Родительское собрание для подготовительного класса Тема: «Педагогическая и психологическая готовность ребенка к школе. Готовность детей к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема

В последнее время в начальном образовании приоритетными считаются цели развития личности учащегося и формирование у младших школьников умения учиться, как необходимых условий достижения высокого уровня знаний, умений и навыков. Эти качества начинают формироваться еще в дошкольном возрасте, поэтому в работе современного учителя одной из самых острых оказалась проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием. В связи с тенденцией раннего изучения школьного программного материала в дошкольных образовательных учреждениях, возникла ситуация дублирования, когда дети приходят в первый класс с достаточно высоким уровнем развития. Однако возможны индивидуальные особенности развития ребенка, кроме того, определенная часть детей не посещают дошкольные учреждения, а семейное воспитание не всегда компенсирует отсутствие общественного. В школе ко всем ученикам предъявляются одинаковые требования, стандартность которых заложена в единой для всего класса программе обучения, в рамках которой предполагается усвоение точно определенного объема знаний за конкретные сроки и выполнение одних и тех же заданий всеми учащимися.

Для успешной реализации поставленных целей педагогу необходимо определить интеллектуальные и личностные особенности каждого ученика до начала обучения, когда в одном классе собираются дети с разным уровнем готовности к обучению в школе.

На мой взгляд, наиболее точно готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами:

  • физической готовностью (физическим состоянием и здоровьем ребенка);
  • интеллектуальной готовностью;
  • личностной готовностью.

Физическая готовность ребёнка к школе определяется медиками и заносится в медицинскую карту.

Интеллектуальная готовность включает в себя состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние ряда познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти), умственное и речевое развитие.

В познавательном плане ребенок к поступлению в школу должен достичь определенного уровня, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы. Для этого необходимо, чтобы его память и внимание стали произвольными, мышление должно быть представлено во всех трёх основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Развитость восприятия должна проявляться в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий. Речевая готовность детей к обучению, прежде всего, проявляется в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средства общения и предпосылки к усвоению письма.

Личностная готовность включает в себя ориентировку в окружающем мире, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность, инициативу, потребность в общении, умение установить контакт со сверстниками и взрослыми, что определяет желание ребенка учиться и его успехи. Особое внимание необходимо обратить на наличие выраженного интереса к учению, приобретению знаний, умений и навыков, к получению новой информации об окружающем мире. Этот интерес онтогенетически вырастает из естественной любознательности детей 4-5-летнего возраста, прямо зависит от полноты удовлетворения этой потребности ребенка со стороны взрослых. Следует также учитывать потребность в достижении успеха, соответствующую самооценку и уровень притязаний.

Готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе на практике может установить только комплексное психодиагностическое обследование. Оно может быть осуществлено профессионально подготовленными психологами, работающими в системе образования, совместно с учителями и воспитателями. В связи с тем, что в реальности это обследование проводится учителем, мною разработан диагностический комплекс, в который входят задания, направленные на изучение уровня развития высших психических функций, интеллектуального развития и уровень сформированности мотивации к обучению. Он включает в себя исследование основных компонентов готовности ребенка к обучению:

Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является смена роли педагога с позиции учителя на позицию исследователя.

Важно соблюдать следующие условия:

  • необходимо выяснить мнение ребенка о желательности присутствия родителей при индивидуальном собеседовании. Родителей необходимо предупредить о недопустимости вмешательства в процесс беседы;
  • начиная беседу, учитель должен назвать ребенка по имени, дать возможность освоиться в обстановке, создать доброжелательную атмосферу;
  • результаты выполнения заданий и уровень оказанной ребенку помощи следует фиксировать в протокол;
  • общая продолжительность беседы не должна превышать 20-25 минут;
  • после выполнения каждого задания выставляется количественный балл, а затем проводится общая оценка уровня развития ребенка по данному параметру.

3 балла выставляются при успешном выполнении задания, без помощи педагога; 2 балла – допустима минимальная помощь педагога (наводящие вопросы), но задание выполнено самостоятельно; 1 балл – выполнение задания после демонстрации образца.

Суммируя баллы, набранные ребёнком в ходе диагностики, можно сделать вывод:

  • не менее 80% заданий, выполнение которых оценено в 3 балла, свидетельствуют о высоком уровне готовности к школьному обучению.
  • 55-80% - свидетельствуют о среднем уровне.
  • менее 55% - низкий уровень.

Общая осведомленность об окружающем мире исследуется в ходе беседы:

  • Назови свою фамилию, имя, отчество.
  • Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  • У тебя есть брат, сестра? Как их зовут? Кто старше?
  • Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения?
  • Сейчас утро, день или вечер?
  • Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Что бывает раньше – обед или ужин?
  • Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  • Кем работает твой отец, мать?
  • Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?
  • Каких птиц ты знаешь?
  • Кто больше: корова или коза? Птица или пчела?

Обследование памяти включает в себя:

1. Обследование кратковременной слуховой памяти .

Педагог зачитывает ребенку следующие слова: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, таз. Ребенок должен в любой последовательности воспроизвести те слова, которые запомнил. Норма – 5-6 слов.

2. Обследование смысловой памяти .

Ребенку предлагается запомнить пары слов: шум-вода, стол-обед, мост-река, рубль-копейка, лес-медведь. Затем педагог произносит первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать второе слово. В норме ребенок должен вспомнить все пары.

Уровень развития мышления определяется с помощью выполнения дошкольником ряда субтестов:

  • словесно-логическое мышление
(умение анализировать, рассуждать, классифицировать предметы) исследуется в ходе игры «Четвертый лишний». Педагог предлагает рассмотреть четыре предметных картинки (четыре варианта) и назвать лишний предмет, при этом доказать свой ответ, назвав общим словом характеристику трех, по его мнению, однородных предметов. Возможны варианты ответов, если они логичны, то засчитываются, как правильные. В норме ребенок справляется с заданием полностью.
  • для выявления умений находить причинно-следственные связи ребенку предлагают серию картинок с изображением последовательных событий с просьбой разложить картинки в нужной последовательности и пояснить своё мнение. Оценивается правильность нахождения причинно-следственных связей.
  • навыки сравнения
  • исследуются в ходе работы с иллюстрациями в вопросно-ответной форме, например: покажи картинку, где девочка выше мальчика, но ниже дерева и т.д.

    Речевое развитие исследуется на разных уровнях:

    Для исследования речевого слуха педагог просит ребенка:

    • прослушать слова и хлопнуть в ладоши при наличии в слове заданного звука. Например: звук «с» в словах соловей, цапля, зяблик;
    • определить место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце);
    • повторить слово сложной слоговой структуры (милиционер, велосипед, электропоезд и т.д.).

    Исследование словарного запаса включает в себя задания на выявление уровня развития:

    • предметного словаря: педагог выкладывает перед ребенком предметную картинку с изображением машины, стула, рубашки и просит назвать предмет и его части;
    • глагольного словаря: педагог просит помочь рассказать историю, вставив подходящие слова (по дорожке мишка …, к большому дубу …., через речку …);
    • словаря признаков: исследование проходит в виде игры «Скажи по-другому». Педагог: «Ваза из стекла, она какая?» (Стеклянная). Исследуя словарь признаков, следует выявить знание слов противоположных по значению (антонимов), обозначающих цвет, величину, время, пространственные признаки (высокий-низкий);

    Исследование грамматического строя включает в себя задания по образованию имен существительных множественного числа, согласованию имен существительных с числительными, употреблению в речи сложных предлогов (из-под, из-за и т.д.).

    Исследование связной речи проходит в виде игры «Собери сказку»: педагог предлагает рассмотреть четыре сюжетные иллюстрации, расположить их в нужном порядке и рассказать сказку (могут быть использованы сюжеты русских народных сказок, известных ребенку). Учитываются: грамматическая правильность речи, ее эмоциональность, разнообразие лексики.

    Координация движений исследуется при помощи следующих заданий.

    1. Упражнения «Коза», «Заяц».

    Педагог просит дошкольника сделать из пальцев «Козу» (вытянуть вперед указательный палец и мизинец; при этом средний и безымянный пальцы прижаты большим к ладони), а затем превратить её в «Зайца» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы; при этом мизинец и безымянный палец прижать большим пальцем к ладони). Далее упражнения выполняются попеременно. Учитывается способность быстро менять местами пальцы.

    2. Вставь нитку в иголку.

    Ребёнку предлагают вставить тонкую хлопчатобумажную нить в иголку длиной 35 мм, с большим ушком.

    3. Упражнения «Ладонь, ребро, кулак».

    Руки ребёнка лежат на краю стола, нужно в правильной последовательности, не сбиваясь, положить на стол ладонь, ребро ладони, сжать ладонь в кулак и т. д.

    4. Упражнения на выявление сформированности ориентировки в схеме своего тела. Педагог просит ребенка показать правое ухо, левый глаз, топнуть правой ногой, подпрыгнуть три раза на левой ноге. Оценивается умение ориентироваться в своём теле, умение понимать словесную инструкцию.

    Мелкая моторика руки исследуется при помощи заданий:

    • рисование: педагог просит ребенка нарисовать из заданной точки прямую линию, прямоугольник, треугольник, круг; продолжить рисование «забора» ломаной линии;
    • обрывание листа бумаги. Нужно получить прямоугольник способом обрывания по контуру, учитывается способность распределить функции рук, содружество обеих рук в работе;
    • работа с ножницами. Ребёнок должен вырезать круг, нарисованный на бумаге. Оценивается точность повторения контура
    • упражнения на выявление уровня развития тактильных ощущений. Играя с волшебным мешочком, по просьбе педагога ребенок, оперируя ведущей рукой, достает круглый предмет, металлический предмет, мягкий предмет, конкретный предмет и т.д.;
    • «Катание шарика» Педагог предлагает дошкольнику покатать между указательным и средним пальцами ведущей руки пластилиновый шарик диаметром 10 мм в течение 1 минуты
    • упражнение на выявление силы мышечного напряжения кистей рук. Педагог протягивает ребёнку свою руку и просит сжать её как можно сильнее одной рукой, двумя руками.

    Школьная мотивация выявляется в ходе беседы, где главными вопросами являются: «Хочешь ли ты пойти в школу? Почему?». Критерии оценивания:

    • если ребёнок отвечает полным ответом, чему он хочет научиться в школе – 3 балла;
    • если ребёнок не может раскрыть значение слова «Учиться», ответ односложный – 2 балла;
    • если ребёнок отвечает, что хочет пойти в школу, потому что ему купят красивые вещи, портфель, но не мотивирован на учение – 1 балл.

    Все результаты диагностики (количество баллов) заносятся в таблицу (Приложение №1)

    Дополнительно проводится анкетирование родителей, целью которого является сбор информации об особенностях физического и психического развития ребенка, о состоянии его здоровья, условиях воспитания:

    • Фамилия, имя, отчество ребенка.
    • Возраст ребенка, дата рождения.
    • Адрес фактического проживания ребенка, адрес прописки ребенка.
    • Мнение о состоянии здоровья ребенка.
    • С кем проживает ребенок?
    • Кто играет ведущую роль в воспитании ребенка?
    • В какие игры любит играть? Чем вы больше всего любите заниматься с ребёнком?
    • Что нужно учитывать в общении с вашим ребенком?
    • Были ли в жизни Вашего ребёнка какие-либо особые переживания, о которых Вы хотите мне сообщить?
    • Что делает Ваш ребёнок, когда он расстроен, как легче всего его успокоить?
    • Что ещё Вы хотите рассказать мне о ребёнке?

    По итогам проведенных исследований и анализа анкеты педагог составляет беседу с родителями. Особое внимание следует уделить подготовке беседы с родителями детей, продемонстрировавших низкий уровень готовности к обучению. Педагог должен в тактичной форме, опираясь на протоколы диагностики, познакомить с результатами и совместно наметить план коррекционной работы (желательно, чтобы исследование проводилось в мае) и пригласить на повторную беседу в августе.

    Проблема готовности к деятельности и выделение ее основных компонентов является одной из значимых в современной науке. Психологические аспекты содержания понятия готовности к деятельности являются предметом рассмотрения исследователей О.В. Борденюк, А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Т.В. Иванова, Л.А. Кандыбович, Н.В. Кузьмина, Н.В. Нижегородцева, Ю.П. Поваренков, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков и др.

    Понятие «готовности» к какому-либо виду деятельности в научной литературе имеет неоднозначную психолого-педагогическую интерпретацию. Различные трактовки психологической готовности обусловлены разными подходами к определению ее сущности: одни авторы рассматривают готовность к деятельности на личностном фоне, другие - на функциональном, то есть берут за основу состояние психических функций личности .

    Проблемой психологической готовности к различным видам деятельности советские психологи начали всесторонне заниматься с конца 50-х - начала 60-х годов. В психологии труда, спорта, социальной, инженерной, педагогической и военной психологии содержится немало материалов, прямо или косвенно характеризующих готовность человека к выполнению определенной деятельности.

    В отечественной науке уделено значительное внимание конкретным формам готовности: установке (Д.Н. Узнадзе и др.), готовности личности к трудовой деятельности (Н.Д. Левитов, К.К. Платонов, Л.А. Кандыбович и др.), предстартовому состоянию в спорте (А.И. Пуни, Ф. Генов, А.Д. Ганюшкин и др.), готовности к выполнению боевой задачи (М.И. Дьяченко, А.М. Смоляренко и др.), состоянию бдительности оператора (В.Н. Пушкин и др.), готовности к обучению (Н.В. Нижегородцева и др.), готовности школьников к учебной деятельности (Т.М. Краснянская), студентов к педагогической деятельности (М.А. Краснова, Е.Н. Францева и др.).

    Одни ученые (Т.В.Лаврикова, Н.К.Шеляховская) определяют готовность как условие успешного выполнения деятельности, как избирательную активность, настраивающую личность на будущую деятельность, как первичное фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности; другие (Ю.К.Васильев, М.И.Дьяченко, Ю.В.Енотовская, Л.А.Кандыбович, Б.Ф.Ломов, В.А.Пономаренко, Д.И.Узнадзе) - как существенную предпосылку целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости и эффективности, как особое психологическое состояние, которое помогает человеку успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать свою деятельность при появлении непредвиденных препятствий. Некоторые ученые (Ю.В. Янотовская) понимают готовность не только как предпосылку, но и как регулятор деятельности.

    Между тем в педагогической теории готовность к различным видам деятельности всесторонне исследуется с конца 50-х годов прошлого столетия (В.С. Ильин, В.Ф. Райский, С.А. Рубинштейн, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков и другие) и к сегодняшнему дню накоплен обширный материал, раскрывающий ее сущность и структуру. “Профессиональную готовность” считают одним из непременных условий эффективности профессиональной деятельности специалиста (М.И. Дьяченко, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов и др.). На результаты названных выше исследований опираются и О.А. Абдуллина, К.М. Дурай-Новакова, В.С. Ильин, Н.В. Кузьмина, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и другие, рассматривающие проблемы готовности педагога к выполнению профессиональной деятельности. Однако в этих работах проблемы подготовки в системе специального образования в направлении культуры и искусства не рассматриваются. Следовательно, специфика подготовки режиссера-педагога в научной литературе не осмыслена.

    Ведущей и наиболее сложной стороной (составляющей) готовности к деятельности является психологическая готовность.

    При рассмотрении проблемы готовности к педагогической деятельности основной акцент ученые делают на определение необходимого и достаточного количества профессиональных знаний, педагогических умений и качеств личности как для осуществления вообще педагогической деятельности, так и конкретной педагогической профессии.

    Говоря о психологической готовности к педагогической деятельности, исследователи используют различную терминологию: профессиональная готовность психики специалиста (В.А. Сластенин, Ю.В. Прошунина), готовность к восприятию и решению педагогических задач (Н.В. Кузьмина), психологическая готовность к педагогической деятельности (О.В. Борденюк, Т.В. Иванова), социально-психологическая готовность к решению различного вида педагогических задач (А.А. Деркач).

    В русле новой парадигмы образования, основанной на идее создания условий для целостного проявления и развития личностных функций субъектов педагогического процесса, главным требованием к подготовке будущего учителя становится сформированность у него готовности к профессиональной деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме (Г.А. Алферова, С.И. Архангельский, О.В. Госсе, К.М. Дурай-Новакова, М.И. Дьяченко, Н.И. Ильясов, Л.А. Кандыбович, Т.В. Лаврикова, Н.И. Лифинцева, В.Я. Макашов, А.И. Мищенко, О.А. Онуфриенко, А.И. Пискунов и др.) показал, что готовность специалиста к педагогической деятельности заключается в усвоении им специальных знаний, социальных отношений, в сформированности профессиональных качеств личности.

    Проблеме определения сущности профессиональной готовности студентов к будущей педагогической деятельности посвящены работы К.М. Дурай-Новаковой, Т.Д. Калистратовой, В.Я. Макашова, Г.К. Париновой, В.Н. Саяпина, В.А. Сластенина, Н.А. Сорокина. Наиболее широкое толкование профессиональной готовности дано в работах К.М. Дурай-Новаковой: с одной стороны она рассматривается как качество личности и включает в себя положительное отношение к профессии, способности, знания, навыки, умения, устойчивые профессионально важные качества (память, мышление и другие); с другой стороны - как актуальное психологическое состояние, как регулятор педагогической деятельности.

    Иное понимание готовности к профессиональной деятельности находим в работах В.А.Сластенина, Н.А.Сорокина: они определяют ее как эмоционально-волевую устойчивость, выдержку, педагогический такт, профессионально-педагогическое мышление, позволяющее анализировать свою деятельность, предвидеть результаты работы; психологическую наблюдательность, способность к идентификации себя с другими, динамические качества личности, такие как энергия, инициативность.

    В.А. Сластенин подчеркивает роль педагогического действия в качестве исходного компонента овладения специальными умениями: наблюдать и оценивать педагогические явления в условиях процесса обучения, их перспективность; анализировать факты педагогической деятельности, их индивидуальное содержание во взаимосвязях с другими элементами; развивать в себе способности адаптации к тем или иным условиям деятельности в изменяющихся обстоятельствах; владеть искусством профессиональной выразительности как одного из компонентов педагогической техники .

    По мнению С.И.Архангельского, готовность педагога отражается «в умении хорошо, мастерски преподать свой предмет, доступно, глубоко излагать учебную информацию, увлекать потребностью знаний, возбуждать в них (учащихся) трудолюбие и упорство, стремление самостоятельно находить решение научных задач, развивать ширину их взглядов и гибкость мышления» . Анализ исследования проблемы профессионально-педагогической готовности позволяет сделать вывод о том, что понятие «готовность» многоаспектно и включает как психические состояния, качества личности, так и собственно деятельность, выраженную в профессиональных умениях и навыках.

    В психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам обучения (В.С.Грехнев, В.А.Кан-Калик, А.А.Леонтьев, А.А.Бодалев и другие), нет точного определения исследуемого понятия. Но, исходя из того, что обучение выступает как специфическая форма деятельности, можно условно трактовать готовность к осуществлению ОП как сложное целостное образование, в центре которого находится добросовестное отношение учителя к педагогической деятельности, устойчивые мотивы педагогической деятельности, профессионально-значимые качества личности, профессиональные знания и умения.

    Цели современного высшего образования все более связываются с развитием профессионально-личностных качеств выпускника, формированием его профессиональной компетентности как совокупности определенных компетенций и являющейся важнейшей характеристикой теоретической и практической готовности специалиста к осуществлению педагогической деятельности.

    Следовательно, «традиционный набор «знаний и умений» должен быть дополнен готовностью выпускника к их реализации в своей профессиональной деятельности» .

    Современная педагогика профессионального образования для определения профессиональной готовности вводит понятие профессиональной компетентности (А.К. Маркова, В.И. Кашницкий, Л.А. Петровская, В.А. Сластенин и др.). Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

    В структуре готовности к профессиональной педагогической деятельности выделены следующие функциональные блоки:

    • 1. Личностно-мотивационный: включает профессионально важные качества, определяющие отношение к профессиональной деятельности.
    • 2. Представление о целях профессиональной деятельности: качества определяют понимание и принятие задач, цели профессиональной деятельности.
    • 3. Представление о содержании деятельности и способах ее выполнения: знания и умения, необходимые для выполнения профессиональной деятельности.
    • 4. Информационный блок: качества, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение информации, необходимой для выполнения профессиональной деятельности.
    • 5. Управление деятельностью и принятие решений: качества обеспечивают планирование, контроль и оценку собственной профессиональной деятельности.

    Каждый блок включает перечень профессионально важных качеств, которые оказывают значимое влияние на эффективность профессиональной педагогической деятельности.

    Психологическая готовность педагога к профессиональной деятельности проявляется:

    • - в форме установок (как проекции прошлого опыта на ситуацию "здесь и сейчас"), предшествующих любым психическим явлениям и проявлениям;
    • - в виде мотивационной готовности к "приведению в порядок" своего образа мира (такая готовность дает человеку возможность осознать смысл и ценность того, что он делает);
    • - в виде профессионально-личностной готовности к самореализации через процесс персонализации.

    Институт психологии и педагогики

    Контрольная работа

    по учебной дисциплине «Возрастная психология»

    на тему: «Готовность детей к школе»

    Введение……………………………………………………………………………..3

    Глава 1. Психологическая готовность детей к школьному обучению…………..4

        Понятие готовности детей к школьному обучению………………...4

        Краткие итоги дошкольного развития ребенка……………………...6

    Глава 2. Компоненты психологической готовности к обучению в школе………7

    2.1. Интеллектуальная готовность………………………………………....7

    2.2. Личностная готовность…………………………………….…………..8

    2.3. Волевая готовность…………………………………………………...10

    2.4. Нравственная готовность……………………………………………..12

    Заключение………………………………………………………………………….13

    Список литературы………………………………………………………………....14

    Введение

    Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов развития в период дошкольного детства.

    Мы живем в XXI веке и сейчас очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

    Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка.

    В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе, разработано множество методик, программ (Гудкина Н.Н., Овчарова Р.В., Безруких М.И. и др.) диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости.

    Но на практике психологу трудно выбрать из этого множества ту, которая (полностью) поможет комплексно определить готовность ребенка к обучению, помочь подготовиться ребенку к школе.

    Глава 1. Психологическая готовность к школьному обучению

        Понятие готовности к школьному обучению

    Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи. Но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

      Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных изменений и навыков, необходимых для обучения в школе.

      Исследования новообразований и изменений в психике ребенка.

      Исследования генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.

      Изучение изменений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.

    Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр учебной деятельности. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе.

    Л. И Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мысленной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции, своей познавательной деятельности к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции.

    На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

        Краткие итоги дошкольного развития ребенка

    К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.

    Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И.Ю. Кулашна выделяет два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

    Глава 2. Компоненты психологической готовности к обучению в школе

    2.1. Интеллектуальная готовность

    Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. От решения задач, требующих установление связей и отношений между предметами и явлениями, с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению их в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Вместе с тем, дети становятся способны к первым обобщениям, основанным на опыте их первой предметной практической деятельности и закрепляющемся в слове. Развивающееся мышление дает детям возможность предусматривать за ранее результаты своих действий, планировать их.

    В дошкольном возрасте внимание носит произвольный характер. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник пользуется определенными способами, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания – произвольного внимания к 6-7 годам уже достаточно велики.

    Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Перед ребенком может быть поставлена цель, направленная на запоминание материала. Он начинает использовать приемы, направленные на повышение эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.

    Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания.Таким образом, интеллектуальная готовность ребенка характеризуется созреванием аналитических психологических процессов, овладением навыками мыслительной деятельности.

    2.2. Личностная готовность

    Чтобы ребенок успешно учился, он должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И. Божович характеризует внутреннюю позицию как центральное личностное позиционирование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно-значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком, как адекватный для него путь к взрослости – он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции».

    С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития – младший школьный возраст.

    Внутреннюю позицию школьника можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком, как его собственная потребность («Хочу в школу»).

    Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка с взрослым, как внеситуативно-личностное общение. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образом для подражания.

    Личностная готовность к школе включает также определенное отношение ребенка к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания.

    О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом.

    2.3. Волевая готовность

    Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить специфику развития произвольной сферы. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований конкретных правил, задаваемых учителем при работе по образцу. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели.

    Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управляет своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными под влиянием ситуативных чувств и желаний.

    Л.С. Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению с взрослыми.

    В современных научных исследованиях понятие волевого действия практикуется в разных аспектах. Одни психологи первоначальным звеном полагают выбор решения и постановку цели, другие ограничивают волевое действие его исполнительной частью. А.В. Запорожец считает наиболее существенным для психологии воли превращение известных социальных и прежде всего, моральных требований в определенные моральные мотивы и качества личности, определяющие ее поступки.

    Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни.

    На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферы личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что проявляется в возрастающем стремлении к преодолению трудностей. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения, соподчинения им.

    Появление определенной волевой направленности, выдвижения на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что, руководствуясь своим поведением этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию окружающей среды. Он постепенно овладевал умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия. В частности, мотивам общественного характера у него появляется уровень целенаправленности, типичный для дошкольника.

    Вместе с тем, не смотря на то, что в дошкольном возрасте появляются волевые действия, сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к волевым длительным усилиям.

    2.4. Нравственная готовность

    Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера, его взаимоотношений с взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С. Выготским внутренними этическими инстанциями.

    Д.Б. Эльконин связывает возникновение этических инстанций с изменением взаимоотношений между взрослыми и детьми. В раннем детстве деятельность ребенка осуществляется преимущественно в сотрудничестве с взрослыми: в дошкольном возрасте ребенок становится способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания. В результате совместная деятельность его с взрослыми как бы распадается вместе с чем ослабевает и непосредственная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых и детей. Однако взрослые продолжают оставаться притягательным постоянным центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Это порождает у детей потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по образцу. В условиях повседневного поведения и общения его с взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребенка-дошкольника формируется общественное знание многих социальных норм, но это значение еще до конца не сознаваемо ребенком и непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями.

    Первые этические инстанции представляют собой пока еще относительно простые системные образования, являющиеся зародышами нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения. Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными, чем многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.

    Таким образом, обобщая все изложенное можно сказать, что школьная готовность – это комплексное явление, включающее в себя интеллектуальную личностную, волевую готовность. Для успешного обучения ребенок должен соответствовать предъявляемым ему требованиям.

    Заключение

    Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

    Готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.

    В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И проблема эта по-прежнему актуальна. Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости.

    Психологическая готовность к обучению – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Какие же составляющие водят в этот набор «школьной готовности»? Основными компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная, волевая, нравственная готовности.

    Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента, возникает потребность в психологической помощи ребенку.

    Список литературы

      Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 980 – с. 250-257

      Кравцов Е. Е. «Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе», М., 1991 - 145 с.

      Мухина В. С. «Психология детства и отрочества», М., 1998 – 488 с.

      «Особенности психологического развития детей 6 – 7 летнего возраста» под ред. Д. П. Элькошина, А. Л. Вангера, М. 1988 – 189 с.

      Рогов Н. И. «Настольная книга практического психолога», М. 1999 – кн. 1, 214 с.

    1. Диагностические методы психологической готовности детей к школьному обучению

      Дипломная работа >> Психология

      ... готовности детей к школьному обучению . Объект исследования: Психологическая готовность ребенка к школьному обучению . Предмет исследования: Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению ... прикладных психолого -педагогических экспериментов...

    2. Педагогическая психология. Психология педагогического общения

      Конспект >> Педагогика

      Психофизиологический аспект органического созревания. Проблема готовности детей к школьному обучению ... воспитывающего обучения и обучающего воспитания. Активно изучаются: психолого -педагогические факторы готовности детей к школьному обучению ; содержание...

    3. Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению

      Реферат >> Психология

      Уровня готовности детей к школьному обучению и дальнейшей профилактики школьной

    Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по совокупности таких особенностей:

    • морфологических;
    • психологических;
    • личностных.

    Степень их сформированности зависит от:

    • правильного созревания организма дошкольника (особенно ЦНС);
    • уровня развития его психических процессов;
    • социальной среды, в которой малыш воспитывался;
    • личностных качеств, которые у него выработались;
    • наличия основных универсальных учебных умений.

    Представим основные виды готовности к обучению в школе и их характеристики в таблице.

    Физическая

    Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья.

    Психологическая

    Интеллектуальная

    Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию.

    Социальная

    Готовность взаимодействовать с окружающим социумом.

    Личностная

    Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника.

    Эмоционально-волевая

    Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок.

    Специальная

    Основные учебные умения

    По оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.

    Физическая готовность

    Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.

    1. Уровень биологического развития:
    • рост;
    • масса;
    • работоспособность;
    • система условных словесных реакций;
    • зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.
    1. Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.

    При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.

    Общее физическое развитие. Определяется по наличию основных физических качеств:

    • ловкость;
    • скорость;
    • сила;
    • скоординированность движений.

    Уровень развития основных видов движений:

    • прыжки;
    • наклоны;
    • приседания;
    • ползание.

    Развитие мелкой моторики рук:

    • держать ручку или карандаш;
    • проводить четкие линии;
    • перекладывать мелкие предметы;
    • складывать лист бумаги.

    Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:

    • умываться;
    • чистить зубы;
    • мыть руки;
    • пользоваться туалетом;
    • одеваться;
    • застегиваться и завязывать шнурки;
    • следить за своим внешним видом;
    • пользоваться столовыми приборами;
    • убирать за собой посуду;
    • организовывать рабочее место;
    • собирать, складывать и убирать свои вещи.

    Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о:

    • важности быть здоровым;
    • необходимости беречь здоровье;
    • режиме дня;
    • значимости занятий спортом.

    Физически здоровый и подготовленный ребенок , изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.

    Психологическая готовность

    Рассмотрим виды психологической готовности к школе, которая охватывает несколько аспектов.

    Умственная готовность включает:

    • достаточный багаж знаний об окружающем мире;
    • умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач;
    • любознательность, потребность в получении новых знаний;
    • уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;
    • наличие словесно-логического и образного мышления;
    • развитую речь, достаточный словарный запас;
    • сформированные сенсорные навыки;
    • устойчивое внимание;
    • крепкую память.

    Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым условием для успешного овладения учебной программой.

    Социальная готовность базируется на таких компонентах:

    • коммуникативность;
    • стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;
    • умение выслушивать собеседника;
    • готовность соблюдать очередь;
    • готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
    • понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.

    Основы взаимоотношения ребенка с окружающим миром закладываются в семье и развиваются в процессе посещения дошкольного учреждения. «Домашние» дети труднее приспосабливаются к условиям школьного коллектива.

    Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему. Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь . Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, обладание канцелярскими принадлежностями и т.д.), а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки.

    К тому же ребенок должен быть готов, что в семье его будут считать более взрослым и самостоятельным. Поэтому увеличится количество требований и семейных обязанностей. В этом плане особенно сложная ситуация складывается в семьях, где еще есть дети дошкольного возраста.

    Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:

    • радостное ожидание поступления в школу;
    • принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;
    • способность подчинять свои мотивы коллективным;
    • умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;
    • стремление преодолевать трудности;
    • стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;
    • сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств своего характера и готовность меняться;
    • присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.

    Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.

    Специальная готовность

    Специальная готовность к школьному обучению заключается в том, что ребенок обладает некоторыми универсальными учебными умениями:

    • называть буквы;
    • читать слоги или слова;
    • считать, прибавлять и отнимать в пределах 10;
    • писать отдельные элементы;
    • рисовать простые предметы;
    • выполнять несложные физические упражнения.

    Это лишь примерный список. Обычно такие умения формируются в ходе специальных занятий, которые проводятся в детском саду. Их наличие необходимо для изучения школьных предметов, предусмотренных учебным планом.

    Важно, чтобы все основные виды готовности ребенка к школе были сформированы на достаточном уровне. Только в таком случае в условиях систематического обучения у ребенка не наступит ухудшение здоровья, он будет справляться с предъявляемыми требованиями, успешно усвоит школьную программу и социально-психологически адаптируется к школьной жизни.

    Начало обучения ребенка в 1-м классе - это очень ответственный и достаточно сложный период в жизни ребенка. Ведь в жизни малыша произойдет много изменений: появятся новые знакомства, новые взаимоотношения, новые обязанности. Изменится вид деятельности: сейчас основной деятельностью карапуза является игра, с приходом в школу основной деятельностью станет обучение.

    В психологии выделяют такое понятие, как «готовность ребенка к школьному обучению». Что означает это понятие, из чего оно состоит, чем определяется? В целом понятие «готовности ребенка к школе» рассматривается как комплексное и многогранное, которое охватывает все сферы жизни и деятельности будущего первоклассника, которое необходимо сразу разделить понятия педагогической и психологической.

    Педагогическая готовность к школе

    Под педагогической готовностью, как правило, подразумевается умение читать, считать и писать. Однако само по себе наличие только этих умений и навыков не является гарантом того, что ребенок будет учиться успешно.
    Психологическая готовность к школе включает следующие компоненты:

    • физиологическая готовность
    • gознавательная (интеллектуальная) готовность
    • эмоционально-волевая готовность
    • социальная готовность
    • мотивационная готовность

    Физиологическая готовность ребенка к школе

    Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса. Здоровые дети лучше приспосабливаются к изменениям, связанныи с началом обучения

    Признаки физической готовности к школе:

    • меняются зубы
    • ребенок может достать правой рукой до левого ухо, огибая голову сверху, а левой - правогоо (достаточная длина рук)
    • ловит и бросает мяч
    • поднимается по лестнице переставляя ноги
    • на пальчиках ног и рук выражены суставчики (у незрелых деток ручки и ножки еще пухленькие, суставчики незаметны)
    • оттопыривает большой палец при рукопожатии.

    Интеллектуальная готовность ребенка к школе

    Интеллектуальная (познавательная) готовность связана с соответствующим уровнем развития познавательной сферы ребенка: мышление, память, внимание, восприятие, воображение.

    Мышление

    На момент начала обучения в школе ребенок должен обладать определенным запасом знаний об окружающем мире, о себе, о природе, о других людях, об отношениях между людьми.

    Например, ребенок должен знать свое имя и фамилию, основные геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, круг), основные цвета. Владеть понятием «больше» - «меньше», «высокий» - «низкий», «широкий» - «узкий». Желательно, чтобы ребенок ориентировался в пространстве (различал понятия «лево» и «право», понимал значения понятий «под», «над», «около», «между»). Ребенок должен уметь сравнивать, анализировать, обобщать, определять главные и второстепенные признаки предметов и явлений.

    Внимание

    Развитая мелкая моторика рук

    Достаточное развитие мышц руки, умение выполнять пальчиками мелкие действия (например, развитие будет залогом того, что ребенок легко научится писать.

    Развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику, расширять словарный запас можно и во время специальных игровых занятий с малышом (именно игра превращает скучное обучение на интересную и увлекательную игру), и во время ежедневного бытового общения.

    Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе

    Не менее важной, чем интеллектуальная готовность, является эмоционально-волевая готовность ребенка к обучению. Эта составляющая включает достаточное развитие воли, ослабление импульсивных реакций, умение управлять своими эмоциями (например, слушать, не перебивая). Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, прилагать усилия для реализации цели, преодолевать препятствия, выполнять не интересную, но полезную работу.

    Выполняет ли твой малыш простые, но постоянные (например поливать цветы)? Или убирает ли за собой игрушки? Застилает ли свою постель (хотя бы с помощью взрослых)? Не перебивает во время разговора? Дав ответ на эти простые вопросы, ты узнаешь, сформирована ли у малыша эмоционально волевая готовность.

    Социальная готовность ребенка к школе

    Следующий компонент - социальная готовность. Это и желание общаться, и умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, умение уступать, подчиняться интересам детской группы, класса, уважение к желаниям других людей. Вообще, ребенок ведет себя с другими детьми в школе так, как видит это и слышит дома. То есть ребенок в своих взаимоотношениях с другими детьми являются зеркалом того, какие взаимоотношения царят в семье. Именно в семье ребенок получает первые образцы общения.

    Мотивационная готовность ребенка к школе

    Мотивационная готовность сформирована, если у ребенка есть желание ходить в школу, является стремление получать знания, узнавать новое, интересное, выполнять новую социальную роль - роль школьника.

    Помни, приемные комиссии не имею право проверять умение ребенка писать, читать и считать - этому он должен научиться в первом классе.

    Следует помнить, что игровая мотивация сменяется на учебную после 7 лет (есть немало исключений, но в основном так)

    После семи лет у ребенка формируется способность произвольно удерживать внимание...

    Поэтому большинство психологов за то, чтобы дети шли в школу с 7 лет.

    Публикации по теме