Кто такой ахилл в древней греции. Мифы и Легенды * Ахиллес

Ахилл (Ахиллес), греч. - сын фтийского царя Пелея и морской богини Фетиды, величайший ахейский герой в троянской войне.

Никто из ста тысяч ахейцев, пришедших под высокие стены Трои, не мог сравняться с ним силой, отвагой, ловкостью, быстротой, а также прямотой характера и мужественной красотой. У Ахилла в избытке было все, что украшает мужчину, лишь в одном судьба отказала ему - в счастье.

Ахилл родился от брака, который был навязан его матери. Первоначально за ней ухаживал сам Зевс, но затем он узнал от титана Прометея, что, согласно пророчеству, сын Фетиды превзойдет своего отца - и тогда, оберегая свои интересы, Зевс выдал ее за смертного, за Пелея. Когда у нее родился сын, она окунула его в воды Стикса, подземной реки в царстве мертвых, и все его тело (за исключением пятки, за которую она держала сына) покрылось невидимым панцирем. Но, очевидно, это уже легенды более позднего происхождения, так как Гомер ничего об этом не знал. Он рассказывал лишь, что Фетида натирала Ахилла амброзией и закаляла его над огнем, чтобы он стал неуязвимым и бессмертным. Но однажды ее застал за этим занятием Пелей. Увидев сына в огне, он испугался, решил, что Фетида хочет убить Ахилла, и бросился на нее с мечом. Бедной богине было не до объяснений, она еле-еле успела скрыться в морских глубинах и больше уже к Пелею не возвращалась. Брошенному сыну Пелей подыскал воспитателя. Сначала им был мудрый старец Феникс, затем кентавр Хирон, который кормил его медвежьими мозгами и жареными львами. Такой режим питания и воспитания явно шел Ахиллу на пользу: десятилетним мальчиком он убил голыми руками дикого кабана и догнал на бегу оленя. Вскоре он научился всему, что полагалось герою того времени: вести себя как мужчина, владеть оружием, лечить раны, играть на лире и петь.

«Ахиллес между дочерями Ликомеда», Герард де Лересс (много картин разных художников с Ахилом-Ахиллесом собрано на ).

Фетиде было возвещено, что ее сын будет поставлен перед выбором: жить долго, но без славы или прожить короткий, но славный век. Хотя она и желала ему славы, но как мать, естественно, отдавала предпочтение долгой жизни. Узнав, что ахейские цари готовятся к войне с Троей, она укрыла Ахилла на острове Скирос у царя Ликомеда, где ему пришлось жить в женской одежде среди царских дочерей. Но Агамемнон с помощью прорицателя Калханта выяснил его местопребывание и послал за ним Одиссея и Диомеда. Переодевшись купцами, оба царя проникли во дворец и разложили перед царскими дочерями свой товар. Среди дорогих тканей, драгоценностей и прочих изделий, к которым женщины испокон веков проявляют интерес, словно случайно оказался меч. И когда по условному знаку спутники Одиссея и Диомеда издали воинственный клич и зазвенело оружие, все девушки в страхе разбежались - и лишь одна рука потянулась к мечу. Так Ахилл выдал себя и без долгих уговоров пообещал присоединиться к ахейскому войску. Его не удержала на Скиросе ни дочь Ликомеда Деидамия, ждавшая от него сына, ни перспектива долгого и счастливого правления у себя на родине. Вместо Фтии он избрал славу.

В гавань Авлиды, где сосредоточивалось ахейское войско, Ахилл привел пять тысяч мужей, ядро отряда составляли храбрые мирмидоняне. Его отец Пелей по причине преклонных лет не мог участвовать в походе, поэтому он уступил ему свои доспехи, огромное копье из твердого ясеня и боевую колесницу, запряженную бессмертными конями. Это были свадебные дары, полученные Пелеем от богов, когда он женился на Фетиде, и Ахилл сумел ими воспользоваться. Девять лет сражался он под Троей, взял двадцать три города в ее окрестностях, наводил на троянцев ужас одним своим появлением. Все ахейцы, от вождей до последнего рядового воина, видели в нем самого отважного, искусного и удачливого воина - все, кроме главнокомандующего, Агамемнона.

Он был могучим царем и хорошим воином, но смириться с тем, что его подчиненный превосходит его заслугами и популярностью, - для этого Агамемнону недоставало благородства. Долго скрывал он свою неприязнь, но однажды не удержался. И это привело к распре, которая едва не погубила все ахейское войско.

Это произошло на десятый год войны, когда в ахейском лагере воцарилось глубокое недовольство и разочарование. Воины мечтали о возвращении домой, а полководцы теряли надежду приобрести славу и добычу взятием Трои. Ахилл отправился со своими мирмидонянами в соседнее царство, чтобы снабдить армию провиантом и поднять ее дух с помощью богатой добычи. В числе приведенных пленных оказалась дочь Хриса, жреца Аполлона, которая при дележе добычи досталась Агамемнону. Ахилл ничего не имел против, так как она его не интересовала; он полюбил прекрасную Брисеиду, плененную во время одной из предыдущих экспедиций. Однако вскоре в лагере ахейцев появился и Хрис; он пожелал воинам скорой победы и попросил Агамемнона вернуть ему дочь за богатый выкуп. Ахейцев это предложение устраивало, зато Агамемнон был против: ему, мол, девушка нравится и он ее ни за что не отдаст, а Хрис, мол, пусть идет, откуда пришел. Тогда жрец обратился к своему богу Аполлону с мольбой отомстить за него. Аполлон внял его мольбе, спустился с Олимпа и начал стрелами из своего серебряного лука рассевать по греческому лагерю моровую язву. Солдаты гибли, но Агамемнон не пытался умилостивить разгневанного бога - и тогда Ахилл решил вмешаться. Он созвал собрание воинов, чтобы вместе решить, что делать. Это еще раз задело самолюбие Агамемнона, и он решил отомстить. Когда прорицатель Калхант возвестил войску, что для примирения с Аполлоном нужно вернуть Хрису его дочь (но теперь уже без всякого выкупа, да еще принести извинения), Агамемнон оборвал его и злобно набросился на Ахилла, заступившегося за прорицателя. После неслыханных оскорблений, позорящих Ахилла перед всем войском, Агамемнон заявил, что в интересах армии отказывается от Хрисеиды, но зато возьмет себе другую у кого-нибудь из полководцев - и выбрал Брисеиду, возлюбленную Ахилла.

Кадр из фильма «Троя» 2004 года. В роли Ахиллеса - актер Брэд Питт.

Как дисциплинированный солдат Ахилл подчинился решению командующего, но и сделал из этого свои выводы. Он поклялся, что не будет участвовать в сражениях, пока Агамемнон не попросит у него прощения и не восстановит его попранную честь. Затем он удалился на морской берег, вызвал из глубоких вод свою мать и попросил ее замолвить за него словечко перед Зевсом: пусть вседержитель поможет троянцам потеснить ахейское войско, чтобы Агамемнон понял, что без Ахилла ему не обойтись, и пришел к нему с извинениями и просьбой о помощи.

Фетида передала Зевсу просьбу сына, и тот не отказал ей. Он запретил остальным богам вмешиваться в войну, а сам побудил предводителя троянцев Гектора воспользоваться отсутствием Ахилла и оттеснить ахейцев к самому морю. В то же время он наслал на Агамемнона обманчивый сон, соблазнивший его перейти в наступление, несмотря на выход Ахилла из игры. Ахейцы мужественно сражались, но были вынуждены отступить. Троянцы же вечером после битвы даже не вернулись под защиту городских стен, а расположились на ночлег прямо перед ахейским лагерем, чтобы с приходом дня одним мощным ударом уничтожить его. Видя, что дело плохо, Агамемнон послал сообщить Ахиллу, что берет свои слова обратно, возвращает ему возлюбленную и в придачу к ней еще семь дев с богатыми дарами - только бы Ахилл сменил гнев на милость и снова взялся за оружие. На этот раз Ахилл зашел слишком далеко в своем гневе: он отверг предложение Агамемнона и заявил, что не вступит в бой, пока Гектор не нападет непосредственно на его лагерь; однако до этого дело не дойдет, так как он, Ахилл, вскоре возвратится со своим войском в родную Фтию.

Катастрофа казалась неотвратимой: в утренней атаке троянцы прорвались сквозь ряды ахейцев, проломили стену, защищавшую лагерь, и Гектор уже собрался поджигать корабли, чтобы лишить греков возможности бегства. В эту минуту к Ахиллу пришел его лучший друг Патрокл и попросил разрешения надеть доспехи Ахилла и помочь друзьям-ахейцам, попавшим в беду. Патрокл рассчитывал, что троянцы примут его за Ахилла ив страхе перед ним отступят. Сначала Ахилл колебался, но, увидев, что Гектор уже поджигает один из греческих кораблей, немедля выполнил просьбу Патрокла; кроме доспехов он дал ему и все свое войско. Патрокл ринулся в бой, и его хитрость удалась: думая, что перед ними Ахилл, троянцы опешили. Патрокл погасил пожар, оттеснил троянцев к городским стенам, но затем был опознан, так как не решился взять с собой тяжелое копье Ахилла. Тогда троянцы отважились вступить с ним в бой: копейщик Эвфорб с помощью Аполлона смертельно ранил Патрокла, а затем Гектор пронзил его копьем.

«Ахиллес у стен Трои», Жан Огюст Доминик Энгр, 1801

Весть о гибели друга поразила Ахилла и ввергла его в скорбь. Забыв о своих обидах, он хотел броситься в бой, чтобы отомстить за Патрокла, но его доспехи уже достались Гектору. По просьбе Фетиды сам оружейник богов Гефест за одну ночь изготовил ему новые. Над трупом Патрокла Ахилл поклялся отомстить Гектору. Он примирился с Агамемноном, который перед всем войском признал свою вину и вернул ему Брисеиду, и в первом же сражении после гибели Патрокла убил Гектора.

Это был беспощадный бой: Ахилл искал Гектора в рядах троянцев и трижды вступал с ним в бой, но всякий раз Гектора спасал Аполлон, верный защитник Трои. Придя в ярость, Ахилл обратил в бегство все троянское войско, убил множество троянцев и их союзников, а остальные укрылись за стенами города. Когда за последним из беглецов закрылись огромные Скейские ворота, перед ними остался один лишь Гектор. Чтобы спасти честь войска и свою собственную, он вызвал Ахилла на поединок. Бросая вызов, он предложил, чтобы победитель отдал тело побежденного его друзьям, чтобы те достойно похоронили его. Но Ахилл принял только вызов, не соглашаясь ни на какие условия, и бросился на противника, как лев на беззащитную жертву. Несмотря на все свое мужество, Гектор устрашился и бросился в бегство. Трижды обежал он высокие стены Трои, спасая свою жизнь, но наконец остановился и по наущению Афины, желавшей гибели троянцам, скрестил оружие с Ахиллом. В поединке не на жизнь, а на смерть, который поверг в изумление даже богов, Гектор пал, пронзенный копьем Ахилла.

Ахилл с телом Гектора

Торжествующий Ахилл привязал тело Гектора к своей боевой колеснице и трижды объехал стены Трои, а затем приволок его в свой лагерь, чтобы отдать на растерзание ахейским псам. Однако боги не дали осквернить тело павшего героя, и сам Зевс велел Фетиде образумить Ахилла. Когда под покровом ночи дряхлый Приам пробрался в лагерь Ахилла, чтобы выкупить тело сына, Ахилл, тронутый скорбью старика, добровольно вернул ему труп Гектора. Он даже приостановил военные действия на двенадцать дней, чтобы троянцы смогли торжественно похоронить своего вождя. Таким образом, Ахилл победил не только своего противника, но и собственные страсти, доказав этим, что он подлинный герой, более того - что он человек.

«Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора», Александр Иванов, 1821

Ахиллу не было суждено стать свидетелем падения Трои: вскоре его самого ждала смерть. Он еще успел победить Пенфесилею, приведшую свое женское войско на помощь Трое, а затем победил в поединке нового предводителя троянского войска - царя Мемнона из далекой Эфиопии. Но когда после этой своей победы он решил ворваться в город через Скейские ворота, на его пути встал . Ахилл велел ему уйти с дороги, угрожая пронзить его своим копьем. Аполлон подчинился, но только для того, чтобы немедленно отомстить за это оскорбление. Поднявшись на городскую стену, он приказал Парису послать стрелу в Ахилла. Парис охотно подчинился, а стрела, полет которой направлял Аполлон, попала в пяту Ахилла, не защищенную доспехами.

От падения Ахилла задрожала земля и треснула городская стена. Однако он тут же поднялся и выдернул роковую стрелу из пяты. При этом крючки наконечника вырвали большой кусок мяса, порвали жилы, и из раны рекой хлынула кровь. Видя, что с потоком крови сила и жизнь покидают его, он страшным голосом проклял Аполлона и Трою и испустил дух.

«Хирон, Фетида и погибший Ахилл», Помпео Батони, 1770 год

Вокруг тела Ахилла закипела жестокая сеча. Наконец ахейцы вырвали его тело из рук троянцев, принесли в свой лагерь и с почестями предали огню на высоком погребальном костре, который поджег сам бог Гефест. Затем прах Ахилла смешали с прахом Патрокла и над их общей могилой насыпали высокий курган из глины, чтобы он веками возвещал славу обоих героев.

По мнению многих исследователей древних легенд, Ахилл - самый великолепный образ из всех, созданных греческой литературой. И поскольку эти творения Гомера являются вершинами греческой литературы, которые до сего дня не были превзойдены в эпической поэзии любого другого народа, Ахилла можно смело отнести к одному из великолепнейших образов во всей мировой литературе. Поэтому понятно, что ни одно из живописных или скульптурных изображений Ахилла не выдерживает сравнения с литературным образом.

По-видимому, античные художники отдавали себе отчет в этой ограниченности своих возможностей: они изображали Ахилла с какой-то робостью, а скульпторы и вовсе обходили его стороной. Зато в вазописи сохранилось около четырехсот изображений Ахилла. Наиболее известен «Ахилл» на аттической амфоре сер. 5 в. до н. э. (Рим, Ватиканские музеи), «Ахилл играет с Аяксом в кости» (всего 84 экземпляра, в том числе ваза Эксекия, ок. 530 - тоже в Ватиканских музеях), «Ахилл перевязывает раненого Патрокла» (аттическая чаша ок. 490 до н. э., единственный экземпляр - в Государственных музеях в Берлине). Часто изображались также поединки Ахилла с Гектором, Мемноном, Пенфесилеей и др. сюжеты. В Национальном музее в Неаполе хранятся помпейские фрески «Кентавр Хирон учит Ахилла играть на лире», «Одиссей опознает Ахилла среди дочерей Ликомеда» и др.

Из крупных художников нового времени одним из первых рискнул изобразить Ахилла П. П. Рубенс («Ахилл убивает Гектора», ок. 1610). Назовем также Д. Тенирса Младшего («Ахилл и дочери Ликомеда»), Ф. Жерара («Фетида приносит Ахиллу доспехи») и Э. Делакруа («Воспитание Ахилла», Национальная галерея в Праге).

Из драматургов нового времени к образу Ахилла первым обратился Корнель («Ахилл», 1673), в 20 в. - С. Выспяньский («Ахиллеида», 1903), Ахилл Сюарес («Ахилл-мститель», 1922), М. Маткович («Наследие Ахилла»). Гендель вывел на сцену Ахилла в опере «Деидамия» (1741), Керубини - в балете «Ахилл на Скиросе» (1804). Лишь два поэта попытались создать «недостающее звено» между «Илиадой» и «Одиссеей»: Стаций (1 в. н. э.) и Гёте брались за эпическую поэму «Ахиллеида», но ни тот ни другой не довели дело до конца.

Отомстить за смерть Патрокла! Услышал Ахиллес о смерти друга, и невыразимая скорбь овладела им; упал он на землю и от горя начал рвать на своей голове волосы. Лишь одного хотел он теперь: сразить Гектора, отомстить за смерть Патрокла. Вышла к нему из моря Фетида, уговаривала, пробовала утешить, — ничего не слушал Ахиллес, жаждало его сердце мести.

Тем временем битва продолжалась, тяжело приходилось грекам, еле удерживал Аякс натиск Гектора, уже совсем было захватили троянцы тело Патрокла. Узнал об этом Ахиллес и вышел на стену греческого лагеря. Был он без оружия, но испугались троянцы одного его вида; когда же издал он грозный крик — ужас охватил врагов, повернули они назад и обратились в бегство. Вынесли греки тело Патрокла из боя, положили на носилки и с громким плачем понесли к шатру Ахиллеса. Омыли Патрокла, умастили дорогими благовониями, положили на богато убранное ложе. Всю ночь оплакивал Ахиллес своего друга.

Гефест кует Ахиллесу доспехи. Поняла Фетида, что срочно нужны сыну доспехи, помчалась на Олимп, во дворец Гефеста. Непревзойденным кузнецом был он, уважал и чтил Фетиду. Спасла она когда-то этого бога от гнева Геры и знала, что ни в чем он ей не откажет. Попросила Фетида за ночь выковать доспехи сыну. Согласился бог, тотчас взялся за работу. К утру доспехи были готовы; никогда не видели люди ничего подобного. Блестели они, как яркое пламя, а на щите были изображены земля и небо, море и звезды, города, люди, животные. Только бог мог создать такую красоту.

Едва занялась заря, принесла Фетида доспехи Ахиллесу. Решил он немедленно идти в бой с троянцами. Но перед тем собрал греков на народное собрание, и там примирились они с Агамемноном. Признал царь, что был не прав перед Ахиллесом, передал все дары, которые обещал, и вернул Брисеиду.

Начало поединка. Вышли греки в поле, грозны и мужественны были их ряды. Выехал в поле и Ахиллес на своей колеснице, гневом горели его глаза, но сердце было исполнено печали. Разрешил Зевс и богам участвовать в бою: Гера, Афина, Посейдон, Гермес и Гефест немедленно присоединились к грекам; Артемида, Афродита, Арес и Аполлон стали на сторону троянцев.

И вот сошлись войска. Такой битвы еще не было под стенами Трои! Ведь сражались в ней не только люди, — сами боги бились друг с другом! Словно неистовый пожар, свирепствовал Ахиллес. Кровью были залиты его руки, дробились под копытами его коней щиты, шлемы, тела. Не знал он пощады, никто не мог избежать губительного копья Ахиллеса. Никак не мог он встретиться лишь с Гектором, — всякий раз окутывал Аполлон мраком троянского героя и отводил от него удары. Но пробил час Гектора, не в силах был изменить его судьбу Аполлон и отошел в сторону.

Один на один остался Гектор с Ахиллесом. Страх овладел сыном Приама, и бросился он бежать вокруг стен Трои; Ахиллес несся за ним подобно ястребу. Трижды обежали герои вокруг города, и тут явилась Ахиллесу Афина Паллада, приказала остановиться и обещала победу над Гектором. Приняла она образ Деифоба, брата Гектора, и убедила его сразиться с Ахиллесом, обещая помочь в бою. Остановился Гектор, обернулся навстречу своему смертельному врагу. Но прежде, чем начать бой, молвил он, обращаясь к Ахиллесу: “Одному из нас суждено погибнуть в поединке. Обещаю я не бесчестить твое тело, если даст громовержец победу. Обещай же и ты!” Грозно ответил ему Ахиллес: “Нет! Невозможен договор между нами, как невозможен он между людьми и львами или овцами и волками! Нет тебе спасения! Заплатишь ты мне за пролитую кровь Патрокла!”

Ахиллес одерживает победу. Могучей рукой метнул Ахиллес в Гектора копье, но припал к земле троянский герой и избежал смертоносного удара. В свой черед полетело и копье Гектора в Ахиллеса, но отскочило от выкованного Гефестом щита, как легкая тростинка. Протянул Гектор руку к Деифобу, чтобы взять другое копье, но осталась рука пустой, не было за его спиной никого, один на один оказался он с грозным врагом. Понял Гектор, что обрекли его боги на смерть, но не желал могучий герой погибнуть бесславно; схватил из ножен меч и бросился на Ахиллеса. Ринулся ему навстречу Ахиллес с копьем в руке. Удар! И падает на землю шлемоблещущий Гектор. Насмерть ранен он копьем Ахиллеса. Успел Гектор только молвить: “Заклинаю тебя, Ахиллес, твоей жизнью и твоими родными: не отдавай моего тела на растерзание псам, возврати отцу и матери, несчетный выкуп дадут тебе за него”. — “Напрасно ты умоляешь меня! — ответил Ахиллес. — Сам бы я растерзал тебя, если бы поддался пылающему во мне гневу! Никто не отгонит от твоего тела псов, никогда не оплачут его отец твой Приам и мать Гекуба!”

Привязал он тело Гектора за ноги к своей колеснице и с победным кличем погнал ее вдоль стен Трои. Громко рыдали все троянцы, видя, как раздирают камни тело того, кто еще недавно был опорой Трои, ее главной надеждой.

Приам просит тело Гектора. Победив Гектора, устроил Ахиллес пышные похороны Патрокла. Целую ночь горел погребальный костер героя, высокий курган насыпали ахейцы над его прахом. А тело Гектора оставалось непогребенным. Не нравилось это богам, — нечестиво поступал Ахиллес с побежденным врагом. И вот отправил Зевс Фетиду к сыну передать волю бессмертных, чтобы отдал он тело Гектора его родителям. Одновременно вестница Зевса, Ирида, отправилась к Приаму и повелела везти Ахиллесу богатый выкуп. Сам Гермес проводил Приама в греческий лагерь, сделав его невидимым для греков. Вошел Приам в шатер Ахиллеса, упал перед ним на колени и молил: “О, великий Ахиллес! Вспомни своего отца, такого же старца, как и я! Может быть, и его город осадили сейчас враги, и некому его защитить. Я же потерял почти всех своих сыновей, вот и Гектор сражен твоей рукой! Сжалься надо мной! Я и так убит и унижен, ведь нет муки горше, чем целовать руки убийце моих детей!”

Вспомнил тут Ахиллес об отце, подумал, что и самому вскоре суждено погибнуть. Горько заплакал Ахиллес, и плакали они вдвоем, каждый о своем горе.

А потом приказал Ахиллес омыть тело Гектора и одеть его в драгоценные одежды. Обещал он Приаму, что не будут греки возобновлять битвы столько времени, сколько необходимо троянцам для похорон своего величайшего героя, и отпустил троянского царя с миром. Громко рыдали троянцы, когда Приам с телом своего сына на колеснице въехал в городские ворота. Плакали все, даже сама Елена! Никто не любил ее в Трое, только от Гектора не слышала она ни одного злого слова, и вот погиб единственный ее друг. Похоронили троянцы своего могучего защитника, и стало ясно, что дни великого города сочтены.

Смерть Ахиллеса. Страшным гневом пылал Ахиллес, ежедневно сражался он с троянцами, души многих героев отправил в мрачный Аид, но не суждено было ему взять город. Вскоре после гибели Гектора, когда Ахиллес истреблял троянцев у самых крепостных ворот, явился Парису Аполлон. Не участвовал в сражении царевич, боялся он Ахиллеса. Стоял на городской стене с луком в руках и оттуда поражал стрелами ахейцев. Многие пали от стрел, выпущенных Парисом. Лишь одного Ахиллеса они не брали: ведь был он неуязвим. Знал Аполлон, что только в пятку можно сразить Ахиллеса, и направил в нужное место полет стрелы. Просвистела она в воздухе и вонзилась герою в пятку. Упал Ахиллес на землю. Бросились на него троянцы, но сумел герой подняться и еще немало врагов истребить, а потом покинули его последние силы; и снова упал он, на этот раз навсегда. Жестокая сеча закипела вокруг его тела. Как совсем недавно выносили из боя Патрокла, так теперь выносили и Ахиллеса. Нес его могучий Аякс, а защищал, отбиваясь от троянцев, Одиссей.

В одном месте с Патроклом похоронили Ахиллеса; сами Музы пели в его память погребальный гимн. Еще выше насыпали курган, далеко был он виден с моря, свидетельствуя о славе почивших под ним героев.

Спор из-за доспехов Ахиллеса. Остались после Ахиллеса чудесные доспехи. Повелела Фетида отдать их тому, кто больше всех отличился, защищая его тело. Но кому — Аяксу или Одиссею? Возник спор между героями, и решили рассудить его при помощи жребия. Сплутовали Менелай и Агамемнон, подменили жребий Аякса, и получил доспехи Одиссей. Опечалился Аякс. Ушел в свой шатер, задумав отомстить обидчикам.

Ночью, когда весь ахейский лагерь был погружен в глубокий сон, вышел он из своего шатра с обнаженным мечом в руке и пошел к шатрам Агамемнона и Менелая, намереваясь убить их. Но в этот миг напустила на него безумие Афина Паллада, которая не хотела гибели своих любимцев, — и принял могучий Аякс за своих врагов стадо быков. Яростно набросился Аякс на быков и стал истреблять, думая, что мучает обидчиков. Когда наступило утро, прояснился разум героя. Увидел он, что наполнен его шатер убитыми животными. В ужас пришел Аякс и решил смыть позор кровью. Удалился он на берег моря и там бросился на меч. Не хотели сначала Агамемнон и Менелай устраивать торжественного погребения Аякса, но убедил их Одиссей не таить зла после смерти героя, оказавшего столько услуг грекам. Новый могильный курган вырос рядом с курганом Ахиллеса и Патрокла, покоился под ним прах могучего Аякса.

(Квинт Смирнский. Posthomerica)

После погребения Антилоха снова собрался Ахилл выместить смерть друга на троянцах. Несмотря на все неудачи, они, увлеченные роком, опять вступили в бой, пытаясь спасти Илион. Но после непродолжительной стычки Ахилл с храброй дружиной угнал их обратно в город. Еще несколько мгновений, и, выломив Скейские ворота, он перебил бы в городе всех троянцев. Тогда с Олимпа сошел Аполлон, страшно разгневанный на ахейцев за бедствия троянцев, и пошел навстречу Ахиллу; страшно звенели у него на плечах лук и колчан, земля тряслась от его шагов, и ужасающим голосом воскликнул бог сребролукий: "Удались от троянцев, Пелид, и перестань свирепствовать, не то тебя погубит один из бессмертных Олимпа". Но яростный от боя Ахилл не удалился, не внял велению бога, ибо мрачный рок уже стоял с ним рядом; он дерзко воскликнул: "Феб, зачем вызываешь ты меня против моей воли на бой с богами и заступаешься за кичливых? Ты уже раз обманул меня и отвлек от Гектора и троянцев. Удались же теперь к прочим богам, не то поражу тебя копьем, хотя ты и бог". Сказав это, он бросился на троянцев, которые все еще врассыпную бегали по полю; а разгневанный Аполлон сказал: "Горе! Как свирепствует он! Никто из бессмертных, даже сам Зевс не дозволил бы ему так долго предаваться ярости и противиться бессмертным". И, покрывшись густым облаком, он пустил смертоносную стрелу.

Стрела попала Ахиллу в пятку. До самого сердца проникла вдруг сильная боль, и он упал, как башня, низринутая землетрясением. "Кто это, – воскликнул Ахилл, озираясь, – кто это пустил в меня губительную стрелу? Пусть выступит он против меня, пусть открыто сразится со мной, и мой меч тут же разорвет его внутренности, и окровавленного низринет в аид. Я знаю, что смертному не одолеть меня в открытом бою, но трусливый коварно подстерегает сильнейшего. Пусть выступит, если даже он небожитель! Да, я чувствую, что это Аполлон, облекшийся во мрак. Давно уже предсказывала мне мать, что я паду под его губительной стрелой близ Скейских ворот: она говорила правду". Так сказал Ахилл и вынул стрелу из неизлечимой раны; черной струей потекла кровь, и смерть достигла сердца. Сердито бросил Ахилл копье, которое ветер тотчас же донес до рук Аполлона, вернувшегося на Олимп в собрание богов. Словами, исполненными горечи, встретила его Гера: "Что за губительное дело совершил ты сегодня, Феб? Ведь на свадьбе Фетиды и Пелея ты играл на цитре среди пирующих богов и вымаливал новобрачным сына: этого сына ты сегодня убил. Но не поможет это твоим троянцам: скоро со Скироса прибудет сын Ахилла, по доблести равный отцу, и бедою разразится он над ними. Безумец, какими глазами будешь ты смотреть на Нерееву дочь, когда она явится на олимпийское наше собрание". Так говорила она, порицая бога; Аполлон ничего не отвечал, страшась супруги отца, и, опустив взоры, молча сел вдали от прочих богов.

Смерть Ахилла. Скульптура работы Кристофа Вейрьера, 1683

Ахилл не утратил еще храбрости, кровь его, алчная до боя, кипела в могучих членах. Никто из троянцев не осмеливался подойти к нему, распростертому на земле: так робкие поселяне стоят поодаль от льва, что поражен охотником в самое сердце и с закатившимися глазами и стиснутыми зубами борется со смертью. Так и гневный Ахилл, подобно раненому льву, боролся со смертью. Еще раз воспрянул он и с поднятым копьем устремился на врагов. Орифаону, другу Гектора, он пронзил висок, так что острие копья проникло в мозг, а Гиппофою выколол глаз; затем сразил он Алкифоя и многих других из троянцев, разбежавшихся в страхе. Но мало-помалу похолодели у Ахилла члены и исчезла сила. Однако он устоял и, опершись на копье, страшным голосом закричал бежавшим врагам: "Горе вам, малодушные троянцы, и после смерти моей не уйти вам от моего копья, всех вас достигнет мой мстящий дух". Троянцы обратились в бегство при последнем клике, думая, что он еще не ранен; но Ахилл с окоченевшими членами упал среди других мертвых тел, тяжелый, как скала; затряслась земля и загудело его оружие. Так постигла Ахилла смерть.

Троянцы увидели смерть Ахилла, но, трепетные, не дерзнули приблизиться к его телу, подобно овцам, пугливо бегущим от убитого близ стада хищного зверя. Прежде всех осмелился Парис увещевать троянцев приблизиться к упавшему: не удастся ли, думал он, похитить тело с доспехами и принести его в Илион на радость троянкам и троянцам? Наконец Эней, Агенор, Главк и многие другие, боязливо до того бегавшие от Ахилла, вместе с Парисом ринулись вперед; но Теламонид Аякс и прочие сильные друзья Пелида выступили против них. Из-за тела и доспехов падшего завязался страшный бой: холмами нагромоздились кругом трупы, и ручьями потекла кровь убитых. Битва продолжалась целый день, до самого вечера. Тогда в бурном вихре пронесся между сражавшимися Зевс и допустил ахейцев спасти тело и оружие. Сильный Аякс на плечах вынес тело Ахилла из схватки, меж тем как осторожный Одиссей оттеснял наступавшего врага. Благополучно донесли ахейцы тело Ахилла до кораблей, вымыли и умастили его миррой; затем, облекши его в тонкие и нежные одеяния, положили его, сетуя и плача, на ложе и остригли ему волосы.

Аякс выносит из боя тело Ахилла. Аттическая ваза, ок. 510 до Р. Х.

Услышав на дне морском печальное известие о смерти Ахилла, Фетида со всеми своими сестрами-нереидами приплыла к ахейскому стану, оглашая воздух такими громкими воплями, что гул от них разносился далеко над волнами, исполняя страхом сердца ахейцев. Несчастная мать и девы моря, сетуя, стали в траурном одеянии вокруг одра Ахилла; хор девяти муз сошел с Олимпа и запел в честь умершего надгробные песни, а вокруг горевало и плакало опечаленное войско. Семнадцать дней и семнадцать ночей потребовалось как бессмертным богам, так и людям, чтобы почтить слезами и погребальными песнями любимого героя, похищенного смертью. На восемнадцатый день положили они облеченное в драгоценные одеяния тело на костер и сожгли его со множеством закланных овец и быков, с медом и миррой; в продолжение всей ночи вооруженные ахейские герои торжественно обходили и объезжали пылающий костер Ахилла. Рано утром, когда все истреблено было пламенем, собрали они пепел и белые кости героя и положили все это вместе с пеплом Патрокла в золотую урну работы Гефеста, которую Дионис подарил Фетиде. Таково было желание друзей. Затем поставили урну Ахилла в гробницу, которая уже была сооружена на Скейском мысе, на берегу Геллеспонта, Патроклу; там же поставили пепел друга их Антилоха и над всем этим насыпали – памятник для грядущих поколений – высокий курган: виден курган этот издали, с Геллеспонта. После погребения Фетида в память о смерти Ахилла устроила в войске ахейцев тризну с великолепием, не виданным доселе смертными. Первые герои войска показали в разнообразных игрищах силу свою и ловкость, и из рук Фетиды приняли прекраснейшие дары.

По материалам книги Г. Штолля «Мифы классической древности»

4. Смерть Ахиллеса (Дарес Фригиец, «Excidium Troiae», 34; Диктис Критский, 4:10-13). Ахиллесу была обещана рука Поликсены, дочери Приапа, царя Трои, если он согласится снять осаду Трои. Но это был заговор с целью убить Ахиллеса. Поликсена потребовала, чтобы он явился с жертвой Аполлону. Когда Ахиллес стоял в храме у алтаря, коленопреклоненный, брат Поликсены Парис метнул в него стрелу. Аполлон направил её в единственное уязвимое место Ахиллеса - его пятку. Ахиллес изображается стоящим на коленях перед алтарем, его пятку пронзает стрела. Или - иначе - его могут поддерживать другие братья Поликсены. Она стоит рядом со своими сопровождающими. В дверях храма виден Парис, в его руках лук. Аполлон стоит рядом. Гомер, у которого Овидий заимствовал сюжеты для своей поэмы, повествует, что Ахиллес погиб в битве. Однако эта версия редко находит отражение в живописи.

Так как каждое из этих событий по разным причинам задевает бога Аполлона, они служат в дальнейшем объяснением мести, которую Аполлон свершает руками Париса над А. на десятом году осады Трои. В этой связи заслуживает внимания вариант мифа, передвигающий убийство Троила на последний год войны, когда оно предвещает скорую кончину A. (Verg. Aen. I 474-478). Особенно прославился А. уже в первые годы войны, когда греки, после неудачных попыток взять Трою штурмом, стали разорять окрестности Трои и совершать многочисленные экспедиции против соседних городов Малой Азии и близлежащих островов. Он разорил города Лирнесс и Педас, плакийские Фивы - родину Андромахи, Метимну на Лесбосе. Во время одной из таких экспедиций А. взял в плен прекрасную Брисеиду и Ликаона (сына Приама), которого продал в рабство на острове Лемнос (Нот. II. II 688-692; VI 397; IX 129; XIX 291-294; XXI 3443).

После сражений, в которых А. побеждает пришедших на помощь троянцам царицу амазонок Пенфесилею и вождя эфиопов Мемнона, он врывается в Трою и здесь, у Скейских ворот, погибает от двух стрел Париса, направляемых рукой Аполлона: первая стрела, попав в пяту, лишает А. возможности устремиться на противника, и Парис сражает его второй стрелой в грудь (Apollod. epit. V 3). В этом варианте сохранился рудиментарный мотив «ахиллесовой пяты», в соответствии с которым достаточно было поразить стрелой пятку А., чтобы убить героя. Эпос, отказавшись от представления о неуязвимости А., ввел действительно смертельную для человека рану в грудь. Смерть А., равно как и его сражение с Пенфе-силеей, в поздних источниках получили романтическую окраску. Сохранилась, в частности, поздняя версия о любви А. к троянской царевне Поликсене и о его готовности ради брака с ней уговорить ахейское войско прекратить войну. Отправившись безоружным для переговоров о свадьбе в святилище Аполлона на троянской равнине, А. был предательски убит Парисом с помощью сына Приама Де-ифоба. В течение 17 дней А. оплакивали нереиды во главе с Фетидой, музы и все ахейское войско. На 18-й день тело А. было сожжено, и прах в золотой урне, изготовленной Гефестом, погребен вместе с прахом Патрокла у мыса Сигей (при входе в Геллеспонт со стороны Эгейского моря) (Нот. Od. XXIV 36-86). Душа А., по верованиям древних, была перенесена на остров Левка, где герой продолжал жить жизнью блаженных (Paus. Ill 19, 11 след.).

Когда греки, наконец, ворвались в Трою, с ними был и Ахилл, но тут одна стрела Париса поражает его уязвимое место - пяту, другая попадает в сердце. По другой версии, Ахилл влюбляется в царевну Поликсену, дочь Приама, и отправляется безоружным, чтобы договориться о прекращении войны, но тут его предательски убивает Парис. Семнадцать дней оплакивала Фетида сына вместе с нереидами, на восемнадцатый день тело Ахилла было сожжено в золотой урне, изготовленной богом Гефестом, а прах погребен вместе с прахом его друга Патрокла. Душа Ахилла поселилась на островах блаженных, и там он женился на Медее (варианты: Ифигении, Елене). Мы приводим разговор Ахилла с матерью после смерти Патрокла в «ИлиаДе»:

и именно в пятку Ахилла, когда он ворвался в Трою, попала отравленная стрела Париса, направляемая рукой Аполлона.

У этого древнегреческого героя, пришедшего вместе со стотысячным войском под стены Трои, и ставшего центральным персонажем поэмы Гомера Илиада, в избытке имелось всё, что испокон века составляет гордость настоящего мужчины. Боги щедро наградили его силой, отвагой, красотой и благородством. Лишён он был в жизни только одного - счастья.

Смертные потомки жителей Олимпа

О том, кто такой Ахиллес нам известно из произведений многих античных авторов, наиболее известным и авторитетным из которых является Гомер. Со страниц его бессмертной поэмы мы узнаём, что населявшие вершину Олимпа, имели обыкновение спускаться на землю, и вступать в брак со смертными людьми, тем или иным путём заслужившими эту честь.

Если верить древним легендам, от таких союзов появлялись на свет исключительно герои, сочетавшие в себе бесконечный перечень достоинств, ставивший их выше всех прочих обитателей земли, в жизнь которых они вносили порядок и гармонию. И лишь одна проблема лишала их полноты счастья - они рождались смертными.

Сын земного царя и морской богини

Так случилось, что фтийский царь Пелей как-то раз вскружил голову морской богине Фетиде. Он нашёл путь к сердцу повелительницы глубин, а плодом её минутной слабости стал легендарный Ахиллес, унаследовавший от матери все достоинства, присущие богам, но по отцу оставшийся смертным.

Желая восполнить этот пробел, Фетида прибегла к старому и проверенному средству, опустив его сразу после рождения в воды протекавшей в подземном царстве. От этого всё тело младенца покрылось невидимым, но непроницаемым панцирем, который не способно было поразить никакое оружие. Исключением осталась лишь пятка, за которую мать держала его, опуская в воду.

Она стала его единственным уязвимым местом, и это хранилось втайне. Но забегая вперёд, следует сказать, что тот, кто убил Ахиллеса, а закончил он свою жизнь, несмотря на все старания Фетиды, как простой смертный, знал об этом. Имя же убийцы будет названо лишь в конце повествования, дабы не нарушать законов жанра и не снижать остроту сюжетной интриги.

Наставники юного царевича

Для воспитания будущего героя отец подобрал ему двух наставников. Одним из них был старый и мудрый Феникс, обучавший отрока приличным манерам, медицине и сложению поэм, без чего в те времена можно было прослыть невежей и хамом. Вторым же стал кентавр по имени Хирон.

В отличие от своих соплеменников - хитрых и коварных созданий, он отличался открытостью и дружелюбием. Вся его педагогика, правда, сводилась к тому, что он кормил Ахиллеса медвежьими мозгами и жареными львами. Но такая диета явно пошла на пользу мальчику, и в десятилетнем возрасте он уже без труда убивал голыми руками кабанов и догонял оленей.

Бегство на остров Скирос

Когда началась война, в которой греки со своими многочисленными союзниками подступили к стенам Трои, где правила царица Елена, признанная красивейшей женщиной всех времён и народов, нашему герою исполнилось пятнадцать лет. Кстати, эта подробность позволяет с известной точностью определить, в каком году жил Ахиллес. Начало историки датируют рубежом XIII и XII века до нашей эры, значит, родился он приблизительно в 1215 году до н. э или около того.

Богиня Фетида, несмотря на то, что опустив сына в воды Сикса, сделала его почти бессмертным, допускала, тем не менее, возможную смерть Ахиллеса. Она решила не рисковать и уберечь его от похода, в котором тот обязан был принять участие. С этой целью богиня силой волшебства перенесла сына на остров Скирос, где он в женской одежде скрывался от призыва в войско среди дочерей местного царя Ликомеда, наивно уповавшего на его целомудрие.

Хитрость Одиссея

Однако вскоре предводитель греков Агамемнон узнал местопребывание Ахиллеса и послал за ним Одиссея. Перед его посланником встала довольно пикантная задача - распознать среди молодых прелестниц того, кто под женским нарядом прятал своё мужское естество. И Одиссей справился с ней блестяще.

Переодевшись купцом, он разложил перед царевнами роскошные ткани, драгоценности, и прочие вещи к которым женщины всегда питали слабость, а между ними, как бы случайно оставил меч. Когда же по его команде слуги издали боевой кличь, все девицы с визгом разбежались, и лишь одна из них схватилась за оружие, выдав в себе мужчину и воина.

Провожали новобранца в поход всем островом. Искренне горевал царь Ликомед, и обливалась слезами его молодая дочь Диедамия, во чреве которой уже шестой месяц набирал силы сын Ахиллеса (герой - во всём герой).

Герой, наводящий ужас на врага

Под стены Трои Ахиллес прибыл не один, а в сопровождении стотысячного войска, которое послал с ним его отец, царь Пелей, по старости лишённый возможности лично принять участие в осаде города. Сыну он подарил свои доспехи, выкованные ему когда-то и обладавшие волшебными свойствами. Воин, облачённый в них, становился непобедимым.

В своей поэме «Илиада» Гомер повествует о том, как, воспользовавшись подарком отца, сын в течение девяти лет сражался, наводя ужас на троянцев, и захватывая один город за другим. Благодаря волшебным силам, дарованным ему водами Стикса, а также отцовским доспехам, он был неуязвим для врага, но тот, кто убил Ахиллеса в Троянской войне (о чём речь пойдёт ниже), знал его слабое место, и до времени оставался в тени.

Зависть, пленившая душу воина

Бесчисленные подвиги, совершённые Ахиллесом, снискали ему громкую славу среди простых воинов и стали причиной зависти, снедавшей их главнокомандующего Агамемнона. Известно, что это низкое чувство во все времена толкало людей на подлости, а порой даже на преступления. Не стал исключением и греческий военачальник.

Однажды, вернувшись из очередного набега, Ахиллес среди прочей добычи привёл прекрасную пленницу, отец которой Хрис был жрецом Аполлона. Агамемнон, воспользовавшись своим положением отнял её у Ахиллеса, на что тот не возражал, так как был тогда увлечён другой невольницей по имени Брисеида.

Вскоре несчастный жрец явился в лагерь греков и предложил за свою дочь богатый выкуп, но получил отказ. В отчаянии он призвал на помощь самого Аполлона, и тот, войдя в положение своего слуги, наслал на обидчиков его дочери моровую язву. Греки не успевали хоронить умерших. Находившийся среди них прорицатель Калхант, пообщавшись с богами, сообщил, что смерть не отступит, пока Хрис не получит свою дочь, а Аполлон богатые жертвоприношения.

Пришлось Агамемнону подчиниться, но в отместку, он отобрал у Ахиллеса его возлюбленную Брисеиду и именно её принёс в жертву божеству. Самого же героя гнусно обругал и оскорбил в присутствии подчинённых ему воинов. Этот поступок стал для всех неожиданностью, так как прежде главнокомандующий имел репутацию не только храброго, но и вполне благородного человека. Нет сомнения, что и тут не обошлось без волшебства. Даже более того, не исключено, что злые чары на него наслал именно тот, кто убил Ахиллеса в конце пересказываемой нами поэмы. Но имя его будет названо немного позже.

Посрамлённый завистник

Невинно оскорблённый и лишённый своей лучшей рабыни, Ахиллес отказался продолжать участие в войне, чем несказанно обрадовал троянцев, трепетавших от одного его вида. Явившись на берег моря, он вызвал из его глубин свою мать, морскую богиню Фетиду, и, услышав его рассказ, она упросила верховного бога Зевса помочь троянцам одолеть войско Агамемнона и показать ему, что без Ахиллеса их ждёт неминуемая гибель.

Так всё и произошло. Сговорчивый Зевс придал силы троянцам, и те стали безжалостно сокрушать своих врагов. Катастрофа казалась неминуемой, и гнусному завистнику ничего не оставалось, как публично, в присутствии всё тех же воинов принести Ахиллесу свои извинения и в качестве компенсации за погубленную Брисеиду подарить ему несколько красивейших невольниц.

Последние подвиги Ахиллеса

После этого великодушный Ахиллес простил своего обидчика и с ещё большим остервенением начал громить защитников города. К этому периоду относится один из его наиболее известных подвигов - победа в поединке с предводителем троянцев Гектором. Ахиллес не только сумел обратить его в бегство, но заставил трижды обежать вокруг стен Трои, и только после этого пронзил копьём.

Но богам не было угодно сделать Ахиллеса свидетелем падения Трои, и именно их волю исполнил тот, кто убил Ахиллеса. Незадолго до смерти он совершил свой последний подвиг - одержал победу над войском прекрасных, но коварных и злых амазонок, пришедших на помощь троянцам во главе со своей предводительницей Пенфесилеей.

Гибель Ахиллеса

Древние авторы, во многом противоречащие друг другу, в жизнеописании Ахиллеса тем не менее единодушны в изображении его последнего часа. По их свидетельству, в один из дней он пытался ворваться в осаждённый город через его главные ворота. Неожиданно путь ему преградил, не кто иной, как сам Аполлон, не вполне ещё примирившийся с греками после истории с дочерью его жреца.

Аполлон, разумеется, знал, кто такой Ахиллес. Дело в том, что, увенчанный славой красивейшего из небожителей, он питал постыдную зависть и ревность по отношению к смертному человеку, считавшемуся, как и он, эталоном красоты. О пагубности этого низкого чувства среди людей уже шла речь в нашем рассказе, в данном же случае им было запятнано имя божества.

Преградив Ахиллесу дорогу, но, ожидая, тем не менее, почтительного к себе обращения, он вместо этого получил грубый окрик и угрозу быть пронзённым копьём, если не уберётся сей же час с дороги. Оскорблённый, Аполлон отошёл в сторону, но лишь для того, чтобы немедленно совершить свою месть.

Далее авторы несколько расходятся в описании произошедшего. По одной версии, Аполлон сам пустил вслед обидчику роковую стрелу, и именно он был тем, кто убил Ахиллеса. По другой, это гнусное дело завистливый бог поручил Парису - сыну троянского царя, оказавшемуся поблизости. Но так как стрела поразила Ахиллеса в его единственное уязвимое место, о котором знал только Аполлон, то нет сомнения, что именно он направил её полёт. Тот, кто убил Ахиллеса в пятку, не мог не знать его тайны. Поэтому убийство героя приписывается Аполлону - красивейшему из богов, но не сумевшему побороть в себе низкого и мелкого чувства.

История Ахиллеса вдохновила целую плеяду античных поэтов, посвятивших ему свои произведения, часть из которых дошла до наших дней. Многие из них признаны лучшими образцами древнегреческой поэзии. Несомненно, что наибольшую славу среди них снискал Гомер своей знаменитой поэмой «Илиада». Сама же смерть Ахиллеса породила крылатое выражение - «ахиллесова пята», обозначающее слабое, уязвимое место.

Публикации по теме