Социально реабилитационный центр для лиц с овз. Доступная среда: что столица делает для горожан с ограниченными возможностями здоровья

Опыт деятельности центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности на примере РЦ «Республиканский центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья»

Горно-Алтайский реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Республиканский центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» в Республики Алтай, который начал работать с 3 января 2001 года. Целями деятельности учреждения:

  • · Оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, квалифицированную социальной медико-психолого-педагогической помощи;
  • · Обеспечение максимально полной и своевременной социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями к жизни в обществе, семье, к обучению и труду;
  • · Привлечение государственных учреждений, организация разных форм собственности к решению вопросов в интересах эффективной медико-социальной реабилитации и адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями развития;

В центре «Республиканский центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья организуется через включение этих детей в игровую, трудовую и социокультурную деятельность. С детьми работают 84 работника специалистов,40 из них имеют первую и высшую квалификационные категории.

Реабилитационный Центр «Республиканский центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» осуществляет комплексную (социальную, медицинскую, психолого-педагогическую) реабилитацию детей, имеющих отклонения в физическом или умственном развитии, и членов их семей. Центр предоставляет услуги детям и подросткам инвалидам от 0 до 18. лет, имеющих заболевания ЦНС, со сложной структурой дефекта с выраженной умственной отсталостью (олигофрения, эпилепсия, гидроцефалия, ДЦП и т.д.). Хромосомные нарушения (синдром Дауна, синдром Ретта, миопатия Дюшена, и т.д.), психические расстройства в стадии ремиссии (шизофрения, аутизм и т.д.), речевые и соматические расстройства. Большинство детей, обслуживаемых в Центре - инвалиды детства, которые являются «неорганизованными».

Центр работает четыре отделения: стационарное отделения, где дети проходят курс лечения за 20 дней, дневное отделение посещают с родителями и приходят 10 дней. Еще есть медико-социальное, психолого-педагогическое отделение.

Центр обслуживает: ежедневно в среднем - 2-3 человека. В течение года - до 600 тыс. человек (физических лиц). В стационаре до 300 человек.

Структура Центра:

Отделение социально-медицинской реабилитации:

Комплекс восстановительного лечения включает в себя: функциональную диагностику, комплексный и сегментарный массаж, физиотерапевтические процедуры, лечебную физкультуру, ЛФК с использованием лечебно-нагрузочных устройств «Гравистат» и «Адель», механотерапию, медикаментозное лечение.

Отделение психолого-педагогической реабилитации:

Социальная и психолого-педагогическая реабилитация осуществляется через включение детей в игровую, трудовую и социокультурную деятельность здоровых сверстников по 4 основным направлениям (программам):

  • · «Раннее вмешательство» (для детей с ДЦП от 2 до 5 лет).
  • · «Развитие предпосылок учебной деятельности у детей с ОВ» (для детей с умственной отсталостью и ДЦП от 6 до 13 лет).
  • · «Трудовая реабилитация и профориентация подростков с ОВ» (в трудовых мастерских и творческих кружках на базе Центра и профориентационные бригады в музеях, библиотеках, театрах).
  • · «Социокультурная реабилитация» (через театральную, клубную деятельность, а также в виде участия в социально значимых областных, городских и районных мероприятиях).
  • · Для детей-колясочников в Центре организован «Детский маршрут» - 1 раз в неделю автомобиль Центра привозит их для участия в реабилитационных и социокультурных мероприятиях.
  • -отделение нестационарных форм реабилитации (в сельских районах области):

Для семей, проживающих в районах области, работа организуется по следующим направлениям:

  • · Детей возят в бассейн на экскурсии и в аквапарк «Радужный».
  • · Патронаж семьи с трудными детьми по программе «Мы вместе» 12 детей в год. На одного ребенка отводится для реабилитации 1 месяц.
  • · Осуществляются командировки по районам.

Воспитание в семье ребенка с ограниченными возможностями - это очень важная и ответственная задача, поставленная перед родителями, так как семья ребенка - это именно та среда, которая должна создать благоприятные условия для его развития и роста. Но справиться самостоятельно с данной ситуацией, к сожалению, под силу не каждой семье. Ведь рождение ребенка с отклонениями в развитии - большое потрясение для родителей. В данной ситуации требуется определенный период адаптации. Круг проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов, довольно обширен - проблемы психологической помощи, воспитания и обучения, экономические проблемы, низкий уровень юридической грамотности, зачастую - отсутствие специальной медицинской помощи. Именно здесь и должны задействовать свои силы, свой потенциал специалисты специальных учреждений, так как без их квалификационной помощи, без тех средств, какими обладают реабилитационные учреждения, при отсутствии оптимального для ребенка режима сопровождения, родители довольно долго преодолевают все стадии совладения с проблемной ситуацией.

Реабилитационный Центр - именно то государственное учреждение, которое призвано решать комплексные задачи, связанные с социальной реабилитацией детей и семей, их воспитывающих.

Семьи детей с ограниченными возможностями имеют в чем-то сходные затруднения. Найти ответы на вопросы, возникающие у родителей, под силу лишь команде, в которую входит вся семья, социальные работники, медики и педагоги реабилитационных центров, образовательных и других учреждений. Наличие комплексной программы по реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов, перспективных и текущих планов работы специалистов позволяют решать эти проблемы.

Специалист, работающий с семьей, должен иметь полные сведения о семе, в которой воспитывается ребенок.

С этой целью в план работы включаются индивидуальные консультации для родителей и несовершеннолетних детей. Индивидуальную работу с родителями проводят на занятиях лечебной гимнастики (каждый родитель должен овладеть комплексом занятий лечебной гимнастики для своих детей). На сеансах массажа, на встречах с логопедами, психологами, на музыкальных занятиях и на занятиях по коррекционному труду, в беседах с социальными педагогами, где вместе со своими детьми родители шаг за шагом продвигаются к положительным результатам.

Для семей имеющих детей-инвалидов, организована работа по социально правовой поддержке.

Сотрудники Центра, строят свою реабилитационную работу с семьей, стремятся, чтобы все члены семьи поняли, что предрассудки в отношении физической неполноценности - результат недостаточной информированности, а некорректного отношения к конкретному ребенку. Кроме того, специалисты Центра помогают родителям определить приоритеты - важней ли для них избежать предупрежденности окружающих или важней их собственная свобода удовлетворять свою потребность в социальных контактах, появляясь с ребенком в общественных местах.

Последняя задача является наиболее трудной, так как отдельные семьи скрывают ребенка от окружающих, дабы сохранить свой престиж в глазах знакомых.

Важной составляющей социальной реабилитации ребенка-инвалида и его семьи является социокультурная деятельность.

Без социокультурной деятельности как системы реабилитационных мероприятий не может быть раскрыт внутренний потенциал ребенка и его

семьи, его креативные способности, коммуникабельность. Включение матери в социокультурную деятельность (участие в экскурсиях, культурно-досуговых мероприятиях) является способом профилактики депрессивных состояний и уменьшает период негативных переживаний с последующей оптимизацией реабилитационного процесса.

Большое внимание в Центре уделяется роли досуговых мероприятий, на которые приглашаются семьи. Для многих родителей очень важны встречи с другими семьями, у которых такие же проблемы, одинаковые заболевания или травмы детей. Объединяясь в группы взаимоподдержки, они помогают друг другу преодолевать жизненные трудности. Так, в 2009 г. Было организованно 11 выставок и 9 экскурсий, 16 праздничных мероприятий.

Таким образом, в условия Реабилитационного центра, проводящего комплексную реабилитацию детей с ограниченными возможностями, происходит наиболее полная социальная реабилитация семей, воспитывающих «нетипичных детей».

В настоящее время в реабилитационной практике используются как традиционные, так и инновационные технологии. Принципиальной чертой современных медицинских технологий является их социальная ориентированность, наличие педагогического компонента (предусматривающего обучение родителя базовым навыкам медико-социальной реабилитации), критериальная оценка эффективности.

Обратимся к немедикаметозным методам реабилитации детей с церебральным параличом.

ДЦП во всех странах мира занимает одно из ведущих мест в структуре хронических болезней детей и имеет тенденцию к увеличению его распространенности (до 9 на 1000 человек). Тяжесть клинических проявлений приводит к ранней инвалидизации больных.

Задачами реабилитационного центра являются:

  • · Выявление в районах республики, республиканском центре всех детей и подростков с ограниченными возможностями; создание базы данных о таких детях;
  • · Изучение, совместно со службами здравоохранения и образования, причин и сроков ограничения жизнедеятельности, определения исходного уровня здоровья и психики, прогнозирование восстановления нарушенных функций (реабилитационного потенциала).
  • · Разработка на основании типовых базовых программ индивидуальных программ реабилитации (ИПР) детей и подростков с ограниченными возможностями.
  • · Оказание помощи семьям, воспитывающим детей и подкосков с ограниченными возможностями, их социальной реабилитации, поведении реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
  • · Обеспечение и проведение широкого комплекса восстановительного лечения и различных видов
  • · Обеспечение и проведение широкого комплекса восстановительного лечения и различных видов реабилитации с учетом заболевания и особенностей ребенка, направленных на частичное или полное восстановление нарушенных функций.

Реабилитация детей является достижение такого результата, при котором ребенок оказывается способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым детям. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в тщательном и систематическом обучении этим навыкам. Для этого в реабилитационном центре создана программа комплексной реабилитации, включающая лечебные мероприятия - ЛФК с элементами кондуктивной педагогики, массажа, тепловые процедуры, методы аппаратной физиотерапии.

Вывод по главе:

В данном параграфе изучили деятельность реабилитационного центра «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья», в результате этого можно заключить, что система социальной реабилитации этого центра находится на высоком уровне. Рассмотрели применяемые в центре медико-социальное лечение детей такое как гирудотерапия, иглоукалывание, гидромассажем. В центре работают специалисты по дошкольному образованию, дефектологи, логопеды, социальные педагоги. Ознакомились с программой «Мы вместе», который способствует развитию навыков эффективного социального поведения во внешней среде; изучили нестационарные формы реабилитации, которые необходимы в развитии процесса реабилитации детей и подростков с инвалидностью.

Реализация проекта «ЦЕНТР РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: создание условий для реабилитации детей с ОВЗ» по развитию командно-игровых видов спорта для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) направлена на создание устойчивой модели круглогодичной реабилитации детей с ОВЗ посредством внедрения инновационных методик терапевтического спорта по командно-игровым видам спорта, разработанных совместно с АНО «ЦСПА «Лыжи мечты» Сергея Белоголовцева». Участие в проекте поможет участникам - детям с ОВЗ и их родителям (законным представителям) развивать навыки, необходимые для повседневной жизни (внимание, уверенность в себе, независимость), обучит работе в команде, поможет социализации такой категории детей в обществе, повысит коммуникативный уровень каждого участника. Увлекательные занятия подарят детям с ОВЗ массу положительных эмоций и новых впечатлений и дадут возможность их родителям (лицам их замещающим) получать консультации специалистов по дальнейшей реабилитации и социализации их детей.
В течение проекта будет охвачено 30 детей с ОВЗ. Будет сформировано 3 группы по 10 человек в каждой. Группы будут заниматься в течение 1 календарного года, по 4 часа в неделю. Занятия будут проходить на открытых спортивных площадках, в спортивных залах. В каждую группу сформированную по возрастному принципу будут входить дети с различными диагнозами. Стать участником проекта «ЦЕНТР РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ» может любой ребенок в возрасте 7 - 15 лет (диагнозы: ДЦП, аутизм, синдром Дауна, нарушение зрения, слуха и другими ОВЗ), который может стоять самостоятельно, либо с поддержкой.
Занятия терапевтическим спортом по специально разработанной методике с помощью обученных инструкторов (обучение будут проводить квалифицированные инструкторы, прошедшие курс специальной подготовки по работе с людьми с ОВЗ на базе АНО «ЦСПА «Лыжи мечты») позволят на порядок ускорить процесс реабилитации и социализации детей с ОВЗ. Эффективность использования авторской методики подтверждается ведущими реабилитационными центрами страны - статистика работы подобных проектов на территории РФ показывает, что эффективность реабилитации с помощью методики «Лыжи мечты» достаточно высока. Врачи, наблюдающие детей, отмечают заметное улучшение у больных ДЦП координации движений, общего физического и эмоционального состояния; у всех ребят, прошедших курсы, возрастает стойкость к простудным заболеваниям, повышается уверенность в своих силах.
Проект «ЦЕНТР РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ» нацелен на повышение качества жизни семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, помощь детям с ОВЗ, поддержку здорового и активного образа жизни.
В результате реализации проекта: у детей – участников проекта будет достигнуто:
улучшение физического здоровья детей - участников проекта; улучшение социально-психологического состояния детей - участников проекта и членов их семей;
привлечение к спорту члены семей, воспитывающих детей с ОВЗ;
укрепление института семьи;
повышение успешности участников проекта.

Цели

  1. Создание условий для внедрения в реабилитационный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья
  2. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья

Задачи

  1. Социализировать, реабилитировать детей с ОВЗ
  2. Создать условия для физической реабилитации, социализации детей с ОВЗ
  3. Привлечь внимание общества к проблеме реабилитации и социализации детей с ОВЗ
  4. Укрепить институт семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ через вовлечение родителей к активному участию их детей в спорт, нацеливание их на успех, помощь в развитии уверенности в своих силах

Обоснование социальной значимости

В Калтанском городском округе 137 детей с ограниченными возможностями (по данным МКУ УСЗН администрации Калтанского ГО). Из них 57 в возрасте от 7 до 15 лет. Особенности физического развития таких детей не позволяют им не только в полной мере заниматься спортом, но и не всегда свободно передвигаться и ориентироваться без помощи посторонних.
В условиях Калтанского городского округа не созданы условия для реабилитации и социализации детей с ОВЗ (нет специалистов по физической реабилитации такой категории детей, нет материальной базы для занятий с ними). В связи с вышесказанным родители этих детей вынуждены обращаться к помощи специалистов других городов и регионов (г. Новокузнецк, г. Таштагол, Алтайский край, г. Челябинск и др.), но не у каждой семьи есть возможность выехать за пределы города. Кроме того особенностью физической реабилитации таких детей является индивидуальная программа реабилитации и поэтому такие дети не имеют возможности общаться как между собой, так и со сверстниками, не имеющими проблем со здоровьем.
Опрос родителей (законных представителей) детей с ОВЗ в возрасте от 7 до 15 лет показал, что более 60% респондентов готовы принять участие с детьми в проекте «ЦЕНТР РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ» по развитию командных игр для детей с ОВЗ.
Анализ наличия спортивных площадок и спортивных залов показал, что в центре г. Калтан имеется 2 спортивных площадки (стадион «Энергетик» (300 м2), детский дом «Аистенок» (120 м2)), 2 спортивных зала (стадион «Энергетик» (50 м2), детский дом «Аистенок» (40м2)) на которых можно полноценно реализовать мероприятия проекта «ЦЕНТР РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ».
Реализация проекта «ЦЕНТР РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ» поможет в социализации детей с ОВЗ – участников проекта, в развитии у них жизненно-важных навыков (внимание, мышечный контроль, уверенность в себе, социальное взаимодействие, коммуникативность), привлечет членов семей, воспитывающих детей с ОВЗ, к спорту; позволит укрепить институт семьи и создать условия в Калтанском городском округе для физической реабилитации и занятий игровыми видами спорта детей с ОВЗ.

Светлана Чиркина
Реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационного центра

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности , бедности контактов со сверстниками и взрослыми, и доступа к культурным ценностям. Эта проблема является выражением не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания.

Ребенок, поставленный лицом к лицу с родителями, у которых одна доминанта - его болезнь, постепенно изолируются от общества, и не о каком его воспитании и тем более развитии психических процессов речи быть не может. Социализация ребенка происходит микросоциуме (семья) и в макросоциуме (общество) .

В результате воздействия объективных неблагоприятных факторов более 85% детей в России (а по некоторым оценкам, до 93%) уже в момент рождения попадают в «зону риска» , то есть имеют предрасположенность к возникновению различного рода нарушений в процессе дальнейшего психического развития. Поэтому рост числа следует рассматривать как постоянно действующий фактор, требующий не отдельных, частных, а планомерных социальных решений.

Как известно, под реабилитацией в широком смысле слова понимают итог всех затрат и действий которые способствуют обеспечение людям, неполноценным вследствие рожденных пороков, болезней, или несчастных случаев, возможности вести нормальный образ жизни, обретать свое место в обществе, в полной мере проявлять свои способности.

Ребенок, имеющий инвалидность - часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни .

Ребенок, имеющий инвалидность может быть также способен и талантлив, как его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем.

Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Таким учреждением, которое создано с целью оказания детям и подросткам с ограниченными возможностями , медико-социально-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной социальной жизни в обществе, в семье является ГБУ РС (Я) «РРЦ г. Нерюнгри» «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями , г. Нерюнгри».

Введение в человеческое сообщество детей с ограниченными возможностями является основной задачей всей системы деятельности Центра . Основным направлением психолого-педагогической деятельности является аппеляция к личности детей - инвалидов , построенная на приемах партнерства, активного участия таких детей в собственной реабилитации , разносторонности усилий, единства и поэтапности психосоциального и педагогического воздействия.

Социальная реабилитация , обуславливая способность ребенка с ограниченными возможностями приспособиться к изменяющимся условиям жизни , является важным механизмом его интеграции в социум.

Социальная реабилитация играет ведущую роль в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и осуществляется в процессе различных видов деятельности.

В систему психолого-педагогического сопровождения необходимо включать различные виды социальной реабилитации : социально-бытовую, социально-трудовую, социально-культурную и т. д.

Они нацелены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни; на формирование у них знаний, умений и навыков самообслуживания, помощи в ведении домашнего хозяйства, на освоение простейших навыков кулинарии; умение пользоваться предприятиями служб быта, торговли, транспорта, медицинской помощи, то есть способствуют всецелой социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья .

Особую роль в психолого-педагогическом процессе нашего учреждения уделяется социально-культурной . Основная цель коррекционно-развивающей работы в этом направлении является как социализация, так и коммуникация, как правило, приходящие к нам дети и родители не умеют общаться друг с другом и другими окружающими.

Социокультурная реабилитация детей и подростков осуществляется по следующим направлениям :

Музыкотерапия;

Арт-терапия;

Сказкотерапия;

Билиотерапия;

Деятельность семейного клуба «Надежда» ;

Проведение круглых столов по проблемам комплексной реабилитации ;

Участие в городских в городских и республиканских конкурсах и выставках.

Включение «особых» детей и подростков в различные формы социокультурной реабилитации оказывает на них социализирующее влияние, расширяет возможности для самоутверждения и самореализации. Наши дети неоднократно являлись участниками и победителями творческих конкурсов, что позволяет обеспечить равные возможности со сверстниками , и играет важную роль для успешной интеграции в общество.

В заключении следует сказать, что важность социальной реабилитации в условиях Реабилитационного центра невозможно переоценить . Использование индивидуального подхода к усвоению детьми социальных навыков, применение различных инновационных методов и приемов, активное участие в этом педагогов, психологов, родителей – способствует обеспечению максимально эффективной социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями и приводит к снижению у наших воспитанников уровня социально депривации.

Пандусы и подъемные платформы у подъездов, новые автобусы, троллейбусы и трамваи — сайт рассказывает, как Москва становится ближе к маломобильным горожанам.

Поддержка инвалидов и семей с детьми-инвалидами — одно из приоритетных направлений работы Правительства Москвы. На создание комфортной городской среды для людей с ограниченными возможностями здоровья в этом году выделили 1,2 миллиарда рублей.

Дом и квартира

Не так давно маломобильным москвичам было трудно не только добраться куда-либо, но даже выйти из собственной квартиры. Сегодня в жилых домах появляются подъемные платформы, позволяющие беспрепятственно заходить в подъезд и выходить из него. За прошедшие годы установлено более трех тысяч подобных устройств. Сейчас это оборудование ждут в 592 домах. В ближайшие несколько лет вопрос должны решить: в 2018-м и 2019-м планируется устанавливать в год не менее 275 платформ в подъездах, где живут инвалиды.

Изменения происходят и в квартирах. Чтобы маломобильные граждане могли перемещаться в них самостоятельно, здесь монтируют специальные потолочные подъемные системы. Сейчас установлено около1,1 тысячи таких систем, 107 из них появились в этом году.

Городская инфраструктура

Более доступными для инвалидов стали объекты городской инфраструктуры. Сегодня для нужд маломобильных граждан приспособлено уже 85 процентов всех социально значимых объектов.

Особое внимание уделяется созданию комфортной среды в учреждениях системы образования. В столице проживают более 1,1 миллиона человек с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 39,5 тысячи детей. Поэтому в новых школах и детских садах появляются пандусы и лифты, что позволяет посещать эти образовательные учреждения маломобильным детям.

Транспорт

Сегодня город закупает только низкопольные виды наземного пассажирского транспорта. Это делает его доступным для маломобильных граждан. Количество автобусов такого типа составляет свыше 90 процентов, троллейбусов — более 70 процентов, трамваев — 33 процента.

Более комфортным стал и метрополитен. На лестничных спусках устанавливают пандусы, в вагонах появляются места для инвалидов в колясках, а во многих поездах о закрытии дверей предупреждает световая сигнализация или световая и тональная сигнализация. Кроме того, в метро маломобильным горожанам помогают сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров .

Увеличение размеров соцвыплат

Для людей с ограниченными возможностями здоровья предусмотрено большое количество мер социальной поддержки.

Например, ежемесячная выплата по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет составила 12 тысяч рублей (в 2017 году — шесть тысяч рублей). Такая же сумма выплачивается на ребенка в возрасте до 18 лет, проживающего в семье, в которой оба или единственный родитель не работают и являются инвалидами I или II группы.

Льготы для семей, где есть дети-инвалиды

Родителей детей-инвалидов освобождают от оплаты за содержание в государственных дошкольных образовательных учреждениях. За счет средств городского бюджета инвалиды, учащиеся первых — одиннадцатых классов, могут получать двухразовое горячее питание.

Сегодня ребенок-инвалид и его родители могут выбрать любую школу, в том числе ту, которая расположена рядом с домом. «Для того чтобы им там создали специальные образовательные условия, если они в них нуждаются, дети идут на центральную психолого-медико-педагогическую комиссию, которая дает им заключение об этих специальных образовательных условиях, и любая школа города обязана создать эти условия», — рассказала Юлия Камал, председатель Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов и инвалидов с детства.

По ее словам, в городе работают восемь комплексных реабилитационно-образовательных центров, которые подведомственны Департаменту труда и социальной защиты населения. В этих учреждениях дети одновременно и учатся, и проходят реабилитацию. «Это дети сразличными заболеваниями, в том числе имеющие опорно-двигательные нарушения, интеллектуальные, дети с расстройством аутического спектра и дети с серьезными сколиозами», — уточнила Юлия Камал.

В городе есть для детей с расстройством аутического спектра проект «Ресурсные классы». «Это не отдельные классы, в которых собирают таких детей. Дети учатся в обычных регулярных классах, а ресурсные классы — это зона сенсорной разгрузки, зона, где дети могут индивидуально позаниматься. Это спецпроект для детей, у которых есть аутизм», — отметила она.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право бесплатно учиться в школах искусств, а также посещать музеи, выставочные залы, зоопарки, находящиеся в ведении Правительства Москвы.

До 23 лет детям-инвалидам и инвалидам с детства доступны занятия спортом, причем они совершенно бесплатные. Это возможно в учреждениях, которые входят в городскую государственную систему физической культуры и спорта, а также в некоторых коммерческих организаций.

Городской социальный пакет включает также ряд транспортных льгот. Дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, их родители (опекуны, попечители), а также один из родителей инвалида с детства в возрасте до 23 лет имеют право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта. Исключение — такси. Воспользоваться правом бесплатного проезда также могут люди, сопровождающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В медицинской сфере город предлагает помощь по нескольким направлениям. Например, по заключению врачей дети-инвалиды до трех лет бесплатно получают продукты детского питания. В их числе молоко, кефир, творог, фруктовые соки и пюре, а также молочные смеси.

Помимо этого, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на бесплатное зубопротезирование, кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики. Детей-инвалидов с сахарным диабетом первого типа Департамент здравоохранения обеспечивает дозаторами инсулина (помпами).

За счет бюджета города дети-инвалиды (от четырех до 18 лет включительно) могут бесплатно получить услуги по выездной реабилитации в здравницах Черноморского побережья. В поездке каждого ребенка сопровождает его законный представитель.

2.1. «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья» городского округа города Уфы Республики Башкортостан.

Проблемы детской инвалидности являются в Республике Башкортостан делом государственной важности.

При активном участии администрации г. Уфы в 2004 году был открыт Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Реабилитационный центр осуществляет мероприятия по комплексной медицинской реабилитации и интеграции детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте от рождения и до 18 лет.

Целью деятельности Реабилитационного центра является оказание медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи, направленной на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, восстановления социального статуса ребенка-инвалида.

Директор – доктор Минибаев Равиль Кавсарович.

В своей работе Реабилитационный центр придерживается следующих положений: раннее начало, индивидуальный подход, непрерывный комплекс реабилитационных мероприятий.

Адрес: 450057 ул. Октябрьская революция, 73/1 тел. 273-16-78. Остановка транспорта "Завод горного оборудования".

Сайт: www.rcufa.ru

Для поступления в РЦ необходимо предоставить следующие документы:

Для ребёнка:

1) Индивидуальная программа реабилитации

2) Амбулаторная карта

3) Справка МСЭ (розовая)

4) Страховой полис

5) Пенсионное удостоверение

6) Справка от врача-педиатра об отсутствии контакта с инфекционными заболеваниями (срок годности 21 день)

7) Общий анализ крови (сроком 2 недели)

8) Анализ кала на диз. группу (детям до 2 лет, срок годности 2 недели)

9) Анализ из зева и носа на дифтерийное носительство (ВL, действителен 1 год)

10) Флюорография детям старше 15 лет (действ. 1 год)

11) Анализ кала на яйца глист (срок годности 2 недели)

Для сопровождающего:

1.Анализ кала на диз. группу (срок годности 2 недели)

2.Флюорография (действительна 1 год)

3.Анализ из зева и носа на дифтерийное носительство (ВL, действителен 1 год).

2.2. Структура реабилитационного центра.

Структура реабилитационного центра представлена работой пяти отделений:

1.Отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации;

2.Отделение медико-социальной реабилитации;

3.Отделение психолого-педагогической реабилитации;

4.Отделение дневного пребывания (23 койки);

5.Стационарное отделение с круглосуточным пребыванием (10 коек)

Оборудованы тренажерный, кружковой и актовый залы, физиокабинет, кабинет психолога, дефектолога, стоматолога, имеется столовая на 30 посадочных мест.

Центр оснащен современным медицинским, физиотерапевтическим оборудованием:

1.Установка для гипокситерапии «Горный воздух»- предназначен для профилактики и лечения заболевания также для повышения защитных сил организма человека;

2.«Стабилан- 01» слабило- анализатор компьютер с биологически обработанной связью предназначенный для регистрации, обработки и анализа перемещения центра давления человека на плоскость опоры и ритмограмм сердца с целью выявления реабилитаций двигательно- координальных нарушений у взрослых и детей;

3.Рефлекторно- нагрузочное устройство «Гравистат». Метод заключается в воздействия на мозговые структуры импульсации возникающего при выполнений пациентом произвольных движении в устройстве «Гравистан»;

4.Адаптивный корректор движения «Аккорд»- комплекс разработан для многоканальной программируемой электростимуляции мышц при ходьбе, «метод искусственной коррекций движения и др.

Отделение диагностики и разработки программ медико-социальной реабилитации.

Целью деятельности отделения являются обеспечение непрерывного, эффективного процесса реабилитации детей с ограниченными возможностями, обеспечение их максимально полной социальной адаптации к жизни в обществе, к обучению и труду. Отделение предназначено для поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в части медико-социальных и психолого-педагогических мероприятий.

Направления работы:

1.Выявление семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, проведение первичной социальной диагностики семей, сбор информации о семьях, определение исходного уровня здоровья и психики ребенка.

2.Координация совместных действий медицинских, социальных, образовательных, спортивных и иных учреждений в целях обеспечения реализации индивидуальных программ реабилитации.

3.Информирование по социально-правовым, психолого-педагогическим, медицинским вопросам.

Специалисты: врач-физиотерапевт, врач-педиатр, врач-педиатр, врач-фукциональной диагностики, врач-офтальмолог, врач-стоматолог, главная медицинская сестра, медицинская сестра процедурной, медицинская сестра,

медицинский регистратор, диет-сестра. В отделении работу с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями, проводят специалисты по социальной работе.

Отделение медико-социальной реабилитации.

Отделение медико-социальной реабилитации предназначено для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в части медико-социальных и медико-консультативных мероприятий.

В задачи отделения медико-социальной реабилитации входит своевременное и в необходимом объеме предоставление услуг, с учетом характера заболевания, медицинских показаний, физического и психического состояния, детям инвалидам и детям с ограниченными возможностями.

В комплекс восстановительной терапии входят: консультации врачей-специалистов, медикаментозное лечение, лечебная физкультура, медицинский массаж, гидромассаж, физиотерапия.

Зал лечебной физкультуры оборудован тренажерами, мягкими модулями, беговыми дорожками, сухим бассейном.

На базе кабинета лечебной физкультуры проводится немедикаментозная профилактика заболеваний ОРВИ, повышения иммунитета, с применением метода "Дыхательная гимнастика" и точечный массаж, которые проводятся с детьми в виде групповых занятий.

Физиотерапевтический кабинет оснащен современным оборудованием, позволяющим оказывать помощь детям со всеми заболеваниями. Имеются аппараты для проведения: гальванизации, амплипульстерапии, ультразвуковой терапии, магнитотерапии.

Специалисты: инструктор-методист ЛФК, медицинские специалисты по массажу, медицинская сестра по физиотерапии, врач-педиатр, невропатолог, травматолог-ортопед.

Отделение психолого-педагогической реабилитации.

Отделение психолого-педагогической реабилитации предназначено для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ реабилитации детей и подростков в части психолого-социальных и социально – педагогических мероприятий.

Дети занимаются в специально оборудованных кабинетах: лечебно-трудовых мастерских, психо-эмоциональной разгрузки, дефектолога, логопеда, социального педагога.

Реабилитационным центром организовываются экскурсии, посещения культурно массовых мероприятии города Уфы.

Задачи специалистов центра обеспечить оптимальные условия воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями с тем, чтобы содействовать как можно лучшей подготовке их к самостоятельной активной жизни.

Отделение проводит:

1.Организацию психолого-социальных, социально-педагогических мероприятий;

2.Проведение психолого-педагогической реабилитации;

3.Оказание консультативно – методической помощи, диагностики и психокоррекции.

4.Оказание психологической помощи семье инвалида; Психологические тренинги по снятию состояний тревожности, нервно – психической напряженности у детей и подростков;

5.Разработка плана мероприятий по реабилитации совместно с другими учреждениями социальной защиты населения, учреждениями образования, культуры и спорта.

6.Проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников отделения.

Специалисты: дефектолог, логопед, педагог-психолог, инструктор по труду;

социальный педагог, специалист по социальной работе.

    Логопеды.

Направления работы:

Выявление и коррекция речевых нарушений по средствам специального коррекционного обучения;

Формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

Формирование произношения, навыков дифференциации звуков;

Формирование звуко-слогового анализа и синтеза слов;

Развитие лексики, грамматического строя и связной речи.

2. Учителя-дефектологи.

Направления деятельности:

Формирование и развитие сенсорных и сенсомоторных навыков;

Формирование пространственно-временных представлений;

Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

Формирование и развитие различных видов мышления.

С родителями: консультирование родителей, обучение их приёмам работы с детьми и пособиями;

Со специалистами: консультирование специалистов по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.

С детьми: проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции отдельных сторон психической деятельности, по совершенствованию движений и сенсомоторных навыков.

Отделение дневного пребывания.

В отделении дневного пребывания еженедельно проводятся медико-педагогические консилиумы, в ходе которых активно используется рабочий материал специалистов, дневники наблюдений, результаты деятельности ребенка, осуществляется обсуждение хода выполнения индивидуальной программы реабилитации ребенка, поиски новых способов и средств совместной работы по реабилитации ребенка.

В отделении ведется работа по социально-культурной реабилитации детей: проводятся различные культурно-массовые мероприятия, конкурсы, концерты, с активным участием родителей.

Взаимодействие с другими социальными общественными структурами:

· детская поликлиника;

· детская библиотека;

· дома детского творчества;

· МГГУ им. Шолохова;

· Уфимский авиационный техникум;

· Школа-лицей №1;

· Подростковый клуб «Яшлек»;

· Студия детского творчества «Салям»;

· Башкирский молодёжный театр;

· Башкирский драматический театр;

· Кинотеатр «Смена».

Специалисты:

Педагог. Направления деятельности:

1.Работа по защите прав ребенка.

2.Работа по социальному развитию личности ребенка.

3.Профилактика негативных явлений и оказание помощи тем, кто находится в сложной жизненной ситуации.

4.Работа по активизации воспитательного потенциала семьи.

5.Работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям.

6.Работа с ближайшим окружением.

Формы работы.

С педагогами: консультации; работа в методическом объединении; анкетирование; индивидуальные беседы; семинары; работа в методобъединении.

С родителями: анкетирование; индивидуальные беседы и консультации; родительские собрания; «круглые столы» с родителями;

С детьми: занятия по правам ребенка; индивидуальные занятия на развитие мелкой моторики пальцев рук и подготовке руки к письму; индивидуальные и групповые занятия по формированию навыков самообслуживания; индивидуальные и групповые занятия по формированию навыков социально-приемлемого поведения в обществе; театрализованные постановки совместно с детьми; организация экскурсий по ознакомлению с социумом (поход в планетарий, кинотеатр, ботанический сад, зоопарк и т.д.).

Педагог-психолог. Направления деятельности:

1.Психологическое просвещение – повышение психологической культуры сотрудников и родителей. Осуществляется в следующих формах: лекции, тематические выставки литературы, беседы, семинары, буклеты.

2.Психологическая профилактика – целенаправленная систематическая работа психологов по предупреждению возможных социально-психологических проблем, по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в РЦ.

3.Психологическая диагностика – психологическое изучение индивидуальных особенностей личности. Осуществляется в форме обследования актуального уровня психического развития психики и психологического сопровождения ребенка во время пребывания ребенка в РЦ.

4.Психологическая коррекция – целенаправленная систематическая работа психологов с детьми по коррекции психических отклонений, осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий, а также в форме тренингов для родителей и сотрудников.

5.Психологическое консультирование – оказание конкретной помощи взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.

Стационарное отделение.

В стационарном отделении реализуются программы медико-социальной, психолого-социальной, социально-педагогической, психолого-педагогической направленности в условиях круглосуточного пятидневного пребывания детей в Реабилитационном центре. В отделении образуются реабилитационные группы, объединяющие детей и подростков по состоянию здоровья, возрасту и полу. Численность детей и подростков в группе не превышает десяти человек. Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации. В одном отделении образовано не более пяти реабилитационных групп. Сотрудники отделения обеспечивают учебную, лечебно-реабилитационную, познавательную, трудовую, игротерапевтическую, досуговую и иную деятельность детей и подростков, а также процесс возможного самообслуживания. Занятия в отделении проводятся в групповой и в индивидуальной форме.

Специалисты:

Педагог – психолог.

Инструктор по труду. Направления работы:

1.Учить различать и правильно использовать цвета и их оттенки;

2.Учить способам изображения предметов; явлений, передавая форму, пропорцию и расположение частей;

3.Учить сочетать различные приемы при работе с различными материалами;

4. Использовать бумагу разной фактуры для создания выразительного образа.

Социальный педагог. Направления работы:

1.Работа по социальному развитию личности ребенка.

2.Работа по активизации воспитательного потенциала семьи.

3.Работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям.

4.Работа с ближайшим окружением.

5.Оказание комплексной помощи в саморазвитии в процессе восприятия окружающего мира и адаптации в нем.

Форма работы: с педагогами (семинары; работа в методическом объединениях), с родителями (анкетирование; индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания; "круглые столы" с родителями), с детьми:

Занятия по правам ребенка;

Индивидуальные и групповые занятия по формированию навыков самообслуживания;

Индивидуальные и групповые занятия по формированию навыков социально-приемлемого поведения в обществе;

Театрализованные постановки совместно с детьми стационара;

Организация экскурсий по ознакомлению с социумом.

Публикации по теме