Какие характерные жанры классицизма в Литературе? Жанр - новая литературная энциклопедия.

Большое внимание уделяли классицисты теории жанров. Не все жанры, складывавшиеся веками, отвечали в полной мере требованиям классицизма. И тогда появился неизвестный литературе прежних времен принцип иерархии (т. е. соподчинения) жанров, утверждавший их неравенство. Этот принцип хорошо согласовывался с идеологией абсолютизма, уподоблявшей общество пирамиде, на вершине которой стоит король, а также с философией рационализма, требовавшей ясности, простоты, системности в подходе к любому явлению.

Согласно принципу иерархии есть жанры главные и неглавные. К середине XVII в. утвердилось мнение, что самым главным литературным жанром выступает трагедия (в архитектуре - дворец, в живописи - парадный портрет и т. д.). Проза ставилась, ниже поэзии, особенно художественная. Поэтому распространение получили такие прозаические жанры, как проповеди, письма, мемуары, как правило не рассчитанные на эстетическое восприятие, а художественная проза, в частности , оказалась в забвении («Принцесса Клевская» М. де Лафайет - счастливое исключение).

Принцип иерархии делит жанры также на «высокие» и «низкие», причем за жанрами закрепляются определенные художественные сферы. Так, за «высокими» жанрами (трагедия, ода и др.) закреплялась общегосударственная проблематика, в них могло повествоваться только о королях, полководцах, высшей знати, язык этих произведений носил приподнятый, торжественный характер («высокий штиль»).

В «низких» жанрах (комедия, (меня, сатира и т. д.) можно было касаться только частных проблем или абстрактных пороков (скупость, лицемерие, тщеславие и т. д.), выступающих как абсолютизированные черты человеческого характера. Героями в «низких» жанрах могли быть представители низов общества, выведение же знатных лиц допускалось лишь в исключительных случаях (тем выше можно оценить смелость Мольера, сделавшего постоянной комической фигурой образ маркиза). В языке таких произведений допускались грубость, двусмысленные намеки, игра слов («низкий штиль»). Использование слов «высокого штиля» носило здесь, как правило, пародийный характер.

Сообразуясь с принципами рационализма, классицисты выдвинули требование чистоты жанров. Смешанные жанры, например трагикомедия, вытесняются. Этим наносится главный удар по способности того или иного жанра всесторонне отобразить действительность. Отныне только вся система жанров способна выразить многообразие жизни. Вот почему классицисты, считая ряд жанров «низкими», тем не менее широко их разрабатывают, выдвигая таких классиков, как (комедия), Лафонтен (басни), Буало (сатира).

И все же главное внимание писатели классицизма уделяли трагедии. В этом жанре законы были наиболее строгими. Сюжет (исторический или легендарный, но правдоподобный) должен был воспроизводить античные времена, жизнь далеких государств (помимо Древней Греции и Рима - восточные страны) и угадываться уже из названия, как идея - с первых строк (Буало: «Уж с первых строк ясна должна быть пьесы суть»). Известность сюжета противостояла культу интриги, запутанного действия, она требовалась для утверждения мысли о торжестве закономерности над случайностью.

Три единства. Особое место в теории трагедии занял принцип трех единств. Он был сформулирован в трудах итальянских и французских гуманистов XVI в. (Д. Триссино, Ю. Ц.Скалигер и др.), опиравшихся на Аристотеля в борьбе со средневековым театром. Но только классицисты XVII в. (особенно Буало) возвели его в непререкаемый закон. Единство действия требовало воспроизведения одного цельного и законченного действия, которое бы объединяло всех персонажей (побочные сюжетные линии в пьесе считались одним из нарушений этого единства).

Единство времени сводилось к требованию уложить действие пьесы в одни сутки. Единство места выражалось в том, что действие всей пьесы должно было разворачиваться в одном месте (например, в одном дворце). В основе концепции трех единств лежит принцип правдоподобия - фундаментальный принцип классицизма, сложившийся я борьбе с традициями средневековой идеологии и культуры.

В средневековых мистериях, игравшихся от нескольких часов до нескольких дней, обычно изображалась вся история Вселенной от ее сотворения до грехопадения первых людей или другие огромные периоды библейской истории. Небольшая сцена изображала и землю, и небо, и ад.

Требование единства места и времени изменило структуру драмы, ибо заставило драматургов показывать не все действие, а лишь его кульминацию.

Один принцип концентрации времени и места сменился другим. Однако, считая второй принцип более правдоподобным, классицисты ошибались, так как не учитывали еще особенностей субъективного восприятия искусства. Романтики, которые откроют субъективного зрителя, будут критиковать принцип единства времени и места именно за неправдоподобие.

В целом необходимо отметить, что нормативная классицистическая эстетика впоследствии стала тормозом развития искусства. С нормативностью классицизма борьбу вели романтики и реалисты.

Классицизм как стиль - это система изобразительно-выразительных средств, типизирующих действительность сквозь призму античных образцов, воспринятых как идеал гармонии, простоты, однозначности, упорядоченной симметрии. Таким образом, этот стиль воспроизводит лишь рационалистически упорядоченную внешнюю оболочку античной культуры, не передавая ее языческой, сложной и нерасчленимой сущности. Не в античном наряде, а в выражении взгляда на мир человека абсолютистской эпохи заключается суть стиля классицизма. Он отличается ясностью, монументальностью, стремлением убрать все лишнее, создать единое и цельное впечатление.

Если домашнее задание на тему: » Теория жанров в искусстве классицизма оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Классицизм как направление складывается на рубеже XVI - XVII вв. Истоки его лежат в деятельности итальянской и отчасти испанской академических Ода была, как мы знаем, одним из основных поэтических жанров классицизма. Ломоносов вводил в русскую поэзию XVIII века жанр торжественной Экзамен: Устное народное творчество В науке о фольклоре долго был распространен взгляд на сказку как на совокупность всех видов и форм Продолжением темы (избавления от греховности) стала поэма Мильтона «Возвращенный Рай» (опубл. 1671). В поэме, состоящей из четырех книг, описывается искушение НОВАТОРСТВО И ТРАДИЦИИ В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» Своей комедией А. С. Грибоедов сделал решительный шаг (по определению В. Г.
  • Рейтинг сочинений

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

иерархия жанрове, иерархия жанровая
, высокие и низкие роды живописи - систематизация различных жанров изобразительного искусства по их значимости.

Наиболее известной являлась иерархия жанров живописи, созданная французской Академией изящных искусств в период классицизма. Главными жанрами считались (по убыванию): историческая живопись, портрет, жанровая живопись, пейзаж и натюрморт. Данная иерархия на протяжении XVII-XIX веков была основополагающей для академической живописи. качестве бунта против нее во 2-й половине XIX века возникли движения передвижников (Россия), импрессионистов (Франция) и прерафаэлитов (Англия).

  • 1 Академическая иерархия жанров
    • 1.1 Высокий и низкий жанр
    • 1.2 Толкование
    • 1.3 Причины
    • 1.4 Воздействие
    • 1.5 Портрет
    • 1.6 Поджанры и попытки найти выход
    • 1.7 Дальнейшая история
  • 2 литературе
  • 3 Библиография
  • 4 Примечания

Академическая иерархия жанров

Классицистическая теория жанровой иерархии была сформулирована в 1669 году Андре Фелибьеном, историографом, архитектором и теоретиком французского классицизма, секретарем Французской академии, в своем предисловии к курсу лекций, прочитанным студентам.

Этой системы, иногда чуть её варьируя, придерживались все художественные академии Европы (Париж, Рим, Флоренция, Лондон, Берлин, Вена, Санкт-Петербург и проч.).

Высокий и низкий жанр

  1. Grand genre (Высокий жанр): т. н. Историческая живопись:
    1. Включала картины не только на историческую тематику, но и на аллегорический религиозный, мифологический, исторический, литературный сюжет. Эти полотна воплощали интерпретацию жизни и событий, основываясь на определенном моральном или интеллектуальном посыле.
  2. Petit genre (scènes de genre, Низкий жанр): сцены из повседневной жизни:
    1. Портрет
    2. Жанровая живопись
    3. Пейзаж
    4. Морской пейзаж
    5. Анималистическая живопись
    6. Натюрморт
      1. С дичью, рыбой и прочими животными
      2. С цветами и фруктами

    Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев», 1784 - зрелый французский пример высокого жанра

    Элизабет Виже-Лебрен. «Автопортрет художницы с дочерью», ок.1785

    Фрагонар. «Урок музыки», 1769

    Джон Констебл. «Этюд с облаками. Весеннее утро». 1821

    Уильям Тёрнер, «Последний рейс корабля «Отважный»», 1839

    Джон Вуттон. «Гончий жеребец герцога Гамильтонского Победоносный в Ньюмаркете», около 1725

    Жан Батист Обри. «Натюрморт с битой птицей и вишнями», 1712

    Антуан Бержон. «Натюрморт с корзиной цветов», 1812

В 1667 году иерархию «канонизировал» секретарь французской Академии Андре Фелибьен:

Тот, кто изрядно пишет пейзажи, стоит выше пишущего единственно фрукты, цветы и раковины. Тот, кто пишет живых животных, ценится больше, чем рисующие лишь мёртвые и неподвижные вещи; и коль скоро образ человеческий есть самое совершенное творение Бога на Земле, столь же несомненно, что тот, кто становится подражателем Божиим, изображая человеческий образ, делается превосходнее всех других... Художник, делающий лишь портреты, ещё не достиг того высокого совершенства Искусства и не может претендовать на честь, которую получают наиболее умелые. Для того потребно ему перейти от единственной фигуры к представлению купно нескольких; должно обратиться к истории и баснословиям древних; надобно представить великие дела, подобно историкам, или предметы приятные, подобно Поэтам, и поднимаясь ещё выше, при помощи композиций Аллегорических надлежит уметь скрывать под покровом баснословия добродетели величайших мужей и возвышеннейшие из таинств.
Россия, XVIII век ↓
  1. Цветочной с фруктами и насекомыми.
  2. Звериной с птицами и дворовыми скотами.
  3. Ландшафтной.
  4. Портретной.
  5. Баталической.
  6. Исторический домашний.
  7. Перспективный.
  8. Исторический больший, заключающий в себе все историческия деяния.
Иван Устрялов. Краткое руководство
к познанию рисования и живописи исторического
рода, основанное на умозрении и опытах.
Сочинено для учащихся художником И.У. СПб, 1793"

В России эта систематизация была пересказана Иваном Устряловым в его руководстве для учащихся Академии художеств.

Иерархии жанров соответствовала иерархия размеров: большой формат - для исторической живописи, маленький - для бытовой.

    Хруцкий. «Цветы и плоды», 1839

    Н. Сверчков, «Лошадь в беговых санях с седоком»

    С. Щедрин. «Новый Рим. Замок Святого Ангела». 1823/25

    И. Лампи. «Портрет Платона Зубова», 1796

    Л. Каравак. «Полтавская битва», 1709

Толкование

Согласно академической концепции, «жанровые» картины стояли на низшей ступени, поскольку они являлись просто повествующим, запечатляющим искусством, без какой-то попытки морали и назидательности. Эта жанровая живопись, пусть и совершенная по стилю и рисунку, хвалилась только за умение, изобретательность и даже юмор, но никогда не считалась высоким искусством.

Современная жизнь - современные события, манеры, одежда, внешний вид - считались несовместимым с высоким стилем, и лишь идеализированное прошлое могло служить подходящей, благородной и уместной темой. (Соответственно, обычное тело тоже не служило предметом изображения - рисовали лишь по-античному прекрасные, идеальные тела).

Теоретики академического искусства считали, что эта иерархия была оправдана, поскольку она отражала присущую возможность морального воздействия для каждого из жанров. Так, например, художник намного эффектнее донесет мораль через историческое полотно, затем портрет или жанровую живопись, чем через пейзаж или натюрморт. Кроме того, мастера античности и ренессанса считали, что высшей формой искусства является изображение человеческой фигуры. Таким образом, пейзаж или натюрморт, где человека не изображали, действительно является более «низкой» формой жанра. Наконец, система академической иерархии отображает потенциальную стоимость каждого из полотен: крупная историческая живопись является наиболее подходящим и удобным жанром для государственного заказа, далее портрет, бытовой жанр и пейзаж - а натюрморты, как правило, мелки и выполняются для личных интерьеров.

Причины

Андрей Александрович Карев пишет: «Осознание жанрового разнообразия живописи как свойства культуры Нового времени в условиях века Просвещения было, в известной степени, аналогом тяготения к энциклопедическому познанию, а значит и столь же многоаспектному познанию мира. Рост специализации без утраты универсализма вообще является драгоценной чертой этого времени, что позволяло одновременно увидеть малои и большое, особенное и всеобщее и, наконец, человеческое и божественное. Неповторимая точка зрения на тот или иной объект нисколько не противоречила общему образу вселенной, хотя к нему напрямую и не апеллировала, как это было в эпоху барокко. Интерес к слитной многогранности бытия семняется вниманием к отдельным её граням, обладающим самостоятельной красотой и соответственно - ценностью. Академия художеств не могла не отреагировать на эти процесс и, не дожидаясь появления соответствующих запросов в среде заказчиков, открывала один за одним классы, в которых обучали особенностям работы в том или ином жанре»

Воздействие

Эта иерархическая система, основанная на традициях греческого и римского искусства, подытоженных в ходе итальянского Возрождения, была использована академиями в качестве основы для присуждения премий и стипендий, а также системы развески на публичных выставках (Салонах). Она также оказывала значительное влияние на предполагаемую стоимость произведений искусства.

Французская академия имела конкурсы Grand и Petits Prix соответственно по двум направлениям. Таким образом, самые высокие призы априори доставались произведениям в историческом жанре - практика, которая вызвал много недовольства среди студентов. Эта негибкая иерархия вызывала много недовольства среди известных художников, что со временем привело к подрыву авторитета академий. Кроме того, ради престижа некоторые живописцы совершали попытки писать грандиозные исторические полотна, что получалось не у всех. Если художник обладал даром скорее портретиста, чем исторического живописца, то неудача могла нанести ему душевную травму.

Портрет

Любопытно угнетённое место портрета в данной иерархии. обзоре Салона 1791 года можно было прочесть: «Исторический живописец, который должен подражать природе во всех ее аспектах, должен уметь написать портреты. Однако портрет не может считаться самостоятельным жанром».

Катрмер де Кенси, один из самых влиятельных теоретиков классицизма, считал жанр портрета настолько низким, что даже не удостаивал его специального внимания: «Нет ничего более ограниченного, чем удовольствие, которое получаешь от созерцания портрета. Если отбросить в сторону тот интерес, который придают портрету личные или общественные привязанности и талант художника, то совершенно очевидно, что разум и воображение почти не участвуют в такого рода подражании». Получаемое от портрета удовольствие не может сравниться с эстетическим наслаждением, достижение которого является целью изящных искусств. Портрет показывает то, что существует в действительности, в то время как «большое искусство с помощью того, что есть, должно изображать то, чего реально не существует, должно показывать идеал».

Критики, впрочем, допускали неизбежность существования исторического портрета, который, по их глубокому убеждению, может быть создан только историческим живописцем. «Именно они, исторические живописцы, могут написать настоящий портрет». Об исторических портретах нередко пишут в обзорах выставок, подчас их рассматривают сразу же за исторической картиной. О портретах же частных лиц (которых с каждым годом становилось все больше) предпочитают не упоминать или просто перечисляют их по названиям, никак не комментируя. Понимание портрета как некоего дополнения к исторической картине было весьма распространено. Об этом писали не только известные приверженцы классицизма Катрмер де Кенси, Делеклюз, но и критики следующего поколения, чьи эстетические воззрения отличались большей гибкостью, например Г.Планш.

Поджанры и попытки найти выход

Клод Лоррен. «Изгнание Агари», 1668

Хотя европейские академии, как правило, строго настаивали на этой иерархии, некоторые художники оказывались способными изобретать поджанры, благодаря чему поднимались в этой иерархии наверх:

  • Джошуа Рейнольдс создал стиль портретов, называемый им Grand Manner, в котором он льстил своим моделям, изображая их в качестве мифологических персонажей.
  • Антуан Ватто изобрел Fêtes galantes - сценки развлечений придворных, которых он помещал в ландшафт Аркадии. Таким образом, картина с «пастушками» приобретала аллегорический и поэтический смысл, что её с точки зрения академиков облагораживало.
  • Клод Лоррен практиковался в жанре, называемом «Идеальный пейзаж», где полотно в основном наполнял пейзаж, который дополнялся не очень заметными мифическими или библейскими фигурами. Он был так искусен в сочетании пейзажа и исторической живописи, что тем самым его «легализировал». Таким образом, появился «Исторический пейзаж», который получил официальное признание во Французской Академии, когда в 1817 году за этот жанр был учрежден Prix de Rome.
  • Жан-Батист Шарден писал натюрморты, которые благодаря выбранным предметам воспринимались как аллегорические полотна.

Дальнейшая история

До середины XIX века женщинам не разрешалось обращаться к исторической живописи, поскольку они не были допущены к заключительному этапу обучению в Академиях - обнаженной натуре, так как это нарушало правила приличия. Женщины могли работать в Petit genre - писать портреты, натюрморты и т. п., а также копировать старых мастеров, скульптуру и гравюру.

К концу XIX художники и критики начали бороться против правил Французской Академии, а также утверждать, что оценка этих жанров в истории искусства является неправильной. Появившиеся новые художественные течения - реализм, а позже импрессионизм, были заинтересованы в изображении повседневной жизни и текущего момента. «Иго» было сброшено.

В настоящий момент потомками ценятся именно полотна низкого жанра, в особенности, портреты и сценки из жизни, в то время как академическая историческая живопись в большинстве случаев кажется скучной и незанимательной.

В литературе

Соответственно возвышенным этическим идеям, эстетика классицизма устанавливала иерархию литературных жанров

  • «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.)
  • «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.).

Библиография

  • Paul Duro. Giving up on history? Challenges to the hierarchy of the genres in early nineteenth-century France // Art History. Volume 28 Issue 5, Pages 689-711

Примечания

  1. Hierarchy of the Genres. Encyclopedia of Irish and World Art
  2. Подчас встречается утверждение, что портрет занимал низшую степень в иерархии жанров. Это неправда ради «красного словца». Портрет стоял первым в ряду низких жанров, а последним был натюрморт. (См. например Art History. Grant Pooke, Diana Newall)
  3. Цит. по: А.Карев. Классицизм в русской живописи. М., 2003. С. 47
  4. А.Карев. Классицизм в русской живописи. М., 2003. С. 48.
  5. Давид и французский портрет конца XVIII- начала XIX века
  6. Проблема портрета в «Эпоху Романтизма»

иерархия жанровая, иерархия жанровая, иерархия жанровая, иерархия жанрове, иерархия жанрове, иерархия жанрове, иерархия жанрови, иерархия жанрови, иерархия жанрови, иерархия жанровой, иерархия жанровой, иерархия жанровой

Иерархия жанров Информацию О

ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ (фр. genre – род, вид) – исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения.

Хотя понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс. до н.э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв. и завершилось в основном в 17 в., когда помимо разделения изобразительного искусства на жанры появляется понятие т.н. «высоких» и «низких» жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. К «высокому» жанру относили исторический и мифологический жанры, к «низким» – портрет, пейзаж, натюрморт. Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями.

Так, в 17 в. в Голландии в живописи ведущими стали именно «низкие» жанры (пейзаж, бытовой жанр, натюрморт), а парадный портрет, формально принадлежавший к «низкому» жанру портрета, к таковому не относился. Став формой отображения жизни, жанры живописи при всей стабильности общих черт не являются неизменными, они развиваются вместе с жизнью, меняясь по мере развития искусства. Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (напр., мифологический жанр), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (напр., внутри пейзажного жанра появились архитектурный пейзаж и марина ). Появляются произведения, соединяющие в себе различные жанры (напр., сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром).

АВТОПОРТРЕТ (от фр. autoportrait) - портрет самого себя. Обычно имеется в виду живописное изображение; однако автопортреты бывают и скульптурные, литературные, кинематографические, фотографические и т. д.

Рембрандт "Автопортрет".

АЛЛЕГОРИЯ (греческое allegoria - иносказание) - выражение отвлечённых идей с помощью конкретных художественных образов. Пример: «правосудие» - женщина с весами.

Моретто да Брешиа "Аллегория веры"

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ (от лат. animal – животное) - жанр связанный с изображением животных в живописи, скульптуре и графике.

Д. Стаббс. Кобылы и жеребята в пейзаже у реки. 1763-1768 гг.

БАТАЛЬНЫЙ (от франц. bataille - битва) - посвященный изображению военных действий и военной жизни.

Аверьянов Александр Юрьевич. href="http://www.realartist.ru/names/averyanov/30/">Ватерлоо.

БЫТОВОЙ - связанный с изображением повседневной жизни человека.

Николай Дмитриевич ДМИТРИЕВ-ОРЕНБУРГСКИЙ (1837-1898). Пожар в деревне

ГАЛАНТНЫЙ - «учтивый, вежливый любезный, обходительный, интересный» устар. связанный с изображением изысканных лирических сцен из жизни придворных дам и кавалеров в художественном творчестве преимущественно XVIII в.

Герард тер Борх Младший. Галантный солдат.

ИСТОРИЧЕСКИЙ - один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов.

Павел Рыженко. Победа Пересвета.

КАРИКАТУРА - жанр изобразительного искусства, использующий средства сатиры и юмора, гротеска, шаржа, изображение, в котором комический эффект создается путём преувеличения и заострением характерных черт. Карикатура высмеивает, недостаток или порочность персонажа, для того чтобы привлечь его и окружающих людей, с целью заставить измениться в лучшую сторону.

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ - посвящен событиям и героям, о которых рассказывают мифы. Боги, демиурги, герои, демоны, мифические существа, исторические и мифологические персонажи. В 19 веке мифологический жанр служил нормой высокого, идеального искусства.

Александр Иванов. Беллерофонт отправляется в поход против Химеры.

НАТЮРМОРТ - жанр изобразительного искусства, изображения неодушевленных предметов, размещенных в реальной бытовой среде и организованных в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, дичи, выловленной рыбы и т. д.

Аенванк Теодор (Aenvanck, Theodoor)

НЮ (обнажённый) - художественный жанр в скульптуре, живописи, фотографии и кинематографе, изображающий красоту обнажённого человеческого тела, преимущественно женского.

Венера Урбинская", Тициан

ПАСТОРАЛЬ (фр. pastorale - пастушеский, сельский) - жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, изображение идиллической жизни пастухов и пастушек на природе.

ПЕЙЗАЖ (франц. paysage, от pays - страна, местность), - жанр посвящённый изображению какой-либо местности: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта.

Href="http://solsand.com/wiki/doku.php?id=ostade&DokuWiki=7593bff333e2d137d17806744c6dbf83" >Адриана ван Остаде

ПОРТРЕТ (фр. portrait, «воспроизводить что-либо черта в черту») - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей; разновидности - автопортрет, групповой портрет, парадный, камерный, костюмированный портрет, миниатюра портретная.

Боровиковский В. «Портрет М. И. Лопухиной»

СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА - определение своеобразного скрещения традиционных жанров живописи, которое способствовало созданию крупномасштабных произведений на социально значимые темы с четко выраженной фабулой, сюжетным действием, многофигурной композицией. Кратко: - смешивание традиционных жанров живописи бытового, исторического, батального, композиционного портрета, пейзажа и др.

Робер, Гюбер - Осмотр старой церкви

ШАРЖ или ДРУЖЕСКИЙ ШАРЖ (фр. charge) - юмористическое или сатирическое изображение, в котором изменены и подчеркнуты характерные черты модели в пределах нормы, с целью подшутить, а не унизить и оскорбить как обычно делается в карикатурах.

В литературе классицизм зародился и получил распространение во Франции в XVII веке. Теоретиком классицизма считается Никола Буало, сформировавший основные принципы стиля в статье «Поэтическое искусство». Название происходит от латинского «classicus» - образцовый, что подчеркивает художественный базис стиля - образы и формы античности, к которым начали питать особый интерес на исходе эпохи Возрождения. Появление классицизма связывают с формированием принципов централизованного государства и идей «просвещенного» абсолютизма в нём.

Классицизм воспевает понятие разума, считая, что лишь с помощью ума можно получить и упорядочить картину мира. Поэтому главным в произведении становится его идея (то есть, главная мысль и форма произведения должны быть в гармонии), а главным в конфликте разума и чувств - разум и долг.

Основные принципы классицизма, характерные как для зарубежной, так и для отечественной литературы:

  • Формы и образы из античной (древнегреческой и древнеримской) литературы: трагедия, ода, комедия, эпос, поэтические одические и сатирические формы.
  • Четкое разделение жанров на «высокие» и «низкие». К «высоким» относятся ода, трагедия и эпопея, к «низким», как правило, смешное - комедия, сатира, басня.
  • Отличительное деление героев на хороших и плохих.
  • Соблюдение принципа триединства времени, места, действия.

Классицизм в русской литературе

XVIII век

В России классицизм появился намного позже, чем в европейских государствах, так как его «завезли» вместе с европейскими произведениями и просвещением. Существование стиля на русской почве принято укладывать в следующие рамки:

1. Конец 1720-х годов, литература петровского времени, светская литература, отличающаяся от церковной литературе, до этого господствующей в России.

Стиль стал развиваться вначале в переводных, затем и в оригинальных произведениях. С развитием российской классической традиции связаны имена А. Д. Кантемира, А. П. Сумарокова и В. К. Тредиаковского (реформаторы и разработчики литературного языка, они работали над стихотворными формами - над одами и сатирами).

  1. 1730-1770 года - расцвет стиля и его эволюция. Связывается с именем М. В. Ломоносова, который писал трагедии, оды, поэмы.
  2. Последняя четверть XVIII века - появление сентиментализма и начало кризиса классицизма. Время позднего классицизма связывают с именем Д. И. Фонвизина, автора трагедий, драм и комедий; Г. Р. Державина (стихотворные формы), А. Н. Радищева (прозаические и стихотворные произведения).

(А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, П. Я. Чаадаев )

Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев стали не только разработчиками, но и разрушителями стилистического единства классицизма: Фонвизин в комедиях нарушает принцип триединства, вводит неоднозначность в оценке героев. Радищев становится предвестником и разработчиком сентиментализма, обеспечивая повествованию психологизм, отвергая его условности.

(Представители классицизма )

XIX век

Считается, что классицизм просуществовал по инерции до 1820-х годов, однако во время позднего классицизма произведения, созданные в его рамках, были классическими только формально, либо его принципы использовались намеренно, для создания комического эффекта.

Русский классицизм начала 19 века отходит от своих прорывных черт: утверждение первенства разума, гражданский пафос, выступление против произвола религии, против её гнета над разумом, критика монархии.

Классицизм в зарубежной литературе

Классицизм изначальный опирался на теоретические разработки античных авторов - Аристотеля и Горация («Поэтика» и «Послание к Пизонам»).

В европейской литературе при идентичных принципах стиль заканчивает свое существование с 1720-х годов. Представители классицизма во Франции: Франсуа Малерб (поэтические произведения, реформация поэтического языка,), Ж. Лафонтен (сатирические произведения, басня), Ж.-Б. Мольер (комедии), Вольтер (драма), Ж.-Ж. Руссо (поздний классицист-прозаик, предвестник сентиментализма).

В развитии классицизма европейского выделяют два этапа:

  • Развитие и расцвет монархии, способствующие позитивному развитию экономики, науки и культуры. На этом этапе представители классицизма видят своей задаче прославление монарха, утверждение её незыблемости (Франсуа Малерб, Пьер Корнель, ведущие жанры - ода, поэма, эпопея).
  • Кризис монархии, обнаружение недостатков в политическом строе. Писатели не прославляют, а больше критикуют монархию. (Ж. Лафонтен, Ж.-Б. Мольер, Вольтер, ведущие жанры - комедия, сатиры, эпиграмма).

Публикации по теме