Монастырь Св. Екатерины на Синае


Один из древнейших, непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в IV в. в центре Синайского полуострова, у подножья горы Синай (библейская Хорив).
Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI в.
Насельниками монастыря в основном являются греки православного вероисповедания.

Первоначально именовался монастырём Преображения (или монастырём Неопалимой Купины).
С XI в., в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI в., монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины.

В 2002 г. монастырский комплекс был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.


Синайский полуостров - полуостров в Красном море, на границе между Азией и Африкой, часть территории Египта.

Земля полуострова была освоена древними египтянами еще в эпоху Первой династии.
Во 2-м тысячелетии до н. э. Синай стал местом, где разворачивались многие события, описанные в Библии.
С 1260 по 1518 год территорию контролировали египетские мамлюки, затем она на несколько веков вошла в состав турецкой Оттоманской империи.
В 1906 году полуостров стал частью подконтрольного Великобритании Египта. Тогда же была проведена восточная граница территории, остающаяся до сих пор границей между Египтом и Израилем.

В основном территория Синайского полуострова занята пустыней, ближе к югу имеются горы (высота до 2637 м) и плоскогорья.

Долина, где находится Монастырь Св. Екатерины.

Начиная с III в. монахи начали селиться небольшими группами вокруг горы Хорив — возле Неопалимой купины, в оазисе Фаран (Вади Фиран) и других местах южного Синая. Первые монахи в той местности были главным образом отшельниками, живущими в одиночку в пещерах. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины, для совершения совместного Богослужения.

Монашескую жизнь этого периода описал в V в. ученик Иоанна Златоуста, бывший префект Константинополя — святой Нил, чьи труды до сих пор изучают священники, монахи и верующие: «Одни вкушали пищу только в воскресные дни, другие — дважды в неделю, иные — спустя двое сутки… В каждое воскресенье все они из разных мест собирались в одну церковь, лобызались, причащались Святых Таин, и беседами о спасении души назидали, утешали и поощряли друг друга к высоким подвигам».

В период правления императора Константина, в 330 году, монахи Синая обратились к его матери святой Елене с просьбой о постройке возле Неопалимой купины маленькой церкви, посвящённой Богоматери, а также башни для убежища монахов на случай набегов кочевников.

Прошение монахов было удовлетворено, и паломники конца IV в. сообщали, что на Синае уже была процветающая община монахов, которая привлекала верующих из разных мест Византийской империи.

Дальнейший толчок к развитию монастырь получил в VI в., когда император Юстиниан I приказал построить мощные крепостные стены, окружившие предшествующие постройки святой Елены, и церковь, сохранившуюся до настоящего времени, а также направил на Синай солдат для защиты монахов. (О строительстве Юстиниана сообщал его современник Прокопий Кесарийский.)

Мощные монастырские укрепления, построенные Юстинианом, поддерживались монахами в хорошем состоянии и вызывали восторг у паломников.

Согласно «Хронике» Евтихия Александрийского, для защиты и обслуживания монастыря император переселил на Синай двести семей из Понта Анатолийского и Александрии. Потомки этих переселенцев образовали синайское бедуинское племя джабалия. Несмотря на обращение в ислам, произошедшее в VII в., они продолжают жить в окрестностях монастыря и заниматься его обслуживанием.

Монастырь в период арабского завоевания Синая в 625 г. направил делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. Копия полученной монахами охранной грамоты — Фирман Мухаммеда (оригинал с 1517 года хранится в Стамбуле, куда он был истребован у монастыря султаном Селимом I), выставленная в монастыре, провозглашает, что мусульмане будут защищать монастырь, а также освобождают его от уплаты налогов.

Фирман был написан на коже газели куфическим подчерком и скреплён отпечатком руки Мухаммеда. Однако, несмотря на полученные привилегии, количество монахов начало сокращаться, и к началу IX в. их осталось всего 30 человек.
С распространением в Египте ислама в монастыре появляется мечеть, сохранившаяся до настоящего времени.

В период крестовых походов с 1099 по 1270 годы в монашеской жизни монастыря был период возрождения. Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы, число которых возросло. В этот период в монастыре появляется католическая часовня.

После завоевания Египта Османской империей в 1517 году турецкие власти не сократили права монахов, сохранили особый статус архиепископа и не вмешивались во внутренние дела монастыря. Монастырь вёл обширную культурную и просветительскую деятельность, в XVIII в. он открыл духовную школу на острове Крит, где получали образование греческие богословы того времени.
Подворья монастыря были открыты в Египте, Палестине, Турции, Румынии, России и даже в Индии.

Монастырь поддерживал давние связи с Россией. В 1375 г. в Москву приехал митрополит Макарий за милостыней для монастыря, а в 1390 г. из монастыря Святой Екатерины в дар великим князьям была привезена икона с изображением Неопалимой купины, которую поместили в Благовещенский собор Кремля (сначала в иконостас, а затем в алтарь к другим ценным иконам, полученным от восточного духовенства).
В 1558 г. царь Иван Грозный направил к восточным патриархам посольство с златотканым покровом на мощи святой Екатерины в дар для Синайского монастыря.

В 1619 г. синайский архимандрит посетил Россию и участвовал вместе с иерусалимским патриархом Феофаном в молебне перед ракой Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре.
После этого на Синай идут многочисленные пожертвования от русских царей.

В 1860 г. монастырь получил от императора Александра II в дар новую раку для мощей святой Екатерины, а для построенной в 1871 г. монастырской колокольни император прислал 9 колоколов, используемых по настоящее время в праздничные дни и перед литургией.

Главный храм монастыря (католикон), трёхнефная базилика, посвящён Преображению Иисуса Христа. Его постройка относится к периоду правления императора Юстиниана.

Вход в нартекс украшают резные двери из ливанского кедра, изготовленные в период Крестовых походов, а двери в главный неф базилики относятся к VI веку и являются её ровесниками.

В каждой из двенадцати колонн, увенчанных коринфскими капителями и разделяющих нефы базилики, в специальных углублениях хранятся мощи святых, закрытые бронзовыми пластинами, а на самих колоннах помещены минейные иконы XII века по числу месяцев года.

Вдоль колонн установлены два ряда деревянных резных стасидий. Колонны соединены арками, выше которых расположены окна.

В 1714 г. в базилике был положен новый мраморный пол.

Потолок базилики выполнен из ливанского кедра и росписан в XVIII веке звездами на синем фоне.

Главным украшением базилики является расположенная в конхе апсиды мозаика Преображение Господне, находящаяся в очень хорошей сохранности.
Мозаика выполнена в первой половине VI в. придворными мастерами, присланными Юстинианом для украшения монастыря.

Мозаика Преображение Господне обрамлена медальонами с шестнадцатью полуфигурами апостолов и пророков. В центре композиции монументальная фигура Иисуса Христа, заключённая в лазуревую мандорлу, которая соединяется лучами божественного света с фигурами пророков и трёх учеников, выполненных на золотом мерцающем фоне.

Для обозрения из центрального нефа мозаику закрывает деревянный резной иконостас XVII века, но из боковых нефов на уровне алтаря мозаика доступна для обозрения.

В алтаре базилики в мраморной раке хранятся два серебряных ковчежца с мощами святой Екатерины (глава и десница). Ещё одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе базилики и в всегда открыта верующим для поклонения.

За алтарной частью базилики Преображения находится часовня Неопалимой Купины, построенная на том месте, где, согласно библейскому повествованию, Бог разговаривал с Моисеем (Исх.2:2-5).
Часовня имеет престол, расположенный не как обычно над мощами святых, а над корнями Купины. (Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше.)

В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина: оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом.

Исполняя библейское указание, все входящие сюда должны снимать свою обувь. Часовня является одним из древнейших монастырских строений.

Поскольку с момента своего основания монастырь ни разу не был завоеван и разорен, в настоящее время он обладает огромным собранием икон и библиотекой рукописей, уступающей по историческому значению только Апостолической библиотеке Ватикана.
В монастыре хранятся 3304 манускрипта и около 1700 свитков. Две трети написаны по-гречески, остальные на арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянских языках.

Кроме ценных манускриптов в библиотеке собраны также 5000 книг, некоторые из которых относятся к первым десятилетиям книгопечатания.
Кроме книг религиозного содержания в библиотеке монастыря хранятся исторические документы, грамоты с золотыми и свинцовыми печатями византийских императоров, патриархов и турецких султанов.

В монастыре имеется уникальное собрание икон, имеющих исключительную духовную, художественную и историческую ценность. Двенадцать самых редких и самых старых икон написаны в VI веке восковыми красками — это древнейшие иконы в мире.

Часть монастырской коллекции относится к раннему византийскому периоду до X века (в том числе сиро-палестинские иконы VIII—IX веков). Эти иконы выполнены греческими, грузинскими, сирийскими и коптскими мастерами. Иконы сохранились так как монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества.

Многочисленные русские учёные внесли свой вклад в изучение Синайского монастыря. Русский иеромонах Самуил в 1837 году впервые расчистил и укрепил мозаику VI века «Преображение Господне», украшающую кафоликон монастыря.
В 1887 году исследователь Алексей Дмитриевский составил каталог икон монастырского собрания и рассмотрел вопросы о Критской школе иконописи и роли Синая в сохранении культурных традиций в XVI—XVIII веках.
В изучении монастыря Святой Екатерины большую роль сыграло Православное Палестинское общество, осуществившее публикации русских и греческих материалов об этих местах.

Монастырь, как и прежде, является традиционным местом христианского паломничества. Ежедневно после часов верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины.

Монастырь Святой Екатерины является центром автономной Синайской православной церкви, которая, кроме данной обители, владеет только рядом монастырских подворий: 3 в Египте и 14 вне Египта — 9 в Греции, 3 на Кипре, 1 в Ливане и 1 в Турции (Стамбул).

Игуменом монастыря является архиепископ Синайский. Его рукоположение с VII в. совершает Иерусалимский патриарх, под юрисдикцию которого монастырь перешел в 640 г. из-за возникших после завоевания Египта мусульманами затруднений в общении с Константинопольским патриархатом.

Делами монастыря в настоящее время управляет общее собрание монахов, которое решает экономические, политические и иные вопросы. Решения Собрания исполняются Советом отцов, в который входит четыре человека: заместитель и помощник архиепископа, монастырский ризничий, эконом и библиотекарь.

Рано утром, упаковав наши рюкзаки, мы побрели в сторону каирского автовокзала Тургоман. До монастыря Св. Екатерины автобус ходил только раз в сутки и путь был не близким — 8-10 часов.

Нам было уже не в первой ездить на египетском общественном транспорте, а вот арабам-попутчикам было не привычно, что белые люди едут как простые смертные, а не на такси. Но мы не искали легких путей, мы завсегда с народом.

По «ящику» крутили какой-то безумный боевик на местном наречии, главный герой фильма что-то яростно орал своему визави. Не интересно.

Чем бы заняться?

На соседнем кресле сидел улыбчивый молодой туземец, который всем своим видом и оживленной мимикой показывал, как сильно он хочет пообщаться с нами. Так как английский язык знал только я, эту миссию единолично возложил на себя.

Парень оказался аниматором и работал вахтовым методом в курортном Шарм-Эль-Шейхе. По местным меркам платили ему немало — от 500-600 американских долларов и выше, что на фоне каирских зарплат в 100-150 «баксов» выглядело просто волшебно. Я понимал, почему абориген такой радостный — он вытянул свой счастливый билет в жизненной лотерее.

Мы болтали о разном и успешно коротали наш совместный путь, а за окном автобуса проносились однообразные и пустынные пейзажи. И только иногда, на горизонте, показывались невысокие горы красноватого цвета.

Внутреннее убранство базилики Преображения Господня в монастыре Святой Екатерины

Стало немного грустно, налетела откуда ни возьмись тоска по России, по ее красивой и неповторимой природе: березы, сосны, зеленая трава — всего этого не было в Египте.

Близился вечер. Смеркалось.

Под конец дня мы въехали на территорию национального заповедника, где и находится монастырь Св. Екатерины. Никакой договоренности заранее с монахами не было: я не предупреждал о нашем визите и понадеялся на удачу и русский «авось», а иноки не ждали двух московских раздолбаев с огромными рюкзаками за спинами и радостно улыбающихся людям и жизни.

Монастырь Святой Екатерины. Неопалимая Купина (куст, который горел и не сгорал, Господь разговаривал из него с пророком Моисеем)

Около центрального входа в монастырь стояли две фигуры в подрясниках: одна повыше, другая — пониже. Я подошел, представился и спросил благословения пожить некоторое время в монастыре дабы окунуться в атмосферу молитвы, древнего богослужения и многовекового спокойствия.

Монах ответил, что надо подождать возвращения из Каира благочинного монастыря, который мог разрешить наш вопрос с размещением в обители. Мы с другом уселись подле величественных и древних стен монастыря Св. Екатерины и стали ждать, как вдруг…

Раздалось раскатистым эхом по окрестным горам красивое оперное пение. Видимо не выдержала душа поэта певицы такой духовной мощи и красоты окрестностей, что сама собою запела. И устремилось это песнопение-молитва прямо к Престолу Творца.

Монастырь Святой Екатерины. Место, где пророк Моисей, сняв обувь, говорил с Богом через Неопалимую купину

Вскоре приехал благочинный обители. Он вышел из автомобиля и быстрым шагом направился в сторону ворот. Я семенил за ним следом и пытался объяснить цель нашей поездки на английском языке, но священник упорно молчал.

Я уже подумал, что дали нам от ворот поворот и придется сегодня ночевать в горах под открытым небом, как древним восточным подвижникам. Ну ничего. Это тоже своеобразная романтика.

Однако, нам крупно повезло, потому что нашелся человек, который понимал нашу речь и выступил в качестве переводчика. Им оказался бывший копт по вероисповеданию по имени Набиль.

Монастырь Святой Екатерины. Икона VI века «Пантократор» (Господь-Вседержитель)

Монастырь Святой Екатерины. Икона VI века Св. апостола Петра

Когда мы вошли на территорию монастыря Св. Екатерины, Набиль поманил нас к себе и забрал наши заграничные паспорта. Мы получили благословение пожить в обители 5 дней.

Но нам-то хотелось больше!

Как раз на те дни выпадали многие большие православные праздники. Решили так — «война» план покажет. Не будем загадывать о будущем.

Монастырь Святой Екатерины. Старинная пекарня

Монастырь Святой Екатерины. Старинная печь

Территория монастыря занимает довольно большую площадь. По его периметру в несколько этажей располагаются монашеские кельи. В одну из них поселили нас. Честно говоря я не ожидал, что в ней окажутся какие-либо удобства и морально был готов к этому. Но то, что я увидел внутри помещения, меня сильно обрадовало.

В келье был душ с холодной и горячей водой, туалет, кровати были заправлены свежевыстиранным бельем и поверх покрывал лежали полотенца.

Монастырь Святой Екатерины. Здание костницы монастыря

Монастырь Святой Екатерины. Монастырское кладбище

Монастырь Святой Екатерины. Останки монахов

Монастырь Святой Екатерины. Останки настоятелей монастыря

И зажили мы очень даже неплохо. Как в духовном санатории. В 4 часа утра подъем и богослужение до 9 утра. Потом шли пить настоящий правильно и хорошо сваренный кофе в архондарик . В 12-30 обед в монастырской трапезной вместе с монахами.

Готовили там очень вкусно и еда была сытной. На столе всегда присутствовали разнообразные свежие фрукты и даже вино. Ужин по монастырскому Уставу был в 18-00.

Подошел к концу пятидневный испытательный срок, который мы выдержали с честью, и нас не попросили покинуть заведение. Мы остались к нашей вящей радости и продолжили знакомство с бытом монастыря и окружающими горными окрестностями, удобренными многовековыми молитвами христианских подвижников.

С 13 до 16 часов в самый пик жары наступала «сиеста» — время, когда все монахи отдыхают. Мы по обыкновению спали, а я, после полуденного отдыха, ходил в ближайшую бедуинскую деревеньку за 5 км от монастыря Св. Екатерины посидеть в Интернет-клубе.

Вообще деревней ее сложно назвать: почти на всех крышах домов стояли дорогие спутниковые антенны и по дорогам ездили не менее дорогие джипы. Видимо поток туристов помог подняться из нищеты и средневекового быта местным бедуинам до приемлемого уровня цивилизации.

Египет. Схимник из камня в горах Синая

Немного расскажу про историю монастыря Св. Екатерины.

Его построили еще в VI веке от Рождества Христова по прямому указу византийского императора Юстиниана. Правитель, по многочисленным просьбам монахов, которые подвизались в пустынях Египта, послал на Синай своего представителя и рабочую силу для возведения монастыря с толстыми стенами, способными выдержать набеги варваров и арабов.

Император повелел своему представителю построить обитель на горе Моисея, где пророк получил от Бога скрижали Завета с 10 заповедями для древнееврейского народа. Осмотрев же это место, сделав необходимые расчеты, помощник ослушался императорского повеления и построил монастырь Св. Екатерины у подножия гор.

Здесь монастырь находился в большей безопасности и его уже невозможно было отрезать от внешнего мира и взять долговременной осадой.

Египет. Последнее бедуинское кафе перед подъемом на гору Моисея на Синае

Египет. Рассвет в горах Синая

Император Юстиниан «наградил» за такое благое дело своего представителя тем, что отрубил ему голову. И даже история не сохранила его имени для потомков.

В обители хранится великая святыня — мощи святой Екатерины. Эта дева была очень красивой и мудрой не по годам, в юном возрасте уверовала во Христа и претерпела много мук за свою христианскую веру от языческих гонителей, в рядах которых был ее родной отец. За свои великие страдания и мучения Церковь называет ее Великомученицей Екатериной.

Каждый день ее мощи доступны для поклонения всем паломникам. Из алтаря базилики Преображения Господня выносится ковчежец с ее черепом. В монастыре Св. Екатерины также находится вторая в мире по размеру и богатству, после Ватиканской, сокровищница древних икон, книг и церковной утвари.

Монастырь Святой Екатерины. Призыв на молитву

Два раза мы с другом поднимались на вершину горы Моисея, где боговдохновенный пророк получил от Бога две глиняные таблички (скрижали ) с 10 заповедями для еврейского народа. Этот этнос единственный в то время верил в Единого Бога.

Горы на Синае имеют красноватый оттенок. Когда солнце восходит или заходит — все вокруг становится багряным. Это просто потрясающее зрелище.

Я, благодаря своей неистребимой жажде общения, перезнакомился со всеми монахами обители, коих было очень немного (не больше 20 человек ). Особенно близко я сошелся с секретарем наместника монастыря Св. Екатерины отцом Самуилом. Мы частенько проводили с ним неспешные беседы на различные темы.

18 дней нашего монастырского бытия пролетели как-то очень быстро. Пора было дальше продолжать наше путешествие по Египту. До отлета в Россию у нас оставалось еще 8 дней и нас ждала поездка в Дахаб на Красное море.

Египет. Бедуинский поселок в 5 км от монастыря Святой Екатерины

Монастырь Святой Екатерины. Корпус с монашескими кельями.

Настоятель монастыря Святой Екатерины архиепископ Дамиан

Монастырь Святой Екатерины. Резиденция настоятеля монастыря архиепископа Дамиана

Колокольня в монастыре Святой Екатерины

Бойница в монастыре Святой Екатерины

Монастырь Святой Екатерины. Колодец, возле которого пророк Моисей встретил дочерей Иофора

Древний вход-подъемник в монастырь Святой Екатерины

Вход в базилику VI века Преображения Господня в монастыре Святой Екатерины

Архимандрит Павел раздает колечки перед мощами Святой Екатерины

Царские врата в приделе базилики Преображения Господня в монастыре Святой Екатерины

Мощи святого Стефана, игумена монастыря Святой Екатерины

Старинное панно с изображением перенесения ангелами мощей Святой Екатерины

Скит, затерянный в горах Синая

Фотографии и текст: Алекс Боголюбов для проекта

Святая Екатерина.
Её День мученической кончины
Православная Церковь празднует 7 декабря, а Католическа Церковь 25 ноября.

Родилась в Александрии в 287 году. Согласно житию, она «изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов… хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, как например: Асклипия, Гиппократа и Галина; кроме того, она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия ». Была обращена в христианство сирийским монахом, крестившим её под именем Екатерина. По преданию после крещения во сне к ней явился Иисус Христос и вручил ей кольцо, назвав своей невестой (см. Мистическое обручение святой Екатерины).

Екатерина приняла мученическую смерть в период правления императора Максимина в начале IV века. Она пришла в храм во время праздничного жертвоприношения, совершаемого Максимином, и призвала его оставить языческих богов и обратиться в христианство. Царь, поражённый её красотой, пригласил её после праздника к себе и попытался убедить оставить христианскую веру. Для спора с образованной девушкой были приглашены многочисленные философы, которые были побеждены ею в споре, за что император предал их огню.

Максимин сам вновь пытался убедить Екатерину поклониться языческим богам, но не смог этого добиться. По его приказу девушку били воловьими жилами, а затем заключили в темницу. Там её посетила супруга императора, называемая в житии Августой или Василисой (её привел друг императора военачальник Порфирий). Екатерина убедила её, Порфирия и пришедших с ними слуг в истинности христианской веры.

Тогда придумали следующее оружие пытки.На одной оси четыре деревянные колеса, а по ним вокруг ь разные железные острия: два колеса обращаются в правую, а два в левую сторону; по средине же их должна быть привязана девица, и вращающиеся колеса раздробят её тело.

Эти колёса, согласно житию, были разрушены сошедшим с неба ангелом, который избавил Екатерину от мук. Узнав об этом, супруга Максимина пришла и стала обличать своего супруга, исповедала себя христианкой и была казнена. Вслед за нею был казнён военачальник Порфирий и 200 воинов, обращённых Екатериной в христианство.

После этих событий Максимин вновь призвал к себе Екатерину и предложил сделать её своей женой, если она принесёт жертву языческим богам. Святая отказалась и Максимин приказал казнить её через отсечение головы. По преданию, из раны вместо крови вытекло молоко.

После казни святой Екатерины тело её исчезло. По преданию, оно было перенесено ангелами на вершину самой высокой горы Синая, теперь носящей её имя. Три века спустя, в середине VI века, монахи монастыря Преображения, построенного императором Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там останки святой Екатерины, опознали их по кольцу, которое было дано ей Иисусом Христом, и перенесли мощи в церковь. После обретения монахами монастыря Преображения мощей святой Екатерины и распространением её культа монастырь к XI веку приобрёл своё настоящее название — монастырь Святой Екатерины.

Причём, на Синае два монастыря в честь святой Екатерины. На горе святой Екатерины, на месте её усечения мечом, находится часовня. Это русская часовня, а средства на её строительство выделил сам Царь Иван Грозный.

Однако паломников интересует другой монастырь, греческий. В котором находятся мощи святой Екатерины и он находится у подножия горы Синай.

Чтобы поклонится мощам святой Екатерины, паломники едут на полуостров Синай, который находится территориально в Египте, омывается Красным морем и разделяет Азию с Африкой. Хотя сам полуостров Синай территориально относится к Азии. На полуострове имеются горы, самая высокая из них, это гора святой Екатерины (Джебель Катрин ).
Гора имеет высоту 2629 м. Расположена в южной части Синайского полуострова, примерно в 4 км к юго-западу от горы Синайской.
Как и на других высоких пиках Синайского полуострова, зимой на горе лежит снег. С вершины горы можно одновременно увидеть Суэцкий залив и Акабский залив .

На самом Синае, очень много библейских святынь.

На вершине горы Моисея находятся православный храм Святой Троицы (на фото ) и маленькая мечеть. К северу от церкви под скалой есть небольшая пещера, где, согласно Библии, в течение сорока дней и ночей укрывался Моисей. На северном склоне горы расположены православный пещерный храм пророка Илии и его колодец, а также православная часовня Богородицы С севера у подножия горы стоит монастырь Святой Екатерины (на фото внизу ).

На Синае подвизался выдающийся христианский святой Иоанн Лествичник — игумен горы Синайской, главное произведение которого «Лествица» .

На Синайскую гору заходили самые первые христиане и спасались там от языческих преследований. На Синае всегда жили в уединении и скитах пустынники монахи, считается, что одно время на Синае жил и исламский пророк Мухамед и он повелевал своим полководцам не нарушать тихой жизни христианских отшельников.И действительно, на Синае всегда преимущественно жило исламское население, но тот же святой монастырь Екатерины, который практически открыт и ни чем не защищён, ни разу в истории не подвергался ни какому надругательству или насилию. Исламское население Египта с уважением относятся к этой всемирной христианской святыни. На Синайской горе мусульмане имеют свою мечеть. А на вершину горы ведут 3.100 ступений .

Точное местоположение библейского Синая неизвестно, но эта гора на Синайском полуострове является традиционным местом массового паломничества с древнейших времен. На вершине горы Моисея находятся небольшой православный храм преображение и мечеть. У подножия внизу расположился знаменитый монастырь Святой Екатерины. На гору ведут две тропы: длинная (более легкая и туристическая) и короткая (сложная и паломническая) .Современная туристическая традиция предполагает встречу рассвета на горе Моисея, поэтому местные бедуины организовали верблюжий транспорт, прокат теплых одеял и продажу напитков и закусок по пути к вершине.

Захватывающее дух зрелище. В момент восхода солнца можно наблюдать, как переливаются облака, будто алмазная россыпь.

С религиозной стороны это уникальное по своим ощущениям паломничество. Большинство людей восходят на вершину с целью отпущения грехов, так как знают, что тем, кто пройдет весь путь, не гневаясь, молясь и раскаиваясь в своих грехах, первые лучи солнца на вершине подарят не только тепло, но и прощение.
Огромные полчища туристов - это единственный минус. При спуске по тропе Моисея вид потрясающий!

Однако нас больше интересует Монастырь Святой Екатерины у подножия горы Синай.один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (библейская Хорив) на высоте 1570 м. Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI веке. Насельниками монастыря в основном являются греки православного вероисповедания.

Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI века, монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины .

В 2002 году монастырский комплекс был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.

Первые монахи в той местности были главным образом отшельниками, живущими в одиночку в пещерах. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины для совершения совместного Богослужения.


Согласитесь, что быть на Синае и не побывать в столь знаменитом монастыре - недопустимо.

Безусловно монастырь производит впечатление. Только представьте, вокруг сменяются религии, политические режимы и народы. А монастырь всего с десятком монахов продолжает существовать сквозь века. Поистине святое место. За 700 лет в гуще мусульманского мира, монастырь не разрушается, но получает - минарет. Хотя на самом деле еще при первом мусульманском завоевании. Представители монастыря отправляются к самому пророку Мухамеду, и получают от него охранную грамоту — Фирман Мухаммеда (оригинал с 1517 года хранится в Стамбуле, куда он был истребован у монастыря султаном Селимом I), а выставленная в монастыре копия, провозглашает, что мусульмане будут защищать монастырь, а также освобождают его от уплаты налогов. Настоящий Фирман был написан на коже газели куфическим почерком и скреплён отпечатком руки Мухаммеда .

Монастырский сад один из лучших в Египте.

Первое конечно, что хочется увидеть - это куст "Неопалимой купины" из библии, в котором пророку Моисею явился Блог.. Вообще-то к выводу, что это тот самый куст - пришли совсем не давно, лет 30 назад. До этого об этом как-то забылось. Хотя монастырь и возник в 4 веке, именно вокруг него. К кусту не пускают, можно лицезреть его только из-за заборчика. Так как в противном случае богомольные туристы, давно ободрали бы его как липку. Это и понятно.


Мощи: рука святой Екатерины

Кстати главный храм. Производит впечатление намоленности. Что не может не удивлять, глядя на поток туристов, и отсутствие паломников. Все ставят свечи. Свечи лежат бесплатно. Вы сами определяете сколько готовы за них заплатить и опустить в пожертвования.

Одна из главных святынь - мощи Святой Екатерины. Слева от входа выставлен ее палец. Сами Мощи скрыты в мраморной ракии слева от алатря. Палец же больше похож на ручку младенца или деревянную ручку от детской куклы, нежели на палец. К нему необходимо прикоснуться. Вообще по легенде, мощи святой были перенесены ангелом на вершину горы (ныне гора Святой Екатерины)сразу после ее смерти. Но 200 лет их не могли найти. Пока наконец-то одному из настоятелей не приснился сон. После которого на вершине горы они и были обретены.


К сожалению бывает и так, что сам монастырь закрыт если монахи куда-то уезжают или остаются 1-2 монаха которые ни кого не впускают. Многие места в монастыре перекрыты. И посмотреть все невозможно. Тогда ничего не остаётся делать, как посетить кладбище На кладбище имеется часовня святого Трифона и семь могил, которые используются неоднократно. По прошествии определённого времени кости извлекаются из могилы и помещаются в оссуарий, расположенный на нижнем ярусе церкви Успения Пресвятой Богородицы . Единственным полным скелетом в оссуарии являются мощи отшельника Стефана, жившего в VI веке и упоминаемого в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника. Мощи Стефана, облачённые в монашеские одежды, покоятся в стеклянном киоте. Останки прочих монахов разделены на две части: у северной стены сложены их черепа, а в центральной части оссуария собраны их кости. В отдельных нишах хранятся кости синайских архиепископов.

В монастыре есть музей, надо постараться его посетить - таких икон как на Синае нет нигде - это особая иконописная школа. Там есть и манускрипты, некоторым более чем полтора тысячелетия! Один из таких манускриптов из монастыря был подарен Царской России, но уже при СССР, правительство того времени его продало в США.


За стенами монастыря есть гостиница и кафе. С мерзким кофе за 10 доллар ов, и чаем "Липтон" в пакетике - за 4 доллара.

Следует отметить, что монастырь существует на Синае с 4 века, а в 1691 году синайские монахи были приняты под юрисдикцию Русской Православной Церкви и монастырь считался Русским вплоть до 1917 года. Сестра Петра Первого, София подарила монастырю серебрянную гробницу (раку) для мощей Екатерины.
В Киеве в середине XVIII века было открыто подворье монастыря святой Екатерины, сейчас в нём находится национальный банк Украины. В 1860 году монастырь получил от императора Александра II в дар новую раку для мощей святой Екатерины, а для построенной в 1871 году монастырской колокольни император прислал 9 колоколов, используемых по настоящее время в праздничные дни и перед литургией


Монастырь Святой Екатерины является центром автономной Синайской православной церкви, которая, кроме данной обители, владеет только рядом монастырских подворий: 3 в Египте и 14 вне Египта — 9 в Греции, 3 на Кипре, 1 в Ливане и 1 в Турции (Стамбул)

Игуменом монастыря является архиепископ Синайский. Его рукоположение с VII века совершает иерусалимский патриарх , под юрисдикцию которого монастырь перешёл в 640 году из-за возникших после завоевания Египта мусульманами затруднений в общении с константинопольским патриархатом (официально автономия от константинопольского патриархата была получена только в 1575 году и подтверждена в 1782 году[
Делами монастыря в настоящее время управляет общее собрание монахов, которое решает экономические, политические и иные вопросы. Решения Собрания исполняются Советом отцов , в который входит четыре человека: заместитель и помощник архиепископа, монастырский ризничий, эконом и библиотекарь .

В России в 1713 году был утверждён Петром Первым орден святой Екатерины. Женский орден, второй по старшинству в иерархии.

Орден Святой Великомученицы Екатерины (или орден Освобождения ) — орден Российской империи для награждения великих княгинь и дам высшего света, формально второй по старшинству в иерархии наград с 1714 до 1917 года.

Известен также единичный случай награждения этим женским орденом мужчины Орденом Святой Екатерины 5 февраля 1727 года был награждён сын А. Д. Меншикова —Александр. Он стал единственным мужчиной в истории ордена, ставший его кавалером. После падения отца, всесильного князя Меншикова, Меншиков-младший по указанию Петра II был лишен всех своих наград.

Один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Вот уже 1400 лет стоит он в сердце синайской пустыни, сохраняя свой особый характер с тех пор, как был построен в период правления византийского императора Юстиниана (527-565). Основатель ислама пророк Мухаммед, арабские халифы, турецкие султаны и даже сам Наполеон покровительствовали монастырю, и это предотвратило его разграбление. За всю свою долгую историю монастырь ни разу не был захвачен, разрушен или просто повреждён. Сквозь века пронес он свой образ священного библейского места, где символическое значение описываемых в Ветхом завете событий интерпретируется благодаря молитвам Иисусу Христосу и деве Марии.

Основан монастырь в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (известной также как гора Моисея и библейская Хорив). Расположен на высоте 1500 м над уровнем моря.

Гора Моисея

Согласно Ветхому Завету, это та самая гора Хорив, на вершине которой Господь явил пророку Моисею свое откровение в виде десяти заповедей. В часовне св. Троицы, расположенной на вершине горы хранится камень, из которого Господь сделал Скрижали. Здесь находятся множество других святынь и почитаемых мест, привлекающих на гору Моисея многочисленных паломников.

Высота горы Моисея 2285 м над уровнем моря, подъем на нее от монастыря Святой Екатерины занимает около 2-3 часов. На вершину ведут две дороги: вырубленные в скале ступени (3750 ступеней) Лестницы Покаяния – более короткий, но и более трудный путь, и Верблюжья Тропа , проложенная в XIX веке для тех, кому древний путь был не под силу – здесь часть подъема можно преодолеть верхом на верблюдах.

Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI веке. Служителями монастыря в основном являются греки православного вероисповедания.

Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI века, монастырь получил новое название - монастырь Святой Екатерины.

В 2002 году монастырский комплекс был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.

Синай

На Синае поклонялись разным богам. Одним из них был Аль-Элион (высший бог), а его священником - Иофор (Исход, 1:16).

В возрасте сорока лет Моисей покинул Египет и пришёл к синайской горе Хориву. Там он встретил семь дочерей Иофора, поивших своё стадо из источника. Этот источник до сих пор существует, он расположен с северной стороны монастырской церкви.

Моисей женился на одной из дочерей Иофора и сорок лет прожил со своим тестем. Он пас стада тестя и очищал свою душу тишиной и уединением синайской пустыни. Потом Бог явился Моисею в пламени Неопалимой купины и приказал ему вернуться в Египет и привести детей Израилевых к горе Хориву, чтобы они уверовали в Него.

Дети Израилевы пересекли Синай в XIII веке до н.э. по пути из плена египетского в Ханаан, землю обетованную. Хотя учёные до сих пор не пришли к единому мнению в отношении их маршрута, традиционно считается, что после перехода Красного моря (Исход, 14:21-22) они пришли в Елим (полагают, что это нынешний город Тур с 12 источниками и 70 финиковыми пальмами - Исход, 15:27). Затем дети Израилевы пришли в долину Хебран, получившую своё название от перехода евреев через пустыню Синай, далее в Рефидим (Исход, 17:1).

В конце концов, спустя 50 дней после исхода из Египта, они подошли к священной горе Хориву, где получили заповеди Бога - основу их религии и социальной организации.

Шесть сотен лет спустя ещё один великий пророк Израиля, Илия пророк, пришёл в эти края в поисках убежища от гнева царицы Иезавель. Пещера в часовне на горе Моисея, посвященная этому пророку, традиционно считается местом, где он укрывался и общался с богом (Третья книга царств, 19:9-15).

Основание монастыря

С III века монахи начали селиться небольшими группами вокруг горы Хорив - возле Неопалимой купины, в оазисе Фаран (Вади Фиран) и других местах южного Синая. Первые монахи в той местности были главным образом отшельниками, живущими в одиночку в пещерах. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины, для совершения совместного Богослужения.

В Ветхом Завете: горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх.3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю. Неопалимая Купина - один из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь. Эта купина знаменовала собою непорочное зачатие Богоматерию Христа от Духа Святого.

В период правления императора Константина, в 330 году, по повелению Елены возле Неопалимой купины была построена маленькая церковь, посвященная Богоматери, и башня - убежище для монахов на случай набегов кочевников.

Дальнейший толчок к развитию монастырь получил в VI веке, когда император Юстиниан I (527-565 г.г.) приказал построить мощные крепостные стены. Эти стены толщиной от двух до трёх метров построены из местного гранита. Высота их различна в зависимости от конфигурации местности - от 10 и местами до 20 метров. Для защиты и обслуживания монастыря император переселил на Синай 200 семей из Понта Анатолийского и Александрии. Потомки этих переселенцев образовали синайское бедуинское племя джабалия . Несмотря на обращение в ислам, произошедшее в VII веке, они продолжают жить в окрестностях монастыря и заниматься его обслуживанием.

Арабское завоевание

Монастырь святой Екатерины
(литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского)

В 625 году, в период арабского завоевания Синая, монахи монастыря Св. Екатерины направили делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. И оно было даровано.

Копия охранной грамоты, выставленная в галерее икон, провозглашает, что мусульмане будут защищать монахов.

Монастырь был также освобождён от уплаты налогов.

Легенда гласит, что в одну из своих поездок в качестве купца Мухаммед посетил монастырь. Это вполне вероятно, тем более что Коран упоминает о святых местах Синая. Так что когда полуостров был завоёван арабами в 641 году, монастырь и его обитатели продолжали вести привычную им жизнь.

С распространением в Египте ислама в XI веке в монастыре появляется мечеть, сохранившаяся до настоящего времени.

В период крестовых походов с 1099 по 1270 годы в монашеской жизни монастыря был период возрождения. Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы, число которых возросло. В этот период в монастыре появляется католическая часовня.

После завоевания Египта Османской империей в 1517 году во главе с султаном Селимом I монастырь также не тронули. Турецкие власти уважали права монахов и даже предоставили особый статус архиепископу.

Жизнь монастыря

Игуменом монастыря является архиепископ Синайский. Его рукоположение с VII века совершает иерусалимский патриарх, под юрисдикцию которого монастырь перешёл в 640 году из-за возникших после завоевания Египта мусульманами затруднений в общении с константинопольским патриархатом

Большую часть времени монахи проводят в молитве и труде. Молитвы совершаются совместно, религиозные службы продолжительны.

День монаха начинается в 4 часа утра молитвой и божественной литургией, продолжающейся до 7.30. С 3 до 5 пополудни - вечерняя молитва. Ежедневно после Часов верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины. В память о поклонении мощам монахи дарят серебряное кольцо с изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ (святая Екатерина).

В монастыре есть своё трудовое подразделение, и даже ведущие духовные лица работают вместе с другими монахами. Среди обитателей монастыря есть люди с высшим образованием, хорошо владеющие иностранными языками.

Пища у монахов простая, в основном вегетарианская. Раз в день, после вечерней молитвы, они совершают трапезу вместе. Во время еды один из монахов обычно читает вслух книгу, полезную для монашеской жизни.

В целом монастырь живёт по классическим законам восточной православной церкви.

Строения

Главный храм монастыря (католикон), базилика Преображения Иисуса Христа, относится к периоду правления императора Юстиниана.

В алтаре базилики в мраморной раке хранятся два серебряных ковчежца с мощами святой Екатерины (глава и десница). Ещё одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе базилики и в всегда открыта верующим для поклонения.

За алтарной частью базилики Преображения находится часовня Неопалимой Купины , построенная на том месте, где, согласно библейскому повествованию, Бог разговаривал с Моисеем (Исх.2:2-5). Исполняя библейское указание, все входящие должны снимать здесь свою обувь, помня заповедь Бога, данную им Моисею: "сними обувь с ног твоих: ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исход, 3:5). Часовня является одним из древнейших монастырских строений.

Часовня имеет престол, расположенный не как обычно над мощами святых, а над корнями Купины. Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря. Литургия в часовне совершается каждую субботу.

Вообще в монастыре имеется много часовен: Святого Духа, Успения Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова, Георгия Победоносца, святого Антония, святого Стефана, Иоанна Предтечи, пяти севастийских мучеников, десяти критских мучеников, святых Сергия и Вакха, святых апостолов и пророка Моисея. Эти часовни находятся внутри монастырских стен, а девять из них соединяются с архитектурным комплексом базилики Преображения.

К северу от базилики Преображения расположен колодец Моисея - колодец, у которого согласно Библии Моисей встретил семь дочерей мадиамского священника Рагуила (Исх.2:15-17). Колодец в настоящее время продолжает снабжать монастырь водой.

На северо-западе от монастырских стен расположен Сад, который соединяется с монастырем древним подземным ходом. В саду растут яблони, груши, гранаты, абрикосы, сливы, айва, шелковица, миндаль, вишни, виноград. Другая терраса отведена под масличный сад, обеспечивающий монастырь оливковым маслом. В саду также выращивают овощи для монастырского стола. В начале XX века монастырский сад считался одним из лучших в Египте.

Рядом с садом, за монастырскими стенами, расположены оссуарий и кладбище. На кладбище имеется часовня святого Трифона и семь могил, которые используются неоднократно. По прошествии определённого времени кости извлекаются из могилы и помещаются в оссуарий, расположенный на нижнем ярусе церкви Успения Пресвятой Богородицы. Единственным полным скелетом в оссуарии являются мощи отшельника Стефана, жившего в VI веке и упоминаемого в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника. Мощи Стефана, облачённые в монашеские одежды, покоятся в стеклянном киоте. Останки прочих монахов разделены на две части: у северной стены сложены их черепа, а в центральной части оссуария собраны их кости. В отдельных нишах хранятся кости синайских архиепископов.

Библиотека монастыря

Поскольку с момента своего основания монастырь ни разу не был завоеван и разорен, в настоящее время он обладает огромным собранием икон и библиотекой рукописей, уступающей по историческому значению только Апостолической библиотеке Ватикана. В монастыре хранятся 3304 манускрипта и около 1700 свитков. Две трети написаны по-гречески, остальные на арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянских языках. Кроме ценных манускриптов в библиотеке собраны также 5000 книг, некоторые из которых относятся к первым десятилетиям книгопечатания. Кроме книг религиозного содержания в библиотеке монастыря хранятся исторические документы, грамоты с золотыми и свинцовыми печатями византийских императоров, патриархов и турецких султанов.

Святая великомученица Екатерина была образованнейшей девушкой своего времени. Она родилась во второй половине III столетия, была дочерью правителя Александрии Египетской. К своим 18 годам он уже хорошо изучила римскую и греческую литературу, врачебное искусство, кроме того святая была удивительно красива, что, сочеталось с ее светлым умом. Все это привлекало множество юношей – женихов. Однако никто из них не получил утвердительного ответа.

Екатерина заявила, что ее мужем станет тот, кто превзошел бы ее в уме и красоте, но таких не находилось…

Отец девушки был язычником, но мать тайно приняла христианскую веру. Она и познакомила святую со старцем священником. Тот открыл девице, что есть такой Жених, слава, богатство и премудрость, которого во много раз превосходят ее достоинства. Вручив икону мученице, он посоветовал ей молиться, чтобы увидеть того замечательного Жениха.

Ночью дева узрела Небесную Царицу, окруженную сонмом ангелов и держащую в своих руках Отрока, от которого исходил настолько яркий свет, что Екатерина не могла не удивиться чуду. Отрок, однако, не дал взглянуть ей на Свое лицо, он отвернулся, но снисходя на просьбы Пречистой Матери, послал девицу к старцу, чтобы узнать, как ей удостоиться лицезрения Спасителя.

Наутро старец по усиленным мольбам девушки крестил ее. Ночью же во время молитвы Екатерина вновь узрела Божественного Отрока, но теперь Его лицо было открыто ее обновленному крещением взору. Благосклонно и милостиво смотрел Отрок на деву. Пресвятая Матерь взяла руку Екатерины, и Ее Сын Сам одел кольцо на безымянный палец правой руки Своей невесты. «Не знай жениха земного», – произнес Пресвятой Отрок, и с этого времени Екатерина знала, что обручена Самому Богу.

Святая великомученица жила во время правления беззаконного язычника – императора Максимиана. В одно из неистовых идольских праздников, Екатерина сама явилась Максемилиану и обличила его нечестие. Поскольку девушка была очень умна, то ни император, ни его приближенные не могли уступить ей в споре об истине. Разгневанный император не терял надежды разубедить святую. Он предлагал ей соцарствовать с ним, получить все блага мира, но все это было напрасно. Екатерина во время отъезда Максимилиана умудрилась обратить к вере супругу царя, который возвратившись, сменил милость на гнев, и приказал мучить Христову невесту. Хотя уверовали философы, спорившие с Екатериной, и Августа – супруга царя, император пребывал в заблуждении.

Святую били по голому телу воловьими жилами в течении двух часов, затем морили голодом в темнице, но Бог исцелил ее. Даже страшные оружия казни – колеса – развалились, когда мученица подошла к ним. Разъяренный мучитель повелел усечь непокорную мечом. 200 воинов вместе с мучеником Порфирием пострадали вместе с Екатериной.

Когда воин отсек честную главу Екатерины, то из раны вместо крови истекло молоко. И это видело все множество людей, присутствующих на месте казни. При этом ее честные останки тут же были сокрыты Ангелами, и пребывали в неизвестности почти 200 с лишним лет.

Это случилось следующим образом. Однажды, приблизительно в 30-40 годах VI столетия, братия Синайской обители, расположенной за многие сотни километров от Александрии, чудесно были извещены свыше, что мощи святой великомученицы Екатерины нетленно почивают рядом с их обителью. При этом братия получила повеление перенести их в новосозданный храм Синайского монастыря. Благочестивые старцы с радостью поспешили к горе, указанной им недалеко от обители. Эта гора была весьма возвышенной; но отшельники, с помощью Божией, скоро достигли ее вершины, где и обрели святые мощи великомученицы Екатерины нетленными и благоухающими. Положить их на вершину этой горы могли только Ангелы.

Мощи святой Екатерины были обретены не полностью, а только ее честная глава и левая рука. Эти части нетленного тела достохвальной мученицы Христовой тогда же торжественно были перенесены в Синайскую обитель, и доселе почивают в этом древнем монастыре. В 1689 году русский император Петр Великий пожертвовал в Синайскую обитель для мощей святой Екатерины серебряную кованую раку.

В настоящее время святые мощи великомученицы Екатерины сохраняются в небольшой мраморной раке в алтаре главного храма Синайской обители во имя Преображения Господня. Святую главу невесты Христовой покрывает ныне золотой венец, а на палец ее руки надето драгоценное кольцо, в память обручения святой Екатерины ее Небесному Жениху. В память о поклонении мощам, монахи дарят серебряное кольцо с эмблемой обители, изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ (святая Екатерина). Тоненькие колечки напоминают о том, что всякая душа призвана быть невестой Христовой.

Память святой великомученицы Екатерины чествуется во всем христианском мире с особым благоговением и торжественностью. В честь ее созидаются церкви, многие монастыри называются ее именем. Также, весьма многие и многие женщины по всему миру носят это богопрославленное, через святую великомученицу Екатерину, древнее греческое имя, которое переводится как “всегда чистая”.

К великомученице Екатерине прибегают за помощью в учении, во всяких недугах, но в особенности в семейных нуждах и болезнях чадорождения. Еще ее считают покровительницей беременных.

Святые мощи великомученицы Екатерины находятся:

–Египет,Синайский полуостров, монастырь святой Екатерины

Престол и икона великомученицы Екатерины:

– в храме Ризоположения на Донской (Южный округ Москвы)

Камень и колечко с руки великомученицы Екатерины:

– в храме Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве (Западный округ Москвы)

Молитва
святой великомученице Екатерине

Дева прекраснейшая, мудрая, пречудная, святая великомученица Екатерина! Всю эллинскую мудрость совершенно изучивши, ораторское искусство и философию, и врачебную науку хорошо узнав, просвещения большего ты возжелала, уверовав же во Христа, в видении узрела Предвечного младенца на руках Его Пречистой Матери, даровавшего тебе перстень бессмертного обручения с ним. Лютые затем муки претерпев, тяжкие удары и жестокие раны, и мрак темничный, и членов раздробление на колесах, силою Христовою ты от всего этого исцелена была. На казнь же идя, так молилась ты, великомученица преславная: «Господи, Иисусе Христе! Тех, елицы призовут мною всесвятое имя Твое, исполнит во благих прощение всего, еже на потребу им, да от всех воспевается величие Твое во веки». Женам, мучимым болезнями рождения и на помощь тебя призывающим, заступление являя ты, Екатерина святая; поэтому и иные с любовью и благоговением молящихся тебе, и с верою теплою, и слезами от всего сердца прибегающих к тебе жен, не отринь, поспеши им на помощь и освободи их от трудных родов, чтобы родивши детей, оне в страхе Божием воспитывали их, благодаря тебя, Екатерина преславная, за помощь, явленную им, и славя за тебя Бога, со всем домом их. Аминь.

Публикации по теме