Икона святой пояс пресвятой богородицы в чем. Пояс богородицы

Эта христианская реликвия, которая, как гласит предание, принадлежала Пречистой Деве Марии, родившей Спасителя человечества. Ежегодно 31 августа совершается православное торжество в честь святыни. Он чрезвычайно почитаем в религиозном мире, летописи знают огромное количество чудес, совершенных реликвией. Пояс также изображен и на редких иконографических полотнах. Это единственная реликвия, принадлежащая Деве Марии и сохранившаяся до настоящих времен.

Ковчег с частицей пояса Пресвятой Богородицы

История происхождения реликвии

Существует несколько версий происхождения священной реликвии.

  • Некоторые предания сообщают, что Дева Мария собственноручно выткала его на основе верблюжьей шерсти, а перед смертью подарила его праведной христианской семье. Пояс передавался из поколений и оказался в константинопольском соборе только через три века. В середине X столетия император Лев Первый перенес реликвию во Влахернский храм, где произошло чудо явления Пречистой Девы.
  • Другая версия происхождения реликвии известна из традиции католицизма. Апостол Фома не принимал участия в погребении Богородицы, так как находился в землях Индии и благовествовал о Воскресении Христа. Только через три дня после кончины Безгрешной Девы Марии он прибыл в священный Иерусалим. Апостол, бесконечно желая проститься с Богоматерью, слезно просил открыть гроб. Изумлению не было предела, когда ученики Христа, сняв погребальную плиту с усыпальницы, не обнаружили там тела. Здесь лежали только благоухающие пелены. Целуя эти ткани, апостолы умоляли Господа открыть им тайну исчезновения Богородицы. Ответ пришел вскоре: светлый дух Девы Марии явился им на вечере и приветствовал, успокоив словами о том, что Она и Бог навсегда пребудут с истинно верующими.
  • Существует еще одно предание, которое говорит о явлении Небесной Богородицы Фоме на третий день её преставления. Милосердная Дева, желая победить печаль апостола, бросила ему с небес свой пояс. Событие нашло отголосок на православных иконографиях, а на стене одного из храмов Священного Афона есть фреска, где демонстрируется передача реликвии Фомой остальным апостолам, ждущих чуда.

На ортодоксальной иконе пояса Небесная Богоматерь, одетая в багряные ткани, изображена анфас, в своих десницах она держит красную реликвию, расшитую золотой нитью. Над честной главой Пречистой Богородицы парят два ангела, воспевающих имя Господа. Каноническая икона близка по стилю лику под названием «Покров Богоматери».

Обретение пояса Пресвятой Богородицы апостолом Фомой

Образ пояса также встречается на полотнах, где Дева передает святыню Фоме, горько скорбящему о её преставлении.

Важно! Пояс - священная реликвия со времен жития Марии, он исцеляет от различных недугов, лечит бесплодие и помогает при родовых осложнениях.

История прославления

В течение девяти веков Пояс Пречистой Богоматери хранился в золотом ковчеге. В X столетии его открыли с благословения патриарха Церкви, чтобы исцелить супругу Льва Мудрого - Зою, которую одолели нечистые духи. У одного из священнослужителей случилось видение, что реликвия избавит несчастную от слабости в тот же миг, когда она приложится к Поясу.

  • Все присутствующие при торжественном открытии лицезрели нетленность святыни, пролежавшей целые девять веков. И действительно, императрица Зоя полностью выздоровела, как ощутила прикосновение Пояса Богородицы. В честь чудотворного события она повелела расшить реликвию золотыми нитями, а святой духовник Евфимий составил Благодарственное Слово, исполняемое во время богослужений.
  • В том же X столетии Пояс Пречистой Богородицы разделили на три части, которые оказались в разное время в монастырях Болгарии, Сирии и Сербии. Самые большие фрагменты хранятся в обители Троодитисса, что на Кипре, а также на Святой Горе Афон. Частица реликвии оказалась в землях Грузии после того, как император Роман Третий разрешил своей дочери Елене для укрепления союза привезти святыню на родину её мужа Баграта IV.
  • В XIV столетии святой князь Сербии Лазарь Первый даровал Ватопедской обители самый большой фрагмент Пояса вместе с частицей Животворящего Креста. С того времени реликвия хранится в тайниках центрального собора монастырского комплекса. Поэтому ватопедских монахов прозвали «агиазонитами», что в переводе означает «святопоясники». Они брали святыню с собой, когда путешествовали на остров Крит, в столицу Византии и Малую Азию. Это делалось с целью распространения великой благодати, исходящей от реликвии, и поднятия духа порабощенных соотечественников.
  • В середине XIX столетия святыня оказалась в Константинополе, страдающем от холеры. Как только корабль с реликвией приблизился к гавани города, напасть совершенно прекратилась, пораженные люди избежали смерти. Султан заинтересовался чудесным происшествием и пригласил монахов, сопровождавших Пояс, в собственный дворец. Вскоре святыня воскресила недавно умершего мальчика, отец которого обратился к инокам с просьбой о помощи.
  • В 1894 г. Пояс прибыл в один из городов на территории Малой Азии, где народ молил об избавлении от набегов саранчи, опустошающей посевы и портящей плоды деревьев. В момент подхода корабля к гавани тысячи этих прожорливых насекомых затмили небо, а затем отринули в морские просторы. Народ, видевший чудо, начал петь гимн «Господи, помилуй!». Чудеса, совершенные реликвией, совершаются и сегодня.

Чудеса нового времени

Свидетельства чудесных свершений известны христианам с давних времен, они продолжают происходить и сегодня. Молитвы, обращенные к Поясу или к иконе с изображением Пречистой Девы, разрешают людские неприятности различного рода. Чаще благодарности приходят от женщин, страдающих бесплодием и получивших возможность родить после искреннего молитвенного обращения, а также от людей, продолжительное время страдавших тяжелым психологическим или физическим недугом.

Икона Пояс Пресвятой Богородицы

  • Молодой человек по прошествии четырех лет после женитьбы обнаружил, что не может иметь детей из-за врожденного недостатка. Через десять лет он посетил священную Ватопедскую обитель и провел здесь Страстную неделю. Молодой человек вдохновился рассказами о чудесах, совершаемых Поясом Пречистой Богородицы, и решил пройти ритуал поклонения реликвии. Целый год он носил дарованный ему освященный поясок, и вскоре врачи оповестили супружескую пару, что скоро у них появиться младенец.
  • Молодая женщина безутешно рыдала, когда узнала, что врачи поставили ей смертельный диагноз. Доктора советовали лечь в больницу, но операция стоила дорого, а необходимой суммы денег у семьи не было. Женщину успокоила её благочестивая подруга, она подарила её поясок, привезенный с Афона. Несчастная завязала ткань на том месте, где была обнаружена раковая опухоль, и произнесла, что свято верит во всемогущество Господа и Богородицы. В день операции проходило обследование, но врачи не обнаружили нарушений. Свершилось великое чудо исцеления.
  • В середине XX столетия в Ватопедскую обитель прибыло население острова Тасос. Они жаловались, что уже несколько лет с небес не выпадает и капли воды, подобная засуха порождала страшный голод. Люди смиренно просили братию привезти к ним священный Пояс Богородицы. Ватопедские монахи отправились в дорогу через два дня, как только корабль подошел к гавани Тасоса, народ увидел приближение сильного дождя. На острове бушевал колоссальный шторм, не давший братии спуститься на землю, поэтому они отплыли назад, успокоенные этим чудом.
  • Мужчина попал в страшную автокатастрофу, врачи зафиксировали переломы костей, разрывы внутренних органов и паралич нижних конечностей. Доктор заявлял, что шансов на исцеление практически нет. Однако мужчина с детства был религиозным человеком и безостановочно молился об исцелении. Он просил помощи даже во сне, в котором он находился на вершине горы, а на небе показался Пояс Пречистой Девы. Реликвия медленно сошла на землю и обвила парализованные ноги. Наутро мужчина почувствовал великую надежду на исцеление. После необходимой операции пациент смог двигать ногами и шевелить пальцами стопы, ему помогла великая вера.

Где находится святыня

Извечным домом Пояса Богородицы является храм на Афонской горе. Временами святыня покидает родные пенаты, чтобы отправиться в места, где христианский народ получит возможность прикоснуться к ней и обрести благословение.

Пояс Пресвятой Богородицы в Ватопедском монастыре на Афоне

В 2011 г. реликвию привезли в Россию, где она пробыла целый месяц. Великой чести удостоились храмы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Владивостока и др. Более 3 млн православных паломников посетили церкви и молили о спасении души.

На территории России фрагменты чудотворного пояса хранятся в стенах Троице-Сергиевой лавры, в петербургском Казанском храме, в московском соборе Илии Пророка. Здесь паломники имеют возможность воочию созерцать святыню и смиренно просить помощи.

Интересно! Пояс Богородицы - это еще и божественный эталон меры, который использовали при возведении храмов. Длина оригинально реликвии составляет 120 см, архитекторы использовали эту цифры так, чтобы в сумме получить монашескую сотницу, используемую на православных четках.

Пояс применялся как строительный эталон при возведении Успенских соборов в Ростове и Суздале, а также Дивеевской обители и др.

Православные верующие, обратившиеся в Ватопедский монастырь, могут получить в дар поясок, который изготавливают и освящают здешние монахи. Эта реликвия помогает побороть бесплодие и победить тяжёлую болезнь.

Совет! Святыню разрешено стирать в воде без мыла, она носится на талии, голове или запястье, рекомендуется завязывать её поверх одежды. Чтобы реликвия помогла, следует ежедневно читать соответствующую молитву Пречистой Деве, а также посещать храмы.

Документальный фильм о Поясе Пресвятой Богородицы

Золотые дни осени в православном календаре озарены именем Богоматери. В череде церковных событий затерялся праздник Положения честного пояса. Его по новому стилю отмечают 13 сентября.

История удивительной реликвии

По преданию Божья Матерь сама соткала тонкий шерстяной поясок. И отдала безутешному апостолу Фоме на третий день после Успения и Вознесения на небеса. Долгое время святыня хранилась в старинном ларце, сначала в Иерусалиме, позже – в Константинополе, во дворце императора. По его распоряжению пояс Пресвятой Богородицы впервые извлекли на свет в X столетии.

Жена Льва Мудрого, царица Зоя, страдала от душевного недуга, в нее вселился нечистый дух. Излечить больную могло только чудо, о нем неустанно молил Бога супруг. Однажды случилось ему знамение: спасение несчастная обретет через пояс Богородицы. Вот и решились вскрыть заветную шкатулку. Вопреки ожиданиям, реликвия, пролежавшая в ней почти тысячу лет, не истлела. Как только ее поднесли к голове императрицы, она выздоровела. В знак искренней признательности, благодарности святой заступнице царственная особа собственноручно расшила пояс нитью из чистого золота.

В XIII веке святыню похитили. Сначала она очутилась в Болгарии, потом по стечению обстоятельств оказалась в руках сербского князя, который подарил ее мужскому Ватопедскому монастырю. С той поры пояс Пресвятой Богородицы пребывает в Греции, в главном храме обители.

Как носить пояс Богородицы для зачатия?

Афонские монахи, так заведено издавна, изготавливают маленькие пояски и освящают, прикладывая к «оригиналу». Наделенные необыкновенной силой, они помогают справиться с тяжелыми болезнями, обрести долгожданное материнство. Чудеса Богородицы множатся год от года. В монастырь приходят сотни писем от счастливых родителей с фотографиями младенцев, которые явились миру вопреки страшному диагнозу врачей - «бесплодие».


Женщины, мечтающие о ребенке, часто задаются вопросом: «Как использовать пояс Пресвятой Богородицы, как носить, чтобы забеременеть?» Священники рекомендуют соблюдать простые правила:
- Пояском обвязывать талию, иногда запястье, как днем, так и на ночь.
- Надевать его поверх одежды (майки, футболки, рубашки), иначе быстро загрязнится.
- Стирать нечасто, без моющих средств, так как воду нельзя спускать в канализацию, ею поливают цветы. Если пришлось воспользоваться порошком, содержимое таза выплеснуть под дерево, куст или в реку.
- Гладя поясок утюгом, читать молитву Божьей Матери.

Чудеса Богородицы скорее настигнут тех, кто истинно верует. И просьбу подкрепляет ежедневными молитвами. Регулярно посещает церковь, исповедуется и причащается. Поэтому мало знать, как носить пояс Богородицы, необходимо желать дитя душой и сердцем.

Приближаются золотые дни бабьего лета, праздник Пресвятой Богородицы, Положения ее честного пояса. Приложиться к его частям можно и в России: в Троице-Сергиевой лавре, в Казанском соборе Санкт-Петербурга или в Москве, в храме Илии-Пророка. Кстати, совсем необязательно делать это 13 сентября. Божья Матерь ежечасно пособляет страждущим, в том числе и бездетным. Хотя в этот благодатный день обращение к поясу Пресвятой Богородицы символично. Хорошо бы и праздничный обед приготовить, например.

31 августа/13 сентября Православная Церковь празднует Положение честного пояса Пресвятой Богородицы. Пояс Божией Матери – одна из величайших святынь христианства. Он является для нас, христиан, особой милостью Пресвятой Божией Матери. Незадолго до Успения Пресвятой Богородицы Пояс и Риза Ее были переданы двум благочестивым иерусалимским женщинам. До этого Сама Пресвятая Божия Матерь отдала свои Пояс и Ризу апостолу Фоме.

Ковчег с поясом Пресвятой Богородицы в монастыре Ватопед, на Афоне

Существуют разные мнения про то, где находилась эта священная для всех реликвия. По одной из версии пояс был перенесен в Константинополь уже при Аркадии (император Восточной Римской Империи, 395-408 гг.). Его поместили в чудесный ларец и положили в одном из Богородичных Храмов – Халкопратийскую церковь. Существует другое мнение, что Пояс находился в другом Храме – Влахернском. Тогда как во Влахернском Храме хранилась Риза Божией Матери. Возможно, Святыни переносились из одного Храма в другой для совершения Богослужений. В связи с этим и могла возникнуть путаница.
Пять веков Пояс хранился нетронутым, раку с ним не открывали. Но однажды, жене императора Льва VI Мудрого, Зое Карбонопсине, было откровение, что избавиться от мучения нечистым духом она сможет, если на нее возложат Пояс Пресвятой Богородицы.

Она рассказала о своем видении мужу. Император попросил патриарха Евфимия открыть ковчег с поясом Пресвятой Богородицы. Открыв раку с Поясом, все удивились – он лежал нетронутым, неповрежденным от времени, словно его только-только сюда положили, словно не было этих пяти веков. Пояс был запечатан золотой печатью императора Аркадия. На ней было указаны год Положения Пояса в Царьграде, и точная дата этого события – 31 августа.

Тогда Пояс Пресвятой Богородицы распростерли над женой императора, и она тот час же избавилась от мучительства нечистого духа. Евфимий, который и полагал Пояс Пречистой Богородицы над женой императора Зое, составил Слово в честь праздника нового обретения Пояса. Император и императрица и все присутствующие вознесли хвалу Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери. Зоя в благодарность избавления от недуга вышила Пояс золотыми нитями. Чудесный Пояс Богородицы вновь положили в раку, и праздник Положения Пояса стал еще более торжественным.


Зоя Карбонопсина

После падения Константинополя, святыня покинула город на время. Это произошло в 1204 году, а в 1453 году она покинула город окончательно. Но не исчезла. Части этой древней и чудесной Святыни теперь хранятся в Монастыре Ватопед на Святой горе Афон. И не зря. Афон считается уделом Божией Матери. Также части Святого Пояса положены и в монастыре Троодитисса на Кипре. Множество исцелений происходит от этих Святынь. Так, освящаемые на частях Пояса Пресвятой Богородицы пояски раздаются верующим женщинам. Многие женщины, которые не могли зачать, благодаря молитвам Божией Матери чудесным образом становятся матерями. Также исцеляются и многие болезни.

Предстательство Божией Матери всегда ощущается как безусловная любовь, духовное облегчение и услада сердцу. Тогда становится мир на душе и покойно и тихо на сердце, ведь Она – Матерь Божья любит детей своего Сына и Милостью Его нам посылается благодать и Чудеса.


Ватопедский монастырь на святой горе Афон

31 августа/ 13 сентября – это еще и последний день церковного года, который завершается Великим Праздником Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы.
Мне кажется, совсем не случайным, что начало и конец года в Церкви связан с Богоматерью. Начало года Празднуется Рождеством Пресвятой Богородицы, и этого своего рода знаменье для нас, грешных, что отныне сможет прийти Спаситель в Мир. Потому что теперь есть Она. Господь избрал ее через много родов праведников, для того, чтобы привести в мир своего Сына. Эта Она – оказалась такой готовой следовать Воле Божией. Матери Божией свойственно было великое смирение в жизни земной. Она, подательница Света и Жизни Вечной, была красива и внешне и внутренне.

Какой пример для всех православных девушек? Самый лучший! И по Успении своем Она не оставляет нас своим Заступничеством. Она незримо с нами. Так и Праздник Положения Ее честного пояса напоминает нам о тех событиях далеких лет и о тех чудесах, что рассказывают другу другу прихожане о заступничестве Той, что смогла стать достойной, чтобы вместить в себя Невместимого. Ее Пояс, как напоминание о ее земной Жизни и Память о том, что Она всегда с нами, и Вознеслась на Небеса, но Помощь от Нее приходит Незамедлительно.

ТРОПАРЬ И КОНДАК СВЯТОМУ И ПРЕЧЕСТНОМУ ПОЯСУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Тропарь, глас 5
Яко некрадомо богатство, пояс Твой честный Присноблаженная, и благих подание имуще, Обитель Ватопедская взывает Ти, препояши со благоговением, притекающия ны к нему, силою его божественною, и крепость льстиваго врага разруши, спасение верным

Кондак, глас 6
Богоприемное Твое чрево Богородице, объемший пояс Твой честный, держава стаду Твоему необорима, и сокровище есть благих неоскудно, едина рождшая Приснодево.

31 августа (13 сентября по новому стилю), в последний день церковного года, совершается праздник Положения Пояса Пресвятой Богородицы.

Пояс Пресвятой Богородицы был одной из трех главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Божией Матери; кроме Пояса, в Царьграде хранились Риза (точнее, мафорий) Девы Марии и икона Божией Матери Одигитрии, написанная, по преданию, евангелистом Лукой (см. новейшую статью, посвященную Богородичным святыням Царьграда: Wortley J. The Marian Relics at Constantinople // Greek, Roman & Byzantine Studies. Durham (NC), 2005. Vol. 45:2. P. 171-187).

Именно обладание этими тремя святынями и было одним из главных оснований для того, чтобы считать Константинополь городом Божией Матери — выражение Град Твой, Богородице, встречающееся во многих и многих византийских песнопениях (и, в том числе, и в песнопениях праздника Положения Пояса Пресвятой Богородицы), для византийцев было синонимом слова Константинополь.

Согласно преданию, отраженному в Менологии Василия II (X в.; см.: PG. 117. Col. 613), Пояс и Риза Божией Матери незадолго до Ее Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение. При императоре Восточной Римской империи Аркадии (император с 395 г.; ум. в 408 г.) Пояс Пресвятой Богородицы был доставлен в Константинополь и помещен в прекрасный ларец, который обрел свое место в одном из трех главных Богородичных храмов Царьграда — Халкопратийскую церковь (некоторые источники говорят о нахождении Пояса не в этом, а во Влахернском храме — вероятно, это следствие путаницы — Влахернский храм был местом хранения Ризы Богоматери; вполне возможно, однако, что святыни могли быть перемещаемы из одного храма в другой). На протяжении столетий ларец с Поясом Богоматери не открывали, но спустя пять веков после Положения Пояса в Халкопратийском храме, при императоре Льве VI Мудром, его жене Зое Карбонопсине было видение, что она избавится от своего недуга (как повествует Менологий, императрицу мучил нечистый дух), если на нее возложат Пояс Пресвятой Богородицы. Император открыл ларец и обрел Пояс в целости и сохранности; Пояс был запечатан золотым хрисовулом императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Царьграде, а также точная дата этого события — 31 августа. По повелению императора Пояс Пресвятой Девы был возложен на голову страждущей императрицы (это было поручено Евфимию, будущему Патриарху Константинопольскому, который составил и Слово в честь торжества нового обретения Пояса), и та исцелилась. После этих событий Пояс Пресвятой Богородицы был возвращен на свое место, а праздник Положения Пояса получил еще большую торжественность, чем прежде.

В результате двух падений Константинополя — сначала в 1204 году, затем, окончательно, в 1453 году, — Пояс, как и почти все другие святыни Царьграда, покинул город, но не исчез бесследно. Части Пояса доныне хранятся на Св. Горе Афон (в монастыре Ватопед) и на Кипре (в монастыре Троодитисса); они прославились множеством чудес. Освящаемые на частях Пояса Божией Матери пояски раздаются верующим для ношения; многие женщины, имевшие ту или иную немощь, благодаря Предстательству Пресвятой Богородицы получили от них исцеление.

Глубоко символична дата празднования Положения Пояса Пресвятой Богородицы. Этот праздник является продолжением праздника Успения Пресвятой Богородицы — он не только посвящен Божией Матери, но само событие дарования Пояса произошло в связи с Успением. В практике афонских монастырей эта связь еще очевиднее — на Афоне попразднство Успения продолжается вплоть до дня Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а ведь вслед за этим днем и его однодневным попразднством и совершается торжество Положения Пояса (см.: Святогорский устав церковного последования. Сергиев Посад; Афон, 2002. С. 133-135).

Тем самым, церковный год начинается с Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября (21 сентября н. ст.), спустя неделю после церковного новолетия) и заканчивается Успением Пресвятой Богородицы и связанным с ним праздником Положения Ее честного Пояса. Об этом говорится и в тропаре праздника Положения Пояса: Богородице Приснодево, человеков Покрове, Ризу и Пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным Рождеством Твоим, нетленна пребывающи: о Тебе бо и естество обновляется, и время. Темже молим Тя, мир граду Твоему даровати, и душам нашим велию милость

Годовой круг церковных праздников вновь и вновь напоминает нам о событиях, благодаря которым и стало возможно спасение человека, и такие его начало и конец ясно указывают на смиренный подвиг Той, что была избрана стать Матерью Христа; Той, между Рождеством и Успением Которой и наступило лето благоприятное совершенного Господом Иисусом Христом домостроительства спасения; Той, на Чье Предстательство и уповают все православные христиане.

диакон Михаил Желтов

В настоящее время в Россию прибыла одна из великих святынь православного мира - Пояс Пресвятой Богородицы.

Святой Пояс Богородицы и Ватопедский монастырь

Пояс Пресвятой Девы Марии, который в наши дни разделен на три части, – единственная сохранившаяся реликвия ее земной жизни. Согласно Преданию, пояс был соткан из верблюжьей шерсти самой Девой, и после Успения при Вознесении она отдала его апостолу Фоме .

В первые века христианской эры он находился в . Известно, что в IV веке он хранился в каппадокийском городе Зела, и в этом же веке император Феодосий Великий вновь привез его в Иерусалим. Оттуда его сын Аркадий доставил Пояс в Константинополь.

Поначалу святыню поместили в храм Халкопратион, откуда в 458 г. император Лев I перенес его во Влахернскую церковь. В царствование Льва VI Мудрого (886-912) Пояс принесли в императорский дворец, и с его помощью исцелилась супруга василевса Зоя.

Она была обуреваема нечистым духом, и император молился Богу об исцелении. Было ей видение, что она излечится от своей слабости, если на нее положат Пояс Богородицы. Тогда император попросил патриарха открыть раку.

Патриарх снял печать и открыл раку, в которой хранилась реликвия. Пояс Божией Матери оказался целым и невредимым от времени. Патриарх приложил Пояс к больной императрице, и тотчас она избавилась от своего недуга.

В знак благодарности Божией Матери императрица вышила весь Пояс золотой нитью. Так он приобрел тот вид, который имеет сегодня. С благодарственными гимнами он вновь был помещен в раку, а рака запечатана.

В XII веке, в царствование Мануила I Комнина (1143-1180), официально был учрежден праздник святого Пояса, проводимый 31 августа. До того его чествовали 1 июля, в совместном праздновании с Честными Ризами Богородицы.

Пояс оставался в Константинополе до конца XII века. Но среди последствий поражения Исаака Ангела от болгарского царя Асана в 1185 г. было и то, что Пояс оказался выкраден и доставлен в Болгарию. Позже он попал к сербам.

Князь Лазарь I отдал Пояс вместе с частицей истинного Креста в дар Ватопедскому монастырю. С тех пор он хранится в святилище, расположенном в кафоликоне, главном монастырском соборе.

В правление турок братия монастыря брала с собой Пояс при своих отъездах на Крит, в Македонию, Фракию, Константинополь и Малую Азию. Они делали это с целью распространить благодать святыни, поднять дух порабощенных греков и избавить их от случавшихся эпидемий.

Чудеса, явленные посредством святого Пояса во все века, неисчислимы. Вот лишь несколько примеров.

Однажды жители Эноса попросили, чтобы для них доставили святой Пояс, и монахов, сопровождавших реликвию, приютил у себя дома священник. Его жена тайком отрезала лоскут от Пояса. Когда отцы собрались обратно и сели на корабль, он не тронулся с места, хотя на море стояла тишь. Жена священника, завидев это странное происшествие, поняла, что поступила неправедно, и вернула монахам часть Пояса. Корабль тотчас же отплыл.

Лоскут так и остался отделенным. Впоследствии произошел похожий случай.

Во время войны за независимость Греции святой Пояс был доставлен на Крит по просьбам его жителей, страдавших от чумового поветрия. Но когда монахи собирались вернуться в свою обитель, турки их арестовали и увели на казнь. Тем временем британский консул Доменикос Санантонио выкупил святой Пояс, и его отвезли в Санторин, где была новая резиденция дипломата.

Сразу же эта новость разнеслась по острову. Местный епископ известил Ватопедский монастырь, и его настоятель Дионисий отправился в Санторин. Консул запросил 15000 пиастров выкупа за Пояс. Островитяне проявили единодушие и смогли собрать эту сумму. Так святой Пояс был возвращен, и игумен Дионисий отвез его в Ватопед.

Жена консула поступила так же, как супруга священника в Эносе. Она втайне от мужа отрезала небольшой лоскут от святого Пояса, прежде чем его вернули игумену Дионисию. Через недолгое время ее муж скоропостижно преставился, а ее мать и сестра тяжко заболели. В 1839 г. она послала в монастырь письмо с просьбой, чтобы из монастыря прислали нарочных, которые получили бы от нее отрезанный лоскут.

В 1864 г. святой Пояс привезли в Константинополь, когда в нем свирепствовала холера. Едва только судно, на котором был Пояс, приблизилось к гавани, пагуба прекратилась, и никто из пораженных ею не умер.

Это странное чудесное событие возбудило любопытство султана. Он повелел, чтобы Пояс доставили в его дворец, и он смог бы его почтить.

Во время пребывания святого Пояса в Константинополе один грек из квартала Галата обратился с просьбой, чтобы его принесли к нему домой. Сын его тяжело болел, но когда святой Пояс доставили, тот уже скончался. Однако монахи не теряли надежды. Они попросили, чтобы им показали останки, и как только на них положили Пояс, юноша восстал из мертвых.

В 1894 г. жители города Мадита в Малой Азии пожелали, чтобы туда привезли святой Пояс, поскольку саранча опустошала их посевы и портила плодовые деревья. Когда судно, на котором находился Пояс, подошло к гавани, небо затмили тучи саранчи, которая вслед за тем ринулась в море, и корабль не мог отдать якорь. Мадитяне на берегу, увидев чудо, стали непрерывно петь гимн «Кирие елейсон» (Греческое Κύριε ελέησον – «Господи, помилуй!»).

Вплоть до нашего времени посредством святого Пояса совершается множество чудес. Так, женщины, страдающие бесплодием, получают тесьму от ковчежца, где хранится Пояс. Если у них есть вера, то обретают во чреве.

Чудеса, происходившие при посредстве святого Пояса Пресвятой Богородицы

Прекращение мора

«В Эносе моровое поветрие чумы прекратилось благодатным действием святого Пояса Богородицы».

Из Эноса святой Пояс перевезли в Дидимотихон. В другом письме, от 12 сентября, этот же отец сообщает:

«Здесь, как и в Эносе, мор прекратился благодатью святого Пояса».

Избавление от нашествия саранчи

Отец Косма Хрисулас в отчете для монастыря пишет:

«В 1915 г. мы попросили, чтобы в наше село Неохори, а также в Каллиполеос принесли святой Пояс из Ватопедской обители. Причиной тому было нашествие саранчи. Когда Пояс доставили, в небе появились стаи птиц, которые принялись саранчу поедать. Так мы были спасены от этого бедствия».

Святой Пояс на Итаке

На острове Итака реликвию – светло-коричневый пояс, вышитый золотой нитью, хранила г-жа Евфимия Софиану из Вафу. Эту святую реликвию св. Иоаким дал ее бабушке по матери Марии Молфеси-Софиану.

Пояс помещался возле домашнего иконостаса, и его давали девушкам, которые повязывали его вокруг головы или живота во время таинства венчания в качестве своего рода знака девственности. Это считалось великим благословением. Затем его возвращали семье Софиану.

В последний раз его отдали семье беженцев в 1935 г. В этой семье был обычай перекрещивать этим поясом больных детей. К несчастью, реликвия была утрачена при разрушительном землетрясении в 1953 г.

Cпасение от засухи

В 1957 г. несколько жителей Фасоса прибыли в монастырь. Они просили о том, чтобы святой Пояс доставили на их остров. Дело в том, что несколько лет там не выпадал дождь, и засуха грозила обезлюдением. Отцы согласились и решили отправиться на Фасос несколько дней спустя.

По монастырской традиции, когда святой Пояс покидает стены обители, отцы сопровождают святой Пояс в торжественном ходе к небольшому порту. Они держат хоругви и кадило, разносится звон церковных колоколов. По пути к морю поют молебный канон Божией Матери.

Так было и в тот день, и отцы взошли на борт небольшого судна, отходившего на Фасос, который был на расстоянии 2-3 часов плавания. Погода стояла ясная, и не было никаких знаков, что надвигается дождь.

Когда они добрались до порта Фасоса, там уже шел ливень, столь сильный, что они не могли покинуть судно. И они вернулись в монастырь, воздавая хвалу Пресвятой Богородице, которая вмешалась и спасла благочестивых островитян, видя благость их намерений и внемля их призывам.

Перевод Сергея Акишина специально для «Православие и мир» .

Молитвы

Тропарь Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати/ и душам нашим велию милость.

Богоприятное Твое чрево, Богородице,/ объемший пояс Твой честный/ держава граду Твоему необорима/ и сокровище есть благих неоскудно,/ едина рождшая Приснодево.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы

Честнаго пояса Твоего положение/ празднует днесь Твой, Препетая, храм/ и прилежно взывает Ти:/ радуйся, Дево,/ христиан похвало.

Благодарим монастырь Ватопед на Святой горе Афон за предоставленные фотографии

В настоящее время пояс находится в Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге и пробудет там до 24 октября.

Публикации по теме