Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия. Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия Стандарт оснащения кабинета врача-пластического хирурга

Алексей
12.07.2018 в 11:57

Добрый день! Уважаемая Татьяна Алексеевна! Вы дали предписание о проверке клиник пластической хирургии на основании недоделанного приказа № 298н. Понятно, что порядок наводить нужно, но всех грести под одну гребенку?!!! Клиники существующие в течении десятков лет и не имеющих ненужного оборудования именно в клинике под одной крышей? Абсурд! Хочется искоренить шарлатанов, но каким путем? Сколько нужно теперь затратить средств на покупку ненужного оборудования (например круглосуточный маммограф - смешно), которое будет простаивать, закупать и затем выбрасывать кровь, при дефиците доноров в стране?Через дорогу лаборатория, тоже нельзя работать? Хотя к нам поступают все обследованные с ног до головы, операционные,палаты пит, большой стационар, анестезиологи - реаниматологи, автоклав свой, рядом лаборатория, если нужно кровь, рентген и все остальное, но не одном здании, и отказываем сомнительным пациентам! И не далось времени на подготовку! И в соответствии с этим приказом, если у нас нет в стране двойных стандартов необходимо закрыть все стоматологии, где берутся пациенты на местную анестезию вообще без анализов и наличия рядом анестезиологов-реаниматологов, так же как в любом амбулаторном кабинете поликлиник у хирурга или уролога и т.д. Может дать распоряжение проводить проверки не нахрапом а учитывая опыт работы клиники, наличия осложнений, отзывам пациентов? Вы же понимаете, что на основании вашего распоряжения на местах начнутся перегибы и будут закрывать все подряд не взирая а лица! Сколько ответственных налогоплательщиков потеряет наша страна, вы же как экономист понимаете?! В Приказе и порядке даже не указан список анализов, необходимых для проведения операций, вы же понимаете, что приказ не доработан. К написанию приказа отнеслись халатно, появилось ощущение, что хотят разрушить чей то бизнес в угоду другим, может есть какая то коррупционная составляющая? Мы добропорядочные и ответственные специалисты болея за нашу страну, пациентов и законность обращаемся к вам для более внимательного отношения к данной проблеме! Преступниками должны заниматься правоохранительные органы! И мы многие годы неоднократно получая лицензии МЗ и проходя проверки Росздравнадзора теперь оказываемся у разбитого корыта, лицензии аннулируются, на каком основании? Теперь нам идти в суд? Просим ВАС разобраться и дать дополнительные указания органам проверок на местах. Понятно, что приказ необходимо переделывать, и давать к нему Коментарии, но нас прикроют, прервется поток пациентов (700 человек в год только в нашей клинике) , 30 человек окажутся на улице, только в нашей клинике, и работу найти может и не удастся, а до пенсии теперь долго. Найдите пожалуйста время на наши беды время, разберитесь. Иначе опять будет в нашей стране все как всегда......... Заранее спасибо!

КОММЕНТАРИИ


 |

ИНДРА-М
03.09.2018, 10:48

Нами направлено данное письмо Министру здравоохранения Скворцовой В.И. 10 августа 2018 г., вход.№ 2099006 в МЗ РФ. Ждем ответа.

ИНДРА-М
03.09.2018, 10:42

К Вам обращаются врачи-пластические хирурги Республики Бурятия, руководители медицинских организаций, где осуществляется оказание медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия».

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 мая 2018 года № 298н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия» (далее ˗ Приказ) существенно изменяет правила оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия».

Понимаем, что новые требования Приказа установлены вследствие произошедших трагических случаев, связанных с причинением вреда здоровью и смерти пациентов при проведении пластических операций, и поддерживаем, что порядок оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия» должен определять четкие регламентированные правила.

Вместе с тем, в порядке оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия», утвержденном Приказом, отсутствует необходимое разделение требований в области реконструктивной и эстетической медицины. Так, эстетическая медицина не требует в отличие от реконструктивной медицины оснащения высокотехнологичным оборудованием. Выполнение «объемных» операций, таких как «подтяжка» лица, круропластика или глютеопластика, в большинстве случаев, не нуждаются в рентгенографическом обследовании, компьютерной томографии и переливании крови, не говоря уже об операциях на ушной раковине, кончике носа, коже верхних и нижних век и т.п., которые могут проводиться в условиях хирургического дневного стационара.

Согласно новым требованиям данные оперативные вмешательства возможны только в многопрофильной больнице, где в обязательном порядке должны круглосуточно действовать: рентгеновское отделение, оснащенное стационарным рентгенодиагностическим, маммографическим аппаратом и (или) аппаратом магнитно-резонансной томографии с возможностью выполнения магнитно-резонансной томографии молочных желез; отделения анестезиологии-реанимации, клинико-диагностическая лаборатория; трансфузиологический кабинет; операционная; перевязочная. При этом, все перечисленные отделения, а также кабинет и операционная должны располагаться в пределах одного здания или комплекса зданий, соединенных теплыми переходами, обеспечивающими перемещение и транспортировку пациентов без выхода за пределы помещений, используемых медицинской организацией.

Считаем, что установленные требования способствуют необоснованному удорожанию медицинской помощи и значительному снижению ее доступности для большинства населения, что приводит к нарушению статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В настоящее время доказано, что оказание хирургической помощи при небольших операциях в амбулаторно-поликлинических условиях имеет некоторые преимущества перед стационарным лечением. Прежде всего, это повышение:

1) медицинской эффективности (сокращение осложнений вследствие внутрибольничной инфекции);

2) экономической эффективности (разгрузка дорогостоящих хирургических стационаров, более низкая себестоимость на амбулаторные хирургические услуги в сравнении со стационарными);

3) социальной эффективности (пациент не оторван от привычной семейной обстановки, что снижает уровень стресса и способствует более быстрому выздоровлению).

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что до 40-50% плановых хирургических операций можно выполнять в амбулаторно-поликлинических условиях.

Необоснованно урезаны функции центров амбулаторной пластической хирургии по проведению мелких и средних операций по пластической хирургии. Эти центры амбулаторной хирургии являются субъектами малого бизнеса, о развитии которого ратуют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Врач-пластический хирург, оказывающий первичную специализированную медицинскую помощь в условиях кабинета, квалифицированный специалист, закончивший обучение в ординатуре по пластической хирургии, становится не врачом- пластическим хирургом, а теоретиком-консультантом. Ему запрещено проводить любые манипуляции в кабинете. На приеме он может лишь проконсультировать пациента, максимум ˗ сделать перевязку. При этом, хирурги, акушеры-гинекологи в рамках действующих нормативных правовых актов, могут проводить оперативные вмешательства в амбулаторных условиях. Врач-косметолог, чья деятельность осуществляется только в условиях кабинета, в соответствии с действующим Порядком оказания медицинской помощи по профилю «косметология», имеет право выполнять медицинские процедуры, необходимые для коррекции выявленных нарушений и дефектов, инвазивные процедуры (введение инъекционных тканевых наполнителей; инъекции препаратов токсина ботулизма; инъекционная коррекция рубцовой ткани; мезотерапия; биоревитализация; пилинг срединный; инъекционное введение лекарственных препаратов). Создавшаяся ситуация ведет к нарушению пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по проведению единой государственной политики в сфере охраны здоровья.

Складывается впечатление, что Приказ не защищает интересы пациента, а открыто лоббирует интересы крупных клиник пластической хирургии. Субъектам малого и даже среднего бизнеса, оказывающим медицинскую помощь по профилю «пластическая хирургия», дорога в эту сферу теперь закрыта. Создается почва для сокращения числа легальных клиник и появления «черного» рынка пластических операций, и как следствие, повышается риск увеличения числа трагических случаев, связанных с причинением вреда здоровью гражданам в результате проведения пластических операций.

Как повлияет на деятельность клиник новый закон о пластической хирургии, вступивший в силу 31.05.2018 г.? Что изменится для пациентов и медперсонала, согласно Приказу №298н? Что необходимо будет поменять во внутреннем устройстве и комплексном оснащении кабинетов?

Прежде стоит обозначить, что Приказ «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия» пришёл на смену старому документу №555н Минздрава РФ от 30.10.2012 по причине того, что смертность от подобных операций остаётся на достаточно высоком уровне. Приказ №298н от 31.05.2018 г. призван защитить клиентов центров эстетической медицины и пластической хирургии. Планируется, что качество услуг с новейшими введениями существенно улучшится.

Особенности и изменения

Порядки касаются отдельных кабинетов, блоков и целых центров пластической хирургии. Теперь комплексное оснащение более строго регламентировано, что должно обязать владельцев медцентров соблюдать вполне определённые нормативы, закупать всё необходимое для прохождения процедуры лицензирования.

Строго будут контролироваться мероприятия по закупке оборудования и медицинской техники, предназначенной для проведения осмотров, хирургических операций и поддержания состояния пациентов в течение реабилитационного периода. Те клиники, которые не введут требуемые изменения в своей работе, согласно Приказу №298н от 31.05.2018 г., вынуждены будут прекратить деятельность.

Какие моменты корректирует новый закон?

Документ затрагивает самые важные аспекты деятельности клиник пластической хирургии, от оснащения кабинетов, отделений и комплексно центров до штатных нормативов и организации работы медицинского персонала. Исходя из изменений, приведённых в новом законе о пластической хирургии, ООО «МЕДМАРТ» упорядочила раздел Готовых решений для клиник данного профориентации.

Приказ №298н от 31.05 2018 утверждает порядок оказания услуг. Виды медицинской помощи, которые должен оказывать современный центр пластической хирургии:

  • неотложная, экстренная и плановая;
  • первично-специализированная и специализированная. Медико-санитарная помощь в данном случае подразумевает услуги с привлечением высокотехнологичного оборудования и техники.

Также новый закон регламентирует условия стационарные и амбулаторные. Более детально проработаны условия, в которых должна предоставляться помощь пациентам, находящимся под круглосуточным контролем или пребывающим в дневном стационаре.

Деятельность хирурга, который допускается до проведения оперативных вмешательств, также регламентирована. Дипломированный специалист должен оказывать услуги только в кабинете, который полностью соответствует настоящему приказу. Присутствие в штате больницы пластического хирурга не означает возможности ведения полноценной деятельности. Операции по профилю «пластическая хирургия» могут и должны проводиться исключительно в тех помещениях/кабинетах, которые соответствуют новому закону абсолютно по всем пунктам.

Показания к пластической хирургии - свежий взгляд

Что кардинально поменялось, так это влияние желаний самих пациентов клиник. Теперь амбиции по поводу собственной внешности и требования по её корректировке не выступают первичным толчком для действий хирурга. Новый закон, вступивший в силу от 31.05.2018 г. в России, ограничивает специалистов в деятельности, если нет веских медицинских показаний для проведения того либо иного вмешательства.

Подробно описаны в пункте 2 закона все изменения, по сравнению с предшествующим документом. Приоритетными стали поддержание и восстановление здоровья человека. Цель услуг, которые должны предлагать центры эстетической медицины, сводится к возвращению пациента к нормальной жизнедеятельности после перенесённой аварии, причинённой травмы, вследствие сложного заболевания и приёма сильнодействующих препаратов. Кратко можно описать деятельность клиник так:

  • устранение функциональных дефектов;
  • возвращение первичных анатомических данных, утраченных по различным причинам;
  • исправление ятрогенных отклонений, генетических врождённых или приобретённых в течение жизни;
  • корректировка внешнего вида, максимально приближенная к общепринятым представлениям о внешности человека;
  • травматическая ампутация различных конечностей по медицинским показаниям;
  • реконструктивная пластика, дающая возможность нарастить кости и мягкие части в местах повреждений;
  • борьба с возрастными изменениями. Здесь допустимо затрагивание разных частей головы и тела обратившегося за профессиональной помощью человека;
  • изменение анатомии отдельных структур, подлежащих и покровных тканей, которое способствует возврату пациента к привычному для него образу жизни.

Если желание любого обратившегося человека к дипломированному специалисту ставилось ранее во главу угла, то сегодня такая формулировка вовсе удалена из регламентирующего документа. Менять свою внешность без какой-то надобности и видимых на то причин уже не получится. Врач сам будет определять необходимость в проведении той или иной операции, исходя из положительных моментов, которые приобретёт после конкретного мероприятия или процедуры его пациент.

Пластическая хирургия максимально приблизится к традиционной медицине, направленной на улучшение и поддержание здоровья, продление нормальной жизнедеятельности граждан. Менять форму носа или ушей, поддаваясь веяниям моды или своему собственному настроению, не получится!

Именно переход пластической хирургии и сектора эстетической медицины в русло чисто медицинского направления и является наиболее ценным изменением, которое должно произойти с введением в практику нового закона в России.

Приказ № 298н от 31.05.2018 г. и новый пластический хирург

Кем будут новые врачи, как они будут работать? Устаревший Приказ был во многом несовершенен. Эксперты считают, что основной его ошибкой было разрешение на проведение сложных операций, способных повлечь за собой роковые последствия для жизни людей, хирургами, прошедшими кратковременной обучение по выполнению тех или иных оперативных вмешательств.

С нововведениями резко сузится круг тех врачей, пусть и длительно практикующих хирургов, которые будут допущены к проведению конкретных оперативных вмешательств. В компетенции пластических хирургов остаётся весь спектр мероприятий по изменению анатомических и структурных изменений разных частей тела пациента. А хирургам, специализировавшимся на других направлениях, но прошедших курсы по изменению квалификации придётся вернуться к ведению деятельности по своему основному профилю. Полноценное обучение длится в течение нескольких лет, а приобретённые на практике навыки дают базу для безошибочного ведения деятельности.

Таким образом, новый закон со всеми его поправками поможет удалить из сегмента предоставления услуг в центрах пластической и эстетической хирургии тех врачей, которые не обладают достаточными компетенциями в данном вопросе.

Учитывая переход от желания пациента улучшить свою внешность к всяческому содействию поддержания здоровья граждан, центры должны проводить консультации по самым разным разделам медицины. Это значит, что штат сотрудников должно быть увеличен. А клиенты центров пластической хирургии теперь смогут получать информацию перед проведением любой операции от:

  • педиатра и неонатолога (для детской хирургии), терапевта;
  • ЛОР-врача;
  • гинеколога;
  • невролога и невропатолога;
  • уролога;
  • ортопеда-травматолога;
  • офтальмолога;
  • косметолога и дерматовенеролога;
  • хирурга, занимающегося восстановлением челюстно-лицевого аппарата.

Такой подход призван устранить ошибки, которые были допущены в практике ранее. Пациенты будут заранее осведомлены о качестве, объёме, типах проводимых мероприятий. Они получат консультации по возможным изменениям в работе разных органов и систем жизнеобеспечения, как негативным, так и позитивным. Каждый гражданин, решившийся на пластическую операцию по собственному желанию либо по медицинским показаниям будет ознакомлен с возможными рисками и вытекающими из них последствиями. Именно это должно уменьшить поток пациентов, которые проводят эксперименты с внешностью и решаются на анатомические изменения без веских причин.

Как изменится работа клиник?

Не всё так запутанно и сложно, как кажется на первый взгляд! Новый закон и Приказ о пластической хирургии не заставляет существенно увеличивать расходы центров на обучение и принятие в штат профильных специалистов разных направлений. Если в составе сотрудников нет какого-то врача, его можно привлечь для работы по договору на частичную занятость. Главное здесь - получение пациентами информации о состоянии собственного здоровья, его возможном улучшении или ухудшении вследствие оказания тех или иных услуг в рамках центра пластической хирургии.

Важные моменты при комплексном оснащении кабинетов

Штатные нормативы не касаются частных клиник. Оснащение кабинетов описано в Приложении №1, в котором указывается на то, что теперь подобные помещения должны входить в центры медицинских комплексов. Хирурги, не соответствующие квалификационным требованиям по профилю «пластическая хирургия», не будут допущены к практической деятельности.

Второе приложение к Приказу от 31.05.2018 регламентирует совместную деятельность хирургов и медицинских сестёр, которых должно быть не менее одной на одного врача. На каждые 3 помещения должно быть выделено не менее 1 санитарного работника. Подготовке отделения пластической хирургии к лицензированию посвящено Приложение №6. При этом для операционного блока есть свои поправки и перечне оснащения.

В кабинете должны быть чётко зонированы - перевязочная и место для проведения первичных и плановых осмотров с наличием всего необходимого оснащения. В общем кабинете не должны проводиться инвазивные мероприятия. Допустимы лишь перевязки после операций при стабильном состоянии пациента. Среди видов анестезий разрешена лишь аппликационная, остальные разновидности обезболивания проводятся в кабинете пластического хирурга.

Правильным стандартам оснащения посвящено третье приложение нового Приказа. В нём содержатся таблицы с перечнем обязательного и дополнительного (рекомендованного) оборудования, материалов расходных и т.д.

Последующие приложения регламентируют работу центров пластической хирургии и отделений в составе многопрофильных больниц. Все помещения отделения, в котором проводятся операции по пластической хирургии, должны находиться в одном здании либо части здания. При перемещении пациента нельзя вывозить/выводить за пределы одного строения, допускается перемещение из строения в строение по тёплым оборудованным переходам.

Новые кабинеты в центре пластической хирургии:

  • рентгеновский кабинет с современным аппаратом. Томограф или рентген необязателен лишь для стоматологических клиник. В общеклинических центрах, в которых выполняются самые разные операции, должны быть установлены МРТ и маммографы для обследования молочных желёз;
  • анестезиологический кабинет/отделение.;
  • реанимация с ПИТ для необходимого оборудования в зависимости от направленности - детский или взрослый центр;
  • лаборатория для проведения диагностических и клинических исследований;
  • перевязочный кабинет;
  • операционный блок;
  • кабинет или отделение трансфузиологии с аппаратами для переливания крови.

Выводы о внедрении нового закона

Если ранее кабинета для трансфузиологии и переливания крови не было, теперь он является обязательным. Круглосуточный стационар внедряется, помимо работающего дневного стационара и амбулатории. Кабинет с рентгеновским оборудованием оснащается в строгом соответствии с перечнем. О перенаправлении пациентов в сторонние центры для проведения подобных исследований можно забыть.

Хирурги, прошедшие обучение по повышению квалификации, не будут задействованы в проведении пластических операций. Все серьёзные манипуляции смогут выполнять лишь профильные специалисты, прошедшие полное обучение и получившие диплом с присвоением квалификации по соответствующему профилю.

Об утверждении Классификации запасов и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах " (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст. 141; 2001, N 21, ст. 2061; 2001, N 33, ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711; 2004, N 35, ст. 3607), Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3260; 2004, N 32, ст. 3347), приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Классификацию запасов и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов.

Приказом Минприроды России от 9 декабря 2008 г. N 329 пункт 2 настоящего приказа изложен в новой редакции

2. Ввести в действие указанную в пункте 1 настоящего Приказа Классификацию запасов и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов с 1 января 2012 года.

Министр Ю.П. Трутнев

Регистрационный N 7296

Классификация запасов и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов

I. Общие положения

1. Настоящая Классификация запасов и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов (далее Классификация) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах " (далее - Закон Российской Федерации "О недрах") (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст. 141; 2001, N 21, ст. 2061, 2001, N 33, ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711; 2004, N 35, ст. 3607), и п. 5.2.4 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3260; 2004, N 32, ст. 3347), и устанавливает единые для Российской Федерации принципы классификации запасов и ресурсов нефти, горючих газов (свободного газа, газа газовых шапок, газа, растворенного в нефти, и газа, содержащего конденсат).

2. Нефть и горючие газы, находящиеся в недрах, на основе анализа геологической изученности и степени подготовленности к промышленному освоению подразделяется:

На количество нефти, горючих газов и содержащихся в них попутных компонентов, которое находится в недрах в изученных бурением залежах (далее - геологические запасы);

На количество нефти, горючих газов и попутных компонентов, которое содержится в невскрытых бурением ловушках, нефтегазоносных или перспективных нефтегазоносных пластах, горизонтах или комплексах (далее - геологические ресурсы).

3. Запасы нефти и горючих газов подсчитываются по результатам геологоразведочных работ и разработки месторождений. Данные о запасах месторождений нефти и горючих газов используются при планировании и осуществлении их добычи, при разработке и реализации инвестиционных проектов на разведку и освоение месторождений, проектировании транспортировки и комплексной переработки нефти и горючих газов, при разработке концепций экономического и социального развития субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом и при решении научных проблем, связанных с прогнозом нефтегазоносности.

4. Ресурсы нефти и горючих газов оцениваются раздельно по нефти и газу в пределах нефтегазоносных провинций, областей, районов, зон, площадей и отдельных ловушек. Данные о ресурсах нефти и горючих газов используются при планировании поисковых и разведочных работ.

5. Объектом подсчета запасов является залежь (части залежей) нефти и горючих газов с доказанной промышленной нефтегазоносностью. Объектом оценки ресурсов являются скопления нефти, горючих газов в нефтегазоносных комплексах, горизонтах и ловушках, наличие которых в недрах прогнозируется по результатам геологических, геофизических и геохимических исследований.

6. По промышленной значимости и экономической эффективности выделяются группы запасов нефти и горючих газов.

7. Группы запасов выделяются по промышленной значимости месторождения и величине чистого дисконтированного дохода, определяемого по прогнозируемым показателям разработки при фиксированных нормах дисконта.

8. По экономической эффективности выделяются группы ресурсов нефти и горючих газов.

9. Группы ресурсов выделяются по величине ожидаемой стоимости запасов.

10. По степени геологической изученности и промышленной освоенности геологические запасы и геологические ресурсы подразделяются на категории.

11. Выделение категорий запасов по геологической изученности проводится по изученности геологического строения и нефтегазоносности залежи бурением, геофизическими методами, промысловыми и аналитическими исследованиями, позволяющими осуществить достоверный подсчет запасов и составить проект разработки на основе геологической и фильтрационной моделей залежи.

12. Выделение категорий ресурсов по геологической изученности проводится по изученности геологического строения и нефтегазоносности участка недр по площади и разрезу параметрическим и поисковым бурением, геофизическими, геохимическими и другими видами поисково-разведочных работ, детальности построения геологической модели перспективной ловушки и достоверности оценки ресурсов для проектирования поисковых и разведочных работ.

14. Подсчет запасов и оценка ресурсов могут проводиться детерминированным и вероятностным методами.

При использовании детерминированных методов рекомендуется оценивать погрешность подсчета запасов и оценки ресурсов, основываясь на точности определения подсчетных параметров.

Если используются вероятностные методы, то могут определяться следующие границы оценки запасов и ресурсов:

1) Минимальная (Р90) - оцененная величина запасов и ресурсов подтверждается с вероятностью 0,9;

2) Оптимальная или базовая (Р50) - оцененная величина запасов и ресурсов подтверждается с вероятностью 0,5;

3) Максимальная (Р10) - оцененная величина запасов и ресурсов подтверждается с вероятностью 0,1.

15. При определении запасов месторождений подлежат обязательному раздельному подсчету и учету запасы нефти, горючих газов и содержащиеся в них компоненты (конденсат, этан, пропан, бутаны, сера, гелий, металлы), целесообразность извлечения которых обоснована технологическими и технико-экономическими расчетами.

16. Подсчет и учет запасов нефти, горючих газов и содержащихся в них компонентов, имеющих промышленное значение, производят по каждой залежи раздельно и месторождению в целом по наличии их в недрах без учета потерь при разработке месторождений.

17. В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации "О недрах " с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется Государственный баланс запасов нефти и горючих газов на основе Классификации. Государственный баланс должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленными разведанными запасами полезных ископаемых.

18. Запасы нефти, газового конденсата, а также содержащихся в них компонентов, подсчитываются и учитываются, а ресурсы нефти и газового конденсата оцениваются и учитываются в единицах массы.

19. Запасы газа и гелия подсчитываются и учитываются, а перспективные и прогнозные ресурсы газа и гелия оцениваются и учитываются в единицах объема. Подсчет, оценка и учет производятся при условиях, приведенных к стандартным (при давлении 0,1 МПа и температуре 20°С).

20. Оценка и учет качества нефти и горючих газов производится в соответствии с установленными требованиями, с учетом технологии добычи и переработки, обеспечивающей их комплексное использование.

21. Месторождения (залежи) нефти и горючих газов для целей ведения учета запасов нефти и газа подразделяются по фазовому состоянию и составу углеводородных соединений, по величине запасов и сложности геологического строения.

22. При получении из скважин на месторождениях нефти и горючих газов притоков подземных вод определяется температура, химический состав подземных вод, содержание в них йода, брома, бора и другие полезные компоненты для обоснования целесообразности проведения специальных геологоразведочных работ с целью оценки запасов подземных вод и определения возможности использования их для извлечения полезных компонентов или для теплоэнергетических, бальнеологических и иных нужд.

23. При подсчете и учете запасов и ресурсов нефти и газа предусматриваются мероприятия по охране недр, сохранению и улучшению окружающей среды при освоении месторождений нефти и газа.

II. Группы запасов и ресурсов нефти и газа по экономической эффективности

24. Запасы нефти, газа и содержащиеся в них компоненты по степени экономической эффективности и возможности их промышленного освоения и использования подразделяются на две группы, подлежащие раздельному подсчету и учету - промышленно-значимые и непромышленные.

25. Промышленно-значимые запасы подразделяются на нормально-рентабельные и условно-рентабельные.

25.1. Запасы месторождений (залежей), вовлечение которых в разработку на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически эффективно в условиях конкурентного рынка при использовании техники и технологии добычи и переработки сырья, обеспечивающих соблюдение требований по рациональному использованию недр и охране окружающей среды (нормально-рентабельные);

25.2. Запасы месторождений (залежей), вовлечение которых в разработку на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам не обеспечивает приемлемую эффективность в условиях конкурентного рынка из-за низких технико-экономических показателей, но освоение которых становится экономически возможным при изменении цен на нефть и газ или появлении новых оптимальных рынков сбыта и новых технологий (условно-рентабельные).

26. К непромышленным запасам относятся запасы месторождений (залежей), вовлечение которых в разработку на момент оценки экономически нецелесообразно либо технически или технологически невозможно. В данную группу входят запасы нефти и горючих газов месторождений (залежей), которые экономически нерентабельны для освоения на современном этапе, а также законсервированные месторождения, месторождения расположенные в пределах водоохранных зон, населенных пунктов, сооружений, сельскохозяйственных объектов, заповедников, памятников природы, истории и культуры и месторождения, значительно удаленные от транспортных путей и территорий с развитой инфраструктурой нефтедобычи.

27. На промышленно-значимых месторождениях на основе технологических и экономических расчетов подсчитываются и учитываются извлекаемые запасы.

К извлекаемым запасам относится часть геологических запасов, извлечение которых из недр на дату подсчета экономически эффективно в условиях конкурентного рынка при рациональном использовании современных технических средств и технологий добычи с учетом соблюдения требований по охране недр и окружающей среды.

28. На месторождениях и залежах с непромышленными запасами подсчитываются и учитываются геологические запасы.

29. Ресурсы по экономической эффективности подразделяются на две группы: рентабельные и неопределенно-рентабельные.

К рентабельным ресурсам относятся ресурсы, имеющие положительную предварительно (или экспертно) ожидаемую стоимость запасов.

К неопределенно-рентабельным относятся ресурсы, на дату оценки имеющие неопределенную ожидаемую стоимость запасов.

30. В рентабельных ресурсах выделяются извлекаемые ресурсы.

К извлекаемым ресурсам относится часть геологических ресурсов, извлечение которых из недр экономически эффективно на дату оценки.

31. В неопределенно-рентабельных ресурсах извлекаемые ресурсы не выделяются.

III. Категории запасов и ресурсов нефти и газа по геологической изученности и степени промышленного освоения

32. Запасы нефти и горючих газов по геологической изученности и степени промышленного освоения подразделяются на категории: А (достоверные), В (установленные), C_1 (оцененные), С_2 (предполагаемые).

33. Категория А (достоверные) - разрабатываемые запасы залежи или ее части, разбуренной эксплуатационной сеткой скважин в соответствии с проектным документом на разработку. Геологическое строение залежи, форма и размеры определены, а флюидальные контакты обоснованы по данным бурения, опробования и материалам геофизических исследований скважин. Литологический состав, тип коллекторов, эффективные и нефте- и газонасыщенные толщины, фильтрационно-емкостные свойства и нефте- и газонасыщенность, состав и свойства углеводородов в пластовых и стандартных условиях и технологические характеристики залежи (режим работы, дебиты нефти, газа, конденсата, продуктивность скважин) установлены по данным эксплуатации скважин, гидропроводность и пьезопроводность пласта, пластовое давление, температура, коэффициенты вытеснения изучены с детальностью, достаточной для построения многомерных геологической и фильтрационной моделей залежи с высокой степенью достоверности. Рентабельное освоение залежи определено проектным технологическим документом на разработку и подтверждено фактической добычей.

1) запасы промышленно освоенных залежей (или их частей), дренируемые эксплуатационными скважинами при реализованных технологиях разработки в соответствии с проектным документом на разработку;

2) запасы промышленно освоенных залежей (или их частей), которые на дату подсчета по разным причинам не дренируются (в районе простаивающих скважин), ввод которых в разработку экономически обоснован и не потребует существенных дополнительных капитальных затрат;

3) запасы разрабатываемой залежи (или ее части), которые могут быть экономически рентабельно дополнительно извлечены из геологических запасов этой залежи за счет применения промышленно освоенных методов увеличения нефтеотдачи (МУН);

4) запасы, которые могут быть извлечены дополнительно из геологических запасов этой залежи за счет уплотнения первичной сетки эксплуатационных скважин.

34. Категория В (установленные) - запасы разведанной, подготовленной к разработке залежи (или ее части), изученной сейсморазведкой или иными высокоточными методами и разбуренной поисковыми, оценочными, разведочными и опережающими эксплуатационными скважинами, давшими промышленные притоки нефти или газа. Геологическое строение залежи, фильтрационно-емкостные свойства пород-коллекторов, состав и свойства флюидов, гидродинамические характеристики, дебиты скважин достаточно хорошо изучены по результатам геолого-промысловых исследований и пробной эксплуатации одиночных скважин. Степень изученности параметров залежи достаточна для построения надежной геологической и фильтрационной моделей залежи. Рентабельное освоение залежи подтверждено данными пробной эксплуатации, исследованиями скважин и обосновано проектным технологическим документом на разработку.

35. Категория C_1 (оцененные) - запасы части залежи, изученной достоверной сейсморазведкой или иными высокоточными методами в зоне возможного дренирования неопробованных скважин и примыкающие к запасам категорий А и В при условии, что имеющаяся геолого-геофизическая информация с высокой степенью вероятности указывает на промышленную продуктивность вскрытого пласта в данной части залежи. Степень геологической изученности геолого-промысловых параметров залежи достаточна для построения предварительной геологической модели и проведения подсчета запасов.

Технологические параметры разработки залежи определяются по аналогии с изученными участками залежи или с использованием аналогий по другим разрабатываемым месторождениям;

Рентабельность освоения определяется по аналогии с изученной частью залежи.

1) неразбуренной части залежи, непосредственно примыкающей к запасам категории А+В на расстоянии, равном зоне возможного дренирования;

2) части залежи в районе неопробованных скважин, в случае если продуктивность этой залежи доказана опробованием или эксплуатацией в других скважинах.

36. Категория С_2 (предполагаемые) - запасы в неизученных бурением частях залежи и в зоне дренирования транзитных неопробованных скважин. Знания о геолого-промысловых параметрах залежи принимаются по аналогии с изученной частью залежи, а в случае необходимости, с залежами аналогичного строения в пределах данного нефтегазоносного региона. Имеющейся информации достаточно для построения предварительной геологической модели и подсчета запасов. Технологические параметры и экономическая эффективность разработки запасов определяются по аналогии с изученными участками залежи или с использованием аналогий по разрабатываемым месторождениям.

1) участков залежи между доказанным контуром залежи и границами участков запасов более высоких категорий, если имеется достаточно геолого-геофизической информации для заключения о непрерывности пласта;

2) пластов с недоказанной продуктивностью, но изученных по материалам геофизических исследований скважин в транзитных эксплуатационных скважинах, при этом имеется обоснованная уверенность, что по данным геофизических исследований скважин они могут быть продуктивными;

3) неразбуренных тектонических блоков на залежах с установленной продуктивностью. При этом имеющаяся геологическая информация указывает, что возможно продуктивные пласты в пределах блоков по литолого-фациальным характеристикам аналогичны изученной части залежи.

37. При ведении учета запасы категории А, В и C_1 не рекомендуется суммировать с запасами категории С_2.

38. Ресурсы нефти и горючих газов по геологической изученности подразделяются на категории D_1 (локализованные); D_2 (перспективные) и D_3 (прогнозные).

39. Категория D_1 (локализованные) - ресурсы нефти и горючих газов возможно продуктивных пластов в выявленных и подготовленных к бурению ловушках. Форма, размеры и условия залегания предполагаемых залежей определены по результатам геолого-геофизических исследований, толщина и коллекторские свойства пластов, состав и свойства нефти и газа принимаются по аналогии с разведанными месторождениями.

40. Категория D_2 (перспективные) - ресурсы нефти и горючих газов литолого-стратиграфических комплексов и горизонтов с доказанной промышленной нефтегазоносностью в пределах крупных региональных структур. Количественная оценка прогнозных ресурсов проводится по результатам региональных геологических, геофизических, геохимических исследований и по аналогии с открытыми месторождениями в пределах оцениваемого региона.

41. Категория D_3 (прогнозные) - ресурсы нефти и газа литолого-стратиграфических комплексов, оцениваемые в пределах крупных региональных структур, промышленная нефтегазоносность которых еще не доказана. Перспективы нефтегазоносности этих комплексов прогнозируются на основе данных геологических, геофизических, геохимических исследований. Количественная оценка прогнозных ресурсов этих категорий производится по предположительным параметрам на основе имеющихся геологических представлений и по аналогии с другими, более изученными регионами, где установлены разведанные месторождения нефти и горючих газов.

IV. Характеристика месторождений (залежей) нефти и горючих газов по фазовому состоянию

42. В зависимости от фазового состояния и состава основных углеводородных соединений в недрах месторождения (залежи) нефти и горючих газов подразделяются на:

1) нефтяные (Н), содержащие только нефть, насыщенную в различной степени газом;

2) газонефтяные (ГН), в которых основная часть залежи нефтяная, а газовая шапка не превышает по объему условного топлива нефтяную часть залежи;

3) нефтегазовые (НГ), к которым относятся газовые залежи с нефтяной оторочкой, в которой нефтяная часть составляет по объему условного топлива менее 50%;

4) газовые (Г), содержащие только газ;

5) газоконденсатные (ГК), содержащие газ с конденсатом;

6) нефтегазоконденсатные (НГК), содержащие нефть, газ и конденсат.

43. В газовых залежах по содержанию С_5+в выделяются следующие группы газоконденсатных залежей:

1) низкоконденсатные - с содержанием конденсата менее 25 г/м3;

2) среднеконденсатные - с содержанием конденсата от 25 до 100 г/м3;

3) высококонденсатные - с содержанием конденсата от 100 до 500 г/м3;

4) уникальноконденсатные - с содержанием конденсата более 500 г/м3.

V. Градация месторождений (залежей) нефти и горючих газов по величине извлекаемых запасов

44. Месторождения нефти и газа по величине извлекаемых запасов нефти и геологических запасов газа подразделяются на:

1) уникальные - более 300 млн. т. нефти или 500 млрд. м3 газа;

2) крупные - от 30 до 300 млн. т. нефти или от 30 до 500 млрд. м3 газа;

3) средние - от 3 до 30 млн. т. нефти или от 3 до 30 млрд. м3 газа;

4) мелкие - от 1 до 3 млн. т. нефти или от 1 до 3 млрд. м3 газа;

5) очень мелкие - менее 1 млн. т. нефти, менее 1 млрд. м3 газа.

VI. Распределение залежей нефти и горючих газов по сложности геологического строения

45. По сложности геологического строения выделяются залежи:

1) простого строения - однофазные залежи, связанные с ненарушенными или слабонарушенными структурами, продуктивные пласты характеризуются выдержанностью толщин и коллекторских свойств по площади и разрезу;

2) сложного строения - одно- и двухфазные залежи, характеризующиеся невыдержанностью толщин и коллекторских свойств продуктивных пластов по площади и разрезу или наличием литологических замещений коллекторов непроницаемыми породами, либо тектонических нарушений;

3) очень сложного строения - одно- и двухфазные залежи, характеризующиеся как наличием литологических замещений или тектонических нарушений, так и невыдержанностью толщин и коллекторских свойств продуктивных пластов, а также залежи сложного строения с тяжелыми нефтями.

Публикации по теме