Советские скороговорки для развития речи. Cамые сложные скороговорки для детей

Скороговорка относится к фольклору, и является фразой, при произношении которой возникают определенные артикуляционные сложности. Скороговорки предназначены не только для развития речи детей, но и для совершенствования речи взрослых. Благодаря звукам, которые в этих простых стишках подобраны специальным образом, речь становится более четкой и красивой.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Скороговорки для детей играют важную роль в формировании красивого и четкого произношения определенных звуков. При произношении важна скорость - именно от скорости произношения зависит успех коррекции речи.

Скороговорки для детей выполняют следующие функции:

  • развитие памяти и внимания;
  • знакомство с народным творчеством, каким и являются скороговорки;
  • развитие дикции, коррекция произношения трудных звуков;
  • пополнение словарного запаса;
  • развитие фонематического слуха.

Скороговорки для детей можно поделить на сложные и простые скороговорки, на современные и старорусские, а также на произношение определенных звуков. Часто в скороговорках встречаются не знакомые слова, значение которых не всем детям будет понятно. Перед началом работы с ребенком необходимо объяснить будет значение каждого незнакомого слова.

В данной статье можно найти как скороговорки для детского сада, так и для домашних занятий. Детям 4, 5, 6, 7 лет будут интересны более сложные скороговорки, на проблемные звуки, а также скороговорка про китайцев (японцев) в оригинале.

Скороговорки для детей на звук Р

Прежде, чем начинать работу со скороговорками на звук Р, важно выяснить, имеются ли проблемы у ребенка вообще с выговариванием этой буквы. Когда ребенок начинает говорить букву Р? Однозначного ответа логопеды не дают, все зависит от развития конкретного ребенка. Так, например, двухлетний малыш, который ходит в детский сад и имеет старших брата или сестру, с легкостью может "тарабанить барабан". А карапуз на домашнем воспитании может не выговаривать этот сложный звук и до 4-5 лет.

Однако, 5 лет - предел и если ребенок не выговаривает звук Р до этого возраста, значит, у него имеются какие-то проблемы. Следовательно, к логопеду ребенка сводить стоит. Логопед подберет не только артикуляционную гимнастику, но и скороговорки на звук Р. Обычно скороговорки для детей 5 лет на звук Р - это простые фразы из 1-2 предложений.

Скороговорки для детей с шипящими звуками Ш-Щ

Скороговорки для детей со звуками Ч-Ц

Скороговорки для детей со звуками З-С

Скороговорки для детей с согласными Б-П

Скороговорки на Руси назывались в свое время чистоговорками, так как главной целью было чистое и четкое проговаривание, а не скорость. Но все же, смысл скороговорки в том, чтобы произнести фразу и быстро, и правильно. Важно, чтобы скороговорки для детей не вызывали у них негативных эмоций, если что-то не получается. Эту проблему можно решить, если тренироваться вместе с ребенком, веселиться и шутить над своими и его ошибками. Тогда малыш будет знать, что взрослые тоже могут ошибиться.

Скороговорки для детей с согласными М-Л-Н

Скороговорка про японцев (китайцев)

Эта скороговорка довольно популярная, но сложная для произношения. К тому же, версий ее достаточно много. Скороговорка про японцев выглядит так:

Жили-были три японца: Як, Як-Цин-Драк, Як-Цин-Драк-Циндрони.
Жили-были три японки: Циби, Циби-Дриби, Циби-Дриби-Дримпомпони.
Вот женился Як на Циби, Як-Цин-Драк на Циби-Дриби, Як-Цин-Драк-Циндрони - на Циби-Дриби-Дримпомпони.
Родились у них дети: Шах у Циби, Шах-Шарах у Циби-Дриби, Шах-Шарах-Шарони у Циби-Дриби-Дримпомпони.

А вот скороговорка про трех китайцев:

Жили-были три китайца - Як, Як-Ци-Драк, Як-Ци-Драк-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки - Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Ци-Драк на Цыпе-Дрипе,
Як-Ци-Драк-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой - Шах,
у Як-Ци-Драка с Цыпой-Дрыпой - Шах-Шарах,
у Як-Ци-Драк-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони - Шах-Шарах-Шарони.

В принципе, скороговорка про 3 китайцев мало чем отличается от японской.

В этом материале мы расскажем вам о том, зачем нужны скороговорки для детей , как правильно заниматься с ребёнком отработкой тех или иных звуков при помощи скороговорок,а также вы найдете множество детских скороговорок, собранных на одной странице для вашего удобства. Скороговорки представляют собой простой ритмичный текст, в котором сочетаются звуки, затрудняющие легкое произношение слов. Создание скороговорок с давних пор связано с желанием народа позабавить детей . Необходимо отметить, что это развлечение весьма полезно для развития речевого аппарата и дикции у детей разного возраста . Использование для занятий с детьми скороговорок позволяет в короткий срок добиться больших успехов в корректировке неправильного произношения.
Развитие правильной речи ребенка предусматривает применение скороговорок, так как они очень любимы детьми дошкольного и школьного возраста. Произношение скороговорок может быть различным: медленным, умеренным и быстрым.

Четкость произношения требует концентрации на выговаривании каждого слова и особого внимания, так как от этого зависит правильное развитие речи. Большее количество времени следует уделить тем детским скороговоркам, которые произносятся ребенком с самыми большими трудностями.

Существуют разные способы работы с детскими скороговорками:

Предложите малышу проговорить скороговорку, создавая ритм своими ладошками.

Попросите его проговаривать скороговорку для детей и при этом подбрасывать и ловить руками мяч.

Также допускается проговаривание скороговорки и параллельное перебрасывание мяча.
Повторение скороговорок является очень полезным делом для детей, которые только начинают осваивать язык.

Предложите ребенку произнести одну и ту же скороговорку несколько раз подряд. Сбиваться – нельзя.

Произношение скороговорок способствует улучшению подвижности языка, развитию внимания и правильному произношению различных звуков. Скороговорки для детей являются речевым тренажером. Эти «витиеватые» фразы применяются в логопедии. Подготовка дикторов также требует использования скороговорок. Чем больше ребенок произносит сложных конструкций, тем лучше развивается его дикция.

Скороговорки являются очень удобным и универсальным развивающим средством. Соревнования по скороговоркам не нуждаются в специальном инвентаре. Поэтому они прекрасно подходят для длинных очередей, пробок, перелетов и переездов.
Конечно же, всех известных скороговорок не произнести, однако попытаться можно. Первым делом в ход идут самые простые рифмованные скороговорки .

Во время занятий необходимо добиться того, чтобы ребенку нравился сюжет скороговорки, и он понимал всех персонажей, которые в ней задействованы. И самым идеальным вариантом для этого являются книги с детскими скороговорками , содержащие подходящие иллюстрации.

Самые лучшие скороговорки для детей для отработки звуков и правильной дикции.
Следующая статья:

Идея собрать и разместить на блоге некоторые скороговорки для развития речи ребенка возникла, когда мы с Машенькой пришли на прием к логопеду. У нее, как и у многих детей в ее возрасте, были проблемы со звуками «с» и «р».

А как бороться с этой проблемой? Самым простым и популярным средством для правильной коррекции речи ребенка и даже взрослого служат скороговорки.

Как правильно рассказывать скороговорки ребенку? Для начала мы по слогам рассказываем Машеньке какую-нибудь скороговорку по слогам, при этом произносим ее правильно, выделяя каждый отдельный звук.

Мало того, мы ей показывали правильное положение языка при произношении того или иного звука.

И так повторяем несколько раз, пока она ее не запомнит наизусть.

Затем вместе с ней повторяем текст, в первые два-три раза медленно, затем постепенно ускоряемся.

Поверьте, друзья, скороговорки — очень эффективное средство для развития дикции ребенка. Машеньке недавно исполнилось 5 лет и у нее все в порядке с речью благодаря скороговоркам.

Теперь Вы узнали, как мы развивали дикцию нашего ребенка. Попробуйте и Вы.

Выбирайте и читайте скороговорки на все звуки для развития речи Вашего малыша.

Архип осип, Осип охрип.

Астроном, адвокат и один альпинист,
Архитектор, аптекарь и даже артист
Сели однажды на карусели.
Не удержались и вниз полетели:
Аптекарь, артист, акробат, астроном.
Кто из них вам еще не был знаком?

Бабкин боб расцвел в дождь,
Будет бабке боб в борщ.

Баран буян залез в бурьян.

Бегают две курицы нагишом по улице.

Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!

Белые бараны били в барабаны.

Белый снег, белый мел, белый заяц - тоже бел, а вот белка не бела, белой даже не была.

Березонька коренистенькая,
По корню - криволистенькая,
По середке - суковатенькая,
По вершинке - высококудреватенькая

Берестовое лукошко полно морошки.

Били лбами у забора два быка,
Прободали в буйном споре все бока.
Кабы злобу побороть бы как-нибудь,
Были б целы бычьи бедра, лбы и грудь.

Бредут бобры в сыры боры.
Бобры храбры, а для бобрят добры.

Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку.

Бык бодатый боком бился, бык бодался, бык бодрился.

Бык, бык, белый бок,
Бегал с булкой на лужок.

Был в саду переполох —
Там расцвёл чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.

Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.

Было весело на горке Сане, Соне и Егорке,
А Маруся не каталась - в снег упасть она боялась

В библиотеке погибли сказки про «крибле…»,
Мышки погрызли стишки про гризли!

В живом уголке жили ежи да ужи

В зоопарке за забором зебры резво зарябили

В поле Поля-Полюшка
Полет поле-полюшко.
Сорняков не будет в поле,
Если полет поле Поля.

Вёз Ерёма
Воз соломы.
В поле вёз он
Воз из дома.
Вёз назад,
А не вперёд.
Впереди телега едет,
За телегой конь идёт.

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.

Варвара цыплят караулила, а ворона воровала

Валин валенок провалился в прогалинок.

Верзила Вавила весело ворочал с сеном вилы.

Ёжик наш домой спешит.
А на встречу ему волк,
На ежа зубами - щёлк.
Ёж иголки показал,
Волк со страху убежал.
Ёжик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту ёж:
«Ты мне спинку не потрёшь?»

Взялись спорить как-то раз
Скалолаз и водолаз:
Кому лезть удобней
По скале подводной.

Вкусная халва - мастеру хвала.

Во лесу лозу вяжу.
Во возу лозу везу.
Коза, лозу не лижи -
Накажу!

Во дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали.

Во мраке раки шумят в драке.

Волк вальсировал с волчицей:
«Нам волчиться не годится».

Волк рыщет - пищу ищет.
Вот тебе щи, а нас не ищи!

Всё может быть, и быть всё может,
Лишь только то не может быть,
Чего, быть может,
Быть не может!!!

Встретил в чаще ёж ежа:
— Как погодка, ёж?
— Свежа!
И пошли вдвоём дрожа, скорчась съёжись два ежа.

Выдра из ведра выпрыгнула,
Воду из ведра выплеснула,
Выпрыгнуть то она выпрыгнула,
Выплеснуть то она выплеснула,
А обратно впрыгнуть, да вплеснуть не смогла

Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.

Где, старик, взял мочал? Али вылапотничал?

Говорит попугай попугаю: «Я тебя попугаю, попугаю!»
Отвечает попугай попугаю: «Попугай, попугай, попугай!»

Грабли - грести, метла - мести, вёсла - везти, полозья - ползти.

Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Девчонка везла на возу
Козленка, козла и козу.
Девчонка в лесу проспала
Козленка, козу и козла

Дед Данила делил дыню; дольку Диме, дольку Дине.

Для ухи нужны лещи, а щавель нужен на щи.

Дом в деревне делал Даня
«Подрасту, и жить в нем стану».

Дробью по перепелам да по тетеревам.

Дружно в оркестре играли дети:
Карл играл на черном кларнете,
Кирилл - на валторне,
На арфе - Алла,
А на рояле Лара играла.

Дятел дуб долбил,
Да не додолбил.

Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал,

да не продолбил и не выдолбил.

Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.

Евсей, Евсей, муку просей, а просеешь муку

— испеки в печи калачи да мечи на стол горячи.

Ёжик желтой сыроежке
Рад, как белочка орешкам.

Еле-еле Елизар,
Едет-едет на базар.
А с базара, а с базара,
Не догонишь Елизара.

Еле-еле Лена ела,
Есть из лени не хотела.

Ели две Эли
Эклеры в постели.
Мама отмыла
Эль еле-еле.

Енот-полоскун бельё полоскал, выполаскивал, да не выполоскал.

Ест кискa суп из миски.
Сыта киска, пуста миска

Ест Федька кисель с редькой,
Ест редька с киселем Федьку.

Есть сушки Сашке, Прошке и Антошке.
И еще две сушки Нюшке и Валюшке.

Ехал грека через реку, видит грека - в реке рак,
Сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап!

Жаба, журавль и желтый жучок
В гости к ежихе шли на лужок,
Чтобы пришила на место портниха
Буковку Ш и в лесу стало тихо.

Жалобно щенок пищит,
Тащит он тяжелый щит.

Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.

Жил-был жук, жук жил-был

Жили были три японца,
Як, Як - цедрак, Як - цедрак - цедрак - цедрони.
Жили были три японки,
Цыпа, Цыпа - дрыпа, Цыпа - дрипа - дрыпа - дрымпампони.
Все они пережинились: Як на Цыпе, Як - цедрак на Цыпе- дрыпе, Як - цедрак - цедрак - цедрони на Цыпе - дрыпе - дрымпампони.
И у них родились дети: У Яка с Цыпой: Шах, У Як - цедрака с Цыпой - дрипой: Шай - шарах,
У Як - цедрак - цедрак - цедрони с Цыпой - дрыпой - дрымпампони: Шах - Шарах - Шарах - Широни.

«Жу» да «жу»-
Слетелись в круг
Майский жук,
Июньский жук,
Жук-носорог,
Жук-плавунец,
Жук-сынок
И жук-отец,
Жужелица,
Жук-жучок —
Все попались
В мой сачок.

Жу-жу-жу-жу.
Я на ветке сижу
Я на ветке сижу
Букву «ж» все твержу.

Жук жужжит над абажуром,
Жужжит жужелица,
Жужжит, кружится.

Журавль с жирафом жировали,
Пока фураж и рожь жевали!

Жутко жуку жить на суку.

За гиппопотамом по пятам
Топает гиппопотам.

За козой шагал козёл, на козу козёл был зол, позвала коза козлят, а козла козлята злят.

Задрожали зайки,
Увидев волка на лужайке.

Заяц косой, сидит за осокой-травой,
Смотрит косой, как девушка с косой
Косит траву косой.

Зеленая береза стоит в лесу,
Зоя под березой поймала стрекозу.

Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы

Зимой поле белое, промёрзло-заледенелое.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

Иван - болван, молоко болтал, да не выболтал.

Игрались Вовка с Игорьком,
Скатились с горки кувырком.

Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой.
Идет коза с косым козлом,
Идет коза с босым козлом.

Из соседнего колодцa целый день водица льётся.

Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.

Интервьюер интервента интервьюировал.

Иосиф шапку носит, никак не сносит.

Испекла Иришка куклам по коврижке,
Нравятся коврижки Гришке и Маришке.

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Ишак в кишлак дрова возил,
Ишак дрова в траву свалил

Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки.

Как на утренней на зорьке
Два Петра и три Федорки
Соревнуются с Егоркой
Говорить скороговоркой.

Карл клал лук на ларь.
Клара крала лук с ларя.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл не крал у Клары кораллы, то Клара не крала б у Карла кларнет

Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

Когда у пруда без труда вырастет резеда.

Когда-то галок поп пугая, В кустах заметил попугая,
И говорит тут попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая, Не смей пугать ты попугая!»

Колпак в колпаке, в колпаке колпак.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали

Королева кавалеру
Каравеллу подарила,
Королева с кавалером
В каравелле удалилась.

Король на корону копейку копил,
Да вместо короны корову купил,
А этот король на корову копил,
Да вместо коровы корону купил.

Кот под колпаком.

Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой.

Кричал Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.

Крута гора, в горе - дыра, в дыре - кротовая нора.

Кто не работает, тот не ест то, что ест тот, кто работает.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно

Кукушка кукушонку сшила капюшон.
Примерил кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Кум Гаврила, кум Гаврила.
Я Гавриле говорила:
Веретена не точены,
В бане веники мочены.

Кумыс в Китай повез киргиз.
Китайцам нравится кумыс.

Купил бегемот бегемотикам новые ботики, скачут бегемотики по болоту в новых ботиках.

Купила бабуся бусы Марусе.
На рынке споткнулась бабуся об гуся…
Все бусы склевали по бусинке гуси,
Остались без бус бабуся с Марусей.

Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.

Купили каракатице кружевное платьице.
Ходит каракатица - платьицем хвалиться.

Курочка честра-пестра, уточка с носка плоска.

Лёжа в луже, жалобно жужжала жужелица, жутко ужаленная ужом.

Лежебока рыжий кот,
Отлежал себе живот.

Лежит ежик у елки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат

Лезут козы в грозу в лозу – лозу козы в грозу грызут.

Лера с Лорой и Лариса
Маме делают сюрпризы:
Режут, варят, трудятся,
Вот какие умницы.

Летели лебеди с лебедятами.

Летит скворец - зиме конец.

Летят утки ни минутки без прибаутки.

Лось и лань идут на соль,
А на нерест - сом, лосось!

Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
«В кармане Макара корова пропала!»

Мало мыло мылилось,
А вода вся вылилась.

Мама мыла Милу мылом,
Мила мыло не любила.

Мама шьет сорочку дочке.
Строчит строчки на сорочке.
Срочно строчит сорок строчек:
Растет дочка, как росточек.

Мартышка с мартыном на рынок ходили.
Всё утро мартышки по рынку бродили.
Мартышка с мартыном сынишке мартынке
Купили на рынке четыре картинки

Маша с Мишей - растеряши!
Мама машины гамаши
Ищет но никак не сыщет,
Папа хмур, слюною брызжет,
Вещи Миши пропадущи,
Растеряша Миша сущий,
Он искать портфель свой взялся,
Не нашел и… растерялся!
Ищут мама с Машей Мишу,
Папа даже влез на крышу,
Мама с Машей - на балкон!-
Миша в нише смотрит сон!

Маша, ты нас не ищи,
Щиплем щавель мы на щи.

Минута, минуя, сменяет иную.

Они неизменной длины.

Мой руки чище и чаще.

Мы услыхали от совы, что нету слов на букву «Ы».

Мыла Мила мишку мылом,
Мыло Мила уронила,
Уронила Мила мыло -
Мишку мылом не домыла

Мыши - грызуны.
Сыр грызут.
Догрызли?
Догрызают.

Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, - крышка!
Мышка забыла про кошку!

Мышка мыла мишке шишки.
Мало мыла дали мышке.
Слишком много шишек было,
Мышка шишки не домыла.

Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила,
Мышки сушки кушать стали —
Зубы сразу же сломали!

Мышки машут мешком Мишке.
Как смешон для мышек мишка.
Из мешка пошили мышки,
Мешковатые штанишки!

Мышонку шепчет мышь:
Ты все еще шуршишь?
Мышонок шепчет мыши:
Шуршать я буду тише.

Мяч скучал на чердаке.
Мячик ищут в сундуке.
Тщетно ищут мячик
Девочка и мальчик.

На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова,
Дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров!
Наверно, выдворим дрова с вашего двора обратно на дровяной двор.

На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора!

На дрожжах поставим тесто,
Потеплей поищем место.

На окошке мошку-крошку,
Ловко ловит лапой кошка.

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

На речной мели мы на налима набрели.

Навалилось в валенки снега Вале маленькой.

Наш Полкан из Байкала лакал.
Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.

Наш Филат всегда виноват.

Наша дочь речистая, у нее речь чистая.

Не будь тороплив, а будь терпелив.

Не верь чужим речам, а верь свои очам.

Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

Неделю Емеле прясть короб кудели,
А Емелиной дочке - прясть одну ночку.

Огорченная сорока
Возвращается с урока.
Весь урок болтала с сойкой,
И домой вернулась с двойкой

Огурцы - молодцы зеленобелогубы

Около колодца кольцо не найдется.

У ребят в игре простой!
Поругались вдруг ребята, —
Каждый просится в Саратов,
Там живет у них бабуля,-
Вот такая! - Баба Уля!
Мама Толе говорит:
— У тебя коньюктивит!
Папе долго с Олей биться,
Чтоб исправить единицу!
Мама едет к бабе Уле
Без дочурки и сынули!
Только мама со двора, —
Начинается игра!

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Осип охрип, а Архип осип.

Остренькие рожки
У козы Сережки
И сказал Сережка:
«Я боюсь немножко

От топота копыт пыль по полю летит.

Отлежал бычок бочок.
Не лежи, вставай, бычок!

Пара птиц порхала, порхала, да и выпорхнула.

Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.

Пашню пашут
Паша с Яшей,
Кашеварят
Маша с Дашей.

Пекарь Петр пек пироги

Перепелка перепелят прятала от ребят.

Пес Пушок разбил горшок,
А кот Федот пролил компот.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку

Петя пилил пилой пень.

Плыли по небу тучки,
Тучек было четыре штучки.

По семеро в сани уселись сами.

Повар Пётр и повар Павел,
Пётр пёк, а Павел парил,
Парил Павел, Пётр пёк,
Повар Пётр и повар Павел

Повтори без запинки:
На осинке росинки,
Засверкали утром перламутром.

Погода размокропогодилась

Подарил Макар Роману карамель,
А Роман Макару карандаш.

Поле полное полыни выпало полоть Полине.

Поле-то не полото, поле-то не полито,
Просит полюшко попить —
Нужно полюшко полить.

Полосатые паласы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала —
Полосатой речка стала.

Пошел спозаранку Назар на базар.
Купил там козу и корзину Назар.

Приключилось приключение
Про ключи и про печенье.
Прочно прячутся ключи
В калачи и кирпичи.

Про пестрых птиц поет петух,
Про перья пышные, про пух.

Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

Прыгают в поле сорок сорок, десять взлетели, сели на ели.
Сколько осталось в поле сорок?

Пыхтит, как пышка,
Наш пухлый мишка.

Раз – росинка-бусинка, и еще раз – бусинка, засверкали бусинки на травинках-усиках.

— Расскажите про покупки!
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
Георгины гуашью рисовала Наташа.

Рос в реке ершонок,
Рос, рос, стал ершом,
А не вырос.

Рыбы в проруби - пруд пруди.

С глаза слезая, слеза лизала лицо.

С мышами во ржи подружились ежи.
Ушли в камыши - и во ржи не души.

С одной сорокой - одна морока, сорок сорок - сорок морок.

Саша любит сушки, Соня ватрушки.

Саша шапкой шишку сшиб.

Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

Свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла.

Сев в такси спросила такса:
«За проезд какая такса?»
А таксист ответил так:
«Возим такс мы просто так-с.»

Сел сокол на голый ствол.

Села Алеся, с печи ноги свеся,
Не смейся, Алеся, а на печи грейся.

Села мышка в уголок, съела бублика кусок.

Серый зайка, зубки спрячь:
Не капуста это, мяч.

Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.

Сказала со смехом соседке синица: «Стать самой скрипучей сорока стремится!»

Скок, сорока,
Скок, сорока,
Слепа с ока,
Крива с бока.

Сколько б не ело сито,
Ни разу не было сыто.

Слишком много ножек у сороконожек.

Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны.

Слушали старушки, как куковала кукушка на опушке.

Слышен смех честного люда,
Трусит с горки съехать Люда.

Слышен шорох в камышах,
От него шумит в ушах,
Сто бесстрашных лягушат
Цаплю шепотом страшат

Смотри как просто устроена рама: прямые углы и квадратные грани.

Смыть себя мыло силилось и смылилось.

Снежинки ловит Тая,
Они слетают, тая.

Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки на траве…

Солнце садится, струится водица,
Птица-синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьется -
Славно сегодня звенится-поется!

Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало жарко.

Соня - незнайка,
А Зина - зазнайка.

Соня Зине принесла бузину в корзине.

Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон,
Сорок коров разогнали орлов.

Сорок сорок для своих сорочат
Сорок сорочек срочно строчат
Сорок сорочек не сострочены в срок
Сразу поссорились сорок сорок

Стоит воз овса, возле воза - овца.

Стоит поп на копне,
Колпак на попе,
Копна под попом,
Поп под колпаком.

Суровый суворовец Суворов сурово сверлил сверлом сырую стену суворовского училища.

Суши шубу Саша,
Пашина шуба, а не наша.

Схватил муравьишка ношу,
Кричит: Ни за что не брошу!
В землю ножками упирается,
А земля под ним прогибается.

Сшила Саша Саньке шапку.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Съел Валерик вареник, а Валюша ватрушку.

Съел Слава сало, да сала было мало.

Тащил Авдей мешок гвоздей,
Тащил Гордей мешок груздей.
Авдей Гордею дал гвоздей,
Гордей Авдею дал груздей.

Телка сжевала теткину метелку, тетка за телкой - телка за елку.

Тетерев на току толкнул тетерева,
Тот тетерев тетерева, и
Этого тетерева тетерев.

Течет речка, печет печка.

Тише, мыши.
Тише, мыши!
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись!
И коту не попадись.

Только Таня утром встанет.
Танцевать Танюшку тянет.
Что тут долго объяснять?
Таня любит танцевать.

Топали да топали,
Дотопали до тополя.
До тополя дотопали,
Все ноги-то оттопали.

Тощий немощный Кощей*, тащит ящик овощей.

Трамвай пустился в рейс и трелью с рельс разгонял троллейбусы.

Три свиристели еле свистели на ели

Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.

Тридцать три вагона в ряд,
Тараторят, тарахтят.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

У барана рога кручёны - перекручены, верчены - переверчены.

У Бори винт. У Вити бинт.

У гусыни усов ищи не ищи - не сыщешь.

У елки иголки колки.

У ежа ежата, у ужа ужата.

У ежа и ёлки иголки тонки.

У зайки Бубы заболели зубы.

У Ивана рубашка,
На рубашке кармашки.

У крошки матрешки пропали сережки,
Сережки Сережка нашел на дорожке.

У Кузи кузина - Кузинина Зина.

У Маши мошка в каше, что делать нашей Маше? Сложила кашу в ложку и накормила нашу кошку.

У Маши на кармашке маки и ромашки.

У осы не усы, не усища, а усики.

У пенька опять пять опят.

У перепела и перепёлки пять перепелят.

У Прошки с плошкой вышла оплошка —
Перевернул башкою плошку.

У пчелы, у пчелки
Почему нет челки?
Отвечаю почему:
— Челка пчелке ни к чему.

У ракушки остры створки,
У совенка глазки зорки!
У лягушки рядом раки,
У крякушки хриплы кряки!

У Сашки в кармашке шишки и шашки.

У Сени с Саней в сетях сом с усами.

У соседа-домоседа - сосед-непоседа,
У соседа-непоседы - сосед-домосед.

У тридцати трех полосатых поросят,
Тридцать три хвостика висят.

У Фани фуфайка, у Фаи туфли.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

У черепашьего черепашонка на черепашьих лапчонках черепашьи чёботы.

У четырех черепах по четыре черепашонка.

Угольки поставили в уголки, в уголки поставили угольки.

Удит рыбу удочкой
Умница наш Юрочка.

Уж бежал кривой дорожкой,
Ни одной не топал ножкой.
Он бы топнул да не мог,
Потому что был без ног.

Уж пожаловал ежам
Новых дюжину пижам.
Прежние пижамы
Исколоты ежами.

Уж шипит, а жук жужжит.

Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.

Утка - юннатка
Ютится в палатке.
Не ютись там утка —
Жить в палатке жутко.

Ученик учил уроки у него в чернилах щёки.

Ушел косой козел с козой.

Федя филина боится —
Филин может рассердиться.

Филипп к печке прилип.

Фофанова фуфайка Фефёле впору, а фароонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

Футляр для дрели.

Хвалю халву.

Хитр хорек, быстр хорек,
Хлеб схватил - и наутек.

Хитрую сороку
Поймать морока,
А сорок сорок —
Сорок морок.

Ходит квочка около дворочка,
Водит деток около клеток.

Хорош пирожок, внутри творожок.

Хоть щука и востра,
Да не съешь ерша с хвоста,
На ерша хороша верша.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха!

Цапля цепкая была,
Цапля долго не грустила,
Сразу «цап» и целиком
Лягушонка проглотила.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла

Циркач умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать.

Циркач циркачке Зиночке
Подарил косыночку.

Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц!»

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Чайные чашки в печали, скучая, бренча закричали.

Через реку бобр добряк переводит вброд бобрят.

Черепаха, не скучая час сидит за чашкой чая.

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход, в дымоходе чернота - разыщи-ка там кота.

Четверг Четвёртого Числа,
Четыре Четверти Часа,
Четыре Чёрненьких Чумазеньких Чертёнка,
Чертили Чёрными Чернилами Чертёж.

Четверть часа чиж чижихе
Пел частушки на плющихе,
Черный кот, большой чудак,
Влез послушать на чердак.

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Чрезвычайно чисто.

Чок-чок каблучок
Наскочил на сучок
Оторвался поломался
Чок-чок каблучок

Почини мне старичок
Каблучок за пятачок

Ша-жа-ша раз ловили мы ерша,
Ше-же-ше мы засели в камыше,
Шу-жу-шу я сижу и не дышу,
Шо-жо-шо ёршик вершик хорошо,

Шакал шагал, шакал скакал.

Шашки на столе
Шишки на сосне

Шёл Шишига по шоссе,
Шёл шуpша штанами.
Шаг шагнёт, шепнёт: «Ошибка»,
Шевельнёт ушами.

Шел Шура по шоссе к Саше в шашки играть.

Шелест шелестит листвой.
Шепот шепчется с травой.
Тишь затихла в тишине.
«Тише, тише…», - слышно мне.

Шершавый шершень шаркал не спеша.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.

Шли три попа, три Прокопья попа, три Прокопьевича.
Говорили про попа, про Прокопья про попа, про Прокопьевича.

Щенок за обе щёки уплетает щи из щавеля.

Щипцы да клещи —
Вот наши вещи.

Это ты, Илья? Или я, Илья?

Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.

Юла возле Юльки крутится, поет,
Юла Юльке спать не дает.

Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была,
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла.

Я в лес, и он в лес; я за вяз, и он за вяз.

Я суп несу! А кому? Псу!

Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

Яхта легка и послушна моя,
Я бороздить на ней буду моря.

Яша с Пашей ели кашу,
Саша с Ташей простоквашу,
А Мишутка - селедку под шубкой.

Как Вам скороговорки? Знаете другие скороговорки для развития речи? Поделитесь, будем очень признательны.

Напоследок, хочу познакомить Вас с очередной новой работой Машеньки — «Цветочная поляна».

На этом заканчиваю этот пост. Всего доброго!

Творческих Вам успехов!

К 3-м годам у ребенка накапливается большой словарный запас и формируется фразовая речь, но большинство детей говорят еще не четко и невнятно. Как правило дети еще не выговаривают звук Р и шипящие звуки. Для формирования у детей четкой и правильной речи мы предлагаем вашему вниманию ряд упражнений.

Упражнения направлены на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для подготовки ребенка к данным занятиям необходимо провести с ребенком несколько занятий на развитие продолжительного и плавного выдоха.

Для этого можно использовать мыльные пузыри. Поиграть с ребенком в игру "Надуй самый большой пузырь" или повыдувать воздух через трубочку в стакан с водой.

Закреплению правильного произношения способствует повторение чистоговорок, заучивание загадок, потешек, считалок и стихотворений, насыщенных определенными звуками.

Упражнение: Опиши картинку

Показываем ребенку картинки с героями сказок или животными и просим ребенка рассказать кого он видит, описать какой этот персонаж. Например: зайка - серый, мягкий и пушистый. Если у ребенка возникли трудности с описанием, помогите ему. Для детей постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть составят рассказ не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот зайка. Он живет в лесу. Он серый и пушистый. Данное упражнение расширяет словарный запас ребенка и способствует развитию мышления.

Чистоговорки


Звуки М, П, Б

1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.
2. Уп-уп-уп-уп - я готовлю папе суп.
3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
4. Мама Милу в ванне мыла.
5. Петя пилил пилой пень.
6. Любят бананы все обезьяны.

Звуки Т, Д, Н

1. Та-та-та, та-та-та- хвост пушистый у кота.
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду - дети бегают в саду.
3. Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.
4. Собака Том сторожит дом.
5. Дарья дарит Дине дыни.
6. Няня нянчит Надю с Ниной.

Звуки К, Г, Х, Й

1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.

Звуки Ф, В

1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.
2. Ву-ву-ву - в лесу видели сову.
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
4. Наш Филат не бывает виноват.

Звук С(сь).

1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. У нас газ погас.
4. Су-су-су-су - тихо осенью в лесу.
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

Звук З

1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

Звук Ц

1. Цы-цы-цы- есть хотят птенцы.
2. Из колодца вода льется.
3. Не велика птица синица, да умница.
4. Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.
5. Цыпленок пьет из блюдца воду.
6. Слава поставил цветы на подоконник.
7. Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.
8. Нет конца у моего кольца.

Звук Ш

1. Нашей Маше дали мало каши.

Звук Ж

1. Жа-жа-жа убежали два ежа.
2. Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.
3. Хорош пирожок, внутри творожок.

Звук Ч

1. Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.
2. Чу-чу-чу - врач идет к грачу.
3. Шубка овечки греет лучше печки.
4. У четырех черепах по четыре черепашонка.

Звук Щ

1. Ща-ща-ща- Коля ходит без плаща.
2. Щи-щи-щи- ищем мы щавель на щи.
3. Для ухи нужны лещи, а щавель - на щи.

Звук Л (Ль)

1. Лу-лу-лу- наточил Толя пилу
2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!
3. Дед Данила делил дыню.
4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

Звук Р (рь)

1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
3. У меня на кармашке маки и ромашки.

Упражнения на смешанные звуки

  • Стоит воз овса, возле воза овца.
  • Собака сидит на цепи.
  • Заглянет солнце и к нам в оконце.
  • На круше у Шура жил журавль.
  • Кошка спит, а мышку видит.
  • Ежик лежит под ёлкой.
  • Лёжа хлеба не добудешь.
  • Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
  • Мальчик чистит лошадку щеткой.
  • Щенок играет с мячом.
  • Са-ша-ша- Соня моет малыша.
  • Ас-аш-аш - под сосной стоит шалаш.
  • Шесть мышат в шалаше шуршат.
  • Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
  • Вымыли мышки миски для мишки.
  • Ча-ца-ца- стоит мальчик у крыльца.
  • Ца-ча-ча растет птенчик у грача.
  • У волчицы волчата, у курицы и цапли- цыплята.
  • Девочка пьет чай из чашки.
  • Ща-са-са- под кустом сидит лиса.
  • У гусыни усов ищи-не ищи- не сыщешь.
  • Щи да каша -пищи наша. Всякой вещи свое место.
  • Рыбу ловит рыболов.
  • Весь в реку ушел улов.
  • Вкусная халва, мастеру хвала.
  • Римма и Тима шли мимо тира.
Можно и самому придумать шутливые фразы, типа:
  • "да-да-да - в огороде лебеда",
  • "ду-ду-ду - растут яблоки в саду",
  • "ша-ша-ша - принесли домой ерша"
  • "ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"
  • "жа-жа-жа - есть иголки у ежа"
  • "чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"
  • "жу-жу-жу - я на солнышке лежу" ... и так далее.


Скороговорки

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал Грека через реку,
видит Грека - в реке рак,
сунул Грека руку в реку,
рак за руку греку - цап.

Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.

На дворе трава,
на траве дрова,
на дровах детвора.

Кукушка кукушонку купила капюшон,
надел кукушонок капюшон,
как в капюшоне он смешон.

Как правило, у детей 3-4 лет хорошо развита речь. Однако многим малышам с трудом даются шипящие звуки и буква Р. Поэтому важно правильно подобрать скороговорки и чистоговорки для детей 3-4 лет. С ребятами должны заниматься не только родители или логопеды, но и воспитатели в детском саду. Тогда малыш быстрее начнёт говорить все необходимые звуки, а впоследствии и буквы.

Для чего нужны чистоговорки и скороговорки

Такая форма обучения нужна для того, чтобы у ребёнка правильно развивалась дикция. При помощи чистоговорок и скороговорок развиваются слух, словарный запас, мышление, память и многое другое.

Педагог должен не только чётко произносить звуки, но и менять интонацию. Ведь для детей очень важно понимать суть стихотворения или чистоговорки. Интонация может быть с добрыми нотками, громкими звуками или тихими. В статье рассмотрим скороговорки и чистоговорки для детей 3-4 лет на самые сложные звуки.

Если ребёнок не слышит отдельные звуки, тогда необходимо обратить внимание на от которого зависит произношение отдельных звуков, слов и впоследствии предложений. Чтобы у малыша с каждым днём улучшалось развитие речи, необходимо заниматься с раннего возраста.

Чистоговорки для детей: простые звуки

Некоторые малыши не могут произносить такие буквы, как Л, Н, Т. С них и надо начинать. Пока ребёнок не научится говорить простые звуки, не сможет произносить и более сложные. Чистоговорки для детей в детском саду учатся как коллективно, так и индивидуально.

Всё зависит от ребёнка, от того, как он усваивает материал. Первая чистоговорка учит не только произносить звуки, но и делиться с друзьями.

1. Ал-ал-ал - заяц по полю скакал,

Ол-ол-ол - там морковку он нашёл,

Ил-ил-ил - друг его попросил,

Ал-ал-ал - и он морковку другу дал.

2. Ан-ан-ан - мы стучим в барабан,

Ян-ян-ян - принесли нам баян,

На-на-на - музыка написана,

Та-та-та - она играет тра-та-та.

3. То-то-то - скоро наступит лето,

Ти-ти-ти - весело гуляют дети,

Ту-ту-ту - мы возьмём монету,

Ту-ту-ту - купим большую конфету.

Усложнённые чистоговорки

Когда вы прошли лёгкий этап, можете перейти к трудному. Для этого нужно учить с детьми более сложные чистоговорки. Для детей 3-4 лет очень важно научиться их выговаривать.

Ведь от них зависит развитие речи в будущем. Сложными звуками считаются такие: Р, Ш, Ч, Ц.

1. Аш-аш-аш - дети построили новый шалаш,

Ош-ош-ош - получился дом хорош,

Шо-шо-шо - как в доме нашем хорошо,

Ша-ша-ша - пришла к нам наша Маша,

Аш-аш-аш - помогла строить шалаш.

2. Чу-чу-чу - я на улицу хочу,

Ча-ча-ча - у меня задача,

Че-че-че - надо кушать, не иначе,

Чи-чи-чи - поешь и на улицу скачи.

3. Цо-цо-цо - нашёл Коля яйцо,

Цу-цу-цу - потом увидел курицу,

Цо-цо-цо - понял, чьё яйцо,

Це-це-це - снова отдал курице.

4. Ро-ро-ро - наступит зима скоро,

Ра-ра-ра - снег будет из серебра,

Ри-ри-ри - дети гуляют до зари,

Ре-ре-ре - игра в самом разгаре.

Чистоговорки для детей 3-4 лет в стихах помогают лучше их запоминать и выговаривать. В этом возрасте малыши ещё неусидчивые, поэтому заниматься с ними нужно недолго, максимум 10 минут. Потом желательно сделать перерыв и снова в игровой форме заниматься.

Скороговорки для детей младшей группы

Занятия с малышами должны проходить весело и непринудительно. Если не заставляйте. Ведь тогда у него пропадёт желание заниматься. Скороговорки - это отличная игра, которая ещё больше помогает развивать речь ребёнка. Важно, чтобы у малыша был развит фонематический слух.

1. Са-са-са - вот летит к нам оса, на спине у осы много чёрной полосы.

2. У Тани, Сани и Ани есть клетка с большими пауками.

3. Саша и Маша гуляют с Дашей. К ним пришла ещё Наташа. Они гуляют во дворе нашем.

4. Зайка прыгал на лужайке, он гулял и скакал, и кузнечика поймал.

5. Ох, какие красивые бараны играют на большом и ярком барабане.

6. Милые рыжие лисички взяли у мамы спички. Пошли лисички на опушку, чуть не подпалили на дереве верхушку.

7. На большой лесенке Катя пела песенку.

8. Наша Маша ела кашу, угостила Мишу, Сашу. Съели дети много каши.

9. Ежу на ужин нужны ужи.

Вышеперечисленные скороговорки помогут справиться с труднопроизносимыми звуками. Для этого старайтесь как можно чаще уделять внимание развитию речи. Если вы будете регулярно заниматься с детьми, тогда есть все шансы научить их быстро и правильно говорить.

Игры для развития речи

Для детей полезно играть не только в чистоговорки или скороговорки. Ещё необходимо проводить с детьми игры, которые очень важны для развития речи. Благодаря им можно проводить занятия немного дольше назначенного времени.

Игра «Продолжи цепочку»

Воспитатель называет слово, а ребёнок подбирает к нему прилагательное. Например, кошка - какая? Дети подбирают: белая, серая, пушистая, мягкая, добрая, нежная, ласковая и т. д. Такие вопросы можно задавать по любому предмету.

Игра «Описание животного»

Воспитатель показывает детям карточку с коровой и просит её по очереди описать. Один ребёнок пусть скажет, какой цвет животного, другой малыш вспоминает, как оно разговаривает.

Можно детей ещё спросить, кто доит корову и что она людям даёт, чем питается и т. д. Таких карточек может быть очень много. Это морские животные, лесные или домашние.

Игра «Съедобное-несъедобное»

Воспитатель всех детей сажает в круг, а сам становится по центру. Затем педагог бросает мяч ребятам по очереди, при этом называет предмет. Например, стул. Если он несъедобный, малыш не ловит мяч. А если воспитатель назвал, например, яблоко, ребёнок должен поймать мячик. Такая игра для детей не только познавательная, но и очень интересная. Если ребёнок в 3 года не совсем понимает смысл, то в 4 года с удовольствием поиграет.

Интересны чистоговорки для детей 3-4 лет. Младшая группа только познаёт основные звуки и буквы, поэтому педагог не должен торопиться при обучении. Нужно детям медленно и чётко проговаривать каждое слово и останавливаться на отдельном, более сложном звуке.

Если малыши не хотят заниматься именно сейчас, не заставляйте их. Ведь в противном случае у многих детей пропадёт желание учиться и развиваться. Поэтому занимайтесь с малышами только тогда, когда у них хорошее настроение и есть желание.

Когда играете с детьми, не забывайте проводить небольшие перерывы, чтобы отдохнуть, набраться сил и усидчивости.

Если у детей не получается определённый звук, не ругайте их и не наказывайте. Помните, что каждый ребёнок индивидуален и к нему нужно подходить соответственно. Все дети нуждаются в поддержке, понимании, ласке. Проявляйте терпение тогда, когда занимаетесь с маленькими детками.

Заключение

Мы рассмотрели чистоговорки для детей 3-4 лет. В детском саду картотека таких игр большая, и есть возможность уделить каждому ребёнку достаточно внимания, чтобы у него улучшилось развитие речи.

Многие воспитатели и родители сами придумывают скороговорки и чистоговорки. Можете к такому занятию приобщить и детей. Ведь тогда у них лучше развиваются фантазия и смышлёность.

Чистоговорки для детей бывают как сложные, так и простые. Всё зависит от звуков и знаний малыша. Многие дети не любят долго повторять и учить, поэтому, если вы увидели, что нет внимания со стороны малышей, прекратите с ними игры подобного рода. Лучше продолжите в следующий раз, когда поймёте их готовность.

Учите своих карапузов, но помните, что для них очень важен интерес. Поэтому не забывайте проводить все занятия только в игровой форме.

Публикации по теме