НОД по обучению грамоте «Звук и буква Ы. Конспект урока "Гласный звук, буква ы"
Наталья Ольшевская
НОД по обучению грамоте «Звук [Ы] и буква Ы»
НОД. Звук и буква «Ы» .
Цели :
коррекционно- образовательные :
Учить детей давать акустико – артикуляционную характеристику
звука «Ы» ;
Формировать умение использовать в речи глаголы единственного и
множественного числа;
коррекционно- развивающие :
Развивать фонематические процессы;
Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
Автоматизировать звук «Ы» в словах, слогах;
Развивать звукобуквенный анализ слогов и слов;
Развивать внимание, память, мышление;
коррекционно-воспитательные :
Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование : зеркала, тетради, карандаши, символ- девочка звук ,
кассы, предметные картинки со звуком (Ы,
разрезные азбуки, наборы для составления схем, корабль - панно;
Ход : I. Организационный момент.
Игра «Повтори цепочку слов» :
антенна – ива – панама; танк – петух – утюг; улыбка – мох – эхо;
индюк – кот – пол; кит – хомяк – угол; ток – мак – тина;
пила – автобус – игла; пирог – усы – иволга; пух – этажи – антенна;
уши – избушка – альбом; апельсин – улитка – дым; дом – кот суп.
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 1. Общее расслабление. Выполнение действий в соответствии с текстом.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
В страну сказок улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять. 2. Развитие общей моторики.
Листья осенние тихо / Дети кружатся на носках,
кружатся, / руки в стороны.
Листья нам под ноги
тихо ложатся, / Приседают.
И под ногами шуршат, / Движения руками вправо,
шелестят, влево.
Будто опять закружиться / Поднимаются,
хотят. / кружатся.
3. Развитие мелкой моторики.
Чтоб красиво нам писать Ох, ох, – что за гром
Надо глазки упражнять. (руки к щекам)
Вместе пальчики сведём, Муха строит новый дом
И гимнастику начнем, (имитация движения молотка)
Вправо – влево, Молоток стук, стук, стук -
Вправо – влево, Помогать идёт петух.
Вверх и вниз
Посмотрим смело.
А потом по кругу. Да?
Разбежались кто куда!
4. Массаж лица. Проводится с проговариванием.
Водичка, водичка, Чтоб щёчки краснели,
Умой моё личико. Чтоб смеялся роток,
Чтоб глазки блестели, Чтоб кусался зубок.
5. Развитие мимических мышц.
Как хорошо, когда вы - улыбаетесь.
Как хорошо, когда вы - удивляетесь.
Но как, же нам невесело,
Когда вы сердитесь и огорчаетесь.
6. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.
- для челюсти : рот открыть, движение нижней челюсти вправо-влево;
- для губ : изобразить губами произношение гласных звуков : А,У, Ы, И, О;
- для языка : прятать кончик языка за верхние, затем за нижние зубы
(4 раза) ; «пароход гудит» (Ы – Ы – Ы) .
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте .
1. Логопед называет один предмет, а дети много :
Шар – шары сноп – снопы дрозд – дрозды
Куст – кусты пруд – пруды боб – бобы
Нос – носы шарф – шарфы гол – голы
Ус – усы столб – столбы
Как вы думаете, какой звук чаще встречается в этих словах? (Звук «Ы» .)
Объявление темы.
Сегодня мы с вами познакомимся со звуком и буквой «Ы» .
2. Акустико – артикуляционный образ звука .
Характеристика звука : звук «Ы» - гласный, произносится голосом,
при произношении звука «Ы» язык находится глубоко во рту.
Произношение изолированного звука «Ы» хором, индивидуально
(вслед за логопедом) .
3. Автоматизация звука в слогах , словах.
Игра «Живые звуки »
Произносятся слоги ЫП, ПЫ. После звукового анализа слога ЫП –
выходят двое детей и выбирают, какими звуками они будут
(например, Вика – звук Ы , а Дима – звук П ) и фишки соответствующих
Цветов (Вика – красную, Дима – синюю) . Дети проверяют правильность
их выбора. То же самое со слогом – ПЫ. (ЫТ – ТЫ) .
Составление слогов из букв разрезной азбуки .
ПЫ – ТЫ – КЫ – КА – КО – КОТ – КИТ – ТИК
IV. Физкультминутка «Ананас похож на шишку…»
V. Связь звука и буквы .
1. Найдите, букву «Ы» среди других букв , которые плывут на
Корабле, панно (А, У, И, Э, П,Т, К, Ы) .
А бедняжка буква – Ы
Ходит с палочкой – увы.
Прописать букву в тетрадях .
VI. Упражнения по развитию лексико – грамматической стороны речи .
Ветер дует, а ветры (дуют)
Птица улетает, а птицы …
Лист желтеет, а листья …
Дождь моросит, а дожди …
Цветок увядает, а цветы …
Холод наступает, а холода …
Урожай созревает, а урожаи …
Лист падает, а листья …
VII. Итог занятия и оценка работы детей.
С каким звуком мы сегодня познакомились?
Дайте характеристику этому звуку .
Игра «В каком слове спрятался звук «Ы» .
Я назову 3слова, а вы только слово со звуком «Ы» .
Мошка – мышка – мушка
Ложка – душка – вышка
Кошка – пушка – пышка
Тыква – точка – тучка
Кружка – крышка – крошка
Рыба – рак – рама
Публикации по теме:
Тема: Звук и буква «Й» Программное содержание: -Познакомить детей с буквой И КРАТКОЕ и звуком Й -Закреплять: знания о гласных и согласных.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» МКДОУ ЦРР ДС №37 с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края. Конспект НОД По обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Ш]. Буква Ш». Конспект НОД по обучению грамоте «Согласный звук [Ш]. Буква Ш». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Г» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук и буква «Г» Цель: создание условий для обеспечения осознания и усвоения.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ж] и буква Ж» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 комбинированного вида» Конспект занятия по обучению грамоте в.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13
Конспект урока обучения грамоте
«Буква Ы»
1 класс
Выполнила:
Кулашкина Алена Николаевна,
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №13
Сургут
2016
- Самоопределение в деятельности.
Прозвенел звонок
Начинается урок
Мы за парты сели ровно
И к работе всё готово
Мы гостей сегодня ждали
Их с волнением встречали
И должны вам показать
Как учимся читать
Думать, мыслить, отвечать.
- Актуализация знаний. « Да-нетка».
- Сегодня четвертый день недели?
- Октябрь - середина осенней поры.
- Пышный пестрый ковер, устилающий землю осенью - это снегопад?
- Можно ли осенью встретить паутину, которая летает?
Проверим, что получилось? (схема слова).
Схема к какому слову получилась?
А поможет нам кленовый листочек. Рос он, радуясь ласковому солнышку и теплому дождику. Незаметно к большому и красивому клену подошла художница Осень. Она достала волшебные краски и стала одевать листья клена в красивые наряды:
В какие краски она стала одевать листья? желтые, оранжевые, красные. Но художница Осень не расcчитала и капнула на листочек слишком много краски. Листочек не выдержал, оторвался от ветки и стал падать. Листочек ухватился сразу за паутинку и стал качаться как на качелях. «Ах, сообразительный Листочек»,- подумала художница Осень и улыбнулась.
Догадались, что это за слово? Позовём осень.Осенний ветер-озорник подул и переворошил все буквы. Кто сможет их прочитать?
Вернем буквам первоначальный вид. Прочитайте.
Какие звуки они обозначают?
- Постановка целей и задач урока.
Определим, в каком порядке будем работать на уроке.
- Звукобуквенный анализ слов.
- Знакомство с новым звуком и буквой.
- Составление предложений.
- Чтение текста.
4 .Знакомство с новым звуком и буквой.
Кто спрятался под листочком.
Маленький зверёк, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.
Желтый, круглый, весь из дыр
Любят мыши вкусный ….. Что больше всего любят мышки?
Как произносится звук?
Вывод: звук Ы гласный.
Какой наряд будет у звуковичка?
У художницы Осень есть альбом. Сейчас я буду листать его. Если увидите новую букву, хлопните в ладоши.
На что похожа буква Ы?
А вот шагает буква Ы.
Без Ы не выучитесь ВЫ.
Ф.М.
Мышка в норку забралась….
Предлагаю вам изображение, в котором вам надо разыскать букву Ы и раскрасить в цвета осенних листьев? Вывод: Буква Ы обозначает….
5. Чтение слогов и слов с новой буквой.
Прочитайте слоги с буквой Ы. Как произносится согласный звук, когда рядом звук Ы?
Какую работу выполняет звук Ы, когда стоит после согласного?
Рассмотрите изображения.
Назовите слова, в которых данный звук слышится в середине слова. В конце слова.
Прочитайте первый столбик слов про себя.
Прочитайте первую пару слов. Что такое «Тропа»? Сколько лесных дорожек это слово обозначает? Тогда говорят, что слово употребляется в единственном числе! Чем различаются эти слова? «Тропы»- множественное число. И помогает нам в этом буква Ы!
Поработаем в парах . Игра «Один-много ». Что получилось.
В какой части слова слышится звук Ы?
Продолжим чтение.
- умеренно спокойно
- тихо ласково
- радостно
- с удивлением
- гордо бодро
- с вопросительной интонацией
Ф.Мин. Давайте поиграем в игру «Превращения»
Какие это деревья. Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Вы - дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулачки. Ветер едва-едва раскачивает дубы. Они стонут «Ы-Ы-Ы». А сейчас превратились в березы и осины. Их раскачивает легкий ветерок. Они поют высоким голоском «ы-ы-ы».
Вывод:…..
А вот придумайте слова, в которых звук Ы стоит вначале слова. Получилось?
Я не знаю, в чём секрет,
Слов на эту букву нет,
Только буквЫ все важнЫ,
МЫ запомним букву…
Вывод: Буква Ы может стоять вначале и в середине слова.
Работа над текстом «Лесная хатка».
Листочек приглашает вас в гости к одному лесному жителю. Угадайте кто это?
Из деревьев сделал хатку.
Всё в ней просто, по порядку -
И в воде, и над водой!
Кто построил дом такой?
Кто загадку отгадает,
И строителя узнает?
Посмотрите на иллюстрацию.
Кто из вас видел бобра? Где его можно увидеть?
Бобры храбры идут в боры. (разминка)
Тихо, медленно.
Громко,восторженно.
Сколько слов в предложении. Составьте схему предложения.
Почитайте название.
Как вы понимаете «хатка»?
Хатка - жилище уютный, маленький дом. Странно, почему же это лесная хатка ?
Догадались, почему хатка-лесная?
А зачем в доме щели затыкать?
Как же в неё зайти, если нет ни окон не дверей?
Кто же живет в этой странной хатке?
КОНОПАТИЛИ - значит замазывали щели, чтобы не поддувало зимой.
Почему слова «рубили» «распиливали» даны в ковычках?
Повторное чтение.
Из чего бобры строят хатку?
Если нет ни окно, не дверей, Значит, есть такая необходимость. Бобер так спасается от врагов.
Какие новые слова вы встретили в тексте?
Какой хитрец бобер - вот так построил себе домик!
Николай Иванович Сладков.
Что интересного вы узнали о жизни бобра?
1. Бобер- «король грызунов». Длина его тела достигает 70 сантиметров. Весит зверь почти 30 кг. Живут бобры до 25 лет.У этих зверей всё удивительное- и зубы, и шуба, и хвост.
2. Чудо первое – бобровые зубы. Бобры знамениты умением подгрызать и сваливать деревья. Чудо второе - шуба. Для бобров важно чтобы мех не пропускал воду. Ведь бобры много времени проводят в воде. Прекрасно плавают и ныряют.
3. Чудо третье - бобровый хвост. Хвост служит бобру и веслом и рулём. Хвост даже спасает ему жизнь.
4. Чудо четвертое- хатки. Снаружи хатка выглядит рыхлой кучей сухих веток. А на самом деле она очень прочная. В хатке бобры живут ни один год.
Бобры – очень интересные животные. Из – за ценного меха 30 лет назад численность бобров резко сократилась. Ученые наблюдали за жизнью бобров. Создали заповедники. Делали все, чтобы сохранить их численность. И даже сами строили домики-хатки, которые бобры с удовольствием занимали.
В каком порядке работали на уроке.
- Звукобуквенный анализ слов.
- Знакомство с новым звуком и буквой ы.
- Составляли предложения.
- Читали текст «Лесная хатка».
- Рефлексия. «Оживи листочек» Сегодня я узнал…
У меня получилось…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Мне было трудно…
Буква «Ы, ы» является 29-й в русском и 28-й в белорусском алфавитах, представляет собой лигатуру. Отсутствует в иных национальных кириллических славянских алфавитах (древние звуки [и] и [ы] в современных языках южных славян давно совпали, но из болгарского и сербского алфавитов букву Ы исключили лишь в XIX в.; а в алфавите украинском пара И/І применяется вместо Ы/И). Употребляется также во множестве других письменностях на кириллице.
История буквы
Буква Ы в церковно- и старославянской азбуках именуется еры́ (ц.-с.) или ѥры (с.-с.), значение его не ясно, но очевидно оно родственно именам букв Ь (ерь) и Ъ (еръ). В самых древних формах кириллицы и глаголицы буквы Ы, вероятно, не было; в последующих она формируется путем объединения знака Ь или Ъ с символом И или І (в памятниках старославянской письменности можно встретить все палитру комбинаций диграфа; в древней кириллице детали буквы также могли соединять чёрточкой).
В самом «классическом» виде Ы глаголическая имеет вид , а кириллическая — ЪІ (если иметь в виду древность, до XIV века), позднее, как и сейчас, выглядит как Ы (в т.ч и в церковнославянском языке). Буква Ы в кириллице считается обычно по порядку 30-й, в глаголице - 31-й. Не имеет числового значения.
Современная форма с конца XIV века проникла в русские рукописи из рукописей балканских (южнославянских). Обозначаемый буквой «ы» гласный ɨ был ещё в праязыке славян. Зачастую происходит из длительного звука *ū , что объясняет чередование ы/ов, ы/у и т. д.: крыть — кров, слы́шать — слу́шать.
Употребление Ы
В русском языке
Буквами Ы и И, стоящими после большего числа согласных отражается такое фонетическое явление, как смягчение согласных: следи — следы, бить — быть, грози́ — грозы́, вить — выть, клик — клык, сир — сыр, пил — пыл, сосни́ — сосны́, мило — мыло, сгори — с горы, графи́ — графы́, ти́кать — ты́кать.
После мягких и твёрдых шипящих в сочетаниях ШИ, ЧИ, ЖИ, ЩИ применяется не Ы, а буква И, так как в древние времена шипящие произносили мягко и после них писались лишь мягкие гласные, правда, уже тогда от этого стали отступать.
Позже, в ряде случаев, после шипящих начали писать Ы (чтобы отличить схожие, но разные по смыслу формы слов). Написание шипящих с И было всегда основным; основным стало оно и в русском языке. Отступление от этих правил допускаются в иноязычных названиях и именах: Чыонг Тинь, Жылыойский район, Шымкент.
Исторически сложились более сложные правила употребления букв И и Ы после буквы Ц, у которой мягкость тоже не зависит от контекста. Они приведены в статье «Буква Ц».
После Г, К, Х, гортанных согласных, бывающих как мягкими, так и твёрдыми, Ы все же, почти не пишется. Объяснение кроется в истории: в старину данные согласные смягчаться не могли; вернее, вместо смягчения они трансформировались в шипящие (сто́льный —от стол, но, ве́чный — от век, пушно́й — от пух, дру́жный — от друг) либо свистящие (ср. с оборотами речи в ц.-с.: на воздусях ← воздухъ, во облацех ← облакъ либо (почить) в Бозе ← Богъ; подобное чередование осталось, к примеру, в склонении в украинском языке: мука — на муці, муха — на мусі, нога — на нозі,) и применялось исключительно с Ы.
Позднее в русском языке Ы в данной позиции переходит в И. Сейчас сочетания кы, хы, гы попадаются в просторечии и звукоподражаниях (Маркыч, Олегыч, Аристархыч, кыш, Кыся, гыгыкать), или в заимствованных и вообще в разных иноязычных названиях и именах (акын, кок-сагыз, такыр, Кызыл, Мангышлак, Архыз).
Также лишь в звукоподражаниях Ы встречается в началах слов и после гласных, заимствованиях и именах собственных (ых, ыкать; Ыгыатта, Джайаыл, Хабырыыс, Ыджыдпарма, Суыкбулак, ынджера, ыр), хотя в начале слова звук [ы] совсем обычен, если оно начинается на И, и без паузы следует за словом с окончанием на твердую согласную (Иван [Ы]ваныч, вот [ы] всё).
То же фонетическое явление, только на стыках приставки и корня отражено на письме (cыграть, подытожить, безымянный), исключая иностранные приставки (напр., постинфарктный, ср. - предынфарктный), приставки на шипящие и гортанные (сверхизысканный, межигровой) и слово взимать со всеми его производными.
Можно букву Ы после Й встретить лишь в транслитерации иноязычных имен и названий: Чыйырчык, Тайынша.
Вероятно, после Ь и Ъ буква Ы вообще не встречается (но, теоретически в транслитерации и транскрипции не запрещена).
В церковнославянском языке
Применение букв И (І) и Ы приближено к русскому, но иногда является отражением старославянской ситуации:
Применение И и Ы после большего числа согласных фонетически обусловленное и смыслоразличительное (бити — быти и т. п.); но, в склонениях одних и тех же слов, в отличие от русского, можно одновременно встретить окончания -ы и -и: раби (им. пад. множ. ч. от рабъ) — рабы (вин. и твор. пад. множ. ч.);
В ц.-сл также произощел упоминавшийся выше переход кы, хы, гы в ки, хи, ги, т. е. не бывает после гортанных Ы;
И И, и Ы ставят после шипящих; произносят их одинаково, отличие лишь в смысле: мужи́ (им. пад. множ. ч. от мужъ) — мужы́ (вин. и твор. пад. множ. ч.); юноши (род. и дат. пад. ед. ч. от юноша) — юнѡши (им. и зват. пад. множ. ч., а также им., вин. и зват. пад. двойств. числа) — юношы (вин. пад. множ. ч.); нищимъ (твор. пад. ед. ч.) — нищымъ (дат. пад. множ. числа) и т. п.;
Лишь в заимствованиях пишется ци (перед гласными ці) (Кѡнстанція, Цицеронъ);
После приставок, оканчивающихся согласной И может превращаться в Ы или не превращаться в него; может также писаться вместо Ы с ъи (подъимати/подымати, но ѿимати с И), для различных корней и приставок преобладающее написание может отличаться.