Заняты ученые. А чем вы нынче заняты, ученые? Софья Ковалевская: как получить мировое признание и оказаться ненужной в родной стране

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Современные ученые умы заняты решением таких глобальных вопросов, как покорение космоса, поиск лекарств от неизлечимых болезней, увеличение продолжительности жизни человека... Ну, в основном заняты подобными вопросами. Но иногда пытливые умы ставят перед собой по-настоящему сложные вызовы: например, могут ли люди плавать в сиропе или что о нас думают курицы.

Мы в сайт собрали для вас 15 неожиданных и немного сомнительных научных исследований, результаты которых приводят в замешательство.

1. Хип-хоп - музыка психопатов

Ученые из Нью-Йоркского университета выяснили, что психопаты предпочитают слушать хип-хоп . Они провели исследование с участием 200 добровольцев, которым поочередно включали 260 композиций различных жанров.

В ходе исследования выяснилось, что, в отличие от Ганнибала Лектера - психопата, показанного в культовом фильме «Молчание ягнят», и большого любителя классической музыки - участники с явными признаками психопатологического синдрома оказались поклонниками хип-хопа и R&B.

2. Сахар - это наркотик

Ученые из австралийского Квинслендского технологического университета приравняли сахар к наркотикам . В своей научной работе они уверяют, что вещество вызывает привыкание, а эффект от его употребления подобен влиянию кокаина.

Углевод сахарозы, как и наркотик, изменяет настроение, стимулирует чувство наслаждения и провоцирует человека на новый поиск сладкого. Подкрепили свою позицию ученые результатами экспериментов с грызунами, которые между наркотиком и сахаром чаще делали выбор в пользу последнего.

3. Люди в группе выглядят более привлекательно

«Эффект болельщиц», также известный как «эффект Spice Girls», был впервые озвучен в сериале «Как я встретил вашу маму» персонажем Барни Стинсоном и позже был доказан учеными из Университета Калифорнии .

Исследование показало: люди в группе выглядят более привлекательно, чем поодиночке , - отличная причина собрать музыкальную группу или найти какое-нибудь групповое хобби.

4. Если вы дружите с бывшим партнером, возможно, вы психопат

Любители музыки кантри, будьте настороже! Ученые из университетов Уэйна и Оберна в США нашли прямую взаимосвязь между статистикой самоубийств по городам и количеством радиостанций с музыкой кантри. Лидером в трагичной статистике оказался город Нэшвилл - столица музыки кантри.

Проанализировав более 1 000 хитов, ученые установили, что лирику кантри можно разделить на несколько основных категорий: «наш господь всемогущ», «нет, я уже не так хорош, как прежде», «кем стала женщина моей мечты», «давай, брат, напьемся». Со стороны может показаться, что все это не так серьезно, но, вероятно, постоянное прокручивание подобных мыслей направляет сознание определенных личностей в депрессивное русло.

О том, как порой собаки похожи на своих хозяев, задумывались и шутили, наверное, все. Теперь у этой шутки есть научное доказательство . Японские ученые провели эксперимент: сфотографировали отдельно хозяев и питомцев и попросили студентов соединить пары - 80 % ответов оказались верными.

Психологи утверждают, что человек выбирает себе питомца по тому же принципу, что и любовного партнера: внешнее сходство, как подсказывает нам мозг, предполагает совместимость генов. Именно благодаря этому инстинкту мы часто делаем выбор в пользу тех, кто несет в себе схожие с нами черты.

7. Под действием алкоголя человек не перестает быть настоящим собой

С кем такого не случалось: вы просыпаетесь после веселой вечеринки с похмельем и туманными воспоминаниями и тут же валите все свои хулиганства на пьяного себя? К сожалению, вынуждены сообщить, что это оправдание больше не работает.

Исследования, опубликованные на сайте «Клинической психологической науки» , полностью развенчивают миф существования «пьяного альтер эго». О чем мы, собственно, и так давным-давно подозревали, поговаривая:«Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке».

8. Правило 5 секунд не работает

Если у вас все же были сомнения касательно «правила 5 секунд», или, как более распространено в русском варианте, правила «быстро поднятое упавшим не считается», то у нас есть для вас долгожданная ясность. Результаты исследования , проведенного в Ратгерском университете (США), показывают, что 5 секунд оказывается более чем достаточно для попадания бактерий на еду . Количество микробов зависит от среды и типа поверхности, но в любом случае заражение еды происходит мгновенно.

9. Коты - корыстные эгоисты

Если вы кошатник до мозга костей и считаете этих хвостатых самыми добрыми существами на свете, то пропускайте этот пункт, или мы не виноваты!

Японские исследователи доказали, что кошки - корыстные эгоисты , которые прекрасно распознают свое имя и почти всегда слышат, когда их зовут, но далеко не всегда откликаются, а только тогда, когда рассчитывают на награду.

Почему в этом вопросе кошки так серьезно отличаются от собак? Исследователи полагают, что разница может объясняться различной эволюционной историей животных: собак одомашнили на 6 тыс. лет раньше. Кроме того, котов никто не дрессировал и с людьми слишком близко они не жили.

Мы же в сайт считаем, что это просто составляющая их непередаваемого шарма и немного коварство, конечно.

10. Фейсбук-депрессия есть у каждого 4-го

Если вы задумывались, не страдают ли ваши близкие или даже вы сами депрессией, то у вас есть новый повод для беспокойства. Согласно данным ирландских исследователей, фейсбук-депрессии (не путать с обычной депрессией) подвержено около 25 % пользователей социальных сетей.

Фейсбук-депрессию может спровоцировать ощущение одиночества, которое возникает, когда посты набирают небольшое количество лайков. Не получая одобрительных отметок, многие начинают переживать о том, нравятся ли они своим друзьям. Так что не жалейте лайки, друзья, победим недуг вместе!

11. Считают ли курицы вас симпатичным?

Мы привыкли думать, что наше восприятие красоты продиктовано социальными нормами и традициями. Но возможно ли, что что-то в нашем мозге реагирует на привлекательность? Ученые из Университета Стокгольма научили куриц распознавать лица и реагировать на них.

Птицы получали корм, когда клевали фотографию человека. Затем из этих фотографий сгенерировали еще несколько лиц и попросили студентов оценить, какие лица кажутся им наиболее привлекательными. После этого настал черед кур делать свой выбор.

Куры оценили привлекательность лиц почти так же, как и студенты . Объяснить этот феномен исследователи пока не могут, но то, что нашу привлекательность могут оценить натренированные курицы, не может не радовать!

12. Коровы с именем дают больше молока


Известная программа «5-100» по подъему международного рейтинга российских вузов стартовала в 2013 году. Рассчитана на 7 лет. Важная составляющая этого рейтинга - наукометрический показатель, формирующийся по итогам публикационной активности, следовательно, идея продвижения отечественных вузов в таких рейтингах предполагает наряду с образовательной деятельностью (основной для вуза) и развитие науки.

Участникам программы «5-100» было открыто достаточно щедрое финансирование на собственно науку. Финансирование - это, конечно, хорошо, однако не всегда всё определяется лишь денежными вливаниями. Необходимо еще и грамотное управление научным процессом «на местах». Сами по себе деньги не конвертируются в научные статьи, если, конечно, не рассматривать банальный процесс покупки аффилиации. Управлением как в научных, так и в учебных организациях, в соответствии с их уставами, занимается ученый совет (далее УС). В академическом институте УС определяет научную программу текущей работы подразделений, формирует планы, заслушивает отчеты, проводит реорганизации и т. д. В вузе на УС возложены также и обязанности по организации учебного процесса. От состава УС напрямую зависит эффективность научной и образовательной деятельности, а также и качество предпринимаемых реформ. Каков же состав элиты научных работников, выбранных на собраниях трудовых коллективов для управления наукой и образованием в отдельно взятой организации?

Здесь следует отметить, что некоторые члены УС в соответствии с уставом организации входят в него по должности. В научной организации это директор, научный руководитель института, заместители директора по науке, а также ученый секретарь. В учебной организации это ректор, проректоры и деканы факультетов, ученый секретарь. В каждом УС есть представитель молодого поколения: член совета молодых ученых в научном институте и студент в вузе. В остальном УС в соответствии со своим названием - это именно собрание ученых, т. е. людей, зарекомендовавших себя как научные работники, способные проводить самостоятельные научные исследования. Признаком наличия такой способности в российских реалиях является научная степень.

В научной организации основную часть УС составляют, как правило, руководители структурных подразделений, которыми, по уставу, могут быть только доктора наук с достаточно высокой публикационной активностью - на уровне главных научных сотрудников - и определенным опытом организационной работы. До образования ФАНО в 2013 году начальники отделов академических институтов выбирались на собрании трудового коллектива подразделения. Когда от этого же подразделения требовалось делегировать представителей в УС, начальник отдела был одной из естественно выдвигаемых и голосуемых далее кандидатур. В итоге получается так, что в академических институтах обычно более 80% состава УС заполнено докторами наук, причем примерно на 50% УС состоит из начальников разных уровней. Существенно, что по уставу членами УС могут быть только сотрудники, имеющие ученую степень. Согласование этого пункта устава с очевидной необходимостью присутствия начальников в УС обеспечивается именно тем, что начальником не может быть сотрудник без ученой степени.


В вузах уставы заметно отличаются от уставов академических институтов. Исторически это обусловлено тем, что до 2004 года образованием и наукой ведали разные министерства. Поэтому нормы, согласно которой члены УС обязаны иметь ученую степень, в уставах вузов нет. Если администрация вуза достаточно широко понимает идею о равноправии всех подразделений в формировании УС, то вполне может получиться так, что в УС попадут сотрудники без ученых степеней, например главбух, юрист, завхоз или начальник отдела кадров. Они могут стать членами УС и напрямую, по должности, в соответствии с приказом ректора. При всем уважении к их непростой работе, она не является научной. В результате качество вузовского УС объективно ниже, чем в академическом институте, ибо не все члены УС понимают учебные и научные проблемы, решаемые на заседаниях. Опыт работы автора в УС института РАН показывает, что присутствие в УС специалистов без ученой степени не является необходимым - инженера, кадровика, хозяйственника и представителей других служб можно в случае необходимости вызвать на заседание УС, не включая их при этом в процесс голосования по обсуждаемым вопросам.

Интересен вопрос о возможной эволюции составов УС. Текущая ситуация весьма противоречива. С одной стороны, и наука, и образование управляются сейчас одним министерством. Формально это привело к определенной унификации в предоставлении отчетности, в учете наукометрических показателей, в организации образовательной деятельности. С другой стороны, уставы организаций не претерпели существенных изменений, отражая главным образом смену названия учредителя. То есть научные организации по-прежнему главным образом занимаются наукой, а образовательные - образованием. Но формы отчетности (число статей в Scopus, индекс Хирша и т. п.) и разные проекты, целесообразность которых мы здесь обсуждать не будем (типа «5-100»), требуют увеличения доли науки в вузах. Следовательно, УС вуза должен начать принимать решения и о развитии научных направлений, что требует качественного его изменения и приближения по составу к УС научных институтов. В итоге представляется естественным либо унификация уставов научных и учебных организаций по образцу именно научных институтов РАН, либо разделение существующего управления по двум разным министерствам - отдельно образования и отдельно науки. Первый путь, по-видимому, более прост в осуществлении. Но тогда совершенно необходимо ввести в устав вуза положение об обязательном наличии ученой степени членов его УС.

А каково положение дел в вузах сейчас? Представляют интерес ведущие технические университеты Москвы. Насколько отношение администрации к вузовской науке адекватно отражено в составах УС? Основным показателем будем считать долю докторов наук в УС. В принципе, интересна также доля в УС разных начальников без ученых степеней. Нижеследующая таблица показывает, что кроме как на МГУ надеяться нам тут не на кого.

1. МГУ им. М. В. Ломоносова. Численность УС - 138 чел., доля докторов - 0,79 .
msu.ru/depts/uchsov/sostav/
Замечу, что в МГУ в состав УС входят без степени всего лишь 7 начальников разных уровней, т. е. доля неостепененных начальников - членов ученого совета (без учета студента и инженера) - там составляет всего 0,05. Для сравнения: в МФТИ доля в УС начальников без степени составляет 0,18, эффективности в управлении наукой это не добавляет.

2. РХТУ им. Д. И. Менделеева. Численность УС - 74 чел., доля докторов - 0,65 .
muctr.ru/acadc/composition.php
На этом сайте представлены только фамилии со ссылками на личные страницы членов УС, пройдя по которым, можно выяснить их ученую степень.

3. МАИ. Численность УС - 124 чел., доля докторов - 0,57 .
files.mai.ru/site/events/news/USMAI2016.pdf

4–9. ВШЭ, МИИТ, МИСиС, МИФИ, МЭИ, МГТУ «Станкин». Доля докторов в УС - 0,53 .
www.hse.ru/us/elected2015 ;
miit-ipss.ru/uchsovet/ ;
mpei.ru/Structure/managementpersonnel/unitacademiccouncil/ ;
www.stankin.ru/university/leaders/academic-senate/ ;
www.misis.ru/university/struktura-universiteta/uchenyy-sovet/sostav/ ;
mephi.ru/about/Scientific_council/members.php
Данные по части УС этой группы косвенные, так как на сайтах иногда указаны только ученые звания; в таком случае при подсчете считалось, что профессор = доктор, зав. кафедрой = доктор, доцент = кандидат.

10. МГИМО. Численность УС - 70 чел., доля докторов - 0,46 .
mgimo.ru/about/structure/council/docs/members/

11. МФТИ. Численность УС - 60 чел., доля докторов - 0,45 .
mipt.ru/corp/Joint/academic_senate.php

12. МГУЛ. Численность УС - 67 чел., доля докторов - 0,39 .
mgul.ac.ru/info/uchsovet/sostav.shtml
Следует заметить, что Лестех является в настоящее время филиалом Бауманки (см. пункт ниже), так что их надо рассматривать вместе. Любопытно в этой связи практически полное совпадение долей докторов в их ученых советах, хотя, возможно, это случайность.

13. МГТУ им. Н. Э. Баумана. Численность УС - 138 чел., доля докторов - 0,38 .
fn.bmstu.ru/faculty-basic-sciences/academic-council-sec-fs

14. МГСУ. Численность УС - 40 чел., доля докторов - 0,35 .
mgsu.ru/universityabout/Ucheniy_sovet/

Печальное состояние вузовских УС в плане их возможностей по развитию науки вытекает из приведенной таблицы. Только МГУ имеет долю докторов в УС, характерную для научной организации (5% неостепененных можно в таком случае и простить). С некоторой натяжкой к научной группе можно отнести Химтех. Остальные вузы имеют долю докторов в своих УС порядка 50% и ниже. Это совершенно неприличная ситуация, свидетельствующая не столько о кризисе вузовской науки, сколько об отсутствии ее там как таковой и невозможности зарождения. Особенно странно выглядит в этом контексте Физтех, позиционирующий себя как элитный вуз в области физики, математики, всевозможных высоких технологий и проч. На деле управление наукой в нем ведется почти на уровне инженерно-строительного института, т. е. тенденция именно в эту сторону, а не в сторону МГУ. Конечно, строительство на Физтехе идет большое, корпусов построено и продолжает строиться много, так что, возможно, отмеченная близость вполне объяснима, но гордиться тут особенно нечем, ибо строить люди умеют уже давно.

Остается надеяться, что сотрудники Физтеха и других вузов, ознакомившись с приведенной таблицей, проникнутся необходимостью изменения ситуации к лучшему, невзирая на возможное неудовольствие администрации, которой, вообще-то, тоже должно быть не безразлично такое положение, хотя, быть может, оно и удобно с точки зрения управляемости.


докт. физ.-мат. наук, зав. отделом ИПМ им. М. В. Келдыша РАН,
член ученого совета ИПМ им. М. В. Келдыша РАН, член ученого
совета школы фундаментальной и прикладной физики МФТИ,
преподаватель кафедры высшей математики МФТИ

У большинства из них нет не только высшего образования, но даже среднего. Примечательно, что это не помешало совершать удивительные открытия и становиться основоположниками совершенно новых научных дисциплин.

Константин Эдуардович Циолковский

Русский и советский учёный-самоучка и изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики. Обосновал использование ракет для полётов в космос, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» - прототипов многоступенчатых ракет. Основные научные труды относятся к аэронавтике, ракетодинамике и космонавтике.
В училище, по неизвестным причинам, Константин так и не поступил, но решил продолжить образование самостоятельно. Живя буквально в Москве на хлебе и воде (отец присылал 10-15 рублей в месяц), принялся упорно заниматься. «Кроме воды и чёрного хлеба у меня тогда ничего не было. Каждые три дня я ходил в булочную и покупал там на 9 копеек хлеба. Таким образом, я проживал в месяц 90 копеек.» Для экономии средств Константин передвигался по Москве только пешком. Все свободные деньги тратил на книги, приборы и химические препараты.
Ежедневно с десяти утра и до трёх-четырёх часов дня юноша штудирует науки в Чертковской публичной библиотеке - единственной бесплатной библиотеке в Москве того времени.
Работа в библиотеке была подчинена чёткому распорядку. С утра Константин занимался точными и естественными науками, требовавшими сосредоточенности и ясности ума. Затем переключался на более простой материал: беллетристику и публицистику. Активно изучал «толстые» журналы, где публиковались как обзорные научные статьи, так и публицистические.
За три года Константин полностью освоил гимназическую программу, а также значительную часть университетской.

Сриниваса Рамануджан Айенгор

Не имея специального математического образования, получил замечательные результаты в области теории чисел. Наиболее значительна его работа совместно с Годфри Харди по асимптотике числа разбиений p(n).
В школе проявились его незаурядные способности к математике, и знакомый студент из города Мадраса дал ему книги по тригонометрии. В 14 лет Рамануджан открыл формулу Эйлера о синусе и косинусе и был очень расстроен, узнав, что она уже опубликована. В 16 лет в его руки попало двухтомное сочинение математика Джорджа Шубриджа Карра «Сборник элементарных результатов чистой и прикладной математики», написанное почти за четверть века до этого (впоследствии, благодаря связи с именем Рамануджана, эта книга была подвергнута тщательному анализу). В нём было помещено 6165 теорем и формул, практически без доказательств и пояснений. Юноша, не имевший ни доступа в вуз, ни общения с математиками, погрузился в общение с этим сводом формул.
В 1913 году известный профессор Кембриджского университета Годфри Харди получил письмо от Рамануджана, в котором Рамануджан сообщал, что он не заканчивал университета, а после средней школы занимается математикой самостоятельно. К письму были приложены формулы, автор просил их опубликовать, если они интересны, поскольку сам он беден и не имеет для публикации достаточных средств. Между кембриджским профессором и индийским клерком завязалась оживленная переписка, в результате которой у Харди накопилось около 120 формул, неизвестных науке. По настоянию Харди в 27-летнем возрасте Рамануджан переехал в Кембридж. Там он был избран в члены Английского Королевского общества (Английская академия наук) и одновременно профессором Кембриджского университета. Он был первым индийцем, удостоенным таких почестей.

Милтон Хьюмасон

Родился в штате Миннесота, в семье крупного банкира. В 14 лет бросил школу и с 1917 начал работать в обсерватории Маунт Вильсон - вначале разнорабочим, потом ночным ассистентом. Несмотря на отсутствие у него специального образования в тот момент, проявил незаурядные способности наблюдателя, и по распоряжению Д. Э. Хейла вскоре был зачислен в штат научных работников. Работал в обсерватории Маунт-Вильсон до своей отставки в 1957.
Основные труды в области спектральных характеристик звёзд и галактик. В начальный период своей деятельности совместно с У. С. Адамсом и А. X. Джоем участвовал в программе определения спектральных абсолютных величин 4179 звёзд; получил большое число снимков туманностей и звёздных областей. В 1928 успешно продолжил начатые в обсерватории Маунт-Вильсон систематические спектральные наблюдения слабых галактик с целью определения их скоростей. Разработал специальную методику для фотографирования спектров слабых галактик на 100-дюймовом, а затем и на 200-дюймовом рефлекторах; в 1930-1957 определил лучевые скорости 620 галактик. Выполнил спектральные наблюдения большого числа сверхновых, бывших новых и слабых голубых звёзд, включая белые карлики. В 1961 году открыл комету (1961e), отличавшуюся высокой активностью на больших расстояниях от Солнца.

Камиль Фламмарион

Высшего образования не получил. С 1858 по 1862 года работал под руководством Леверье вычислителем в Парижской обсерватории, с 1862 по 1866 года работал при Бюро долгот, в 1876-1882 году был сотрудником Парижской обсерватории. Состоял редактором научного отдела журналов «Cosmos», «Siecle», «Magasin pittoresque».
Кроме астрономии, Фламмарион занимался проблемами вулканологии, земной атмосферы, климатологией. В 1867-1880 годах совершил несколько подъёмов на воздушных шарах с целью изучения атмосферных явлений, в частности атмосферного электричества.

Майкл Фарадей

Фарадей так и не сумел получить систематическое образование, но рано проявил любознательность и страсть к чтению. В магазине было немало научных книг; в позднейших воспоминаниях Фарадей особо отметил книги по электричеству и химии, причём по ходу чтения он сразу начал проводить простые самостоятельные опыты. Отец и старший брат Роберт в меру своих возможностей поощряли тягу Майкла к знаниям, поддерживали его материально и помогли изготовить простейший источник электричества - «Лейденскую банку». Поддержка брата продолжалась и после скоропостижной смерти отца в 1810 году.
Важным этапом в жизни Фарадея стали посещения Городского философского общества (1810-1811 годы), где 19-летний Майкл по вечерам слушал научно-популярные лекции по физике и астрономии, участвовал в диспутах. Некоторые учёные, посещавшие книжный магазин, отметили способного юношу; в 1812 году один из посетителей, музыкант Уильям Денс (William Dance), подарил ему билет на цикл публичных лекций в Королевском институте знаменитого химика и физика, первооткрывателя многих химических элементов Гемфри Дэви.
Открыл электромагнитную индукцию, лежащую в основе современного промышленного производства электричества и многих его применений. Создал первую модель электродвигателя. Среди других его открытий - первый трансформатор, химическое действие тока, законы электролиза, действие магнитного поля на свет, диамагнетизм. Первым предсказал электромагнитные волны. Фарадей ввёл в научный обиход термины ион, катод, анод, электролит, диэлектрик, диамагнетизм, парамагнетизм и другие.

Уолтер Питтс

Уолтер Питтс родился в Детройте 23 апреля 1923 года в неблагополучной семье. Он самостоятельно изучал в библиотеке латинский и греческие языки, логику и математику. В 12 лет он прочитал за 3 дня книгу «Principia Mathematica» и нашёл в ней несколько спорных моментов, о чём он и написал одному из авторов трёхтомника - Бертрану Расселу. Рассел ответил Питтсу и предложил ему поступить в аспирантуру в Великобритании, однако Питтсу было всего 12 лет. Через 3 года он узнал, что Рассел приехал читать лекции в Университете Чикаго и сбежал из дома.
В 1940 году Питтс знакомится с Уорреном МакКалоком и они начинают заниматься идеей МакКалока о компьютеризации нейрона. В 1943 году они опубликовали работу «Логическое исчисление идей, относящихся к нервной активности».
Питтс заложил основы революционного представления о мозге как о компьютере, что стимулировало развитие кибернетики, теоретической нейрофизиологии, компьютерных наук.

Владимир Андреевич Никонов

Учёный-самоучка без высшего образования, один из крупнейших советских ономастов. Почётный член Международного комитета ономастических наук при ЮНЕСКО (1972).
После гимназии он нигде не учился, занимаясь исключительно самообразованием. У Никонова, таким образом, не было высшего образования, аттестата о среднем образовании и свидетельства об окончании начальной школы.
Основные научные интересы в ономастике - русские фамилии, географические названия (топонимы), названия космических объектов (астронимы), клички животных (зоонимы). В различных советских энциклопедиях опубликовано более 300 статей и заметок Никонова. Читал лекции в 18 вузах СССР.

Борис Васильевич Кукаркин

Окончив школу, занимался самообразованием и в 18-летнем возрасте возглавил обсерваторию Нижегородского общества любителей физики и астрономии, пробыв на этом посту до 1931 г.
В 1928 г. обнаружил зависимость между периодом и спектральным классом затменных переменных звёзд.
В 1934 г. совместно с П. П. Паренаго установил статистическую зависимость между амплитудой вспышки и продолжительностью циклов между вспышками у переменных типа U Близнецов, что привело к предсказанию ими вспышки новоподобной звезды T Северной Короны.
Провел исследования кривых блеска, периодов и светимостей цефеид.

Виктор Степанович Гребенников

Российский энтомолог и апиолог, художник-анималист, специалист по разведению и охране насекомых, писатель. Заслуженный эколог России, член Международной ассоциации учёных-исследователей пчёл, а также член Социально-экологического союза и Сибирского экологического фонда.
Самоучка, не имел высшего образования.
В 1946 году был осуждён за подделку хлебных карточек (нарисовал их "от руки"), освобождён по амнистии 1953 года. С 1976 года работал в Новосибирске, в Сибирском НИИ земледелия и химизации сельского хозяйства. Создал в посёлке Краснообск Новосибирской области, где проживал, несколько микрозаповедников (заказников) для насекомых.
Всю свою жизнь посвятил изучению насекомых.
Умер 10 апреля 2001 в возрасте 73 лет.

Израиль Моисеевич Гельфанд

Основные труды Гельфанда относятся к функциональному анализу, алгебре и топологии. Один из создателей теории нормированных колец (банаховых алгебр), которая послужила отправным пунктом созданной им (совместно с М. А. Наймарком) теории колец с инволюцией и теории бесконечномерных унитарных представлений групп Ли, имеющей существенное значение для теоретической физики. Наряду с этим автор фундаментальных результатов в области теории обобщённых функций, занимался дифференциальными уравнениями, теорией топологических линейных пространств, обратными задачами спектрального анализа, квантовой механикой, динамическими системами, теорией вероятностей, приближёнными и численными методами и другими областями математики. Автор многочисленных работ по нейрофизиологии волевых движений, клеточной миграции в тканевых культурах, протеомике (классификации третичной структуры белков) и алгоритмизации клинической работы врачей.
Примечательно, что он является основоположником крупной научной школы, хотя сам не получил даже среднего образования.

Публикации по теме