Воцарение и правление василия шуйского. История и этнология

Василий IV Иоаннович Шуйский
Годы жизни: 1552–1612
Годы правления: 1606-1610 (7-й Царь Российский)

Из династии Шуйских, ветви великих князей Суздальских и Нижегородских, потомков князя . Князь, боярин и воевода.

Сын князя Ивана Андреевича Шуйского.

Молодость свою провел при Грозном: в 1580 г. был дружкой царя на его последней свадьбе, а в 1581 — 1582 гг. стоял воеводой с полками на Оке, охраняя границу.

Краткая биография Василия Шуйского

С 1584 г. он возглавил Судную палату, будучи боярином.

Также он известен историкам как великий воевода. Воевода Большого полка в походе к Серпухову летом 1581 г. , в походе к Новгороду июля 1582 г. , в походе к Серпухову в апреле 1583 года. Воевода смоленский в 1585-1587гг.

По неизвестным причинам Василий Шуйский в 1586 г находился в ссылке. Во время преследования Шуйских Годуновым с 1587года был сослан в Галич. А в 1591 году Годунов решив, что они не причинят ему вреда, вернул их в столицу.

В 1591 году Шуйский вёл следствие по делу царевича Дмитрия. Под нажимом Годунова он признал причиной смерти царевича несчастный случай, самоубийство. С этого же года Василий снова вошел в Боярскую думу и вскоре стал новгородским воеводой. В 1598 году он — первый воевода полка в армии Мстиславского в Крымском походе к Серпухову.

С января 1605 года был назначен воеводой полка правой руки в походе против Лжедмитрия. Однако, не сильно желая победы Годунова, перешел на сторону самозванца.


После того, как занял престол, Василий Иванович объявил о том, что выводы его комиссии относительно смерти царевича Дмитрия неверны, и новый царь — истинный сын Ивана Грозного. Но в июне 1605 Василий пытался осуществить переворот против самозванца, был схвачен и осужден Лжедмитрием I на смерть, но вскоре помилован и отправлен в ссылку с братьями.

Нуждаясь в боярской поддержке, Лжедмитрий в конце 1605 г. вернул Шуйских в Москву.

В 1606 году Василий организовал заговор против Лжедмитрия I, который закончился московским народным восстанием 17 мая 1606 года и гибелью самозванца.

Правление Василия Шуйского

19 мая 1606 г. группа приверженцев «выкликнула» Василия Шуйского царём. Он был коронован 1 июня Новгородским митрополитом Исидором.

В самом начале его правления усилились противостояния между столичным дворянством и боярами (восстание во главе с Болотниковым). В 1607 г. при поддержке больших городов ему удалось остановить восстание, но летом этого же года началась польская интервенция в российском государстве.


Восстание Болотникова

Поражение войск Дмитрия Шуйского под Клушином 24 июня 1610 г. от армии Сигизмундa III и восстание в Москве привели к падению царя Василия Шуйского . 17 (27) июля 1610 г. частью боярства Василий IV Иоаннович Шуйский был свергнут с престола и насильно пострижен в монахи.

В сентябре 1610 г. он был выдан польскому гетману Жолкевскому, который вывез его и его братьев Дмитрия и Ивана в качестве пленников в Польшу королю Сигизмунду.

Василий Иванович умер в заключении в Гостынинском замке в Польше. В 1635 году его останки перезахоронили в Архангельском соборе Кремля.

Он был женат дважды:

на княжне Елене Михайловне Репниной, дочери боярина князя Михаила Петровича Репнина;
с 1608 года

на княжне Марии Петровне Буйносовой-Ростовской, дочери князя Петра Ивановича Буйносова-Ростовского, пострижена в монахини в 1610 г.;

  • царевна Анна Васильевна (1609-умерла во младенчестве)
  • царевна Анастасия Васильевна (1610-умерла во младенчестве)

Современники и потомки обвиняли Шуйского за многие грехи и провинности. Был скуп, упрям, прибегал к волхованию. Но между тем нельзя не признать, что в жизни Василия Ивановича было и немало моментов, когда он проявил истинную мудрость, мужество и величие души.

Василий Шуйский (1545–1612 гг.) известен как последний представитель рода Рюриковичей на русском престоле. Он также вошел в историю как единственный русский царь, погибший в плену заграницей. Почему его биография так трагична?

Василий Иванович Шуйский принадлежал к суздальской ветви Рюриковичей. Названая ветвь происходила от князя Андрея Ярославича, брата Александра Невского. Отцом Василия был князь Иван Шуйский, авторитетный государственный деятель при Иване IV, а матерью Анна Федоровна.

Василий был женат дважды. Сначала на княжне Елене Михайловне, а затем на княжне Марии Петровне. Две дочери Шуйского скончались ещё в младенчестве. Младшая из них царевна Анастасия Васильевна родилась накануне свержения Шуйского и умерла уже в ссылке.

Служба при дворе

Службу при дворе Василий Шуйский начал ещё при Иване IV. До чина боярина он дослужился уже в 1584 году. Возвышению Василия во многом поспособствовал брак его брата Дмитрия Шуйского с дочерью Малюты Скуратова. Свояком Василия был . Это ни в коей мере не ослабило противостояние между будущими царями. В итоге Шуйский мало того что проиграл борьбу за влияние на царя Федора Иоанновича, так ещё и угодил в ссылку на 4 года.

Возвращение князя ко двору в 1591 г. совпало с гибелью царевича Дмитрия Иоанновича. Шуйский возглавил комиссию по расследованию происшествия. В заключении, представленном комиссией Боярской думе, говорилось, что царевич умер в результате несчастного случая. Итоги расследования «угличского дела» помогли Шуйскому вновь стать частью административной элиты. Тем не менее, опасаясь появления конкурентов в борьбе за престол, Годунов запретил князю жениться.

Восхождение к трону

Приход к власти Василия Шуйского достоин стать основой для одного из эпизодов «Игры престолов». не испытывал к нему доверия не без оснований. Так, несмотря на то, что в одной из битв Василий разбил Лжедмитрия I, несколько месяцев спустя он занял сторону самозванца и «признал» в нём погибшего царевича. Князь заявил, что его выводы по «угличскому делу» были подлогом.

Невзирая на это, получив власть, Лжедмитрий I приговорил Шуйского к смертной казни, которую впоследствии заменил недолгим заключением. Возвратившись ко двору, Шуйский и некоторые его сторонники начали готовить заговор против самозванца, распространяя слухи о смерти настоящего царевича. В итоге всё закончилось убийством Лжедмитрия І.

Василий Шуйский пришел к власти после смерти самозванца. Его избрание на царство состоялось в мае 1606 г. перед восставшими, собравшимися на Красной площади. С воцарением Василия Смутное время вступило в новую фазу. В стране вновь появился боярский царь.

Правление Василия Шуйского (1606–1610 гг.)

Начало правления Шуйского было отмечено его желанием замолить прошлые прегрешения. Причем нередко он делал это публично. Но стоит сказать, что попытки переломить обстановку в обществе не имели успеха.

Внутренняя политика

Одним из самых знаковых в деятельности нового царя стало создание так называемой крестоцеловальной записи. В этом документе имелись пункты, ограничивающие царскую власть. В частности, царь клялся никого не казнить без судебного решения, принятого вместе с боярами.

В период царствования Шуйский попытался упорядочить правовые отношения землевладельцев с зависимыми людьми. Василий увеличил срок сыска беглых крестьян. Известны монеты Василия Шуйского. Хотя его правление отмечено снижением весовой нормы копейки.

Новому царю не удалось остановить Смуту. Наоборот, страна всё глубже погрязала в гражданской войне. Восстание против Шуйского началось сразу после его воцарения. Причем восставшие вновь использовали слух о чудом спасшемся царевиче Дмитрии. Сначала с этим лозунгом выступил , а затем и .

Новый самозванец, получивший прозвище », достиг немалых успехов. Обосновавшись в Тушино, он организовал параллельные органы управления, под его власть ушли некоторые территории, а также перебежало ряд бояр и служилых людей.

Внешняя политика

Внешнеполитическая деятельность царя была напрямую связана с внутренними проблемами. Чтобы подавить восстание Лжедмитрия ІІ Шуйский обратился за помощью к правителю Швеции Карлу IX. Договор о военной помощи, который он заключил, предполагал уступку Швеции города Корелы.

Племянник царя одержал несколько побед над войсками Лжедмитрия ІІ, но в 1609 г. стартовала . В битве при Клушине русская армия была разбита, что стало началом краха царствования Шуйского. Войска Речи Посполитой подошли к столице, где вскоре должны были произойти события, имевшие огромное значение для дальнейшей судьбы последнего Рюриковича, правившего Россией.

Свержение Василия Шуйского

Гражданская война вкупе с иностранной интервенцией стали главными причинами свержения Василия Шуйского. 17 июля 1610 г. состоялось собрание с участием Боярской думы, духовенства, воинских людей и жителей Москвы. Это импровизированное вече приняло решение о низложении царя. Бывшего правителя насильно постригли в монахи и заточили в монастыре. Таковы были итоги правления последнего Рюриковича.

В августе 1610 г. боярское правительство, прозванное « », заключило договор о приглашении на престол Владислава, королевича польского. Бояре впустили поляков в Москву, а Василия Шуйского передали гетману Жолкевскому, который повез бывшего русского царя в Польшу.

Позже Василий участвовал во въезде Жолкевского в Варшаву в качестве живого трофея. После этого его поместили под стражу. Низверженный царь умер в замке в городе Гостынин. Официальная дата смерти – 12 сентября 1612 года.

Польские власти намеревались использовать смерть Василия Шуйского в собственных целях. Его останки захоронили в специальной усыпальнице, надписи которой повествовали событиях, приведших к пленению русского правителя. Но в результате мирного договора 1634 г., останки Шуйского были переданы в Россию, где их перезахоронили в царской усыпальнице.

ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ И ГОДУНОВ

Василию, при вступлении на престол, было уже за пятьдесят лет. Молодость свою провел он при Грозном и решительно ничем не выказал себя. Когда родственники его играли важную роль в государстве, Василий оставался в тени. Опала, постигшая его родного брата Андрея, миновала Василия. Борис не боялся его, вероятно, считая его ничтожным по уму и притом всегдашним угодником силы; говорят, однако, Борис запрещал ему жениться, как и Мстиславскому. Василий все терпел и повиновался беспрекословно. Посланный на следствие по поводу убийства Димитрия, Василий исполнил это следствие так, как нужно было Борису и как, вероятно, ожидал того Борис. Явился Димитрий. Борис послал против него Шуйского, и Василий верно служил Борису. Бориса не стало. При первом народном восстании против Годуновых в Москве, Василий выходил на площадь, уговаривал народ оставаться в верности Годуновым, уверял, что царевича нет на свете и человек, назвавшийся его именем, есть Гришка Отрепьев. Но когда после того воззвание, прочитанное Пушкиным с лобного места, взволновало народ до того, что можно было ясно видеть непрочность Годуновых, Шуйский, призванный решить вопрос о подлинности Димитрия, решил его в пользу претендента и окончательно погубил несчастное семейство Годуновых.

ИЗБРАНИЕ ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО

Все знали, видели, чего хотел Шуйский: никто не дерзал явно противиться его желанию; однако ж многие мыслили и говорили, что без Великой Земской думы нельзя приступить к делу столь важному; что должно собрать в Москве чины Государственные из всех областей Российских, как было при избрании Годунова, и с ними решить, кому отдать Царство. Сие мнение было основательно и справедливо: вероятно, что и вся Россия избрала бы Шуйского; но он не имел терпения и друзья его возражали, что время дорого; что Правительство без Царя как без души, а столица в смятении; что надобно предупредить и всеобщее смятение России Немедленным вручением скипетра достойнейшему из Вельмож; что где Москва, там и Государство: что нет нужды в Совете, когда все глаза обращены на одного, когда у всех на языке одно имя... Сим именем огласилась вдруг и Дума и Красная площадь. Не все избирали, но никто не отвергал избираемого – и 19 Маия, во втором часу дня, звук литавр, труб и колоколов возвестил нового Монарха столице. Бояре и знатнейшее Дворянство вывели Князя Василия Шуйского из Кремля на лобное место, где люди воинские и граждане, гости и купцы, особенно к нему усердные, приветствовали его уже как отца России... там, где еще недавно лежала голова Шуйского на плахе и где в сей час лежало окровавленное тело расстригино! Подобно Годунову изъявляя скромность, он хотел, чтобы Синклит и Духовенство прежде всего избрали Архипастыря для Церкви, на место лжесвятителя Игнатия. Толпы восклицали: "Государь нужнее Патриарха для отечества!" и проводили Шуйского в храм Успения, в коем Митрополиты и Епископы ожидали и благословили его на Царство. Все сделалось так скоро и спешно, что не только Россияне иных областей, но и многие именитые Москвитяне не участвовали в сем избрании – обстоятельство несчастное: ибо оно служило предлогом для измен и смятений, которые ожидали Шуйского на престоле, к новому стыду и бедствию отечества!

Карамзин Н.М. История государства Российского. T. 11. Глава IV http://magister.msk.ru/library/history/karamzin/kar11_04.htm

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ШУЙСКОГО

Исполняя обещание, данное товарищам своим по заговору, Шуйский так повестил о своем воцарении: "Божиею милостию мы, великий государь, царь и великий князь Василий Иванович всея Руси, шедротами и человеколюбием славимого бога и за молением всего освященного собора, по челобитью и прошению всего православного христианства учинились на отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем. Государство это даровал бог прародителю нашему Рюрику, бывшему от римского кесаря, и потом, в продолжение многих лет, до самого прародителя нашего великого князя Александра Ярославича Невского, на сем Российском государстве были прародители мои, а потом удалились на суздальский удел, не отнятием или неволею, но по родству, как обыкли большие братья на больших местах садиться. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царства, хотим того, чтобы православное христианство было нашим доброопасным правительством в тишине, и в покое, и в благоденстве, и поволил я, царь и великий князь всея Руси, целовать крест на том: что мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом с боярами своими, смерти не предать, вотчин, дворов и животов у братьи его, у жен и детей не отнимать, если они с ним в мысли не были; также у гостей и торговых людей, хотя который по суду и по сыску дойдет и до смертной вины, и после их у жен и детей дворов, лавок и животов не отнимать, если они с ними в этой вине невинны. Да и доводов ложных мне, великому государю, не слушать, а сыскивать всякими сысками накрепко и ставить с очей на очи, чтобы в том православное христианство невинно не гибло; а кто на кого солжет, то, сыскав, казнить его, смотря по вине, которую взвел напрасно. На том на всем, что в сей записи писано, я, царь и великий князь Василий Иванович всея Руси, целую крест всем православным христианам, что мне, их жалуя, судить истинным, праведным судом и без вины ни на кого опалы своей не класть, и недругам никого в неправде не подавать, и от всякого насильства оберегать". Летописец рассказывает, что как скоро Шуйский был провозглашен царем, то пошел в Успенский собор и начал говорить, чего искони веков в Московском государстве не важивалось: "Целую крест на том, что мне ни над кем не делать ничего дурного без собору, и если отец виновен, то над сыном ничего не делать, а если сын виновен, то отцу ничего дурного не делать, а которая была мне грубость при царе Борисе, то никому за нее мстить не буду". Бояре и всякие люди, продолжает летописец, ему говорили, чтоб он на том креста не целовал, потому что в Московском государстве того не повелось, но он никого не послушал и целовал крест.

НИЗЛОЖЕНИЕ ЦАРЯ ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО

[…] 17 июля Захар Ляпунов собрал сходку дворян и детей боярских за Арбатскими воротами и сказал: «Наше государство доходит до конечного разорения. Там поляки и Литва, тут калужский вор, а царя Василия не любят. Он не по правде сел на престол и несчастен на царстве. Будем бить ему челом, чтобы он оставил престол, а калужским людям пошлем сказать, пусть они своего вора выдадут; и мы сообща выберем всей землей иного царя и встанем единомысленно на всякого врага». Послали в Коломенское.

Русские, бывшие при воре, сказали: «Сведите Шуйского, а мы своего Димитрия свяжем и приведем в Москву». После такого ответа толпа отправилась к царю Василию. Выступил вперед дюжий плечистый Захар Ляпунов и сказал царю: «Долго ли за тебя кровь христианская будет литься? Ничего доброго от тебя не делается. Земля разделилась, разорена, опустошена; ты воцарился не по выбору всей земли; братья твои окормили отравой государя нашего Михаила Васильевича, оборонителя и заступника нашего. Сжалься над нами, положи посох свой! Сойди с царства. Мы посоветуем сами о себе иными мерами».

[…] Свояк царя Василия, Иван Мих. Воротынский сказал ему: «Вся земля бьет тебе челом; оставь свое государство ради междуусобной брани, затем, что тебя не любят и служить тебе не хотят». Царю Василию ничего не осталось, как повиноваться. Он положил свой царский посох и переехал из царских палат в свой княжий дом. […] Тогда многим в Москве стало жаль Шуйского… […].

Тогда, 19 июля, Захар Ляпунов подобрал себе товарищей, подговорил чудовских иеромонахов. Они пришли в дом к Василию Шуйскому, разлучили его с женой, увезли ее в Вознесенский монастырь и объявили, что Василию следует постричься в монахи. […] Василий был последний государь из дома Св. Владимира, слишком шесть веков господствовавшего в русской земле со времени принятия христианства.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей Первый отдел: Господство дома Св. Владимира. Глава 26. Василий Шуйский

Племянник царя Василия князь М.В. Скопин-Шуйский со шведским вспомогательным отрядом очистил от тушинцев северные города и в марте 1610 г. вступил в Москву. Молодой даровитый воевода был желанным в народе преемником старого бездетного дяди. Но он внезапно умер. Войско царя, высланное против Сигизмунда к Смоленску, было разбито под Клушином польским гетманом Жолкевским. Тогда дворяне с Захаром Ляпуновым во главе свели царя Василия с престола и постригли. Москва присягнула Боярской думе как временному правительству. Ей пришлось выбирать между двумя соискателями престола: Владиславом, признания которого требовал шедший к Москве Жолкевский, и самозванцем, тоже подступавшим к столице в расчете на расположение к нему московского простонародья. Боясь вора, московские бояре вошли в соглашение с Жолкевским на условиях, принятых королем под Смоленском. Однако договор, на котором 17 августа 1610 г. Москва присягнула Владиславу, не был повторением акта 4 февраля. Большая часть статей изложена здесь довольно близко к подлиннику; другие сокращены или распространены, иные опущены или прибавлены вновь. Эти пропуски и прибавки особенно характерны. Первостепенные бояре вычеркнули статью о возвышении незнатных людей по заслугам, заменив ее новым условием, чтобы "московских княжеских и боярских родов приезжими иноземцами в отечестве и в чести не теснить и не понижать". Высшее боярство зачеркнуло и статью о праве московских людей выезжать в чужие христианские государства для науки: московская знать считала это право слишком опасным для заветных домашних порядков. Правящая знать оказалась на низшем уровне понятий сравнительно со средними служилыми классами, своими ближайшими исполнительными органами - участь, обычно постигающая общественные сферы, высоко поднимающиеся над низменной действительностью. Договор 4 февраля - это целый основной закон конституционной монархии, устанавливающий как устройство верховной власти, так и основные права подданных, и притом закон, совершенно консервативный, настойчиво оберегающий старину, как было прежде, при прежних государях, по стародавнему обычаю Московского государства. Люди хватаются за писаный закон, когда чувствуют, что из-под ног ускользает обычай, по которому они ходили. Салтыков с товарищами живее первостепенной знати чувствовали совершавшиеся перемены, больше ее терпели от недостатка политического устава и от личного произвола власти, а испытанные перевороты и столкновения с иноземцами усиленно побуждали их мысль искать средств против этих неудобств и сообщали их политическим понятиям более широты и ясности. Старый колеблющийся обычай они и стремились закрепить новым, писаным законом, его осмыслявшим.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec42.htm

ПРИКРЕПЛЕНИЕ К ЗЕМЛЕ

От кратковременного, исполненного смутами царствования Шуйского мы не вправе ожидать обилия внутренних правительственных распоряжений: большую часть царствования Шуйский провел в осаде, во время которой правительственная деятельность его должна была ограничиваться одною Москвою. Он дал несколько тарханных грамот церквам и монастырям, распорядился, чтоб монастыри давали содержание священно - и церковнослужителям дворцовых сел, бежавшим от воров. На первом плане стоял вопрос крестьянский и холопский. […] Шуйский в марте 1607 года подтвердил прикрепление крестьян и постановил, что принимающий чужих крестьян обязан платить 10 рублей пени с человека, а старым господам их - по три рубля за каждое лето; кроме того, подговорщик подвергался наказанию кнутом. […] Подтверждение прикрепления при Шуйском объясняется тем же, чем объясняются все последующие подтверждения: прикрепление было в пользу служилых людей, мелких землевладельцев, и чем более государство чувствовало нужду в последних, тем нужнее казалось прикрепление; бояре, богатые землевладельцы, которые имели такую силу при Шуйском, не хотели восстановлением перехода раздражать служилых людей, отнимать у них средства, когда эти служилые люди защищали их от козаков, холопей, ратовавших под знаменами Болотникова и тушинского вора.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1962. Кн. 8. Гл. 6.

Смута в России набирала силу. Стране навязали нового царя - Василия Шуйского, страстно мечтавшего о троне с тех самых пор, как пресеклась династия Рюриковичей. Его непривлекательный облик виден особенно в истории с царевичем Дмитрием: в 1591 г. он удостоверил, что царевич зарезал себя сам; во время захвата Москвы самозванцем заявил, что Дмитрий спасся; теперь утверждал, будто мальчика убили по наущению Годунова.

Через три дня после убийства самозванца московский люд собрался на Красной площади, чтобы решить судьбу управления страной. Одни ратовали за передачу власти Патриарху, другие - Боярской думе, но в толпе активно работали и люди Шуйского. Они-то и выкрикнули его имя как будущего царя. И тут же сторонники Шуйского подхватили этот клич. Так была решена судьба царской короны.

В 1606 г. Василий Шуйский стал, как и Годунов, выборным русским царем. Патриархом Руси Шуйский определил казанского митрополита Гермогена, страстного ревнителя православия, ненавистника самозванца и католиков.

Московское боярство мечтало о переходе к системе выборности верховной власти аристократией. Это подтвердила крестоцеловальная запись Василия Шуйского: Целую крест на том, что мне ни над кем не делать ничего дурного без собору.

Так мощное и противоречивое движение всех слоев общества определило попытку перехода России от самодержавия и деспотизма к боярскому коллективному правлению.

Гражданская война

Приход к власти боярского царя еще более усилил Смуту. Соратники Лжедмитрия не хотели отдавать завоеванного. Прошел слух, что царь спасся и укрывается в надежном месте.

Центром антибоярских настроений стал город Путивль, где воеводой был друг Лжедмитрия князь Шаховской. В поддержку Путивля выступили Рязань, Елец и другие города. А в Польше объявился дворянин Молчанов, один из убийц Федора Годунова и близкий друг самозванца, который стал выдавать себя за спасшегося «царя Дмитрия».

Летом 1606 г. мощное восстание охватило всю Южную и Юго-Западную Россию. По существу, началась гражданская война, в которой низы и средние слои общества (посадские люди и дворянство) выступили против верхов. Путивль противостоял Москве.

Во многих уездах России появились собственные органы власти. Государственная система управления начала разваливаться. К восставшим русским примкнули марийцы, мордва, чуваши, татары, не принимавшие нажим со стороны православного духовенства, захват русскими вотчинниками, помещиками и монастырями своих исконных земель.

Поход повстанцев на Москву. Иван Болотников.

К осени 1606 г. под городом Ельцом сформировалась повстанческая армия. Во главе ее оказались дворяне Истома Пашков, Прокопий Ляпунов и Григорий Сунбулов.

В Путивле формировалась другая армия. Во главе этой армии встал опытный воин Иван Болотников. Когда-то он был боевым слугой князя Телятевского, потом бежал на юг к казакам, сражался с крымскими татарами, побывал в плену, откуда его продали в Турцию. Некоторое время Болотников был подневольным гребцом на галерах. Во время морского сражения его освободили итальянцы, и он оказался в Европе. Жил в Венеции, через Германию и Польшу направился домой. В Польше он узнал о событиях в России и встал на сторону «истинного царя Дмитрия», хотя к тому времени самозванец был уже мертв. Молчанов, выдававший себя за спасшегося царя, дал ему письмо в Путивль, и князь Шаховской назначил Болотникова командиром повстанческого отряда. Болотников называл себя воеводой царя Дмитрия Ивановича.

Армия Болотникова двинулась на Москву, по пути одержав ряд блестящих побед над царскими войсками.

В октябре 1606 г. Болотников объединился с дворянскими отрядами из-под Ельца. Объединенная рать расположилась в селе Коломенском. Между народным вождем Иваном Болотниковым и предводителями дворянских отрядов не было согласия. Бояре и князья стремились вернуть себе имения и привилегии, полученные от самозванца. Дворяне жаждали новых поместных земель и увеличения жалованья. Крестьяне и холопы мечтали о воле. Посадский люд ждал облегчения от повинностей и налогов.

Во время пути на Москву казацко-крестьянско-холопье войско уничтожало верных Шуйскому бояр и дворян, захватывало их имущество, освобождало людей от крепостной и холопской неволи. Дворянские же предводители, как правило, миловали захваченных царских воевод и с опаской наблюдали за расправами, которые устраивали над феодалами люди Болотникова. Пашков и Ляпунов не хотели подчиняться «холопу» Болотникову и держали свои отряды особняком.

Простой народ столицы готов был поддержать Болотникова, а богатые посадские люди, опасаясь расправ, требовали показать им «царя». В лагере повстанцев его не было, что ослабляло их позиции.

Исход дела решила измена дворян, вступивших с Шуйским в тайные переговоры. Во время битвы за Москву на сторону Шуйского перешли рязанские дворяне во главе с Ляпуновым и отряды Пашкова. Царские войска потеснили повстанцев. Болотников три дня держался в осаде, потом отступил к Калуге. Часть его войска бежала в Тулу.

Поражение народного восстания

Со всех сторон к повстанцам подходили новые силы. В Туле с отрядом в несколько тысяч казаков, холопов и крестьян появился еще один самозванец, назвавшийся сыном царя Федора Ивановича Петром.

Лже-Петр объединил свои силы с Болотниковым, и вместе они одержали ряд побед под Тулой и Калугой. В мае 1607 г. повстанческое войско нанесло армии Шуйского еще одно поражение неподалеку от Тулы. Командовал повстанцами князь Телятевский - сподвижник Лжедмитрия и бывший хозяин Болотникова. Князь не захотел объединять свои силы с бывшим слугой. Победители порознь вернулись в Тулу. Там и окружило повстанцев огромное войско Шуйского. Царь сам руководил осадой. Он издал ряд указов. Холопам, которые покинули лагерь повстанцев, он даровал свободу, а также запретил превращать свободных людей в холопов без их согласия. Был продлен срок сыска беглых крестьян с 5 до 15 лет, что было на руку дворянам.

Четыре месяца обороняли повстанцы каменный кремль Тулы. Царские воеводы перекрыли плотиной реку Упу, ее воды затопили городские запасы продовольствия и порох. В Туле начался голод. Повстанцы зароптали, их вожди пошли на переговоры с Шуйским. За сдачу города царь обещал предводителям жизнь, а рядовым воинам - свободу. Ворота города открылись. Болотников, как и подобало воеводе, положил саблю к ногам царя.

Болотникова и Лже-Петра схватили. Самозванца повесили, а Болотникова выслали на север. Через полгода его ослепили, а потом утопили в проруби. Тем самым Шуйский нарушил свое обещание.

Борьба повстанцев с правительством продолжалась. И все же после разгрома Болотникова стало очевидно, что на этом этапе истории России знать вместе с дворянством победили. У власти удержалось боярское правительство, которое в ходе Смуты освободилось от самодержавного деспотизма, но в то же время задавило восстание низов.

Эта победа досталась России дорогой ценой. Страна разваливалась, в ее дела стали вмешиваться соседи. Дворянство, поддержавшее Шуйского в борьбе с Болотниковым, мечтало о сокрушении власти княжеско-боярской аристократии.

Кратко было по времени. Он правил лишь четыре года (1606 - 1610 гг.). Его правление неоднозначно можно оценить в истории России. Некоторые историки говорят о том, что Василий был способен править страной, однако не обладал харизмой, так необходимой государю. В отличии от того же он не шел на открытый контакт с народом и приближенными, был несколько закрытым человеком.

Если говорить о его происхождении, то оно весьма знатное. Род Шуйских входил в «топ-5» самых известных семей тогдашней Московской Руси. К тому же они были потомками Александра Невского, таким образом, были не последними наследниками в борьбе за престол. В Москве Василия не любили. Ключевский писал о нем, как о «толстеньком низеньком человечке, с вороватыми глазками». Обстоятельства вступления Василия на престол были в новинку для Руси. При восхождении на трон он дал «крестоцеловальную запись», то есть присягнул подданным, обещал править только по закону.

Кратко начало правления Василия Шуйского

Период 1608-1610 гг. называют «Тушенскими перелетами». Бояре постоянно переходили от Василия к Лжедмитрию II, и наоборот. Получали поместья, денежный оклад. Некоторые получали земли и деньги и у Василия, и у Лжедмитрия II.

Кратко период правления Василия Шуйского


Фактически можно сказать государство раскололось на две части. Лжедмитрий собрал у себя около 100 тыс. человек, надо сказать приличное количество людей. По сути Тушино стало «Бандитской слободой», они грабили многие земли. не мог уберечь города от нашествия банд. Тогда городские власти стали образовывать полки охраны у себя на местах - земские ополчения. Особенно сильно это было развито в северных землях.

Вторая половина периода правления Василия Шуйского стала переломной для него. Постепенно власть утекала из его рук. Многие города либо подчинены были Лжедмитрию II, либо старались сами заботиться о себе. На Севере была ранее проведена губная реформа. Местные купы и другие зажиточные слои стали сами назначать аппарат управления. Как раз таки развитое самоуправление привело в дальнейшем к образованию первых ополчений.

Василий Шуйский негативно принимал подъем земского движения на местах, ему это совсем не нравилось. С одной стороны ему приходилось противостоять войскам Лжедмитрия, а тут еще какие-то ополчения на местах. Василий обратился к Шведскому королю Карлу IX. Они подписали договор. Если кратко, то по этму договору:

  1. На территорию Руси отправлялся отряд наемников численностью около 5000 человек (в основном немцы и шотландцы), под командованием шведского полководца;
  2. Шуйский пообещал ведам уступить часть территорий;
  3. Разрешал «хождение» по территории России Шведской монеты.

Русскими войсками командовал Михаил Скопин-Шуйский - племянник государя Василия. Михаил очень сильно продвинулся по службе в правление Василия Шуйского. Он отлично проявил себя в боях против Болотникова. Многие даже думали о том, что Михаил может в последствие претендовать на русский престол. Но это был очень ответственный человек, военного склада. Он служил в первую очередь государству, на благо своей стране. Вряд ли бы он стал участвовать в интригах против Василия.

Итоги правления Василия Шуйского


Весной 1609 г. соединенное войско русских и наемников двинулось в наступление против Лжедмитрия II. Под Тверью удалось войско Лжедмитрия одолеть. После победы наемники стали требовать заплатить им обещанное жалованье. Денег нет, шведы ждать не стали, они оставили Скопин-Шуйского и разбрелись по русским землям. Кроме этого видя, как шведы вмешиваются в дела русских, поляки во главе с Сигизмундом III решили тоже поучаствовать. Поляки осаждают Смоленск, через 21 месяц он пал. Лагерь Лжедмитрия II, узнав о приближении Сигизмунда III просто распался.

Публикации по теме