Усекновение главы Иоанна Крестителя: почему убийство пророка – праздник. Святой пророк, предтеча и креститель спасов иоанн

Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов! Тя молю, и тебе прибегая не отрини мене от твоего заступления, не остави мя падшего многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением; очисти мя, грехи оскверненнаго, и понуди внити, иможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное.

Аминь .

Молитва перед иконой «Святой пророк и Предтече Спасов Иоанн Креститель»

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего.

Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю? Не вем. И к кому прибегну, да спасена будет душа моя? Токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех, ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия.

Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первый надесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов!

Тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, низверженнаго многими грехи. Обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно. Очисти мя, грехами оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное.

Аминь .

Молитва перед иконой «Святой пророк и Предтече Спасов Иоанн Креститель»

Святый Предтече и Крестителю Христов Иоанне! Проповедник сый покаяния, кающихся не презри нас, но молися ко Владыце Христу за нас, недостойных рабов, унылых, немощных, во многия грехи впадших. Смерти убо чаем, о гресех же наших николиже поболехом и о Царствии Небеснем не попекохомся:

но не презри нас, Крестителю Христов, честный Предтече, болий рожденных всех, постником и пустынником наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов. Тя молим, к тебе прибегаем: не отрини нас, просящих твоего заступления, обнови души наша покаянием, еже есть второе крещение: твоим ходатайством пред Господем испроси нам очищение грехов.

Уста недостойная вопиют к тебе, и душа смиренная молится, сердце сокрушенное из глубины воздыхает: простри пречистую твою десницу и защити нас от враг видимых и невидимых. Ей, Господи Иисусе Христе! Молитвами святаго Иоанна Крестителя Твоего, изряднее же Пречистыя Твоея Матери, Владычицы нашея Богородицы, спаси нас, грешных рабов Твоих, кающихся о гресех.

Ты бо еси Бог кающихся, и на Тя, Спасителя, возлагаем надежду, славяще Пресвятое Имя Твое, со Безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Аминь .

Молитва перед иконой «Святой пророк и Предтече Спасов Иоанн Креститель» (молитва заключенного)

Предтече и крестителю Христов Иоанне, проповедниче покаяния! Ты неповинне всажден был еси в темницу: аз же, вверженный в злоключение сие, достойное по делом моим приемлю, яко преступник правды и закона. Всели в мое сердце чувство покаяния о гресех моих!

Несть бо ни единыя злобы ни беззакония, ихже аз, окаянный, не содеях; престрашни греси мои. Учителю правды! научи мя право глаголати о мне самом пред судиями. Не преставаяй и в темнице обличати беззаконнаго Ирода, даруй ми, да наипаче зде обличает мене совесть моя, да от обличении ея не возмогу на долзе времени утаити мое преступление.

Аще же осужден буду понести наказание, даруй ми быти терпеливу, якоже ты сам терпеливно несл еси усекновение главы твоея, желанное от Иродиады. Ей, Крестителю Христов! Простри ми, рабу твоему, руку, крестившую Христа Спасителя моего, да мя извлечеши из глубины погибели.

Ты еси больший всех в рожденных женами, ты еси первый по Богородице, праведник между человеки. Сего ради прибегаю к тебе аз, имеяй потребу в велицем ходатае, яко велик есмь грешник. Убо и да осенит мене, недостойнаго, благодать твоя, Предтече Господень.

Аминь .


Святой Иоаннн ПредтечаПророк Иоанн Креститель - после Девы Марии самый чтимый святой. В честь его установлены следующие праздники: 6 октября - зачатие, 7 июля - рождество, 11 сентября - усекновение главы, 20 января - Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта - первое и второе обретение его главы, 7 июня - третье обретение его главы, 25 октября - праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю).


Как повествует Евангелие от Луки, праведные родители святого Иоанна Предтечи и Крестителя Христова – священник Захария и Елисавета достигли старости, но не имели детей. Однажды Захария, совершая службу в Иерусалимском храме, увидел архангела Гавриила, который предсказал, что у него родится сын – провозвестник ожидаемого людьми Спасителя. Захария усомнился в этом и был наказан: до времени исполнения слов архангела он был поражен немотой.


При рождении младенца родители нарекли его Иоанном – это имя было предсказано Захарии архангелом Гавриилом. Вскоре после Рождества Христова, когда царь Ирод, узнав о случившемся и опасаясь грядущего Мессии, повелел избить всех младенцев, святая Елисавета с сыном убежала в пустыню и скрылась в пещере. Захария же, служивший в храме и не открывший посланцам царя места пребывания своего сына, был ими убит. Праведная Елисавета с сыном находилась в пустыне до своей смерти. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью - постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.


Святой Иоанн Предтеча вышел из пустыни лишь тогда, когда наступило время проповеди и покаяния и приготовления людей к пришествию Спасителя. Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом. Святой пророк и Предтеча Христов Иоанн вскоре после Крещения Господня был заключен в темницу властителем Галилеи Иродом Антипой, которого Предтеча открыто обличил за беззаконное сожительство с Иродиадой, женой его брата Филиппа. В день рождения Ирода, на праздничном пире, дочь Иродиады Саломия плясала перед царем и так угодила ему, что тот обещал дать ей все, что она ни попросит. Тогда Саломия, наученная своей злобной матерью, попросила у царя Ирода голову Иоанна Крестителя, и царь вынужден был исполнить обещание.


По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями - схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный… »Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. В этот день Церковью установлен строгий пост как выражение скорби о насильственной смерти Великого Пророка. Иоанну Крестителю, пророку, предтечи молятся об избавлении от головной боли, при освящении пасеки, о покровительстве посевов и о плодородии земли.

За свое злодеяние Ирод получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.


Как повествует предание, Евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка - его правую руку. В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон перенес руку Предтечи из Антиохии в Xалкедон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Потом правая рука Иоанна Крестителя хранилась в Петебурге в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем Дворце.


Иоанн ПредтечаСвятая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи.


Иоанн ПредтечаО пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Пророк Иоанн Креститель — после Девы Марии самый чтимый святой. В честь его установлены следующие праздники: 6 октября — зачатие, 7 июля — рождество, 11 сентября — усекновение главы, 20 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта — первое и второе обретение его главы, 7 июня — третье обретение его главы, 25 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю).

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный... »

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.

Царь Ирод Антипа (сын царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. За свое злодеяние Ирод получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.

Как повествует предание, Евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка — его правую руку. В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон перенес руку Предтечи из Антиохии в Xалкедон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Потом правая рука Иоанна Крестителя хранилась в Петебурге в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем Дворце.

Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С III века Праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами - его называли «светлым торжеством» и «денницей Солнца правды». В начале IV века праздник был введен в христианский календарь.

Церковь относит праздник Рождества Иоанна Крестителя к категории великих праздников: он менее значим, чем двунадесятые, но более почитаем в народе по сравнению с остальными.

Событие это отражено в первой главе Евангелия от Луки, в которой рассказывается о том, как священник Захария и его супруга Елисавета, жившие в Хевроне, состарились, но, по неплодству Елисаветы, не имели детей.
Однажды во время богослужения в Иерусалимском храме Захарии явился Архангел Гавриил, который предсказал священнику, что скоро у него родится сын, который станет провозвестником (предтечей) ожидаемого Мессии.
Захария же, слыша слова Архангела Гавриила, усомнился в них и попросил знамения. На это Архангел Гавриил ответил: «ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лк. 1, 20). И знамение было дано ему, являясь одновременно и наказанием за неверие: Захария был поражен немотой до времени исполнения слов Архангела.
Святая Елисавета зачала, но скрывала свою беременность пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. И святой Иоанн, еще находившийся в утробе своей матери, взыграл радостно во чреве (Лк. 1, 44).
Настало время, и святая Елисавета родила сына. На восьмой день по закону Моисееву совершилось его обрезание. Когда мать назвала его Иоанном, все родственники были удивлены, так как никто в их роду не носил этого имени. Когда об имени, выбранном для новорожденного сына, спросили святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему». Как только Захария это сделал, узы, связывавшие по предсказанию Архангела его речь, разрешились, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне – Предтече Господа.
После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел убить всех младенцев. Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась там в пещере. А святой Захария, продолжая свое священническое служение, находился в Иерусалимском храме, когда Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что оно ему неизвестно, и был убит прямо в храме (Мф. 23:35). Праведная Елисавета осталась с сыном в пустыне, и там умерла.
Когда Иоанну исполнилось тринадцать лет, он покинул пустыню, пришел в долину Иордана и начал свою проповедь. "Покайтесь - говорил пророк, - ибо близко Царство Небесное!" (Мф. 3:2). Пророк говорил о Суде над миром, и казалось все вокруг Иоанна дышало предчувствием близости великих событий. Его слова сразу же нашли широкий отклик в душах иудеев. Толпами шли люди из окрестных городов к реке Иордану, в которой Иоанн крестил народ водой. Иоанн избрал обряд погружения в воды Иордана символом вступления в мессианскую веру. Подобно тому как вода омывает тело, так покаяние очищает душу. Иоанн требовал от людей переоценки всей жизни, искреннего раскаяния. Перед омовением люди исповедовали свои грехи.
Многое и другое проповедовал святой пророк Иоанн Предтеча, поучая приходивший к нему народ (Мф. 3:1-12; Мк. 1:1-18; Лк. 3:1-18; Ин. 1:15-28). И сам Иисус Христос принял Крещение от Иоанна.

В народе этот день называют Иван Купала или Иванов день - один из важных праздников славянского календаря, отмечается в день летнего солнцестояния, в христианской традиции - праздник в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
15.03.2019 -
16.03.2019 -
17.03.2019 -

Православные праздники:
| | | | | | | | | | |

Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 24 февраля - первое и второе обретение его главы, 25 мая - третье обретение его главы, 12 октября - праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину.

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима . Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука , архангел Гавриил , явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Услышав об убийствах, Елисавета взяв отрока удалилась в пустынные горы. Видя приближающихся воинов она взмолилась Богу о спасении и тогда гора расступилась, приняла её вместе с сыном и скрыла от преследователей. Не найдя их, воины допытывались о Предтече у Захарии, которого в конце концов убили. Елисавета скончалась в горах через сорок дней после убиения своего праведного мужа, а святой Иоанн был питаем ангелом до своего совершеннолетия. Он вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью - постом и молитвой. Предтеча носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами . Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Проповедь

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос . Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями - схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный... »

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный , брат Симона Петра.

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.

Темница

Казнь

Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем. И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́. Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

Иоанн Креститель - последний ветхозаветный пророк Израиля. Он подготовил израильский народ к пришествию Мессии - Христа. И он же реке Иордан. Его также называют Предтеча, так как он пришел перед Иисусом Христом и предвозвестил Его пришествие в мир.

Иоанн родился в семье священника О рождении сына Захарии благовестил в храме архангел Гавриил. Он же велел назвать ребенка Иоанном. Захария усомнился в истинности пророчества, и за это на время был лишен дара речи.

Иоанн начал пророческое служение в 15-й год правления императора Тиберия (28/29 год) в окрестностях Иудейской пустыни и на берегу Иордана. Он крестил людей, погружая их в воду, и проповедовал покаяние. Евангелисты и уделяют особое внимание внешнему виду Иоанна Крестителя. Он носил «одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих» и питался акридами и диким медом (см.: Мф 3:4; Мк 1:6). Часто его сравнивают с , который тоже жил в Иудейской пустыне, носил власяницу и кожаный пояс.

Во время Крещения Господня на Иордане Иоанн указал на то, что Иисус Христос и есть Мессия, Спаситель мира.

Иоанн Креститель обличил иудейского царя Ирода в том, что тот имел незаконную связь с женой своего брата - Иродиадой. Ироду это не нравилось, и он заключил пророка в темницу. Ненависть Иродиады была еще сильнее, и она искала повода убить праведника. Во время одного из пиров, Соломия, дочь Иродиады своим танцем угодила царю. Царь пообещал дать ей все, что она пожелает. По наущению матери, она потребовала отрубленную голову Иоанна Предтечи на блюде. Царь исполнил ее желание, и Соломия отдала голову своей матери. Православная церковь вспоминает мученическую кончину пророка Иоанна в .

Иродиада не разрешила хоронить голову Иоанна Предтечи вместе с телом и держала ее в своем дворце. Главу тайно похоронила служанка царицы, святая Иоанна, на Елеонской горе.

    Через много лет после мученической кончины Иоанна Крестителя его честную главу нашел некий богатый христианин по имени Иннокентий, построивший себе дом на Елеонской горе. Так совершилось первое обретение честной главы Иоанна Предтечи. Иннокентий хранил святыню с благоговением, а перед смертью похоронил, чтобы язычники не подвергли ее поруганию. Во времена императора святыня была обретена снова и хранилась в семье благочестивых христиан, а затем попала в руки нечестивого священника Евстафия. От святой главы совершались чудеса, а Евстафий приписывал их себе. Когда об этом стало известно, еретик бежал, а святыню зарыл в землю близ города Емесы. На этом месте поселились монахи, которые в 452 году совершили второе обретение главы Иоанна Предтечи. Оба обретения празднуются 9 марта.

    Третье обретение честной главы Иоанна Предтечи совершилось в 850 году в Команах (на территории современной Абхазии). В V веке во время беспорядков в Константинополе честную главу отправили в город Емесу. В 810-820 годах городу угрожали арабы-мусульмане, и святыню спрятали в городе Команы. В те времена в Византии по приказу императора-иконоборца уничтожались иконы и святыни, и главу пророка похоронили в земле. Когда было восстановлено почитание икон и мощей, патриарху Константинопольскому явился во сне сам Иоанн Предтеча, который и указал ему место нахождения честной главы.

    20 января, на следующий день после , церковь установила собор Иоанна Крестителя - особо торжественное, соборное празднование его памяти.

    В часовне города Москвы хранится старинная чтимая икона Иоанна Крестителя, к киоту которой присоединен серебряный обруч. Происхождение этого обруча достоверно неизвестно, вероятнее всего, его приказали изготовить в память о чуде избавления от болезни головы. Уже в наше время было документально зафиксировано несколько случаев чудесного исцеления по молитвам перед этой иконой.

    Иисус Христос говорил, что в Израиле «нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя» (Лук. VII, 28).

    Некоторые ученые предполагают, что он принадлежал к иудейской общине ессеев .

    На месте рождения Иоанна Предтечи теперь стоит Русской православной церкви.

Публикации по теме