Откуда берется чувство агрессии. Откуда берутся чувства “А‑а‑а” из нутра

Основной вопрос этой теории звучит так: «Откуда в человеке берутся эмоции и чувства?» Для ответа на него автор предлагает следующий подход: «Чтобы разобраться в эмоциях, нам нужно взять на руки маленьких детей и посмотреть, откуда и как в них зарождается эмоциональная сфера».


Опираясь на исследования психологов 20-го века (преимущественно, Льва Выготского), проводя собственные многочисленные наблюдения и собирая неоспоримые видео-доказательства , Николай Козлов сделал следующие основные открытия:

1. Младенец физически беспомощен, но прекрасно вооружен. Поскольку у него есть могущественный арсенал: его врожденные выразительные движения, которые взрослые воспринимают как эмоции. В этот арсенал входят: комплекс оживления (улыбка, глазки, тянущиеся ручки); удивление и интерес; когда этого недостаточно - хныканье, плач и громкий ор (с демонстрацией недовольства и агрессии или страха и отвращения).

  • Практический вывод: дети гораздо больше приспособлены к этому миру, чем нам кажется, и обладают очень выносливой психикой. В чрезвычайных ситуациях они выживают лучше взрослых, так как умеют привлечь к себе внимание и не расходуют сил на переживания. Все их эмоции имеют чисто прикладное значение, и ребёнок умеет включать и выключать их добровольно. Взрослому человеку стоит этому поучиться.

  • Иллюстрация : смотрю фильм о жизни детей в детском доме. Поразил кадр. Показывают ребёнка, который лёг в позе эмбриона, тихо обнял себя обеими ручками и так раскачивается - будто укачивает сам себя. Позже объяснилось, что в детском доме дети знают, что слёзы и требования их бесполезны, и таким образом пытаются себя утешить. Ситуация, конечно, вредная для детской психики. Но документальные факты подтверждают - ребёнок отключает эмоции, если ему не для кого плакать.

2. Дети отслеживают, какие интонации, жесты и мордочки действуют на родителей, и воспроизводят их, чтобы родители исполняли их желания. При этом к каждому взрослому ребёнок ищет свой подход. И если беспомощному младенцу эмоции нужны для выживания, то, начиная с 1 года, дети начинают умело манипулировать родителями, развлекаясь и оттачивая своё мастерство. Причём, осваивают преимущественно негативные эмоции, поскольку на них взрослые ведутся легче всего.
  • Практический вывод: родителю ребёнка старше 1 года важно уметь быстро отлавливать детские манипуляции. Так он сможет пресечь их, пока плач, истерики и другие негативные реакции не сделались дурной привычкой, и направить поведение ребёнка в конструктивное русло. Чем старше человек, тем сложнее ему избавиться от этих дурных привычек.

  • Иллюстрация : Сижу в гостях у подруги. Подруга разрывается между делами, пытаясь найти нечто важное. Её младший ребёнок (4 года) требует маминого внимания и в моём присутствии закатывает истерику. С криком, который не может вынести ни одно нормальное ухо. С топаньем ногами и телесными сотрясениями. Подруга просит его подождать, пока она занята, и уходит в другую комнату. Оставшись наедине со мной - новой для него тётенькой - мальчик сперва примолкает, изучая мою реакцию. Для приличия похныкивает. Затем громче… Спрашиваю его, чего он хочет - отворачивается. Очевидно, играет в обиду на маму. С возвращением подруги в комнату истерика усиливается. Мама берёт сына на руки, и он тут же замолкает. На лице - невинная безмятежность. «Ого! - думаю. - И это всё, ради чего затевался такой спектакль?»

3. Младенец рождается честным, и его эмоциональность способствует воплощению его истинных потребностей. К нечестным способам привлечения к себе внимания (истерикам, крикам, обиженным и злым гримасам) родители часто приучают ребёнка сами, если своевременно не внимают его потребностям и вынуждают искать другие творческие способы достичь желаемого. Вторая причина освоения негативных эмоций - личный пример других детей и самих родителей, подхватываемый ребёнком как игра. Дети берут в свой арсенал всё, что можно опробовать на опыте. И оставляют то, что несёт практическую пользу.
  • Практический вывод: чтобы наши дети продолжали сохранять честность, которой наделены от рождения, мы должны способствовать им в этом. А именно: быть чуткими и внимательными, чтобы быстро разбираться, чего они хотят, и отзывчивыми, чтобы своевременно приходить им на помощь. Взрослым также необходимо учиться избавляться от личных привычек эмоционального манипулирования - привычки обижаться, повышать голос, делать несчастное лицо, принимать беспомощный вид, жаловаться. И вместо этого нарабатывать привычки бодро и жизнерадостно реагировать на все ситуации. Потому что всё дурное дети в первую очередь берут от нас и затем оборачивают против нас же.

  • Иллюстрация : мне 4 года. Одиноко лежу в кроватке, наскоро отправленная спать. А все взрослые собрались в это время в гостиной и смотрят телевизор. Им хорошо, весело, а у меня - тоска смертная и очень не хватает любви. Нахожу выход! Вспоминаю, что маленькие дети иногда писаются во сне, и провожу эксперимент. Осознанно мочусь в кровать, затем пускаю виноватую слезу и выхожу ко взрослым в несчастном виде. Такая, мол, беда! Спала ангельским сном. Проснулась - сыро… Обидно! Взрослые начинают меня утешать - случайно же, простить можно! Берут на ручки, гладят по головке, улыбаются, целуют. Бабушка суетливо бежит менять бельё. Пока перестилают постель, сижу со взрослыми в гостиной в кругу всеобщего внимания и довольно смотрю телевизор. Эксперимент прошёл на славу!

4. Чем дети старше, тем эффективнее становятся их манипуляции. И ближе к школьному возрасту дети учатся их маскировать. Например, вместо формулировки «я на тебя обиделся» (что по сути означает «я САМ обижаю СЕБЯ на тебя») применяют формулировку «ТЫ обижаешь меня». На фоне такой подмены рождается убеждение, что эмоции приходят извне - вызываются окружающими, погодой или обстоятельствами. И через некоторое время человек искренне верит, что управлять своими эмоциями нельзя. Что он за них не отвечает.
  • Практический вывод: такой самообман весьма распространён в мире. Людям удобно верить, что их эмоции - вещь неподвластная. Потому что тогда они могут всё списать на врождённый характер, недостатки других или нечистые силы. Но теперь мы знаем, что это ложь. Взрослый человек несёт ответственность за свои негативные эмоции, даже если его невольно приучили к ним родители. И как только он осознает эту ответственность, он сможет самостоятельно завершить процесс своего воспитания.

  • Иллюстрация: Мне 13 лет. Еду с одноклассниками в экскурсионном автобусе. Кто-то из ребят попросил водителя поставить кассету популярной в то время группы. Тексты и манера исполнения в этих песнях идут в разрез с моими убеждениями. Я выражаю внутренний протест - «мой вкус оскорбили!». Пока весь класс радостно подпевает песням, сижу с недовольным лицом в расчёте, что учительница увидит, спросит и остановит безобразие. Через некоторое время подруга пытается меня развеселить. Я хочу откликнуться, но уже не могу переключиться - маховик обиды и недовольства раскрутился бесповоротно…

5. Высший пилотаж маскировки эмоциональных манипуляций заключается в подключении химических процессов организма. Ребёнок учится плакать, обижаться и бояться всем телом, подключая к этому гормоны (например, адреналин к эмоции страха). И в результате переживает такой захват эмоциями, что уже сам не может их остановить. Такая одержимость эмоциями производит на взрослых поистине серьёзное впечатление. Они видят, что ребёнку плохо физически, и из страха навредить ему уступают. В результате дети понимают: выигрывает тот, кто дольше других не может успокоиться, и со временем превращают свои эмоции в то, что им уже неподвластно.
  • Практический вывод: взрослому человеку важно знать, что уступая ребёнку в ответ на одержимое поведение, он тем самым приучает его терять контроль над собой! Во время эмоциональных припадков своего чада взрослому стоит вспомнить, что это скрытая манипуляция. И если он перестанет на неё поддаваться, а будет бережно взращивать и поддерживать в ребёнке положительное поведение, есть шанс прекратить подобные «беснования». Таким же образом стоит поступать и в отношении взрослых людей.

  • Иллюстрация: мне 16 лет. Переходный возраст. В летний период живу с родственниками без отца. Испытываю острый недостаток родительского внимания и заботы. В день памяти мамы устраиваю истерику из-за того, что взрослые забыли её помянуть (а меня пожалеть). Ухожу в свою комнату и неотступно плачу в надежде, что кто-нибудь придёт и посочувствует. Поскольку никто не приходит, пробую усилить рёв... Срываю голос, начинается мегрень, сбивается дыхание... Мечтаю довести себя до нервного срыва. Чтобы попасть в больницу, и взрослым стало стыдно. Но через несколько часов так устаю от самой себя, что решаю прекратить спектакль. Выхожу ко взрослым и прошу прощения за своё поведение.

6. Любопытно, что сколько бы дети ни обманывали родителей, их манипулятивные уловки ничуть не проходят в компании сверстников. Дети знают истинную цену притворным эмоциям, ничуть на них не ведутся и жестоко дразнят за них. А если ребёнка не перевоспитала жестокая среда сверстников, то взрослеть ему приходится уже в социальных институтах, где есть конкурс и требование к определенному поведению.
  • Практический вывод: если жизнь сложилась так, что мы не избавились до конца от своего манипулятивного поведения, лучше позаботиться о завершении этого процесса самостоятельно. Потому что иначе мы будем сталкиваться с постоянными проблемами в институте, в семье и на работе.

  • Иллюстрация: мне и моим одноклассникам по 15 лет. Учительница захотела сделать из нас класс, которым она сможет гордиться. И однажды перегнула палку, оставляя нас на дополнительные уроки. Ребята начали возмущенно спорить, отстаивая свои интересы. На гневные требования учительницы слушаться её, доходящие до срыва голоса, никто не повёлся. Объединившись против «истерички», класс демонстративно ушёл с её урока, не реагируя на просьбы вернуться. Однако, когда один из нас спустя 10 минут подглядел в щёлочку кабинета и увидел, что учительница одиноко и беспомощно плачет, у каждого из нас ёкнуло сердце. Мы почувствовали, что эта эмоция - уже не манипуляция. И искренне принесли учительнице извинения.

Вывод :
Эмоции человека служат ему для выживания и управления другими людьми. От природы мы умеем включать и выключать эмоции по собственной воле, а также подбирать эффективные эмоциональные реакции в зависимости от ситуации и человека. Воспитанный ребёнок или взрослый, включает эмоции лишь тогда, когда они действительно служат делу.
При отсутствии внимания к нашим негативным и неэффективным эмоциям они становятся дурной привычкой, которую непросто, но возможно искоренить. Человек способен также эмоционально «накручивать» себя, подключая к чисто внешним реакциям гормональные процессы организма. В таком случае он становится одержимым эмоциями, и уже не может их остановить.
Чтобы выйти из порочного круга, нужно научиться отслеживать свои и чужие эмоциональные манипуляции и формировать вместо них новые, здоровые, привычки реагирования.

А о том, как правильно и с любовью пресекать манипуляции детей, можно прочитать в последней книге Николая Козлова "

Задумывались ли вы о том, откуда берется чувство юмора у людей? Причем у каждого - свое. Кто-то с легкостью импровизирует, с ходу «выдавая» очень смешные изречения в любых ситуациях. А кому-то приходится часами обдумывать остроумные ответы. Одни с юмором принимают даже негативные ситуации. А другие не всегда могут пошутить и в непринужденной обстановке. Кто-то понимает чужие шутки, кто-то - нет, причем при этом сам умеет прекрасно шутить. Почему так происходит?

Является ли чувство юмора врожденным качеством или его можно приобрести, как, например, навык чтения или письма? А, может, это качество делится на врожденное и приобретенное, как интеллект? В общем, говоря по-простому, откуда берется чувство юмора?

Предрасположенность к чувству юмора с рождения есть у каждого. И не бывает людей, в которых данная «функция» не предусмотрена вовсе. А вот наличие самого этого чувства и его качество зависит от нескольких факторов. И прежде всего, как полагают ученые, от уровня интеллекта.

Дело в том, что «ответственность» за чувство юмора несут нижние части лобных долей головного мозга, они же считаются и «центром интеллекта». Эти участки головного мозга отвечают за произвольное внимание, организацию мыслей и действий, способность выявлять в них несоответствия и устранять их. Таким образом, интеллектуальное развитие способствует и развитию чувства юмора. Чем выше уровень интеллекта, тем лучше у человека чувство юмора. Может быть, с этим как раз связано то, что не все понимают шутки друг друга, ведь уровень интеллекта у людей может быть очень различным.

И кто же над кем здесь смеется?

Действительно, многие умные и образованные люди прекрасно шутят и относятся к жизни с юмором! Согласно результатам исследований ученого Зива, большая часть профессиональных комиков имеет очень высокий IQ. Однако, например, французские ученые-психологи опровергают «теорию об интеллекте и юморе», утверждая, что эти два показателя не связаны между собой. Да и примеры из реальной жизни показывают, что не все высокоинтеллектуальные люди обладают хорошим чувством юмора. Возможно, это связано со следующим фактором.

Ряд исследований показывает, что чувство юмора является показателем непоколебимого душевного здоровья. Например, ученые Тейлор и Браун проводили исследование, в ходе которого хотели понять, какой признак объединяет людей с крепчайшим душевным здоровьем и отличает их от людей с менее устойчивой психикой. Оказалось, что это запредельное чувство юмора! Хотя, с другой стороны, не редки примеры, когда профессиональные юмористы, поражающие всех искрометными шутками со сцены, в реальной жизни впадают в депрессии и переживания.

И, наконец, считается, что за развитие чувства юмора во многом отвечает окружение, в котором растет человек. Например, если родители малыша веселы, любят пошутить, смотрят комедии, рассказывают анекдоты, то в карапузе чувство юмора развивается с малых лет. Если же вся семья отличается серьезным и строгим нравом, в детском саду и школе также «невеселое» окружение, то и ребенок будет расти не очень склонным к шуткам. Однако эти гипотезы тоже работают не всегда. В веселой семье может вырасти угрюмый ребенок и, наоборот, в «серьезном» окружении - великолепный юморист. Однако исключения лишь подтверждают правило, не так ли?

Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать следующий вывод: чувство юмора является скорее приобретенным качеством, нежели врожденным. Поэтому при желании на любом этапе жизни человек может его развить, так как предрасположенность к чувству юмора есть у всех.

Если вы рассказали анекдот и никто не засмеялся, то вы...

Когда мы видим нечто красивое — нейроны нашего мозга выделяют эндорфины, и мы испытываем удовольствие. Но почему? Об этом в своей книге «Эволюция человека: обезьяны, кости и гены» рассуждает известный российский биолог и популяризатор науки Александр Марков.

Наше чувство прекрасного — весьма непростое явление, которое складывается из множества разных факторов. Например, человеческое тело мы считаем красивым, если оно на инстинктивном уровне свидетельствует нам о качественном генофонде данного индивида: «Красивая женщина родит крепких и здоровых детей». Тем, кому не нравились «красивые» внешние признаки — выбирали себе «некрасивых» (читай — больных, недостаточно крепких, не плодовитых, слабых, не выносливых и т. д.) партнеров, их потомство было слабее или не рождалось вообще, а потому такие люди отсеивались половым отбором, а вместе с ними и гены «непонимания красоты» и «безвкусицы».

Очень надежный «индикатор приспособленности» как человека, так и остальных животных — симметричность. Чем симметричнее тело и лицо, тем, как правило, здоровее, крепче индивид, в его геноме меньше вредоносных мутаций. Симметрия — вообще важнейший фактор, который определяет красив ли человек или нет, об этом свидетельствуют многочисленные эксперименты. Вероятно, поэтому нам нравятся предметы правильной формы, и мы считаем их красивыми, и особенно если их симметрия достаточно искусна, сложна и немножко несовершенна — например, снежинки. И именно симметрия, конечно, является одним из главных мотивов изобразительного искусства.

Интересно, что любовь ко всему симметричному, вероятно, уходит корнями еще в незапамятные времена. Об этом можно подумать глядя на форму ашельских рубил — бифасов. Палеолитические люди тратили столько сил и времени, чтобы придать им правильную, симметричную форму! Для чего? Ведь нож может быть каким угодно — был бы острый кончик и режущий край. Форма бифасов похожа на клыки хищников, может быть, они были их прообразом? Однако клыки, как правило, обычно бывают изогнуты. Древние же мастера делали их прямыми, с правильной двусторонней симметрией. Некоторые исследователи предполагают, что симметричные формы ашельских рубил в свое время служили своеобразным «индикатором приспособленности» для эректусов и гейдельбержцев, поэтому могли даже поддерживаться половым отбором.

Существует и еще одна концепция в теории эволюции, которая помогает разобраться в том, почему в нас заложено чувство прекрасного. Ее называют идеей «сенсорного смещения» или «сенсорного драйва». Живому существу, прежде всего, необходимо выжить и оставить потомство, поэтому наше восприятие должно быть выборочным — быстрее всего оно должно выделять из окружающего мира ту информацию, которая необходима нам для выживания и размножения. Если бы наше восприятие было бы всеохватывающим, объективным и не избирательным — это потребовало бы очень больших ресурсов нашего организма и в конечном итоге оказалось бы неэффективно.

Александр Марков: «»Энергичность реакции» основана на мотивации, а мотивация у животных неотделима от эмоций. Если мы хотим манипулировать эмоциями какого-нибудь животного (например, человека), следует предъявлять ему такие стимулы, на которые его мозг в ходе эволюции приспособился реагировать наиболее бурно». Так, возможно, поэтому в столь яркие цвета окрашены крылья дневных бабочек — ведь глаза бабочек на протяжении миллионов лет «настраивались» на восприятие ярких цветов — источник пищи, поэтому если у потенциального брачного партнера будут тусклые крылья — он попросту его не заметит.

Интересно, что для того, чтобы по максимуму воздействовать на кого-то — достаточно предъявить ему так называемый сверхстимул. Для того, чтобы это понять, представьте, что вы собираете ягоды в лесу. После того, как вы целый день потратили на то, чтобы насобирать хорошее ведро брусники — что вы увидите первым делом, когда придете домой, с упоением ляжете на диван и закроете глаза? Конечно, ту самую бруснику! Причем, самый большой куст, с самыми крупными и красными ягодами, которых на самом деле, вероятно-то, и не бывает. Этот куст — идеальный образ той цели, которую целый день высматривали ваши глаза. «И он (куст — NS) кажется таким реальным, таким настоящим, что психологические корни идеализма перестают выглядеть такими уж непонятными», — пишет Марков. Поэтому если кому-то вдруг захочется произвести на вас самое сильное впечатление в этот момент — ему стоит предъявить вам именно этот обсыпанный крупными ягодами куст брусники.

Венера Виллендорфская — небольшая статуэтка женской фигуры, обнаруженная в одном из древних захоронений

Именно поэтому «палеолитические венеры» — множество доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками (многие изображены тучными, невероятно грудастыми или беременными), датирующихся верхним палеолитом (около 40-12 тыс. лет назад) — это тоже «сверхстимулы». Когда мужчина времен верхнего палеолита смотрел на эти фигурки — его мозг выделял эндорфины, окситоцин и другие гормоны. Конечно, эти же фигурки могли служить и какой-то другой роли, могли, например, быть символом плодородия, однако сверхстимулами от этого они быть не переставали.

А еще эндорфины выделяются, когда мы испытываем стресс или легкий испуг. «Может быть, поэтому палеолитическим художникам казались прекрасным (да и нам кажутся) не только крупные травоядные животные — потенциальная добыча, напоминание о волнительных сценах охоты, — но и силуэты опасных хищников», — заключает Александр Марков.

Э.В. Ильенков тщательнейшим образом исследовал вопрос о том, откуда берется ум. В итоге он оставил нам в наследие блестящий пример того, как нужно действовать. В наше время существует острая необходимость разобраться, откуда же берутся человеческие чувства. Ведь согласитесь, что это вопрос не менее важный, чем вопрос, откуда у человека берется ум. Именно поэтому, опираясь на подход Ильенкова, давайте попытаемся найти ключ к пониманию этого сложного вопроса.

Казалось бы, что может быть проще для человека, нежели чувствовать? От рождения ребенок имеет все необходимые предпосылки для того, чтобы в дальнейшем развиться в полноценную личность. Однако этого оказывается слишком мало. Вроде бы растет себе ребёночек с необходимыми биологическими предпосылками, в любящей семье, материально обеспеченный, получает необходимое образование, а человека из него не получается, скорее даже наоборот - он все менее и менее его напоминает. Все необходимые условия созданы, а нормального человека слепить не выходит!

Наверно в этом и заключается противоречивость вопроса, ведь то, что мы называем необходимыми условиями для развития чувств человека, зачастую расходиться с реальной необходимостью дальнейшего развития общественно данных предпосылок - ведь способность чувствовать не заложена в человеке генетически; эту способность также невозможно передать путем объяснений или даже развить путем подражания другому человеку. Хочется в особенности подчеркнуть, что это СПОСОБНОСТЬ, и от природы у нас нет в ней потребности, в отличие от потребности в еде, воде или защите.

Изначально, как отмечает В.А. Босенко, «чувствование человеческое и человеческие органы чувств не даны непосредственно от природы, а становятся, формируются человеческими. И происходит это по мере того, как их объект становится общественным, человеческим объектом, созданным человеком для человека в процессе включения природных вещей в практическое преобразование, изменения по общественным, человеческим потребностям» . Лишь активная преобразовывающая деятельность человека изменяет и развивает его самого как личность, в том числе и его органы чувств и органы мышления, формируя их совершенно не подобными органам животного.

Важно также отметить, что развитие чувственного в человеке неотъемлемо связано с процессом развития его мышления, причем, первое является первоначальной основой для второго. "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности" - писал Ленин. Но в дальнейшем именно практическая деятельность человека будет выступать основополагающей силой мышления человека, и лишь затем - способности глубоко чувствовать, как бы «прочувствовать» мир, познавать его «глазами всего человечества». Лишь человек образованный может познать истинность и глубину чувств, хотя из этого отнюдь не следует, что всякий образованный человек способен на глубокое чувство.

Вряд ли кто-то будет спорить, что из всего многообразия чувств именно любовь выкристаллизовывается как наивысшее, самое сильное из чувств человеческих. Как верно подметил Л. Фейербах: «и объективно, и субъективно любовь служит критерием бытия - критерием истинности и действительности. Где нет любви, там нет и истины. Только тот представляет собою нечто, кто что-то любит. Соответственно чем больше бытия в человеке, тем больше он любит, и наоборот» .

В качестве изначального образца для ребенка служат его родители, но способность чувствовать продолжает изменяться в процессе его собственного становления и взаимодействия с другими людьми. Как тонко подметил Э.Фромм, «любовь к людям является не следствием, как часто полагают, а предпосылкой любви к какому-то определенному человеку, хотя генетически она выражается в любви к отдельному индивиду» . Однако в своих рассуждениях о любви как об искусстве Фромм допускает одну серьезнейшую ошибку. Он делает акцент на том, что любовь - дело сложное, которому люди учатся на протяжении всех жизни, однако не уточняет, благодаря чему учатся. Ведь невозможно научиться любви, просто прочитав об этом десятки художественных книг или прослушав рассказы знакомых. Самым главным в развитии чувств человеческих является непосредственная общественно-практическая деятельность самого человека. Только так люди способны познать суть предмета.

Стоит избегать множества существующих заблуждений о том, что же собой представляет такое чувство как любовь. К примеру, что любовь - это стечение обстоятельств, и от человека ничего не зависит; что проблема любви - это лишь проблема объекта, а не проблема способности, ведь вся сложность в том, чтобы найти человека достойного любви; а также убежденность в том, что это чувство - статично, оно или есть или его нет.

Каждый раз необходимо подчеркивать, что личность учится чувствовать, не исходя из своей индивидуальной жизни, а скорее наоборот, жизнь человека становится таковой в результате взаимодействия общественных предпосылок и его собственной активно преобразовывающей деятельности. Именно поэтому важнейшим условием для развития человеческой способности любить выступают, прежде всего, общественные отношения (то есть производственные отношения, или, как их называл Маркс, деятельные способности человека). Как говорил В.А. Босенко: «в изменении способов производства и заключено то, что определяет общественное развитие вообще. Определяет это также развитие, в конечном счете, всех возможностей и способностей человека, в том числе развитие разума и чувств» .

Один из яркий примеров по созданию тех необходимых общественных отношений, в которых человек сможет сформировать всю глубину способности чувствовать, является пример Советского Союза. При всех недостатках существовавшего там социализма, фактом остается, что именно тогда любовь впервые практически стала рассматриваться как основа для создания семьи. Раньше об этом писали в романах, но на практике семья формировалась совершенно на иных основаниях. Брак в подавляющем большинстве случаев имел экономическое, а не чувственное основание.

Немаловажно и то, что воспитание детей в СССР стало рассматриваться как общественное дело. Это обстоятельство важно как с точки зрения создания экономических условий для действительно свободной любви, так и с точки зрения «воспитания чувств» будущих поколений. Какие бы не были хорошие условия для становления ребенка в семье, тем не менее, семья не может воспитать полноценного человека. Именно общество выступает здесь той благоприятной средой, которой под силу воспитать настоящего человека, тем не менее, далеко не каждая общественная формация способна это сделать. Ведь и при капитализме воспитание носит общественный характер, но поскольку это официально не признается, то никто не несет ответственности за результаты этого воспитания и никто не работает над тем, чтобы поставить его правильно.

Но при всем этом мы должны указать на те крайности, в которых протекали общественные изменения в исследуемой нами сфере. Так, к примеру, в 20-е годы в Советском Союзе это выразилось в популяризации теории «стакана воды», когда любовь приравнивалась к вещи, физиологически продиктованной природой, которую также легко удовлетворить, как выпить стакан воды.

Против теории «стакана воды» выступил А.В. Луначарский. Он отмечал, что «простецкое, нигилистическое, мнимо-научное разрешение вопроса заключалось в том, что молодежь пошла по линии наименьшего сопротивления и заявила: ну что же, это не важно, не стоит над этим много думать. Это - тот же пресловутый стакан воды. Очень приспичила половая нужда, нужно её удовлетворить. Россказни про любовь, брак - штука буржуазная. Нужно учиться у природы, у жизненной правды; она не знает ни романов, ни усложнений» . Данная теория, по мнению Луначарского, - это теория мужской подлости, где об общественном равенстве речи быть не может, это те рудименты патриархального буржуазного общества, которые еще не до конца искоренились. В результате теряется отношение к любви, как к акту возвышенному, необычайной важности и необычайной радости. Такого быть не должно. Ведь каждый человек - это проявление общественной сущности, который постольку человек и в такой же мере, поскольку он является совокупностью конкретно-исторических общественных отношений. В.И. Ленин акцентировал на важности того, что коммунизм немыслим без полноты любовной жизни, дающей настоящую жизнерадостность человеку.

Наиболее развитым человеком в плане чувств, оказывается тот, кто наиболее тонко проникается происходящими изменениями, в меру того, как он сам является участником этих изменений. Именно преобразование общественной и естественной природы изменяет, исправляет и развивает его самого как человека, формируя совершенно иные органы чувств и мышления.

Поэтому необходимо создание таких общественных условий, при которых каждый человек будет способен чувствовать по-человечески. А начать стоит с преобразования существующей общественной системы и создания такого общества, когда именно человек станет главной ценностью вместо товара. Когда равенство в общественных отношениях наконец-то выразится в равных взаимоотношениях в семье, когда жена перестанет быть служанкой в доме и сможет быть непосредственно включена в общественное производство. Только тогда можно говорит об изменении общественных условий для воспитания подрастающего поколения. Что мы получим взамен? Как отмечает Ф.Энгельс: «это определиться, когда вырастет новое поколение: поколение мужчин, которым никогда в жизни не придется покупать женщину за деньги или за другие социальные средства власти, и поколение женщин, которым никогда не придется ни отдаваться мужчине из каких-либо побуждений, кроме подлинной любви, ни отказываться от близости с любимым мужчиной из боязни экономических последствий. Когда эти люди появятся, они отбросят ко всем чертям то, что согласно нынешним представлениям им полагается делать; они будут знать сами, как им поступать, и сами выработают соответственно этому свое общественное мнение о поступках каждого в отдельности» .

Способность чувствовать должна формироваться у ребенка с первых дней рождения, а общественные институты должны освободить руки родителям для того, чтобы они оставались тем же неотъемлемым общественным звеном, что и до рождения ребенка. С другой стороны, лишь общественное воспитание может дать ребенку понимание того, как чувствовать по-человечески. Как советовал А.С. Макаренко, который не просто знал, а практически формировал настоящую человеческую чувственность в своих воспитанниках, - учить детей нужно не рассказами об ответственности за каждый прожитый день, за каждый кусок чувства, а практическим ежедневным общественным примером и непосредственной включенностью детей в общую деятельность. Благодаря этому дети будут воспитываться не пассивными потребителями существующих благ, а активными деятелями с развитыми общественными чувствами.

Главное чтобы детям «посчастливилось попасть к людям, которые сумеют привить им любовь к труду, к знаниям, к общению с другими людьми» , к общечеловеческой культуре, - говорил Ильенков, а там уж дело за малым. Вот, кажется, и весь секрет. Да еще, пожалуй, секрет в том, чтобы это счастье было не делом удачи, счастливого случая, а правилом, не допускающим исключений.

___________________

1. Босенко В.А. Всеобщая теория развития. - К.: 2001. 470 с.

2. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Изд. Московского психолого-социального института, 2010. - 808 с.

3. Луначарский А.В. "О быте". Л.: Государственное издательство, 1927. - 82 с.

4. Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Антология мировой философии. Том 3. - М.: «Мысль», 1971. - 760 с.

5. Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви. (Пер. Л.А.Чернышевой). - М.: Педагогика, 1990. - 160 с.

6. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, 2-е изд., Т.21 - М. : Политиздат, 1961. - с.23-178.

Публикации по теме