Педагогика как наука. Предмет, объект, функции, задачи

По материалам моих лекций.

Педагогическое знание относится к числу древнейших. Оно зародилось вместе с человеческим обществом, когда появилась потребность передавать новым поколениям с трудом добываемый опыт выживания. Педагогические знания фиксировались в житейских нормах – верованиях, требованиях. Затем постепенно сложились традиции, предания, обычаи, которые отражали опыт, необходимый для передачи молодежи. Веками процесс передачи опыта протекал "сам собой", не нуждаясь в специальном изучении.

Так продолжалось до тех пор, пока накопленный человечеством опыт стал настолько велик, что его оказалось невозможным освоить в ходе естественного существования. И хотя невозможно установить даже приблизительную дату, когда именно это произошло, но именно с этого исторического момента появляется педагогическая деятельность как особая сфера социальной деятельности человека, а передача социального опыта стала целенаправленным процессом.

Конечно, в первобытном обществе не существовало школ в обычном понимании. Просто взрослые, старшие стали специально обучать младших, передавая им свои знания и умения. Тем не менее, это стало ключевым этапом, определившим появление абсолютно нового для человечества социального явления: педагогического процесса.

Развитие педагогического процесса происходит в школах Древнего мира (шумерские «дома таблички», древнеегипетские школы писцов и т.д.). Многочисленные источники свидетельствуют об огромном значении педагогического процесса в античном мире. В Древней Греции вопросы обучения и воспитания становятся частью этики – раздела философии, изучающего взаимодействие человека и общества. Эти вопросы занимают важное место в деятельности Сократа , в сочинениях Платона и Аристотеля .

Педагогическая практика и педагогическая мысль продолжают развиваться и дальше, однако до XVII в. педагогическое знание по-прежнему входит в состав философии. Как особую науку педагогику впервые выделил из системы философских знаний Фрэнсис Бэкон , а основоположником научной педагогики считается Ян Амос Коменский , сформулировавший первые законы обучения и воспитания в знаменитом труде «Великая дидактика» (1632).

Развитие педагогики ускоряется в XVIII в., и становится особенно быстрым в XIX – XX вв.

В любой науке принято различать её объект (область существующей действительности, которую исследует данная наука) и предмет (способ видения объекта, позволяющий сосредоточиться на изучении именно тех аспектов объекта, которые существенны для данной науки). В.А. Сластенин даёт следующие определения объекта и предмета педагогики.

Объект педагогики – явления действительности, которые определяют развитие человеческого индивида в его взаимодействии с обществом.

Предмет педагогики – образование как реальный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (например: в семье, в образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Основываясь на сущности предмета педагогики, В.А. Сластенин определяет педагогику следующим образом: педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека в течение всех периодов его жизни .

Это определение раскрывает особенности современной педагогики, которая изучает образования не только детей, как это было в начале формирования педагогических знаний (педагогика с древнегреческого буквально переводится как "ведение ребёнка", "детовождение"), но и взрослых.

Педагогический (образовательный) процесс включает в себя воспитание и обучение. Поэтому часто педагогика определяется более кратко: как наука о воспитании и обучении человека .

Как и любая наука, педагогика выполняет определённые функции, решает ряд актуальных для человечества задач.

К основным функциям педагогической науки можно отнести следующие:
- объяснительную (описание и объяснение педагогических явлений и процессов, выявление их причин, установление их закономерностей, условий их существования, функционирования и развития);
- преобразующую (совершенствование педагогической практики на основе фундаментального знания);
- прогностическую (обоснованное предвидение развития педагогической реальности).

Основные задачи педагогики:
- выявление закономерностей воспитания и обучения, закономерностей, проявляющихся во взаимосвязи воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе, а также закономерностей управления образованием;
- изучение и обобщение педагогической практики, опыта педагогической деятельности;
- разработка новых способов и средств обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
- прогнозирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее;
- внедрение в практику образования результатов педагогических исследований.

Подборка похожих материалов Вам неинтересна? Загляните на одну из случайно выбранных страниц:

1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ

Педагогика – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим. В буквальном переводе с греческого слово «педагогика» означает «детовождение». Педагогика является одной из древнейших наук. На протяжении всей истории человечества формировалась и развивалась народная педагогика. Людей, которые занимались воспитанием и обучением, стали называть педагогами. Обобщение педагогической практики дало толчок развитию педагогики как науки, вначале входившей в состав философии.

А в XVII в. педагогика получила статус самостоятельной науки. Объектом педагогки является человек, развивающийся в процессе воспитательной деятельности и отношений.

Предметом педагогики служат сами воспитательные действия и отношения, влияющие на развитие человека.

Педагогика как наука изучает теорию педагогического процесса, направленного на гармоничное развитие индивида. Упрощенно этот процесс можно обозначить как «образование, обучение, воспитание». Потому предмет педагогики можно определить как изучение целенаправленного воздействия на развитие и формирование личности в процессе воспитания, образования и обучения. Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д. К таким задачам можно отнести:

1) изучение истории развития педагогического знания и его использования в обществе;

2) проведение исследований по актуальным педагогическим проблемам;

3) разработку адекватных педагогических теорий и практических рекомендаций;

4) разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышение их эффективности;

5) разработку форм, методов, средств и технологий педагогической работы;

6) приоритетную разработку актуальных проблем гражданского, нравственного, правового, гуманитарного, демократического, этнокультурного воспитания;

7) разработку вопросов управления педагогическими учреждениями, педагогическими системами, педагогической деятельностью, его научного, организационного, методического, учебно-технического и кадрового обеспечения;

8) разработку системы профессионально-педагогической подготовки руководителей, должностных лиц, специалистов разных ведомств и пр.;

9) участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;

10) подготовку научно-педагогических и педагогических кадров, социальных, инженерных, юридических и иных педагогов для работы в необразовательных учреждениях и т. д.

В процессе решения этих задач педагогика реализует свои основные функции: социальную, научную и практическую.

Педагогика – наука социальная, имеющая социальное предназначение: совершенствование настоящей жизни и будущего на базе передачи опыта от старшего поколения младшему.

2 ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

С момента зарождения и до середины ХХ в. объектами научного и практического интереса педагогики были дети, педагоги, семья.

Сегодня педагогика не может ограничиваться рамками детства и школы. В связи с новыми реалиями и изменившимися условиями жизни людей педагогика должна охватывать всю структуру общественной жизни.

Педагогика является наукой о человеке. Объект познания в педагогике – человек, развивающийся в результате воспитательной деятельности и отношений. Для изучения своего объекта педагогика привлекает данные других наук: философии, психологии, социологии, медицины и др. Полученные результаты помогают составить целостную картину особенностей человеческой личности.

Личность человека в педагогике рассматривается с различных позиций: социологической (личность в социуме), психологической (особенности психологии возраста), биологической (особенности физического развития).

У каждой науки о человеке и обществе – одинаковые объекты исследования, но каждая наука имеет свой предмет исследований. Педагогика исследует воспитательные действия и отношения, обеспечивающие развитие индивида. Под развитием индивида следует понимать процесс внутреннего последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, которые обеспечивают реализацию его жизненного потенциала, сущности и назначения, становление его личности. Развитие индивида происходит под влиянием внешних и внутренних, природных и социальных, управляемых и неуправляемых факторов.

Личность – это системное свойство каждого человека, его качественные характеристики. Проблема личности находится в центре внимания многих наук, в педагогике же она рассматривается с точки зрения изменения и проявления ее педагогических свойств: воспитанности, образованности и развитости. Кроме того, педагогика изучает социализацию личности: процесс и результат возникновения у человека с момента рождения социально детерминируемых и важных педагогических новообразований.

Педагогика подходит к личности не как к пассивному объекту, наполняемому социальным опытом, а как к субъекту общественных отношений и педагогических систем, проявляющему активность и самостоятельность в усвоении опыта и формирующему самого себя, несущему личную ответственность за свою жизнь.

Задача педагогики – помочь человеку стать мыслящей личностью, гражданином своей страны и мира, понимающей свое место и поведение в обществе и для самоосуществления, направленного на сохранение и упрочение общечеловеческих ценностей.

Всестороннее и гармоничное развитие личности в педагогике – это взаимосвязанное формирование ее педагогических свойств и их совершенствование до цивилизованного уровня.

3 КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ

Общие, фундаментальные понятия науки, отражающие ее сущность, типичные формы, называются категориями. Базовыми категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогические взаимодействия, педагогическая задача, педагогические технологии, педагогический процесс.

Развитие – процесс последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию, сущность и становление его личности.

Воспитание – целенаправленный, систематический и планомерный процесс формирования личности человека в современных условиях, основанный на передаче опыта, ценностей и норм поведения от старшего поколения младшему. Воспитание должно привести к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу (цели). В педагогике выделяются следующие виды воспитания: умственное, трудовое, нравственное, этическое и т. д.

Образование – процесс и результат интеллектуального развития личности, усвоение системы знаний, умений, навыков.

Обучение – целенаправленный, специально организованный процесс передачи опыта, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.

Педагогическая деятельность – вид профессиональной деятельности, реализующей цели воспитания и образования.

Педагогическое взаимодействие является движущей силой педагогического процесса и представляет собой контакт педагога и учащегося, влекущий за собой взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Этот процесс включает в себя и педагогическое влияние, и его активное восприятие и усвоение учащимся.

Категории «воспитание», «обучение», «образование», «педагогическая деятельность» в современных условиях базируются на понятии «педагогическое самосовершенствование». Для эффективности педагогического процесса очень важны целенаправленные усилия самой личности по усвоению предшествующего опыта, ценностей и образцов поведения, системы знаний, умений, навыков, средств передачи опыта и др.

Педагогическое взаимодействие организуется для решения какой-либо педагогической задачи – материализованной педагогической ситуации, решаемой с помощью определенных педагогических технологий.

Педагогическая технология – это последовательная система взаимодействия педагога и учащегося, основанная на применении тех или иных методов воспитания и обучения с целью решения педагогических задач.

Таким образом, педагогический процесс можно представить как специально организованное взаимодействие педагога и учащегося с учетом содержания образования и воспитания, с использованием различных педагогических средств, направленное на реализацию педагогических задач, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

4 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Образовательный процесс – это процесс интеллектуального развития личности, усвоения ей опыта старших поколений, результатов развития науки и общественной практики в виде системы знаний, умений и навыков.

Главная цель образовательного процесса – формирование образованности учащихся, просвещенности в тесной связи с общим педагогическим совершенствованием личности, воспитанностью и развитостью. Недостатки в любой из этих составляющих приводят процесс образования к педагогической неполноценности.

Урезанный до просвещения процесс образования превращается в чисто учебный, лишаясь своих главных признаков. Главное педагогическое действие образовательного процесса – организованное присвоение учащимися определенной части предлагаемого им опыта и их личностные изменения. Основные элементы образовательного процесса: осознание и формулирование цели; управление им; деятельность учащихся, учение; субъект-субъектное взаимодействие; макро-и микросреда, в которых он осуществляется и воплощает цели в результаты; конечные результаты. Все эти элементы взаимосвязаны и включают в себя все компоненты «педагогического квадрата» – образование, обучение, воспитание и развитие.

Основные условия эффективности образовательного процесса.

1. Подчинение достижению цели образования всей системы образовательного учреждения: целенаправленность, целевая деятельность, целевое управление, ориентированное на требуемый результат, обеспечивающее его достижение.

2. Обеспечение педагогической целостности процесса: включение всех направлений педагогической работы – учебно-педагогической, воспитательно-педагогической, развивающе-педагоги-ческой.

3. Осуществление научно обоснованной педагогической декомпозиции общей цели и наметка конкретных задач, вытекающих из квалификационных требований к выпускнику: выстраивание компонентов системности процесса, таких как содержание, время, формы, условия, технологии, методы, контроль, оценка, коррекция и др.

4. Ориентация на обучающихся: образовательное учреждение создается и функционирует для тех, кто в нем учится.

5. Помощь ученику в формировании себя как личности: воплощение цели формирования личности в концепции учреждения образования, уставе, программах и ином, а также в личной концепции каждого педагога.

6. Максимально доступная интенсификация учения: обеспечение стиля и атмосферы в образовательном учреждении, при котором у учеников возникает желание учиться.

7. Гуманизация и демократизация процесса, использование современных психолого-педагогических технологий.

8. Постоянный контроль, оценка, коррекция результатов по критериям целей и задач.

9. Осуществление образовательного процесса преподавателями-профессионалами; повышение педагогического профессионализма учительского и научно-педагогического состава.

5 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Методология – учение о принципах и способах научного познания фактов, закономерностей и механизмов исследуемой действительности и ее преобразования. Существуют общенаучная, частная и специальная методологии.

Педагогическая методология обеспечивает фундаментально-достоверный подход к специфике познания любых объектов и явлений педагогической действительности.

Любое педагогическое исследование, решение и действие научно корректно и педагогически эффективно, если в основе его лежит осмысленный и грамотно реализованный методологический подход.

Принципы педагогических исследований.

1. Принцип социальности.

2. Принцип практичности.

3. Принцип системности.

4. Принцип развития, историзма и современности.

5. Принцип единства воспитания, образования, обучения и развития.

6. Принцип единства личности, среды, деятельности и поведения.

7. Принцип педагогически эффективной активности личности.

8. Принцип гуманности и цивилизованности.

9. Принцип педагогической предметности.

10. Принцип комплексности. Педагогические исследования проводятся с использованием общенаучных методов. Однако имеются и специфические методы.

Организационные методы – методы планирования и построения исследования – включают изучение состояния проблемы, разработку научной гипотезы, организационно-методический замысел. Метод сбора данных призван выявить, измерить и зафиксировать исследуемое явление. Для этого используются хронометраж, наблюдение, анализ биографий, ситуаций, фактов, беседа и интервьюирование, анализ педагогической документации, анализ и оценка результатов деятельности, обобщение педагогического опыта, сравнительно-педагогический и социально-педагогический методы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент и пр.

Методы обработки данных: количественные (обсчет полученных данных, ранжирование, шкалирование, процентирование, корреляционный и факторный анализ, статистическая оценка, составление таблиц и графиков и др.) и качественные (систематизация, группировка, типо-логизация, синтез, оценка, педагогический анализ собранных обобщенных знаний и пр.).

Интерпретационные методы имеют содержательную педагогическую специфику. В их число входят есть следующие: каузальный (констатация и объяснение причинно-следственных связей и зависимостей); системный (оценка исследуемого явления как целостной педагогической системы); структурный (выявление элементов исследованного явления); функциональный (изучение динамики, функций исследуемого явления в целостной системе отношений); генетический (обнаружение развития, изменений, их тенденция); дедукции и индукции (заключения и выводы, осмысление); педагогический консилиум (групповой экспертный анализ и оценка).

6 МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА

Профессиональная образовательно-воспитательная работа является творческой. Поэтому любой педагог-практик накапливает множество эффективных средств воспитательного воздействия на личность, оригинальных образовательных и обучающих технологий. Однако без теоретического обоснования и научной интерпретации применение педагогических действий и техники не имеет педагогической ценности. Сегодня выполнение действий и техника – это не только эмпирический процесс, не только обобщение опыта, но и результат экспериментальных педагогических исследований. Основываясь на общепедагогических положениях об использовании научных методов, педагог-профессионал в постоянном творческом поиске адаптирует их к себе и конкретным решаемым задачам. Со временем это развивает у педагога умения, педагогическую интуицию («искусство педагога»).

Результаты педагогических исследований могут быть обманчивыми, если не исключать влияния субъективности самого исследователя. Субъективность может возникнуть по причине предубеждения, неосознанных предпочтений, соблазн найти подтверждение исходной гипотезе и пр. Согласно общенаучному принципу объективности исследователь обязан исключить влияние на выводы и рекомендации личных пристрастий, взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности, амбициозности и недостаточной личной научно-педагогической подготовленности.

Кроме того, педагог-исследователь должен: 1) сочетать экспертные методы с экспериментальными;

2) изучать одно и тоже явление, свойство, элемент несколькими методами;

3) использовать валидные методы;

4) строить выводы и оценки не на единичных фактах и данных, а на их статистически достаточном множестве;

5) применять методы математической статистики;

6) проводить педагогические консилиумы, привлекая экспертов;

7) завершать исследование практической апробацией.

Главное условие, требование к педагогу-исследователю – социальная ответственность и научная добросовестность, стремление к эффективности, истине, деловому результату.

Существуют два уровня методологической культуры педагога.

1. Педагогический уровень: педагог обязан знать историю педагогики; основные принципы, используемые в качестве методологических установок (принцип доступности, индивидуальности, единства обучения, воспитания и развития). Кроме того, педагог должен иметь навыки использования различных методов ведения урока и навыки воспитательной работы. Велика значимость умения педагога выбрать и применить методы и методологические установки, соответствующие познавательной и практической деятельности.

2. Диалектический уровень: педагог должен применять в своей деятельности противоположные, взаимоисключающие идеи, принципы и положения.

Методологическая культура педагога – один из элементов, составляющих основу педагогического мастерства.

7 ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ. СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Основными отраслями педагогики можно назвать следующие науки.

1. Общая педагогика исследует общие закономерности воспитания, обучения и образования. Формулирует основные принципы и категории, которые используются во всех специальных и прикладных педагогических науках. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания, дидактика, теория организации и управления образовательными системами.

2. История педагогики изучает развитие педагогической мысли в различные исторические эпохи.

3. Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных систем в разных странах.

4. Возрастная педагогика изучает особенности воспитания человека на разных возрастных этапах.

5. Специальная педагогика (дефектология) разрабатывает основы, методы, формы и средства воспитания и обучения индивида, имеющего отклонения в физическом и умственном развитии. Имеет ряд отраслей: сурдопедагогику, тифлопедагогику, олигофренопедагогику, логопедию.

6. Методики преподавания обучение конкретным дисциплинам (языку, математике, химии, истории и т. д.).

7. Профессиональная педагогика изучает педагогические процессы, ориентированные на конкретное профессиональное образование человека (военная, инженерная, производственная, медицинская и другие виды педагогики).

8. Социальная педагогика ведет теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых (клубы, секции, студии и пр.).

9. Исправительно-трудовая педагогика изучает теорию и практику перевоспитания лиц, находящихся в заключении.

10. Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной работы педагогов с ослабленными и больными школьниками. Взаимодействует с медициной.

Педагогика активно взаимодействует с другими науками. В процессе разработки педагогических теорий важную методологическую роль играет философия, являющаяся основой для осмысления целей воспитания и образования.

Наиболее тесная связь прослеживается между педагогикой и психологией: педагогика пользуется психологическими методами исследования, любая отрасль педагогики опирается на аналогичную отрасль психологии.

Связана педагогика и с физиологией. Для управления психическими процессами учащихся необходимо знать закономерности физиологических процессов организма в целом и его частей, функциональных систем. Это помогает педагогике разрабатывать развивающие и обучающие технологии, способствующие оптимальному развитию личности.

Велика помощь, оказываемая педагогике социологией, а новые возможности для исследования процессов образования и обучения дают информатика и кибернетика. Кроме того, педагогика опирается на данные исследований других наук: исторической, юридической, экономической, экологической, математической и пр.

Педагогика — одна из древнейших дисциплин в системе наук, однако парадоксальным образом так и не получившая за много веков четкого определения своих объектов, предметов и задач. Большинство обывателей считают, что педагогика занимается детьми, их развитием и воспитанием. В таком случае что делать психологии, социологии, педиатрии? Как быть со взрослыми, которых тоже приходится воспитывать, обучать, развивать? На самом деле определить, что изучает педагогика, и сегодня весьма сложно — слишком много сфер охватывает это гуманитарное понятие. Попробуем разобраться с научной дисциплиной.

Многие полагают, что педагогика — наука древнейшая, потому как дети были всегда и всегда требовали воспитания, иной раз и розгами. Здесь не надо путать естественные педагогические процессы и науку педагогику, которая знания об этих процессах систематизировала. Воспитывали детей, конечно, еще в пещерах, а у античных греков были даже педагоги — рабы, которые сопровождали мальчиков в школу, носили за ними глиняные таблички и следили, чтобы физические упражнения не нанесли юным грекам вред. Сегодня их бы назвали телохранителями или гувернерами.

В отдельную науку педагогика выделилась из теологии и философии, когда набрала достаточный базис. Случилось это в относительно недавнем (в исторических масштабах) прошлом: в 17 веке философ Френсис Бэкон в процессе изучения методов научного познания отделил педагогику от философии, а Ян Амос Коменский определил ее как науку и создал свою педагогическую систему. На ее основе, кстати, созданы все современные системы обучения.

Единого мнения, что именно изучает педагогика, так и не сложилось. Получилось, что наука эта находится на стыке множества гуманитарных дисциплин, соотносится с ними и развивается в теснейшей взаимосвязи. В разное время разные ученые считали, что педагогика:

  • наука о воспитании человека
  • наука о педагогическом процессе, организованном в педагогической системе
  • непосредственно воспитание, направленное на присвоение культурных ценностей
  • наука о целенаправленном процессе передачи опыта и знаний подрастающему поколению
  • наука об организованной, целенаправленной, систематической деятельности по формированию человека, о методах, принципах, закономерностях и процессах передачи знаний от педагога к ученику.

Все подобные определения в равной степени верны и в равной степени ошибочны, вернее, не полны. Педагогика как наука изучает педагогическую деятельность во всей широте охвата. Что представляет собой педагогическая деятельность? В самом общем смысле — это целенаправленное, социально и личностно обусловленное, осуществляемое под педагогическим руководством приобщение человека к жизни в человеческом обществе.

Такое общее определение требует пояснений. Педагогика не отождествляется с непосредственно образовательным процессом, в результате которого люди получают те или иные знания, умения и навыки. Педагогика не рассматривает независимый процесс приобретения знаний об окружающем мире и его явлениях. Так, из поля зрения педагогики равным образом выпадают, к примеру, методологические основы химических исследований и самостоятельное осваивание ребенком велосипеда.

Когда химик рассказывает о результате своих или чужих опытов — он ведет образовательную, а не педагогическую деятельность, однако она может быть предметом педагогики и являться одним из педагогических процессов. Служить кому-то примером, создавать шаблон поведения — не значит быть педагогом: целенаправленность и организованность — две основные характеристики педагогической деятельности.

Педагогика как наука описывает, объясняет и предсказывает явления педагогического процесса, рассматривая их совместно с другими гуманитарными науками. Можно говорить о теории этой дисциплины и ее прикладной отрасли, которая исследует средства воспитания, его организационные формы, способы, а также структуру и этапы воспитательного процесса.

Современная педагогика (от греч. paidos - дитя и ago - веду, вос­питываю) занимает особое место в системе наук о человеке. Она изуча­ет и решает проблемы воспитания, обучения, образования и развития человека, возникающие на разных этапах его жизни в различных усло­виях социально-экономического и научно-технического развития обще­ства, которое постоянно ставит новые задачи в области образования и воспитания.

Педагогика, как и другие науки, имеет предмет и объект.

Предметом педагогики является целостный гуманистический процесс воспитания и образования, развития социально активной личности, под­готовки ее к жизни и труду, общественной деятельности с учетом обще­ственно-экономической обстановки в стране.

Объектом изучения и исследования в педагогике является реальный процесс передачи новому поколению социально-исторического опыта и культуры человечества, пути его приумножения, гуманистическое вос­питание, обучение и воспитание человека на разных этапах его жизни, формирование общественных и межличностных отношений.

Особенностью предмета и объекта педагогики является то, что ос­новное место в ней занимает, во-первых, процесс формирования высо­когуманистических взаимоотношений педагога и обучающихся, включа­ющих взаимное доверие, уважение, разумную требовательность, заботу о всестороннем развитии каждого с учетом индивидуальности, во-вто­рых, организация учебно-воспитательного процесса, который обеспечил бы творческое усвоение социального опыта и современной культуры по основным видам деятельности (человек, техника, природа, знаковая сис­тема, художественный образ), развитие творческой личности, а также гу­манизация, демократизация и гуманитаризация обучения и воспитания.

Педагогика как наука имеет свои понятия - основные единицы мыс­лительной деятельности. Понятийно-терминологический аппарат педа­гогики включает более тысячи понятий, среди которых основными явля­ются “воспитание”, “обучение”, “развитие”, “образование”, “педагоги­ческий процесс” и др.

Рассмотрим некоторые из них.

Воспитание - целенаправленный организованный процесс, обеспе­чивающий всестороннее развитие личности и подготовку ее к трудовой и общественной деятельности. Как явление общественной жизни оно воз­никло в процессе труда.

Понятие “воспитание” употребляется в нескольких значениях:

В широком социальном - как социальное явление;

В широком педагогическом - как целенаправленный педагогичес­кий процесс;

В узком педагогическом - как специально организованный про­цесс по воспитанию личностных качеств человека.

Воспитание - явление социальное. Оно появилось с момента зарож­дения человеческого общества, возникнув из потребности поддержания и сохранения человеческого рода. Во всех социально-экономических фор­мациях воспитание выполняло сходные функции и имело некоторые сход­ные признаки:

Забота о здоровье и физическом развитии подрастающего поколе­ния;

Передача накопленного опыта: производственного, духовного в виде знаний, умений, навыков, опыта взаимоотношений;

Формирование определенного мировоззрения;

Психологическая и практическая подготовка к самообразованию.

Сказанное не относится к цели воспитания, его принципам, содер­жанию, формам и методам, которые исторически менялись и зависели от общественно-экономической и политической структуры общества.

Самовоспитание - деятельность человека, направленная на само­усовершенствование в интеллектуальном, нравственно-волевом, эстети­ческом и физическом направлениях.

Перевоспитание - деятельность педагога, направленная на устра­нение тех или иных недостатков у воспитуемых.

Образование - процесс и результат овладения обучающимся систе­мой научных знаний, умений, навыков, формирования на их основе миро­воззрения, нравственных, духовных, эстетических и других качеств лич­ности, развитие ее творческого потенциала, гуманных межличностных и общественных отношений.

Образование представляет собой результат завершенного обучения (целенаправленного процесса двусторонней деятельности педагога и уча­щихся по передаче и усвоению знаний).

Самообразование - целенаправленный процесс самостоятельного овладения целостной системой знаний, умений и навыков, взглядов, убеждения прогрессивным опытом в определенной сфере деятельно­сти под воздействием личных и общественных интересов.

Развитие - целостный, чрезвычайно сложный и противоречивый процесс, проявляющийся в качественных изменениях в личности чело­века, которые происходят в течение всей жизни, но наиболее интенсив­но - в детском и юношеском возрасте.

Развитие личности, его источники и факторы ученые трактуют по- разному в зависимости от своих философских взглядов. В связи с этим выделяют концепции биологизаторскую и социологизаторскую. Пред­ставители первой концепции (Д. Дьюи, Ф. Аквинский, 3. Фрейд, Ф. Мюл­лер и др.) рассматривают развитие личности на основе идеалистичес­ких, метафизических представлений. Они считают, что личность форми­руется по заранее созданной программе (наследственности) и развитие происходит само по себе, а воспитание и среда играют вспомогательную роль.

Представители социологизаторской концепции (Э. Роттердамский, Дж. Локк, Дж. У отсон и др.) отбрасывают значимость наследственности как фактора развития личности и считают, что человек развивается в ре­зультате социальных отношений, социальной среды.

Передовые педагоги прошлого Я. Коменский, А. Дистервег, К. Ушин- ский и другие считали, что человек формируется в результате комплек­са воздействий - наследственности, среды и воспитания - и указы­вали на значимость последнего.

Современная наука о становлении и развитии личности строится на понятии многофакторности развития. Эти факторы могут быть внешни­ми и внутренними, объективными и субъективными. Именно они и явля­ются движущими силами развития личности. Возникающие противоре­чия (внутренние и внешние, общие, присущие каждому человеку, и ин­дивидуальные, характерные для отдельно взятой личности) способствуют развитию личности, стимулируют личную активность, создают мотивы и условия деятельности, побуждают к самосовершенствованию, само­развитию.

Современная психология и педагогика рассматривают развитие лич­ности под воздействием трех факторов: наследственности (генетическо­го кода), среды и воспитания.

Под наследственностью понимают воспроизведение у потомков биологического сходства с их родителями. Наследственная программа развития человека включает постоянную и меняющуюся части. Наслед­ственность у человека проявляется в виде задатков (строения органов, нервной системы, рецепторного аппарата и физических признаков: кон­ституции тела, цвета волос, глаз и т. д.). Психические свойства личнос­ти, черты характера, склонности не наследуются.

Среда - это природное окружение и социальные условия жизни. К ним относятся общественный строй, экономический и культурный уклад жизни и другие определяемые этими условиями обстоятельства: система народного образования, типы учебно-воспитательных учрежде­ний, принципы (нормы, правила) жизни, бытовые традиции, средства общения и др.

Человек может активно и результативно управлять процессом воспи­тания, используя его для совершенствования личности.


Рассматривая весь спектр гуманитарных наук, легко можно прийти к выводу, что одной из самых древних среди них является педагогика. Объясняется данный факт тем, что воспитание детей требовалось всегда. Без него становилась невозможной социализация личности, ее адаптация к установленным общественным порядкам и т. д. Педагогика позволяет изучить развитие человека со всех сторон и выявляет закономерности в различных видах человеческой деятельности, но при этом неважно то, совершается она взрослым индивидом или ребенком.

Изначально изучением воспитательного процесса занималась философия. Выделение педагогики в самостоятельную науку произошло только в начале XVII века. Этому способствовало наличие огромной теоретической базы. Ф. Бэкон, исследовавший различные способы познавательной деятельности, провел разделительную черту между философией и педагогикой. Также, велик вклад Я. А. Коменского, которым была выдвинута четкая дефиниция и разработана первая педагогическая система.

Дефиниция педагогики

Даже после приобретения самостоятельности описываемой областью, в педагогических взглядах длительное время отсутствовало единство. Это объясняется тем, что представленная наука включает в себя множество гуманитарных дисциплин, проведение исследований в области которых, требует наличия глубоких знаний.

На разных этапах развития педагогика рассматривалась в качестве:

Науки о воспитании человека;

Науки об образовательных системах и процессах, связанных с ними;

Дисциплины о воспитательном процессе, требующемся для социализации личности и ее адаптации к существующим общественным условиям;

Науки о передаче накопленных знаний и опыта представителям подрастающего поколения.

Все дефиниции, перечисленные выше, являются отражением конкретных областей педагогики. Исследователи намного позже поняли, что эта наука занимается изучением всех без исключения закономерностей воспитательного процесса, затрагивает его многочисленные проявления, особенности и аспекты, опираясь на другие гуманитарные науки.

Подробнее о педагогической деятельности

Современные ученые пришли к выводу, что педагогическая деятельность представляет собой комплекс воспитательно-образовательных процессов, направленных на адаптацию человека к гармоничной жизни в условиях общества. При этом она не ограничивается исключительно воспитанием и образованием, которые позволяют получить определенные знания и умения. Данная разновидность научной деятельности обладает целенаправленным характером, благодаря которому достижение поставленных целей является возможным.

На основе всего, что было сказано выше, можно сделать вывод о том, что педагогика – наука, требующая педагогического руководства. Оно необходимо для проведения различных видов деятельности, в результате которых происходит приобщение личности к социуму.

Кратко о социализации как основной функции

Центральное место в педагогике отводится процессам социализации. Они обеспечивают то, что человек получает новые знания и впитывает имеющийся социально-культурный опыт. Это позволяет ему развиваться как личности и приводит к тому, что он становится неотъемлемой частью общества.

Публикации по теме