История развития медицины кратко. Медицина - это что такое? Развитие и направление клинической медицины

Только в последние годы было дано удовлетворительное определение понятия медицины: «Медицина - система научных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продолжения жизни 1 . В этой фразе для точности, нам кажется, следует после слова «мер» добавить слово «общества», так как по существу медицина является одной из форм деятельности общества по борьбе с заболеваниями.

Можно повторить, что врачебный опыт, медицинская наука и практика (или искусство) имеют социальное происхождение; они охватывают не только биологические знания, но и общественные проблемы. В человеческом существовании нетрудно заметить, что биологические закономерности уступают место социальным.

Обсуждение этого вопроса не является пустой схоластикой. Можно утверждать, что медицина в целом не только наука, но и практика (причем древнейшая), которая существовала задолго до развития наук, медицина как теория - не только биологическая, но и социальная наука; цели медицины - практические. Прав Б.Д. Петров (1954), утверждая, что медицинская практика и медицинская наука, возникшая в результате критического критического обобщения, неразрывно связаны.

Г.В. Плеханов подчеркивал, что влияние общества на человека, его характер и привычки бесконечно сильнее прямого влияния природы. То, что медицина и заболеваемость людей носят социальный характер, казалось бы, не вызывает сомнений. Так, Н.Н. Сиротинин (1957) указывает на тесную связь болезней человека с социальными условиями; А.И. Струков (1971) пишет, что болезнь человека - очень сложное социально-биологическое явление; а А.И. Германов (1974) считает ее «социально-биологической категорией».

Словом, социальный аспект болезней человека не вызывает сомнения, хотя каждый патологический процесс в отдельности - биологическое явление. Приведем еще высказывание С.С. Халатова (1933): «Животные реагируют на природу как чисто биологические существа. Влияние же природы на человека опосредовано социальными закономерностями». Тем не менее попытки биологизации болезни человека все еще находят защитников: например, Т.Е. Векуа (1968) отличие медицины от ветеринарии видит в «качественном отличии человеческого организма от организма животных».

Приводимые ссылки на мнения многих ученых уместны, потому что отношения пациента и доктора иногда могут создавать иллюзию, что врачевание - как бы совершенно частное дело; такое невольное заблуждение могло встречаться у нас до Великой Октябрьской социалистической революции и существует теперь в буржуазных государствах, в то время как знания и умение врача - целиком социального происхождения, так и болезнь человека обычно обусловлена образом жизни и влиянием различных факторов конкретной общественной среды; физическая среда в значительной степени также социально обусловлена.

Нельзя не напомнить о значении социалистического мировоззрения для врачебного дела и понимания болезни и понимания болезни человека. Н.А. Семашко (1928) писал, что взгляд на болезнь, как на социальное явление важен не только как правильная теоретическая установка, но и как плодотворная рабочая доктрина. От этого взгляда ведут свои научные корни теория и практика профилактики. Это учение делает из врача не ремесленника от молоточка и трубочки, а общественного работника: раз болезнь есть социальное явление, то и бороться с ней нужно не только лечебными, но и социально-профилактическими мероприятиями. Социальный характер болезни обязывает врача быть общественником.

Социально-гигиеническое исследование доказывает социальную обусловлен ность состояния здоровья людей. Достаточно вспомнить известный труд Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» (1845) 2 . С помощью медико-биологического анализа устанавливается механизм действия факторов среды (климат, питание и т.п.) на биологические процессы в организме. Однако нельзя забывать о связи и единстве социальных и биологических условий жизни человека. Жилище, питание, производственная среда представляют собой факторы социальные по происхождению, но биологические по механизму воздействия на анатомо-физиологические особенности человека, т.е. речь идет об опосредовании организмом социальных условий. Чем выше социально-экономический уровень современного общества, тем эффективнее организация среды для условий жизни человека (даже в космосе). Поэтому метафизичны и ненаучны как биологизм, так и абстрактный социологизм при решении проблем медицины. В перечисленных фактах можно заметить решающее значение в понимании теории медицины и здравоохранения, общее мировоззрение, учет социально-экономических оснований, классовый подход.

Описание болезней в античное время и современная терминология. Практический опыт врачей накоплен в течение нескольких тысячелетий. Можно напомнить, что деятельность античных врачей совершалась уже на большом опыте предшественников. В 60 книгах Гиппократа, в которых, по-видимому, отразились и труды его учеников, обнаружено значительное число наименований внутренних болезней, которые, как предполагалось, были достаточно известны читателю. Гиппократ не описывал их симптоматологию, у него имелись только истории болезни конкретных больных и множество практических и теоретических замечаний. Отмечены, в частности, следующие, условно говоря, нозологические единицы: перипневмония (пневмония), плеврит, гнойный плеврит (эмпиема), астма, истощение (фтизис), ангины, афты, насморк, скрофулез, абсцессы различного вида (апостемы),рожа, цефалгия, френит, летаргия (лихорадка с сонливостью), апоплексия, эпилепсия, тетанус, судороги, мания, меланхолия, ишиас, кардиалгия (сердце или кардия?), желтуха, дизентерия, холера, непроходимость кишечника, нагноение живота, геморрой, артрит, подагра, камни, странгурия, отечность (асцит, отеки), лейкофлегмазия (анасарка), язвы, раки, «большая селезенка», бледность, жирная болезнь, лихорадки - непрерывная, ежедневная, терциана, квартана, жгучая лихорадка, тиф, эфемерная лихорадка.

До деятельности Гиппократа и его школы врачи различали не менее 50 проявлений внутренней патологии. Довольно длинное перечисление различных болезненных состояний и соответственно разных обозначений приведено для того, чтобы конкретнее представить большие успехи наблюдений, хотя и примитивных, врачей древних цивилизаций - более 2500 лет тому назад. Это полезно осознать и тем самым быть внимательным к тяжким трудам наших предшественников.

Положение медицины в обществе. Забота людей о лечении ранений и заболеваний существовала всегда и достигала некоторых успехов в разной степени в связи с развитием общества и культуры. В древнейших цивилизациях - за 2–3 тыс. лет до н.э. - уже существовали некоторые законодательства, регулирующие медицинскую практику, например кодекс Хаммурапи и др.

Довольно подробные сведения о древней медицине были обнаружены в папирусах Древнего Египта. Папирусы Эбертса и Эдвина Смита представляли сводку медицинских знаний. Характерным для медицины Древнего Египта была узкая специализация, существовали отдельные целители для лечения поражений глаз, зубов, головы, желудка, а также лечения невидимых болезней (!) (возможно, они относятся к внутренней патологии?). Эта крайняя специализация считается одной из причин, задержавших прогресс медицины в Египте.

В Древней Индии наряду со многими эмпирическими достижениями медицины хирургия достигла особенно высокого уровня (снятие катаракты, удаление камней из мочевого пузыря, пластика лица и т.д.); положение целителей, по-видимому, всегда было почетным. В Древнем Вавилоне (по кодексу Хаммурапи) была высокая специализация, а также были государственные школы целителей. В Древнем Китае существовал обширный опыт врачевания; китайцы были первыми фармакологами в мире, они уделяли большое внимание профилактике болезней, считая, что настоящий врач не тот, кто лечит заболевшего, а тот, кто предотвращает болезнь; их целители различали около 200 видов пульса из них 26 для определения прогноза.

Повторяющиеся опустошительные эпидемии, как, например, чума, временами парализовали население страхом перед «божественным наказанием». «В древности медицина, по-видимому, была настолько высока и польза ее настолько очевидна, что врачебное искусство входило в религиозный культ, составляло принадлежность божества» (Боткин С.П., изд. 1912). В начале европейской цивилизации, со времени античного периода Древней Греции вместе с исключением религиозных воззрений на болезни медицина получила самую высокую оценку. Свидетельством этого было высказывание драматурга Эсхила (525–456 гг.) в трагедии «Прометей», в которой главный подвиг Прометея состоял в научении людей оказывать лечебную помощь.

Параллельно с храмовой медициной существовали врачебные школы достаточно высокой квалификации (Косская, Книдсская школы), помощь которых была особо очевидна в лечении травмированных или раненых людей.

Положение медицины и лечебной помощи, в частности в эпоху римского владычества, было очень низким. Рим был наводнен множеством самозванных целителей, часто мошенников, и выдающиеся ученые того времени, например Плиний старший, называли врачей отравителями римского народа. Следует отдать должное государственной организации Рима в попытках улучшения гигиенических условий (знаменитые водопроводы Рима, клоака Максима и т.п.).

Средние века в Европе по существу ничего не дали для теории и практики медицины. К этому еще следует отметить, что проповедь аскетизма, презрение к телу, забота главным образом о духе не могли способствовать развитию лечебных приемов, за исключением открытия отдельных домов призрения для больных и издания редких книг о лечебных растениях, например книги XI века М. Флоридуса «О свойствах трав» 3 .

Освоение медицинских знаний, как и всякое обучение, соответствовало общепринятому схоластическому методу. Студенты-медики обязаны были первые 3 года изучать логику, затем уже книги канонизированных авторов; врачебной практики не было в учебном плане. Такое положение, например, было даже официально установлено в XIII веке и в последующее время.

В начале эпохи Возрождения мало было изменений в учебе по сравнению со средними веками, занятия были почти исключительно книжные; схоластика, нескончаемые абстрактные словесные хитросплетения переполняли головы учащихся.

Необходимо, однако, отметить, что наряду с весьма повышенным интересом к рукописям древности начались усиленные научные изыскания вообще и изучение строения человеческого организма в частности. Первым исследователем в области анатомии был Леонардо да Винчи (его изыскания остались скрытыми несколько столетий). Можно отметить имя Франсуа Рабле - великого сатирика и врача. Он публично произвел вскрытие трупа и проповедовал необходимость изучения анатомии умерших за 150 лет до рождения «отца патологической анатомии» Г. Морганьи.

О государственной организации обучения и здравоохранения в эту эпоху мало известно, переход от мрачного средневековья к новой медицине совершался медленно.

Положение медицинской помощи в XVII–XVIII веках было довольно жалким, бедность знаний маскировалась заумными рассуждениями, париками и торжественными мантиями. Это положение врачевания достаточно правдиво изображено в комедиях Мольера. Существовавшие больницы давали скудную помощь больным.

Только во время Великой французской революции 1789 г. начинается государственная регламентация медицинского образования и помощи; так, например, с 1795 г. по декрету было введено обязательное обучение студентов у постели больных .

С возникновением и развитием капиталистического общества медицинское образование и положение практического врача приняли определенные формы. Обучение медицинскому искусству - платное, а в некоторых государствах - даже очень дорогое. Больной лично платит врачу, т.е. покупает его умение и знания для восстановления своего здоровья. Следует отметить, что большинство врачей руководствуются гуманными убеждениями , но в условиях буржуазной идеологии и быта они должны продавать свой труд пациентам (так называемый гонорар). Эта практика иногда приобретает отвратительные черты «чистогана» у врачей вследствие стремления к все большей наживе.

Положение целителя в первобытных общинах, среди племени, было почетным.

В полудиких условиях, не так уж давно, безуспешное лечение приводило к смерти и врача. Например, в царствование царя Ивана IV два зарубежных врача были казнены в связи со смертью леченных ими царевичей, они были зарезаны «аки овцы».

Позже, в период крепостничества, пережитков феодализма, отношение к врачу часто было пренебрежительное. Еще в конце XIX века В. Снегирев писал: «Кто не помнит, как врачи стояли у притолоки, не смея сесть…» Г.А. Захарьину принадлежит честь борьбы против унижения врачей.

Положение «купли-продажи» в медицинской практике было в дореволюционной России. Отклонение деятельности врача от правил гуманности (иногда и от элементарной честности) отмечено в сочинениях Д.И. Писарева, А.П. Чехова и др. Однако врачам и широкой общественности известны жизнь и идеальное поведение большинства врачей (например Ф.П. Гааза и др.), а также поступки врачей-ученых,подвергавших себя опасным для жизни экспериментам для развития науки, знакомы имена многочисленных врачей России, добросовестно работавших на селе. Однако практика буржуазных отношений всюду преобладала, особенно в городах.

Великая Октябрьская социалистическая революция создала новые, самые гуманные правила медицинской практики. Все отношения врача и больного, искаженные буржуазной идеологией и практикой, круто изменились. Создание системы государственного здравоохранения, обеспечивающего бесплатную медицинскую помощь, установило новые отношения врача и больного.

Забота о здоровье населения у нас составляет одну из важнейших задач государства, а врач стал исполнителем этой серьезной задачи. В СССР врачи не являются людьми так называемой свободной профессии, а общественными деятелями, работающими в определенной социальной области. Соответственно изменились и взаимоотношения между врачом и пациентом.

В заключение, упоминая о высокой ценности врачебной профессии, следует напомнить начинающим врачам или учащимся, что эта деятельность трудна как по возможностям успеха, так и той обстановке, в которой придется жить врачу. О некоторых трудностях нашего труда красноречиво писал еще Гиппократ (изд. 1936): «Есть некоторые из искусств, которые для обладающих ими тяжелы, а для пользующихся ими благодетельны и для обыкновенных людей - благо, приносящее помощь, а для занимающихся ими - печаль. Из числа этих искусств есть и то, которое эллины называют медициной. Ведь врач видит ужасное, касается того, что отвратительно, и из несчастий других пожинает для себя скорбь; больные же, благодаря искусству, освобождаются от величайших зол, болезней, страданий, от скорби, от смерти, ибо против всего этого медицина является целительницей. Но слабые стороны этого искусства трудно узнать, а сильные - легко, и эти слабые стороны известны одним врачам…»

Почти все высказанное Гиппократом достойно внимания, тщательного продумывания, хотя эта речь, по-видимому, больше обращена к согражданам, чем к врачам. Тем не менее будущий врач должен взвесить свои возможности - естественное движение помощи страдающим, неизбежную обстановку тяжелых зрелищ и переживаний.

Трудности медицинской профессии ярко описали А.П. Чехов, В.В. Вересаев, М.А. Булгаков; их переживания полезно продумать каждому врачу - они дополняют сухое изложение учебников. Знакомство с художественными описаниями медицинских тем совершенно необходимо для повышения культуры врача; Е.И. Лихтенштейн (1978) дал хорошую сводку высказываний писателей об этой стороне нашей жизни.

К счастью, в Советском Союзе врач не является «кустарем-одиночкой», зависимым от органов полиции или самодуров российских, а представляет собой труженика, достаточно почитаемого, участника государственной системы здравоохранения.

1 БСЭ, 3-е изд.- Т. 15.- 1974.- C. 562.

2 Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-изд.- Т. 2.- C. 231–517.

3 Одо из Мена/ Под ред. В.Н. Терновского.- М.: Медицина, 1976.

Источник информации: Александровский Ю.А. Пограничная психиатрия. М.: РЛС-2006. — 1280 c.
Справочник издан Группой компаний РЛС ®

Термин «медицина» с латинского переводится буквально как «врачебный», «исцеляющий». Это наука о человеческом организме в его здоровом и патологическом состоянии, а также о методах диагностики, лечения, предупреждения различных заболеваний. Таким образом, нельзя утверждать, что это исключительно система научных знаний, поскольку важной составляющей является практическая деятельность.

История медицины началась с историей человечества - при появлении болезни люди всегда стремились найти способ ее устранения. Однако в настоящее время сложно судить о том, какими навыками владели лекари в эпоху палеолита и неолита, а также в более поздние времена - вплоть до тех пор, пока не появилась письменность. Поэтому исторические выводы можно делать только на основе трактатов, найденных археологами. В частности большую ценность представляет собой свод законов Хаммурапи, в котором упоминаются правила работы врачей, а также наблюдения Геродота, описывающего медицинскую деятельность в Вавилонии.

Первоначально лекарями были жрецы, так что врачевание считалось частью религии. Патологические процессы, необъяснимые имевшимися на тот момент знаниями, ассоциировались с карой богов, поэтому нередко болезни лечились лишь изгнанием демонов и подобными ритуалами. Но уже в Древней Греции были предприняты попытки изучения человеческого организма, например, большой вклад в медицинскую науку внес Гиппократ, кроме того, именно там были открыты первые учебные заведения для врачей.

В период Средневековья ученые продолжали античную традицию, однако также был внесен существенный вклад в развитие медицины. Так, труды Авиценны, Разеса и других медиков стали фундаментом современной науки. Позже авторитеты древности были поставлены под сомнение, например, экспериментами Френсиса Бэкона. Это стало толчком для развития такой дисциплины, как анатомия, физиология. Более точное изучение организма и его работы позволило лучше понять причины и механизмы многих заболеваний. Большинство знаний было получено с помощью вскрытия трупов и изучения особенностей строения внутренних органов.

Дальнешие открытия в области диагностики, лечения, профилактики заболеваний были связаны с общим научно-техническим прогрессом. В том числе, в XIX веке благодаря изобретению микроскопа стало возможным изучение клеток и их патологий. Революционную роль сыграло появление такой науки, как генетика.

На сегодняшних день в арсенале врачей не только тысячелетний опыт и новейшие разработки, но и современное оборудование, эффективные препараты, без которых нельзя представить ни точную диагностику, ни результативную терапию. Однако, несмотря на такой прогресс, многие вопросы до сих пор остались открытими, ученым еще предстоит ответить на них.


История медицины - это наука о развитии медицины, ее научных направлениях, школах и проблемах, роли отдельных ученых и научных открытий, зависимости развития медицины от социально-экономических условий, развития естествознания, техники и общественной мысли.

История медицины делится на общую, изучающую развитие медицины в целом, и частную, посвященную истории отдельных медицинских дисциплин, отраслей и вопросов, связанных с этими дисциплинами.

Врачевание возникло в глубокой древности. Потребность оказать помощь при повреждениях, в родах обусловила необходимость накопления знаний о некоторых приемах лечения, о лекарствах из растительного и животного мира. Наряду с рациональным опытом лечения, которое передавалось из поколения в поколение, широкое распространение имели приемы, носящие мистический характер,- заговоры, заклинания, ношение амулетов.

Наиболее ценная часть рационального опыта впоследствии использовалась научной медициной. Профессионалы-врачеватели появились еще за много веков до нашей эры. С переходом к рабовладельческому строю медицинскую помощь в значительной степени взяли в свои руки представители различных религий - возникла так называемая храмовая, жреческая медицина, которая рассматривала болезнь как наказание бога и средствами борьбы с заболеваниями считала молитвы и жертвоприношения. Однако наряду с храмовой медициной сохранилась и продолжала развиваться медицина эмпирическая. Накапливая медицинские знания, врачи-профессионалы в Египте, Ассирии и Вавилонии, Индии и Китае открыли новые средства лечения болезней. Рождение письменности дало возможность закрепить опыт древних врачевателей: появились первые медицинские сочинения.

Огромную роль в развитии медицины сыграли древнегреческие врачи. Знаменитый врач Гиппократ (460- 377 гг. до н. э.) учил врачей наблюдательности и необходимости внимательного исследования больного, он дал классификацию людей по четырем темпераментам (сангвиники, флегматики, холерики, меланхолики), признавал влияние на человека условий внешней среды и считал, что задача врача помогать природным силам организма преодолеть болезнь. Взгляды Гиппократа и его последователя древнеримского врача Галена (2 в. н. э.), совершившего открытия в области анатомии, физиологии, лекарствоведения (« »), проводившего клинические наблюдения, в частности над пульсом, оказывали огромное влияние на развитие медицины.

В эпоху средневековья медицина в странах Западной Европы была в подчинении церкви и находилась под влиянием схоластики. Врачи ставили диагноз и проводили лечение, основываясь не на наблюдениях за больным, а на отвлеченных рассуждениях и на ссылках на учение Галена, искаженное схоластами и церковниками. Церковь запрещала , что задерживало развитие медицины. В эту эпоху наряду с трудами Гиппократа и Галена во всех странах Европы большое влияние на врачей оказывал прогрессивный для той эпохи капитальный труд «Канон врачебной науки», созданный выдающимся ученым (уроженцем Бухары, жившим и работавшим в Хорезме) Ибн-Синой (Авиценной; 980-1037), многократно переведенный на большинство европейских языков. Крупный философ, естествоиспытатель и врач Ибн-Сина систематизировал медицинские знания своей эпохи, обогатив многие разделы медицины.

Эпоха Возрождения наряду с бурным развитием естествознания принесла новые открытия в медицине. А. Везалий (1514-1564), работавший в Падуанском университете и изучавший человеческое тело путем вскрытий, в капитальном труде «О строении человеческого тела» (1543) опроверг ряд ошибочных представлений об анатомии человека и положил начало новой, подлинно научной анатомии.

Среди ученых эпохи Возрождения, обосновавших взамен средневекового догматизма и культа авторитетов новый, опытный метод, было много медиков. Были сделаны первые удачные попытки использовать законы физики и в медицине (ятрофизика и ятрохимия, от греч. iatros - врач). Одним из выдающихся представителей этого направления являлся

МЕДИЦИНА, наука и практическая деятельность по предупреждению и лечению болезней. На заре своей истории медицина занималась в основном лечением, а не предупреждением болезней; в современной медицине профилактическое и лечебное направления тесно связаны, и большое внимание уделяется также проблеме общественного здравоохранения.

ИСТОРИЯ

Бактерии относятся к самым ранним формам жизни и, судя по имеющимся данным, вызывали болезни животных еще в палеозойскую эру. Знаменитая теория Руссо о здоровом и благородном дикаре относится к области вымысла; человек был подвержен болезням с самого начала своего существования: бедренная кость питекантропа c о.Ява, Homo (Pithecanthropus ) erectus , жившего миллион лет тому назад, имеет патологические наросты - признаки экзостоза.

ДОИСТОРИЧЕСКИЕ И ПРИМИТИВНЫЕ ОБЩЕСТВА

Современные знания о доисторической медицине основаны прежде всего на изучении ископаемых остатков доисторического человека и его орудий; некоторые сведения дает также практика ряда сохранившихся примитивных народов. Ископаемые остатки несут следы таких поражений скелета, как деформации костей, переломы, остеомиелит, остит, туберкулез, артрит, остеома и рахит. Никаких сведений относительно других заболеваний нет, но скорее всего почти все современные заболевания существовали и в доисторические времена.

Примитивная медицина основывалась на предположении о сверхъестественной причине болезни, а именно злонамеренного воздействия злых духов или колдунов. Поэтому лечение состояло из магических заклинаний, заговоров, песнопений и разнообразных сложных ритуалов. Злых духов нужно было отпугнуть шумом, обмануть масками или сменой имени больного. В основном использовалась симпатическая магия (основанная на вере в то, что на человека может сверхъестественным образом влиять его имя или представляющий его предмет, например изображение). Магическая медицина до сих пор практикуется на островах Полинезии, в некоторых регионах центральной Африки и в Австралии.

Магическая медицина породила знахарство - по-видимому, первую человеческую профессию. Сохранившиеся на стенах пещеры в Пиренеях кроманьонские рисунки, возраст которых превышает 20 тыс. лет, изображают целителя-колдуна в шкуре и с рогами оленя на голове.

Люди, занимавшиеся лечением, образовывали особую социальную группу, окружавшую себя мистической тайной; некоторые из них были проницательными наблюдателями. Многие суеверия содержат зерно эмпирической истины. Инки, например, знали терапевтические свойства мате (парагвайского чая) и гуараны, стимулирующий эффект какао, действие растительных наркотических веществ.

Индейцы Северной Америки, хотя и использовали колдовство и заклинания, в то же время обладали довольно эффективными лечебными методами. При лихорадке применяли жидкую диету, очищающие, мочегонные, потогонные средства и кровопускание. Рвотное, слабительное, ветрогонное, клизмы употреблялись при расстройствах желудка; лобелия, лен и банки - при респираторных заболеваниях. Из 144 лекарственных веществ, применявшихся индейцами, многие до сих пор используются в фармакологии. Индейцы были особенно искусны в хирургии. Они вправляли вывихи, применяли шинные повязки при переломах, поддерживали чистоту ран, накладывали швы, использовали прижигание, припарки. Ацтеки тоже применяли шины и хирургические инструменты, искусно изготовленные из камня.

Первобытный человек, использовавший в качестве хирургических инструментов заостренные камни, проявлял удивительное хирургическое мастерство. Имеются доказательства того, что в глубокой древности уже проводились ампутации. Обычными были такие ритуальные операции, как инфибуляция (наложение скоб), кастрация и обрезание. Но что самое удивительное, в доисторической хирургии была широко распространена трепанация черепа.

Техника трепанации, частой в эпоху неолита, вероятно, восходит к позднему палеолиту. В кости черепа вырезали от одного до пяти круглых отверстий. Нарастание кости по краям отверстий доказывает, что пациенты довольно часто выживали после этой опасной и сложной операции. Черепа со следами трепанации были найдены во всем мире, за исключением Австралии, Малайского полуострова, Японии, Китая и территории к югу от Сахары. Трепанация до сих пор практикуется некоторыми примитивными народами. Цель ее не совсем ясна; возможно, таким путем выпускали злых духов. На островах Тихого океана с ее помощью лечили эпилепсию, головные боли и умопомешательство. На о-ве Новая Британия она использовалась как средство, обеспечивающее долголетие.

У примитивных народов считалось, что душевные болезни возникают из-за одержимости духами, не обязательно злыми; страдающие истерией или эпилепсией часто становились жрецами или шаманами.

ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ СРЕДНИЕ ВЕКА

С падением Рима, приходом христианства и возникновением ислама новые мощные влияния полностью преобразовали европейскую цивилизацию. Эти влияния отразились и на дальнейшем развитии медицины.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Период Возрождения, начавшийся в 14 в. и продолжавшийся почти 200 лет, был одним из самых революционных и плодотворных в истории человечества. Изобретение книгопечатания и пороха, открытие Америки, новая космология Коперника, Реформация, великие географические открытия - все эти новые влияния способствовали освобождению науки и медицины от догматических оков средневековой схоластики. Падение Константинополя в 1453 разбросало греческих ученых с их бесценными манускриптами по всей Европе. Теперь Аристотеля и Гиппократа можно было изучать в оригинале, а не в переводах на латынь с еврейских переводов арабских переводов сирийских переводов с греческого.

Не следует, однако, думать, что старые медицинские теории и методы лечения сразу уступили место научной медицине. Догматические подходы были слишком глубоко укоренены; в медицине эпохи Возрождения оригинальные греческие тексты просто заменили неточные и искаженные переводы. Но в родственных дисциплинах, физиологии и анатомии, составляющих основу научной медицины, произошли поистине грандиозные изменения.

Леонардо да Винчи (1452–1519) был первым современным анатомом; он производил вскрытия и открыл гайморову пазуху, проводящий пучок в сердце, желудочки головного мозга. Его мастерски выполненные анатомические рисунки очень точны; к сожалению, они не были опубликованы до самого недавнего времени.

Анатомические работы другого мастера, однако, были опубликованы в 1543 вместе с замечательными рисунками. Родившийся в Брюсселе Андреас Везалий (1514–1564), профессор хирургии и анатомии в Падуе, опубликовал трактат О строении человеческого тела (De humani corpore fabrica , 1543), основанный на наблюдениях и вскрытиях. Эта эпохальная книга опровергла многие ошибочные представления Галена и стала основой современной анатомии.

Легочное кровообращение было открыто независимо и почти одновременно Реальдо Коломбо (1510–1559) и Мигелем Серветом (1511–1553). Габриеле Фаллопий (1523–1562), преемник Везалия и Коломбо в Падуе, открыл и описал общее число анатомических структур, в частности полукружные каналы, клиновидные пазухи, тройничный, слуховой и языкоглоточный нервы, канал лицевого нерва и маточные трубы, до сих пор часто называемые фаллопиевыми. В Риме Бартоломео Евстахий (ок. 1520–1574), формально еще последователь Галена, сделал важные анатомические открытия, впервые описав грудной проток, почки, гортань и слуховую (евстахиеву) трубу.

Творчество Парацельса (ок. 1493–1541), одной из выдающихся личностей Возрождения, полно противоречий, свойственных тому времени. В ряде аспектов оно чрезвычайно прогрессивно: ученый настаивал на преодолении пропасти между медициной и хирургией; требовал содержать раны в чистоте, не признавая идеи о необходимости их нагноения; упростил форму рецептов; в отрицании авторитетов древности заходил так далеко, что публично сжигал книги Галена и Авиценны, а вместо латыни читал лекции на немецком. Парацельс описал госпитальную гангрену, отметил связь между врожденным кретинизмом у ребенка и увеличением щитовидной железы (зобом) у родителей, сделал ценные наблюдения относительно сифилиса. С другой стороны, он был глубоко погружен в алхимию и симпатическую магию.

Если в Средние века свирепствовала чума, то Возрождение стало жертвой другой страшной болезни. Вопрос о том, где и когда впервые появился сифилис, остается нерешенным, но внезапное распространение его острой и скоротечной формы в Неаполе в 1495 - исторический факт. Французы называли сифилис «неаполитанской болезнью», а испанцы «французской». Название «сифилис» появилось в поэме Джироламо Фракасторо (1483–1553), которого можно считать первым эпидемиологом. В его основном труде О заражении ... (De contagione ...) представление о специфике заболеваний заменило старую гуморальную теорию. Он первым определил тиф, описал различные способы заражения, указал на инфекционный характер туберкулеза. Микроскоп еще только предстояло изобрести, а Фракасторо уже выдвинул идею о существовании невидимых «семян заражения», которые размножаются и проникают в организм.

Хирургия в эпоху Возрождения все еще находилась в руках цирюльников и как род занятия стояла ниже медицины. Пока оставалась неизвестной анестезия, а нагноение считалось необходимым для заживления ран, нельзя было ожидать существенного прогресса. Однако некоторые операции были в то время выполнены впервые: Пьер Франко осуществил надлобковую цистотомию (вскрытие мочевого пузыря), а Фабриций Гильдан провел ампутацию бедра. Гаспаро Тальякоцци, несмотря на противодействие клерикальных кругов, делал пластические операции, восстанавливая форму носа у больных сифилисом.

Знаменитый своими многочисленными открытиями в области анатомии и эмбриологии Фабриций Аквапенденте (1537–1619) с 1562 преподавал в Падуе анатомию и хирургию и обобщил хирургические знания своего времени в двухтомном труде Opera chirurgica , изданном уже в 17 в. (в 1617).

Амбруаз Паре (ок. 1510–1590) отличался простым и рациональным подходом к хирургии. Он был военным хирургом, а не ученым. В то время для прижигания ран применялось кипящее масло. Однажды в военной кампании, когда запас масла был израсходован, Паре применил простую перевязку, что дало превосходные результаты. После этого он отказался от варварской практики прижиганий. Его вера в целительную силу природы выражена в знаменитом высказывании: «Я его перевязал, а Бог его вылечил». Паре также восстановил древний, но забытый метод наложения лигатур.

СЕМНАДЦАТЫЙ ВЕК

Возможно, самый значимый вклад Возрождения в медицину состоял в том, что оно нанесло сокрушительный удар авторитарному принципу в науке и философии. Жесткая догма уступила место наблюдению и эксперименту, слепая вера - разуму и логике.

Взаимосвязь медицины и философии может показаться надуманной, однако, как уже отмечалось, расцвет гиппократовой медицины был тесно связан именно с развитием греческой философии. Подобным же образом, методы и основные концепции крупнейших философов 17 в. оказали значительное влияние на медицину того времени.

Фрэнсис Бэкон (1561–1626) придавал особое значение индуктивному рассуждению, которое считал основой научного метода. Рене Декарт (1596–1650), отец современной философии, начал свои рассуждения с принципа универсального сомнения. Его механистическая концепция организма принадлежала медицинской школе «ятрофизиков», оппонентами которой были в равной мере догматичные «ятрохимики». Первый ятрофизик Санторио (1561–1636) изобрел много полезных инструментов, и среди них клинический термометр.

Величайшим физиологическим открытием века, которому суждено было перевернуть всю медицину, стало открытие кровообращения (см. также КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА). Поскольку авторитет Галена уже пошатнулся, Уильям Гарвей (1578–1657), английский врач, учившийся в Падуе, мог свободно заниматься наблюдениями и делать выводы, которые были опубликованы в его эпохальной книге О движении сердца и крови (De motu cordis et sanguinis , 1628).

Открытие Гарвея подверглось ожесточенной критике, особенно со стороны Парижского медицинского факультета, одной из самых консервативных школ того времени. Там было запрещено преподавание учения Гарвея, а отступления от Гиппократа и Галена карались исключением из научного сообщества. Помпезное шарлатанство тогдашних французских врачей было увековечено в острой сатире Мольера.

Гарвей мудро игнорировал крикливые выступления противников, дождавшись одобрения и подтверждения своей теории. Дорога для стремительного продвижения физиологии была открыта. Гарвей был уверен в существовании связующего звена между мельчайшими артериями и венами, но не cмог его обнаружить. Это сделал с помощью примитивных линз Марчелло Мальпиги из Болоньи (1628–1694). Мальпиги - не только первооткрыватель капиллярного кровообращения, он считается также одним из основателей гистологии и эмбриологии. Среди его анатомических открытий - иннервация языка, кожные слои, почечные клубочки, лимфатические узлы, клетки коры головного мозга. Он был первым, кто увидел красные кровяные тельца (эритроциты), хотя и не понял их настоящего назначения, приняв за жировые шарики.

Красные кровяные клетки вскоре были описаны еще одним знаменитым исследователем - изобретателем микроскопа Антони ван Левенгуком (1632–1723). Этот голландский купец, сконструировавший более 200 микроскопов, посвящал свой досуг изучению нового, захватывающего микромира. Масштаб увеличения, которого он смог достичь, был невелик, самое большее в 160 раз, тем не менее ему удалось обнаружить и описать бактерии, хотя он не знал об их болезнетворных свойствах. Он также открыл простейших и сперматозоиды, описал поперечнополосатую исчерченность мышечных волокон, сделал много других важных наблюдений. Предположение о связи между микроорганизмами и болезнью впервые было выдвинуто Афанасием Кирхером (1602–1680), который заметил множество «мельчайших червячков» в крови чумных больных. Возможно, это не были собственно возбудители чумы (Bacillus pestis ), но само предположение о такой роли микроорганизмов было очень важным, хотя оно игнорировалось в течение последующих двух веков.

Итогом активной интеллектуальной и научной деятельности 17 в. стало образование нескольких научных обществ в Англии, Италии, Германии и Франции, которые поддерживали исследования и осуществляли публикации результатов в отдельных изданиях и научных журналах. Первый медицинский журнал Новые открытия во всех областях медицины (Nouvelles descouvertes sur toutes les parties de la médecine ) вышел во Франции в 1679; в Англии медицинский журнал Занимательная медицина (Medicina Curiosa ) появился в 1684, но оба просуществовали недолго.

Самым выдающимся медицинским обществом было Королевское общество в Англии; четверо из его основателей создали современное учение о дыхании. Роберт Бойль (1627–1691), более известный как физик и основатель современной химии, показал, что воздух необходим для горения и поддержания жизни; его ассистент Роберт Гук (1635–1703), известный микроскопист, проводил на собаках эксперименты по искусственному дыханию и доказал, что не движение легких само по себе, а именно воздух - важнейшее условие дыхания; третий их коллега, Ричард Лоуэр (1631–1691), решил проблему взаимодействия воздуха и крови, показав, что кровь становится ярко-красной, когда подвергается воздействию воздуха, и темно-красной, когда искусственное дыхание прерывается. Характер взаимодействия уточнил Джон Мейоу (1643–1679), четвертый член этой оксфордской группы, доказав, что не сам воздух, а только определенный его компонент необходим для горения и жизни. Ученый полагал, что этим необходимым компонентом является азотсодержащее вещество; фактически же он открыл кислород, который был назван так лишь в результате его вторичного открытия Джозефом Пристли.

Анатомия не отставала от физиологии. Почти половина анатомических названий связана с именами исследователей 17 в., таких как Бартолин, Стено, Де Грааф, Бруннер, Вирзунг, Уортон, Пахиони. Мощный импульс развитию микроскопии и анатомии был дан великой медицинской школой Лейдена, которая стала в 17 в. центром медицинской науки. Школа была открыта для людей всех национальностей и вероисповеданий, в то время как в Италии папский эдикт не допускал некатоликов в университеты; как это всегда бывало в науке и медицине, нетерпимость привела к упадку.

В Лейдене работали крупнейшие медицинские светила того времени. Среди них был Франциск Сильвий (1614–1672), открывший сильвиеву борозду головного мозга, - подлинный основатель биохимической физиологии и замечательный клиницист; считается, что именно он ввел в лейденское обучение клиническую практику. Знаменитый Герман Бургаве (1668–1738) также работал на медицинском факультете в Лейдене, но его научная биография принадлежит уже 18 в.

Клиническая медицина тоже достигла в 17 в. больших успехов. Но еще царили суеверия, сотнями сжигали ведьм и колдунов; процветала инквизиция, и Галилей был вынужден отречься от своего учения о движении Земли. Прикосновение короля все еще считалось верным средством от золотухи, которую именовали «королевской болезнью». Хирургия по-прежнему оставалась ниже достоинства врача, но распознавание болезней значительно продвинулось. Т.Виллизий дифференцировал сахарный и несахарный диабет. Были описаны рахит и бери-бери, доказана возможность заражения сифилисом неполовым путем. Дж.Флойер стал отсчитывать пульс, используя часы. Т.Сиденхем (1624–1689) описал истерию и хорею, а также отличия острого ревматизма от подагры и скарлатины от кори.

Сиденхем вообще признается самым выдающимся клиницистом 17 в., его называют «английским Гиппократом». Действительно, его подход к медицине был истинно гиппократовым: Сиденхем не доверял чисто теоретическому знанию и настаивал на непосредственных клинических наблюдениях. Его методы лечения еще характеризовались - как дань времени - избыточным назначением клизм, слабительных, кровопусканий, но подход в целом был рационален, а лекарства просты. Сиденхем рекомендовал применение хины при малярии, железа при анемии, ртути при сифилисе и прописывал большие дозы опия. Его настойчивое обращение к клиническому опыту было чрезвычайно важно в эпоху, когда еще слишком много внимания в медицине уделялось чистому теоретизированию.

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ ВЕК

Для медицины 18 в. стал по преимуществу временем обобщения и усвоения предшествующего знания, а не великих открытий. Он отмечен усовершенствованием медицинского образования. Были основаны новые медицинские школы: в Вене, Эдинбурге, Глазго. Прославленные врачи 18 в. знамениты как педагоги или как авторы трудов по систематизации уже существующего медицинского знания. Замечательными учителями в области клинической медицины были упомянутый ранее Г.Бургаве из Лейдена и У.Куллен из Глазго (1710–1790). Многие их ученики заняли почетное место в истории медицины.

Самый известный из учеников Бургаве, швейцарец А.фон Галлер (1708–1777) показал, что раздражимость мышц не зависит от стимуляции нервов, а является свойством, присущим самой мышечной ткани, тогда как чувствительность - специфическое свойство нервов. Галлер также развивал миогенную теорию сердцебиений.

Падуя уже не являлась значительным центром медицинского знания, однако она воспитала еще одного великого анатома - Джованни Баттисту Морганьи (1682–1771), отца патологической анатомии. Его знаменитая книга О местонахождении и причинах болезней, выявленных анатомом (De sedibus et causis morborum per anatomen indagatis , 1761) - шедевр наблюдения и анализа. Основанная более чем на 700 примерах, она объединяет анатомию, патологическую анатомию и клиническую медицину благодаря тщательному сопоставленнию клинических симптомов с данными вскрытия. Кроме того, Морганьи ввел в теорию заболеваний концепцию патологического изменения органов и тканей.

Другой итальянец, Ладзаро Спалланцани (1729–1799), продемонстрировал способность желудочного сока переваривать пищу, а также экспериментально опроверг господствовавшую тогда теорию самозарождения.

В клинической медицине этого периода заметен прогресс в такой важной отрасли, как акушерство. Хотя щипцы для родовспоможения были изобретены в 16 в. Питером Чемберленом (1560–1631), более века они оставались тайной семьи Чемберленов и использовались только ими. Несколько типов щипцов было изобретено в 18 в., и они стали широко применяться; росло также число мужчин-акушеров. У.Смелли (1697–1763), выдающийся английский акушер, написал Трактат о родовспоможении (Treatise on Midwifery , 1752), в котором точно описан процесс родов и указаны рациональные процедуры их облегчения.

Несмотря на отсутствие анестезии и антисептики, хирургия 18 в. продвинулась далеко вперед. В Англии У.Чизлден (1688–1752), автор Остеографии (Osteographia ), производил иридотомию - рассечение радужной оболочки глаза. Он был также опытным специалистом по камнесечению (литотомии). Во Франции Ж.Пти (1674–1750) изобрел винтовой жгут, первым стал проводить успешные операции на сосцевидном отростке височной кости. П.Дезо (1744–1795) усовершенствовал лечение переломов. Оперативное лечение подколенной аневризмы, разработанное самым замечательным хирургом той эпохи Джоном Хантером (1728–1793), стало классикой хирургии. Будучи также талантливым и усердным биологом, Хантер проводил разнообразные исследования в области физиологии и сравнительной анатомии. Он был настоящим апостолом экспериментального метода.

Сам этот метод, однако, еще не настолько утвердился, чтобы поставить заслон произвольному теоретизированию. Любой теории, поскольку ей не хватало подлинно научного обоснования, противопоставлялась другая, столь же произвольная и абстрактная. Таков был и спор между материалистами и виталистами в начале 18 в. Проблема лечения тоже решалась сугубо теоретически. С одной стороны, Дж.Браун (1735–1788) полагал, что болезнь по своей сути - результат недостаточной стимуляции, и больной организм необходимо стимулировать «предельными» дозами лекарств. Оппонентом «брауновской системы» был С.Ганеман (1755–1843), основатель гомеопатии - системы, имеющей приверженцев и сегодня. Гомеопатия базируется на принципе «подобное лечится подобным», т.е. если лекарство вызывает какие-то симптомы у здорового человека, то очень малые его дозы лечат заболевание с подобными же симптомами. Кроме теоретических построений, Ганеман внес значительный вклад в фармакологию, изучив действие многих лекарственных средств. Более того, его требование применять лекарство в малых дозах, с большими интервалами и только по одному лекарству за один прием, позволяло восстановить собственные силы организма, в то время как другие врачи изнуряли пациентов частыми кровопусканиями, клизмами, слабительными и чрезмерными дозами лекарств.

Фармакология, обогатившаяся уже хиной (корой хинного дерева) и опием, получила дальнейший толчок к развитию с открытием лечебных свойств наперстянки (дигиталиса) У.Уитерингом (1741–1799). Диагностике способствовало широкое применение специальных одноминутных часов для подсчета пульса. Медицинский термометр был изобретен Санторио, но редко использовался, пока Дж.Карри (1756–1805) не внедрил его в практику. Чрезвычайно важный вклад в диагностику сделал австриец Л.Ауэнбруггер (1722–1809), написавший книгу о перкуссии (выстукивании). Открытие этого метода не было своевременно замечено и стало широко известным только благодаря личному врачу Наполеона Ж.Корвизару.

18 век обычно считается веком просвещения, рационализма и расцвета науки. Но это и золотой век знахарства, шарлатанства и суеверий, изобилия секретных чудодейственных снадобий, пилюль и порошков. Франц А.Месмер (1734–1815) демонстрировал свой «животный магнетизм» (предвестник гипнотизма), вызвав чрезвычайное увлечение им в светском обществе. Френология считалась тогда серьезной наукой. Беспринципные шарлатаны делали состояния на т.н. «храмах исцеления», «небесных ложах», разнообразных чудодейственных «электрических» приспособлениях.

Несмотря на свои заблуждения, 18 век вплотную подошел к одному из самых важных медицинских открытий - вакцинации. В течение столетий оспа была бичом человечества; в отличие от других эпидемических заболеваний она не исчезала и оставалась столь же опасной, как и прежде. Только в 18 в. она унесла более 60 млн. жизней.

Искусственное слабое заражение оспой уже применялось на Востоке, особенно в Китае и Турции. В Китае оно проводилось посредством ингаляции. В Турции небольшое количество жидкости из оспенного пузырька вводили в поверхностный разрез кожи, что обычно вело к заболеванию в легкой форме и последующему иммунитету. Такой тип искусственного заражения был введен в Англии уже в 1717, и подобная практика получила распространение, но результаты не всегда были надежны, иногда заболевание протекало в тяжелой форме. Более того, это не позволяло избавиться от самой болезни.

Радикальное решение проблемы нашел скромный английский сельский врач Эдуард Дженнер (1749–1823). Он установил, что доярки не заражаются натуральной оспой, если уже переболели коровьей оспой - неопасной инфекцией, передаваемой при дойке больных коров. Эта болезнь вызывала лишь легкую сыпь и проходила довольно быстро. 14 мая 1796 Дженнер впервые провел вакцинацию восьмилетнего мальчика, взяв жидкость из оспенного пузырька инфицированной доярки. Шесть недель спустя мальчику была привита оспа, но никаких симптомов этого страшного заболевания не появилось. В 1798 Дженнер опубликовал книгу Исследование причин и действия Variolae Vaccinae (Inquiry into the Cause and Effects of the Variolae Vaccinae ). Очень быстро в большинстве цивилизованных стран это страшное бедствие пошло на убыль.

Медицина – это наука, изучающая здоровье и болезни человека, определяющая нормы этих двух состояний, а также ищущая способы сохранить и укрепить здоровье, излечить заболевание, а также не дать ему распространиться.

История медицины

Медицина существует столько, сколько существует человечество. Как только человек получил одно из тех свойств, которое отличает его от животного – способность к сопереживанию – появилось и желание помочь страдающему близкому. Посредством наблюдений, опытов с окружающими растениями и предметами, люди накапливали информационную базу. Эти полезные знания и навыки стали передаваться избранным членам племени – так появились жрецы.
Имея весьма ограниченные данные (в сравнении с сегодняшним днем), и естественное человеческое желание дать разгадку сути явлений, жрецы объяснили начало заболеваний проникновением в тело больного злых духов. Так, в сплетении мифа и реальных знаний, зарождалась медицина.

Медицина и религиозные учреждения были тесно связаны до 20 столетия.

С возникновением городов жрецы ушли в храмы, людям же требовалась ежедневная – близкая и доступная – помощь. Так возникала светская медицина, а в деревнях и среди низших слоев общества – то направление, которое сейчас принято называть «народной медициной», а именно знахарство.

Больших достижений достигли медики развитых древних культур – Древней Индии и Китая, Египта, Древней Греции и Римской империи. Последовательно перенимая накопленную информацию, медики совершенствовали свои навыки, углубляли знания, передавая опыт в книгах.

Потрясающие факты:
  • Уже в 5 веке до н.э. врачи делали операции под наркозом, проводилось успешное обеззараживание прооперированного пациента.
  • В Древней делали пластические операции: медики могли восстановить поврежденное ухо или нос.
  • В Древнем проводили трепанацию черепа

Средневековье стало шагом назад для медицины. Научные книги уничтожались, народные лекари признавались колдунами и ведьмами. Медицина, ущемленная и забитая, ютилась в монастырях. Однако и в Средние века жажда знаний жила в людях. Гонимые церковью алхимики (например, Парацельс) занимались опытами, многие из которых были медицинскими.

В период Ренессанса научные знания древних стали понемногу возвращаться, многое переняли у арабских врачей, которые в свою очередь стали преемниками древних индусов.

Сегодня медицине оказывается всесторонняя поддержка общества и государства. Впереди решение огромного количества задач, как по лечению болезней, так и по профилактике их возникновения.

Области медицины

Вот только некоторые разделы медицинской науки:

Официальная, нетрадиционная и
народная медицина

Научно доказанные методы лечения относятся к официальной медицине. Однако существует множество способов помощи человеку, испытанные веками, но до сих пор полностью не изученные, а потому, при всем многообразии примеров эффективности, не признанные официальной наукой.

К методам нетрадиционной медицины относятся:

  • акупунктура – воздействие на органы через определенные точки концентрации энергии на теле человека, в т.ч. иглоукалывание, рефлексотерапия;
  • гомеопатия – лечение подобного подобным, принятие в малых дозах препаратов, вызывающих те же симптомы, что имеет болезнь;
  • Натуральная медицина (натуропатия) – лечит природными средствами; включает многие методы, в том числе ароматерапию, лечение пиявками, фитотерапию, грязелечение.

Народную медицину часто относят к нетрадиционной медицине. Её методы и способы лечения – часть народной мудрости, передаваемая из поколения в поколение. К профессионалам народной медицины можно отнести знахарей, к методам – лечение , заговоры, молитвы. Средства народной медицины долгое время сознательно дискредитировались представителями официальной науки, и такая пропаганда была необходима, чтобы победить антинаучные суеверия.

Однако в этой борьбе были утрачены многие рецепты, эффективность которых доказана на сегодняшний день.

Поэтому сейчас мы вновь вспоминаем забытые рецепты травников в поисках замены химически синтезированных лекарств , чтобы снизить медикаментозную нагрузку. В защиту методов народной медицины можно также привести тот факт, что многие «научные» методы, практиковавшиеся именитыми врачами, в последствие оказались вредными, ненужными, опасными.

К примеру, знаменитое лечение кровопусканием, или варварский метод терапии сумасшедших, заключавшийся в долгом раскручивании больного на устройстве типа карусели.

Современные задачи медицины

Сегодня люди хотят не только вылечить заболевание, но и как можно дольше сохранить здоровье. Если в Средние века продолжительность жизни составляла примерно 30 лет, то сейчас мы хотим дожить до 90, при этом ожидая, что мы будем сохранять активность и качество жизни здорового человека.

Современная медицинская наука ищет способы продления жизни, а не только методы лечения заболеваний.

Публикации по теме