Спинной мозг у детей. Спинной мозг

Спинной мозг у новорождённых по сравнению с головным морфологически представляет собой более зрелое образование. Это определяет его более совершенные функции и наличие спинальных автоматизмов к моменту рождения. К 2-3 годам заканчивается миелинизация спинного мозга и корешков спинного мозга, образующих "конский хвост". Спинной мозг растёт в длину медленнее позвоночника. У новорождённого он оканчивается на уровне Lm, в то время как у взрослого - у верхнего края L". Окончательное соотношение спинного мозга и позвоночника устанавливается к 5-6 годам.

Нервная система у детей. Миелинизация нервных волокон у детей

Важный показатель созревания нервных структур - миелинизация нервных волокон. Она развивается в центробежном направлении от клетки к периферии. Фило и онтогенетически более старые системы миелинизируются раньше. Так, миелинизация в спинном мозге начинается на 4м месяце внутриутробного развития, и у новорождённого она практически заканчивается. При этом вначале миелинизируются двигательные волокна, а затем - чувствительные. В разных отделах нервной системы миелинизация происходит неодновременно. Сначала миелинизируются волокна, осуществляющие жизненно важные функции (сосания, глотания, дыхания и т.д.). Черепные нервы миелинизируются более активно в течение первых 3-4 мес жизни. Их миелинизация завершается приблизительно к году жизни, за исключением блуждающего нерва. Аксоны пирамидного пути покрываются миелином в основном к 5-6 мес жизни, окончательно - к 4 годам, что приводит к постепенному увеличению объёма движений и их точности.

Нервная система у детей. Развитие условнорефлекторной деятельности у детей.

Один из основных критериев нормального развития мозга новорождённого - состояние основных безусловных рефлексов, так как на их базе формируются условные рефлексы. Кора головного мозга даже у новорождённого подготовлена для формирования условных рефлексов. Вначале они формируются медленно. На 23й неделе жизни вырабатывается условный вестибулярный рефлекс на положение для кормления грудью и покачивание в люльке. Затем идёт быстрое накопление условных рефлексов, образующихся со всех анализаторов и подкрепляющихся пищевой доминантой. Условный рефлекс на звуковой раздражитель в виде защитного (мигательного) движения век образуется к концу 1го месяца жизни, а пищевой рефлекс на звуковой раздражитель - на 2м. В это же время формируется и условный рефлекс на свет.

В целом уже на самых ранних этапах развития созревание нервной системы осуществляется по принципу системогенеза с формированием в первую очередь отделов, обеспечивающих жизненно необходимые реакции, отвечающие за первичную адаптацию ребёнка после рождения (пищевые, дыхательные, выделительные, защитные).

Развитие центральной нервной системы, и особенно головного мозга, у зародыша - длительный во времени и интенсивно протекающий процесс.

На 4-й неделе жизни зародыша начинается образование его нервной системы. Она имеет сначала вид пластинки, края которой в процессе развития загибаются и образуют трубку (медуллярная трубка). На конце трубки появляются три шаровых пузыря. В дальнейшем два из них делятся пополам. Образовавшиеся пять пузырей представляют собой зачатки будущих основных отделов головного мозга: продолговатого мозга, Варолиева моста и мозжечка; среднего мозга, играющего у человека значительно меньшую роль, чем у животных; зрительных бугров и части подкорковых узлов. Из первого пузыря развиваются большие полушария.

На 8-й неделе жизни зародыша начинается образование коры головного мозга, которая сначала имеет вид пластины. Ее развитие, совершающееся на протяжении 8-12 недель, проходит ряд этапов, в результате которых кортикальная пластина обособляется от межуточного слоя. Последний содержит большое количество клеток, которые в дальнейшем постепенно мигрируют (перемещаются) в кору.

К 13-й неделе образование корковой пластины заканчивается и начинается период первой ее дифференцировки. Образуются два слоя: внутренний - рыхлый, широкий, и поверхностный, более плотный и тонкий. Корковая пластина созревает неравномерно. Прежде всего развивается ее центральная часть, а вслед за ней созревание распространяется радиально во все стороны к периферии.

Отличительной и характерной особенностью развития человеческого мозга является раннее обособление и особенно интенсивное формирование лобной и предлобной его частей, которые играют самую существенную роль во всей психической деятельности человека. В своеобразной последовательности и неодинаковом темпе созревания различных участков корковой пластины ярко проявляются специфические особенности именно человеческого мозга.

После четырех месяцев в развитии мозговой ткани зародыша наступают заметные изменения: начинает усиленно расти наружный слой корковой пластины; рост внутреннего слоя происходит значительно медленнее, в силу чего в верхнем слое начинают образовываться складки и борозды. Они развиваются настолько быстро, что к моменту рождения мозг ребенка в основном имеет все борозды и извилины, характерные для мозга взрослого человека. Однако изменение формы и величины извилин и борозд, так же как и образование новых мелких извилин, продолжается и после рождения.

Изменения, происходящие в коре головного мозга зародыша, не сводятся лишь к быстрому ее росту. С пятого месяца начинается образование разных слоев клеток, происходит дифференциация и самих клеточных элементов. Быстрота протекания этих процессов также оказывается неравномерной в различных местах коры.

В процессе дальнейшего развития (от четырех до шести месяцев) вся кора приобретает шестислойное строение, характерное для мозга взрослого человека. Однако и в этот период быстрота созревания, толщина и оформленность клеток во всех шести слоях в различных участках мозга неодинаковы.

Развитие сказывается в изменении строения и величины самих клеток, в их расположении. Особенно сложен и интенсивен процесс развития клеток в лобных частях мозга, составляющих 1/3 часть всей коры. Темп развития двигательной и чувствительной областей коры сравнительно меньший.

Вместе с тем к моменту рождения именно эти зоны, и в особенности сенсорная, оказываются наиболее подготовленными к нормальному функционированию. Позже всего достигают зрелости лобные доли, осуществляющие руководство высшими формами умственной (приспособительной) деятельности человека.

Вместе с оформлением мозговых кйеток совершается и развитие нервных волокон, т. е. проводящих путей. Наиболее рано и интенсивно они формируются в спинном мозгу и мозжечке. В головном мозгу нервные волокна начинают расти позже, и к моменту рождения ребенка незначительное их количество проникает в серое вещество - кору. Однако ни в сером, ни в белом веществе центральных извилин мозговой коры волокна еще не имеют миелиновой оболочки. Миелиновая (мякотная) оболочка нервного волокна обеспечивает проводимость нервного возбуждения.

Несмотря на то что во всем процессе развития нервной системы зародыша наиболее интенсивным оказывается процесс формирования головного мозга, к моменту рождения ребенка именно этот орган наименее подготовлен к выполнению своей основной функции - функции точного и тонкого уравновешивания организма со средой.

Повреждения нервной системы у новорожденных могут возникать как внутриутробно (пренатально), так и во время родов (интранатально). Если вредные факторы действовали на ребенка на эмбриональной стадии внутриутробного развития, возникают тяжелые, часто несовместимые с жизнью пороки. Повреждающие влияния после 8 недель беременности уже не могут вызвать грубых уродств, но иногда проявляются небольшими отклонениями в формировании ребенка - стигмами дисэмбриогенеза.

Если же повреждающее воздействие было оказано на ребенка после 28 недель внутриутробного развития, то у ребенка никаких пороков не будет, но может возникнуть какое-либо заболевание у нормально сформированного ребенка. Очень трудно выделить воздействие вредного фактора раздельно в каждый из этих периодов. Поэтому чаще говорят о воздействии вредного фактора в целом в перинатальный период. А патология нервной системы этого периода называется перинатальное поражение центральной нервной системы.

Неблагоприятное влияние на ребенка могут оказать различные острые или хронические заболевания матери, работа на вредных химических производствах или работа, связанная с различными излучениями, а также вредные привычки родителей - курение, алголизм, наркомания.

На растущем в утробе матери ребенке могут неблагоприятно сказываться тяжелые токсикозы беременности, патология детского места - плаценты, проникновение инфекции в матку.

Роды являются очень важным событием для ребенке. Особенно большие испытания приходятся на долю младенца, если роды происходят преждевременно (недоношенность) или стремительно, если возникает родовая слабость, рано разрывается плодный пузырь и истекают воды, когда малыш очень крупный и ему помогают родиться специальными приемами, щипцами или вакуум-экстрактором.

Основными причинами повреждения центральной нервной системы (ЦНС) наиболее часто являются - гипоксия, кислородное голодание различной природы и внутричерепная родовая травма, реже -внутриутробные инфекции, гемолитическая болезнь новорожденных, пороки развития головного и спинного мозга, наследственно обусловленные нарушения обмена веществ, хромосомная патология.

Гипоксия занимает первое место среди причин повреждения ЦНС , в таких случаях врачи говорят о гипоксически-ишемическом поражении ЦНС у новорожденных.

Гипоксия плода и новорожденного - это сложный патологический процесс, при котором уменьшается или совсем прекращается доступ кислорода в организм ребенка (асфиксия). Асфиксия может быть однократной или повторяться, различной по продолжительности, в результате чего в организме накапливается углекислота и другие недоокисленные продукты обмена, повреждающие в первую очередь центральную нервную систему.

При кратковременной гипоксии в нервной системе плода и новорожденного возникают лишь небольшие нарушения мозгового кровообращения с развитием функциональных, обратимых расстройств. Длительно и неоднократно возникающие гипоксические состояния могут приводить к резким нарушениям мозгового кровообращения и даже к гибели нервных клеток.

Такое повреждение нервной системы новорожденного подтверждается не только клинически, но и с помощью ультразвукового допплерографического исследования мозгового кровотока (УЗДГ), ультразвукового исследования головного мозга - нейросонографип (НСГ), компьютерной томографии и ядерно-магнитного резонанса (ЯМР).

На втором месте среди причин повреждения ЦНС у плода и новорожденного стоит родовая травма. Истинное значение, смысл родовой травмы - это повреждение новорожденного ребенка, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов.

Среди разнообразия родовых травм в процессе рождения младенца наибольшую нагрузку испытывает шея ребенка, следствием чего являются различные повреждения шейного отдела позвоночника, особенно межпозвоночные суставы и место соединения первого шейного позвонка и затылочной кости (атланто-заты-лочное сочленение).

Могут быть сдвиги (дислокации), подвывихи и вывихи в суставах. При этом нарушается кровоток в важных артериях, снабжающих кровью спинной и головной мозг.

Функционирование мозга в значительной степени зависит от состояния мозгового кровоснабжения.

Часто первопричиной подобных травм является слабость родовой деятельности у женщины. В таких случаях вынужденно применяемая родостимуляция меняет механизм прохождения плода через родовые пути. При таких стимулированных родах ребенок появляется на свет не постепенно, приспосабливаясь к родовым путям, а быстро, что создает условия для смещения позвонков, растяжения и разрыва связок, вывихов, нарушается мозговой кровоток.

Травматические повреждения ЦНС во время родов наиболее часто возникают при несоответствии величины ребенка размерам таза матери, при неправильном положении плода, при родах в тазовом предлежании, когда рождаются недоношенные, маловесные дети и, наоборот, дети с большой массой тела, большими размерами, так как в этих случаях используются различные ручные родовспомогательные приемы.

Обсуждая причины травматических поражений ЦНС, отдельно следует остановиться на родах с использованием наложения акушерских щипцов. Дело в том, что даже при безукоризненном выполнении наложения на головку щипцов далее следует интенсивная тяга за голову, особенно при попытке помочь рождению плечиков и туловища. При этом вся та сила, с которой происходит вытягивание головки, передается туловищу через шею. Для шеи такая огромная нагрузка необычно велика, именно поэтому при извлечении младенца при помощи щипцов наряду с патологией головного мозга возникают повреждения шейного участка спинного мозга.

Особого внимания заслуживает вопрос о повреждениях ребенка, возникающих при операции кесарева сечения. Почему же это происходит? В самом деле, нетрудно понять травмирование ребенка в результате прохождения его через родовые пути. Почему же операция кесарева сечения, призванная как раз обойти эти пути и свести к минимуму возможность родовой травмы, заканчивается родовой травмой? Откуда же при кесаревом сечении возникают подобные травмы? Дело в том, что поперечный разрез при кесаревом сечении в нижнем сегменте матки теоретически должен бы соответствовать наибольшему диаметру головки и плечиков. Однако получаемая при таком разрезе длина окружности равна 24-26 см, тогда как окружность головки среднего ребенка - 34-35 см. Поэтому извлечение головы и особенно плечиков ребенка потягиванием за голову при недостаточном разрезе матки неизбежно приводит к травме шейного отдела позвоночника. Именно поэтому наиболее распространенной причиной родовых травм является сочетание гипоксии и повреждений шейного отдела позвоночника и находящегося в нем спинного мозга.

В таких случаях говорят о гипоксически-травматическом поражении ЦНС у новорожденных детей.

При родовой травме нередко возникают нарушения мозгового кровообращения вплоть до кровоизлияний. Чаще это мелкие внутримозговые кровоизлияния в полости желудочков мозга или внутричерепные кровоизлияния между мозговыми оболочками (эпидуральные, субдуральные, субарахноидальиые). В этих ситуациях врач диагностирует гипоксически-геморрагическое поражение ЦНС у новорожденных детей.

При рождении младенца с поражением ЦНС состояние может быть тяжелым. Это острый период болезни (до 1 месяца), затем следует ранний восстановительный (до 4 месяцев) и далее - поздний восстановительный.

Важное значение для назначения наиболее эффективного лечения патологии ЦНС у новорожденных имеет определение ведущего комплекса признаков болезни - неврологического синдрома. Рассмотрим основные синдромы патологии ЦНС.

Основные синдромы патологии ЦНС

Гипертензионно-гидроцефальный синдром

При обследовании больного младенца определяется расширение желудочковой системы головного мозга, выявляемое с помощью УЗИ головного мозга, и регистрируется повышение внутричерепного давления (поданным эхо-энцефалографии). Внешне в тяжелых случаях при данном синдроме отмечается непропорциональное увеличение размеров мозговой части черепа, иногда асимметрия головы в случае одностороннего патологического процесса, расхождение черепных швов (более 5 мм), расширение и усиление венозного рисунка на волосистой части головы, истончение кожи на висках.

При гипертензионно-гидроцефальном синдроме может преобладать либо гидроцефалия, проявляющаяся расширением желудочковой системы головного мозга, либо гипертензионный синдром с повышением внутричерепного давления. При преобладании повышенного внутричерепного давления ребенок беспокоен, легко возбудим, раздражителен, часто громко кричит, сон чуткий, ребенок часто просыпается. При преобладании гидроцефального синдрома дети малоактивны, отмечаются вялость и сонливость, иногда задержка развития.

Нередко при повышении внутричерепного давления дети таращат глазки, периодически появляется симптом Грефе (белая полоска между зрачком и верхним веком), а в тяжелых случаях может отмечаться симптом «заходящего солнца», когда радужная оболочка глаза, как заходящее солнце, наполовину погружена под нижним веком; иногда появляется сходящееся косоглазие, малыш часто запрокидывает голову назад. Мышечный тонус может быть как пониженным, так и повышенным, особенно в мышцах ног, что проявляется тем, что при опоре он встает на «цыпочки», а при попытке ходьбы - перекрещивает ножки.

Прогрессирование гидроцефального синдрома проявляется усилением мышечного тонуса, особенно в ногах, при этом рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания снижены.

В случаях тяжелой прогрессирующей гидроцефалии могут возникать судороги.

Синдром двигательных нарушений

Синдром двигательных нарушений диагностируется у большинства детей с перинатальной патологией ЦНС. Двигательные расстройства связаны с нарушением нервной регуляции мышц в сочетании с повышением или понижением мышечного тонуса. Все зависит от степени (выраженности) и уровня поражения нервной системы.

При постановке диагноза врач должен решить несколько очень важных вопросов, главный из которых: что это - патология головного мозга или патология спинного мозга? Это принципиально важно, поскольку подход к лечению этих состояний различен.

Во-вторых, очень важна оценка мышечного тонуса в различных группах мышц. Врач пользуется специальными приемами для выявления снижения или повышения тонуса мышц, для того чтобы правильно выбрать лечение.

Нарушения повышенного тонуса в различных группах приводит к запаздыванию появления новых двигательных навыков у ребенка.

При повышении мышечного тонуса в руках задерживается развитие хватательной способности рук. Это проявляется тем, что ребенок поздно берет игрушку и захватывает ее всей кистью, тонкие движения пальцами формируются медленно и требуют дополнительных тренировочных занятий с ребенком.

При повышении мышечного тонуса в нижних конечностях ребенок позднее встает на ножки, при этом опирается преимущественно на передние отделы стоп, как бы «стоит на цыпочках», в тяжелых случаях происходит перекрест нижних конечностей на уровне голеней, что препятствует формированию ходьбы. У большинства детей со временем и благодаря лечению удается добиться снижения мышечного тонуса в ножках, и ребенок начинает хорошо ходить. Как память о повышенном тонусе мышц может остаться высокий свод стопы, что затрудняет подбор обуви.

Синдром вегетативно-висцеральных дисфункций

Этот синдром проявляется следующим образом: мраморность кожи, обусловленная кровеносными сосудами, нарушение терморегуляции со склонностью к беспричинному понижению или повышению температуры тела, желудочно-кишечные расстройства - срыгивание, реже рвота, склонность к запорам или к неустойчивому стулу, недостаточная прибавка в весе. Все эти симптомы чаще всего сочетаются с гипертензионно-гидроцефальным синдромом и связаны с нарушением кровоснабжения задних отделов мозга, в которых расположены все главные центры вегетативной нервной системы, обеспечивающей руководство важнейшими жизнеобеспечивающими системами - сердечно-сосудистой, пищеварительной, терморегуляционной и пр.

Судорожный синдром

Склонность к судорожным реакциям в период новорожденности и в первые месяцы жизни ребенка обусловлена незрелостью мозга. Судороги возникают только в случаях распространения или развития болезненного процесса в коре головного мозга и имеют множество самых разных причин, которые должен выявить врач. Для этого нередко требуется проведение инструментального исследования работы мозга (ЭЭГ), его кровообращения (допплерография) и анатомических структур (УЗИ мозга, компьютерная томография, ЯМР, НСГ), биохимических исследований.

Судороги у ребенка могут проявляться по-разному: они могут быть генерализованными, захватывающими все тело, и локализованными - только в какой-то определенной группе мышц.

Судороги различны и по характеру: они могут быть тоническими, когда ребенок как бы вытягивается и застывает на короткое время в определенной позе, а также клоническими, при которых происходит подергивание конечностей, а иногда и всего туловища, так что ребенок во время судорог может получить травму.

Существует множество вариантов проявлений судорог, которые выявляет врач-невропатолог по рассказу и описанию поведения ребенка внимательными родите-

лями. Правильная постановка диагноза, то есть определение причины возникновения судорогу ребенка, чрезвычайно важна, так как от этого зависит своевременное назначение эффективного лечения.

Необходимо знать и понимать, что судороги у ребенка в период новорожденно-сти, если на них вовремя не обратить серьезного внимания, могут стать началом эпилепсии в будущем.

Симптомы, с которыми следует обращаться к детскому неврологу

Подводя итог всему сказанному, кратко перечислим основные отклонения в состоянии здоровья детей, с которыми необходимо обратиться к детскому неврологу:

Если ребенок вяло сосет грудь, делает перерывы, устает при этом. Отмечается поперхивание, вытекание молока через нос;

Если новорожденный часто срыгивает, недостаточно прибавляет в весе;

Если ребенок малоактивный, вялый или, напротив, слишком беспокойный и это беспокойство усиливается даже при незначительных изменениях окружающей среды;

Если у ребенка имеется дрожание подбородка, а также верхних или нижних конечностей, особенно при плаче;

Если ребенок часто беспричинно вздрагивает, с трудом засыпает, при этом сон поверхностный, короткий по времени;

Если ребенок постоянно запрокидывает голову, лежа на боку;

Если отмечается слишком быстрый или, наоборот, медленный рост окружности головы;

Если снижена двигательная активность ребенка, если он очень вялый, а мышцы дряблые (низкий тонус мышц), или, наоборот, ребенок как бы скован в движениях (высокий тонус мышц), так что даже затруднено пеленание;

Если какая-то одна из конечностей (рука или нога) менее активна в движениях или находится в необычной позе (косолапость);

Если ребенок косит глазами или таращит глазки, периодически видна белая полоска склеры;

Если младенец постоянно пытается поворачивать голову только в одну сторону (кривошея);

Если ограничено разведение бедер, или, наоборот, ребенок лежит в позе лягушки с бедрами, разведенными на 180 градусов;

Если ребенок рожден путем кесарева сечения или в тазовом предлежании, если в родах применялись акушерские щипцы, если младенец родился недоношенным или с крупным весом, если отмечалось обвитие пуповины, если у ребенка в родительном доме были судороги.

Точная диагностика и своевременное и правильно назначенное лечение патологии нервной системы чрезвычайно важны. Поражения нервной системы могут быть выражены в разной степени: у одних детей с рождения они очень выражены, у других даже сильные нарушения постепенно убывают, однако исчезают не полностью, и на долгие годы остаются негрубые проявления - это так называемые остаточные явления.

Поздние проявления родовой травмы

Бывают и такие случаи, когда при рождении у ребенка были минимальные нарушения, либо вообще никто их не заметил, но спустя время, иногда годы, под влиянием тех или иных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных - эти неврологические нарушения проявляются с разной степенью выраженности. Это так называемые поздние, или отсроченные, проявления родовой травмы. Детские неврологи в повседневной практике имеют дело чаще всего с такими больными.

Какими признаками проявляются эти последствия?

У большинства детей с поздними проявлениями обнаруживается выраженное снижение мышечного тонуса. Таким детям приписывается «врожденная гибкость», которая нередко используется в занятиях спортом, гимнастикой и даже поощряется. Однако, к разочарованию многих, следует сказать, что необычайная гибкость - это не норма, а, к сожалению, патология. Эти дети легко складывают ноги в позу «лягушки», без труда делают шпагат. Нередко таких детей с радостью принимают в секции художественной или спортивной гимнастики, в хореографические кружки. Но большинство из них не выносят больших нагрузок и в конце концов отчисляются. Однако этих занятий оказывается достаточно, чтобы сформировалась патология позвоночника - сколиоз. Таких детишек нетрудно узнать: у них часто отчетливо выявляется защитное напряжение шейно-затылочных мышц, нередко имеется легкая кривошея, лопатки торчат, подобно крыльям, так называемые «крыловидные лопатки», они могут стоять на разных уровнях, как и плечи. В профиль видно, что у ребенка вялая осанка, сутулая спина.

К 10-15 годам у некоторых детей с признаками травмы шейного отдела позвоночника в периоде новорожденное развиваются типичные признаки раннего шейного остеохондроза, наиболее характерным признаком которого у детей являются головные боли. Особенность головных болей при щейном остеохондрозе у детей заключается в том, что несмотря на их разную интенсивность боли локализуются в шейно-затылочиой области. По мере взросления боли нередко становятся более выраженными с одной стороны и, начинаясь в затылочной области, распространяются ко лбу и вискам, иногда отдают в глаз или ухо, усиливаются при поворотах головы, так что может даже произойти кратковременная потеря сознания.

Головные боли у ребенка порой бывают так интенсивны, что могут лишить его возможности заниматься, делать что-нибудь по дому, вынуждают лечь в постель и принимать анальгетики. При этом у некоторых детей с головными болями обнаруживается снижение остроты зрения - близорукость.

Лечение, проводимое по поводу головных болей, направленное на улучшение кровоснабжения и питания мозга, не только снимает головные боли, но при этом также улучшается зрение.

Следствиями патологии нервной системы в периоде новорожденное могут быть кривошея, отдельные формы сколиотических деформаций, нейрогенная косолапость, плоскостопие.

У некоторых детей энурез - недержание мочи - тоже может быть следствием родовой травмы - так же, как эпилепсия и другие судорожные состояния у детей.

В результате гипоксической травмы плода в перинатальном периоде в первую очередь страдает головной мозг, нарушается нормальный ход созревания функциональных систем мозга, которые обеспечивают формирование таких сложных процессов и функций нервной системы, как стереотипы сложных движений, поведение, речь, внимание, память, восприятие. У многих таких детей обнаруживаются признаки незрелости или нарушений отдельных высших психических функций. Самым частым проявлением является так называемый синдром дефицита активного внимания с гиперактивностью и синдром гиперактивного поведения. Такие дети чрезвычайно активны, расторможены, неуправляемы, у них отсутствует внимание, они ни на чем не могут сосредоточиться, постоянно отвлекаются, не могут усидеть на месте несколько минут.

О гиперактивном ребенке говорят: это ребенок «без тормозов». На первом году жизни они производят впечатление очень развитых детей, так как опережают в развитии сверстников - раньше начинают сидеть, ползать, ходить. Ребенка невозможно удержать, он непременно все хочет посмотреть, потрогать. Повышенная двигательная активность сопровождается эмоциональной неустойчивостью. В школе у таких детей возникает много проблем и трудностей в обучении из-за неумения сосредоточиться, организоваться, импульсивности поведения. Ввиду низкой работоспособности ребенок делает уроки до вечера, поздно ложится спать и как следствие - не высыпается. Движения таких детей неловкие, неуклюжие, часто отмечается плохой почерк. Для них характерны расстройства слухоречевой памяти, дети плохо усваивают материал со слуха, тогда как нарушение зрительной памяти встречаются реже. У них часто встречаются плохое настроение, задумчивость, заторможенность. Их трудно вовлекать в педагогический процесс. Следствием всего этого является негативное отношение к учебе и даже отказ посещать школу.

Такой ребенок труден как для родителей, так и для учителей. Поведенческие и школьные проблемы нарастают как снежный ком. В подростковом же периоде у этих детей значительно возрастает риск формирования стойких нарушений поведения, агрессивности, трудностей во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшение школьной успеваемости.

Функциональные нарушения мозгового кровотока особенно дают о себе знать в периоды ускоренного роста - на первом году, в 3-4 года, 7-10 лет, 12-14 лет.

Очень важно как можно раньше заметить первые признаки, принять меры и провести лечение уже в раннем детском возрасте, когда процессы развития еще не закончены, пока велика пластичность и резервные возможности ЦНС.

Отечественный акушер профессор М. Д. Гютнер еще в 1945 году справедливо назвал родовые повреждения центральной нервной системы «самым распространенным народным заболеванием».

В последние годы стало ясно, что многие болезни детей старшего возраста и даже взрослых имеют истоки в детстве и нередко являются поздней расплатой за нераспознанную и нелеченную патологию периода новорожденности.

Вывод должен быть сделан один - внимательно относиться к здоровью малютки с момента его зачатия, по возможности вовремя устранять все вредные влияния на его здоровье, а еще лучше - не допускать их совсем. Если же случилась такая беда и у ребенка при рождении выявлена патология нервной системы, необходимо вовремя обратиться к детскому неврологу и сделать все возможное, чтобы младенец полностью поправился.

Нервная система плода начинает развиваться на ранних этапах эмбриональной жизни. Из наружного зародышевого листка - эктодермы - по спинной поверхности туловища эмбриона образуется утолщение - нервная трубка. Головной конец ее развивается в головной мозг, остальная часть - в спинной мозг.

У недельного эмбриона намечается незначительное утолщение в оральном (ротовом) отделе нервной трубки. На 3-й неделе зародышевого развития в головном отделе нервной трубки образуются три первичных мозговых пузыря (передний, средний и задний), из которых развиваются главные отделы головного мозга - конечный, средний, ромбовидный мозг.

В дальнейшем передний и задний мозговые пузыри расчленяются каждый на два отдела, в результате чего у 4-5-недельного эмбриона образуется пять мозговых пузырей: конечный (телэнцефалон), промежуточный (диэнцефалон), средний (мезэнцефалон), задний (метэнцефалон) и продолговатый (миелэнцефалон) (рис. 1). Впоследствии из конечного мозгового пузыря развиваются полушария головного мозга и подкорковые ядра, из промежуточного - промежуточный мозг (зрительные бугры, подбугорье), из среднего формируется средний мозг - четверохолмие, ножки мозга, сильвиев водопровод, из заднего - мост мозга (варолиев мост) и мозжечок, из продолговатого - продолговатый мозг. Задняя часть миелэнцефалона плавно переходит в спинной мозг.

А - нервная пластинка: 1- эктодерма; 2 - мезодерма; 3 - энтодерма; 4 - нервная пластинка; б - нервный желобок: 1 - хорда; 2 - эктодерма; 3 - нервный желобок; в - нервная трубка: 1 - хорда; 2 - центральный канал; 3 - нервная трубка; г - образование мозговых пузырей: 1 - спинной мозг; 2 - миелэнцефалон; 3 - метэнцефалон; 4 - телэнцефалон; 5 - диэнцефалон; 6 - мезэнцефалон; д - образование желудочков мозга: 1 - IV желудочек; е - формирование полушарий мозга; ж - увеличение массы и объема мозга: 1 - большие полушария; 2 - мозжечок; 3 - мост мозга; 4 - продолговатый мозг

Из полостей мозговых пузырей и нервной трубки образуются желудочки головного мозга и канал спинного мозга. Полости заднего и продолговатого мозговых пузырей превращаются в IV желудочек, полость среднего мозгового пузыря - в узкий канал, называемый водопроводом мозга (сильвиев водопровод), который сообщает между собой III и IV желудочки. Полость промежуточного пузыря превращается в III желудочек, а полость конечного пузыря - в два боковых желудочка. Через посредство парного межжелудочкового отверстия III желудочек сообщается с каждым боковым желудочком; IV желудочек сообщается с каналом спинного мозга. В желудочках и спинномозговом канале циркулирует церебральная жидкость.

Нейроны развивающейся нервной системы посредством своих отростков устанавливают связи между различными отделами головного и спинного мозга, а также входят в связь с другими органами. Чувствительные нейроны, входя в связь с другими органами, заканчиваются рецепторами - периферическими приборами, воспринимающими раздражение. Двигательные нейроны заканчиваются мионевральным синапсом - контактным образованием нервного волокна с мышцей.

К 3-му месяцу внутриутробного развития выделяются основные части центральной нервной системы: большие полушария и ствол мозга, мозговые желудочки, а также спинной мозг. К 5-му месяцу дифференцируются основные борозды коры больших полушарий, однако кора остается еще недостаточно развитой. На 6-м месяце отчетливо выявляется функциональное превалирование высших отделов нервной системы плода над нижележащими отделами.

Головной мозг новорожденного имеет относительно большую величину. Масса его в среднем составляет 1/ 8 массы тела, т. е. около 400 г, причем у мальчиков она несколько больше, чем у девочек. У новорожденного хорошо выражены борозды, крупные извилины, однако их глубина и высота невелики. Мелких борозд относительно мало, они появляются постепенно в течение первых лет жизни. К 9 месяцам первоначальная масса мозга удваивается и к концу первого года составляет 1/11 - 1/12 массы тела. К 3 годам масса головного мозга по сравнению с массой его при рождении утраивается, к 5 годам она составляет 1/13 - 1/14 массы тела. К 20 годам первоначальная масса мозга увеличивается в 4-5 раз и составляет у взрослого человека всего 1/40 массы тела. Рост мозга происходит главным образом за счет миелинизации нервных проводников (т.е. покрытия их особой, миелиновой, оболочкой) и увеличения размера имеющихся уже при рождении примерно 20 млрд нервных клеток. Наряду с ростом головного мозга меняются пропорции черепа (рис. 2).

А - соотношение пропорций черепа эмбриона 5 мес (1), новорожденного (2), ребенка 1 года (3) и взрослого (4); б - соотношение лицевого черепа взрослого и новорожденного

Мозговая ткань новорожденного малодифференцированна. Корковые клетки, подкорковые узлы, пирамидные пути недоразвиты, плохо дифференцируются на серое и белое вещество. Нервные клетки плодов и новорожденных расположены концентрированно на поверхности больших полушарий и в белом веществе мозга. С увеличением поверхности головного мозга нервные клетки мигрируют в серое вещество; концентрация их в расчете на 1 см3 общего объема мозга уменьшается. В то же время плотность мозговых сосудов увеличивается.

У новорожденного затылочная доля коры больших полушарий имеет относительно большие, чем у взрослого, размеры. Количество полушарных извилин, их форма, топографическое положение претерпевают определенные изменения по мере роста ребенка. Наибольшие изменения происходят в первые 5-6 лет. Лишь к 15 - 16 годам отмечаются те же взаимоотношения, что и у взрослых. Боковые желудочки мозга сравнительно широкие. Соединяющее оба полушария мозолистое тело тонкое и короткое. В течение первых 5 лет оно становится толще и длиннее, а к 20 годам мозолистое тело достигает окончательных размеров.

Мозжечок у новорожденного развит слабо, расположен относительно высоко, имеет продолговатую форму, малую толщину и неглубокие борозды. Мост мозга по мере роста ребенка перемещается к скату затылочной кости. Продолговатый мозг новорожденного расположен более горизонтально. Черепные нервы расположены симметрично на основании мозга.

В послеродовом периоде претерпевает изменения и спинной мозг. По сравнению с головным спинной мозг новорожденного имеет более законченное морфологическое строение. В связи с этим он оказывается более совершенным и в функциональном отношении.

Спинной мозг у новорожденного относительно длиннее, чем У взрослого. В дальнейшем рост спинного мозга отстает от роста позвоночника, в связи с чем его нижний конец “перемещается” кверху. Рост спинного мозга продолжается приблизительно до 20 лет. За это время его масса увеличивается примерно в 8 раз.

Окончательное соотношение спинного мозга и позвоночного канала устанавливается к 5 - 6 годам. Рост спинного мозга наиболее выражен в грудном отделе. Шейное и поясничное утолщения спинного мозга начинают формироваться в первые годы жизни ребенка. В этих утолщениях сконцентрированы клетки, иннервирующие верхние и нижние конечности. С возрастом отмечается увеличение количества клеток в сером веществе спинного мозга, наблюдается и изменение их микроструктуры. Спинной мозг имеет густую сеть венозных сплетений, что объясняется относительно быстрым ростом вен спинного мозга по сравнению с темпами его роста.

Периферическая нервная система новорожденного недостаточно миелинизирована, пучки нервных волокон редкие, распределены неравномерно. Процессы миелинизации происходят неравномерно в различных отделах. Миелинизация черепных нервов наиболее активно происходит в первые 3 - 4 месяца и заканчивается к 1 году. Миелинизация спинномозговых нервов продолжается до 2 - 3 лет. Вегетативная нервная система функционирует с момента рождения. В дальнейшем отмечаются слияние отдельных узлов и образование мощных сплетений симпатической нервной системы.

На ранних этапах эмбриогенеза между различными отделами нервной системы формируются четко дифференцированные “жесткие” связи, создающие основу для жизненно необходимых врожденных реакций. Набор этих реакций обеспечивает первичную адаптацию после рождения (например, пищевые, дыхательные, защитные реакции). Взаимодействие нейронных групп, обеспечивающих ту или иную реакцию либо комплекс реакций, составляет функциональную систему.

Содержание статьи:

Знаете ли вы, что в течение первого года жизни мозг новорожденного ребенка удваивает свой размер? Биологи подтверждают, что если бы не ограничения размеров женского таза, ребенок оставался в животе еще какое-то время, чтобы иметь возможность развиваться дольше.
Но так как есть специальная биологическая программа, беременность завершается в 39 - 40 недель, а ребенок рождается с головным мозгом, развитым всего на четверть. В этом случае незрелость мозга новорожденного не считается патологией.

Некоторые эксперты называют первые 3 месяца жизни четвертым триместром.

Мозг новорожденного весит в среднем 390 грамм (340 - 430) у мальчиков и 355 грамм (330 - 370) у девочек, что составляет 10-12% от массы тела. Для сравнения: у взрослого человека масса головного мозга - всего 2,5 %. По мере взросления, к 20 - 27 годам вес головного мозга становятся максимальным: в среднем, 1355 г у мужчин и 1220 г у женщин.

Отметим, что возможна индивидуальная вариабельность в ту или в другую сторону.
Замечательно, когда ребенок по всем параметрам укладывается в нормальные показатели. Но очень важно убедиться, что в головном мозге малыша нет серьезных патологий, а если есть - мужественно принять ситуацию и приложить все усилия для нормализации состояния, если это возможно. И вот в этих случаях на помощь приходит ультразвуковая диагностика.

Нейросонография головного мозга новорожденных

Информативным и безопасным методом диагностики патологий головного мозга у малышей до 12 месяцев является ультразвуковая диагностика, или нейросонография.

До внедрения в практику этих уникальных аппаратов исследование головного мозга ребенку выполнялись по строгим жизненным показаниям с помощью томографии под наркозом. К проведению исследования существовало огромное количество противопоказаний, и также много было нежелательных последствий.

УЗИ головного мозга у новорожденного в настоящее время считается скрининговым исследованием и проводится в превентивных целях каждому вновь родившемуся малышу, чтобы выявить отклонения на ранних стадиях.

Сама процедура не требует применения анестетиков, какой-либо подготовки и длится 10 - 12 минут.

Особенности ультразвукового исследования головного мозга у детей в возрасте до года

Есть некоторые нюансы в проведении нейросонографии у грудничка. Дело в том, что визуализация осуществляется через большой родничок, который после года редуцируется. Для ультразвуковой волны являются препятствием плотные сросшиеся кости черепа, и после закрытия родничков получить достоверную сонограмму (картину ультразвукового исследования) невозможно. При необходимости, используют методы компьютерной диагностики (магнитно - резонансная томография, компьютерная томография), но проведение этих исследований весьма затруднительно, так как ни один маленький ребенок не сможет спокойно в одиночестве лежать в закрытом пространстве 35 - 40 минут, пока выполняется сканирование.

Некоторые мамы спрашивают, не вреден ли гель, который наносит доктор УЗ диагностики на головку ребенка? Специалисты утверждают, что применение гипоаллергенного геля и самого ультразвука абсолютно безвредно и используется в диагностических целях даже в отделении реанимации у самых ослабленных маленьких пациентов.

Мама присутствует на проводимом исследовании и придерживает голову малыша. Чем спокойнее ребенок, тем лучше условия для работы доктора. Поэтому чтобы ребенок не плакал и не проявлял повышенной активности, он не должен быть голодным или мокрым.

Показания к проведению к нейросонографии

Неонатолог, с целью уточнения диагноза, назначает УЗИ головного мозга ребенку при следующих показаниях:

Тяжелые роды;
задержка внутриутробного развития;
малый вес при рождении;
неврологические симптомы у новорожденного;
гипотонус;
гипертонус;
гипоксия мозга во время беременности и родов;
стигмы и видимые аномалии развития плода;
отягощенный акушерский анамнез у матери, связанный с рождением неполноценного ребенка или гибелью плода;
внутриутробное инфицирование;
при различных видимых деформациях черепа;
фетоплацентарная недостаточность;
наложение акушерских щипцов;
асфиксия;
увеличение объема головы;
отягощенная генетика;
любое подозрение на поражение мозга у новорожденного.

Норма размеров головного мозга - понятие достаточно гибкое, незначительное уменьшение или увеличение не может являться окончательным критерием диагноза. Неонатологи считают, что у 70% вновь родившихся малышей при ультразвуковой диагностике выявляется та или иная неврологическая патология, которая проходит самостоятельно к 12-14-месячному возрасту.
Этот факт нужно учитывать при получении заключения с описанными изменениями. Принимая во внимание несовершенство головного мозга ребенка при рождении, прежде чем впадать в панику и предполагать самое худшее, разумнее обстоятельно побеседовать с детским неврологом и неонатологом.

Нейросонография грудничков: нормы показателей

Во время обследования все данные и измерения заносятся в специальный протокол.

Обращают внимание на следующие аспекты:

Симметричность правого и левого полушарий;
четкость борозд и извилин;
наличие или отсутствие новообразований;
симметричное строение мозжечка;
отсутствие свободной жидкости;
однородность желудочков;
состояние сосудов;
пороки развития.

Как выглядит заключение (норма) УЗИ головного мозга у новорожденного

Безусловно, каждый специалист описывает сонограмму по-своему, но нормальное описание УЗИ головного мозга у новорожденного могло бы выглядеть так :

Смещения срединных структур нет, мозговая ткань обычной эхогенности. Дифференциация структур головного мозга удовлетворительная, рельеф коры визуализируется хорошо. Структура подкорковых ядер выражена четко. Боковые желудочки расположены симметрично.

Отверстия Монро справа и слева проходимы.

Сосудистые сплетения однородны, каких-либо новообразований не обнаружено.

Заключение: без патологии.

Какие патологии может выявить УЗИ головного мозга новорожденного

При УЗИ доктор может диагностировать следующие изменения в головном мозге новорожденного:

Кровоизлияния;
гематомы;
врожденные опухоли;
кисты;
ишемические нарушения;
изменения желудочков;
воспалительно - инфекционные заболевания, например, менингит.

Некоторые изменения не представляют угрозы для жизни и развития ребенка, при других - может понадобиться срочная госпитализация с возможным оперативным лечением.

Что такое аномалии развития головного мозга у ребенка

Если воспроизвести смысл слова «аномалия», получится «неправильность, отклонение от нормальных показателей, нарушение общей закономерности».

В неонатологии и неврологии аномалии строения головного мозга у ребенка есть структурные отклонения от нормы, которые произошли в процессе эмбриогенеза. Если аномалии слишком явственны, речь идет о пороках развития. Значимые пороки развития считаются уродствами, по понятным причинам, это название не совсем корректно для использования в педиатрической практике.

Пороки развития головного мозга

Пороки развития головного мозга у новорожденного могут быть обусловлены генетически и проявляться в самых различных комбинациях.

В отдельную группу аномалий выделяют вторичные пороки развития черепа и мозга.

Причин появления аномалий развития головного мозга у плода множество:

Перенесенные во время беременности заболевания;
первичное инфицирование вирусом герпеса, краснухи;
воздействие облучения;
хроническая алкогольная, никотиновая интоксикация, употребление наркотиков;
прием тератогенных лекарств;
генетические болезни и пр.

Остановимся на часто встречающихся патологических изменениях в головном мозге, которые не являются грубыми пороками развития и с течением времени могут нивелироваться.

Киста мозга у новорожденных

Кистозные образования делят на врожденные и приобретенные.

Врожденные кисты образуются из-за отклонений в развитии оболочек мозга, перенесенных заболеваний в период беременности, хронической гипоксии.

Причины, которые приводят к образованию приобретенных (вторичных) кист, чаще ассоциированы с травматическим действием, и выглядят так:

Кровоизлияния,
родовые травмы головы,
перенесенные болезни.

Киста - это полость, отграниченная капсулой и заполненная каким - либо содержимым, в большинстве случаев, жидкостью. Кисты головного мозга у новорожденных классифицируют по месту локализации и по периоду возникновения. Новообразование может возникнуть в любом месте, некоторые кисты возникают внутриутробно, но к моменту рождения рассасываются самостоятельно.

Предрасполагающие факторы приводят к отмиранию тканей в головном мозге и образованию полости, что может сказаться на полноценном развитии малыша.

Различают следующие виды:

Арахноидальная киста : локализация - между арахноидальной оболочкой и головным мозгом. Имеет тенденцию к агрессивному росту, что приводит к сдавливанию структур мозга и появлению соответствующей симптоматики.

Субэлендемальная киста : может увеличиваться в размерах, что требует адекватного динамического наблюдения. Возникает в результате родовой травмы или кровоизлияния. При выраженном увеличении кистозного новообразования есть вероятность оперативного вмешательства.

Кисты сосудистых сплетений : закладываются в период внутриутробного развития, могут рассасываться самостоятельно. Частая причина – внутриутробное инфицирование.

Сосудистые сплетения головного мозга у новорожденных не имеют нервных клеток, их роль заключается в производстве спинномозговой жидкости, столь необходимой для нормального функционирования и питания клеток головного мозга. При ускоренном росте головного мозга ликвор заполняет пространство между сосудистыми сплетениями, что рассматривается, как киста. Прогноз для жизни вполне благоприятный, если при обследовании головного мозга не найдено еще какой-либо патологии.

Обследование проводят каждые 3 месяца в течение первого года жизни.

Симптомы и признаки кисты головного мозга у ребенка

Какие именно проявятся симптомы, напрямую зависит от размера новообразования и его локализации.

Перечислим общие симптомы, которые не являются патогномоничными для кист, а могут быть признаками опухоли головного мозга у новорожденного, или могут представлять какие-либо неврологические расстройства. Возможные признаки неблагополучия выглядят так:

Беспокойство;
набухание и пульсация родничка;
беспокойный сон;
тремор конечностей;
отсутствие восприимчивости к болевым ощущениям;
срыгивания;
судорожный синдром;
внезапные потери сознания;
гипертонус /гипотонус мышц.

По мере взросления, может появиться следующая симптоматика:

Нарушение зрения, слуха;
головные боли;
дискоординация движений;
слабость/паралич конечностей;
отставание в развитии.

При первых признаках патологии со стороны нервной системы стоит обратиться к врачу.

Лечение кисты головного мозга новорожденных

Если патология диагностирована по УЗИ и никак себя не проявляет, показано динамическое наблюдение. Начинают лечение с консервативной терапии.

Лекарственные препараты при кистах у новорожденных:

Противовирусные и антибактериальные средства при подтвержденном вирусном или микробном генезе патологии;

Препараты, улучшающие кровоснабжение головного мозга, ноотропы, антигипоксанты.

Если лечение безуспешно, прибегают к оперативному вмешательству: открытому (трепанация черепа), эндоскопическому (малоинвазивный метод, когда удаление кисты у новорожденного происходит с помощью эндоскопа).

Гидроцефалия

Скопление жидкости в головном мозге у новорожденного устраняют с помощью шунтирования: вводят шунт и устанавливают дренаж.

Гидроцефалия не является самостоятельным заболеванием, это синдром. Водянка (отек) головного мозга у ребенка бывает врожденной и приобретенной. К причинам, приводящим к врожденной гидроцефалии, относят:

Пороки развития ликворнной системы;
внутриутробное инфицирование плода;
родовую травму.

Развитие приобретенной водянки мозга обуславливается следующими заболеваниями:

Все виды воспаления головного мозга и его оболочек;
сосудистые нарушения;
опухолевые процессы.

Признаки гидроцефалии у детей и лечение

У новорожденных гидроцефалия проявляется увеличением головы, выбуханием вен, отсутствием пульсации большого родничка, отставанием в развитии.

Лечение врожденной водянки головного мозга у ребенка всегда оперативное, вмешательство производят, чтобы устранить причину. Если отказаться от предложенной операции, есть риск мозгового кровоизлияния и неблагоприятного исхода. Без оперативного лечения по мере взросления страдает умственное и физическое развитие.

Что такое псевдокиста мозга у новорожденного

Псевдокиста – новообразование, которое является следствием длительной гипоксии или кровоизлияния. До настоящего времени нет четких критериев, по которым псевдокиста отличается от кисты. Некоторые специалисты считают, что разница в гистологическом строении оболочки.

Даже без терапии псевдокисты у новорожденных рассасываются без последствий. Если к году новообразование остается в тканях головного мозга, устанавливают диагноз: истинная киста, что требует пожизненного наблюдения у невропатолога.

Расширение желудочков головного мозга у новорожденных

Специалисты называют расширение желудочков вентрикуломегалией. Если желудочки у новорожденного расширены симметрично, это может быть вариантом нормы, подобное часто встречается у крупных новорожденных.

Помимо этого, причиной подобного состояния могут быть:

Внутриутробная гипоксия;
гидроцефалия – скопления жидкости в мозгу у новорожденного;
нарушения в развитии ЦНС;
недоношенность.

Если на сонограмме признаки ассиметрии желудочков, в первую очередь рассматривают вероятность кровоизлияния.

Постгипоксические изменения головного мозга у новорожденных

С кислородным голоданием во время внутриутробного развития связывают некоторые неврологические патологии.

Если гипоксия была выражена значительно и адекватная трофика была нарушена, скорее всего, беременность закончилась неблагоприятно. При длительной хронической гипоксии, имеющей некоторые признаки компенсации, повышен риск рождения маловесного ослабленного ребенка. В дальнейшем малыш может стать пациентом невролога и проходить регулярное лечение.

Последствия гипоксии зависят от длительности, степени выраженности и изменений в структуре головного мозга. Острая гипоксия может развиться во время родов. От грамотности и быстроты действий врачей зависит жизнь ребенка.

Самая благоприятная в прогностическом плане – легкая степень кислородного голодания, она может пройти самостоятельно и без последствий.

Читайте на baby.ru: размер головы новорожденного таблица

Повреждения мозга у новорожденных могут возникать как внутриутробно, так и во время самих родов. Если отрицательные факторы воздействовали на ребенка на эмбриональной стадии развития, то возникают тяжелые пороки, несовместимые с жизнью. Если же такое воздействие оказывалось на ребенка после 28 недель беременности, то аномалия головного и спинного мозга у новорожденного позволит ему жить, но нормально развиваться он не сможет. Основными причинами таких аномалий являются — кислородное голодание, гипоксия, внутричерепная родовая травма, внутриутробные инфекции, а также наследственные нарушения обмена веществ и хромосомные патологии.

Черепно-мозговая грыжа

Частота таких грыж составляет 1 случай на 5000 родов. У новорожденного под кожей (грыжевым мешком) содержатся или оболочки мозга или само мозговое вещество. Самой тяжелой формой черепно-мозговой грыжи является грубый порок развития, когда в грыжевом мешке содержатся, помимо вещества самого мозга, желудочки мозга. При такой аномалии у ребенка идет нарушение координации движений, расстройство функций дыхания, сосания или глотания. Лечение только хирургическое, прогноз медики определяют размерами грыжи и содержимым ее грыжевого мешка.

Спинномозговая грыжа

Аномалия развития спинного мозга, проявляющаяся в выпячивании мозговых оболочек и спинномозгового вещества через образовавшееся из-за незаращения позвоночника отверстие. Встречаются такие грыжи 1 раз на 1000 новорожденных. Содержимым грыжевого мешка бывают как оболочки спинного мозга (самый благоприятный вариант), так и его корешки, а также собственно вещество спинного мозга. Проявляется параличом нижних конечностей, параличом сфинктеров прямой кишки и мочевого пузыря (постоянно подтекают моча и каловые массы). При расположении корешков в грыжевом мешке появляются пороки нижних конечностей — отеки стоп, пролежни и язвы. Лечение спинномозговой грыжи хирургическое, проводится при нормальном психическом развитии ребенка и сохранности функции спинного мозга. Проводится также лечебный массаж и физкультура, а также физиотерапевтические процедуры.

Микроцефалия

Это уменьшение черепа при недоразвитии в нем головного мозга. Обычно сопровождается неврологическими нарушениями и умственной отсталостью. Микроцефалия бывает наследственной и эмбриопатической. Последняя форма возникает при воздействии вредных факторов на мать в период беременности. Причиной микроцефалии нередко является и длительная гипоксия плода. При микроцефалии головной мозг резко (в 2-3 раза) уменьшен в размерах, неразвита кора больших полушарий, а также нарушено строение остальных отделов головного мозга.

Диагноз микроцефалии ставится ребенку сразу после рождения. Новорожденный имеет характерный внешний вид — объем мозгового черепа у него меньше лицевого, голова непропорционально маленькая, она сужена кверху. Микроцефалия у детей на первом году жизни сопровождается задержкой психомоторного развития, а далее у таких детей становятся выраженными интеллектуальные нарушения (различные степени олигофрении). В легких случаях дети обучаемы, в тяжелых же - они плохо адаптируются к социальной среде. Лечение заключается в приеме препаратов, улучшающих мозговое кровообращение, а также успокаивающих, мочегонных и противосудорожных препаратов. Проводятся также массаж и лечебная физкультура.

Гидроцефалия

Еще ее называют водянкой головного мозга — это расширение пространств между мозгом и мозговыми оболочками из-за повышенного количества спинномозговой жидкости или при нарушении ее обратного всасывания. Симптомы гидроцефалии - резкое увеличение головы ребенка, значительное расхождение родничков и черепных швов, а также истончение костей черепа. Часто при гидроцефалии имеются аномалии развития лица. Обычно гидроцефалию сопровождают неврологические расстройства — отсутствие движений в конечностях, повышенный тонус мускулатуры, дрожание ног, рук, подбородка. При нарушениях оттока спинномозговой жидкости из черепа развивается повышенное внутричерепное давление. У ребенка появляется рвота, кожа бледная, биение сердца замедлено. При тяжелых случаях возможны судороги и остановка дыхания. При выраженной гидроцефалии ребенок отстает в психомоторном развитии, у его ограничена подвижность из-за трудностей с удержанием головки. Отмечается нарушение кровообращения в тканях тела, плохая прибавка в весе, появляются пролежни. Лечение гидроцефалии комплексное, учитывается тяжесть состояния ребенка. Назначаются препараты, снижающие внутричерепное давление. Иногда показано хирургическое лечение.

Публикации по теме