гол­ландский посланник при стокгольмском дворе, граф Мартевиль. Незадолго до кон­чины граф приобрел мебель, за которую рассчитался сполна. Однако вскоре к его вдове обратился поставщик, который якобы никаких денег не получал. Несчастная жен­щина, еще не оправившаяся после смерти мужа, не представляла, куда покойный по­ложил документ, подтверждающий оплату. В отчаянии она обратилась за помощью к ЭмануэлюСведенборгу,окотором ходили слухи, что он может устанавливать связь, с загробным миром. «Если только люди говорят о вас правду, вы можете спросить у моего мужа, где находятся эти бумаги. Сделайте это, умоляю», - просила она, захлебываясь слезами.

Сведенборг выполнял подобные просьбы неохотно, но на этот раз, жалея бедняжку, не смог отказать. Прошло несколько дней, и Сведенборг явился к вдове такими словами: «Ваш супруг поручил мне сообщить, что скоро сам укажет, где следует искать бумаги».

Через несколько дней вдова увидела сон, в котором ее покойный муж четко указал место, где лежала расписка. Там же она обнаружила бриллиантовую булавку, которую давно считала потерянной.

Королева упала без чувств

Прослышав о невероятных способностях старого ученого, шведская королева Луиза Ульрика пригласила его к себе, чтобы лично убедиться в них. Она попросила Сведенборга встретиться с ее умершим братом, принцем Вильгельмом, и узнать, о чем тот говорил с ней в день последнего свидания. Содержания разговора не знал никто, кроме королевы и ее покойного брата. Таким образом венценосная особа хотела убедиться в необычных способностях Сведенборга.

Через несколько дней Сведенборг сообщил королеве не только содержание разговора с принцем, но и обстоятельства, при которых этот разговор состоялся. Луиза Ульрика была настолько потрясена услышанным, что упала без чувств.

Исследователь потустороннего мира

Эмануэль Сведенборг, инженер, учёный, мистик, предсказал дату собственной смерти. Незадолго до того, как отправиться в мир иной, он пригласил к себе друзей и сказал им, что за всю жизнь не написал ни одного слова лжи. Все изложенное в его книгах, истинная правда!

Известный аргентинский писатель Хор Луис Борхес так отзывался о Сведенборге: «Он гораздо более интересный мистик,чем все другие. Те говорят только, что o ни почувствовали экстаз, и пытаются передать его в литературной форме. Сведенборг - первый исследователь потустороннего мира, к которому надо относиться серьезно».

Юрий Золотов

Трудно указать точную дату, когда были зафиксированы первые физические или психические проявления духовных сущностей высшего или низшего типа, оказавших ощутимо сильное влияние на мирские дела. У спиритов принято связывать начало изучения этого явления с 1848 г. Но недаром говорят, что спиритизм столь же стар, как человеческий род. Во все времена мы находим следы общения с духами и запоздалые признания истинности подобных явлений. Однако в настоящее время отцом нового учения о взаимодействии с Потусторонним миром считается шведский метр - Эммануэль Сведенборг .
Артур Конан Дойль писал:
Когда первые лучи восходящего солнца спиритического учения упали на грешную землю, то их свет в первую очередь озарил величайший разум, а потом уже и остальное человечество. Этот озарённый разум принадлежал великому религиозному реформатору и ясновидцу, которого его же собственные последователи понимали не более, чем понимали Христа его ученики.
Для того, чтобы в полной мере постичь Сведенборга, нужно обладать разумом, равным его собственному, а такой рождается только раз в столетие.
Представляет интерес место Сведенборга в общей схеме психических исследований. Выдающийся шведский учёный XVIII в. Эммануэль Сведберг (Сведенборг), обладающий поразительными парапсихологическими способностями, оставил систематизиро­ванный и подробный рассказ о мире за чертой нашего земного существования. Его признания являются поистине бесценной сокровищницей для наших современников.
Эммануэль Сведберг родился в Стокгольме 29 января 1688 г. Отец его, доктор Эспер Сведберг, происходил из старинной шведской фамилии. Епископ и профессор теологии, он постоянно конфликтовал с церковниками, поскольку всегда настаивал, что прямой религиозный опыт человека важнее, чем выдохшаяся религиозная догма.
Эммануэль с ранних лет отличался неутомимым стремлением к знаниям и получил блестящее образование в Упсальском университете. Для довершения своего образования Сведберг предпринял путешествие по Англии, Голландии, Франции и Германии, где в течение четырёх лет посещал их знаменитые университеты.
Сфера его интересов охватывала филологию, философию, разные отрасли математики, астрономию и вообще все естественные науки. Он был блестящим учёным и ещё молодым получил мировую известность. Его научные достижения были феноменальны. Задолго до Лапласа и Канта он предположил «небулярную» космогоническую теорию, согласно которой Солнечная система возникла из гигантской газовой туманности, сконденсировавшейся со временем в Солнце и планеты. Он сделал важные открытия, расширяющие наши знания о фосфоресценции, магнетизме, атомном строении материи, был пионером в кристаллографии.
Эти его заслуги и научные труды были достойно оценены шведским правительством, а признательная королева Ульрика Элеонора возвела его в 1719 г. в дворянское достоинство и переименовала Сведберга в Сведенборга.
Примерно к пятидесяти годам Сведенборг овладел всеми известными в его время естественными науками и обратился к исследованию внутреннего мира. Он начал с того, что сделал обзор всех знаний в области психологии, опубликовав его впоследствии в нескольких томах.
Сведенборг обладал замечательными парапсихологическими способностями и не стеснялся демонстрировать их. Так, шведская королева Луиза Ульрика, желая лично убедиться в справедливости того, что ей рассказывали о духовидении Сведенборга, решила подвергнуть его испытанию. Пригласив его однажды во дворец, королева в общем разговоре поинтересовалась, справедливо ли говорят, что он может общаться с умершими. Получив утвердительный ответ, она спросила у него, не может ли он принять от неё поручение к её недавно умершему брату (принцу Вильгельму). Сведенборг ответил, что исполнит это с большим удовольствием, и королева, отведя его в сторону, изъявила желание узнать от него, о чём говорил с ней брат в последние минуты их свидания, перед самым отъездом её в Стокгольм. Королева очень хорошо знала, что принц никому бы не пересказал этот разговор, и она сама никогда и ни с кем не говорила об этом.
Через несколько дней Сведенборг явился с ответом во дворец. И, по приглашению королевы выйдя с ней в особую комнату, в присутствии только государственного советника графа Шверина, оставшегося в некотором отдалении, пересказал ей разговор её с принцем со всеми подробностями места, времени и обстоятельств, при которых он происходил.
Королева была так поражена, что почувствовала дурноту и только через несколько минут пришла в себя от изумления. Она не понимала, каким образом Сведенборг узнал то, что было тайной для всех и известно только ей и её умершему брату. Этот эпизод известен из нескольких источников. Прежде всего об этом поведал французский учёный академик Тьебо, которому лично королева подтвердила правдивость данного факта. Об этом же писал русский посланник при шведском дворе граф Мусин-Пушкин; этот факт описан и в записках датского генерала Туксена.
Не менее интересно следующее происшествие. В 1761 г., после внезапной кончины датского посла при стокгольмском дворе графа Мартевиля, к его вдове обратился серебряных дел мастер с требованием вернуть большую сумму денег за чайный сервиз, который был поставлен в дом покойного. Вдова знала, что граф эти деньги уплатил, но квитанции об оплате она не смогла найти. Больше из любопытства, чем по другим причинам, вдова обратилась к Сведенборгу с просьбой узнать от покойного мужа, где находится квитанция. Через некоторое время Сведенборг пришёл к ней и объявил, что виделся с её мужем, который подтвердил уплату денег за сервиз и сообщил, что расписка находится в ящике бюро. Мадам де Мартевиль ответила, что уже тщательно обыскала бюро. Тогда Сведенборг описал ей секретное отделение, в котором хранилась частная корреспонденция. Именно там и была найдена злополучная расписка.
Свои удивительные способности Сведенборг рассматривал исключительно во взаимосвязи с системой дыхания (индийская система йогов основана на той же идее), и каждый раз после очередного общения с духами ему с большим трудом удавалось в течение часа восстановить дыхание. За исключением этого обстоятельства при общении с духами Сведенборг чувствовал себя нормально. Он разработал собственную йогоподобную технику задержки дыхания и концентрации, тщательно исследовал «гипнотические» состояния, которые можно охарактеризовать как «нейтральную полосу» между сном и бодрствованием. Затем он стал записывать и толковать собственные сны.
Дневник, из которого мы узнали о необыкновенных событиях в его жизни, Сведенборг начал вести в конце своей жизни. Чудом уцелевший дневник, в котором он рассказывал главным образом о своих снах, был обнаружен спустя почти сто лет после смерти Сведенборга и опубликован под названием «Дневник снов». Описывая свои сны, Сведенборг пытался проникнуть в глубинный смысл сновидений, а определённая их последовательность указывала ему на некий путь духовного познания.
Начав записывать свои сны, Сведенборг вскоре убедился, что череда сновидений указывает ему на нечто очень важное в его жизненном предназначении. После нескольких месяцев его дневник внезапно обрывается, а спустя два года записи возобновляются. При этом тональность новых записей заметно изменилась. Теперь в них появляется всё больше рассказов о жизни на небесах и даются продуманные оценки пережитому. На одной из первых страниц Сведенборг пишет: «Сон здесь означает разновидность видения, которое случается во время бодрствования, когда ум отвлечён от внешних ощущений и страстей».
В дальнейших снах ему открылось, что он не должен тратить время на изучение чужих богословских работ и вообще писать о «земных проблемах». Он понял, что получил «дар духовидения» (способности медиума) и начал изучать духовный мир так же основательно, как изучал «земные науки». С 1745 г. деятельность Сведенборга приняла исключительно религиозное направление. Получив свободный доступ в мир духов, свободно перемещаясь а нём и беседуя с его обитателями, он вплотную занялся изучением новых измерений реальности. И в течение 27 лет до самой своей смерти, Сведенборг, как он утверждал, находился в непрерывном контакте с миром духов.
Он много писал о своих путешествиях в потустороннем мире и опубликовал несколько книг с его подробным описанием. В книгах «Истина христианской религии», «Любовь к Богу и мудрость», «О небесах, о мире духов и об аде» и др. подробно описаны его разговоры с ангелами и умершими людьми. За 27-летний период исследований «того» мира он написал 282 работы, изложив в них свой опыт необычных исследований.
Занимаясь исследованиями потустороннего мира, Сведенборг использовал по-видимому, несколько «методов»: это были сны и видения, а также выход из физического тела, при котором учёный многократно посещал «тот» мир, куда уходят люди после жизни на земле. Ясно одно: Сведенборг был величайшим медиумом, который не только легко и просто устанавливал контакт с любым умершим, но и получал важнейшие знания от духовных сущностей, как в своё время их получал от Господа Моисей.
Мир, в который все мы уйдём после смерти, он описывал подобным ряду сфер, представляющих различные оттенки света и счастья, причём каждая душа идёт в ту сферу, к которой привела её духовная эволюция. Человеку, ещё не готовому идти в сферу более высокой духовности, её свет кажется болезненно слепящим. Нами руководит и к нам благоволит некий духовный судия. На его окончательное решение влияет ход всей нашей земной жизни, поэтому покаяние на смертном одре может не возыметь ожидаемого результата.
Сведенборг открыл в этих сферах существование гармоничной общественной системы с тщательно воспроизведёнными декорациями и условиями земного мира. Описание жизни в сферах выполнено Сведенборгом с тщательностью учёного. Он обнаружил там дома, в которых жили семьи, соборы, где они молились, салоны, в которых собиралось общество. Он рассказал об архитектуре, цветах и плодах, школах, музеях, библиотеках и развлечениях.
В присутствии небесных существ, которые помогали вновь приходящим, смерть переносилась легко. Всем вновь прибывшим предоставлялся период полного покоя. Они приходили в сознание в течение нескольких дней (по земным меркам). Здесь встречались и ангелы, и дьяволы, но они ничем не отличались от нас с вами. Все они когда-то были людьми и жили на земле. Низшие духи были дьяволами, высшие - ангелами.
Сведения о потустороннем мире, которые Сведенборг дал людям, столь обширны и многогранны, что для краткого изложения имеет смысл их систематизировать.
Так что же представляет собой духовный мир в видении Сведенборга?
Прежде всего, Божественное начало, из которого состоит всё Мироздание, есть Любовь! Любовью живёт ангел, любовью живёт и человек. «Человек от присутствия в нём любви воспламеняется, при отсутствии её он стыдится, а лишаясь её вовсе, умирает. Божественное начало представляет собой Божественную любовь и исходящую от неё Божественную истину. Любовь подобна солнечному огню, а истина, исходящая от любви, подобна свету».
Троичность Тонкого Мира Сведенборг представил в виде небес, мира духовного и ада. Человек после смерти приходит в мир духов и, пробыв там некоторое время, либо возносится на небеса, либо низвергается в ад, в зависимости от своей земной жизни.
Мироздание населено ангелами, которые «есть не что иное, как просто хорошие люди. В лучшем случае они сродни нашим пророкам. Что ангелы имеют человеческий образ, т.е. они такие же люди, это я видел до тысячи раз: я разговаривал с ними как человек с человеком, иногда с одним, иногда со многими вместе.»
На своём начальном уровне загробная жизнь имеет много общего с жизнью на Земле. В потустороннем мире каждый занят чем-то, имеющим целью достижение общего блага; все учатся и в то же время учат. Учатся у душ, достигших более высокой мудрости, учат сбитых с толку и растерявшихся из числа вновь прибывших. Всеобщий человеческий страх смерти совершенно не обоснован. Для просвящённых людей переход из одного мира бытия в другой может быть совершенно естественным и безболезненным.
Смерть не изменяет сути вещей. Личность не становится более благородной из-за того, что переходит в другую сферу бытия. С чем ушёл с Земли, с тем и явился на небеса. «Души наших отцов ничуть не лучше нас - ни в моральном, ни в земном измерении».
Человек после смерти сохраняет чувства, память, мысли и любовь, которые он имел в физическом мире. Вступая в духовный мир, или в посмертную жизнь, человек остаётся в таком же теле, и даже часто не осознаёт, что он умер: «он видит, как прежде, слышит и говорит, как прежде, познаёт обонянием, вкусом и осязанием, как прежде; у него такие же наклонности, желания, страсти; он думает, размышляет, бывает чем-либо затронут и поражён; он любит и хочет, как прежде; кто любил заниматься учёностью, читает и пишет по-прежнему».
Сведенборг многократно встречался в потустороннем мире со своими умершими знакомыми. С некоторыми из них ему довелось говорить буквально спустя два дня после их кончины. Он рассказывал им о том, как готовятся их похороны. Его знакомые, все как один, чрезвычайно радовались тому, что они живы, и даже с трудом этому верили, крайне удивлялись своему прежнему невежеству относительно жизни после смерти и просили передать их родным, что они не умерли, «что они живут теперь такими же людьми, как и прежде, и только перешли из одного мира в другой; что они ничего прежнего не утратили, ибо находятся в теле и пользуются всеми чувствами его, как и прежде; обладают тем же разумом и волею и сохранили такие же помышления, наклонности, ощущения и желания, как бывало на Земле»:
Мне дано было общаться с людьми, которых я знал здесь, говорить с ними после их смерти. С некоторыми из них я беседовал несколько дней, с другими - несколько месяцев, а с иными - целый год, и наконец, с таким множеством других, что число их бесспорно превышает сотню тысяч; из них многие были на небесах, другие - в аду.
Интересно сообщение Сведенборга о встрече в загробном мире с Кристофером Полхемом, учёным, президентом Королевской Академии наук с 1735 г., который умер в Стокгольме в 1751 г. «Он умер в понедельник, а во вторник беседовал со мной. Я был приглашён на похороны. Полхем видел катафалк и видел, как его гроб опустили в могилу. Он обсудил со мной похоронную процессию и спросил, почему его похоронили заживо. Полхем спросил также, почему священник провозгласил, что он воскреснет в день Страшного суда: ведь он уже воскрес, и у него такое чувство, что он ещё и не умирал».
Или ещё: «Браге умер в 10 часов утра и говорил со мною в 10 вечера того же дня. Он был в непрерывном контакте со мной в течение нескольких дней». Здесь речь идёт о выдающемся датском учёном Браге Тихо, одном из создателей современной астрономии.
После перехода внешний облик человека вначале сохраняется таким же, каким был на Земле. Однако истинный человек таков, каковы его мысли и чувства или любовь и вера, поэтому затем его облик меняется:
Мне случалось видеть недавних пришельцев в тот мир, и я узнавал их по лицу и по речи, но впоследствии я уже не узнавал их: жившие в чувствах добрых принимали облик прекрасный, а жившие в дурных - облик безобразный, ибо дух человека сам по себе есть не что иное, как чувства любви его, а лицо или вид его есть внешний их образ. Лицо меняется потому, что в той жизни нельзя, притворяясь, выказывать те чувства, коих нет, нельзя принимать лицо или образ, противный господствующей любви своей... каждый человек после смерти находится первоначально в том состоянии, в котором он был здесь, а потом постепенно переходит из него в небеса или в ад.
Сведенборг особенно выделяет положение детей в той жизни, которая несравненно лучше, чем на Земле:
Как только дети воскресают, что случается немедленно после их смерти, они возносятся на небеса и передаются там ангелам женского пола, которые в земной жизни нежно любили детей, любя при этом Бога. Мне дано было видеть детей, одетых с величайшим изяществом: вокруг их груди были венки из цветов, блестящих самыми приятными небесными красками; таким же образом были украшены их нежные руки.
Не осталось без внимания и положение учёных в потустороннем мире. Сведенборг встречался со многими, среди которых были и весьма знаменитые и известные в физическом мире учёные, и не очень знаменитые, и даже малоизвестные, но в трудах которых «скрывалась некая мудрость»:
...Человек становился духовным посредством познаний и наук, и они служат орудиями к приобретению мудрости, но только для тех, которые верою и жизнью признали Божественное начало; эти люди, преимущественно перед другими, принимаются в небеса и находятся там между теми, которые обитают в середине, потому что они ближе к свету, чем другие. Они суть те разумные и мудрые на небесах, которые светятся, как светлость тверди, и сияют, как звёзды; простые же там люди суть те, которые признавали Божественное начало, любили Слово и жили жизнью духовно-нравственной, но коих внутренне, духу принадлежащие начала, не были в такой же степени развиты познаниями и науками: дух человеческий подобен почве, которой достоинство зависит от степени её возделывания.
Довелось Сведенборгу поговорить и с теми людьми, которые в физическом мире вели аскетический образ жизни (фанатики), чтобы «отделяясь мыслью от всего мирского», погрузиться в благочестивые размышления, полагая таким путём войти в царствие небесное. Но эти люди в том мире находятся в грустном состоянии духа: они презирают тех, которые не походят на них; негодуют за то, что им не дано наслаждаться большим счастьем, чем другим.
Когда они возносятся до места пребывания ангелов, они наводят на них тоску, которая нарушает их счастье; поэтому они переносятся в пустынную местность, где ведут жизнь, подобную той, которую вели в мире.
По информации Сведенборга, бедность не является пропуском на небеса (в рай), так же как богатство не служит причиной, по которой человека отправляют в ад:
Я должен наперёд сказать, что человек может приобрести богатство и увеличивать по возможности своё благосостояние, лишь бы это не было обманом или предосудительными средствами. Он может роскошно пить и есть, лишь бы не полагал в этом цели своей жизни. ничто не помешает ему войти в небеса, лишь бы внутренне он мыслил о Боге, как должно, и поступал с ближним искренне и правдиво...
Бедность столько же, как и богатство, отклоняет и удаляет человека от небес: между бедными весьма многие недовольны своей участью, очень честолюбивы и считают богатство за настоящее благословение, вследствие чего, оставаясь без него, они предаются гневу и худым помыслам о Божественном провидении...
Но самое важное, на что обращает внимание Сведенборг, это то, что в каждом человеке после смерти сохраняется тот уровень душевной любви, которую он смог развить при жизни на земле. Эта любовь вечна, ибо дух человека таков, какова его любовь:
Мне дано было говорить с некоторыми духами, которые жили тому назад семнадцать веков и которых жизнь известна по сочинениям того времени, и я узнал, что любовь, бывшая в них тогда, управляет ими и до сего времени.
Познакомившись с уникальной информацией о потустороннем мире, которую Сведенборг передал людям почти 300 лет тому назад, мы можем согласиться с его выводами - жизнь после смерти продолжается и, судя по всему, эта жизнь довольно активна.

В. Н. Кузнецов

ЭММАНУЭЛЬ СВЕДЕНБОРГ

Сведенборг, который жил с 1688 до 1772 г. г. родился в Стокгольме. Он был известен благодаря многим статьям по естествознанию. Его сочинения по анатомии, физиологии, психологии пользовались признанием современников. В конце жизни он пережил духовный кризис и стал рассказывать о том, как он вошел в контакт с духовными явлениями потустороннего мира.

Его последние работы дают описания того, что представляет собой жизнь после смерти. Удивительно необычайное совпадение между тем, что он пишет и тем о чем свидетельствуют другие лица, перенесшие клиническую смерть. Сведенборг описывает как он ощущал себя, когда останавливается дыхание и циркуляция крови.

«Человек не умирает, он просто освобождается от физического тела, которое ему нужно, когда он был в этом мире… Человек, когда он умирает, лишь переходит из одного состояния в другое».

Сведенборг утверждает, что он сам проходил эти ранние стадии смерти и ощущал себя вне тела. «Я был в состоянии бесчувственности по отношению к ощущениям тела, т. е. почти мертвым, но внутренняя жизнь и сознание оставались нетронутыми, так что я запомнил все, что со мной происходило и что происходит с теми, кто возвращается к жизни. Особенно ясно я запомнил ощущение выхода моего сознания, т. е. духа, из тела».

Сведенборг рассказывает о том, что он встретил существа, которых он называет ангелами. Они спрашивали его, - готов ли он умереть? «Эти ангелы спросили меня, чем была моя мысль и походила ли она на мысль тех умирающих, которые обычно думают о вечной жизни. Они хотели, чтобы я сосредоточился на мысли о вечной жизни».

Однако, общение Сведеборга с этими духами не было похоже на обычное земное общение между людьми. Это была почти непосредственная передача мыслей. Таким образом, здесь исключалась возможность неправильного понимания. «Духи общались со мной на универсальном языке… Каждый человек после смерти немедленно приобретает способность к общению на этом универсальном языке… который представляет собой свойство духа.

Речь ангела или духа, обращенная к человеку, звучит также отчетливо, как и обычная речь людей, но ее не слышат другие, находящиеся тут же, а только тот к кому она обращена, потому, что речь ангела или духа направлена непосредственно к сознанию человека…»

Только что умерший человек еще не понимает, что он умер, так как он еще находится в «теле», во многих отношениях напоминающем его физическое тело. «Первоначальное состояние человека после смерти сходно с его состоянием в мире, так как он продолжает оставаться в рамках внешнего мира… Следовательно, он еще не знает ничего, что он находится в привычном ему мире… Поэтому, после того, как люди обнаруживают, что они имеют тело с теми же самыми ощущениями, что и в мире… у них возникает желание узнать, что представляют собой небеса и ад». В то же время, духовное состояние менее ограничено, по сравнению с телесным. Восприятие, мысль и память более совершенны, а время и пространство не являются более ограничивающими обстоятельствами, как при физической жизни. «Все духовные дарования являются более совершенными, это относится как к ощущению, так и к осмысливанию и удержанию в памяти». Умирающий человек может встретиться с духами других людей, которых он знал в течение жизни. Они присутствуют для того, чтобы помочь ему в его переходе в иной мир. «Духи людей, отошедших из мира сравнительно недавно, присутствуют здесь, друзья умирающего узнают его, он встречается также с теми, кого он знал в земной жизни. Умерший получает от своих друзей, если можно так выразиться советы, относящиеся к его новому состоянию в вечной жизни…» Его прошлая жизнь может быть показана ему как видение. Он вспоминает каждую деталь прошлого и при этом нет никакой возможности для лжи или умолчания о чем-либо. «Внутренняя память такова, что в нее вписано все до мельчайших деталей, все, что человек когда-либо говорил, думал и делал, все, от его раннего детства до глубокой старости. В памяти человека сохраняется все, с чем он встречался в жизни, и все это последовательно проходит перед ним… Все, что он сказал и сделал, как при свете проходит перед ангелами, ничто не остается скрытым из того, что было в его жизни. Все это проходит как некие картины, представляемые в свете небесного рая». Сведенборг описывает также «свет Господа», который проникает в будущее, свет невыразимой яркости, который озаряет всего человека. Это свет истины и полного понимания.

Итак, в записях Сведенборга, так же как и в Библии и в сочинениях Платона и в Тибетской Книге Мертвых, мы находим много сходства с тем, что пережили наши современники, побывавшие на краю смерти.

Публикации по теме