Что общего между самбо и дзюдо и чем они отличаются? Чем отличается дзюдо от самбо.

Самбо - исконно русский вид единоборств, а потому этот вид спорта особенно важен для своего развития в России. Неудивительно, что наши атлеты всегда стараются быть мировыми лидерами в этой дисциплине. Лучшие борцы регулярно выигрывают самые престижные соревнования и прославляют отечественный спорт. Несмотря на свою относительную молодость (самбо появилось в 30-х годах 20 века), самбо уже имеет всемирное признание, постоянно совершенствуется, придумываются новые приёмы, которых сейчас насчитывается более тысячи.

Самбо и боевое самбо, как спортивные дисциплины

Классическое самбо - это вид борьбы, в котором главное - эффективная защита. Недаром полное название самбо - это самооборона без оружия. В этом виде спорта есть весовые категории, разработаны общие правила, а за приёмы на соревнованиях присуждаются очки. В самбо можно одержать и досрочную победу, благодаря болевому приёму или эффективному броску.
В отличие от классического или спортивного самбо, боевое самбо долгое время оставалось прерогативой исключительно бойцов спецподразделений. Подобный вид боевого искусства - это целый комплекс приёмов из более, чем полусотни видов единоборств. Помимо бросков, захватов и приёмов, здесь применяются и самые разнообразные удары. Неудивительно, что поединок в боевом самбо может закончиться нокаутом или нокдауном. Подобные бои, как правило, достаточно скоротечны и главная цель - победить противника любой ценой.

Отличительные особенности самбо и боевого самбо

Разница между боевым и спортивным самбодостаточно существенная. Так в боевом его виде разрешены удары, как руками, так и ногами, тогда как в классическом варианте - они запрещены. Различаются и правила ведения поединка. В боевом самбо используется гораздо больше приёмов, в том числе возможно и удушение соперника. Неудивительно, что и возможностей для получения очков здесь существует больше.
Боевое самбо более динамично, но и более травмоопасно, чем классическое.
Если классическое самбо считается спортом в чистом виде, то боевое практикуется не только на соревнованиях, а у военных и спецслужб. Основная цель спортивного самбо - самооборона, боевого - атака противника.


В 2009 году Фёдор Емельяненко выиграл чемпионат России по самбо, потратив в общей сложности на трёх противников 41 секунду (фото: wikimedia.org)

Что выбрать?

При выборе для занятий этими дисциплинами, как правило, существует достаточно чёткое разграничение. Если, в спортивное самбо можно отдавать даже маленьких детей, ведь это - отличная возможность для развития своей физической формы, силы и выносливости.
В боевое самбо чаще всего приходят уже состоявшиеся мастера, которые хотят улучшить свои навыки. Поэтому нередки факты, когда чемпионы по спортивному самбо, затем переходили на боевой стиль этого вида единоборств и добивались там серьёзных успехов. Самый яркий пример - легендарный Фёдор Емельяненко, который становился победителем самых серьёзных соревнований по самбо, а затем стал чемпионом и в ММА.
В любом случае престиж самбо и боевого самбо постоянно растёт в мире единоборств, а всё потому, что эта эффективная система подготовки, разработанная ещё в СССР, по-прежнему считается одной из лучших на планете. В подтверждение чему служат многочисленные победы и достижения наших знаменитых атлетов.

Сегодня становится модным быть спортивным, подтянутым, готовым в любой момент постоять за себя и тех беззащитных, кто находится рядом. Для этого необходимо иметь не только красивое, физически развитое тело, но и навыки по одному из видов боевых единоборств. И потому нет ничего удивительного в том, что с каждым годом на тренировки по самбо в Москве приходит все больше желающих.

Почему именно самбо?

Прежде всего, потому, что это сегодня – самый эффективный вид отечественных боевых единоборств. Его основы заложены в начале прошлого века русскими спортсменами, которые выбрали лучшие приемы восточных единоборств и дополнили их приемами национальных видов борьбы со всего мира. На протяжении десятилетий самбо доказало свою эффективность и на спортивных соревнованиях, и в реальном бою на улице . Сегодня методики и приемы самбо становятся основой для других видов единоборств, которые наиболее талантливые тренеры и спортсмены создают на основе русского боевого искусства.

Самбо – доступный вид борьбы.

Многие тренеры на занятия по самбо в Москве приглашают детей в возрасте около 7 лет и даже младше, если это позволяют физиологические особенности строения тела. В столь юном возрасте дети проходят курс интенсивной общефизической подготовки с акцентом на развитие качеств, которые будут необходимы в дальнейшем. И только по достижении 10 лет начинается изучение различных специальных приемов.

Наши опытные тренеры, которые провели десятки, сотни ответственных боев, постоянно подчеркивают, что самбо предполагает осмысленное ведение боя. Знание основ анатомии и физиологии человека позволяет мгновенно перейти от одного приема к другому, от защиты к нападению и наоборот.

Идеальная победа для самбиста – если она получена при наименьших затратах сил и времени.

Во время схватки самбист должен мгновенно ориентироваться в сложившейся ситуации, оценивать действия соперника и находить адекватные контрприемы, выводить его из равновесия. Эти качества развиваются в процессе многократных тренировок в парах. Привычка мгновенно оценивать ситуацию и незамедлительно принимать контрмеры становится правилом жизни и способствует успеху не только в спорте, но и в других сферах.

Для спортсменов, которые приняли решение выступать на соревнованиях, подготовка ведется по индивидуальному плану, который тренер составляет, учитывая уровень его подготовки и особенности организма. Такая методика позволяет подойти к соревнованиям в оптимальной спортивной форме. Как правило, в этот период проводятся и индивидуальные, и групповые занятия.

Индивидуальные тренировки по самбо в Москве проводят многие тренеры. Уделяя больше внимания одному ученику, специалист может в самом начале освоения приема, еще при изучении подготовительных упражнений указать на недостатки. Это способствует более качественному и быстрому усвоению того или иного приема. Они могут проводиться как в зале, так и в ином оборудованном помещении.


В СССР дзюдо и самбо всегда развивались совместно - все борцы боролись на соревнованиях и разряды выполняли по обоим видам. Итог этого закономерен - выработалось общее ядро техник, позволяющих добиваться результата в обоих видах, терминология приемов используется самбистская, методики тренировок часто сливаются. Причины на поверхности - после включения дзюдо в программу Олимпийских игр и начала его активного развития в СССР, дзюдо развивалось не с нуля, а именно путем переквалификации самбистов.



Тем не менее, даже современное дзюдо и современное самбо - внутренне очень различающиеся системы. Сформулирую свое видение так - борца можно подготовить по системе самбо и расширять навыки, используя дзюдо, либо подготовить по системе дзюдо и расширять навыки, используя систему самбо, но обучать самбо и дзюдо новичка одновременно невозможно. Даже подготовленный в обеих дисциплинах спортсмен внутри себя определяет основную базу - «я самбист, могу бороться «по дзюдо», либо «я дзюдоист, могу бороться «по самбо».


Вопрос корней, преемственности и уровней общности самбо и дзюдо дает весьма широкое поле для теоретизирования. В данном случае выбрана следующая схема изложения:
за базовую предпосылку берется версия происхождение самбо непосредственно от дзюдо, как наиболее удобная для сопоставления.

Далее по отдельным «точкам различий» проводится оценка или реконструкция перехода от принципов дзюдо к новым принципам, принятым в самбо.


Культурная и воспитательная составляющая
Огромная популярность дзюдо в Японии имеет несколько уровней, и очень важный вплоть до сегодняшнего дня момент - авторитет дзюдо как школы воспитания в духе традиционных и универсальных ценностей, применимых и полезных в повседневной жизни, «интеллектуального дзюдзюцу» со своими позитивными принципами:
прилежность, гибкость, экономичность, хорошие манеры и этичное поведение — являются огромным благом для всех;
принцип сэйрёку дзэнъё, наиболее эффективного использования духовной и физической энергией в целях нападения или защиты, применимый ко всем сферам человеческой жизни
принцип "взаимного процветания" дзи-та кёэй.
гармоничное развития тела и духа как приоритет дзюдо в отличие он традиционного дзю-дзюцу или европейского спорта;

И так далее.
Все то, благодаря чему дзюдо получило часть «До».

Эта часть в России век назад воспринята не была абсолютно, не особенно воспринимается и сейчас. Дзюдо трактовалось как определенный тип борьбы - и все.

Причем, если при более позднем распространении карате, заимствовалась хотя бы внешняя атрибутика обучения - терминология на японском, поклоны, кимоно, атрибуты дзенских практик и т.д. (пусть без понимания сути, с восприятием на уровне «экзотической составляющей», но заимствовались), то в российском самбо и это не прижилось, а в российском дзюдо оказалось очень сильно «самбоизировано».

Система, созданная для гармоничного развития личности, в противовес европейскому спорту, превратилась в европейский спорт. То есть, ценности, заложенные в нее как базовые, на уровне ДО, либо не были оценены, либо не были восприняты учениками дзюдо на самом базисном уровне, на уровне различий культуры. Сейчас, когда благодаря восточным единоборствам российские последователи стали изучать дзен-буддизм и восточную традицию, происходит это совсем в других дисциплинах.

Теоретическая база борьбы


Дзюдо как стройная и цельная система проведения поединка, построенная на логичном и красивом принципе выведения из равновесия и броска.

Небольшое отступление. Вообще, складывается ощущение, что японскому менталитету свойственно упорядочивание окружающего мира на основе принципа «достаточного минимализма». Так же, как в традиционной живописи «главное - это не тушь, а пустое пространство», или как для понятия «красота» используется иероглиф «простота».
В японских стилях - и в дзюдо, и в айкидо, и в карате присутствует собственная понятная и четкая эстетика движений, не позволяющая спутать их друг с другом и с другими стилями, и основана она на сравнительно малом наборе принципов. Да, человека можно бросить через бедро или подхватом - но это будет не айкидо. А можно заломом кисти двумя руками - но это будет не дзюдо.

При этом возникает довольно интересная ситуация - сначала создавалась система единоборства на основе главного принципа, но поскольку она не позволяла решить весь спектр боевых задач, дополнительно изучалась еще и «не классическая техника» (как удары и приемы на кисть в дзюдо). Эта техника позволяет подготовить более универсального бойца, но все время как бы остается за скобками, не нарушая стройную красоту самой системы.

Теория классического дзюдо построена Д.Кано на основе отказа от традиционной идеи «движения ки» в пользу европейской логики и принципов физики - для броска необходимо вывести проекцию центра тяжести тела за площадь его опоры. Д.Кано широко использовал захваты за одежду и принцип рычага, по сути, рассматривая человека как некий цилиндр на плоскости. Если противник ведет себя иным образом, то необходимо привести его в это состояние сковывающим захватом. Что помогает не всегда - наверное, всякий изучавший дзюдо, сталкивался с появляющейся довольно естественно «новичковой» техникой защиты - «обмякании» тела в сочетании с прогибанием в подвижной пояснице. Человека тогда очень просто завалить скручиванием или «дворовым» запихиванием, но, используя классическую технику, бросить почти невозможно.
«Вся классическая техника дзюдо выполнятся из классического захвата - отворот - рукав, а все остальное приспособлено к дзюдо в процессе решения проблемы «кто победит». С действиями, которые постоянно уводят дзюдо от его классического варианта в другой вид единоборства, постоянно, методом изменения правил, ведется борьба (запрещения захватов за пояс, штаны, на одной стороне кимоно и т.д.) Из этих захватов правильно вывести из равновесия практически невозможно, и поэтому эти захваты считаются защитными. …».

Итак, в теоретической схеме дзюдо воздействие идет на двух уровнях - на ось плеч и на точку опоры, что влечет канонический двусторонний захват (за рукав и противоположный отворот). Отсюда и два главных принципа броска - фиксация оси плеч с выбиванием опоры и фиксация опоры со сдергиванием оси плеч. Соответственно, вперед, назад, вбок - но по этому принципу. Отдельная группа - броски, основанные на отрыве от точки опоры - приподнимании, включены, возможно, поскольку по механике движений и требуемым захватам хорошо комбинируются с приемами основного принципа.

Такова лаконичная красота теории бросковой техники дзюдо. Действительно, изящная схема.
Но эта схема в самбо тоже не перешла. Вот российские энтузиасты берут зацеп, но делают его с захватом за пояс и с прихватом ноги. Или с односторонним захватом. То есть, заимствуя форму приема без заимствования теоретической базы борьбы. Никакой лаконичной красоты стиля - все, что ее создателем Д.Кано было тщательно исследовано и отброшено как лишнее, не соответствующее принципам, в самбо вдруг возвращается и объявляется равноправным.
Почему?

Вообще интересна сама логика внесенных изменений - «архаичное кимоно» заменила куртка, которая «выполнялась из более плотной ткани и имела пришивные пояса. Это позволяло делать захваты более жесткими, а борьбу более силовой». Вопрос: зачем «вести более силовую борьбу», когда главный принцип «дзю», из которого Кано выводил изящную теорию эффективности дзюдо, как раз и состоит в отказе от приоритета использования силы в пользу использования момента и движения соперника? Причем Д.Кано приводит принцип «дзю» не просто как способ, с помощью которого более слабый физически человек может победить более сильного, а как принцип рациональности: «Если бы я обладал большей силой, чем мой противник, я бы просто задавил его. Но даже если бы у меня были желание и сила для этого, все же лучше для меня самого было бы вначале уступить противнику, поскольку подобные действия значительно экономят мои силы».

То есть, российские последователи самбо уже не просто отказались от социо-культурной части «До», но и от основного борцовского принципа «Дзю». Основы «Ниппон Дэн Кодокан Дзюдо», как писалось на квалификационных удостоверениях Кодокана, что означает "лучшее будо Японии".
Казус? Или непонимание? Основной принцип борьбы дзюдо не понят? Или не то и не иное? Причем в современном самбо борьба действительно гораздо более силовая, чем даже в современном дзюдо, самбо пошло по «нелогичному» пути, даже если не привязывать анализ к приведенной цитате.

Во всем этом преобразовании можно увидеть вполне здравую логику, если исходить из ситуации, что изучавшие и развивавшие дзюдо люди не были новичками в борьбе. Например, была собственная методическая база, которую они не считали худшей или менее правильной. И новые технические действия просто встраиваются в имеющуюся базу, не взирая на искажения формы и сути.

Существование собственной методической базы делает понятным быстрый отказ от додзе, татами, кимоно в пользу спортивного зала, борцовского ковра, борцовок и в том числе - значительно возросшую роль борьбы в партере (да и сам термин оттуда). У российских борцов базой, скорее всего, была классическая (вернее, тогда французская борьба + вольно-американская, на смену которым со временем пришла тройка классическая - вольная - самбо). Для борцов, привыкших долго и упорно зарабатывать очки в партере в классике, естественно не упускать возможности «повозиться», «дожать» соперника, благо умение плотно контролировать противника “на земле” уже наработано. В классике - и самбо - стойка и партер как технические действия не противопоставляются. В отличие от дзюдо, в котором Д.Кано рекомендовал изучать технику борьбы лежа только после приобретения основательного опыта бросковой борьбы («выполнение бросков более ценно как для физического развития, так и для духовной подготовки»), а при отсутствии достаточного времени на освоение всех приемов- изучать только бросковую технику.

Это различие даже современного дзюдо и самбо проявляется и сейчас даже на уровне методики и изучаемой техники. Все современные книги по дзюдо в качестве техники партера приводят удушающие, удержания и болевые - то есть, атаки только «раскрытого» соперника. В учебниках же по самбо очень подробно разбираются подготовительные действия - перевороты, переводы и прочее, в том числе, без захватов за одежду.

Именно наличие «своей» борцовской базы - разумное объяснение отказа от принципа контроля противника по «оси плеч», разработанному Д.Кано. Иначе следует принять точку зрения, что ученики В.Ощепкова просто ничего не поняли в строгой и логичной системе, либо нисколько ее не оценили. Причем «не оценили» не в восточном смысле, прививаемом в Японии (приоритет ценности дзюдо над ценностью борца - «высшая ценность дзюдо сама по себе не меняется от личной победы или поражения», при которой изучаемая техника «консервируется» ради сохранения традиции), а на уровне эффективности борцовского поединка.

И здесь уже есть момент сцепки с упоминавшимися выше факторами культурного порядка - не оценили по причине иного понимания природы и сути противоборства. Для европейца и для россиянина борьба - это борьба, в ней главное - определить победителя, а «мера силами» и «игра мускулами» - непременная составляющая европейского понимания борьбы, возможно, со времен тяжеленного военного снаряжения. В классике просто отступивший назад или сбитый на колени борец проигрывает балл, даже в борцовском трактате Ф.Фон Ауэросвальда (Саксония, 1537г.) такие действия называются «выгодный шаг» и сведены в целую группу. То есть, броски - это не вся борьба, а ее кульминация, высшая часть.

В дзюдо же борьба не есть мера сил, а состязание в уровне овладения техникой. Не соревнование, а развитие - главное в рандори, Д.Кано даже требует проводить рандори в высокой стойке, способствующей освоению классической техники, хотя и ослабляющей защиту. Соревнование проводится в уровне овладения принципом дзю, в степени продвижения по пути познания «До», причем огромное значение имеет фактор преемственности традиций.

Разное понимание целей борьбы и смысла ее изучения серьезнейшим образом определило принципиальную двигательную схему и состав приемов двух видов борьбы. То, что было заимствовано, заимствовалось по принципу дополнения имеющегося, без замещения, точно так же, как и в случае социо-культурного фона дзюдо. Трудно подобрать подходящий термин для этого уровня различий, предварительно можно сказать, что два вида борьбы различаются стратегически.

Отдельные вопросы техники. Выведение из равновесия. Комбинация и прием.
Остановимся подробнее на довольно узком различии в технике выведения из равновесия. То, что в самбо равносильными рассматриваются односторонний захват и даже захват только одной рукой, приводит к использованию выведения из равновесия «нависанием» и «задавливанием» для всего арсенала бросков - подсечек, подножек, подхватов, зацепов.
Более интересно другое - разный механизм выведения из равновесия в двустороннем классическом захвате. В самбо одна и та же механика движений используется и в двустороннем и в одностороннем захвате - выведение локтя под мышку противоположной руки.
В классическом дзюдо этот способ- исключение - он есть только в броске сеои-наге. Для всех подхватов и подножек в процессе выведения из равновесия локоть руки отводится вверх -в сторону, как при бросках назад, так и при бросках вперед.

Именно отсюда, плюс жесткая фиксация куртки поясом и более плотный покрой куртки,
так же вытекает техника «вязкой борьбы» в самбо, отсутствующая в дзюдо. Поскольку после выведения из равновесия с заведением локтя под мышку бросок возможен вперед и назад, появляется схема длительной атаки вперед-назад-вперед-назад из этой «полупозиции» без возвращения атакующего в исходную стойку. Переход в атаке вперед-назад (например, передняя подножка - задняя подножка), в дзюдо проходит с относительной потерей контроля захватом, в силу тех же трех причин. Кроме того, вязкой силовой борьбе способствует использование низких стоек и односторонних захватов, позволяющих загружать одно плечо соперника двумя руками.

Именно это имеют в виду самбисты, когда говорят о комбинационной борьбе, отсутствующей в традиционном дзюдо. И именно поэтому чистые дзюдоисты их не понимают - для того, чтобы увидеть разницу, надо иметь опыт самбистских поединков. То, что составляет рэнцоку-вадза в дзюдо - 2 приема в связке, еще не комбинационная борьба для самбо.

В современном дзюдо борец с уровня первого разряда в ответ на вязкую борьбу в самбистском стиле просто скинет с плеч дзюдогу, наклонив голову. Опытный борец уж точно дзюдогу плотно не подвязывает и сбрасывание это проводит играючи. И все, нет жесткого сковывающего захвата, конец комбинационной борьбы. Добавьте сюда большую среднюю продолжительность схваток в самбо в силу большей сложности чистой победы, и в итоге дзюдо и самбо различаются уже тактически.

В традиционном дзюдо схватки в самбистском вязком стиле и не вели, эстетика движений и поединков иная, очень иная.

В«Гении дзюдо» А.Куросавы она воспроизведена показательно - борцы прыгают вправо - влево - вперед - назад, борясь за захват (опять же не удержусь отметить технику освобождения от захвата руки сбивом стопой). После долгой борьбы за захват следует одиночный бросок - и все. Оставшееся время фильма проигравший борец лечится, либо его хоронят сразу.

Все это сохранилось и в традиционном дзюдо, как красиво сформулировал на одном из форумов дзюдоист, живущий и тренирующийся во Франции «у нас происходит перекос в сторону ориентации на иппон в ущерб тактике».

Причем это различие подходов к тактике поединка имеет давние исторические корни. С.В.Мишенев в отличной книге «История европейского фехтования» приводит данные анализа останков на месте битвы при Визби (1361г.), где обнаружены скелеты 1185 бойцов: «Во Ингельмарк, проведя тщательный анализ, выявил интересные закономерности. Большинство ударов - 65% нанесены по левой ноге, в основном по голени, причем это не самые сильные удары. Несколько меньше представлены удары по рукам… причем это тоже не самые сильные и одиночные удары. А вот большинство ударов по голове нанесено с предельной силой, причем в 20% случаев сериями…
Вывод однозначен. Воины, сражаясь друг с другом наносили редкие экономичные удары в наиболее доступные места тела… и добившись преимущества, обрушивали на потерявшего контроль противника мощные и меткие удары, вкладывая в них всю силу.
Такой принцип сочетания дезорганизующего и добивающего ударов вообще характерен для европейского фехтования и более поздних времен.
Для сравнения заметим, что … скелеты, найденные в Японии при Саймокуза, несут на себе следы одного, в основном диагонального или горизонтального, удара по голове» .

Продолжение следует.

Она, как и плавание, задействует все мышцы, выстраивая гармоничное и крепкое тело. В борьбе закаляется характер, укрепляется дух, развивается трудолюбие и дисциплина. Навыки самообороны — ещё один плюс таких занятий. Тем более что этот спорт подразумевает различную степень воздействия на оппонента. В критической ситуации борец может быстро и сурово нейтрализовать противника или же просто обездвижить подвыпившего назойливого коллегу, не причиняя ему вреда.

Дети

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок мог постоять за себя, то борьба — отличный выбор. Нагрузки ударных единоборств вредны для неокрепшего детского организма. Их последствия могут преследовать человека всю жизнь. Поэтому не рекомендуется отдавать малыша в секцию бокса или карате. Другое дело — самбо или виды спорта не окажут разрушительного воздействия на тело ребёнка, а лишь укрепят его.

Борцовская база может послужить отличным подспорьем в дальнейших спортивных успехах, так как развивает силу, выносливость, скорость, координацию. Ребёнок постоянно будет занят делом вместо того, чтобы бесцельно бродить по улицам, впитывая их жестокую «мудрость». Какой лучше всего подойдёт вам или вашему чаду? На этот вопрос нет однозначного ответа. Каждое единоборство имеет свои преимущества и недостатки. В чем разница между самбо и дзюдо? Об этом и пойдет речь дальше.

Дзюдо

Несмотря на то что эта красивая разновидность борьбы пришла к нам из далёкой Японии, она заняла свою нишу, завоевав сердца многих отечественных борцов. Это неудивительно. Ведь поединок зачастую выглядит куда более эффектно, чем в других единоборствах, включая и самбо. Спортсмены в красивых белых ги (так называется одежда дзюдоиста) со всего размаху бросают друг друга оземь, показывая свою силу, ловкость и технику. Одно неверное движение отправляет оппонента в принудительный полёт, завершающийся жёсткой и болезненной посадкой.

Красота и зрелищность обеспечила большую популярность в наших краях. Тот факт, что поединок проводится в куртках, позволил многим отечественным самбистам уверенно выступать на соревнованиях по дзюдо после небольшой модификации своего арсенала.

Возникновение дзюдо

В 1882 году в Японии был открыт «Институт изучения пути», или Кодокан. В нём известный мастер боевых искусств Дзигоро Кано обучал своих немногочисленных учеников искусству борьбы. Поначалу дела шли не лучшим образом — в распоряжении мастера было всего четыре небольших помещения и лишь девять учеников. Однако трудности нисколько не пугали Кано. И работа Кодокана шла полным ходом. Результатом стало единоборство, взявшее наиболее эффективные приёмы из дзю-дзюцу. Они выстроились в стройную систему, из которой были удалены самые травмоопасные трюки. В результате появилась возможность отрабатывать технику в полную силу.

Таким образом родилось дзюдо. Название этого вида спорта переводится как «мягкий путь». Упорные тренировки сделали своё дело — ученики Кодокана уверенно побеждали на турнирах, прославляя свою школу. Эффективность дзюдо привлекала в это единоборство всё новых и новых адептов, в результате чего школа быстро росла, расширялся старый зал, открывались новые филиалы. Таким образом, талантливый мастер боевых искусств сумел создать изящное и зрелищное единоборство, пользующееся популярностью и по сей день.

Принципы дзюдо

«Поддаться, чтобы победить» — вот один из принципов, прекрасно характеризующий «мягкий путь». Чем отличается самбо от дзюдо, так это наличием во второй разновидности борьбы некоторых базовых принципов, которые должны быть соблюдены даже в ущерб эффективности. То есть спортсмен должен не только победить, но и сделать это особым образом, соблюдая философию своего искусства. Кано добивался от учеников техничной борьбы, а не силового противостояния.

Мягкость и сдержанность должны не только проявляться в бою, но также культивироваться в повседневной жизни. Дзюдо — не только красивый вид спорта. Это единоборство можно смело назвать целостной системой духовного и физического воспитания человека. Мастер этой борьбы должен стремиться к победе с минимальными затратами физической силы, чем дзюдо принципиально отличается от самбо. Ведь там борьба протекает в более силовой манере.

Самбо

Самбо расшифровывается как «самооборона без оружия». Эта борьба впитала в себя техники из различных единоборств, распространённых на территории СССР, а также из японского дзюдо. Одежда спортсмена состоит из плотной куртки с небольшими крылышками, в которую продевается пояс. Также самбист надевает шорты и специальную обувь. Куртка должна плотно прилегать к телу борца, как и пояс, который принимает активное участие во многих бросках. Сам поединок в самбо выглядит более вязким, чем в дзюдо. Но при этом борьба располагает более широким арсеналом приёмов.

Визитная карточка самбо — болевые на руки и ноги, которые проводятся с огромной скоростью практически из любых положений. Несмотря на то что этот вид борьбы, в отличие от дзюдо, лишён налёта духовности, которым славятся восточные боевые искусства, его задача также состоит во всестороннем развитии человека. Мастера, стоявшие у истоков самбо, придавали огромное значение моральным качествам спортсмена, стремясь воспитывать не только хороших профессионалов, но и замечательных людей.

Появление самбо

Дата появления самбо — 16 ноября 1938 года. Именно тогда борьба была официально признана спорткомитетом. В этом еще одно отличие самбо от описываемого выше дзюдо. Ведь то появилось на несколько десятков лет раньше. Хотя многие говорят, что зарождение советской борьбы началось гораздо раньше, с закрытой системы В. Спиридонова под названием «самоз». Ей обучали военнослужащих и сотрудников милиции в обществе «Динамо». Для широких масс система Спиридонова была недоступна.

Всё изменилось в 1930 году, когда в Москву приехал В. Ощепков, талантливый дзюдоист, проживший много лет в Японии. Он обучался борьбе в Кодокане, где получил чёрный пояс и второй дан. По возвращению на родину Ощепков начал преподавать дзюдо советским людям. Он постепенно дополнял его, изменяя правила ведения боя, покрой куртки и место проведения поединка. Тогда было непросто понять, чем самбо отличается от дзюдо, так что сам Ощепков предпочитал говорить, что преподаёт второй вид спорта.

Мастер японской борьбы хотел сделать свою систему доступной для широких масс. В отличие от Спиридонова, искусство которого было закрытым, Ощепков и его ученики долго работали над стиля, как тогда называли спортивное самбо. разбавлялись техниками из этнических видов борьбы народов СССР, а также из других единоборств. В 1937 году Ощепков был арестован. Но его дело продолжили многочисленные ученики. Результатом их работы стало появление спортивной борьбы самбо, которая приобрела невероятную популярность в Советском Союзе и даже вышла за его пределы.

Чем отличается самбо от дзюдо?

Дзюдо и самбо имеют много общего, несмотря на самобытность каждого из этих видов спорта. В японском единоборстве принято бороться с прямой спиной, перемещаясь в высокой стойке. В самбо этот принцип совсем не соблюдается. Тут спортсмены стараются стать пониже. Да и перемещаются они гораздо тяжелее. Захваты за пояс — то, чем отличается дзюдо и самбо. Если в японском единоборстве они полностью исключены, то в советской системе активно используются. Также в дзюдо запрещены захваты за штаны и болевые на ноги, что убирает целый пласт эффективных техник. Однако правила самбо запрещают производить удушающие приёмы, которыми вовсю пользуются дзюдоисты.

Сама манера борьбы в этих единоборствах прекрасно характеризует восточный и западный подход к боевым искусствам. Чем отличается самбо от дзюдо, так это несколько более силовой манерой ведения поединка. В понимании западного человека борьба — это противостояние силы, в то время как японцы предпочитают делать упор на технику и пластику.

Спортивный поединок

Проводя сравнение самбо и дзюдо, важно отметить совершенно разный рисунок боя в этих видах спорта. Судя по отзывам опытных профессионалов, самбисты ведут комбинационную борьбу. Она смотрится более вязко и грязно, чем поединок адептов «мягкого пути». Одновременно спортсмены уверяют, что тактика дзюдоиста часто опирается на победу одним чистым броском, в то время как в самбо критерии совсем другие. Чистую победу в советской борьбе заслужить непросто — для этого нужно либо категорически превзойти соперника по очкам, либо заставить его сдаться.

Борьба в партере — то, в чём проявляется заметнее всего. Самбисты частенько падают на противника во время броска. Так они пытаются закончить бой болевым или совершить удержание. В дзюдо сам бросок выполняется так, чтобы бросающий остался на ногах. Правила японской борьбы запрещают большинство болевых. Поэтому борьбе на полу отводится совсем немного времени.

Что лучше?

С первого взгляда тяжело понять, чем отличается самбо от дзюдо. В чём разница между этими видами борьбы, становится ясно после просмотра нескольких поединков по этим увлекательным видам спорта. Естественно, представители каждой школы будут утверждать, что их искусство лучше и эффективнее. Время показало, что оба вида борьбы имеют право на жизнь, так что лучше заниматься тем, что нравится. Нередко квалифицированный борец может выступать одновременно по самбо и дзюдо. Сходства между ними позволяют это делать. Важно получать удовольствие от занятия любимым делом, а что это будет за дело — решать вам.

На протяжении истории сформировалась своя специфическая система самообороны. Некоторые из них не оправдали себя на практике в реальных боевых действиях и стали скорее элементом национальной самобытности. Другие же, наоборот, распространились по всему миру, завоевали множество последователей, породили ответвления и подшколы и даже стали частью олимпийской спортивной программы. Самой знаменитой японской борцовской системой является дзюдо. В Советском Союзе аналогом этой борьбы стала разработанная отечественными исследователями единоборств дисциплина самбо (самооборона без оружия). Так чем отличается самбо от дзюдо?

История дзюдо

Родоначальником дзюдо является японский мастер Дзигоро Кано (1860-1938). Кано практиковал джиу-джитсу - многостилистическую систему японского рукопашного боя, и стремился создать нечто уникальное, что соответствовало бы старым японским боевым традициям и одновременно являлось инновационным направлением.

В 1822 Кано основал свою школу "Кодокан", а искусство назвал дзюдо. Название означает путь мягкости и гибкости. Кано разрабатывал стиль, который позволит оборачивать силу и массу соперника против него самого, используя правильные рычаги и технику. Приоритетом в его технике является достижение максимальной эффективности при минимальных затратах. Помимо боевой составляющей, искусство Кано должно было воспитывать и качества личности, такие как дисциплина, стойкость и воля.

Через четыре года искусство Кано получило признание на государственном уровне и стало преподаваться в полицейских академиях и вузах. В дальнейшем, уже после смерти Кано, оно получило международную славу. Японских мастеров приглашали в Америку и Европу, открывались школы, а с 1964 года японская борьба вошла в олимпийскую программу.

Как появилось самбо

Советская история самообороны без оружия берет начало в 20-30-х годах двадцатого века. В пору строительства новой страны у руководства СССР был запрос на собственную систему самообороны, способную стать скрепляющим нацию институтом. Преподавать методику начал Виктор Афанасьевич Спиридонов. Параллельно с ним работали Василий Сергеевич Ощепков и его ученик Анатолий Аркадьевич Харлампиев.

Родоначальники построили дисциплину на основании школы "Кодокан" (Ощепков обучался в ней) и местных советских борцовских стилей, таких как азербайджанский гюлеш, узбекский кураш и др. Первые соревнования прошли на стадионе "Динамо" в 1923 году.

С 1939 года стали проводиться регулярные чемпионаты СССР. В 1966 году самбо признали международным видом борьбы. С тех пор стали проводится чемпионаты мира и Европы.

Сравнение самбо и дзюдо

Из сказанного выше можно сделать вывод, что дисциплины являются родственными. Так оно и есть. Дзюдоисты нередко выступают на самбистских соревнованиях и наоборот, оба вида спорта часто находятся под эгидой одной федерации. Да и визуально чем отличается самбо от дзюдо, сможет определить не каждый. Следовательно, выбор между секцией самбо и секцией дзюдо сделать достаточно сложно. Основные сходства заключаются в следующем:

  1. Спортсмены соревнуются в экипировке.
  2. Стилистическая основа - подсечки и броски.
  3. Применяются болевые приемы.
  4. Отсутствуют удары.

Также присутствуют и принципиальные различия.
В дзюдо:

  • Правила запрещают болевые на ноги.
  • Акцент сделан на борьбу в стойке.
  • Татами круглой формы.
  • Экипировка - кимоно без обуви.
  • Уровень мастерства определяется поясами и данами.
  • Включено в олимпийскую программу.
  • Правила запрещают удушения.
  • Развита борьба в партере.
  • Татами квадратной формы.
  • Экипировка - легкая куртка и обувь.
  • Уровень мастерства определятся разрядами и званиями (1 разряд, мастер спорта и т. д.).

Все это показывает, чем отличается самбо от дзюдо и в чем их сходства.

Что лучше: самбо или дзюдо?

На этот вопрос не существует однозначного ответа. Обе дисциплины снискали популярность во всем мире: дзюдо изучают полицейские в США, самбо - во Франции. Основатель самбо А. А. Харлампиев на вопрос, чем отличается самбо от дзюдо и что лучше, отвечал, что часть не может быть лучше целого, имея в виду, что самбо вобрало в себя лучшие элементы дзюдо и дополнило их приемами из других видов борьбы. Секции самбо более распространены в России, и отечественные спортсмены явно доминируют в этом виде спорта на мировой арене (конкуренцию им могут составить разве что борцы с постсоветского пространства).

Дзюдо же является более старым и традиционным видом борьбы, несущим в себе многовековую японскую спортивную философию. Дзюдо получило более широкое признание, и если спортсмен хочет достичь высшего эшелона и стать олимпийским чемпионом, то ему стоит остановиться на дзюдо.

Стили-преемники дзюдо и самбо

Пожалуй, самым распространенным ответвлением спортивного самбо является боевое единоборство. Эта дисциплина до 90-х годов XX века была закрыта и преподавалась только среди силовых спецслужб. Главным отличием боевого самбо от спортивного является ударная система. По сути, это близкий к ММА вид спорта, с разницей в экипировке и начислении баллов (баллы начисляются только за броски, а не за удары).

Мастера дзюдо, путешествующие по всему миру, создали множество самостоятельных школ. Самой знаменитой сегодня является школа бразильского джиу-джитсу, созданная выпускником Кодокан Мицуэ Маедой и членами семьи Грейси. Этот вид борьбы сегодня является основным направлением в подготовке большинства бойцов ММА.

Дзюдо и самбо в ММА

В мире смешанных единоборств дзюдо и самбо вошли в подготовительную практику бойцов наряду с боксом, борьбой и муай-тай.

Наиболее известными представителями самбо являются выходцы из России и стран бывшего СССР. Впервые о самбо на мировой арене громко заявили братья Емельяненко, Олег Тактаров, Игорь Вовчанчин, Михаил Илюхин, Волк Хан. Их умение сражаться в стойке, а затем молниеносно переводить соперников в партер и там добивать или проводить приемы продемонстрировало универсальность представляемой ими дисциплины. Сегодня в UFC в стиле самбо сражаются и побеждают Хабиб Нурмагомедов, Рустам Хабилов, Алексей Олейник и др.

Красоту дзюдо в бойцовской клетке демонстрируют такие бойцы, как Гектор Ломбард, Йошихиро Акияма, Чен Сон Джон, Каро Парисян, Манвел Гамбурян и Ронда Роузи. Бронзовая медалистка олимпийских игр в Пекине Ронда Роузи выиграла 8 первых боев, проводя исключительно бросок и рычаг локтя из дзюдо.

Публикации по теме