Официально о сертификации педагогов: когда и как. Сертификация работников образования Сертификация педагогических работников пробное тестирование

Подача заявки на сертификацию

Для проведения сертификации заявитель направляет заявку в Орган по сертификации (АНО ДПО «МЦИТО») одним из двух способов:

Заполнив форму заявки онлайн, Вам по электронной почте, указанной при регистрации, будет отправлено сообщение со списком документов и их формами, которые следует направить для проведения сертификации.

Принятие решения по заявке

Заявитель получает ответ о принятии решения по поступившей заявке в срок не более одного месяца после получения заявки. Если по заявке принимается отрицательное решение, то Орган по сертификации аргументированно сообщает заявителю о невозможности проведения сертификации.

Оплата работ по сертификации

Все расходы, связанные с подготовкой и проведением сертификации, включая инспекционный контроль за соответствием, оплачивает заявитель, претендующий на получение сертификата соответствия.

Научно-педагогическая и эргономическая экспертиза объекта сертификации

Экспертизу организует Орган по сертификации в соответствии с утвержденной им методикой. Оценку объекта сертификации осуществляют эксперты из лаборатории оценки соответствия. Все эксперты имеют ученую степень и компетентны в вопросах оценки учебно-методических и научных изданий.

Выдача сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия

При положительном результате экспертизы заявитель получает сертификат соответствия, справку о публикации в бюллетене средств обучения единой образовательной коллекции и разрешение на применение знака соответствия на сертифицированном объекте.

Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учётом результатов проверки (оценки), но не более чем на 5 лет.

Осуществление надзора за соответствием сертифицированных объектов

Инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата. По результатам надзора Орган по сертификации может приостанавливать или аннулировать действие сертификата и применение знака соответствия. Повторная выдача сертификата соответствия на объект осуществляется согласно порядка, установленного настоящей Системой.

Результат

  • сертификат соответствия Органа по сертификации;
  • справка о публикации в бюллетене средств обучения единой образовательной коллекции;
  • разрешение на применение знака соответствия и 4 знака-наклейки с голографической защитой «Рекомендовано» на сертифицированное средство обучения.

Проверка подлинности сертификата

Проверить подлинность сертификата Вы можете на сайте , указав номер документа (RU.И1052.04ЖЖХ0*** либо RU.И1684.04ЖЖХ1***)

В целях повышения нашей с Вами образованности проводится сертификация педагогических кадров как пользователей информационных технологий. Для начала можно пройти пробное тестирование.

Пробное тестирование

Компьютерное тестирование по выбранной претендентом на сертификат категории проводится в режиме удаленного доступа к сайту сертификационного тестирования по адресу http://spk.academy.edu.by.
В качестве программной оболочки для проведения тестирования может использоваться любой веб-браузер (Internet Explorer версии 6.0 и выше, Opera версии 8.0 и выше и пр.). Вход в систему тестирования осуществляется в соответствии с полученным пользователем в сертификационном центре именем (логином) и паролем.

Для оценки собственной готовности к сдаче компьютерного теста претендент может выполнить его пробный вариант на сайте http://spk.academy.edu.by:

  1. перейти на страницу Готовы ли вы к сертификационному экзамену? ,
  2. выбрать Пробные тесты в версии Windows XP, Office 2003 или Пробные тесты в версии Windows 7, Office 2010 ,
  3. использовать для Входа в систему ДО следующие идентификационные данные (для любой сертификационной категории), точно набирая прописные и строчные буквы:
  4. перейти в нужный раздел (сертификационную категорию):
    — Учебно-воспитательная работа,
    — Административная работа,
    — Информационные технологии в образовании.

Как вы понимаете, я не удержалась и пошла проходить пробный тест. Компьютером я владею довольно неплохо, но больше на практике, чем в теории. Вопросы в тесте самые разные: по Word, по Excel, по периферийным устройствам и многому другому, чего нам, обычным юзерам, знать не обязательно.

В общем, кое-что знала, кое-что догадалась, а что-то впервые видела и делала наугад.

Это моя вторая попытка

Нужно минимум 7 баллов из 10 набрать. В первый раз читаешь вопросы — тёмный лес. А потом вроде и не так страшно. Нужно будет — сдадим. Только что там говорилось про 100 с хвостиком тысяч при сдаче? Не сдашь с первого раза — ещё раз плати. Каждая пересдача — оплата. А у педагогов деньги не лишние.

НЕВЫДУМАННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ К АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ.

1. Какой нормативно-правовой документ регулирует общественные отношения в сфере образования?

1. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

√2. Закон «Об образовании в Российской Федерации»

3. Конституция РФ

4. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.

1. «Собрание законодательства»

√2. «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», и соответствующий сайт

3. «Вестник образования»

4. «Бюллетень Минобрнауки РФ»

3. В каком документе закреплены основные положения о правах ребенка?

1. Конвенция о правах ребенка

2. Всеобщая декларация прав человека

√3. Международный пакт о гражданских правах

4. Конституция РФ

4. Сторонами трудового договора в образовательной организации являются:

1. руководитель образовательной организации и педагог

2. учредитель образовательной организации и педагог

3. руководитель образовательной организации и коллектив образовательной организации

4. образовательная организация (юридическое лицо) и педагог (физическое лицо)

5. Закон «Об образовании в РФ» устанавливает следующие уровни общего образования:

1 . дошкольное и начальное общее образование, основное общее и среднее общее образование;

2. дошкольное и начальное общее образование;

3. основное общее и среднее общее образование;

4. дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.

6. Закон «Об образовании в РФ» устанавливает следующие уровни профессионального образования:

√1. среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура), высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации;

2. высшее образование, подготовка кадров высшей квалификации;

3. дополнительное образование;

4. высшее образование - специалитет, магистратура

7. Возможно ли получение образования в образовательной организации в Российской Федерации на языке других народов?

1. невозможно; 2. право муниципального образования на отдельной территории

√3. возможно получить дошкольное, начальное и основное общее образование на родном языке из числа народов России;

4. в случае, когда большинство учащихся (и их родителей) этого класса проголосовали за обучение на другом языке.

8. С какими из перечисленных документов администрация образовательной организации обязана знакомить ребенка и его родителей (законных представителей) при приеме?

1. правила внутреннего трудового распорядка

2. должностные инструкции педагогов

3. правила поведения обучающихся

√4. устав образовательной организации

9. Что является предметом педагогики?

1. обучение; 2. воспитание;

√3. образование как педагогический процесс; 4. развитие.

10. Какой из подходов в педагогике называется аксиологическим?

√1. ориентация на личность

2. организация образовательного процесса в режиме диалога

3. ориентация на деятельность

4. ориентация на представление о ценностях

11. Какой компонент образовательного процесса является системообразующим?

√1. целеполагание

2. внеклассное мероприятие

3. контрольная работа

4. домашнее задание

12. Какая характеристика наиболее эффективна для формирования коллектива?

3. отсутствие конфликтов между учащимися

√4. знание педагогом теории коллектива

13. Ведущим в становлении человека как личности является:

1. наследственность

2. наследственность и среда

√3. воспитание

4. среда

14. В трудах какого педагога классно-урочная форма занятий получила впервые теоретическое обоснование?

√1. Я.А. Коменский

2. К.Д. Ушинский

3. Н.И. Пирогов

4. Джон Локк

15. Методы формирования сознания личности включают:

3. контроль

√4. соревнование

16. Какой из ниже перечисленных документов не регламентирует образовательного процесса?

1. учебный план

√2. методическое пособие

3. учебная программа

17. Что такое дидактика?

1. теория воспитания

2. теория обучения

√3. теория обучения, образования и воспитания

4. часть педагогики, рассматривающая вопросы методики преподавания отдельных учебных предметов

18. Процесс усвоения социальных норм, ценностей, типичных форм поведения называется:

1. цивилизация

2. развитие

√3. социализация

4. активность

19. В процессе педагогического взаимодействия между учителем и обучающимися складываются отношения:

1. объект-объектные;

2. субъект-субъектные;

3. объект-субъектные;

√4. субъект-объектные.

20. Технология воспитания – это …

1. система установления благоприятных отношений между воспитанником и воспитателем;

2. система научно-обоснованных методов и приемов, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанником, при которых достигается заданная цель;

3. педагогическая деятельность воспитателя, умеющего вести воспитанников за собой;

4. система воспитывающих ситуаций.

21. Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует применению знаний на практике?

1. личностно-ориентированный; √ 2. Деятельностный;

3. культурологический; 4. творческий.

22. Какие методы, технологии способствуют формированию социальных качеств учащихся?

1. проблемный метод; √2. технология сотрудничества и взаимообучения;

3. вербальный метод; 4. метод наглядности.

23. Усвоение знаний и овладение обобщенными способами действий является предметом:

1. совместной деятельности учителя и ученика

2. учебной деятельности

3. педагогической деятельности

√4. все ответы верны

24. Образовательная система – это…

1. инспекция по делам несовершеннолетних и школа

2. педсовет и методическое обучение учителей

√3. социальные институты, обеспечивающие обучение и воспитание человека

4. Министерство образования и областное управление образованием

25. Индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления, составляет суть:

1. системного подхода

2. принципа развития

√3. принципа личностно-ориентированного подхода

4. принципа детерминизма

26. Для волевого регулирования поведения и деятельности необходимы действия:

1. неосознанные

√2. сознательные

3. интуитивные

4. непроизвольные

27. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это:

1. холерик

√2. меланхолик

3. сангвиник

4. флегматик

28. По И.П. Павлову классификацию типов темперамента необходимо строить с учетом:

1. соотношения жидкостей в организме человека

√2. особенностей функционирования нервной системы

3. строения тела

4. преобладания правого или левого полушария головного мозга

29. Характеристикой психического развития во время стабильного периода считается…

1. послушание ребенка

√2. отсутствие нарушений в межличностных отношениях

3. предсказуемость поведения

4. качественные преобразования в психическом развитии

30. ... - то особое сочетание внутренних процессов развития и условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обуславливают динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.

1. ведущая деятельность

2. социальная ситуация развития

3. социальная имитация

4. все ответы не верны

31. Мировоззрение и профессиональные интересы являются личностными новообразованиями.... возраста.

1. дошкольного

2. младшего школьного

3. подросткового

√4. старшего школьного

32. Ведущим видом деятельности подростка является:

1. учебная

2. учебно-профессиональная деятельность

3. эмоциональное общение

√4. общение со сверстниками

33. В теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготский, рассматривая вопрос о взаимоотношении обучения и развития, показал, что не всякое обучение является эффективным, а лишь то, что находится в зоне... .

1. его актуального развития

√2. его ближайшего развития

3. его перспективного развития

4. все ответы верны

√1. П.Я. Гальперин

2. Ж. Пиаже

3. К. Роджерс

4. Л.С. Выготский

35. Кто одним из первых в нашей стране разработал психолого-педагогическую концепцию проблемного обучения?

1. В.В. Давыдов

√2. Л.В. Занков

3. Л.С. Выготский

4. А.М. Матюшкин

36. … - деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку

1. обучение

√2. учебная деятельность

3. научение

4. педагогическая деятельность

37. Средством невербального общения не является:

1. контакт глазами

3. поза и жесты

38. Соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-либо интересов, стремлений:

√1. компромисс

2. договор

3. контракт

4. обязательство

39. Постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания в другого человека – это:

√1. эмпатия

2. симпатия

3. внимание

4. антипатия

40. Механизм социального восприятия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению – это социальная …

1. идентификация

2. симпатия

√3. рефлексия

4. перцепция

41. Федеральный государственный образовательный стандарт это документ, регламентирующий:

1. структуру программ развития и воспитания, реализуемых в образовательном учреждении

2. требования к результатам освоения основной образовательной программы, к ее структуре и условиям реализации

3. предмет и объект деятельности педагогических работников образовательных учреждений

4. основные образовательные программы начального, основного и общего среднего образования

42. Совокупность взглядов, представлений, идей, направленных на изучение и объяснение педагогических явлений, называется:

1. педагогическим исследованием

2. педагогической теорией

3. педагогической системой

4. историей педагогики

43. Метод в педагогике – это...

1. руководство для преподавания учебного предмета

2. особый прием в педагогической деятельности

3. способ действовать, поступать каким-либо образом

4. способ достижения педагогической цели и решения воспитательных и обучающих задач

44. Главной организационной формой обучения является:

1. экскурсия

2. факультатив

3. спецкурс

√4. урок

45. К использованию в образовательном учреждении допускаются учебники:

1. любые, выбранные педагогом из перечня, рекомендованного образовательным учреждением

4. предложенные издателем учебной литературы

46. Профессиональная компетентность педагога - это:

1. профессионализм в педагогической деятельности

2. знание, опыт и совокупность профессионально-личностных качеств, обеспечивающих эффективное решение вопросов обучения и воспитания

3. совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном процессе

4. способность человека к восприятию, пониманию, осмыслению и предвосхищению явлений в образовательном процессе

47. Изучение учебного материала, выстраиваемого последовательно, с постепенным усложнением и углублением знания, определяется как:

1. концентризм в обучении

2. спиралевидный способ построения содержания

3. линейный способ построения содержания

4. модульный способ построения содержания

48. В примерной программе среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), составленной на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования предусмотрены следующие типы расчетных задач:

1. вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

2. вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

3. установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

4. нет расчетных задач

49. Приемы могут носить следующий характер:

1. активный, пассивный и ведущий

2. логический, организационный и технический

3. монологический, диалогический и эвристический

4. активный, организационный и технический

50. Инновационный вид обучения, содержание которого структурируется в автономные организационно-методические блоки, позволяющие адаптировать учебный процесс к индивидуальным возможностям обучающихся, определяется как:

1. программированное обучение √2. дистанционное обучение

3. модульное обучение 4. проблемное обучение

51. Разновидность словесного метода, применяемая на уроке при знакомстве обучающихся с историей открытий в области химии, биографией ученого, с описанием каких-либо химических явлений:

2. объяснение

√3. рассказ

52. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к...

1. структуре основных образовательных программ

2. условиям реализации основных образовательных программ

3. результатам освоения основных образовательных программ

4. верны все вышеуказанные варианты

53. Материальные объекты, являющиеся носителями учебной информации и инструментом деятельности педагога и учащихся, определяются как:

1. контрольные работы

2. ученические дневники

3. школьная документация

√4. средства обучения

54. Обучаемость – это …

1. способность к творческой деятельности

2. предрасположенность к интеллектуальной деятельности

3. общая способность или внутренняя готовность учащихся к усвоению знаний

4. развитая мотивационная сфера личности

55. Проблемное обучение раскрывается через:

√1. постановку учителем и разрешение учеником проблемного вопроса, задачи и ситуации

2. продуктивную деятельность учащихся, осуществляемую в «зоне ближайшего развития

3. кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система

4. стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности

56. Термин «воспитывающее обучение» был введен известным педагогом

√1. И.Ф. Гербартом

2. Я.А. Коменским

3. Ф.А.В. Дистервегом

4. И.Г. Песталоцци

57. Уважение личности ребенка, доверие к нему, создание в школе благоприятных условий для раскрытия и развития способностей и дарований детей означает реализацию принципа:

√1. гуманизации образования

2. гуманитаризации образования

3. индивидуализации образования

4. демократизации образования

58. Противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их умственного развития и отношений является:

1. условием развития познавательной активности учащихся

√2. движущей силой процесса обучения

3. педагогической проблемой

4. сущностью процесса обучения

59. Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует применению знаний на практике?

1. культурологический

√2. деятельностный

3. творческий

60. Вариативная составляющая содержания образования:

1. обеспечивает приобщение школьников к общекультурным и национально значимым ценностям

2. способствует индивидуализации процесса обучения, учитывая личностные особенности, интересы и склонности учащихся

√3. является дополнительной составляющей содержания образования (факультативные занятия)

4. обеспечивает подготовку учащихся к поступлению в высшие учебные заведения

61. Ценностные ориентации – это:

1. результат усвоения индивидом социального опыта

2. главный механизм формирования новых идей, способов деятельности

3. поиск идеально представленного желаемого результата деятельности

√4. определение индивидом важных для себя жизненных смыслов, идеалов, интересов, устремлений

62. Дан адрес электронной почты: [email protected]. Укажите логин владельца почтового ящика.

1. anna; 2. univer.ru;

3. anna.petrova; 4. anna.petrova@univer

1. основного общего образования по химии

√2. среднего общего (полного) образования по химии (профильный уровень)

3. такого стандарта нет

4. среднего общего (полного) образования по химии (базовый уровень)

64. Каково назначение лабораторного опыта на уроке

1. самостоятельное выполнение эксперимента школьниками в домашних условиях

2. выполнение эксперимента школьниками в процессе изучения темы на уроке

3. наблюдение учащихся за экспериментом, выполняемым для всего класса на уроке

√4. самостоятельное выполнение эксперимента школьниками после изучения раздела или курса химии

65. Побуждения, вызывающие активность человека и определяющие ее направленность, называются:

1. желаниями

√2. мотивацией

3. установками

4. потребностями

66. Каково назначение демонстрационного эксперимента?

1. самостоятельное выполнение эксперимента школьниками в домашних условиях;

2. самостоятельное выполнение эксперимента школьниками в процессе изучения темы на уроке;

√3. наблюдение учащихся за экспериментом, выполняемым для всего класса на уроке;

4. самостоятельное выполнение эксперимента школьниками после изучения раздела или курса химии

67. Инновации в образовании – это:

1. оригинальность школьной жизни

√2. распространение новшеств в педагогической практике

3. консервативный подход в образовании

4. творческий подход к педагогической деятельности

ДОБРОВОЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ КАК ИНСТРУМЕНТ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Н. В. Зениткина, заведующая лабораторией аттестации и сертификации работников профессиональных образовательных организаций ГБУДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово Г. П. Вдовина, методист

В условиях развития системы добровольной сертификации в различных сферах деятельности, наряду с сертификацией продукции и системы менеджмента качества, особую значимость приобретает процедура сертификация персонала, так как человек становиться наиболее ценным ресурсом конкурентоспособности как отдельно взятой организации, так и страны в целом. В настоящее время и государство, и работодатели, и работники всех уровней заинтересованы в процедуре сертификации кадров. Каждый работающий человек должен осознавать свой потенциал, непрерывно обновлять имеющиеся собственные компетенции и получать официальное подтверждение их наличия как своей главной собственности, обеспечивающей профессиональную успешность и повышение уровня социальной защищенности.

Сертификация - это процедура, в ходе которой компетентным органом подтверждается уровень компетенции и квалификации работника. Основу процедуры сертификации составляет профессиональный стандарт, в котором содержатся квалификационные требования к знаниям, умениям, навыкам по виду профессиональной деятельности специалиста, а также уровню его образования и профессиональной подготовки.

В 2012 году Федеральным законом от 03.12.2012 № 236-Ф3 были внесены изменения в статью 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации, законодательно закрепившие понятия квалификации и профессионального стандарта, на которых базируется сертификация.

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Квалификация - демонстрация личных качеств, образования, подготовки и опыта работы.

Целью добровольной сертификации в образовательной сфере является обеспечение вы-

Н. В. Зениткина Г. П. Вдовина

сокого качества образования через создание процедуры независимой оценки руководящих и педагогических работников, направленной на стимулирование их профессионального развития (самореализацию в деятельности).

Основные задачи, решаемые в ходе процедуры добровольной сертификации:

Периодическая проверка профессиональной квалификации на соответствие принятым критериям;

Подтверждение профессионального и социального статуса педагога, уровня его квалификации в определенной области;

Стимулирование профессионального развития педагогических работников, создание системы морального и материального стимулирования в соответствии с существующей системой оплаты труда;

Использование сертификации как средства повышения эффективности управления в образовании: отбор участников профессиональных конкурсов, формирование резерва на должности руководителей образовательных организаций.

В сертификации могут принимать участие руководящие и педагогические работники образовательных организаций (независимо от их организационно-правовой формы). Претенденты на прохождение сертификации должны пройти аттестацию, иметь высшее образование и стаж

работы не менее трех лет, а также качественно и в полном объеме выполнять должностные обязанности и иметь определенные профессиональные достижения.

Добровольная сертификация руководителей профессиональных образовательных организаций Кемеровской области началась 01.09.2014, а педагогических работников - 01.01.2015. Приказом департамента образования и науки Кемеровской области от 05.05.2014 № 815 были утверждены подготовленные изменения и дополнения в разработанное ранее Положение о порядке добровольной сертификации руководящих и педагогических работников системы образования Кемеровской области, в соответствии с которыми научно-методическое, информационное и организационно-техническое сопровождение процедуры сертификации работников образовательных организаций среднего профессионального образования, подготовку информационно-аналитических материалов для сертификационной комиссии департамента образования и науки Кемеровской области обеспечивает ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» (лаборатория аттестации педагогических работников образовательных учреждений профессионального образования, сейчас - лаборатория аттестации и сертификации работников профессиональных образовательных организаций).

В процессе подготовки к проведению указанной процедуры ГБУ ДПО «КРИРПО» были разработаны и утверждены правила прохождения компьютерного тестирования, памятка испытуемому по работе с системой Sunrav WebClass. Лаборатория совместно с кафедрами менеджмента и экономики, педагогики и психологии профессионального образования подготовила тестовый материал для проведения компьютерного тестирования для каждой категории работников.

Для руководителей и специалистов методических служб профессиональных образовательных организаций в сентябре 2014 г. был проведен обучающий семинар по процедуре добровольной сертификации, на котором участники получили необходимые методические рекомендации по подготовке к сертификации, порядку ее проведения и оформления установленных документов. В целях подготовки экспертов для участия в сертификационной комиссии в октябре 2014 г. организовано и проведено обучение 29 человек по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Тео-

рия и методика педагогической экспертизы деятельности образовательных учреждений общего и профессионального образования и мониторинга государственных образовательных стандартов». В ходе курсовых подготовок в октябре 2014 г. для руководителей и педагогов проведено пробное тестирование с целью апробирования и доработки тестового материала.

Сертификация в форме компьютерного тестирования проводится по следующим разделам:

для руководящих работников:

Нормативно-правовые основы управленческой деятельности; теория и практика педагогического менеджмента; управление качеством образования; психология управления; финансово-экономическая деятельность; административно-хозяйственная деятельность; организация дополнительного образования; делопроизводство в образовательной организации; результативность управленческой деятельности.

для педагогических работников:

Нормативно-правовые основы педагогической деятельности; психолого-педагогические аспекты образовательной сферы; теория и практика преподаваемого предмета, образовательной области (предметная компетентность, владение современными педагогическими технологиями, средствами и методами), обеспечение качества образования; взаимодействие с субъектами социума и социально-педагогическая деятельность, работа с родителями.

В настоящее время в процедуре добровольной сертификации приняли участие все профессиональные образовательные организации Кемеровской области.

С 01.09.2014 по 31.12.2015 руководящие работники подали 268 заявлений на прохождение добровольной сертификации, педагогические - 1202. Не явились на компьютерное тестирование по уважительной причине за весь обозначенный период 32 человека. Успешно прошли компьютерное тестирование и получили сертификаты об уровне профессиональной компетентности 1494 человека, в том числе 263 сертификата о высоком уровне профессиональной компетентности, обеспечивающей качество руководящей деятельности, 1041 сертификат о высоком уровне профессиональной компетентности, обеспечивающей качество педагогической деятельности. Не справились с заданиями компьютерного тестирования и, следовательно, не прошли процедуру добро-

вольной сертификации 34 человека из числа педагогических работников.

Следует отметить, что руководство многих профессиональных организаций Кемеровской области ответственно и серьезно подходит к процедуре добровольной сертификации своих педагогов. Результатом становится высокое качество представляемых материалов и высокий уровень выполнения тестовых заданий. К таким образовательным организациям можно отнести ГПОУ «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства» (С. Н. Нифонтов); ГПОУ «Беловский многопрофильный техникум» (В. В. Окружнов); ГПОУ «Новокузнецкий транспортно-технологический техникум» (А. А. Косенков); ГПОУ «Профессиональный колледж г. Новокузнецка» (Т. А. Кучерявен-ко); ГПОУ «Кузнецкий индустриальный техникум» (Е. П. Корнеев).

Грамотное методическое сопровождение процесса подготовки к процедуре добровольной сертификации отличает таких заместителей директора и методистов, как Е. А. Равков-ская (ГПОУ «Березовский политехнический техникум); Т. В. Сасина (ГПОУ «Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг»); М. Н. Савоськина (ГПОУ «Сибирский политехнический техникум»; Н. Л. Лабунская (ГПОУ «Кузнецкий техникум сервиса и дизайна им. Волкова В. А.»); Н. П. Сурикова (ГПОУ «Прокопьев-ский электромашиностроительный техникум»); Н. В. Клагиш (ГПОУ «Тяжинский агропромышленный техникум»).

Есть ли проблемы на сегодняшний день при проведении процедуры добровольной сертификации? Конечно. И связаны они в основном с содержанием и оформлением представляемых профессиональными образовательными организациями документов. В целях предотвращения ряда типичных ошибок, допускаемых при подготовке документов на добровольную сертификацию, считаем необходимым дать отдельные разъяснения и обратить внимание на необходимость следования образцам, представленным на странице лаборатории аттестации и сертификации работников профессиональных образовательных организаций на сайте ГБУ ДПО «КРИРПО».

Заявка на процедуру добровольной сертификации

Подается на бланке образовательной организации до 5 числа каждого месяца учебного года;

Список работников составляется в алфавитном порядке;

В графе «Стаж» для педагогических работников указывается только педагогический стаж, для руководящих - управленческий, так как к сертификации допускаются руководящие и педагогические работники, у которых стаж работы полных три года управленческой (педагогической) деятельности;

В графе «Результаты аттестации» указывается первая, высшая категории или соответствие занимаемой должности (сзд). Если срок действия аттестации заканчивается и документы поданы в ГУ «Областной центр мониторинга качества образования» (г. Кемерово, ул. Красная, 23), то в этой графе указывается регистрационный номер заявления и дата регистрации заявления (например: первая, № 4322 от 22.05.2015).

Копия аттестационного листа для преподавателей, мастеров производственного обучения и других категорий педагогических работников (даже если окончился срок действия) обязательно вкладывается в пакет документов.

В правой верхней части заявления указывается должность педагогического работника (преподаватель, социальный педагог...) в соответствии с Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»; в конце заявления обязательно ставится дата и подпись.

Ходатайство на руководителя образовательной организации подписывается начальником управления среднего профессионального образования департамента образования и науки Кемеровской области, на педагогических работников - директором образовательной организации и представителем коллегиального органа управления образовательной организации (председателем профсоюзного комитета, или попечительского совета, или совета трудового коллектива).

Если фамилия в дипломе отличается от фамилии во всех остальных документах, обязательно прилагается копия свидетельства о заключении или расторжении брака.

Копия трудовой книжки делается полностью и заверяется штампом «Копия верна». На последней странице синей пастой от руки должна быть запись начальника отдела кадров (либо иного уполномоченного лица) «Продолжает работать по настоящее время».

Копии документов должны быть на чистых листах.

Документы подаются в папке-скоросшивателе, где первой страницей является титульный лист, на котором указывается наименование образовательной организации в соответствии с уставом.

Процедуру сертификации можно проходить неограниченное количество раз, так как сертификат выдается сроком на два года. Педагоги часто спрашивают: «Что дает процедура добровольной сертификации?» Наличие сертификата, во-первых, позволяет руководящим и педагогическим работникам реализовать свои права на повышение оплаты труда, получение стимулирующих надбавок, во-вторых, является положительным фактором при прохождении аттестации в целях установления квалификационной категории, в-третьих, является одним из критериев эффективности деятельности образовательной организации и ее рейтинга.

Нет сомнений в том, что сертификация не утратит своей актуальности и в дальней-

шем, будут совершенствоваться технологии ее проведения. Более того, в 2015 году Кузбасская торгово-промышленная палата по соглашению с департаментом образования и науки приступила к формированию региональной системы добровольной сертификации профессиональных квалификаций, представляющей собой процедуру оценивания соответствия профессиональных компетенций выпускников профессиональных образовательных организаций, закрепленных в профессиональных стандартах, которая завершается выдачей регионального сертификата. Со временем такой сертификат должен стать допуском к выполнению профессиональных функций. Для выпускников будет престижно и значимо наличие не только диплома об уровне профессионального образования, но и регионального сертификата. Поэтому для каждого руководящего и педагогического работника образовательной организации СПО задачей на перспективу должно быть обязательное прохождение процедуры добровольной сертификации.

Сертификация – процесс, посредством которого руководящие и педагогические работники подтверждают, что уровень их компетенции и квалификации соответствует требованиям профессионального стандарта по виду их педагогической деятельности.

Порядок сертификации руководящих и педагогических работников

1. К сертификации допускаются руководящие и педагогические работники, которые должны :

1.1. Иметь высшее профессиональное образование, подтвержденное документом государственного образца.
1.2. Иметь стаж работы не менее трех лет управленческой (педагогической) деятельности.
1.3. Быть аттестованными на соответствие занимаемой должности или на установление квалификационной категории (первой, высшей).
1.4. Выполнять качественно и в полном объеме должностные обязанности.
1.5. Иметь положительные результаты работы, подтвержденные ходатайством руководителя заявителя, педагогической общественностью (родителями, органами местного самоуправления) и копиями документов, свидетельствующих о достижениях в профессиональной деятельности.

2. Руководящие и педагогические работники, участвующие в конкурсах профессионального мастерства, где одним из конкурсных испытаний является тестирование по измерительным материалам сертификации.

3. Заявка муниципального органа управления образованием подается вместе с заявлениями руководящих и педагогических работников образования с приложением копий документов в ГОУ ДПО (ПК) С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (г. Кемерово, ул. Заузелкова, д. 3, каб. 313) до 5 числа каждого месяца учебного года .

4. В течение двух недель с момента подачи заявления кандидатом сертификационная комиссия принимает мотивированное решение по заявлению и прилагаемым к нему документам, сообщает кандидату решение, порядок сертификации, сроки и перечень документов, которые необходимо представить дополнительно.

5. Сертификация в форме компьютерного тестирования проводится по разделам :

5.1. Нормативно-правовые основы управленческой деятельности; теория и практика педагогического менеджмента; управление качеством образования; психология управления; финансово-экономическая деятельность; административно-хозяйственная деятельность; организация дополнительного образования; делопроизводство в образовательной организации; результативность управленческой деятельности – для руководящих работников.
5.2. Нормативно-правовые основы педагогической деятельности; психолого-педагогические аспекты образовательной сферы; теория и практика преподаваемого предмета, образовательной области (предметная компетентность, владение современными педагогическими технологиями, средствами и методами); обеспечение качества образования; взаимодействие с субъектами социума и социально-педагогическая деятельность; работа с родителями – для педагогических работников.

6. Прошедшими сертификацию считаются работники образования, выполнившие не менее 80% заданий .

7. Список работников образования, успешно прошедших процедуру сертификации, размещается на сайте КРИПКиПРО.

8. При неудовлетворительном результате допускается повторное тестирование по представленным документам в течение текущего учебного года.

Апелляция рассматривается в случаях :

  1. Отказа в приеме документов кандидата.
  2. Отказа в выдаче сертификата при положительных результатах тестирования.
  3. Несогласия с результатами тестирования по заявлению работников образования, справившихся с тестовыми заданиями не менее чем на 75% (в случае замечаний по содержанию тестов или техническому сопровождению, представленных в Апелляционном листе).
  4. Необоснованного приостановления или прекращения действия сертификата.

Сертификат действителен в течение двух лет .

СКАЧАТЬ:

№ п/п Название Файл
1 Приказ департамента образования и науки Кемеровской области от 16.12.2013 г. N2361 «О сертификации руководящих и педагогических работников образования Кемеровской области»
2 Приложение 1. Положение о порядке добровольной сертификации руководящих и педагогических работников системы образования Кемеровской области
2.1 Приложение 1. Экспертное заключение
2.2 Приложение 2. ЗАЯВКА (форма)
2.3 Приложение 3. Заявление на сертификацию (форма)
3 Приложение 2. Положение об апелляционной комиссии сертификации руководящих и педагогических работников образования Кемеровской области
4 Приложение 3. Образец сертификата
5 Образец ходатайства

АННОТАЦИИ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ:


п/п
Тип образовательного учреждения Ссылка
1 Среднее (основное) образовательное организации (школа, гимназия, лицей)
2 Специальные (коррекционные) образовательные организации
3 Организации дополнительного образования детей
4 Дошкольные образовательные организации
5 Руководители и методисты муниципальных методических служб

!!! Обращаем ваше внимание на то, что технической поддержкой проведения сертификации педагогических и руководящих работников Кемеровской области в форме компьютерного тестирования занимается кабинет сопровождения электронных ресурсов (КРИПКиПРО, каб. 219) . Сертификация проходит на сайте Дистанционного обучения КРИПКиПРО:

Публикации по теме