Осуществление деятельности не по месту регистрации. ИП начинает бизнес в другом регионе – регистрация, налоги, отчетность Деятельность ип не по месту регистрации

Довольно распространена ситуация, когда индивидуальный предприниматель осуществляет хозяйственную деятельность, подпадающую под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в разных административно-территориальных образованиях Российской Федерации. При этом у него могут возникнуть вопросы, в какой именно налоговой инспекции надо встать на учет, какие последствия по уплате налогов в качестве налогового агента у него возникают и другие.

Особенности ЕНВД для отдельных видов деятельности

С огласно статье 346.26 главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается данным Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налогоплательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

В соответствии с общим порядком, изложенным в главе 26.3 НК РФ, ЕНВД является обязательным к применению, если одновременно выполняется ряд условий, в частности:

  • на территории осуществления предпринимательской деятельности в установленном порядке введен специальный режим в виде ЕНВД;
  • в местном нормативном правовом акте о ЕНВД в числе видов предпринимательской деятельности, облагаемых этим налогом, упомянут и вид деятельности, который осуществляет индивидуальный предприниматель (пункт 1 статьи 346.28 НК РФ).

Для простоты изложения информации в отношении деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, в дальнейшем может использоваться термин «вмененная» деятельность.

Порядок регистрации индивидуальных предпринимателей в качестве плательщиков ЕНВД

Порядок регистрации индивидуальных предпринимателей в качестве плательщиков ЕНВД изложен в пункте 2 статьи 346.26 НК РФ, согласно которому индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, переведенные решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату единого налога, обязаны встать на учет в налоговом органе:

  • по месту осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в абзаце третьем пункта 2 ст. 346.26 НК РФ);
  • по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - по видам предпринимательской деятельности, указанным в подпунктах 5, 7 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) и в подпункте 11 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ.

Постановка на учет индивидуального предпринимателя в качестве плательщика единого налога, который осуществляет предпринимательскую деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на нескольких внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых действуют несколько налоговых органов, осуществляется в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога.

Следует обратить внимание на то, что до 2009 года налогоплательщики, которые осуществляют виды деятельности, подпадающие под ЕНВД, должны были встать на учет исключительно по месту ведения деятельности (п. 2 ст. 346.28 НК РФ). Однако с 1 января 2009 года для данного правила были введены исключения. В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 346.28 НК РФ при осуществлении нижеприведенных видов деятельности индивидуальный предприниматель обязан встать на учет по месту жительства:

  • оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ);
  • развозная и разносная розничная торговля (подп. 7 п. 2 ст. 346.26, абз. 16 ст. 346.27 НК РФ);
  • размещение рекламы на транспортных средствах (подп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Причем не имеет значения, что на территории иных муниципальных образований, где фактически индивидуальным предпринимателем оказываются данные услуги, эта деятельность переводится на ЕНВД.

На практике возможны ситуации, при которых перечисленные виды деятельности, облагаемые ЕНВД, осуществляются на территории муниципального образования, где введен данный налог, но при этом предприниматель состоит на налоговом учете по месту жительства в другом районе или округе, где ЕНВД не применяется. В этом случае индивидуальный предприниматель не должен регистрироваться в качестве плательщика ЕНВД, так как он не будет являться плательщиком данного налога (пункт 1 статьи 346.28 НК РФ). В качестве подтверждения сказанного можно привести письма Минфина России от 02.02.2010 г. № 03-11-06/3/15, от 29.01.2010 г. № 03-11-06/3/13, от 30.10.2009 г. № 03-11-06/3/262.

Сроки, в течение которых налоговый орган должен осуществить постановку на учет и снятие с учета налогоплательщика, установлен в пункте 3 статьи 346.28 НК РФ. Этот срок равен пяти рабочим дням (ст. 6.1 НК РФ) и считается с момента получения налоговым органом заявления о постановке на учет либо заявления о снятии с учета.

Согласно пункту 1.2 Порядка заполнения налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных налоговые декларации по данному налогу индивидуальные предприниматели представляют в налоговые органы по месту их постановки на учет в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход.

Уплата единого налога на вмененный доход осуществляется индивидуальными предпринимателями также по месту их постановки на учет в качестве плательщиков этого налога.

Далее рассмотрим возможные ситуации, связанные с постановкой индивидуального предпринимателя на учет в качестве плательщика ЕНВД и вызванные особенностями налогового администрирования в Российской Федерации.

Если деятельность осуществляется в разных муниципальных образованиях

Индивидуальный предприниматель может осуществлять облагаемую ЕНВД деятельность одновременно на территориях нескольких муниципальных образований (городских округов или муниципальных районов, внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), в которых действуют несколько налоговых инспекций.

Напомним, что с 1 января 2009 г. постановка на учет таких лиц в качестве плательщиков ЕНВД осуществляется в налоговом органе, на территории которого расположено место осуществления деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет (абз. 4 п. 2 ст. 346.28 НК РФ).

Что касается плательщиков ЕНВД, которые ведут хозяйственную деятельность в Москве или Санкт-Петербурге, то такой порядок постановки на учет применялся ими и до 1 января 2009 года.

В отношении других налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность, облагаемую ЕНВД, на территории нескольких городских округов или муниципальных районов, обращаем внимание на следующее.

Исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» различные городские округа и муниципальные районы являются разными муниципальными образованиями. При этом согласно пунктам 1 и 3 статьи 346.26 НК РФ на территории разных муниципальных образований могут быть установлены разные перечни видов «вмененной» деятельности и значения коэффициента К2.

При этом если индивидуальный предприниматель состоит на налоговом учете только в одном муниципальном образовании, то возникает ряд вопросов:

  • в какой налоговый орган в этом случае он должен подавать налоговую декларацию;
  • в каком порядке уплачивать налог;
  • какой территориальный налоговый орган будет осуществлять проверки.

Сейчас официальных разъяснений контролирующих органов по этим вопросам нет.

Кроме этого, остается неясным, можно ли руководствоваться абзацем 4 пункта 2 статьи 346.28 НК РФ в случае, если деятельность, облагаемая ЕНВД, сначала осуществляется на территории одного муниципального образования, а через некоторое время - и на территории другого. Может ли налогоплательщик в этом случае не вставать на учет во втором муниципальном образовании?

По мнению автора, во избежание негативных последствий до получения соответствующих разъяснений контролирующих органов или внесения изменений в пункт 2 статьи 346.26 НК РФ индивидуальному предпринимателю целесообразно вставать на учет в качестве плательщика ЕНВД по каждому месту осуществления «вмененной» деятельности согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 346.28 НК РФ.

Свернуть Показать

Андрей Брусницын, советник государственной гражданской службы РФ 3 класса:

Исходя из положений пункта 2 статьи 346.28 постановка на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД должна осуществляться в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога. То есть фактически учет осуществляется одним налоговым органом. Тем, в который было подано первичное заявление о применении ЕНВД.

При этом исходя из позиции Минфина России, отраженной в письме от 02.02.2010 г. № 03-11-06/3/15, переводу на ЕНВД для налогоплательщика подлежат только те виды деятельности, в отношении которых предусмотрено применение ЕНВД в муниципальном образовании, где была осуществлена первичная постановка на учет в качестве плательщика ЕНВД.

Однако при планировании деятельности, в отношении которой применяется ЕНВД, следует заранее узнать позицию налогового органа по порядку учета и администрирования по данному виду деятельности.

Налогоплательщик, который осуществляет «вмененную» деятельность на территории нескольких муниципальных образований, обслуживаемых одной межрайонной налоговой инспекцией, обязан встать на налоговый учет в качестве плательщика ЕНВД в этой инспекции (см., в частности письма Минфина России от 29.05.2006 г. № 03-11-09/3/277, от 16.02.2006 г. № 03-11-02/41).

Деятельность на разных территориях в пределах одного муниципального образования

Если ИП осуществляет деятельность на нескольких внутригородских территориях Москвы и Санкт-Петербурга, которые обслуживаются разными налоговыми инспекциями, то ему не нужно вставать на учет в каждой из этих инспекций. Причем на учет его обязаны поставить в налоговом органе по месту осуществления деятельности, которое он укажет первым в заявлении о постановке на учет. Напомним, что данное правило закреплено в пункте 2 статьи 346.28 НК РФ и действует с 1 января 2009 г.

Подобные разъяснения Минфин давал и до 2009 года. Причем они распространялись также на налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в разных районах одного городского округа или муниципального района, которые обслуживаются разными .

Если место жительства и место осуществления «вмененной» деятельности находятся в разных районах городского округа

На практике возможны случаи, когда место жительства индивидуального предпринимателя и место осуществления им «вмененной» деятельности расположены в разных районах одного городского округа и обслуживаются разными налоговыми инспекциями.

В этом случае, согласно пункту 2 статьи 346.28 НК РФ, предприниматель должен встать на учет в качестве плательщика ЕНВД в налоговом органе по месту своего жительства либо по месту осуществления деятельности - в зависимости от вида осуществляемой деятельности.

Следует обратить внимание, что до 1 января 2009 года такие индивидуальные предприниматели могли сами выбирать налоговый орган для постановки на учет: по месту своего жительства либо по месту осуществления предпринимательской деятельности (в частности, письмо Минфина России от 02.03.2006 г. № 03-11-04/3/102).

Возникновение обязанности налогового агента в отношении наемных работников

В ходе осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, физическое лицо может использовать труд наемных работников в соответствии с заключенными с ними трудовыми договорами. В этом случае при выплате наемным работникам дохода, согласно статье 24 главы 3 части I и статье 226 главы 23 части II НК РФ, в отношении этих работников индивидуальный предприниматель будет являться налоговым агентом по расчетам с бюджетом по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ).

Исходя из особенностей постановки индивидуального предпринимателя на налоговый учет в качестве плательщика ЕНВД, приведенных ранее в статье, возникают вопросы относительно исполнения им обязанностей налогового агента по НДФЛ.

Напомним, что согласно статье 13 главы 2 части I Налогового кодекса РФ налог на доходы физических лиц относится к федеральным налогам и сборам.

Пунктом 2 статьи 230 главы 23 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговые агенты обязаны представлять сведения о доходах физических лиц в налоговый орган по месту своего учета. Обязанность налоговых агентов представлять сведения о доходах физических лиц в налоговый орган по месту своего учета непосредственно связана с обязанностью налоговых агентов уплачивать совокупную сумму налога, исчисленную и удержанную налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником выплаты дохода, по месту учета налогового агента в налоговом органе.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что в отношении доходов работников, осуществляющих деятельность в пользу индивидуального предпринимателя при осуществлении последним деятельности, облагаемой ЕНВД, обязанности налогового агента должны исполняться им по месту осуществления указанного вида деятельности. Такое же мнение высказывается и контролирующими органами.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Письмо Минфина России от 10.03.2010 г. № 03-04-08/3-50, доведенное Федеральной налоговой службой до нижестоящих налоговых органов Письмом от 07.04.2010 г. № ШС-17-3/50@:

«... Индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, признается налоговым агентом в отношении доходов, выплачиваемых им работникам, нанятым в целях осуществления такой деятельности. В связи с этим на такого индивидуального предпринимателя возлагается обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц при выплате дохода указанным наемным работникам.

В соответствии с пунктом 7 статьи 226 Кодекса (имеется в виду Налоговый кодекс РФ) совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.

В случае, когда индивидуальный предприниматель состоит на учете в разных налоговых органах, в том числе по месту осуществления деятельности с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и по месту жительства, налог на доходы физических лиц с доходов, выплачиваемых работникам, занятым в деятельности, в отношении которой применяется указанный единый налог, следует перечислять в бюджет по месту учета индивидуального предпринимателя в связи с осуществлением такой деятельности.

В указанный налоговый орган индивидуальному предпринимателю, являющемуся налоговым агентом, следует также представлять сведения о доходах физических лиц соответствующего налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов, в соответствии с пунктом 2 статьи 230 Кодекса».

При этом необходимо учесть, что в определенных случаях, изложенных ранее, индивидуальный предприниматель не обязан вставать на налоговый учет по месту осуществления деятельности, налого облагаемой ЕНВД.

Обязанности по уплате страховых взносов

До 2010 года индивидуальные предприниматели, состоящие на налоговом учете в качестве плательщиков ЕНВД, освобождались от уплаты Единого социального налога (ЕСН) на основании абзаца 1 пункта 4 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Вместе с тем индивидуальные предприниматели - плательщики ЕНВД обязаны были уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на . При этом плательщики ЕНВД имели право уменьшить сумму ЕНВД, исчисленную за налоговый период, на сумму уплаченных за этот же период времени страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в пределах исчисленных сумм), но не более чем на 50 процентов (пункт 2 статьи 346.32 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 1 и частью 1 статьи 62 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) с 1 января 2010 г. на территории Российской Федерации введен новый порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (ПФ), Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС), заменивших собой уплату ЕСН.

При этом страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохраняются. На правоотношения, связанные с их исчислением и уплатой, действие Закона № 212-ФЗ, которым введен новый порядок уплаты большинства страховых взносов, не распространяется (часть 2 статьи 1 указанного Закона № 212-ФЗ).

Плательщиками страховых взносов, согласно части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

  1. лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
  • а) организации;
  • б) ;
  • в) физические лица, не признаваемые ИП;
  • индивидуальные предприниматели , адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам ), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
  • В соответствии с приведенным перечнем те индивидуальные предприниматели, которые привлекают наемных работников, относятся одновременно к обеим категориям плательщиков страховых взносов. Поэтому они обязаны исчислять и уплачивать страховые взносы по каждому основанию. Такой порядок предусмотрен частью 3 статьи 5 Закона № 212-ФЗ.

    В результате введения в действие Закона № 212-ФЗ, начиная с 1 января 2010 года, индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, помимо взносов на обязательное пенсионное страхование и взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, также обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское .

    При этом, как и до 2010 года, согласно пункту 2 статьи 346.32 НК РФ (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ) исчисленную по итогам налогового периода сумму налога можно уменьшать на величину уплаченных за этот же период времени страховых взносов (в пределах исчисленных сумм), но также не более чем на 50 процентов.

    Обратите внимание, что фактически в 2010 г. плательщики ЕНВД будут платить только взносы на обязательное пенсионное страхование и на страхование от несчастных случаев на производстве. Это связано с тем, что на 2010 год в отношении взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование установлена ставка 0% (пункт 2 части 2 статьи 57 Закона № 212-ФЗ и письмо Минфина России от 30.09.2009 г. № 03-11-09/332).

    Теперь давайте рассмотрим вопрос о постановке на учет индивидуального предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов в случае осуществления им деятельности, облагаемой ЕНВД.

    В соответствии со статьей 6, пунктом 2 части 3 статьи 29 Закона № 212-ФЗ территориальные органы Пенсионного фонда РФ и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на основании сведений об учете страхователей в соответствующем внебюджетном фонде ведут самостоятельно учет плательщиков страховых взносов (часть 1 статьи 6 Закона № 212-ФЗ). Таким образом, если на 1 января 2010 года индивидуальный предприниматель уже состоял на учете во внебюджетных фондах в качестве страхователя, то в связи с введением в действие Закона № 212-ФЗ ему не придется проходить перерегистрацию заново. Кроме этого, территориальные отделения ПФ РФ самостоятельно ставят на учет в качестве плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование предпринимателей, адвокатов и частных нотариусов, которые платят только страховые взносы за себя. Для этого они проводят сверку с территориальным фондом медицинского страхования (часть 2 статьи 6 Закона № 212-ФЗ). Участия индивидуального предпринимателя при этой процедуре не требуется.

    Также не требуется участия индивидуального предпринимателя, если он впервые регистрируется в качестве страхователя во внебюджетных фондах. В данном случае налоговый орган обязан направить в подразделения ПФ РФ, ФСС РФ и ТФОМС сведения об индивидуальном предпринимателе, занесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. На основании полученных сведений внебюджетные фонды в свою очередь зарегистрируют индивидуального предпринимателя в качестве страхователя. Такой порядок, в частности, следует из абзаца 2 пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», абзаца 2 части 1 статьи 9.1 Закона РФ от 28.06.1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

    К сведению

    Как уже отмечалось, уплаченные по месту регистрации страховые взносы могут быть приняты индивидуальным предпринимателем при расчете ЕНВД, подлежащего уплате по месту его налогового учета (месту осуществления налогооблагаемой деятельности). Подобные разъяснения дал Минфин России в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (письмо от 12.03.2007 г. № 03-11-05/46).

    Фрагмент документа

    Свернуть Показать

    При расчете ЕНВД и оформлении налоговой декларации целесообразно учесть мнение, высказанное в письме Минфина РФ от 29.01.2010 г. № 03-11-06/3/14. В нем на вопрос налогоплательщика о том, можно ли уменьшать сумму ЕНВД, исчисленную за налоговый период по каждому региону, на сумму страховых взносов в ПФР, уплаченную по местонахождению налогоплательщика в городе Москве, было, в частности, сказано:

    «... Согласно п. 1.2 Порядка заполнения налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, утвержденного приказом Минфина России от 08.12.2008 г. № 137н (далее - Порядок), налоговые декларации по данному налогу организации и индивидуальные предприниматели представляют в налоговые органы по месту их постановки на учет в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход.

    Уплата единого налога на вмененный доход осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями также по месту их постановки на учет в качестве налогоплательщиков указанного налога.

    Разделом 3 «Расчет суммы единого налога на вмененный доход за налоговый период» декларации и разд. VI Порядка предусмотрено определение суммы единого налога на вмененный доход, подлежащей уплате за налоговый период, в целом по налогоплательщику. Указанная сумма единого налога на вмененный доход определяется путем уменьшения суммы исчисленного налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

    Распределение исчисленной в указанном порядке суммы единого налога на вмененный доход по каждому месту осуществления предпринимательской деятельности предусмотрено разд. 1 «Сумма единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика» декларации и разд. IV Порядка».

    Также можно привести мнение, высказанное в письме Минфина РФ от 09.07.2008 г. № 03-11-04/3/324, согласно которому, поскольку суммы единого налога на вмененный доход подлежат зачислению в бюджет по месту осуществления предпринимательской деятельности, уменьшение суммы единого налога на вмененный доход на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется также по каждому месту осуществления предпринимательской деятельности, т.е. по каждому муниципальному образованию отдельно, а не по организации в целом.

    Следует отметить, что до 2010 года по вопросам уменьшения ЕНВД на пенсионные взносы было выпущено много разъяснений контролирующих органов, а также сложилась значительная судебная практика. Можно предположить, что они остаются актуальными и в настоящее время при вычете из суммы начисленного ЕНВД иных страховых взносов.

    Помимо сказанного необходимо учесть, что если индивидуальный предприниматель отчитывается по ЕНВД не по месту жительства, то в качестве основания для включения в налоговую декларацию по ЕНВД данных об исчисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и взносов на страхование от несчастных случаев налоговые органы могут потребовать расчет соответствующей суммы взносов, а также копии платежных документов об их уплате, заверенные налоговым органом по месту постановки на учет .

    Однако такие требования не совсем соответствуют положениям Налогового кодекса РФ, что подтверждают и решения судебных органов: в отношении расчета суммы взносов на обязательное пенсионное страхование - постановление ФАС Уральского округа от 26.04.2007 г. № Ф09-2902/07-С3, в отношении заверенных копий платежных документов - постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26.12.2006 г. № Ф04-8629/2006(29617-А75-27), ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.07.2004 г. № А19-21048/03-43-Ф02-2419/04-С1.

    Сноски

    Свернуть Показать


    Тут все просто, ведь работая на общей или упрощенной системе предприниматели должны состоять на учете по месту регистрации, туда же сдавать отчеты и платить налоги. И неважно, где на самом деле при этом ведется бизнес: в своем городе или на другом конце России.

    С 2011 года беготни у бизнесменов стало меньше: если ИП меняет адрес прописки, ходить по инстанциям и уведомлять об этом налоговиков не нужно. Это в течение 10 дней сделает орган ФМС, когда бизнесмен сдаст туда паспорт на регистрацию.

    Налоговая в свою очередь в течение 5 дней внесет изменения в ЕГРИП, снимет предпринимателя с учета в старой ИФНС и зарегистрирует в новой, а также уведомит об изменениях ПФР, ФСС и Росстат, так что туда идти тоже не нужно. Предпринимателю на почту придет уведомление о постановке на учет в новой инспекции. Если ИП поменял адрес прописки в пределах одного города, населенного пункта, то ИФНС останется та же.

    Временная регистрация, если сохраняется основная, не обязывает предпринимателя менять ИФНС. А вот если кроме временной другой прописки нет, тогда необходимо вставать на учет там, где оформлена временная.

    ЕНВД

    Специфика этого режима такова, что стоять на учете и платить вмененный налог надо в инспекцию того региона, где ведется деятельность.Если бизнесмен работает по вмененке в разных городах, то отчитываться нужно в инспекцию каждого из них.

    При этом основным местом регистрации бизнесмена остается налоговая по прописке. Туда нужно отчитываться и платить в случае, если у ИП дополнительно есть бизнес на УСН.

    Если у ИП поменялся адрес прописки, процедура будет такой же – ИФНС самостоятельно внесет изменения в ЕГРИП, и, если надо поставит его на учет в другую инспекцию. Но в качестве плательщика ЕНВД предприниматель останется там, где ведет работу.

    Обратиться в ИФНС придется в том случае, если бизнесмен занимается такими видами вмененной деятельности, как грузоперевозки, реклама на транспорте, разносная или развозная торговля. Дело в том, что эти виды деятельности предполагают уплату налогов не по месту ведения бизнеса, а по месту основной регистрации. Сменив адрес, нужно будет в новой налоговой самостоятельно встать на учет как плательщик ЕНВД.

    ПСН

    Так же, как и при ЕНВД, чтобы работать на ПСН, необходимостоять на учете по месту жительства и дополнительно зарегистрироваться в налоговой того населенного пункта, в котором будет вестись работа по патенту. В эту же налоговую перечисляются средства за патент.

    Если сменился адрес прописки ИП, на работу по патенту это никак не повлияет – налоговая зарегистрирует его в новой ИФНС, но в качестве плательщика ПСН он останется в прежней инспекции.

    Страховые взносы и НДФЛ за работников

    НДФЛ за работников предприниматели на ЕНВД и ПСН платят там, где ведут деятельность, а на УСН и ОСНО по месту регистрации. А вот страховые платежи и за себя, и за работников всегда перечисляются в инспекцию по месту жительства и, если ИП сменил адрес прописки, взносы надо будет платить в новую инспекцию.

    Ваш бизнес может быть разбросан по всей России, но бухгалтерия будет в полном порядке, если вести ее в сервисе «Моё дело» . Расширяйте географию, совмещайте режимы, нанимайте сотрудников, растите и богатейте, а рутину мы возьмем на себя. Сервис рассчитает налоги, взносы, поможет заполнить отчеты и отправить их в инстанции прямо из личного кабинета. Регистрируйтесь – с нами удобно!

    Вам будет интересно

    Место регистрации ИП — один из ключевых вопросов, который надо решить перед тем, как получить статус предпринимателя. Давайте разберемся: в какую из многочисленных налоговых инспекций надо подавать заявление по форме Р21001?

    Регистрация ИП по месту жительства

    У большинства граждан Российской Федерации нет проблем с тем, как узнать место регистрации ИП. Если физическое лицо прописано и проживает по одному адресу и намеревается вести предпринимательскую деятельность в этом же населенном пункте, ему нужно направляться в местную налоговую инспекцию. И только в крупных городах существуют специальные ИФНС, которые занимаются государственной регистрацией. Определить место регистрации ИП поможет Интернет, для этого надо перейти на специальную форму поиска официального сайта ФНС.

    В ситуации, когда прописка отличается от фактического места пребывания, определиться с адресом места регистрации ИП будет сложнее. Надо знать, что, неофициально снимая квартиру или проживая у родственников, физическое лицо не может рассчитывать на открытие ИП по этому адресу, а не по месту регистрации.

    Регистрация ИП по месту пребывания

    ФНС допускает возможность регистрации ИП по месту временной регистрации. Так бывает, в частности, если гражданина сняли с регистрационного учета в одном городе, однако прописку по новому месту жительства он пока не оформил.

    Чтобы пройти регистрацию ИП не по месту прописки, нужно вместе с заявлением Р21001, паспортом, ИНН и квитанцией об оплате государственной пошлины представить документ о временном проживании. Важно, чтобы заявитель проживал по адресу временной регистрации хотя бы шесть месяцев. Следует быть готовым к тому, что подлинность временной регистрации будет проверена налоговыми органами.

    При заполнении заявления Р21001 в нашем сервисе мы также акцентируем внимание будущего предпринимателя на отличии места жительства от места пребывания

    Обратите внимание: регистрация ИП не по прописке осуществляется только на срок действия свидетельства о временной регистрации. В интересах заявителя, чтобы этот срок составлял минимум шесть месяцев, хотя закон прямо не запрещает регистрацию ИП и на более короткий срок.

    Иностранные граждане и лица без гражданства тоже вправе пройти регистрацию ИП в налоговой по месту жительства — адресу, указанному в виде на жительство или разрешении на временное пребывание. Могут зарегистрировать ИП и беженцы, которые обзавелись временной регистрацией в России.

    Иностранцам, лицам без гражданства и беженцам нужно иметь в виду, что как только аннулируют документ, который дает право на временное проживание в РФ, будет аннулировано и свидетельство о регистрации ИП. Миграционная служба не затягивает с подачей сведений в налоговую: проблемы с регистрацией обернутся закрытием ИП в 5-дневный срок.

    Постановка на учет в ИФНС по месту деятельности

    Если ИП выступает налогоплательщиком на общей или упрощенной системе налогообложения, то подавать налоговую декларацию он должен в инспекцию по адресу прописки. Что касается режимов ЕНВД и ПСН, здесь случай особый.

    Учет плательщиков ЕНВД производится по месту ведения бизнеса, причем, этот адрес может отличаться и от прописки, и от временной регистрации. Например, физическое лицо прошло регистрацию ИП в Саратове, временно проживает в Москве, а бизнес ведет в Туле. В этом случае предприниматель, выбравший ЕНВД, должен обратиться в тульскую ИФНС, где он будет состоять на учете, сдавать декларацию и платить вмененный налог. Исключение составляют предприниматели, специализирующиеся на пассажирских и грузоперевозках, разносной или развозной торговле.

    Прочим ИП, стоящим на учете в налоговой по прописке и желающим вести деятельность не по месту регистрации, нужно в 5-дневный срок подать уведомление о переходе на ЕНВД в ту ИФНС, которая заведует территорией, где располагается объект коммерческой деятельности.

    Если предприниматель расширяет бизнес за счет выхода в новые регионы, он должен каждый раз обращаться в территориальные налоговые органы, чтобы встать на учет как плательщик единого налога на вмененный доход. Таким образом предпринимателя на “вмененке” могут учитывать сразу несколько налоговых инспекций. Обратите внимание: это не регистрация ИП по месту осуществления деятельности, а постановка на учет в качестве плательщика вмененного налога.

    Похожий сценарий взаимодействия с налоговыми органами предполагает и патентная система налогообложения (ПСН). Дело в том, что патент действует на определенной территории, и заявление на выдачу патента подают непосредственно в налоговую по месту его действия. С 2014 года это заявление разрешают подавать вместе с документами для регистрации ИП — при условии, что место регистрации ИП и место деятельности совпадают. Если же ИП не сразу оценил перспективы работы на ПСН, ему разрешают перейти на этот налоговый режим за 10 дней (не позднее) до начала применения патентной системы налогообложения.

    В настоящей рассылке мы затронем тему «обособленную» (данное слово будет часто встречаться далее по тексту, поэтому привыкаем сразу), которая в последние полгода стала в настораживающе гипертрофированных формах развиваться нашими Областными ИФНС при проведении контрольных мероприятий.

    Но все по порядку, приведем немного теории, необходимой для понимания проблемы.

    В Налоговом кодексе есть определение «обособленного подразделения» - это любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (ст. 11 НК РФ).

    В целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах, и в том числе по месту нахождения ее обособленных подразделений (ст. 85 НК РФ).

    При этом законодательство не содержит критериев этой территориальной обособленности, что позволяет трактовать данное определение буквально, т.е. это нахождение подразделения в любом ином месте, чем сама организация (письмо Министра Финансов РФ от 21 декабря 2009 г. №03-02-07/1-550).

    Получается, если организация зарегистрирована, что весьма распространено, по адресу прописки ее руководителя или учредителя, то по месту фактического осуществления деятельности необходимо регистрировать обособленное подразделение.

    Налоговые органы ранее никогда не подходили столь формально к этому вопросу, но в последнее время, возможно ввиду катастрофического дефицита в бюджете, стали распространяться дела, в рамках которых налогоплательщиков привлекают к ответственности именно за ведение деятельности без регистрации подразделения по месту фактического осуществления деятельности, и, внимание(!), даже если адреса (юридический и фактический) находятся в районе, администрируемом одной Инспекцией.

    Цена крайне высока - штраф 10% от всех доходов , полученных от работы незарегистрированного обособленного подразделения, но не менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). В рассматриваемом нами случае это могут быть буквально «все» доходы организации.

    Согласитесь, крайне заманчивая перспектива для Инспекций: административные издержки минимальные, достаточно установить несовпадение юридического и фактического адресов без соответствующего обособления последнего, а доходность для бюджета от таких мероприятий несоизмеримо высока, «просто составь акт».

    Все еще усугубляется и в связи со сложившейся негативной для Налогоплательщиков арбитражной практикой по похожим делам, когда обособленные подразделения не регистрировались в удаленных от места основной деятельности муниципальных районах или регионах.

    И даже вполне разумные доводы относительно отсутствия при таком нарушении неблагоприятных экономических последствий для бюджета, когда все доходы организации задекларированы по основному месту регистрации, и что наказание в связи с этим является несоразмерным, отстраняются хладнокровной Фемидой. Суды отмечают, что характер ответственности за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет не поставлен Налоговым кодексом в зависимость от своевременного исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов и сборов. Аналогичный подход у Судов и в ситуациях, когда подразделение работает в убыток и реального дохода Организации не приносит, от штрафных санкций, рассчитанных с выручки, это не спасет (пример, Решение АС Свердловской области от 03.06.2014 по делу № А60-16729/2014).

    Тем не менее, данными аргументам при оспаривании действий налоговых органов пренебрегать не стоит, поскольку отсутствие ущерба и намерений налогоплательщика скрыть свои доходы на обособленном подразделении могут быть (подчеркиваем, могут и не быть) расценены Судом как смягчающие и достаточными для снижения штрафа более чем 2 раза. В ряде дел Суды все же учитывают, что меры воздействия в виде штрафных санкций не должны превращаться в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности (примеры, Решение АС Свердловской области от 31.10.2013г. по делу № А60-30533/2013, Решение АС Архангельской области от 07.08.2014г. по делу № А05-4601/2014).

    Вот такие вот дела, и теперь каждый может оценить актуальность проблемы для себя.

    1) Начнем с вопиющего требования Налоговых органов регистрировать обособленное подразделение даже в пределах одного с организацией муниципального образования, улицы или даже соседнего строения. Считаем, что в данном случае о таком формальном подходе к определению обособленного подразделения не может быть и речи, и действия налоговых органов неправомерны.

    При толковании норм закона ключевое значение имеет то, что непосредственно хотел вложить в их содержание Законодатель, и здесь нам поможет Законопроект под № 505706-6, пусть и не реализовавшийся, но крайне ценный в плане трактовки интересующего нас понятия.

    Итак, депутат С. Е. Вайнштейн, который решил исключить подобную несправедливость (хорошо, что такие еще есть) внес Законопроект «О внесении изменения в ст 11 части первой НК РФ или об уточнении понятия обособленного подразделения организации», согласно которому: «Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, за исключением случаев его нахождения в пределах территории действия налогового органа на учете которого стоит организация».

    Его менее сердобольные коллеги сочли, что данные изменения являются излишними, но при этом в своем заключении на проект отметили, что согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организация обязана встать на учет по месту нахождения обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ, а следовательно регистрационные действия в рассматриваемом случае не требуются и без дополнительных поправок.

    Увы, судебные дела именно с ситуацией, когда административные районы нахождения организации и его обособленного подразделения совпадают, привести не можем, ввиду пока еще несформировавшейся арбитражной практики, но соответствующие Решения налоговых инспекций регулярно появляются, те, с которыми сталкивались мы, до суда не дошли.

    2) Теперь перейдем к ситуации, когда организация и ее подразделение находятся на территории разных муниципальных образований. Здесь, как вы понимаете, оспорить саму необходимость регистрации обособленного подразделения не получится.

    Совет такой: пока налоговые органы не пришли к вам с проверкой, подайте сообщение о регистрации обособленного подразделения или, на крайний случай, держите наготове, чтобы в случае необходимости направить его по адресу до того как Инспектора произведут какие-либо контрольные мероприятия в этом направлении (обычно проводятся вне рамок выездных проверок специальным Отделом оперативного контроля Инспекции). В последнем случае все же имеется риск упустить момент.

    При таком раскладе налоговые органы не смогут квалифицировать нарушение как ведение деятельности без постановки на учет, а лишь как несвоевременное предоставление документов.

    Тут есть приятный нюанс: за несвоевременное предоставление сообщения о создании обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством (1), взыскивается штраф не 10 тыс. руб. (п. 1. ст. 116 НК РФ), а всего 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ), как за один документ (письмо Минфина от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946).

    (1) Создание филиала или представительства подаются с заявлением о внесении изменений в учредительные документы. Налоговые органы на основании сведений из ЕГРЮЛ сами ставят филиал (представительство) на налоговый учет. Филиалы и представительства в данной рассылке не рассматриваются.

    В любом случае, каких-то иных универсальных способов избежать привлечения к ответственности за ведение деятельности путем организации рабочих мест сроком более 1 месяца без регистрации обособленного подразделения, нет. В этом случае при оспаривании налоговых санкций можно отталкиваться исключительно от фактуры конкретного дела. Например, при подрядных работах многое зависит от того, кто организует рабочие места, подрядчик или заказчик, в каком графике эти работы выполняются и т.п. - но это уже совсем другая история.

    "Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 3

    Достаточно часто бывает, что индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в одном месте (городе, районе, регионе), осуществляет свою предпринимательскую деятельность в другом. При этом мест осуществления деятельности может быть несколько, да и сама деятельность разная. Как изменяются налоговые обязательства предпринимателя при смене места осуществления деятельности? Имеет ли принципиальное значение тот факт, что место регистрации предпринимателя и фактическое место ведения деятельности не совпадают? В настоящей статье мы ответим на эти и другие вопросы, связанные с местом осуществления деятельности.

    Регистрация по месту осуществления деятельности

    По общему правилу постановка на налоговый учет производится по месту жительства индивидуального предпринимателя (п. п. 1, 3 ст. 83 НК РФ). Предположим, это требование предприниматель уже выполнил. А нужно ли подавать какие-либо сведения о себе в налоговую инспекцию по месту осуществления деятельности?

    В основном нет. Однако из этого правила есть и исключения. Прежде всего это ситуация, когда осуществляемые виды деятельности подпадают под уплату ЕНВД на соответствующей территории.

    Обязанность постановки на учет в данном случае прямо предусмотрена законом. На основании п. 2 ст. 346.28 НК РФ налогоплательщик должен сделать это в течение 5 дней (рабочих) с начала осуществления деятельности на территории, где введен спецрежим в виде ЕНВД. В соответствующий налоговый орган подается заявление о постановке на учет <1>. За пропуск установленного срока постановки на учет предусмотрена ответственность согласно ст. 116 НК РФ (минимальный размер штрафа - 5 тыс. руб.). Если же заявление вовсе не будет подано, то за ведение деятельности, подпадающей под уплату ЕНВД, без постановки на учет налоговым органом к налогоплательщику может быть применена налоговая ответственность по ст. 117 НК РФ (минимальный размер штрафа - 20 тыс. руб.).

    <1> Форма такого заявления предусмотрена Приказом ФНС России от 05.02.2008 N ММ-3-6/45@ (для предпринимателей - форма N ЕНВД-2). Действовавший ранее Приказ МНС России от 19.12.2002 N БГ-3-09/722 утратил силу.

    Кроме подачи самого заявления о постановке на учет по месту осуществления деятельности налоговые органы требуют также копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (по месту жительства) и свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (п. 3 Письма Минфина России от 01.10.2007 N 03-11-02/249).

    Таким образом, прежде чем на другой территории начать деятельность, следует выяснить, не облагается ли она ЕНВД.

    Есть еще два исключения, но они встречаются гораздо реже. Это добыча полезных ископаемых и занятие игорным бизнесом. Обязанность по постановке на учет в этих случаях предусмотрена ст. 335 и п. 2 ст. 366 НК РФ соответственно.

    Уплата налогов

    Прежде всего рассмотрим ситуацию, когда предприниматель не применяет каких-либо специальных налоговых режимов, а находится на общей системе налогообложения.

    Естественно, он является плательщиком НДФЛ в части доходов от предпринимательской деятельности, а также налоговым агентом по этому налогу в отношении доходов, выплачиваемых своим работникам (если таковые имеются). В отношении этого налога для предпринимателя не имеет значения, где конкретно он осуществляет свою деятельность и где проживают нанятые им работники. Дело в том, что на основании п. 6 ст. 227 и п. 7 ст. 226 НК РФ НДФЛ как за себя, так и за работников он должен уплачивать по месту своего жительства.

    Соответственно, декларацию и справку о доходах работников по форме 2-НДФЛ <2> нужно представлять также в налоговую инспекцию по месту жительства (п. 5 ст. 227 и п. 2 ст. 230 НК РФ соответственно).

    <2> Приказ ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц".

    Единый социальный налог. Этот налог уплачивается по месту жительства предпринимателя. Такое же правило применяется и к взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС). Ни гл. 24 НК РФ, ни Федеральный закон N 167-ФЗ <3> не содержат положений, обязывающих предпринимателя осуществлять эти платежи и сдавать декларации в налоговые инспекции по месту ведения деятельности.

    <3> Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

    Налог на имущество. Данный налог уплачивается по месту нахождения имущества. Если предприниматель приобретет недвижимое имущество, то сведения об этом поступят в ту налоговую инспекцию, на чьей территории данное имущество находится. Этот налоговый орган рассчитает налог и направит требование о его уплате предпринимателю. Таким образом, в отношении налога на имущество в данной ситуации предпринимателю особенно беспокоится не следует.

    Налог на добавленную стоимость. Величина этого налога не зависит от смены места осуществления деятельности. Однако существует один нюанс - правильное оформление счета-фактуры. При рассмотрении счетов-фактур, выставленных предпринимателю поставщиками, налоговый орган часто обращает внимание на адреса грузополучателя и покупателя. Так, инспекторы требуют, чтобы в качестве адреса покупателя был указан адрес в соответствии с государственной регистрацией (в нашем случае - адрес места жительства), а в качестве адреса грузополучателя - адрес места фактического осуществления деятельности. Неверное указание адресов в такой ситуации может послужить причиной отказа в вычетах по НДС со стороны налоговой инспекции. Вместе с тем нужно отметить, что по данному вопросу судебные органы в абсолютном большинстве случаев поддерживают налогоплательщиков, отмечая, что, например, указание только адреса грузополучателя по фактическому месту деятельности не является основанием для непринятия вычета по НДС (Постановления ФАС ДВО от 04.04.2007 N Ф03-А51/07-2/533, ФАС УО от 09.03.2007 N Ф09-1352/07-С2).

    Если применяются спецрежимы

    Специальный налоговый режим - УСНО является добровольным. Переход на него осуществляется посредством подачи соответствующего заявления в налоговую инспекцию по месту жительства предпринимателя. Налоговые декларации представляются в эту же инспекцию независимо от того, где конкретно осуществляется хозяйственная деятельность (п. 6 ст. 346.21 и п. 2 ст. 346.23 НК РФ).

    Спецрежим в виде ЕНВД - это обязательный налоговый режим. Причем если УСНО применяется в отношении налогоплательщика в целом, то ЕНВД - в отношении отдельных видов деятельности. Определение этих видов, подлежащих переводу на уплату ЕНВД, отдано на откуп местным органам власти, поэтому вполне может оказаться, что одна и та же деятельность подлежит налогообложению в соответствии с разными режимами в зависимости исключительно от места ее осуществления. Декларации по ЕНВД представляются в налоговые инспекции по месту осуществления деятельности.

    Обратите внимание: если предприниматель осуществляет деятельность, облагаемую ЕНВД, на территории нескольких районов городов или городских округов, на территории которых действуют разные налоговые инспекции, то встать на учет он должен только в одной из них (п. 1 Письма Минфина России от 01.10.2007 N 03-11-02/249). Соответственно, если он уже состоит на учете в какой-либо из этих инспекций, то повторно подавать заявление о постановке на учет по месту осуществления деятельности нет необходимости.

    Еще один аспект применения этих спецрежимов - это освобождение от уплаты других налогов: НДС, НДФЛ, ЕСН и налога на имущество. Если с первыми тремя особенной сложности не возникает (они уплачиваются по месту жительства предпринимателя), то с налогом на имущество ситуация другая.

    Налог на имущество рассчитывается той налоговой инспекцией, на чьей территории само имущество и находится. Если это имущество используется предпринимателем в хозяйственной деятельности, то налог за него он платить не должен (п. 3 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

    Но у налоговой инспекции зачастую нет сведений, подтверждающих или опровергающих факт освобождения от уплаты налога. Поэтому, по мнению чиновников, налогоплательщик сам должен представить в налоговую инспекцию соответствующее заявление и документы, подтверждающие использование этого имущества именно в предпринимательской деятельности. В заявлении предпринимателю следует указать, что им применяется УСНО или спецрежим в виде ЕНВД, можно приложить копии последних деклараций по налогам, уплачиваемым в соответствии с этими спецрежимами (Письма Минфина России от 20.08.2007 N 03-11-05/172, УФНС по г. Москве от 13.03.2007 N 18-12/3/24078@). Однако стоит отметить, что если такие документы своевременно не представлены, то у предпринимателя есть все шансы доказать свою правоту в суде (см., например, Постановления ФАС УО от 12.11.2007 N Ф09-9126/07-С3, ФАС ПО от 20.10.2005 N А12-9969/05-С10, ФАС СЗО от 26.01.2005 N А05-9458/04-22).

    Еще один аспект, на который стоит обратить внимание, - это ситуация, когда вся деятельность налогоплательщика осуществляется не по месту жительства и облагается ЕНВД и при этом сам предприниматель находится на УСНО. Получается, что налоговая база по единому налогу по УСНО равна нулю, да и деятельности, подлежащей налогообложению в соответствии с этим режимом, нет. Но в то же время предприниматель не освобожден от обязанности представлять декларацию по УСНО (п. 2 ст. 346.23 НК РФ). Следовательно, по налогу, уплачиваемому в соответствии с этим режимом, нужно представить нулевую декларацию в инспекцию по месту жительства (Письмо УФНС по г. Москве от 26.10.2006 N 18-12/3/94015@). Хотя Минфин по этому вопросу был более лоялен к налогоплательщикам (Письмо от 12.08.2005 N 03-11-04/3/49): нулевые декларации в таком случае представлять нет необходимости. Вместе с тем во избежание различного рода разногласий все же рекомендуется представить нулевые декларации.

    Налоговый контроль

    Если налогоплательщик осуществляет свою деятельность не по месту жительства, то вполне обоснованно встает вопрос: какие налоговые инспекции могут проводить налоговые проверки?

    В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые проверки могут быть камеральными и выездными.

    Так как камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций, представляемых налогоплательщиками (ст. 88 НК РФ), ее проводит та инспекция, в которую представляются декларации.

    Что же касается выездных налоговых проверок, то они проводятся той инспекцией, в которой предприниматель зарегистрирован по месту жительства (п. 2 ст. 89 НК РФ).

    Кроме того, стоит отметить, что у налоговых органов есть определенные способы взаимодействия между собой. Это проведение так называемых встречных проверок, представление сведений об объектах налогообложения и пр. Поэтому тот факт, что налогоплательщик, зарегистрированный в одном налоговом органе, фактически осуществляет предпринимательскую деятельность на территории, подведомственной другой инспекции, хоть и осложняет налоговый контроль, но не исключает его полностью.

    С.С.Николаев

    Эксперт журнала

    "ИП: бухгалтерский учет

    и налогообложение"

    Публикации по теме