Курсы по речи и дикции. Курсы дикции и правильной речи

С помощью слова человек выражает свои мысли, а значит, если его речь путаная, значит и в голове у него бардак? Так? Не совсем, но именно такое впечатление рождается о говорящем у его собеседника. Некоторые люди просто не умеют красиво говорить, хотя их внутренний мир очень даже богат. Причин для такой неприятности может быть много: стеснение и комплексы, нарушенная дикция, неприятное звучание голоса, тихий или громкий звук, отталкивающая манера повествования (занудство, навязывание, недоброжелательность, угрюмость).

Если на первой встрече вам будет достаточно говорить общие фразы, говорить ни о чем, отшучиваться или мило улыбаться, то на последующих встречах этого будет уже не достаточно. От вас будут ждать глубину мысли, содержательности темы разговора, широты кругозора, интересной подачи, разносторонности взглядов. Также наметилась тенденция спроса на чтение стихов противоположному полу. Многие молодые люди учат огромные фрагменты литературных работ Шекспира, чтобы покорить их прочтением свою спутницу. «Приправленные» актерским мастерством романтические строки покоряют с первого звука.

Уроки постановки голоса и речи в Москве

В этом и многих других случаях будут полезны занятия сценической речью. Еще ораторы древнего мира проходили обучение технике речи в самых экстремальных условиях. Они репетировали, стоя на краю скалы, перекрикивая шум волн и крики чаек. Красивой речи обучались все аристократы. Сейчас умение говорить грамотно и красиво перестало быть сверхъестественным даром. Это просто необходимость, если вы хотите быть успешным, поэтому мы настоятельно рекомендуем курсы постановки техники речи в Москве, за 8 занятий!

Каждый день нам нужно готовить презентации, выступать на совещаниях, общаться с клиентами и коллегами. Поэтому занятия и уроки сценической техники речи не кажутся такой уж прихотью «буржуев». Жители столицы с волнением ищут курсы постановки голоса и речи в Москве.

Занятия по технике речи и постановке голоса

Опираясь на тот факт, что публика больше реагирует на то как вы говорите, чем что, и видя, как на некоторых выступлениях монотонный голос оратора усыпляет, в основе тренингов публичных выступлений в первую очередь лежит работа над голосом.

Но и тут не все так просто. Дело в том, что звучание голоса зависит от дыхания, артикуляции и даже психоэмоционального фона говорящего. Публичная речь и ораторское искусство постигается через изучение того, как происходит звукоизвлечение, как следует артикулировать, как правильно дышать . Это ежедневная работа над голосом, проговаривание скороговорок и выполнение специальных актерских упражнений. Работа эта для самостоятельного изучения не простая, поэтому так востребованы курсы сценической речи в Москве.

Педагоги отмечают, что последнее время многие ученики обращаются с проблемой быстрой речи. Ее причина кроется в волнении говорящего, иногда она воспринимается как желание закрыть скорее тему или откровенное вранье. Также быстрая речь очень сложна для восприятия, она быстро утомляет и отталкивает.

На курсах постановки голоса и техники речи не стоит торопиться с результатом. Следует понимать, что работа эта кропотливая, регулярная и упражнений достаточно много. На мастер — классах вы узнаете о существовании отдельных упражнений для дыхания, дикции, артикуляции, звучания.

Изучение риторики начинается с азов : с правил построения речи, ее подготовки, проведения и ответов на вопросы по ней. Благодаря практическим урокам на сцене, вы приобретете уверенность и вам будет легче выступать перед незнакомыми людьми.

Многие бояться публичных выступлений по причине последующих «щекотливых» вопросов. Следует помнить, что поставить вас в тупик может лишь тот вопрос, на который вы не знаете ответ, поэтому готовьтесь к публичным выступлениям. Придумывайте ответы на все вопросы и обвинения, с которыми на вас могут обрушиться и тогда вам удастся намного меньше волноваться перед выходом к публике.

Искусство речи, риторика и ораторское мастерство помогут вам завести новые знакомства, познакомиться с более влиятельными людьми, подняться по карьерной лестнице, выделиться среди коллег, стать душой кампании.

Высокая культура речи и ораторское искусство покоряется лишь тем, кто не боится пробовать и ошибаться. Чем больше в театральных курсах актерского мастерства публичных выступлений, тем быстрее вы научитесь говорить красиво, а манера поведения на сцене свободнее и привлекательнее.

Дерзайте: под лежачий камень вода не течет!

Правильная речь и дикция - курсы важны не только вокалистам и певцам. Все, кто выходит на сцену, обязаны красиво, четко и внятно говорить, чтобы речь была понятна аудитории. Даже на защите диплома вы почувствуете себя гораздо увереннее, если выступление безупречно. В крупном деловом городе, как Москва, правильная и грамотная дикция, производящая впечатление - залог успеха .

Публичное выступление требует уверенности в себе, а вокальное – тем более. В процессе вокализирования текста множество букв теряются сами по себе, незаметно проскальзывают. Когда исполнитель волнуется, получится и вовсе нечто невнятное.

Что делать, если беспокоят проблемы с речью? Если существуют, пусть и незначительные, дефекты? . Эти уроки направлены, в первую очередь, на то, чтобы снять напряжение с речевого аппарата. Зачастую именно это - первопричина невнятного произношения.

Репетитор по дикции составит вместе с вами индивидуальное расписание обучения, учитывая ваши пожелания, и вы начнете посещать уроки.

На занятиях выполняются следующие задания:

  • Проговаривание специальных скороговорок. Для тех учеников, у кого есть проблемы с определенным типом произношения, подбираются скороговорки, направленные на устранение конкретного недостатка;
  • Начнете с коротких фраз, постепенно, по мере обучения удлиняя их;
  • Постановка дикции включает в себя умение правильно дышать. Вас научат брать дыхание таким образом, чтобы хватало на всю фразу, либо же брать его незаметно, чтобы не рвать ее;
  • Упражнения для дикции на произношение отдельных сложных или проблемных звуков;
  • Чтение вслух. Это могут быть как знакомые вам стихи или проза, так и совершенно новые произведения. Чтение вслух способствует выработке внятной речи.

Вокальная дикция хорошо поддается тренировке, если в рот положить несколько мелких предметов, например, камушков или орехов. И вместе с ними произносить выученные ранее скороговорки.

Важно помнить, что дышать необходимо «животом», это так называемый диафрагмальный или брюшной тип дыхания. Он обеспечивает более глубокий вдох и экономное расходование воздуха при пении или разговоре. Занятия для дикции совмещают непосредственно речевой тренинг произношения и постановку дыхания.

Конкурс скороговорок

Постановка дикции и голоса - есть ли возрастные ограничения?

Нет, возраст значения не имеет, дикцию развивают как детям, так и взрослым. Репетиторы школы сайт сначала проводят работают над выявлением звуковых огрехов, а потом, с учетом возраста и недочетов составляют программу уроков. Предела возраста, как и совершенства, для занятий нет.

Записи клиентов

Заговори, чтобы я тебя увидел! (Сократ)

И действительно, речь – это наша визитная карточка. Стоит заговорить, как собеседник сразу делает вывод о характере, настроении, месте рождения, социальном происхождении, образовании и культуре… Именно качественные характеристики речи, то есть то, как мы говорим, в первую очередь воспринимаются как наш образ. Поэтому так важно тусклый, слабый, зажатый голос сделать красивым, насыщенным и выразительным, убрать гнусавость или хриплость, вялую артикуляцию, дикционные недостатки, говорные отклонения. Для этого пройдите курс дикции в «Республике X» и Вы сможете свободно раскрыть свою индивидуальность и добиваться поставленных целей в речевой коммуникации.

Продолжительность

Продолжительность практического курса ораторского мастерства – 10 занятий/20 часов/2 занятия в неделю по 2 часа (7 занятий/21 час/2 занятия в неделю по 3 часа).

Что входит в программу курса

6 из 10-ти занятий курса – тренинги по технике речи:
гимнастика на преодоление голосовых напряжений и зажимов,
укрепление дыхательной мускулатуры,
постановка голоса,
расширение голосового диапазона,
исправление дикции,
избавление от говора,
артикуляция,
интонирование речи,
дыхательная гимнастика Стрельниковой,
дыхательные тренинги Терзопулоса,
практика выступлений со скороговорками, стихотворными и прозаическими текстами, чтение с листа сложных текстов;
речевые дуэли.

4 занятия посвящены развитию памяти и лексики оратора, невербальным техникам и умению увлечь аудиторию своим выступлением.

В группе занимается не более 15 человек.

Стоимость участия в тренингах указана и в разделе

Как проходят тренинги

Курсы правильной речи и дикции – это интенсивные тренинги. Слушатели занимаются дыхательно-голосовой гимнастикой, лежа на ковриках, сидя, стоя; отрабатывают чистое произношение на артикуляционно-дикционных тренингах, читая стихи, скороговорки, сложные тексты; выполняют домашние задания и выступают публично; анализируют результаты по видеозаписям и получают персональные рекомендации. Занятия проходят интенсивно, в комфортной и веселой обстановке.

Настоящий курс поможет:

1. Развитию природного голоса и речи.
2. Мобилизовать голос перед выступлением.
3. Снимать страх перед выходом к аудитории.
4. Умению внятно и выразительно говорить.
5. Артикулировать речь,чтобы быть всегда услышанным и понятым.

[ Подробная программа курса ]

Наша команда

  • Виктор Владимирович Мархасев - автор методики по развитию сценической речи (стажировался в США), более 4 тыс. учеников, более чем 25 летний тренерский опыт работы с бизнесменами и политиками. Заслуженный работник культуры Российской Федерации, актер, режиссер. Ученики Виктора Владимировича Мархасева – Владимир Машков, Ирина Апексимова, Сергей Гармаш, Евгений Миронов и другие.
  • Ирина Анатольевна Автушенко – один из самых эффективных тренеров по технике речи, кандидат искусствоведения, автор учебных пособий «Сценическая речь и эмоциональный слух», «Развитие эмоционального слуха на уроках сценической речи», «Рабочая тетрадь по орфоэпии». Проводит регулярные стажи по сценической речи для актеров театров России и за рубежом; занятия по работе над текстом, техникой речи с политиками, бизнесменами и теле-радио ведущими.
  • Кирилл Иванченко – выпускник Театрального института им. Б. Щукина, актер, стажировался по сценической речи у Виктора Мархасева.

Записывайтесь к нам прямо сейчас!

Содержание:

Если вы хотите научиться красиво говорить, то для постановки голоса и правильной техники речи вам необходима мышечная свобода фонационных путей и ощущение резонанса, которые следует развивать.

Три правила постановки голоса

1. Вам необходимо поставить правильное дыхание (диафрагмальное), освободить гортань от зажимов и задействовать резонаторы

3. Обратиться к гортани можно только через дыхание и резонаторы

Следовательно, наша основная задача – выработать правильное речевое дыхание, воздействуя на гортань с помощью резонаторов. При этом мы полностью избегаем прямое воздействие на нее. Это происходит, когда мы говорим как бы «на зевке».

Ощущение свободы при произношении

Давайте разберемся, как появляется звуки в нашей речи. Вначале воздух, находящийся под давлением, проходит через голосовые связки. В результате чего они колеблются. Важно то, что не эти колебания, а их отклик с резонаторами (разными частями тела), и определяют силу и тембр голоса. Одни из мощных резонаторов – лицевая часть и трахеи. Дыхание, резонаторы и голосовые связки – три части единой системы. От них зависит техника речи и постановка .

Различают следующие типы резонаторов:

1. Верхний (или головной)

Верхний резонатор – полости, расположенные в лицевой части головы, выше небного свода.

2. Нижний (или грудной)

Нижний резонатор охватывает трахею и крупные бронхи.

3. Центральный

Включает в себя гортань.

Чувствуя вибрации в области головного резонатора и в районе груди, вы сможете обогатить свой тембр голоса обертонами, которые будут вызывать вибрации в верхнем и нижнем резонаторах. Однако добиться яркости, звонкости, полетности и качества своего голоса можно лишь тогда, когда будет правильно сформирован его исходный тембр, на который отвечает верхний резонатор. Для этого необходимо выполнять специальные упражнения для постановки голоса: они способствуют свободному произношению звуков в речи с ощущениями вибраций этих звуков в головном резонаторе.

Таким образом, для постановки голоса оратору или выступающему следует научиться расслаблять мышцы всего тела. Для начала лягте на диван или кровать, расслабьте поочередно все мышцы. Начните с ног – снимите с них напряжение. Далее проследите за руками. Расслабьте лицо и шею. Наконец, проконтролируйте мышцы спины и живота. Вам следует полежать в таком положении 4-5 минут. После чего встаньте, при этом сохраняя свободным все тело. Необходимо проследить, чтобы ни одна группа мышцы не была напряжена.

Резонаторы человека

Комплекс упражнений для расслабления мышц фонационных путей

1. «Стон»

Для выполнения этого упражнения сядьте на стул, при этом держа спину прямо. Представьте, что у вас болит горло и начинайте негромко стонать голосом, чтобы боль прошла. Но не кряхтите – так ваши связки будут находиться в напряжении, звуки будут короткими, а голос получится глухим. Расслабьте мышцы лица, шеи, рук и ног. Плечи отпустите, а шею оставьте свободной так, чтобы голова была наклонена вниз или в сторону.

Далее начинайте двигать головой вверх, вниз, влево, вправо. Эти движения стоит делать медленно, проверяя свободу мышц. Продолжайте стонать, но голос не зажимайте. Свободный стон, на «средней ноте» голоса. Обратите внимание на рот – он должен быть закрыт, а губы лишь слегка сомкнуты – как при произнесении звука «м ». Добившись точности и правильной техники выполнения упражнения, ощутите свободное течение звуков. Издавать стоны будет значительно легче, и звуки будут беспрепятственно выходить из гортани.

Стоная и сохраняя прежнее положение тела, плавно и медленно опускайте нижнюю челюсть, издавая звук «Мммааа». И тут же закрывайте рот:

Мма-мма-мма-мма-мма

Звук «А » следует произносить мягко, мышцы губ и нижней челюсти свободные. Сопровождайте его ровным выдохом, который не ослабевает в момент открытия вашего рта. Выполните это упражнение как минимум 3 раза. Самое главное — это добиться мышечной свободы и ощущать работу только дыхательного аппарата.

Итак, продолжая стонать, произнесите голосом фразу «Мам, меду нам» как одно слово. Открывая рот, сразу же мягко возвращайте его в исходное положение. Поскольку фраза произносится на стоне, то согласные звуки «м » и «н » удваиваются:

Мамм-медунн-намм

Выполняя в дальнейшем упражнение «стон», сопровождайте тренировкой в произнесении сонорных согласных. Поскольку они придадут вашему голосу звонкость, усиливая работу резонатора в носовой полости.

Сонорные звуками являются согласные, которые являются наиболее звучными. Это «м», «н», «л», «р» . Стоните слитно, монотонно и негромко. Не напрягайте горло и связки. Рот при звучании гласных звуков свободно открывается, но не слишком широко. Обращайте внимание на сонорные согласные «м», «н», «л», «р» .

Также на стоне тренируйте сочетания сонорных согласных с гласными звуками:

Мм – мА – мм – мО – мм – мУ – мм – мИ – мм – мЫ – мм – мЭ – мм…

Мм – мнА – мм – мнО – мм – мнУ – мм – мнИ – мм – мнЫ – мм – мнЭ – мм…

Мм – мнАли – мм – мнОли – мм – мнУли – мм – мнИли – мм – мнЫли – мм – мнЭли – мм…

Мм – РлАрм – мм – РлОрм – мм – РлУрм – мм – РлИрм – мм – РлЫрм – мм – РлЭрм – мм…

Теперь, достигнув свободы звучания, постепенно повышайте, а потом понижайте голос на каждой строчке. Но не более чем на два-три тона от средней привычной ноты. Сохраняйте свободу фонационных путей.

Для начала произнесите слитно на стоне, полунапевно:

Ммаммаммаммаммамм

Потом три раза так же слитно на стоне. А в четвёртый зовём маму голосом:

Ммаммаммам-мАм!

Никаких изменений в речевом аппарате – ощущаем свободу в области глотки. Только на «мам» диафрагма слегка вздрогнула, чтобы опереть звук.

Попробуйте добиться того, чтобы в момент звучания голоса изменялся и характер дыхания. Это нужно для правильной опоры голоса.

Произнесите уже знакомую фразу на стоне:

Ммаммедуннамм

Здесь же каждое слово резко и отрывисто:

мАм! мЕду! нАм!

Проследите, чтоб не было чрезмерной активности при речевом произнесении, для сохранения свободы и лёгкости, как и при стоне.

Тренируйте сочетания:

ммА! ммО! ммУ! ммИ! ммЫ! ммЭ!

мнАли! мнОли! мнУли! мнИли! мнЫли! мнЭли!

РлАрм! РлОрм! РлУрм! РлИрм! РлЫрм! РлЭрм!

2. Произнесение гласных

После отработки сочетаний сонорных согласных с гласными, следует заняться произношением каждого гласного отдельно от согласного. Тут необходимо учесть, что именно гласные, создающие мелодию голоса, являются основой звучности.

Вначале разберём понятие атаки звука. Оно означает начало звучания голоса говорящего человека. Атака звука — момент, когда голосовые связки останавливаются на определённой ноте звучания при их смыкании с силой воздушной струи. Различают придыхательную, твёрдую мягкую атаку звука.

Придыхательная атака — когда часть воздуха, не принимающая участия в голосообразовании, выходит до момента смыкания связок и потом присоединяется к голосу как призвук сипоты.

Твёрдая атака — это когда голосовые складки плотно смыкаются до начала выдоха и только под сильным давлением струи воздуха размыкаются обратно. Это как прорыв воздуха, проходящий через плотно сомкнутые губы. Зачастую при этом происходит пересмыкание связок, то есть когда они заходят друг на друга. При твёрдом их смыкании и резком толчке воздушной струи голос будет звучать резко, черство, он потеряет интонационную подвижность.

Мягкая атака возникает при одновременном смыкании голосовых связок и посыла дыхания. Достичь ее, помогает уже известное упражнение «стон» с его вариантами. Выступающий человек должен стремиться именно к мягкой атаке, которая является естественной для формирования голоса. При этом смыкание голосовых складок совпадает с началом выдоха, и они сближаются так, что обеспечивается свободное колебание. При мягкой атаке ваш голос будет наилучшего тембра: он будет рождаться плавно и без толчков. Следует научиться распознавать и ощущать, какой атакой рождён голос. И до тех пор, пока не будет освоена атака звука, пока вы не почувствуете своими мышцами мягкого начала звука и не ощущение отражения атаки, нельзя идти дальше в .

3. «Колыбельная песня»

Представьте, будто бы вы укачиваете ребёнка и мягко голосом напевайте фразу колыбельной мелодии:

М – м – м – м – м – м – м…

А эту мелодию уже напевайте на всех гласных, добиваясь мягкой атаки звука:

А – а – а – а – а – а – а…

О – о – о – о – о – о – о…

У – у – у – у – у – у – у…

Э – э – э – э – э – э – э…

Следует запомнить состояние мышечной свободы в области глотки и ощущение, словно «качаете» диафрагмой гласные звуки.

Открывая рот широко, вы тем самым способствуете лучшему выведению звуковой энергии наружу. Поэтому необходимо добиваться свободы мышц нижней челюсти и избегать такое положения, когда зубы сжаты. Разжимая их вовремя, вы сделаете свой голос «летящим», избавляясь от сдавленности.

Стоит отметить, что нет единого для всех раствора рта. Всё зависит от речевого аппарата и характера голоса каждого человека. Степень открывания рта определяется как наиболее чётким и ясным произнесением звуков, так наиболее качественным голосовым звучанием.

4. «Хочу меда и молока»

Это упражнение способствует расслаблению нижней челюсти и снятие скованности речевого аппарата.

Представьте, что вы опять «больны». Обращайтесь к маме на стоне:

Ах, больной я. Ай – ай – ай! Молоко и мед мне, мама, дай!

Рот раскрываете хорошо, но не перестарайтесь: все должно быть естественно. Челюсть опускайте мягко вниз, не в сторону. Текст произносите слитно на протяжном голосе. Поищите лёгкое голосовое звучание на различных высотах:

Ахбольнойяайайаймолокоимедмнемамадай

5. «Диктант»

Как и предыдущее, это упражнение научить вас расслаблять челюсть и снимать скованность. Здесь так же используется текст с частым повторением гласного звука «а ».

Чётко диктуйте, не торопясь:

На атом, на атом, на атом

В атаку плывет атакующий баркас.

Он атом, он атом, он атом

Заставил работать на нас.

В первый раз — по словам, чтобы «успели записать». Доносите знаки препинания, используя точный интонационно-смысловой рисунок. Второй раз диктуйте по фразам, которую произносите слитно, без пауз. При произнесении гласного звука «а» за свободой нижней челюсти.

При диктовке спокойный посыл звука снимает зажатость в глотке, убирает заниженность голоса. Не посылайте голос далеко вперёд — это в свою очередь вызовет напряжение голосового аппарата. Наоборот, вырабатывайте ощущение того, что говорите, посылая звук ближе, «к себе». Как этого можно достичь? Поставьте цель привлечь к себе внимание слушателей. Перед началом речи мысленно скажите: «Внимание, я начинаю!». И ваш голос зазвучит маняще, спокойно, речь будет приковывать внимание аудитории.

Ощущением свободы гортани обеспечивается правильное голосовое звучание. Низкое, более спокойное положение гортани тренируется при помощи упражнений на : «а », «о », «у ».

6. «Эхо»

Произнесите три раза: «Ау-уу». В первый раз – зовите, во второй «ау» звучит, как отдалённое эхо, а в третий раз — откликайтесь на эхо. Последите за звучанием голоса, и что происходит с мышцами губ, щек.

При звучании голоса на эхо щёки и губы должны быть расслаблены, звук резонирует в области затылка. Когда откликаетесь на эхо, уголки губ и щёки становятся напряжёнными, вследствие чего звук резонирует ближе, в вытянутых губах. Выполняйте это упражнение, следя за напряжением и расслаблением мышц губ и щек.

Различные упражнения со звуком «у» помогут вам убрать вычурность звучания гласных. Когда «а » вылетает из живота, «о » — гудит, словно в бочке, «и » — протискивается из сдавленного горла, «е » — из голосовой щели, а «ы », «у », «ю » попадают в такие места, из которых их не как не вытащишь.

7. «Гудение»

ууууууу…

А теперь, соединив в одну линию все шесть гласных, гудите голосом:

уууАуууОуууИуууЫуууЭууу…

Старайтесь держать губы в положении «у ». Это поможет вам добиться единого качества других гласных.

Уа! Уо! Уи! Уы! Уэ!…

Звуки «а», «о», «и», «ы», «э» будто бы держатся на губах.

Если «а » у вас звучит далеко, приблизить его звучание поможет гласный «о ». Так как при произнесении этого звука губы принимают форму овала и задерживают звук в губах. Для тренировки мягкой атаки прочтите при произнесении гласных звуков «а » и «о »:

Не по тропе,

А около катилось «о»,

И охало.

«О» — охало,

«о» — охало,

не по тропе, а около!

Свист ветра: ССССССС...

Шум леса: ШШШШШШШ...

Звук комара: ЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬ…

Жуж ж ание пчелы: ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…

Крик и кар кан ье вороны: КРР! КРР! КРР!... КАРР! КАРР! КАРР!...

Трескотня сороки: ТРР! ТРР! ТРР!...

Рокот м от ора: РРРРРРРРРРРР…

Звук электриче
ско го звонка: РЬРЬРЬРЬРЬРЬР…

Тут следует обра ти ть внимание на работу диафрагмы. То у неё напряжение мин им альное. Воздух как бы вытекает в природу - при ж уж жании жука или шуме леса. При рокоте мо то ра или звуке электрического звонка напряжение усил ив ается. Воздух с силой выгоняется. При к р ике и карканье вороны, трескотне сороки диафрагма энер ги чно и активно двигается, выталкивая воздух рывками.

Произвольное управление выдохом

Представьте, что вы ст ои те в море по грудь. Дыхание спокойное. Руки вытянули в сто ро ны. А теперь резко опустите руки вниз - к бокам, п р и этом выдохнув воздух. Морская вода снова п од нимает руки - в это время нужно вдохнуть. Сн ов а опускайте руки, считая вслух: раз, два, три. По дн имите руки со вздохом и опустите их, считая: раз, два, т ри , четыре, пять, шесть. Затем до 9, 12, 15 и т.д. П от ом обратный порядок. Нужно обязательно коорди ни ровать движение рук со счётом. Пока не окончили сч и тать - не опускайте руки раньше времени. Попробуйте ощу ти ть сопротивление воды под руками. Они опускаю тс я плавно т.к. вода их держит, и вы легко ими можете ра сп оряжаться: то медленнее, то бы ст рее их опускать вниз.

Тренировка добора воздуха

Представили, что е де м на лыжах, в руках лыжные палки. Ноги вместе. С ле гка попеременно отталкиваясь палками скользим всё быс тр ее. На счёт: раз! два! (вслух) - оттолкнулись, сн ачала одной, потом другой рукой, слегка приседая. На с чё т: три, четыре - (мысленно, не вслух) - вды ха ем, при этом продолжаем отталкиваться. Счёт: п я ть, шесть - вслух, семь, восемь - мыс ле нно. И т.д.

А теперь непр еры вно, без пауз считаем все цифры вслух, убыстряя бег, у с коряя движение, глубже приседая, быстрее считая. Дыхание п ри этом - не задерживаем. Автоматически берём вз дох. Нужно не думать о дыхании, а прислуш ив аться - как звучит голос. Речь должна б ыт ь свободна! Если чувствуете напряжение в звучании голоса, то вместо слов мо жн о подставить слоги: мму! ммо! мма! м мэ! мми! ммы!.. Согласный звук "м" поможет снять напр яж ение с голосового аппарата, т.к. требует м ен ьшей затраты энергии на произнесение, явл яя сь при этом наиболее звучным. А дыхание вы бр асывается рывками на словах счёта.

Упражнение для контроля дыхания

Станьте перед зер ка лом, выпрямите спину, не горбьтесь. Наполните легкие во з духом за три секунды. Воздух вбирайте носом так, что бы струя шла в середину ноздрей и не стлалась по и х стенкам. Воздух ни в коем случае не должен втягив ат ься, а плавно, равномерно вливаться. Сле д ите, чтобы вдох был бесшумным. В течении следующих трех с еку нд задержите воздух. Поднятые, раздв ин утые при вдохе ребра удерживайте в этом положении. На ко нец, за три следующие секунды выдыхайте в оз дух. Проходящий через нос воздух не должен задевать его с те нок. Выдох должен быть равномерным, плавным, бе з толчков и бесшумным. Нижние ребра расслабляются, а пл ечи и верхняя часть грудной клетки не дол ж ны опускаться. Всё это делайте в первый день. Во вто ро й день задержите воздух на 4 секунды, в третий день - на 5. Оформим в виде таблицы:

Пер в ый день 3 - 3 - 3
Второй день 3 - 4 - 3
Трет
и й день 3 - 5 - 3
Четвертый день 3 - 5 - 4
Пят
ы й день 3 - 5 - 5
Шестой день 4 - 5 - 5
Сед
ь мой день 5 - 5 - 5

Вначале упраж не ние делайте не более полутора минут. В первый день упражнение сдел а йте десять раз. Во второй день пов то рите раза два предыдущее упражнение и пере хо дите к следующему. И так далее.
Когда эти упра
жн ения будут даваться легко, перех од ите к такой схеме:


5 - 5 - 6
5 - 5 - 7
5 - 5 - 8
5 - 5 - 9
5 - 5 - 10
6 - 5 - 10
7 - 5 - 10
8 - 5 - 10
9 - 5 -
10
10 - 5 - 10

Спустя два месяца вр е мя упражнений можно увеличить от полутора до д ву х минут. При слабом и больном сердце нужно ограничить зад е ржку воздуха в легких.

Упражнение "гекзаметр"

Возьмите одно из п рои зведений Гомера. "Илиаду", либо "Оди сс ею". Например:

" Он же пошел ка ме нистой тропинкою вверх от залива
Через лесистые горы, туда, как Аф
и на сказала,
Где божест
ве нный жил свинопас, о делах господина
Пекшийся более
вс ех домочадцев, рабов Одиссея.
Он застал св
ин опаса сидящим в сенях. Простирался
Двор перед ним широкий на ме
ст е, кругом защищенном.
Хижину всю окружал он.
В не бытность хозяина двор тот
Огородил
дл я свиней свинопас, камней натаскавши,
У госпожи не спросясь, не сп
р осясь и у старца Лаэрта.
Дикие груши венчали заб
о р тот высокий из камня " .


Прочитайте всл ух на одном дыхании без пауз одну строчку стихов:


Он же пошел ка ме нистой тропинкою вверх от залива


Затем, также без пауз, на одном дыхании чита йт е две строчки - эту же и следующую:

Он же пошел камен ис той тропинкою вверх от залива
Через лесистые г
ор ы, туда, как Афина сказала,


Потом три ст ро чки:


Он же пошел кам ени стой тропинкою вверх от залива
Через лесистые
гор ы, туда, как Афина сказала,
Где божестве
нн ый жил свинопас, о делах господина

Прибавляйте по одной строке, по ка хватает дыхания. Затем обратный порядок. Упражняясь, вы сможете прочитать на одном дыхании достаточ но много. Цель этих упражнений состоит в во сп итании подвижности и свободы работы диафрагмы, для того, чтобы она успевала обслуживать речь диктора, сохра ня ла опору при различных характеристиках речи.

Попробуйте придумать свои упраж не ния для дыхания. Например, можно имитировать действия дровосека. Удар топора сопровождайте звуком, похожим на э"! Воздух с этим звуком выбрасывается из лёгких и они, за счёт движения диа фр агмы мгновенно наполняются вновь. Выдох и вд ох - короткие, энергичные, свободные. Только не нужно перенапрягаться! Рубите ле гк о, играючи.

Пусть вам не ка жется это занятие каким-то чудачеством. Это норм а льная специфика голосового тренинга. Хорошее настроение, игровые ко мпоненты помогают раскреп ос тить организм, особенно мышцы фонационных путей. А сл едо вательно, быстрее выявить природный тембр гол ос а и наиболее эффективно развивать его. Мен ьш е иронии, больше веры, и вы обязательно см ож ете развить речь и научиться говорить - красиво и свободно!

Публикации по теме