Такие похожие и такие разные «Союз» и «Аполлон. Экспериментальный полёт «аполлон» — «союз

известия : Алексей Архипович, совместный полет был проведен вскоре после того, как США и СССР закрыли свои лунные программы. Правда, Америке Луна принесла яркий космический триумф, а мы даже от Земли оторваться не смогли. Советская лунная программа была строго секретной, а вы были командиром лунного экипажа. Кому во враждебной атмосфере пришла в голову идея программы "Союз" - "Аполлон"? И как лично вы чувствовали себя рядом с астронавтами, перегнавшими вас в лунной гонке?

Алексей Леонов : Идея совместного полета пришла в голову президенту Никсону, который сказал об этом советскому премьеру Косыгину. Потом к обсуждению подключились директор НАСА Флетчер и президент Академии наук Келдыш. Помимо политического значения, у программы была техническая цель. Мы летали в космос давно, но в случае аварии на орбите помочь друг другу не могли. Необходимо было разработать стыковочные узлы и адаптировать системы радиосвязи и стыковки.

Несмотря на поражение в лунной гонке, комплекса неполноценности у нас не было. По другим программам мы были впереди - строили орбитальные станции, выходили в открытый космос, вели уникальные межпланетные исследования, по той же Луне наш робот ездил и грунт на Землю привез. Кстати, когда было принято политическое решение о совместном полете, в США провели опрос: какой экипаж был бы лучшим? Люди назвали Томаса Стаффорда и Леонова. Стаффорд, который не высаживался на Луне, но подходил к поверхности на 100 метров и нашел идеальное место для посадки, в Америке даже популярнее, чем Нил Армстронг. Хотя специалисты принимали решение об экипажах по своей логике, совпадение с голосованием было приятным и говорило, что большинство не всегда заблуждается.

Почему выбрали меня? Наверное, искали космонавта, который чаще других оказывался в критических ситуациях. Я выходил в открытый космос и сумел вернуться в корабль, несмотря на аварийную ситуацию. Наша посадка с Пашей Беляевым была аварийной, мы сели в тайге, нас долго искали. Несколько раз я был командиром на станциях, которые погибали на старте, но об этом не сообщалось. В 1971 году накануне старта из-за внезапной аллергии бортинженера наш экипаж заменили на дублеров. Это были Добровольский, Волков и Пацаев - они погибли, возвращаясь со станции "Салют". Погибли во многом из-за пропагандистской глупости и ненужной гонки с американцами, летавшими на Луну.

Научный руководитель экспедиции президент Академии наук Мстислав Келдыш был гениальный ученый, я таких не видел. Однажды на корабле отказала система ориентации и нужно было срочно скорректировать работу двигателей. Инженеры убежали считать импульс на ЭВМ, а Келдыш на пачке "Казбека" карандашом стал царапать цифры и через минуту сказал: "Двадцать метров". Инженеры через полчаса от компьютера прибегают и радостно кричит: "Подсчитали - двадцать метров!"

Леонов: Когда мы открыли люки и я за руку втянул в "Союз" сначала Стаффорда, а потом Бранда и Слейтона, у нас с Валерой Кубасовым уже был накрыт праздничный стол. И были тюбики с наклейкой "Московская водка", но там был борщ. Астронавты искренне расстроились, потому что все равно никто не поверит. Но этот розыгрыш имел продолжение. Знаменитый миллиардер Арнольд Хаммер покупал тогда в СССР дорогую водку "Столичная", которая очень ценилась в США. Как только он узнал о нашем застолье, сразу потребовал заменить "Столичную" на дешевую "Московскую", а всю разницу безвозмездно предложил оставить в СССР. Настоящая акула капитализма!

Первое наше рукопожатие в космосе состоялось, когда корабли пролетали над Эльбой, где в 1945 году встретились армии СССР и США. Это совершенно мистическое и необъяснимое совпадение, потому что все было рассчитано так, чтобы рукопожатие произошло над Москвой и было показано по телевидению.

и: После полета вы приехали в МГУ и выступали вместе со Стаффордом, причем были друг у друга переводчиками. Сейчас это не проблема, но в советскую эпоху наши офицеры языков не знали напрочь. Как вы справились?

Леонов: После войны в школе я не стал учить иностранный язык, это был патриотический вызов. В военном училище тогда языков вообще не учили. Я уже Академию Жуковского закончил и знал лишь, что во множественном числе к слову добавляется буква "сы". Некоторых космонавтов из программы убрали за неспособность к языкам. Я сказал себе: не может быть, чтобы советский командир не справился с английским. Днем и ночью с магнитофоном не расставался. Учителя у нас были очень сильные. В Америке - Алекс Татищев, правнук историка. Сейчас могу дать важный совет: главное - не бояться говорить, пусть с ошибками.

С президентом Фордом я уже разговаривал без проблем. Помню, в Белом доме он сказал: "Скучно здесь, ребята, поехали ко мне домой, пивка выпьем". У него дом на берегу Потомака. Вышли из вертолета, ему все кричат: "Привет, земляк!" Зашли в пивную, официант крошки со стола фартуком смахнул. Я был в изумлении, тогда уже Хрущева и Брежнева близко видел. Брежнев мне перед полетом говорил: "Ты, Алексей, в космосе и в Америке за весь СССР отвечаешь. Мы смотрим на тебя!"

и: Вы, полковник и коммунист, обнимались с американцами в космосе, подолгу ездили с ними по СССР и по США, выпивали с президентом и никогда слова плохого о нашем идеологическом оппоненте не сказали. Не было у вас неприятностей?

Леонов: После полета министр обороны Гречко и главком ВВС Кутахов решили исключить меня из партии. Я не знал, смеяться или плакать. Мы подарили Брежневу часы "Омега" с тремя циферблатами, которые были в космосе. На пресс-конференции Брежнев, как ребенок, радовался подарку и подмигивал мне: "Леша, хорошие часы?" Я в ответ по своему циферблату стучал - отличные часы! Но по телевизору слов не было - и маршалы решили, что я показываю Леониду Ильичу, что пора закругляться. Накануне партсобрания только Келдыш, который видел сцену своими глазами, позвонил Гречко, и это спасло мою судьбу. Надо сказать, что академик Келдыш тоже сначала смеялся, не мог в идиотизм поверить, хоть и жил всю жизнь в системе.

и: Брежнев отвечал за космическую программу еще при Хрущеве и часто бывал на Байконуре. Какие у вас личные впечатления от лидера СССР, на которого пришелся расцвет советской космонавтики?

Леонов: Первый раз я увидел Леонида Ильича из скафандра. Это был август 1964 года, когда я на Байконуре показывал Хрущеву и Брежневу скафандр, в котором предстоял выход в открытый космос. До переворота оставалась пара месяцев, но Брежнев смотрел на Хрущева влюбленно. Поначалу он был энергичен и активен. Помню, в Звездном вместе с Фиделем Кастро, перекинув пиджак через плечо, быстро ходил по лабораториям, давал дельные распоряжения. В 1978 году на приеме в Кремле Брежнев меня уже не узнал: "А ты кто такой?". Ему напомнили. Брежнев обрадовался: "Это ты в космосе кувыркался". После приема он попытался выйти из зала в окно. Его было очень жалко. И страну было жалко.

и: Судя по официальным отчетам, полет "Союз" - "Аполлон" прошел идеально, но ветераны отрасли вспоминают, что все висело на волоске.

Леонов: Когда "Союз" уже стоял на стартовом столе, отказала телевизионная система. Если бы старт отложили, американцы, которые летели несколькими часами позже, могли вообще отказаться от проекта - противников сотрудничества с русскими хватало. Главный конструктор Глушко побежал звонить в ЦК. Министр Афанасьев сказал вернувшемуся Глушко: команду на старт уже дали, обратного хода нет. Только на орбите мы получили из ЦУПа инструкции по ремонту. Но инструмента не было, что по нынешнему оснащению экипажа немыслимо. Помог охотничий нож, который я накануне купил в военторге за 5 рублей 50 копеек. Работали всю ночь. После стыковки американцы спрашивают: "Почему вы сонные?" Отвечаем: "Вы тоже носом клюете". На "Аполлоне" после старта заклинило люк, и мы могли даже не увидеть друг друга. Астронавты перебирали люк всю ночь. Ни в советских, ни даже в американских газетах о нештатных ситуациях не сообщалось.

и: Вы изъедали Америку вдоль и поперек, бывали во всех штатах. Мы похожи на американцев или совсем разные?

Леонов: Наши народы по-хорошему бесшабашны, но американцы более расчетливы. Мне кажется, мы похожи дружелюбием, хлебосольством. Знаю, со мной многие не согласятся, но у меня множество впечатлений от российской и американской провинции. Это многонациональный, открытый народ. С ними можно быть откровенным, они выслушают чужую точку зрения, отнесутся к ней с уважением.

и: Многие наши космонавты пошли в политику, у американских астронавтов это тоже не редкость. Но ваш друг Томас Стаффорд совершил исключительный шаг. Он был активным членом Демократической партии, но вышел из нее. Почему?

Леонов: После удачного завершения программы "Союз" - "Аполлон" была разработана программа "Союз" - "Шаттл". Но президентом стал Картер, а он категорически не хотел сотрудничать с русскими. Кстати, это самый непопулярный в Америке президент. И тогда Томас Стаффорд в знак протеста демонстративно вышел из демократической партии. Потом к власти пришел Рейган, и мы со Стаффордом с ним много общались. Объясняли, что "звездные войны" - только в кино хорошо, а в жизни утопия, технически неосуществимая задача. "Звездные войны" были закрыты - может быть, наши аргументы сыграли свою маленькую роль.

и: Несколько лет назад вы участвовали в скандальной передаче "К барьеру!", где противостояли генералу-антисемиту Макашову. Не было ли в вашей позиции генетической связи с программой "Союз" - "Аполлон", когда мы учились находить общий язык с теми, кто мыслит иначе?

Леонов: Меня поразило, что среди астронавтов есть негры, пусть сейчас их принято называть иначе. И среди них были толковые ребята. Сейчас НАСА возглавляет чернокожий американец, отличный специалист, он с нашими космонавтами летал. Но тогда я не мог допустить мысли, что в экипаже окажется негр. Дикость! Теперь мне стыдно за давние мысли. Космонавты по сути профессии приходят к убеждению, что все люди на планете Земля связаны едиными планетарными узами, что нас объединяет больше, чем разделяет, что границы между людьми по большому счету неразличимы. Поэтому я отправился на дуэль с антисемитом. Передача поочередно шла в нескольких часовых поясах, и по всей России - на Дальнем Востоке, на Урале - люди с огромным перевесом голосовали за меня, против антисемита Макашова. В Москве в мою поддержку прошло лишь 8% звонков. Технологии голосования, теперь я знаю, намного превзошли космические.

Пётр Образцов Стыковка на Земле


Сигареты "Союз"-"Аполлон", выпущенные на фабрике "Ява" в Москве в 1975 году в честь совместного советско-американского полета, не были первыми сигаретами из вирджинского табака на советском рынке. Американские "Филип Моррис" продавались в буфетах некоторых творческих союзов - например, в Доме композиторов. Входившие в этот союз певцы были даже уверены, что причиной такого благоволения к деятелям голосовых связок является полезность дыма вирджинского табака для горла. Пачка таких сигарет стоила фантастически дорого - 2 рубля при цене обычных советских сигарет с фильтром копеек 20. Зато "Союз"-"Аполлон" можно было купить за 70 копеек, причем в Москве довольно свободно. Эти сигареты были изготовлены из смеси вирджинского и турецкого ("Дюбек") сортов табака, причем доля вирджинского - из-за которого, собственно, эти сигареты и пользовались популярностью - постоянно изменялась в сторону уменьшения. На излете массового производства сигарет "Союз"-"Аполлон" в 1990 году эта доля приближалась к нулю, хотя другое их отличительное свойство - незатухаемость сохранилось. Объясняется это просто: бумага, а может быть, частично и сам табак были пропитаны селитрой, при нагревании выделяющей кислород. То есть для горения табака не требуется втягивание воздуха. Точно так же "работает" дымный порох, состоящий из смеси угля, серы и селитры.

Нельзя сказать, однако, что обладание "Союз"-"Аполлоном" стало признаком особого шика. Нарождающаяся буржуазия в лице фарцовщиков, торговых воров и бюрократии все равно предпочитала настоящие западные сигареты. А генеральный секретарь Леонид Брежнев вообще курил примитивные демократические "Краснопресненские" по 24 копейки. Сейчас снова стали производить "Союз"-"Аполлон", причем даже сорта "лайтс", но они мало кого интересуют.

Бывают дни, когда вся наша планета живет одним дыханием, одним интересом. И на всех континентах земли, раскрывая газеты, люди ищут сообщения об одном. И думают об одном.

Именно таким был июль 1975 года. Весь мир с волнением и неубывающим интересом следил за первым в истории человечества совместным полетом советского и американского космических кораблей по программе «Союз–Аполлон».

Впервые идея сотрудничества в космосе была высказана нашим соотечественником. Более чем полвека назад, в 1920 году, увидела свет книга К. Э. Циолковского «Вне земли». В этой научно-фантастической повести ученый излагал давно и всесторонне обдуманную им программу подготовки к космическому путешествию и его осуществления. Циолковский был великим провидцем, ибо утверждал: целесообразнее всего покорять и осваивать космос силами международного коллектива ученых, инженеров, рабочих, изобретателей.

Через 40 лет в газете «Правда» великий русский ученый Сергей Павлович Королев – именно так назвал конструктора ракетно-космических систем товарищ Л. И. Брежнев в своей речи, посвященной 250-летию Академии наук СССР, – писал:

«Можно надеяться, что в этом благородном, исполинском деле будет все более расширяться международное сотрудничество ученых, проникнутых желанием трудиться на благо всего человечества, во имя мира и прогресса».

И вот идея претворяется в жизнь. Выдающийся совместный советско-американский эксперимент стал подлинным космическим праздником для людей Земли. Его успех открывает новые перспективы для совместной работы различных стран по изучению и освоению космического пространства на благо всего человечества.

Более трех лет ученые, инженеры, техники, рабочие, космонавты и астронавты в СССР и США неустанно решали сложные организационные, технические и просто человеческие проблемы, обмениваясь знаниями, опытом, идеями, чтобы успешно выполнить программу «Союз–Аполлон». Это стало возможным благодаря позитивным, сдвигам в советско-американских отношениях, благодаря неуклонному претворению в жизнь Программы мира, провозглашенной нашей партией.

Советская страна стремится к тому, чтобы деловое сотрудничество государств на взаимовыгодной основе приносило все более плодотворные результаты. Программа «Союз–Аполлон» ярко показала широкие возможности и обоюдную пользу объединения усилий двух крупнейших стран мира ради решения тех гигантских задач, которые стоят перед всем человечеством. Это проблемы сохранения окружающей среды, освоения энергетических и природных ресурсов, исследования и освоения космоса и Мирового океана.

Опыт успешного осуществления программы «Союз–Аполлон» может послужить хорошей основой для проведения в будущем новых международных космических полетов.

О совместной работе советских и американских специалистов над подготовкой и осуществлением небывалого космического рейса говорится в этой книге. Каждая ее глава – это рассказ о решении одной из тех технических или организационных проблем, с которыми столкнулись участники ЭПАС – экспериментальной программы «Союз–Аполлон».

Ровно 40 лет назад, 17 июля 1975 года на орбите состоялось историческое рукопожатие. В этот день «Союз-19» с экипажем из Алексея Леонова и Валерия Кубасова совершил стыковку с космическим кораблем «Аполлон» на борту которого находились Томас Стаффорд, Вэнс Бранд и Дональд Слейтон.

План по запуску совместной советско - американской пилотируемой миссии начал прорабатываться в 1970 году. После положительной реакции властей, в мае 1972 года было подписано соглашение об экспериментальном полете «Аполлон» — «Союз» (поскольку «Союз - Аполлон» звучит куда проще, буду придерживаться его).


Основной трудностью на пути миссии стала несовместимость советской и американской атмосферы. Нет, речь не об атмосфере свободы, а о составе атмосфер на космических кораблях. Атмосфера «Аполлона» состояла из чистого кислорода, ее давление составляло 0.35 от земного. Атмосфера «Союза» по своему составу и давлению была схожа с земной. Так что просто постучаться и открыть люк было невозможно - необходимо было создать герметичный стыковочный отсек, который бы сыграл роль декомпрессионной камеры.


В итоге подобный отсек был построен: он весил две тонны и имел длину три метра и отправился в космос вместе с «Аполлоном».




Сами космические корабли тоже подверглись определенным модификациям и были оснащены специально разработанными новыми стыковочными узлами.


В ходе работ инженерам пришлось ряд достаточно неожиданных вопросов, вроде изменения состава материала из которых делали костюмы советских экипажей - ибо в кислородной атмосфере он становились пожароопасным.


Полету предшествовали совместные тренировки американского и советского экипажей в СССР и США.



















Кроме того, Советский Союз провел несколько испытательных полетов предназначенной для миссии доработанной версии «Союза».


Оба корабля стартовали 15 июля 1975 года. Первым отправился «Союз-19».

За ним «Аполлон».



Стыковка кораблей на орбите произошла 17 июля 1975.















Вскоре после исторического рукопожатия Леонов огорошил американцев предложением согласно доброй русской традиции испить водки (из тюбиков). Те долго ломались, но потом согласились. В итоге все это оказалось розыгрышем, ибо в тюбиках был борщ. Узнав это, американцы расстроились.


Во время полета астронавтам на орбиту позвонил президент Харрисон Форд.


Совместный полет двух кораблей продолжался 44 часа. 19 июля аппараты расстыковалась, и «Аполлон» был использован в эксперименте по созданию искусственного солнечного затмения: он закрыл Солнце, позволив экипажу «Союза» провести наблюдения солнечной короны.


Через два витка была произведена еще одна стыковка чтобы получше ее отработать технологию - но уже без перехода экипажей из корабля в корабль. Еще через два витка «Союз» и «Аполлон» расстыковались в последний раз.


«Союз-19» приземлился 21 июля 1975 года. «Аполлон» совершил посадку тремя днями позже 24 июля 1975 года. Она правда чуть не закончилась трагедией. Из-за ошибки экипажа в капсулу начало засасывать ядовитые пары тетракоскида диазота использовавшегося в качестве топлива в системе ориентации корабля. Вдобавок ко всему, капсула при приводнении перевернулась. Надышавшись парами Вэнс Бранд потерял сознание, но ситуацию спас командир Томас Стаффорд, оперативно натянувший на всех кислородные маски. В итоге следующие две недели после посадки астронавты провели в госпитале в Гонолулу.

«Союз - Аполлон» стал последней миссией, в которой использовался космический корабль «Аполлон». Вскоре после завершения полета началась конвертация инфраструктуры NASA под будущие корабли многоразового использования. Однако из-за ряда задержек и удорожания программы шаттлы впервые отправились в космос в 1981 году - так что американцы почти 6 лет не летали в космос.

Также интересно то, что Дональд Слейтон, для которого «Союз-Аполлон» стал первым и последним полетом в космосом, был одним из семи членов самого первого американского отряда астронавтов (т.н. меркурианская семерка) набранного еще в 1959 году. Таким образом, у него ушло 16 лет чтобы все таки отправиться в космос.


Модель «Союз-Аполлон» в Смитсоновском музее


Полет «Союз-Аполлона» считается неформальным окончанием классической космической гонки между СССР и США. Правда впереди еще были и Звездные войны и достаточно бессмысленная попытка создать собственную советскую многоразовую систему в качестве ответа шаттлу. Следующие совместные пилотируемые миссии состоялись лишь в 1990-е годы в рамках программы «Мир - шаттл».

Аполлон (мифология) (Феб) бог Солнца в Древней Греции. Аполлон Бельведерский известная статуя бога Аполлона, находящаяся в Ватикане. Аполлон (переносн.) хорошо сложенный красивый мужчина. Аполлон серия американских… … Википедия

Полётные данные корабля Название корабля Союз 17 Ракета носитель Союз Полёт Союза № 17 Стартовая площадка Байконур площадка 1 Запуск 11 января 1975 2 … Википедия

Производитель … Википедия

Нашивка на костюме экипажа Экспериментальный полёт «Аполлон» «Союз» (сокр. ЭПАС; более распространённое название программа «Союз Аполлон»; англ. Apollo Soyuz Test Project (AST … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Аполлон (значения). Аполлон Эмблема … Википедия

Экспериментальный полёт «Аполлон» «Союз» (ЭПАС, или более распространённое название программа «Союз» «Аполлон»; англ. Apollo Soyuz Test Project (ASTP)) программа совместного экспериментального полёта советского космического корабля «Союз 19» и … Википедия

- … Википедия

Это статья об успешном космическом полёте. О неудачном запуске, известном под тем же номером, см. Союз 18 1 Союз 18 Эмблема … Википедия

"Союз" (косм.) - Состыкованные корабли Союз и Аполлон. Национальный музей авиации и космонавтики. Вашингтон, США. “Союз” (косм.) СОЮЗ, 1) многоместные космические корабли для полетов по околоземной орбите, созданные в СССР. Максимальная масса около 7 т, объем… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • "Союз" и "Аполлон" . Рассказывают советские ученые, инженеры и космонавты - участники совместных работ с американскими специалистами , . Эта книга о том, как проходили подготовка и осуществление совместного полета кораблей - "Союз" и "Аполлон" . Авторы ее - те, кто совместно с американскими специалистамиготовил этот уникальный…
  • Программа "Союз - Аполлон" :афера космического масштаба? , . В июле 1975 года весь мир обсуждал событие международного значения - первый совместный полёт советского "Союза" и американского" Аполлона" . Целью проекта было объявлено" накопление опыта…

Экспериментальный полёт « Аполлон» - « Союз» (сокр. ЭПАС; более распространённое название - программа « Союз» - « Аполлон»; англ. Apollo-Soyuz Test Project (ASTP )), также известен, как Рукопожатие в космосе - программа совместного экспериментального полёта советского космического корабля « Союз-19» и американского космического корабля « Аполлон».
Контакты между советскими и американскими учеными начались со времени запусков первых советских искусственных спутников Земли. Первое соглашение о сотрудничестве в области мирного изучения космоса между Академией наук СССР и НАСА было подписано в июне 1962 года. Тогда начался широкий обмен мнениями и взаимное ознакомление с результатами космических экспериментов.
Инициаторами обсуждения вопросов о возможности сотрудничества СССР и США в области пилотируемых полетов были президент Академии наук (АН) СССР академик М. В. Келдыш и директор национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) доктор Пейн.
В октябре 1970 года в Москве состоялась первая встреча специалистов СССР и США. Делегации возглавляли: американскую – директор центра пилотируемых полетов имени Джонсона доктор Р. Гилрут, советскую – председатель Совета по международному сотрудничеству в исследовании и использовании космического пространства « Интеркосмос» при АН СССР академик Б. Н. Петров. Были образованы рабочие группы для согласования технических требований по обеспечению совместимости советских и американских кораблей.
В 1971 году сначала в июне в Хьюстоне, затем в ноябре в Москве состоялись встречи специалистов АН СССР и НАСА США (руководители Б. Н. Петров и Р. Гилрут). Рассмотрены технические требования к системам космических кораблей, согласованы принципиальные технические решения и основные положения по обеспечению совместимости систем, а также возможность осуществления в середине 70-хгодов пилотируемых полетов на существующих космических кораблях с целью испытания создаваемых средств сближения и стыковки.

В 1972 году американская делегация во главе с исполняющим в то время обязанности директора НАСА доктором Дж. Лоу и советская делегация, возглавляемая исполняющим обязанности президента АН СССР академиком В. А. Котельниковым, проанализировали работу, проделанную за прошедший период. В итоговом документе был сделан вывод о технической осуществимости и желаемости экспериментального полета с использованием существующих космических кораблей: советского — типа « Союз» и американского — типа « Аполлон».
1972 год, май. Подписано правительственное Соглашение между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, предусматривавшее проведение работ по проекту « Союз – Аполлон». Директорами проекта были назначены: с советской стороны – член-корреспондент АН СССР К. Д. Бушуев, с американской – доктор Г. Ланни.

Основными целями программы были:

Испытание элементов совместимой системы сближения на орбите;
испытание активно-пассивных стыковочных агрегатов;
проверка техники и оборудования для обеспечения перехода космонавтов из корабля в корабль;
накопление опыта в проведении совместных полётов космических кораблей СССР и США.

Кроме этого программа предполагала изучение возможности управления ориентацией состыкованных кораблей, проверку межкорабельной связи и координации действий советского и американского центров управления полётами.
24 мая 1975 года в Москве состоялось заключительное заседание специалистов АН СССР и НАСА. Итоговый документ о готовности к полету подписали: с советской стороны – академик В. А. Котельников, с американской – доктор Дж. Лоу. Утверждена дата старта кораблей « Союз – 19» и « Аполлон» – 15 июля 1975 года.
15 июля 1975 года в 15 часов 20 минут с космодрома « Байконур» запущен « Союз-19».
В 22 часа 50 минут с космодрома на мысе Канаверал запущен « Аполлон» (с помощью ракеты-носителя « Сатурн-1Б»);
17 июля в 19 часов 12 минут была совершена стыковка « Союза» и « Аполлона»;
19 июля была проведена расстыковка кораблей, после чего, через два витка « Союза», совершена повторная стыковка кораблей, ещё через два витка корабли окончательно расстыковались.

Время полёта:

“Союз-19» - 5 суток 22 часа 31 минута;
“Аполлон» - 9 суток 1 час 28 минут;
Общее время полёта в состыкованном состоянии - 46 часов 36 минут.

Американский:

o Томас Стаффорд - командир, 4-й полёт;
o Вэнс Бранд - пилот командного модуля, 1-й полёт;
o Дональд Слейтон - пилот стыковочного модуля, 1-й полет;

Советский:

o Алексей Леонов - командир, 2-й полёт;
o Валерий Кубасов - бортинженер, 2-й полёт.

При совместном полёте были проведены несколько научных и технических экспериментов:

Искусственное солнечное затмение - изучение с « Союза» солнечной короны при затмении Солнца « Аполлоном»;
Ультрафиолетовое поглощение - измерение концентрации атомарного азота и кислорода в космосе;
Зонообразующие грибки - изучение влияния невесомости, перегрузок и космического излучения на основные биологические ритмы;
Микробный обмен - исследование обмена микроорганизмами в условиях космического полёта между членами экипажей;
Универсальная печь - изучение влияния невесомости на некоторые кристаллохимические и металлургические процессы в полупроводниковых и металлических материалах. Одним из участников исследования влияния невесомости на процессы твердо-жидкофазного взаимодействия металлов был К. П. Гуров.

В « Аполлоне» люди дышали чистым кислородом под пониженным давлением (?0,35 атмосферного), а на « Союзе» поддерживалась атмосфера, сходная с земной по составу и давлению. Непосредственный переход из корабля в корабль по этой причине невозможен. Для решения этой проблемы был специально разработан и запущен вместе с « Аполлоном» переходный отсек-шлюз. Для создания переходного отсека использованы наработки по лунному модулю, в частности, использовался тот же стыковочный узел для соединения с кораблём. Роль Слейтона именовалась « пилот переходного отсека». Также давление атмосферы в « Аполлоне» немного подняли, а в « Союзе» снизили до 530 мм рт. ст., повысив содержание кислорода до 40%. В результате длительность процесса десатурации при шлюзовании сократилась с 8 часов до 30 минут.

Использованные источники:

1. Союз - Аполлон – Википедия [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org .
2. РКК « ЭНЕРГИЯ» — ПРОГРАММА ЭПАС [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.energia.ru .
3. Рукопожатие на орбите. К 35-летию международного космического полета по программе ЭПАС [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа:

Публикации по теме