Селькнам - индейцы, которых уничтожила европейская цивилизация. Огнеземельцы


Селькнам – один из индейских народов, не устоявший под натиском цивилизации. Численность этих древних кочевников в середине 19 века составляла несколько тысяч человек, а уже в 1974 году умер последний чистокровный селькнам. Индейцев безжалостно истребляли при поддержке аргентинского правительства: предъявив голову селькнама, две кисти рук или два уха, можно было получить вознаграждение в 1 фунт стерлингов.




Загадочный народ селькнам населял восточную и северную части Огненной Земли, занимался собирательством и охотой, рыбалкой и сбором моллюсков. На птиц и лам-гуанако охотились при помощи лука и стрел, на деревянных лодках, продвигаясь вдоль берега, отыскивали морскую добычу.





Для селькнам был характерен общинно-родовой строй, к началу 1920-х годов в состав селькнам входили 39 локализованных родов, счет родства велся по отцовской линии. Согласно древним верованиям, происходили селькнам от общего мифического предка Temaukel. В его честь совершались жертвоприношения, к нему были обращены воззвания в случае болезни. Верили, что после смерти душа непременно встречается в загробной жизни с божеством.







Семьи селькнам были небольшими, редко встречалось многоженство. Род насчитывал от 40 до 120 человек, имел свои собственные охотничьи угодья. У каждого рода был старейшина, его звание было не наследственным.









Главный праздник в жизни селькнам – священная церемония клоктен, проводившийся зимой, когда вся община собиралась вместе. Это был своеобразный обряд инициации для мужчин, которые под руководством шамана появлялись перед женщинами в специфическом виде – в конических масках из коры, а их тела были раскрашены геометрическими узорами. В повседневной жизни селькнам носили одежду из шкур гуанако, выдры или лисы мехом наружу, меховые шапки и кожаную обувь, напоминающую современные мокасины.



К сожалению, культура селькнам на сегодняшний день практически полностью утеряна. Однако в Америке все еще проживают представители других коренных народностей, узнать о которых по-своему интересно. Взгляните на портреты и убедитесь в этом сами!

В настоящее время официальные переписи насчитывают до пяти тысяч...

На фото: дети όна (селькнам), фото конца XIX-го века. Впереди их ждала смерть от пули или болезни…

Будем в нашем обзоре двигаться в направлении, противоположном тому, которым человек пришёл в Америку - с юга на север.

Крайний юг Южной Америки - Огненная Земля, Патагония, юг Чили - представляет интерес в плане языков и этнографии коренного населения сразу в нескольких аспектах. Во-первых, как уже говорилось в первом нашем очерке, здесь обитали люди, которые, возможно, были потомками первых американцев. Во-вторых, культура коренных жителей Огненной Земли была весьма архаичной. В-третьих, наконец, весьма показательны судьбы индейских народов этого региона в период европейской колонизации.

На крайнем юге Америки, на южном побережье Огненной Земли, по берегам пролива Бигля, на островах Наварино, Осте и других вплоть до мыса Горн обитал самый южный народ Земли, возможно - древнейшие насельники Крайнего Юга - индейцы яган (в литературе известны также под своим самоназванием ямана, что значит буквально ‘живые люди’). Язык яганов не обнаруживает родства ни с каким из индейских языков. По образу жизни их (как и их западных соседей алакалуфов) с XIX-го века называли indígenas canoeros - туземцами каноэ, поскольку практически вся их жизнь проходила в непрерывных кочевьях в лодках, а основными занятиями были охота на морского зверя (преимущественно - тюленей, китов не добывали, но с радостью использовали выброшенные морем на берег их туши), рыболовство и сбор моллюсков в прибрежной полосе. При этом они не знали лука и стрел, во время стоянок строили самое примитивное жилище в виде остова из веток, покрытого шкурами, ветвями и корой. Социальные отношения были также простыми: описания этнографов дают картину полного первобытного равенства, отсутствия какой-либо социальной стратификации и верховенства женщин. Яганы практически не знали одежды: только, когда дул особенно холодный ветер, сидящий в лодке индеец мог просунуть голову в отверстие, вырезанное в тюленьей шкуре и прикрыться ею как заслоном от ветра. Следует иметь в виду, что в тех краях в январе температура на поднимается выше 18о, а в июле падает и до -18о, и постоянно дует влажный, холодный пронизывающий ветер. Спасением от холода и ветра служил тюлений жир и краска, которыми покрывали тело. Интересно, что женщины яганов, добывавшие моллюсков, постоянно плавали в море, не испытывая никакого дискомфорта (при этом редко, кто из мужчин умел плавать). Такие поразительные способности достигались в результате систематического закаливания: уже новорожденного ребёнка вместе с матерью обязательно погружали в воду, а затем купания продолжались. Исследователи отмечали, что средняя температура тела яганов была примерно на градус выше, чем у европейцев.

Судьба яганов во время европейской колонизации была печальной. Хотя они, в отличие от многих других коренных народов Америки не подверглись целенаправленному истреблению, сам непосредственный контакт с европейцами, начавшийся с первого контакта в 1828-м году с моряками брига «Бигль», на котором путешествовал Чарльз Дарвин, и на котором были увезены в Англию несколько похищенных у яганов детей, привёл к ужасным последствиям. Европейские болезни (оспа, сифилис и туберкулёз в первую очередь), к которым организм закалённых индейцев моря не обладал никаким иммунитетом, унесли жизни большинства коренных огнеземельцев. Попытки переселения индейцев в церковные миссии приводили к столь же плачевному результату: европейская одежда, которую их заставляли носить, провоцировала простуду и туберкулёз сама по себе и нередко служила источником заразы, а скученность и непривычный образ жизни способствовал эпидемиям. В начале XIX-го века по разным оценкам яганов было около трёх тысяч человек, в 1970-х годах на острове Наварино ещё жило пара десятков яганов, совершенно забывших свою традиционную культуру; сегодня осталась в живых, по-видимому, только одна старуха, ещё помнящая этот язык.

Другие «индейцы каноэ», западные соседи яганов, алакалуф (или кавескар, что значит на их языке просто ‘люди’), населяли архипелаги и фьорды от востока Огненной Земли на юге до чилийской провинции Айсен на севере и вели образ жизни, во многом сходный с яганами. Однако, их язык совершенно отличается от языка яганов и, как и последний, не обнаруживает сходства ни с одним из языков Америки. Об отличном от яганов происхождении алакалуфов свидетельствует и их антропологический тип: и те, и другие невысокого роста (150-160 сантиметров) и изящного телосложения, но если яганы похожи на многих других южноамериканских индейцев, имеющих много общего с азиатскими монголоидами: массивные скуластые лица, достаточно узкие раскосые глаза, прямой слабо выступающий нос, прямые жёсткие волосы, то среди алакалуфов часто попадаются люди с толстыми губами, широким носом с вогнутой спинкой, большими глазами, густыми бровями и вьющимися волосами - признаками, сближающими их скорее с представителями экваториальных типов (австралийскими аборигенами, негритосами Юго-Восточной Азии и др.). Это может указывать на очень древнее происхождение алакалуфов - от тех первых насельников Америки, которые были носителями древнейших недифференцированных антропологических типов Восточной Азии.

Алакалуфы столкнулись с теми же проблемами, что и яганы, и, несмотря на их изначально большую численность и более широкое расселение, сегодня этот народ также находится на грани исчезновения - предположительно, язык кавескар ещё помнят не более двух десятков человек.

От «индейцев каноэ» отличались культурой, языком и антропологическим типом «пешие индейцы» (indios a pie), жившие на Огненной Земле севернее яганов - όна (это название происходит из языка яганов) или селькнам и родственные им по языку ауш или манекенкен, вытесненные другими племенами на крайний юго-восток острова. Она охотились с луком и стрелами на гуанако, шкуры которых использовали для изготовления примитивной одежды (чаще всего - просто шкура, накинутая на плечи и, у мужчин, своеобразная шапочка «пирожком»). Внешне она отличались от низкорослых яганов и алакалуфов массивностью телосложения и достаточно высоким ростом (мужчины - 180 сантиметров). Она проникли на Огненную Землю с севера, из аргентинской Патагонии, на что указывает их сходство по антропологическому типу и языку с исконными обитателями Патагонии - индейцами теуэльче. Языки она, ауш и теуэльче лингвисты объединяют в языковую группу чон (от слова языка она, означающего ‘человек’). Возможно, языки чон имеют отдалённое родство с языками групп матагуай и гуайкуру, распространёнными в области Чако (на стыке северной Аргентины и Парагвая) - гуайкуру, матако, чороте и др.

Судьбы она и теуэльче были решены во второй половине девятнадцатого - первой половине двадцатого века во вполне североамериканском демократическом духе. Дело в том, что, когда в середине XIX-го века на Огненной Земле европейские колонисты начали превращать охотничьи угодья она (естественно, не спросив у последних позволения) в пастбища для овец, индейцы быстро поняли, что овцы представляют собой более лёгкую добычу, чем быстроногие гуанако. Так начался конфликт, приведший в конце XIX-го века к началу массового истребления индейцев она на Огненной Земле: против них организовывали карательные экспедиции и облавы, истребляя поголовно, хозяева крупных хозяйств платили своим пастухам деньги за уши, отрезанные у мёртвых (а случалось - и у живых) индейцев. Позже применялось и «химическое» и «бактериологическое» оружие: индейцам подбрасывали заражённую оспой одежду, отравляли ядами туши китов, овец или гуанако и т. д. - на юге Америки буквально повторялся опыт работы, проделанной несколькими десятилетиями ранее в США. В результате из примерно четырёх тысяч она, живших на Огненной Земле в середине XIX-го века, к концу его оставалось чуть более 700; в 1890-м году остатки народа были вывезены на остров Даусона, где практически все умерли от разразившейся там эпидемии. Трагедия завершилась в 1974-м году, со смертью Анхелы Лоих, последней из она.

Теуэльче жили на территории аргентинских провинций Чубут и Санта-Крус и дали имя всей южной части Южной Америки - Патагонией, то есть страной большеногих людей назвали её испанцы, когда увидели следы местных индейцев: во-первых, учитывая, что средний рост теуэльче был в целом ещё больше, чем у она, размеры их ног были уже достаточно велики, но следы казались огромными, поскольку обувью им служили довольно грубо обёрнутые вокруг ног куски шкур гуанако. Теуэльче охотились в аргентинской пампе на гуанако и страусов нанду с помощью лука и бола - древнего своеобразного орудия (и оружия, успешно применявшегося затем для борьбы с испанской конницей) в виде трёх камней, соединённых ремнём, которые, будучи брошены в ноги животного, обвивали их и валили жертву на землю. Освоившие в начале XIX-го века коневодство, сильные и многочисленные теуэльче представляли бόльшую проблему для демократических властей Аргентины, нежели немногие достаточно отсталые пешие она. Кроме того, начиная с XVIII-го века теуэльче попадают под влияние единственного индейского народа Америки, не покорившегося испанским колонизаторам - чилийских арауканов (мапуче), и свободная Араукания постепенно расширяет свои границы в Патагонии. Помните благородного Талькава из «Детей капитана Гранта» Жюля Верна? Этот патагонец (то есть, скорее всего, теуэльче) носил вполне арауканское имя - сравните араук. тралькан ‘гром’; равным образом и сам этноним теуэльче имеет арауканское происхождение.

Арауканско-патагонская вольница была бельмом на глазу у молодой аргентинской демократии - особенно в 1870-х годах, когда власти соседнего Чили взялись за решение арауканской проблемы, и гордые мапуче были наконец лишены свое земли. В это же время арауканские вожди в Патагонии постоянно нападали на пограничные аргентинские форты, разрушали телеграфные линии, грабили скотоводов. В 1875-м году военный министр Адольфо Альсина представил план умиротворения патагонцев, который затем аргентинская армия под водительством генерала Хулио Архентино Рока реализовала, лицемерно назвав это деяние Conquista del desierto ‘Завоевание пустыни’. Вполне в стиле своих североамериканских предшественников (“Хороший индеец - мёртвый индеец”) Рока выразил и свои намерения: “Наше самоуважение как мужественного народа обязывает нас как можно скорее подавить - разумом или силой - эту горстку дикарей, которые разрушают наше богатство и препятствуют нам окончательно занять, во имя закона, прогресса и нашей собственной безопасности, самые богатые и плодородные земли Республики”. Теми же методами, что и она, теуэльче были уничтожены, и патагонская пампа была на деле превращена в пустыню. В настоящее время официальные переписи насчитывают до пяти тысяч теуэльче - но речь идёт о людях, полностью утративших свою идентичность, чаще всего - о метисах. Людей, которые помнят язык, сохранилось не более десятка.

Аборигены Австралии, как считают ученые, появились на континенте по крайне мере 50 000 лет назад. Процесс заселения происходил в течение последнего Ледникового периода из Юго – Восточной Азии, хотя кто – то считает из Индии. Местные аборигены считаются «прототипами» древнего человека В этом можно убедиться, лишь взглянув на несколько фотографий – огромные, не свойственные современному человеку черты лица, томный взгляд, крупное непропорциональное тело.

Жили себе аборигены, пока не прибыли европейцы в конце 18 века и начали борьбу за территорию и воду. В тот период погибла немалая часть местного населения, к тому же завоеватели привезли «европейские» заболевания, которые лишили жизни более половины местного населения.


В результате войн, многие из аборигенов оказались в резервациях и не имели гражданских прав. Лишь в 1967 году коренных жителей признали гражданами, исчезли резервации, стали отдавать исторические земли, переименовывать названия, стали обращать внимание на искусство.

Это цивилизация считается наименее изученной и примитивной ныне существующей на нашей планете, а ученые называют аборигенов наиболее отсталыми (естественно, с нашей точки зрения) людьми. Хотя, не буду скрывать, я бы с ними согласилась.
«Белые» в отсутствии своей культуры, открывают галереи искусства, продают за совсем нескромные деньги картины аборигенов (от 3000 до 40 000 дол), создают мастерские, в которых можно прийти и вместе с аборигенами нарисовать картину. Сами же аборигены сдают земли в аренду, например известное Улуру. Ныне современные австралийские аборигены производят впечатление, не то что ужасающее, но как – то вводит вступр. Одеты в растянутые китайские футболки и штаны, неопрятные женщины, все это отталкивает. Они совсем другие, ходят толпами, из стороны в сторону, из магазина в магазин. В городах они смотрятся очень нелепо, местные жители пытаются не обращать на них внимания, такое ощущение, что даже самый последний иммигрант из чужеродной страны будет австралийским «белым» гражданам ближе, чем местный абориген.
Что они делают сейчас? Трудно сказать, австралийское государство платит им сейчас достаточные пособия, на которые можно неплохо существовать. Часто можно найти аборигена распивающим алкоголь, или валяющимся в парке или ночующим в русле пересохшей реки, (по – русски «бомж»)



Первый раз в жизни мне кого – то было неудобно и страшно фотографировать, то ли взгляд у них неадекватный, то ли казалось, что такая махина просто ударить может кулаком. Фотографировала я их в основном втайне, иногда из машины. Пару раз они за фото попросили денег.. 20 долларов. На вопрос, «можно ли тебя сфотографировать?» отвечали, что фотографируй его и показывали на соседа.

Когда Магеллан сообщил Карлу V о столбах дыма на большом острове, король решил дать последнему имя Огненная Земля. Это был дым от костров она (индейцы называли себя «селк-нам» - люди) , уже более 10 тыс. лет живших здесь охотой на гуанако. Вскоре после первой экспедиции (1879) на Огненную Землю государство отдало здешние земли под овцеводство, тем самым вытеснив индейцев. Правда, и те быстро перестроились, ведь овцу поймать легче, чем быстрого гуанако. Позже в центре острова было обнаружено золото, и жизненное пространство индейцев еще больше сократилось. Так они постепенно исчезли с лица земли.

Индейцы Огненной Земли

«Вид огнеземельцев, сидящих на диком заброшенном берегу, произвел на меня неизгладимое впечатление. Перед глазами предстал образ - вот так же когда-то давно сидели наши предки. Эти люди были совершенно наги, тела разукрашены, спутанные волосы свисали ниже плеч, рты раскрылись от изумления, а в глазах затаилась угроза... Я мог произойти как от той смелой обезьянки... или того старого бабуина... так и от дикаря, который испытывает удовольствие, мучая врагов, и приносит в жертву кровь животных. Он без малейших угрызений совести убивает младенцев, относится к женщинам, словно к рабам, он не знает, что такое правила приличия и полностью зависит от нелепых суеверий», - так описывал туземцев Огненной Земли Чарльз Дарвин, добравшийся до этих мест в 1832 г. на корабле «Бигль». Ученый был поражен примитивным образом жизни дикарей и поначалу увидел в них мало человеческого.

В то же время английский исследователь Уильям Паркер Сноу, посетивший Огненную Землю в 1855 г., описывал местных аборигенов совсем иначе: «...многие огнеземельцы, живущие на восточных островах, обладают приятной и даже привлекательной внешностью. Понимаю, что это идет вразрез с тем, что описывал в своих трудах мистер Дарвин, но я говорю лишь о том, что сам видел...». Ученый в своих трудах указал, что индейцам известен институт семьи: «Я был свидетелем проявления глубокой любви и нежности по отношению к своим детям и друг к другу».

Склад жизни индейских племен, населявших когда-то территорию Огненной Земли, конечно, мог показаться любому европейцу того времени примитивным и варварским, тем не менее у них существовали своя культура, язык и религия, которые, к сожалению, остались малоизученными, ведь вскоре после открытия архипелага все его коренные жители погибли. Стойкие и выносливые по отношению к суровому климату своей родины, они оказались беспомощными перед болезнями, которые принесли с собой европейцы: корь и оспа унесла жизни тысяч туземцев. А что не сделала болезнь, довершило жестокое обращение с ними «новых хозяев» земли. На сегодняшний момент не осталось ни одного чистокровного коренного жителя Огненной Земли: последний индеец племени она умер в 1974 г., а последний яган - в 1999 г.

Индейцы Огненной Земли получили в науке название фуэгины. Они подразделяются на несколько племен: среди которых были индейцы каноэ (indigenas canoeros) -яганы (яманы) и алакалуф (кавескар) , добывавшие себе пропитание исключительно рыболовством и собирательством, пешие индейцы (indios a pie) - индейцы она (селк-нам), промышлявшие охотой.

  • Читать дальше: Огненная Земля: аборигены ;

Мартовским днем 1923 года 60 индейцев на лодках причалили к берегу пролива Бигла. На Огненной Земле стояло позднее лето, дождь немного стих, и воздух прогрелся до плюс девяти. Милю за милей пробирались индейцы по лабиринту островов и проток, чтобы только увидеть последний раз друга, единственного европейца, которого они приняли в свое племя.

Звали этого человека Мартин Гусинде, он был немец, родом из Бреслау (ныне - Вроцлав в Польше). На берег пролива он захватил пищу и подарки. В тот день он прощался навсегда с индейцами племени ямана и делал последние снимки. В последнюю минуту он «содрогнулся, взглянув на эту горсточку людей», - такие слова Мартин записал вечером в дневник; четыре года он вел его день за днем.

Люди, стоявшие перед Мартином, были немногие, оставшиеся из племени ямана, с доисторических времен населявшего южную оконечность Америки. Природные условия этих мест как бы направлены против человека: нескончаемые бури и снегопады, вечный холод, но индейцы приспособились к ним. Ни один белый человек не сравнился бы с ними в стойкости. У них был необычайно выразительный язык. И все же, и все же... «Страшная судьба отсчитывала последние годы их жизни», - записал Гусинде.

Мартин Гусинде увлекался этнографией и фотографией. Это удачное сочетание позволило запечатлеть повседневную жизнь индейцев, которую он наблюдал несколько лет. Он знал, что близится час их гибели, и не мог предотвратить его. Он лишь пытался сохранить в памяти человечества их обычаи, образ жизни - своими фотографиями, своими записями. Кроме того, ему хотелось - можно сказать, увы, постфактум - изменить дурную славу, что сложилась о них в Европе.

В 1520 году Фернан Магеллан первым из европейцев проплыл из Атлантического океана в Тихий по названному впоследствии в честь него проливу, разделявшему Американский континент и Огненную Землю. Ночью матросы Магеллана видели множество огней - то были костры индейцев - потому и назвал он эту местность Tierra del Fuego, Огненная Земля. И он, и последующие мореплаватели были убеждены, что открытые ими места были окраиной легендарной Южной Земли, континента, занимавшего, как тогда считали, территорию вокруг Южного полюса.

Лишь в 1616 году два голландских капитана обогнули мыс Горн и установили, что Огненная Земля - остров. Долго еще никто не интересовался этим заброшенным клочком суши, где вечно шел снег или бушевал ураган; о побережье его бились громадные волны, а суша была недоступна из-за ледников и заросших папоротниками лесов. Лишь спустя два столетия европейцы поближе познакомились с обитателями Огненной Земли.

Немецкий естествоиспытатель Георг Форстер, очутившийся на Огненной Земле в 1774 году с экспедицией Джеймса Кука, описал характер огнеземельцев как «диковинную смесь глупости, безразличия и праздности». Даже Чарлз Дарвин полстолетия спустя назвал их «бедными, жалкими созданиями... с безобразными лицами».

Их язык показался ему «клекотом и шумом, которые едва заслуживают называться членораздельной речью». Пренебрежительный отзыв известного ученого отчеканил в умах европейцев облик обитателей Огненной Земли.

В 1881 году остров поделили между собой Аргентина и Чили. К тому времени овцеводы уже вытеснили индейцев с привычных им мест охоты. На беду индейцев, на Огненной Земле нашли золото, и вскоре сюда вторглись старатели. Начался последний по счету геноцид на Американском континенте. Индейцы всем мешали: они охотились за овцами, не зная, что такое частная собственность, брали в лагерях золотоискателей все, что им приглянулось. В те годы охотники за скальпами получали по фунту стерлингов за каждую пару ушей, отрезанных у убитых индейцев. Те же туземцы, которым удавалось спастись от головорезов, оказывались беззащитны перед занесенными европейцами болезнями - туберкулезом, корью. Уцелевших добивал алкоголь, к которому они быстро пристрастились. Через полстолетия, когда в 1919 году Мартин Гусинде впервые приехал на Огненную Землю, число индейцев сократилось с восьми тысяч до шести сотен.

Мартину было тогда 32 года. Он был миссионером, преподавал в частной немецкой школе в Сантьяго. А в свободное время страстно занимался этнографическими исследованиями. Для этого приходилось брать отпуск за свой счет. Всего, чтобы изучить отдаленные уголки затерянных островов, Мартин Гусинде потратил в общей сложности 22 месяца. В 1925 году он вернулся в Европу и опубликовал свои записи в трех томах. На сегодняшний день его книги остаются самым обширным источником сведений о жизни огнеземельцев.

Остров населяли три народности. Племя, называвшее себя селькнамами, занималось охотой и кочевало по внутренним районам, придерживаясь троп, по которым передвигались гуанако, главный объект их охоты. Европейцы назвали это племя она. Важнейшую часть их имущества составляли лук и стрелы, кремень для высекания огня и толстая накидка из шкур гуанако. Чтобы спастись от холода, она натирали свои голые тела глиной и жиром гуанако. По ночам спали в хижинах, сложенных из бревен и мха, тесно прижимаясь к тлевшему костру.

Кроме них, на Огненной Земле жили и морские кочевники: ямана (их еще именуют ягана) и халаквулупы (в научной литературе - алакалуфы). Каждый день они плавали в лодках по лабиринтам проливов и проток. Алакалуфы населяли западное побережье, ямана - многочисленные островки близ мыса Горн. В лодке помещалась вся семья. В носовой части с гарпуном в руке сидел муж, напряженно высматривая тюленей. На другом конце лодки непрерывно гребла жена. Кроме того, ее обязанностью было нырять в ледяную воду за морскими ежами, а вечером привязывать лодку возле берега - поэтому островитяне учили плавать только девочек. Ветер, сырость, холод - даже при минусовой температуре индейцы оставались совершенно голыми. Не считать же одеждой кусок тюленьей шкуры величиной с носовой платок, с ремнем. Его передвигали по телу к самым замерзшим местам.

Из-за вечных холода и сырости морским кочевникам нужно было неустанно поддерживать огонь. Каждое утро, разбирая свои жалкие заслоны от ветра, они переносили в лодку тлеющие угли в плетенке и скупо кормили огонь мхом и ветками, пока не высаживались вечером на берег.

  • Читать дальше:

Публикации по теме