Шри янтры увеличенные. Янтры

Шри Янтра – один из древнейших геометрических символов, используемых для медитации в школах йоги и тантризма. История появления Шри Янтры уходит в глубь веков и окутано тайной. Первое документальное упоминание о ней можно найти в Атхарваведе (1,2 тыс.лет до н.э.) – здесь встречается гимн ритуальному изображению, образованному из девяти пересекающихся треугольников. По косвенным данным происхождение Шри Янтры может быть ещё более древнее – до арийское (2,5 тыс. лет до н.э.). Научно было доказано, что Шри Янтра обладает большим воздействием на психику человека. В частности эксперименты показали, что даже кратковременная фиксация взгляда на этом изображении затормаживает деятельность левого полушария мозга, отвечающего за логическое и аналитическое мышление, и активизирует правое полушарие, деятельность которого часто проявляется в виде творческих озарений и интуиции. Подобные состояния могут возникать при некоторых ритуальных мистических обрядах, или даже при применении психотропных веществ.

В каждом человеке, даже закоренелом атеисте, всегда живет вера в Бога и желание постигнуть его законы. В христианстве Божьи заповеди отражены в Библии. Стремясь достигнуть духовного просветления, верующие люди берут пример с апостолов и святых, в трудные минуты обращаются с молитвой к их изображениям (иконам). На востоке для самосовершенствования и познания мира используют янтры, мандалы и мантры.

Янтра - это абстрактное изображение, отражающее законы мироздания. Адепты буддизма в Тибете и Тантры в иудаизме придерживаются мнения, что она отмечена присутствием божества.

Чтобы оживить находящиеся в ней энергии, наполнить ими свое сознание и обрести заключенные в рисунке качества, нужно определенным образом медитировать на изображение и произносить соответствующую мантру.

Буддисты верят, что они помогают исполниться любому праведному желанию. В Ведах, древних Священных Писаниях, говорится о том, что эти сакральные изображения - матрицы мироздания, помогают привлечь в жизнь человека энергии гармонии, здоровья, процветания и творчества.

Виды и значение

Поэтому их значение полезно знать любому человеку

Описание Шри-янтры

Янтры помогают в работе с энергетикой человека (каждая чакра имеет свое графическое изображение), защищают его и дом, где он живет, от бед и неприятностей. Они лечат. Их используют ведические астрологи и даже архитекторы для создания прообраза будущих построек.

Янтр очень много. Только в буддизме насчитывается более тридцати двух их изображений. Но в доме практически каждого приверженца вед обязательно должна находиться Шри-янтра. Она считается царицей всех янтр, символизирует активное начало Вселенной и непрерывный процесс творения.

Шри-янтра:

Высвобождение энергии

Для того чтобы она вошла в сознание человека и заключенные в ней энергии проявились, необходимо активизировать ее (вдохнуть в нее жизнь).

Волшебные звуки

Это делают с помощью медитаций и произнесения (пения) мантр - определенных слов, обладающих воздействием на сознание человека и на все сферы его жизни. Очень важно правильно их произносить или пропевать.

В идеале каждой янтре соответствует своя мантра. Однако для русского человека они слегка непривычны и сложны. Правильно произносить их - целая наука . Поэтому для этих целей можно использовать универсальную мантру Ом или Аум.

Во многих древних священных трактах говорится о том, что в звуке Ом заключена вибрация всей Вселенной. Произнесение этого слога очищает ауру, делает ум ясным, увеличивает жизненные силы и гармонизирует энергетические потоки в теле человека. Мантра Ом усиливает все, на что она направлена.

При медитации на янтру мантры произносят для того чтобы привести свой разум в состояние душевного спокойствия и умиротворения, защитить его от негативных мыслей и эмоций.

Условия и методики медитации

Для правильной медитации на янтру должны быть соблюдены определенные условия:

  1. Сосредотачиваться на символ нужно на пустой желудок (как минимум за 2 часа до медитации ничего не кушать),
  2. Необходимо выбрать уединенное место,
  3. Оно должно быть чистым и хорошо проветриваемым,
  4. Человек перед медитацией должен очистить свое тело (принять душ, ванну) и разум (избегать негативных мыслей и эмоций),
  5. Расположить изображение янтры на уровне глаз на расстоянии вытянутой руки,
  6. Принять удобное положение тела (поза лотоса, полулотоса, вирасану - позу героя, для удобства можно использовать подушку). Спину держать прямо, без сильного прогиба в поясничном отделе, грудная клетка раскрыта, плечи отведены назад, шея прямая, подбородок слегка опущен, мышцы лица и все тело расслаблено. Кисти рук, не напрягаясь, лежат на коленях ладонями вверх.

Когда все условия соблюдены, можно приступать к медитации. Для работы с янтрами существует две эффективных методики.

Соединение

  1. Закрыть глаза,
  2. Успокоить разум,
  3. Произнося мантру, найти свое внутреннее Я,
  4. Визуализировать его как светящийся центр у себя в теле,
  5. Открыть глаза и сосредоточиться на центральную точку янтры,
  6. Лучом внимания соединить светящуюся точку в организме (свое Я) с центром янтры, оставаться в этом состоянии, пока в теле не возникнут изменения: прилив сил, чувство радости, спокойствия, возникновение озарений. Если ощущения не возникают (так бывает на первых порах), побыть в этом состоянии столько, сколько позволяют силы и время.

Единство

  1. Рассмотреть изображение янтры, осознавая, что это энергия в непроявленном состоянии.
  2. Поместить ее в нужное место.
  3. Читая мантру, закрыть глаза и мысленно перенести символ к себе в подсознание.
  4. Представить и удержать ее перед своим мысленным взором.
  5. Открыть глаза, рассмотреть янтру.
  6. Закрыть глаза и постараться визуализировать ее.
  7. Нужно добиться четкого изображения символа и способности удерживать его какое-то время.
  8. Медитация считается законченной, когда картинка постепенно рассеется перед мысленным взором.

После медитации нужно ощутить свое тело, место, на котором оно располагалось. Открыть глаза, сделать потягивания и скручивания.

Шри Янтра – один из древнейших геометрических символов, используемых для медитации в школах йоги и тантризма.

С точки зрения современной анатомии, физиологии и неврологии вся композиция и отдельные элементы Шри Янтры созданы в точном соответствии с механизмами человеческого восприятия и нервной активности вплоть до учета особенностей их нейронной организации.

Научно было доказано, что Шри Янтра обладает большим воздействием на психику человека. В частности эксперименты показали, что даже кратковременная фиксация взгляда на этом изображении затормаживает деятельность левого полушария мозга, отвечающего за логическое и аналитическое мышление, и активизирует правое полушарие, деятельность которого часто проявляется в виде творческих озарений и интуиции. Подобные состояния могут возникать при некоторых ритуальных мистических обрядах, или даже при применении психотропных веществ.

Шри Янтра в Тантре

В санскрите слово "янтра" имеет не менее двух значений. Оно происходит от корня ям, означающего "поддерживать, удерживать". Слово "удерживать" означает также "содержать, сохранять" сущность объекта, мысли и концепции. Слог тра происходит от слова трапа: "освобождение от уз". Таким образом, янтра представляет собой то, что сохраняет сущность и освобождает. В более широком смысле слово янтра означает в санскрите "инструмент". Когда слово ям используется в его символическом смысле (Яма - бог Смерти), а тра означает достижение троны, или свободы, янтра понимается как то, что приносит мокшу - освобождение от объятий смерти (цикла смертей и перерождений).

Обычно Шри-Янтра олицетворяет тело богини Трипура-Сундари, хотя в некоторых текстах ее называют пупком Божественной Матери. Действительно, существуют скульптурные изображения Божественной матери, в области пупка которой начертана Шри-Янтра.
Шри-Янтру называют также "янтрой космоса". В "Бхайраваямпла-тантре" четко сказано, что янтра Трипура-Сундари отражает форму космоса.
В "Кама-калавиласе" говорится, что Шри-Янтра построена на тех же принципах, что и человеческое тело. В Шри-Янтре также есть девять чакр (групп), аналогичных девяти чакрам (психическим центрам) в теле человека:

  • Бинду.
  • Трикон (центральный треугольник, содержащий бинду).
  • Аштар (группа из восьми треугольников вне трикона).
  • Антардашар (группа из десяти внутренних треугольников).
  • Бахирдашар (группа из десяти внешних треугольников).
  • Чатурдашар (группа из четырнадцати треугольников).
  • Аштадала (кольцо из восьми лепестков лотоса).
  • Шодашадала (кольцо из шестнадцати лепестков лотоса).
  • Бхупур (квадрат с четырьмя вратами).

В отношении Шри-Янтры слово чакра означает группу (буквально "круг") структурных элементов, а не психические центры кундалини-йоги, однако между девятью фигурами Шри-Янтры. и этими психическими центрами существует определенная связь.
Таким образом, Шри-Янтра представляет собой:

  • образ космоса (схему его развития и эволюции);
  • образ человеческого тела (схему его внутреннего строения);
  • образ богини Трипура-Сундари (поскольку эта богиня является энергией, пронизывающей весь феноменальный мир).

Имеется два способа рассмотрения Шри Янтры в процессе медитации: изнутри-вовне и извне-вовнутрь, то есть из центральной точки бинду (bindu) к бхупуре (Lквадрат защиты¦) через концентрические цепи малых треугольников, лепестков лотоса и линий квадрата защиты, или же в обратном направлении. Эти два метода используются в двух тантристких ритуалах правого и левого направлений, соответственно. Направление медитации изнутри-вовне ассоциируются с эволюционным развитием Вселенной от исходного точечного, вневременного и внепространственного состояния (имманентное единство Шивы и Шакти: высшего сознания и высшей энергии, мужского и женского основополагающих принципов) к феноменальному проявлению и к все большей и большей дифференциации и усложнению форм материи. Противоположенное направление рассмотрения Шри Янтры ассоциируется с обратным процессом деструкции Вселенной, заканчивающимся в точечном недифференцированном состоянии.

Психофизика.

В процессе медитации адепт (sadhaka) осуществляет проекцию эволюционно-инволюционного процесса на свое тело, целью которого является пробуждение энергии Шакти, именуемой Кундалини, которая спит в основании позвоночника (в так называемой Муладхара-чакра, ассоциируемой с бхупурой Шри Янтры). Далее, зрительно трассируя Шри Янтру к центру, адепт старается направить эту энергию вверх по позвоночному столбу до слияния с аспектом Шивы, располагающимся в головной чакре (Сахасхара-чакра, ассоциируемая с бинду Шри Янтры). Таким образом как бы проходится путь, обратный развитию вселенной. Поэтому, согласно тантристкой доктрине, в конечной точке этого процесса достигается неописуемое расширение восприятия с полным знанием основ мироздания. Выполняя обратную процедуру, адепт возвращается к своему обычному чувственному (телесному) восприятию.


Источники

Западной науке Шри Янтра, по-видимому, стала известна из работ видного английского индолога начала нашего века, сэра Джона Вудроффе (литературный псевдоним - Артур Авальон), обнаружившего и впервые выполнившего переводы ряда тантристских текстов. Примерно в это же время Шри Янтра привлекла внимание немецкого индолога Генриха Циммера, который привел описание некоторых ритуалов ее использования. Но только в послевоенные годы появляются переводы отдельных тантристких манускриптов, в той или иной мере упоминающих Шри Янтру. В последнее же двадцатилетие начинается более внимательное изучение культуры тантры и выходят в свет ряд монографий, посвященных семантике и прагматике янтр различных типов. К сожалению, эти единичные научные труды, в той или иной степени касающиеся Шри Янтры, имеют большей частью описательный, этнографический характер. В них, как правило, не предпринимается попыток исследования вопросов происхождения, генезиса, распространения и типологии изображений Великой янтры, ее структуры, геометрии и психологии восприятия.
Исторические корни.

Наиболее ранний из известных образцов изображения Шри Янтры, который нам удалось обнаружить по литературным изысканиям, находится в монастыре Шрингари Матха (Srinagari Matha), основанным великим религиозным мыслителем Шанкарой в восьмом веке нашей эры. Шри Янтра также упоминается в надписи, выполненной в буддистской империи Шривиджайя (Srivijaya) на каменной плите в Южной Суматре, датируемой 7 веком нашей эры. Тем самым, уже до этого времени Шри Янтра не только проделала длительный путь становления в качестве центрального ритуального объекта на материке, но и распространилась по удаленным регионам индуистского влияния. Действительно, уже в Атхарваведе (датируемой приблизительно XII столетием до н.э.) встречается гимн, посвященный ритуальному изображению (без явного упоминания его наименования), образованному, как и Шри Янтра, из девяти пересекающихся треугольников.

Композиция Шри Янтры

Геометрически Шри Янтра состоит из центральной 14-угольной звезды, объемлющих ее 8- и 16-лепестковых лотосов, заключенных в Lквадрат защиты¦ бхупура (bhupura) с четырьмя символическими дверьми на четыре стороны света. Сама звезда образована пересечением девяти больших треугольников, в результате чего образуются 43 малых треугольника, составляющие пять внутренних колец.

Структурно диаграмма Шри Янтра представляет собой четырехугольник или внешний квадрат защиты - Бхупуре, с четырьмя символическими дверями на четыре стороны света. Он построен из двух противоположных свастик. Внутри его помещены шесть концентрических кругов (два символических 8-ми и 16-ти лепестковых лотоса). Внутри их 16-угольная звезда - это девять пересекающихся треугольников, в результате чего образуются 43 малых треугольника, составляющих в свою очередь 5 внутренних колец. В их центре - точка Бинду, представляющая богиню, основу и источник вселенной.

Структурные компоненты.

Анализ показывает, что геометрически звезда Шри Янтры может быть разложена на четыре последовательных, вложенных структурных компонента. Процесс конструирования каждого компонента включает рисование замкнутой последовательности линий, в завершение чего необходимо провести линию через три точки пересечения ранее нарисованных линий. Иными словами, в процессе построения каким-то образом надо добиться, чтобы эти точки уже лежали на одной прямой.
Попытаемся проиллюстрировать эту процедуру на примере первого структурного компонента. Прежде всего, выберем априорно значение yA (которое потом мы вынуждены будем корректировать при построении компонента 4), исходя из которого однозначно начертим два наибольших и симметричных треугольника (тонкие линии на рисунке).
Примечание: Напомним, что символ из двух скрешенных треугольников в западной ойкумене обычно именуется звездой или щитом Давида (реже - печатью Соломона) и обозначает нисхождение духа в материю. С другой стороны, этот символ является одним из центральных в тантризме и обозначает там единство сознательного (треугольник с вершиной вверх) и энергетического (вниз направленный треугольник) основополагающих принципов развития мироздания. Очевидно, что этот символ имеет не арийское, а более древнее - дравидское происхождения, то есть он существовал в Индостане задолго до времен Хараппы и Мохеджо Даро (2.5 тыс. лет до н.э., где уже встречаются печати со свастикой) и тем более - задолго до времен царств Давида и Соломона (XI-X века до н.э.). Поскольку этот символ не упоминается предшествующими библейскими пророками, не встречается ни в каких более древних сопредельных культурах, а именно в эпоху царя Соломона, после беспрецедентных завоеваний Давида начинаются прямые торговые контакты иудеев с Индией, то становится очевидным, что шестиугольная звезда попала в Палестину в это время и именно из Индостана, в конце концов получив там новую интерпретацию, отличную от космогонии тантры.

Семантические корреляты.

Одним из направлений поисков читателей были усилия найти астрономические и физические корреляты в Шри Янтре с учетом ее космогонической символики. Так словацкий инженер Владимир Сагмейстер из Братиславы прочитал два обрамляющих лотоса, как указание увеличить звезду Шри Янтры в 8 и 16 раз. При этом он обнаружил хорошее соответствие между концентрическими уровнями построенных им в таком соотношении трех звезд Шри Янтры и орбитами планет Солнечной системы (рис, где приведены первые две из трех рассмотренных им звезд) с расхождением от реальных средних диаметров орбит, составляющим в среднем 1.5%. Дополнительно в построении имеются окружности, соответствующие границам пояса астероидов и пяти трансурановым планетам.

Г.П.Овсяников из Саратова провел детальное исследование (для различных мягких вариантов звезды) геометрических коррелятов и обнаружил множество впечатляющих соотношений, близких к числу p, основанию натуральных логарифмов, базисным параметрам лунно-солнечного календаря и астрономическим циклам. В частности, он предложил соотношение yB=yA/e, которое отличается от точного значения всего на 1.3%. По полученным им результатам была подготовлена специальная подробная статья для того же журнала, которой также не суждено было пробиться в печать.

Шри Янтра – один из древнейших геометрических символов, используемых для медитации в школах йоги и тантризма. История появления Шри Янтры уходит в глубь веков и окутано тайной. Первое документальное упоминание о ней можно найти в Атхарваведе (1,2 тыс.лет до н.э.) – здесь встречается гимн ритуальному изображению, образованному из девяти пересекающихся треугольников. По косвенным данным происхождение Шри Янтры может быть ещё более древнее – до арийское (2,5 тыс. лет до н.э.).

Структурно диаграмма Шри Янтра представляет собой четырехугольник или внешний квадрат защиты – Бхупуре, с четырьмя символическими дверями на четыре стороны света. Он построен из двух противоположных свастик. Внутри его помещены шесть концентрических кругов (два символических 8-ми и 16-ти лепестковых лотоса). Внутри их 16-угольная звезда - это девять пересекающихся треугольников, в результате чего образуются 43 малых треугольника, составляющих в свою очередь 5 внутренних колец. В их центре - точка Бинду, представляющая богиню, основу и источник вселенной.

С точки зрения современной анатомии, физиологии и неврологии вся композиция и отдельные элементы Шри Янтры созданы в точном соответствии с механизмами человеческого восприятия и нервной активности вплоть до учета особенностей их нейронной организации.

Научно было доказано, что Шри Янтра обладает большим воздействием на психику человека. В частности эксперименты показали, что даже кратковременная фиксация взгляда на этом изображении затормаживает деятельность левого полушария мозга, отвечающего за логическое и аналитическое мышление, и активизирует правое полушарие, деятельность которого часто проявляется в виде творческих озарений и интуиции. Подобные состояния могут возникать при некоторых ритуальных мистических обрядах, или даже при применении психотропных веществ.

Медитация со Шри-янтрой заключается в сосредоточении взгляда на изображении Шри-Янтры. Сначала взгляд сосредотачиваем на одном из углов внешнего квадрата Янтры. Потом, медленно перемещаем его по границе квадрата по часовой стрелке. Дойдя таким образом до исходной точки, переходим к внутреннему кругу. Обойдя таким же способом круг, переходим к кольцу лепестков. От него – к следующему кольцу, далее – четыре круга треугольников и таким образом, доходим до центральной точки. На ней задерживаем взгляд на 15-20 минут. Потом закрываем глаза и некоторое время смотрим на “остаточное изображение”. Когда оно исчезнет, медитацию можно считать законченной.

Заметим, что геометрическое построение Шри Янтры всегда вызывало огромные трудности при воспроизведения ручным способом. Даже на самых известных изображениях можно легко заметить очевидные неточности и несовпадения. Это говорит о том, что до сих пор нет чёткого и математически выверенного алгоритма построения, хотя желающих создать это изображение собственными силами сегодня очень велико.

В книге пошагово даны базовые алгоритмы построения мандалы Шри Янтра – совершенного инструмента познания и развития себя и мира, модели строения вселенной и человека, гармонизатора всех структур и связей. Приводятся описания, схемы, рисунки, размеры для создания 26 моделей Шри Янтры. Книга содержит 195 иллюстраций (в том числе объёмные 3D-модели Шри Янтры на базе сферических поверхностей, конусов и пирамид). Кратко рассказывается о значении и символизме Шри Янтры, о концентрации во время работы.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шри Янтра. Алгоритмы построения (Максим Модлинский) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Описание, символизм, значение. Методы взаимодействия с Шри Янтрой

Эта книга не является исследованием истории и теории Шри Янтры, не привязана к ритуальным, религиозным, духовным и сакральным традициям и практикам, эти смыслы, аспекты и общие сведения изложены кратко и справочно. Назначение данного пособия сугубо практическое – построение мандалы Шри Янтра, использование предложенных вариантов и изображений для концентрации и визуализации c целью саморазвития и гармоничного воплощения своих целей. Правильность и безупречность построения определяет только математика, которая вне религий и духовных традиций. А вот выбор модели Шри Янтры для построения или концентрации из бесконечной палитры её проявления – духовная, творческая и индивидуальная задача человека. Работа с Шри Янтрой путём её изготовления, раскрашивания, визуализации, концентрации и медитации способствует синхронизации и нормированию всех структур личности и Мира, гармоничному и безопасному воплощению любых целей и намерений человека, раскрытию его потенциала Творца. Это направление творческого развития человека названо автором «АРТ-ПРОЯВЛЕНИЕ».

В фэн-шуй изображение Шри Янтры применяется для гармонизации окружающего пространства. Можно разместить изображения Шри Янтры в помещениях и в местах пребывания человека для создания уникальной и непередаваемой атмосферы гармонии, развития и созидания. Рисунок (геометрию и пропорции) и цвет Шри Янтры можно подбирать самому, руководствуясь интуицией и собственным восприятием пространства и рисунка, превращая выбор мандалы в акт творчества. Никаких рекомендаций, никаких шаблонов и жёстких правил цветового решения мандалы нет, но есть сотни образцов, старинных и современных, из которых можно выбрать что-то для вдохновения. Сделайте мандалу своими руками, это снимет все сомнения в возможном использовании её в чьих-то целях, и разместите там, где почувствуете её место. В нужный момент она сама притянет ваш взгляд, и вы ощутите силу и полноту её гармоничного воздействия.

Возможно, что сакральная геометрическая форма, известная как звезда Давида и печать Соломона, является прототипом изображения Шри Янтры или этапом её построения (см. рис. 18). Два треугольника, врезанные друг в друга, символизируют единство и полярность двух основополагающих принципов развития мироздания, двух аспектов Единого: мужского (треугольник с вершиной вверх) и женского (вниз направленный треугольник) – единство сознательного и энергетического. Это легко проверить. Наложение этих треугольников создаёт фигуру, символизирующую равновесие мужских и женских энергий или принципов, а следовательно, устойчивость Мира. В Шри Янтре самые большие треугольники могут быть равны и зеркальны относительно горизонтальной оси, а могут и различаться, быть разными. И хотя это различие может быть минимально и не заметно оптике глаза, именно оно задаёт всю последующую геометрию янтры.

Оба подхода к построению мандалы – с изначальным равенством больших треугольников или же с их индивидуальными пропорциями – правомочны и определяются целевой концепцией построения мандалы, то есть сознательным выбором человека. Технически нет никаких проблем построения с симметричными или асимметричными самыми большими треугольниками Шри Янтры.


Рис. 18. Звезда Давида с наложением на неё Шри Янтры, модель 3-6V


Звезда Давида является двумерной проекцией трёхмерной сакральной фигуры Звёздчатый Октаэдр (stella octangula), известный также под эзотерическим именем Меркаба. Звёздчатый Октаэдр состоит из двух врезанных Платоновых тел – Тетраэдров и является одной из структур Куба Метатрона, исследованию которого посвящена монография автора «МЕТАТРОН». Варианты взаимодействия Шри Янтры и звезды Давида, Куба Метатрона и Меркабы даны в этой книге в соответствующих разделах: в разделе, посвящённом Шри Янтре, модель 3-6V, и в главе про объёмное представление мандалы.

Элементы Шри Янтры и их взаимодействие

Центральное ядро Шри Янтры образовано наложением и пересечением девяти треугольников, расположенных в двух направлениях, вписанных в окружность (рис. 19-20). Четыре названы «мужскими», у них основание на земле, а вершины направлены вверх (рис. 20, нижний ряд), они символизируют мужской принцип (или аспект) Творения. Пять треугольников (на рис. 20 расположены выше) построены вершинами вниз, их называют «женскими», они символизируют женский принцип (или аспект) Творения – единую творческую Силу, это воздушные треугольники, парящие на своей вершине, обращённой вниз. Эта конструкция символизирует и воплощает гармонию женских (иррациональных) и мужских (рациональных) структур личности и Мира, строгость и дисциплину Отца вместе с изменчивостью, мягкостью, щедростью и милосердием Матери как Прародителей Вселенной, две стороны проявления Абсолюта.

Особо следует обратить внимание на неравенство, разное количество «мужских» и «женских» треугольников: 4 +5. Их разные размеры и пропорции создают особую динамику и разнообразие, отсутствующее в мандалах, имеющих круговую симметрию. Концентрация на Шри Янтре позволяет увидеть и постичь мужской и женский аспекты Творения в конструкции звёздчатой формы из переплетения образующих её треугольников.


Рис. 19. Шри Янтра, модель 7-10V. Выявление девяти треугольников: слева – линейный рисунок; справа – цветовое решение. Проекция получена сечением объёмной модели из четырёхгранных пирамид, построенных на основе линейных треугольников (основание квадрат)


Почему треугольников девять, почему именно такое количество? Напрашивается аналогия с десятичной системой, принятая нашей цивилизацией. Девять первых натуральных (рациональных) цифр от 1 до 9, из них пять нечётных и четыре чётных соответствуют количеству мужских и женских треугольников в той или иной интерпретации. А ноль – это и окружность, и её центр, воплощающие представление о начале, развитии и бесконечности.

Существует интерпретация перевёрнутого изображения Шри Янтры, зеркальная описанному выше, где «мужские» и «женские» треугольники меняются местами и рассматриваются соответственно четыре «женских» и пять «мужских» треугольников. Ориентация их та же: «женские» – углом вниз, а «мужские» – вверх, при этом коренной центральный треугольник Мула-трикона становится «мужским», изображается остриём вверх.


Рис. 20. Шри Янтра, модель с шестью вершинами на окружности. Схема расположения треугольников в круге: пять остриём вниз (женский аспект) и четыре остриём вверх (мужской аспект)


Отношение к этим двум изображениям Шри Янтры – традиционному и зеркальному – создало две школы, одна из которых символизирует «закон развития», а другая, зеркальная, в противовес – «закон исчезновения». Отмечу этот момент, так как встречаются изображения и описания Шри Янтры с центральным треугольником, расположенным вершиной вверх, с перевесом количества «мужских» и «женских» треугольников в сторону «мужских». Не привожу специфических названий этих школ, так как в источниках на русском языке есть путаница в их описании и трактовке. По поводу переворачивания Шри Янтры и смены полярности мужского и женского аспектов могу отметить, что хоть и есть полюса на Земле, но она по-прежнему остаётся круглой. Полярность ничего не меняет. Есть центр Земли, есть её поверхность. А что, если сфера вращается не по оси, а во все стороны? В таком случае есть полярность? Полюсов нет. Сфера сознания – как она должна вращаться?

Определение Шри Янтры

Шри Янтра3 (переводится как Великая Янтра или Великая мандала) – древнейший сакральный геометрический символ, обладающий уникальной силой созидательного воздействия. Модель Шри Янтры считается геометрическим выражением строения Вселенной, её многообразия, многомерности и гармонии, происхождения от единого Источника Мира, символическим проявлением Творения в эволюционном развитии. Мандалу иногда называют антенной, порталом для связи человека со структурами Вселенной или инструментом настройки этой связи. Шри Янтру именуют также царицей (королевой) янтр, подчёркивая тем самым её особое уникальное место среди других многочисленных мандал.

Янтра имеет несколько значений, синоним янтры – мандала. Мандала – это геометрический рисунок, символическая диаграмма, заключающая в себе духовный сакральный смысл, соотносимый с представлением о божествах и их аспектах, о бесконечности и Источнике Всего. Янтра ограничивает безграничное, давая ему форму, осмысление которой позволяет познать непостижимое.

Ещё одно из значений слова «янтра» – символ, причём символ, изменяющий сознание: «Когда слово „янтра“ означает символ, это может быть любой символ. Иначе говоря, любой символ можно считать янтрой. Будучи инструментом, янтра используется для отвлечения сознания от внешнего Мира и направления его к миру внутреннему, что помогает садхаку выйти за рамки обычного образа мышления и перейти к изменённому состоянию сознания под названием „турийя“»4 . Мандала используется для медитации и концентрации, в процессе которых происходит изменение сознания, синхронизация полушарий мозга, когерентность волнового излучения мозга, гармонизация психофизического состояния человека.

Димешвар Рам Авадхута5 в книге «Тантра» даёт такое определение: «„Янтра“ переводится с санскрита как „инструмент“, „орудие“»6 .

Задача построения мандалы и её решение зашиты в самой структуре Шри Янтры; рациональная и иррациональная одновременно, она открывается тому, кто хочет найти их гармонию и взаимосвязь в себе. Чтобы построить Шри Янтру чётко и идеально, можно ничего не знать и ничего не искать по способам построения, логика мандалы сама подскажет решение, а современные инструменты векторной графики облегчают этот процесс в разы. В процессе моего исследования Куба Метатрона первое же простое наложение Шри Янтры на некоторые проекции Куба дало сразу конкретный результат, построение без искажений и подгонок. Изначально планировалось ограничиться некоторыми рисунками Шри Янтры, которой была посвящена небольшая глава в монографии «МЕТАТРОН». Но по мере работы и исследования Шри Янтры было сделано так много изображений, и все они оказались настолько разными, интересными и оригинальными, что было принято решение написать отдельную книгу с образцами для построения, указанием размеров и пошаговой инструкцией. Было решено подготовить небольшую справку по истории и символизму Шри Янтры, классифицировать модели. Оказалось, что источников, посвящённых непосредственно Шри Янтре, достаточно мало и в них много противоречивых данных. Я построил десятки различных моделей Шри Янтры, и у меня даже не возникло сомнений, что мандала имеет два центра, два бинду – внешнего круга и самой звёздчатой конструкции. С большим удивлением я увидел, что многие пытаются их совместить искусственно под теорию одной точки бинду, подгоняя рисунок треугольников путём использования толщины линии или изломов. И только в книге Димешвара Рам Авадхута всё стоит на своих местах – два центра у Шри Янтры: Парабинду, ассоциируемая с Абсолютом, и Апарабинду, соотносимая с Творением. Делайте Шри Янтру идеально и точно, не погружаясь в химеры искусственных задач сведения несводимого. Не надо сводить представление об Абсолюте к проявлению одного из его творений, одной модели с конкретными пропорциями и параметрами. Моделей Шри Янтры может быть бесчисленное множество, это унифицированный инструмент, гибкий и многомерный, настраиваемый на каждого индивидуально. В некоторых моделях мандалы два бинду очень близки и не различимы глазами, но, используя инструмент более высокой точности, можно уловить это отличие, проявленное в цифровом выражении их координат. Однако цель достижения этого слияния – творческая и амбициозная, эта интересная захватывающая задача вполне может иметь решение в некоторых моделях Шри Янтры.

Символизм треугольников Шри Янтры и числа 3

Шри Янтра представляет гармонию взаимодействия внешнего и внутреннего в трёх своих аспектах: гармонию развития и эволюции Вселенной, внешнего Мира; гармонию внутренней структуры строения человеческого тела; гармонию связей между этими системами, пронизывающими весь Мир. Шри Янтру можно назвать схемой взаимодействия рациональных и иррациональных сторон реальности, взаимодействие и есть неразрывная связь между ними. Шри Янтру считают зримым воплощением мужского и женского аспектов проявления реальности, воплощением их любви (камакалы) как взаимодействие божеств Шивы и Шакти.

Одно из определений янтры наделяет её функцией освобождения от объятий смерти: «В санскрите слово „янтра“ имеет не менее двух значений. Оно происходит от корня „ям“, означающего „поддерживать, удерживать“. Слово „удерживать“ означает также „содержать, сохранять“ сущность объекта, мысли и концепции. Слог „тра“ происходит от слова „трона“: „освобождение от уз“. Таким образом, янтра представляет собой то, что сохраняет сущность и освобождает. В более широком смысле слово „янтра“ означает в санскрите „инструмент“. Когда слово „ям“ используется в его символическом смысле (Яма7 – бог Смерти), а „тра“ означает достижение троны, или свободы, янтра понимается как то, что приносит мокшу – освобождение от объятий смерти (цикла смертей и перерождений)»8 .

Похожее, но с другим смысловым наполнением значение термина «янтра» дано Шивананданой Шри Вашикараном: «В санскрите слово янтра имеет не менее двух значений. Оно происходит от корня «ям», означающего «поддерживать», и слога «тра» – «связь». Когда слово «ям» используется в символическом смысле Яма (Ямараджа – бог смерти), то это понимается как то, что приносит мокшу (освобождение)»9 . Возможно, различные трактовки слова «янтра» связаны с авторскими переводами одного и того же древнего первоисточника. Янтра – это поддержка связи, или инструмент для поддержки связи человека со всеми структурами Мира. Ёмкое и глубокое определение «тра» – «связь». Понятие «связь», или «взаимодействие», – базовое, раскрытие этого термина изложено в книге «Синхронизация и взаимодействие с реальностью»10 . Автор, занимаясь изучением Куба Метатрона, историей и образами Архангела Метатрона11 , в честь которого названа конструкция куба и связанных с ним Платоновых тел, встретил десятки версий расшифровки значения и происхождения имени Метатрон, по которым нет единого мнения специалистов. Понимание значения его финального слога «-трон» как «свобода» и «достижение свободы», существующее в санскрите, или как «связь» раскрывает ещё одну грань имени Метатрона.

Янтра – это графическая диаграмма, визуальный «инструмент», служащий для концентрации сознания человека, символически изображающий схему Мира и его развития, аспекты проявления и взаимодействия структур, соотносимых с божествами, явлениями и закономерностями, существующими в Мире, символ мирового единства.

Можно назвать Шри Янтру инструментом и камертоном, с помощью которого сознание человека настраивается на многомерные рациональные и иррациональные структуры Мира и становится совершенным во время концентрации на мандале. Шри Янтра – это унифицированный инструмент. Но унифицированный – не значит одинаковый, а гибкий и многомерный, настраиваемый на каждого индивидуально.

Шри Янтра представляет собой геометрическую композицию, построенную по строго определённым принципам и закономерностям, главными из которых являются следующие:

1. Янтра состоит из девяти равнобедренных треугольников, ориентированных определённым образом (пять вершинами вниз, а четыре – вершинами вверх) и связанных между собой пересечением сторон. Некоторые треугольники касаются углами описанной окружности, в шести, восьми, десяти или двенадцати точках в зависимости от выбранной модели (рис. 8).

2. Стороны треугольников являются прямыми, не имеют и искривлений и изломов (для визуального подгона под «идеал»), пресечение нескольких сторон треугольников происходит строго в одной точке. Координаты точки пересечения могут иметь погрешность, не превышавшую изначально заданную при построении. Само взаимодействие с окружностью определяет этот процесс иррациональностью, заданной числом пи. Размер погрешности варьируется в зависимости от визуального восприятия (восприятия глазом на бумаге или размера пикселя экрана), а также инструмента изготовления мандалы, задающего толщину линии. В цифровом векторном изображении точность глубины отражения координат вершин треугольников и точек пересечения их сторон зависит то точности расчётов, заданных порядком математического округления и возможностями программы производить и отражать координаты и размеры модели на мониторе и в цифровом виде. Все вершины треугольников, кроме висящих, должны точно лежать на окружности или на стороне других треугольников. Висящие треугольники, снимают жёсткость системы и позволяют её адаптировать к заданным базовым параметрам.

Каждая линия, элемент треугольника или точка Шри Мантры могут иметь различное мистическое или символическое значение, трактовку и расшифровку. Базовый смысл заключается в том, что Шри Янтра является моделью, геометрическим выражением Вселенной, а также единого Источника этой Вселенной, источника творения, который принято называть Абсолютом.

Шри Янтра, в отличие от других янтр-мандал, имеет два центра, два фокуса композиции, определяющих её пропорции. Из первого центра внешней окружности, называемого Парабинду (непроявленное высшее бинду), проявляется в результате любовного акта творения (камакала) второе бинду – Апарабинду12 (проявленное низшее бинду), которое отображается в виде маленькой окружности, расположенной в центральном коренном треугольнике, называемым Мула-трикона13 . Апарабинду взаимодействует с непроявленным Парабинду как женское и мужское проявления Единого. Апарабинду символизирует начало проявления и взаимодействия Шивы и Шакти. Исходное единство двух божественных эманаций Абсолюта – мужской (Шива, Высшее Сознание) и женской (Шакти, Высшая Энергия) – является фундаментальным представлением индуизма и тантризма о творении и эволюции, о проявлении и взаимодействии двух аспектов Единого.

Геометрия рисунка мандалы Шри Янтра в процессе построения и концентрации на ней гармонизирует все структуры человека и окружающего Мира. Конструкция Шри-Янтра является аналогом нейросети, проводником между человеком и Миром, макро- и микрокосмом, показывающим их взаимосвязь и гармонию взаимодействия. Концентрация на Шри Янтре активно способствует эволюционному и гармоничному развитию человека и его скрытых возможностей, включая сенситивные способности и ясновидение. Шри Янтра является прекрасным оберегом и гармонизатором пространства, особенно если она сделана индивидуально мастером для конкретного человека и его цели или самим человеком для себя. Шри Янтра в силу своей уникальной конструкции обеспечивает эффективное взаимодействие и синхронизацию всех структур Мира и человека одновременно, как рациональных, так и иррациональных, и является их зримым воплощением.

Мандалу Шри Янтра традиционно используют для медитации в школах йоги и тантризма. История появления Шри Янтры неизвестна. Первое документальное упоминание о ней можно найти в Атхарваведе (1,2 тыс. лет до н. э.) – здесь встречается гимн ритуальному изображению, образованному из девяти пересекающихся треугольников. Возможно, что появление первых моделей Шри Янтры ещё более древнее – доарийское (2,5 тыс. лет до н. э.).

Янтры, или мандалы, представляют собой визуальное графическое изображение разных символов, заключённых в круг или правильный многоугольник, на любом материальном носителе, служащие для концентрации внимания, медитации и духовных и оздоровительных практик человека.

Источник появления Шри-Янтры не известен. Традиционно считается, что геометрическое изображение этой мандалы очень сложно воспроизвести даже в наше время. Настоящая книга предназначена для того, чтобы предоставить людям возможности сделать самим свою индивидуальную Шри Янтру. Предполагается, что сакральная модель Шри Янтры и её изображения несут в себе сокрытые знания о Вселенной. Особенно следует отметить, что моделей Шри Янтры может быть бесконечное множество вариантов, различающихся рисунком и пропорциями, отвечающих принципам и закономерностям построения мандалы. Сложность создания и повторения геометрии мандалы породило гипотезу о том, что создать такую структуру можно только с помощью сверхмощного компьютера. Современные бытовые компьютеры и графические программы позволяют овладеть этим искусствам каждому после соответствующей подготовки. Акцентируем внимание, что плоскостное изображение Шри Янтры, знакомое по многочисленным примерам, является двумерной проекцией с объёма большей мерности. Разумеется, это так, Мир многомерен, и сейчас появилась возможность построения и исследования базовых сакральных трёх- и более мерных моделей, главным из которых является Куб Метатрона, на новом уровне с применением вычислительной техники. Собственно говоря, эта работа и выросла из исследования автором модели Куба Метатрона, входящих в него Платоновых тел, их взаимодействия с другими базовыми моделями сакральной геометрии, такими как Шри Янтра, Цветок и Древо Жизни, Vesica Piscis и Тетраксис.

Работа с различными изображениями мандалы неизбежно рождает вопрос: какая Шри Янтра является эталоном, истинной, какую выбрать себе для концентрации и медитации? Можно создать бесконечное количество индивидуальных моделей Шри Янтры, воплощающих те или иные её свойства, пропорции, варианты композиции и особенности. Изучение этих моделей, постижение их закономерностей и пропорций показывает, что эта модель живая, актуальная, динамическая, для каждого человека она проявляет те свойства, которые он в состоянии осознать, индивидуально раскрывая для него свою глубину и многомерность.

Структура Шри Янтры. Представление о единстве Шивы и Шакти

Внешнее обрамление Шри Янтры представляет собой четырехугольник – внешний квадрат защиты, называемый Бхупуре (bhupura расшифровывают как полное проявление Вселенной), олицетворяющий символизм числа 4 (четыре символические двери на четыре стороны света), а также символизирующий отделение проявленного мира от Хаоса. Внутри его помещены несколько концентрических кругов, два из них имеют символические изображения лепестков лотоса из восьми и шестнадцати лепестков, хотя в разных традициях бывают изображения с иным количеством. Лотос и его лепестки символизируют раскрытие цветка души, достижение состояния полного покоя после проведения концентрации на мандале.

Шри Янтра является символичной схемой, помогающей постигнуть понятие Абсолют. Элементы развития и строения Шри Янтры от центра к краям формы мандалы символизируют протекание эволюционно-инволюционного процесса развития Мира. Центральным местом для концентрации в мандале являются бинду (bindu), имеющие несколько значений и различную символичность. «Бинду» переводят как «капля», «точка», обозначающая в тантризме концентрированную форму высшей, космической энергии, первоначальный Источник жизни, символ зарождения и исчезновения. Бинду означает также семя, дающее жизнь, мужское, или яйцеклетку, или космическое семя, из которого появилась Вселенная. Также бинду определяют как высший свет, возникающий из отражения сияния Шивы в зеркале его энергии Шакти. Бинду – это точка с бесконечно большим потенциалом творения, потенцией роста и развития, это многогранное понятие, означающее место, где встречаются конечное с бесконечным, сток и исток. Слово «бинду» восходит к санскритскому корню «бинд», что переводится как «расщеплять», «разделять». Бинду – это источник всякой индивидуальности, это то место, где Единое впервые проявляет и продуцирует себя через двойственность восприятия. В этом смысле бинду тождественно понятию монады или термину автора «Индивидуальный Носитель Сознания» (ИНС)14 , главным критерием которых является уникальная координата точки ИНС. Слову «бинду» соответствует тибетское тигле (thiglе) – «капля тонкой энергии сознания, сущность». Аналогом ИНС является понятие «индивидуальная частица сознания», по-тибетски она называется намше (rnam shes), а на санскрите – виджняна. Виджняна – это сущность сознания, она не исчезает, когда человек теряет сознание или умирает, оставаясь неизменной при воплощениях. Бинду называют как точку, не имеющую каких-то размеров, так и окружность (оболочку, сферу), имеющую свои размеры, местоположение и пропорции, относительно всего целого Я. Бинду, с одной стороны, может означает ноль, пустоту и всеобщее Ничто, с другой стороны, воплощать абсолютную наполненность, это одновременно бесконечность и ноль, полнота и пустота.

Бинду – это источник или сток? Бинду можно определить как источник, а источник может быть областью и стоком. Подробнее эти понятия рассмотрены в других главах книги. Точка может быть одновременно и стоком, и истоком, и бесконечным зеркалом: внутренним зеркалом – границей индивида и внешним зеркалом – представлением о бесконечности зеркала Абсолюта. Бесконечность как раз и даёт истину, свободу и многообразие. Любая форма, как и содержание формы, описывается через информацию, значит, имеет информацию об источнике создания.

В Шри Янтре можно выделить два бинду, называемые Парабинду и Апарабинду, обозначающие соответственно представление об Абсолюте и его Творении – Мир как проявление союза и единства Шива-Шакти, мужского и женского принципов творения. Можно трактовать и так, что один центр – это нефизическое бинду, а второй – физическое, которые есть представления об иррациональной и рациональной сторонах Мира и любого объекта реальности. Для обозначения Абсолюта может использоваться термин Махабинду (уникальное бинду) и Парабинду (высшее бинду), эти определения уровня бинду не означают представления об Абсолюте как о Боге в религиозном понимании, а наполняются в разных традициях смысловым значением стадии потенции к активной манифестации или как точка контакта с Абсолютом. Союз Шива-Шакти понимается в Тантре как стадия проявления Абсолюта в качестве всей Вселенной и имеет множество граней, представленных в виде различных наименований и имён, форм, аспектов и образов, сохраняя при этом обязательное равенство сторон и их наполненность в единении и взаимосвязи, как принцип нераздельности и нерасчлененности Единого.

Конец ознакомительного фрагмента.

Публикации по теме