Имя существительное. Исследовательская работа по русскому языку на тему: «Справедливо ли утверждение Льва Успенского: «Имя существительное - хлеб языка»

КГУ «Качарская средняя школа №1»

Имя существительное –

часть речи удивительная

(5 класс)

Подготовила Гальцева В.А.,

учитель русского языка и литературы.

Домашний адрес: Костанайская область,

п. г. т. Качар

Тема: Имя существительное – часть речи удивительная.

Цель урока: обобщить и систематизировать изученный материал об имени существительном;

развивать логическое мышление, творческие способности, память, умение анализировать, сравнивать, делать выводы; совершенствовать устную и письменную речь учащихся и их орфографические навыки;

способствовать воспитанию интереса к уроку русского языка.

Задачи:

Обучающие: закрепление знаний об имени существительном, морфологических признаков и синтаксической роли посредством выполнения письменных заданий.

Развивающие: развитие воображения, мышления, орфографической зоркости, творческих способностей учащихся в приобретении знаний; обогащение словарного запаса.

Воспитательные: способствовать воспитанию любви к русскому языку и художественной литературе; развивать умение работать в коллективе; формировать такие личностные качества, как ответственность и коммуникабельность.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Форма урока : интегрированный урок - путешествие.

Методы: проблемно - поисковый, исследовательский.

Технология: личностно - ориентированная, развивающее обучение, ИКТ.

Формы: индивидуальная, групповая, парная.

Ход урока

    Организационный момент.

Здравствуйте! Сегодня на улице светит яркое солнце. Нам тепло и уютно в классе. Надеюсь, день для нас будет хорошим.

С каким настроением вы пришли на урок? Покажите смайлики. (Дети поднимают карточки с грустными и весёлыми лицами - смайликами).

Я рада, что у вас хорошее настроение, рада видеть ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесёт нам радость общения друг с другом.

Я приглашаю вас совершить путешествие в страну знаний. Эпиграфом к уроку будут слова Абая.

Лишь знаньем жив человек,

Лишь знаньем движется век.

Лишь знанье – светоч сердец.

Согласны ли вы с мыслями Абая?

Каким, вы хотите, чтоб был наш урок? (Урок, не похожий на все)

Подберите к слову необычный синонимы. (Удивительный, превосходный)

В путешествие отправляются «Знатоки», девизом которых являются слова: «Науки и знания – наше призвание». Также в страну знаний отправляются « Грамотеи», девизом которых являются слова: «Люби науки – не будет скуки». В каждой группе есть исследователи, писатели, лингвисты - теоретики, искусствоведы, которые работают со словарями, и спикеры – руководители групп.

Оценивать вы будете себя самостоятельно с помощью листа самооценки. Я желаю вам сегодня как можно выше подняться по ступенькам знаний. Вашим путеводителем будет технологическая карта.

Девиз урока: Повторяем то, что знаем.

Вспоминаем, что забыли.

II. Актуализация знаний.

Что за раздел науки о языке, куда мы отправляемся за знаниями? (Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.)

На какие группы делятся части речи? (Самостоятельные, служебные, междометия.)

Стадия вызова

Отгадайте загадку.

«Я - важнейшая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - это я. По наблюдениям учёных, я появилась в речи в числе самых первых слов».

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам.

О какой части речи идёт речь?

Молодцы. Конечно, это имя существительное. Урок сегодня мы посвятим закреплению знаний об этой части речи. Будем упражняться в определении у существительных его грамматических признаков, вспомним самые трудные орфограммы по этой теме.

Итак, тема урока «Имя существительное – часть речи удивительная».

Что вы должны знать? Сформулируйте цель урока с учётом того, что с данным материалом мы уже знакомы. (Должны знать, какая часть речи называется именем существительным, морфологические признаки и синтаксическую роль имени существительного в предложении.)

Что должны уметь? (Уметь находить существительное в предложении, определять морфологические признаки, синтаксическую роль и объяснять условия выбора орфограмм в существительном.)

Чем же удивительна часть речи существительное? Попробуем ответить на проблемный вопрос, выполнив задание.

1. Орфографическая разминка

- Образуйте от глаголов существительные.

- Образуйте от прилагательных

существительные.

Трудиться - …

Добрый - …

Лениться - …

Смелый - …

Плавать - …

Бесстрашный - …

Просить - …

Высокий - …

Какое существительное лишнее и почему?

Как пишутся существительные: труд, просьба, бесстрашие?

Какое существительное лишнее и почему? (Высокий.)

2. Из данных слов составьте предложения. (Работа в группе.)

Кормить, лень, портит, а, труд.

Труд, перетрут, терпенье, и, всё.

Почёт, и, труд, рядом, живут.

III . Работа по теме урока.

1. «Мозговой штурм».

1. Давайте вспомним, какая часть речи называется именем существительным, и приведём примеры.
(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы: кто? что? и обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос что?, обозначает предмет).
2.Только ли предмет может обозначать имя существительное?

(Имя существительное может обозначать не только предмет, но и признак, как предмет (желтизна, белизна), действие, как предмет (бег, ходьба), явления природы (дождь, ветер), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза).

3. Почему у имени существительного два вопроса?

(Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что?)

4. А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным?

(Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные.

5. Приведите примеры собственных и нарицательных существительных.

6. Как пишутся собственные и нарицательные существительные?

(Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы).

7. Что вы знаете о роде имён существительных?

(Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода).

8. Как изменяются имена существительные?

9. Посмотрите на экран и скажите, что вы знаете об этом грамматическом признаке имён существительных?

(Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное. Единственное число обозначает один предмет, множественное число обозначает два или несколько предметов.

Например: журнал – журналы).

10. Как может изменяться имя существительное?

(Имя существительное может изменяться по падежам. Падежей в русском языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменить существительное по падежам - значит просклонять или изменить окончание по вопросу).
11. Что мы ещё не сказали о существительном?
(Имена существительные бывают трёх склонений. К 1 склонению относятся существительные м.р. и ж.р. с окончаниями – а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2 склонению относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями – о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К 3 склонению относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на ь).

12. Вот какое богатое имя существительное. Сколько грамматических признаков имеет эта часть речи?

13. Для чего, по вашему мнению, надо изучать имена существительные?

3. «Знатоки». Запишите 5 - 6 существительных, которые употребляются только в ед. ч. Они называют предметы, которые можно купить в магазине и подать к завтраку.

«Грамотеи». Запишите 5 - 6 существительных, которые употребляются только во мн. ч. Они называют инструменты, имеющие только форму мн.ч.

Чем удивительно имя существительное?

Вывод: Существительное может называть признак как предмет, действие как предмет и т. д.

Бывают существительные общего рода, существительные, употребляющиеся только в ед.ч. и только во мн.ч.

Учитель. С помощью существительных можно нарисовать картину. Вот послушайте стихотворение А. А. Фета:

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

Какую картину вы представили?

Какое существительное можно исключить и по какому признаку?

(Соловей – одушевлённое существительное)

Исследователи, вам слово. Каким вы представляете имя существительное?

5. Чтение лингвистических сказок. (Домашнее задание)

6. Словарно - орфографическая работа.

Вспомните имя, отчество любимого писателя.

Название любимой книги.

Ваша любимая страна?

Имя, отчество любимого человека. Запишите.

Вывод: Молодцы! Ваша жизнь началась с любви, с памяти о том, что дорого.

Какие это существительные?

С большой или маленькой буквы вы напишете слово рентген?

Что обозначает это слово? (Просвечивание рентгеновскими лучами для установления диагноза. Учёный Вильгельм Конрад Рентген получил Нобелевскую премию за это изобретение.)

7. Физминутка.

8. «Остров любознательных».

Вспомните пословицы о роли знаний.

Диктант по памяти.

Незнание – полбеды, нежелание знать – вот истинное несчастье.

Книга для ума, что тёплый дождик для всходов. Учиться никогда не поздно. Ученье – путь к уменью. Век живи – век учись. Повторенье – мать ученья. У врача лечись, а у умного учись. Повторенье – мать ученья.

Синтаксический разбор предложения. Каким членом предложения может быть существительное?

Морфологический разбор существительного путь .

Вывод: Назовите постоянные и непостоянные признаки существительного.

9. «Остров быстрых, смелых, ловких».

Словарная работа .

По лексическому значению отгадайте слово и запишите его.

1. Как называют человека, который всё знает? (Всезнайка)

Искусствовед «Знатоков» прочитает текст упр. 759.

2. Как называют человека, который не стремится к знаниям? (Невежда)

Искусствовед прочитает по словарю лексическое значение слова невежда.

3. Человек, который любит книги? (Книголюб)

4. Человек, радующийся жизни? (Жизнелюб)

5. Любящий полежать? (Лежебока)

6. Кто такой невежа?

Какие слова вы записали?

К какому роду они относятся?

Составьте предложение с любым из данных слов.

«Грамотеи» читают текст упр. 450

10. Определите род имён существительных.

Мозоль, вуаль, тюль, лебедь, шампунь, рояль.

11. «Остров книголюбов».

Вспомните пролог к поэме «Руслан и Людмила»

– Каких частей речи больше? Посчитайте.

Существительные – … Прилагательные - … Глагол - …

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

Что достигается, благодаря существительному? (Сказочная картина.)

Что такое лукоморье? (Морской залив.)

Вспомните сказку А. С. Пушкина, в которой действие происходит на берегу морского залива. (« Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

Какого рода существительное лебедь у А.С. Пушкина?

(В 19 в. эта прекрасная птица не имела устойчивого рода, а сейчас принято считать слово лебедь м.р.)

Вспомните названия сказок А. С. Пушкина. Собственные это имена существительные или нарицательные?

В каком падеже стоят существительные?

Вывод: Какая часть речи называется существительным? Что нового узнали об имени существительном?

12. «Остров исключительной грамотности».

Можете ли вы сказать, какая орфограмма зависит от рода и склонения?

Выборочный диктант.

Выпишите существительные с ь.

Вещ.., дрож.., с дач.., плащ.., помощ.., гараж.., ноч.., стриж.., силач.., реч.., скрипач.., камыш.., луч.., мыш.. .

Почему в слове с дач ь не пишется? (Р.п., мн.ч.)

13.Объяснительный диктант.

Какая орфограмма зависит от склонения и падежа?

Объясните окончание имён существительных. Определите склонение и падеж.

«Знатоки».

Пушки с пристан.. палят.

Жили они в ветхой землянк.. .

Живёт Балда в поповом дом.., спит себе на солом.. .

«Грамотеи».

С башн.. князь Гвидон сбегает, дорогих гостей встречает.

Князь для белочк.. потом выстроил хрустальный дом.

Воротился старик ко старух..

14. Распределительный диктант.

Врач..м,задач..й, дворц..м, сердц..м, шалаш..м, юнош..й, плащ..м, товарищ..м.

15. Тест.

1. Имя существительное – это …

А) самостоятельная часть речи Б) часть слова В) член предложения

2. Имя существительное отвечает на вопросы:

А) Что делать? Б) Каков предмет? В) Кто? Что? Г) Чей предмет?

3. Имя существительное обозначает …

А) признак предмета Б) действие предмета В) предмет

4. Морфологические признаки существительного бывают:

А) временные В) только непостоянные

Б) постоянные и непостоянные Г) только постоянные

5. Найди постоянные признаки существительного:

А) собств. или нариц., склонение, падеж, число.

Б) собств. или нариц., одуш. или неодуш., род, склонение

В) склонение, падеж, число, род.

Г) собств. или нариц., одуш. или неодуш., падеж, число, род.

6. Эти существительные одушевлённые:

А) линейка Б) тетрадь В) работа Г) птица

7. Буква е пишется:

А) приехать к мам… Б) идти по степ… В) быть в здани… Г) находиться в планетари…

8. Не пишется раздельно:

А) (Не) правда, а ложь. Б) (Не) ряха В) (Не) вежа Г) (Не) правда

9. Буква о пишется:

А) луч…м Б) товарищ…м В) крыш…й Г) плач…м

10. Ь пишется:

А) луч… Б) товарищ… В) с крыш… Г) доч…

«5» - 10 баллов

«4» - 8 - 9 баллов

«3» - 6 - 7 баллов

16. Запишите предложение.

Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

Какую роль играют знания в вашей жизни?

17. Творческая работа.

Сочинение - миниатюра «На уроке русского языка» (Ваши впечатления.)

    Рефлексия.

О какой части речи вели разговор?

Для чего, по вашему мнению, надо изучать имена существительные?

(Чтобы правильно употреблять имена существительные в устной и письменной речи).

Какие признаки имени существительного повторили?

Удалось ли нам доказать, что существительное – часть речи удивительная?

Какую роль играет существительное в художественном тексте?

Что нового и интересного узнали о существительном на уроке?

Какой вид работы вам особенно запомнился и понравился?

Какие задания вызвали затруднение?

Кто может сказать осебе: «Я молодец!»

Кто поднялся на самую высокую ступеньку «лестницы успеха» и получил оценку «5»?

Кто был самый активный?

Понравился ли урок? Изменилось ли ваше настроение или осталось таким же, как в начале урока?

А мне понравились ваши устные ответы сегодня на уроке, понравилось, как многие из вас работали в тетрадях.

    Домашнее задание . Сочинение – миниатюра «Чем меня удивило имя существительное?»

    Подведение итогов урока, выставление оценок.

ЭТО УДИВИТЕЛЬНОЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

На уроках, посвящённых изучению имени существительного, я узнал много интересного и удивительного об этой части речи.

В начальной школе нам говорили, что, например, слово робот - неодушевлённое имя существительное. Но, оказывается, это не так. Проверить, одушевлённое это имя существительное или нет, как и любое существительное мужского рода 2-го склонения (стол, дом, пиджак ) можно очень простым способом - поставить его в винительный падеж единственного числа. Если у него сохранится нулевое окончание, как это происходит со словами стол, дом, пиджак, балкон и т.д., - значит, это действительно неодушевлённое имя существительное. А если появится другое («озвученное») окончание, значит - одушевлённое.

Итак, в именительном падеже это слово звучит так - есть (кто? что?) робот .

А теперь попробуем поставить это слово в винительный падеж. Вижу (кого? чего?) робот а !

Получается, что существительное робот - как это ни удивительно - одушевлённое!

То же самое можно наблюдать и со словом снеговик .

В русском языке много интересного и удивительного!

Глеб Мохов

В начальной школе нам рассказывали про имя существительное. Я запомнила только то, что оно отвечает на вопросы КТО? и ЧТО? И с тех пор мы про него, можно сказать, забыли.

И когда мы пришли в 5-й класс, нам снова сказали, что имя существительное отвечает на эти вопросы и ещё рассказали о порядке морфологического разбора этой части речи.

Я перешла из той школы в Лицей «Ковчег», и учитель русского языка Сергей Леонидович рассказал нам очень много интересного про имя существительное.

Оказалось, что робот и снеговик - это одушевлённые имена существительные.

Наш учитель старается давать нам творческие задания для того, чтобы мы могли лучше понять русский язык, а не просто зубрили его по учебникам.

Скорее всего, с Сергеем Леонидовичем, с тем, как он преподаёт, мы будем знать и имя существительное, и весь русский язык на пять с плюсом.

Вот такое удивительное имя существительное!

Катя Макарова

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет. Если я буду начинать рассказ, к примеру, от имени «стула» иди «дивана», то начну примерно так: "Здравствуйте! Я имя существительное «диван»". И так далее.

Но у меня будет научный рассказ, поэтому бредить о «разговаривающем диване» я не стану.

Существительное можно просклонять (изменить) по падежам (дать Тане, винить Таню, думать о Тане) и т.п.

Если бы не было имён существительных, я бы не знала, как мне назвать в предложении слово «дверь», даже если я назову его ("это такая открывающаяся штука"). Но ведь всё равно в этой фразе есть существительное «штука». Или если было бы можно взять такое слово, как «дневник», а его и другие существительные невозможно было бы просклонять по падежам, не правда ли, получилась бы нелепая фраза?

К примеру, я скажу: «Я хочу купить ручку в тон к моему дневнику». Здесь, в этом предложении, целых 3 существительных: тон, ручка, дневник . Так вот, если бы я не могла просклонять эти существительные, то фраза эта звучала бы так: «Я хочу купить ручка в тон к моему дневник». Это же глупо и звучит нелепо!

У меня такое впечатление, что слова словно сами просят, чтобы их просклоняли.

В той же фразе от формы существительного зависит и местоимение «моему» . Нетрудно заметить, что слово «моему» «дневник» ! меняется так же, как и слово

В общем, существительное, можно сказать, главнее многих других частей речи и очень необходимо в русском языке и в нашей речи.

Полина Носенко

ПЕРЕПИСКА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

ПОСЛАНИЯ ТОЛИ ИЗ ТРЕТЬЕГО КЛАССА ВАСЕ ИЗ КЛАССА ШЕСТОГО.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ТОЛЯ - ВАСЕ: Как скучно! Я так хочу узнать про себя побольше, но я ещё очень маленький и учусь всего лишь в 3-м классе! Эй, кто-нибудь! Ответьте мне!

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ВАСЯ - ТОЛЕ: Мне тоже скучно! Давай переписываться!

Меня зовут Имя Существительное Вася. Я из 6-го класса. А как зовут тебя, из какого ты класса? Мне хочется побольше узнать про тебя.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ТОЛЯ - ВАСЕ: Как я рад, что ты ответил на моё письмо! Ты написал, что хотел бы много обо мне узнать. Я тоже хочу побольше узнать о тебе!

Меня зовут Толя. Я учусь в третьем классе. Но я хочу узнать, что проходят дети в шестом классе на уроках русского языка! Хочу узнать, что они знают про нас, имена существительные, в шестом классе!

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ВАСЯ - ТОЛЕ: Мне нравится твоя любознательность. Но, думаю, ты ещё мал, чтобы узнать про себя всё. Не торопись! Всему своё время. Вот когда ты закончишь 3-й, 4-й, 5-й класс и будешь учиться в 6-м, тогда ты узнаешь про себя гораздо больше.

Пока! До завтра! У меня урок!

Ярослава Широгорова

Цель: формирование общего понятия об имени существительном, развивать умение точно употреблять имена существительные в устной и письменной речи.

  • Учить различать предмет и слово как часть речи;
  • Учить соотносить вопросы кто? и что?;
  • Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
  • Развивать речь учащихся.

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Личностные:

  • развивать умение высказывать свое мнение и выражать свои эмоции;
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Межпредметные:

Познавательные:

  • развивать умение извлекать информацию из схематической информации, правил;
  • представлять информацию в виде схемы;
  • на основе анализа объектов делать выводы;
  • обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные:

  • развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами заданий;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
  • осуществлять познавательную личностную рефлексию.

Коммуникативные:

  • развивать умение слушать и понимать других;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • умение работать в паре.

Ход урока

I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности

– Давайте поприветствуем гостей нашего урока.

Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей,
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных и весёлых.

Будем отвечать отлично,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!

– Ребята, каким бы вы хотели видеть сегодня урок?

– Начнём с проговаривания девиза нашего урока:

С малой удачи начинается большой успех.

– Как вы объясните смысл данного высказывания?

II. Целеполагание

– У меня к вам первый вопрос.

– Кто такой «Разведчик-следопыт»?

– Какими качествами должен обладать хороший «разведчик-следопыт»?

1. Иметь зоркий глаз;
2. Уметь слушать;
3. Быть внимательным.

– Сейчас, я предлагаю вам стать на время урока СЛЕДОПЫТАМИ. Согласны?

Дело вот в чём. Сегодня прямо в школу пришёл почтальон и принёс телеграмму для 2 г класса.

– Из чего состоит наша речь?

– Из чего состоят предложения? (из слов)

Все слова русского языка делятся на большие группы – ЧАСТИ РЕЧИ.

Итак, поступило срочное сообщение:

ПОТЕРЯЛАСЬ ЧАСТЬ РЕЧИ!!!

На доске появляется запись:

ЧАСТЬ РЕЧИ

– Что будем делать? (Искать.)

– С чего начнём поиск? (Со сбора информации.)

Какие у вас возникли вопросы?

1. Как называется?
2. На какие вопросы отвечает?
3. Что обозначает?

Это и есть цель нашей деятельности.

1. познакомимся с новой частью речи;
2. узнаем на какие вопросы она отвечает;
3. а также научимся распознавать её среди других слов.

III. Актуализация знаний учащихся

Чистописание.

Художник-невидимка по городу идёт,
Всем щёки нарумянит, всех за нос ущипнёт.
А ночью он, пока я спал,
Пришёл с волшебной кистью
И на окне нарисовал сверкающие листья. (Мороз.)

– Какой звук слышится в начале этого слова? (м)

– Дайте ему характеристику. (Согласный, твёрдый, звонкий, непарный.)

– Какой буквой обозначаем этот звук? (эм)

– Запишем эту букву на минутке чистописания.

– Что нужно помнить при написании этой буквы?

Сотрудничество в парах.

– Поменяйтесь тетрадями и подчеркните лучшую букву у соседа.

Словарная работа.

– Подберите слова, начинающиеся на букву М.

– Я тоже подобрала несколько слов, начинающихся на эту букву:

Москва, море, Маршак, мечтать, матрос, марина, Мурка, мороженое.

– Какое слово лишнее? Почему? (Мечтать, так как отвечает на вопрос Что делать?)

– А остальные слова на какие вопросы отвечают? (кто? что?)

ЧАСТЬ РЕЧИ
КТО? ЧТО?

– Можете ли вы, уважаемые следопыты, разделить эти слова на группы?

– Куда отнесём слово марина ?

– Почему же оно написано с маленькой буквы?

– Обратимся к словарику иностранных слов.

МАРИНА (ит. лат. морской ). Пейзаж, изображающий море.

Просмотр морских пейзажей в презентации.

– Хотите ли вы узнать этимологию (происхождение) самого вкусного слова из представленных?

Мороженое – Этимологический словарь В. Волиной стр. 140.

Зачем мы постоянно обращаемся к словарям? (Чтобы знать происхождение, значение, правописание слов.)

Познакомившись со словом поближе «на ощупь, на вкус, на запах» (по выражению К. Паустовского), вы уже никогда не употребите его некстати.

IV. Открытие нового знания

– Итак, пойдём по следам. Они ведут нас на урок «Окружающего мира ».

– Замените одним словом и запишите:

– движение воздуха – ветер
– буря на море – шторм
– сильный ветер со снегом – метель
– ненастье с громом и молнией – гроза

– Прочитайте записанные слова. Что вы можете сказать о них?

Отвечают на вопрос ЧТО? И обозначают явления природы .

ЧАСТЬ РЕЧИ

Следы привели нас на урок математики. Слушаем задачу:

Играя в прятки с Попугаем, Мартышка пробежала 5 м по спине Удава, взобралась на самый верх пальмы, под которой отдыхал Удав и, оставаясь на той же высоте, перепрыгнула на соседнее дерево, стоявшее в 3 м от пальмы. Какой высоты была пальма, если Мартышка проделала путь в 15 м? (15-5-3=7(м))

– Молодцы. Назовите героев этой задачи.

Попугай, Мартышка, Удав.

– Как одним словом назвать эти слова?

Животные. Запишите названия животных.

ЧАСТЬ РЕЧИ

– А на вопрос КТО? кроме животных кто ещё отвечает?

ЧАСТЬ РЕЧИ

– Следы привели нас на урок изобразительного искусства.

Вы видите репродукцию картины.

– Что вы чувствуете, глядя на неё? (Восхищение, удивление, спокойствие, умиротворение.)

– На какой вопрос отвечают эти слова?

– Что обозначают эти слова?

– Чувства.

ЧАСТЬ РЕЧИ

– Отгадайте загадки.

Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява,
Кто любит щи,
Меня ищи. (Капуста. )

Телятки гладки
Привязаны к грядке,
Лежат рядками,
Зелены сами. (Огурцы. )

Красный нос
В землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь. )

Запишите эти слова в два столбика.
Картинный диктант.

Проверим.

– На какие группы удалось разделить слова?
– Птицы и Овощи.
– На какой вопрос отвечают слова первой группы? КТО?
– Второй? ЧТО?

– Следующий урок технологии .

– Для изготовления аппликации какие инструменты нам пригодятся?

– Ножницы, кисточка.
– Какие ещё знаете инструменты?
– Грабли, пила, лопата, топор…

– Как ещё можно назвать овощи, инструменты, учебные принадлежности, автомобили, дома …?

– Предметы.

ЧАСТЬ РЕЧИ

Предметы.

Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов – значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? – о вещах. Но вопрос что? может быть задан и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе. Всё это можно считать вещами.

Имя существительное

ЧАСТЬ РЕЧИ

Предметы.

На вопрос КТО? или ЧТО? Отвечают слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем. И называется эта часть речи имя существительное.

– Итак, мынашли пропавшую часть речи. Теперь отдохнём.

Физкультминутка.

V. Развитие умений

– Ребята, а как вы предполагаете имя существительное это важная часть речи?

– Может быть можно обойтись без неё?

– Давайте проверим наше предположение.

– У меня есть текст без имён существительных. Прочитайте.

– Всё ли понятно?

– Исправим текст.

Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов имя существительное – самая представительная часть речи: почти каждое второе – имя существительное. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления.

VI. Работа в группах. Проверка. Самооценка результатов

VII. Самостоятельная работа

Разноуровневые задания.

VIII. Подведение итогов урока

– Урок подходит к концу. Давайте вспомним? какую цель мы ставили перед собой в начале урока.

– Достигли мы заданной цели?

– Какую часть речи мы изучали?

– Что вы знаете об имени существительном?

IX. Рефлексия

– Схема, которую мы сегодня составили – это наша помогалочка. Мы её будем на следующих уроках дополнять и пользоваться ею.

– Пришло время оценить вашу работу.

Закрасьте нужным цветом один смайлик.

Продолжите предложения.

Пуртова Анастасия, Сидорова Алина

Работа представляет собой исследование на основе лингвистического анализа текста. Через анализ морфологических средств романа (в частности, имени существительного) авторы приходят к идейно-тематическому пониманию романа и определению его жанра, а также делают выводы о о роли имени существительного в речи. Работа была представлена на районной научно-исследовательской конференции "Юность Пинежья". По её результатам внесены некоторые дополнения и изменения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МЕЖДУРЕЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПИНЕЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН» АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«Имя существительное – хлеб языка»

(О роли имени существительного в речи на основе анализа текста

романа А. С. Пушкина «Дубровский»)

исследовательская работа

Таким образом, убеждаемся, что имя существительное - наиболее употребительная часть речи как в речи в целом, так и в романе А.С. Пушкина.

Глава 2

Почему же имя существительное так часто употребляется в языке? Так ли оно значимо для передачи информации и для понимания содержания речи?

Проведём эксперимент. Выпустим все имена существительные из уже известного нам фрагмента текста. Вот что получится: В одном из … его … жили шестнадцать …, занимаясь …, свойственными их …. … во … были загорожены деревянною …; … запирались …, от коих … хранились у... Молодые … в положенные … сходились в … и прогуливались под … двух …. От … до … … выдавал некоторых из них замуж, и новые поступали на их …, С … и … обходился он строго и своенравно; несмотря на то, они были ему преданы; они тщеславились … и … своего … и в свою … позволяли себе многое в … к их …, надеясь на его сильное … Текст не только сократился на треть, но и потерял всякий смысл. Что хотел сказать автор, какую информацию должен был получить читатель, стало совершенно непонятно.

Для чистоты эксперимента, выпустим и з этого же отрывка глаголы и глагольные формы.

В одном из флигелей его дома … шестнадцать горничных, … рукоделиями, свойственными их полу. Окна во флигеле … деревянною решеткою; двери … замками, от коих ключи … у Кирила Петровича. Молодые затворницы в положенные часы … в сад и … под надзором двух старух. От времени до времени Кирила Петрович … некоторых из них замуж, и новые … на их место. С крестьянами и дворовыми … он строго и своенравно; несмотря на то, они … ему …; они … богатством и славою своего господина и в свою очередь … себе многое в отношении к их соседям, … на его сильное покровительство.

Как видим, текст утратил свою ясность, но смысл легко можно восстановить.

Следовательно, без имени существительного невозможно построить текст, передать мысли, чувства, переживания, какую-то информацию.

Глава 3

Но чтобы более глубоко исследовать роль имени существительного в раскрытии идейно-тематического содержания романа, необходимо проанализировать существительные с точки зрения лингвистики. Остановимся на семантике имён существительных, использованных А. С. Пушкиным в романе.

В ходе исследования мы выявили несколько основных семантических групп (объединение слов одной части речи с общим основным компонентом значения):

  • интерьер барского дома, усадьбы;
  • социальные группы, названия людей по роду занятий;
  • существительные, содержащие характеристику человека;
  • взаимоотношения помещиков и их крепостных;
  • любовь, нежные чувства;
  • барство, образ жизни помещиков;
  • природа;
  • собственные существительные (Приложение 3).

Итак, группы имён существительных, содержащихся в романе «Дубровский», помогают нам определить идейно-тематическое содержание романа. Перед нами предстаёт быт и нравы поместного дворянства начала XIX века, раскрываются взаимоотношения между помещиками, имеющими разный достаток и положение в обществе, «барство дикое» и бесправное положение крепостных, в то же время покорность, преданность и верность крестьян своим господам, подлость, низкопоклонство, чинопочитание чиновников, власть денег. На фоне всего этого возможны нежные чувства, как чувство любви, возникшее у Владимира Дубровского к Маше Троекуровой; теплые чувства отца к сыну и сына к отцу в семье Дубровских; любовь и почитание крепостных Дубровского к своим добрым хозяевам; братская любовь брата и сестры Троекуровых. Супружеская верность отличала хозяев имений: А.Г.Дубровский и К.П.Троекуров женились по любви, потеряв жен, оставались вдовцами, воспитывали своих детей. Кроме этого перед читателями предстаёт внутренний мир героев, их характеры, переживания, внутренняя борьба, в том числе через их отношение к природе.

В количественном отношении в романе преобладают существительные двух взаимосвязанных групп: «социальные группы, названия людей по роду занятий» и «взаимоотношения помещиков и их крепостных», - а также слова группы «существительные, содержащие характеристику человека», что позволяет нам сделать вывод о жанровой принадлежности романа – это исторический или социальный роман.

Глава 4

В данной работе невозможно проанализировать подробно значение и символику всех групп имён существительных, поэтому остановимся только на именах существительных собственных, встречающихся в романе, и определим их роль в раскрытии идейно-тематического содержания.

В современном русском языке существуют сотни тысяч нарицательных слов, обозначающих предметы и их свойства, явления природы и другие реалии нашей жизни. Кроме них существует и другой, особый мир слов, выполняющих функцию выделения, индивидуализации и представляющих собой разнообразные имена и названия.

Сегодня имена собственные изучают представители самых разнообразных наук (лингвисты, географы, историки, этнографы, психологи, литературоведы). Однако в первую очередь собственные имена пристально исследуются лингвистами, поскольку любое наименование вне зависимости от того, к какому объекту живой или неживой природы оно относится (к человеку, животному, звездам, улице, городу, селу, реке, ручью, книге или коммерческой фирме) - это слово, входящее в систему языка, образующееся по законам языка, живущее по определенным законам и употребляющееся в речи.

В науке о языке существует специальный раздел, целое направление лингвистических исследований, посвященное именам, названиям, наименованиям - ономастика.

Ономастика (от греч. onomastikуs - относящийся к наименованию, уnpan> - имя, название): раздел языкознания, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием в другие языки.

Рассмотрим некоторые имена собственные в романе «Дубровский» с точки зрения их значения и происхождения, чтобы понять, случайно ли они употреблены автором.

Имения чаще назывались по названию расположенных рядом рек, крестьянских деревень, иногда – от названий церквей, а те в свою очередь освещались чаще всего по именам наиболее почитаемых святых угодников или в честь двунадесятых праздников. Покровское – главное из имений К.П.Троекурова. Видимо, названо по церкви, а та – в честь праздника Покрова Богородицы. Кстати, Кирилла Петрович построил новую каменную церковь, и его заботами она была «ежегодно украшаема»

Кистенёвка (так называлась и одна из деревень, принадлежавших Пушкину, недалеко от Болдина, родового имения Пушкиных) – деревня А.Г. Дубровского, видимо, небогатая, т.к. писатель называет ее сельцом. Кистнь – старинное оружие в виде короткой палки с подвешенным на раме или цепочке металлическим шаром, тяжестью. Его использовали разбойники. В словаре Ожегова читаем пример: разбойник с кистенем. Недаром своих заглавных героев А.С.Пушкин поселил именно в Кистенёвке: ведь вскоре Владимир Дубровский станет разбойником.

В нашем понимании названия имений Покровское и Кистенёвка имеют и другое значение. Слово Покровское сродни слову покрывало , которое покрывает, прячет под собой жадность, грубость, барские шалости и даже преступления, совершаемые Троекуровым только потому, что он богат и знатен. Это «покрывало» накрыло, собрало всю злость, зависть, гнев, и сделалось таким ужасающим, что даже при одном только слове «Покровское» слышится торжествующая гордыня и безнаказанность.

В слове Кистенёвка можно выделить корень кисть , что рождает в воображении образ руки, протянутой за подаянием, или руки помощи. В то же время суффикс -к- в названии Кистенёвка показывает, какая она незначительная, маленькая и бедная по сравнению с Покровским, но и близкая, дорогая сердцу её хозяев и обитателей.

Таким образом, в названиях имений нашли отражение отношение автора к обитателям имений и характеристика образа жизни хозяев этих имений. Название Кистенёвка и у читателя вызывает более тёплые чувства и симпатию, чем Покровское, звучащее более благородно и возвышенно, но более холодно и бездушно.

Далее рассмотрим имена и фамилии героев романа «Дубровский». А.С. Пушкин очень вдумчиво подходил к выбору имен для своих героев. Значимость имен, литературных персонажей берет свое начало из фольклора. Чаще всего через имя и фамилию высвечивается суть основного конфликта.

В шести произведениях Пушкина имя главной героини – Мария («Капитанская дочка», «Метель», «Полтава», «Дубровский», «Бахчисарайский фонтан», «Выстрел»). Мария – с древнеегипетского – «Богом любимая», с древнееврейского – «горькая». Мария – дочь Кирилы Петровича Троекурова, любимая отцом, Дубровским, но судьба у неё горькая – жить со старым и нелюбимым мужем.

Кирилл (у Пушкина – одна буква “л”) с персидского – «солнце», с древнегреческого – «владыка», «господин». Троекуров могуч, как солнце: «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губернии». В то же время, он господин: «Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени», да и фамилия у него говорящая: трижды порочный. Он “два раза в неделю страдал от обжорства, и каждый вечер бывал навеселе”. Но самый тяжкий его порок бездушие (поэтому и отчество его – Петрович, Петр – с древнегреческого – «скала», «камень»).

Его друг и противник Андрей (в переводе с греческого означает «мужественный», «храбрый») Гаврилович (Гавриил (др.-евр.) – «сильный муж», «муж Божий» или «крепость») проявляет «нетерпеливость и решительность характера», «беден и независим», горд.

Князь Верейский представлен автором без имени. Зато у крепостных есть имена. Поэтому читатель видит в Кистеневке много народу, почти каждый из дворовых имеет имя, какие-то черты характера (верная нянька Егоровна, повар Харитон, пастух Родя, старый кучер Антон, некогда водивший Владимира Дубровского по конюшне и смотревший за его маленькою лошадкою, кузнец Микита, Гриша, кузнец Архип, который запер на ключ подьячих, и они сгорели в барском доме), а из покровских мужиков мы узнаем только про псаря Парамошку и про садовника Степана (Приложение 3), а в Арбатове, имении Верейского, – совершенное безлюдье.

Однако Владимира Дубровского Пушкин чаще всего (а именно 88 раз) называет просто по фамилии. В этом, как нам кажется, проявляется симпатия автора к герою, кажется, что автор и его герой знакомы. Ведь молодые дворяне, учившиеся вместе с Пушкиным в Лицее, чаще всего обращались друг к другу по фамилии. Пушкин хочет и Дубровского ввести в круг своих друзей.

А вот Троекурова Пушкин 133 раза называет по имени - отчеству, подчёркивая тем самым расстояние между собой и Кирилой Петровичем. По имени – отчеству обращаются к человеку в официальной обстановке, если с человеком мало знакомы, а также, если не хотят этого человека допускать в круг своих друзей и доверять им свои секреты и тайны, не хотят допускать фамильярности в отношениях. Кроме того, обращение по имени-отчеству, как нам кажется, подчёркивает ещё и разницу в возрасте (между писателем и героем). Именно по этой причине Пушкин называет отца Владимира Андрей Гаврилович.

Из этого следует, что в романе не менее значимы и фамилии героев. Рассмотрим некоторые из них.

Пушкин неслучайно наградил богатого, деспотичного помещика в романе фамилией Троекуров: существовал знатный род Троекуровых. Но происходили Троекуровы, несомненно, из крестьян. Троекур - владелец трех куров, то есть петухов. Прозвище более чем странное. По всей видимости, человека прозвали так по какому-то необычайному, забавному случаю: остались ему в наследство три петуха и ни одной куры или всучили ему на базаре трех старых, больных петухов. Так и пристала к нему издевательская кличка Троекур, откуда и произошла фамилия. Быть может, слово «троекур» связано также с поговоркой - характеристикой ограниченного, необразованного человека: «Трем курам корму раздать обочтется» . Таким по своей сути и является помещик Кирила Петрович Троекуров.

Фамилия Дубровский происходит от распространенных географических названий Дуброва, Дубровка, Дуброво и т.п., которых в России, на Украине и в Белоруссии десятки. Все они связаны с местами, где растет (или когда-то рос) дуб. Дуб же в свою очередь символизирует мощь, выносливость, долголетие, благородство, а также славу, т.е. качества характерные для главного героя Владимира Дубровского.

Всё же достоинство князя Верейского состоит в том, что он владеет богатым поместьем с лесами, полями, лугами и вокруг него более активно развивается любовный сюжет романа: сватовство Верейского заставляет Машу обратиться за помощью к Дубровскому. Потому и фамилия его восходит к слову «верея», имеющему значение «опорная точка, пятка, ось вращательного движения».

По именам и фамилиям героев в романе можно сразу понять их черты характера, отношения к окружающим, социальное положение, можно судить об их поведении в различных ситуациях. А.С. Пушкин подобрал «говорящие» имена и фамилии для своих героев в романе «Дубровский».

Заключение

В ходе своего исследования мы пришли к следующим выводам:

  • Имя существительное - наиболее употребительная часть речи в романе А.С.Пушкина и в русском языке в целом.
  • Имя существительное значимо в построении текста, передаче мыслей, чувств, переживаний, какой-либо информации.
  • В понимании идейно-тематического содержания художественного произведения важную роль играют семантические группы имён существительных, использованные в нём, позволяющие также определить жанр романа, как исторический или социальный роман.
  • Большое значение для понимания идейно-тематического содержания произведения имеют имена существительные собственные. Они помогают раскрытию характеров, внутреннего мира героев, авторского отношения к героям и поднимаемым проблемам.

Результатом нашей работы мы считаем

  • Опыт лингвистического анализа текста.
  • Подготовку к ГИА по русскому языку в 9 классе (часть С - сочинение на лингвистическую тему)
  • Новое, более глубокое осознание идейно-тематического содержания романа А.С. Пушкина.

В дальнейшем мы планируем освоить другие стороны лингвистического анализа художественного произведения с позиций разных разделов языкознания.

Библиографический список

  1. http://fantlab.ru/work149435/lp
  2. http://www.onomastika.ru/terms/onomastika
  3. http://nm.tvinpix.ru/page.php?id=2114
  4. Энциклопедия символов /сост. В.М. Рошаль. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006.
  5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского словаря: В двенадцати томах. Том 2. Вар-Гор. – М.: Мир книги, 2002.
  6. http://www.kakzovut.ru/
  7. А.С. Пушкин Сочинения. Том третий; «Дубровский». - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955.

Приложение 1

Части речи

Неопределённых частей речи (НОЧР), слов:

5500 (27.66% от СВП)

Определённых частей речи (ОЧР), слов:

14381 (72.34% от СВП)

Из них (принимая ОЧР за 100%):

Существительное

4847 (33.70%)

Прилагательное

948 (6.59%)

Глагол

2604 (18.11%)

Местоимение-существительное

1257 (8.74%)

Местоименное прилагательное

509 (3.54%)

Местоимение-предикатив

9 (0.06%)

Числительное (количественное)

50 (0.35%)

Числительное (порядковое)

14 (0.10%)

Наречие

333 (2.32%)

Предикатив

9 (0.06%)

Предлог

1812 (12.60%)

Послелог

0 (0.00%)

Союз

42 (0.29%)

Междометие

22 (0.15%)

Вводное слово

2 (0.01%)

Фразовый глагол

0 (0.00%)

Частица

462 (3.21%)

Краткое прилагательное

0 (0.00%)

Причастие

260 (1.81%)

Деепричастие

193 (1.34%)

Краткое причастие

0 (0.00%)

Инфинитив

517 (3.60%)

Служебных слов:

4115 (28.61%)

Приложение 2

Части речи на позициях в предложении

Номер слова в предложении

Существительное

Прилагательное

Глагол

Местоимение-существительное

Местоименное прилагательное

Местоимение-предикатив

Числительное (колич-ое)

Числительное (порядковое)

Наречие

Предикатив

Предлог

Послелог

Союз

Междометие

Вводное слово

Фразовый глагол

Частица

Краткое прилагательное

Причастие

Деепричастие

Краткое причастие

Инфинитив

Примечание: Таблица показывает, с какой частотой употреблены автором различные части на позициях в предложении. Например, ячейка «существительное – 3» показывает с какой вероятностью третье слово в случайно взятом предложении произведения является существительным. Вероятность выражена в процентах.

В каждом столбце максимальное значение отмечено жирным шрифтом, что позволяет по первым трём-пяти столбцам примерно представить типичное для произведения начало предложения. Например, последовательность «местоимение-существительное, глагол, прилагательное, существительное» может быть чем-то вроде «Он срубил старое дерево...»

Приложение 3

Семантические группы имён существительных в романе А.С.Пушкина «Дубровский»

Семантическая группа

Имена существительные из текста романа

интерьер барского дома, усадьбы

владения, псарня, конура, село, флигель, деревня, лазарет, усадьба, конюшня, губерния, церковь, алтарь, голубятня, изба, шалаш, землянка, зал, горничная, крепость, бутылки, графины, скатерти

социальные группы, названия людей по роду занятий

барин, купец, поручик, чиновник, затворницы, горничные, дворовые, лекарь, генерал-аншеф, кучер, разбойники, псари, секретарь, офицер, повар, священник, дьячок, крестьяне, мошенники, старуха, дозорные, товарищ, солдаты, караульный, князь, сестрица, папенька, садовник, портной, атаман, барышни, дамы, служанки, княгиня, поп, холоп, гувернёр

существительные, содержащие характеристику человека

гордость, смелость, храбрость, находчивость, благородность, верность, нетерпеливость, решительность, независимость, тревога, нежность, доброта, честность, ум, отважность, великодушие, жестокость, молчаливость, корыстолюбие, мужественность, нетерпеливость, бесчувственность, пристойность, проворство, самолюбие

взаимоотношения помещиков и их крепостных

подобострастие, покровительство, согласие, повиновение, жертва, досада, смятение, война, притязание, строгость, своенравие, тщеславие, преданность, ссора, зависть, суровость, дерзость, унижение, оскорбление, покорность, почтение, месть, бунт, жестокость, безнравственность, споры, извинение, наказание, торжество, сражение, разбой, бой, ябеда, мошенничество

любовь, нежные чувства

волнение, смущение, трепет, уважение, счастье, любовь, нежность, гармония, страсть, надежда, сердце, благословение, предчувствия, потрясение, движение чувства

барство, образ жизни помещиков

разъезды, пиры, проказы, охота, увеселения, шалости, праздности, обжорство, приём, дела, хлопоты, забавы, травля, шутки, обедня, звон тарелок и ложек, ужин, музыка, бал

природа, пейзаж

речка, холмы, роща, гора, ручеёк, деревья, лес, луг, липы, пруд, берёзки, забор, цветники, чаща, сучья, болото, лощина, дёрн, листья, тропинка, дорога, зелень, церковь, колокольня, избы, колодези

имена собственные

Имена: Антон, Федотовна, Владимир Андреевич Дубровский, Андрей Гаврилович Дубровский, Шабашкин, Марья Кирилловна Троекуров, Кирилла Петрович Троекуров, Дефорж, Александр Кириллович Тоекуров, Анна Савишна Глобова, Тимошка, Парамошка, Егор Терентьев, Спицын Антон Пафнутьич, Пётр Ефимов, Фадея Егоровна, Гаврила Евграфов, Григорий Васильев, Пётр Троекуров, Фадей Спицын, Орина Егоровна Бузырева, Архип, Григорий, Василиса, Лукерья, Тарас Алексеевич. Ванюша, Иван Андреевич, Кульнев, Радклиф, Миша, Верейский, Сидорыч, Пахомовна

Географические названия : Покровское, Кистенёвка, Арбатово

Анализ выполнен в соответствии с Алгоритмом работы лингвоанализатора, который кратко описан в статье «Лингвистический анализ текста и распознавание автора» (см. сhttp://fantlab.ru/work149435/lp)

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского словаря: В двенадцати томах. Том 2. Вар-Гор. – М.: Мир книги, 2002. – стр.35

Урок по письму и развитию речи

(5 класс)

Тема: Что мы знаем об имени существительном

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся об имени существительном.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять умения и навыки обучающихся в определении грамматических признаков имен существительных;

Продолжить формировать умения обобщать и систематизировать информацию в устной и письменной форме.

Коррекционно-развивающие:

Развивать мыслительную деятельность на основе работы со словами, через выполнение упражнений;

Способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности обучающихся.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету через использование на уроке различных вилов деятельности;

Воспитывать положительные черты характера обучающихся (усидчивости, самостоятельности).

Оборудование: презентация , перфокарты

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

Мне очень хочется, чтобы на уроке присутствовало хорошее настроение. Все готовы! Начинаем!

2. Постановка темы и целей урока

Какое сейчас время года? Назовите предметы, которые ассоциируются у вас со словом «весна», и название этих предметов, должны отвечать на вопрос кто? или что? (слайд 1)

К какой части речи, относятся предметы, отвечающие на вопросы, кто? или что? (слайд 2)

Мы с вами отправимся в страну имен существительных.

Имя существительное

Очень удивительное.

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно.

А чем же удивительны наши существительные? Чтобы ответить на вопрос, вспомним всё, что знаем про существительное.

3. Словарная работа

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

А начнём мы с вами с небольшой словарной работы. Я читаю вам загадки, а вы самостоятельно в тетради записывайте на них отгадки.

1. Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это? (космонавт)

2. Она удобна и легка,

Её название недлинно,

В хозяйстве служит нам века,

Есть в слове этом имя ЗИНА. (корзина)

3. Это что за чудеса

Дует ветер в паруса

Ни паром, ни дирижабль

По волнам плывет… (корабль) дирижабль -

От - Давайте проверим, правильно ли вы записали словарные слова. (слайд 3)

Посмотрите на экран, сравните с записью в своей тетради.

Исследуйте этот ряд слов. Что в них общего?

(Все слова – имена существительные)

4. Актуализация опорных знаний

- - Давайте вспомним, какая часть речи называется именем существительным, и приведём примеры?

(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО? обозначает предмет - книгу).

Только ли предмет может обозначать имя существительное?

(Нет. Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза).

- Почему у имени существительного два вопроса?

(Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО?)

А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным?

(Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные.

Приведите примеры собственных и нарицательных существительных.

Как пишутся собственные и нарицательные существительные?

(Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы).

5. Работа по теме урока

Посмотрите на экран (слайд 4) и скажите, что вы знаете об этом грамматическом признаке имен существительных? (Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное. Единственное число обозначает один предмет, множественное число обозначает два или несколько предметов. Например: журнал – журналы).

А вы любите играть? Давайте поиграем с вами в игру «Наоборот».

Задание здесь вам приготовлено такое. На доске записаны имена существительные в ед. и во мн. числе, ваша задача поставить имена существительные ед. числа в форму множественного, а в форме мн. ч - в ед. Работаем у доски и в тетради.

Пчела, воробей, окна, лодка, огурец, пироги, тетради

По какому грамматическому признаку мы работали?

Вы знаете игру файнворд, сейчас я вас с ней познакомлю. Файнворд – это словесная игра, цель которой найти спрятавшее слово. (слайд 5)

Какой признак имен существительных спрятался в этом предложении. (слайд 6)

Что вы знаете о роде имен существительных?

(Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода).

Как определить род имен существительных? Какие слова помощники мы используем? (слайд 7)

Чтобы проверить, как вы это понимаете, я предлагаю вам выполнить следующее задание? (слайд 8)

Подобрать к данным прилагательным имена существительные соответствующего рода, указать род.

Черный…Долгий…Новое…Жареный…Сочное…

- Проверим, какие словосочетания вы написали, задача отвечающегося прочитать словосочетание, назвать род имен сущ.

О каком грамматическом признаке мы с вами говорили?

По первым буквам определите, какой признак имени существительного зашифрован? (слайд 9)

По каким признакам распределяют имена существительные на 3 склонения? (слайд 10)

6. Физкульминутка

Проведем с вами паузу с грамматическим заданием.

Если существительные 1 склонения – поднимаем руки, 2 склонения – просто стоим, 3 склонения – приседаем.

Карандаш, мелочь, банка, стенка, площадь, сундук, тетрадь, лошадка, план, окно.

Молодцы, не запутались. Посмотрим, не запутаетесь ли вы работать в тетради.

7. Работа по теме урока

Я предлагаю вам выполнить следующее упражнение. (слайд 11)

Дифференцированное задание (сильным обучающимся - списать и выполнить задания, слабым – выписать выделенные слова из текста, определить склонение)

Проверка

Ребята, а вы любите собирать пазлы? А сейчас мы с вами будем собирать грамматические пазлы.

Внимательно рассмотрите грамматические пазлы и назовите, какого признака здесь не хватает? (слайд 12)

Сколько падежей в русском языке? Назовите по порядку все имена существительные.

Как определяют падеж имен существительных?

Посмотрите, на слайде записаны пословицы и простые предложения о труде. Нужно расставить их в такой последовательности, чтобы слово «труд» изменялось по падежам последовательно. Указать в каком падеже стоит слово «труд»? (слайд 13)

Что изменяется в словах при изменении его по падежам?

Каким членом предложения является существительное в именительном падеже?

8. Самостоятельная работа

Я поняла, что вы все любите играть, и сейчас мы с вами снова поиграем в экспресс-опрос Да-нет

Экспресс-опрос «Да-нет»

Работа по перфокартам

    Имя существительное отвечает на вопросы кто? Что?

    Сорока, яблоня, земля – это неодушевленные существительные.

    К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончанием –а, -я

    Склонение – это изменение существительным по падежам.

    Небо - это существительное мужского рода?

    Собственные имена существительные пишутся с маленькой буквы.

9. Подведение итогов

Закончилось наше путешествие.

О какой части речи мы вели разговор на уроке?

Какие признаки имен существительных мы повторили?

Я попрошу вас оценить свою работу, оценить весь урок (на доске рисуется сердце, разделенное на три части (старательно, активно, внимательно), дети прикрепляют магнитик в ту половинку, как оценивают свою работу).

Публикации по теме