О забайкальских казаках замолвим мы слово. Высказывания о казаках и казачестве Ван Цян и Хуханье

Нашел в сети довольно интересные заметки Врангеля о забайкальских казаках. Подчеркну - заметки. Был и такой дар у этой одиозной личности, как дар слова.

"За время похода я успел присмотреться к казакам. По развитию, сметке, большой находчивости и инициативе, казак далеко превосходить регулярного солдата. Особенно поразительна у него способность ориентироваться. Раз пройдя по какой-либо местности, казак пройдет там же без колебания, в какой угодно туман, в какую угодно темную ночь.

Я выразил раз мое удивление этой способности одному из бурят моей сотни.

«Как идешь куда-нибудь, почаще оглядывайся, – смотри назад; как дорога покажется, такой она и на обратном пути казаться будет, и тогда никогда не ошибешься» , научил он меня, и много раз впоследствии я благодарил его в душе за совет.

Забайкальский казак в высшей степени вынослив, никогда не падает духом, хороший товарищ и легко привязывается к своему офицеру. Он не имеет выправки и внешней дисциплины регулярного солдата, да и требовать от него её трудно, приняв во внимание прохождение им службы, но, отдав приказание, вы можете положиться на казака: он точно и обстоятельно его исполнить. Как кавалерист, забайкальский казак, при настоящей его подготовке, оставляет желать много лучшего. Уход за лошадью у него крайне небрежен, вернее никакого ухода нет, и надо лишь удивляться выносливости и неприхотливости забайкальских коней, могущих выносить подчас крайне тяжелую службу при таких условиях".


"Я часто поражаюсь способности казака помещать невероятное количество всяких предметов на седло и в сумы. В этом отношении он напоминает того фокусника в цирке, который из цилиндра вынимает на ваших глазах кур, кроликов и, наконец, аквариум с рыбами!..

Чего-чего только вы не найдете у казака: тут и китайские улы (род поршней), и пачки китайского табаку, и «лендо» - серп для подрезывания гаоляна, и завернутые в бумагу «цаухагау» - сладкие печенья на бобовом масле. К седлу приторочены несколько кур и уток, а иногда и целый поросенок. Казак удивительно быстро устраивается с закуской; не успеете вы спешить сотню, как уж вода кипит в котелках, и казак «чаюет», или варит суп.

На переходах я люблю идти сзади сотни и наблюдать: сотня втягивается в какую-нибудь деревушку, смотришь – один, другой казак незаметно выезжает из строя и заворачивает в какой-нибудь двор. Оттуда с криком вылетают куры, с визгом под ворота выскакивает поросенок… По выходе из деревни порядок быстро восстанавливается, и лишь несущийся от сотни по ветру пух свидетельствует, что суп будет с хорошим наваром. Я должен засвидетельствовать, что до сего времени не слышал ни одной жалобы на присвоение казаками какого-либо китайского имущества, - я подразумеваю предметы неудобоваримые. Что же касается всякого рода живности или фуража, то безвозмездное присвоение их не составляет в понятии казака чего-либо предосудительного.

Я помню, как неподдельно недоумевал, даже возмущался мой взводный урядник, когда я во время фуражировок платил китайцам за забираемые продукты.

За что же, ваше высокоблагородие, платить им, ведь мы же имущества ихняго не берем, - убеждал он меня, порицая, видимо, в душе мою расточительность. В этом отношении казак не пожалеет и своего офицера: взяты нами консервы, которые мы приберегали для трудной минуты жизни, исчезали как дым. У моего командира сотни были две бутылки красного вина. В один прекрасный день обе оказались пустыми, хотя самыя бутылки были целы и пробки даже не распечатаны.

Где вино! – строго спрашивает у вестового есаул.

Не могу знать, ваше высокоблагородие, однако, вытекло – невозмутимо отвечает вестовой.

После продолжительного, тщательного осмотра оказывается, что дно бутылки незаметно просверлено… Правда, что казак, сам достав что-либо съедобное, непременно с вами поделится, как бы голоден сам ни был".

Примечание : На фотографии льготные казаки 2-го Аргунского полка Забайкальского казачьего войска в период русско-японской войны. Упоминаемый командир сотни - князь Сергей Дмитриевич Оболенский. И специально для любителей истории ЗКВ. Петр Николаевич Врангель в марте-апреле 1904 года некоторое время провел в Забайкалье, в частности в г. Нерчинске. Вот бы кому установить памятную доску, весьма достойный был человек, хотя наши предки, да и мы, про него пели "Белая армия, черный барон, снова готовят нам царский трон...", ведь само по себе участие в гражданской войне, не должно перечеркивать былых заслуг, кого бы то ни было.

Бубнов - Тарас Бульба

В 1907 году во Франции вышел словарь арго, в котором в статье «Русский» приводился следующий афоризм: «Поскребите русского - и вы обнаружите казака, поскребите казака - и вы обнаружите медведя».

Этот афоризм приписывается самому Наполеону, который действительно описывал русских как варваров и идентифицировал их в этом качестве с казаками - как и многие французы, которые могли называть казаками и гусар, и калмыков или башкир. В некоторых случаях это слово вообще могло становиться синонимом легкой кавалерии.

Как мало знаем мы о казаках.

В узком понимании, образ казака неразрывно связан с образом храбрых и свободолюбивых мужчин с суровым воинственным взглядом, с серьгой в левом ухе, длинными усами и папахой на голове. И это более чем достоверно, но недостаточно. А между тем, история казачества весьма уникальна и интересна. И в этой статье мы попытаемся очень поверхностно, но в то же время содержательно разобраться и понять — кто такие казаки, в чем их особенность и уникальность, и насколько история России неразрывно связана с самобытной культурой и историей казачества.

Сегодня очень сложно разобраться в теориях происхождения не только казачества, но и самого слова-термина «казак». Исследователи, ученые и эксперты и сегодня не могут дать определенного и точного ответа — кто такие казаки и от кого произошли.

Но вместе с тем, существует множество более-менее вероятных теорий-версий происхождения казачества. Сегодня их насчитывается более 18 — и это только официальные версии. Каждая из них имеет множество убедительных научных аргументаций, достоинств и недостатков.

Тем не менее, все теории подразделяются на две основные группы:

  • теория беглого (миграционного) возникновения казачества.
  • автохтонного, то есть местного, коренного возникновения казачества.

Согласно автохтонным теориям, предки казаков жили в Кабарде, являлись потомками кавказских черкесов (черкас, ясов). Эту теорию происхождения казачества еще называют восточной. Именно ее и взяли за основу своей доказательной базы одни из самых известных русских историков-востоковедов и этнологов В. Шамбаров и Л. Гумилёв.

По их мнению, казачество возникло путём слияния касогов и бродников после монголо-татарского нашествия. Касоги (касахи, касаки, ка-азаты) - древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X−XIV веках, а бродники - смешанный народ тюрко-славянского происхождения, впитавший остатки булгар, славян, а также, возможно, степных огузов.

Декан исторического факкултета МГУ С. П. Карпов , работая в архивах Венеции и Генуи, обнаружил там упоминания о казаках с тюркскими и армянскими именами, которые охраняли от набегов средневековый город Тана* и другие итальянские колонии в Северном Причерноморье.

*Тана - средневековый город на левом берегу Дона, в районе современного города Азов (Ростовская область РФ). Существовал в XII-XV веках под властью итальянской торговой республики Генуя.

Одни из первых упоминаний о казаках , согласно восточной версии, отображаются в легенде, автором которой был епископ Русской православной церкви Стефан Яворский (1692 год):

«Казаки в 1380-м году преподнесли Дмитрию Донскому икону Донской Богоматери и участвовали в битве против Мамая на Куликовом поле».

По миграционным теориям, предки казаков - вольнолюбивые русские люди, бежавшие за границы Русского и Польско-Литовского государства либо в силу естественно-исторических причин, либо под влиянием социальных антагонизмов.

Немецкий историк Г. Штекль указывает, что «первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV в. все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары. Решающее значение для образования русского казачества имело влияние татарских казаков на пограничье русских земель. Влияние татар проявлялось во всем - в образе жизни, военных действиях, способах борьбы за существование в условиях степи. Оно распространялось даже на духовную жизнь и внешний облик русских казаков»

А историк Карамзин выступал за смешанную версию происхождения казаков:

« Казаки были не в одной Украине, где имя их сделалось известно по истории около 1517 года; но вероятно, что оно в России древнее Батыева нашествия и принадлежало Торкам и Берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там находим и первое жилище Малороссийских Козаков. Торки и Берендеи назывались Черкасами: Казаки - также… некоторые из них, не хотев покориться ни Моголам, ни Литве, жили как вольные люди на островах Днепра, огражденных скалами, непроходимым тростником и болотами; приманили к себе многих Россиян, бежавших от угнетения; смешались с ними и под именем Комков составили один народ, который сделался совершенно Русским тем легче, что предки их, с десятого века обитав в области Киевской, уже сами были почти Русскими. Более и более размножаясь числом, питая дух независимости и братства, Казаки образовали воинскую Христианскую Республику в южных странах Днепра, начали строить селения, крепости в сих опустошенных Татарами местах; взялись быть защитниками Литовских владений со стороны Крымцев, Турков и снискали особенное покровительство Сигизмунда I, давшего им многие гражданские вольности вместе с землями выше днепровских порогов, где город Черкассы назван их именем…»

Не хотелось бы углубляться в детали, перечисляя все официальные и неофициальные версии происхождения казаков. Во-первых — это долго и не всегда интересно. Во-вторых, большинство теорий являются лишь версиями, гипотезами. Однозначного ответа о происхождении и зарождении казаков, как самобытного этноса нет. Важно понимать другое — процесс образования казачества был долгим и сложным, и очевидно, что в основе его были смешаны представители разных этносов. И с Карамзиным трудно не согласиться.

Одни историки-востоковеды считают, что предками казаков были татары, и, что, якобы первые отряды казаков сражались на стороне против Руси в Куликовской битве. Другие, наоборот — утверждают, что казаки уже в то время были на стороне Руси. Некоторые ссылаются на легенды и мифы о бандах казаков — разбойников, основным промыслом которых были грабежи, разбои, воровство…

Так например, сатирик Задорнов, объясняя термин возникновения всеми известной детской дворовой игры «казаки-разбойники», ссылается на «необузданные вольным характером казачьего сословия, которое было «самым буйным, не поддающимся воспитанию российским сословием».

Поверить в это трудно, поскольку в памяти моего детства, каждый из мальчишек предпочитал играть за казаков. А название игры взято из жизни, поскольку её правила имитируют действительность: в царской России казаки являлись народной самообороной, охраняя мирное население от набегов разбойников.

Не исключено, что в первоначальной основе ранних групп казачества находились различные этнические элементы. Но для современников, казачество навевает что-то родное, русское. Вспоминается знаменитая речь Тараса Бульбы:

Первые общины казаков

Известно, что первые общины казаков стали образовываться еще в XV веке (хотя некоторые источники ссылаются на более раннее время). Это были общины вольных донских, днепровских, волжских и гребенских казаков.

Чуть позднее — в 1-й половине XVI века образовалась Запорожская Сечь. Во 2-й половине этого же века - общины вольных терских и яицких, а в конце века - сибирских казаков.

На ранних этапах существования казаков основными видами их хозяйственной деятельности являлись промыслы (охота, рыболовство, бортничество), позже скотоводство, а со 2-й пол. XVII века - земледелие. Большую роль играла военная добыча, позже - государственное жалованье. Путем военно-хозяйственной колонизации казаки быстро освоили громадные пространства Дикого поля, затем окраин России и Украины.

В XVI-XVII вв. казаки во главе с Ермаком Тимофеевичем, В.Д. Поярковым, В.В. Атласовым, С.И. Дежневым, Е.П. Хабаровым и другими землепроходцами участвовали в успешном освоении Сибири и Дальнего Востока. Пожалуй, это самые известные первые достоверные упоминания о казаках, неподдающиеся сомнениям.


В. И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком»

Наполеон о казаках:

«Дайте мне 20 тысяч казаков, и я завоюю весь мир»

Наполеоновский генерал Моранд:

«Какое великолепное зрелище представляла европейская конница, поблескивая золотом и сталью в лучах солнца, сколько задора и смелости!… И эта самая прекрасная конница Франции разбилась и растаяла от действий казаков, которых она считала недостойными себя.»

Французский генерал Де Барт:

«Донские Казаки - лучшие из всех лёгких войск. Россия всегда на войнах извлекала из них максимальную выгоду… Вся многочисленная конница, собранная под знаменем Великого Корсиканца (Наполеона), погибла главным образом под ударами казаков атамана Платова.»

Французский генерал Винцегороде:

Английский генерал Нолан:

«Казаки в 1812-1815 годах сделали для России больше, чем вся её Армия.»

Стендаль:

«Имя казака для французов гремело ужасом,а после парижского знакомства они открылись для них героями из древних мифов. Они были чисты, как дети и велики, как боги».

Александр Васильевич Суворов:

«Казаки - глаза и уши армии!»

Николай Михайлович Карамзин:

«Откуда произошло казачество, точно не известно, но оно во всяком случае древнее Батыева нашествия в 1237 году. Рыцари эти жили общинами, не признавая над собой власти ни поляков, ни русских, ни татар.»

Альфред Кури, немецкий солдат, 1942 год:

«Всё что я слышал о казаках времён войны 1914 года, бледнеет перед теми ужасами, которые мы испытываем перед казаками теперь. Одно воспоминание о казачьей атаке повергает меня в ужас и заставляет дрожать. По ночам меня преследуют кошмары. Казаки - это вихрь, который сметает на своём пути все препятствия и преграды. Мы боимся казаков, как возмездия Всевышнего.»

(из доклада фашистского полковника под станицей Шкуринской):

«Передо мной казаки. Они нагнали на моих солдат такой смертельный страх, что я не могу продвигаться дальше.»

Владимир Путин

«Особо хочу сказать о казачестве. Сегодня к этому сословию себя относят миллионы наших сограждан. Исторически казаки находились на службе у Российского государства, защищали его границы, участвовали в боевых походах Русской Армии. После революции 1917 года казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути – геноциду. Однако казачество выжило, сохранив свою культуру и традиции. И задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи.»

p.s. Перед штурмом русскими войсками Парижа в марте 1814 года вся французская столица, по приказу императора, была оклеена пестрыми лубочными картинками с изображением казаков. На карикатурных лубках они были изображены демонами, поджигавшими дома ни в чем не повинных граждан(см. приложение А,М). Вступавших в Париж казаков встречали толпы горожан, желавших посмотреть на демонов во плоти. Однако вместо чудовищ в город въехали статные наездники с безукоризненной выправкой, обладатели репутации непобедимых воинов, которые получали уважение и почет не только в народе, но и от правителей.

Не случайно, у русского народа зародилась мечта стать похожими на казаков: «Народ казаками мечтает стать» -писал Толстой Л.Н. А сами казаки стремились достичь своего идеала- воина, обладающего личным достоинством, уважением к себе, осознающего свои права.

Роль казаков в исторических и культурных событиях двадцатого века была неоднозначной. Верные защитники трона, казаки стали ассоциироваться с душителями свободы. И после октября 1917 г. казаки были лишены всех прав и привилегий, насильственно депортированы большевиками и советской властью в различные районы обширной России, многие из них были заключены в лагеря, физически уничтожены.

Прав был Л.Троцкий, когда утверждал: «казачество способно к самоорганизации». Импульс к возрождению оно получило в годы тяжелых испытаний – в период войн 1939, 1941-1945 годов. Тогда были сформированы десятки казачьих частей и соединений, показавших примеры мужества, доблести и героизма на всех фронтах, что вновь подтвердило верность казачества Отечеству, их патриотизм и доблесть.

История России неразрывна, неотделима от истории и культуры казаков. Роль казачества в российской истории, без преувеличения одна из самых важных, хоть иногда и противоречивых. История России - одна из самых показательных с точки зрения феноменального образа казачества. Ведь были великие казаки - первопроходцы и открыватели, настоящие патриоты земли русской казаки - защитники отечества, играющие роль «форпоста», богатырской заставы, неся пограничную службу, обороняя и сохраняя целостность России как государства, территории и цивилизации. Бывали и другие - казаки смутного времени. Их имен называть не будем. Но - это история, она все терпит и прощает, лишь бы помнили и не повторяли ошибок.

Казачество принимало активное участие во всех крестьянских войнах и многих народных восстаниях. Начиная с XVIII века, казаки непосредственно участвуют во всех войнах России. Казаки особенно отличились в русско-турецких войнах XVII-XVIII вв., Семилетней войне (1756-1763), Отечественной войне (1812) и заграничных походах (1813-1814), Кавказской войне (1817-1864), Крымской войне (1853-1856), Русско-турецкой войне (1877-1878) и в Первой мировой войне… Казаки в массовом масштабе героически сражались с врагом в период Великой Отечественной войны.

Таким образом, заслуги казачества в развитии русской истории и культуры огромны: они расширили и охраняли границы российского государства, распространяли высокие нравственные идеалы, традиционные ценности, были примером для большинства, формируя непоколебимую стойкость, свободолюбие, честь, и отвагу. Их особый казачий дух оказал большое влияние на формирование русской ментальности. Не случайно к началу ХХ века казачество стало символизировать Российскую империю.

Очерки по истории казачества Дона и Нижней Волги. «Граница породила казачество, а казаки создали Россию». Л.Н. Толстой Волгоградская область является колыбелью трех казачьих войск: Донского, Астраханского и Волжского. У каждого казачьего войска свой путь, своя история, но много и общего. Российское казачество сыграло выдающуюся роль в становлении, территориальном расширении, защите и укреплении государства Российского. За многовековую историю казаками проделана огромная созидательная работа, наполненная многочисленными подвигами и победами, а также невзгодами и потерями, выпавшими на героическую и трагическую судьбу российского казачества. Как особая этнокультурная общность, казаки сумели создать уникальную систему организации и управления, в основу которой были положены демократические принципы народовластия. Опыт казачьего общественного бытия представляет большую ценность и достоин глубокого и продолжительного изучения. В хронологической последовательности данное издание включает в себя важнейшие исторические периоды и события становления, развития, упадка и нового возрождения этнокультурной общности казаков в пределах страны и Волгоградской области. Поэтому изложение материала местного значения дается в тесной увязке с историей Российского государства. На конкретных исторических событиях и примерах показана выдающаяся роль казачьих обществ и отдельных личностей в служении Отечеству, освещаются военно-патриотические традиции казачества Дона и Нижней Волги, богатейший пласт духовной куль- туры, быт и уклад жизни казачества от зарождения до наших дней. Изучение истории казачества родного края во временных рамках I части Очерков призвано обеспечить формирование у молодежи, в том числе казачьей, чувств патриотизма, любви к Отечеству, толерантности, уважения к истории и культуре всех этносов России, укреплению дружбы и сотрудничества между народами нашей страны. Издание включает в себя введение и восемь глав, а также список литературы, использованной при подготовке пособия и рекомендуемой для дальнейшего изучения истории казачества. После каждой главы сформулированы вопросы и задания, нацеленные на закрепление пройденного материала, усиление познавательной активности учащихся путем привлечения к изучению дополнительных источников, включая архивную документалистику, казачий фольклор, художественные произведения и живые свидетельства. Во всех главах издания авторы стремились уделять особое внимание персоналиям, приводить их краткую биографическую справку, давать разъяснение непонятных слов и терминов, иллюстрировать изложение материала соответствующими картами. Издание предназначено в первую очередь для учащейся молодежи, а также для всехинтересующихся историей казачества. Данные Очерки представляют I часть, охватывающую исторический период зарождения казачества Дона и Нижней Волги изаканчивается событиями I мировой войны. И. Толстопятов, к.и.н, доц., засл. работник РСФСР

ВЫСКАЗЫВАНИЯ О КАЗАКАХ И КАЗАЧЕСТВЕ

«Казаки всегда играли важную роль в становлении нашей государственности: служили государству верой и правдой, открывали Сибирь, Дальний Восток, закладывали новые города, развивали экономику нашей большой страны. В наши дни традиции казачества возрождаются. Думаю, что нет смысла говорить о том, что государство заинтересовано в реализации потенциала казачества в нашей стране, в решении тех совместных задач, которые традиционно решались государством вместе с казачеством: естественно, в укреплении нашей страны в целом, в воспитании молодежи, укреплении военно-патриотических традиций. Всё это важно в любой ситуации, но, наверное, особое значение это имеет в период, когда страна подвергается тем или иным испытаниям. И такие испытания, к сожалению, как были, так и продолжаются…». (Из выступления Президента Российской Федерации Д.А. Медведева на встрече с казачьими атаманами 12 марта 2009 г. в резиденции Президента России в поселке Горки).

«Мне очень приятно, что происходит возрождение казачества, возрождение уникальной и самобытной культуры казаков, повышается их роль в жизни государства российского и, что, может быть, самое главное - растет чувство патриотизма, которое всегда было присуще казачеству. Можно без преувеличения сказать, что патриотизм в стране растет, и казаки своей работой и своим отношением к Родине подают хороший пример». (Из беседы Президента России В.В. Путина в ходе встречи с Советником Президента Российской Федерации по делам казачества, Героем России, генерал-полковником Г.Н. Трошевым 30 мая 2007 г.).

«Патриотизм казачества, его преданность национальным интересам становятся в наши дни все более востребованными. Не случайно казаками комплектуются воинские части Министерства обороны, в том числе погранзаставы и корабли флота. Они привлекаются к охране общественного порядка и государственных границ России». (Из приветствия Губернатора Московской области Героя Советского Союза Б.В. Громова к участникам Большого круга казачьих войск Российской Федерации 25 мая 2003 г., в г. Ставрополе).

«Нравственные ориентиры казачьей молодежи остаются прежними: это духовность, это укрепление нашей православной веры, укрепление наших казачьих сил и поэтому, сегодня происходят для казачества, на мой взгляд, грандиозные преобразования. Наш Президент четко дал понять всем силам, всему обществу, о том, что он верит в казачество, о том, что казаки всегда верой и правдой служили Российскому государству, сохраняли Россию и приумножали Россию. И мы, потомки наших знаменитых предков, должны продолжить это важное и нужное дело». (Из выступления Верховного Атамана Союза казачьих войск России и зарубежья, Атамана Всевеликого войска Донского, депутата Государственной Думы Российской Федерации, казачьего генерала В.П. Водолацкого на II -ом Международном съезде православной казачьей молодежи 15-17 мая 2009 г.).

«Опыт, накопленный российским казачеством в охране общественного порядка, в создании кадетских корпусов, казачьих учебных заведений, во взаимодействии с пограничниками, Российской армией и флотом, в охране биоресурсов, экологической деятельности, воспитании подрастающего поколения, должен быть использован и в Астраханской области. Казаки всегда служили, служат и будут служить России…» (Из обращения Губернатора Астраханской области казачьего полковника А.А. Жилкина к делегатам Большого круга Астраханского окружного казачьего общества Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», сентябрь 2007 г.).

«Казачество всегда было одной из общественных сил, влияющих на развитие централизованного государства. Казаки были защитниками страны, со временем превратившись в серьезную военную силу, которую государство использовало против своих противников… Казацкие общины представляли собой род военного братства, связанного узами общины, веры, православия…» (Из обращения Архиепископа Астраханского и Енотаевского, Его Преосвященства Ионы к делегатам Большого круга Астраханского окружного казачьего общества Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», сентябрь 2007 г.).

«Создание условий и стимулов для дальнейшего развития самобытной казачьей культуры, казачьих молодежных военно-спортивных обществ, патриотических клубов, внедрения казачьего образования и совершенствования работы в сфере военно-патриотического воспитания молодежи на героическом прошлом и настоящем - будут являться залогом верного служения нашему Отечеству уже нового поколения казаков». (Из выступления Вице-губернатора – председателя Правительства Астраханской области К.А. Маркелова на I -ом заседании рабочей группы по делам казачества Астраханской области 10 апреля 2009 г.).

Публикации по теме