Обзор Call of Duty: WWII. Возвращение к истокам

Среди нытиков у сериала Call of Duty репутация хуже некуда. Конвейер, вторичность, «шутерок на вечерок»... Однако WWII даже им сумеет доказать, что всё не так однозначно. Подробности - в нашей рецензии.

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

Если вы начали своё знакомство с чарующим миром видеоигр в конце нулевых, то уже, должно быть, и не помните тех славных времён, когда между названием Call of Duty и термином «шутер о второй мировой» стоял знак равенства. Игры от Infinity Ward задавали тон всему жанру. Начавшись как вольное продолжение Medal of Honor: Allied Assault , цикл постепенно качественно перерос прародительницу. Это и неудивительно, поскольку у руля молодой компании встали ровно те же люди, что когда-то подарили миру Allied Assault.

Сюжетный трейлер игры.

Увидев успех Call of Duty на рынке, менеджеры Activision дали по газам и буквально заставили разработчиков сделать вторую часть франшизы (Xbox 360, PC) в сеттинге второй мировой. Решение оказалось удачным. Да настолько, что Александр Кузьменко в своей рецензии поставил сиквел в один ряд с такими мастодонтами, как F.E.A.R. и Half-Life 2 .

«В Call of Duty 2 заложена огромная, каких-то нечеловеческих масштабов энергетика, благодаря которой вы будете раз за разом переигрывать сложные моменты, с упорством рядового Матросова бросаться на самые опасные амбразуры и ежеминутно проявлять чудеса мужества и героизма» , — писал он.

Так вот, спустя много лет Call of Duty (наконец-то!) возвращается к корням, вот только делает это совсем не так, как ожидали прожжённые ненавистники сериала. В сценарии WWII, например, не встретить чернокожих в командовании, и вообще это персональная история одного бойца, а не псевдоисторическое полотно с обязательным упоминанием открытия второго фронта. Высадка на пляже Омаха присутствует, но лишь как связующие звено конфликта.

Временная петля

В культуре есть два подхода для раскрытия исторических событий. Первый и самый распространённый — показать историю на фоне жизни героев. Такой расстановки акцентов придерживались многие режиссёры и создатели видеоигр. Из недавнего — Battlefield 1 , которая через действующих лиц пыталась раскрыть проблематику первой мировой.

Однако есть и второй путь: взять исторический фон за основу, но выстроить на нём биографию вымышленных персонажей. Из безусловных мастеров этого жанра назовём Александра Дюма-отца. Ну кто из вас не зачитывался в детстве «Тремя мушкётерами»? Или не следил за судьбой Эдмона Дантеса? События эпохи отражены, но лишь как движущий механизм, заставляющий претерпевать лишения тех, о ком рассказывает автор.

Сценаристы Call of Duty: WWII пошли по второму пути, а сама Activision предпочла преподносить продукт с более привычной для обывателя точки зрения. Отсюда и получилось недопонимание в русскоязычном сегменте Всемирной паутины. Люди попросту не осознали, что им не «историческую правду» продать пытаются (попутно выкинув из неё весь Восточный фронт), а всего лишь хотят рассказать очень личную историю одного-единственного персонажа.

В этом и подвох. Подходя к WWII с традиционной линейкой ценностей, рискуешь в последний момент обнаружить, что пропускаешь один из лучших сюжетов в шутерах о второй мировой вообще.

WWII — игра кровавая. А ещё в ней нельзя отсидеться в окопе и пойти дальше в бой как ни в чем не бывало. Аптечки всему голова.

Сценарий новой CoD развивается в очень небольшом промежутке времени: буквально от высадки в Нормандии до перехода союзнических войск через Рейн. Главный герой истории, солдат 1-й пехотной дивизии Рональд Дэниелс, идёт на фронт добровольно. Его терзают демоны прошлого, но именно на войне он находит верных друзей. Один из них, еврей немецкого происхождения Цуссман, поставит финальную точку во всей истории WWII, но прежде чем это произойдёт, вы увидите немало запоминающихся сцен.

Повествование в новой Call of Duty носит дневниковый характер. Небольшой брифинг вначале, глава, завершающий монолог главного героя. Мы не пытаемся сказать, что у подшефной Activision студии Sledgehammer Games получился психологический шедевр, вовсе нет! Просто новая CoD — одна из немногих игр о второй мировой, где повествование важно, пусть даже подаётся через пяток клише. Сценарий отрабатывает классическую мифологему «путешествия в царство тьмы». Герой проходит огонь, воду, медные трубы и перерождается другим человеком — финальная заставка не даст соврать.

Эпизоды автомобильных погонь и езды на танке здорово разбавляют шутерную составляющую игры.

При этом авторы сценария очень бережно относятся к культурному материалу. Одних киноцитат здесь просто тьма-тьмущая, а ведь есть и не только они. Яркий пример использования биографического материала — спич про рядового-фотографа из отряда Дэниелса, говорящего, что после войны он хочет работать в Life. Это очевидная отсылка к Тони Ваккаро, солдату, снимавшему войну «из окопов», совершенно не так, как это делали мэтры вроде Роберта Капы. А вы говорите — дескать, «Call of Duty достала». Да она в этом году прыгнула с места через трёхметровый забор! Выросла над собой и показала ленивцам из DICE , как надо делать одиночные кампании.

Дела геймплейные

Но, каким бы ладным ни был сюжет, главным в шутере всё же остаётся геймплей, и с этим аспектом у Call of Duty: WWII всё прекрасно. В поле игрового процесса CoD... буквально напичкана отсылками! Первое и важное — интерфейс и система восполнения здоровья. Больше никаких приветов Halo 2 с её регенерацией здоровья. В WWII линейку жизни, как и встарь, приходится восполнять при помощи аптечек. Часть их можно найти на карте, другие Рональду вручают после нажатия на крестовину напарники. Цветовая гамма — под стать оригиналу 2003 года. Интерфейс — следующий привет нестареющей классике.

Что ещё? Многое, друзья, очень многое...

Выше мы уже писали о такой важной составляющей интерактивного произведения, как цитация. В WWII её ошеломляюще много. В одной из миссий, к примеру, мы управляем девушкой по имени Руссо. Она — лидер французского сопротивления и под видом немки проникает на базу противника.

А теперь представьте себе, что добрые сорок минут приходится заниматься делами шпионскими. Заучивать детали легенды (и противники будут проверять ваши знания!), искать обходные пути, минировать ворота. Консольщики постарше на этом месте просто обязаны нахмуриться. Что? Дама из французского сопротивления? Проникновение? Документы? Хм, кажется, это что-то напоминает... Ах да! Medal of Honor и Medal of Honor Underground для PS!

И этот вывод абсолютно верен. Проходя эпизод впервые, автор этих строк множество раз ловил себя на мысли, что WWII в этом моменте, мать твою за ногу, вызывает ностальгию! Для полноты погружения не хватает разве что «цифрового» управления, когда стик дублирует движение крестовины.

В другом сюжетном отрезке начинается самая настоящая Outlast , но без хоррора. Главный герой вынужден спасать девчушку от толпы нацистов. Все это происходит в стелс-режиме, и противники правда могут заметить Дэниелса. Идеальный маршрут их движения всё равно есть, но подаётся это не настолько «в лоб», как в предыдущих Call of Duty.

Даже типичные для Call of Duty сцены приобретают в WWII совсем иной окрас. Спасибо грамотному подходу к сценарию.

Или полёты на самолёте, будто подмигивающие через плечо наследию Ace Combat , о седьмой части которой уже почти два года ничего толком не слышно, кроме самого факта разработки. Тихушничество, бег наперегонки с артобстрелом, заезды на танках, джипах, взятые высоты — Call of Duty: WWII невероятно разнообразна. Семь часов перед экраном телевизора пролетают буквально в одно мгновенье, и это прямая заслуга Sledgehammer Games, не побоявшейся сделать классический консольный боевик. Безусловно, до лавров недавней Wolfenstein 2: The New Colossus новой CoD далеко, но сам факт! Впервые за долгое время одиночная кампании в сериале от Activision гораздо важнее, чем мультиплеер, — а вот с ним-то всё печально.

Онлайн вам не к лицу

Главная его проблема — в несоответствии заявленной темы тому, что есть по факту. Сюжетная часть, пусть она и рассказывает в первую очередь историю персонажа, а не конфликта в целом, выдержана в духе голливудских блокбастеров старой школы. Проходя кампанию, с оговорками, но веришь, что действие происходит в сороковых годах.

Мультиплеер же оставляет в душе ощущение, будто компания реконструкторов собралась на лужайке и решила изобразить войнушку.

Иногда приколы лезут оттуда, откуда их совсем не ждёшь. Это не обман зрения: в руках у главного героя действительно ППШ.

Чёрный командир (в сюжетной части такой мути не было), женщины на передовой, лутбоксы, какие-то активности, цельновыдернутые из условно-бесплатных поделок для мобильных устройств... В мультиплеере WWII темп чуть ниже, чем в той же Infinite Warfare с её бегом по стенам, но это, положа руку на сердце, ничуть не спасает, поскольку в сетевых режимах царит всепоглощающая, адская толерантность в самом её сумасшедшем варианте. Наш коллега как-то подметил, что «только в мультиплеере новой CoD на стороне немцев может играть чернокожая женщина» ...

Возврат серии Call of Duty ко Второй мировой войне по своей задумке оказался штукой очень правильной и своевременной. Если дебютный трейлер к Infinite Warfare ставил рекорды по количеству дизлайков на ютубе, а сама игра, несмотря на добротную одиночную кампанию, так и не смогла добраться до финансовых рекордов своих предшественниц, то с WWII ситуация получилась в корне иной. Собранные за первые дни продаж более полумиллиарда долларов – лучшее тому подтверждение. Видимо, народ и в самом деле соскучился по классической войнушке, где кино и немцы.

Другой вопрос, какой на деле получилась эта войнушка. И речь тут даже не о том, что новая “Колда” пытается показать, будто победа над Третьим Рейхом была одержана без всякого участия Советского Союза. Закроем глаза и на то, что сама война здесь называется тяжелейшим испытанием для Западной Европы, словно для всей остальной Европы это был исключительно праздник. Да, ещё можно сказать, что раз уж серия решила возвращаться к истокам, то ей бы была прямая дорога на Восточный фронт, ведь именно там разворачивались события самой первой Call of Duty. Но да чёрт с ним. Что с войнушкой-то в итоге?

С войнушкой, увы, не очень. Прежде всего потому, что выглядит WWII уже просто неприлично устаревшей. Самый показательный пример – сцена с погоней на джипе за немецким поездом. Вполне классический по меркам серии эпизод: бешеные скорости, пальба со всех сторон, но вот хоть убей – не впечатляет. Прежде всего потому, что сразу вспоминается очень похожая погоня из Unchartred 4. Да, там не было поезда, был просто автомобильный конвой, но сути дела это не меняет: по зрелищности “Колда” проигрывает своему блокбастерному собрату всухую. И даже устроенное в концовке крушение с летящей мимо тебя вагонами ситуацию не спасает. Не вызывает этот трам-та-ра-рам положенного шока и трепета, и не вызывал бы, даже если бы прилетел гигантский цепеллин и сбросил на место крушения Эйфелеву башню.

Ещё одна беда Call of Duty, и это – обратная сторона монеты под названием “возвращение к истокам” – тотальная вторичность происходящего. Игра построена почти целиком на сценах, которые мы уже видели в других “Зовах долга”, в Medal of Honor, в “Спасении рядового Райна” и в сериале “Братья по оружию”. Да, избежать таких поворотов даже в теории было почти невозможно, и разработчики тоже наверняка понимали, что, мягко говоря, не всем понравится жевать одну и ту же жвачку по десятому разу. И постарались придумать что-нибудь этакое. Например, добавили эпизодов в оккупированном Париже, где мы играем за работающую под прикрытием активистку Сопротивления. Тут даже приходится запоминать нехитрую легенду нашей подопечной, чтобы при проверке документов в тему отвечать на вопросы – кто нас сюда послал и с какой целью. Но одного эпизода слишком мало, а на большее фантазии или исторических материалов, видимо не хватило.

В WWII серия вернулась в прошлое не только в том, что касается сеттинга, но и поставила под ружьё старые геймплейные механики: на смену появившемуся в Call of Duty 2 самовосстанавливающемуся здоровью пришла классическая шутерная схема с аптечками. Этакая дань хардкору, но на практике идея оказалась весьма спорной. Дело в том, что Call of Duty так и хочется сравнить с атракционом. Пока ты всё время куда-то бежишь, стреляешь, шестерёнки этого механизма вращабтся исправно. Но ломиться вперёд было хорошо в прошлых частях. Добежал до очередного угла на последнем издыхании, отрегенился и побежал дальше. Здесь такой подход не работает – просто-напросто аптечек не напасёшься. В WWII часто приходится подавлять огневые точки противника издалека, а тут и появляется возможность перевести дух, оглядеться по сторонам. И сразу же становится понятно, не на поле боя, а среди посредственных декораций, это поле имитирующих с положенными по случаю статистами.

Вот замечаешь, как боец твоего взвода встал на пути пулемётного огня, словил пару килограмм свинца, покряхтел и поковылял дальше – не положено ему тут умирать, потому как сюжетный персонаж. Вот немецкий пехотинец присел за укрытием почти спиной к спине к добежавшему туда американцу и как ни в чё не бывало, не замечая противника, палит в другую сторону. Вот другой спрятался за стоящим на боку деревянным столом, который оказывается непреодолимым для пуль препятствием. Нет, пару дощечек от него отколупнуть можно, для создания эффекта “тут всё как взаправду”, но вот разбить – нет. Обвалить стену здания, где засели гранатомётчики, из танковой пушки – нет проблем. Разрушить другое такое же, через дорогу – обойдётесь. Задумались, а нельзя ли обойти позиции засевшего у фермерского дома врага через рощицу? Зря задумались. потому что там проходит граница уровня, а уровни в Call of Duty всегда были очень узкими и линейными.

Пока тебя гонят вперёд, как зайца, в созданную разработчиками иллюзию ещэ как-то можно верить, особенно если ты сам готов в неё поверить. Но стоит толко взять паузу, как тут уже никакая вера не поможет.

Не сработала и задумка с сюжетом. Конфликт условно “плохого” сержанта Пирсона с безусловно “хорошим” лейтенантом Тёрнером выглядит надуманным. Первому назначена роль этакого садиста, готового чмырить взвод и отправлять бойцов на убой, а второму – стопроцентного “слуги президента, отца солдатам”. Тема расскручивается всеми возможными способами: сержант порой появляется в кадре нетрезвым, может избить пленного или, что ещё хуже, зловеще посмотреть на главного героя, рядового Дэниэлса. То есть нам всеми силами намекают, вот он – главный отрицательный персонаж. Но в тоже время все эти сцены выглядят в игре крайне неубедительно. Возможно, потому что по ходу дела выясняется (простите, спойлер) , что сержант на самом деле тоже хороший, просто очень тщательно это скрывает.

Есть и проблемы с логико. В финале кампании (простите, снова спойлеры) после захвата моста через Рейн, наш взвод отправляется на поиски попавшего в плен рядового Цуссмана – первейшего друга главного героя. Интересно, а эти бравые парни хотя бы командование поставили в известность о своих намерениях? Представьте, приходит приказ от начальства штурмовать какой-нибудь город, а они в ответ, мол, извиняйте, но Цуссман ждать не будет. Видимо, чтобы не нагнетать градус абсурда, все эти поиски в самой игре почти не показаны, о них лишь только рассказывают за кадром.

С напарниками в Call of Duty связана забавная штука, помимо участия в боевой массовке и сюжетных роликах, они ещё и выступают “снабженцами” главного героя: кто гранат подкинет, кто аптечку. Причём не просто так, а за какое-то количество убитых немцев. И пусть это оправдано геймплейными соображениями, на бытовом, житейском уровне выглядит всё это очень странно. Вот уже упомянутый рядовой Цуссман. Ещё до плена. Готов за тебя в огонь и воду. Брат практически. Но без сдачи нормы ГТО по убитым противника, чёрта с два он с тобой аптечкой поделится. Странный у вас гешефт, гражданин Цуссман.

Кстати, в подразделении за “бинокль” (то есть подсветку противников) отвечает сержант. А за снабжение патронами почему-то лейтенант. Так и хочется спросить, и за какую такую провинность этого зама по тылу отправили на передовую?

Что интересно, у лейтенанта есть патроны не только от американского, но и от немецкого и даже советского оружия. Да, многие противники в игре вооружены ППШ, которые можно подобрать. Откуда такое добро в Нормандии? Ладно, допустим трофейные, привезённые с восточного фронта. Но патроны-то немцы откуда берут? Так и видишь, как после упорных боёв, какой-нибудь Ганс строчит своему воюющему в белорусских лесах другу письмо:”Дорогой Фриц, те патроны, что т прислал в прошлый раз, уже закончились. Пришли пожалуйста ещё и поскорей, иначе нам полный капут”. Или у немцев тоже есть свои лейтенанты-снабженцы?

С мультиплеером ситуация в новой “Колде” обстоит получше. Тут тоже в каком-то смысле было решено вернуться к корням. Если в предыдущих трёх играх серии разработчики активно продвигали тему экзоскелетов, бега по стенам и прочей футуристической шаурмы, то в WWII от всего этого по понятным причинам пришлось отказаться. И что самое интересное, возврат к более спокойному геймплею воспринимается уже чуть ли не как новинка. Просто такого мы уже несколько лет как не видели.

Ушли в прошлое суперабилки. Зато остался целый ворох всяких, по большей части, косметических анлоков. Внешность, скины для оружия, эмоции – всё это можно открывать долгими и упорными боями. Вернее выдаются за ратные подвиги лутбоксы, а там уже как повезёт. Само собой, лутбоксы можно покупать и за”реал”, но, поскольку каких-то серьёзных геймплейных штук, кроме дающих бонусный опыт карт, в подобных сундучках нет, то и ругаться на Activision за подобный донат повода не наблюдается.

В остальном всё максимально знакомо и узнаваемо. На смену классам пришли рода войск. Теперь вы выбираете соединение, в котором хотите служить, и взамен получаете некие бонусы. Скажем, бойцам десантных дивизий выдаётся глушитель для пистолета-пулемёта. Понятное дело, что ограничивать чем-то одним вас никто не будет, играть можно за бойцов разных соединений, причём по ходу дела, получая дополнительные плюшки. Например, у простой пехоты за второй уровень подразделения появляется дополнительный оружейный слот.

Проходят бои на традиционно маленьких картах и не впечатляют ни графикой, ни звуком (и иногда немало раздражают сетевыми лагами).И разумеется, ни о какой тактике тут речи не идёт, что вполне в традициях серии. Данное развлечение рассчитано чисто на “пострелять”. К тому же роду занятий стоит отнести и местный режим “зомби”, который в очередной раз берёт за основу тёмные нацистские секреты. Особо раскрученных звёзд в этот раз приглашать не стали, но ту же Кэтрин Винник, сыгравшую роль Лагерты в сериале “Викинги”, вы наверняка узнаете.

В целом же, если страсть как хочется именно пострелять, и если никакие другие из недавно выходивших шутеров вам душу не греют, то новая Call of Duty пусть и с натяжкой, но сгодится7 Хотя, конечно, ждали мы от разработчиков не этого. Всё-таки когда-то эта серия была передовиком производства в мире зрелищных шутеров. Сейчас, увы, это далеко не так.

Чувство «дежа вю» возникает, учат нас братья Вачовски , когда вы дважды спотыкаетесь на лестнице об одну и ту же черную кошку. Детище студии Infinity Ward расширяет это определение: «дежа вю» — это когда вы вновь оказываетесь в окружении до боли знакомых пейзажей, снова видите характерную «рваную» анимацию, полукарикатурные лица солдат и выполняете выученные наизусть боевые задания.

Call of Duty to Clone Medal of Honor

«В разработке игры принимал участие весь авторский коллектив Medal of Honor Allied Assault », — гордо сообщают рекламные ролики Call of Duty . «Пиарщики» не врут. Infinity Ward почти целиком состоит из бывших сотрудников студии 2015, полтора года назад выпустившей MoHAA . В какой-то момент компания раскололась надвое: одна половина отправилась под крыло Activision, другая заключила контракт с Vivendi Universal Games на издание шутера Men of Valor: Vietnam , общение с которым предстоит нашей редакции в 2004 году.

Мы не зря совершили этот экскурс в историю. Глядя на шумный успех MoHAA , нетрудно было догадаться, что вскоре по горячим следам военного блокбастера последует целая кодла подражателей. Но мы и представить себе не могли, что столкнемся с абсолютным, стопроцентным клоном. Call of Duty запросто мог бы сойти за простой аддон, ибо не содержит ни одной cвежей идеи и живет исключительно за счет готовых наработок. Наши робкие надежды на то, что Infinity Ward попытается глубже развить концепцию или хотя бы устранить недочеты, оказались напрасными. «Фабрика грез» против скриптовых фрицев, дубль n-цатый. Встречайте.

When you live on celluloid

Героиня этой рецензии, как, впрочем, и весь сериал Medal of Honor , вообще не появилась бы на свет, не обратись мейнстрим-кинематограф к теме Второй мировой войны. «Спасти рядового Райана», «Враг у ворот», мини-сериал «Отряд братьев» — Call of Duty черпает идеи не пластиковым ведерком, но экскаваторным ковшом. 24 линейных миссии аккуратно разрезаны на три последовательных кампании: американскую, британскую и советскую. Все крупные операции союзников в событиях полувековой давности известны наперечет, поэтому содержимое первых двух «эпизодов» предугадать нетрудно. Армия США марширует в направлении, проложенном вышеупомянутыми «Братьями», — от десанта в немецкий укрепрайон у берегов Нормандии до финальной атаки в Арденнском лесу. Англичанам достались «зачистка» лагеря военнопленных, бодрый променад по палубам линкора «Тирпиц» 1 , саботаж немецкой гидроэлектростанции и уничтожение «Фау-2». Взорвать N артиллерийских установок, захватить Y документов, расстрелять Z единиц бронетехники… Аркадные катания на танке, очередная вариация на тему «Паратрупера », неизбежная сцена погони на грузовиках и восхитительно объемные взрывы прилагаются.

Через самые крупные грабли сценаристы кое-как перешагнули. В отличие от раскритикованного нами в пух и прах MoHAA: Breakthrough , CoD не пытается взрастить супермена, совершающего в одиночку столько подвигов, что их хватило бы на всю 101-ю воздушно-десантную дивизию. Почти в каждой миссии рядом с нами толпятся товарищи по отряду, худо-бедно помогающие в отстреле гитлеровцев и выполнении заданий, хотя патриотического глянца и тут хоть отбавляй.

Последняя треть игры преподносит сюрприз — битву за Сталинград 2 ! Переправа через Волгу и последующая массовая атака на позиции фашистов, обороняющих близлежащие многоэтажки, заслуживает бурных аплодисментов за отличную постановку. Оглушительный пулеметный стрекот сливается с криками десятков солдат, бегущих вверх по склону к полуразрушенным остовам домов; по реке приплывают новые подкрепления, из колонки в колонку с ревом проносятся немецкие Ju-87, выплевывающие одну за другой смертоносные очереди. Пафосные оркестровки Майкла Джаккино поддерживают боевое настроение, от масштаба событий захватывает дух, а ведь перед нами — всего лишь виртуальный римейк сцены из псевдоисторической мелодрамы «Враг у ворот», демонстрирующий талант художников и виртуозную работу людей, отвечавших за расстановку триггеров. Магия кино, не иначе.

Враг в подворотне

Людям, которые, в отличие от дизайнеров Infinity Ward, не понаслышке знакомы с историей XX века, настоятельно рекомендуется оставить биты у порога и сдать яд на лечебные цели — в CoD цветет такая «клюква», что обсуждать ее бесполезно. Мы не станем высмеивать позорные ляпы, грубые ошибки и просто глупости, допущенные разработчиками во время слепого копирования ленты Жан-Жака Анно и прочих голливудских творений. Мы не будем издеваться над уморительно карикатурными офицерами НКВД, которые все как на подбор — «метры с кепкой» (с изображением пропорций у разработчиков явные проблемы), и порицать навязший в зубах «русский» акцент актеров.

Гораздо хуже другое: батальная роскошь не предусматривает нашего активного участия. Едва оправившись от кратковременной контузии а-ля Rainbow Six 3 (много «блюра», приглушенный звук, замедленные движения — Спилберг может гордиться), безоружный протагонист начинает метаться от одной баррикады к другой в надежде найти, цитируем текст задания, «более знающего офицера». Тем временем скриптовая массовка дружно бросается в атаку, рвутся снаряды, а мы… просто смотрим. По сути, все наше взаимодействие с уровнем свелось в итоге к банальной пешей прогулке из точки А в точку Б.

Screenplay

Увы, эта формула идеально подходит к большинству миссий. Герой любуется природой и методично истребляет врагов, не забывая поглядывать на суперкомпас, точно указывающий местоположение очередной цели. Окружающий его мир мертв от рождения. Деревья не колышутся на ветру, бочки не простреливаются, ящики при попадании в них разлетаются в щепки только в особых случаях. В давно заброшенных домах ярко горят зажженные кем-то лампы и светильники. Иллюзия пребывания на открытом пространстве — не более чем обман чувств: таблички «Minen» четко ограничивают вашу свободу передвижений. Шаг вправо, шаг влево, металлический щелчок — бум! — цинковый гроб. Более-менее правдоподобный фон, лишенный мелких деталей, — вот что такое «вселенная Call of Duty ».

Порой дело доходит до абсурда — при попытке войти в запертый коттедж на одном из первых уровней нас встречают огромные белые буквы: «Вам не следует пытаться открыть двери. Все нужные двери будут открыты». Наш путь — это рельсы, а мы — вагонетка. Как и в Medal of Honor , здесь почти с самого начала складывается впечатление, будто чья-то рука ставит действие на «паузу» и терпеливо ждет, пока главный герой соизволит забраться в окно или завязать шнурки. Вы поднимаетесь из окопа, и огонь всех без исключения пулеметов в округе мигом переключается на вашу скромную персону. Как приятно быть в центре внимания!

Неприятельские «подкрепления» материализуются в наглухо закрытых помещениях, а перестрелки в городах напоминают школьный тир, когда на месте одной картонной «уточки» тут же возникает другая. Супостаты знают, как правильно менять диспозицию, но достаточно глупы, чтобы не забыть высунуть из укрытия какую-нибудь конечность. Процесс курощения гадов здорово облегчает функция «взгляд через перекрестье», взятая напрокат у Operation Flashpoint .

Лишь дважды авторы отступают от придуманных ими же правил и вносят в меню «оборонительные» миссии. Не важно, что мы защищаем: стратегически важный мост или печально знаменитый «Дом Павлова», цель все равно одна — прикончить как можно больше «репопящихся» врагов и продержаться указанное количество минут. Со стороны выглядит презабавно. Пока игрок носится, словно белка в колесе, пытаясь разорваться между отстрелом прущих со всех сторон танков и оравой бешеных фрицев, остервенело колошматящих его прикладами по затылку, напарники, ведомые пришибленным ИИ, бесславно дохнут. Фельдшера под рукой нет, аптечками, кроме нас, никто пользоваться не умеет, за метание гранат парням впору ставить жирный «кол»…

Винтовка на троих

Недостатки дизайна отчасти компенсируются зрелищностью и добротным техническим исполнением. Перебравшись к Activision, сотрудники Infinity Ward получили доступ к сильно модифицированному движку Quake 3 , который уже успел зарекомендовать себя в Return to Castle Wolfenstein 3 . Результат — даже на пересеченной местности, у берегов речек, где плещется симпатичная шейдерная вода, и в местах большого скопления техники действо никогда не превращается в просмотр слайд-шоу. Ваш корреспондент испытал нечто подобное во время штурма Красной площади в Сталинграде, но, к счастью, пытка была короткой.

Будь в CoD только «сингл», итоговая оценка вряд ли поднялась бы выше 70% — линейные овечки Долли, у которых за душой нет ничего, кроме 5-6 часов геймплея да пресловутой «киношности», порядком надоевшей за последние месяцы. За высокий балл следует поблагодарить multiplayer-режим. Интересные карты, традиционно качественная поддержка пользовательских модов, сбалансированное оружие вызывают исключительно приятные эмоции. Настораживают лишь подозрительно квейковская прыгучесть бойцов да отсутствие меню выбора «шкурок», но это, равно как и пониженную «кровавость», вылечат если не патчи, то оч.умелые ручки фанатов — точно.

Корн-поп

Вот так они и живут под одной крышей: яркий, одноразовый симулятор камеры «Стедикам» для любителей незамысловатых развлечений и умело изготовленный «мульти», не дотягивающий, впрочем, до высоких стандартов Battlefield 1942 . Даже если вам нравится что-то одно, заплатить придется за весь комплект.

И не забудьте купить попкорн.

Примечания

1 Эта миссия — чистейшей воды выдумка. В реальности на борту «Тирпица» не было и ноги британских коммандос. Никто не крал оттуда документы и уж тем более не взрывал ценное оборудование. Линкор был уничтожен 12 ноября 1944 года эскадрильей «ланкастеров», сбросивших на корабль три шеститонные бомбы. Рассказ о том, как это было, можно прочитать .

2 А в финале наши войска возьмут Рейхстаг, водрузив на крышу флаг с полотнищем, прикрепленным к древку шиворот-навыворот.

3 По всей видимости, именно из-за Call of Duty была отправлена в утиль РС-версия «сингла» Wolfenstein: Enemy Territory — имея на руках потенциальный клон Medal of Honor и сомнительную бодягу о проделках оживших египетских мумий, Activision выбрала первое.

Игра протестирована на PlayStation 4

Сюжетная кампания Call of Duty: WWII начинается с высадки в Нормандии. Солдаты приближаются к побережью, начинают один за другим гибнуть от пуль противника, а мы потихоньку подбираемся к цели и перебегаем от одного укрытия к другому, пытаясь не умереть (на «Ветеране» этот эпизод оказывается одним из самых непростых). И вся эта миссия, от которой ожидаешь эпичности и зрелищных моментов, сводится к банальной зачистке пяти бункеров. В этот момент понимаешь, что возвращение к истокам все-таки было не лучшей затеей, и хочется сменить военную форму на реактивные ранцы.

Знакомые места

В том, что рассказанная в WWII история оказалась банальной и предсказуемой, можно обвинить и разработчиков, и аудиторию. Первых — за отсутствие изобретательности и желания идти на риски (хотя в таком случае издатель тоже сыграл роль), вторых — за постоянные просьбы вернуться в эпоху, о которой американский разработчик вряд ли сможет рассказать что-то новое. Очевидно, что компания из США будет делать игру о солдатах армии США, особенно когда речь идет о столь популярном шутере. Да и выбирать другие театры военных действий или малоизвестные эпизоды она не станет. Так что, покупая такой блокбастер, не рассчитывайте на выход за пределы стандартного набора из Арденнской операции, освобождения Парижа и битвы на Рейне.

Так что «сюжетка» получилась, мягко говоря, посредственной. Сами миссии более-менее удались — совсем уж скучных заданий нет. В плане режиссуры все они выглядят здорово — не обошлось без спецэффектов, красивых разрушений и замедления времени. Но выбранная эпоха будто бы связала создателям руки — да, они могут посадить игрока за зенитное орудие, в танк или истребитель, но дальше-то как его развлекать? Когда действие разворачивалось в будущем, у авторов была практически полная свобода — не нужно думать о реалистичности, есть все возможности «выгулять» фантазию. В случае со Второй мировой все работает совсем не так.

Штаба, подобного оному в , в новой игре нет, равно как и каких-либо побочных заданий. Прошли одну сюжетную миссию — сразу запускаете новую, и так до конца. В перерывах включаются ролики с участием основных главных героев, но, при всей красоте и качестве видеоряда, они напрочь лишены хоть какой-то оригинальности. Когда раненый молодой солдат, находящийся при смерти, начинает обсуждать с сослуживцами «горячих» парижанок, это уже кажется пошлостью и не вызывает эмоций — такой прием использовался в кинематографе миллион раз еще до того, как самая первая Call of Duty появилась на свет. Да и сами персонажи клишированные: отважный новобранец, безобидный симпатяга, которого не хочется оставлять в беде, суровый сержант… Образы скроены по привычным лекалам и не способны удивить.

С демонстрацией ужасов войны, которыми разработчики до релиза, тоже не задалось. Оторванные конечности бойцов не впечатляют, ведь в мы лишались рук и ног с видом от первого лица, а действовать более тонко WWII не пытается. В геймплее это постарались выразить несколькими элементами: на место регенерации здоровья пришли исцеляющие аптечки, но даже на «Ветеране» ими заваливают на каждом шагу. Чтобы передать дух товарищества, ввели систему взаимопомощи: настреляете несколько десятков врагов, и над головой одного из персонажей появится значок — Цуссман бросит аптечку, Пирсон магическим образом подсветит всех противников в округе, другие передадут немного патронов или пополнят запас гранат. Вроде бы неплохая идея, но кажется какой-то надуманной — и пользы мало, и должного эффекта не производит.

В кампании немало крутых моментов, поэтому пройти ее все же стоит. Но если вы приобретаете Call of Duty исключительно ради нее и не притрагиваетесь к остальным режимам, то повремените с покупкой. Ничего оригинального сюжетная составляющая предложить не сможет — здесь нет ни дополнительных миссий, ни каких-то неожиданных локаций. Одиннадцать заданий вылетят из головы на следующий же день, и ни одно из них не запомнится. Необычной можно назвать лишь одну миссию (и то в ней мы управляем не главным героем), а до и после нее игра на протяжении шести часов будет до смешного похожа на предшественниц — линейные уровни, мазилы-напарники и вездесущие скрипты. Только теперь без прикольных гаджетов в арсенале и двойных прыжков.

Проблемы прошлого

Одиночный режим кажется «недоваренным», и мультиплеер можно назвать таким же. Здесь по-прежнему страдают игроки с хорошим интернет-соединением, а «лагающие» получают преимущество в каждой перестрелке. Попадания могут не регистрироваться, несмотря на появление в перекрестье прицела соответствующего значка. Из-за этого одного врага убиваешь с трех пуль, а другому почему-то нужно четыре или даже пять. Стоит завернуть за угол, как моментально погибаешь, не успев даже прицелиться, — а на повторе видишь, как ты около секунды бегал около оппонента и будто не замечал его. После завершения матча следующий может не запуститься из-за отсутствия таймера. Это уже не говоря о нестабильной работе серверов, из-за которых после релиза не всегда удавалось вообще запустить мультиплеер.

Если в кампании по «джетпаку» и необычной экипировке скучаешь, то в онлайне их отсутствию скорее радуешься. Хаотичность и скорость никуда не делись, а вот бегать по стенам и падать на голову уже никто не будет. При этом совсем уж пресным мультиплеер не назвать — в нем не без удовольствия проводишь время, пока описанные выше проблемы не начинают портить настроение. Стрелять приятно, звучит оружие здорово, а ставить «хедшоты», как всегда, весело. Однако в подавляющем большинстве режимов начинают вылезать недостатки, от которых никуда не деться, а соотношение убийств и смертей достигает совсем уж неприличной отметки, на которую и смотреть-то стыдно.

Спасает в данной ситуации режим «Война», ставший для Call of Duty глотком свежего воздуха. Это разделенная на несколько этапов атака или оборона объектов. Опробовав это развлечение один раз, запускать какие-то другие режимы уже не захочешь. Здесь никого не волнует, сколько противников ты убил и как часто погибал. Главное — захватить бункеры, построить мост, заложить бомбу, сопроводить танк или, наоборот, предотвратить все это. Две команды сражаются друг против друга, наступая с противоположных сторон на конкретный объект, и должны выложиться по полной, чтобы одержать победу. К сожалению, в этом режиме всего три карты, а все остальные доступны лишь при покупке дополнений. Но и на том спасибо — даже далекие от мультиплеера Call of Duty люди наверняка с удовольствием поиграют в «Войну».

Еще одно отличное нововведение — штаб, где можно коротать время между матчами. У Sledgehammer Games с первой попытки удалось сделать то, что Bungie уже несколько лет не удается воплотить в Destiny. Здешний аналог Башни — не просто площадка с расставленными по углам торговцами, а место, где предлагают протестировать бонусы за серии очков и опробовать новое оружие на стрельбище. Для поддержания интереса введены ежедневные и еженедельные поручения, которые вынуждают использовать совершенно разные стили игры. Есть и контракты с качественными наградами, но требования в них порой слишком уж абсурдные — 100 убийств за 40 минут удастся сделать далеко не каждому. За многие из этих заданий выдаются контейнеры со случайными эмоциями, костюмами и частями коллекций для создания особенных видов оружия — лишняя причина почаще заходить в мультиплеер.

Режим «Зомби» на сей раз можно считать самой лучшей составляющей. Пугающая атмосфера удалась, несмотря на стандартный набор средств, — и освещение сделано здорово, и звуки неприятные то и дело раздаются. Заметных геймплейных отличий от прошлых игр серии нет, но по наполнению «Зомби» в WWII кажется интереснее, чем в Black Ops 3 и Infinite Warfare. Возможно, дело в тематике — идея с зомби-нацистами и их истреблением с помощью тесла-пушки абсурдна, но работает. Так что не удивляйтесь, если в этом режиме вы зависнете дольше, чем в остальных. Но и тут все портят баснословные запросы Activision за грядущие карты.

В итоге Call of Duty: WWII получилась именно такой, как многие ожидали. Это действительно возвращение к истокам со всеми вытекающими: кампанией в знакомых декорациях и без новых идей, мультиплеером без лишних наворотов и старыми проблемами, а также незаменимым режимом «Зомби», который на сей раз получился лучше всего остального. Новая Call of Duty — отнюдь не плохая игра, но в Infinite Warfare можно было видеть, как разработчики пытались развить идею с будущим, добавить больше контента и предложить зрелищность, совмещенную с отличным геймплеем. В WWII почти ничего этого нет, да и быть не могло — не та эпоха, не те возможности, не та свобода для творчества. Не совсем понятно, куда двигать серию дальше, но эксперимент с возвращением к окопам и нацистам можно считать не самым удачным.

Публикации по теме