Вторая междоусобица на руси. Древняя русь

«Праздники на Руси» - Праздник считался обязательным для всех жителей, достигших зрелого возраста. Сбор урожая Сев зерновых День Прасковьи-Льницы Егорьев день. Праздники великие местные. Рождество Пасха Троица Масленица Крещение. Крестьяне говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». Самый главный праздник – Пасха. В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность.

«Школы на Руси» - А.Венецианов «Мальчик с розгой». Зачем на Руси стали нужны школы? Н.Богданов-Бельский «Устный счёт». Когда появились первые школы? Новгород. Берестяные грамоты, вощёные дощечки, писала. В. Пукирев «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного суда». Первые школы на Руси были открыты в X веке по указу князя Владимира.

«Русь IX век» - Ольга – правительница Руси с 945 года. Игорь – великий князь с 913г. Основная проблема урока: Общественные слои -. Становление Древнерусского государства в IХ – Х веках. Народы-? Какую теорию поддерживали авторы данных документов? Признаки государства. Олег Вещий. Родословная русских князей. Вспомни:

«Культура Руси» - План лекции. Литература. Урок истории России в 10 классе. Закрепление. Школы. Тема урока: Письменность. Рана от верного друга достойнее, чем поцелуй врага. Основные понятия: Дмитровский собор во Владимире. Важнейшие из летописей: Летописи. Новгород. Два культурных потока: Фольклор. Песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, сказки.

«Культура и быт Руси» - К.Лебедев. Быт народа 19 века. В помещениях появляются картины,часы,зеркала. Жизнь в деревне менялась медленно. Митрополит Алексий с житием. За крепостными стена-ми развивались ремесла которых нас-читывалось ок.70. План Киева в середине 12 века. Л.П.А. Бишбуа. Быт. А. Корзухин. Золотые ворота во Владимире.

«Письменность на Руси» - Скоропись. Основоположники письменности. Стили письма менялись. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. Изменения при Петре I. Создателями славянской азбуки были братья Кирилл и Мефодий. Чем отличается азбука от алфавита? Изменения при Петре I Изменения в 1918 году. Древнерусский текст.

§ 2. Вторая междоусобица на Руси. Борис и Глеб - князья-мученики

Как уже говорилось ранее, в пору болезни Владимира выявились опре­деленные династические противоречия, за которыми стояла большая по­литика, религиозные, княжеские, боярские и дружинные кланы.

Первым восстал Ярослав Владимирович.

Трудно сказать точно, когда это случилось, до болезни или уже в то время, как великий князь занемог; «Повесть временных лет» лаконично сообщает, что «хотящю Володимиру ити на Ярослава, Ярославъ же, по- славъ за море, приведе варягы, бояся отца своего...». Но Владимир разбо­лелся, «в се же время бяше у него Борись» - сообщает далее летопись.

И еще одно событие происходит в эти дни: начинается очередной набег печенегов, и Владимир направляет против кочевников именно Бориса, предоставив ему свою дружину и «воев», т. е. народное ополчение. Затем летописец сообщает, что в момент смерти Владимира его старший, прием­ный, сын Святополк оказался в Киеве.

Таким образом, становится очевидным, что в последние недели жизни Владимира, возможно уже во время его тяжелой болезни, на Руси стал на­растать очередной политический кризис. Связан он был прежде всего с тем, что Владимир попытался передать престол, вопреки установившейся традиции, одному из своих младших и любимых сыновей, рожденному в христианском браке, - Борису, с чем не смогли смириться ни Свято­полк, ни Ярослав.

За Ярославом виделась новгородская верхушка, стоявшая на традици­онно сепаратистских по отношению к Киеву позициях. Не случайно в ис­точниках сохранилось свидетельство о том, что Ярослав отказался платить Киеву положенную ежегодную дань в 2000 гривен, а еще тысячу собирать с новгородцев для раздачи княжеским людям. По существу, Новгород от­казывался нести свои прежние финансовые обязательства перед Киевом. Практически Ярослав повторял судьбу отца, поддержанного новгородцами и варягами против Киева. Его личные династические амбиции совпали со стремлением Новгорода вновь подтвердить свое особое положение в соста­ве русских земель и, опираясь на варяжскую помощь, еше раз сокрушить Киев.

Итак, в момент смерти великого киевского князя его официальный на­следник был в походе против печенегов, старший из его сыновей, Свято­полк, опирающийся на своих бояр и часть киевлян, ждал в Киеве развития событий, а действительно старший из его собственных сыновей, Ярослав, уже собрал в Новгороде рагь, чтобы выступить против занемогшего отца.

К этому дню Святополку было 35 лет, Ярославу, родившемуся где-то в середине 80-х гг. X в., было около 27 лет. Возраст Бориса установить трудно, но. по всем данным, он был намного моложе своих братьев, так как христианский брак Владимира состоялся лишь в 988 г.

Святополк был не только приемным сыном Владимира, т. е. челове­ком, не обладавшим даже формальными правами на престол. Его мать, красавица-«грекиня», была наложницей Святослава, а потом досталась как военный трофей его старшему сыну Ярополку.

Затем «грскиня» досталась женолюбивому Владимиру. Можно лишь предположить, какие страсти кипели в детской и юношеской душе Свято- полка, как он относился к своим сводным братьям, к отцу. Не случайно он оказался в темнице вместе со своей женой-полькой. Теперь наступал его час, и нетрудно было предугадать, что в начавшуюся борьбу он должен был вложить всю свою энергию, весь пыл души, все свои явные и мнимые обиды.

Под стать ему был и Ярослав, обладавший железным характером отца и бешеной неукротимостью Рогнеды, потерявшей из-за Владимира и свою полоцкую родню, и честь.

Святополк, бывший в час смерти Владимиралибо в Киеве, либо в Выш- городе, оставался ближе всех к Берестову. Однако близкие к Владимиру люди, видимо сторонники Бориса, поначалу решили скрыть смерть вели­кого князя, выиграть время и послать гонцов к Борису. Гонцы еще были в пути, а Святополк уже овладел инициативой. Он приказал везти тело Вла­димира в Киев и, по существу, взял бразды правления в свои руки. Ярослав, как известно, обретался на севере, а Борис скакал по степи во главе княже­ской дружины в поисках печенегов. Все данные говорят за то, что Свято­полк умело распорядился выгодами своего положения. Тело великого кня­зя было доставлено, по древнему обычаю, на санях в столицу. Его смерть привела народ в горесть и замешательство. Тут же Святополк начал разда­вать горожанам «имение», т. е., по существу, подкупать их, привлекая на свою сторону. Но уже гонцы дочери Владимира и сестры Ярослава Пред- славы гнали коней в Новгород. Предслава. бывшая скрытой союзницей Ярослава, именно ему спешила сообщить весть о смерти отца и захвате Святополком власти в Киеве.

Гонцы из Киева нашли в степи, на реке Альта, дружину Бориса, кото­рый, не обнаружив печенегов, готовился вернуться обратно в Киев. Близ­кие к Борису люди уговаривали молодого князя повести дружину на Киев и взять власть, завещанную ему отцом. Однако Борис отказался сделать это, то ли руководствуясь нравственными мотивами и не желая нарушать порядок престолонаследия, установленный ранее, то ли опасаясь штурмо­вать Киев, где Святополк уже успел собрать достаточно сил и сплотить сво­их сторонников.

Получив от Бориса отрицательный ответ, дружина разошлась по до­мам: для опытных воинов и политиков бьгло ясно, что отныне все люди, близкие к Борису, да и он сам, будут обречены.

Святополк не сразу пошел на организацию заговора против Бориса, а лишь после того, как до него дошли сведения, что дружина и «вой» поки­нули Бориса и он остался на Альте лишь с небольшим отрядом телохрани­телей, «съ отроки своими». Святополк собрал в вышгородском дворце сво­их сторонников; там же и был сформирован отряд убийц во главе с бояри­ном Путшей, которые обещали князю сложить за него голову.

Когда отряд Путши поздним вечером появился на Альте, Борис уже был извещен о намерении Святополка убить его. Однако он либо не мог, либо не стал сопротивляться. Убийцы застали его в шатре, молящимся пе­ред образом Христа.

Борис был убит, когда лег спать: нападавшие бросились к шатру и про­били его копьями в том месте, где находилась постель князя. Затем они разметали малочисленную Охрану, завернули тело Бориса в шатер и повез­ли к Святополку. В Вышгороде убийцы обнаружили, что Борис еще дышит. По приказу Святополка верные ему варяги добили Бориса. Так Святополк Убрал со своего пути самого опасного соперника, действуя решительно, быстро и жестоко.

Но оставался еше муромский князь Глеб, рожденный, как и Борис, в христианском браке Владимира от византийской принцессы и бывший теперь единственным законным наследником престола. Святополк направил к Глебу гонцов с просьбой прибыть в Киев, так как отец тяжело болен. Ничего не подозревавший Глеб с небольшой дружиной отправился в путь - сначала на Волгу, а оттуда к Смоленску и затем в ладье в Киев. Уже в пути он получил известие о смерти отца и убийстве Бориса. Глеб остано­вился и пристал к берегу. Здесь, на полпути к Киеву, на Днепре, и застали его люди Святополка. Они ворвались на корабль, перебили дружину, а по­том по их приказу повар Глеба зарезал его ножом.

Смерть юных братьев поразила древнерусское общество. Борис и Глеб со временем стали символами непротивления злу, праведности, добра и мученичества во славу светлых идей христианства. Оба князя были в XI в. объявлены православной церковью первыми русскими святыми, намного ранее княгини Ольги и князя Владимира.

Святополк уничтожил и еще одного из братьев - Святослава, который правил в древлянской земле и. спасаясь от беспощадного Святополка, бе­жал в Венгрию. Убийцы настигли его в пути.

Теперь друг против друга вновь встали Киев, где окончательно утвер­дился Святополк, получивший в народе прозвище «Окаянный», и Новго­род, где оставался Ярослав Владимирович. Теперь он вел на Киев сорока­тысячную рать. Перед тем как выступить в поход на юг, Ярослав, по свиде­тельству летописи, рассорился с новгородцами. Варяги, появившиеся по его призыву еще до смерти Владимира, начали чинить насилия и притесне­ния новгородцам, и те «иссекли» часть варягов. В ответ Ярослав расправил­ся с «нарочитыми мужами», т. е. видными новгородцами. Каково же было чувство соперничества Новгорода по отношению к Киеву, если даже после этого, получив известие о смерти Владимира и узнав о вокняжении в Киеве после убийства других братьев Святополка, новгородцы откликнулись на призыв Ярослава и собрати значительную рать?! Поистине север вновь поднялся против юга, как это было уже не раз в истории Руси. Святополк выступил навстречу Ярославу с киевской дружиной и нанятой печенеж­ской конницей.

Противники встретились на Днепре ранней зимой 1016 г. близ города Л юбеча и встали на противоположных берегах реки.

Ярослав атаковал первым. Ранним утром на многочисленных ладьях его рать переправилась на противоположный берег. Зажатые между двумя уже замерзшими озерами, воины Святополка пришли в замешательство и вступили на тонкий лед, который стал ломаться под их тяжестью. Пече­неги, ограниченные в своих маневрах рекой и озерами, никак не могли раз­вернуть свою конницу. Разгром Свягополковой рати был полным. Сам ве­ликий князь бежал в Польшу.

Ярослав в 1017 г. занял Киев. В том же году он заключил союз с герман­ским императором Генрихом II против Польши. Однако борьба на этом не кончилась. Святополк Окаянный вернулся на Русь вместе с Болеславом I и польским войском. Решающая схватка произошла на берегу Буга. Ярослав потерпел поражение и бежат в Новгород с четырьмя дружинниками. А Святополк с поляками заняли Киев.

Польские гарнизоны были поставлены в русских городах. Поляки на­чали «чинить насилия» над людьми. В ответ население стало браться за оружие. В этих условиях Святополк сам призвал киевлян выступить против своих союзников. Тем самым князь пытался спасти собственный авторитет и сохранить власть.

Вскоре против поляков вспыхнуло восстание горожан. Поднялся каж­дый дом, каждый двор, поляков избивали повсюду, где они попадались вооруженным киевлянам. Осажденный в своем дворце, Болеслав I принял решение оставить столицу Руси. Но, уходя из Киева, поляки ограбили го­род, увели с собой в плен массу людей, и впоследствии вопрос об этих пленных не на один год станет камнем преткновения в отношениях между двумя государствами. Среди тех, кого Болеслав увел с собой, была и Предслава, сестра Ярослава Владимировича. Она стала наложницей польского короля.

Покинув Русь, оставив Святополка в Киеве без поддержки, поляки од­новременно захватили и «червенские города». Таким образом, новый узел острых противоречий завязывался в отношениях между двумя странами. В это время Ярослав в Новгороде набирал новую рать. Богатые горожане оказали ему поддержку, пожертвовав большие средства на наем войска. Собрав достаточно сил. Ярослав вторично двинулся на юг. Святополк не стал искушать судьбу. Слишком велико было против него негодование ки­евлян, не простивших ему привод в Киев поляков. Он бежал в степь к дру­жественным печенегам.

Соперники вновь встретились в открытом бою в 1018 г. Сражение про­изошло на реке Альта, неподалеку от того места, где был злодейски убит Борис. Это придало войску Ярослава дополнительные силы. Битва закон­чилась победой Ярослава. Святополк бежал в Польшу, а потом двинулся далее, в землю чехов, но умер в пути.

Междоусобица сыновей и внуков Ярослава Мудрого. Порядок престолонаследия, установленный Ярославом Мудрым, сохранялся 19 лет. Во главе Руси стоял его старший сын . правил в Чернигове, а Всеволод — в пограничном со степью Переяславле. В других далеких городах сидели младшие сыновья. Все они, как установил отец, подчинялись старшему брату. Но в 1073 г. все изменилось.

В Киеве прошел слух, что Изяслав хочет править так же, как и отец, быть «самовластцем» . Это встревожило братьев, которые не хотели подчиняться старшему брату, как они подчинялись отцу. Святослав и Всеволод двинули свои дружины на Киев. Изяслав бежал в Польшу, потом в Германию. Великокняжеский престол захватил Святослав, второй по значению город на Руси — Чернигов взял в свои руки Всеволод. Но в 1076 г. Святослав умер. Не желая проливать кровь, Всеволод добровольно отдал Изяславу Киев, а сам удалился в Чернигов. Братья поделили между собой Русь, оттеснив сыновей покойного Святослава. Переяславль Всеволод отдал в управление старшему сыну Владимиру, родившемуся в 1053 г. от дочери византийского императора Константина Мономаха. С самого рождения за Владимиром закрепилось фамильное имя его византийского деда Мономаха. Он вошел в русскую историю как Владимир Мономах.

Вот тут-то и родилось начало очередной большой и долгой смуты на Руси. Старший сын Святослава Олег бежал в Тмутаракань. В 1078 г. он собрал большую рать, привлек к себе на службу половцев и двинулся войной на своих дядей. Это был не первый случай привлечения русским князем кочевников к междоусобным войнам на Руси, но Олег сделал половцев своими постоянными союзниками в борьбе с другими князьями. За помощь он предоставлял им возможность грабить и жечь русские города, уводить людей в плен. Недаром его прозвали на Руси Олегом Гориславичем.

А. Калугин. Междоусобица князей

В битве на Нежатиной Ниве Олег был разбит и вновь укрылся в Тмутаракани. Но в этой же битве был убит и великий князь Изяслав. В Киеве сел Всеволод Ярославич, Чернигов перешел к его сыну Владимиру.

Со времени этой междоусобной борьбы половцы стали постоянно вмешиваться в борьбу русских князей друг с другом.

Впервые орды тюрковполовцев появились у границ Руси в 1061 г. Это был новый многочисленный, беспощадный и коварный враг. Осенью, когда кони половцев после привольных летних пастбищ были сыты, начиналась пора набегов, и горе было тем, кто вставал на пути кочевников.

В поход поднимались все взрослые половцы. Их конные лавины внезапно возникали перед врагом. Вооруженные луками и стрелами, саблями, арканами, короткими копьями, половецкие воины с пронзительным криком бросались в бой, стреляли на скаку, засыпая врага тучей стрел. Они шли «облавой» по городам, грабя и убивая людей, угоняя их в плен.

Кочевники не любили сражаться с большим и хорошо организованным войском. Напасть врасплох, смять численно слабого противника, подавить его, разъединить вражеские силы, заманить в засаду, уничтожить — так они вели свои войны. Если половцы сталкивались с сильным противником, они умели обороняться: быстро составляли телеги в несколько кругов, накрывали бычьими шкурами, чтобы их не могли поджечь, и отчаянно отбивались.



Иллюстрация. Половцы в разоренном русском городе.

В прежние времена нашествие таких кочевников поставило бы Русь на грань катастрофы. Но теперь Русь представляла собой единое государство с большими, хорошо укрепленными городами, сильной армией, хорошей системой сторожевой службы. Поэтому кочевники и Русь начали сосуществовать. Их отношения были то мирными, то враждебными. Между ними шла оживленная торговля, население широко общалось в приграничных районах. Русские князья и половецкие ханы начали заключать между собой династические браки.

Но стоило на Руси ослабнуть центральной власти или начаться усобице между князьями, половцы начинали свои набеги. Они участвовали в междоусобной борьбе на стороне то одного, то другого князя, а заодно грабили всех подряд. Князья во время своих усобиц все чаще стали приглашать половцев на Русь.

В отсутствие лидера. В 1093 г. умер последний из сыновей Ярослава Мудрого — Всеволод. Наступила пора Ярославовых внуков. За ними еще не было больших государственных дел, не было глубоких реформ, крупных военных походов. Зато было много честолюбия, гордости, зависти, счетов друг к другу. И не было среди них лидера, кто бы мог унять этот разброд.

Формально старшим в роду стал сын Изяслава Святополк. Он и претендовал на великокняжеский престол. Но человек он был нерешительный, легковесный, отличался мелким интриганством, чувством зависти к способным и ярким двоюродным братьям Владимиру и Олегу. Однако киевское вече провозгласило его великим князем. Вторым по значению князем на Руси оставался , продолжавший владеть Черниговом. А третий двоюродный брат Олег Святославич сидел в Тмутаракани. Олег вполне обоснованно, по старшинству, претендовал теперь на второй стол на Руси — Черниговское княжество.

Олег был смелым витязем, но чрезвычайно честолюбивым и обидчивым человеком. В гневе он крушил все направо и налево. Если были задеты его честь, его право на первенство, он не останавливался ни перед чем. На второй план отступали мудрость, благоразумие, интересы родины.

На Руси при внешнем единстве и при наличии великого киевского князя Святополка сложились три группировки соперничавших князей: одна — киевская во главе со Святополком; вторая — черниговскопереяславская во главе с Владимиром Мономахом; третья — тмутараканская во главе с Олегом. И за каждым князем стояла дружина, стояли крепнувшие, богатые, многолюдные города, сторонники по всей Руси. Такое положение грозило новыми распрями, новыми междоусобицами.

Начало военной деятельности Владимира Мономаха. Владимир Всеволодович Мономах с юных лет показал себя как смелый воин, талантливый полководец и умелый дипломат. Долгие годы он княжил в разных городах Руси — Ростове, ВладимиреВолынском, Смоленске, но больше всего в Переяславле, рядом с половецкой степью. Уже в те годы он приобрел большой военный опыт.

Еще в 1076 г. Святослав Ярославич поставил Мономаха вместе со своим сыном Олегом во главе своей рати, отправленной на помощь полякам в их войне с чехами и немцами. Войско под его командованием прошло с боями Чехию, одержало ряд побед над объединенными чешсконемецкими силами и со славой и большой добычей вернулось на родину.

Особенно прославился Владимир Мономах в 80е гг. IX в. в борьбе с половцами. Сидевший на киевском троне Всеволод, по существу, поручил сыну оборону всей степной границы Руси. В ту пору Мономах, воюя с кочевниками, не медлил ни часа. Он действовал смело, решительно. Мономах сам не раз углублялся в половецкую степь и громил там половецкие орды. По существу, он стал первым русским князем, который стремился бить кочевников на их территории. Это была новая военная тактика для Руси. Уже в ту пору в половецких шатрах и кибитках матери пугали детей именем Владимира Мономаха.

К началу 90х гг. XI в. он стал самым сильным и влиятельным князем на Руси, который не знал поражений на поле брани. В народе он слыл как князь-патриот, который не жалел ни сил, ни жизни ради обороны русских земель.

Битва у Треполя и поход Олега. В 1093 г. половцы предприняли большой поход. Только что вставший на престол Святополк Изяславич рвался в бой. Он обратился за помощью к Владимиру Мономаху, но осторожный князь советовал на этот раз откупиться от врагов, потому что Русь была не готова к большой войне. Однако Святополк настоял на походе. Объединенная киевская, черниговская и переяславская рать выступила в поход. Переяславцами командовал юный брат Владимира Ростислав.

Войска сошлись неподалеку от города Треполя, на берегу речки Стугны, притоке Днепра. Надвигалась гроза. Мономах уговаривал переждать непогоду. Он не хотел, чтобы в грозу река оставалась в тылу русского войска. Но Святополк и его дружинники рвались в бой.

Русская рать с трудом перешла взбухшую от половодья реку и изготовилась к сражению. В это время разразилась гроза. Вода в Стугне прибывала на глазах. Первый удар половцы нанесли по дружине Святополка. Киевляне не выдержали натиска и побежали. Затем всей массой половцы смели левое крыло Мономаха. Русское войско распалось. Воины бросились назад к реке. Во время переправы Ростислава снесло с коня, и он утонул. Лишь небольшая часть русского войска выбралась на противоположный берег реки и спаслась. Это было первое и последнее поражение Мономаха.

В тот год половцы нанесли Руси огромный урон. Они разграбили многие города и села, взяли большую добычу, увели сотни пленников. Это время и выбрал Олег Святославич, чтобы вернуть себе Чернигов.
Олег с союзными половцами подошел к этому городу, за стенами которого с малым числом дружинников укрылся Мономах. Половцы учинили грабеж округи. Дружинники Мономаха отбили все штурмы, но положение было безнадежным. И тогда Владимир Мономах согласился уступить Олегу его родовое гнездо — Чернигов. Сам же он возвращался в осиротевший после гибели брата Переяславль. И вот кучка людей выходит из города и движется сквозь строй вражеского войска. Мономах впоследствии вспоминал, что половцы, как волки, облизывались на князя и его семью, но Олег сдержал слово и не разрешил напасть им на заклятого врага.

Нашествие Половцев

Борьба с половцами и усобицы князей. В 1095 г. половцы снова пришли на Русь и осадили Переяславль, зная, что Владимир еще не успел собрать новое войско и не мог сразиться с ними в открытом поле. Вступив в переговоры с врагом, Мономах сумел затем нанести им удар. После этого он послал гонцов в Киев и Чернигов, призывая братьев прислать дружины и добить половцев. Святополк прислал воинов, а Олег — старый друг степняков — отказался. Киевскопереяславская рать углубилась в степь и разгромила несколько половецких становищ, захватив богатую добычу.

В 1096 г. русские князья решили объединенными силами вновь нанести удар по половцам в глубине степей. Но Олег опять отказался присоединиться к братьям, и тогда киевскопереяславское войско вместо похода в степь двинулось на Чернигов. Князья отняли у Олега этот город и определили ему жить в лесном Муроме, подальше от половецкой степи. Но пока в Муроме княжил сын Владимира Мономаха Изяслав, а это означало, что Олег вообще остался без владений. Это было нестерпимо честолюбивому князю, и он только ждал случая, чтобы добиться своих прав силой.

И такая возможность представилась в том же году: две большие половецкие орды двинулись на Русь. Пока Владимир и Святополк отбивали одну орду у Переяславля, другая осадила Киев, взяла и разграбила КиевоПечерский монастырь. Князья бросились на выручку Киева, однако половцы, нагруженные добычей, ушли раньше, чем здесь появились русские дружины.

В это время Олег направился к Мурому. Ему навстречу вышел юный и малоопытный князь Изяслав Владимирович. Олег одолел его дружину, а сам муромский князь пал в бою. Весть о гибели сына потрясла Владимира, но он вместо того, чтобы взяться за меч и отомстить обидчику, взялся за перо.

Мономах написал Олегу письмо. Он предлагал не губить Русскую землю, сам же обещал не мстить за сына, замечая, что смерть воина в бою — естественное дело. Мономах призывал Олега положить конец кровопролитию, договориться миром. Он признавал во многом свою неправоту, но одновременно писал о несправедливостях и жестокостях Олега. Но двоюродный брат и на этот раз ответил отказом. И тогда в поход на него двинулось все Мономахово племя. Сам он не принял участие в походе, а поручил сокрушить Олега своим сыновьям. В решающей битве они разбили дружину Олега, который вскоре запросил мира, поклявшись на кресте, что выполнит любое указание других князей.

Любечский съезд

Любечский съезд. В 1097 г. русские князья решили положить конец междоусобицам и сплотить свои силы в борьбе с половцами. Местом встречи был выбран родовой замок Мономаха в городе Любече. Уже этот факт может сказать, кто был инициатором съезда.



Иллюстрация. Любеческий съезд князей.

В Любеч собрались Святополк Изяславич, братья Олег и Давид Святославичи, Владимир Мономах, Давид Игоревич из ВладимираВолынского и его противник Василько Ростиславич из соседнего города Теребовля, правнук Ярослава Мудрого, смелый и предприимчивый молодой князь. Все они приехали со своими боярами и дружинами. Князья и их ближайшие соратники сели за общий стол в громадной гриднице замка.

Как рассказывает летопись, князья сказали на съезде: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и будем сохранять Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей» . Итак, князья договорились, что за каждым из них сохраняются земли их отцов. А за нарушение этого порядка князьямотступникам грозили кары со стороны других князей. Таким образом, съезд как бы еще раз подтвердил завет Ярослава Мудрого о сохранении за князьями их «отчин» . Это говорило о том, что единое государство начало распадаться, потому что даже киевский князь не мог вступить в чужие владения. В то же время съезд подтвердил, что киевский князь попрежнему является главным князем Руси. Договорились князья и о совместных действиях против половцев.

Причиной такой возросшей независимости отдельных земель Руси стало усиление их хозяйственной и военной мощи, роста городов, увеличение в них населения. И Чернигов, и Переяславль, и Смоленск, и Новгород, и Ростов, и ВладимирВолынский, и другие города не нуждались в такой степени, как раньше, в защите со стороны центральной власти: у них были свои многочисленные бояре, дружины, крепости, храмы, епископы, монастыри, сильное купечество, ремесленники. А главное — в это время во главе Руси стоял слабый правитель, у которого не было воли и сил подчинить себе всю страну. Единственное, что еще объединяло все земли,— это их страх перед половецкими нашествиями. За единство Руси выступала и церковь.

Прошло несколько дней после Любечского съезда, и стало ясно, что никакими клятвами не унять князей, боровшихся за власть и богатства.

Участники совещания еще не достигли своих городов, а из Киева пришла ужасная весть: Святополк Киевский и Давыд ВладимироВолынский схватили князя Василько Теребовльского, который заехал в КиевоПечерский монастырь помолиться. Давыд приказал выколоть пленному глаза и бросить его в темницу.

Это вызвало гнев остальных князей, и в первую очередь Мономаха, сделавшего так много для того, чтобы собрать князей в Любече. Объединенное войско многих князей подступило к Киеву. На этот раз привел свою дружину и Олег Черниговский. Князья заставили Святополка повиниться и присоединиться к ним в походе против Давыда. Давыд, испуганный, запросил пощады, выпустил ослепленного Василька на свободу и вернул ему его владения.

Хрупкий мир на Руси был восстановлен, что позволило усилить борьбу с половцами.

В 1054 г. Ярослав умирает, завещав Киевскую Русь перед смертью трем своим сыновьям – Изяславу, Святославу и Всеволоду. Первоначально братья правили триумвиратом (совместно, втроем).

В 1068 г. в битве на реке Альте войско Ярославичей было разбито половцами – кочевыми племенами – новыми врагами Руси. Во главе половецкого войска стоял хан Шарухан. Киевляне, видя неспособность князей организовать оборону столицы, потребовали от Изяслава (киевского князя) раздать им оружие. Его отказ спровоцировал народное восстание. Изяслав был изгнан из Киева, а на престол сел Всеслав – давний недруг Ярославичей.

В 1069 г. Ярославичи вернули Изяславу престол.

В 1072 г. братья создали вторую часть свода законов – Русской Правды – Правду Ярославичей . Кровная месть заменена штрафом за убийство –вирой . Размер виры зависел от социального положения жителя Руси. Таким образом, мы получаем информацию о социальной структуре Киевской Руси.

Основной слой населения на Руси – «люди» – свободные крестьяне-общинники.

Категории зависимого населения представлены смердами (зависимыми от князя людьми), и холопами (рабами). Холопы делились на обельных (полных) и необельных . Обельные были абсолютно бесправны, но именно из их числа нередко назначали чиновников, в частности – тиунов (управляющих собирающих дань и ведущих торговлю от лица князей или бояр) и ключников (домоправителей). Среди необельных выделяются закупы (долговые рабы, «купа» – долг) и рядовичи (рабы по договору, «ряд» – договор). Рабство на Руси носило патриархальный характер и имело мало общего с классическим античным рабством.

В 1073 г. начинается Третья усобица на Руси – борьба между Ярославичами за власть. Престол захватывает Святослав Ярославич, правивший Киевом до собственной смерти (1076 г.). Изяслав, с помощью Всеволода, возвращается в Киев. Против Ярославичей выступает в союзе с половцами сын Святослава Олег.

1078 г. - битва на Нежатиной ниве между Ярославичами и Олегом Святославичем. Братья победили, но Изяслав погиб.

1078 - 1093 гг. – правление в Киеве Всеволода Ярославича.

1093 - 1113 гг. – правления сына Изяслава Святополка, который, как и его предшественники, получает власть по горизонтальной («лествичной» ) системе престолонаследия, утвердившейся после Ярослава Мудрого. Власть передается не от отца к сыну, а «к старшему в роде» - следующему по старшинству брату, а затем старшему из племянников.

В 1097 гг. по инициативе переяславского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (внука Ярослава Мудрого) собрался съезд князей в Любече. Цели съезда:

    Прекращение усобиц.

    Организация походов против Степи (против половцев).

Князья договорились о совместных походах. Они состоялись в 1103 - 1111 гг. Поход 1111 года – получил название «Крестовый поход против степи». Руководитель походов – Владимир Мономах.

Чтобы прекратить усобицы князья установили новый принцип организации власти на Руси: «Кождо да держить отчину свою», т.е. князьям предлагалось без оглядки на Киев править собственными вотчинами. Это решение формально провозглашало феодальную раздробленность, но прекращению усобиц не способствовало. Стравливанием князей между собой активно занимался Святополк Изяславич.

В 1113 г. умер Святополк и в Киеве вспыхнуло восстание против ростовщиков и спекулянтов солью, которых он поддерживал. Успокоить восставших удалось только Владимиру Мономаху, приглашенному на престол.

Мероприятия Владимира:

    «Устав Владимира Мономаха» («Устав о резах» ) – дополнение к Русской Правде. Вместе с Правдой Ярослава и Правдой Ярославичей, составлявшими первую – Краткую – редакцию Русской Правды, Устав образует вторую – Пространную . «Устав» ограничил произвол ростовщиков. Закупы получили разрешение уходить от своих хозяев на заработки.

    Организуются походы против половцев. Они не уничтожены, но вынуждены вступить в союз с русскими князьями.

    Создано литературное произведение – «Поучение к детям» – первый политический трактат на Руси.

Колоссальный авторитет Владимира Мономаха (1113 – 1125 гг.) и его сына Мстислава Великого (1125 – 1132 гг.) еще позволял сохранять целостность Киевской Руси, но с 1132 г. начинается феодальная раздробленность.

Киевская Русь Вернадский Георгий Владимирович

2. Междоусобная борьба сыновей Владимира (1015-1036 гг.)

2. Междоусобная борьба сыновей Владимира (1015-1036 гг.)

После смерти Владимира началась кровавая междоусобица его сыновей. Недостаток, братской любви между ними частично можно объяснить тем, что они были только сводными братьями. До своего крещения великий князь имел много жен, и в отношениях между разными семьями, вне всякого сомнения, существовало большое напряжение. Из его многочисленного потомства Ярослав, Мстислав и Изяслав считаются сыновьями Рогнеды. Святополк – сомнительного происхождения, сын вдовы Ярополка, на которой Владимир женился, когда она уже была беременной, если верить летописцу. Мать Святослава – чешская жена Владимира, Борис и Глеб – сыновья болгарской женщины, согласно «Повести временных лет». Однако, как описывается в «Сказании» о страданиях последних двух, впоследствии причисленных к лику святых, Глеб в момент убийства был совсем дитя (1015 г.). Если так, то он должен был быть сыном первой христианской жены князя, византийской княжны Анны.129

Судя по всему, Владимир намеревался передать свое государство Борису, одному из самых младших сыновей, которому во время своей последней болезни он доверил командование войсками, посланными против печенегов. Борис уже возвращался из похода и как раз достиг берегов реки Альты, когда получил известие о смерти отца и захвате Киевского трона Святополком. Дружина убеждала Бориса выступить против последнего, предупреждая, что в обратном случае Святополк убьет его. Позиция Бориса была типичной для той тонкой верхней прослойки русских людей, которые приняли христианство со всей серьезностью. Он не хотел противиться злу насилием, ему была ненавистна мысль о войне со старшим братом, поэтому он распустил дружинников и спокойно дожидался убийц. Его убили, но самой своей смертью Борис остался навсегда живым в памяти народа как символ братской любви. Борис и его брат Глеб, тоже убитый наемниками Святополка, стали первыми русскими, канонизированными Церковью. Другой брат, Святослав из Древлянской земли, бежал на запад, но был перехвачен посланниками Святополка на пути в Венгрию. Изяслав Полоцкий оставался нейтральным и ему не досаждали, Мстислав Тмутараканский тоже не видел для себя угрозы со стороны Святополка. Можно предположить, что между ними было какое-то соглашение, возможно договор о ненападении. В любом случае, Мстислав был занят расширением своих владений в Азовском регионе. В 1016 г. с помощью византийских войск он воевал с остатками хазар в Крыму.130

Единственным братом, который отважился подняться против Святополка, был Ярослав Новгородский, причину чего новгородцы видели в своем недовольстве Киевским верховенством над ними. Война между этими двумя людьми была скорее борьбой между Новгородом и Киевом, чем просто личной враждой братьев. Она длилась четыре года (1015-1019 гг.), и оба противника использовали наемные войска из других стран. Ярослав нанял варяжские отряды, а Святополк печенегов. После первого поражения Святополк бежал в Польшу и заключил союз с королем Болеславом I. Вместе они смогли отвоевать Киев у Ярослава (1018 г.), который, в свою очередь, бежал в Новгород. Решив, что опасность миновала, Святополк поссорился со своим польским союзником, и Болеслав возвратился домой, взяв с собой двух сестер Ярослава и бояр, симпатизировавших Ярославу, судя по всему, в качестве заложников. Он также воссоединил с Польшей червенские города.131 Триумф Святополка, однако, оказался кратким, потому что Ярослав через некоторое время атаковал его снова. Святополк опять нанял отряды печенегов и опять проиграл. Это поражение стало окончательным, он умер (1019 г.), вероятно где-то в Галиции, так как бежал на запад. Теперь у Ярослава появился новый противник – его брат Мстислав. К этому времени тот твердо закрепился в восточном Крыму и Тмутаракани. В 1022 г. косоги (черкесы) признали его своим сюзереном, после того как он убил в схватке их князя Редедю. Этот эпизод, видимо, описан в былине, на основании которой он и записан в «Повести временных лет».

Укрепив свое окружение хазарами, косогами и, возможно, яссами, Мстислав выступил на север и занял земли северян, бесспорно, договорившись с населением, так как они давали ему воинов. Когда он достиг Чернигова, Ярослав еще раз возвратился в Новгород и снова обратился за помощью к варягам. Хакон Слепой ответил, приведя в Новгород сильное варяжское войско.132

Решающая битва произошла при Листвене (недалеко от Чернигова), победа досталась Мстиславу (1024 г.). Ярослав решил пойти на компромисс, и братья договорились поделить Русь на две части по руслу Днепра. Хотя Киев при этом отошел к Ярославу, он предпочел остаться в Новгороде. Мстислав же сделал своей столицей Чернигов (1026 г.). Следует отметить, что одна из русских земель к северу от водораздела Днепра – Полоцкая – не затрагивалась договором. С этого момента она оказалась, в определенной степени, самостоятельной.

Ярослав и Мстислав поддерживали тесный союз, и в 1031 г., используя смерть короля Болеслава и последовавшие за ней беды Польши, они отбили червенские города и разграбили польские земли. Согласно «Повести временных лет», они также захватили в плен много поляков и разослали их в разные места. Ярослав расселил своих пленников по реке Рось.133 Интересно отметить, что в период сотрудничества между братьями-князьями Киев временно утратил свое господствующее положение в русской политике. Теперь в качестве ведущих политических центров выступали Новгород и Чернигов. За этой политической переменой можно предположить изменение направления главных торговых путей. Новгород, как и прежде, контролировал северную часть водного пути товаров из Балтики на юг, но из Чернигова товары теперь отправлялись по степным рекам и волокам в Азовский регион, а не по нижнему течению Днепра в Черное море и Константинополь. Возможно это произошло потому, что низовья Днепра в то время преграждались печенегами. Но сдвиг южного торгового пути мог также быть результатом сознательной политики Мстислава, представляющего, в таком случае, интересы купцов Тмутаракани. Азовский регион лежал на перекрестке нескольких торговых путей: в Туркестан, в Закавказье и – через Крым – в Константинополь.

Без сомнения, именно чтобы установить полный контроль над Азовским регионом, Мстислав предпринял поход на яссов, которые жили в низовьях Дона к северу от Азовского моря. Они признали его власть в 1029 г.134

Летописец описывает Мстислава как «тучного и краснолицего, с большими глазами, храброго в битвах, милосердного и любившего свою дружину, не жалевшего для нее ни денег, ни еды, ни питья». 135 Как правитель Тмутаракани, Мстислав, видимо, носил титул кагана. Интересно отметить, что в «Слове о полку Игореве» черниговского князя Олега, который тоже какое-то время управлял Тмутараканью, также называют каганом. Таким образом, правление Мстислава – это, в определенном смысле, попытка заменить господство на Руси Киева господством Тмутаракани и возродить древнерусский каганат докиевских времен. В тот период, судя по всему, Тмутаракань являлась своего рода духовной столицей Руси.

Мстислав был увлеченным строителем. Во время схватки с Редедей он дал обет в случае победы построить в Тмутаракани церковь, посвященную Богоматери, и сдержал свое обещание. Когда он перенес столицу в Чернигов, то заложил величественный храм в честь Христа Спасителя. Летописец отмечает, что к моменту смерти Мстислава церковь была «выше, чем всадник, сидя на лошади, мог достать рукой». 136 Знаменательно, что по своему архитектурному стилю церкви Мстислава следовали канону восточно-византийского искусства (Закавказья и Анатолии). В этом случае, как и во многих других, художественные влияния распространялись по путям торговых связей.

Можно предположить, что существовала миграция населения между Тмутараканью и северными областями. Мстислав привел в Чернигов большой отряд косожских воинов. Некоторые из них, возможно, осели в той части земли северян, которая позднее стала известна как Переяславльская. Хотя об этом не упоминается в летописях, само название реки в этой области, Псол, является тому косвенным подтверждением, поскольку оно косожского происхождения: на языке черкесов псол означает «вода». Река Псол впадает в Днепр с востока. Недалеко от этого места, на западном берегу Днепра, находится город с названием Черкассы, что по-древнерусски значит «черкесы». Это название не встречается, однако, в источниках киевского периода и впервые упоминается в XVI веке. В то время не только косогов по-русски называли черкесами, но также и украинских козаков; это говорит о том, что, в сознании русских Московского периода, существовала определенная связь между косогами и козаками. И действительно, украинские ученые XVII века считали, что слово «козак» произошло от слова «косог». С другой точки зрения, козак (теперь обычно по-русски пишется «казак») произошло от тюркского «казак», что означает «свободный житель пограничной земли». Одним словом, вопрос непростой, и мы не можем здесь уделить ему необходимого внимания.137 Достаточно лишь сказать, что косоги Мстислава, возможно, поселились там, где через пять веков появились запорожские казаки как сильная военная община.

Возвращаясь теперь к политике Ярослава как правителя Новгорода, мы, прежде всего, должны упомянуть привилегии, дарованные им северной столице по законам 1016 и 1019 гг., дабы вознаградить новгородцев за поддержку в гражданской войне. К сожалению, не сохранились ни оригиналы, ни копии этих законов. В некоторых списках новгородских летописей их тексты заменены на текст «Русской Правды». Несомненно, что само составление так называемой «Правды» Ярослава как-то связано с выходом этих законов. Во вступительной статье к «Правде» провозглашается равенство виры138 новгородцев и киевлян. По-видимому, это являлось важным пунктом новгородских требований.

Поход Ярослава на чудь в Эстонии тоже, очевидно, был продиктован интересами новгородцев. Этот поход представлял собой попытку распространить в западном направлении контроль новгородцев над южными берегами Финского залива и прилегающими территориями. На завоеванной территории в 1030 г. Ярослав основал город, названный Юрьевым в честь его святого покровителя (Юрий – старая русская форма имени Георгий). После германского завоевания балтийских провинций в XIII веке город стал называться Дерпт (теперь Тарту).

Публикации по теме