Как научить правильно произносить буквы. Проверяем уровень произношение «Ш» у ребенка

Когда ребенок начинает говорить, то родителям приходится приложить немало усилий, чтобы малыш произносил звуки правильно. Одним из самых сложных по праву считается звук Р. Иногда он поддается крохе с трудом. Задача родителей в это время - не смеяться над картавым чадом, а помочь ему. Как научить ребенка говорить букву Р? Сейчас расскажем.

Общие правила

Обычно родители до поры до времени не обращают особого внимания на «французское» произношение чада. Тревогу начинают бить ближе к школе. А между тем, чем раньше они займутся ребенком, тем проще и быстрее коварная буква войдет в лексикон.

Некоторые источники требуют, чтобы первым делом малышу объяснили разницу между звуками и буквами. Дескать, в первом классе малышу потом будет проще.

Давайте смотреть правде в глаза: сейчас не каждый взрослый знает различие. Поэтому не забивайте ребенку голову. Кстати, в первом классе учитель и без вас объяснит чаду все про буквы и звуки. А значит оставьте малышу немного детства, учеба еще успеет ему надоесть. В общем, занимайтесь буквой Р, и ничем кроме.

Что делать, если ребенку никак не дается буква Р? Обратитесь к логопеду. Нет, совсем не обязательно ходить на занятия регулярно. Можно сэкономить немалую часть семейного бюджета, если вы сами готовы заниматься с малышом. Но хотя бы один раз посетить специалиста стоит. Он определит проблему и подскажет, в каком направлении двигаться.

Совет. Сходить к логопеду нужно обязательно. Зачастую родители в погоне за буквой Р не замечают, что отпрыск коверкает другие буквы.

Сразу разворачивайтесь и уходите, если специалист начинает вас стращать. Якобы от картавости развиваются дисплазии, патологии и ужасные болезни головного мозга. Такой «логопед» просто хочет вытянуть из вас побольше денег. Запомните, от ротацизма (официальное название картавости) еще никто не умирал. Вон, жители Франции и Германии все поголовно картавят. И что? Прямо все штабелями падают и умирают от патологий? А сколько человек говорят на английском языке? Ведь там нет четкой буквы Р. Так, жалкое подобие. Скажете тоже абсолютно все страдают от заболеваний мозга? Глупости.

Ищите хорошего специалиста, который будет давать вам ценные рекомендации как научить ребенка говорить букву Р, а не рассказывать сказки.

Кстати, картавость может быть от недоразвития уздечки. И, если раньше приходилось ее подрезать хирургическим путем, то сейчас можно избежать таких кардинальных мер. Есть много упражнений, позволяющих растянуть и разработать уздечку безболезненно.

А вы знали? Оказывается, что наиболее тяжелая форма ротацизма - это гортанный вариант (или горловой). В таком случае родителям бывает очень сложно научить ребенка говорить букву Р правильно. Здесь однозначно не обойтись без помощи логопеда. Потому что это уже не коррекция речи, а переучивание.

Не заставляйте отпрыска насильно выполнять логопедические упражнения. Выбирайте время, когда малыш:

  • выспался
  • накормлен
  • здоров
  • отдохнул
  • в хорошем настроении

Обязательно используйте элементы игры, чтобы заинтересовать ребенка. Сухой официальный язык оставьте себе. С чадом можно и подурачиться, но только на основе рекомендованных занятий. И не перенапрягайте ребенка. Пары раз в день по 20-25 минут более чем достаточно, чтобы у малыша не развилось отвращение к учебе.

И еще. Кроме специальных упражнений для буквы Р, не сбрасывайте со счетов другие уроки по тренировке всего речевого аппарата. Ведь только комплексный подход поможет вам одолеть сложную букву.

Упражнения для буквы Р

Большинство из них предназначены для того, чтобы разработать кончик языка ребенка. Именно он отвечает за правильное произношение буквы Р. Одновременно с этим следует заниматься и другими участниками речи: губы, поверхность языка, щеки.

Вот наиболее распространенные и эффективные упражнения:

  1. Барабанщик. Рот открываем широко, кончик языка прислонен к основанию верхних резцов. Быстро и часто произносим букву Д. При этом вибрирует кончик языка и получается почти буква Р.
  2. Извозчик. Рот широко открываем, кончик языка поднимаем к верхнему небу. С силой резко выдыхаем воздух через кончик языка. Должно получиться что-то вроде глухого ТРРР.
  3. Художник. Рот открываем широко, кончик языка опять поднимаем к верхнему небу. С силой начинаем рисовать языком на небе разные каракули. Лучше всего будет водить взад-вперед и влево-вправо.
  4. Лошадка. Самое обыкновенное цоканье. Или щелканье языком. Вспомните, как делали это в детстве, и покажите малышу.

Обязательно следите, чтобы ребенок не двигал нижней челюстью во время тренировок. Это наиболее распространенная ошибка. Поначалу у малыша может не получаться выполнять тренировку. Не отчаивайтесь, спустя некоторое время все выйдет идеально. А там не за горами и злополучная буква Р.

Совет. Непременно показывайте чаду на собственном примере, как надо ставить язык и губы, как выдувать воздух. На словах иногда бывает не очень понятно, что нужно сделать. И не забывайте об игровой составляющей занятий.

Упражнения для выдоха

Такие занятия - непременный атрибут артикуляционной гимнастики. Потому что без сильного выдоха звук Р произнести не получится (нужна вибрация кончика языка). Кстати, вместо тренировок можно надувать мыльные пузыри. Или катать по столу легкий шарик от пинг-понга. Или даже пробовать удержать воздушный шарик в воздухе одним дыханием без рук. Устройте соревнования - кто дальше задует бумажку по столу. Словом, развивайте фантазию и силу выдоха у своего чада.

Вот некоторые упражнения для этого:

  1. Непослушный. Язык высовываем, несколько раз быстро прихватываем его губами. Одновременно с этим делаем глубокий выдох.
  2. Маятник. Улыбаемся, немного приоткрываем рот. Высовываем кончик языка и водим им от одного уголка губ к другому. Одновременно выдыхаем.
  3. Комарик. Слегка приоткрываем рот, кончик языка высовываем. Произносим букву З, сильно выдыхая воздух. Теперь прячем язычок внутрь. Снова говорим долгую букву З, и опять выдыхаем.

Логопеды рекомендуют родителям приобрести специальный шпатель для занятий. Использовать его очень просто. Надо во время занятий аккуратно подсунуть инструмент под язык ребенка и подвигать им влево-вправо. Таким способом создается дополнительная вибрация на кончике языка. А иногда становится отчетливо слышна буква Р.

Совет. Покупайте логопедические шпатели, предназначенные для детей, а не для подростков или взрослых. У них более аккуратная форма. А еще они вкусно пахнут фруктами, конфетами или шоколадкой.

Иногда случается такое: родители спохватываются и начинают приставать к ребенку без всякой подготовки и гимнастики речевого аппарата. Требуют произнести целые стишки или даже скороговорки. Чадо пугается, замыкается в себе.

Чего можно добиться такими упражнениями, кроме обиды малыша? Ничего. Для начала перед тренировкой разогрейте речевые мышцы дополнительными занятиями. И только потом пробуйте осилить сложную букву.

Кстати, логопеды советуют сначала научиться правильно произносить звук Р отдельно. Потом нужно научиться подолгу рычать. И только после этого можно переходить к целым словам, предложениям. Ну, а если чадо раньше времени начало уверенно говорить букву Р в обыденной речи, то не стоит его останавливать. Ведь ваш малыш оказался смышленей, чем вы думали. Пусть нарычится вдоволь.

Некоторые бабушки и дедушки прекрасно помнят, как травили своих сверстников с дефектами речи. Они могут начать запугивать внука, обещая все кары небесные и бойкот от других детей. Пресекайте такие беседы на корню, чтобы и думать забыли говорить ерунду. Не понимают по-хорошему? Объясните в более грубой форме. Сейчас столько детей с неправильным произношением, что большинство сверстников просто не обращают внимания на дефекты речи. И никто уже давно не смеется над картавым или шепелявым одноклассником.

Внимательно следите за произношением ребенка. Иногда случается, что малыш с успехом одолевает мягкую букву Р, а вот твердая ну никак не дается. На собственном примере показывайте отпрыску правильное звучание. Пусть он заглядывает к вам в рот, пусть посмотрит, как держать кончик языка и губы. Ведь всем известно, что дети очень любят повторять за взрослыми. Используйте это во благо.

Очень удобно это делать перед зеркалом. Например, скажите ребенку, что сегодня вы - мартышки. Поэтому должны кривляться. Но не просто так. Как именно - подскажет логопед. В интернете тоже можно найти множество упражнений.

Не надоедайте ребенку занятиями. Устал или надоело? Прекратите, вернетесь к тренировкам чуть позже. Чередуйте упражнения, чтобы малышу не стало скучно. Придумывайте истории и рассказы, предложите ему самому создать свою сказку.

Занимайтесь с ребенком каждый день. В любое удобное время. Можно даже готовить еду на кухне, но не вылупливаться в телевизор, а поиграть с малышом словами. Почаще употребляйте в своей речи слова с буквой Р. И не только во время упражнений. Можно даже представить себя с ребенком львиным семейством, порычать на воображаемого врага, или друг на друга. Да мало ли возможностей у любящих и заботливых родителей?

Не забывайте хвалить малыша за любую, даже самую маленькую победу над коварной буквой Р. Никогда не сравнивайте чадо с другими детьми. Он у вас - такой единственный и самый любимый.

Как научить ребенка говорить букву Р? Запомните - это дело не одного дня. Проявите настойчивость и терпение. Занимайтесь с чадом регулярно, но не навязчиво. Следуйте рекомендациям логопедов. И все у вас получится. Вскоре отпрыск начнет рычать не хуже тигренка.

Видео: как научиться произносить звук Р

Что делать, если ребенок в 5 — 6 лет не выговаривает шипящие - Ш и Ж . О том, как научить ребенка правильно произносить буквы Ш и Ж , мы прочитали в одном из выпусков «Семьи и школы»:

Звуки «ш» и «ж» сложны по своей артикуляции, поэтому малыши осваивают их сравнительно поздно и нередко даже к концу дошкольного возраста выговаривают неправильно или неясно. Есть много вариантов неправильного произношения этих звуков: их или вовсе опускают, или произносят нечетко, или заменяют другими (чаще всего «с» и «з»). Не останавливаясь на причинах этих искажений, расскажем кратко о том, как научить ребенка правильно произносить «ш» и «ж».

Как научить ребенка произносить звук Ш

Нормальное положение органов речи при произнесении «ш» таково: рот раскрыт, губы слегка округлены и выпячены, выдвинуты вперед (образуя «рупор»). Зубы несколько сближены (расстояние между ними 1-2 миллиметра). Широкий кончик языка приподнят к передней части нёба, но не касается его; при этом образуется узкая щель, в которую направляется выдыхаемая сильная струя воздуха. Боковые края языка приподняты, плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка опущена (положение языка в целом можно сравнить с лопатой, чашечкой, ковшиком).

В отличие от глухого «ш» при произнесении звонкого «ж» участвуют голосовые связки. Выдыхаемая струя и напряжение языка при этом звуке слабее, чем при «ш». Кончик языка под действием струи воздуха немного дрожит, вибрирует. Прежде чем приступать к занятиям, надо проверить, достаточно ли развит у малыша фонематический слух, то есть умеет ли он отличать шипящие от других, сходных звуков (именно недостаток такого умения часто оказывается причиной различных дефектов речи). Для проверки и тренировки фонематического слуха полезно предложить ребенку придумать слова со звуками, о которых идет речь, отобрать картинки, в названиях которых есть эти звуки, разобрать с ребенком смысл слов, отличающихся одним звуком (например: Мишка - миска, Машка - маска, крыша - крыса, кушать - кусать и т. д.). Подобные упражнения подготовят правильное произнесение звуков.

Если язык ребенка недостаточно подвижен, вял, то необходимы специально подобранные подготовительные упражнения. Вот некоторые из них:

  • высовывать широко распластанный язык с загнутым кончиком и приподнятыми боковыми краями,
  • поднимать и опускать лопатообразно высунутый язык к верхним и нижним зубам, к верхней и нижней губам и т. п.

Полезно, чтобы ребенок не только выполнял определенные движения языком, но и чтобы он удерживал некоторое время определенные артикуляционные положения. Все упражнения ребенок должен делать перед зеркалом, чтобы он мог контролировать положения языка, зубов, губ.

После этих подготовительных упражнений можно приступать и к основным:

  • Прежде всего, можно попытаться выработать у малыша правильное произношение «ш» и «ж» по подражанию. Вы несколько раз четко произносите слова с этими звуками, подчеркивая голосом звучание «ш» и «ж», и предлагаете малышу тут же повторить. Иногда этого достаточно, чтобы ребенок начал произносить правильно.
  • Если не получилось, можно использовать специальные приемы постановки звука «ш». Ребенок должен высунуть язык, поставить его в «позицию», а затем медленно втягивать. При сочетании такой артикуляции с сильным выдохом звучит «ш».
  • Можно добиться правильного звука «ш» от звука «с». Для этого в момент произнесения звука «с» кончик языка постепенно поднимается и отодвигается несколько назад. Для подъема языка используются шпатели, конец ложки, ручка зубной щетки (разумеется, все должно быть чистым). При такой механической помощи звук «с» превращается в «ш». Одновременно с подъемом и отодвиганием языка необходимо губы слегка выдвинуть вперед - это делается легким нажимом пальцев на щеки. Само собой разумеется, если у ребенка есть какие-либо недостатки произношения свистящих звуков (с, з, ц), то они должны быть устранены до начала работы над шипящими (ш, ж, ч, щ).
  • Исправление звука «ж» после устранения недостатка произнесения «ш» не представляет трудности: в правильное произнесение глухого «ш» включается голос, а с механической помощью звук «ж» получается от «з».
  • Правильное звучание закрепляется в слогах, словах, фразах. С ребенком разучиваются стихотворения, песни, потешки, скороговорки, богатые звуками «ш» и «ж». Закрепление звуков идет быстрее, если оно происходит в игре.

Нарушение звуков «ш» и «ж» в большинстве случаев исправимо, и часто недостаток устраняется сравнительно легко. Но непременным условием всегда является регулярность, систематичность упражнений и желание самого ребенка исправить речь и начать выговаривать Ш и Ж правильно. И ребенок, и родители должны быть терпеливы и настойчивы. Если результаты самостоятельных занятий невелики, то надо обратиться к логопеду.

Как избавиться от каши во рту - актуальный вопрос для многих родителей.
В период взросления наших малышей мы родители часто умиляемся их смешными словечками, да и что кривить душой они нас веселят и мы часто становимся мотиваторами для неправильного произношения слов и букв. И напротив, когда мы встречаем взрослого человека, у которого неправильное произношение многих букв мы раздражаемся и испытываем неприязнь к нему. Так что исправлять дефекты речи лучше исправлять в детстве, хотя исправить ситуацию можно почти в любом возрасте.

Причины от чего возникают дефекты речи

В природе существует огромное количество дефектов речи, связанных с различными нарушениями в развитии:
  • алалия - когда человек не говорит вообще;
  • дизартрия - когда при поражении мозга неподвижны небо и губы;
  • афазия - когда исчезновение речи связано с болезнью.
Но чаще всего логопеды встречаются с дислалией при которой, человек не может выговаривать отдельные буквы, пропускает или заменяет другими буквами. Именно этот недостаток проявляется в раннем детстве примерно с 2-х летнего возраста. Многие родители не обращают на это внимание и думают, что это всё пройдёт со временем. В большинстве случаев так и происходит, формирование речевого аппарата заканчивается к 7 годам и 70% детей в итоге говорят правильно, но особых иллюзий питать на стоит, а лучше показать ребёнка логопеду и исправлять дефекты речи до школы, т.к. у дети с дислалией хуже усваивают письменную речь.

Дефекты речи также могут быть следствием неправильного прикуса у детей, аденоидодов, щелей между зубами, короткой уздечки языка и высокого нёба.
Но часто встречаются случаи, когда у ребенка нет никаких вышеперечисленных проблем, а он просто напросто подражает кому-то из взрослых, или же сами взрослые мотивируют его на неправильную речь - «»сюсюкают» и коверкают слова. Как бы не было это смешно и забавно с раннего возрасте детей нужно поправлять и учить правильно говорить.
Часто проблемы с дикцией бывают у двуязычных детей, когда дети перенимают произношение и фонетику другого языка.
Или же ребенок на слух не воспринимает различия между шипящими и свистящими буквами, твердыми и мягкими звуками.

Проблемы с произношением букв

Чаще других возникают трудности с произношением буквы «Р». В народе этот дефект попросту называется «картавостью» и говорят, что ребенок «картавит».
Далее второй по распространенности дефект речи - это когда человек искажает свистящие буквы (с-3), шипящие (ш-ж) и (ч-щ).
Также часто встречается нарушение произношения буквы «Л» .
Для того, чтобы исправить дефекты речи есть масса упражнений, но давать какие-то советы, которые бы подошли именно вашему ребенку заочно сделать очень трудно, и тут нужна консультация специалистов - логопеда, ЛОР врача, ортодонда, которые с точностью выявят причину. Исправить плохую дикцию можно в любом возрасте, но лучше конечно сделать это в раннем возрасте.

Артикуляционная гимнастика

Перед началом любых упражнений выясняем что служит причиной не правильного произношения.
В самом начале занятий следует ребенка научить правильно дышать. Часто именно из-за того что говорящему бывает не хватает воздуха он глотает, зажевывает слова и предложения.
Для того, чтобы начать заниматься нужно сесть с малышом рядом и желательно это делать перед зеркалом, чтоб он видел свои движения.
Всё должно проходить в игровой форме, так чтобы заинтересовать ваше чадо и ему было интересно. Не давите на него, если он не готов. Всему свое время.

Как научить ребенка выговаривать «р»

Усадите ребенка перед зеркалом и для начала покажите, как нужно выполнять упражнение, предложив ребенку повторить за вами.

Вытянете язык и положите его на передние зубы и подержите 15 секунд. Потом предложите повторить упражнение ребенку. Пускай ребенок повторит это упражнение 3-5 раз.

Второе упражнение помогающее поставить правильную букву «Р» такое: ребенок должен широко открыть рот и языком стучать по бугоркам за передними зубами и произносить букву «Д». Повторяйте такое упражнение в течение 20 секунд.

Также случается так, что ребенок выговаривает букву «Р» в определенных слогах, например «ре» и «рё», а в остальных не может. Повторяйте с ним эти слоги, а потом после упражнения просите говорить слова с другими гласными, и так постепенно ребенок сам поймёт разницу в произношении и с каждым разом будет говорить всё лучше и лучше.

Выяснив причины не правильного произношения слов и букв, и соблюдая рекомендации специалистов вы поставите со своим ребенком правильную речь.

Осваивая речевые навыки, дети часто коверкают слова. Испытывают они трудности и в произношении отдельных звуков. Пресловутое «рррр» известно многим, а что делать, если ребенок изменяет букву «л»? Дефект легко поддается исправлению. Родителям следует показать ребенка логопеду - специалист установит причину дефекта и определит методику занятий, которые помогут его устранить.

Если имеют место нарушения речи, лучше по возможности показать ребенка специалисту: он определит степень отклонения и поможет семье справиться с ним

Что влияет на возникновение дефекта?

Большая часть звуков прекрасно осваивается ребенком к 4-4,5 годам. Если же вы заметили, что ваш малыш испытывает затруднения с произношением нескольких букв или одного звука «л», ищите причины. Одним из факторов может стать дефект речи у взрослого человека, постоянно контактирующего с крохой. Ребенок имитирует речь мамы или папы. Замечены сбои в произношении и у детей, растущих в двуязычных семьях. Малышу трудно осваивать сразу два языка, он путается, подменяет звуки одного языка на звуки другого. Среди физиологических причин отметим следующие:

  • нарушения, возникшие при развитии речевого слуха (ребенок слышит звуки неправильно);
  • патологии слухового аппарата и речевого дыхания;
  • изменения в строении артикулярного аппарата (в случае со звуком «л» это может быть укороченная уздечка).

Все анатомические изменения определяет специалист. Самостоятельные диагнозы часто приводят к неправильному лечению и усугублению дефекта.

Если у ребенка обнаружили укороченную уздечку, не стоит волноваться. Долгое время дефект исправляли с помощью надреза, а сегодня разработана новая методика, при которой уздечка растягивается до необходимого размера с помощью особых упражнений.

Варианты произношения искаженного звука «л»

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Пытаясь произнести «л», ребенок может заменять ее другими звуками. Определенной зависимости от причины, вызвавшей дефект, здесь нет - малыш говорит так, как ему легче. Звучание может быть таким:

  • ребенок пропускает букву «л» (лопата - опата);
  • заменяет «л» на «у» (лошадь – уошадь);
  • произносит вместо звука «л» звук «й» (молоко - мойоко, ложка - йошка);
  • хорошо говорит твердую «л» и заменяет мягкую букву на другую.

Правильная артикуляция

Чтобы что-то исправить, необходимо знать, как оно выглядит правильно. То же самое и со звуками, которые мы произносим. Вряд ли у вас получится проговорить букву «п», не соединив губы. Для того чтобы получился звук «л», надо:

  • упереть кончик языка в основание верхних зубов или в щель, образующуюся между верхними и нижними зубками;
  • произнося букву, сильно выпустить воздух вдоль боковых сторон языка;
  • края языка не должны соприкасаться с верхними и нижними зубами, расположенными по бокам челюсти.

Если логопед не нашел у вашего малыша серьезных проблем с артикуляционным аппаратом, правильное произношение «л» можно без труда поставить в домашних условиях. Достаточно нескольких занятий с малышом, чтобы научить его хорошо воспроизводить звук. Несколько специальных упражнений облегчат вашу задачу и доставят удовольствие ребенку. Они улучшат подвижность мышц гортани, языка и губ.


Чтобы ребенок мог понять, где он допускает ошибку, необходимо посадить его перед зеркалом и отработать правильную постановку языка и губ

Учимся произносить звук «л»

Занятия в домашних условиях комфортны и для ребенка, и для родителей. Специалистами разработаны различные упражнения, которые вы можете делать вместе с малышом, превратив их в забавную игру. Дети любят гримасничать, но наши упражнения еще и несут пользу. Через веселое и увлекательное действие мы учим малыша, даем возможность тренировать свой язык для правильного произношения «л». Список упражнений:

  1. Улыбка . Попросите малыша широко улыбнуться, не размыкая губы. Пусть он подержит улыбку 8-10 секунд. Повторяйте упражнение 7-8 раз за день.
  2. Ветерок . Немного приоткрыть рот, просунуть между губами кончик язык, и слегка его «прикусить», сжав губами. Оставив язык в таком положении, надо сильно дуть в течение трех минут.
  3. Цоканье . Малыш должен цокать как лошадка, меняя интенсивность звука. Попросите, чтобы ребенок не двигал нижней челюстью, цокал только язычком и верхней челюстью. Первая часть упражнения делается с ускорением, во второй цоканье должно быть тихим, как будто лошадка крадется.
  4. Вкусное варенье . Предложите ребенку облизать свои губки язычком так, как будто он съел что-то очень вкусное. Движения должны быть широкими, круговыми.
  5. Длинный язык . Любимое упражнение малышей. Дети высовывают язык на всю его длину и пытаются достать им до носика или подбородка.
  6. Трубочка . Несколько раз в день просите ребенка свернуть язык в трубочку.
  7. Долгое «ы» . Кончик языка отводится вглубь рта, спинка языка приподнимается к небу, ребенок тянет звук «ы». Упражнение сложное, но оно улучшает гибкость языка.
  8. Дыхание . Сопровождайте уроки улучшением дыхательных навыков. Почаще давайте крохе пускать мыльные пузыри, поощряйте его желание петь. Летом малыш может сдувать созревшие одуванчики.
  9. Мелкая моторика . Упражнения на мелкую моторику способствуют стимуляции нервных окончаний. Лепка, рисование, вырезание и клейка аппликаций положительно влияют на становление речевых навыков и усиливают интеллектуальное развитие маленького человека.

Полезным будет также произнесение скороговорок и сочетания букв, в которых «л» соседствует с разными гласными.

Как правильно проводить занятия?

Приступая к занятиям, помните, что перед вами маленький ребенок. Лучший способ научить его чему-либо – это игра. Логопедические упражнения, проводимые под нажимом, быстро надоедают малышам, поэтому нельзя заставлять ребенка повторять их долго. Начните с 1-2 раз в день по 3-4 повторения. Используйте собственный пример. Расположитесь с малышом возле зеркала, чтобы он видел, как у него получается. Дети любят имитировать действия взрослых, используйте их интерес в учебных целях. Сопровождайте похвалой каждый успех крохи, объясняйте ему, что вы учите и зачем.

В каких ситуациях нужна помощь логопеда?

Несмотря на простоту корректировки звука, может получиться так, что занятия дома не приведут к успеху. Причины могут быть разные:

  • для вашей семьи русский язык не является родным, и взрослые ее члены говорят с акцентом;
  • кто-то из взрослых уже имеет дефекты речи и ему трудно проводить занятия;
  • продолжительные занятия не смогли помочь малышу научиться выговаривать букву «л».

В подобных ситуациях необходимо обратиться к специалисту. Логопед поможет скорректировать упражнения, подскажет другие способы исправления.

От вас потребуется немалое терпение и умение завлечь ребенка. Малейшие подвижки должны быть замечены и отмечены похвалой. Если у малыша что-то не получается, не ругайте его, чтобы не отбить желания учиться.

Частой проблемой становятся трудности в произношении буквы «р» (подробнее в статье: ). Рекомендуем обратиться к одному из наших материалов, рассказывающему, как справиться с этой проблемой. Принцип почти тот же: необходимо стимулировать детей, чтобы они чаще говорили слова с этим звуком. Изучите артикуляцию при произношении «р», покажите ее малышу. Используйте в занятиях картинки с изображением животных, в названии которых есть «р», учите с ним стихи и скороговорки.

(3 оценили на 5,00 из 5 )

8 12 713 1

У вашего ребенка возникли проблемы с произношением различных звуков? В этой статье найдете действенные cоветы и упражнения, которые помогут малышу говорить правильно.

Вам понадобятся:

Причины неправильного произношения

  • Одной из самых распространенных является неправильный подход родителей к общению с ребенком . Если папа и мама, бабушки и дедушки, повторяют за чадом его детские слова, сюсюкаются с ним, то общение остается на уровне ребенка. Он тогда не видит примера правильной речи. Ему не известны правильные слова. Общайтесь чётко, поправляйте неправильное его произношение и не используйте в своей речи коверканных слов.
  • Следующая причина – нарушения в строении речевого аппарата ребенка :
    а) короткая связка под язычком, что затрудняет его движение;
    б) слишком большой или маленький размер языка, что препятствует хорошей дикции;
    в) нарушения в строении челюсти и дефекты строения зубов;
    г) слишком толстые или тонкие губы, что затрудняют артикуляцию губных звуков.
  • Также одной из причин оказывается нарушение в восприятии малышом звуков . Такие нарушения приводят к тому, что дитя не распознает отдельные звуки и следовательно не может их правильно воспроизвести.

Делаем расслабляющий массаж лица

Для того чтобы мышцы лица расслабились, чтобы снять напряжение, сделайте легкий массаж лица. Не забывайте, что ребенку будет интереснее, когда все будет выглядеть как увлекающая игра.

Практикуем артикуляционную гимнастику

Гимнастику необходимо делать с первенцем перед зеркалом, чтобы он мог видеть все свои и ваши движения. С ее помощью дошкольник сможет научиться контролировать движения языка, губ, челюсти. Наводим примеры упражнений:

  • Надуваем щечки, будто шарик;
  • Представляем, что язык это малярная кисточка. А ротик – квартира, где необходимо сделать ремонт, широко распахнув двери и окна (ротик и зубки). Красим кисточкой все части квартиры (нёбо, зубы, щеки, губы;
  • Растягиваем язычок, стараясь достать до носика и бороды;
  • Растягиваем ротик в улыбке и удерживаем так несколько секунд;
  • Делаем губами, как рыбка, беззвучно ударяя их, друг в друга.

Учимся произносить букву "р"

Наибольше проблем возникает с произношением р. Наводим примеры упражнений для улучшения произношения этого звука.

  • Губки делаем в улыбку. Ставим язычок за верхние зубы и стучим в бугорочки (альвеолы), делая упражнение барабан. После нескольких секунд такого упражнения, попросите ребенка, сильно дунуть на кончик языка, не прекращая стучать языком за зубами, чтобы получился звук «дрррр».
  • Дальше учимся выговаривать звук “р” с помощью ватной палочки или пальчика ребенка. Одновременно выполняя упражнение «барабан», поднимите язычок ребенка ватной или специальной логопедической палочкой к верхнему нёбу, делая вибрирующие движения вверх и вниз. Таким образом, штучно вызывайте звук «р».
  • Попросите чадо стучать язычком как лошадка. Для этого нужно широко улыбнуться, прилепить язычок к верхнему нёбу, а потом резко его оторвать.

Правильно выговариваем звук "л"

Очень часто дети заменяют «р» на «л», произнося «либа» вместо »рыба». Но есть и курьёзы с неправильной постановкой звука «л», когда малыш вместо «лодка» произносит «водка». Как же научить говорить правильно «л».

  • Попросите слегка прикусить кончик языка между передними зубами и подуть на него. Следите, чтобы воздух проходил по боковым краям языка, а не был направлен на его центр. Это можно сделать с помощью перышка. Дальше, кончиком язычка стучим между передними зубками, стараясь произносить звук «л».
  • Очень часто детям трудно произнести отдельно звук «л». Для этого, попросите дитя прикусить язычок и произносить поначалу склад «ла – ла – ла – ла», заканчивая его продолжительным «л-л-л».

Учимся произносить «с» и «з»

Реже встречается, но все же распространено, когда ребенок не выговаривает звуки «с», «з», «ц». Положение языка на свистящих звуках похоже до шипящих. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам, вот только кончик языка должен быть более узкий и прикасаться к основанию передних зубчиков.

  • Для хорошего произношения звука «с» выполняйте с ребенком упражнение «рельсы». Кончиком языка нужно водить по основанию зубчиков с лева на право, издавая звук «с». Рот находиться в улыбке. Также поиграйте в спящую красавицу, при этом постоянно говорите «тсс». Следите за правильным положением языка во рту.
  • Чтобы научиться выговаривать букву «з», нужно просто выполняя упражнения на звук «с» повысить голос. Поднесите ручку ребенка к горлу и дайте ему почувствовать, как изменяется положение мышц при произношении звуков «с» и «з».

Выговариваем букву «ч»

Смешно слушать, когда малыш вместо чая просит у вас цай, будто он выходец из Китая. Но недолго надо смеяться, ведь исправить произношение этого звука очень легко.

Публикации по теме