Мясопустная родительская суббота, особое поминовение усопших перед великим постом. Вселенская мясопустная родительская суббота

Вселенская родительская мясопустная суббота является одним из главных дней, когда православные христиане поминают своих усопших родственников. Этот день крайне важен для всех верующих.

Родительская мясопустная суббота отмечается незадолго до начала Великого Поста.

Масленичная неделя, несмотря на разгульное и счастливое времяпровождение, требует соблюдения некоторых правил, в том числе подготовку к воздержанию и покаянию. Еще в древности говорили, что если будешь поминать смертный час, не будешь грешен. Поэтому мы свято чтим заветы наших предков и во Вселенскую субботу отдаем дань памяти усопшим.

Смысл родительской субботы

Вселенская, то есть всеобщая, суббота — время единой панихидной службы по всем покинувшим этот мир. Родительской суббота названа потому, что мать и отец являются ближайшими родственниками, а в первую очередь принято молиться о покое своих близких. В этот день церковь разрешает молиться и за людей, чья жизнь оборвалась по собственной воле, и за тех, кто без вести пропал и не предан земле. Также церковь поминает всех живших во время страшного суда Христова и тех, кто защищал его от нападок неверующих.

Мясопустная суббота — древнейший праздник поминовения всех погибших православных, которые были невинно убиты и замучены за истинную веру в Христа. 18 февраля — день, который напоминает о Великом Суде, времени встречи с Богом. Церковнослужители дают каждому шанс на очищение и спасение души от страшных грехов, чтобы быть честным и чистым перед собой и Господом нашим. Завет апостола Иакова молиться друг за друга во имя исцеления относится не столько к телу, сколько к душе. Ведь именно она является средоточием всех людских благодетелей и отражает их эмоциональное и физическое состояние. Именно мы можем помочь своим близким молитвами, собравшись вместе и вознеся единую молитву Высшим Силам. В родительскую субботу также принято щедро раздавать милостыню.

Молитва в Мясопустную субботу

«Господи Спаситель! Ты искупил всех людей своей кровью, избрал нас оружием для своей смерти от мести горькой и завистливой. Воскресением своим чудесным даруешь нам жизнь вечную. Упокой, Господи, души наших родственников, покинувших бренный мир и вознесшихся в Царствие Небесное. Молимся мы и за всех, кто покинул тело свое, обретя вечный покой. За простой люд, за царей, церковнослужителей, самоубийц и военных, праведных и заблудших. Спаси, Господи, души их светлые и вознеси к себе в Царствие Небесное. Возносим молитву единую и за души ныне живущих. Избавь их от страхов и пороков душевных, наставь на путь праведный и не покинь заботой своей до самой кончины. Аминь»

Молитвы всех молящихся сливаются единым потоком и слышимы на Небесах. В этот великий день души всех умерших обретают шанс вознестись к Господу Богу. Души грешников, вольных и невольных, также очищаются. Мы молимся и за утонувших, и за погибших от несчастного случая, и убитых, за весь род людской, потому что нет различий между людьми — все мы едины перед Отцом нашим.

Традиции на родительскую субботу

В этот день традиционно готовят кутью — особое блюдо для поминовения умерших. Кутья — символ покинувшего мир живых человека. Зерно для хлеба кладут в землю, оно истлевает, давая плоды, которые мы пожинаем для приготовления пищи. Так и человек должен быть предан земле, чтобы тело истлело, а бессмертная душа вознеслась в Царствие Небесное. Кутья также служит символом захоронения всех, кто по разным причинам не был предан земле, и чей дух мечется, не имея возможности покинуть этот мир.

Угощение готовится из зерна, в основном из пшеницы, которую замачивают на несколько часов. Используют также перловую крупу и рис. Каша должна получится не переваренной, рассыпчатой, чтобы зерна были отдельно и не сминались. Заправляют кашу сухофруктами, орехами, семенами подсолнечника, маком, мармеладом — кто что предпочитает. Блюдо поливают медом или сахарным сиропом. Кутию обязательно освящают в церкви на панихиде по всем усопшим.

Вселенская родительская мясопустная суббота служит не только днем памяти по всем усопшим, но и днем замаливания грехов и искреннего раскаяния. Помните, что честным нужно быть прежде всего перед собой и своей совестью. Живите в мире и ладе друг с другом.

Мясопустная родительская суббота - этот день может называться еще Вселенской родительской субботой. Для православных христиан является особенным. Семь родительских суббот насчитывает церковный календарь, но исключительно мясопустная и Троицкая называются Вселенскими. Все родительские субботы, не считая субботы поминовения погибших воинов, имеют плавающие даты. Предпоследняя суббота перед Великим постом, мясопустная суббота, тоже имеет переходящую дату. Православный календарь говорит нам о том, что великая мясопустная родительская суббота в 2019 году придется на 2 марта.

Во всех православных храмах служится вселенская панихида. Верующие подают церковные записки с перечислением имен усопших близких и приносят в церковь продукты питания (канун). Как правило, это могут быть любые продукты, за исключением мясных и рыбы, а также церковное вино кагор , который используется для совершения обряда литургии и символизирует жертвенность Христа. Это добрая традиция православия, где всегда приветствуется забота о ближнем и облегчение бремени людей, служащих в храме.

Отличие мясопустной родительской субботы от остальных поминальных суббот заключается в том, что в этот день верующие люди поминают не исключительно своих родных и знакомых усопших, а вообще всех преждевременно почивших в православной вере, независимо от их родственной близости. Поэтому и называется эта поминальная суббота Вселенской. Богоугодным делом считается подавать милостыню.

После службы, как правило, православные верующие могут посещать кладбище. Зачастую на кладбищах можно наблюдать за людьми, принимающими пищу и распивающими спиртные напитки возле могилок своих родственников. Это противоречит всем христианским традициям и порицается Церковью. Самым благим поступком в этот день будет вознесение молитвы о покойных. Ведь только молитвой православный верующий может выразить свою любовь, скорбь и заботу об ушедших людях.

Предшествовать поминальной трапезе в мясопустную родительскую субботу должна кутья , освященная в храме. Она готовится из любых зерновых культур, меда, изюма, мака, чищеных семян подсолнечника, орехов. Кутья - очень символичное блюдо в православии. Зерно говорит о всеобщем воскрешении и возрождении, а сладость о блаженствии в будущей жизни. Традиционно хозяйкой накрывается стол с нечетным количеством подаваемых блюд.

Очень часто православные верующие задаются вопросом в мясопустную неделю что можно есть. Можно сказать, что в этот день можно есть все то, что допустимо употреблять христианину вне поста. Поэтому на вопрос, можно ли есть мясо в мясопустную родительскую субботу, дается положительный ответ. Однако знающие люди все-таки рекомендуют в этот день поститься. Пусть ваша пища в этот день будет скромной, постной, не праздничной.

Употребление спиртных напитков в этот день считается недопустимым (за исключением небольшого количества кагора) и является пережитком язычества. В целом же, меню мясопустной субботы может включать в себя любые блюда.

Первая, в году, Вселенская родительская суббота приходится на Мясопустную седмицу. В этот день Церковь вспоминает усопших и поминает всех умерших от времен Адама. Служба в эту субботу так и называется:

«Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

Всецерковное поминовение во вселенскую родительскую субботу (и в другие поминальные дни) напоминает нам о необходимости спасения всех людей — живые молятся за умерших братий и сестер. Мы своей заботой о них служим во спасение их душ, этим же поминовением мы помогаем и самим себе. Ведь мы все – братья и сестры, живем в одном мире, в одной Церкви, у нас один Отец.

Почившие люди, за которых мы молимся – мертвы, но мертвы только их тела, а не души. Души живые, а значит, время для покаяния у них еще есть.
И у всех нас, живых и мертвых, есть еще время до Страшного Суда, но правда никто не знает, хватит ли его для покаяния. Своими усердными молитвами мы можем помочь усопшим разбудить себя и успеть покаяться. Чудеса случаются и с нами, ведь молитвы потихоньку действуют на нас, мы сами незаметно очищаемся от зла и начинаем любить людей.

На поминальной трапезе существует одно обязательное блюдо – кутия.
Кутия или коливо — это сваренная пшеница, смешанная с мёдом. Это блюдо символизирует Воскресение умершего.
Для того, чтобы зерно дало колос, оно сначала должно истлеть. Также и тело человека сначала истлевает, чтобы потом восстать для Будущей жизни. (1 Кор. 15, 36-38; Ин. 12, 24). Мёд означает сладость благ в будущей жизни.

Приготовление кутии: необходимо замочить зерно пшеницы (можно рис или не дробленую перловую крупу), а потом сварить из него кашу, чтобы каждое зернышко было по отдельности. В кашу следует добавить наполнитель, обычно это мед и изюм. Также можно добавлять сухофрукты, но сначала их надо распарить и измельчить, а еще орехи, семечки, мак, фрукты, все зависит от вашего вкуса. Вместо меда можно добавить сахарный сироп. Все ингредиенты надо перемешать, положить в миску и отнести в Церковь на панихиду и там кутию освятить.

НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ

Неделя – это старинное название воскресения. Произошло оно от соединения слов “не” и “делать”, в этот день люди отдыхали и ничего не делали.
Последний день мясопустной седмицы – мясопустная неделя (воскресенье). В этот день перед , еще можно по Уставу употреблять в пищу мясные продукты. Мы последний раз едим мясо и «отпускаем» его. Отсюда и название — «мясопустная».
Но на следующий день строгий пост еще не начинается, всю следующую седмицу в пищу можно употреблять сыры и молочные продукты — начинается Сыропустная седмица, Масленица.

Таким образом, осуществляется постепенная подготовка человека к самому строгому Великому посту, даже в мясопустную седмицу, по средам и пятницам мясо есть уже нельзя, поэтому эту седмицу в народе раньше называли «пестрой».
По приметам, в «пеструю» седмицу нельзя было играть свадьбы, в это время начинают готовиться к Масленице, делают уборки в домах, приглашают гостей.

НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ

В мясопустную неделю (воскресенье) вспоминается Страшный суд (Мф. 25:31-46). Церковь напоминает людям об их грехах, о том, что для спасения наших душ нельзя быть беспечными, нельзя забывать, что в деле спасения нужно уповать на милость Божию. Неотвратимость наступления Страшного Суда подтвердил и Сам Спаситель:

«Наступит время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло в воскресение осуждения» (Ин 5:28-29).

Все умершие люди оживут, каждый предстанет перед Господом, и обязательно ответит за свои дела, которые он совершал в течение своей земной жизни.
Если добрых дел будет больше – душу этого человека ждет слава и жизнь блаженная, а если злые – вечное осуждение.

Первое пришествие Господа на Землю прошло очень скромно. Он Своим примером показал нам то, какими должны быть люди – смиренными, кроткими и добрыми. Именно поэтому, Спаситель позволил Себя распять, чтобы никто во время Второго Пришествия, на Страшном Суде, не смог упрекнуть Господа в несправедливости и предвзятом к нему отношении.
Для каждого из людей этот день и на самом деле страшный, нет людей без грехов. Все тайные, невидимые поступки и желания станут явными, и нам не на кого будет надеяться, все получат по делам своим.

Во время Страшного Суда никто не спросит о том, как мы молились, как постились, какие книги духовные читали, как часто и искренне исповедовались и т.д. Все это будет совершенно неважно, по сравнению с тем, какими мы были людьми по отношению к окружающим нас людям.

Евангелие от Матфея, гл. 25, 31-46

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

В Церквях проводятся вселенские панихиды — читаются молитвы об отпущении грехов и даровании вечной жизни.

Заупокойная служба в этот день называется: "Память, совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших".

Мясопустная

Православная Церковь отмечает этот день в субботу, за неделю до начала Великого поста. В 2017 году Великий пост начнется с 27 февраля.

Мясопустной субботу называют, потому что следующее за ней воскресение именуют "Мясопустной неделей" — день, в который последний раз перед Великим постом разрешена мясная пища. Воскресенье называют также Малой масленицей, так как предшествует масленичной неделе.

Это первая родительская суббота в году (в церковном календаре их семь), когда в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан. Все, кроме одной (9 мая — Поминовение усопших воинов), имеют переходящую дату.

В эту родительскую субботу особенно молятся за тех, кого настигла безвременная смерть в чужой стране, вдали от родных, в море, в горах, от голода или инфекционных болезней, в сражении, во время стихийных бедствий, кто не успел покаяться перед смертью, и над кем не было совершено погребального обряда.

Святая Церковь, основываясь на апостольском учении, установила совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, где, когда и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился ее молитв.

История

Мясопустная родительская суббота — одна из самых древних по происхождению. Специальная Вселенская суббота упоминается еще в V веке в преданиях Саввы Освященного, однако есть доказательства и более раннего празднования этого дня.

Согласно преданию, в этот день, еще гонимые и никем не признанные, христиане собирались вместе, чтобы почтить память замученных и казненных братьев и сестер по вере, не получивших должного погребения.

Этот день был выбран не случайно — воскресенье после Мясопустной субботы посвящается напоминанию о Страшном суде Христовом, который будет над всеми людьми при Его втором пришествии, и когда определится вечная участь каждого человека.

© photo: Sputnik / Алексей Даничев

Роспись "Страшный суд" (художник Ф. Бруни) над залом Исаакиевского собора

Во время службы вспоминают притчу о Страшном суде живых и мертвых, чтобы человек помнил, что за совершенные греховные деяния придется ответить во время Суда.

Поэтому Церковь и установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о их помиловании. Таким образом, Церковь каждому дает шанс на спасение души.

Родительская суббота

Это дни особого поминовения усопших. В эти дни в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан.

Название "родительская" скорее всего произошло от традиции называть покойных "родителями", то есть отошедшими к отцам. А еще потому, что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей.

Среди родительских суббот особо выделяют Вселенские, в которые православная Церковь молитвенно поминает вообще всех усопших. Таких суббот две: Мясопустная и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы, в 2017 году выпадает на 3 июня). В эти два дня совершаются особые богослужения — вселенские панихиды.

Остальные родительские субботы не относятся к вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей.

Традиции

Накануне родительской субботы, то есть вечером в пятницу, в православных храмах служится великая панихида, которую также называют греческим словом "парастас". А в субботу утром, служат заупокойную Божественную литургию, после нее — общую панихиду.

В этот день следует поминать своих усопших родителей в церкви — люди подают записочки с именами близких умерших и молятся за упокоение их души в загробном мире.

По старой церковной традиции, прихожане приносят в храм постные продукты и вино для совершения литургии, которые освящаются во время богослужения, и позже раздают тем, кто пожелает. Также в этот день принято подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.

После посещения храмов православные отправляются на кладбище, читают молитвы за упокой души умерших родственников, приводят в порядок могилы.

Священнослужители считают, что в этот день важнее отстоять богослужение в храме, чем поехать на кладбище, так как умершим родным и близким людям гораздо важнее наша молитва, чем посещение могилы.

Но, если нет возможности в эти дни посетить храм и кладбище, можно помолиться об упокоении почивших дома.

Обычаи

На Руси народные традиции поминовения умерших людей несколько отличались от церковных. Простой люд шел к могилкам родственников перед большими праздниками — накануне Масленицы, Троицы, Покрова Пресвятой Богородицы и дня памяти Святого великомученика Димитрия Солунского.

Больше всего в народе почитали Дмитриевскую родительскую субботу. В 1903 году император Николай II даже издал указ о совершении особой панихиды по павшим за Отечество воинам — "За веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим".

© photo: Sputnik / Юрий Кавер

На Украине и в Белоруссии дни особого поминовения усопших называли "Дедами". Таких "Дедов" было до шести в году. Народ суеверно считал, что в эти дни к семейной поминальной трапезе незримо присоединяются все умершие родственники.

По древнему обычаю, в родительские субботы было принято вкушать кутью — обязательное блюдо поминальной трапезы. Сладкую кашу обычно готовили из целых зерен пшеницы или другой крупы с добавлением меда, а также изюма или орехов. Правда сегодня мало кто следует ему.

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Материал подготовлен на основе открытых источников.


Суббота мясопу́стная. Вселенская родительская суббота.

Мц. Ага́фии. Иконы Божией Матери, именуемой «Взыска́ние поги́бших». Свт. Феодо́сия, архиеп. Черни́говского (службу зри 9 сентября).

Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших. Служба по Октоиху и Триоди. Служба попразднства Сретения Господня отменяется: «А́ще ли бу́дет попра́зднство Сре́тения в суббо́ту мясопу́стную, тогда́ слу́жба попра́зднства оставля́ется, и пое́м слу́жбу суббо́ты уме́рших» (Типикон, 2 февраля, 9-я Маркова глава, 4-е «зри»).

Примечание. Аналогичная служба совершается и в Троицкую родительскую субботу (перед праздником Пятидесятницы). Если же на дни этих Вселенских родительских суббот придется храмовый праздник, то поется служба храма, а субботняя заупокойная служба совершается только в особых храмах – «гробницах» (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу мясопу́стную…», 1-е «зри») или переносится на предшествующие субботу или четверг (ср.: Типикон, 26-я и 54-я Храмовая глава, 3-я Маркова глава под 2 февраля).

Календарные заметки:

Служба по Октоиху и Триоди.
Служба попразднства Сретения Господня отменяется (Типикон, 2 февраля, 9-я Маркова глава, 4-е «зри»).
На вечерне вместо прокимна – «Аллилуиа» с заупокойными стихами. По «Ныне отпущаеши» – тропарь «Глубиною мудрости…» с Богородичном.
На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуиа». 17-я кафизма стихословится на две статии с заупокойными припевами. Канон храма и Триоди (со 2-й песнью). Катавасия Триоди.
На литургии поется «Достойно есть…».

Порядок чтений, согласно календарю:

На вседневной вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха мученичны, глас 1-й – 3 (2-й: «Моли́твами, Го́споди, всех святы́х…», 3-й: «Е́же на суди́щи...», и 4-й: «О, до́брыя ва́шея ку́пли…»; см. на «Господи, воззвах»), и Триоди, глас 8-й – 3. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Пла́чу и рыда́ю…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».

Входа нет. Вместо прокимна – «Аллилуия», на 8-й глас, с заупокойными стихами – стих 1-й: «Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л еси́, Го́споди, и па́мять их в род и род»; стих 2-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

«Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й (с заупокойными припевами, см. Триодь). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Нача́ток ми и соста́в…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Моли́твами Ро́ждшия Тя, Христе́…».

Примечание. «На стихо́вне му́ченичен гла́са, и два ме́ртвена Иоа́нна Дамаскина́» (Типикон, гл. 49-я, «В субботу мясопу́стную...»). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или 6-го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1-й), а мертвен повторить дважды. В субботней службе Октоиха 1-го, 2-го, 3-го и 8-го гласа на стиховне вечерни – один мученичен и два мертвена, а в службе 7-го гласа – два мученична и два мертвена.

По Трисвятом – тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну, и приста́нище…». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…», и отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». (Отпуст «Иже во объя́тиих...» не произносится.)

Примечание. В Триоди Постной (л. 16 об.) сказано: «По отпуще́нии же вече́рни твори́м в притво́ре панихи́ду за усо́пших и пое́м кано́н рядова́го гла́са ме́ртвым». Канон мертвен, или покоин, за усопших, заимствуется из Октоиха с утрени субботы текущего гласа (2-й канон). Устав панихиды – тот же, что и в период пения Октоиха (см.: Типикон, гл. 14).

На повечерии может петься служба мц. Ага́фии (с этого дня) и служба прп. Вуко́ла, еп. Сми́рнского (с 6 февраля) , а также канон мертвен Октоиха (без ирмосов) . По «Достойно» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упоко́й…».

Примечание. Сначала поются каноны рядовых святых, а потом канон из Октоиха – это особенность субботы, когда молитвословия святого предшествуют молитвословиям дня . Такой последовательности канонов придерживается В. Розанов в книге «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 636 и далее). Этим пособием в вопросе распределения канонов на повечериях периода Постной Триоди руководствуются «Богослужебные указания». Однако существуют доводы и в пользу пения заупокойного канона первым (см.: Типикон, 9-я Маркова глава под 24 февраля; Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. Л. 65 об.).

Примечание. Если по отпусте вечерни служилась панихида, то канон усопшим рядового гласа на повечерии не поется, ввиду того, что он уже пропет на панихиде, а совершаются службы рядовых святых .

На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» на глас 8-й, с заупокойными стихами – стих 1-й: «Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л еси, Го́споди»; стих 2-й: «Па́мять их в ро́д и ро́д»; стих 3-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

Тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе́ и сте́ну…».

Кафизма 16-я. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Седальны Октоиха , глас 1-й (три мученична – 2-й: «Яко до́брии во́ини…», 3-й: «Ра́нами святы́х…»; затем стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным...» [или стих: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х…»], и 4-й мученичен: «Му́ченики Христо́вы…»; потом другой стих: «Блаже́ни, я́же избра́л…», и седален поко́ин гласа: «Сме́ртную держа́ву…»). «Слава, и ныне» – Богородичен по 2-м стихословии: «Еди́на кре́пкая…», или Богородичен гласа, по 1-м стихословии: «Гаврии́лу веща́вшу...».

Кафизма 17-я, разделяемая на две статии́, поется, по Уставу, на 5-й глас, без «захода» («Господи, помилуй» (3), «Слава, и ныне»); к каждому стиху 1-й статии́ поется припев: «Благослове́н еси, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м», к стихам 2-й статии́ припев: «Спа́се, спаси́ мя».

Примечание. Согласно распространенной практике, стихи 17-й кафизмы читаются священнослужителями. С началом пения кафизмы священник с диаконом выходят через северные и южные врата на середину храма к тетрапо́ду (панихидному столу), иерей (со свечой в руке) читает псаломские стихи, а певцы тихо поют припев: на 1-й статии – «Благословен еси, Господи...», на 2-й статии – «Спасе, спаси мя». Диакон в это время непрерывно кадит тетрапод.

Примечание. В приходских храмах существует практика выхода на чтение 17-й кафизмы и на малую заупокойную ектению по 6-й песни канона через царские врата.

Первая статия́ начинается пением: «Блаже́ни непоро́чнии…».

После 91-го стиха певцы поют (с припевом) 92-й и 93-й стихи: «Я́ко а́ще бы не зако́н Твой поуче́ние мое́ был, тогда́ у́бо поги́бл бых во смире́нии мое́м»; «Во век не забу́ду оправда́ний Твои́х, я́ко в них оживи́л мя еси́» (каждый стих по трижды) .

Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом ; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды .

Затем произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом): «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще́ молимся о упокое́нии душ усо́пших рабо́в Бо́жиих пра́отец, оте́ц, и бра́тий наших, зде лежа́щих, и повсю́ду правосла́вных христиа́н, и о е́же прости́тися им вся́кому прегреше́нию во́льному же и нево́льному», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учини́т ду́ши их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся», певцы тихо: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в и вся́кия пло́ти…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь».

По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение…» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз…». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны).

Последние стихи: 175-й и 176-й – «Жива́ будет душа́ моя и восхва́лит Тя, и судьбы́ Твоя помо́гут мне»; «Заблуди́х, яко овча́ поги́бшее: взыщи́ раба́ Твоего́, я́ко за́поведей Твоих не забы́х» – поются (с припевом) по трижды, и тотчас – тропари по Непорочных, глас 5-й: «Святы́х лик обре́те…», во время которых священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма.

Затем произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом; см. по 1-й статии). По возгласе поется седален, глас 5-й: «Поко́й, Спа́се наш…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Де́вы возсия́вый…» . Псалом 50-й.

Каноны: храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Триоди на 8.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия Триоди: «Песнь возсле́м…».

Примечание. Катавасия Сретения Господня: «Су́шу глубороди́тельную…», не поется.

Поется 2-я песнь канона, на 8 (ирмос дважды, тропари на 6, припев к тропарям: «Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х», к последним тропарям – «Слава» и «И ныне»). В конце этой песни катавасия – тот же ирмос.

По 3-й песни – малая ектения (обычная, не заупокойная). Седален Триоди, глас 5-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.

По 6-й песни – малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии 17-й кафизмы). Кондак, глас 8-й: «Со святы́ми упоко́й…», и икос, глас тот же.

Примечание. По традиции, во время пения катавасии 6-й песни, через северные и южные (или через царские) врата священник с диаконом выходят к тетраподу. У тетрапода произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом). Во время пения кондака «Со святыми упокой…» иерей с диаконом (или диакон) совершают малое каждение (окрест тетрапода, иконостас и предстоящих). После пения кондака и икоса священник с диаконом возвращаются в алтарь.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» обычно не поется . Малая ектения (обычная, не заупокойная). Светилен Триоди. «Слава» – ин светилен Триоди, «И ныне» – Богородичен Триоди.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы .

На хвалитех стихиры Триоди, глас 8-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Яко цвет увяда́ет…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Ра́дуйся, Мари́е Богоро́дице…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха (покойны) рядового гласа (в данном случае 1-го) с заупокойными стихами. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Боле́знь Ада́му бысть…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Ты еси Бог наш…».

По Трисвятом – тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну…».

Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже...». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Утверди́, Боже…». Читается 1-й час, и бывает отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». (Отпуст «Иже во объя́тиих...» не произносится.)

На часах – тропарь: «Глубино́ю му́дрости…». Кондак: «Со святыми упокой…».

Примечание. Поскольку в этот день служба попразднства Сретения Господня отменяется, на 1-м часе после молитвы «Христе́, Све́те И́стинный...», по традиции, поется кондак «Взбра́нной Воево́де...».

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны Триоди, песнь 3-я (со ирмосом) и 6-я – 8.

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава» – кондак, глас тот же: «Со святыми упокой…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну…».

Прокимен заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся», со стихом: «К Тебе, Господи, воздвиго́х ду́шу мою…».

Апостол – дня и за упокой.

Аллилуиарий, глас 6-й: «Блаже́ни, яже избра́л…», со стихом.

Евангелие – дня и за упокой.

По «Изрядно…» поется «Достойно есть».

Примечание. Задостойник праздника Сретения Господня не поется.

Причастен: «Блаже́ни, яже избра́л…».

Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». (Отпуст «Иже во объя́тиих...» не произносится.)

См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 631–636. О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

Канон мертвен, или покоин, за усопших, заимствуется из Октоиха с утрени субботы текущего гласа (2-й канон).

Однако в отношении литургийных чтений периода пения Триоди порядок иной – от Недели мытаря и фарисея (ср.: примечание 23 января) и до Недели всех святых по субботам Апостол и Евангелие читаются так: сначала чтение дня, затем святого (см. Типикон, гл. 49, 5-е «зри»).

Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 45; Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; Последование параста́са, сиречь великия панихиды и всено́щнаго бдения, певаемых по усопшим. Петроград, 1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, последование панихиды.

Священнослужители уходят в алтарь.

Пение «Достойно есть» допустимо, так как в аналогичной службе Троицкой родительской субботы «Достойно есть» указано в Цветной Триоди.

В аналогичной службе в Троицкую родительскую субботу Триодь указывает петь «Всякое дыхание...» перед хвалитными псалмами.

Типикон указывает на стиховне утрени в мясопустную субботу пение стихир Октоиха 6-го гласа. Однако данное указание, вполне подходящее для Троицкой родительской субботы (в которую всегда поются песнопения Октоиха 6-го гласа, приводящиеся на ряду в Цветной Триоди), не может всецело применяться к службе мясопустной субботы, поскольку служба Постной Триоди в этот день соединяется со службой рядового гласа Октоиха (см. соответствующее указание Постной Триоди на утрене субботы мясопустной).

Публикации по теме