В м бехтерев психология. Вклад В.М

«Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач».
​В.М. Бехтерев

Владимир Михайлович Бе́хтерев (20 января 1857 - 24 декабря 1927, Москва) - выдающийся русский медик- , невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик.

В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт, ныне носящий имя Бехтерева.

Биография

Родился в семье мелкого государственного служащего в селе Сорали, Елабужского уезда, Вятской губернии предположительно 20 января 1857 (был крещён 23 января 1857). Являлся представителем древнего вятского рода Бехтеревых. Образование получил в вятской гимназии и С.-Петербургской медико-хирургической академии. По окончании курса (1878), Бехтерев посвятил себя изучению душевных и нервных болезней и для этой цели работал при клинике проф. И. П. Мержеевского.

В 1879 году Бехтерев был принят в действительные члены Петербургского общества психиатров. А в 1884 г. был командирован за границу, где занимался у Дюбуа-Раймона (Берлин), Вундта (Лейпциг), Мейнерта (Вена), Шарко (Париж) и др. По защите докторской диссертации (4 апреля 1981 г.) утверждён приват-доцентом Петербургской медико-хирургической академии, а с 1885 г. состоял профессором Казанского университета и заведующим психиатрической клиникой окружной казанской лечебницы. Во время работы в Казанском университете создал психофизиологическую лабораторию и основал Казанское общество невропатологов и психиатров. В 1893 г. возглавил кафедру нервных и душевных болезней Медико-хирургической академии. В том же году основал журнал «Неврологический вестник». В 1894 году Владимир Михайлович был назначен членом медицинского совета министерства внутренних дел, а в 1895 году - членом военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогда же членом совета дома призрения душевнобольных. С 1897 преподавал также в Женском медицинском институте.

Организовал в Петербурге Общество психоневрологов и Общество нормальной и экспериментальной психологии и научной организации труда. Редактировал журналы «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», «Изучение и воспитание личности», «Вопросы изучения труда» и другие.

В ноябре 1900 года двухтомник Бехтерева «Проводящие пути спинного и головного мозга» был выдвинут Российской академией наук на премию имени академика К. М. Бэра. В 1900 Бехтерев был избран председателем Русского общества нормальной и патологической психологии.

После завершения работы над семью томами «Основы учения о функциях мозга» особое внимание Бехтерева как ученого стали привлекать проблемы психологии. Исходя из того, что психическая деятельность возникает в результате работы мозга, он считал возможным опираться главным образом на достижения физиологии, и, прежде всего, на учение о сочетательных (условных) рефлексах. В 1907-1910 годах Бехтерев опубликовал три тома книги «Объективная психология». Ученый утверждал, что все психические процессы сопровождаются рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями, которые доступны наблюдению и регистрации.

Был членом редакционного комитета многотомного «Traite international de psychologie pathologique» («Интернациональный трактат по патологической психологии») (Париж, 1908-1910), для которого им написаны несколько глав. В 1908 г. в Петербурге начинает работу основанный Бехтеревым Психоневрологический институт.

В мае 1918 году Бехтерев обратился в Совнарком с ходатайством об организации Института по изучению мозга и психической деятельности. Вскоре Институт открылся, и его директором до самой смерти являлся Владимир Михайлович Бехтерев. В 1927 ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР.

Умер внезапно 24 декабря 1927 года в Москве, спустя несколько часов после того, как в Большом Театре отравился мороженым1 .

После своей смерти В. М. Бехтерев оставил собственную школу и сотни учеников, в том числе 70 профессоров.

Научный вклад

Бехтерев исследовал большой ряд , неврологических, физиологических, морфологических и психологических проблем. В своём подходе он всегда ориентировался на комплексное изучение проблем мозга и человека. Осуществляя реформацию современной психологии, разработал собственное учение, которое последовательно обозначал как объективную психологию (с 1904), затем как психорефлексологию (с 1910) и как рефлексологию (с 1917). Уделял особое внимание разработке рефлексологии как комплексной науки о человеке и обществе (отличной от физиологии и психологии), призванной заменить психологию.

Широко использовал понятие «нервный рефлекс». Ввел в оборот понятие «сочетательно-двигательный рефлекс» и разработал концепцию этого рефлекса. Открыл и изучил проводящие пути спинного и головного мозга человека, описал некоторые мозговые образования. Установил и выделил ряд рефлексов, синдромов и симптомов. Физиологические рефлексы Бехтерева (лопаточно-плечевой, рефлекс большого веретена, выдыхательный и др.) позволяют определить состояние соответствующих рефлекторных дуг, а патологические (тыльностопный рефлекс Менделя - Бехтерева, запястно-пальцевой рефлекс, рефлекс Бехтерева - Якобсона) отражают поражение пирамидных путей.

Описал некоторые болезни и разработал методы их лечения («Постэнцефалитические симптомы Бехтерева», «Психотерапевтическая триада Бехтерева», «Фобические симптомы Бехтерева» и др.). В 1892 Бехтеревым была описана «одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания» («Болезнь Бехтерева», «Анкилозирующий спондилит»). Бехтеревым выделены такие заболевания, как «хореическая падучая», «сифилитический множественный склероз», «острая мозжечковая атаксия алкоголиков».

Создал ряд лекарственных препаратов. «Микстура Бехтерева» широко использовалась в качестве успокаивающего средства. Многие годы исследовал проблемы гипноза и внушения, в том числе при алкоголизме. Более 20 лет изучал вопросы полового поведения и воспитания ребенка. Разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей. Многократно критиковал психоанализ (учения Зигмунда Фрейда , Альфреда Адлера и др.), но вместе с тем способствовал проведению теоретических, экспериментальных и психотерапевтических работ по психоанализу, которые осуществлялись в возглавляемом им Институте по изучению мозга и психической деятельности.

Кроме того, Бехтерев разрабатывал и изучал связь между нервными и психическими болезнями, и циркулярный психоз , клинику и патогенез галлюцинаций , описал ряд форм навязчивых состояний , различные проявления психического автоматизма. Для лечения нервно-психических заболеваний ввел сочетательно-рефлекторную терапию и алкоголизма, психотерапию методом отвлечения, коллективную психотерапию.

Творчество

Кроме диссертации «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний» (Спб., 1881), Бехтереву принадлежат многочисленные работы по нормальной анатомии нервной системы; патологической анатомии центральной нервной системы; физиологии центральной нервной системы; по клинике душевных и нервных болезней и, наконец, по психологии (Образование наших представлений о пространстве, «Вестник психиатрии», 1884).

В этих работах Бехтерев занимался изучением и исследованием хода отдельных пучков в центральной нервной системе, состава белого вещества спинного мозга и хода волокон в сером веществе и вместе с тем, на основании произведённых опытов, выяснением физиологического значения отдельных частей центральной нервной системы (зрительных бугров, преддверной ветви слухового нерва, нижних и верхних олив, четверохолмия и пр.).

Бехтереву удалось также добыть некоторые новые данные по вопросу о локализации различных центров в мозговой коре (напр. по локализации кожных - осязательных и болевых - ощущений и мышечного сознания на поверхности мозговых полушарий, «Врач», 1883) и также по физиологии двигательных центров мозговой коры («Врач», 1886). Много работ Бехтерева посвящено описанию малоисследованных патологических процессов нервной системы и отдельным случаям нервных заболеваний.

Соч.: Основы учения о функциях мозга, СПБ, 1903-07; Объективная психология, СПБ, 1907-10; Психика и жизнь, 2 изд., СПБ, 1904; Общая диагностика болезней нервной системы, ч. 1-2, СПБ, 1911-15; Коллективная рефлексология, П., 1921: Общие основы рефлексологии человека, М.- П., 1923; Проводящие пути спинного и головного мозга, М.- Л., 1926; Мозг и деятельность, М.- Л., 1928: Избр. произв., М., 1954.

Ссылки

  • Роль внушения в общественной жизни - речь В. М. Бехтерева 18 декабря 1897 г.
  • Биографические материалы о В. М. Бехтереве с проекта Хронос

1 По поводу неожиданной смерти В.М. Бехтерева существует три версии. Среди ближайших учеников В.М.Бехтерева существовала никогда, естественно, не опубликованная, своя версия смерти учителя: смерть в момент интимной близости с одной из молоденьких сотрудниц, так называемая "сладкая смерть" по терминологии французских авторов. По другой версии, смерть Бехтерева связана с тем, что это именно он поставил диагноз смерти В.И. Ленину: "сифилис мозга". Самой правдоподобной, тем не менее, следует считать версию, согласно которой Бехтерев был отравлен по приказу И.В. Сталина после того, как Бехтерев после консультации Сталина по поводу его сухорукости отозвался о нем "обычный параноик".

В 2007 г. исполнилось 150 лет со дня рождения В.М. Бехтерева - ученого-энциклопедиста: невропатолога, психиатра, морфолога, физиолога, психолога, основателя отечественной школы психоневрологов.

Бехтерев Владимир Михайлович родился 20 января (1 февраля н.ст.) 1857 г., в селе Сарали Елабужского уезда Вятской губернии – ныне село Бехтерево в республике Татарстан.

Отец Бехтерева, Михаил Павлович, был становым приставом; мать, Мария Михайловна, дочь титулярного советника, получила образование в пансионе, где обучали и музыке, и французскому языку. Кроме Владимира, в семье было еще двое сыновей: Николай и Александр, на 6 и на 3 года старше его. В 1864 г. семья переехала в Вятку, а через год умер от чахотки глава семьи. Материальное положение семьи было очень тяжелым, тем не менее братья получили высшее образование.

В 1873 г. в возрасте 16,5 лет В.М. Бехтерев поступил в Медико-Хирургическую академию в Санкт-Петербурге. Вскоре после поступления он перенес душевное расстройство – «резкую неврастению» (диагноз самого В.М. Бехтерева), – вызванное, возможно, новыми условиями жизни провинциального юноши в столице, но 28 дней лечения в клинике душевных и нервных болезней академии восстановили здоровье. Возможно, поэтому студентом 4-го курса он выбрал специальность «нервные и душевные болезни», но сам он в автобиографии объяснил выбор тем, что это давало возможность быть ближе к общественной жизни. Студентом последнего курса Бехтерев принял участие в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг. в составе «летучего санитарного отряда братьев Рыжовых». Один из братьев был слушателем Медико-Хирургической академии. В отряде из 12 человек было 7 студентов-медиков МХА. Под псевдонимом «Санитар» Бехтерев писал заметки в газету «Северный вестник». В 1878 г. Бехтерев досрочно и весьма успешно сдал выпускные экзамены и был оставлен для дальнейшего совершенствования в Профессорском Институте при академии.

9 сентября 1879 г. Бехтерев заключил брак с Натальей Петровной Базилевской, с которой был знаком с гимназической скамьи еще в Вятке. Они имели шестерых детей: родившийся в 1880 г. Евгений вскоре умер, в 1883 г. родилась Ольга, в 1887 г. – Владимир, в 1888 г. – Петр, в 1890 г. – Екатерина, в 1904 г. – любимая дочь Мария.

В 1881 г. Бехтерев защитил диссертацию на степень доктора медицины на тему: «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний», а 20 ноября того же года он получил ученое звание приват-доцента. В 1883 г. Итальянское общество психиатров избрало В.М. Бехтерева действительным членом, а Общество русских врачей присудило ему серебряную медаль за исследование «О вынужденных и насильственных движениях при разрушении некоторых частей центральной нервной системы».

В качестве кандидата на стажировку В.М. Бехтерев представил в конкурсную комиссию 58 работ по различным вопросам экспериментальных исследований и клиники нервных и душевных болезней, и 01.06.1984 г. решением Конференции академии он направляется в первую научную заграничную командировку в Германию. В.М. Бехтерев посещал лекции Вестфаля, Менделя, Дюбуа-Раймона и других известных немецких ученых, занимавшихся изучением нервной системы. Затем в Лейпциге он работал с крупнейшим неврологом и морфологом того времени П. Флексигом, которому вскоре посвятил свою первую фундаментальную монографию «Проводящие пути спинного и головного мозга». Здесь же он начал изучать психологию в лаборатории знаменитого В. Вунда. В декабре 1884 г. В.М. Бехтерев получил официальное приглашение министра народного просвещения Делянова занять кафедру психиатрии в Казанском университете. Он принял это приглашение с некоторыми условиями, одно из которых предусматривало завершение полной программы научной командировки. После Лейпцига Бехтерев посетил Париж, где познакомился с работой великого Ж. Шарко, а затем Мюнхен (клиника проф. Гуддена) и завершил командировку летом 1885 г. в Вене в клинике проф. Мейнерта.

Осенью 1885 г. В.М. Бехтерев приступил к работе в Казанском университете. Он реорганизовал кафедру психиатрии, при которой им вскоре была организована первая в России психофизиологическая лаборатория, где В.М. Бехтерев начал изучать морфологию нервной системы. В казанский период жизни В.М. Бехтерев обогатил науку открытиями в области анатомии и физиологии различных структур головного и спинного мозга. Эти исследования были обобщены в первой монографии «Проводящие пути спинного и головного мозга» (1893 г.); через три года, в 1896 г. вышло второе, основательно переработанное, издание, втрое большее по объему и дополненное 302 рисунками, выполненными с препаратов мозга. Это – огромной ценности свод эмпирического материала, полученного как самим автором, так и другими исследователями. Немецкий профессор Ф. Копш (1868–1955) утверждал, что «знают прекрасно анатомию мозга только двое – это Бог и Бехтерев». В 1892 г. В.М. Бехтерев был инициатором создания Казанского Неврологического общества, а в 1893 г. создал журнал «Неврологический вестник», редактором которого был многие последующие годы.

26 сентября 1893 г. В.М. Бехтерев, вместо ушедшего в отставку по выслуге лет его учителя И.П. Мержеевского (1838–1908), возглавил кафедру душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии и стал директором клиники душевных болезней Клинического военного госпиталя, на базе которого располагалась кафедра. Здесь продолжались исследования, начатые еще в Казани и завершившиеся изданием в 1903–1907 монографии «Основы учения о функциях мозга», в 7 частях. Этот труд объемом в 2500 страниц содержит анализ функций различных отделов нервной системы. В 1909 г. работа была переведена на немецкий язык. В период службы в ВМА (1893–1913) семья В.М. Бехтерева занимала казенную квартиру при психиатрической клинике Военно-медицинской академии (Боткинская ул., д. 9).

В Петербурге в 1896 г. В.М. Бехтерев создал журнал «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», а 1897 г. была открыта вновь построенная клиника нервных болезней Военно-медицинской академии (Лесной пр., д. 2), в которой организовали специальную операционную для хирургического лечения некоторых нервных и душевных болезней.

В 1899 г. В.М. Бехтерев был избран академиком Военно-медицинской академии и награжден золотой медалью Российской Академии наук. Через год (в 1900 г.) за монографию «Проводящие пути спинного и головного мозга» В.М. Бехтерев был награжден премией Бэра Российской Академии наук. В этом же году он избирается председателем Русского общества нормальной и патологической психологии и профессором Женского медицинского института по кафедре нервных и душевных болезней.

В течение зимы 1905/1906 г. В.М. Бехтерев исполнял обязанности начальника Военно-медицинской академии. В автобиографии он писал об этом времени: «От меня требовалось провести академию, как учреждение военного ведомства, "благополучно" сквозь бурю и натиск революции. Могу сказать, что это было выполнено с честью, но передавать здесь подробности всех происшествий, бывших за это время в академии, было бы излишне». Военный министр приглашал В.М. Бехтерева занять этот пост «окончательно…, сохранив за мной кафедру и директорство по клинике», но В.М. Бехтерев отказался: в эти годы его научные интересы направлены на изучение психологии – в 1903 г. он впервые выступил с предложением о создании Психоневрологического Института. Эти замыслы успешно осуществились в 1907 г. В этом же году В.М. Бехтерев получил звание заслуженного ординарного профессора.

За последующие четыре года, наполненные хлопотами по созданию института, В.М. Бехтерев завершил трехтомную монографию «Объективная психология». В 1911 г. появились первые собственные здания Института в так называемом Царском городке за Невской заставой, построенные известным специалистом по строительству медицинских учреждений придворным архитектором Р. Ф. Мельцером (1860–1943). В этом же 1911 г. В.М. Бехтерев опубликовал монографию «Гипноз, внушение и гипнотерапия и их лечебное значение».

В 1912 г. в структуре Психоневрологического института был открыт Экспериментально-клинический институт по изучению алкоголизма. Через год международное научное сообщество решило преобразовать его в международный научный центр. 19 января 1913 г. Совет Психоневрологического института единогласно избрал В.М. Бехтерева Президентом института на следующее пятилетие; 24 января соответствующие документы были направлены на утверждение в Министерство народного просвещения.

В сентябре-октябре В.М. Бехтерев принимал участие в широко обсуждавшемся в России «Деле Бейлиса»: он провел повторную психиатрическую экспертизу и доказал невиновность Менделя Бейлиса (ему предъявлялось обвинение в ритуальном убийстве православного 13-летнего мальчика Андрея Ющинского, а по результатам первой экспертизы, проведенной профессором И.А. Сикорским, эта возможность не исключалась). После выступления В.М. Бехтерева на процессе М. Бейлис был оправдан судом присяжных. Экспертиза по делу Бейлиса вошла в историю науки как первая судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

Тотчас же после выступления В.М. Бехтерева по «Делу Бейлиса», 5 октября, пришел ответ министра народного просвещения Л.А. Кассо (1865–1914) на представление Психоневрологического института: он не нашел «возможным утвердить академика Тайного советника Бехтерева на новое пятилетие в звании президента Института». Одновременно В.М. Бехтерев был уволен из Военно-медицинской академии и из Женского медицинского института.

В 1913 г. семья Бехтерева поселилась в собственном доме, построенном по проекту архитектора Р.Ф. Мельцера на Каменном острове. В те времена на участке при особняке были подсобные постройки: конюшня, гараж для автомобиля ученого и др. (сохранилось только главное здание). Кроме того, семья имела дачу «Тихий берег» на берегу Финского залива (район нынешнего пос. Смолячково), где проводила воскресные, праздничные дни и все лето. Неподалеку от дачи Бехтерева, верстах в тридцати, находились «Пенаты» – усадьба русского художника И.Е. Репина (1844–1930), которого нередко посещал Бехтерев. По воспоминаниям дочери ученого Марии, они ездили к Репину вдоль залива на лошадях по сыпучим пескам раза два за лето и обязательно на Ильин день. Летом 1913 г. И.Е. Репин написал знаменитый портрет В.М. Бехтерева, хранящийся в Русском музее, а его авторская копия находится в мемориальном музее В.М. Бехтерева при Психоневрологическом институте. В этом же музее хранится и работа скульптора Э.А. Блоха – бюст ученого. Во время позирования В.М. Бехтерев сам вылепил из куска глины голову страждущего мальчика, а скульптор Блох присоединил эту работу ученого к выполненному им бюсту Бехтерева. Смысл удивительной композиции можно выразить так: страдания больного – суть Бехтерева-врача.

В период Первой мировой войны В.М. Бехтерев способствовал переоборудованию Психоневрологического института в Военный госпиталь, в котором функционировало первоклассное нейрохирургическое отделение, впоследствии преобразованное в первый в России Невро-хирургический институт. В 1916 г. учебные подразделения при Психоневрологическом институте были преобразованы в Частный Петроградский Университет.

Революцию 1917 года В.М. Бехтерев принял и с декабря 1917 г. начал работать в научно-медицинском отделе Наркомпроса. С 1918 г. он уже член Ученого Совета при Наркомпросе, и в том же году ему удается организовать Институт по изучению мозга и психической деятельности (Институт мозга), под который правительство выделило здание дворца Великого князя Николая Николаевича-младшего (Петровская наб., 2). В Институте полным ходом начались исследования в рамках нового научного направления, названного В.М. Бехтеревым рефлексологией. В этом же году выходит в свет его монография «Общие основы рефлексологии».

В 1918 г. Частный Петроградский Университет при Психоневрологическом Институте получил официальный статус Второго Петроградского Университета. Но в 1919 г. в Петрограде прошла реорганизация высшей школы, в результате чего юридический и педагогический факультеты были переданы в состав Первого Петроградского университета, медицинский факультет был преобразован в Государственный Институт Медицинских Знаний (ГИМЗ), химико-фармацевтическое отделение – в Химико-фармацевтический институт, зооветеринарный факультет – в Ветеринарно-зоотехнический институт. Таким образом, созданная система подготовки в университете при Психоневрологическом Институте оказалась столь совершенна, что при возникшей необходимости отдельные факультеты и даже отделения были превращены без особых сложностей в самостоятельные высшие учебные заведения.

1 января 1920 г. В.М. Бехтерев обратился в печати к врачам всего мира с протестом против продовольственной блокады России, которую организовали страны Антанты. Это выступление в печати было передано в тот же день и по радио за границу. Выступление всемирно известного ученого оказало определенное воздействие на общественность зарубежных стран, и через некоторое время в газетах появилось сообщение, что блокада снимается.

С 1920 г. и до конца жизни В.М. Бехтерев был депутатом Петроградского Совета, принимая активное участие в работе постоянно действующей комиссии по народному просвещению.

В 1921 г. В.М. Бехтерев добился реорганизации системы научно-исследовательских учреждений Психоневрологического Института в Психоневрологическую академию и был избран ее Президентом. В этом же году В.М. Бехтерев опубликовал монографию «Коллективная рефлексология». В этот период ученый много внимания уделял изучению физиологии трудовых процессов различных профессий и вопросам научной организации труда.

В воспоминаниях сотрудников В.М. Бехтерева и его родных отмечается его отличительная черта – невероятная трудоспособность. В перерывах между лекциями он не отдыхал, а проводил сеансы гипноза в соседней аудитории. Постоянно что-то писал, даже в дороге. Спал не более 5–6 часов в сутки, засыпал обычно в 3 часа ночи. После пробуждения, часто еще не вставая, В.М. Бехтерев принимался за работу над рукописями. Был скромен и нетребователен. Внешние условия жизни для него и его работы не играли никакой роли. Три раза в неделю В.М. Бехтерев проводил приемы больных на дому с восьми часов вечера и нередко до глубокой ночи (до 40 больных за вечер).

Летом на даче В.М. Бехтерев спал и работал на балконе с громадным открытым окном, выходящим на залив. Здесь стояли небольшой стол и удобное соломенное кресло, в котором он иногда для отдыха писал стихи, и со временем у него скопилось их довольно много. Дорожа временем, он почти не ходил пешком. Ел мало, главным образом вегетарианскую и молочную пищу. На завтрак предпочитал крутой овсяный кисель с молоком. За обедом ему подавали отдельно свежий салат, без приправы, целыми листьями. Совершенно не употреблял алкоголь и не курил. Систематически купался в заливе до глубокой осени.

Блестящие способности, пытливый ум, непреклонная настойчивость в достижении поставленной цели и ни с чем не сравнимая трудоспособность В.М. Бехтерева были направлены на последовательное разрешение труднейших задач медицинской теории и практики по изучению, лечению и предупреждению нервно-психических заболеваний.

После революции жена Бехтерева Наталья Петровна жила на даче «Тихий берег», оказавшейся за границей, в Финляндии. В период послереволюционной разрухи в жизни В.М. Бехтерева появилась другая женщина – Берта Яковлевна Гуржи (в девичестве Арэ). Б.Я. Гуржи, сотрудница канцелярии в Комиссии улучшения быта ученых (КУБУ), предоставила В.М. Бехтереву свою квартиру, находившуюся в центре города, для приема пациентов. После кончины Натальи Петровны в 1926 г. Бехтерев официально оформил отношения с Бертой Яковлевной, и она стала носить его фамилию.

В 1927 г. В.М. Бехтерев получил звание заслуженного деятеля науки. 24 декабря 1927 г. в период работы I Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров в Москве, на котором В.М. Бехтерев выступил с докладом, он скоропостижно скончался. Обстоятельства болезни – развитие ее в течение суток, непрофессионализм проведенного лечения, – а также особенности патологоанатомического вскрытия (был извлечен и исследован только мозг), поспешная кремация тела в Москве и последующее в течение 30 лет забвение ученого – все это наводит на мысль о насильственном характере смерти. Берта Яковлевна, сопровождавшая Бехтерева в Москву, присутствовала при его кончине. В 1937 г. она была репрессирована и через месяц после ареста расстреляна. Урна с прахом В.М. Бехтерева, хранившаяся долгие годы в мемориальном музее В.М. Бехтерева, только в 1970 г. был захоронена на Литераторских мостках. Автор надгробного памятника – М.К. Аникушин (1917–1997).

«Систематический указатель трудов и выступлений В.М. Бехтерева, напечатанных на русском языке», составленный О.Б. Казанской и Т.Я. Хвиливицким в 1954 г., содержит около тысячи названий. В этих работах отражены: открытия В.М. Бехтерева в морфологии и физиологии нервной системы, описание 19 новых форм болезней в психоневрологии, изобретения многих новых способов диагностики и лечения и т. д. Известно, что В.М. Бехтерев провел примерно тысячу судебно-психиатрических экспертиз. Журнал «Вестник знания» в 1926 г. опубликовал перечень учреждений и журналов, возникших по инициативе и при непосредственном участии Владимира Михайловича: учреждений – 33, журналов – 10. Впоследствии проведенные исследования творчества ученого позволили добавить к этому перечню еще 17 учреждений и 2 журнала. Работа по библиографии трудов В.М. Бехтерева продолжается, и в настоящее время установлено 1350 опубликованных в различных журналах и отдельных изданиях работ на русском языке и около 500 на других языках, преимущественно на немецком и французском. Однако до сих пор не издано полное собрание сочинений.

В 1957 г. к 100-летнему юбилею ученого улица, на которой расположен Психоневрологический институт, названа улицей Бехтерева, в 1960 г. перед главным зданием института ему поставлен памятник (скульптор М.К. Аникушин), на здании помещена мемориальная доска: «Основатель Психоневрологического института академик В. М. Бехтерев работал здесь с 1908 по 1927 г.». С 1925 г. Психоневрологический институт носит его имя.


РСФСР
СССР Научная сфера: Альма-матер :

Влади́мир Миха́йлович Бе́хтерев (20 января (1 февраля) , Сорали (ныне Бехтерево, Елабужский район) - 24 декабря , Москва) - выдающийся русский медик -психиатр , невропатолог , физиолог , психолог , основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик .

Организовал в Петербурге Общество психоневрологов и Общество нормальной и экспериментальной психологии и научной организации труда. Редактировал журналы «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», «Изучение и воспитание личности», «Вопросы изучения труда» и другие.

После своей смерти В. М. Бехтерев оставил собственную школу и сотни учеников, в том числе 70 профессоров.

По улице Бехтерева в Москве расположена крупнейшая в Москве 14-я городская психиатрическая больница имени Бехтерева, которая обслуживает все округа Москвы, особенно ЗАО Москвы.

Версии о причинах смерти

По официальной версии, причиной смерти стало отравление консервами. Существует версия, что смерть Бехтерева связана с консультацией, которую он незадолго до гибели дал Сталину . Но прямых свидетельств, что одно событие связано с другим, нет .

По мнению правнука В. М. Бехтерева, Медведева С. В. , директора «Института мозга человека»:

«Предположение, что мой прадед был убит, это не версия, а вещь очевидная. Его убили за диагноз Ленину - сифилис мозга.»

Семья

  • Бехтерева-Никонова, Ольга Владимировна - дочь.
  • Бехтерева, Наталья Петровна - внучка.
  • Никонов, Владимир Борисович - внук.
  • Медведев, Святослав Всеволодович - правнук.

Адреса в Петрограде - Ленинграде

  • Осень 1914 - декабрь 1927 года - особняк - набережная реки Малой Невки , 25.

Память

В честь Бехтерева были выпущены почтовые марки и памятная монета:

Памятные места

  • «Тихий берег» - усадьба Бехтерева в нынешнем посёлке Смолячково (Курортный район Санкт-Петербурга), - памятник истории.
  • Дом В. М. Бехтерева в Кирове - памятник истории.

Научный вклад

Бехтерев исследовал большой ряд психиатрических, неврологических, физиологических, морфологических и психологических проблем. В своём подходе он всегда ориентировался на комплексное изучение проблем мозга и человека. Осуществляя реформацию современной психологии, разработал собственное учение, которое последовательно обозначал как объективную психологию (с ), затем как психорефлексологию (с ) и как рефлексологию (с ). Уделял особое внимание разработке рефлексологии как комплексной науки о человеке и обществе (отличной от физиологии и психологии), призванной заменить психологию.

Широко использовал понятие «нервный рефлекс». Ввел в оборот понятие «сочетательно-двигательный рефлекс» и разработал концепцию этого рефлекса. Открыл и изучил проводящие пути спинного и головного мозга человека, описал некоторые мозговые образования. Установил и выделил ряд рефлексов, синдромов и симптомов. Физиологические рефлексы Бехтерева (лопаточно-плечевой, рефлекс большого веретена, выдыхательный и др.) позволяют определить состояние соответствующих рефлекторных дуг, а патологические (тыльностопный рефлекс Менделя - Бехтерева , запястно-пальцевой рефлекс, рефлекс Бехтерева - Якобсона) отражают поражение пирамидных путей.

Описал некоторые болезни и разработал методы их лечения («Постэнцефалитические симптомы Бехтерева», «Психотерапевтическая триада Бехтерева», «Фобические симптомы Бехтерева» и др.). В Бехтеревым была описана «одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания» («Болезнь Бехтерева », «Анкилозирующий спондилит »). Бехтеревым выделены такие заболевания, как «хореическая падучая», «сифилитический множественный склероз», «острая мозжечковая атаксия алкоголиков». Создал ряд лекарственных препаратов. «Микстура Бехтерева» широко использовалась в качестве успокаивающего средства.

Многие годы исследовал проблемы гипноза и внушения, в том числе при алкоголизме.

Более 20 лет изучал вопросы полового поведения и воспитания ребёнка. Разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей.

  1. по нормальной анатомии нервной системы;
  2. патологической анатомии центральной нервной системы;
  3. физиологии центральной нервной системы;
  4. по клинике душевных и нервных болезней и, наконец,
  5. по психологии (Образование наших представлений о пространстве, «Вестник психиатрии», ).

В этих работах Бехтерев занимался изучением и исследованием хода отдельных пучков в центральной нервной системе, состава белого вещества спинного мозга и хода волокон в сером веществе и вместе с тем, на основании произведённых опытов, выяснением физиологического значения отдельных частей центральной нервной системы (зрительных бугров, преддверной ветви слухового нерва, нижних и верхних олив, четверохолмия и пр.).

Бехтереву удалось также добыть некоторые новые данные по вопросу о локализации различных центров в мозговой коре (напр. по локализации кожных - осязательных и болевых - ощущений и мышечного сознания на поверхности мозговых полушарий, «Врач», ) и также по физиологии двигательных центров мозговой коры («Врач», ). Много работ Бехтерева посвящено описанию малоисследованных патологических процессов нервной системы и отдельным случаям нервных заболеваний.

Сочинения :

  • Основы учения о функциях мозга, СПБ, 1903-07;
  • Объективная психология, СПБ, 1907-10;
  • Психика и жизнь, 2 изд., СПБ, 1904;
  • Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни . СПб: Издание К.Л.Риккера, 1908
    • Bechterew, W. M. La suggestion et son rôle dans la vie sociale ; trad. et adapté du russe par le Dr P. Kéraval. Paris: Boulangé, 1910
  • Общая диагностика болезней нервной системы, ч. 1-2, СПБ, 1911-15;
  • Коллективная рефлексология, П., 1921
  • Общие основы рефлексологии человека, М.- П., 1923;
  • Проводящие пути спинного и головного мозга, М.- Л., 1926;
  • Мозг и деятельность, М.- Л., 1928: Избр. произв., М., 1954.

Из фотоархива

См. также

Примечания

Литература

  • Никифоров А. С. Бехтерев / Послесл. Н. Т. Трубилина.. - М .: Молодая гвардия , 1986. - (Жизнь замечательных людей . Серия биографий. Вып. 2 (664)). - 150 000 экз. (в пер.)
  • Чудиновских А. Г. В.М. Бехтерев. Жизнеописание. - Киров: ООО «Триада-С», 2000. - 256 с. с. - 1000 экз.

Историография и ссылки

  • Акименко, М. А. (2004). Психоневрология - научное направление, созданное В. М. Бехтеревым
  • Акименко, М. А. & Н.Деккер (2006). В. М. Бехтерев и медицинские школы Лейпцигского университета
  • Бехтерев, Владимир Михайлович в библиотеке Максима Мошкова
  • Роль внушения в общественной жизни - речь В. М. Бехтерева 18 декабря 1897 г.
  • Биографические материалы о В. М. Бехтереве с проекта Хронос

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 1 февраля
  • Родившиеся в 1857 году
  • Родившиеся в Вятской губернии
  • Умершие 24 декабря
  • Умершие в 1927 году
  • Умершие в Москве
  • Психологи России
  • Психологи СССР
  • Психиатры России
  • Психиатры Российской империи
  • Физиологи России
  • Психологи по алфавиту
  • Персонологи
  • Похороненные на Литераторских мостках
  • Выпускники Военно-медицинской академии
  • Преподаватели Военно-медицинской академии
  • Преподаватели Казанского университета
  • Гипнотизёры России

Wikimedia Foundation . 2010 .

БЕХТЕРЕВ, ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ (1857–1927), русский невролог, психиатр, морфолог и физиолог нервной системы. Выстраивал свою концепцию объективной психологии. В его научных интересах, центральное место занимала психиатрия, исследование душевной жизни человека. Уделяя значительное внимание психологии, он выдвинул план ее превращения в объективную естественную науку. В начале 20 в. появились его первые книги, в которых излагались основные принципы объективной психологии, позже названной им рефлексологией. В 1907 г. Бехтерев организовал Психоневрологический институт, на базе которого была создана сеть научно – клинических и научно – исследовательских институт, в том числе и первый в России Педологический институт. Это позволило Бехтереву связать теоретические и практические исследования.

Разрабатывая свою объективную психологию как психологию поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, Бехтерев, тем не менее, не отвергал сознание. Он включал его в предмет психологии, так же как и субъективные методы исследования психики, в том числе самонаблюдение. Основные положения новой науки изложены им в работах «Объективная психология» и «Общие основания рефлексологии». Он исходил из того, что рефлексологические исследования, в том числе рефлексологический эксперимент, дополняют данные, полученные при психологических исследованиях, анкетировании и самонаблюдении.

В дальнейшем Бехтерев исходил из того, что рефлексология в принципе не может заменить психологию, и последние работы его института постепенно вышли за рамки рефлексологического подхода.

С его точки зрения, рефлекс есть способ установления относительно устойчивого равновесия между организмом и комплексом условий, действующих на него. Так появилось одно из основных положений Бехтерева о том, что отдельные жизненные проявления организма приобретают черты механической причинности и биологической направленности и имеют характер целостной реакции организма, стремящегося отстоять и утвердить свое бытие в борьбе с меняющимися условиями среды.

Исследуя биологические механизмы рефлекторной деятельности, Бехтерев отстаивал мысль о воспитуемости, а не о наследуемом характере рефлексов. Так в книге «Основы общей рефлексологии» он доказывал, что не существует врожденного рефлекса рабства или свободы, и утверждал, что общество осуществляет своего рода социальный отбор, создавая нравственную личность. Т. о., именно социальная среда является источником развития человека; наследственность задает лишь тип реакции, но сами реакции развиваются в течение жизни. Доказательством этого послужили, по его мнению, исследования генетической рефлексологии, доказавшие приоритетность среды в развитии рефлексов младенцев и детей раннего возраста.

Бехтерев считал проблему личности одной из важнейших в психологии и был одним из немногих психологов начала 20 в., которые трактовали в тот период личность как интегративное целое. Он рассматривал созданный им Педологический институт как центр по изучению личности, которая является основой воспитания. Он всегда подчеркивал, что все его интересы концентрируются вокруг одной цели – «изучить человека и суметь его воспитать». Бехтерев фактически ввел в психологию понятия: индивид, индивидуальность и личность, считая, что индивид – это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности.

Большое значение имели и исследования Бехтеревым структуры личности, в которой он выделял пассивную и активную, сознательную и бессознательную части, их роли в различных видах деятельности и их взаимосвязи. Он отмечал доминирующую роль бессознательных мотивов во сне или при гипнозе и считал необходимым исследовать влияние опыта, приобретенного в это время, на сознательное поведение. Исследуя способы коррекции отклоняющегося поведения, он полагал, что любое подкрепление может зафиксировать реакцию. Избавиться от нежелательного поведения можно, только создав более сильный мотив, который «вберет в себя всю энергию, затрачиваемую на нежелательное поведение».

Бехтерев отстаивал мысль о том, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетна именно личность, а не коллектив. Эти взгляды доминируют в его работах «Коллективная рефлексология», «Объективное изучение личности». Именно из этой позиции он исходил, исследуя коллективную соотносительную деятельность, объединяющую людей в группы. Бехтерев выделял людей, склонных к коллективной или индивидуальной соотносительной деятельности, и изучал, что происходит с личностью, когда она становится членом коллектива, и чем вообще реакция коллективной личности отличается от реакции отдельно взятой личности.

В своих экспериментах по исследованию влияния внушения на деятельность человека Бехтерев фактически впервые обнаружил такие явления, как конформизм, групповое давление, которые только через несколько лет стали изучаться в западной психологии.

Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, он вместе с тем подчеркивал, что влияние коллектива не всегда благотворно, т. к. любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Он писал о том, что обычаи и общественные стереотипы, в сущности, ограничивают личность, лишая ее возможности свободно проявлять свои потребности.

А.Ф. Лазурский – основатель отечественной характерологии и экспериментального изучения личности

Лазурский – основатель отечественной характерологии и экспериментального изучения личности.

А. Ф. Лазурский создал новое направление в дифференциальной психологии – научную характерологию. Он стоял за создание научной теории индивидуальных различий. Основной целью дифференциальной психологии он считал «построение человека из его наклонностей», а также разработку возможно более полной естественной классификации характеров. Он выступает за естественный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство исследователя в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта. Важным в теории Лазурского было положение о теснейшей связи свойств характера с нервными процессами. Это было объяснение свойств личности нейродинамикой корковых процессов. Научная характерология Лазурского строилась как опытная наука, опирающаяся на изучение нейродинамики корковых процессов. Не придавая вначале значения количественным методам оценки психических процессов, используя только качественные методы, он позднее ощутил недостаточность последних и попытался использовать графические схемы для определения способностей ребенка. Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психологов, прежде всего представителей ленинградской-петербургской школы психологов. Взгляды А. Ф. Лазурского на природу и структуру личности формировались под непосредственным воздействием идей В. М. Бехтерева в пору, когда он работал под его руководством в Психоневрологическом институте. По мысли А. Ф. Лазурского основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т. п.) . Мера (степень) активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях – низшем, среднем и высшем. Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека. Личность в представлении А. Ф. Лазурского это единство двух психологических механизмов. С одной стороны, это эндопсихика – внутренний механизм человеческой психики. Эндопсихика обнаруживает себя в таких основных психических функциях как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере. По А. Ф. Лазурному эндочерты в основном являются врожденными. Другую существенную сторону личности составляет экзопсихика, содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Экзопсихические проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия. Обе эти части связаны между собой и влияют друг на друга. Например, развитое воображение, обусловливающие и способности к творческой деятельности, высокая чувствительность и возбудимость – все это предполагает к занятиям искусством. То же в отношение экзокомплекса черт, когда внешние условия жизни как бы диктуют и соответствующее поведение. Процесс адаптации личности может быть более или менее успешным. А. Ф. Лазурский в связи с этим принципом выделяет три психических уровня. Низший уровень характеризует максимальное влияние внешней среды на психику человека. Среда как бы подчиняет такого человека себе, не считаясь с его эндоособенностями. Отсюда противоречие между возможностями человека и усвоенными им профессиональными навыками. Средний уровень предполагает большую возможность приспособиться к окружающей среде, найти в ней свое место. Более сознательные, обладающие большей работоспособностью и инициативой, люди выбирают занятия, соответствующие их склонностям и задаткам. На высшем уровне психического развития процесс приспособления осложняется тем, значительная напряженность, интенсивность душевной жизни, заставляет не только приспособиться к среде, но и порождает желание переделать, видоизменить ее, сообразно своим собственным влечениям и потребностям. Иными словами, здесь скорее мы можем встретиться с процессом творчества. Итак, низший уровень дает людей недостаточно или плохо приспособленных, средний – приспособившихся, а высший – приспособляющихся. На высшем уровне психического уровня благодаря духовному богатству, сознательности, скоординированности душевных переживаний экзопсихика достигает наивысшего развития, а эндопсихика составляет ее естественную подоснову. Поэтому деление идет по экзопсхическим категориям, точнее, по важнейшим общечеловеческим идеалам и их характерологическим разновидностям. Важнейшими среди них, по мнению А. Ф. Лазурского являются: альтруизм, знание, красота, религия, общество, внешняя деятельность, система, власть.

Особенности экспериментального подхода в русской психологии начала XXв

Специфики экспериментального расклада в российской психологии начала ХХ в.; изыскания Н. В общем н. Наверно, ланге, А. К счастью, ф. В самом деле лазурского. Видимо становление течения, основывающегося на экспериментальном способе изыскания психических явлений, исполнялось под действием как совокупных направленностей мировой весьма эмоциональной науки, но и своеобразных социокультурных посылов и критерий становления российского эмоционального познания.

Главной беспристрастной посылом внедрения опыта в психологию появилась необходимость в конкретных, экспериментально неторопливо проверенных итогах налицо эмоциональных изысканий жителя нашей планеты. Действительно однозначно необыкновенно крайне имели необходимость в их резко развивавшиеся в конце ХХ. медицина и педагогика. 2-ой посылом развития экспериментальной психологии было узкое взаимодействие с науками, с коими психология была связана и исторически и логически, сначала, с дисциплинами естественнонаучного цикла. По-видимому данное взаимодействие определило проблематику воистину эмоциональных изысканий и внедрение специалистами по психологии воистину справедливых способов изыскания. Более того третьей посылом выступила логика становления по-человечески научного эмоционального познания, чувство недостаточности и невсеобъемлемости интроспекции как способа и доктрине очень-то научного познания.

Развитие естественнонаучной психологии в Рф было обусловлено образовавшимися в отечественной науке материалистическими тенденциями, воплотившихся в российской философии материализма, и еще в трудах просто-напросто научных работников – естествоиспытателей: Д. С другой стороны и. Короче говоря, менделеева, И. Напротив и. Оказалось, что мечникова, И. Ну что ж м. А теперь сеченова, И. Естественно, п. Стало быть павлова, А. В сущности а. И все же ухтомского и другие.

Особенности русского поведенчества

Если Германия дала миру учение о физико-химических основах жизни, Англия – о законах эволюции, то Россия дала миру науку о поведении. Создателями этой новой науки, отличной от физиологии и психологии, были русские ученые – И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский. У них были свои школы и ученики, и их уникальный вклад в мировую науку получил всеобщее признание.

В начале 60-х гг. 19 в. в журнале “Медицинский вестник” была опубликована статья Ивана Михайловича Сеченова “Рефлексы головного мозга”. Она произвела оглушительный эффект среди читающего населения России. Впервые со времен Декарта, введшего понятие рефлекса, была показана возможность объяснения высших проявлений личности на основе рефлекторной деятельности.

Рефлекс включает в себя три звена: внешний толчок, вызывающий раздражение центростремительного нерва, которое передается в мозг, и отраженное раздражение, передающееся по центробежному нерву к мышцам. Сеченов переосмыслил эти звенья и добавил к ним новое, четвертое звено. Раздражение становится в учении Сеченова чувством, сигналом. Не “слепой толчок”, а различение внешних условий, в которых совершается ответное действие.

Сеченов выдвигает также оригинальный взгляд на работу мышцы. Мышца – это не только “рабочая машина”, но и, благодаря наличию в ней чувствительных окончаний, еще и орган познания. В дальнейшем Сеченов говорит о том, что именно рабочая мышца производит операции анализа, синтеза и сравнения объектов, с которыми она оперирует. Но из этого следует важнейший вывод: рефлекторный акт не завершается сокращением мышцы. Познавательные эффекты ее работы передаются в центры головного мозга, и на этом основании изменяется картина воспринимаемой среды. Так рефлекторная дуга преобразуется в рефлекторное кольцо, которое образует новый уровень отношений организма со средой. Изменения среды отражаются в психическом аппарате и вызывают последующие изменения в поведении; поведение становится психически регулируемым (ведь психика – это отражение). На базе рефлекторно организованного поведения возникают психические процессы.

Сигнал преобразуется в психический образ. Но и действие не остается неизменным. Из движения (реакции), оно превращается в психическое действие (сообразное среде). Соответственно изменяется и характер умственной работы – если раньше она являлась бессознательной, то теперь показывается основа возникновения сознательной деятельности.

Одно из важнейших открытий Сеченова, касающееся работы головного мозга, - это открытие им так называемых центров торможения. До Сеченова физиологи, объясняющие деятельность высших нервных центров, оперировали только понятием возбуждения.

Основные идеи и понятия, разработанные И.М. Сеченовым, получили свое полное развитие в работах Ивана Петровича Павлова.

С именем Павлова ассоциируется, прежде всего, учение о рефлексах. Павлов разделил раздражители на безусловные (безусловно вызывают ответную реакцию организма) и условные (организм реагирует на них только в том случае, если их действие становится биологически значимым). Эти раздражители, совместно с подкреплением порождают условный рефлекс. Выработка условных рефлексов – основа обучения, приобретения нового опыта.

В ходе дальнейших исследований Павлов существенно расширяет экспериментальное поле. Он переходит от изучения поведения собак и обезьян к изучению нервно-психических больных. Исследование поведения людей приводит Павлова к выводу о необходимости различения двух видов сигналов, управляющих поведением. Поведение животных регулируется первой сигнальной системой (элементы этой системы – чувственные образы). Поведение человека регулируется второй сигнальной системой (элементы – слова). Благодаря словам у человека возникают обобщенные чувственные образы (понятия) и мыслительная деятельность.

Павлов также предложил оригинальную идею происхождения нервных расстройств. Он предположил, что причиной неврозов у людей могут служить столкновения противоположных тенденций – возбуждения и торможения.

Идеи, сходные с павловскими, развивал другой великий русский психологи и физиолог Владимир Михайлович Бехтерев.

Бехтерев был увлечен идеей создания науки о поведении, основанной на изучении рефлексов – рефлексологии. В отличии от бихевиористов и И.П. Павлова, он не отвергал сознание как объект психологического исследования и субъективные методы исследования психики.

Одним из первых отечественных и мировых психологов, Бехтерев начинает изучать личность как психологическую целостность. Фактически, он вводит в психологию понятия индивид, личность и индивидуальность, где индивид – это биологическая основа, личность – социальное образование и т.д. Исследуя структуру личности, Бехтерев выделял ее сознательную и бессознательную части. Как и З.Фрейд, он отмечал ведущую роль бессознательных мотивов во сне и при гипнозе. Как и психоаналитики, Бехтерев развивал идеи о сублимации и канализации психической энергии в социально-приемлемом направлении.

Одним из первых Бехтерев занялся вопросами психологии коллективной деятельности. В 1921 г. выходит в свет его труд “Коллективная рефлексология”, где он пытается рассмотреть деятельность коллектива через изучение “коллективных рефлексов” - реакций группы на воздействия среды. В книге поднимаются проблемы возникновения и развития коллектива, его влияния на человека и обратное влияние человека на коллектив. Впервые показаны такие явления, как конформизм, групповое давление; ставится проблема социализации личности в процессе развития и т.д.

Иную линию в исследовании рефлекторной природы регуляции психики развивал в своих трудах Алексей Алексеевич Ухтомский.

Он делал основной упор на центральной фазе целостного рефлекторного акта, а не на сигнальной, как первоначально И. П. Павлов, и не на двигательной, как В. М. Бехтерев. Ухтомский разработал учение о доминанте (1923г). Под доминантой он понимал господствующий очаг возбуждения, который, с одной стороны, накапливает импульсы, идущие в нервную систему, а с другой - одновременно подавляет активность других центров, которые как бы отдают свою энергию господствующему центру, т. е. доминанте.

Свои теоретические воззрения Ухтомский испытывал как в физиологической лаборатории, так и на производстве, изучая психофизиологию рабочих процессов. При этом он считал, что у высокразвитых организмов за видимой "обездвиженностью" таится напряженная психическая работа. Следовательно, нервно-психическая активность достигает высокого уровня не только при мышечных формах поведения, но и тогда, когда организм по видимости относится к среде созерцательно. Эту концепцию Ухтомский назвал “оперативным покоем”. Механизмом доминанты Ухтомский объяснял широкий спектр психических актов: внимание (его направленность на определенные объекты, сосредоточенность на них и избирательность), предметный характер мышления (вычленение из множества раздражителей среды отдельных комплексов, каждый из которых воспринимается организмом как определенный реальный объект в его отличиях от других). Это "разделение среды на предметы" Ухтомский трактовал как процесс, состоящий из трех стадий: укрепление наличной доминанты, выделение только тех раздражителей, которые являются для организма биологически интересными, установление адекватной связи между доминантой (как внутренним состоянием) и комплексом внешних раздражителей. При этом наиболее отчетливо и прочно закрепляется в нервных центрах то, что переживается эмоционально.

Великий русский ученый, он несколько раз номинировался на Нобелевскую премию, посвятил свою жизнь раскрытию тайн человеческого мозга, лечил людей гипнозом, изучал телепатию и психологию толпы.

Мистика и материализм

Неоднозначно воспринимались современниками, особенно научным сообществом, эксперименты Владимира Бехтерева с гипнозом. В конце XIX века к гипнозу отношение было скептическим: его считали чуть ли не шарлатанством и мистикой. Бехтерев доказал: эту мистику можно использовать в исключительно прикладном ключе. Владимир Михайлович рассылал по улицам города повозки, собиравшие пьяниц столицы и доставлявшие их к ученому, а после проводил сеансы массового лечения алкоголизма с помощью гипноза. Только тогда, благодаря невероятным результатам лечения, гипноз признают официальным методом лечения.

Карта мозга

К вопросу изучения мозга Бехтерев подошел с энтузиазмом, присущим первооткрывателям эпохи Великих географических открытий. В те времена мозг и был настоящей Terra Incognita. На основании ряда экспериментов Бехтерев создал метод, позволяющий досконально изучить пути нервных волокон и клеток. Тысячи тончайших пластов замороженного мозга поочередно крепились под стеклышком микроскопа, и с них делались детальные зарисовки, по которым создавали «атлас головного мозга». Один из создателей таких атласов, немецкий профессор Копш, сказал: «Знают прекрасно устройство мозга только двое – Бог и Бехтерев».

Парапсихология

В 1918 году Бехтеревым был создан институт по изучению мозга. При нем ученый создает лабораторию по парапсихологии, основной задачей сотрудников которой стало изучение чтения мысли на расстоянии. Бехтерев был абсолютно убежден в материальности мысли и в практической телепатии. Для решения проблем мировой революции группа ученых не только основательно занимается изучением нейробиологических реакций, но и пытается прочесть язык Шамбалы, планирует поход в Гималаи в составе экспедиции Рериха.

Анализ проблемы общения

Вопросы общения, взаимного психического влияния людей друг на друга занимают одно из центральных мест в социально-психологической теории и коллективном эксперименте В. М. Бехтерева. Социальную роль и функции общения Бехтерев рассматривал на примере специфических видов общения: подражания и внушения. «Не будь подражания, - писал он, - не могло бы быть и личности как общественной особи, а между тем подражание черпает свой главный материал из общения с себе
подобными, между которыми благодаря сотрудничеству развивается род взаимной индукции и взаимовнушения". Бехтерев был одним из первых ученых всерьез занимавшихся психологией коллективного человека и психологией толпы.

Детская психология

Неутомимый ученый задействовал в экспериментах даже своих детей. Именно благодаря его любопытству современные ученые владеют знаниями о психологии, присущей младенческому периоду созревания человека. В своей статье "Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении" Бехтерев анализирует рисунки «девочки М», которая на самом деле является его пятым ребенком, любимой дочкой Машей. Однако интерес к рисункам вскоре угас, оставив приоткрытой дверь в неосвоенное поле информации, которое отныне были предоставлено последователям. Новое и неизведанное всегда отвлекало ученого от уже начатого и частично освоенного. Бехтерев открывал двери.

Опыты с животными

В. М. Бехтерев с помощью дрессировщика В.Л. Дурова провел порядка 1278 опытов мысленного внушения информации собакам. Из них 696 было признано удачными, и то, по словам экспериментаторов, исключительно из-за некорректно составленных заданий. Обработка материала показала, что «ответы собаки не были делом случая, а зависели от воздействия на нее экспериментатора». Вот как описывал В.М. Бехтерев третий опыт, когда собака по кличке Пикки должна была вскочить на круглый стул и ударить лапой в правую сторону клавиатуры рояля. «И вот собака Пикки перед Дуровым. Он сосредоточенно смотрит в ее глаза, некоторое время охватывает ладонями ее мордочку. Проходит несколько секунд, в течение которых Пикки остается неподвижным, но будучи освобожден, стремительно бросается к роялю, вскакивает на круглый стул, и от удара лапы по правой стороне клавиатуры раздается трезвон нескольких дискантовых нот».

Бессознательная телепатия

Бехтерев утверждал, что передача и чтение информации посредством мозга, эта удивительная способность, называемая телепатией, может реализовываться и без ведома внушающего и передающего. Многочисленные эксперименты по передаче мысли на расстоянии были восприняты двояко. Именно в результате последних экспериментов Бехтерев продолжил дальнейшую работу «под прицелом НКВД». Вызывавшие интерес Владимира Михайловича возможности внушения информации человеку были значительно серьезнее аналогичных опытов с животными и, по словам современников, трактовались многими как попытка создания психотронного оружия массового поражения.

Кстати...

Академик Бехтерев, как-то заметил, что великое счастье умереть, сохранив на дорогах жизни разум, будет дано лишь 20% людей. Остальные к старости превратятся в злых или наивных маразматиков и станут балластом на плечах собственных внуков и взрослых детей. 80% - это значительно больше, чем число тех, кому суждено заболеть раком, болезнью Паркинсона или слечь в старости от хрупкости костей. Чтобы войти в будущем в счастливые 20%, начинать важно уже сейчас.

С годами лениться начинают практически все. Мы много работаем в юности, чтобы отдохнуть в старости. Однако чем больше мы успокаиваемся и расслабляемся, тем больший вред приносим себе. Уровень запросов сводится к банальному набору: «вкусно поесть - вдоволь поспать». Интеллектуальная работа ограничивается разгадыванием кроссвордов. Возрастает уровень требований и претензий к жизни и к окружающим, давит груз прошлого. Раздражение от непонимания чего-то выливается в отторжение действительности. Страдает память и способности к мышлению. Постепенно человек отдаляется от мира реального, создавая свой, зачастую жестокий и враждебный, болезненный фантазийный мир.

Слабоумие никогда не приходит внезапно. Оно прогрессирует с годами, приобретая всё больше и больше власти над человеком. То, что сейчас всего лишь предпосылки, в будущем может стать благодатной почвой для ростков слабоумия. Более всего оно грозит тем, кто прожил жизнь, не меняя своих установок. Такие черты как чрезмерная принципиальность, упорство и консерватизм скорее приведут в старости к слабоумию, чем гибкость, способность быстро менять решения, эмоциональность. «Главное, ребята, сердцем не стареть!»

Вот некоторые косвенные признаки, указывающие на то, что стоит заняться апгрейдом мозга.

1. Вы стали болезненно воспринимать критику, в то время как сами слишком часто критикуете других.

2. Вам не хочется учиться новому. Скорее согласитесь на ремонт старого мобильного телефона, чем будете разбираться в инструкции к новой модели.

3. Вы часто произносите: «А вот раньше», то есть, вспоминаете и ностальгируете по старым временам.

4. Вы готовы с упоением рассказывать о чем-то, невзирая на скуку в глазах собеседника. Не важно, что он сейчас заснет, главное: то, о чем вы говорите, интересно вам.

5. Вам трудно сосредоточиться, когда вы начинаете читать серьезную или научную литературу. Плохо понимаете и запоминаете прочитанное. Можете сегодня прочитать половину книги, и уже завтра забыть её начало.

6. Вы стали рассуждать о вопросах, в которых никогда не были сведущи. Например, о политике, экономике, поэзии или фигурном катании. Причем вам кажется, что вы настолько хорошо владеете вопросом, что могли бы прямо завтра начать руководить государством, стать профессиональным литературным критиком или спортивным судьей.

7. Из двух фильмов - произведение культового режиссера и популярная киноновелла/детектив - вы выбираете второе. Зачем лишний раз напрягаться? Вы вообще не понимаете, что интересного кто-то находит в этих культовых режиссерах.

8. Вы уверены, что другие должны подстраиваться под вас, а не наоборот.

9. Многое в вашей жизни сопровождается ритуалами. Например, вы не можете выпить свой утренний кофе из какой-нибудь другой кружки, кроме своей любимой, не покормив предварительно кота и не пролистав утреннюю газету. Выпадение даже одного элемента выбило бы вас из колеи на целый день.

10. Временами вы замечаете, что тираните окружающих какими-то своими поступками, причем делаете это без злого умысла, а просто потому, что считаете, что так - правильнее.

Рекмендации по развитию мозга

Заметьте, самыми светлыми людьми, до преклонных лет сохраняющими разум, как правило, являются люди науки и искусства. Им по долгу службы приходится напрягать свою память и совершать ежедневную умственную работу. Они всё время держат руку на пульсе современной жизни, отслеживая модные тенденции и даже в чём-то опережая их. Такая «производственная необходимость» и есть гарантия счастливого разумного долголетия.

1. Каждые два-три года начинайте чему-то учиться. Вам не обязательно поступать в институт и получать третье или даже четвертое образование. Можно пройти краткосрочный курс повышения квалификации или освоить совершенно новую профессию. Можно начать есть те продукты, которые раньше не ели, узнавать новые вкусы.

2. Окружайте себя молодыми людьми. У них вы всегда сможете поднабраться всяких полезных вещей, которые помогут всегда оставаться современным. Играйте с детьми, они вас могут научить многому, о чем вы даже не подозреваете.

3. Если вы давно не узнавали ничего нового, может быть, вы просто не искали?Оглянитесь вокруг, сколько нового и интересного происходит там, где вы живете.

4. Время от времени решайте интеллектуальные задачки и проходите всевозможные предметные тесты.

5. Учите иностранные языки, даже если не будете на них разговаривать. Необходимость регулярно запоминать новые слова поможет тренировать память.

6. Растите не только вверх, но и вглубь! Доставайте старые учебники и периодически вспоминайте школьную и ВУЗовскую программу.

7. Занимайтесь спортом! Регулярная физическая нагрузка до седых волос и после - действительно спасает от слабоумия.

8. Почаще тренируйте память, заставляя себя вспоминать стихи, которые когда-то знали наизусть, танцевальные па, программы, которые разучивали в институте, номера телефонов старых друзей и многое другое - всё, о чем сможете вспомнить.

9. Разбивайте привычки и ритуалы. Чем более следующий день будет отличаться от предыдущего, тем меньше вероятность, что вы «закоптитесь» и придете к слабоумию. Ездите на работу по разным улицам, откажитесь от привычки заказывать одни и те же блюда, занимайтесь тем, чего никогда раньше не умели.

10. Давайте больше свободы другим и делайте как можно больше сами. Чем больше спонтанности, тем больше творчества. Чем больше творчества, тем дольше вы сохраните ум и интеллект!

Публикации по теме